Новости что за праздник рождество христово

В 2024 году Русская Православная Церковь отмечает Рождество Христово 7 января. Рождество Христово является поистине одним из самых важных и почитаемых праздников православных. Рождество Христово – праздник в память о появлении на свет Иисуса Христа, Сына Божьего, грядущего Спасителя всего человечества.

Светлый и семейный праздник. Как отмечают Рождество Христово

Хотя в старину, на Рождество гадали и юноши. У крестьянских девушек существовало интересное гадание, когда они устраивали под своей кроватью импровизированный колодец из поленьев, и, ложась спать, говорили такие слова: «Суженый, приди по воду». Вообще способов увидеть суженого было достаточно много, и конечно, именно это гадание было у девушек самым любимым. С сочельником также было связано много разных народных примет.

Например, если в сочельник всё небо усеяно звёздами — жди богатого урожая гороха, хорошего приплода домашнего скота, много ягод и грибов в лесу. Если деревья покрыты инеем — будет много хлеба, если метёт метель — будут роиться пчёлы. Если вдоль дорог много высоких сугробов, то будет буйно колоситься рожь, а если снега на полях лежат ниже дороги — жди неурожая.

В ночь на Рождество верёвками связывали ножки столов — чтобы не убегал домашний скот; вечером не кормили кур, чтобы они летом не разгребали грядки; туго мотали пряжу в клубки — чтобы уродилась хорошая капуста. А ещё есть поверье, что желания, загаданные в Рождественскую ночь, обязательно сбываются. Рождественские угощения Празднику Рождества предшествует длительный пост, последний день которого носит название Рождественского сочельника.

Если кто-либо и нарушал основной пост, приговаривая «пост — не мост можно и объехать», то накануне Рождества даже самые невоздержанные из чревоугодников к столу садились лишь с появлением на небе первой звезды, символа звезды Вифлеемской. По обычаю с веселыми криками вбегала в дом ребятня, сообщая об ее появлении, но иногда на улицу выходили все. Если небо было в тучах, то дожидались темноты и после торжественной молитвы усаживались за рождественское застолье.

Но «основное» угощение еще не подавали. Обходились «голодной кутьёй» или «сочивом», — кашей из пшеничного, ячменного или другого зерна, распаренного на воде. Отсюда пришло название — «сочельник«.

Только придя домой, отстояв торжественную праздничную церковную службу, подавали к столу основное угощение. Тут были свои рождественские традиции. На рождественском столе стояло 13 блюд.

Например: поросята, начиненные гречневой кашей, заяц в горшочке, каша в тыкве. А также салаты, рыбные закуски, красный борщ, пироги, рулеты, пряники. Количество совершающих праздничную трапезу должно было быть четным.

При нечетном числе, ставился лишний прибор. Все должны были попробовать каждое блюдо, главным из которых считалась теперь уже «богатая кутья» со сливками, медом, пряностями, изюмом и миндалем.

В евангельском рассказе говорится о том, как волхвы пришли с востока со своими дарами; но куда нам прийти, и откуда? Они пришли издали, из того места, где не было Христа; и мы можем сейчас устремиться ко Христу, вездесущему, воскресшему, все победившему, из ночи, из тьмы собственной души. Сколько нас, кому темно, сколько нас, кто в потемках; вот из этих потемок пойдем к свету. А свет — это любовь. Из мрака злобы — пойдем к любви! Из греха — пойдем к любви, всепрощающей, исцеляющей! Из холода жизни — пойдем к любви, которая может согреть душу и все изменить в жизни!

Из серой скудости житейской — пойдем к любви, потому что где есть любовь, там свет и радость, там нет великого и мелкого, но «все» велико, потому что все может стать знаком любви!.. И Господь зовет нас верить в себя. Вспомните дары этих волхвов. Принесли они злато: в темных недрах заключена его сверкающая слава, звонкая полнозвучность, нержавеющая чистота. И в «каждом» из нас есть эта слава, которая рвется к свету, и нержавеющая чистота души, которая способна на великое — только дали бы ей свободу любить без страха, любить от всей силы мощной души! Золото, о котором здесь говорится, это преображенная земля; откроем темные недра наши, в которых таится сияние света, и пойдем к свету!

