мемориал жертвам «Марша смерти», который был установлен в поселке Янтарном Калининградской области и открыт 30 января 2011 года. На пляже Янтарного в 45-м завершился Пальмникенский марш смерти.
Под Калининградом почтили память жертв нацистов – «Марш смерти»
Этой дорогой в ночь на 1 февраля 1945 года фашисты прогнали тысячи евреев, которые были узниками концлагеря Штутгоф. Изнеможённые люди - женщины, дети, старики - шли колонной в 20-градусный мороз. Из семи тысяч человек до Пальмникена дошло около трех. Но и они были загнаны в море и расстреляны. Чудом выжили 13 человек, которые и смогли рассказать всю правду об этом чудовищном преступлении и "марше смерти".
В частности, она предложила, чтобы 30 января в 12. А вообще в планах Анны Симоновой — пиротехническое шоу 29 января и музыкальный вечер с фуршетом в синагоге Калининграда 30 января. В ответ на это главный раввин Калининградской области Давид Шведик и председатель Еврейской общины Калининграда Леонид Плитман направили свое письмо Артуру Крупину, в котором категорически открестились от инициативы Анны Симоновой: «Доводим до Вашего сведения, что ни г-жа Симонова А.
Янтарный, сам Памятник жертвам Холокоста установлен в 2011 году. Мы регулярно облагораживаем территорию, на постоянной основе проводя воскресники. Силами членов Еврейской общины и неравнодушных граждан нашего региона территория около Памятника обустроена, и каждый год в конце января мы собираемся на месте расстрела, чтобы почтить память убитых, прочитать поминальную молитву и сделать все возможное для сохранения памяти и недопустимости повторений тех страшных событий. Историческая реконструкция тех событий на месте расстрела просто недопустима! Пропаганда фашизма, жуткая участь ни в чем не повинных людей под пиротехнические залпы и световое шоу ни в коем случае непозволительны! Это глумление над памятью убитых! Калининграда» Плитман Леонид Зямович, категорически запрещаем делать фарс из тех страшных событий!
Каждый год члены Общины, представители власти, руководители консульств и неравнодушные граждане приезжают к месту расстрела. Начало мероприятия запланировано на 30 января 2022 года в 12 часов. Мероприятие начнется с зажигания памятных свечей и минуты молчания. Никакие гудки завода мы не приветствуем! Проведение реконструкции, по словам г-жи Симоновой А. Проведение каких-либо мероприятий, связанных с иудеями, в Святой день противоречат законам Торы и любым нравственным людским понятиям.
Большинство из них, истощенных и обессилевших, погибли во время перехода на 20-градусном морозе, остальные были расстреляны. В 1994 году на месте расстрела был установлен памятный мемориал с надписями на русском языке и иврите. К участию в мероприятии приглашаются все желающие почтить память жертв холокоста.
В конце января 1945 года на побережье Балтийского моря в районе Пальмникена была устроена расправа над узниками лагерей и гетто Восточной Пруссии.
Изможденных и больных женщин, детей и стариков в 20-градусный мороз прогнали пешком из Кенигсберга к побережью Балтийского моря. Оставшихся в живых загоняли в ледяную морскую воду и расстреливали. Это факт. И оно будет сражаться до последнего.
В Янтарном прошёл Марш жизни в память о жертвах Холокоста
Придя в себя после падения с обрыва, Гелина и ещё несколько женщин с большими усилиями начали карабкаться вверх по склону горы. Наконец взобрались на возвышенность, Стоял 25-градусный мороз. Они были покрыты ледяной коркой и еле двигались. И вот, после часа блужданий в снегу, они увидели дома какого-то селения. Было ранее утро, стояла полная тишина. Постучали в дверь первого дома. Дверь открыла женщина. Увидев их, насмерть перепугалась, бросилась обратно в дом и вернулась со своим мужем. Он спросил: «Что вам здесь нужно? Потом он заколебался и велел подождать снаружи. Через какое-то время он вернулся и сказал, что согласен спрятать на чердаке.
