Масштабная артподготовка, которая проводилась в районе Ораниенбаумского плацдарма советской артиллерией, стала началом крупной наступательной операции под кодовым названием "Январский гром" по полному снятию блокады Ленинграда.
Таллинский переход: как Балтийский флот по немецким минам шел в Кронштадт
«Зимовщиками» в блокадном Кронштадте именовали школьников, которые пережили страшную блокадную зиму 1941-1942 годов и продолжали ходить в школу всю зиму. 27 января в ознаменование окончательного снятия блокады Ленинграда, которая продлилась 872 дня, прогремел праздничный салют. день полного снятия блокады Ленинграда. Немногие знают, что Петербургский дацан принимал самое непосредственное участие в защите города.
10 сентября 2022 г.
За 1942 год на завод упало 548 снарядов. Но подъём и ремонт кораблей, оснащение их техникой продолжались беспрерывно. Было отремонтировано 125 кораблей, в том числе 40 крупных, не считая переоборудования нескольких десятков внеплановых кораблей. Кроме того завод изготовил для фронта 500 камельков для блиндажей, 100 волокуш для пулеметов, запасные части для газогенераторных установок. Благодаря перевыполнению плана 1942 года завод начал зимний судоремонт 1943 года на месяц раньше. Начальник КМЗ в 1943-1948 Бурлаков Александр Алексеевич Находясь по прежнему на линии огня в 1943 году на завод упали 926 снарядов и 64 авиабомбы, из них 218 снарядов и 39 бомб привели к различным разрушениям , к 1 февраля 1943 года завод отремонтировал 24 корабля, к 1 марта — 62 корабля, а к 1 апреля — 119 кораблей. К началу апреля 1943 года плановый ремонт кораблей Балтийского флота был завершен. Многие проблемы судоремонта помогало решать движение рационализаторов: в 1943 году были внедрены 230 предложений, ускоривших или облегчивших работы.
Зимнее докование. В феврале 1943 года многие работники завода были награждены медалями «За оборону Ленинграда». После прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года снабжение ленинградцев и кронштадтцев значительно улучшилось, что позволило организовать на заводе рационное питание. Завод отремонтировал 229 кораблей, при этом 5 — капитально, 154 корабля прошли доковые ремонты. Был возобновлен массовый выпуск морских шлюпок 125 единиц и 12-весельных баркасов. Всего завод выполнил 1380 оперативных заданий, выполнив годовую программу по судоремонту 1943 года досрочно - к 1 ноября. Немецкая подлодка U-250 в доке.
В дальнейшем Морской завод продолжал работы по ремонту кораблей уже без артиллерийских обстрелов и авиационных налетов. В ходе войны заводом руководили капитан 1 ранга Б. Волосатов 1938-1942 , капитан 1 ранга А. Бурлаков 1942-1948. Главными инженерами были капитан 1 ранга Т. Гушлевский 1940-1941, 1942-1945 , капитан 1 ранга С.
В программе - произведения христианской духовной музыки Рахманинова, Чайковского, Чеснокова и других композиторов. Участвуют мужские, детские и сводные коллективы. Поют а капелла. По словам исполнителей, акустика в Морском соборе прекрасная, своды храма отражают звук и делают его объемным.
Важность победы в Кронштадтском сражении можно сравнивать с налетом немецкого союзника- Японии в Пёрл-Харборе. Событие произошло позднее Кронштадтского Сражения. Оаху сосредоточила главные силы американского Тихоокеанского флота. Замысел этой операции заключался в том, чтобы скрытно подойти и нанести внезапный массированный удар авиацией по американским кораблям, береговым сооружениям и самолетам на аэродроме в Пёрл-Харборе. К 7 декабря в Пёрл-Харборе находились 93 корабля и вспомогательных судна. Среди них 8 линейных кораблей, 8 крейсеров, 29 эсминцев, 5 подводных лодок, 9 минных заградителей и 10 тральщиков Тихоокеанского флота США. Военно-воздушные силы насчитывали 394 самолета, Противовоздушная оборона Перл-Харбора обеспечивалась 294 зенитными орудиями. Утром 7 декабря 41 года в 7 часов дежурные операторы американской РЛС засекли огромную цель на максимальном расстоянии 220 км. Только семь минут, а это не мало, потребовалось для определения координат целей. Но ситуацию усугубил офицер связи по авиации преследования. Операторы станции попытались поставить в известность информационный центр форта Шефтер. К телефону долго никто не подходил. Спустя несколько минут, трубку снял офицер. В его обязанности входило информирование командования о приближении любых неизвестных целей. Выслушав сообщение радиолокаторщиков, он решил, что это «свои» и дал указание дежурной смене радиолокационной станции "не обращать внимания на эти самолеты". Подобная оплошность и недоверие сведениям постов РЛС привели к трагедии. Операторы наблюдали за полетом самолетов до мертвой зоны. Когда группа самолетов вошла в мертвую зону на расстоянии 30 км и исчезла с экрана РЛС, то было уже слишком поздно! Это были японские самолеты. Таким образом, японская авиация осуществила главную стратегическую цель практически беспрепятственно и без существенных потерь. Элемент внезапности и халатность американского офицера сделали свое дело. В результате японцы помешали вмешательству Тихоокеанскому флоту США на юге и сумели потопить 4 американских линкора, 10 военных кораблей. Ещё 4 линкора сильно были повреждены. США потеряли 349 самолетов, а среди убитых или раненых 3581 военных американцев и 103 гражданских. Со стороны Японии потери составили 29 самолетов и пять подводных лодок. Настоящая трагедия в Перл-Харборе случилась из-за недоверия американских военных к работе радиолокационных установок, а так же из-за халатности офицеров флота. Военные историки считают сравнение некорректным только лишь потому, что СССР в момент начала Кронштадтского Сражения находились в состоянии войны с фашистской Германией, а США до нападения Японии на Перл-Харбор в военных действиях не участовала. Получается, что сегодня РФ не нужно проявлять какую-либо бдительность и должным образом охранять свой флот и другие объекты стратегического значения от всяких случайностей, так как в настоящее время Россия ни с кем не находится в состоянии войны. Но это лишь несостоятельные и глупые рассуждения. Оценить факт значимости Кронштадтского Сражения можно, сравнивая количество сил противника в Кронштадтском Сражении и в Сражении Перл-Харбора.
Маршрут в 60 километров был коротким, но весьма рискованным из-за коварной погоды на озере, чья температура воды даже летом редко поднимается выше 19-20 градусов тепла. Ладога известна своими штормами, которые могут достигать десяти баллов Крупнейшей трагедией стали события, разыгравшиеся в ночь на 17 сентября 1941 года. Шторм унес жизни экипажа баржи и 460 бойцов, направлявшихся из Новой Ладоги. В то же время в результате гибели другой баржи, вышедшей из Осиновца на восток, утонули более тысячи человек, в том числе женщины и дети. Удалось спасти лишь 240 пассажиров. Жители Ленинграда во время эвакуации из ладожского порта Осиновец, 1942 год Фото: « Военный альбом » Не прекращались и налеты немецкой авиации на порты и корабли. Так, 4 ноября 1941 года стоящий у Осиновца сторожевик «Конструктор» получил прямое попадание 250-килограммовой бомбы, в результате чего погибли около двухсот человек экипажа и эвакуируемого гражданского населения. Но альтернативы Ладоге не было. Она стала Дорогой жизни для Ленинграда, снабжая его всем необходимым, эвакуируя население и подвозя свежие резервы. Ситуация резко ухудшилась, когда немцы 8 ноября 1941 года заняли Тихвин и тем самым прервали поставки для Ленинграда грузов и продовольствия с востока по железной дороге до Новой Ладоги.
Кронштадт в блокаду выжил благодаря колюшке
Рабочие и инженеры строили щели, химубежища и другие оборонные сооружения, распределяя материальные запасы в возводимых подземных хранилищах. Запасы топлива из главных резервуаров слили в баржи, и рассредоточили их по акватории гаваней. В итоге, запасы материалов позволили заводу в течение всей блокады ремонтировать корабли без подвоза материалов извне. Работа на заводе продолжалась круглосуточно в две смены по 12 часов. Деревянные рыболовные суда переоборудовались в магнитные тральщики. На шаланды устанавливали орудия, превращая их в канонерские лодки. На буксирах и катерах устанавливались зенитные установки, минное и тральное вооружение. Устанавливались дополнительные зенитные установки на эсминцах, крейсере, на канонерских лодках. Карта обстрела завода бомбами и снарядами В июле 1941 года, когда фронт приблизился к Ленинграду, 395 морзаводцев ушли на фронт ополченцами, более трехсот человек были призваны в ряды Советской армии. Всего на фронтах Великой Отечественной войны воевали 762 рабочих и инженера Морского завода; многие из них не вернулись домой. В сентябре 1941 года с ухудшением положения на фронте под Ленинградом у противника появилась возможность приступить к постоянным авианалётам и артиллерийским обстрелам Кронштадта и кораблей Балтийского флота.