А вот наши предки, понимая вселенскую неординарность события прихода в наш мир Христа, осознавая значимость рождения Бога среди людей, заранее готовились к рождественской недели. С нетерпением ждали прихода праздника и с радостью, душевным подъёмом всю эту рождественскую неделю проводили.

Знали: праздничные дни Рождества Христова - время особое, его нельзя проводить бессмысленно и бездарно. Но как провести Рождество правильно? Поклонение волхвов, 1624г. Рубенс 1577 - 1640 гг. Начиналась подготовка к Рождеству с рождественского поста и … подготовки подарков. Мемуаристы свидетельствуют: деликатные расспросы о том, кто бы что хотел получить, начинались чуть ли не с ноября - ещё бы! Деньги на Рождественские щедроты откладывали заранее. Причём одаривали не только ближних, но и дальних.

И даже совсем незнакомых. Рождество объединяло все слои общества, ведь Христос пришел в наш мир для всех. Рождественская неделя была временем благотворительности. В мемуарах князя Феликса Юсупова находим: "Матушка еще за месяц до праздника спрашивала людей, кому что подарить". Дочь чаеторговца Василия Сабашникова Маргарита с ностальгией описывала: "Мама участвовала в проведении праздников для детей нашего квартала, а мы с друзьями помогали. В снятом для этого мрачном помещении рядом с пользовавшейся дурной славой рыночной "Сухаревской" площадью собирались дети бедняков. После популярной в народе игры с Петрушкой… зажигали свечи на большой елке. В соседней комнате раздавали подарки.

Каждый ребенок получал ситец на платье или косоворотку, игрушку и большой пакет с пряниками. Друг моего брата, раздававший подарки, очаровал всех, позволяя ребенку выбирать то, что ему нравится". Библейской истиной "Да не оскудевает рука дающего" руководствовались не только богатые. Художник Кузьма Петров-Водкин вспоминал, как некий сапожник Иван Маркелыч "месяца за полтора до Рождества начал приготовления к вечеру-елке, который должен был состояться в одной из городских гостиниц. Для детей помимо грошовых подарков готовили спектакль, заранее распределив роли и репетируя".

В результате раз в 128 лет накапливался один нигде не учтенный день. С тех пор католическая церковь пользуется григорианским календарем, а Русская православная все еще придерживалась юлианского. Лишь в 1917 году Россия перешла на григорианское летоисчисление — тогда разница между календарями составляла целых 13 дней. Русская Православная церковь отказалась переходить григорианский календарь, поэтому Рождество стали отмечать почти на две недели позже, чем в большей части христианского мира, - 25 декабря по старому стилю, 7 января по новому. Wikipedia Чем отличается Рождество в разных странах? Помимо времени празднования, у католиков и православных также разнятся традиции: Православные перед Рождеством держат строгий пост. Католики же не устанавливают жестких ограничений в диете. Для православных Рождество - церковный праздник, а для католиков — семейное торжество: в этот день они обмениваются подарками, устаивают застолье, ждут прихода Санта Клауса.

Светлый и семейный праздник. Как отмечают Рождество Христово

Почему Россия вот уже почти 100 лет отмечает Рождество Христово 7 января Потому что самая главная цель праздника Рождества Христова, чтобы наши сердца стали теми Вифлеемскими яслями, в которых родился Христос.
Приметы на 7 января. Что нельзя делать в Рождество, чтобы не навредить своим детям Завтра, 25 декабря, католики отметят Рождество Христово.

Рождество - традиции и история праздника

Рождество Христово — один из двух важнейших христианских праздников, посвящённый рождению сына божьего Иисуса Христа. Так повелось, что в праздник Рождества Христова нельзя заниматься домашними хлопотами, особенно – тяжелой работой. Рождество Христово считается вторым по значимости праздником в православном календаре.

Рождество Христово: праздник надежды

Завтра, 25 декабря, католики отметят Рождество Христово. Рождество считается одним из наиболее великих праздников, главная цель которого – почтить воспоминание о рождении спасителя человечества в Христианстве – Иисуса Христа. Рождество – это ежегодный праздник, который отмечают православные христиане всего мира 7 января в честь рождения сына Божьего Иисуса Христа, спасителя людей. Православные верующие 7 января встречают второй по значимости праздник — Рождество Христово.

