Великий пост каждый год имеет разные даты и зависит от того, в какой день будет Пасха. Великий пост был установлен в апостольские времена и первоначально длился всего лишь от 24-х до 40 часов. В дни Великого поста церковь призывает больше молиться, посещать храм, не ссориться с окружающими. Это будет прекрасный гарнир к любому мясу, особенно если вы готовите баранину, но всё же после поста лучше отдать предпочтение нежирной курице, индейке или кролику, — рекомендует врач. статья на кулинарном сайте
Великий пост в 2024 году: история и суть, что нельзя есть, меню
Великий пост 2023: когда начинается и кончается, что нельзя есть и делать, а что можно | Великий пост сопряжен с довольно радикальным изменением питания, а поскольку длится он 48 дней, организм нужно подготовить. |
У православных верующих начался Великий пост // Новости НТВ | Великий пост каждый год имеет разные даты и зависит от того, в какой день будет Пасха. |
В чем смысл Великого поста? Ответы священников | Суть Великого поста коротко и емко описал святитель Иоанн Златоуст: «Пост есть пища для души». |
История и смысл Великого поста | Суть Великого поста коротко и емко описал святитель Иоанн Златоуст: «Пост есть пища для души». |
Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году
Разве можно назвать постом то, когда отсутствие мяса заменяют такими постными продуктами, как дорогие авокадо, креветки, крабы, кедровые орехи и так далее", — сказали священнослужители. Отвечая на вопрос о списке продуктов, которые церковь разрешает употреблять во время поста, отметили, что это крупы, грибы, сухофрукты, овощи, фрукты, соленья, постный хлеб, мед. В Великий пост в некоторые дни можно есть рыбу. Согласно календарю питания на Великий пост-2024, ее можно приготовить 7 апреля, в праздник Благовещения, в этот день разрешается рыба и вино. Также допускается рыбное меню во время Лазаревой субботы, которая в этом году приходится на 27 апреля, и на Вербное воскресенье — 28 апреля. Пост для монахов Следует отметить, что самый строгий пост, без всяких послаблений, должны держать монахи, а также люди, на которых священник наложил епитимью воздержания от скоромного в течение 40 дней. К примеру, в первую и последнюю неделю поста монашествующие едят один раз в день, вечером.
Два раза в день им разрешено поесть по субботам и воскресеньям. Кроме того, по каноническому уставу для монахов и монашек по понедельникам, средам и пятницам только холодная пища без растительного масла, по вторникам и четвергам разрешается горячая, но тоже "пустая", без масла и других добавок.
Его продолжительность составляет 48 дней, а дата начала рассчитывается относительно Пасхи.
В 2024 году Светлое Христово Воскресение празднуется 5 мая. Следовательно, начало Великого поста приходится на 18 марта. Какого числа завершается Великий пост Второй важный вопрос — какого числа заканчивается Великий пост.
Говение завершается накануне Пасхи. В 2024 году Великий пост подойдет к концу 4 мая. Суть Великого поста Мы разобрались, когда начинается и сколько длится Великий пост в 2024 году.
Однако верующим, собирающимся поститься в первый раз, стоит знать и о смысле говения. Великий пост состоит из двух частей: Четыредесятница — 40 дней в память о многодневном искушении Христа в пустыне; Страстная неделя, она же Страстная седмица, — 6 дней в память о последних днях Иисуса Христа на земле. Особняком стоят три христианских праздника — Благовещение Пресвятой Богородицы, Лазарева суббота и Вербное воскресенье.
О них мы еще скажем в дальнейшем. Итак, Великий пост — это повод вспомнить события земной жизни Иисуса Христа, а также совершение религиозного подвига.
Потому что этот пост изначально формировался как пост крещений.
Дело в том, что раньше в древней церкви существовало очень много мнений, как нужно готовиться к празднику Пасхи. Одни постились неделю. Другие 40 часов.
Иные 40 дней. И в древности изначально так сложилось, что Великий пост предшествовал прежде всего встрече Пасхи, а также тех людей, которые должны были принять крещение. Так как у нас в древности крестили в Великую Субботу перед Пасхой.
Соответственно, те люди, которые хотели принять крещение и стать православными христианами, должны были особым образом готовиться к этому большому событию в своей жизни. Таких людей стали называть оглашенными. То есть кто такие оглашенные люди?