Морской завод оказались на линии фронта. Разрушения на заводе. Сентябрь, 1941 год Первый авиаудар вражеская авиация нанесла утром 19 сентября. Массовые воздушные налеты продолжались до 29 сентября 1941 года. Многие корабли получили тяжелые повреждения или затонули. Постоянно страдали от авианалетов и артобстрелов заводские доки, разрушались цеха. Станочное оборудование механического и моторного цехов Морского завода перевезли в северные казармы города. Для работ на оборонных объектах Кронштадта в городе оставили около 18 тыс. Ремонт боевых кораблей. Кроме ремонтных работ на кораблях рабочие Морского завода изготавливали 50-мм минометы для частей Ленинградского фронта, станки для станковых пулеметов, детали для автоматов ППД, колючую проволоку, ножи-финки, ручные гранаты РГД, штыки для винтовок, саперные лопатки.
В январе ударили тридцатиградусные морозы, и замерз городской водопровод. Блокадный чай, то есть обычный кипяток, согревал в морозы и давал иллюзию сытости. На воде варили суп из отходов производства растительного масла, а также делали желе из столярного клея. Уполномоченный Государственного комитета обороны по обеспечению продовольствием Ленинграда и Ленинградского фронта Дмитрий Павлов вспоминал: Острый голод давал о себе знать все сильнее, умирали молодые и старые, мужчины и женщины. У людей слабели ноги и руки, немело тело, оцепенение постепенно приближалось к сердцу, и наступал конец. Смерть настигала людей везде Число умерших горожан с декабря 1941-го по февраль 1942-го составило более 252 тысяч человек. В обратном направлении везли станки и главным образом людей — детей, женщин, пожилых и больных.
За зиму 1941-1942 годов на Большую землю эвакуировали более 514 тысяч человек. Со второй половины мая 1942 года, когда на Ладоге началась навигация, до ноября 1942-го из Ленинграда вывезли еще 448 тысяч жителей. Несмотря на бесконечные обстрелы, бомбежки, голод и холод, защитники города не собирались капитулировать, отвлекая на себя большое количество боеспособных немецких соединений, необходимых на других направлениях.
Никаких других жиров не дают.
Сахар, который я имел, весь скушал, возьмешь кусочек в рот и посасываешь, вроде немного и легче. На последнюю декаду я получу 50 грамм сахара и кажется 250 грамм карамели. Да, родная! Письмо от 30 ноября 30 ноября 1941 года, г.
Кронштадт Да главное не знаешь, останешься жив или нет. Пока всю благополучно, правда килограмм на 20 в весе сбавился и кое-как передвигаю ноги, но что будет дальше, трудно сказать, будем надеяться, что все обойдется благополучно, питание улучшится, в весе прибавится, ну и конечно сумею восстановить здоровье, а последнее главное. Знаешь дорогая! Положительно все болит, ноет, полнейшая немогота.
На днях меня встретил Абраша, Абрам Иванович ахнул! Ничего я не ответил ему, так как ему и так все понятно. Да и что я ему мог ответить? Керосину, свечей, в продаже нет.
Кронштадт Как я изголодался!! Все мысли только об еде. Только и мечтаешь покушать. Человек становится ко всему пассивен и равнодушен, голод притупляет чувства и мыли, и что уж совсем плохо, я заметил, человек становится в сотню раз эгоистичнее, жаднее, ненасытнее и горе другого человека ему становится чуждо и непонятно.
Клава, Родная! Я благославляю тот день отъезда вас из Ленинграда, т. Какое счастье знать, что вы там не испытываете все муки жуткого-кошмарного голода. Голод-самый страшный бич человечества и рождает его война.
В перспективе есть надежда на улучшение в питании, чем скорее оно осуществится, тем легче вздохнет изголодавшийся народ. Как хорошо и то, что народ прекрасно понимает положение и создавшуюся обстановку без единого ропота, без единого намека на трудное положение работает и дает фронту то, что фронт требует… Внутренний голос мне подсказывает, война будет нами выиграна к маю месяцу. Это будет один из самых грандиознейших праздников на планете. Письмо от 20 декабря 18 декабря 1941 года, г.
Кронштадт Еще раз напоминаю, что я буквально сижу на 125 граммах хлеба, ну что бы ты стала делать в Ленинграде с ребятами на таком пайке. Очевидно, также как и я, медленно умирать голодной смертью. Убедительно прошу, вышли посылку шпика на мой военный адрес, иначе мне не дотянуть до улучшения в питании. Кронштадт Клава, извини за лаконизм.
Устал, болит живот, чего я вчера покушал вредного для желудка, что нестерпимая боль принуждает лечь в постель?. Последнее письмо Это было последнее письмо Алексея. Оно написано уже на клочке бумаги сильно изменившимся почерком. Через неделю 24 января 1942 года Алексея не стало.
