И об этом говорит Декларация независимости Израиля (1948), согласно которой конституцию следовало принять «не позднее 1 октября 1948 года» — 75 лет назад.
Россияне в Израиле смогли проголосовать за поправки в Конституции - «Новости дня»
Интерфакс: Гражданка России и Израиля Юлия Ильинская (Яэль Ильински), которая год назад три раза проголосовала в Израиле по поправкам к российской Конституции. В Израиле получилась такая ситуация, что судьи неподконтрольны правительству, никаким органам, при этом они назначают сами себя. Израиль сегодня — Представитель Госдепа ушла в отставку из-за несогласия с политикой США в Газе. Настоящая Конституция принята всеми иудеями народа Израиля с согласия Всемирного совета евреев, по наставлениям Совета раввинов Израиля с целью обретения всеми евреями. Дело в том, что в Израиле нет конституции, вместо нее — свод основных законов, который в случае разногласий трактуют в духе Декларации Независимости, принятой в 1948 году. Президент Израиля уже призвал правительство отказаться от реформы.
52. Конституционное право Израиля
Основные принципы Статья 1. Статья 2. Государство Израиль обладает своей особой, исторически сложившейся и преемственной политической системой парламенсткого типа. Государство Израиль признает для себя правопреемственность от Государства Израиль, провозглашенного 19 швата 5782 года, и Суверенного Военного Ордена Рыцарей Иерусалимского Храма — Тамплиеров. Статья 3.
Столицей Государства Израиль является единый и неделимый город Иерусалим. Израиль — децентрализованное унитарное государство и состоит из округов. Административно-территориальное устройство Израиля и порядок формирования местных органов власти устанавливается законом. В Государстве Израиль могут учреждаться административно-территриальные субъекты с особым правовым статусом, согласно соответствуюшим конституционным законам Израиля.
Статья 4. Государство Израиль обладает своим государственным флагом, гербом, гимном, языками, а также другими национальными символами, которые устанавливаются законом. Государственный флаг Израиля представляет собой белое прямоугольное полотнище с двумя горизонтальными синими полосами, размещенными близко к краям, и звездой Давида в центре. Государственными языками в Израиле признаются иврит, арабский, латинский и русский языки; могут устанавливаться региональные языки.
Статья 5. Гражданство Государства Израиль регулируется исключительно государством и символизирует принадлежность и сопричастность гражданина с Государством Израиль. Статья 6. С целью уточнения и упорядочивания положений Конституции, расширения правоприменительной практики; Израиль, через свои органы государственной власти вправе принимать поправки в Конституцию, конституционные законы, законы, а во исполнение законов - подзаконные правовые акты.
Статья 7. Конституция обладает высшей юридической силой и прямым действием на всей территории, находящейся под юрисдикцией Государства Израиль. Ни один правовой акт Израиля не должен противоречить Конституции. При возникновении противоречий между Конституцией и иным правовым актом, последний применяется только в той части, в которой не противоречит Конституции.
Конституция обладает приоритетом по отношению к международным соглашениям, участником которых является Государство Израиль. Международные соглашения, участником которых является Государство Израиль, обладают приоритетом по отношению к прочим правовым актам Израиля, кроме Конституции. Передача части ограничение, сокращение суверенитета Израиля наднациональным органам допустима только в случае ратификации соответствующих международных соглашений ограничивающих суверенитет государства Синедрионом Израиля, с последующим одобрением Царем Израиля. Глава II.
Права и обязанности Статья 8. Государство признает и гарантирует гражданам Израиля, иностранным гражданам и лицам без гражданства основные права, включая, но не ограничиваясь: — Право на жизнь; — Право на свободу и личную неприкосновенность; — Право на неприкосновенность частной жизни; — Право определять и указывать свою национальную принадлежность; — Право на свободу совести; — Право на предпринимательство и частную собственность; — Право на свободный труд и на отдых; — Право на доступ к гласному суду на основе состязательности сторон; — Право на неприкосновенность личной переписки; — Право не свидетельствовать против себя; — Свобода мысли, слова и творчества; — Право на образование. Статья 9. Государство признает и гарантирует гражданам Израиля, дополнительно к основным, расширенные права и свободы, включая, но не ограничиваясь: — Свобода информации; — Право на создание общественных объединений; — Право на проведение публичных мероприятий; — Право на участие в управлении делами государства и на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления; — Право на жилище и его неприкосновенность; — Право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства; — Право добровольно и свободно уходить в отставку с любой государственной должности в Израиле.
Статья 10. Перечисленные в Конституции права имеют прямое действие. Ограничения указанных в Конституции прав возможны только на основании опубликованного в общедоступном месте закона. Перечисление в настоящей Конституции определенных прав и свобод не означает умаления других, не указанных в настоящей Конституции прав и свобод, которые могут быть предусмотрены иными правовыми актами Израиля.
Институты гражданского общества в Израиле находятся под защитой государства. В государстве приветствуется плюрализм мнений, многообразие политических партий и общественных организаций, которые подлежат государственной регистрации. Запрещается создание политических партий и общественных организаций, пропагандирующих: нетерпимость по расовому, национальному, языковому, религиозному признаку; человеконенавистничество; неконституционную смену политического строя; разделение государства; утрату государственного суверенитета. Глава III.
Царь Царь Израиля — глава Государства Израиль и высшее должностное и титулярное лицо в государстве. Статья 12. Царь Израиля является гарантом Конституции, законности и гражданского мира в Израиле. Статья 13.
Бен-Гурион отвергает этот вид «конституции» по нескольким причинам. Во-первых, он не понимает, зачем парламентскому меньшинству голосовать за закон, который ограничит его собственную власть, если в будущем оно станет большинством. Почему противники Бен-Гуриона в Кнессете вообще должны принимать такие законы? Во-вторых, Бен-Гурион не понимает, почему его поколение должно связывать руки будущим израильским законодателям. Возможно, его поколение имеет уникальные моральные права как основатели государства. Но это не дает ему права навязывать свою точку зрения будущим поколениям. Прагматические аргументы Бен-Гуриона имели смысл в свое время. Зарождающееся государство Израиль не могло позволить себе философствовать.
Ему предстояло вести экзистенциальные войны, абсорбировать огромные волны иммигрантов и кормить людей. Страна, народ которой выстраивается в очереди за продовольственными пайками и живет под постоянным страхом вторжения, не имеет права мечтать о своем будущем. Но это не значит, что эти мечты, в свое время и в своем месте, менее важны, чем хлеб и безопасность. Времена изменились. Государство Израиль похоже на громоздкий летательный аппарат, построенный из древних деталей во время их падения со скалы. Его выживание — это чудо. Современные израильтяне обязаны поблагодарить Бен-Гуриона и его поколение за мужество и решимость. Наше маленькое государство процветает.
Нельзя сказать, что ситуация идеальна, но Израиль стал жизнеспособной, безопасной и экономически стабильной страной. Летательный аппарат, вопреки всему, вырвался из носового пикирования и достиг относительно стабильной крейсерской высоты. Но это означает, что мы вынуждены ответить на вопрос, которого Бен-Гурион и его поколение избегали. Куда мы идем? Бен-Гурион утверждает, что агада не имеет значения перед лицом галахи и что декларации ценностей носят поверхностный характер. Эти аргументы справедливы для государства, существование которого извне мотивируется угрозами со стороны врагов. В этом случае предприятие оправдано априори, и главный вопрос заключается в том, как управлять государством наиболее эффективно. Декларация независимости отражает такое положение вещей.
Большая часть ее текста оправдывает существование Израиля с внешней точки зрения. Мы заслужили государство, потому что были изгнаны с этой земли, из-за Декларации Бальфура и из-за Холокоста. В декларации есть несколько фраз о свободе, справедливости, мире и равенстве.
Курс «Израиль: общество и государство». Перевод основных законов Израиля на русский язык — сайт Кнессета. Платформы, созданной Евро-Азиатским Еврейским Конгрессом для обмена идеями ведущих исследователей еврейской диаспоры на постсоветском пространстве, в Восточной Европе, Азии и на Балканах.
Институт анализирует то, как вопросы социо-политики влияют на жизнь еврейских сообществ в отдельных странах - и какова во всем этом роль Израиля.
Всего их 14. Первый был принят в 1958 году, последний — в 2018-м.
Часто принятие Основных законов сопровождается громкой общественной дискуссией. За каждой такой статьей гипотетической конституции скрывается пласт становления современного Израиля — такого, каким мы видим его сегодня.
Основные законы Израиля - Basic Laws of Israel
На практике ее функции исполняет свод основных законов, регламентирующих основные вопросы государственного устройства, прав и свобод граждан. Ещё в 1950 году был принят т. Существует мнение, что государство Израиль живёт по Торе. Но это не совсем так.
Действительно, Тора, Письменная и Устная - содержит все основные положения об общественном и государственном устройстве, а также - о правах и обязанностях граждан.
Конституция и другие законы Многие законы государства принимаются абсолютным большинством голосов в парламенте. Например, в Израиле, для того чтобы принять очередной основной закон, необходима поддержка 61 депутата кнессета. Тем не менее, до сих пор идет спор по поводу того, является ли основной закон, принятый посредством подобного голосования, конституционным, то есть будет ли он обладать решающим весом по сравнению с другим законом в том случае, если два закона будут противоречить друг другу. В году Верховный Суд, не афишируя своих действий, провел судебную реформу без санкции израильского парламента, а затем объявил о том, что некоторые основные законы, например, Закон об основных правах граждан, являются неконституционными. Противники этого подхода - когда в случае конфликта двух законов решающее слово остается за конституционным законом - не отрицают, разумеется, сам закон. Они просто считают, что, в случае конфликта с другим законом, второй закон сильнее, поскольку он говорит об исключении из общих правил, а исключения всегда сильнее, чем правила. Данный спор до сих пор не решен. Современное положение На сегодняшний день вопрос о конституции, с одной, стороны, муссируется с популистскими намерениями.
Некоторые политические партии пользуются этим для закрепления своих позиций и решения узких политических задач, стоящих перед ними, которые они надеются решить, внеся в конституцию оптимальные, с их точки зрения, изменения. Поэтому нередко озвучиваются утверждения о том, что Израилю необходима конституция, вместо обсуждения на практике того, как должна именно она должна приниматься - большинством или консенсусом, и что на самом деле следует в нее включить. В Кнессете в Комиссии по законодательству действует подкомиссия по конституционным вопросам, а в обществе хотя и существует консенсус по вопросу о принятии формализованной конституции, но по-прежнему отсутствует понимание того, каким образом это должно происходить.
Пункт 15 г этого закона поясняет, что кроме прочего Верховный Суд, заседая в качестве Высшего Суда Справедливости, полномочен издавать указы государственным органам и чиновникам, предпринимать какие-либо действия или воздерживаться от какого-либо действия. Заседая как Высший Суд Справедливости, Верховный Суд имеет также право в некоторых случаях вмешиваться в решения религиозных судов. Высший Суд Справедливости заседает как суд первой инстанции и в него может обратиться с иском каждый. Данный факт, как и относительно небольшая сумма госпошлины, обуславливают доступность этой судебной инстанции.
В Высший Суд Справедливости обращаются по самым разным вопросам: вопросы о законности того или иного государственного или муниципального конкурса, обжалование решения о получении квартиры из государственных фондов, обжалование решения президента о помиловании, требование о предании гласности коалиционного соглашения между партиями, вопросы предоставления гражданства, — все эти вопросы и многие другие обсуждались в Высшем суде справедливости. В настоящее время, после принятия Закона о судах по административным делам 5760 2000 г. Если ранее от истца в Высшем суде справедливости требовалось, чтобы он был сам ущемлен решением государственного органа, против которого он подает иск, то теперь не требуется и этого. Если ранее Верховный Суд ограничивал себя, не вмешиваясь и не рассматривая дела, которые имели политические аспекты, то в последние 20 — 30 лет Верховный Суд все чаще вмешивается и рассматривает дела, имеющие непосредственный политические последствия. Этот процесс, называемый судейским активизмом, связывают с именем выдающегося юриста, судьи Верховного суда, Аарона Барака. По мнению судьи Барака, которое он выражает в принимаемых им постановлениях, все подсудно, то есть любой вопрос может и как правило должен иметь решение в стенах суда. Благодаря глубине его юридического анализа, отточенности аргументов, подход судьи Барака, стал главенствующим в решениях Верховного суда.
Никто уже не удивляется решениям Верховного суда по искам арабских жителей удерживаемых территорий Иудея, Самария и Сектор Газа против военных властей, искам против министров, против служб безопасности, против решений правительства Израиля, искам по отмене законов Кнессета и муниципалитетов, и другим искам по самым разным, иногда весьма деликатным вопросам. Многие видят в возросшей силе и активности судейской власти угрозу демократическим основам государства. Судьи Верховного суда принимают решения по вопросам, решения которых общество ожидало от своих избранных представителей в Кнессете. Судьи, Верховного суда, в силу своего образования и профессионального пути, а также системы назначений судей в большинстве своем разделяют мировоззрение, которое в США принято называть либеральным, а в Израиле и Европе левым. Поэтому решения Верховного суда по идеологическим вопросам зачастую склоняются влево. Фактически, Верховный Суд Израиля стал вторым законодателем и многие утверждают, что Верховный Суд сосредоточил в своих руках власть, превышающую власть парламента Кнессета и власть правительства. По многим вопросам, по которым израильское общество расколото, и по которым его представители в Кнессете не могут прийти к решению, такое решение принимается Верховным судом.
Кнессет пытался изменить ситуацию и в 1980 году был принят Закон об Основах Права 5740 1980 г. Тем не менее, этот закон практически не изменил ситуацию. Выражение «принципов свободы, справедливости, правды и мира, еврейского наследия» звучит слишком расплывчато и неопределенно. Так, судья Менахем Элон и ряд специалистов в области права полагали, что это выражение означает традиционное еврейское право, сложившееся в раввинской практике и литературе. По мнению же судьи Аарона Барака, понятие «еврейского наследия» включает в себя и те фундаментальные ценности, которые были признанны Декларацией Независимости, включая принципы демократии. Закон об Основах Судопроизводства вызвал многочисленные отклики юристов по широкой палитре мнений, но практический эффект этого закона практически нулевой. Сегодня судьи всех инстанций в своих решениях гораздо чаще обращаются к прецендентам американских и английских судов, чем к «еврейскому наследию».
Несмотря на то, что израильский суд все чаще вмешивается в политические вопросы, в процессе избрания судей, в отличие, например, от принятого в США не учитываются их политические взгляды и мировоззрение. Кандидаты в судьи избираются комиссией, в которую входят трое судей Верховного суда в том числе Президент суда , два министра в том числе министр юстиции , два члена Кнессета и два представителя адвокатской коллегии. Формальное назначение производит Президент Израиля. Фактически трое судей на заседаниях комиссии придерживаются одной позиции и, как правило, они всегда могут заблокировать, или наоборот, провести угодного им кандидата. В отличие от министров и депутатов Кнессета, судьи назначаются пожизненно. Этим обуславливается их независимость, благодаря чему судьи могут принимать решения нелицеприятные для правительства и для Кнессета. Суд пользуется в израильском обществе значительным доверием и уважением, намного большими, чем Кнессет, правительство и полиция.
Вместе с тем вмешательство Верховного Суда в спорные конституционные вопросы приводит к неуклонному снижению доверия к Суду. В отсутствие письменной конституции, решения Верховного Суда зачастую заполняют конституционный вакуум. В связи с этим возникал вопрос: не является ли Декларация Независимости временной заменой Конституции Государства Израиль. В Декларации Независимости Израиля провозглашаются принцип еврейского характера государства, принципы «свободы, справедливости и мира, в соответствии с предначертаниями еврейских пророков», приверженность «полному гражданскому и политическому равноправию всех своих граждан без различия религиозной принадлежности, расы или пола», «свободе вероисповедания, совести». Эта часть Декларации сформулирована в виде общих пожеланий, а не точных юридических формулировок и поэтому Верховный Суд видел в Декларации Независимости документ, выражающий идеал народа, «его кредо, но не конституционный закон, устанавливающий практическое правило в отношении сохранения силы или отмены различных законов или ордонансов. Институт, который временно уполномочен принимать законы — это Временный Государственный Совет, который был образован при провозглашении государства». Верховный Суд хоть и не признал какой-либо конституционной силы за Декларацией Независимости, все же признал за ней некую юридическую силу.
Суды неоднократно обращались к Декларации, как к направляющему документу призванному, при необходимости разъяснить суть законов, включая мандаторные ордонансы. Пример такого обращения к Декларации Независимости встречается и в одном из судебных постановлений, опубликованных в данном сборнике. Вместе с тем, все чаще и чаще суд обращался к Декларации как к юридическому источнику, в котором перечислены основные права граждан. Судья А. Барак, например, постановил: «хотя сама Декларация и не предоставила гражданам права, которые можно было бы реализовать в судебном иске, быт граждан государства определен в ней и все органы власти должны руководствоваться определенными в ней принципами как путеводной звездой». Учредительное собрание, избранное после провозглашения государства, не смогло выработать текст конституции, который устраивал бы все слои общества. Разногласия были не только в том, какой должна быть принятая конституция, но и в том следует ли вообще принимать конституцию.
Многие полагали, что Тора является единственной конституцией еврейского народа и другая конституция не нужна. В этих условиях 13-го июня 1950 года было принята компромиссная резолюция, предложенная депутатом Харари, которая поручила «комиссии Кнессета по вопросам конституции, законодательства и права подготовить проект Конституции для государства. Конституция будет компоноваться из глав. Каждая из глав является самостоятельным основным законом. Эти главы будут представлены Кнессету по мере завершения комиссией работы и все эти главы будут объединены в Конституцию государства». С того времени был принят ряд основных законов: о Кнессете, о правительстве, об Иерусалиме — столице Израиля, и т. Далеко не все из основных законов заслуживают такое название.
С другой стороны, многие законы, имеющие конституционное значение были приняты как обычные законы. Верховный Суд постановил, рассматривая конкретные иски, что Кнессет может изменить основной закон и законом обычным и, что у основного закона нет никакого особого статуса. Таким образом, пока основные законы не объединены в единую конституцию, они не имеют особого, конституционного статуса и формально государство Израиль остается одним из немногих государств не имеющих письменной конституции. Разумеется, конституция, как набор основополагающих принципов, изложение основ государственного строя, основных прав граждан существует в Израиле. Эта фактическая конституция была создана прецендентными решениями Верховного Суда и политической практикой. В 1992 году Кнессет принял Основной Закон о свободе предпринимательства и Основной Закон о достоинстве и свободах человека.
Несмотря на протесты, 21 февраля Кнессет одобрил в первом чтении законопроект, составляющий первую часть судебной реформы изменяющий процесс назначения судей Верховного суда и расширяющий полномочия правительства по их отбору. К середине марта в протестах участвовали уже более 500 тыс.
Президент Израиля Ицхак Герцог в ходе специального телеобращения к нации 9 марта заявил , что страна находится на пороге катастрофы. Однако Нетаньяху отверг президентский план, заявив, что он не обеспечивает того баланса между ветвями власти, к которому стремится правящая коалиция. При этом Галант отметил, что изменения в системе необходимы, но не ценой раскола страны. На следующий день Галант был снят с должности. Это решение вызвало очередную волну протестов, в которых приняли участие рекордные 630 тыс. Протестуя против политики Нетаньяху, об уходе в отставку заявил генеральный консул Израиля в Нью-Йорке Асаф Замир, руководители ряда муниципалитетов и региональных администраций Израиля объявили голодовку. Ицхак Герцог призвал правительство немедленно остановить реформирование судебной системы. Председатель Всеобщей федерации труда Израиля "Гистадрут" Арнон Бар-Давид пригрозил началом забастовки по всей стране в случае, если это не будет сделано.
Однако министр национальной безопасности и лидер входящей в правительственную коалицию ультраправой партии "Еврейская сила" Итамар Бен-Гвир призвал Нетаньяху не замораживать реформирование судебной системы и "не сдаваться перед лицом анархии".
Правительство Израиля дало старт юридической реформе
Гнев, боль и разочарование: попытка провести судебную реформу расколола Израиль // Новости НТВ | Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху сообщил, что правительство приступает к шагам по реализации юридической реформы. |
Израиль готовится к голосованию по самой спорной реформе в своей истории | Некоторые критики считают, что принятию конституции в Израиле противятся религиозные круги, поскольку считают конституцией Тору. |
Конституция Израиля: путь длиною в 70 лет | В Израиле по всей стране с утра 18 июля проходят крупные протесты против судебной реформы, сообщает The Times of Israel. |
The Economist: юридические реформы могут нанести большой ущерб экономике и обществу Израиля
Основные законы Израиля - Basic Laws of Israel | Роль Конституции в стране выполняет Декларация о Независимости Израиля. |
Правительство Израиля дало старт юридической реформе - МК | Ультраправые выступают против Израиля как страны для всех евреев. |
Основные законы Израиля - Basic Laws of Israel | Драматичная развязка Будущая конституция Ложь от первого лица Новости Израиля за неделю. |
Израиль живет без Конституции. Как так вышло? | Чуть ли не с момента создания Израиля вопрос Конституции — один из ключевых факторов политической, юридической, академической и аппаратной жизни в стране. В современном. |
Конституция израиля | Настоящая Конституция принята всеми иудеями народа Израиля с согласия Всемирного совета евреев, по наставлениям Совета раввинов Израиля с целью обретения всеми евреями. |
Что известно о судебной реформе в Израиле
В парламенте Израиля до сих пор не могут определиться, каким способом принимать конституцию Израиля. За время существования государства Израиль выдвигались десятки проектов конституции, составленных профессорами— юристами, законодательными комиссиями кнессета. Конституция Израиля находится в процессе создания путём принятия Основных законов Израиля. В Израиле нет единой конституции, а поэтому нет и конституционного суда.
Конституция для Израиля: активисты нашли выход из кризиса вокруг реформы
Неписаная конституция Израиля несовершенна, но изменения усугубят ситуацию, позволив почти беспрепятственное правление большинства. Почему у Израиля нет Конституции? Предполагалось, что после формирования правительства Учредительное собрание (1949 г.), то есть – уже Кнессет, приступит к разработке конституции. Ключевые слова: Конституция Израиля, Основные законы, Верховный суд Израиля, пороки качества кон-ституции, секуляризация общества. Эхуд Ольмерт планирует на зимней сессии Кнессета представить на утверждение депутатов проект Конституции Израиля [.]. Парламент Израиля принял закон, стимулирующий расширение еврейских поселений и наделяющий иврит статусом единственного государственного языка. 1. Общенародный (все граждане вне зависимости от национальности и конфессии) Референдум для принятия Конституции Израиля.
Что известно о судебной реформе в Израиле
На пороге гражданской войны: как судебная реформа расколола Израиль | конституция Израиля, Основные законы, Верховный суд Израиля, пороки качества конституции, секуляризация общества. |
12 сентября, 2011 — Turkish Forum | Израильские СМИ сообщают, что, несмотря на отказ коалиции и оппозиции от переговоров по вопросу судебной реформы, она тем не менее обсуждается за закрытыми дверями. |
Конституция Израиля | это... Что такое Конституция Израиля? | В Израиле нет единой конституции, а поэтому нет и конституционного суда. |
Зачем в Израиле принят закон о национальном еврейском государстве. Ответы на главные вопросы
Обращает внимание тот факт, что после так называемой конституционной революции 90-х годов прошлого века Кнессетом не был принят ни один новый основной закон [3]. Согласно проф. Даниэлю Фридману речь идёт не о конституционной, а о правовой революции, проведённой Верховным судом Израиля. Несмотря на то, что «конституция» не упоминается в законах Кнессета, верховные судьи в какой-то момент начали ссылаться на неё. Они стали часто использовать термины «конституционный» и «неконституционный» в постановлениях Верховного суда, как будто в Израиле уже принята конституция. Этот подход судей постепенно просачивался в умы адвокатов, юристов и студентов юридических факультетов, а некоторые юристы даже предостерегали депутатов Кнессета о том, что тот или иной их законопроект неконституционен. Однако Даниэль Фридман напоминает, что не существует никакого официального документа Кнессета или Учредительного собрания, учреждающего Конституцию для Израиля [4].
Необходимость конституции Согласно плану , принятому резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН от 29 ноября 1947 года, учредительным собраниям двух государств, еврейского и арабского, предлагалось выработать демократические конституции. В соответствии с этим планом Декларация независимости Израиля наметила порядок принятия конституции. После провозглашения государства Израиль семь арабских государств объявили войну и атаковали новое еврейское государство с целью его уничтожения. В свете сложившихся обстоятельств некоторые участники первых дебатов в Кнессете полагали, что планы ООН были в корне изменены и утратили свою моральную и юридическую силу. Депутат Кнессета Зерах Вархафтиг сказал, что никакого дара от ООН получено не было, что и за суверенитет и за государство вынуждены были бороться, поэтому «обязанность признать решение ООН со всеми его статьями и условиями отпала» [5]. Депутат Давид Бар-Рав-Хай был убеждён, что не ООН, а граждане государства имеют право решать, как и когда следует принять конституцию государства [6].
Независимо от сказанного в резолюции ООН большинство депутатов Кнессета в той или иной мере поддержали идею принятия в будущем конституции государства. Об этом свидетельствуют результаты голосования по предложению Харари. Тем не менее, между депутатами Кнессета существуют значительные разногласия в вопросах судебного контроля, верховенства конституции над обычными законами [7] и отношения конституции к Торе [8]. Некоторые аргументы противников и сторонников конституции представлены на сайте Кнессета [9]. Ниже приводятся мнения видных политических деятелей и юристов о проблемах конституции в Израиле. Давид Бен-Гурион , поддержавший идею принятия конституции в период провозглашения государства, изменил своё мнение в 1950 году.
Выступая в Кнессете, он сказал, что все опасности, беспокоящие сторонников конституции, «реальны в государстве, имеющем конституцию, в такой же степени, как в государстве, конституцией не обладающем» [10]. Судья Моше Ландой назвал тоску по конституции уходом от действительности и обосновал своё мнение тем, что «с помощью конституции не дано достичь того, что недостижимо согласно соотношению существующих политических сил» [11]. Министр и депутат Кнессета от партии ШАС Ицхак Хаим Перец высказал мнение, которое в течение тысячелетий было также мнением большинства евреев: «У народа Израиля есть конституция, которой уже 4000 лет. Такой конституцией является Тора» [12]. Профессор Рут Габизон отметила, что выражение «конституционная революция» констатирует нечто, вроде бы уже свершившееся, и затушевывает необходимость обсуждать глубокие конституционные проблемы. При таком подходе писаная конституция может стать причиной разногласий и раздоров [13].
По словам участников этих переговоров, практически по всем вопросам удалось достичь компромисса. Единственная тема, по которой стороны никак не могут сойтись, — состав комиссии по назначению судей. Министр юстиции Ярив Левин настаивает на контроле коалиции за этим органом. Пока переубедить его не удается. Тем не менее Герцог преисполнен оптимизма.
Он надеется найти решение, которое удовлетворило бы всех, и опубликовать компромиссный вариант через несколько дней. В преддверии этого президент пытается мобилизовать общественное давление на политиков из коалиции и оппозиции, чтобы они согласились с его планом. Пока получается плохо. Вчера Герцог, выступая перед представителями местных властей Израиля, заявил, что компромисс близок как никогда.
Meydani A. The Anatomy of Human Rights in Israel. Constitutional Rhetoric and State Practice. Moon R. Navot S.
Plesner Y. Rakover N.
На данном этапе черновые формулировки статей конституции проходят экспертную проверку у юрисконсульта законодательной комиссии кнессета - адвоката Сигаль Когут.
Любая конкретика должна пока храниться в секрете. Однако один из авторов проекта Элиэзер Чита Коэн НДИ давно возглавляющий парламентское лобби в поддержку конституции, готов утверждать, что она закрепит за Израилем статус "государства еврейского народа". Легко ожидать, что определенная часть граждан Израиля придет в восторг от этой формулировки.
А есть в тексте и такие аспекты, по которым пока не пришли к консенсусу даже сами члены комиссии. Если так и не придут - то обязанности арбитра будут возложены на кнессет в целом.
Нужна ли Израилю конституция?
Но вот что мешает Израилю принять конституцию, которая официально даже спустя 3/4 века существования государства находится в стадии формирования? В Израиле нет Конституции и не будет, они решили для себя этот вопрос ещё в 1947 году. Конституция Израиля находится в процессе создания путем принятия Основных законов Израиля. В Израиле нет Конституции и не будет, они решили для себя этот вопрос ещё в 1947 году. 52. Конституционное право Израиля Израиль является государством, где не существует единой формально общей конституции. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху сообщил, что правительство приступает к шагам по реализации юридической реформы.
Гнев, боль и разочарование: попытка провести судебную реформу расколола Израиль
Однако до сих пор он не был закреплен специальным законом, если не считать некоторые положения Декларации о независимости Израиля. В последние годы в Израиле все чаще звучали предупреждения о том, что основные принципы создания еврейского государства находятся под угрозой и в будущем будут размываться, поскольку сам принцип национального государства в современном мире все чаще воспринимается как анахронизм, не отвечающий универсальным правам человека. Эти опасения усугубляются страхами перед высокой рождаемостью в семьях израильских арабов и альтернативными сценариями разрешения палестино-израильского конфликта, которые могут бросить вызов власти еврейского большинства в Израиле и, соответственно, самим основам государства. Все это привело к призывам закрепить национальный еврейский характер государства Израиль в отдельном основном законе. Почему закон принят именно сейчас? Комментарий депутата кнессета Ксении Светловой: Этот закон обсуждался еще с 2011 года, когда премьер-министром Израиля также был Биньямин Нетаньяху. Тогда он выступил против принятия такого закона, опасаясь негативной международной реакции и посчитав, что время для его принятия еще не наступило.
Этот закон носит в основном декларативный характер. По моим ощущениям, для принятия его именно сейчас были свои политические причины: в последний месяц у нас чувствуется резкий запах выборов. Кнессет уходит на летние каникулы, а осенью премьер может распустить правительство, и тогда в феврале-марте пройдут новые выборы. Возможно, принятием этого закона Нетаньяху хочет показать, что именно он, а не другие правые политики, представляет интересы консервативного крыла. Какие будут последствия? Палестино-израильские переговоры Переговоры о мирном урегулировании палестино-израильского конфликта не идут с 2014 года.
Попытки президента США Барака Обамы в свое время не помогли оживить этот процесс, а нынешние израильские власти не видят сейчас каких-либо возможностей сесть за стол переговоров.
Израиль захватил Голландские Высоты в результате оборонительной войны, разрешённой уставом ООН, и поэтому он имеет право их аннексировать. Невозможно в настоящей статье охватить все аспекты израильского права. Целью настоящей статьи было обозначить основные его особенности и дать возможность читателям сборника лучше разобраться в терминах и реалиях, которыми оперируют израильские суды.
Истинное изучение израильского права, как и любого другого прецендентного права, возможно только чтением прецендентов. Издательство «Гешарим» предполагает издание нескольких сборников переводов прецендентных решений Верховного Суда Израиля. Настоящий сборник, является первым в серии и посвящен прецендентам обсуждающим вопрос «кого считать евреем? Государство Израиль определенно в Декларации Независимости как «еврейское государство в Эрец-Исраэль».
Вместе с тем вопрос, что понимать под определением «еврейский» оказался не очевидным. На этом вопросе сталкиваются мировоззрения. С одной стороны, религиозное еврейское право определяет понятие «еврей» однозначно: еврей это тот, кто родился от матери — еврейки или принял иудаизм посредством гиюра. С другой стороны, основатели государства, будучи нерелигиозными людьми, видели государство Израиль, как воплощение предначертаний еврейских пророков.
Поэтому они не считали себя привязанными к религиозному определению еврейства, а пытались найти иное, рациональное определение. Однако, формулирование конкретного определения сталкивалось с трудностями. Должно ли определение понятия «еврей» быть субъективным, то есть исходить из самоопределения человека или быть объективным? Должно ли в этом определении быть связь между определением человека евреем и религией, которую он исповедует?
Эти и другие вопросы, касающиеся определения «еврей» активно обсуждались израильской общественностью, возникали в ходе обсуждения этого вопроса в Верховном Суде Израиля, в правительстве и в Кнессете. В начале в законах Израиля не было ответа на вопрос: кого считать евреем. Регистрация велась в соответствии с инструкциями Министерства Внутренних Дел. В 1958 году министр Внутренних Дел издал инструкцию, согласно которой чистосердечное заявление нового эмигранта о том, что он еврей считалось достаточным для записи его евреем.
Эта инструкция изменила подход, согласно которому запись человека евреем происходила в соответствии с положениями еврейского религиозного права. Новая инструкция вызвала кризис в обществе и правительстве. Правительство образовало комиссию министров, которая должна была выработать подход правительства Израиля к вопросу «кто еврей? Комиссия решила обратиться к пятидесяти выдающимся мыслителям еврейского народа и получить их мнение по этому вопросу.
Среди них были представители всех направлений в иудаизме: ортодоксального, консервативного и реформистского. Были среди них религиозные и секулярные евреи, как живущие в Израиле, так и пребывающие в галуте. Обращение правительства Израиля было сформулировано премьер-министром Давидом Бен-Гурионом, который считал недопустимым убрать рубрику «национальность» из удостоверений личности. Как писал Бен-Гурион: «Еврейский народ в Израиле является сейчас и еще очень долго если не навсегда частью еврейского народа и убрать рубрику «национальность» из удостоверения личности евреев Эрец-Исраэль, означает начало уничтожения их как части еврейского народа».
Было получено 45 ответов. Об остальных полученных ответах министр юстиции в Кнессете говорил так: «Из восьми остальных, двое утверждали, что в нашем поколении такое разделение между национальной и религиозной составляющими невозможно. Трое отвечавших дали неясные ответы. Насколько была у меня возможность углубиться, вчитываться в их ответы и искать в них, так называемое, «заключение» — его я в нем не нашел.
Трое высказались за разделение между религиозной и национальной составляющими термина «еврей»». Каковы же особенности определения «еврея» в иудаизме? Прежде всего, это определение еврейства по матери-еврейке. Другая особенность традиционной еврейской идентификации заключается в неразрывной связи с религией.
Как писал еврейский мыслитель Мартин Бубер: «Израиль …- это единственный народ в мире, который изначально является нацией и религиозной общностью, как единое целое». Принимая иудаизм гиюр , человек становится евреем и по национальности. При этом еврей, перешедший в другую веру, остается евреем. Как пишет Талмуд: «еврей отступник — остается евреем».
Определение «еврей» принятое Кнессетом в 1970 году как поправка к Закону о Возвращении и Закону о Реестре регистрации актов гражданского состояния, соответствовало почти полностью определению принятому в еврейской традиции. Согласно этому определению «еврей — это тот, кто родился у матери еврейки или принял иудаизм и не исповедует другую религию». Единственное отличие этого определения от традиционного определения состоит в том, что по этому определению, еврей, перешедший в другую религию не является евреем, в то время как по еврейскому религиозному праву такой человек продолжает считаться евреем. Понятие «еврей» фигурирует в отдельных законодательных актах: в Законе о Возвращении 5710 1950 , в Законе о часах работы и отдыха, 5711 1951 г.
Еврейский характер государства проявляется, прежде всего в Законе о Возвращении 5710 1950 г. Следует отметить что Закон о Возвращении как и другие законы не дает преимущественных прав евреям-гражданам государства по сравнению с гражданами-неевреями. Закон о Возвращении выделяет евреев среди иностранцев, при получении израильского гражданства. До 1970 г.
Закон о Возвращении и другие законы не определяли, кого считать евреем. Такое определение было дано в 1970 году и оно отражало в основном галахический подход. Вместе с этим в Закон о Возвращении был добавлен пункт который предоставлял и нееврейским членам семьи еврея право на репатриацию, получение гражданства и льгот нового репатрианта. При этом предполагалось, что число тех, кто воспользуется этим будет невелико и что они в итоге присоединяться к еврейскому народу посредством принятие иудаизма гиюр.
В последние годы, благодаря экономическим успехам государства Израиль, оно стало притягательным для эмигрантов и резко возросло число неевреев приезжающих в Израиль по Закону о Возвращении. Большинство из них и не думает о присоединении к еврейству. Тем саамы Закон о Возвращении в настоящей формулировке не только не способствует увеличению доли еврейского населения в Израиле, но и уменьшает её. Поэтому все громче раздаются голоса с призывом к изменению закона о Возвращении.
