Новости фильм чучело о чем

«Чучело» не поднимало шум, но во все горло, голосами своих измученных героев, кричало о потере нравственности, которую продолжала воспевать официальная культура, но сложно было заметить в жизни. Оригинал взят у wingedlynx в Детские травмы. Я, конечно, знала о существовании книги Железникова "Чучело" и фильма с известными актерами. В фильме «Чучело» ребенок вступает во взрослый жесткий конфликт с обществом, с сообществом ровесников.

Сорок лет фильму «Чучело». Травля стала буллингом, всё остальное актуально

Драма, фильм. Режиссер: Ролан Быков. В ролях: Кристина Орбакайте, Юрий Никулин, Елена Санаева и др. В обычную школу в провинциальном городке поступает новенькая. Она приехала к деду, которого здесь недолюбливают за чудачества и замкнутый образ жизни. так ее прозвали одноклассники. «Чу́чело» — художественный фильм Ролана Быкова о шестикласснице, сумевшей выстоять в столкновении с подлостью и жестокостью со стороны одноклассников. Я, конечно, знала о существовании книги Железникова "Чучело" и фильма с известными актерами. Литературной основой сценария фильма "Чучело" послужила повесть писателя Владимира Железникова, опубликованная в издательстве "Детская литература" в 1981 году.

14 сентября. Чучело

Пример интонации: «Чучело» – Журнал «Сеанс В каких только лентах потом певица и актриса не снималась, но ее работа в фильме «Чучело» самая яркая и поразительная в карьере.
Рецензия на фильм «Чучело» (1983) В 1983 году был снят фильм «Чучело» по одноименной повести Владимира Железникова, в основу которой легла реальная история его племянницы. |.
Фильм «Чучело» — Нож Смотреть онлайн фильм Чучело (1984) в онлайн-кинотеатре Okko.

Фильм "Чучело" часть 1

Пример интонации: «Чучело» художественный фильм Ролана Быкова о шестикласснице, сумевшей выстоять в столкновении с ненавистью, подлостью и предательством.
Непростое кино: фильму «Чучело» исполняется 40 лет С этой точки зрения, фильм "Чучело" можно назвать пророческим и предвестником беды.
Малоизвестные факты о фильме «Чучело» (1983) — in-World Еженедельно по выходным дням на канале «Абаза-ТВ» из серии советской классики транслируются художественные фильмы. О фильме «Чучело» режиссера Ролана Быкова Элеонора Гилоян.

Краткое содержание фильма Чучело 1984

Дедушка собирает коллекцию картин, мечтает сделать свой дом галереей. История чистой, мужественной и самоотверженной девочки Лены, прозванной одноклассниками "чучелом", на многое позволяет взглянуть другими глазами. По мотивам одноименной повести Владимира Железникова.

Нет взрослого, который бы взял на себя эту роль. Оставив преследование Лены, дети начали преследовать другого мальчика, которому только и оставалось, что выпрыгнуть из окна. Не было взрослого, чтобы разрешить этот конфликт.

А дети — незрелые, и сами не знают, что делать. Трагичность всей этой ситуации в том, что эти травмированные и разрушенные дети когда-то станут такими же травмированными и разрушенными родителями. Что они смогут дать своим семьям и детям? Большинство взрослых людей в постсоветском пространстве, которые пережили войны, голод, репрессии, унижения, тоталитарный режим, сломлены, разрушены. Поэтому наши родители стали такими, какими стали.

Этот фильм еще и повод посмотреть на условия жизни наших родителей. Они были к нам жестоки и неумолимы не из-за того, что сами плохие. Просто их детство, юность да и большая часть жизни прошла вот в таком безразличии к ним, если не жестокости. И именно поэтому мы сейчас с вами пытаемся разорвать этот шлейф, который тянется от наших бабушек, дедушек, мам и пап, и дать нашим детям другую будущность. Где родители и взрослые в целом наставляют и ведут детей, помогают им в трудную минуту и любят их безусловно.

Если вашему ребенку уже больше 10 лет, пересмотрите фильм «Чучело» вместе с ним, узнайте, бывал ли он в таких ситуациях, обсудите модели поведения. Помните, что разрушенный взрослый ничего не может дать детям. Но удивительно то, что, заботясь о наших детях, даря им любовь и принятие, мы можем обновиться, исцелиться сами.

Став вдовцом, долго болел и часто вспоминал картины своего прадеда — крепостного художника, целая коллекция которых была собрана поколениями Бессольцевых. Николай Николаевич продолжил эту традицию, решив собрать все работы прадеда. Он тратил на это все свои деньги, а сам ходил в пальто с заплатками на локтях, за что дети прозвали его Заплаточником. Реклама Однажды к нему приехала внучка Ленка — нескладный длинноногий подросток с подвижным лицом, которое украшал большой, вечно улыбающийся рот.

Её сразу очаровал дом с четырьмя балкончиками, однако вскоре случилась та самая история. Ленка примчалась домой в слезах и начала собирать вещи. Она хотела уехать из города навсегда. Уговоры не помогли — Николаю Николаевичу пришлось купить билет на пароход. У касс речного пароходства Ленку встретила группка одноклассников. Они начали обзывать девочку Чучелом, а вечером Ленка рассказала деду обо всём, что с ней случилось. Шестой класс встретил Ленку насмешками.

Узнав, что новенькая — внучка Заплаточника, ребята уже не стеснялись и прозвали Ленку Чучелом — «рот до ушей, хоть завязочки пришей». Ленка же думала, что её новые друзья просто шутят, и смеялась вместе со всеми. Из всего класса особенно выделялась сплочённая группка, возглавляемая Мироновой. За сильную волю и принципиальность эту девочку называли Железной Кнопкой. Она беспощадно наказывала всех, кто поступал, по её мнению, неправильно. Ещё в этой компании был мальчик Валя, считающий, что главное в жизни — деньги. Он стремился добыть их любой ценой.