Разбитые плиты даже не стали восстанавливать — отныне это музейный экспонат, сохранились даже даты — 23 сентября и 2 марта 43 года с подписью: «Жертв нет». В морском соборе находился радиоузел, а под самым куполом — наблюдательный коррекционный пункт — обзор на 40 километров. Данные о передвижениях гитлеровцев по всем направлениям поступали непрерывно, и это позволило не подпустить захватчиков близко к крепости. Доставалось противнику и от зенитчиков — первые фашистские самолёты были сбиты 22 июня в 3:37 утра. Для следующих атак на Кронштадт командованию Люфтваффе пришлось придумать новую тактику — так называемые звёздные налёты вместо обычных — по звеньям. Фото: Музей обороны и блокады Ленинграда Знаменитая чугунная мостовая, тянущаяся вдоль Якорной площади, к началу войны уже почти стала действующим музейным экспонатом.
Её берегли и постоянно подновляли.
Жизнь гражданского населения в блокадном Кронштадте
Оказывается в годы блокады эта маленькая колючая рыбка спасла от страшного голода тысячи людей, живших и служивших в Кронштадте. Корабли, пришедшие в Кронштадт во время блокады Ленинграда, вели артиллерийский огонь по позициям оккупантов, а подводные лодки нарушали морские коммуникации противника. В самые тяжёлые месяцы блокады Кронштадт делился с жителями Ленинграда продуктами и обеспечивал поставку необходимых припасов в осаждённый город. Прорыв блокады Ленинграда. 20.01.2017 23:08. Новости проекта.
Новости Кронштадта
В результате успеха операции "Искра" южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8—11 километров. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами. Операция "Январский гром" Утром 14 января 1944 года ленинградцев разбудил гул оглушительной канонады. Масштабная артподготовка, которая проводилась в районе Ораниенбаумского плацдарма советской артиллерией, стала началом крупной наступательной операции под кодовым названием "Январский гром" по полному снятию блокады Ленинграда. Один из авторов повести "Республика ШКИД" Леонид Пантелеев, находившийся в январе 1944 года в Ленинграде, вспоминал: "Среди ночи проснулся от совершенно невообразимого гула.
Так бывало осенью сорок первого года, когда поблизости работали все окрестные зенитки. Но на этот раз это были не зенитки. И не поблизости, а где-то очень далеко. Казалось, что посылают снаряды сразу несколько тысяч орудий. От этого грохота и грома просыпался среди ночи раз пять-шесть.
Утром, часов в восемь, в номере звенело все, что может звенеть и сотрясаться: оконные стекла, зеркала, подвески на люстрах. Такого на моей памяти в Ленинграде еще не бывало. И вообще, я никогда не слышал такого орудийного грома. Почему-то вдруг решил, что это — наши, что началось наступление". План наступления В операции "Январский гром" участвовали Ленинградский и Волховский фронты.
Они планировали нанести одновременно удары в районе Петергофа, Стрельны и Великого Новгорода. Затем войска окружают основные силы 18-й армии немцев и развивают наступление на Нарву, Псков и Идрицу. Расстановка сил перед началом операции "Январский гром" "Северный вал" германской обороны За 29 месяцев, проведенных немецкой армией под Ленинградом, гитлеровцам удалось создать очень сильную систему обороны, глубина которой на отдельных участках фронта достигала 260 километров. Немецкие оборонительные укрепления, получившие название "Северный вал", были сильнейшими на советско-германском фронте, причем немцы продолжали развивать их и совершенствовать. К январю 1944 года, кроме обычных рогаток, проволочных заграждений, заборов и спиралей, перед окопами немцев появились двухъярусные препятствия из положенных поверх рогаток спиралей Бруно.
Во многих случаях ширина препятствий перед немецкими окопами доходила до 400 метров. Нормальной считалась полоса заграждений в 70—100 метров. В ее составе было свыше 4100 орудий и минометов. Силы немецкой армии также были значительны. В первой линии перед южным сектором Ленфронта гитлеровцы сосредоточили 12 пехотных и одну танковую дивизию, имелась возможность направить туда еще до шести пехотных дивизий.
Для подкрепления под Ленинград был переброшен из Югославии 3-й танково-гренадерский корпус СС и до 50 тысяч человек пополнения. Подготовка к наступлению советских войск Советскому наступлению предшествовала длительная подготовка: армия должна была пройти обучение перед тем, как начать масштабную операцию, целью которой была не только деблокада Ленинграда, но и освобождение оккупированных районов Ленинградской области, в том числе Новгорода и Пскова, и выход в Прибалтику. В подготовительный период в 1943 году на Ленинградском и Волховском фронтах были созданы специальные учебные городки с полосами заграждения по типу немецких, где солдаты тренировались прорывать и преодолевать эти преграды, штурмовать дзоты, учились маневрировать, совершать длительные марши с полной выкладкой, идти сквозь леса и болота, прокладывать гати, взрывать завалы, прорубать просеки. Непосредственно перед наступлением саперы Второй ударной армии разрушили более 500 погонных метров проволочных заграждений, 100 метров завалов и 200 метров дерево-земляных валов. Это оказалось полной неожиданностью для противника.
