Надо сказать, что пост монахов действительно существенно отличается от поста мирян. Да, пост Вы нарушаете, и если есть возможность, то лучше отказаться от первого блюда. Пост не будет нарушен, если человек проглотит застрявшие между зубов частицы пищи, при том условии, что по своему размеру они будут меньше горошины. Что делать, если вы по какой-то причине нарушили пост.
Великий пост: священники отвечают на вопросы читателей
И, конечно, мир с Богом. Никакого греха. Позволим душе отдохнуть от зла, неправды и боли. Второй плод — радость. Пост — это время, когда мы можем кого-то порадовать своей заботой, деньгами, молчанием, любезностью, молитвой и помощью.
За жертву помощи и радости Бог отблагодарит нас благодатью. Нет ничего в мире дороже для сердца этой благодати. В ней сладость сердца. В ней покой.
В ней полное забвение горя и боли. Третий плод — видение Бога. Нужно постом тренироваться видеть Бога рядом. Все наши грехи — от потери этого зрения.
Забыл, что Бог рядом и что Он всё видит, взял в ослеплении и напакостил. Принес горе себе и ближнему. Принес себе и ближнему страдание. А зачем?
Нет, это совсем не нужно — принимать лишнее горе и зло. Этих плодов — мир, радость и видение Бога — немного, и они просты, зато вес их в глазах Бога велик. Пост дает нам возможность пожить другой жизнью, узнать сладость мирной праведной жизни, найти блаженство не в борьбе и капитале, а в любви к ближним и Богу. Прекрасное время — пост.
Это время свободы от страданий, от тьмы, от власти зла. Это время мира и прохлады сердца, которую мы себе можем позволить. Пост — это предложение от Бога позволить себе быть счастливым и светлым. А почему нет?
Богу нас жалко, и Он учит нас посту и жизни рядом с Собой в сиянии божественного блаженства. А не тому, что мы приносим Ему какую-то там жертву. Наоборот, это Бог постом усиливается быть ближе к нам. Он помогает нам отделить от души коросту греха.
Он помогает душе быть мужественной в том, что требует усилий в ее очищении, подвиге миролюбия и счастливой жертвенности. Он учит, что нам сказать для мира. Он учит, что нам сделать ради радости и любви. От нас требуется только воля и больше ничего.
Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию». И эти слова имеют продолжение в Евангелии: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть?
Пост сам есть наша подготовка. Не стоит готовиться к подготовке. В пост лучше входить открытым сердцем и ждать, что же в этот раз Господь со мной сделает. Думаю, каждый, кто постился хотя бы несколько постов, замечал, что каждый раз после поста мы получаем разные результаты, разные состояния души, хотя постимся одинаково. Поэтому мы знаем, что результат поста — это то, что нам посылает Господь. А Он посылает нам дары по Его благой милости. И, конечно же, не стоит весь год копить гнев и обиды, чтобы в Прощеное воскресенье было о чем просить прощение.
Просите прощение тогда, когда возникает конфликт и неприязнь, а не тогда, когда все это делают ради красного словца. Церковный устав предписывает воздержание от еды в первые дни поста, а в остальные дни — сухоядение. Что это означает и насколько обязательно исполнение этих требований мирянами? Иерей Иоанн Курбацкий: Святые отцы в один голос говорят о посте с рассуждением. Это значит, что надо брать подвиг по силам, так, чтобы были силы молиться и трудиться. Важно выдержать весь пост. Нередко бывает, что люди, имеющие болезни, начинают очень строго поститься. Их хватает на неделю, а потом обостряются болезни, и они уже не в силах идти дальше, нарушают пост. Это подобно тому, как какой-нибудь спортсмен пробежит 100 метров со всей скоростью и упадет обессиленный.
А другой, пусть медленно, но пройдет всю дистанцию в 10 км. Иными словами, лучше весь пост есть с маслом, чем одну неделю попоститься, а потом есть творог, кефир и т. На первой и последней неделе пост самый строгий. Но некоторые уставы допускают употребление пищи ежедневно, ведь и молимся мы: «хлеб наш насущнныи даждь нам днесь». Я знал таких ревностных людей, особенно в молодом возрасте, которые рьяно брались за неядение, а наутро не могли встать, не имели никаких сил к молитве. И когда начинаешь поститься, то твой ум пробуждается и ищет беседы с Богом. Именно молитва должна быть критерием строгости поста. Если же человек постится и способен молиться, способен выполнять свою работу, то пусть соблюдает пост со всей строгостью. Сухоядение — это невареная пища без растительного масла.