Лохматый считал, что всё можно решить силой — это был самый сильный мальчик в классе, сын лесничего. Над Рыжим все смеялись только потому, что он был рыжим. Сам Рыжий боялся пойти против группы и смеялся громче всех. Девочка Шмакова была самой красивой и нарядной в классе. Хитрая, кокетливая и изворотливая, она соблюдала только свои интересы и любила заводить себе «рабов». Таким «рабом» был верзила Попов. Он ходил за Шмаковой, словно был к ней привязан, и выполнял любые её капризы.

Ещё один мальчик, Васильев, не был злым, но, как и все, подчинялся Железной Кнопке. Реклама Димка Сомов тоже примыкал к этой компании, но Мироновой не подчинялся. Самый умный мальчик в классе, он держался независимо, и даже в «рабы» Шмаковой не попал. Рядом с ним и села Ленка. Дима ей понравился — он был похож на скульптуру в местном парке под названием «Спящий мальчик». К тому же, он единственный заступился за неё. Их классная Маргарита Ивановна в то время выходила замуж, была влюблена и ничего вокруг себя не замечала.

В тот день Маргарита Ивановна объявила, что класс поедет на экскурсию в Москву, а она поедет вместе с ними — её жених жил в Москве. Тут Димка и придумал не брать деньги у родителей, а заработать на экскурсию самим. Класс подхватил идею, и дети начали подрабатывать — собирать яблоки, подметать улицы и даже клеить игрушки на местной фабрике. Теперь в группе заправлял Димка Сомов. Он где-то раздобыл огромную фарфоровую копилку и складывал туда заработанные деньги. Ленке разрешили присоединиться к группе, она даже подружилась с Димкой. На фабрике игрушек Дима спас Ленку.

Дети клеили морды зверей, и Ленка примерила на себя заячью голову. Тогда остальные тоже надели морды и обступили девочку. Она оказалась в окружении странных и жутких зверей, испугалась и позвала Диму. Он разогнал одноклассников, но Ленке долго потом казалось, что Лохматый — это медведь, Валька — волк, Шмакова — лиса, а она сама — бедный зайчишка. Реклама Однажды она и Дима застали одноклассника Вальку за позорным делом — он ловил по улицам бесхозных собак и отводил на живодёрню, по рублю за штуку. Дима отобрал у Вальки несчастную собачонку и пригрозил, что расскажет всем о его «живодёрном» промысле. За Вальку заступился его старший брат.

Он недавно пришёл из армии и тоже ловил собак.

После небольших проб, длившихся несколько минут, Быков окончательно утвердил Орбакайте на главную роль. Похожая ситуация была и с ролью Димы Сомова: режиссер отчаялся настолько, что даже попробовал на эту роль своего пасынка, который уже был утвержден на роль Васильева, но это оказалось неудачной затеей. Однажды он случайно увидел сына Натальи Кустинской, Митю Егорова, режиссер просто затребовал его к себе на съемки: «Мне нужен этот мальчик. У него серьёзное лицо и капризная губа! На роли пробовались дети и других знаменитых актеров: Филипп Янковский, Мария Миронова. Интересно отметить, что, когда на роль Железной Кнопки не прошла Марина Мартанова, режиссер «немного» подкорректировал сценарий: роль мальчика переписал на девочку в произведении Владимира Железникова был мальчик Толик Рыжий, в кино вместо него появилась девочка Марина. Также можно отметить тот факт, что Ролан Быков в фильме снял почти всю свою семью: жена Елена Санаева играла роль учительницы, старший пасынок Олег - старшего брата Вальки, а младший Павел - Васильева. Он даже хотел снять тестя Всеволода Санаева в роли Николая Николаевича, но тот заболел.

Роль дедушки Лены Бессольцевой в итоге исполнил Юрий Никулин. Это была его последняя роль в полнометражном кино. После премьеры ребята, участвовавшие в съемках, проснулись знаменитыми. К сожалению, почти для всех из них эта картина стала единственной в жизни. То, что фильм действительно оказался удачным, подтверждает любовь к нему зрителей. Фильм до сих пор пользуется популярностью. Резонанс в обществе 36 лет назад премьера этого фильма состоялась только после вмешательства Андропова — чиновники не хотели его выпускать на экраны из-за того, что советские дети были показаны слишком жестокими. Появление «Чучела» вызвало очень бурную реакцию и у зрителей, и у критиков: режиссера Ролана Быкова обвиняли в избыточном изображении детской жестокости и нагнетании черных красок, не подозревая о том, что в основе сюжета лежала не вымышленная, а реальная история.

«Чучело» всепрощающее

Где её носит? В самом разгаре съёмок произошло то, что поставило под угрозу весь съёмочный процесс. Кристина Орбакайте сломала руку. Кристина Орбакайте, актриса, певица: — Ролан Антонович сказал, что нет, актрису я не сменю, ждать было невозможно, 3 недели простоя съёмок, поэтому мы придумали зелёный шарфик второго режиссёра. Вот и я с этим зелёным шарфиком, пока мне не сняли гипс, снималась в натурных съёмках.

Перед началом каждой съёмки Быков проводил с актёрами психологические беседы. Он сразу предупредил, что глицерин капать в глаза не будут, плакать придётся самим. Одним из самых сложных эпизодов для ребят была сцена сожжения чучела на костре. Ксения Филиппова, исполнительница роли Железной Кнопки: — В рабочем моменте это было страшно.

Горящий костёр, кричащая Кристина… Кристина Орбакайте, актриса, певица: — Эти сцены были, конечно, более актёрски сложные и для ребёнка очень драматичные, много слёз, много откровения. Конечно, порой нервы не выдерживали даже у меня.

Его по сей день обсуждают. Но что странно: принято давать характеристики мерзким детям, затравившим Лену Бессольцеву, но совсем мало уделяется внимания главной виновнице этой травли — глупой Маргарите Ивановне в исполнении прекрасной актрисы Елены Санаевой. Этот персонаж раздражает с первых кадров. Маргарита Ивановна отвечает, глупо улыбаясь. Они ее интересуют исключительно как рабочий материал. Что у них в голове, какие у них там взаимоотношения, ее совершенно не интересует. Ее интересует лишь замужество и поездка в Москву. Неудивительно, что они ее не уважают, принимают за дурочку, открыто ей хамят.

Обычная детская реакция на взрослых инфантилов. И нет ничего странного в том, что Маргарита Ивановна не замечает нездоровую атмосферу в коллективе. Нездоровая атмосфера появилась в классе задолго до появления Лены. Кульминацией глупости Маргариты становится короткий монолог перед отъездом в заветную Москву: «Я имела возможность в Москву уехать гораздо раньше.

Я это не сразу понял». Героиня должна все-таки быть волевой — ведь чистоту надо защищать и отстаивать. И на роль утвердили Кристину. На пятый день съемок она сломала руку, но от дальнейшей работы не отказалась и, несмотря на возражения ее матери, продолжала выходить на съемочную площадку в гипсе, обмотанном шарфом. Кристина Орбакайте Так же долго искали главного героя. На роль Димы Сомова проходил пробы друг Дмитрия Егорова, и тот пришел с ним за компанию.

Но утвердили именно его, и так попал на съемочную площадку единственный сын Натальи Кустинской, приемный ребенок космонавта Бориса Егорова, в браке с которым она на тот момент состояла. К сожалению, судьба Дмитрия Егорова впоследствии сложилась трагически: он окончил экономический факультет МГИМО, женился, но после смерти маленького сына жена начала пить, а вслед за ней в алкогольную зависимость попал и сам Егоров. В 2002 г. Официальной причиной смерти была названа сердечная недостаточность, но его мать Наталья Кустинская была уверена в том, что ее сына убили. Дмитрий Егоров Для большинства детей, сыгравших в фильме «Чучело», этот опыт стал первой и последней попыткой киносъемок.

Голову одного из них, особенно любимого Филиппом племянника, Ивана Борисовича Колычева, Грозный послал святителю. Народ с утра до вечера толпился вокруг обители, желая увидеть хоть тень славного святителя, и рассказывал о нем чудеса. Тогда Иоанн велел перевести его в Тверской Отроч монастырь». Все это происходило в XVI веке, а в XX веке напротив именно этого монастыря снимались сцены травли Леночки Бессольцевой — одной из мучениц советского кино. Возможно, это обычное совпадение, и я подозреваю, что в данном случае никакого значения сами киношники «натуре» не придавали, даже не задумывались о ее знаковости. Но после Твери киногруппа поехала в древний город Старица и там, на территории заброшенного Вознесенского храма, сняла главную сцену фильма — сожжение чучела героини, ее «казнь». Знаменита обитель тем, что на ее территории была захоронена матушка Пелагия — по одним данным, сестра, а по другим — мать первого Московского патриарха Иова, канонизированного Русской Православной Церковью в 1989 году. Саму Пелагею тоже всегда чтили в этих местах, по ней регулярно служили панихиды. После упразднения монастыря его главный храм стал приходским. В Советской России, как и тысячи других святынь, он был разграблен и разрушен. Когда сюда приехала съемочная группа, о церкви напоминали лишь стены на их фоне и снимали знаменитую сцену. Место захоронения Пелагии к тому времени окончательно затерялось, да и вряд ли киношникам о нем было известно. Ролан Быков и Кристина Орбакайте на съемках фильма «Чучело»; В 2014 году я побывал на руинах этого храма и узнал поразительный факт, который окончательно утвердил меня в мыслях, что «Чучело» — особенная картина. На тот момент, когда я здесь оказался, место уже сделалось абсолютно глухим и малопроходимым, все заросло высокой травой и деревьями. О том, что сюда редко ступает нога человека, говорили и ржавые качели, распложенные чуть в стороне от церкви. Помню, в тот день я долго бродил здесь и вспоминал истории актеров о том, как трудно снималась сцена сожжения чучела. Пришлось сделать с десяток дублей. Да и вообще, нервов на съемках фильма у членов съемочной группы было истрачено немало. Неприятности стали возникать сразу, как только юные актеры приехали в Тверскую область. Оторванные от родителей ребята хулиганили так, что однажды чуть не сожгли гостиницу, а Кристина Орбакайте и вовсе сломала руку. Говорят, Алла Пугачева тогда сильно обиделась на Быкова «Недосмотрел! Но, по воспоминаниям самой Орбакайте, режиссер тогда встал за нее горой и сказал, что актрису он не отдаст и съемки не остановит: «Он мне придумал зелёный шарфик, который прикрывал гипс, и я вот с этим шарфиком снималась на натурных съёмках недели три». Быков утвердил Орбакайте на главную роль не из-за ее мамы, как судачили тогда в Москве. Кристина, как и тысячи девчонок со всей страны, участвовала в пробах на роль Бессольцевой, и, как и тысячи девчонок, она эти пробы провалила. Ежедневно по 12 часов Быков проводил пробы, искал главную героиню. И, уже совершенно отчаявшись, Ролан Антонович снова решил попробовать Орбакайте — и на этот раз утвердил, причем сама Кристина об этом узнала в свой день рождения. Но съемки подарком судьбы не стали. Быков работал с детьми, как со взрослыми. Они месили грязь, бегали по обрывам, но самое главное — режиссер по-настоящему заставлял их страдать. Ксения Филиппова, сыгравшая в фильме Железную Кнопку, до сих пор с содроганием рассказывает о методах Быкова в работе с детьми: На съемках фильма «Чучело»; «Чтобы заставить меня зареветь, он говорил: вот представь себе, ты идёшь по улице и видишь красивое лицо, любуешься им, и вдруг на твоих глазах и на глазах этого человека машина сбивает ребенка, ребенок умирает, а лицо этого человека остается прекрасным. Быков — невероятно тонкий психолог. Нервы у всех были в клочья. Но это стоило того». На долю Орбакайте тяжелых эмоциональных сцен выпало больше всего. Она не скрывает — преодолеть ей тогда пришлось многое: слезы, истерики и даже многочисленные погружения в воду. По сценарию, Бессольцева летала во сне. Снять полет кинематографисты пытались по-разному, в том числе в бассейне. Быков действительно потратил немало сил и нервов на съемках, однако еще больше ему пришлось натерпеться от киноначальства. Оно не пропускало ту самую сцену, которая далась тяжелее других — сожжение чучела Бессольцевой. Редакторам она показалась слишком жестокой. Впрочем, цензуре не понравился весь фильм, и руководство студии готовилось его причесать, вырезав все «опасные» сцены. Сражение за фильм закончилось для Ролана Антоновича госпитализацией Быков объявил цензуре настоящую войну. Он всерьез пообещал, что убьет любого, кто зайдет в его монтажную. В конце концов сражение за фильм закончилось для Ролана Антоновича госпитализацией: «Каждый метр он с кровью отстаивал, — говорит Ксения Филиппова, — и не один у него, кажется, был инфаркт, а два инфаркта. В итоге ни сантиметра не вырезали, он отстоял даже сцену сожжения». Картину выпустили на экраны после того, как режиссер написал письмо Генеральному секретарю ЦК КПСС Юрию Андропову со словами: «Я верю, что фильм нужен государству, и что защитить его может только государство». По словам Елены Санаевой, за первый год проката «Чучело» посмотрели 17 миллионов зрителей, в 1986 году фильму присудили Госпремию.

