исходе евреев из Египта, когда освобожденный от рабства народ был вынужден 40 лет скитаться по пустыне в поисках земли обетованной. Праздник Песах, известный как «еврейская Пасха», отмечается в память об исходе еврейского народа из Египта. Когда в 2024 году празднуют еврейскую Пасху (Песах) История праздника Подготовка к Песаху Главные продукты на праздничном столе Традиции праздника.
Песах 2023 — суть праздника
- Что такое песах и как отмечается?
- Когда читать праздничные молитвы в Песах с 5 по 13 апреля 2022 года
- Самое популярное
- Когда в 2023 году еврейская Пасха?
- Еврейская Пасха (Песах) в 2024 году: история и традиции еврейского праздника
- Песах 2024: даты и суть праздника еврейской Пасхи | 360°
Еврейские кучки: что это такое, происхождение, когда ожидать, приметы
Вечером 14 нисана семьи собираются на ужин седер после захода солнца. На него могут позвать бедняков и тех знакомых, кто семьи не имеет или почему-то не может праздновать с близкими. Среди блюд обязательно присутствует маца пресный хлеб , марор горькая зелень , харосет смесь из тертых яблок, орехов и фиников. По традиции, зелень едят, обмакивая в соленую воду, которая символизирует слезы, пролитые еврейским народом во время рабства. Дни празднования Песаха - чудесный период для посещения Израиля. Центр репатриации и иммиграционного инвестирования сейчас проводит запись на начало апреля на ускоренный консульский прием и получение документов в государственных инстанциях.
По преданию, Бог послал десять казней на египетский народ, чтобы заставить фараона освободить евреев из рабства. Однако ни превращение нильской воды в кровь, ни появление несметного множества жаб, неодолимых полчищ вшей, диких зверей, падёж скота, язвы, гибель урожая от града и саранчи, ни сплошной трёхдневный мрак так и не убедили египетского правителя отпустить евреев. Десятой казнью была гибель всех египетских первенцев, включая маленького наследника фараона. Чтобы обозначить свои жилища, которых не должно было коснуться наказание, евреям было велено пометить косяки дверей своих домов кровью молодых ягнят.
Агнцев надобно было зарезать, зажарить и съесть "с горькими травами и опресноками". Причём сделать это на глазах у египтян, для которых молодые ягнята были священными животными. Тем самым евреи демонстрировали угнетателям, что Бог на их стороне. В ночь, когда в каждой семье египтян погибли первенцы, ангел смерти обошёл стороной все еврейские дома, помеченные кровью агнцев. Бог умертвил первенцев египтян, но пропустил "песах" — на иврите дома евреев. После этого фараон наконец отпустил евреев и начался Исход. Правда, фараон вскоре передумал и ринулся в погоню. Предводительствующий Исходом Моисей раздвинул воды Красного моря своим чудодейственным посохом, евреи перешли по осушенному дну на Синай, а армия фараона погибла в сомкнувшихся водах. Еврейскому народу предстояло трудное путешествие длиной в 40 лет, но главное — он теперь был свободным.
Именно поэтому Песах называют Праздником Свободы — это память об Исходе и освобождении еврейского народа от египетского рабства.
Бог умертвил первенцев египтян, но пропустил «песах» на иврите дома евреев. Еще «Пе-сах» толкуется как «уста говорящие», и это, конечно, соответствует тому, что главная заповедь Праздника Песах — говорить, рассказывать об истории Исхода. Песах — праздник весны — символизирует пробуждение природы, обновление мира и освобождение человека. Это праздник обретения свободы и достоинства. Евреи должны были выбрать из скота, к которому они были приставлены в качестве пастухов и который не погиб, как скот египтян , молодых агнцев, зарезать их, зажарить и съесть «с горькими травами и опресноками». Барашков, которые для египтян были священными животными, требовалось не просто съесть, но сделать это открыто, на глазах у египтян, а за несколько дней до этого необходимо было при свете дня пометить косяки дверей своих домов кровью этих баранов. А в ночь, когда в каждой семье египтян погибли первенцы, смерть обошла стороной все еврейские дома, помеченные таким образом. Во время седера на столе должны быть определенные продукты Фото: diligent, по лицензии Shutterstock.
Правда, есть свидетельства, что пастушеский праздник опресноков отмечали еще до Моисея. Но до сих пор маца — пресные лепешки, которые полагается есть в Песах, — напоминание о хлебе, который ели евреи, спешно покидая Египет.