Оно положено по уставу в понедельник, среду и пятницу. Но большинство работающих христиан едят в течение недели просто пищу без масла. По совету духовного отца может быть дано послабление на масло и в другие дни, помимо субботы и воскресенья. Кстати, немногие почему-то знают о существовании оливкового, льняного, горчичного и других полезных растительных масел. И очень часто берут благословение на послабление поста, тогда как на усиление поста тоже надо брать благословение. Не надо бояться поститься, не надо бояться вообще всякого труда во спасение. Иногда приходят на исповедь и так говорят: «Только один грех — не могу поститься». Нужно отнестись к своему спасению более внимательно, читать духовную литературу, молиться усердно Богу, чтобы глубже узреть в себе грех и раскаяться в нем. Понять, что невозможность поститься — это следствие поражения души грехами более тяжкими.
Например, человек годами вел неправильный образ жизни, губил свое тело. И теперь ему тем более надо поститься и каяться в том, что он себя губил. Будем же поститься нелицемерно, не напоказ людям, но смиряться духом перед братией, если не можем поститься в полной мере. Но и не превозноситься над ближним, когда все исполняем. Исполнение — хорошо.
Для одних пост состоит в символическом лишении себя чего—нибудь. Для других пост означает добросовестное соблюдение правил поста, т. И в том и в другом случае, однако, пощение редко рассматривается как входящее в общий великопостный подвиг. Поэтому здесь, как и в других случаях, мы должны сперва постараться понять учение Церкви о посте и затем спросить себя: как мы можем применить это учение к нашей жизни? Два библейских события Пощение или воздержание от пищи не является исключительно христианской практикой. Оно существовало и до сих пор существует в других религиях и даже вне религии, как, например, в специальной терапевтике. Теперь люди постятся или воздерживаются по самым различным причинам, включая иногда политические причины. Поэтому важно разобраться в специфически христианском значении поста. Это значение раскрывается нам, прежде всего, через внутреннюю связь между двумя событиями, о которых рассказано в Библии: об одном — в начале Ветхого Завета, о другом — в начале Нового Завета. Первое событие: Адам «нарушил пост» в раю, он съел запрещенный плод — так открывается нам первородный грех. Христос, Новый Адам, — это второе событие, — начинает свое служение постом. Адам был искушаем и не выдержал искушения. Христос был искушаем и победил искушение. Следствием падения Адама было изгнание из рая и смерть. Плоды победы Христа — уничтожение смерти и наше возвращение в рай. Недостаток места лишает нас возможности подробно объяснить значение этого параллелизма. Однако даже из сказанного должно стать ясно, что пост является чем-то решающим.
В настоящее время это слово рассматривается главным образом в своем биологическом значении: жизнь есть именно то, что всецело зависит от пищи и вообще от физической стороны всего живого. Но, в свете Священного Писания и христианского предания, эта жизнь, оканчивающаяся смертью, отождествляется со смертью, поскольку начало смерти всегда присутствует и действует в ней. Мы знаем, что Бог смерти не сотворил. Он Податель Жизни. Каким же образом жизнь стала смертной? Почему смерть, одна только смерть, есть абсолютное условие всего существующего? Церковь отвечает: потому что человек отверг ту жизнь, которую предложил и дал ему Бог, и предпочел жизнь, зависящую не от Бога, но от «хлеба единого». Он не только не послушался Бога, за что и был наказан, но изменил само отношение между собой и миром. Начало жизни — Бог, а не калории Без сомнения, мир был дан человеку как «пища», как средство жизни; но в то же время жизнь должна быть общением с Богом; она не только должна была иметь в Нем свое завершение, но и свою совершенную полноту. Мир и пища были созданы, чтобы посредством их человек имел общение с Богом, и только пища, принятая ради Бога, могла быть животворной. Сама по себе пища не имеет в себе жизни, и не может ее воспроизводить. Один Бог имеет Жизнь, и Сам есть Жизнь. В самой пище начало жизни — Бог, а не калории. Таким образом, есть, т. И безмерная трагедия Адама в том и состоит, что он воспринял пищу как «жизнь в себе». Больше того, он вкусил ее, скрываясь от Бога, вне Его и для того, чтобы быть независимым от Него. И сделал он это, потому что поверил, что пища имеет жизнь сама по себе и что, вкушая от этой пищи, он может сам стать, как Бог, т.
Нужно ли исповедоваться, если случайно нарушил пост?
Что означают слова «Я нарушил пост»? | Поэтому, мои дорогие, если вдруг вы нарушили пост, об этом обязательно нужно покаяться на исповеди и вернуться к посту. |
Что делать, если нарушил пост – разъяснение священника | Обычным людям тяжело полностью соблюдать пост: работа, нагрузка, отсутствие времени на отдых, стремление сделать побольше дел отнимают силы. |
Мирской пост. Для кого нужны послабления в посту? – статьи от Елицы Записки | Если человек случайно нарушил в один из дней пост, он все равно может его продолжить. |
Великий пост — как правильно поститься? - Православный журнал «Фома» | Христианский православный интернет-журнал, созданный одноименным Содружеством православных журналистов, педагогов, деятелей искусства. подробнее. |
Что делать, если нарушил пост – разъяснение священника
Во-вторых, если вы прервали свой пост умышленно без какой-либо причины, обоснованной Шариатом, то вам необходимо искренне покаяться перед Всевышним Аллахом и больше не делать так, а также вам необходимо. Великий пост 2024: что категорически нельзя делать. Что делать в случае, если нарушил пост, рассказал в беседе с «КП» настоятель храма Всемилостивого Спаса в московском Митино, священник Григорий Геронимус. Также учтите, что пост возможно нарушить, а можно ослабить.
Возмещение поста и выплата штрафа
В этой статье мы рассмотрим, что делать, если вы нарушили пост в православии, и как восстановить духовное равновесие. Если человек случайно нарушил в один из дней пост, он все равно может его продолжить. Также учтите, что пост возможно нарушить, а можно ослабить.
Нарушение Успенского поста - что делать, если согрешил с 14 по 27 августа?
И безмерная трагедия Адама в том и состоит, что он воспринял пищу как «жизнь в себе». Больше того, он вкусил ее, скрываясь от Бога, вне Его и для того, чтобы быть независимым от Него. И сделал он это, потому что поверил, что пища имеет жизнь сама по себе и что, вкушая от этой пищи, он может сам стать, как Бог, т. Проще сказать: он поверил в пищу, тогда как единственный предмет веры, доверия, уверенности — Бог и только Бог. Земной мир, пища сделались его богами, источником и началом его жизни. Он стал их рабом. Изо всех грехов это самый большой грех Адам по—еврейски значит «человек». Это — мое имя, наше общее имя. И человек все ещё Адам, всё еще раб «пищи». Он может уверять, что он верит в Бога, но для него Бог — уже не его жизнь, не пища, не всеобъемлющее содержание его существования. Он может уверять, что он получает жизнь от Бога, но он не живет в Боге и для Бога.
Его знание, его опыт, его самоуверенность построены все на том же принципе: «хлебом единым». Мы едим, чтобы жить, но мы не живем в Боге. Изо всех грехов это самый большой грех. И этим грехом наша жизнь приговорена к смерти. Вернуться к настоящему посту Завтра мы завершим чтение главы «Только молитвою и постом». Протопресвитер Александр Шмеман расскажет, как от символического и номинального поста вернуться к настоящему посту, в чём его подлинная суть, красота и глубина.
Следить за тем, что ты ешь, говоришь, делаешь, но при этом пропускать богослужения - обрекать себя на срыв. Вторая ошибка - превращать пост в самоцель. Пост - сильное орудие, и когда его начинают держать из тщеславия, пост делается орудием самоубийства, предупреждает святитель Игнатий Брянчанинов. В Сети гуляет демотиватор: "Христос не для того страдал, чтобы я не съела колбаски". Да, не для этого. Когда-то, две тысячи лет назад, Иисус Христос, безгрешный и по своей божественной природе бессмертный, добровольно и из любви к людям проделал путь нам навстречу. Сегодня наш черед начать путь навстречу Христу. Никто не требует жертвовать жизнью, здоровьем. Откажись от малого: какого-то продукта питания, каких-то развлечений! Будем честны, нам и такие жертвы даются с трудом. Пост, добровольный отказ от того, что для нас значимо, - это наша жертва, добровольная жертва Богу. Причем жертву эту надо приносить из любви. И если последняя фраза кажется кому-то пафосной, давайте вспомним, насколько естественно для матери отдать последний кусок хлеба ребенку - акт действенной любви. Бог в нашем куске хлеба и уж тем более колбасы не нуждается.
Но замечу, что даже среди этих многочисленных уставов можно найти большое разнообразие, так скажем, схем поста. Однако важно помнить главное: сам по себе пост — не цель, но, как мы упоминали, лишь инструмент для преуспеяния жизни во Христе. И здесь главное каждому постящемуся — найти свою меру. Разумеется, у монаха эта мера одна, у мирянина — другая, для больных, кормящих матерей, малых детей, тяжко трудящихся вообще пищевой пост послабляется или отменяется, и так далее. В Церкви вообще ничего не должно делаться «слепо», иначе будет как в русской пословице: «Заставь дурака молиться, он себе и лоб расшибет». Нередко мы видим, как те, кто старается слепо исполнять все правила, до буквы изучают эти самые монастырские уставы о посте и приходят в недоумение: где найти горсть фиников, которая рекомендована монахам на день? Но это ведь написано в древности для монахов Востока, для них финики были повседневной едой, как для нас картошка или хлеб! Или ограничение на воду — в Синайской, например, пустыне вода была драгоценностью, и нелепо обращать на это внимание жителю Сибири, который может найти целый сугроб этой воды в виде снега, не выходя со двора… Потому, чтобы не зацикливаться на пищевой стороне поста, не превращать его в диету или вообще в абсурд, надо помнить общее правило: исключается мясная и молочная пища, рыба тоже употребляется в определенные дни, а о том, как поститься именно конкретному тебе, лучше всего посоветоваться, вопервых, со священником вашего прихода, а вовторых, с врачом, если у вас есть какието заболевания. Чтобы не забыть о духовной сути поста, хорошо помнить правило, озвученное еще святителем Иоанном Златоустом: ограничь свой стол самой простой пищей, а те деньги, на которые ты мог бы купить деликатесов, раздай нищим и нуждающимся, сотвори тем самым милостыню ради Бога. Словом, тело при посте должно утончиться, стать бодрым, чтоб помогать душе в молитве, покаянии, исполнении заповедей Божьих, а не заболеть и «сломаться». Просто помним опятьтаки о мере. Поздравить человека, пожелать ему благословения Божия в день рождения, порадоваться вместе с ним — это одно. А обжираться, предаваться разгульному пьянству и плясать на столе под караоке — совсем другое, верно? В Церкви ли я вообще, готов ли сосредоточиться на Христе? Важен вот какой момент: Великий пост — не диета и не духовная практика для одиночек. Он происходит в Церкви. Бог — Отец, все люди — Его дети, а Церковь — место встречи Бога и людей, место, где дети учатся жить не сами по себе, а с Отцом и друг с другом. Именно восстановления этой общности, нарушенной некогда грехопадением, и хочет от нас Бог.
Лишь себя сознательно чего-то, мы приобретаем нечто важное. Так, житейские удобства заменяются духовными ценностями. Первые 40 дней поста посвящены памяти о жизни Иисуса Христа в пустыне. На Страстной седмице вспоминаются Его последние дни перед распятием, страданиями и смертью. Верующие люди, постясь и молясь, соприкасаются с событиями, произошедшими более 2000 лет назад. Ежедневная суета не отвлекает от важных размышлений. Если неправильно расставил акценты в Великий пост, человек срывается. Тогда Бог оставляет его, и он начинает грубо нарушать правила постных дней. К примеру, человек может держать строгий пост 2 недели, а потом поссориться с супругой, накричать на близкого человека. Это значит, что произошло падение человека, предваренное гордыней. Он не смог совладать со своим внутренним состоянием.
Правила православия: что делать если сорвался и нарушил Великий пост
В России будут штрафовать граждан, нарушающих православный пост — пост пикабушника vitmann1822. После нарушения поста нужно попросить прощения у Господа за свои грехи. Да, пост Вы нарушаете, и если есть возможность, то лучше отказаться от первого блюда. Поэтому мне периодически приходится отвечать на вопрос: «Что делать, если нарушил пост?». 1) штраф (каффарат) за нарушение поста в месяц Рамазан половым сближением с супругой; 2) штраф за то, что люди пропустили пост в месяц Рамазан без всякой причины и не возместили до прихода следующего месяца Рамазан.
Основная причина нарушения поста — маловерие
Однако это будет являться грехом. Человек так вдохнул носом, что носовая слизь проникла вглубь горла. Пост не нарушится. Аналогично, пост не нарушится от проглатывания слюны во рту. Человек положил в рот листья растения и заснул, проснувшись только следующим утром. Его пост будет недействителен. Если следует совершить каза за этот пост, однако каффара не будет возложен на него.
Если при полоскании рта вода попала вглубь горла и человек помнил, что постится, его пост нарушается, каза становится ваджиб, однако каффара не будет возложен на него. Человека непреднамеренно вырвало. Пост не нарушится независимо от количества рвотных масс. Однако если человек сделал это умышленно, пост нарушится при рвоте полным ртом. Если рвотные массы меньше этого количества, то пост нарушен не будет. Маленькое количество рвотных масс вышло, но само по себе вернулось вглубь горла.
Однако, если человек проглотил их умышленно, его пост будет нарушен. Человека непроизвольно вырвало, и он подумал, что его пост нарушен.
Великий Пост — это довольно непростой путь, когда ты очень много узнаешь про свою душу. Долго следуя по ухабистой дороге, от усталости или с непривычки нормально споткнуться о камень и продолжить путь. Не нужно всю оставшуюся дорогу сердиться на камень или на себя. Если ты нарушил пост, куда важнее продолжать идти, чем оставаться лежать на земле.
Премудрый Соломон говорил, что праведник встанет, даже если семь раз упадёт, а нечестивый погибает Притч 24:16. Вскоре ушибленная нога забудет о камне, и путь снова пойдет ровно. Грех всегда остается грехом: и во время поста, и вне поста. Нет причин считать время поста каким-то особенным, а свои труды подвигом, тогда и не придется излишне сожалеть о нарушении поста. Мы всего лишь люди, нам свойственно ошибаться.
Таким образом, в той или иной мере соблюдать пост может любой. Надо лишь внимательнее относиться к своей жизни и глубже вникать в смысл поста, не ограничивая его понимание лишь соблюдением гастрономических правил. Отказ от определенной еды, развлечений и увеселений нужен не для того, чтобы изнурить и вогнать в тоску человека, а для того, чтобы он мог сосредоточиться на главном. Нужно питаться так, чтобы не навредить здоровью, чтобы сил хватало на выполнение повседневных дел и своих обязательств, чтобы вопросы питания не становились основными в эти дни, а энергии и времени хватало на молитву, посещение богослужения, душеполезное чтение. Но в то же время, решая вопрос о послаблениях в посте, нужно смотреть на вещи реально и позволять лишь то, что действительно необходимо, а не выискивать себе оправдания, когда просто чего-то очень хочется. Почему Великий пост начинается в разное время? Великий пост приурочен к Светлой Христовой Пасхе, переходящему Празднику, дата которого выпадает на период с 4 апреля по 9 мая, каждый год по-разному. Поэтому и Великий пост христиане считают неким передвижным Праздником. Праздником — потому что это не время для уныния, а время для пробуждения души. Недаром же Великий пост, всегда приходящийся на весну, называют еще «весной духовной». И потому часто в начале поста верующие поздравляют друг друга: «С постом! Если Пасха ранняя, то и пост начинается в феврале, если поздняя — то в марте. То есть дата начала поста ограничена временным промежутком с 15 февраля по 21 марта. Кстати, дата начала Великого поста не влияет на его продолжительность, но влияет на продолжительность другого многодневного поста. Чем позже начало Четыредесятницы, тем короче летний Петров пост. Все дело в том, что его начало привязано к дню Пасхи, а вот оканчивается он всегда в один и тот же день, 12 июля. Дата Пасхи с древности высчитывается по определенному правилу с учетом даты первого после дня весеннего равноденствия полнолуния. И всегда Пасха — воскресный день. Так что, хоть даты начала Великого поста каждый год разные, неизменно одно: начинается он в Православной Церкви всегда с понедельника в Католической — со среды , а заканчивается — в воскресенье. Между его началом и концом семь недель, в которые верующие воздержанием, молитвой и покаянием должны подготовиться к встрече самого главного христианского праздника. Почему Великий пост длится 49 дней? Великий пост состоит из двух периодов — Святой Четыредесятницы, символизирующей сорокадневный пост Спасителя в пустыне оканчивается накануне Лазаревой Субботы и Вербного Воскресения и Страстной седмицы. Последняя неделя Великого поста — это отдельное событие раньше ее даже называли крестной, страстной Пасхой , когда мы вспоминаем последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Эти семь недель и приуготовляют нас к встрече Светлого Христова Воскресения. Первые сорок дней поста принято посвящать покаянию. Богослужебный строй жизни этого периода особенный. Полная Литургия совершается только в выходные, а в будние дни по средам и пятницам совершается вечерня с причащением верующих освященными в воскресный день Дарами