В ночь накануне наступления девять саперных рот перед фронтом трех стрелковых дивизий первого эшелона проделали 109 проходов в минных полях и заложили усиленные заряды под проволочными заграждениями противника", — рассказывал командующий Второй ударной армией генерал-лейтенант Иван Федюнинский. Ход операции "Январский гром" Красная армия действовала по плану. К 17 января 1944 года прорвала оборону противника. Танки Т-34 вышли к Ропше. Немецкие силы оказались под угрозой окружения между Ленинградом и Ораниенбаумским плацдармом.
Фашисты стали отступать. Они захватили более двухсот орудий, среди которых 85 тяжелых мортир и гаубиц. В результате этого полностью был прекращен постоянный обстрел Ленинграда. Ожесточенные бои шли за населенные пункты Ленинградской области. Освобождение последнего означало развал сплошного фронта немецкой обороны.
Он установлен в качестве напоминания о ледовой дороге, проходившей по Финскому заливу. Именно через неё в Кронштадт поступали продовольствие и боеприпасы во время блокады. Напомним, что проект подсветки памятников был запущен в Петербурге с 2020 года.
Ведь холодильников тогда не было. Но этого надолго не хватило. Из Кронштадта на барже привезли нас на железнодорожную станцию Лисий Нос.
Перед нами только что был обстрел. Солдаты увезли убитых и раненых, а лужи крови засыпали песком прямо при нас. Нас посадили в обыкновенные вагоны для скота. А в теплушки эвакуированных сажали только в холодное время года. Скамеек не было. Сидели прямо на своих тюках.
Народу было много. Многие в дороге мучились поносом. Чтобы сходить в туалет, ухищрялись по-разному. Иногда на остановках выносили мертвых. Потом долго ехали на пароходе. Он шел медленно по реке.
Откуда-то женщины узнали, что эвакуированным должны давать пайки, стали требовать у капитана. Тот отпирался. Много народу собралось на палубе, женщины кричали, пароход накренило на один бок. Женщины схватили капитана за руки и за ноги и стали раскачивать, чтобы выбросить за борт. Тогда только он сдался и выдал пайки. А женщины наши какие молодцы!
Они не только «коня на скаку остановят», но и капитана парохода выбросят за борт, если надо будет. Пароход шел долго. Когда пароход останавливался, братья прыгали с борта прямо в воду и купались. Удивительный народ эти мальчишки! У них психика и восприятие мира совсем не такие, как у нас, девчонок. Потом мы ехали на поезде.
Привезли нас на железнодорожную станцию Янаул. А оттуда на подводах развозили по деревням. Многие эвакуированные выходили по дороге и останавливались в каких-нибудь деревнях, а мама сказала: — Сойду там, куда привезут. Было очень жарко. У моего младшего брата Саши обгорели плечи, образовались волдыри. Привезли нас в деревню Арняш, встретили хорошо, поселили в домике, где жили сироты: брат с сестрой Валиевы, Гайнан и Фокия.
Фокия была повыше ростом, Гайнан пониже. В деревне жили одни башкиры. Русского языка никто не знал, но братья быстро выучили башкирский язык. Точно не помню, но председателем, кажется, был Ганаев, а жену его звали Фатима. Деревня была небольшая. На полях сажали картошку, разные овощи, сеяли пшеницу, рожь, лен, просо.
Были лошади и овцы. Осенью лен убирали, сушили, отбивали палками, пряли, ткали. Из этого полотна шили женщинам и мужчинам одежду. Два старших брата и мама пошли работать. Третий брат, Аркаша, которому было тринадцать лет, остался дома за домохозяйку и за няньку. Хлеб пекли сами.
Иногда старшие братья ходили на чердак сбрасывать зажигалки бомбы и наблюдали, как идут воздушные бои. Разве они могли пропустить такое событие. Наступали холодные дни. Дрова в город перестали привозить. Ведь наш город — это остров. Когда прекращались бомбежки, старшие три брата с тележкой ходили к заливу, собирали глушенную взрывами рыбу, прибитые волной доски и бревна останки погибших кораблей , которые все были в мазуте и горели очень хорошо. Грузили на тележку и везли домой по булыжной мостовой, а на нашей улице Зосимова была просто земля, как в деревне. Асфальта в городе вообще тогда не было.
Братья дрова распилят, расколют, и ими топили печку и плиту. Начался голод. Было и так, что идет человек по городу и от истощения и постоянного холода падает и умирает. Братья ходили на свалку, среди выброшенных госпиталем окровавленных бинтов, ваты, ампутированных человеческих рук и ног выискивали окурки чинарики , ссыпали из них по капелькам в спичечный коробок махорку и шли к военным. За один коробок махорки военные давали кусочек хлеба. Однажды один офицер говорит старшему брату: — Парень, а ты можешь на бревне переплыть залив и вернуться обратно? Брат все сделал, как сказал офицер, и за это тот дал ему одну буханку хлеба. Брат не отломал от нее ни кусочка и не съел.
Все принес домой. Было и такое время, что от недоедания и недосыпания у отца и старших братьев пухли ноги. Русские сапоги у отца было не снять. Пришлось сначала разрезать голенища, а потом только сняли сапоги. Голодающему Ленинграду из Кронштадта пошли баржи с продовольствием, и в связи этим военным урезали нормы питания. Немцы баржи ужасно обстреливали с другого берега, некоторые баржи шли на дно, а мешки с мукой не все тонули. Однажды братья нашли на берегу залива такой мешок с мукой, прибитый течением. Это нам было очень кстати.
Блины мама пекла на воске. Молока корова стала давать мало. Ведь у коровы молоко на языке, как покормишь, так и подоишь. А что она ела — только одну траву. Мама молоко разводила водой, чтобы всем хватило. Нашего отца оставили на брони. Он работал вулканизатором, заваривал в горячем цеху шины и покрышки для машин, которые в этом очень нуждались. Особенно когда открылась Дорога жизни.
Как ее называли: Ладога, родная Ладога. Даже песня такая есть. И пошли по льду Ладожского озера и Финского залива машины с продовольствием. Машины всегда шли с открытыми дверцами, чтобы шофер мог выскочить при бомбежке. Однажды в цех, где работал отец, попал снаряд. Кто тогда пострадал, я не знаю. Отца нашего только контузило. Со временем контузия прошла, и он снова стал работать.
Потом, спустя много лет, когда он уже был на пенсии, его приглашали на работу учить молодых своей специальности. В райсобесе, когда увидели ее, просто обалдели и указывая на дверь, стали говорить на повышенных тонах: — Как, это вы с такой семьей еще не уехали???!!! Вон отсюда! Вот вам сроку 24 часа, уезжайте срочно, чтобы духа вашего здесь не было. Если не уедете сами, то пришлем машину и вывезем вас!
Кронштадт. Военные традиции и судьба во время блокады Ленинграда - Хочу всё знать
Кронштадт в годы блокады : | открытии прохода по Большому корабельному фарватеру от Кронштадта до фарватера Таллин-Хельсинки дата 5 июня День прорыва морской минной блокады Ленинграда внесена в положение О праздниках. |
Жизнь гражданского населения в блокадном Кронштадте | 27 января в ознаменование окончательного снятия блокады Ленинграда, которая продлилась 872 дня, прогремел праздничный салют. |
блокада Ленинграда | | * Медали «За оборону Ленинграда» были вручены также группе учителей, хозяйственным работникам школ и учащимся 5-6 классов, активно участвовавшим в дни обороны Ленинграда в создании овощной базы для Кронштадта и показывавшим. |
Кронштадт – последние новости | Хочу всё знать Кронштадт. Военные традиции и судьба во время блокады Ленинграда. |
Страницы истории. 80 лет со дня наводнения 25 октября 1942 года в блокадном Ленинграде | Блокада Ленинграда продолжалась 872 дня, погибли по некоторым оценкам полтора миллиона человек. |
30 памятных мест Ленинградской блокады
В советские годы храм был закрыт, но во время войны вновь стал прибежищем, причём не только верующих. Здесь прятались от обстрелов и бомбёжек — собор считался самым безопасным местом на острове, в нём укрывали малышей и даже утраивали для них детские утренники. Всё же два снаряда попало — один пробил подкупольное пространство и взорвался там без особого ущерба, а другой пробил, упал на пол, разбился, но не взорвался, — вспоминает научный сотрудник филиала центрального военно-морского музей «Кронштадтская крепость» Виталий Пирогов. Разбитые плиты даже не стали восстанавливать — отныне это музейный экспонат, сохранились даже даты — 23 сентября и 2 марта 43 года с подписью: «Жертв нет». В морском соборе находился радиоузел, а под самым куполом — наблюдательный коррекционный пункт — обзор на 40 километров. Данные о передвижениях гитлеровцев по всем направлениям поступали непрерывно, и это позволило не подпустить захватчиков близко к крепости. Доставалось противнику и от зенитчиков — первые фашистские самолёты были сбиты 22 июня в 3:37 утра.