Праздничный ужин В еврейской традиции главные праздники связаны с древними историями. Они пронесены через века, но многие заветы и обычаи продолжают соблюдаться и являются важной частью жизни еврейского народа в наши дни. Каждый из семи основных праздников имеет глубокий смысл и повествует о тысячелетней истории иудаизма. Особо почитаемым праздником является еврейская пасха — Песах. Он установлен в память библейского события — освобождения евреев из египетского рабства в XIII веке до н. Про историю и традиции Песах подробно расскажем дальше. Хотите переехать в Израиль на ПМЖ и стать частью еврейского этноса?
Мы помогаем получить израильское гражданство. Каждый случай репатриации уникален, поэтому наши специалисты по гражданству актуально и профессионально консультируют, с учетом вашей конкретной ситуации. Итог нашей работы — более 2000 семей, получивших израильское гражданство. История праздника Песах — самый древний иудейский праздник. Это один из трех праздников, которые все евреи по велению Бога должны отмечать ежегодно. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; как установление вечное празднуйте его Ветхий Завет, Исход, глава 12. История празднования связана с одним из важнейших библейских событий — исходом евреев из Египта и освобождением от многолетнего рабства. С древнееврейского «песах» переводится как «уходить» или «проходить мимо». История празднования связана с одним из важнейших библейских событий — исходом евреев из Египта и освобождением от многолетнего рабства Пророк Моисей получил право пойти к фараону Рамсесу II и назваться представителем Бога.
Он обратился к правителю Египта с просьбой отпустить народ Божий. В результате его страну постигло 10 бедствий. Перед каждой последующей египетской казнью Моисей приходил к фараону с той же просьбой. И только после 10-й фараон дал свое согласие. После этого началось скитание евреев по пустыне, которое продлилось 40 лет. Столь долгое возвращение в Израиль связано с волей Божьей — среди скитальцев не должно было остаться тех, кто помнил о рабстве. Долгий путь домой был наполнен невероятными чудесами, например, когда каждый день, кроме субботы, сыпалась «манна небесная». Для каждого она имела свой вкус, дети думали, что это масло, молодым людям казалось, что они едят хлеб, а старикам чувствовался вкус меда. Квалифицированное сопровождение со стороны наших специалистов по гражданству заключается в поиске и сборе документов, подготовке к консульской проверке и решении других важных вопросов, относящихся к получению гражданства и оформлению израильского паспорта.
Значение еврейской пасхи В самом празднике заложен глубокий смысл. Его можно считать днем рождения еврейского народа. Из-за того, что фараон не пожелал отпустить евреев из рабства, на Египет обрушилось 10 казней. Последняя, самая страшная — смерть первенца в каждой семье.
Соблюдение Пасхи в Израиле и Диаспоре
Название «Песах» одни исследователи трактуют как «переход», исход из земли Египетской, другие связывают с историей праздника. Фараон не хотел отпускать евреев, и Бог наслал на Египет десять «казней»: превращение нильской воды в кровь, появление несметного множества жаб, неодолимых полчищ вшей, диких зверей, падеж скота, язвы, гибель урожая от града и саранчи, сплошной трехдневный мрак и, наконец, гибель первенцев. Бог умертвил первенцев египтян, но пропустил «песах» на иврите дома евреев. Еще «Пе-сах» толкуется как «уста говорящие», и это, конечно, соответствует тому, что главная заповедь Праздника Песах — говорить, рассказывать об истории Исхода. Песах — праздник весны — символизирует пробуждение природы, обновление мира и освобождение человека. Это праздник обретения свободы и достоинства. Евреи должны были выбрать из скота, к которому они были приставлены в качестве пастухов и который не погиб, как скот египтян , молодых агнцев, зарезать их, зажарить и съесть «с горькими травами и опресноками». Барашков, которые для египтян были священными животными, требовалось не просто съесть, но сделать это открыто, на глазах у египтян, а за несколько дней до этого необходимо было при свете дня пометить косяки дверей своих домов кровью этих баранов. А в ночь, когда в каждой семье египтян погибли первенцы, смерть обошла стороной все еврейские дома, помеченные таким образом. Во время седера на столе должны быть определенные продукты Фото: diligent, по лицензии Shutterstock.
Поэтому, если с этим днем совпадает четырнадцатое число, относящееся ко дню страдания, то, оставив его, мы останавливаемся на следующем дне свободном от воспоминания страдания. И когда нам предстоит воспоминание страдания и воскресения Господа, мы, как сделал и Владыка, всегда соблюдаем Господень день, как соответствующий дню воскресения и свободный от воспоминания страдания, относя воспоминание страдания к дням предшествующим этому. Необходимо, чтобы четырнадцатый день приходился на неделе ранее определенного воскресного дня.
Если он упадет среди недели, тогда определить удобно; если же он совпадет с днем Господним, в этом случае нужна тщательная предусмотрительность, потому что те, которые не производят точного исследования, могут пятнадцатый день лунного месяца принять за четырнадцатый; это самое и ныне случилось» Полное собрание творений. Слова Златоустого подверждает патриарх Александрийский святитель Мелетий Пигас , принимавший активное участие в Соборе 1593 г. Тогда мы без всяких оговорок пользуемся тем календарём, который у нас есть, и выполняем отеческий канон.
Если полнолуние приходится на субботу или пятницу, то в первое же воскресенье после этого мы празднуем не Пасху, а день Ваий, а в следующее воскресенье, которое будет вторым воскресеньем после полнолуния, празднуем светлый день божественной Пасхи. Следует, как я думаю, прежде всего, посмотреть, по какой причине неодинаково используется святоотеческий канон, и почему мы ни в чём не преступаем апостольский канон и отмечаем Пасху согласно каноническому установлению святых отцов. Пасхальный канон, которого мы, православные, придерживаемся, был принят 318 богоносными отцами, собравшимися в Никее.
Они, как известно, составили этот канон и передали его вселенской Церкви вместе с другими церковными распоряжениями. Поэтому мы и придерживаемся этого и в точности «сохраняем предания» отеческие, по словам Апостола, как священные и некрадомые сокровища. Очевидно, что этот канон счёта дней подразумевает смещение на три дня по отношению к тому состоянию календаря, которое нам передали отцы.
Канон счёта дней показывает, что если еврейский песах выпадает не только на, допустим, 30 марта, но и на 27 марта, то необходимо производить смещение на три дня» «Александрийский Томос о Пасхалии». Поместный Антиохийский собор 341 г. И сие речено о мирянах.
Аще же кто из предстоятелей церкви, епископ, или пресвитер, или диакон, после сего определения, дерзнет к развращению людей, и к возмущению церквей, особитися, и со иудеями совершати пасху: таковаго святый собор отныне уже осуждает, быти чуждым церкви, яко соделавшагося не токмо виною греха для самаго себя, но и виною разстройства и развращения многих. И не токмо таковых собор отрешает от священнослужения, но и всех дерзающих быти в общении с ними, по их извержении из священства. Изверженные же лишаются и внешния чести, каковыя были они причастны по святому правилу и Божию священству».
Константинопольский собор 1583 года постановил твердо держаться на вечные времена юлианского календаря, а также отлучил от Церкви последователей календарной реформы. Патриарший и Синодальный Сигилион от 20 ноября 1583 г. Своим 8-м правилом Константинопольский Собор 1593 г.
Определено же так: «всем дерзающим нарушать постановление святаго Вселенскаго великаго Собора, бывшаго в Никее в присутствии боголюбезнейшаго царя Константина, касающееся до святаго праздника спасительной Пасхи, не иметь общения с Церковию и быть изверженными из нея, если они с упорством будут оспоривать то, что заповедано основательно. И это сказано о мирянах. Если же кто из предстоятелей Церкви, епископ, или пресвитер, или диакон, после сего определения, дерзал бы для развращения народов и смущения Церквей особиться и совершать Пасху вместе с иудеями: таковаго святый собор осудил на отчуждение от Церкви».
Живший в XIV в. Два из них узаконивают Апостольское правило 7-е и два получили начало из ненаписанного предания.
Под запретом макароны, хлеб, печенье, пиво. Единственное мучное блюдо, которое можно есть, — маца. Рецепт мацы Маца — бездрожжевые пресные лепешки — это единственный хлеб, разрешенный в Песах. Согласно священной книге иудеев Торе, муку можно использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса или полбы. Весь процесс выпечки с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут, поскольку считается, что после этого времени в тесте начинается процесс брожения. А вот форма не так важна — маца может быть и круглой, и квадратной. Отличие лишь в том, что первая больше характерна для домашних лепешек, а прямые углы — при производстве в фабричных условиях.
Маца является напоминанием о том, что евреи, получив наконец разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что им пришлось испечь хлеб из еще не успевшего подойти теста. Сейчас только в России каждый год продается больше 200 тысяч коробок мацы. Традиции праздника Песах Утром накануне праздника все мужчины-первенцы соблюдают пост. Первые сутки вне Израиля два дня праздника называются Йом-Тов. В это время в синагогах поют псалмы о благодарности Богу, произносят специальные молитвы, проводят праздничные богослужения. Первый и последний дни Песаха являются нерабочими. Оставшиеся пять дней называются "праздничными буднями". В это время часть учреждений в Израиле работают полдня, а часть — не работают вовсе. В эти дни в Иерусалиме у Стены Плача проводится церемония благословения священников, в которой принимают участие только потомки священнического рода левитов.
Он отмечается в радостной атмосфере, с пением и танцами. В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония "разделения морских вод". Какому событию посвящен седьмой день Песаха Тора рассказывает: в этот день, 21-го нисана, евреи вышли к Красному морю и увидели, что за ними гонится египетская армия с фараоном во главе. Не привыкшие воевать евреи представляли собой легкую добычу: справа и слева — горы, сзади — колесницы египтян. А впереди — море. И евреи… пошли в море! И море расступилось перед ними. Египтяне преследовали их, приближаясь с каждой минутой. Но как только евреи прошли по дну моря, воды вновь сомкнулись и волны поглотили египетское войско.
Во всех синагогах мира в этот день читают в свитке Торы главы из книги Шмот, повествующие об этом чуде, а также Шират а-Ям — "Песнь Моря" Шмот, 15:1 — 19 — благодарственный гимн, исполненный евреями при виде чудесной гибели вражеской армии.
Традиции праздника: квасное нельзя Помимо требований к кошерной пище, которых правоверные иудеи придерживаются на протяжении всего года, в Песах вводятся дополнительные ограничения. В этот праздник нельзя есть и даже хранить дома любые продукты из злаков, при изготовлении которых в тесте мог произойти процесс брожения. Такая пища называется "квасное" или "хамец". К ней относится не только хлеб, но печенье, пирожные, вермишель, овсянка и многие другие продукты. Даже блюда из мацы, не приготовленные специально для Песаха, считаются не подходящими для еды во время праздника. Такое же условие распространяется на пять видов злаков - пшеницу, ячмень, полбу, рожь и овес.
Седер со вкусом горечи Первые два вечера Песаха евреи проводят специальную трапезу - седер. Стол обязательно украшает особое блюдо - кеара.
Какого числа праздник Песах в 2023 году
- Песах 2024: чем «иудейская Пасха» отличается от христианской
- История праздника Песах
- Еврейская Пасха - Песах: какого числа будет в 2023 году
- Еврейская Пасха (Песах) в 2024 году: когда и как отмечать
ВСП: Когда празднуют Пасху православные, католики, протестанты, армяне и евреи в 2023 году
Нашел на просторах – Самые лучшие и интересные новости по теме: Евреи, истории, пасха на развлекательном портале Согласно библейской истории, Иаков — внук Авраама и прародитель евреев — из-за голода переселился со всей своей семьей в Египет, где его потомки и остались, постепенно образовав еврейский народ. В 2024 году еврейская Пасха отмечается с 23 по 30 апреля. Когда в 2024 году празднуют еврейскую Пасху (Песах) История праздника Подготовка к Песаху Главные продукты на праздничном столе Традиции праздника. Еврейская Пасха – это событие освобождения евреев от гнета египтян. В отличие от христианской Пасхи, которая посвящена Воскрешению Иисуса, еврейская Пасха знаменует начало исхода евреев из Египта.
Соблюдение Пасхи в Израиле и Диаспоре
На еврейскую Пасху запрещены любые виды работ, в том числе разведение огня, работа в саду, стирка белья, написание текстов, включение электроприборов и гаджетов. Чему посвящен праздник Песах, или еврейская Пасха. История появления, подготовка к празднику, традиции и обычаи. Песах, или еврейская Пасха, посвящен Исходу иудеев из Египта – это библейское событие считается началом истории иудейского народа 15.02.2023, Sputnik Грузия. Пасха — еврейский день Победы, когда они обобрали египтян и с Победой убежали с Египта. Чему посвящен праздник Песах, или еврейская Пасха. История появления, подготовка к празднику, традиции и обычаи.
Песах 2022: когда наступает, история и традиции иудейского праздника
В ней 6 ячеек. В первой лежит косточка — символ пасхальной жертвы, во второй — крутое яйцо обычное праздничное жертвоприношение. В следующей ячейке находится марор — это горькая зелень. Затем харосет — смесь орехов, сухофруктов, специй и вина, карпас— овощ, который едят, макая в посоленную воду, которая символизирует слёзы, политые евреями в Египте. И снова горькая зелень. Конечно, это не единственные ритуальные блюда, но, пожалуй, самые значимые. За праздничным столом обязательны молитвы и чтение текстов из Торы. Ещё один важный ритуал: каждый должен выпить 4 стакана виноградного вина или сока — в этом тоже есть свой символ.
Первый и последний Песаха не следует работать. Первый вечер накануне праздника — это семейная трапеза седер , а последний день Пасхи, когда вспоминают события на море, где расступившиеся волны позволили израильтянам пройти, а войско египтян потопили, сомкнувшись, следует провести у воды. И в заключение путешествия в праздничный Израиль напомним, что Песах в 2021 году начнётся 8 апреля рецепт мясного цимеса. Это ещё одно важное блюдо на еврейском пасхальном столе. Итак, берём 1,5 кг. Мясо режем кубиками, измельчаем морковь и картофель. Кладём всё это в кастрюлю, наполненную на три четверти водой.
Это время посвящают общению с друзьями и родственниками и отдыху на природе. В седьмой день Песаха, в качестве напоминания о морских водах, расступившихся перед еврейским народом, читают «Песнь на море». Эту песню пели беглецы, когда увидели, что морские воды поглотили преследовавших их египтян.
Что едят на Песах? Для седера на стол традиционно ставят специальную праздничную посуду, свечи, кубок для пророка Элияху и тарелку для седера — кеару, на которую кладут мацу и шесть продуктов, каждый из которых символичен. Маца, с одной стороны, символизирует «хлеб бедности», который ели евреи во время пленения, а с другой — является символом свободы, так как именно маца помогла выживать в пустыне.
Оно напоминает о том, что евреям удалось выйти из рабства благодаря «сильной руке Бога». Затем на блюдо кладут яйцо. Оно является знаком траура по разрушенному Иерусалимскому Храму.
Здесь используется корень цикория или салат. О горечи египетского рабства напоминает хрен. Затем следует харосет — микс из перетертых яблок, орехов и красного вина.
Внешне это блюдо напоминает глину, из которой евреям приходилось лепить кирпичи для египтян. Наконец — карпас, или сельдерей. Его обмакивают в соленую воду, напоминая себе и участникам трапезы о пролитых во время рабства слезах.
Также во время седера к столу подают суп с шариками из мацы, картофельную запеканку, фаршированную рыбу и цимес — сладкое овощное рагу, которое готовится из меда и моркови.
Первый весенний месяц лунного года у евреев называется Нисаном. Первое полнолуние в начале лунного года у евреев считается пасхальным. Оно наступает через 14 дней после мартовского новолуния т.
Празднование у евреев начинается с вечера накануне. Поэтому первый день еврейской пасхи, будучи всегда 15-го Нисана, начинает праздноваться с вечера 14-го Нисана. В 2010 г.
Одним из обязательных условий является приглашение к праздничному столу всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить Песах в кругу своей семьи.
На стол ставят лучшую посуду и серебро, свечи, кошерное вино, три больших куска мацы и специально украшенный кубок для пророка Элияха Илии. На праздничный стол непременно ставятся тарелки с соленой водой - символ слез древнееврейских женщин, у которых по приказу фараона отнимали первенцев, поскольку, согласно предсказанию, в одной из еврейских семей должен был родиться человек, который освободит людей от рабства. За время трапезы каждый должен выпить четыре бокала вина в честь четырех чаш, упоминаемых в Торе. Последний день Песаха проходит в радостной атмосфере, с пением и танцами.
В полночь в синагогах и религиозных учебных заведениях устраивается церемония разделения морских вод. Восьмой день Песаха отмечается только в регионах диаспоры, где праздничными являются первые два и заключительные два дня.
Еврейская пасха (Песах) в 2024 году
Еврейская Пасха (Песах) 2024: какого числа, суть, традиции, история праздника | Еврейская Пасха, или Песах, отмечается в ознаменование исхода евреев из Египта и избавления их от многолетнего рабства. |
Тысячелетние традиции. Как евреи всего мира отметят Песах в 2024 году | Для всех верующих евреев Пасха является центральным событием года. |
Песах: какого числа, суть и традиции еврейской Пасхи
Правда, фараон вскоре передумал и ринулся в погоню. Предводительствующий Исходом Моисей раздвинул воды Красного моря своим чудодейственным посохом, евреи перешли по осушенному дну на Синай, а армия фараона погибла в сомкнувшихся водах. Еврейскому народу предстояло трудное путешествие длиной в 40 лет, но главное — он теперь был свободным. Именно поэтому Песах называют Праздником Свободы — это память об Исходе и освобождении еврейского народа от египетского рабства.