Литургия Преждеосвященных Даров. В начале и середине поста на богослужении читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Во многих храмах в великопостный период совершаются соборования. Все это помогает христианину настроиться на нужный лад, заглянуть вглубь своей души, максимально серьезно подойти к таинству исповеди. В пятницу шестой седмицы Четыредесятница завершается, и верующим дается два дня передышки. Пост в Лазареву субботу и Вербное воскресенье не прекращается, но устав предполагает послабление, которое позволяет набраться сил для следующей самой строгой в году недели. Богослужения Страстной седмицы делают современного христианина свидетелем событий, произошедших две тысячи лет назад. Каждый верующий старается эти дни проводить в храме, быть рядом со Христом и тогда, когда Он впервые причащает Своих учеников, и когда молится в Гефсиманском саду, и когда идет на суд и на смерть. А на 49-ый день, пройдя великопостным путем, верующие встречают Воскресшего Христа, чувствуя себя сопричастниками величайшего Чуда. Почему нельзя жениться в пост? Вступление в брак предполагает вступление в супружеские взаимоотношения. А поскольку в Великий пост мы, по возможности, от них воздерживаемся, Церковь не благословляет вступление в брак и не совершает Таинство Венчания. Создание новой семьи — это большое, важное, радостное событие. А время Великого поста — время для молитвы и покаяния. Его можно использовать как период подготовки к женитьбе, ведь очевидно, что борьба с собственными грехами помогает сделать семейные отношения более крепкими. Для кого-то отложенная до конца поста свадьба может стать и первым испытанием — насколько прочна их любовь и тверды намерения. Сорок восемь дней поста учат терпению, смирению, неосуждению — и все эти навыки необходимы в семье. Кстати, и сразу после окончания поста повенчаться не получится. Церковь начинает совершать таинство брака только по завершении Светлой седмицы, то есть в следующее после Пасхи воскресенье. Все дело в том, что ликование о Воскресении Христовом, столь велико и всеобъемлюще, что не стоит добавлять к нему еще и свою, безусловно, важную, но все же личную радость. Так же, как совершенно неуместна будет женитьба в период Великого поста, когда жизнь христианина сосредоточена вокруг скорби о грехах и преклонения перед непостижимой искупительной Жертвой Христовой. Впрочем, бывают ситуации, когда людям по той или иной причине необходимо зарегистрировать свои отношения именно в период поста. Не будет никакого греха в том, что они поставят свои подписи в ЗАГСе даже в великопостные дни. А вот повенчаться им придется уже после Пасхи. Так же, как и перенести празднование свадьбы, если оно для них важно. Можно ли курить или пить алкоголь в пост? По Типикону, в воскресные дни на трапезе разрешается употребление вина, до двух красовуль. Очень трудно определить меру этих красовуль приблизительно две чашки , но важно помнить, что мы делаем это для поддержания сил, а не наоборот. Естественно, вино разрешается для тех, кто не страдает алкоголизмом: человек, которого даже капля вина может подтолкнуть к запою, должен полностью воздержаться от винопития. Таким образом, качественное вино в небольших количествах может благоприятно повлиять на состояние организма, а вот обильные возлияния приведут не только к ослаблению организма, но, вероятно, и к действиям, о которых потом придется жалеть. В пост мы стараемся избавиться от греха, а алкоголь часто становится одной из причин его совершения. Табакокурение в Великий пост, как и любая сильно давлеющая над нами страсть, конечно, плохо совместимо с самой идеей поста. Именно поэтому это идеальный момент для того, чтобы бросить курить. Обратившись с молитвой к Господу и попросив у него помощи в этом непросто деле, даже заядлые курильщики справляются.
Премудрый Соломон говорил, что праведник встанет, даже если семь раз упадёт, а нечестивый погибает Притч 24:16. Вскоре ушибленная нога забудет о камне, и путь снова пойдет ровно. Грех всегда остается грехом: и во время поста, и вне поста. Нет причин считать время поста каким-то особенным, а свои труды подвигом, тогда и не придется излишне сожалеть о нарушении поста. Мы всего лишь люди, нам свойственно ошибаться. Нужно поститься из любви к Богу и ради заботы о своей душе, а не потому, что надо. Пост для человека, а не человек для поста: "Милости хочу, а не жертвы", - говорит Спаситель Мф. После нарушения поста нужно попросить прощения у Господа за свои грехи. Ошибки, как бы ни были они тяжелы, несут в себе ценный урок.