Рождество Христово: традиции и история праздника

На столе обязательно должно присутствовать 12 постных блюд, которые олицетворяют 12 апостолов. В деревнях и поселках сохранилась традиция колядовать. Дети наряжаются в костюмы, ходят по соседям и рассказывают или поют колядки, за что получают сладости и деньги. Среди незамужних девушек распространены рождественские гадания на суженого-ряженого.

Процесс гадания традиционно проходит в полночь в темной комнате, освещенной свечами. Это создает пугающую и мистическую атмосферу. Наиболее распространенное гадание — предсказание по литому воску.

Расплавленный воск свечи выливают в сосуд с водой и в образе застывшей фигуры пытаются рассмотреть будущее. Много маленьких капель предвещает деньги, яблоко — здоровье и мудрость, виноград — благополучие в доме, яйцо — новое начинание. Не менее загадочно и интересно гадание на кофейной или чайной гуще.

После того, как выпивают напиток, чашку накрывают блюдцем и быстро переворачивают. В очертаниях пятен, которые образовала гуща, рассматривают будущее. Крест знаменует жизненные трудности, венок — успех, дом — благополучие.

История праздника На территории современной России Рождество стало официальным праздником после крещения Руси князем Владимиром в 988 году. Оно было началом Святок, которые длились до Крещения — 19 января. В эти дни народ прославлял Иисуса Христа, молодежь участвовала в народных гуляниях и гаданиях.

В древность популярным обрядом было колядование.

Со времени рождения Христа небо стало открытым человеку, означающее, что путь на небо открыт и таким образом можно приблизиться к Богу, благодаря стремлению человеческой души вверх к вершине. Часто в иконографии используют образы вола и осла это образы двух миров — израильского и языческого, для спасения которых пришел в мир Господь. Монастырь Ксиропотам. Икона 1660 г.

Форма яслей, напоминающая форму гроба так же символична: " Христос родился в мир, чтобы умереть за него и воскреснуть для него". Пастухи и язычники волхвы также имеют свою роль в иконографии, через которых Всевышний явился миру сему: "Отныне каждый человек может найти свою дорогу к Богу". Джотто ди Бондоне. Поклонение волхвов. Рождество Христово на полотнах старых мастеров Тема Рождества Христова при своей актуальности не могла не отразиться в творчестве художников разных христианских стран.

Особенно богата религиозными сюжетами о рождении Спасителя Западно-Европейская живопись. Филиппино Липпи. Поклонение Младенцу Христу около 1480 года, Эрмитаж. Филиппино Липпи был одним из первых итальянских художников, использовавший пейзаж в иконографии Рождества. Мадонна со слетевшими с небес ангелами поклоняются новорожденному Спасителю на лугу, усыпанному цветами, который огражден изгородью и символизирует рай.

Лоренцо Лотто. Паоло Веронезе.

Согласно церковному учению, Сын Божий родился от Девы и воплотился, став одновременно и Богом, и человеком. Он пришёл в наш мир, чтобы искупить людские грехи и открыть всему человечеству путь к раю и спасению души. История Рождества Христова Согласно Библии, Иисус Христос пришёл на землю не в роскоши, а наоборот — в нищете и неизвестности. Незадолго до рождения сына Дева Мария и её супруг-опекун старец Иосиф пришли в Вифлеем, чтобы участвовать в переписи населения. Город кишел людьми, и все гостиницы были заняты. Старец Иосиф и Дева Мария были вынуждены ночевать в пещере пастухов. Там и родился Богомладенец.

Затем Дева Мария укутала сына и положила будущего Мессию в ясли — кормушку для скота с сеном. После рождения Христа на ночном небе загорелась яркая звезда. Она указала путь пастухам, которые первые пришли и поклонились Сыну Божьему, а также волхвам — мудрецам, которые преподнесли Иисусу Христу драгоценные дары. Рождение Иисуса Христа позже было описано двумя из четырёх евангелистов — апостолами Матфеем и Лукой. Однако затем на протяжении многих веков, вплоть до начала XIX века, на Рождество не устраивали никаких массовых гуляний. Обычай рождественских балов и праздничных ярмарок пришёл в Россию из европейских стран.