Переход евреев через Красное море. Одной из главных традиций является седер — особый праздничный ужин, который проводится в первый и второй вечер Песаха. Во время седера собирается вся семья, чтобы почитать особую книгу — Агаду, которая рассказывает историю Песаха и включает в себя песни и молитвы.
Также на столе седера обязательно присутствуют символические продукты, такие как марор горькая трава , харосет сладкая паста из фруктов и орехов , карпас зелёная овощная закуска и яйцо. Каждый из этих продуктов имеет свой символический смысл и напоминает о событиях, связанных с Песахом. В течение всего Песаха евреи не употребляют хамец — продукты, содержащие дрожжи.
Вместо этого они едят мацу — бездрожжевой хлеб из муки и воды. Существует легенда, что перед Исходом евреи не успели заквасить тесто, поэтому напекли пресных лепёшек. Так это или нет, но до сих пор маца напоминает о хлебе, который ели евреи, спешно покидая Египет.
Церемония выпекания мацы накануне иудейского праздника Песах.
Когда в 2023 году этот великий праздник будут отмечать представители разных конфессий, расскажем далее. До празднования Воскресения Христова православными верующими осталось примерно две с половиной недели. Если говорить более точно, то в 2023 году Пасху в Русской православной церкви будут отмечать 16 апреля. У католиков эта важнейшая дата выпала на 9 апреля.
Фараон ответил отказом. После этого на страну обрушилось 10 бедствий казней : превращение всей воды Египта в кровь; нашествие жаб; нашествие кровососущих насекомых мошек, вшей, клопов ; нашествие песьих мух оводов ; мор скота; язвы и нарывы; гром, молнии и огненный град; нашествие саранчи; трехдневная тьма египетская; смерть первенцев. Накануне десятой казни египетской — поражения первенцев — Всевышний повелел евреям заколоть ягнят, мясо зажарить, а кровью пометить дверные косяки. В ночь 15-го числа месяца нисан Всевышний прошел мимо домов евреев, и они были спасены, в остальных домах все первенцы погибли. После этого фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет. В первый же день евреи поторопились бежать из Египта, пока фараон не передумал. А он пожалел о разрешении и отправил свои войска вдогонку.
Но было слишком поздно: на седьмой день Песаха воды Красного моря расступились перед евреями и поглотили их преследователей. В честь этого седьмой день Песаха тоже отмечается как праздник. В этот день у евреев принято приходить к морю, реке или другому водоёму и петь «Песнь на море».
Но и это мнение, что пасхальная жертва принадлежит к разряду жертв мирных Кейль считает односторонним, так как идея жертвы мира исключает очищающее от греха значение, которое соединялось с пасхальным агнцем 33. Более справедливый взгляд высказывает Гарнак. По мнению последнего пасхальная жертва совмещала в себе значение двух жертв: жертвы греха и жертвы мира. К жертве греха ее нужно причислить потому, что кровь пасхального агнца имела очищающую силу, к жертве мира потому, что мясо агнца предлагаемо было на трапезу 34. Таким образом, она изображала с одной стороны умилостивление, а с другой спасительное общение с Богом 35. Это мнение находит для себя подтверждение и в учении отцов церкви. Агнец по закону почитается, как чистая и непорочная жертва, а козлы всегда приносятся на жертвенник за грехи.
Так как с жертвенною кровью в Моисеевом законе всегда соединялась идея очищения и спасения, то кровь на домах Израиля указывала на помилование и прощение живущих в них. Окропленный жертвенною кровью дом становился местом спасительного действия благодати Божией. Где был на доме начертан знак кровью, туда приходило спасение, подобно тому, как червленная веревка, спущенная Раавью из окна, была знаком того, что дом этот должен быть пощажен Исх. Самое знамение на домах было, конечно, не простым условным знаком, по которому бы ангел губитель мог различать дома евреев от домов египетских, но имело то значение, что свидетельствовало о вере евреев в умилостивительную силу пасхальной жертвы, свидетельствовало о их смиренном сознании, что они, как и египтяне, по своей виновности пред Богом заслуживали казнь от Бога, и могут спастись от нее только по милости Бога, приемлющего от них жертвенную кровь невинного животного, как выкупную цену за их вины. Двери, ворота, чрез которые входят и выходят, служат самою видною частью домов. Поэтому выражения «ворота» у восточных народов употреблялось часто в смысле целого дома, или города, к которому они ведут 38. Далее, на самых воротах самую заметную часть в свою очередь составляют косяки и притолки, так как самые створы по восточному обычаю, — который, вероятно, символизировал идею гостеприимства, — были обыкновенно отворены. Поэтому на притолках и косяках, как это видно между прочим и из Втор. Второю главною частью в пасхальном торжестве была вечеря. С понятием трапезы вообще связывается представление общения и дружбы между участниками в трапезе и ее учредителями.