Но были и более крупного калибра - 305 мм. Мощные орудия, ранее нацеленные на противоположный берег Финского залива, в период обороны плацдарма, были развернуты на 180 градусов и держали под прицелом и немецкие позиции. Жители «Малой земли» и Кронштадта испытали те же ужасы блокады, что и ленинградцы - артобстрелы, бомбежки, голод, холод и смерть.
Здесь действовали нормы хлеба как в Ленинграде. Наибольший размах эвакуация приобрела весной, летом 1942 года. Действовала Малая дорога жизни и во вторую блокадную зиму Только к январю 1942 года осажденный город получил первую прибавку хлеба..
С 15 декабря 1942 года по 28 марта 1943 года по ее ледовым трассам было проведено свыше 270 тыс. Осенью 1943 года по Малой Дороге жизни осуществлялась подготовка операции по полному освобождению Ленинграда от блокады. Эта операция началась 5 ноября 1943 года.
Осуществлялась она в крайне тяжелых осенне-зимних условиях. Перевозки удалось осуществить в точно намеченный срок и без потерь. Наступление наших войск с Ораниенбаумского плацдарма началось 14 января 1944 года.
Левченко Итоги и значение: -Благодаря существованию «малой дороги жизни» шесть стрелковых дивизий восьмой армии удалось переправить на территорию Ленинграда для обеспечения более сильной обороны города.
Квест-карта содержит не только маршрут перемещения по городу, но информацию о тех объектах, которые встретятся экскурсантам на остановках, поэтому участники сами смогут использовать этот маршрутный лист, как обычный путеводитель или игровой элемент, собрав ключи и расшифровав послание из прошлого. Квест-карту можно получить бесплатно на всех площадках Музея, скачать на официальном сайте visitkronshtadt. Предварительная регистрация не требуется. На уличных стендах будет представлена история Малой дороги жизни - морских коммуникаций в Невской губе Финского залива, а в зимнее время дополнявших и заменявших их — ледовых трасс, которые с началом вражеской блокады и осады Ленинграда в сентябре 1941 г. Малая Дорога жизни помогла выжить жителям Кронштадта, Ораниенбаумского пятачка, островам в Финском заливе. В декабре 1943 г. Место проведения: ул. Восстания, д. Посетителям мероприятия будут представлены обмундирование и макеты оружия, используемые бойцами РККА во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг..
Один из стендов экспозиции будет посвящен полному кавалеру ордена Славы Нине Павловне Петровой, которая проживала в Кронштадте. Советская, д. Экспозиция посвящена одному из самых трагических событий XX века - блокаде Ленинграда и Кронштадта. В течение 872 дней города были полностью отрезаны от всех поставок.
В начале января 1944 года темп перевозок еще более возрос. За 14 дней января с Лисьего Носа было переброшено столько же войск и техники с боеприпасами, сколько за последние полтора месяца прошедшего года.
Все эти перевозки осуществлялись по проделанному во льду Финского залива каналу вдоль восточной оконечности острова Котлин. В это время армия врага насчитывала в своем составе 741 тыс. Но наши силы, благодаря перевозке 2-й ударной армии, на этом участке фронта превосходили фашистские в 2,7 раза. И когда все было готово для наступления, заговорили пушки Кронштадта. Это было 14 января 1944 года.
10 сентября 2022 г.
Кронштадт не только не потребовал продовольствия от Ленинграда, но вместе с флотом даже помог ему. Конечно, невозможно себе представить, чтобы здесь не открывалась экспозиция, посвященная, пожалуй, главному событию этого года — это 80-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады и 81 год с прорыва блокады, который мы празднуем уже сегодня». Как и Ленинград, островной Кронштадт оказался в нацистской блокаде. Сегодня все вместе, дружной кронштадтской семьей, мы приехали на Лыжню России-2024. #кронштадт – последние новости. Как и Ленинград, островной Кронштадт оказался в нацистской блокаде. Жители Ленинграда во время эвакуации из ладожского порта Осиновец, 1942 год.
Победа без сражения. Как Кронштадт обороняла рота огнемётчиков
Блокада Ленинграда Великая Отечественная война Вторая мировая война Жители блокадного Ленинграда набирают воду. В самые тяжёлые месяцы блокады Кронштадт делился с жителями Ленинграда продуктами и обеспечивал поставку необходимых припасов в осаждённый город. Блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) во время Великой Отечественной войны проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944.
Кронштадт во время Великой Отечественной войны
Будучи командиром взвода, он писал карандашом небольшие портреты своих боевых товарищей — балтийцев. В Политуправлениии Балтийского Флота Ю. Непринцев вместе с другими художниками — В. Пророковым, В. Соколовым, С.
