Гараев Роберт Наилевич. Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х.
Казанский спрут: «Асфальтовые войны», групповые изнасилования, кладбищенские аллеи из пацанов
Криминальный Татарстан 1970—2010-х» Роберт Гараев, который сам состоял в одной из группировок на рубеже 1980—90-х. Также существует распространённая теория, согласно которой к расцвету «казанского феномена» был причастен КГБ. Это пацаны, участники бесчисленных молодежных группировок, наводнивших поздний Советский Союз. Первым городом, в котором явление стало по-настоящему массовым, была Гараев, автор этой книги, попал в «Низы», одну из местных банд, еще в средней школе. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» Роберт Гараев, который сам состоял в одной из группировок на рубеже 1980–90-х. Также существует распространённая теория, согласно которой к расцвету «казанского феномена» был причастен КГБ.
«Я не думаю, что мама догадывалась»
- Еще от: Meduza
- Как выглядели прототипы героев сериала «Слово пацана»: архивные фото | WDAY
- Прокуратура начала проверку книги про ОПГ «Слово пацана. Криминальный Татарстан» –
- Автор книги «Слово пацана»: «Никакой ностальгии, только ужас» | Правмир
Достаточно страшно: автор «Слово пацана» расскажет о женских бандах
Роберт Гараев: кто такой автор «Слова пацана»? | Криминальный Татарстан 1970-2010 -х 1974 г.р. Рамиль К. (имя изменено) Участник группировки «Новотатарская» с конца 1980-х. |
Прокуратура начала проверку книги про ОПГ «Слово пацана. Криминальный Татарстан» | Криминальный Татарстан 1970–2010-х». В ней рассказывается история казанских группировок (ОПГ). Один из героев – местный киллер, который отсидел и изменился до неузнаваемости. Об этом сообщил сам автор книги, экс-участник ОПГ Роберт Гараев. |
ОПГ в Татарстане: Роберт Гараев рассказал о женских группировках, войнах и групповых изнасилованиях | Криминальный Татарстан 1970–2010-х / читать онлайн страница 1. |
Автор книги «Слово пацана»: «Никакой ностальгии, только ужас» | В Татарстане по делу о вымогательстве задержали участников ОПФ «Борисково». |
Прокуратура начала проверку книги про ОПГ «Слово пацана. Криминальный Татарстан» – | Криминальный Татарстан 1970–2010-х годов» (2021 год), которая легла в основу сценария сериала. Её автор Роберт Гараев в 1989 – 1991 годы состоял в казанской группировке «Низы». |
Автор «Слово пацана» Роберт Гараев напишет книгу о женских бандах
И это не считая нижнекамских, альметьевских и елабужских ОПГ. Однако название его четырехсотстраничного труда явно было преждевременным: нынешний руководитель МВД республики Артем Хохорин объявил 2020-й Годом борьбы с организованной преступностью. Лидеры и авторитетные пацаны 1980-х и 1990-х из тех, что не лежат на кладбище и не сидят у подъезда с местными алкоголиками, сегодня — уважаемые члены общества и часть городской бизнес-элиты. Но это одна сторона медали. Ни для кого не секрет, что нынешняя Россия — силовое государство, в котором экономические потоки, которыми в 1990-е рулили ОПГ, теперь завязаны на власти. Поэтому и вследствие давления силовиков современные группировки изменили тактику: немного притихли и существуют скорее на периферии городской жизни, во всяком случае той, что заметна обывателю. Только время от времени они попадают в информационное поле с новостями об избитом толпой подростке в Азино [7] или перестрелке в Адмиралтейской слободе [8]. Сегодняшняя Казань — красивая, современная и вполне дружелюбная к гостям и туристам. Клейма «бандитской» на ней больше нет. Современным подросткам есть чем заняться, кроме посещения сходняков, но зараза АУЕ [9] все равно проникла в город, оставив след и на группировках.
Если раньше казанская братва могла противопоставить себя «блатному миру», то сейчас арестантские идеи витают в головах уличных пацанов.
С некоторыми героями я встречался лично и снимал наш разговор на камеру или записывал на диктофон, с кем-то только созванивался. Были такие, с кем я плотно переписывался, в том числе на темы, выходящие за рамки исследования. В исключительных случаях я использовал с разрешения авторов комментарии подписчиков группы «Казанский феномен». Некоторые мои герои оказались очень талантливыми рассказчиками с тончайшим чувством юмора, а кто-то был немногословен — в этой среде такое качество считается ценным активом. У каждого героя есть небольшая характеристика. О ком-то из них я могу рассказать много — настоящее имя, дату рождения это один из ключевых моментов, ведь он показывает, как менялась жизнь пацанов в каждом поколении , год вступления в группировку, ее название и нынешний род деятельности спикера. Но многие из них хотя и были откровенны в рассказах, были не готовы назвать свои настоящие имена и даже группировку. Вместе с воспоминаниями других участников я использовал и свои, но так как мой опыт был не самым значительным, они появятся лишь в начале и конце повествования.
Кроме того, для чистоты исследования свои воспоминания я записал заранее, чтобы не было соблазна подправить их, когда я окажусь в теме намного глубже. В книге я затрону и современное положение дел на улицах, но в основном сконцентрируюсь на главном десятилетии казанского феномена — 1980-х. Во второй половине этого переходного от социализма к капитализму десятилетия о проблеме заговорили широко в прессе и обществе. Эти времена запомнились жителям Казани ожесточенными подростковыми драками «за асфальт». Истоки явления находятся в семидесятых годах: именно тогда произошла трансформация дворовых команд в агрессивные территориальные группировки. Мы ихрассмотрим через историю самой известной группировки тех лет — «Тяп-Ляпа». Если вслед за социологами мы рассматриваем группировки и пацанов как квазигосударства со своими гражданами, порядком и принадлежащей государству территорией, лучше всего понять характер взаимоотношений внутри них можно будет, проанализировав специфику их структуры, иерархии, понятий, запретов и ритуалов. Правила поведения пацанов и структура группировок были общегородскими. Где-то могли быть незначительные отличия в названиях возрастов или способах наказания, но суть не менялась.
А с какой стати? Потом этот перезвонил, начинает вступаться за того. Это было несколько некорректно с его стороны, и, думаю, зря он так сделал.
Я этого не ожидал, так и сказал: «А с какой стати вы мне угрожаете? В книге сказано, что группировка не может заниматься коммерцией. А открытие «универсамовскими» видеосалона — не противоречит ли это реальности?
Но тем не менее казанские группировки занимались бизнесом. Был такой Гусь из «Хади Такташ», он открыл чуть ли не первый видеосалон — на улице Профсоюзной. Думаю, миллионы на нем невозможно было заработать, но владел им он.
Это можно было делегировать коммерсу, крышевать... Но по понятиям — да, если ты сам становишься коммерсом, с тебя могли бы спросить. С другой стороны, если ты духовитый, как Вова Адидас, то кто с тебя спросит?
Он «отшит». Если ты такой же крутой, как Желтый, мог бы попробовать. Но и ему, кажется, не удалось.
И дальше всё пошло... RU — Признаюсь честно, про сериал у меня возникла мысль: «Из всего, что я смотрела за последнее время, это первое, где нет ни одного положительного героя». Закладывалось ли это на тех, кто старше 18 лет?
Не будем уж говорить про школьников, посмотревших сериал и повторяющих реплики. Девочка Юля — младшая сестра Андрея Пальто. А Настя Красовская, которая играет пэдээншицу Иру?
И приглашение на квартирник, где взрослые и алкоголь. Всюду чувствовался романтический подтекст. В отношениях разница в возрасте может быть какой угодно, если вы оба совершеннолетние.
По задумке этого могло быть и больше, но мы решили, что это уже слишком. А квартирнику есть объяснение: она хочет вырвать его из криминальной среды и показывает, что есть другой мир, где есть люди, увлекающиеся музыкой. Это скорее воспитательный маневр.
Это всё метод Андрея Першина настоящее имя режиссера Жоры Крыжовникова. Когда мы ему на съемках задавали вопросы, сидя на площадке, он так и говорил: «Мне неинтересны однозначные люди. Герой должен быть объемным, поэтому он не может быть плохим или хорошим.
Он как живой человек, у которого есть отрицательные и положительные черты». Задачи показать, как не надо делать, не было. Была задача снять хорошее кино, создать драму, окунув персонажей в мир казанского феномена с его правилами и его законами.
В интервью, которое дал Жора Крыжовников — кстати, очень рекомендую, — он объясняет свой режиссерский метод очень подробно. Просто повторюсь: должны быть два главных героя, которые заявлены с первой серии, — Андрей и Марат. Один из них чушпан, второй — пацан.
И к восьмой серии нужно сделать так, чтобы чушпан стал пацаном, а пацан — чушпаном. И что нужно сделать, чтобы Марат, который пацан-пацан, предал свои идеалы? Любовь — светлая, красивая, но трагическая.
В конце сериала два главных персонажа поменялись местами: Андрей сел в тюрьму, а Марат вышел из группировки Источник: сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте», реж. И есть информация, что они будут, но не раньше чем через год.
Это будет продолжение той же истории и с вашим участием? Если он меня позовет, буду рад. Решит делать с другой командой — его право.
Но пока не обсуждалось. Мы на связи, общаемся, но тему не поднимали. Насчет этого сезона — я ожидал, что будет определенный успех в любом случае.
Ни для кого не секрет, что нынешняя Россия — силовое государство, в котором экономические потоки, которыми в 1990-е рулили ОПГ, теперь завязаны на власти. Поэтому и вследствие давления силовиков современные группировки изменили тактику: немного притихли и существуют скорее на периферии городской жизни, во всяком случае той, что заметна обывателю. Только время от времени они попадают в информационное поле с новостями об избитом толпой подростке в Азино [7] или перестрелке в Адмиралтейской слободе [8]. Сегодняшняя Казань — красивая, современная и вполне дружелюбная к гостям и туристам. Клейма «бандитской» на ней больше нет. Современным подросткам есть чем заняться, кроме посещения сходняков, но зараза АУЕ [9] все равно проникла в город, оставив след и на группировках. Если раньше казанская братва могла противопоставить себя «блатному миру», то сейчас арестантские идеи витают в головах уличных пацанов. Глава 2. История болезни Императрица Екатерина I в 1726 году пытается регламентировать древнерусскую забаву — кулачные бои — соответствующим указом: отныне запрещается «пускать пыль в глаза», «класть в рукавицы ядра, каменья и кистени», «бить лежачего». Екатерина не может искоренить бои, но пытается поставить их под надзор полиции: «Кто хочет в Петербурге биться для увеселения, те должны выбрать между собой сотских, пятидесятских и записывать свои имена в Главной полицейской канцелярии».
Спустя сто с небольшим лет в 1832 году их все-таки запретит Николай I: «Кулачные бои как забавы вредные вовсе запрещаются».
"Говорить о криминале надо честно": на асфальте в Казани была кровь и автора "Слова пацана"
О творческих планах Гараев заявил на творческой встрече в Казани. По словам автора, идея написания такой книги у него созрела давно, проблема была в том, что женщины не хотят вспоминать свое криминальное прошлое. Их отношение изменилось после успеха сериала «Слово пацана», сообщает Forbes.
Подростки из этих семей воспринимались местными враждебно, их постоянно задирали, грабили. В ответ на это ребята из нового района стали собираться вместе, чтобы дать отпор. И запустилась цепная реакция — эта практика распространилась на всю Казань, породила субкультуру. А еще участие в группировке позволяло людям, у которых не было иных социальных лифтов, получить поддержку и внимание.
Например, еще до революции в Казани проводились массовые драки, настоящие ледовые побоища — это случалось зимой на озере Кабан. Татарская слобода дралась с русскими, то есть конфликт имел этнические корни. В советское время это изменилось, национальная рознь затихла, но и в 40-е, и в 50-е люди находили в себе силы и энтузиазм, чтобы просто драться, без какой-либо идеи. К 80-м стихийное и малопонятное уличное насилие стало организованным, появилась новая причудливая логика и этика, в рамках которой существовал целый город. Были созданы около 100 группировок. В 80-е годы дрались за символический авторитет, этот период я называю «битва за асфальт».
Тогда участники группировок не искали никакой материальной выгоды — всё это пришло позже, в 90-е. Для пацанов из 80-х значение имело только уважение на улицах. Почему так вышло в России? Во-первых, маскулинная культура в России была всегда, это основа нашего менталитета. Агрессивная «пацанская» субкультура с ее этикой и эстетикой — часть большой маскулинной культуры. Во-вторых, хрущевская амнистия, после которой на свободу вышло огромное количество заключенных, принесла в культуру очень много своеобразного колорита, появился особый фольклор, да и сами по себе эти освобожденные люди были весьма яркими и запоминающимися личностями.
Низовая дворовая эстетика пропитывала жизнь всего Советского Союза, как рэп в наши дни. Это не могло не повлиять на становление пацанов и не войти в культурный код. Источник: иллюстрация книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х» — Как избежать романтизации насилия при разговоре на эту сложную тему? Впрочем, сейчас никаких претензий у прокуратуры ко мне нет.
Business FM поговорила с писателем об успехе сериала и о дополнительных съемках Роберт Гараев. Фото: из личного архива Стало известно, что в магазинах закончилось бумажное издание книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Роберта Гараева, по которой сняли нашумевший сериал.
Первоначально было напечатано всего 2 тысячи экземпляров. После успеха шоу издательство Individuum планирует допечатать еще 16 тысяч копий. Они появятся в магазинах в середине января. Business FM спросила у писателя Роберта Гараева об успехе сериала, о медиаволне, которую вызвал проект, и о дополнительных съемках: — Сколько бы ни звучало призывов запретить сериал, ограничить показ, мы все равно наблюдаем, что он продолжает выходить, Роскомнадзор не нашел нарушений. Вы как объясняете, что государственная машина на каком-то этапе, может быть, отступила?
В столице Бурятии молодежные банды зародились еще раньше и, по словам очевидцев, существовали еще в 1960-е, а по некоторым данным, зародились еще в конце 1950-х. В Куйбышеве ныне — Самара сформировалась похожая «пацанская» субкультура, в результате некоторая часть городской молодежи пополняла группировки так называемых фураг. Они носили мохеровые кепки и конфликтовали со своими оппонентами — «быками».
Далее в порядке убывания идут «16—17 лет», «меньше 12», «18—19 лет» и «20 и более». По словам автора книги «Слово пацана», в крупных казанских группировках было до шести возрастных градаций участников: от «скорлупы» или «зеленых» до «пахана» или группы лидеров, стоящих во главе банды. По понятиям старший не может злоупотреблять властью и со своей молодежью должен поступать справедливо. За связь, дисциплину, межвозрастную коммуникацию, вооружение и сбор общака отвечали смотрящие в возрасте — обычно те, кто хорошо владел речью и обладал лидерскими качествами», — пишет Гараев. Численность некоторых составляла от 300 до 400 человек. Как пишет Стивенсон, феномен стал зарождаться еще в конце 1960-х годов, когда в СССР появились цеховики — руководители госпредприятий, занимавшиеся «крупномасштабным неучтенным выпуском и реализацией товаров, расширяя подпольное производство, возникшее после смерти Сталина». Помимо этого, пишет исследовательница, существовал черный рынок сбыта дефицитных товаров, в том числе добытых фарцовкой — незаконным по советским меркам приобретением и продажей джинсов, магнитофонов и других вещей, которые часто покупались у приезжавших в СССР иностранцев. Также источниками теневых доходов служили валютные операции, подпольный игорный бизнес и букмекерские конторы, игра в бильярд на деньги, теневая торговля антиквариатом, незаконное производство алкоголя, взятки за выделение участков на кладбищах, неучтенный оборот предприятий общественного питания и торговли.
Для преступных предпринимателей уличные молодежные группировки были важным силовым ресурсом. Впрочем, такие группировки и сами, независимо от воров, занимались вымогательством, вынуждая людей с незаконными доходами платить им дань», — пишет Стивенсон в своей книге. Они, по словам Светланы Стивенсон, продолжали учиться в школах, ПТУ, техникумах и институтах, а также заниматься законной трудовой деятельностью.
Прокуратура начала проверку книги про ОПГ «Слово пацана. Криминальный Татарстан»
Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х - Роберт Гараев - Google Книги | Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Роберта Гараева, по которой сняли нашумевший сериал. |
Роберт Гараев, книга «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» — Реальное время | Журналист Роберт Гараев в прошлом диджей с никнеймом Pornosuperstar, собрал и опубликовал в паблике Психо Daily мемуары людей, заставших разгул группировок в Казани в позднесоветские времена. Что такое «казанский феномен». |
«Слово пацана»: экс-участник ОПГ написал книгу о казанских бандитах // Новости НТВ | Криминальный Татарстан. |
Казанский спрут: «Асфальтовые войны», групповые изнасилования, кладбищенские аллеи из пацанов
Криминальный Татарстан 1970-2010-х" от Роберта Гараева – это шедевр криминальной литературы, который нельзя пропустить. Криминальный Татарстан 1970—2010-х» Роберт Гараев, который сам состоял в одной из группировок на рубеже 1980—90-х. Также существует распространённая теория, согласно которой к расцвету «казанского феномена» был причастен КГБ. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Роберта Гараева раскупили в России, сообщили в издательстве Individuum. Роберту Гараеву 44 года. Он журналист, музыкант, диджей, экскурсовод в Еврейском музее в Москве. Гараев рассказал, что для книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970 – 2010-х» взял интервью у первого лидера группировки «Тяп-Ляп» и бывшего киллера «Жилки».
Женские ОПГ в Татарстане: «матрешки, войны между районами и связь с чушпанами»
Это поучительное кино, оно не романтизирует, оно рассказывает правдиво о не очень далеком прошлом. Я думаю, что взрослые вспоминают себя, как они говорят, катаются на машине времени в свое время. Другое дело, что подростки смотрят, и тут, я думаю, родителям надо разговаривать, разъяснять. Вменяемые родители, я думаю, смогут объяснить подростку. Хотя я разговаривал с подростками, задавал им разные вопросы о том, как воспринимают. Они говорят, что после пятой серии точно никакой романтизации не видят. Опаснее в плане романтизации период чуть более поздний — 1990-е, когда начали появляться бригады, когда у людей появились экономические ресурсы. Эти пацаны нищие, не знаю, что там привлекательного, наверное, если первые две серии посмотреть и не смотреть дальше, это все такое пацанское, когда Андрей, главный герой, уходит в группировку и получает защиту, наверное, в этот момент можно увидеть романтизацию, но дальше сюжет развивается так, как примерно происходило в жизни, насилие трудно контролируется.
Значит, это точное попадание в суть проблемы.
Либо какое-то совпадение. Вы согласны с критикой? Я считаю, что авторы попали в точку. На казанских улицах все было именно так, как показано в сериале. Некоторые даже говорят, что авторы смягчили ситуацию. Вам известно, по какой причине они были перенесены в Ярославль? Они считают его позором. Поэтому они были против съемок в Казани.
Как вы думаете, почему такая реакция именно на этот сериал? Потом всегда найдутся те, кто, посмотрев такой неромантизирующий фильм, как «Слово пацана. Кровь на асфальте», начинают романтизировать свое прошлое, но не потому, что оно было прекрасным, а потому, что тогда они были молодыми. Поэтому натура вам так знакома? Все они очень разные: кто-то с юмором, кто-то серьезен, у кого-то повышенный интеллект, у кого-то пониже. Многие из них сегодня ностальгируют по тому времени, тех, кто раскаивается, поменьше. Правила новой этики этим людям неизвестны, да и, наверное, не нужны. Они достаточно консервативны в целом, лояльны существующей власти.
Социолог Светлана Стивенсон писала в своей книге, что люди криминала не антагонисты власти, они пытаются встроиться в существующие рамки, но не для того, чтобы разложить систему, а найти свое выгодное место. Он очень харизматичный, настоящий такой татарин… Еще отметил бы Кащея, очень органичный, хотя первоначально задумывался как отрицательный герой.
Самый безболезненный способ — если ваша семья переехала в другой город или просто в другой район. У группировки не такие длинные руки, как у мафии. Кто-то возвращался после армии и считался стариком. Он женился, шел работать на завод и просто по возрасту выпадал из этой битвы за асфальт. Такому человеку могли предложить вернуться, но, даже если он отказывался, его все равно уважали как взрослого, который много сделал для своей улицы. Я отшился через пару лет достаточно легко, меня просто избили. Не подвергали никаким дополнительным унизительным процедурам.
На каких-то улицах людей ставили на счетчик, они должны были платить за выход. Все-таки я регулярно бывал на сборах. Уже году в 1990-м или 1991-м я отшился и переехал в другой район. Мой папа был кооперативщиком, у него имелся видеомагнитофон. Мы слушали пластинки, смотрели фильмы. Я создал музыкальную группу, и моя жизнь вошла в совершенно другое русло. Стоишь, а тебя со всей дури лупят здоровенные лбы. Такое происходило обычно пару раз в месяц в наказание за самые разные провинности. Либо с сигаретой поймают, либо не поздороваешься со старшим, либо на сборы опоздаешь.
Дисциплина была железная, как в армии. Эти злые волчата просят назначить сбор на 17:00, потому что в 18:00 по телеку начинаются мультики. Как это уживается в одном человеке? Честно говоря, я не вижу противоречия. Кому мультики мешают драться? Для кого-то и классическая музыка тоже — источник внутреннего насилия. Ты любишь какое-то произведение искусства, разбираешься в живописи, музыке и литературе, но делает ли это тебя лучше? Нет, необязательно. Дети, подростки вообще жестоки, особенно когда собираются в толпу.
Вспомните фильм «Чучело». Кстати, события, описываемые в «Слове пацана» и в фильме «Чучело», происходят в близкое время. Когда мужчины ловили за этим делом своих девушек, сестер или одноклассниц, они их жестко разгоняли. Девочки решали свои вопросы, скрывая это от своих братьев, мужей, парней, поэтому женские группировки — полулегендарное явление. Кто-то по-прежнему уверен, что «бабских контор», как их называли, вообще не было. На самом деле они существовали, но в режиме абсолютной закрытости. Если для некоторых бывших группировщиков сегодня это такое мужественное воспоминание времен ранней юности, то женщины — нынешние бабушки — говорят об этом очень неохотно и без малейшей ностальгии. Многие из них кормили и воспитывали детей в одиночку, пока их мужчины сидели в тюрьме. Просто в кино даже отрицательные герои должны быть в чем-то обаятельными, живыми, со своими человеческими проблемами, иначе зритель не будет им сопереживать.
Кстати, именно из-за того, что так достоверно показаны и человеческие характеры, и мир с четко сложившейся системой понятий, сериал породил огромное количество обсуждений, мемов и фанфиков. Люди продолжают линии главных героев, им интересно дальше думать про них. Возможно, для старших здесь есть элемент ностальгии. А для младших — это своего рода Хогвартс, школа жизни, где есть маглы, есть маги, которая живет по своим внутренним законам, представляет собой закрытый, тайный мир. После какого из его поступков вам захотелось бы пойти в группировку? Сын помладше, ему еще рановато, но две серии он посмотрел, и ему понравилось.
Лишь в самом конце 1980-х с появлением «свободного предпринимательства и кооперативщиков, а с ними и рэкета», группировки «казанского феномена», по словам Гараева, «постепенно встали на экономические рельсы». С конца 1990-х начинается время разгрома группировок, их лидеры отправляются за решетку либо легализуются, попадая в местные элиты. Гараев отмечает, что в тот период они стали пытаться «вымарать себя из полицейских баз данных» и «не жестить» на улице.
В конце 2010-х, как отмечает автор книги «Слово Пацана», произошел новый всплеск подросткового криминала. Руководитель МВД Татарстана Артем Хохорин объявил 202 0-й Годом борь бы с оргпреступностью, а пр езидент Татарст ана Рустам Минниханов призывал усилить работу с криминальными подростками. Однако все это уже не имело никакого отношения к «казанскому феномену» времен СССР. Если в 1959 году в столице Татарстана проживали 667 тысяч человек, то в 1989-м — более 1 млн. В середине XX века в Казани строились новые заводы, город пополняли жители сельской местности, приносившие свой специфический менталитет, подразумевавший охрану территории и драки «стенка на стенку». Помимо этого, в центре столицы Татарской АССР было много трущоб, которые являются резервуарами криминалитета, а, когда их начали расселять, соответствующие мировоззрения и порядки «поселялись» в кварталах новостроек. Для остальных же в ажно было сообщес тво, некая защищенность», — заявляет Анвар Маликов. Как утверждает Роберт Гараев, «казанский феномен», помимо продукта урбанизации, был отражением идеологического кризиса в застойном СССР, который превратился в экономический: «Подростки в 1980-х не боялись милиционеров. Ну драка, а ты несовершеннолетний.
Тебя даже на 15 суток не посадят, никакой специальной статьи нет. Мы же живем в Советском Союзе, здесь нет организованной преступности, какая статья?
«Казанский феномен» и КГБ: эксперименты властей могли предопределить силу бандитов в Татарстане
Культура - 10 февраля 2024 - Новости Перми - Роберт Гараев подростком попал в Казани группировку, а спустя 30 лет решил исследовать феномен уличных банд и выяснить, почему знаменитый «казанский феномен» возник в стране, где «не было организованной преступности» и можно ли было этого избежать? Криминальный Татарстан 1970–2010-х», Роберт Гараев – Литрес. Криминал – последние новости. Криминальный Татарстан 1970-2010-х" от Роберта Гараева – это шедевр криминальной литературы, который нельзя пропустить. Криминальный Татарстан". Поделиться. Книга, которая стала основой сценария к сериалу "Слово пацана. Кровь на асфальте" стоит 759 рублей, однако на складах в городе её нет, возможен лишь предзаказ. В Томске раскупили книгу Роберта Гараева "Слово пацана.
В Томске раскупили книгу Роберта Гараева "Слово пацана. Криминальный Татарстан"
Роберт Гараев рассказал об угрозах после выхода книги «Слово пацана» - 7 февраля 2024 - Е1.ру | Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Роберт Гараев рассказал «о том, как в казанские молодежные банды вливались вчерашние сельские. |
«Слово пацана» напомнило о бандах Казани 70 – 80-х годов | Роберт Наилевич Гараев — татарский писатель, журналист, музыкант. Известен благодаря документальной книге «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х». |
Читать Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х онлайн Роберт Гараев (Страница 1) | Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Роберт Гараев дал зрителям намеки, которые дают ответы на некоторые вопросы. Режиссер Жора Крыжовников в пятой серии напрямую озвучил некоторые прототипы. |
Как выглядели прототипы героев сериала «Слово пацана»: архивные фото | WDAY | В 1980-х годах Казань была городом молодежных группировок. Тысячи подростков оказались «пришиты к улице» — они пополняли ряды банд, организованных по террито. |
Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х - Роберт Гараев - Google Книги | Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Роберта Гараева раскупили в России, сообщили в издательстве Individuum. |
Достаточно страшно: автор «Слово пацана» расскажет о женских бандах
Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Роберта Гараева раскупили в России, сообщили в издательстве Individuum. Криминальный Татарстан 1970–2010-х», библиография и сериал. Личная жизнь, жена и дети, карьера и последние новости в 2024 году на 24СМИ. Гараев Роберт Наилевич. Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х. Криминальный Татарстан 1970–2010-х / читать онлайн страница 1. Кровь на асфальте», наш коллега из «Сноба» Алексей Черников пообщался с Робертом Гараевым, автором книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х», по мотивам которого и была снята лента.
Глава 3. Казанский феномен глазами жителей города
- Регистрация
- Читать Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х онлайн Роберт Гараев (Страница 1)
- Автор книги «Слово пацана»: «В моей книжке хватит материала сезона на три, а может, и на пять»
- Новости партнеров
Автор книги «Слово пацана»: «В моей книжке хватит материала сезона на три, а может, и на пять»
Кто скрывается за Вовой Адидасом и Зимой? Фото: стоп-кадр из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» Сериал «Слово пацана» на сегодня является самым обсуждаемым, о нем говорят подростки, студенты, взрослые и пенсионеры. Кто-то узнает себя и свою молодость, а кто-то узнает в героях своих знакомых. Молодежь и вовсе влюбилась в молодых людей с ангельской внешностью, которые решают «вопросы» своим способом, порою криминальным. Вдохновил на съемки режиссера Жоры Крыжовникова писатель Роберт Гараев, создавший книгу «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х». Документальная хроника в деталях описывает происходящее в тот период.
Герои сериала принадлежат к банде универсамовских. Россиян мучает вопрос: «Были они на самом деле? Или образ членом ОПГ собирательный? Кровь на асфальте» Оказалось, что «универсамовские» действительно были. Правда, банда не была объемной.
Тоже был совершенно другой мир.
А представляете, тогда был бы интернет? Роберт считает, что насилие будет всегда. RU Все-таки количество насильственных преступлений по статистике за последние сорок лет во всём мире, не только в России, уменьшается, и характер преступлений меняется. Насилие никуда не уйдет из нашей жизни никогда. Если есть добро, должно быть и зло. Оно может принимать разные формы, но, к сожалению, мир так устроен.
Если думать об этом сейчас, это был самый легкий путь или единственно возможный? Так что этот вариант не предполагался. Рассказать родителям? А что бы они сделали? Старшего брата у меня не было. Найти деньги опять же не было возможности.
Так что да, мне казалось, что это единственный вариант. Какой бы интеллигентной ни была семья, школьник всё равно мог попасть в группировку? Если у тебя брат-авторитет из какой-нибудь группировки — могло помочь. Или, например, папа-участковый или милиционер — тоже вряд ли начали бы трогать такого подростка. Вот два варианта было, чтобы тебя не трогали и на счетчик не поставили. У меня ни одного из них не было.
RU — То есть если ты родитель и у тебя двое детей, младшего от группировки убережет лишь то, что старший уже в ней. И как родителям быть? Или думать, что это какие-то подростковые проблемы из серии «вырастет — перебесится». Сыграл роль менталитет того времени. Большая часть подростков проводила время после школы — до того как родители придут с работы — на улице. Это сейчас есть гаджеты: посадил ребенка — и как будто его нет.
Он сидит, и у него там целый мир, где они находят друзей не по территориальному признаку, а по интересам. Что круто и гораздо важнее. Задумывались ли вы о том, какой финал был бы у вас, не случись история с вашей болезнью и пропусками сборов? Смогли бы вы сами инициировать свое «отшивание», чтобы не было такого же финала, как у Андрея в сериале? Незадолго до «отшивания» Руслана Роберт две недели провел дома по болезни, а потом еще неделю решил прогуливать сборы. Однажды к нему пришли и сказали идти за ними.
Когда толпа пошла непривычным маршрутом, Роберт понял, что его ведут «отшивать». Его ударили и плюнули в него, он ударил и плюнул в ответ, а потом убежал, спрятавшись в камышах. Никто из преследователей в воду зайти не рискнул — покидали камни и ушли. Так Роберт Гараев покинул группировку «Низы». И после того случая с Русланом я крепко задумался, что мне это не нравится. И внешние обстоятельства повлияли — сложилось как сложилось» Роберт Гараев Рано или поздно я, конечно, ушел бы.
Возможно, другим образом инициировал бы переезд в другой район. Сложилось впечатление, что абсолютно весь город был поделен на группировки и каждая улица кому-то принадлежала. Казань была так устроена, что особо-то ты не походишь, даже будучи пацаном и участником группировки. Те люди «Газовая Халева» и прежняя группировка Гараева «Низы». Поначалу жил с папой, он подсаживал меня на музыку, у него была большая коллекция катушек — мы их слушали, он был кооперативщиком, так что дома был видеомагнитофон. Я как-то погрузился в мир музыки, кино и литературы — у папы была отличная библиотека, так что наверстывал упущенное за эти годы в группировке.
Хотя насчет музыки — я уже с одиннадцати лет слушал то, что гопники не слушали. А потом поступил в университет, в центре у нас было место, которое мы называли Сковородка, — там неформалы собирались. Но не так, как в Москве или здесь, в Свердловске, — у вас неформальная культура была более развита. Люди, которые варились в неформальных кругах, были достаточно смелые. Если у тебя сережка в ухе, красные волосы, ирокез, хаер, то ты постоянно наталкиваешься на какое-то противодействие, и там я постоянно «вылавливал».
Турбо разочаровал зрителей в шестой серии, когда слил на дискотеке информацию про изнасилование Айгуль Некоторые увидели в Джавде черты Турбо: как раз Хантимиров помогал набирать в группировку новых членов и следил за неукоснительным исполнением пацанского кодекса, а все мы помним, как Валера в исполнении Славы Копейкина курировал «пришивание» Андрея Пальто и перегибал палку с «понятиями», когда опорочили возлюбленную Марата Айгуль.
Читайте также Пока все гадают, как там Айгуль, Марат и Андрей экстренно вернулись на съемочную площадку «Слово пацана» Кроме того, во всех самых жестких драках участвовал Турбо, потому и ходил постоянно в ссадинах. Так вот Джавда, в отличие от Антипа, не уклонился от участия в известном «пробеге» по Новотатарской слободе, когда хулиганы убивали всех, кто попадался на пути, и погибли в том числе беременная женщина и ветеран. Поэтому Антипов получил 15 лет «строгача» и сохранил жизнь, ну а Хантимирова приговорили к смертной казни через расстрел. Скряба отсидел в тюрьме 15 лет, а когда откинулся — примкнул к другой ОПГ. В 1994-м его застрелили Мозговым центром «Тяп-ляп» считали Сергея Скрябина по кличке Скряба — школьный друг Хантимирова был самым хитрым и подлым в группировке. К собирательному образу всех героев «Слово пацана» можно добавить и черты лидера ОПГ «Жилка» Хайдара Закирова — как многие из «шелухи», парень связался с криминалом в 14, ну а как «старшики» — стал циничным и жестоким.
Жизнь Хайдара оборвалась из-за покушения конкурентов: его расстреляли через отверстия вентиляции соседней многоэтажки. Кто стоит за Андреем Пальто? После этого снимка многие решили, что Андрей Пальто — автор книги «Слово пацана» Изначально проект «Слово пацана» рекламировали как историю примерного ученика музыкальной школы Андрея Васильева, который устал быть вечно битым одноклассниками «чушпаном» и через друга Марата «пришился» к «универсамовским» и деградировал до уровня бандита. Поэтому образ Пальто стал одним из ключевых в сериале, и зрителей безумно интересовало, срисован ли он с реального жителя Казани 80-х. Криминальный Татарстан 1970—2010-х», когда опубликовал в микроблоге общее фото с исполнителем роли Андрея. Леон Кемстач, как и Роберт Гараев, на снимке — в очках и с усами, ну а на фоне актера и журналиста красным горит вывеска «Пальто».
Кроме того, Гараев репостнул видео поклонника, который прямо заявил, что читал произведение Роберта и считает его прототипом героя Леона. Теперь многие зрители уверены, что уже знают, как закончится сериальная история Андрея Васильева, ведь в главе «Как я писал эту книгу» Гараев рассказал о собственной судьбе. Я переехал в другой район, поступил в университет, и у меня началась другая, наполненная интересными событиями и людьми жизнь.
Оказывается, это настоящая поколенческая травма, причём, всероссийская. Именно поэтому такие книги и важны.
Обязательно порекомендую её своим знакомым из Саратова, Самары, Читы, Воркуты и тд. Кстати, в первые годы после переезда мы нередко сходились в Петербурге именно на этой теме.
Автор книги «Слово пацана»: «Никакой ностальгии, только ужас»
Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Роберта Гараева раскупили в России, сообщили в издательстве Individuum. Роберт Гараев Cлово пацана. Публикуем их истории — фрагменты из книги Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х». Режиссер Жора Крыжовников взял за основу книгу журналиста Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х». Роберт Гараев подростком попал в Казани группировку, а спустя 30 лет решил исследовать феномен уличных банд и выяснить, почему знаменитый «казанский феномен» возник в стране, где «не было организованной преступности» и можно ли было этого избежать?