Это те, которые проходили оглашение — учились основам христианской жизни, прежде всего ее духовной доминанты и молитвам. Потому что в нашей религии самое главное не то, как человек понимает Священное Писание, а то, как он исполняет его и придания церковные в своей жизни. У нас до сих пор остались в литургии такие прошения, которые называются ектения об оглашенных.
И вот церковь, как любящая мать, установила этот пост для людей, которые готовились к таинству крещения. И со временем, крещенные верующие, которые ранее постились перед Пасхой непродолжительное время, из солидарности тоже стали держать полный Великий пост в 40 дней. И такое отражение даже в современной практике получила древняя традиция.
Сейчас у нас пост делится на две части: собственно пост и страстная седмица. Эти периоды даже немного отличаются в плане организации службы, хотя считается, что со временем богослужения унифицируются. Раньше было принято на вечерней службе в Великую субботу, перед литургией, когда в храм приходили христиане, готовившиеся к Пасхе, читать 15 паремий.
Паремия — это такое ветхозаветное чтение, которое говорит нам о Господе Иисусе Христе, о церкви и о различных пророчествах. И вот во время их чтения обычно совершалось крещение оглашенных. Паремии остались в составе службы.
Но крещение во время их чтения уже не совершается. Что касается понимания Великого поста, Святые отцы толкуют его значение как подражание подвигу Господа Иисуса Христа. Вот как он постился перед выходом на свои страдания 40 дней, точно так же и мы постимся, принимая аскезу и готовясь к Светлому Христову Воскресению.
Пасха у нас — великий праздник, который не входит даже в число двунадесятых, «праздников праздник и торжество из торжеств». И готовимся мы к встрече воскресшего Спасителя вот таким периодом воздержания — 40-дневным постом. Кто-то из святых отцов говорил, что постимся мы постом приятным.
А что такое приятный пост?
Днями, когда можно есть рыбу и морепродукты, считаются 7 апреля — Благовещение, 8 апреля — Лазарева суббота разрешена еще икра , 9 апреля — Вербное воскресенье. Что можно и нельзя делать?
Нельзя в Великий пост, как и любой другой период и день злиться, ссориться, ругаться, раздражаться, обижать родных и близких, унывать, сплетничать, таить обиды и зависть. Рекомендовано воздержаться от развлечений и веселья, не утраивать больших празднований. Суть и смысл поста заключается в том, чтобы стать духовно лучше и чище, победить слабости, пороки, осмыслить свою жизнь.
Одно из главных правил духовного очищения — молитва. Считается, что в пост важно посещать храм, помнить о покаянии, уделять время близким, заботится о них, совершать добрые дела, помогать малоимущим, одиноким и нуждающимся. Делать все нужно от чистого сердца.
Анастасия Кирсанова Следите за нашим Telegram , чтобы не пропускать самое интересное Самое обсуждаемое.
История и смысл Великого поста
В чем суть Великого поста: есть ли Богу разница, что мы едим, как аскеза влияет на духовную жизнь? Великий пост начинается сразу после Масленицы и длится 48 дней, вплоть до Пасхи (Светлое воскресение). Так же, как совершенно неуместна будет женитьба в период Великого поста, когда жизнь христианина сосредоточена вокруг скорби о грехах и преклонения перед непостижимой искупительной Жертвой Христовой. В чем смысл Великого поста? Великий пост установлен в память о сорока днях, которые Христос провел в пустыне. Великий пост сопряжен с довольно радикальным изменением питания, а поскольку длится он 48 дней, организм нужно подготовить.
В какие дни Великого поста – 2024 можно есть рыбу?
Под полный запрет подпадает мясо, а также колбасные изделия, молоко, сыр, яйца, сливочное масло, сметана, творог, сдобный хлеб и выпечка. Под частичным запретом — растительное масло и рыба. Особенно строго пост необходимо соблюдать в первую и последнюю недели, а в первый и последний дни верующим рекомендуется полностью отказаться от еды и пить только воду. В список разрешенных продуктов входят овощи, фрукты, ягоды, бобовые, все виды злаков, орехи и сухофрукты, хлебобулочные изделия, где нет сливочного масла и яиц, мед, черный хлеб и хлебцы, грибы. При этом все блюда должны быть простыми и без изысков. Существуют и послабления: на Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля и Вербное воскресенье 28 апреля можно съесть рыбу.