Но возвращаясь к религиозному символизму, первую звезду символизирует первая же свеча, которую выносят после богослужения. Так, принято не вкушать ничего до первой звезды и 6 января дозволено есть только сочиво или кутью , а 7 января, после литургии, заканчивается пост и можно есть все. Также одним из символов Рождества стала и ель, у древних римлян это дерево являлось символом вечной жизни. Когда-то её украшали только фруктами, чаще всего яблоками. И когда в 1858 году случился очень плохой урожай яблок, стеклодувы Лотарингии создали стеклянные шары, чтобы заменить яблоки — отсюда появилась традиция ёлочных украшений. Во Франции с экскурсией можно побывать в стекольных мастерских, где изготавливались первые ёлочные шары. Также отмечают и колядки. В первую очередь, колядки — это песнопения. Раньше это были языческие песнопения, но сейчас они восхваляют Христа. Исполнение колядок — это своего рода народная проповедь, которая рассказывает о Христе и таким образом больше людей узнают историю Иисуса Христа. Рождество всегда было настолько сильно вплетено в жизнь российских народов, что после Октябрьской революции, когда вера в Бога стала приравниваться к измене Родине и Советская власть пыталась отменить любые церковные празднования, людям пришлось изобрести альтернативу: считается, что так появились новогодние утренники и спектакли со сказочными персонажами, являющиеся на самом деле переделанными Рождественскими сценками. Что нельзя делать в ночь на Рождество Христово Как утверждают священнослужители церкви, самое главное — быть чистым сердцем и не грешить. Ранее в домах к празднованию Рождества заготавливали дидух — символический празднично украшенный сноп зерна ржи, пшеницы, овса , который устанавливали в углу и считалось, что с этого времени там находятся души предков-покровителей. До тех пор, пока дидух находился в доме, запрещалось выполнять любую работу, кроме ухода за скотом.

Что такое Рождество Христово и как правильно отметить этот православный праздник. Простыми словами

время особое, его нельзя проводить бессмысленно и бездарно. Светлый праздник Рождества Христова – одна из самых почитаемых дат среди христиан, именно его историю, его традиции мы и попытаемся рассказать. Зима - 7 января 2023 - Новости Москвы -

Католическое рождество 2023: традиции и запреты светлого праздника

Но и здесь в события вмешивается Рука Божья: с Марией обручается праведный Иосиф, человек преклонных лет, вдовец и отец шестерых детей. Иосиф не был мужем Богородицы в прямом смысле слова. Скорее, он выполнял функции защитника девушки. Кстати, узнав о беременности молодой супруги, Иосиф даже хотел расторгнуть брак, но благодаря вмешательству ангела, объяснившего тайну непорочного зачатия, сохранил единство с Марией. Михаил Нестеров. Архангел Гавриил и Дева Мария. Роспись Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве. Давид происходил из Вифлеема, и именно сюда согласно указу цезаря надлежало явиться всем потомкам пророка для участия в государственной переписи населения. Иосиф и Мария с детьми как законопослушные граждане прибыли в свое родовое гнездо как раз накануне 7 января. Все места в гостиницах города были заняты, поэтому семья смогла найти себе ночлег лишь в пещере рядом с животными. В таких скромных и стесненных условиях у Марии и родился Сын, Спаситель человечества, имевший силу и достоинство истинного царя мира, но абсолютно в этом не нуждавшийся.

Кстати, поклониться Христу пришли сначала местные пастухи, а затем и вавилонские волхвы. Первым о рождении Младенца Иисуса сообщил ангел, а вторые последовали за знаменитой Вифлеемской звездой. Пастухи были представителями простого народа, иудеев, среди которых родился Христос. А вот волхвы символизировали остальной, языческий мир. И именно участие вавилонян подчеркивает вселенский, а не местечковый масштаб событий Рождества. Среди святых, канонизированных Церковью, никто не удостоился такого почитания, как Богородица. Как Матери Бога, христиане молятся Ей в самых разных нуждах.

В другой своей апологии он свидетельствует, что Рождество Христово в Антиохийской Церкви введено во второй половине 70-х годов IV столетия.

Александрийская Церковь, как и другие Восточные Церкви, первоначально отмечала только праздник Богоявления — вплоть до первой трети V века. Скорее всего, праздник Рождества был введен в Александрии по инициативе святителя Кирилла Александрийского незадолго до Эфесского Собора. Павел, епископ Эмесский, проповедовал на праздник Рождества Христова 25 декабря 432 года в Великой церкви. Он говорил о рождении Эммануила, «по Божеству бесстрастного, по человечеству страдательного». Но даже не упоминал о Крещении. Иначе говоря, празднование 25 декабря было установлено в Александрии между 418 и 432 годами. Таким образом, отдельный праздник Рождества был установлен в Антиохийской Церкви не ранее 376—377 годов, в конце 370-х годов — в Константинопольской Церкви, вслед за ней в малоазийских Церквах и позднее — в Александрийской в начале 430-х гг. Введение отдельного дня для празднования Рождества в Иерусалимской Церкви заслуживает самого пристального рассмотрения.

Известно, что именно там было оказано наибольшее сопротивление установлению декабрьского праздника. В середине V столетия патриарх Ювеналий 424—458 , вернувшись в Иерусалим после Халкидонского Собора, ввел здесь на короткий срок празднование Рождества 25 декабря — причем с ориентацией не на латинский, а на византийский канон. Однако в скором времени Иерусалимская Церковь вернулась к прежнему обычаю, который, в частности, подтверждается грузинской версией Иерусалимского лекционария конца V века, где говорится о праздновании Рождества и Крещения в Святом городе в один день — 6 января, а также данными, извлекаемыми из двух известнейших агиографических произведений Кирилла Скифопольского VI в. Сославшись на Евангелие от Луки Лк 1: 26—56 , Юстиниан привел также ряд авторитетных мнений отцов: святителей Григория Богослова, Григория Нисского и Иоанна Златоуста, а также текст под именем блаженного Августина Иппонского, пытаясь убедить своих адресатов принять отдельный праздник Рождества. Эти рекомендации, однако, были исполнены уже после смерти Юстиниана. Праздник в православном богослужении Рождество Христово. Фреска монастыря св. Павла, Афон.

Ru День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам — Господским и непереходящим. Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднства 20—24 декабря и шесть дней попразднства, отдание бывает 31 декабря. Свидетельством древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, когда нужно поститься «до звезды». Чин богослужения в навечериях обоих праздников и в самые праздники также совершенно одинаков [5]. Нужно сделать краткие комментарии по поводу рождественского поста. Он ведет свое начало от древнехристианского обычая поститься накануне великих праздников, чтобы в сам праздник причаститься святых таин. Но благочестивое стремление к подвигу поста не ограничивалось одним днем.

Из творений святителя Иоанна Златоуста понятно, что в его время Рождественский пост начинался 20 декабря и, таким образом, уже был пятидневным. Некоторые же христиане увеличивали пощение до недели и даже до 21 дня. А затем стали поститься, как и в Великий пост, в течение 40 дней, то есть с 14 ноября. Такой срок встречается уже в Ипотипосисе преподобного Феодора Студита [6]. Хронологическая нестабильность рождественского поста была преодолена патриархом Лукой Хризовергом 1156—1169 , когда было установлено, чтобы все христиане постились перед праздником Рождества Христова 40 дней. Святоотеческая экзегеза праздника Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих гомилиях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников. Святитель Амвросий Медиоланский подчеркивает: «Чем кто более любит Христа, тем тот усерднее заповеди Его хранити долженствует; да видит Он, что мы истинно в Него веруем, когда так в день Рождества Его блещем; когда тщимся предстать Ему, искушенные верою, убранные милосердием, украшенные благонравием. И да будет Ему тем большая радость, чем приметит нас целомудреннее.

И потому за несколько дней прежде очистим сердца наши, уцеломудрим совесть, украсим душу свою; и так очистившись от всякой скверны, встретим пришествие Непорочного Господа — да Коего Рождение от Непорочной Девы происходит, Того Рождество и непорочными рабами праздновано будет. Ибо кто в сей день осквернен и нечист бывает, тот Рождество Христово и пришествие Его праздновать не может. Праздник в западной традиции Для западной традиции принципиально, что верующие поминают событие Рождества, но все же празднуется то, что из этого происходит, то есть величается Рожденный тогда из перспективы нынешнего времени. По этой причине праздник сначала и не назывался паtаlе Domini — праздник рождения Господа. И тексты древней римской рождественской мессы лишь в малой степени отражают внешние события в Вифлееме, зато всячески подчеркивают, что превечное Слово Бога Отца облеклось в плоть. Согласно проповедям папы Льва I, в Риме V века содержанием праздника Рождества является вочеловечение Христово, которое охватывало события Благовещения и Рождества. Римский генезис, как полагают исследователи, имеют также три рождественских мессы, которые «служатся ночью in посtе ,на утренней заре in аиrоrа и на протяжении дня in diе » [8]. Ее остановка — station, которая, как известно, была связана с так называемыми стационными храмами, откуда торжественная процессия переходила в другой храм, производилась на Палатинском холме, где располагалась резиденция Августа.

Там была церковь во имя святой Анастасии, память которой совершается 25 декабря.

К концу XIX века непременным атрибутом Рождества как в городе, так и в деревне стала украшенная рождественская ёлка , а с начала XX века подарки стал носить российский аналог западного Санта-Клауса — Дед Мороз [3]. В 1920-х годах религиозные праздники, в том числе Рождество, искоренялись атеистическим государством [4] [5].

Однако в ежегодных российских календарях вплоть до 1929 года церковные даты, включая Рождество, были помечены в разные годы либо как праздники, либо как дни отдыха, то есть были нерабочими днями. С 1929 года в советской России было запрещено отмечать Рождество Христово [7]. С этим запретом отменялась и рождественская ёлка, которая стала называться «поповским» обычаем [8].

В 1935 году в результате неожиданного поворота государственной политики рождественские традиции были приняты как часть светского празднования Нового года 1 января. С тех пор «рождественская ёлка» в современной России устойчиво воспринималась как «новогодняя». Подарки, посещения Деда Мороза также стали частью новогодних традиций и утратили первоначально рождественские ассоциации.

В 1937 году на встрече Нового года в московском Доме Союзов в качестве спутницы и внучки Деда Мороза впервые появилась Снегурочка — русский сказочный персонаж, уже не связанный с праздником Рождества [10]. Сам праздник Рождества отмечался 7 января, в соответствии с православным календарём. Традиция официального празднования Рождества на государственном уровне была возрождена в 1991 году: в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял постановление, объявлявшее православный праздник Рождества нерабочим днём [11].

Уже 7 января 1991 года было нерабочим.

В мясных, бывало, до потолка навалят, словно бревна, - мороженые свиньи. Окорока обрублены, к засолу. Так и лежат, рядами, - разводы розовые видно, снежком запорошило".

Из Сибири - рябчик, тетерка, глухарь…Торговля шла широко, щедро: без весов, на глаз! Нищий подберет, - удивлялся Иван Шмелев. А раньше говорили: "У голыша то есть у нищего та же душа, ему тоже радость нужна. И нищему на Рождество разговение".

А еще верили: пост приведет к воротам рая, а уж милостыня их отворит. Комнаты наполнялись суетливой прислугой, вытирали и выметали скопившуюся пыль, грязь", - рассказывал купец Николай Варенцов. Наводили блеск не зря - все Святки, Святые дни от Рождества до Крещенского сочельника, в гости ходить да гостей принимать! Рождественский базар, 1906 г.

Александр Бучкури 1870 - 1942 гг. Глубокие снега, морозы крепче, - рассказывал своему семилетнему французскому крестнику Иван Шмелев. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь.

Не так, как здесь, - тычинки. У нашей елки... На Театральной площади, бывало, - лес... А снег повалит - потерял дорогу!

Мужики в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках - будто волки, право. Костры горят, погреться.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий