Пролетариат — социальный класс, подвид рабочего класса, для которого работа по найму является по существу единственным источником средств к существованию. "Кто такие 'пролетарии'? Происхождение слова и его эволюция со временем" 1. Происхождение слова "пролетарии": Слово "пролетарии" зародилось в Древнем Риме. В римской социальной системе "пролетарии" относились к самой низшей слою населения. Пролетарии делятся на тех кто производит прибавочную стоимость и на тех кто переносит ее. К первым относятся как промышленные рабочие, так и программисты, ко вторым всякие складские работники, охранники, дворники, офисные работники и прочее. Современные определения неимущему пролетарию, как наемному рабочему, и пролетариату, как классу капитализма, были даны марксизмом.
О пролетариате. По Энгельсу, Марксу и Ленину.
Следовательно, все те, кто эти средства получает полностью работой по найму – пролетарии! Кто такие "пролетарии"? Слово «пролетарий» происходит от латинского «производить на свет потомство» или proles. Это был класс объеденившихся римлян, которые были свободными, но никакой собственности и богатства у них не было и в помине. Вопрос: Кто такой пролетарий?Пояснение понятий: пролетарий, наёмный работник, мелкий буржуа, хочет вместе с нами бороться против буржуазно-эко. Кто такие "пролетарии"? Слово «пролетарий» происходит от латинского «производить на свет потомство» или proles. Это был класс объеденившихся римлян, которые были свободными, но никакой собственности и богатства у них не было и в помине. Пролетарий — это не просто тот, кто не имеет в собственности средств производства и капитала и вынужден продавать свою рабочую силу (жить на зарплату), чтобы не умереть с голоду. Это, во-первых, тот, кто занят в производительном секторе экономики.
Пролетарии всех стран, пролетайте!
А о тех, кто поднялся из категории «цифровые пролетарии», затем выбился в «белые воротнички» производства контента, накопил социальный капитал, а теперь указывает другим, какой контент производить. Что такое пролетариат и кто такие пролетарии? Диктатура пролетариата. В погромах участвовал люмпен-пролетариат. Кто такие пролетарии / kajaleksei, Две небольшие статьи блогера Кажалексей о его понимании термина "пролетариат" в современных условиях. От себя добавлю, что сегодня это один из самых животрепещущих и вызывающих острые поры среди левых политэкономический термин. Пролетариат есть класс, лишенный орудий и средств производства при системе хозяйства, когда орудия и средства производства принадлежат капиталистам и когда класс капиталистов эксплуатирует пролетариат.
Please wait while your request is being verified...
Но к чему ведет такая пропаганда — вполне очевидно. Это не только раскол пролетариата на работников физического и умственного труда, но и явное принижение последних, по факту являющихся авангардом всего класса наемных работников! На чью мельницу льет воду наш профессор? До чего же неудобно для буржуев и их подстилок марксово определение пролетариата! Причина проста: если признать, что единственный критерий определения принадлежности к классу — отношение к средствам производства, из этого признания естественно вытекает объединение ВСЕХ наемных работников против буржуазии. А это в современной России как минимум 90 против 10, а если ещё поработать с мелкими буржуями, то и вовсе выйдет соотношение 99 против одного. Это — гарантированное поражение буржуев в классовой борьбе. Разве можно такое допустить? Поэтому на политической арене появляются такие субъекты, как Кургинян, Попов, выдумывающие новые и новые классификации наемных работников.
Благодаря их пропаганде проявляется то, что мы называем «внутриклассовым шовинизмом» — спесь квалифицированного управленца по отношению ко всяким Джамшутам с лопатами, либо, что то же самое, неприязнь работяги к офисному планктону, якобы паразитирующему на нем и получающему необоснованно высокие зарплаты. Как будто офисных работников эксплуатируют меньше, чем рабочих на заводе! Как будто однообразный физический труд чем-то унижает человека и ставит его в низший класс по отношению к работникам умственного труда! С такими проявлениями шовинизма наше Движение будет беспощадно бороться. При этом — внимание! Это нисколько не унижает остальных наемных работников, запомните это. Слово «авангард» не означает «элита». Все наемные работники — единый класс, понятие «класс наемных работников» тождественно понятию «пролетариат».