Там они оставались 8 суток. Через восемь дней крестьянин позвал их с чердака вниз. Беглянки стояли перед ним без обуви, в совершенно разодранных платьях. Между тем немецкие войска отбросили захватчиков, и я рискую своей жизнью, если вы останетесь здесь». Одна из беглянок осмотрелась и увидела угольный погреб. Там они зарылись в кучу угля так глубоко, что трудно было дышать. Всё происходившее видела соседка, фрау Гардер. Это была толстая, милая женщина, которая, как оказалось впоследствии, пользовалась авторитетом в селе. Она встала на дороге, ведущей к угольному погребу который, как оказалось, принадлежал ей. Через несколько минут пришли гестаповцы с собакой на поводке.
Собака тотчас потянулась в направлении угольного погреба. Женщина ругнулась на собаку и ударила её так, что она заскулила и прекратила тянуться в сторону угольного погреба. Мне кажется, что в сторону леса». Полицейские поблагодарили и, успокоив опять начавшую лаять собаку, ушли. Вечером в погреб пришел мужчина и прошептал: «Меня зовут Альберт Гардер, я — муж женщины, которая спасла вам жизнь. Он убрал верхний слой угля, вытащил их, полумертвых, наружу и отнес в недостроенный туалет во дворе. Там беглянки оставались сутки. Затем Альберт Гардер ночью на плечах перенес их в небольшое убежище в свинарнике. Лишь через восемь дней их перевели на кухню. Там уже стояли три деревянных корыта с горячей водой, три полотенца и три куска мыла.
Фрау Гардер купала женщин, как маленьких детей, тем временем её муж понемногу, чтобы дым не привлек внимание, сжигал лохмотья.
Традиционно к маршруту присоединяются представители не только еврейской общины, но и все желающие почтить память жертв Холокоста. Участвуют в ней и официальные лица — представители регионального правительства, консулы Польши, Германии, Литвы.
Руководитель новой акции Анна Симонова считает, что такой формат себя изжил. Мы провели мониторинг — уже много лет это никому не интересно, просто это не озвучивают. А почему неинтересно?
Потому что это не касается конкретно каждого человека, а событие очень важное. Оно касается не только еврейской истории, это история отношений человека с человеком. Это может случиться с любой нацией, когда вдруг возникает ненависть, отторжение, которые приводят к таким последствиям.
Вот на это мы бы хотели обратить внимание», — заявила она «Новому Калининграду». По её словам, воссоздание событий позволит людям погрузиться в историю и пропустить её через себя, однако как именно будет устроена реконструкция и что за сцены будут воссоздавать, Анна Симонова отвечать отказалась. Этот продукт имеет авторское право.
У нас работают психологи, реконструкторы, сценаристы, режиссёры, другие представители творческих профессий кинобизнеса.
Да и решение о нейтралитете в общеевропейской бойне муниципалитеты принимали самостоятельно, правда, под давлением того же Густава II Адольфа. Пруссия была втянута в войну, которую шведский король Густав Адольф вёл против Польши. Эта война была борьбой за господство над Балтикой и одновременно походом контрреформации против протестантства. Герцогство в военном отношении было слабым, а политически находилось в вассальной зависимости от Польши. В вопросах веры Пруссия имела больше общего со Швецией, чем с католическим сюзереном и реформатским правителем, которому не доверяли.
К тому же курфюрст находился в Берлине, когда Густав Адольф летом 1626 года перенёс военные действия из Лифляндии в Пруссию, заняв 6 июля Пиллау. От прусских сословий, которым принадлежала власть, и особенно от Кёнигсберга он потребовал нейтралитета, намереваясь обезопасить себя с тыла, чтобы успешно выступить против Эльбинга и Данцига. В военном плане город к боевым действиям не был готов. Средневековые укрепления находились в таком же упадке, как и желание горожан обороняться. Для приготовлений и не было времени, так как утром 11 июля альтштадскому муниципалитету передали письмо Густава Адольфа с ультимативным требованием в течение трёх дней объявить нейтралитет. Отсрочки Густав Адольф не дал, настаивая на том, чтобы горожане быстрее приняли решение о том, хотят ли они нейтралитета или же выступят на стороне Польши.
Четыре дня миссия вела переговоры с Густавом Адольфом, пока тот, наконец, не подтвердил права города на свободную торговлю и безопасность. Шведы своё слово сдержали. Ни один шведский солдат не вошёл в Кёнигсберг. Курфюрст согласился со статусом нейтралитета. Король Владислав IV, сменивший в 1632 году на польском троне своего отца Сигизмунда, пытался путём уступок и дружелюбных актов завоевать доверие Кёнигсберга. Король признал за городом право взимать налоги и нанимать войска, против чего тщетно протестовал из Берлина курфюрст, обосновывая свою точку зрения тем, что Кёнигсберг принадлежит ему и поэтому не обладает ни финансовой, ни военной самостоятельностью.