Малоизвестные факты о фильме "Чучело" (1983)

Раньше они были крепостными, но вышли на волю. Девочка с картины стала учительницей. Во время рассказа кто-то снова пугал Лену головой кабана. Девочка была уверена, что Димку заставляют силой пугать её. Но дедушка был уверен, что Сомов снова струсил. Димка опять обещал Лене, что расскажет правду одноклассникам. Он побежал отнимать у них платье девочки, а Лена побежала за ним. Валька рассказал, что Димка целовался с Леной. В ответ Сомов рассказал, что Валька сдаёт собак на живодёрню. Димка хотел признаться, но Лена сказала, что она предала класс.

Одноклассники дразнили её, не отдавая платье. А Сомов наблюдал молча. Когда платье попало в его руки, он перекинул его через голову девочки. В платье Лены нарядили чучело, повесили табличку с надписью «чучело — предатель» и подожгли. Лену подвели близко к чучелу. Сомов смотрел, он же и поджог чучело. Лена наблюдала, как горит чучело в её платье, и это зрелище было хуже бойкота. Она схватила палку с горящим платьем и побежала за одноклассниками. Они струсили и разбежались.

Внучка предложила деду уехать из города вместе с картинами. Дед отказался. К ним в гости пришёл Васильев. Он попросил Лену остаться, если она не трусит. Девочка убежала. Она пришла в парикмахерскую и попросила постричь её налысо. Она рассказала тёте Клаве, что взяла чужую вину на себя. Лена сама обрезала свои косы. Одноклассники были на дне рождения Димки Сомова.

Это было гораздо слабее и не так жестоко, но что-то похожее. Меня оскорбляли и в некоторой степени издевались, но сейчас все хорошо, потому что я научилась жить среди таких людей Рассматривая описываемые респондентами ситуации, можно отметить два важных момента. Во-первых, высказывания всех участников буллинг-поведения указывают на проблему «инаковости»: «новенькие», «глупые», «наивные и доверчивые», «интриганы» и «выделяющиеся из толпы» дети становятся жертвами преследования. Они воспринимаются членами группы как «чужие», инакомыслящие, отвергающие свою групповую идентичность и получают клеймо «чуждого элемента общества». Во-вторых, высказывания «жертв» и «обидчиков» имеют свои характерные особенности.

Высказывания «обидчиков» всегда строятся обобщенно, от имени «МЫ» т. Высказывания же «жертв» осуществляются от первого лица от имени «Я» , они индивидуальны и указывают исключительно на личный опыт переживания. Эти особенности, с нашей точки зрения, весьма важны, так как помогают выявить существенную характеристику буллинг-поведения. Школьная травля становится возможна тогда, когда члены группы в порыве «ложного коллективизма» теряют чувство личной ответственности. Ощущение общности приравнивается в этом случае к ощущению своей правоты.

Обретая свойства толпы, описанные Г. Лебоном 1995 , индивиды, объединенные в группу, «приобретают сознание непреодолимой силы», и это сознание позволяет им с ощущением «анонимности» и «безнаказанности» третировать «иных» членов коллектива. Таким образом, анализ ответов респондентов, описывающих свой личный опыт участия в ситуациях школьной травли с различных ролевых позиций «обидчики», «жертвы», «свидетели» , позволил выявить важные характеристики буллинг-поведения. В рамках данной работы основной интерес представляет соотнесение ситуаций, переживаемых испытуемыми в реальной жизни, с ситуациями, происходящими с героями художественного фильма. Изучая ответы школьников на вопросы, касающиеся понимания ими эпизодов, вызвавших у них наиболее сильные переживания, и эпизодов, которые, с их точки зрения, отражают основную идею художественного фильма, мы учитывали, что восприятие смысла произведения искусства всегда определяется личным опытом зрителя.

Исходя из этого, мы предположили, что опыт переживания зрителями ситуаций школьной травли в реальной жизни окажет влияние на понимание ими центральной идеи художественного фильма, и это проявится в выборе различных эпизодов, раскрывающих, по их мнению, основную идею картины. В тоже время, восприятие эпизода, вызывающего наивысшее эмоциональное напряжение при просмотре фильма, обусловлено его композиционным построением и будет фиксироваться зрителями достаточно однозначно. Для проверки этих гипотез обратимся к полученным результатам. Представления зрителей о наиболее эмоциональном эпизоде фильма Как правило, художественный текст организован таким образом, чтобы в кульминационной точке максимально обострить конфликтные отношения, наметить сюжетный перелом, подготовить развязку произведения. Имея в виду это утверждение, обратимся к ответам респондентов на вопрос «Какой из эпизодов просмотренного фильма вызвал наиболее сильные переживания?

Как мы видим, ответы зрителей достаточно разнообразны. Всего было указано 17 эпизодов. Отчетливо выделяется один эпизод — «дети поджигают чучело». Выделение данного эпизода не случайно. По определению рецензентов, эпизод с костром — «крайнее художественное решение».

Сама эта сцена по художественной логике произведения была необходима, «это тот психологический предел, к которому авторам нужно было подвести и героев, и зрителей. Лену — чтобы сообщить ей импульс к активному сопротивлению, ребят — чтобы смогли потом понять, куда завела их ложно понятая идея и нравственная глухота, зрителей — чтобы сильным, почти шоковым толчком заставить напряженно работать самосознание» [3, с. Этот эпизод приковывает внимание зрителя, захватывает и вовлекает его в происходящее на экране, где разворачивается сцена ритуального убийства. Сожжение на костре — в высшей степени символическое действие. В кадрах «сожжения» режиссер погружает зрителя в зрелище такого варварского действа, доводя до предела линию детской жестокости.

Ролан Быков проследил путь своих героев, переходящих от оскорбления к гонениям, от унижения к запугиваниям, и довел их до максимально возможной точки — уничтожения своего врага. В эпизоде с костром мы видим и рефрен с фразой одной из героинь фильма, Мироновой, объявлявшей в начале фильма Лене, что «таких, как ты, раньше сжигали», и, конечно же, перекличку с самим названием фильма — «Чучело». Сожжение чучела — предмета неодушевленного, куклы, сделанной из распяленного на палках платья героини, имитирует ее умерщвление. И это символическое убийство стало крайней точкой проявления детской жестокости. Смешение правдоподобности происходящих на экране событий с неправдоподобностью этой кульминационной сцены ставит зрителя в замешательство.

Этот момент особенно ценен для восприятия фильма, он заставляет зрителя замереть на секунду и задуматься о пределах «обыденного зла»: ведь герои на экране — не средневековая толпа, это всего лишь «заигравшиеся дети». Высказывания зрителей о своих эмоциональных состояниях при восприятии этого эпизода демонстрируют страх, жалость к главной героине, презрение к предавшему ее Диме, а также негодование и отвращение к другим одноклассникам. В трудах Л. Выготского подобное «аффективное противоречие» определяется как непременное условие для восприятия всякого художественного произведения, обуславливающее его «истинный эффект» [2, с. Кроме того, обнаруживается еще одна существенная деталь восприятия кульминационной точки этого художественного фильма.

Наблюдая за сценой символического убийства главной героини, зритель как бы оказывается одновременно во всех трех ролевых позициях ситуации школьной травли. С одной стороны, он находится в позиции невольного «свидетеля», наблюдающего за тем, как герои фильма издеваются над девочкой Леной. С другой — он идентифицирует себя в этот момент с героиней — «жертвой». Зритель смотрит на пламя, пожирающее платье героини, ее глазами, ее устами шепчет: «Не надо!

А также объясняют: почему именно эта картина важна для подрастающего поколения. Сегодня свой фильм-кандидат представляет публицист, писатель и журналист Александр Архангельский: Там впервые в отечественном кинематографе показана драма ребенка. К этому советское кино довольно долго шло, начав с показа школы, как центра психологических и социальных коллизий «Доживем до понедельника» , затем научившись изображать ребенка как сложное существо со своими проблемами фильмы Динары Асановой. А вот настоящей детской трагедии ранее не было на экране.

В фильме «Чучело» ребенок вступает во взрослый жесткий конфликт с обществом, с сообществом ровесников. И для «юного зрителя» видеть, как он переживает этот конфликт, действует в его рамках - невероятно важно. Поскольку каждый ребенок, так или иначе, проходит через нечто подобное.

Лена идёт вслед за ним и у дверей класса слышит, как их классная руководительница Маргарита Ивановна выпытывает у Димы, куда они все сбежали. В какой-то момент учительница называет Диму трусом, и он, не выдержав, выдаёт тайну. Лена всё это слышит, прячась за дверью, но ни она, ни Дима не знают, что в этот момент в классе под партой прячутся Шмакова и Попов. В наказание за прогул ребятам отменяют поездку в Москву в осенние каникулы, к которой все очень долго и трепетно готовились.

Ребята решают найти и наказать виновного, и Лена, видя нерешительность Димы, берет вину на себя, в результате чего становится изгоем. Все ученики объявляют ей бойкот, издеваются над ней при каждом удобном случае и даже несколько раз жестоко избивают.

Интересные факты, о том как снимали фильм Чучело

В 1983 году на советские экраны вышел фильм «Чучело» Ролана Быкова, снятый по одноименной повести Владимира Железникова. «Чучело» — художественный фильм Ролана Быкова о шестикласснице, сумевшей выстоять в столкновении с подлостью и предательством. В фильме «Чучело» ребенок вступает во взрослый жесткий конфликт с обществом, с сообществом ровесников.

Что известно о ремейке фильма «Чучело», который снимают под Калугой?

А в 23 замечаешь множество мелочей вроде школьной директрисы, вся роль которой недвусмысленно сводится к киванию головой в виде приветствия ученикам, вернувшимся с каникул и натурально офигеваешь от ужаса. Лента вообще смотрится как самый натуральный хоррор, только страшнее любого из них раза в два. Ужас этого фильма лежит в иной плоскости, нежели маньяк с ножом или зубастое чудовище. Страх возникает здесь от совершенно бытовых и будничных моментов, от осознания и демонстрации того, как одни люди могут уничтожать других по большому счёту ни за что.

Честно скажу, я такого не ожидал, но в определённых моментах напряжение достигает такого уровня, что кажется ещё немного и ты заорёшь во весь голос и расцарапаешь ногтями лицо. Может я просто старею, не знаю. А может для лучшего понимания нужно пожить в России и поучиться в нашей школе.

Однако в фильме, на мой взгляд, очень мало завязанного только на школе или на нашей стране. Хотя некоторые сцены дадут фору многим классическим. Взять хотя бы сцену, в которой ребята пытаются выяснить кто из них предатель и для этого меряют всем пульс.