Но с последним тезисом, знаю, найдется много несогласных. БОльшую часть возражений мы рассмотрели раньше, теперь дошла очередь до еще одного «коммунизда». Лидер Союза коммунистов Марк Соркин. Его лозунги известны — построим партию снизу, создадим диктатуру пролетариата и отменим к чертям всю частную собственность. Оставим пока его позицию по ликвидации частной собственности и присмотримся к его пониманию диктатуры пролетариата. Диктатура пролетариата — это, понятное дело, ни чем не ограниченная власть класса пролетариев. Но — вот закавыка!
Крестьяне хорошо понимали, чего они хотят получить от монарха. Анализ историка Сергея Дубровского, который изучил более тысячи крестьянских наказов и петиций в Думу, свидетельствовал о том, что российское крестьянство обладало высоким уровнем самосознания. Их требования носили стихийно социалистический характер, хотя большинство из них не имели ни малейшего представления о социализме.
Материалы по теме: 6 февраля 2017 О тяге крестьян к этой идеологии писал и бывший министр внутренних дел Петр Дурново в своей знаменитой записке на имя Николая II в феврале 1914 года, еще до начала Первой мировой войны: «народные массы несомненно исповедуют принципы бессознательного социализма… и всякое революционное движение неизбежно выродится в социалистическое». В 1906 году, на выборах в Первую Думу, крестьяне активнее всего голосовали за кадетов и левых беспартийных кандидатов, хотя в своем политическом выборе уверены не были. Один из лидеров костромских кадетов Захарий Френкель вспоминал, как в день заключительного заседания губернского съезда выборщиков к нему пришли несколько человек и предложили ему стать их представителем в Думе. Они сочли, что выступление Френкеля на съезде показало понимание им народных нужд и крестьянского дела. При этом больше всего их волновал другой вопрос: «Вот говорят, что ты еврейского происхождения. Не томи наши души, скажи: жид ты или не жид? Впрочем, увидев впоследствии неспособность своих депутатов решить вопрос малоземелья, крестьяне разочаровались в них, и впоследствии предпочитали выбирать в Думу представителей своего сословья. Крестьяне читают газету, в которой опубликованы ленинские декреты о земле и мире. Фельетонист, выходец из дворянской семьи Сергей Гусев отмечал: «В 1909 году меня еще спрашивали о Государственной Думе, а в 1910 году она уже не возбуждала к себе ни малейшего интереса. Деревня ничего от Думы не ждет и смотрит на нее, как на своего рода присутственное место, где сидят определенные правительственные чиновники».
Служивший в волостных старшинах Матвеев также писал о равнодушии крестьян к Думе: «Почитают газету; посмеются на счет Илиодора и Пуришкевича; потолкуют о Думе, которая столько-то "миллионов стоит и ничего не делает"». Государственная Дума в их представлении была неразрывно связана с императором, ведь именно по его указу она была созвана. Вероятно, поэтому и роспуск Первой Думы, и Выборгский манифест, и даже разгон Учредительного собрания были приняты в деревне с равнодушием. После столыпинской реформы деревня уже не видела в Николае II защитника от чиновников и помещиков, и понимала, что он не собирается даровать им новые земельные наделы. Кроме того, в их памяти были живы воспоминания о карательных экспедициях, порках и ссылках 1906-1907 годов. Если в 1914 году наблюдался повсеместный подъем патриотизма, который усиливался за счет новостей об успехах армии, то уже в 1915 году дела на фронте стали ухудшаться, общество устало от войны, непонимание ее необходимости вызывало недовольство царем. В 1916 — начале 1917 года в следственных делах начали встречаться реплики некоторых крестьян о желании убить императора. И хотя ненависть к царю не была повсеместной, все говорило о том, что теперь именно он становится главным виновником проблем в стране. Тем не менее, по своей природе крестьяне были традиционалистами, и хотя обиды на царя копились годами, другого политического строя для себя сельские жители не представляли.