Кёнигсберг стремился получить признание в качестве договаривающейся стороны по образцу Данцига. Бранденбургские посланцы решительно воспротивились этому и добились того, что в мирном договоре не было учтено ни одного требования Кёнигсберга. Это было очень важное решение. Вторая попытка придать Кёнигсбергу статус свободного города наподобие Данцига вновь потерпела неудачу. Однако самостоятельная политика военных лет привела к возросшему самосознанию горожан, как по отношению к курфюрсту, так и по отношению к польскому королю. Это почувствовали оба.
Сильнее стало и общественное сознание. И хотя ещё долго между тремя городами, равно как и между городами и их слободами существовали разногласия, основанные на защите своих мелких интересов, но всё же постепенно они осознавали, что все вместе составляют единый город. Этому способствовало и совместное возведение укреплений вокруг Кёнигсберга. Эти укрепления на 200 лет определили топографическое развитие города. За несколько десятилетий в окружённых валом пригородах возникло пять новых приходов с пятью новыми большими церквами. Элементом прогресса в области экономики стали зарождавшиеся в то время мануфактуры — предшественники меркантильной хозяйственной политики.
В предместьях появились мыловарни, маслобойни, стеклозаводы и красильни. Земельное правительство поддерживало предпринимателей, строивших фабрики, чтобы сэкономить деньги, которые тратились на ввоз продуктов из-за границы. Новые предприятия имели такие же привилегии, как и с давних пор мельницы, купальни и аптеки. С ростом числа горожан и их благосостояния более разнообразной становилась и общественная жизнь. Кроме старых юнкерхофов и гемайнгартенов имелось множество трактиров. Многие являлись простыми постоялыми дворами и местом отдыха сельских жителей, посещающих рынок; другие, видимо, были обыкновенными питейными заведениями с сомнительной репутацией.
Сохранилась одна из средневековых бюргерских забав — стрельба. Так как с конца XIV столетия от арбалета перешли к огнестрельному оружию, старые стрельбища стали малы. Потому и народные праздники — стрельбы по деревянным птицам — здесь больше не проводились. Стрельба по мишеням поначалу не пользовалась признанием, но только до тех пор, пока курфюрст Георг Вильгельм в 1634 году не перенёс все привилегии со стрельбы по птицам на стрельбу по мишеням. Таким образом, постепенно исчезла связь между стрельбой и цехами ремесленников с их гемайнгартенами. Праздники стрелков оставались популярными, но участие в них постепенно становилось более или менее добровольным, и в итоге образовалась гильдия стрелков как самостоятельное общество.
Нередко Георг Вильгельм предавался разгульным развлечениям и любимой охоте, что не могло не сказаться на состоянии дел в государстве. Принуждённый заключить с Швецией союз в 1631 году, он неохотно вёл войну и уже в 1635 году заключил с императором Священной Римской империи Фердинандом II союз, вследствие чего шведы опустошили его земли. В августе 1638 года Георг Вильгельм вместе со всем своим двором и семьёй с очаровательными дочерьми-курфюрстинами перебрался в Кёнигсберг, где, предаваясь любимому своему развлечению — стрельбе, и превратил в «охотничью столицу» свою летнюю резиденцию в замке Нойхаузен. В эпоху правления Георга Вильгельма в Кёнигсберге происходили события, свойственные эпохе барокко. В середине XVII века возник Кёнигсбергский кружок — круг изысканных и талантливых людей, имевших изрядное гуманистическое образование и объединенных общей любовью к поэзии и музицированию, но, прежде всего дружбой. У этих незаурядных бюргеров не было никаких организационных признаков «поэтического цеха» — ни уставов, ни списков участников, ни собственного архива и т.
Они не проводили собраний. То есть в строгом смысле говорить о поэтическом объединении, видимо, не следует. Однако не подлежит сомнению, что этот круг поэтов и музыкантов, учителей и студентов, юристов и чиновников, живших в Кёнигсберге в середине XVII века, оставил глубокий след в истории немецкой лирики. В это время публично польскому королевскому двору, а вместе с тем — кёнигсбергскому дворянству и бюргерству был представлен поэт Симон Дах. Спустя три года Даху открывается доступ к высшим авторитетам respublica literaria и прусскому правящему дому: в 1638 году в Кёнигсберг приезжает Мартин Опиц, а затем курфюрст Георг Вильгельм со своим двором и семьей. По поводу каждого из этих событий Дах вместе с композитором и органистом Генрихом Альбертом создает приличествующие случаю хвалебные песни.