Боимом — выпускал сатирические плакаты, объединенные общим названием «Балтийский прожектор».. После демобилизации в 1946 году Непринцев вернулся в институт и стал членом Ленинградского Союза художников.
Никольский морской собор — главный морской храм России Перед памятником Макарову молодые моряки принимают присягу Никольский морской собор Никольский собор — самая известная достопримечательность Кронштадта. Это главный храм Военно-морского флота России и самый большой из российских морских храмов. Внешне он напоминает собор Святой Софии в Стамбуле, но с морскими элементами: например, крест на куполе вписан в штурвал. Внутри все оформлено в морской тематике: там и андреевские флаги, и огромные светильники, подвешенные на настоящих якорных цепях. Но главное — мемориальные таблички на стенах, где перечислены имена моряков, погибших во время воинской службы. Собор очень красивый снаружи и внутри.
Я люблю разглядывать мраморный пол с рисунками, роспись купола, витражи. Здесь совершенно не чувствуется дух, который часто отпугивает посетителей российских православных храмов: не так одет, не там стоишь, неправильно кланяешься. Но правила посещения храма все равно следует соблюдать: если у вас нет с собой головного убора, который должен покрывать голову женщины, на входе можно взять платок. Удобно, что в соборе есть камеры хранения, там можно оставить рюкзаки и сумки. Чуть правее от входа установлена табличка, где собираются организованные группы. Экскурсий в храме три: обзорная по собору, подъем на колокольню и под купол.
Именно отсюда в поход отправилась знаменитая субмарина С-13 под командованием легендарного Александра Маринеско, торпедная атака которого практически лишила Германию кадров для подводного флота Кригсмарине. Фото: 78. Только эта традиция работает исключительно для представительниц прекрасного пола. Почти половину населения Кронштадта составляют женщины, чьи сыновья, мужья или отцы, уходят в морской поход. И не сложно догадаться, какое именно желание они загадывают. Напомним, в Кронштадте в «Бессмертном полку» приняло участие рекордное количество человек.
Она шла в основном за линией фортов, которые могли прикрыть движение по этой трассе". Кронштадтская дорога, как и ладожская, была оборудована специальными фонарями, которые имели узконаправленный луч. Они светили с берега и были хорошо заметны водителям автомашин, говорит Кобчиков. Движение по Малой Дороге жизни осуществлялось днем и ночью, однако люди старались не рисковать и передвигаться только в темное время суток, учитывая погодные условия. Чтобы максимально обезопасить движение, велись измерения при помощи прогибографа — прибора для регистрации колебаний льда и фиксации проблемных участков дороги. Кроме ледовой Дороги жизни, была еще ледовая оборона, которая насчитывала несколько десятков километров вокруг острова Котлин. Это то, что фактически обороняло от возможного прорыва противника по льду в сторону Кронштадта", — перечисляет Кобчиков. По дороге ходили в основном легковые, полутора- и трехтонные машины, отмечает Шатров. Но были грузы и значительно тяжелее. По льду на Ораниенбаумский плацдарм проводили даже тяжелые танки по традиционной классификации машины весом более 40 тонн считались тяжелыми, для примера: вес одного из самых распространенных тяжелых танков начала Великой Отечественной — КВ-2 — составлял 52 тонны — прим. Малая Дорога жизни — сеть дорог, которая также имела и второй маршрут. Он шел от Кронштадта до островов Сескар и Лавенсаари в восточной части Финского залива, где базировались советские гарнизоны. Трасса протяженностью 75 километров начиналась от Шепелевского мыса на южном берегу и шла перпендикулярно другому маршруту ледовой дороги "Так как трасса шла вдоль захваченных врагом земель, впереди колонны шел отряд разведчиков, за ним — аэросани, а затем уже шли наши машины, доставлявшие продовольствие и боеприпасы", — рассуждает историк. Как младший брат защищал старшего Кронштадт с начала блокады стал тыловым щитом флота Ленинграда. Военно-морская база, расположенная на острове, обеспечивала морскую и противовоздушную оборону. На Кронштадтском морском заводе ремонтировали корабли, подводные лодки и катера, боевую технику, производили оружие для фронта. Но ситуация в Кронштадте, особенно с продовольствием, в годы блокады была еще более тяжелой, чем в Ленинграде. Здесь хранились и боеприпасы, и продовольствие для всего Балтийского флота. Большая часть кораблей ушли с острова в Ленинград. Перевезти отсюда должны были и войска, и население, чтобы не перегружать маленький Кронштадт со своими небольшими возможностями", — рассказывает Кобчиков. После этого решения, когда стало известно о проблемах доставки продовольствия в блокадный город, Кронштадт отдал в Ленинград продуктовые запасы, рассчитанные на три года.