Журналисты NetEase отметили, что Блинкен прибыл в Китай вскоре после обнародования американским Минфином данных по госдолгу США. Bloomberg: долг европейских стран с начала 2023 года достиг 32 миллиардов долларов. Чисто государственный внешний долг, по данным Нацбанка, за год сократился на 1,5 млрд долларов.
Актуальные заявления о долгах в России и в мире
Эти показатели означают задолженность любых резидентов указанных государств перед резидентами России, подлежащую погашению в любой валюте, товарах или услугах. В результате крупнейшими должниками России по итогам 2022 года стали Белоруссия 8,24 млрд долларов , Бангладеш 5,86 млрд , Индия 3,75 млрд , Египет 1,82 млрд , Вьетнам 1,39 млрд. При этом часть долгов перед РФ восходит к 1990-м годам. Некоторые двусторонние долги перед Россией заморожены на одной и той же отметке в базе ВБ уже много лет.
Игорь Лейпи, ГК Softline: Объем поставок российских операционных систем в ближайшие годы увеличится как минимум вдвое 2 т Турция стала лидером по скорости роста долга перед РФ - в 2022 году он вырос в 2,1 раза. Общая сумма задолженности других стран перед Россией, рост которой был отмечен в 2022 году, непринципиальна для российского бюджета, считает депутат Госдумы , зампред комитета по экономической политике Артем Кирьянов. По его мнению, в этом случае речь идет о «достаточно реалистичном финансово-политическом подходе к международным связям России». Мы в данном случае демонстрируем возможность для наших партнеров взаимодействовать в том числе по кредитным линиям. Думаю, что, беря на себя функции в международной политике — а сегодня это очень серьезная история для России, — конечно, надо брать на себя и форматы поддержки стран, которые могут быть нам объективно полезны на международной арене, в международных организациях, в том числе в формате ООН, - прокомментировал парламентарий. Об этом 21 июня 2023 года сообщило издание РБК со ссылкой на материалы правительства к законопроекту об исполнении бюджета в 2022 году. Отмечается, что суммы в счет основного долга стали минимальными с 2012 года, когда по межгосударственным кредитам было направлено 25,3 млрд рублей. В 2021 году долги выплатили на сумму 114 млрд рублей, в 2020 году — на 117 млрд рублей. Экономист Bloomberg Economics по России и Центральной и Восточной Европе Александр Исаков объяснил сокращение выплат в счет основного долга по межгосударственным кредитам прямым и косвенным эффектов санкций.
По его словам, часть должников перед компаниями из санкционных списков могла попросить отсрочки из-за рисков вторичных санкций в случае платежей в адрес подсанкционных предприятий. Часть отсрочек и переносов может быть связана с ухудшением положения заемщиков России, например, Белоруссии , из-за шоков энергетических и продовольственных цен. Согласно отчету, по итогам 2022 года 14,5 млрд рублей Россия получила по межправительственным соглашениям о предоставлении государственных экспортных кредитов в качестве оплаты товаров, работ, услуг , еще 14,1 млрд рублей — по соглашениям о предоставлении иностранным заемщикам государственных финансовых кредитов. Эффект санкций прежде всего выражается в нарушении платежной инфраструктуры, которое затрудняет обслуживание долгов перед Россией, указывает экономист по России и СНГ ИК « Ренессанс Капитал » Софья Донец. Однако по опыту прошлого года видно, что эти проблемы решаемы. Россия и так не предоставляла большие средства тем государствам, которые сейчас считаются недружественными. Поэтому трудности в сфере платежной инфраструктуры и платежных возможностей — временная история, не означающая, что должники хотят разорвать финансовые отношения с Россией, — констатирует она. Об этом говорится в опубликованных в марте 2023 года материалах о реализации плана-графика мероприятий Министерства финансов по выполнению документов стратегического планирования за 2022 год.