С 1 ноября 1639 года, заняв должность профессора в Альбертине без защиты диссертации, он приступает к исполнению своих новых служебных обязанностей. Магистерскую защищает в 1640 году. Диссертация Даха не имеет большой научной ценности, но отражает определенный этап мировоззренческого становления поэта-профессора. Будучи профессором поэзии, Дах, согласно должностному предписанию, отвечал за поэтическое оформление всех академических и религиозных праздников в университете. Большинство праздничных произведений было написано на латыни, и объем этой поэтической продукции Даха весьма впечатляет. В числе университетских произведений на немецком языке следует упомянуть: «Радость христианского Рождества», сочиненную в 1648 году, в год наступления мира после подписания Вестфальского мирного договора; «Похвала Иисусу Христу, восставшему из мертвых», состоящую из более чем 1000 «александрин» тип средневекового стиха и другие.
В 1644 году Кёнигсбергский университет праздновал 100-летие со дня основания. По поводу этого праздника профессор поэзии Симон Дах был призван сочинить торжественное представление, приличествующее случаю. Университетская карьера Даха была в целом блестящей. Он пять раз избирался деканом, а зимой 1656 года без соблюдения формальностей единодушно был избран ректором университета. Следует отметить, что в глазах общественного мнения Дах, начиная примерно с 1638 года, скорее всего, представал именно как поэт правящего дома курфюршества Бранденбург-Пруссия, поскольку после визита в Кёнигсберг осенью 1638 года Георга Вильгельма его жизнь значительно изменилась к лучшему благодаря протекции со стороны курфюрста. И сам Дах стал активным поэтическим летописцем судьбы правящей семьи: он сочинял многочисленные стихи по разным многочисленным поводам в истории жизни и смерти правящей династии.
Вместе с заслуженной славой к Даху пришло и материальное благополучие: кроме профессорского жалования постоянным и надежным источником дополнительных доходов было возрастающее число заказов. Дах возводит поэтическое творчество в ремесло, в ранг равноправного источника доходов. Дах сочинял за деньги, чем заслужил упреки многих потомков — историков литературы и поэтов, игнорирующих исторические обстоятельства художественного поэсиса XVII века в Германии. Однако сам факт, что поэзия охотно оплачивалась заказчиками, говорит, во-первых, о ее социальной востребованности, а, во-вторых, о безусловной значимости поэтического ремесла в жизни общества. Однако остановимся на этом и предложим прочитать более внимательно текст легендарной песни «Анхен фон Тарау», окутанной в тайны смысловых анаграмм. Язык эпохи барокко представлял собой не менее вычурный стиль в литературе, такой же, как и известный своим множеством деталей стиль в архитектуре.
Каждый элемент поэзии барокко нёс в себе символы, знаки, тайные послания, понятные тем, кто был гоним и не мог открыто изъясняться с единоверцами — в разгар 30-летней войны религий в Европе чревато было протестантам вслух рассуждать в католическом европейском обществе. Пруссию обошла война, и те, кто в те времена искал духовную свободу, кто хотел избежать нужды, бедствий и притеснений, связанных с войной, тот отправлялся в толерантное герцогство Прусское — «пристанище Германское», прежнее государство Тевтонского ордена, которое не подчинялось императору из рода Габсбургов. Таким образом, протестантам удавалось в какой-то мере избежать жестокого преследования и ужасов войны. Студенты стремились попасть в «Альма матер Альбертина», в Кёнигсбергский университет. В XVII веке Кёнигсбергский университет являлся центром продвижения Реформации, здесь создавались поэтические кружки любителями стихотворных посланий и посвящений, в основе которых анаграммы. Процесс творческой интеграции поэтов и музыкантов в Кёнигсберге XVII века, объединившихся в дружеское сообщество, оставил заметный след в истории европейской литературы.
Кёнигсбергский поэтический кружок XVII века — это круг изысканных и талантливых людей, имевших изрядное гуманистическое образование и объединенных общей любовью к поэзии и музицированию, но, прежде всего дружбой. Таким образом Кёнигсберг становится колыбелью языка анаграмм — иронично-барочного отражения новой поэзии «скрытой теологии», парадигма тайн барокко. С октября 1640 года курфюрст Георг Вильгельм постоянно находился в постели. Помимо своей хронической болезни ног он также страдал водянкой. Георг Вильгельм умер после продолжительной болезни в возрасте 45 лет 1 декабря 1640 года. Причиной смерти была указана водянка и удар.
Георг Вильгельм Бранденбургский является единственным представителем Гогенцоллернов, похороненным в Кёнигсберге, в местном Кафедральном соборе. Первый герцог Пруссии Альбрехт Бранденбургский был представителем династии Ансбах, его отец Фридрих I, будучи маркграфом Бранденбург-Ансбаха являлся представителем Гогенцоллернов. Король Фридрих I, внук курфюрста Георга Вильгельма и сын Великого курфюрста, расширил замок в Пальмникене в качестве также одной их своих охотничьих резиденций, побывав здесь в 1703 году и выделив на его перестройку из казны 1023 талера, — привёз шведский кафель, особый отделочный камень в количестве 66 тысяч штук по цене 5 талеров за тысячу. Примерно в 1690 году сюда из Гермау пос. Русское Зеленоградского района перенесли управление береговой службы das Strandamt и янтарную палату die Bernsteinkammer , а в подземельях дома содержали расхитителей янтаря в темнице под названием «Кустоди» дьячок или побережье или «Клауссе» келья или ущелье. Возвращаясь к машинам, обратим внимание, что имя Беккера в Янтарном сохранили, благодаря внучатому племяннику янтарного фабриканта, в честь которого назван отель «HotelBecker» через дорогу от церкви в бывшем здании государственных служащих, открывшегося в 2008 году.
Держим путь в сторону озера Синявино, бывшего карьера, красивейшего водоёма на территории Калининградской области. Мысль о том, что янтарь можно добывать и открытым способом, давно бродила в головах немецких специалистов. Попыткам создания карьеров мешало отсутствие техники нужного уровня, но добыча в шахте становилась всё более проблематичной. Во-первых, штольни стали многокилометровыми, квалифицированных горняков становилось всё меньше. А второй причиной для перехода к карьерному способу можно считать значительное подорожание древесины, которая в огромном количестве шла на крепёж в шахте. Требовалась именно лиственница, которая во влажной среде не поддавалась гниению, наоборот, приобретала крепость.
Ежегодно перерабатывалась почти тысяча вагонов досок и брёвен. Суточная потребность в лесоматериалах до Первой мировой войны обуславливала расходы до одной тысячи марок. Немецкие специалисты подсчитали, что кубометр горной массы, добытой в шахте подземным способом, стоит 15 марок, а при открытой разработке оценивается в 60 пфеннигов. Всё говорило в пользу нового способа и шли поиски территории с большим содержанием янтаря. Такое место было найдено на расстоянии 500 метров от моря на том же Пальмникенском месторождении, вблизи посёлка Гросс-Хубникен. В 1912 году был заложен крупный карьер глубиной 50 м — карьер «Вальтер», эксплуатировавшийся около 60 лет.
В 1913 году приступили к вскрышным работам — «вскрышей» специалисты называют снятие верхнего слоя горных пород, покрывающих «голубую землю». Чтобы добраться до глины, содержащей солнечный камень, надо снять 30-40 метров породы, не имеющей ничего полезного для добытчиков. Началась большая выборка янтаря из «голубой земли» открытых карьеров. Эту работу производили многоковшовые экскаваторы, которые работали в двух уровнях — первые производили разработку пустой породы, вторые загружали вагонетки обнажившуюся глауконитовую «голубую землю» и загружали ее в открытые вагоны электропоезда, который следовал к обогатительной фабрике. Карьер был оборудован сложными инженерными сооружениями для подъёма вагонов с янтароносной породой на поверхность. Теперь горнодобывающее предприятие представляло из себя промышленный комплекс с теплоцентралью, 60-метровыми заводскими трубами, водоохладителями, обогатительной фабрикой, складами, слесарными, кузнечными и столярными мастерскими, цехами по переработке янтаря и т.