Закон о полномочиях раввинских судов браки и разводы 5713 1953 г. В этом законе нет определения еврея. Тем не менее, ясно, что еврей в этом законе — это еврей по законам Торы. Иначе создалась бы абсурдная ситуация, когда раввинский суд должен был судить тех, кто с его точки зрения являются неевреями, как евреев.
Возглавляет и руководит работой парламента Наси Синедриона, избираемый депутатами из своего числа на срок 3 месяца, с возможностью переизбрания, отрешения в любой момент квалифицированным числом голосов, по инициативе любого депутата. В период вакантности должности Наси Синедриона, либо неосуществления таковым своих обязанностей более 3 дней подряд не оставляет сообщений в общедоступных узлах Израиля , временно осуществлять административную деятельность Синедриона вправе любой из депутатов. Наси Синедриона обладает модераторскими полномочиями и всеми доступами в узлах Синедриона. Синедрион Израиля вправе назначать Вице-спикера Синедриона Израиля, который помогает Наси Синедриона осуществляеть оперативное руководство Синедрионом Израиля. Порядок назначения и функции Вице-спикера Синедриона устанавливаются законодательством Израиля. Статья 27. Работа Синедриона реализуется посредством заседаний. Заседания Синедриона проводятся публично, если суть заседаний не затрагивает вопросов государственной безопасности, в этом случае заседания могут проводиться в закрытом режиме. Любые решения Синедриона принимаются посредством голосований, простым большинством голосов депутатов но не менее 2-х , принявших участие в голосовании при явке не менее 2-х , если не установлено иное.
Голосования на заседаниях Синедриона не могут длиться менее 24 часов, кроме случаев, при которых ни чей голос или иные обстоятельства не способны изменить исход голосования. Синедрион вправе принять регламент своей работы. Статья 28. Статья 29. Правом законодательной инициативы обладают все граждане Израиля. Статья 30. Простое большинство устанавливается в значении: более половины голосов депутатов, принявших участие в голосовании если не указано иного ; 2. Статья 31. Депутат Синедриона автоматически утрачивает свой статус при неучастии в 2-х и более заседаниях Синедриона, либо по собственному, публично выраженному, желанию.
Депутат Синедриона может быть лишен своего статуса квалифицированным большинством голосов на соответствующем заседании Синедриона, после чего не вправе возобновить статус депутата в течение 1 последующего месяца. Царь Израиля не может совмещать свою должность с полномочиями депутата Синедриона. В том случае, если количество депутатов составляет менее 2-х, полномочия Синедриона в полном объеме временно переходят Царю Израиля, вплоть до увеличения численности депутатов, но без права принимать, изменять или отменять Конституцию и конституционные законы. Статья 32. В целях уточнения и расширения правоприменительной практики в Израиле может быть принят Конституционный закон «О Синедрионе Израиля», положения которого могут изменять порядок формирования Синедриона, описанный в статье 25 настоящей Конституции. Глава V. Правительство Правительство Израиля является высшим органом исполнительной власти в Государстве Израиль. Статья 34. Правительство состоит из Премьер-министра, министров и других членов Правительства.
Статья 35. В полномочия Правительства входит: A подзаконное регулирование; B осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества и государства; C административное правоприменение; D осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации; E административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил; F охрана правопорядка, непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества; G информационное обеспечение органов государственной власти H государственная регистрация политических партий и общественных организаций I иные полномочия в сфере исполнительной власти в соответствии с Конституцией и законодательством Израиля. Статья 36. В пределах своих полномочий Правительство Израиля коллегиально, Премьер-министр и министры и другие члены Правительства единолично, издают подзаконные нормативно-правовые акты — распоряжения по вопросам своего ведения, перечень которых определяется Премьер-министром. Статья 37. Премьер-министр Рош-Хамемшала Израиля является высшим должностным лицом в системе исполнительной власти Государства Израиль и осуществляет руководство Правительством Израиля. Статья 38. Премьер-министр Израиля назначается Синедрионом и утверждается Царем Израиля каждые 3 месяца. Статья 39.
Статья 40. Статья 41. В случае, когда Премьер-министр Израиля не исполняет своих обязанностей более 14-ти дней подряд не оставляет сообщений в общедоступных узлах Израиля , либо досрочно отправлен в отставку, данный Премьер-министр Израиля автоматически отрешается от должности, а Синедрионом назначается новый Премьер-министр Израиля, подлежащий утверждению Царем Израиля. Действующий Премьер-министр кроме, как при обстоятельствах, указанных в части 2 настоящей статьи и временно исполняющий обязанности Премьер-министра осуществляют свои полномочия вплоть до вступления в должность нового Премьер-министра Израиля. Статья 42.
Часто принятие Основных законов сопровождается громкой общественной дискуссией. За каждой такой статьей гипотетической конституции скрывается пласт становления современного Израиля — такого, каким мы видим его сегодня. Курс «Израиль: общество и государство».
Гнев, боль и разочарование: попытка провести судебную реформу расколола Израиль
Настоящая Конституция принята всеми иудеями народа Израиля с согласия Всемирного совета евреев, по наставлениям Совета раввинов Израиля с целью обретения всеми евреями. Военно-политический кабинет Израиля минувшей ночью проголосовал за официальное введение военного положения в стране, чтобы "начать крупномасштабные военные действия". В Израиле нет единой конституции, а поэтому нет и конституционного суда.