Страна перешла из стадии активного роста в стадию тотальной экономии и урезания всех субсидий. Однако, как видно из графика выше, проблема никуда не исчезла. Долг все еще огромный и страна жива только благодаря помощи ЕС и МВФ, а также очень низким процентным ставкам. Весьма вероятно, что в следующем году будет очередной кредитный кризис в данной стране, но об этом будет сказано позже. Судан — государство в Восточной Африке Судан — одна из африканских нефтедобывающих стран. Ситуация Судана осложняется тем, что в 2011 году единый Судан распался на два государства — собственно, Судан, о котором сейчас речь и Южный Судан. Большая часть нефтяных месторождений находится на юге, однако сам Судан контролирует большую часть инфраструктуры, в частности, трубопроводы к морским портам и сами порты Южный Судан не имеет выхода к морю , а также заводы по переработки нефти. Несмотря на то, что Судан до сих пор сотрясают вооруженные противостояния, его экономика в 2010-х годах показала заметный рост. Как видим, до 2018 года был активный рост, а затем резкий провал. Провал был обусловлен тем, что в конце 2018 года в Судане начались протесты из-за высоких цен на продукты, которые утихли только в середине 2019 года, и то в результате военного переворота. Это вынудило правительство страны отказаться от субсидий на продовольствие и электроэнергию, что вытолкнуло цены вверх, породив недовольство в рядах обычных граждан. В чем же причина инфляции? Ответ прост — в большом уровне долга, который государству стало сложно обслуживать. В 2017 и 2018 годах произошел рекордный рост долга и Судан просто не смог сбалансировать бюджет, не девальвировав валюту. Стоит отметить, что Судан — это лишь одна из множества африканских стран, которые резко наращивали уровень долгов. Это связано с восстановлением спроса на нефть и попытками государств нарастить ее производство. Казалось бы адекватная и перспективная затея обернулась большими сложностями реализации. Страна не восстановилась до сих пор, ни в экономическом, ни в политическом аспекте. Политика банковской сферы была настолько продуманной, что Ливан почти не пострадал от кризиса 2008-2009 годов, что сделало его не только страной для подражания, но и убежищем для капиталов других стран. Потому посткризисные времена с экономической точки зрения были для Ливана благоприятным временем. Динамика ВВП это подтверждает.
Такое сравнение вполне логично, ибо именно национальное богатство можно и даже нужно рассматривать в качестве обеспечения долга. Другое дело, что статистика национального богатства во многих странах вообще не ведется. Но уже на протяжении многих лет швейцарские банки UBS и Credit Suisse ведут совместный проект по оценке национального богатства стран мира. Результаты оценок оформляются в виде ежегодных докладов, называемых Global Wealth Report. Недавно был опубликован доклад за 2023 год. На основе данных доклада можно оценить показатели внешнего долга стран по отношению к их национальному богатству. Оказывается, что в мире есть несколько стран, у которых внешний долг превышает величину национального богатства. Такую задолженность можно считать «запредельной». Даже трудно себе представить, как такие страны могут выпутаться из внешней задолженности. Понятно, что эти страны либо крайне отсталые, либо имеют признаки офшоров. Отсюда такая запредельность относительного уровня внешнего долга. Но, оказывается, и в группе экономически развитых стран данный показатель очень внушительный.
Жизнь взаймы: мировые долги перевалили за 300 трлн долларов
У Соединенных Штатов самый высокий в мире государственный долг. По состоянию на первый квартал 2023 года, задолженность перед кредиторами составила 30,1 триллиона долларов. Долг Вашингтона в настоящее время составляет 31,4 триллиона долларов, что вызывает дополнительные опасения по поводу государственных расходов США и стоимости заимствований.
It is the gross amount of government liabilities reduced by the amount of equity and financial derivatives held by the government. Because debt is a stock rather than a flow, it is measured as of a given date, usually the last day of the fiscal year.