Для вывода янтарного производства из кризиса был взят курс на техническое перевооружение: обновилось оборудование карьера в Пальмникине; внедрялась механизация на всех этапах добычи, обогащения и обработки янтаря. Оснащение карьера «Вальтер» и экскавация выемка грунта экскаватором до начала выемки янтаря были оценены почти в три миллиона марок, но позднее потребовались дополнительные расходы в 600 000 марок. Правительство вернулось к промышленной добыче янтаря, лежавшей в основе успеха компаньонов фирмы «Штатиен и Беккер» во второй половине XIX века и полностью работавшего на экспорт, лишь в 1923 году. Созданный «Данцигский коридор» отделял Восточную Пруссию от Германии, вся торговля янтарём шла через Данциг, польские купцы желали торговать по «мировым ценам», что привело к увеличению пошлин. Ситуация усложнилась, когда США представили на рынок сотни тонн прессованного синтетического материала «БАКЕЛИТ» торговая марка по имени американского химика и изобретателя Лео Бекеланда нерастворимого негорючего сверхлёгкого пластика для изготовления курительных принадлежностей. Рынок янтаря «обрушился», прусское акционерное общество терпело огромные потери и тогда руководство впервые приняло решение заняться переработкой янтаря.
В ней подробно говорится об упадке искусств: «…все без исключения искусства переживают сейчас тяжелый кризис». Среди борцов за новые цели в пластическом искусстве в этой статье был назван штутгартский скульптор Герман Брахерт. В 1919 году Герман Брахерт получил приглашение на профессорскую должность в Школу искусств и ремесел Кёнигсберга. В течение семи лет работы в школе Брахерт вел класс скульптуры, класс ювелирного искусства, руководил мастерской по архитектуре интерьера и мебели. Мануфактура требовала повысить художественный уровень изделий янтаря. С этой целью в 1930 году на должность художественного консультанта был приглашен известный скульптор Германн Брахерт.
Его изделия сочетали в себе стройное благородство и конструктивную рациональность школы дизайна Баухаус. В дальнейшем, в связи с ухудшением экономической ситуации, права на добычу неоднократно перекупались, но в результате контрольным пакетом акций в 1933 году завладела компания «Пройсаг» Preussag AG. В 1933 году впервые в Кёнигсберге в художественно-ремесленной школе был создан «янтарный класс» под руководством Яна Хольца, последователя Брахерта. Хольц много уделял внимания образовательному процессу, в том числе преподавал искусство художественной резьбы мастеров 17-го века. Став в 1933 году художественным руководителем Мануфактуры, он поставил задачу расширить программу производства и установить для изделий заранее высокую художественную планку. Под его руководством и по его эскизам наряду с массовой продукцией на Мануфактуре стали изготавливаться дорогостоящие предметы обихода высокого художественного качества.
В 1930-1940-е годы продукцию Кёнигсбергской государственной янтарной мануфактуры можно было встретить в крупнейших магазинах многих европейских столиц. Изделия Мануфактуры получали международное признание, благодаря участию во многих выставках, где они не раз были отмечены высокими наградами. Часто витрины в рекламных целях украшали портреты звёзд германского кинематографа. Бусы, броши, серьги, кулоны, браслеты и кольца выпускались Мануфактурой массовыми сериями. Для их изготовления использовался натуральный, а также прессованный и окрашенный янтарь, который часто сочетался с металлом. Дизайном шкатулок занималась группа художников, которые после 200-летнего «молчания великого искусства обработки янтаря» проделали в этой области поистине новаторскую работу.
Скульпторы Герман Брахерт и Ян Хольцу смогли творчески осмыслить и совместить практичность и дешевизну изделий — фирменные принципы Мануфактуры — с оригинальностью и современностью их внешнего вида. Большими партиями изготавливались плакетки и медальоны в честь знаменательных событий. Среди них медальон с изображением Кёнигсбергского собора, выпущенный в 1933 году к 600-летнему юбилею его основания и знак «Германской Восточной ярмарки», изготовление которого было приурочено к проведению сельскохозяйственной выставки в Кёнигсберге в 1936 году. Неизменно большое внимание уделялось сувенирной продукции, отражающей неповторимый восточно-прусский колорит. Здесь янтарь выступал уже в качестве уникального «фирменного» материала. Мотивами этих изделий служили национальные восточно-прусские символы.