Многие верующие ждут этого времени с нетерпением — ведь, несмотря на все сложности, Святую Четыредесятницу называют «весной души». Что можно и что нельзя в Великий пост? Великий пост — строгий, не благословляется не только мясная и молочная как в нестрогие посты , но и рыбная пища за исключением праздников Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим.
И это нам помогает стать лучше и в конечном итоге спасти свою душу, избавившись от страстей», — сказал он. По словам священнослужителя, ограничения в питании очень важны, но здесь главное правильно соизмерять свои возможности и готовность, чтобы не возложить на себя чрезмерное бремя и не довести себя до истощения. По словам, отца Николая, это тоже своего рода грех. С другой стороны, в наши дни мы имеем гораздо большие возможности в выборе продуктов, нежели имели наши предки. Мы можем прийти в магазин и купить все, что нам угодно, все, что мы хотим, желаем.
Что такое Великий пост? Великий пост — период подготовки к Пасхе празднику Воскресения Христова , во время которого верующие придерживаются особенного образа жизни с ограничениями. Это самый продолжительный и важный для Русской православной церкви и практически всех христианских конфессий пост. Когда его соблюдают? Великий пост длится 48 дней, начинается ровно за семь недель до Пасхи. Поскольку день Воскресения Христова празднуется в переходящую дату первое воскресенье после первого полнолуния, последовавшего после весеннего равноденствия , то и пост тоже начинается в разное время. В 2023 году Великий пост начнётся 27 февраля и завершится 15 апреля. В чём христианский смысл поста? Великий пост для христиан — семь недель напряжённого духовного труда. Каждая из них заканчивается воскресным днём, в который верующие вспоминают какое-либо важное событие в жизни церкви или святого человека. Названия недель — символы, за которыми стоит духовная реальность. Первая неделя — Торжество православия.
Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть
Начало Великого поста в 2023 году выпадает на 27 февраля и заканчивается на Пасху (16 апреля). Общее правило: во время Великого поста нельзя вкушать мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло, вино и есть больше чем раз в день. Вам также может быть интересно. В этом году интерес россиян к Великому посту обновил рекорд: каждый пятый намерен соблюдать пост.
Даты и особенности шестой недели Великого поста в 2024 году
- СМЫСЛ ВЕЛИКОГО ПОСТА И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ВЕРУЮЩЕГО
- Суть Великого поста
- Великий пост: что можно и чего нельзя есть
- Курсы валюты:
- Шестая седмица: как провести предпоследнюю неделю Великого поста не нарушая традиций
О Великом посте
Великий пост каждый год имеет разные даты и зависит от того, в какой день будет Пасха. СЛОВО В ПОНЕДЕЛЬНИК ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА «Само существование поста как особого средства духовного воздействия на природу человека служит доказательством особой важности постного поприща. Есть мнение, что Великий Пост был установлен в память о постном подвиге Христа, который после Своего Крещения 40 дней без воды и еды находился в пустыне. Великий пост длится 7 недель и завершается Светлым Христовым Воскресением или Пасхой.
Единение божественного и земного. Зачем верующие ограничивают себя в Великий пост
Возможно, впрочем, что эти недели поста были посвящены подготовке оглашенных к крещению , так как, по мнению многих исследователей, пост оглашенных и за них явился одной из причин формирования длительного предпасхального поста. На Востоке[ править править код ] На Востоке преобладала практика, которая была упомянута выше в цитате из «Праздничных посланий» Афанасия: пять недель Великого поста были подготовительными для особо строгого поста Страстной седмицы. Однако, установив однажды число 40, длительность поста старались согласовывать именно с ним. Так, Этерия в своём «Паломничестве» говорит о соблюдавшемся в Иерусалиме посте в восемь недель, которые, при исключении суббот и воскресений, давали как раз 40 дней. Подобный же пост соблюдался и в других местах. Отголоски этой практики до сих пор сохранились в православном богослужении.