В США такая ситуация может произойти, только если парламент запретит федеральному правительству повышать лимит госдолга. Конгресс устанавливает это ограничение с 1917 года — чтобы исполнительная власть не могла бесконечно занимать деньги. Но госдолг страны регулярно достигает этого потолка, а власти в итоге повышают планку. После окончания Второй мировой войны это делали более 100 раз. Затянувшиеся разногласия даже неоднократно приводили к "шатдауну" — приостановке работы некоторых госучреждений и вынужденному отпуску их сотрудников. Республиканская партия традиционно скептически относится к поднятию лимита госдолга и выступает за сокращение государственных расходов.
Изначально консерваторы, которые сейчас контролируют Палату представителей США, как раз и требовали, чтобы Байден и демократы резко сократили государственные расходы и приняли другие меры по сокращению госдолга. Те же, в свою очередь, хотели повысить потолок без дополнительных условий. Очевидно, что обе стороны понимают необходимость поднятия потолка госдолга, но пытаются переложить друг на друга ответственность за раздутые траты. Тем не менее во всех предыдущих случаях угроза дефолта каждый раз заставляла законодателей в конечном счете прийти к компромиссу и заморозить действие потолка или же поднять его. Как отметила газета The New York Times, республиканцы в последние годы предпочитают именно приостановить действие лимита госдолга — это позволяет им заявить, что фактически они не давали добро на поднятие потолка. Собственно, в мае 2023 года противоборствующие стороны пришли к компромиссу и договорились приостановить действие потолка госдолга до, по сути, следующей инаугурации президента. Осенью 2024 года пройдут президентские выборы, в которых собирается участвовать и Байден.
Первое: те, у кого печатный станок ловко перераспределяют огромные потоки различного сырья и продукции в свою пользу. То есть, используя преимущество резервной валюты, фактически изымают часть мирового ВВП, который создали другие участники рынка. И второе: подавляющее большинство мирового капитала носит спекулятивный характер и вложено не в реальное производство, а преимущественно в биржевые инструменты. Если мы возьмём внешние долги только развитых стран — 68,2 трлн долларов, то они практически сравнялись с мировым ВВП. То есть, эта группа стран ещё ничего не произвела, а уже получила чистых инвестиций в собственную экономику на сумму эквивалентной мирового ВВП. Что касается стран развивающихся рынков, которые тоже имеют долги, то они хотят обеспечить себе такой же уровень потребления, как в экономически развитых странах. Но, при доминирующей культуре — эта тенденция губительна для природы и цивилизации в целом. О причинах мирового финансового кризиса Мировой экономический кризис представляет собой характерное явление для рыночной экономики, повторяющийся с определённой периодичностью и затрагивающий не одно государство. Мировой экономический кризис — это явление, которое характеризуется резким ухудшением абсолютно всех финансовых показателей. Подобное состояние экономического сектора всколыхнуло весь мир в 2008 году. Одной из ключевых причин глобального кризиса является доминирующая ныне экономическая модель финансового капитализма. В рамках этой модели происходит следующее: провальное финансовое регулирование, бывшее неэффективным и несовершенным; ошибки в корпоративном управлении, приведшие к чрезмерным рискам; перенасыщение кредитного рынка; искусственное занижение цен на энергоресурсы; дисгармония в международной торговле; США и другие эмитенты резервных валют для поддержания достигнутого уровня жизни печатают эмитируют колоссальные объёмы валют, которые абсолютно ничем не обеспечены; неограниченная выдача ипотек в США и отсутствие контроля за этим процессом; биржевые пузыри, ценные бумаги, неоправданно дорогая недвижимость, деревативы; вливание доллара в экономики других государств, вынужденных использовать чужие валюты экспорт инфляции ; развивающиеся рынки постепенно отказываются от использования доллара; рост внешних долговых обязательств стран, компаний и всего населения, погрязшего в кредитах задолженность домохозяйств в США и других странах Запада достигла рекордных уровней. Главная причина экономической дестабилизации, произошедшей в 2008 году — это перепроизводство американского