Одну из самых многочисленных категорий составляли спортивные призы, среди которых кубки и тарелки, выполненные из янтаря и серебра и использовавшиеся в качестве почётных призов на Олимпийских играх в Берлине в 1936 году. Использование янтаря в изготовлении спортивных призов, несомненно, подняло его статус. В результате янтарь под рекламным лозунгом «Германское золото» стал равноправным в ряду материалов, обычно использовавшихся для подобных предметов, таких как: золото, серебро или ценные породы дерева. Государственная янтарная мануфактура стала крупнейшим в мире предприятием по добыче и обработке янтаря. Высокий художественный уровень её массовой продукции сыграл огромную роль в популяризации янтарных изделий далеко за пределами Германии. Во время Второй мировой войны Германский экспорт янтаря в Японию приносил значительные валютные поступления, при этом на добыче и производстве работали тысячи пленных.
На этом этапе истории янтарь «служил» на благо войны и разрушения… В относящейся к июню 1945 года справке об экономике района Земландской комендатуры содержится описание янтарного завода, из которого следует, что в последние месяцы войны он был перепрофилирован немцами на выпуск военной продукции: «Завод производил галантерейные товары мундштуки, расчески, пуговицы и работал до 1945 года. В связи с бомбардировкой промышленности, расположенной в центре Германии, оттуда было привезено оборудование двух заводов — орудийного и патронного, которое установлено в цехах янтарного завода, а оборудование янтарного завода снято и законсервировано на территории завода». Вскоре после окончания войны оборудование военных заводов демонтировали и вывезли из Пальмникена, а янтарное производство было передано не позднее 1 сентября 1945 года в ведение военторга. По свидетельству ветерана Янтарного комбината Г. Яковенко, на базе сохранившихся на складе двадцати тонн янтаря-сырца военторг организовал небольшое полукустарное производство по выпуску янтарных изделий. Работали в мастерских демобилизованные офицеры, солдаты, привлекали и оставшихся в Пальмникене немцев, причем вся продукция изготовлялась по образцам, доставшимся в наследство от Кёнигсбергской янтарной мануфактуры.
Руководство новой советской области понимало значение и перспективы развития янтарного дела, о чем свидетельствует справка Облплана за 1946 год, в которой давалась следующая характеристика доставшегося от немцев наследства: «Особое место в Восточной Пруссии занимала янтарная промышленность, базирующаяся на единственном в Европе месторождении янтаря вблизи Пальмникена. В 1940 году было добыто 5000 тонн янтарной руды. На отходах янтарного производства работал лаковый завод. В данный момент янтарный завод находится в распоряжении военторга и вырабатывает из имеющихся запасов сырья мундштуки, папиросницы и т. Карьер, где добывался янтарь, затоплен, механизмы разрушены». Ко времени окончания военных действий карьер оказался затопленным дождевыми и грунтовыми водами, что привело к оползням и разрушило рабочие площадки.
По всему было видно, что немцы прекратили добычу еще до прихода советских войск. Осенью 1947 года началась откачка воды из карьера в море, со дна удалена порода, восстановлены сделанные в виде уступов площадки. Одновременно проводились реконструкция подъездных путей и ремонт уцелевшего оборудования. К началу июля 1948 года карьер был введен в промышленную эксплуатацию. После двух крупных оползней грунта в 1957 и 1958 годах, когда на дно карьера обрушилось около полумиллиона тонн земли, из строя оказалась выведена почти вся транспортная система, засыпано всё оборудование, была применена гидротранспортная технология с размывом пульпы мощным гидромонитором. По воспоминаниям очевидцев, карьер буквально разрушался на глазах.
Хорошо, что оползни произошли в выходные дни, когда в карьере не было рабочих и удалось избежать несчастья. Карьер в Синявино работал до конца 1960-х годов на базе созданного в июле 1947 года Янтарного комбината. В середине 1960-х годов на комбинате разрабатывались планы продолжения карьера непосредственно на территории поселка Синявино. В этом случае предстояло снести не только приусадебные участки жителей, но и школу, детские ясли, а также жилые дома, в которых проживало 340 человек. Расчеты показывали, что полученная в результате этой операции прибыль не только покроет все затраты на перенос части поселка и новое строительство жилья и объектов соцкультбыта, но и принесет комбинату существенный доход. Однако по социальным соображениям этот проект не был реализован.
Озеро Синявино, или, как его ещё называют, пруд «Янтарный» привлекает многих отдыхающих и летом, и зимой. В холодное время года здесь предлагают надеть акваланги и опуститься на дно бывшего карьера. Такой вид активного отдыха - дайвинг - становится популярным в последнее время. А тем, у кого на свежем воздухе разыгрался аппетит — неплохое кафе с горячими блюдами на территории базы отдыха. Озеро Синявино или озеро Янтарное, а если точнее по государственному реестру Федерального агентства водных ресурсов числится как «пруд без названия в посёлке Синявино», одним своим берегом граничит с территорией Янтарного комбината. К его этой стороне можно подъехать вдоль небольшого ущелья небольшой речки бывшего местечка Кракстепеллен.
Переброшенный через ручей пешеходный мостик приглашает остановиться и «постоять» на благополучно разобранных железнодорожных путях. Эта дорога вела к шахте «Анна» на берегу моря. Последуем и мы в сторону легендарного пляжа под «Голубым флагом». Зимой здесь особенно тихо - безлюдно...
Полное погружение в историю: под Янтарным накануне традиционного «Марша смерти» впервые проведут ещё один Дата публикации: 27 января 2022 11:33 В Янтарном почтут годовщину Пальмникенской трагедии: в ночь на 1 февраля 1945 года на берегу моря убили около шести тысяч евреев из нацистских концлагерей. Помимо традиционного «Марша жизни» впервые состоится ещё одно мероприятие — «марш-экскурсия с элементами постановочных сцен». Об этом «Клопс» рассказала руководитель проекта, кандидат наук, историк-архивист Анна Симонова.
Наш проект имеет благую цель: показать весь ужас войны и не дать забыть поколениям преступления фашизма и нацизма, а так же то, насколько война девальвирует и ломает человеческие жизни. Это не костюмированное представление, а возможность прочувствовать желающим весь масштаб произошедшей трагедии», — заявила Симонова.
Ученики школы поселка Приморье посетили мемориал жертвам «Марша смерти»
Памятник жертвам Марша смерти расположен на берегу Балтийского моря в посёлке Янтарный Калининградской области. Участники “марша жизни” вспоминали узников нескольких филиалов лагеря Штуттгоф – участников “марша смерти” 1945 года, когда нацисты на берегу Балтийского моря убили около семи тысяч евреев. Незадолго до эвакуации немецких частей из Кенигсберга шахта «Анна» на старом Пальмникенском месторождении янтаря (поселок Янтарный Калининградской области) была экстренно затоплена. На пляже Янтарного в 45-м завершился Пальмникенский марш смерти. 120 бандитов из отрядов Тодт и Хивис, а также 25 эсэсовцев вдоволь поиздевались над беззащитными женщинами в этом жестоком марше смерти.
ПАМЯТНИК ЖЕРТВАМ МАРША СМЕРТИ, ЯНТАРНЫЙ
Главная Наша деятельность Новости Единороссы приняли участие в традиционном «Марше жизни», который состоялся накануне в Янтарном. мемориал жертвам «Марша смерти», который был установлен в поселке Янтарном Калининградской области и открыт 30 января 2011 года. Оригинал взят у rubaltic в Марш смерти В конце января 1945 г. произошли трагические события на шахте Анна близ Кенигсберга, ставшие едва ли не последним актом массового убийства в истории Холокоста. Это был «Марш смерти», во время которого многие падали без сил или пытались бежать, и их убивали на месте. 5 февраля 2017 г. в поселке Янтарный Еврейская община г. Калининграда организовала поминальную церемонию, посвящённую 72-й годовщине Марша смерти.
Отменена скандальная реконструкция на месте гибели узников концлагерей под Калининградом
Официального разрешения на проведение реконструкции «Марша смерти» в посёлке Синявино не было. Об этом сообщили в администрации Янтарного городского округа. Оригинал взят у rubaltic в Марш смерти В конце января 1945 г. произошли трагические события на шахте Анна близ Кенигсберга, ставшие едва ли не последним актом массового убийства в истории Холокоста. В Калининградской области почтили память жертв "Марша смерти". c_550_300_16777215_00_images_uploads_glavnaya_press-reliz_ 1 февраля в Янтарном пройдет траурное мероприятие, посвященное 70-летию «Марша смерти» — убийства нацистами узников концлагеря Штуттхоф. Трагедию, 75 лет назад разыгравшуюся около нынешнего поселка Янтарный, называют теперь «Маршем смерти» и считают последним актом Холокоста.