Но, пожалуй, самое жуткое и одновременно ироничное другое. Я, конечно, никаким местом не психолог не смотря на написанное выше , но рассказываю как всегда о своих впечатлениях и мнении, основанном на них. А вот реакция зрителей была довольно критической.

Взрослые тоннами писали автору книги и режиссёру, что такого, мол, не бывает, не могут советские дети так себя вести. И снимался фильм тоже трудно, за многие эпизоды приходилось чуть ли не драться. Что интересно, отзывы юной аудитории были диаметрально противоположными.

Они от чего-то Ролана Быкова благодарили и посчитали фильм отличным. Ну один-в-один как сейчас: выходит фильм « Все умрут, а я останусь » и тут же поднимается вой «Вот я учился, такого не было! А вот школьники почему-то и то и другое хвалят за добротность и качество проработки.

Про актёрскую игру мы, пожалуй, говорить не будем.

Во-вторых, высказывания «жертв» и «обидчиков» имеют свои характерные особенности. Высказывания «обидчиков» всегда строятся обобщенно, от имени «МЫ» т.

Высказывания же «жертв» осуществляются от первого лица от имени «Я» , они индивидуальны и указывают исключительно на личный опыт переживания. Эти особенности, с нашей точки зрения, весьма важны, так как помогают выявить существенную характеристику буллинг-поведения. Школьная травля становится возможна тогда, когда члены группы в порыве «ложного коллективизма» теряют чувство личной ответственности.

Ощущение общности приравнивается в этом случае к ощущению своей правоты. Обретая свойства толпы, описанные Г. Лебоном 1995 , индивиды, объединенные в группу, «приобретают сознание непреодолимой силы», и это сознание позволяет им с ощущением «анонимности» и «безнаказанности» третировать «иных» членов коллектива.

Таким образом, анализ ответов респондентов, описывающих свой личный опыт участия в ситуациях школьной травли с различных ролевых позиций «обидчики», «жертвы», «свидетели» , позволил выявить важные характеристики буллинг-поведения. В рамках данной работы основной интерес представляет соотнесение ситуаций, переживаемых испытуемыми в реальной жизни, с ситуациями, происходящими с героями художественного фильма. Изучая ответы школьников на вопросы, касающиеся понимания ими эпизодов, вызвавших у них наиболее сильные переживания, и эпизодов, которые, с их точки зрения, отражают основную идею художественного фильма, мы учитывали, что восприятие смысла произведения искусства всегда определяется личным опытом зрителя.

Исходя из этого, мы предположили, что опыт переживания зрителями ситуаций школьной травли в реальной жизни окажет влияние на понимание ими центральной идеи художественного фильма, и это проявится в выборе различных эпизодов, раскрывающих, по их мнению, основную идею картины. В тоже время, восприятие эпизода, вызывающего наивысшее эмоциональное напряжение при просмотре фильма, обусловлено его композиционным построением и будет фиксироваться зрителями достаточно однозначно. Для проверки этих гипотез обратимся к полученным результатам.

Представления зрителей о наиболее эмоциональном эпизоде фильма Как правило, художественный текст организован таким образом, чтобы в кульминационной точке максимально обострить конфликтные отношения, наметить сюжетный перелом, подготовить развязку произведения. Имея в виду это утверждение, обратимся к ответам респондентов на вопрос «Какой из эпизодов просмотренного фильма вызвал наиболее сильные переживания? Как мы видим, ответы зрителей достаточно разнообразны.

Всего было указано 17 эпизодов. Отчетливо выделяется один эпизод — «дети поджигают чучело». Выделение данного эпизода не случайно.

По определению рецензентов, эпизод с костром — «крайнее художественное решение». Сама эта сцена по художественной логике произведения была необходима, «это тот психологический предел, к которому авторам нужно было подвести и героев, и зрителей. Лену — чтобы сообщить ей импульс к активному сопротивлению, ребят — чтобы смогли потом понять, куда завела их ложно понятая идея и нравственная глухота, зрителей — чтобы сильным, почти шоковым толчком заставить напряженно работать самосознание» [3, с.

Этот эпизод приковывает внимание зрителя, захватывает и вовлекает его в происходящее на экране, где разворачивается сцена ритуального убийства. Сожжение на костре — в высшей степени символическое действие. В кадрах «сожжения» режиссер погружает зрителя в зрелище такого варварского действа, доводя до предела линию детской жестокости.

Ролан Быков проследил путь своих героев, переходящих от оскорбления к гонениям, от унижения к запугиваниям, и довел их до максимально возможной точки — уничтожения своего врага. В эпизоде с костром мы видим и рефрен с фразой одной из героинь фильма, Мироновой, объявлявшей в начале фильма Лене, что «таких, как ты, раньше сжигали», и, конечно же, перекличку с самим названием фильма — «Чучело». Сожжение чучела — предмета неодушевленного, куклы, сделанной из распяленного на палках платья героини, имитирует ее умерщвление.

И это символическое убийство стало крайней точкой проявления детской жестокости. Смешение правдоподобности происходящих на экране событий с неправдоподобностью этой кульминационной сцены ставит зрителя в замешательство. Этот момент особенно ценен для восприятия фильма, он заставляет зрителя замереть на секунду и задуматься о пределах «обыденного зла»: ведь герои на экране — не средневековая толпа, это всего лишь «заигравшиеся дети».

Высказывания зрителей о своих эмоциональных состояниях при восприятии этого эпизода демонстрируют страх, жалость к главной героине, презрение к предавшему ее Диме, а также негодование и отвращение к другим одноклассникам. В трудах Л. Выготского подобное «аффективное противоречие» определяется как непременное условие для восприятия всякого художественного произведения, обуславливающее его «истинный эффект» [2, с.

Кроме того, обнаруживается еще одна существенная деталь восприятия кульминационной точки этого художественного фильма. Наблюдая за сценой символического убийства главной героини, зритель как бы оказывается одновременно во всех трех ролевых позициях ситуации школьной травли. С одной стороны, он находится в позиции невольного «свидетеля», наблюдающего за тем, как герои фильма издеваются над девочкой Леной.

