Самозанятость не запрещает быть трудоустроенным или вести деятельность как индивидуальный предприниматель.
Все о видах деятельности и налогах для самозанятых в России в 2024 году
А самозанятым нельзя сдавать в аренду нежилые помещения. Как оформить самозанятость В статусе самозанятого можно работать и столяром, и учителем, и программистом. Если самозанятый ведет деятельность в нескольких регионах, в целях применения спецрежима нужно выбрать один из них. Самозанятость в медицине: может ли врач принимать и консультировать пациентов как самозанятый, что нужно предпринять, чтобы стать самозанятым, обязательно ли оформлять лицензию для оказания медуслуг. Есть четыре способа оформить самозанятость и перейти на режим НПД.
В Минтруде разъяснили, кому нельзя быть самозанятым
Станьте самозанятым с помощью сервиса «Своё дело». Какому бизнесу нельзя использовать самозанятость? Хорошая новость для самозанятых — вам касса не нужна.
Кто такой самозанятый и как им стать
Например, эта система не подходит для тех, кто перепродаёт товары или сотрудничает по агентскому договору. Как оформить самозанятость: инструкция по регистрации Для оформления не нужно ходить в налоговую или МФЦ. Всё можно сделать с компьютера или смартфона с подключённым интернетом. Зайти на сайт «Мой налог» или скачать мобильное приложение.
Скриншот мобильного приложения из AppStore На сайте: после ознакомления с тем, что такое НПД, можно приступить непосредственно к регистрации 2. Пройти регистрацию. Сайт потребует разрешения на обработку персональных данных и принятия правил использования.
Нужно отметить все пункты галочками и кликнуть на «Согласен». Затем будет показано уведомление, что после ввода ИНН и создания уникального кода физлицо будет поставлено на учёт. Далее необходимо ввести ИНН и придумать уникальный пароль.
После этого придётся ввести номер телефона — на него придёт смс с кодом, чтобы подтвердить регистрацию, — а затем добавить данные о себе: во вкладке «Настройки» нужно выбрать поле «Профиль» и указать вид деятельности, регион, электронную почту. Они помогут наладить складской учёт, контролировать и анализировать продажи, вести КУДиР, а ещё рассчитывать налоговые платежи и взносы. При работе с самозанятыми этой нагрузки нет, как нет и дополнительных отчётов.
Главное правило, которого нужно придерживаться при работе с самозанятыми: нельзя использовать их в качестве наёмных работников. Налоговая это расценивает как некорректную оптимизацию издержек. Какие признаки указывают на то, что самозанятый по факту является наёмным работником Наличие в договоре рода деятельности, но не разового задания или конкретного объёма работ.
Систематический характер работы, длительность контракта — год и более. Чётко определённый размер заработной платы. Наличие графика или трудового распорядка, определённого работодателем.
Наличие материальной ответственности. Наличие пропуска на территорию, отметки в журнале прихода-ухода сотрудников. Кадровая документация в отношении самозанятого, например об отпуске или командировке.
Расчётные листы заработной платы. Документы хозяйственной деятельности. Документы по охране труда.
Кроме того, могут опросить свидетелей, которые подтвердят или опровергнут тот факт, что самозанятый по факту является работником, а не подрядчиком. Правила работы с самозанятыми 1. Проверка статуса.
Самозанятый должен состоять на учёте. Заключение договора с подрядчиком. В нём нужно прописать, что исполнитель применяет налог на профессиональный доход.
Также в нём должен быть срок действия, перечень услуг и правила оплаты за результат деятельности.
Если вы заплатили вовремя, но в приложении висит долг, не всегда нужно переживать. Возможно, сведения зависли в пути — если платили с карты, на обработку платежа уходит до десяти дней, по квитанции — до 20 дней. Не беспокойтесь, если внесли деньги вовремя: датой уплаты налога считают день, когда деньги ушли с вашей карты или вы их внесли по квитанции. Информация дойдет до налоговой, и запись о долге пропадет. Платите вовремя, не откладывайте расчеты с ФНС и регулярно заглядывайте в «Мой налог». Кроме того, приложение оповещает самозанятого, что пришло письмо от ФНС — включите возможность отправки уведомлений в смартфоне. Еще можно подключить автоплатеж с карты.
Тогда банк-партнер сам выполнит расчеты с ФНС. О предстоящих списаниях с карты банк предупредит по SMS за несколько дней до уплаты налога. Что делать, если лишились статуса самозанятого Плательщик НПД может лишиться статуса по ряду причин. Вы стали самозанятым, но не подходите под категории, например, по виду деятельности или территории. Не отказались от других налоговых режимов — на это есть месяц с даты регистрации в приложении «Мой налог». Заработали за год более 2,4 млн рублей. Приняли на работу сотрудника по трудовому договору. Статус самозанятого аннулируют с того момента, как нарушено одно из условий.
А доход, который получили после потери самозанятости, будет облагаться другими налогами. Физлицам придется подавать декларацию 3-НДФЛ, заявлять доход и самим платить подоходный налог, ИП — менять налоговый режим. Штрафов за неправильный выбор налогового режима для самозанятых нет. Но налог пересчитают по другой системе налогообложения, а ИП дополнительно заплатит страховые взносы. Налог на профдоход за период, когда вы не имели права быть самозанятым, можно вернуть, подав заявление в ФНС. По закону она не могла одновременно сдавать коммерческую недвижимость, уплачивая УСН, и давать консультации как самозанятая. Ее лишили статуса плательщика НПД. Пришлось сниматься с учета как самозанятой, аннулировать чеки, подавать заявление на возврат налога и платить налог по УСН.
Чего не нужно бояться самозанятому Сбой в приложении. Не надо опасаться наказания, если не удалось выдать чек или оплатить налог в приложении из-за сбоя или профилактических работ. Просрочка из-за проблем с приложением не считается нарушением: если в течение дня после устранения сбоя самозанятый сделает все, что нужно, штрафа не будет.
Например, нанять бухгалтера для консультации по налоговым изменениям или для получения господдержки — это нормально. Проверяйте самозанятого перед заключением договора подряда оказания услуг, выполнения работ. Безопасно работать с теми самозанятыми, которые сотрудничают не только с одной вашей компанией ИП. Если ваша компания — единственный контрагент самозанятого, это подозрительно. Риски повышаются, если самозанятый зарегистрировал статус плательщика НПД непосредственно перед тем, как заключить договор с вашей фирмой. Учитывайте все требования и ограничения, которые устанавливает Закон о самозанятых от 27. Например, нельзя сотрудничать с самозанятыми, которые параллельно являются работниками вашей компании. Или трудились у вас менее 2 лет назад. На выполненные работы оказанные услуги самозанятый обязательно должен выставить чек в приложении «Мой налог» и направить документ вам как заказчику. Устали разбираться с нововведениями и контролировать наем персонала? Сервис знает , какие документы положены на самозанятых, а какие заводить нельзя. Априори по самозанятому не заполняется табель учета рабочего времени, нет таких начислений, как доплата до МРОТ, за сверхурочную работу или занятость в выходные и праздничные дни.