To же самое и в пасхальной жертвенной трапезе: она символизировала общее единение участников трапезы, как между собою, так и с ее учредителем — Богом 39. На такое значение пасхальной вечери очень ясно указывают условия, при которых должно было вкушать агнца. Требовалось, чтобы агнец был изжарен в целом виде. Таким способом приготовления устранялось всякое разложение мяса и смешение его с чуждым ему веществом, так что мясо и после своего приготовления продолжало оставаться тем же чистым, беспримесным мясом агнца, каким оно было и до приготовления 40. Подобное же значение имело и другое постановление, запрещавшее разрушать кости агнца. Вследствие этого болезнь костей, а тем более поражение костей было образом разрушения. Наоборот, сохранение костей было символом полной неповрежденности и целости Пс. Агнец пасхальный, приготовляемый без раздробления на части, являлся таким символом единства и целостности. Этим единством и целостностью пасхального агнца, предлагаемого для пасхальной вечери, изображалось то, что и сами евшие его должны были вступить в связь неразрывного единства и общения с Господом. Идея взаимного единения и общения вкушающих пасхального агнца выражалась также и в том, что один агнец предназначался для одного дома, для одного семейства; далее в — том, что в случае малочисленности членов одного семейства, агнец был вкушаем двумя семействами, которые для этой цели должны были собраться в одном доме, сомкнуться в одно семейство и составить таким образом единое, нераздельное целое.
Единый цельный пасхальный агнец должен был служить трапезой для одного, цельного дома Бэр. Наконец идея неотчуждаемости выражалась в том, что ничего из мяса не должно было выносить из дома Исх. Точно также в видах реализирования идеи неразрывного общения, ни одного куска пасхального мяса нельзя было оставлять до утра, чтобы потом употребить в пищу: но если участвовавшие в пасхальной вечери не могли съесть всего агнца, недоеденное следовало сжечь на огне и таким путем уничтожить все остатки от пасхального агнца. Сожжение не нарушало идеи единства: все, что предавалось огню, этим совершенно уничтожалось и становилось как бы никогда не существовавшим 41. Но во всяком случае сожжение остатков было нежелательным явлением, и должно было, по возможности, устраняться, что ясно следует из предписания соединяться малочисленным семействам в один дом. Далее, при пасхальном торжестве употреблялись исключительно опресночные хлебы и горькие травы. Какие воспоминания должны были евреи иметь вкушая опресноки, — библейское повествование точно и определенно не указывает. Обыкновенно думают, что вкушение пресного хлеба при пасхальном торжестве должно было напоминать израильтянам о той поспешности, с какою они вышли из Египта, и вследствие которой не успели приготовить кислых хлебов. Сам Бытописатель эти факты ставит в некоторую связь. Но в виду того, что заповедь об опресноках дана раньше исхода и составляет весьма важную особенность праздника, нельзя думать, что опресноки должны были напоминать евреям о поспешности исхода.
Другие писатели обращают особое внимание на то, что опресноки в книге Втор. Но, по мнению Кейля, такое толкование не имеет никакого основания в тексте писания. Поэтому употребление опресноков напоминало скорее не о бедствиях, а об освобождении от этих бедствий. Более основательно выясняет значение опресноков Бэр. Он обращает внимание на еврейское название опресноков — massot, которое буквально значит — чистый. Таков был взгляд евреев на хлеб опресночный. В виду такого взгляда хлеб опресночный имел широкое употребление в иудейском богослужении. Он был хлебом священным: он употреблялся и для хлебов предложения и при всех жертвоприношениях. Такое объяснение как нельзя более соответствует идее праздника. В Египте Израилю угрожала опасность заразиться развращением своих повелителей; квас египетский грозил проникнуть во всю массу народа еврейского.