В восьмую неделю до Пасхи «Сырную седмицу» уже соблюдается пост, хотя и лёгкий запрещено только мясо ; два дня на этой неделе богослужение совершается практически по великопостному чину; в субботу этой недели совершается память «преподобных отцев, в подвизе просиявших». Позднее, под влиянием монашеской практики , субботы и воскресенья тоже стали постными хотя и в более лёгкой степени , а великопостный период Великий пост теперь длится 48 дней, из которых 40 дней до пятницы 6-й недели именуются собственно Четыредесятницей [8] , в число оставшихся восьми входят Лазарева суббота , Вербное воскресение и ещё 6 дней Страстной Седмицы. Православные церкви в отношении поста по сей день руководствуются палестинским уставом, обычно называемым Типикон. Пищевой аспект Великого поста подробнее рассмотрен в следующем разделе, но общая схема такова: с понедельника по пятницу — сухоядение один раз вечером. Если на будний день придётся полиелейный праздник, разрешается варёная пища с маслом и вино, или, если это среда или пятница, только варёная пища и вино [10] , но в любом случае даже и в Благовещение трапеза в эти дни разрешается только один раз.
Если в первое время воздержание от пищи до вечера соблюдалось всеми, а не только монашествующими напр. Что же касается ограничений по роду пищи, то в наиболее близкой к Типикону форме они соблюдаются если не считать некоторых особо строгих монастырей у старообрядцев , тогда как в Русской Православной Церкви и других церквях обычно допускаются те или иные послабления. На Западе[ править править код ] На Западе развитие Великого поста шло иным образом. Постепенно утвердился обычай поститься шесть недель, однако, поскольку со временем на Западе в число постных дней вошла и суббота [11] , общая длительность поста составила 36 дней 6 недель по 6 дней, исключая воскресенья. Святой Григорий Великий 560—604 , а вслед за ним и многие средневековые авторы [12] описывал этот период, как «духовную десятину года», поскольку 36 составляет примерно десятую часть от числа дней в году.
Позднее, ради исполнения числа 40, добавили ещё 4 дня, в результате чего пост стал начинаться в среду, которая получила название Пепельной среды. Впрочем, следы прежней практики до сих пор остались в т. Что касается пищевой составляющей поста, то, в отличие от Восточной церкви, на Западе больший акцент был сделан на времени и количествах принятия пищи.
Иногда его находят, а по большей части нет. Но Царствия Божия там напрочь нет.
Диктатуры совести там нет. Есть что-то совершенно другое. Давайте посмотрим правде в глаза. Мы не шибко-то христиане. Про Христа — то мы в течение года…радость Пасхи мы потеряли!
То дивное чувство, что мы, действительно, не рабы уже, но сыновья! Вот это пасхальное чувство соучастия в Таинстве Христа мы уже потеряли… Ну, что ж, давайте теперь оглянемся и подумаем: где мы? А мы уже в Вавилон приехали, оказывается. Нас пленили наши страсти и наши грехи. Раз так, с чего может начаться восстание?
С осознания того, что так жить нельзя. Дальше так жить нельзя. Где я? Каким я пред Богом предстану? И так человек понимает, что он в неправильном состоянии, в плененном.
Значит, надо бороться за потерянную свободу. За свободу быть христианином, за свободу жить по совести. И вот тогда даётся совет, как обрести свободу: младенцев избивай! Вот эти младенцы Вавилона — это символ греха. Грех этот тебя поработил через то, что сначала постепенно гадкие мыслишки вползали в твою голову, а потом они уже развились в дебёлые, матёрые страсти.
Так вот, пока маленькая гадкая грешная мыслишка не развилась в огромную страсть, вот здесь её поймай и разбей о камень. А камень что такое? Камень веры — Иисус Христос. Через молитву ко Христу разбиваются греховные помыслы. Чувствуешь, что в твоё духовное пространство вторгся вор и разбойник — кричи!
Вот проходят эти подготовительные дни Великого поста, и вот Масленица, конечно. Масленица — удивительное время. С одной стороны говорят, что это вроде дни языческого происхождения, ещё старославянского. Может быть, может быть… Но, вы знаете, что одна из тех черт, которые, к сожалению, почти утратило современное общество, но которые были живы в традиционной Руси ещё прошлого века, и которые в общем-то ещё есть в Церкви, — это умение организовывать время. Понимаете, время — это пространство, в котором живёт человек.
Вот человек приезжает в новый дом. Приехали вы в новый дом, — вы должны своим дыханием этот дом согреть. Даже если этот дом достался вам со всей мебелью, вы всё равно по-своему что-то переставите, чтобы отпечаток вашей хозяйской души лежал на этом доме. Получили вы на работе какой-то новый кабинет или там за новый стол вас посадили — то же самое. Неуютно себя чувствуешь, когда в этот кабинет въехал, просто сел, и всё осталось на месте.
Хоть пепельницу новую завести, — а надо ж. Очеловечить, одомашнить, свой отпечаточек на всём оставить. Так вот и время — это не просто время, когда движутся созвездия, планеты летят и так далее. Время — это время человека. Человек должен жить в человеческом времени, а не в космическом.
И вот для того, чтобы оставить свой след на времени, человек создал календарь. Для того, чтобы у каждого дня было своё имя, чтобы у каждого дня было своё лицо, чтобы дни были не похожи друг на друга. И каждый день чем-то отличается в Церкви. Они перестают быть просто как, помните, в советских календарях 30-х годов писалось? Всё в голый механизм превратилось.
Клички вместо имён. Номера, лагерные номера вместо имён. Так вот, традиционное общество, оно умеет так очеловечивать время, что возникает эффект контраста. Будни и праздник. Есть будничное время — время труда.
Он Богу лицо в лицо должен смотреть в этот день. Встрепенулась душа, и человек почувствовал, что он не просто гражданин мелкого уездного княжества, он — сын Божий, он — гражданин Вселенной. Так вот, это уменье — уменье контрастно стоить время — сегодня стёрлось. Буйство красок. Буйство плоти даже в некотором смысле.
На Масленицу карнавалы проходят. Как раз заговение на мясо, поэтому последние дни гуляют, а потом Великий Пост. Вы знаете хотя бы одного тележурналиста, который бы вам об этом рассказал? Рассказал бы, что после карнавала начинается Великий Пост? Я никогда такого не слышал, чтоб наши телевизионщики об этом рассказали.
Это странно: как люди грешат, об этом рассказывают. Хм, а о том, как каются, не любят рассказывать. Наверное, снять на видеокамеру это тяжелее. Ну, так вот. И у нас Масленица, хорошо, погуляли.
Затем Великий Пост тут же, без перерыва почти начинается. Совершенно другое ощущение души, другой опыт. И затем радость Пасхи. Вроде бы: вот радость Масленицы, и вот радость Пасхи. Какие они разные, эти радости… Радость плоти, радость желудка — блинная радость Масленицы, и светлая, именно духовная радость Пасхи.
А теперь я вам скажу ещё, признаюсь ещё в одном обстоятельстве, ради которого я люблю Православие. Я не говорю, что только ради этого, но как бы вот среди многих-многих. Это обстоятельство я бы выразил так: трезвость. Удивительная трезвость. Знаете, ведь Православие — это огромный мир, который в себя вбирает очень многое.
Здесь есть поразительная мистика: в Православии нет потолка — то есть, ввысь, для восхождения. И православное богословие говорит о таинстве обожения, теозиса человека. О том, что человек может глазами созерцать нетварного Бога, просвещаться Его нетварным Светом. Католики этого боятся. Опыт наших святых отцов говорит: может!
Но при этом Православие оказывается способным, призывая к великому, благодарно замечать маленькое. Масса таких сект! Православие умеет ценить человеческое добро. Да, оно говорит о сверхчеловеческом мире, но умеет ценить человеческое добро. И умеет понимать, что человек сложный.
Я к чему об этом заговорил. Знаете ли вы, какое первое установление Великого Поста? Это книга, в которой содержится богослужебный Устав Православной Церкви. Ведь в Православной Церкви каждый день есть какой-то праздник. Кроме того, каждый день недели имеет свою символику.
Каждый день недели приближает или отдаляет нас от Пасхи, и т. И вот как служить? Это очень сложное искусство, как строить службу, чтобы все эти краски, календари, циклы в ней совместились. Это книга для священников и для хора. Для регента хора, прежде всего, — уставщика.
И, кроме того, эта книга по происхождению монашеская. То есть в ней рассказываются правила жизни монастыря на год. Надо заметить, что это некоторая сложность в жизни Русской Православной Церкви. Сложность заключается в том, что у нас есть Устав монастырской жизни, но у нас нет узаконенного Устава приходской жизни. И это создаёт определённые сложности.
Скажем, ещё в XII веке византийские богословы обсуждали, должны ли миряне поститься столько же, сколько монахи? Понимаете, эти проблемы, конечно, есть. Я поясню. Скажем, укруха вина ставится на стол. Так вот, поскольку накануне было заговение и, понятное дело, что там всё скоромное подъедалось, и с весельем расставались, и вино тоже было на столе, и братия улеглись спать позже обычного и после изрядного пиршества, то поэтому в первый день Поста подъём на час позже.
Чтобы люди успели отоспаться, прийти в себя и уже не спали в храме. Это удивительно трезвенное такое наблюдение, именно как правило. Когда человек живёт именно в таком церковном ритме, ему понятен смысл именно такого установления и такой фразы. А затем начинается великопостная служба, читается удивительный канон — Покаянный Канон Андрея Критского. Канон, который имеет очень много граней постижения.
Во всей глубине своей этот Канон может быть понятен только изрядному богослову, человеку, который почти наизусть знает Библию. И если его читать подряд, это занимает где-то 3 часа … Как вы понимаете, в храмах наших стоят люди, которых при всём уважении нельзя назвать знатоками Священного Писания. И, тем не менее, чудо церковного таинства служения этот Канон любим народом, и он действительно действует на душу, берёт сердце в свои руки. Он ведёт его, потому что сама атмосфера храма в эти дни, в эти вечера Великого Поста, само звучание этих священных слов, что-то меняет в душе человека. Ведь сегодня мы это прекрасно знаем, что жизнь не сводится к тому, что знает наш рассудок — есть действительно какие-то глубины подсознания.
И вот если человек постоянно слышит скверные слова вокруг себя, то это не может не отложиться на его душе. Если по стёклышку бьют песчинки, каждая оставляет крохотную царапинку, след каждой песчинки незначителен, но рано или поздно стекло помутнеет — эти песчинки собьются в такую сеть, что оно станет непрозрачным. Так вот, если такой эффект имеют скверные слова, то ведь доброе и светлое слово тоже обладает таким воздействием. И хотя бы поэтому, даже не понимая вполне церковнославянского языка а сегодня многие, особенно начиная церковную жизнь, его не понимают всё-таки стоит приводить себя в храм, ставить себя в нём и слушать. Потому что человек больше, чем его рассудок.
И там, где рассудок не вполне понимает смысла слов, там сердце чувствует что-то своё. Эти слова, эту молитву нельзя перевести ни на один язык мира. Есть много православных приходов, которые открылись в Германии, в Англии, во Франции, в Америке, в Австралии — в самых разных странах. И на местные языки переводят нашу Литургию. Потому что mercy — это слово из французского языка, для англичанина оно иностранное, по сути дела.
А почему? Помните если кто слушал Баха, или Моцарта, Вивальди, западные католические или даже лютеранское церковные песнопения , что месса служится на латинском языке, но одна молитва поётся по-гречески? Почему нельзя? Дело в том, что в православном понимании мы от Бога ждём исцеления. Не амнистии, не извещения о том, что небесные инстанции больше не гневаются на наши грехи и порвали нам приговор, а исцеления.
В грехе я ранил свою душу. Ну, пацан любопытный, только мама за порог, он, конечно, сразу за ножницы. Баловался с ними, баловался, — себе палец порезал.
Высокомерие, гордыня и хвастовство — не лучшие спутники очищения души. Что можно есть в великий пост и что нельзя: календарь питания по дням Что нельзя есть? В Великий пост нужно исключить из своего рациона мясо, молочную продукцию, сладости и сдобу, яйца, рыбу и морепродукты.
Конечно же, нужно отказаться от алкоголя. Что можно есть? На самом деле, список разрешенных продуктов намного больше. Разрешаются овощи, ягоды и фрукты, зелень, орехи, мед, сухофрукты и грибы. Можно есть любые крупы и все виды бобовых культур. Хлеб и выпечка допускаются, если они приготовлены без яиц и молока.
А растительное масло — в отдельные дни. Есть и послабления. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля и в Вербное воскресенье Вход Господень в Иерусалим 28 апреля разрешено употреблять рыбу.