Он является двигателем экономики, создает богатство и обеспечивает развитие государства. Несмотря на это, пролетарии часто сталкиваются с социальными и экономическими проблемами, такими как низкая оплата труда, отсутствие стабильности и ограниченные возможности для личного и профессионального роста. Важно понимать, что рабочий класс является неотъемлемой частью общества и его благосостояния. Он заслуживает уважения и поддержки, а также равных возможностей для достижения успеха и прогресса. Поэтому важно создавать условия, которые позволяют пролетариям развиваться, обеспечивая им достойную оплату труда, доступ к образованию и социальной защите. История и значение понятия "пролетарий" напоминают нам о важности справедливости и равенства в обществе. Независимо от времени и контекста, каждый человек заслуживает уважения и возможности для достойной жизни. Пусть эта история будет напоминанием о нашей обязанности создавать более справедливое и равное общество для всех его членов. Сегодня диктатура пролетариата рассматривается как концепция, которая вызывает разные точки зрения и критику со стороны различных политических и философских направлений.
В словаре Д. Лишенный средств производства наемный рабочий в капиталистическом обществе. Товарищ Сталин в беседе с английским писателем Уэллсом указал, что исход борьбы между богатыми и бедными, между имущими и эксплуатируемыми решается классом пролетариев, классом работающих.
«Пролетарий» и «Пролетариат». В чём разница?
Пролетариат умственного труда[ править править код ] 19 декабря 1893 года в обращении к международному конгрессу студентов-социалистов Энгельс использовал выражение «пролетариат умственного труда», подразумевая технических специалистов на производстве. Энгельс отделял их от рабочего класса «занятых физическим трудом». Дорогие граждане! Благодарю вас за ваше любезное приглашение на конгресс студентов-социалистов и чрезвычайно сожалею, что не могу им воспользоваться, так как занят важными и неотложными делами. Мне остается поэтому лишь пожелать вашему конгрессу всяческого успеха, которого он заслуживает. Пусть ваши усилия приведут к развитию среди студентов сознания того, что именно из их рядов должен выйти тот пролетариат умственного труда, который призван плечом к плечу и в одних рядах со своими братьями рабочими, занятыми физическим трудом, сыграть значительную роль в надвигающейся революции. Буржуазным революциям прошлого от университетов требовались только адвокаты, как лучшее сырье, из которого формировались их политические деятели; для освобождения рабочего класса понадобятся, кроме того, врачи, инженеры, химики, агрономы и другие специалисты, ибо дело идет о том, чтобы овладеть управлением не только политической машиной, но и всем общественным производством, а тут уж нужны будут отнюдь не звонкие фразы, а солидные знания. Братский привет. Маркс и Ф.
ПСС, изд. Чтобы «трудиться производительно» и, соответственно, принадлежать к рабочему классу, достаточно выполнять одну из функций «совокупного рабочего», то есть совокупности рабочих, занятых производительным трудом. Продукт превращается вообще из непосредственного продукта индивидуального производителя в общественный, в общий продукт совокупного рабочего, то есть комбинированного рабочего персонала, члены которого ближе или дальше стоят от непосредственного воздействия на предмет труда. Поэтому уже самый кооперативный характер процесса труда неизбежно расширяет понятие производительного труда и его носителя, производительного рабочего. Теперь для того, чтобы трудиться производительно, нет необходимости непосредственно прилагать свои руки; достаточно быть органом совокупного рабочего, выполнять одну из его подфункций. Данное выше первоначальное определение производительного труда, выведенное из самой природы материального производства, всегда сохраняет своё значение в применении к совокупному рабочему, рассматриваемому как одно целое. Но оно не подходит более к каждому из его членов, взятому в отдельности. Однако, с другой стороны, понятие производительного труда суживается.
Капиталистическое производство есть не только производство товара, по самому своему существу оно есть производство прибавочной стоимости.
Иные группы трудящихся к такому самоосознанию не способны по разным причинам. Труд интеллигенции индивидуален и препятствует их сплочению воедино. Труд водителя и кондуктора в троллейбусе не позволяет им сплотиться с водителями и кондукторами других троллейбусов они же в другом троллейбусе сидят — какое может быть сплочение? Труд программиста не производит материального продукта — единички и нолики на дискетке не видны; вот ежели бы перфокарты до сих пор использовались, тогда программисты имели бы шанс в пролетариат пробиться! Труд управленца не позволяет ему прикоснуться к первоисточнику мудрости — непосредственному продукту — и тем самым познать Истину. О труде певицы и говорить нечего: она вместе с ее антрепренером — просто дармоеды, отжимающие последние сбережения у рабочего человека. Ну и так далее.
Профессор не хочет выглядеть совсем уж дураком и для обоснования своих измышлений обращается к авторитету. В союзники себе он берет не кого-нибудь, а самого Владимира Ильича Ленина. В 1919 году в статье «Великий почин», посвященной развертыванию коммунистических субботников, Ленин указал, что «только определенный класс, именно городские и вообще фабрично-заводские, промышленные рабочие, в состоянии руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за свержение ига капитала, в ходе самого свержения, в борьбе за удержание и укрепление победы, в деле созидания нового, социалистического, общественного строя, во всей борьбе за полное уничтожение классов». Опираясь на эти слова Ленина, Попов, во-первых, именует фабрично-заводских рабочих отдельным классом, противопоставляя их остальным трудящимся, во-вторых, только их объявляет носителями истинно пролетарского сознания. Мне сразу показалось странным, что профессор в одном месте напоминает слушателю, что любые высказывания хоть Маркса, хоть Энгельса, хоть Ленина следует понимать применительно к конкретной исторической ситуации; а в другом месте он об этих своих словах внезапно забывает и бездумно переносит в современность ситуацию столетней давности. Также странным является факт, что прочитать «Великий почин» на пару страниц дальше у профессора времени и сил не нашлось. Он бы сразу обнаружил, что Ленин определяет пролетариат вовсе не по виду выполняемой работы, а по способу получения средств к существованию. Он отделяет от пролетариата полупролетариев — лиц, лишь часть времени снискивающих пропитание, средства к существованию работой по найму.
Следовательно, все те, кто эти средства получает полностью работой по найму — пролетарии! Почему же тогда Ленин назвал городских фабрично-заводских рабочих классом, способным повести за собой всех трудящихся? Да потому, что в тех реалиях так оно и было! Но только вот причины тут не в сознании этих рабочих и не в том, что они работают совместно нынешние белые воротнички не совместно трудятся, что ли? Еще за 20 лет до революции Ленин четко сказал, что его интересует в качестве авангарда самая передовая группа пролетариата, самая образованная, достаточно многочисленная и сконцентрированная в крупнейших центрах страны. Неужели сейчас промышленные рабочие удовлетворяют этим требованиям? Нет; по образованности, политической активности и концентрации в крупных центрах они полностью уступают «белым воротничкам», «офисному планктону», «манагерам» - как их только не именуют буржуйские пропагандоны и наши горе-мраксисты! Много времени прошло с русской революции.
Узкая прослойка буржуазной интеллигенции исчезла; из недр рабочего класса родилась новая, пролетарская интеллигенция, те самые пролетарии умственного труда.
Загнанные в тупик вчерашние земледельцы подались в города и пополнили рынок дешёвой рабочей силы. В России-матушке, кстати, ситуация была хоть и не аналогичная, но в чём-то схожая. После грабительской реформы 1861 года крестьян освободили без земли. И те, кто не мог себе позволить тянуть бремя платежей и аренды, перебирались в города.
Сначала на время, занимаясь «отхожими промыслами», а потом и насовсем. Продавали свои силы и способности нарождающейся буржуазии, которая вырастала из старых купцов, дворян, и порой мещан. Параллельно с процессом формирования рынка рабочей силы шёл и процесс эволюции организации производства. Первые мануфактуры предприятия, основанные на ручном труде были децентрализованными: буржуа ездил по окрестным сёлам и районам, раздавал отдельным работникам сырьё, потом выдавал план работы, а после собирал готовый продукт. Со временем возникло и централизованное производство.
Чтобы наладить чёткое взаимодействие между работниками, капиталист вводит систему производственных норм. Так рождаются невиданные в средневековье, но столь привычные для человека современного вещи — наёмный труд, рабочий день, зарплата, разделение труда. Таким образом, в недрах сословной структуры возникают уже бессословные классы. Это, по ленинскому определению, «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению большей частью закреплённому и оформленному в законах к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». Исходя из такого определения, можно выделить следующие признаки пролетариата: 1 не обладает собственностью на средства производства собственно, сам термин происходит от латинского слова «неимущие» ; 2 живёт за счёт продажи собственной рабочей силы капиталистам или буржуазному государству как «совокупному капиталисту» ; 3 в организации труда выступает в основном лишь исполнителем, принятие ключевых решений остаётся за буржуазией; 4 обладает существенно меньшей долей общественного богатства по сравнению с буржуазией.
Как говорится, «любой карась — рыба, но не каждая рыба — карась». Собственно, ещё в 19 веке Карл Маркс выделял не только промышленный пролетариат, но также торгово-конторский и сельскохозяйственный. Однако, именно заводские рабочие стали в конце 19-первой половине 20 веков наиболее многочисленным и активным слоем западных обществ. С одной стороны, в определённый период и западный, и российский рабочий жили и работали в страшных условиях. Тесные бараки, антисанитария, 12-16-часовой рабочий день и другие факторы делали жизнь кромешным адом.
С другой стороны, работник завода не был одиноким в своих бедах: бок о бок с ним точно так же жили его коллеги по цеху и соседи по бараку. Это создавало предпосылки для становления пролетариата его промышленной части, в первую очередь мощнейшей силой — особенно, когда положение трудящихся было доходчиво обрисовано марксистской теорией с указанием пути выхода. Рабочие стали активным субъектом исторического процесса. Но вот пришла «лягушка»… Так что же произошло позже? Поскольку капитал, как известно, находится в вечном поиске дешёвой рабочей силы, то перенос значительной доли промышленного производства из Европы и США в развивающиеся страны периферии был, в принципе, предсказуем.
И вот тут-то пошла земля из-под ног у европейских коммунистов и социал-демократов. Посудите сами — наиболее активная часть класса стремительно сокращалась. Более того, прошлые бои с капиталистами не прошли даром, уровень благосостояния и социального обеспечения рабочих к 60-70-м годам XX века дошёл до максимальной отметки. Ловкие либеральные «мыслители» вроде названных выше Тоффлера и Белла поспешили заявить о рождении «постиндустриального» общества. Идейные же вдохновители «новых левых» типа Герберта Маркузе, упрекнув пролетариат в приспособленчестве, провозгласили «новым авангардом революционного класса» студенчество и маргиналов.
Здесь лишь вылезла наружу подмена понятий. Пролетариат отождествили вопреки Марксу сугубо с заводскими работягами, а с сокращением количества последних радостно заявили о «конце классового общества».
Маргинал презентация. Социальная группа маргиналы. Маргиналы люмпены и другие социальные группы. Люмпены и маргиналы схема.
Различия Ломпена и Маргинала. Значение слова Люмпен. Маркс Люмпен. Люмпен бар. Люмпены это в обществознании кратко. Революция люмпенов.
Люмпен Пролетарии 19 век. Социальные маргиналы. Перестройка карикатуры. Карикатуры времен перестройки. Перестройка рисунок. Горбачев карикатура перестройка.
Берия карикатура. Люмпен карикатура. Люмпен пролетариат карикатура. Битард Мем. Типичный Битард. Битарды Двач.
Французские буржуа 19 века. Англия Пролетарии 19 век. Буржуазия Англии 19 века. Скинхед с ящиком пива рисунок. Люмпен Clipart. Люмпен рисунок.
Люмпен-пролетариат картинки. Почему Собачье сердце это повесть предупреждение. Собачье сердце как повесть предупреждение. Почему повесть Собачье сердце это повесть-предупреждение. Пролетариат и интеллигенция в повести Собачье сердце. Маргиналы и люмпены в социальной структуре общества.
Кто такие 'пролетарии'? Слово «пролетарий» происходит от лат | Забытая История
Следовательно, все те, кто эти средства получает полностью работой по найму – пролетарии! кто он? Сегодня одним из актуальнейших вопросов современного коммунистического движения является вопрос о пролетариате. Кто такие пролетарии простыми словами? "Кто такие 'пролетарии'? Происхождение слова и его эволюция со временем" 1. Происхождение слова "пролетарии": Слово "пролетарии" зародилось в Древнем Риме. В римской социальной системе "пролетарии" относились к самой низшей слою населения.
Точка зрения: Кого считать пролетарием в современной России?
Слово «авангард» не означает «элита». Все наемные работники — единый класс, понятие «класс наемных работников» тождественно понятию «пролетариат». Но с последним тезисом, знаю, найдется много несогласных. БОльшую часть возражений мы рассмотрели раньше, теперь дошла очередь до еще одного «коммунизда». Лидер Союза коммунистов Марк Соркин. Его лозунги известны — построим партию снизу, создадим диктатуру пролетариата и отменим к чертям всю частную собственность. Оставим пока его позицию по ликвидации частной собственности и присмотримся к его пониманию диктатуры пролетариата. Диктатура пролетариата — это, понятное дело, ни чем не ограниченная власть класса пролетариев. Но — вот закавыка!
Он утверждает, что понятия «класс наемных работников» и «пролетариат» не тождественны. Наемные работники смогут стать классом пролетариата, когда из «класса в себе» станут «классом для себя», перестроят свое сознание, осознают свои интересы, выдвинут политические требования и посредством всеобщей стачки придут к власти. То есть, ребята наемные работники, запомните: вы сейчас до того убоги, что неспособны к политическому действию. Поэтому и не готовы поддержать «Союз коммунистов» и построить снизу политическую партию! Обратите внимание: Соркин предлагает наемным работникам сначала осознать себя и свои классовые интересы, а затем создать свою политическую партию! Классовое сознание должно пробудиться не пойми из-за чего, а уж тогда-то мы — огого! Не верите? Вот цитата: «И вот здесь наёмным работникам, осознавшими себя пролетариатом, необходима структура, созданная ими...
Такой структурой является Коммунистическая партия». Это капитулянтская позиция. Поставив телегу впереди лошади, мы никогда не сдвинемся с места — чего и требовалось добиться буржуазному классу. Чтобы побудить наемных работников действовать, необходимо их организовать. А организатором этого класса к действию в своих интересах может быть только коммунистическая партия. Сначала партия, потом уже классовое сознание в массах! Все рассуждения о «классе в себе» и «классе для себя» - отговорки, годные лишь для оправдания собственного ничегонеделания.
Между тем это не одно и то же. Пролетариат вообще — диалектическая пара буржуазии ; если нет буржуазии — нет и пролетариата. Об этом знали даже советские пропагандисты, поэтому они никогда не называли советских рабочих «пролетариями». Рабочий 1921 Согласно Карлу Марксу [13] , пролетарии по своему происхождению враждебны буржуазии, поэтому развитие буржуазного общества автоматически формирует своего могильщика. Для выхода из своего ухудшающегося положения пролетарии должны «подняться до положения ведущего класса нации» и стать гегемонами , захватив власть путём коммунистической революции и насильно отменив буржуазные права и свободы через диктатуру пролетариата и замену буржуазного государства ассоциацией пролетариев, которой будут принадлежать все блага. Пролетариат умственного труда[ править править код ] 19 декабря 1893 года в обращении к международному конгрессу студентов-социалистов Энгельс использовал выражение «пролетариат умственного труда», подразумевая технических специалистов на производстве. Энгельс отделял их от рабочего класса «занятых физическим трудом». Дорогие граждане! Благодарю вас за ваше любезное приглашение на конгресс студентов-социалистов и чрезвычайно сожалею, что не могу им воспользоваться, так как занят важными и неотложными делами. Мне остается поэтому лишь пожелать вашему конгрессу всяческого успеха, которого он заслуживает. Пусть ваши усилия приведут к развитию среди студентов сознания того, что именно из их рядов должен выйти тот пролетариат умственного труда, который призван плечом к плечу и в одних рядах со своими братьями рабочими, занятыми физическим трудом, сыграть значительную роль в надвигающейся революции. Буржуазным революциям прошлого от университетов требовались только адвокаты, как лучшее сырье, из которого формировались их политические деятели; для освобождения рабочего класса понадобятся, кроме того, врачи, инженеры, химики, агрономы и другие специалисты, ибо дело идет о том, чтобы овладеть управлением не только политической машиной, но и всем общественным производством, а тут уж нужны будут отнюдь не звонкие фразы, а солидные знания. Братский привет. Маркс и Ф. ПСС, изд. Чтобы «трудиться производительно» и, соответственно, принадлежать к рабочему классу, достаточно выполнять одну из функций «совокупного рабочего», то есть совокупности рабочих, занятых производительным трудом. Продукт превращается вообще из непосредственного продукта индивидуального производителя в общественный, в общий продукт совокупного рабочего, то есть комбинированного рабочего персонала, члены которого ближе или дальше стоят от непосредственного воздействия на предмет труда. Поэтому уже самый кооперативный характер процесса труда неизбежно расширяет понятие производительного труда и его носителя, производительного рабочего.
Пролетарии были самым низшим классом граждан в древнем Риме. Они не имели права голоса на собраниях и не могли занимать должности в правительстве. Их основным обязательством было производство детей, которые в будущем могли стать гражданами и служить в армии.
В «Толковом словаре» Даля под словом пролетарий приводится понятие как «бобыль, бездомный или безземельный, бесприютный, захребетник». Швейцарский экономист Сисмонди 1773-1842 гг. И в эпоху первой французской революции под словом пролетариат уже стали понимать совокупность неимущих людей, живущих изо дня в день за счёт своего труда и отличающихся необеспеченностью существования. В скором времени под пролетариатом стали подразумевать весь рабочий класс, живущий продажей своей рабочей силы и не имеющий в своём распоряжении средств производства. Такое понятие и сегодня главенствует у многих. Согласно К. Марксу под пролетариатом понимается угнетённый и эксплуатируемый класс буржуазного общества, который для того, чтобы существовать, вынужден продавать буржуазии свою рабочую силу. В специфическом представлении Ф. Энгельса под пролетариатом понимается «как класс современных рабочих, которые, будучи лишены своих собственных средств производства, вынуждены, для того, чтобы выжить, продавать свою рабочую силу». Однако следует отметить, что при этом К. Маркс соотносит пролетариат с «современными рабочими». Но, что самое главное, не отождествляет их с ними, т. В отличие от обычных рабочих «пролетариат должен… конституироваться как нация, он сам пока ещё не национален, хотя совсем не в том смысле, как понимает это буржуазия». И этим К. Маркс указывает, что пролетариат, по большому счёту, это способ и форма существования не всех, а определённой части рабочих в своей среде. И так как пролетарии по своему происхождению враждебны буржуазии, то развитие буржуазного общества автоматически формирует из них своего могильщика. Из концепции К. Маркса не трудно дать определение пролетариата: это эксплуатируемый класс буржуазного общества, не владеющий средствами производства и для поддержания собственной жизни вынужденный продавать свою рабочую силу капиталистам. Это определение отражает как бы внешнюю сторону, форму пролетариата, которая вытекает из самого механизма капиталистической эксплуатации. Под это определение подпадают все современные наёмные работники умственного и физического труда. Именно поэтому теория К. Маркса о пролетариате вмещает в себя больше, чем просто выведение его из механизма капиталистической эксплуатации. Под внутренней стороной, содержанием пролетариата он подразумевает его революционность. Именно эту сторону пролетариата К. Маркс считает более важной в его определении. По большому счёту, если рассматривать пролетариат как наёмного работника и ничего не говорить о его революционной роли, то выделение и определение границ этого класса в среде наёмных работников умственного и физического труда теряет всякий смысл. Важно понимать, что революционность пролетариата не просто случайная гипотеза К. Маркса, или «приложение» к его теории, а вывод из анализа капиталистической формы производственных отношений. Этот вывод получается в результате диалектического рассмотрения общества, взятого в его развитии, и это отличает К. Маркса от многих исследователей по вопросу о пролетариате, ограничивающихся лишь статичным взглядом на внешнюю сторону механизма капиталистической эксплуатации. И если пролетариат является антиподом капитала, то в этом и заключается необходимость говорить о его революционности. Так кого в настоящее время следует относить к пролетариям? Довольно часто можно услышать, что, мол, сегодня рабочий превращается в пролетария, так как ему и продать-то нечего, кроме своего труда и таланта. Да, у него нет ни заводов, ни фабрик, ни земли. У него нет материальной собственности.