Но Иегова вывел израильтян из Египта, избрал их в народ чистый, в народ святой, который должен был изгнать из своей среды прежнюю закваску нравственную порчу , начать новую жизнь. Символом этой новой жизни был, как мы сказали, праздник пасха. И во время его, как праздники жизни, всего более приличествовало ядение чистого, чуждого всякого кваса, хлеба — хлеба опресночного. Горькие травы, с которыми должно было вкушать пасхального агнца, служили символом тех горестей, которые евреи терпели в египетском рабстве. Употребление горькой пищи и горьких напитков служит в Священном Писании обычным символом бедствий и страданий. Такое значение пасхальным горьким травам придают и раввины 43 , ссылаясь на Исх. Божественное благодеяние, говорит Бэр, заключавшееся в изведении из Египта, являлось тем более заметным, что соединялось с символом страданий уже перенесенных 45. По мнению Кейля, горькие травы символизировали также и ту горечь, которая вообще разлита в этом грешном мире и которую Израиль постоянно должен был вкушать в своей внешней жизни. Но пред его духовною жизнью эта горечь в совершении пасхального пиршества изображалась исчезающею или прикрывающеюся в силе, которая заключалась в мясе агнца, закалавшегося за грехи народа еврейского 46. Проще сказать, вкушая после горьких трав сладкое мясо агнца, евреи яснее символизировали для себя горечь жизни и величие милости Божией.
При праздновании пасхи в позднейшее время, во время пребывания евреев в земле обетованной, как мы выше видели, выступают главным образом две новые черты, которых не было при первом праздновании пасхи в Египте. Эго — повеление закалять пасхального агнца только при святилище и повеление приносить на второй день праздника сноп из начатков жатвы. И то и другое прибавление нисколько не нарушает основной идеи праздника. В силу первого требования все взрослые мужи Израиля собирались каждый раз при центральном святилище Иеговы, что естественно поддерживало между ними связь и общение, которое должно было сделать из них могущественный народ, подобного которому не было бы в древним мире, ибо сила его заключалась бы в едином духе граждан, готовых бороться нравственно и физически против всех языческих властителей. Поддерживая связь и единство всего Израиля, это повеление закона вместе с тем поддерживало и его общение с Иеговою, который благоволил обитать в святилище. Для народа, занятого преимущественно земледелием, ничто так живо не могло напоминать о национальном и политическом возрождении, как соединение этого празднества с ежегодно повторяющимся оживлением всей природы, первые произведения которой приносились Иеговы 47. Таким образом, и то и другое постановление являются вполне сообразными с идеею праздника. Самое время, в которое было определено праздновать праздник пасхи, имеет особенную знаменательность. Месяц пасхи, нисан, был у евреев началом или первым месяцем года 48. Днем для праздника пасхи было назначено четырнадцатое число.
Отсюда и пасха, падавшая на полнолуние, являлась праздником, выдающимся из всех прочих дней, а потому всего приличнее было назначить для нее именно день полнолуния». Таково было значение древнееврейской пасхи в области отношений ветхозаветных. Но значение пасхи не ограничивалось одною только этою областью: как весь теократический институт прообразовал собою новозаветное царство Божие, так и все ветхозаветные обрядовые учреждения сводились к этому последнему. Апостол Павел говорит о всем ветхозаветном обрядовом законе, что он имел тень грядущих благ, а не самый образ вещей Евр. Священные времена ветхозаветные апостол также признает тенью новозаветной благодати и прообразом новозаветного. В пасхальных постановлениях тень будущего прозревали еще ветхозаветные писатели: они усвояли грядущему Мессии такие названия, которые очевидно заимствованы от пасхального агнца. Так пророки Исаия и Иеремия уподобляют Его агнцу Ис. Иоанн Креститель, стоявший на рубеже ветхого и нового заветов, уже не в форме подобия или прообраза говорит о Иисусе Христе, но прямо, указывая на Него лично, называет Его агнцем Божиим, взявшим на Себя грехи всего мира Ин. Апостол Павел в послании к Коринфянам Кор.
Еврейские кучки: что это такое, происхождение, когда ожидать, приметы
Еврейская Пасха или Песах 2024: отличие от православной, традиции, история, как отмечать | у тех, кто проживает в Израиле. |
Почему не совпадают: православная Пасха, католическая и иудейский Песах? Причины, фото и видео | Разобрали, когда отмечается еврейская Пасха (Песах) в 2024 году: история, традиции, чем отличается от Пасхи, что нельзя делать. |
Песах: даты и традиции еврейской Пасхи
Песах, или иудейская Пасха, начинается на 14-й день весеннего месяца нисан по еврейскому лунному календарю – это первый месяц библейского года в еврейском календаре, он соответствует примерно марту-апрелю григорианского исчисления. Одним из главных иудейских праздников считается Песах, или еврейская пасха. Новости. Мой Магнит. Пасха. Православная Пасха (5 мая), как и иудейский Песах (22-30 апреля), отмечается весной.