доллара. Помимо вышеперечисленных основных причин мирового экономического кризиса, есть ещё и сопутствующие факторы. Они имеют каталитическое действие, то есть ещё более усугубляют существующую ситуацию в мире. Это увеличивающийся мировой долг и связанный с ним огромный разрыв с мировым ВВП, нарушения и несоответствия в международной торговле и движении капитала, нестабильность американской валюты. Погасить созданные в глобальной финансовой системе колоссальные долги в оговоренные сроки многие заёмщики просто не в состоянии. Государства не смогут без катастрофического ущерба для своей экономики сгенерировать соответствующие финансовые потоки. Сегодня большинство долгов просто рефинансируется — закрываются одни и вместо них тут же открываются другие, часто гораздо большие. Но займодателей сегодня вполне устраивает долгосрочная способность заёмщика по выплате процентов. Фактически срочные долги на наших глазах превращаются в бессрочные, а заёмные средства в системе начинают играть роль субординированного собственного капитала. Однако эта ситуация крайне нестабильна и чревата возникновением серьезных кризисов, которые и происходят в рамках существующей экономической модели. Главный вопрос — Кому должны страны? Власть Денег более деспотична чем монархия, более высокомерна чем автократия и более эгоистична чем бюрократия. Она осуждает как «врагов народа» всех тех, кто подвергает сомнению её методы или проливает свет на её преступления. У меня есть два главных противника — армия южан передо мной и банкиры позади меня. Но вы нигде не найдёте статистику по кредиторам, то есть конкретный международный банк и количество выданных кредитов конкретной стране. Сколько мы не искали, так и не нашли. Интересно — откуда такая странная информационная асимметрия? Ещё одну странность вызывает пояснение на сайте ЦРУ, где представлена данная статистика. Там указывается, что общая сумма внешнего государственного долга всех стран мира составляет более 70. И далее ниже поясняется, что обязательства нерезидентов перед резидентами данной страны из представленной в таблице суммы внешнего долга не вычтены. Вопрос — почему они не вычтены, а указаны в трлн долларов? Общая же сумма внешних долгов, которая указана на данном сайте как была — 70,6 млн долларов, так и не менялась несколько лет, хотя долговые обязательства стран постоянно растут. Но нас волнует главный вопрос — кому должны страны? В представленной таблице обязательства нерезидентов перед резидентами в виде суммы внешнего долга не учтены, потому что их кредиторы не государства, а влиятельные банковские корпорации — «хозяева денег», которые не предпочитают светиться. Все решения принимаются закулисно, а председатели этих международных финансовых организаций их просто озвучивают. Есть цель и есть средства. Цель — это абсолютная власть, которую дают деньги в капиталистическом обществе, прежде всего, над самим обществом и государством, в котором живёт это общество.
Внешний долг всех стран мира – 80% мирового ВВП
Совокупный мировой долг в 1 квартале 2023г. достиг 304,9 трлн. долларов. При каких условиях другие страны откажутся давать Америке в долг – и к каким фатальным для США последствиям это с большой вероятностью приведет? Госдолг России в 2022 году составлял 22,8 трлн рублей (324,4 млрд долларов), количество россиян — 146,5 млн человек. Государственный долг Финляндии на конец 2023 года составил 210,5 миллиарда евро, или 75,8% ВВП.
Сколько денег Россия должна другим странам: Раскрыта правда
Внешний долг США примерно равен суммарному внешнему долгу девяти следующих за ними стран из приведенного списка. Следите за страной с самым высоким показателем: Внешний долг. При каких условиях другие страны откажутся давать Америке в долг – и к каким фатальным для США последствиям это с большой вероятностью приведет? Рост американского госдолга угрожает крахом мировой финансовой системы. Проблема усугубляется постоянным ростом внешнего долга, перевалившим за 34 трлн.
Экономика России
Для сравнения: государственный долг России не превышает 18% ВВП. Внешний долг определяется как государственный и частный долг, который считается задолженностью перед внешними сторонами (а именно международным сообществом). Государственный долг Китая уже превысил 330% ВВП этой страны, что фактически остановило ее экономическое развитие.