С другой — он идентифицирует себя в этот момент с героиней — «жертвой». Зритель смотрит на пламя, пожирающее платье героини, ее глазами, ее устами шепчет: «Не надо! Известно, что публичная казнь страшна еще и тем, что наблюдение за смертью призвано унизить жертву.

Особая форма подачи этой сцены, позволяющая зрителю ощутить себя одновременно и «свидетелем», и «жертвой», и «обидчиком», делает ее очень сложной для восприятия. Но именно эта сцена оценивается зрителями, вне зависимости от опыта переживания схожих жизненных ситуаций, как наиболее эмоциональный эпизод фильма, вызывающий самые сильные чувства. Мнения зрителей о главном эпизоде фильма Чтобы ответить на вопрос о центральном эпизоде фильма, раскрывающем его основную мысль, необходимо проведение особого анализа: выделение отдельных смысловых частей художественного текста, нахождение ведущих тем произведения и понимание их подтекстового содержания.

Почему нельзя есть еду прямо из холодильника, и до скольки градусов разогревать Юрий Никулин: последняя роль в кино Быков решил, что если ему не удастся найти артиста, который бы идеально сыграл любящего и мудрого дедушку главной героини, то за эту роль он возьмется сам. Однако когда на пробы пришел Юрий Никулин, вопрос был решен. Художественный совет был отнюдь не в восторге: в одной картине жанр — социальная драма! Однако фильм был снят и произвел среди советских зрителей настоящий фурор. Роль дедушки Лены Усольцевой стала для Юрия Никулина последней работой в кино. Дети-актеры, снявшиеся в ней, стали известны на весь Советский Союз. Как сложились судьбы тех, кто принял участие в съемках фильма?

Сколько народу будет издеваться, подкалывать и так далее стеснительного паренька с заиканием? При этом всегда крайне интересно смотреть на других, но считать свои проступки незначительными. Ну и что, что мы урок сорвали? Эта сволочь на нас наябедничала, а это в сто раз хуже! Везде такая грызня и травля, только на разных уровнях. При этом создатели этой истории очень достоверно и безо всякой фальши рисуют характеры детей и описывают их чувства. Про любовь, предательство, трусость и смелость, отвагу и низость, равнодушие взрослых и полное неумение а то и нежелание находить со своими чадами общий язык. Самое интересное же здесь в том, что фильм смотрится по-разному в разном возрасте. В 10-12 лет ты в основном видишь центральную историю и негодуешь. А в 23 замечаешь множество мелочей вроде школьной директрисы, вся роль которой недвусмысленно сводится к киванию головой в виде приветствия ученикам, вернувшимся с каникул и натурально офигеваешь от ужаса. Лента вообще смотрится как самый натуральный хоррор, только страшнее любого из них раза в два. Ужас этого фильма лежит в иной плоскости, нежели маньяк с ножом или зубастое чудовище. Страх возникает здесь от совершенно бытовых и будничных моментов, от осознания и демонстрации того, как одни люди могут уничтожать других по большому счёту ни за что. Честно скажу, я такого не ожидал, но в определённых моментах напряжение достигает такого уровня, что кажется ещё немного и ты заорёшь во весь голос и расцарапаешь ногтями лицо. Может я просто старею, не знаю. А может для лучшего понимания нужно пожить в России и поучиться в нашей школе. Однако в фильме, на мой взгляд, очень мало завязанного только на школе или на нашей стране. Хотя некоторые сцены дадут фору многим классическим. Взять хотя бы сцену, в которой ребята пытаются выяснить кто из них предатель и для этого меряют всем пульс. Но, пожалуй, самое жуткое и одновременно ироничное другое.

Елена Санаева рассказала, почему в фильме "Чучело" снималась именно Орбакайте

И только спустя несколько лет о «Чучеле» неожиданно заговорили, как о культовом, знаковом и опередившем время. С этой точки зрения, фильм "Чучело" можно назвать пророческим и предвестником беды. С этой точки зрения, фильм "Чучело" можно назвать пророческим и предвестником беды. Смотреть онлайн фильм Чучело (1984) в онлайн-кинотеатре Okko. Художественный фильм «Чучело» — один из наиболее проблемных фильмов переходного периода, запрещаемый и восхваляемый, подвергавшийся многочисленным обвинениям и удостоенный многих наград.

"Чучело" – правдивое кино о советских школьниках

Рецензия на фильм «Чучело» (1983) Фильм «Чучело» снят режиссёром Роланом Быковым и основан на реальных событиях.
Влияние опыта переживания «школьной травли» на понимание подростками фильма «Чучело» Именно об этом ведётся повествование в фильме «Чучело», о том, как дети становятся изгоями общества, рушатся моральные принципы и человеческие ценности.
100 главных фильмов: «Чучело» - Православный журнал «Фома» Я, конечно, знала о существовании книги Железникова "Чучело" и фильма с известными актерами.

14 сентября. Чучело

Если б современный режиссер снял фильм по книге Железникова “Чучело”, амбассадоры этого мифа тут же принялись бы кричать “Клевета на Советский Союз!”. «Чучело» — художественный фильм 1983 года режиссёра Ролана Быкова о шестикласснице Лене Бессольцевой, сумевшей выстоять в своем первом столкновении с подлостью и предательством. © Кадр из фильма «Чучело». О том, почему юные главные герои картины именно такие, какие они есть, а также о причине буллинга в фильме «Рамблеру» рассказала психолог Эльвира Гарайшина.

