История восстановления послевоенного Ленинграда символична — это поучительный пример, показывающий способность России к экономической и социокультурной регенерации после пережитых потрясений, считает политолог. Сразу после войны парк начали восстанавливать: его разминировали, а завалы расчистили.
Восстановление Ленинграда
Уже в первые дни после окончания блокады в городе приступили к демаскировке и восстановлению зданий, реставрации памятников. Восстановление и дальнейшее развитие Ленинграда и его промышленности в послевоенный период. Большая подборка сравнительных фото до-после блокадного Ленинграда 1941-1944 годов. На период, когда Белехов руководил Отделом по охране памятников, пришлись Великая Отечественная война, блокада Ленинграда, послевоенное восстановление. После снятия блокады Ленинграда и освобождения Ленинградской области от фашистских захватчиков в феврале 1944 года здесь начались работы по восстановлению железнодорожных линий.
Как восстанавливали Ленинград после войны и блокады
После блокады Ленинграда и вместе с восстановлением города особое внимание уделялось озеленению Ленинграда[38]. Было поручено восстановить Ленинград как столичный город, а также центр военной промышленности и точечного машиностроения Блокада Ленинграда стала одной из самых трагичных страниц в истории Великой Отечественной войны. Было поручено восстановить Ленинград как столичный город, а также центр военной промышленности и точечного машиностроения Блокада Ленинграда стала одной из самых трагичных страниц в истории Великой Отечественной войны. Опыт восстановления Ленинграда после блокады применят в Мариуполе. Текст научной работы на тему «Новаторство как дискуссионная тема послевоенного восстановления Ленинграда».
О возрождении Ленинграда после блокады расскажут в Петропавловской крепости
О безопасности 14 июля 1944 года было выпущено решение Ленгорсовета депутатов трудящихся «Об усилении охраны домов». Обеспокоенность депутатов вызвало резкое увеличение краж и хищений имущества граждан. В целях усиления охраны домов было решено восстановить круглосуточное дежурство в домах. Привлекать группы самозащиты, а при недостаточности их — домовых работников дворников, сторожей.
Про метро Документы 1944 года показывают и то, что ревностное отношение к Москве у Ленинграда было всегда. Напомним, что нынешняя компания «Метрострой» существовала уже тогда, она была основана еще в 1941 году. Из этого документа видно, что пока город был в блокаде, архитекторы занимались проектированием.
В 1944 году, пока строительство еще не возобновлено, архитекторы предлагают провести экспериментальные работы по изготовлению отделочных материалов станций. В частности, предлагают производить конструктивные элементы тоннеля из кембрийских глин, взамен чугунных тюбингов. А также применять не такие материалы для отделки, как в столице: «Отделка станций ленинградского метро должна быть отличной от станций московского метро.
Наши станции могут быть не менее эффектными по своему облику и более дешевыми, если мы сможем своевременно в заводских условиях разработать и освоить такие рожденные в Ленинграде материалы как декоративный фарфор и художественное стекло. Художественное стекло дает необычайно интересные возможности, так как позволит имитировать драгоценные отделочные материалы, исключит потребность применяемых в Москве — мрамора, яшмы и т. Для просмотра полного размера — кликните по картинке Об увековечении памяти на Пулковских высотах О проведении мероприятий по установке на братской могиле на Пулково монумента-памятника — свидетеля несокрушимой мощи русской гвардии и трудящихся гор.
Ленина просит 10 июля 1944 года в своем обращении к председателю Ленинградского городского совета депутатов трудящихся тов. Он сообщает, что в феврале 1944 года в результате боев до 1000 бойцов и офицеров гвардейцев, отдавших свою жизнь за Родину, были захоронены в братских могилах на вершине Пулковской высоты. При захоронении, силами корпуса на могиле был установлен временный памятник из дерева, который «в настоящее время пришел в ветхость и разрушается».
Про рабочих После запуска процесса восстановления города, как водится, пошли проверки. Одна из них касалась выполнения постановления бюро Горкома от 22 декабря 1943 года «О подготовке квалифицированной рабочей силы на промышленных предприятиях г. Выводы, отраженные в документе от 18 января 1945 года, не лестные.
Предприятия предоставлены самим себе. Расточница 4-го разряда тов. Демидова того же цеха отказывается посещать занятия потому, что считает их излишними и неинтересными.
Техническая пропаганда, недостаточно развернута…». Про курорт и гонку ГТО В 1944 году власти Ленинграда вернулись к идее от 2 мая 1940 года организовать на побережье Финского залива санаторно-курортную и дачную зону. Об этом говорится в докладной записке на эту тему на имя Жданова.
Всего домов до войны было свыше 4500 с жилой площадью около 250000 кв. Жилой фонд в значительной степени сохранился…под санатории и здравницы отвести район Курорта с прибрежной частью гор. Сестрорецка, район Дюн между Курортом и поселком Оллила, территорию поселка Келломяки к югу от железной дороги, поселок Куокалла и верхнюю террасу поселка Тюрисево.
Для домов отдыха и баз отдыха отвести — Оллила, Ривьеру, Метсякюля и прибрежную часть г. Для пионер-лагерей, загородных детских садов, детских домов и яслей отвести Александровку, Тарховку, Разлив, Куоккала и Тюрисево». Для развития массовой физкультуры и спорта в Ленинграде в 1944 году было восстановлено 465 объектов, в том числе стадионов — 8, спортбаз и спорзалов — 83, зимних плавательных бассейнов — 2, гребных баз — 5, спортплощадок — 336: «Развертывание массовой физкультурной работы сопровождалось борьбой за возрождение былой спортивной славы города Ленинграда.
Ленинградские спортсмены в 1944 году добились больших побед — конькобежец Петров завоевал звание абсолютного чемпиона СССР…». Про Аврору Поставить крейсер «Аврора» в Большой Невке, вдоль набережной, притопив его до полной осадки в грунт, подготовив землечерпанием и уплотнением. Об этом сказано было 15 июля 1944 года в документе, направленном Народному Комиссару военно-морского флота Союза ССР Адмиралу флота тов.
Кузнецову Н. Крейсер «Аврора» поручено было передать Нахимовскому училищу со штатом в 10 человек, оборудовать как учебный блокшив и музей революционной истории флота, сохранив его исторический силуэт.
И вот в таких помещениях с изящными окнами и огромными потолками ютилось большое количество людей, которые не были связаны кровными узами. Было принято, что в одной комнате проживала одна семья, а в таких квартирах количество комнат могло доходить и до десяти. Соответственно, столько семей и селилось в эту квартиру. Послевоенное время Несмотря на нехватку жилья, на предприятия нужны были рабочие руки. Поэтому старались заселить людей как можно плотнее.
После блокады город нуждался в специалистах. Поэтому было решено набрать их со всей страны. В послевоенное время более тридцати тысяч производственников и восемнадцать тысяч сельской молодежи приехали, чтобы участвовать в подъеме промышленности города.
НЕТ» Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей» Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10. Учредитель акционерное общество "Ленинградская областная телекомпания".
В связи с этим коллектив Дубровской ГРЭС получил указание начать демонтаж оборудования и его эвакуацию. Когда в январе 1943 года Дубровскую ГРЭС освободили, она представляла собой руины — груды бетона и металла.
Все инженерные сооружения: мосты, эстакады, насосная станция и железнодорожные пути — были полностью разрушены. Тем не менее, в 1944 году ГРЭС решили восстанавливать, и уже в марте 1946 года пустили первые котел и турбину. В декабре 1958 года мощность Дубровской ГРЭС превзошла довоенную, а станция была оснащена передовым оборудованием российского производства. Гидроэнергетика 16 августа 1947 года состоялся ввод в эксплуатацию Светогорской ГЭС. В 1940 году в результате советско-финской войны электростанция перешла к СССР. Проект был изменен к примеру, была увеличена высота плотины , и строительство продолжилось. В августе 1941 года гидростанцию захватили финские войска. Финские инженеры продолжили строительство электростанции по существующему проекту.
Основные строительные работы были выполнены фирмой EGT, а в апреле 1944 года были проведены пробные пуски оборудования. Тогда же недостроенная ГЭС была занята советскими войсками, работы по ее строительству были закончены уже советским «Энсогэсстроем». Годом позже, 19 декабря 1945 года, здесь же, на Вуоксе, состоялся ввод в эксплуатацию восстановленной после Великой Отечественной войны Лесогорской ГЭС. В ходе боевых действий ГЭС была частично разрушена, сразу после освобождения начались работы по ее восстановлению. На базе Лесогорской и Светогорской гидроэлектростанций в августе 1949 года был образован каскад Вуоксинских ГЭС на реке Вуокса в Ленинградской области. К маю 1941 года в Карелии насчитывалось уже 150 действующих электростанций, включая дизельные и локомобильные, общей установленной мощностью 66,1 тыс. Перед началом Великой Отечественной войны выработка электроэнергии достигла 178 млн. Во время войны значительная часть объектов была разрушена или повреждена, однако в послевоенные годы энергосистему в кратчайшие сроки восстановили.
Восстановление Александровского дворца после Великой Отечественной войны. Утраты и приобретения.
За время Великой Отечественной войны энергосистеме Северо-Запада был нанесен огромный ущерб: были утеряны две трети мощности, более 1000 км высоковольтных линий электропередач напряжением 110—220 кВ, все загородные подстанции 35—110 кВ. Ежедневно энергетики совершали настоящий трудовой подвиг: делалось все возможное, чтобы защитить оборудование от налетов авиации, проводились работы по маскировке, переводу котлов на бездымный процесс горения топлива. Электричество и тепло были дороже хлеба. Сразу же после полного снятия блокады Ленинграда, освобождения Мурманской области и Карелии широко развернулись восстановительные работы на всех электростанциях, подстанциях и линиях электропередач, разрушенных во время войны. Для восстановления энергетических объектов было создано Управление аварийно-восстановительных работ УАВР. Работа наталкивалась на невероятные трудности: не хватало оборудования, работников, материалов, проектной документации. И все же энергетика быстро набирала силы. Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР в 1946—1950 годах позволил существенно ускорить темпы строительства энергетики. Волховская ГЭС. В августе 1941 года были выведены из строя все гидроэлектростанции. После вывоза основного оборудования на станции в рабочем состоянии осталось всего два вспомогательных гидроагрегата по 1000 кВт — они обеспечивали электроэнергией железнодорожный узел Волховстрой и воинские части.
В осажденный Ленинград нужно было провести электричество. В феврале 1942 года в Волхов прибыли эшелоны с оборудованием станции с Урала и из Средней Азии. И уже 30 апреля заработал первый гидроагрегат. Сооружение всех объектов электропередачи Волховская ГЭС — Ленинград, включающей три подстанции, более 200 км воздушных линий, пять ниток подводного кабеля, было выполнено за 45 дней вместо заданных военным советом 56 дней. После Великой Отечественной войны Василеостровская электростанция подверглась расширению. В 1946—1950 годах были реконструированы все четыре котла с переводом их со слоевого сжигания на камерное. Соответственно была реконструирована топливоподача.
Были даже пересмотрены нормы жилищно-санитарных требований. Так, если раньше на одного человека должно было приходиться 9 квадратных метров жилья, то в 1944 году этот норматив был снижен до 6 квадратов. Излишки же, должны были изыматься. Как изъять «лишние» квадратные метры? Безусловно, подселив в квартиру новых жильцов. Возражать принято не было. Так, если например, в стандартной двушке в 42-45 квадратов проживала семья из 4 человек, то к ним вполне могли подселить еще одну семью. Хотя уже даже в это время Ленинград считался городом коммуналок и в нем и без того наблюдался дефицит жилья. Коммуналки были едва ли не символом Ленинграда, города, который в одночасье стал местом притяжения огромного количества людей. Элегантность творческого Петербурга уживалась с веяниями социалистической революции. До сих пор существует масса коммуналок, созданных в элегантных домах и огромных квартирах дворянства, у которых коммунисты отняли жилье и приспособили его для нужд рабочего класса. Такое сочетание несочетаемого, когда в здании классической архитектуры с огромными потолками и изящными окнами ютились десятки чужих друг другу людей, стало привычным. В людях жила надежда и это было главнее всего. Потому ситуация, возникшая в городе после снятия блокады, с жильем, когда семьи жили в коммуналках, никого особо не удивила, скорее это было в духе времени и особенно города. Ведь сразу после свержения царя в Петербурге остро встал жилищный вопрос, селяне стремились в города, туда ехала молодежь для новых перспектив и строительства социализма. К тому же, после всеобщей коллективизации, в деревнях уровень жизни заметно снизился. Переименование города в Ленинград лишь усилило его привлекательность в глазах внутренних мигрантов, которые видели в нем очаг социалистической революции и строить социализм ехали именно туда. Некогда большие квартиры дворян становились коммуналками, чаще всего в одной комнате проживала одна семья, а общее количество комнат в квартире было от трех до десяти. Общесоветская проблема Коммуналки стали символом Ленинграда еще в 30-е. Ситуация с жильем в Ленинграде после блокады с одной стороны накалилась ввиду того, что многие жилые дома оказались разрушенными, с другой стороны, наоборот, количество населения существенно уменьшилось во время блокады. Потому можно утверждать, что существенно положение дел не изменилось. Скорее это была путаница в имущественных вопросах, которую удавалось относительно безболезненно решить. К тому же, в послереволюционное время острая нехватка жилья была практически во всех городах. Сразу после революции население хлынуло в города. Так, за десять с небольшим лет, начиная с 1926 года в города уехало 18,5 млн жителей сел и деревень. В ту пору и был введен термин «самоуплотнение», говоря проще жилье было менее комфортным, зато для всех. Впрочем, большими и просторными квартирами могли «наградить» особенно старательных коммунистов. В том же Ленинграде, после 1935 года освободилось много добротных квартир, чьи прежние хозяева были репрессированы, практически вся их жилплощадь была роздана сотрудникам НКВД. Этот диссонанс встречается до сих пор. Вполне вероятно, что в стране Советов планировали решать этот вопрос, но война изменила планы. Жизнь страны в буквальном смысле разделилась на до и после, изменились миграционные потоки, сократилось количество населения - люди погибли на войне. Но предприятия нуждались в рабочих руках, потому города снова заселялись настолько плотно, насколько это было возможным. Безусловно, городское население пополнялось за счет сельского, ведь для правительства промышленность была куда важнее сельского хозяйства. Сильнее всего это было заметно в Ленинграде, после окончания блокады город испытывал голод в специалистах и кадрах, которых решили набрать со всей страны: 30 тысяч производственников и 18 тысяч сельской молодежи приехали поднимать промышленность Ленинграда. Прорыв блокады Ленинграда.
Именно в его квартире собирались перед восстанием декабристы. Мариинский театр Мариинский театр во время блокады и в наши дни Сегодня: главная сцена Мариинского театра Адрес: Театральная площадь, 1 В сентябре 1941 года в правое крыло театра, в советское время названного Кировским, попала 250-килограммовая фугасная бомба. По воспоминаниям певицы Татьяны Холмовской, «от взрывной волны открылись двери в зрительном зале и прилегающих коридорах, мебель была уничтожена, железный занавес отодвинулся почти на метр, но прикрыл собой сцену». Всего за время блокады в здание попало более двадцати снарядов, но к осени 1944 года федеральный памятник уже восстановили. Во время работ здания могли получить новый архитектурный облик, «созвучный окружению», отмечает эксперт. В качестве примеров он приводит следующие здания. Станция метро «Адмиралтейская» Дом в Кирпичном переулке, 1 слева направо : в довоенные годы, во время блокады, после реконструкции в 1950-х годах, в наши дни Адрес: Кирпичный переулок, 1 Во время войны дом, на месте которого сейчас расположена станция метро «фиолетовой» ветки, разрушили снарядом. Бомба срезала угол здания. Считается, что дом в Кирпичном переулке — один из первых, восстановленных после войны. Однако во время реставрации его вид сильно изменили. Несмотря на протесты граждан, в 2009 году здание снесли для создания вестибюля «Адмиралтейской». КГИОП разрешил снос, поскольку дом переделали слишком сильно. Специалисты решили, что он уже не представляет исторической ценности. Но в качестве комплимента придали фасаду новой постройки черты уничтоженного дома. В 1913 году дом полностью перестроили, надстроив этаж. Литературный дом Дом на Невском, 68 слева направо : в довоенные годы, во время блокады, в аварийном состоянии в 2000-х, в наши дни Сегодня: офисное здание Адрес: Невский проспект, 68 В блокаду здание около Аничкова моста разрушила фугасная бомба, но уже весной 1942 года началась работа над планом восстановления исторического дома. Здание реконструировали в 1947—1950 годах. Фасад полностью перестроили в неоклассическом стиле с элементами сталинского ампира для исполкома Куйбышевского района. В 2010 году дом признали аварийным и в 2011 году снесли для создания «Группой ЛСР» апарт-отеля.
В первую очередь необходимо было восстановить его фасады. Без них невозможно было представить существование великолепного дворцово-паркового ансамбля с центральным каскадом фонтанов и прилегающими парками. Оль, проводили фрагментарные обмеры и фиксацию утрат. Подготовленное проектное задание на реставрацию, а точнее сказать ремонт, Большого Петергофского дворца предусматривало устройство в нем дома отдыха: на месте Тронного зала предлагалось разместить ресторан, рядом, в Чесменском зале, — раздаточную, вместо центрального Картинного зала и вестибюля под ним предполагалось сделать большую лестницу на второй этаж, а над ней, в уровне третьего этажа, — бильярдную. В то, что исторические интерьеры дворца можно восстановить, верили тогда единицы. Исключительную инициативу проявил энтузиаст своего дела, ревностный хранитель памятников Н. Белехов настоял на разработке новых предложений с ориентацией на максимальное сохранение исторической планировки. Автором еще одной концепции стал архитектор Ф. Олейник, но и в его проекте не было места историческим интерьерам. Петродворце», согласно которому восстановлению подлежали фасады дворца с одноглавыми завершениями церкви и Корпуса под гербом по первоначальному проекту Бартоломео Растрелли и пять исторических интерьеров: Парадная лестница, Танцевальный зал, Белая столовая, Тронный и Чесменский залы. В мастерской профессора А. Оля выполнили новый вариант планировки дворца, который обладал определенными достоинствами по сравнению с предыдущими предложениями: ресторан был перенесен из парадных залов в Корпус за гербом, предусмотрено восстановление исторической отделки некоторых помещений. Однако и этот проект имел недостатки: громадная лестница на два этажа в центральной части дворца заняла Портретный зал, оба Китайских кабинета, Дубовую лестницу и центральный вестибюль, а главное, она рассекала дворец на две части. По-прежнему предполагалось разместить зрительный зал в восточной части здания, многие стены подлежали сносу, северная и южная анфилады ликвидировались. В результате очередной вариант, находившийся в стадии проектного задания, был отклонен научно-экспертным советом ГИОП, а затем и Архитектурным советом при главном архитекторе города Н. Было предложено разработать новый проект. За дело взялись несколько авторов, которые представили четыре проекта с разными подходами к восстановлению Большого Петергофского дворца. Это вызвало бурные споры не только по поводу одного объекта, но и относительно подобных работ в целом. И теперь уже поднимался вопрос, как вообще восстанавливать памятники архитектуры, разрушенные во время войны, если речь идет о конкретных сооружениях, отдельных интерьерах или фрагментах уникальной отделки. Эти споры о возобновлении или воссоздании утраченных памятников культурного наследия продолжаются и до настоящего времени и, вероятно, всегда будут находиться в центре внимания специалистов и общественности. К сожалению, на некоторое время финансирование прекратилось, поэтому в мае 1950 г. Под руководством В. Савкова и на основании выполненных им обмеров был изготовлен макет крыши дворца в уменьшенном масштабе, который впоследствии служил эталоном при восстановлении причудливых изломов кровли дворца. Он находился непосредственно на строительной площадке, помогая рабочим воплощать в жизнь историческое архитектурное решение. В послевоенное время в Ленинграде не было ни специалистов, ни материалов, ни средств. Однако еще до полного снятия вражеской блокады, в 1943 г. Позже это учебное заведение было преобразовано в Высшее художественно-промышленное училище. Тогда же в Ленинграде было организовано еще несколько учебных заведений, в которых ребят обучали строительному делу и прикладным искусствам, а 1 июля 1945 г. Сюда приходили на работу только что получившие профессиональную подготовку молодые ребята. Из эвакуации вызывали мастеров высокой квалификации: лепщиков, мраморщиков, живописцев, резчиков, позолотчиков, каменщиков, паркетчиков. Усилиями многих ответственных лиц организованы фонды материалов для производства реставрационных работ. В кратчайшие сроки предстояло наладить работу столярных мастерских, цехов по реставрации люстр, литейного и кузнечного цехов. Консервация здания требовала выполнения большого объема строительных работ, нужны были лес, кирпич, металл и многие другие материалы. К работам по Большому Петергофскому дворцу привлекли и только что созданный Ремстройтрест Петродворцовского района. Часть подсобных работ была поручена строительным мастерским Дирекции дворцов музеев и парков в городе Петродворце, однако в силу ограниченности ресурсов они почти не принимали участия в первоочередных работах и занимались в основном ремонтными работами для поддержания фонтанной системы в рабочем состоянии. Ремонтно-восстановительные работы начались с того, что были усилены фундаменты, особенно ослабленные в центральной части здания. На отдельных участках, например, от Белой столовой до Куропаточной, фундаменты выкладывали заново, с большими заложением и толщиной подошвы, то же самое было сделано и под южной стеной в центре дворца. В остальных местах фундаменты, выполненные при Растрелли, оказались достаточно мощны и крепки, что позволило обойтись без какого-либо вмешательства. Еще в 1945 г. В дальнейшем эти участки стен, так же, как и дымоходы, были восстановлены в исторических габаритах. Южный фасад пострадал меньше северного, но и тут имелись серьезные разрушения: в результате артобстрела была обрушена часть западной стены Купеческого зала. Так как центральная часть дворца была сильно разрушена, а северная стена полностью уничтожена взрывом, Е. Казанская разработала проект стены с разбивкой рядов кирпича. В соответствии с основным требованием реставрационного задания максимально сохранялись все внутренние стены, для предотвращения их падения даже закладывали дымовые каналы, ставили подпорки. Некоторые стены были целиком забраны в сплошные железобетонные корсеты-обоймы, скреплены металлическими каркасами из уголков и стальных полос, поверх которых наносили штукатурку. Стена Тронного зала Большого Петергофского дворца. Грекова были разработаны проекты восстановления конструкций крыши и усиления стен дворца. Уклоны скатов крыши определялись по сохранившимся следам штукатурки на дымовых трубах. За один год дворец был подведен под крышу, восстановлены стены, выполнены перекрытия и стропила, установлены металлические фермы над Тронным и Портретным залами и Белой столовой. Проект конструкций выполнен инженерами П. Ковалевским и Д. Деревянные конструкции крыши главного корпуса дворца выполнены от восточной до западной половины. Достичь таких результатов удалось только благодаря скоординированной, слаженной работе сразу пяти заводов. Основную часть работ выполнял Ремстройтрест г. К 1958 г. Были приведены в порядок сохранившиеся лепные и каменные украшения, кованые ограждения балконов с золочеными накладками. Утраченные украшения, ограждение центрального балкона вместе с гранитной плитой, центральная ваза на крыше и завершения куполов с главками и причудливым барочным выколотным декором воссозданы с максимальным приближением к историческому виду, известному по архивным фотографиям. Большой проблемой для реставраторов явилось восстановление карниза здания. Во времена архитектора Растрелли карниз был выполнен из трех рядов известняка: профилированные плиты вырезали из мягкого камня, добываемого из карьера, а потом выдерживали некоторое время под навесом на воздухе, чтобы они набрали твердость и прочность. Повторение карниза в том же материале оказалось невозможным из-за отсутствия действующих карьеров по добыче мягкого известняка. Использовать старые плиты для переделки было недопустимо, поскольку камень крошился. Анализ профилей карнизных плит на разных участках фасадов показал, что оригинальные известняковые плиты изготовлены разными бригадами каменщиков, кроме того, профили менялись в процессе изнашивания шаблонов во время работы, но все их можно было свести к двум типам. Было решено отливать цементные плиты с закладкой арматуры. Плиты выполнялись с таким расчетом, чтобы большой вынос карниза уравновешивался за счет заведения тыльной части плит на всю толщину стен. Верхние плиты крепили стальными анкерами в кирпичную кладку стен. Таким образом, нижний ряд плит карниза был максимально сохранен, а два верхних выполнены заново из бетона. Удалось даже добиться шероховатости поверхности, характерной для пудожского известняка и образованной в данном случае за счет деревянных форм опалубки. При восстановлении фасадов особое внимание уделяли реставрации и выполнению новых лепных и резных каменных украшений с учетом сохранившихся аналогов. Наиболее богатой отделкой отличался северный фасад, в центральной части которого размещались гипсовые надоконные украшения, сильно пострадавшие за те годы, когда дворец стоял без крыши; на корпусах, пристроенных Растрелли, помещались каменные картуши, многие из которых были повреждены осколками снарядов. Гипсовые украшения отливались по аналогам и устанавливались на место с помощью пиронов с подливкой гипсового раствора, каменные картуши реставрировали на месте методом домазки сложным раствором, с включением крошки известняка. При Растрелли каменные украшения из известняка заводились глубоко в кладку и являлись ее частью, выполняя роль замкового камня, поэтому даже сильно пострадавшие картуши решили не заменять. Сложной оказалась и работа по воссозданию барельефов во фронтонах северного и южного фасадов. Рисунок южного фронтона в уменьшенном масштабе выполнила В. Можанская, саму модель сначала в масштабе рисунка, а затем в натуральную величину подготовили скульпторы-модельщики Г. Михайлова и Э. Первоначально барельефы были деревянными, и лишь в конце 1920-х гг. Именно гипсовые фрагменты, чудом уцелевшие при пожаре, наряду с историческими фотографиями послужили исходным материалом для восстановления барельефа. На северном фронтоне не сохранилось каких-либо остатков. Прежде чем приступить к проектированию, Е. Казанская изучила хранящиеся в музеях военные атрибуты различных эпох и только после этого выполнила рисунок барельефа, по которому те же скульпторы выполнили модель сначала в уменьшенном масштабе, а затем в натуральную величину. Формовка новых барельефов из сложного раствора с применением белого цемента осуществлена мастером Вагиным. После завершения в 1958 г. В первую очередь распахнулись двери Портретного Картинного зала, работы в котором завершились в 1964 г. Он не входил в перечень помещений, указанных в постановлении Совета министров СССР, и восстановлен в историческом виде с легкой руки Н. Белехова, который распорядился начинать восстановление интерьеров дворца именно отсюда, так как основные элементы его убранства, 368 портретов работы Пьетро Ротари, были возвращены из эвакуации. Зал является центром планировочной композиции всего дворцово-паркового ансамбля и благодаря своему положению и видам, открывающимся на север и юг, позволяет увидеть с одной точки и перспективу Морского канала с Нижним парком, и панораму регулярного партера Верхнего сада. В 1965—1966 гг. Оба помещения находятся в Петровской части дворца, расширенного Растрелли. От Диванной на восток идет анфилада парадных покоев императорских особ — Северная, или Золотая, анфилада. Следующей из восстановленных комнат стала Коронная, реставрация которой осложнялась отсутствием довоенных изображений ее общего вида. Известно лишь, что растреллиевская отделка просуществовала около 15 лет и в 1769—1770 гг. Фельтена создана парадная опочивальня. Было решено выполнить перегородку алькова и декоративную композицию по аналогам и архивному чертежу Ю. Фельтена, где приведено изображение одной из перегородок, возведенных в те годы. Работы в Белой столовой, так же, как и в Тронном и Чесменском залах, облегчались, хотя и ненамного, благодаря наличию сохранившихся на стенах остатков лепного декора: барельефов, тяг, гирлянд и порезок. В 1770-х гг. Особое место в художественном убранстве зала занимали барельефы в овальных медальонах, созданные в XVIII в. Отделка интерьера Белой столовой выполнена Ю. Фельтеном в 1774—1775 гг. При моделировании неоценимую пользу принесли дореволюционные и довоенные фотографии. Некоторые сохранившиеся элементы играющих младенцев путти и цветочных гирлянд были давно сняты и хранились во дворце. При восстановлении утраченных барельефов скульпторам помогло определение М. Колотовым авторства И. При расчистке мест для установки барельефов и снятии старых остатков скульптор Томский обнаружил, что поверхность в крупных медальонах, на которой выполнялись барельефы не плоская, а слегка вогнутая, полусферическая. Благодаря этому композиции старых мастеров имели достаточно развитый вглубь рельеф, который, тем не менее, не нарушает плоскость стены. Паркетные полы восстановлены по фотографиям и рисункам Растрелли.
Менее 580 тысяч человек: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады
это, прежде всего, восстановление от тяжелейшего удара - фашистской блокады. В этом же году им предстояло начать первый этап по восстановлению и развитию Ленинграда согласно принятому Генплану. После окончания блокады, Ленинграду потребовались годы на восстановление.
Лекция Восстановление Ленинграда после Великой Отечественной войны
Перед вами снимки главных зданий Ленинграда в конце войны: его дворцы после нескольких лет оккупации оказались в руинах, и на их восстановление ушло не одно десятилетие. Как начали восстанавливать Ленинград после блокады. 80 лет назад Ленинград сбросил оковы блокады, в которой был зажат 872 дня. Великое восстановление после войны сделало свой вклад в развитие города и его превращение в одну из самых важных культурных и туристических столиц мира. Но восстановление после войны — это не меньший подвиг, с которым справились архитекторы и реставраторы. 1:09 Восстановление домов в Ленинграде после войны 1946. Восстановление Ленинграда после вражеской осады потребовало от ленинградцев много сил и времени.