Вместо мобильного приложения можно воспользоваться веб-версией приложения «Мой налог», однако в нем доступна только регистрация через личный кабинет ФНС. В приложении «Мой налог» есть возможность привязки банковской карты, с которой будет производиться выплата налогов. После входа в приложение нужно выбрать способ регистрации: по паспорту, с помощью ИНН и пароля от личного кабинета ФНС и через учетную запись на интернет-портале «Госуслуги». Регистрация по паспорту Для этого нужны паспорт и возможность сделать фото на телефоне. В первую очередь нужно ввести номер телефона, на который придет СМС. Введите полученный код, а далее следуйте инструкции: выберите регион; отсканируйте или сфотографируйте вторую и третью страницы паспорта; сделайте свое фото в приложении; подтвердите корректность ИНН. После этого ваше заявление уйдет на проверку в ФНС. Налоговый статус вы получите в течение одного рабочего дня. Регистрация с помощью ИНН и пароля от личного кабинета ФНС Для этого потребуется личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС : введите в приложении номер ИНН и пароль, которые вы используете для доступа к личному кабинету; подтвердите регистрацию. Заявление рассматривают, как правило, в течение одного рабочего дня. Регистрация через «Госуслуги» Для этого понадобится регистрация на портале «Госуслуги». При выборе данного способа приложение «Мой налог» переадресует вас на страницу входа портала «Госуслуги». Нужно дать разрешение использовать личные данные из портала для действий в приложении «Мой налог», а после подтвердить выгруженные из «Госуслуг» персональные данные. Регистрация через банк — партнер налоговой службы Вместо приложения «Мой налог» можно выбрать сервис от одного из банков — партнеров ФНС. Интерфейсы у банковских приложений разные, но схематично инструкция выглядит так: Скачать мобильное приложение банка или зайти в личный кабинет на сайте банка в некоторых банках регистрация самозанятых возможна только в приложении. Найти в приложении банка раздел, в котором находится специализированный сервис для самозанятых. Ввести требуемые данные и подать заявку на регистрацию. Банк самостоятельно передаст данные в ФНС и уведомит о постановке на учет. Можно также лично прийти в банк и зарегистрироваться в качестве самозанятого офлайн, но лучше уточнить возможность предоставления такой услуги у каждой конкретной кредитной организации. Для этого нужно заполнить заявление на специальном бланке, в котором указываются следующие данные: ИНН; персональная информация — Ф. Для отказа от статуса самозанятого в этом случае нужно будет подавать аналогичное заявление о прекращении деятельности. ФНС проверяет заявление на постановку на учет до шести рабочих дней, но, как правило, гораздо быстрее. Отказать в постановке на учет налоговый орган может в случае неверно предоставленных данных или при наличии штрафов и долгов по налогам. Нужно ли самозанятому открывать расчетный счет Самозанятому не нужно открывать специальный расчетный счет. Все поступления заказчики могут перечислять на уже действующие карты. Нужно лишь отчитываться: это делается в приложении «Мой налог» либо в приложении банка — партнера ФНС. Вы формируете чек, после чего ФНС принимает это как доход, по которому нужно начислить налог по режиму для самозанятых. Бояться блокировки карты банком из-за частых поступлений на нее не следует: Центральный банк России специально рекомендовал финансовым организациям проверять статус владельца, чтобы не блокировать карты самозанятых. Но для дополнительного спокойствия для доходов от самозанятости можно завести отдельную карту. Допускаются также расчеты наличными. Прием платежей для самозанятых Чтобы принимать платежи, самозанятым не нужна касса.
Самозанятые в 2024 году: как им стать, плюсы и минусы
Как зарегистрироваться самозанятым? Шаг 1. Подготовьте документы — паспорт гражданина Российской Федерации или вид на жительство иностранного гражданина, индивидуальный номер налогоплательщика ИНН , а также дополнительные документы если вам от 14 до 18 лет. Шаг 2. Подайте запрос на регистрацию.
Примерный минимум возможных доначислений налогов и взносов — 285 120 рублей, из них: НДФЛ — 85 800 рублей 20 000 руб. Доначисленную сумму НДФЛ справедливо уменьшить на сумму налога, который с полученного дохода уплатил в бюджет сам самозанятый. В данном примере уменьшить недоимку можно на 39 600 рублей 20 000 руб. Если сама налоговая при расчете недоимки не учла этот момент, нужно просить в суде скорректировать расчеты. Исполнение обязанностей, возникающих по трудовому договору. Компанию ИП могут обязать выплатить отпускные сотрудникам за истекшие периоды ст.
Административная ответственность. За уклонение от оформления трудовых договоров фиктивного работодателя оштрафуют на сумму ч. Новые или повышенные штрафы для самозанятых 1 марта 2024 или ранее не вводились. Если опоздали с уплатой начисленного налога НПД , штрафа не будет — начислят пени. Включение в черный список работодателей. С 1 января 2025 Роструд начнет вести общедоступный реестр работодателей, у которых выявлены факты нелегальной занятости.
Самым быстрым является регистрация через специальное приложение «Мой налог». Вместо мобильного приложения можно воспользоваться веб-версией приложения «Мой налог», однако в нем доступна только регистрация через личный кабинет ФНС. В приложении «Мой налог» есть возможность привязки банковской карты, с которой будет производиться выплата налогов. После входа в приложение нужно выбрать способ регистрации: по паспорту, с помощью ИНН и пароля от личного кабинета ФНС и через учетную запись на интернет-портале «Госуслуги». Регистрация по паспорту Для этого нужны паспорт и возможность сделать фото на телефоне. В первую очередь нужно ввести номер телефона, на который придет СМС. Введите полученный код, а далее следуйте инструкции: выберите регион; отсканируйте или сфотографируйте вторую и третью страницы паспорта; сделайте свое фото в приложении; подтвердите корректность ИНН. После этого ваше заявление уйдет на проверку в ФНС. Налоговый статус вы получите в течение одного рабочего дня. Регистрация с помощью ИНН и пароля от личного кабинета ФНС Для этого потребуется личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС : введите в приложении номер ИНН и пароль, которые вы используете для доступа к личному кабинету; подтвердите регистрацию. Заявление рассматривают, как правило, в течение одного рабочего дня. Регистрация через «Госуслуги» Для этого понадобится регистрация на портале «Госуслуги». При выборе данного способа приложение «Мой налог» переадресует вас на страницу входа портала «Госуслуги». Нужно дать разрешение использовать личные данные из портала для действий в приложении «Мой налог», а после подтвердить выгруженные из «Госуслуг» персональные данные. Регистрация через банк — партнер налоговой службы Вместо приложения «Мой налог» можно выбрать сервис от одного из банков — партнеров ФНС. Интерфейсы у банковских приложений разные, но схематично инструкция выглядит так: Скачать мобильное приложение банка или зайти в личный кабинет на сайте банка в некоторых банках регистрация самозанятых возможна только в приложении. Найти в приложении банка раздел, в котором находится специализированный сервис для самозанятых. Ввести требуемые данные и подать заявку на регистрацию. Банк самостоятельно передаст данные в ФНС и уведомит о постановке на учет. Можно также лично прийти в банк и зарегистрироваться в качестве самозанятого офлайн, но лучше уточнить возможность предоставления такой услуги у каждой конкретной кредитной организации. Для этого нужно заполнить заявление на специальном бланке, в котором указываются следующие данные: ИНН; персональная информация — Ф. Для отказа от статуса самозанятого в этом случае нужно будет подавать аналогичное заявление о прекращении деятельности. ФНС проверяет заявление на постановку на учет до шести рабочих дней, но, как правило, гораздо быстрее. Отказать в постановке на учет налоговый орган может в случае неверно предоставленных данных или при наличии штрафов и долгов по налогам. Нужно ли самозанятому открывать расчетный счет Самозанятому не нужно открывать специальный расчетный счет. Все поступления заказчики могут перечислять на уже действующие карты. Нужно лишь отчитываться: это делается в приложении «Мой налог» либо в приложении банка — партнера ФНС. Вы формируете чек, после чего ФНС принимает это как доход, по которому нужно начислить налог по режиму для самозанятых. Бояться блокировки карты банком из-за частых поступлений на нее не следует: Центральный банк России специально рекомендовал финансовым организациям проверять статус владельца, чтобы не блокировать карты самозанятых. Но для дополнительного спокойствия для доходов от самозанятости можно завести отдельную карту. Допускаются также расчеты наличными.
Сколько месяцев нужно быть самозанятым чтоб на пособия подать Главное условие для назначения выплаты — наличие у самозанятого и у взрослых членов его семьи официального дохода в расчетном периоде. То есть доход не должен быть нулевым за 12 месяцев, которые предшествовали четырем месяцам дня подачи заявления на пособие. Как налоговая узнает о доходах самозанятых На все свои услуги, которые вы предоставляете клиентам, а также проданные товары, вы должны выдавать электронный чек при помощи программы «Мой налог» на смартфоне. Вот, как раз суммируя эти чеки, налоговая служба будет знать, какой у вас доход. Пробили чек — сумма дохода выросла. Что не может продавать самозанятый Самозанятые не могут продавать чужой товар. А товар собственного производства не должен попадать под акциз и маркировку. Какие выплаты положены самозанятым Социальная выплата в размере 250 000 рублей По условиям социального контракта самозанятый вправе один раз получить до 250 тыс. Органы защиты рассчитывают сумму по региону проживания или пребывания человека. Как самозанятому работать с наличкой При каких условиях самозанятый может принимать оплату наличными Самозанятый практически не ограничен в способах приема денежных средств с клиентами. При необходимости он может даже зарегистрировать расчетный счет, чтобы подключить РКО и установить платежный терминал на своей точке. Зачем самозанятых вызывают в налоговую Налоговая выявляет случаи, когда организации и ИП фактически нанимают самозанятых как работников, не оформляя с ними трудовых отношений. Работодатели так значительно экономят на взносах и НДФЛ. Что делать с чеком самозанятого Корректировку делают перевыпуском чека. Сначала нужно аннулировать старый, а затем сформировать новый чек на ту же дату. Просто внести изменения в уже сформированный чек не получится. Аннулировать чек можно в приложении «Мой налог» или в личном кабинете самозанятого на сайте ФНС. Что будет если не платить налог на самозанятых За неуплату налога инспекция начислит самозанятому пени за каждый день просрочки. Можно ли одновременно работать и быть самозанятым Можно ли стать самозанятым, если официально трудоустроен Человек, работающий где-то по трудовому договору, может зарегистрироваться в качестве самозанятого и платить НПД со своих дополнительных доходов например, от сдачи в аренду имущества, от выполнения каких-то творческих работ, от репетиторства. Каким видом деятельности нельзя заниматься самозанятым Если кратко: самозанятые могут продавать только собственную продукцию, оказывать услуги и выполнять работы лично, сдавать жилую недвижимость.
Кто не подпадает под самозанятых граждан в 2024 году
ведет предпринимательскую деятельность на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров. Какому бизнесу нельзя использовать самозанятость? Частичная мобилизация: обзор новостей. В статье разберём, какая ещё помощь самозанятым от государства положена в 2024 году.
Как стать самозанятым и какие изменения в законе произойдут в 2023 году
Платят ли самозанятые страховые взносы Делать отчисления на пенсионное, медицинское и социальное страхование самозанятые не обязаны. В 2023 году размер фиксированных страховых взносов, подлежащих уплате ИП на всех режимах налогообложения, кроме НПД, — 45 842 рублей. В 2024 году — 49 500 рублей. Но есть и большой минус: время работы в качестве самозанятого не включается в страховой стаж и не учитывается при формировании пенсионных баллов. Поэтому человек, который работает в качестве самозанятого и не имеет другого дохода, с которого отчисляются взносы, сможет рассчитывать только на минимальную социальную пенсию по старости, гарантированную государством если до самозанятости он не заработал на обычную пенсию. Увеличить свою пенсию самозанятый может путем добровольной уплаты в СФР страховых взносов в фиксированном размере. Чтобы вступить в отношения добровольного страхования с СФР, необходимо в приложении «Мой налог» выбрать вкладку «Пенсионное страхование» и нажать на кнопку «Подать заявление», после чего система перенаправит самозанятого на сайт фонда для заполнения заявления. Им не нужно сдавать декларации, вести бухгалтерский и кадровый учет, соблюдать кассовую дисциплину кроме выдачи чеков , формируемых в приложении.
Данные о доходе, полученном самозанятым, налоговая получает из приложения «Мой налог». Отчетность самозанятому потребуется сдать при получении иного, не облагаемого НПД, дохода. Например, при продаже квартиры или дома. Также, при импорте товаров на территорию РФ самозанятому придется заплатить НДС и сдать соответствующую декларацию. Самозанятым-ИП может потребоваться сдать отчетность в органы статистики. Отчетность в Росстат сдают все ИП, независимо от применяемой системы налогообложения. Узнать, какие отчетные формы должен сдавать ИП в органы статистики, можно на официальном сайте Росстата.
Система сформирует перечень отчетных форм, обязательных к представлению в текущем году, если они есть. Приложение «Мой налог» — для чего оно нужно и как с ним работать Приложение «Мой налог» — рабочий инструмент плательщика НПД. Это приложение создано для взаимодействия самозанятого и ФНС. С его помощью можно: Отчитаться в ФНС о полученном доходе. В приложение необходимо вносить только тот доход, который получен от деятельности на НПД. Иные поступления, не относящиеся к самозанятости, не указывайте. Если данные в «Мой налог» поступают от оператора электронной площадки, то дублировать повторно этот доход в приложении не нужно.
Они могут передавать в приложение «Мой налог» данные о полученном самозанятым доходе. Кроме того, некоторые из них могут при наличии соответствующего разрешения от самозанятого уплачивать за него налог. Для этого плательщик НПД должен предоставить такому партнеру сайту, электронной площадке разрешение в приложении «Мой налог». Чтобы внести доход в приложение, на главном экране нажмите оранжевую кнопку «Новая продажа» и заполните небольшую форму, указав в ней наименование товара или услуги, ее стоимость и данные о заказчике покупателе. Сформировать чек. Все самозанятые обязаны выдавать по оказанным им услугам чек. Формируется он в приложении «Мой налог».
После того как данные об оказанной услуге приобретенном товаре и заказчике покупателе будут внесены в блок «Новая продажа», необходимо нажать кнопку «Выдать чек». Сформированный чек можно направить заказчику покупателю разными способами: на электронную почту, в мессенджер, по смс или на бумаге, предварительно распечатав его. Чек самозанятый обязан выдать в момент расчета если он произведен наличными либо переводом на карту или до 9 числа следующего месяца если оплата произведена безналичным способом: с расчетного счета на расчетный счет.
Индивидуальные предприниматели должны платить только НДС при импорте п. Страховые взносы Плательщики НПД полностью освобождены от уплаты обязательных страховых взносов, в частности от: страховых взносов в ИФНС, исчисляемых по общему тарифу на обязательное социальное, медицинское и пенсионное страхование; страховых взносов от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, зачисляемых в 2024 году в Социальный фонд России. Часть налога на профдоход зачисляется в ФОМС, значит, самозанятый застрахован в системе медстрахования, и может претендовать на бесплатную медицинскую помощь. А вот претендовать на оплачиваемые больничные, пособия и страховую пенсию нельзя, взносы на эти расходы не уплачивают на НПД. Однако самозанятый гражданин вправе платить взносы добровольно. Например, перечислять самостоятельно взносы на формирование своей будущей пенсии или на соцстрахование больничные и пособия. Для этого потребуется заключить договор на добровольное страхование с Социальным фондом России и перечислять взносы.
Поэтому несовершеннолетним гражданам будет недоступна возможность официально стать самозанятыми. Лицам, которые не имеют права работать или пребывать в стране: те, кто находятся в стране нелегально либо пребывают по временным визам, которые запрещают работу или предпринимательскую деятельность, обычно не могут зарегистрировать самозанятость. В таких случаях, для занятия предпринимательской деятельностью необходимо иметь соответствующие разрешения от миграционных или трудовых властей.
В приложении доступны три способа регистрации: по паспорту, через личный кабинет физлица и с помощью учётки на Госуслугах. Для примера выберем третий. Пройдите авторизациб на Госуслугах.
Придумайте четырёхзначный PIN-код для входа в приложение. При необходимости разрешите вход по отпечатку пальца. Материал по теме Зарегистрироваться через личный кабинет ФНС Стать самозанятым можно и через личный кабинет физлица на сайте налоговой. Откройте страницу личного кабинета и нажмите на кнопку «Войти через Госуслуги ЕСИА », введите логин и пароль от учётной записи — после этого вы попадёте на главную страницу личного кабинета. Нажмите на раскрывающееся меню в правой части экрана и выберите пункт «Самозанятый». Кликните на «Зарегистрироваться».