трейлер >>

  • Зачем нужно смотреть фильм "Чучело"
  • Краткое содержание фильма Чучело
  • Дмитрий Егоров — Дима Сомов
  • Сорок лет фильму «Чучело». Травля стала буллингом, всё остальное актуально
  • Железные запреты

Кино с психологом: настоящие причины буллинга в фильме «Чучело»

Актерский состав Интересно, что все дети, сыгравшие в этом фильме, вспоминают время работы над ним как чрезвычайно веселое, хотя съемки сопровождались множеством проблем и происшествий. Проблемы начались еще с подбора актеров. Творческая группа отсматривала тысячи мальчиков и девочек на главные и второстепенные роли, привлекались как самые обычные школьники, так и дети актерской среды — Филипп Янковский, Мария Миронова, Таня Проценко, сыгравшая на тот момент Мальвину в фильме Буратино, Яна Поплавская и многие другие. Актрису на главную роль режиссер выбирал почти из 17 тысяч девочек Советского Союза. И Кристина Орбакайте первоначально пробы не прошла. Но в результате именно эти глаза, этот нервный рот и создали неповторимый образ Леночки Бессольцевой. Она не просто играла, она жила своей ролью, отдаваясь ей всем своим существом.

Митя Егоров идеально подходил на роль красавчика Сомова. А роль дедушки он хотел отдать своему тестю, известному актёру Всеволоду Санаеву.

Елена Санаева, актриса: — И тут восстала моя мама: "Что за семейственность! Отец, внук, дочь, что это всё значит? Приехали забирать его в Тверь, он говорит: "Я подняться не могу". Фильм снимали осенью 1982 года в Твери. Для юных актёров это было весёлое приключение, настроить на работу вечно смеющихся подростков оказалось очень непросто. Ксения Филиппова, исполнительница роли Железной Кнопки: — Разбегались мы со съёмки, с площадки. Кнопка в сувенирном магазине разглядывает сувениры, кто-то ещё где-то, вот всех кого откуда в мегафон на всю площадь зовут: "Кнопку на площадку! Где её носит?

В самом разгаре съёмок произошло то, что поставило под угрозу весь съёмочный процесс.

Хотел снять тестя Всеволода Санаева в роли дедушки, но у них разладились отношения… Режиссёр решил, что если никого не роль не найдет, то сыграет эту роль сам, но появление на пробах Юрия Никулина решило вопрос. Именно таким мудрым, много повидавшим и любящим должен был быть Николай Николаевич. Худсовет с самого начала был против этого фильма, а участие Никулина и Орбакайте только обострило их реакцию — мол, «клоун» и «дочь певицы» не должны сниматься в социальных драмах. Но фильм, вопреки опасениям, не закрыли… Роль дедушки стала последней работой Юрия Никулина в художественном кино. Быков Натурные съёмки проходили в Твери, и на пятый день работы Кристина Орбакайте упала на лестнице и сломала руку. Ей наложили гипс, который никак нельзя было показывать в кадре, поэтому режиссёру приходилось идти на разные ухищрения — чем-то закрывать гипс, снимать с другой стороны или так, чтобы в кадре не было видно рук. Через две недели на съёмки без предупреждения приехала Алла Пугачёва … Застав дочь с гипсом на руке, она уговаривала её поехать домой, но девочка отказалась.

Быков Кристина Орбакайте вообще к работе относилась очень серьезно. Судьба Лены Бессольцевой не выбивала её из колеи и не доводила до слез — она подходила к роли с профессиональной точки зрения и всегда слушала, что говорит режиссёр. Она взбунтовалась только против стрижки наголо. Быков понял, что переубедить не получиться и попросил «Мосфильм» изготовить детский парик, имитирующий бритую голову. В результате актриса и режиссёр пришли к компромиссу — она остаётся с волосами, но всё равно стрижётся покороче, чтобы их можно было убрать под парик.

Есть такая избитая, но всё равно верная фраза: «Дети неуёмны в своей жестокости». Потому что наверное только в детском и подростковом обществе можно встретить настолько откровенное выражение эмоций и мыслей, которые вместе с тем будут граничить с замкнутостью, скрытностью и ложью. Как мне кажется на примере этого фильма, дети находятся в том возрасте, когда большей частью ошибочно думают, что всё предельно просто и понятно. Но при этом уже, порой неосознанно, начинают делиться на группы по образу взрослых. Одно сталкивается с другим и даёт совершенно термоядерную и взрывоопасную смесь. Плюс, что тоже очень важно, общество яростно ненавидит тех, кто «не такой». Это не к вопросу об идиотских потугах некоторых авторов, а-ля « Дивергент », вспомните хотя бы ту же школу. Сколько народу будет издеваться, подкалывать и так далее стеснительного паренька с заиканием? При этом всегда крайне интересно смотреть на других, но считать свои проступки незначительными. Ну и что, что мы урок сорвали? Эта сволочь на нас наябедничала, а это в сто раз хуже! Везде такая грызня и травля, только на разных уровнях. При этом создатели этой истории очень достоверно и безо всякой фальши рисуют характеры детей и описывают их чувства. Про любовь, предательство, трусость и смелость, отвагу и низость, равнодушие взрослых и полное неумение а то и нежелание находить со своими чадами общий язык. Самое интересное же здесь в том, что фильм смотрится по-разному в разном возрасте. В 10-12 лет ты в основном видишь центральную историю и негодуешь. А в 23 замечаешь множество мелочей вроде школьной директрисы, вся роль которой недвусмысленно сводится к киванию головой в виде приветствия ученикам, вернувшимся с каникул и натурально офигеваешь от ужаса. Лента вообще смотрится как самый натуральный хоррор, только страшнее любого из них раза в два. Ужас этого фильма лежит в иной плоскости, нежели маньяк с ножом или зубастое чудовище. Страх возникает здесь от совершенно бытовых и будничных моментов, от осознания и демонстрации того, как одни люди могут уничтожать других по большому счёту ни за что.

Интересные факты, о том как снимали фильм Чучело

Смысл концовки фильма “Чучело” достаточно простой: школьники осознали свою несправедливость именно к Лене Бессольцевой. Литературной основой сценария фильма "Чучело" послужила повесть писателя Владимира Железникова, опубликованная в издательстве "Детская литература" в 1981 году. В каких только лентах потом певица и актриса не снималась, но ее работа в фильме «Чучело» самая яркая и поразительная в карьере. Оригинал взят у wingedlynx в Детские травмы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий