Венцом его творчества в этом отношении считается «Бесприданница» (1878 год), которая спустя 100 лет была блестяще экранизирована режиссером Эльдаром Рязановым. — Композитор атрибутировал «Бесприданницу» как мюзикл, однако в плане жанровой характеристики с ним можно было бы поспорить. «Бесприданницу» поставили на сцене Малого театра в 1878 году. «Бесприданница» впервые была опубликована в журнале «Отечественные записки» в 1879 г. № 1. За время работы над «Бесприданницей» из-под пера автора выходит 7 творений.
Содержание
- «Бесприданница»: краткое содержание и анализ произведения
- 145 ЛЕТ СО ВРЕМЕНИ ПУБЛИКАЦИИ ПЬЕСЫ «БЕСПРИДАННИЦА» А. |
- «Бесприданница»: краткое содержание
- Первоначальный замысел
История создания пьесы "Бесприданница" Островского
Сергей Сергеич Паратов, блестящий барин, из судохозяев, лет за 30. Гаврило, клубный буфетчик и содержатель кофейной на бульваре. Иван, слуга в кофейной.
Ещё поеду ли я, спросить надо». В Бряхимове, как указал Островский, городской бульвар расположен на высоком берегу Волги. Диалог героев пьесы это подтверждает: «Лариса. У меня нервы расстроены. Я сейчас с этой скамейки вниз смотрела, и у меня закружилась голова. Тут можно очень ушибиться? Тут верная смерть: внизу мощено камнем.
Да, впрочем, тут так высоко, что умрёшь прежде, чем долетишь до земли». Если посмотреть на рисунки Костромы и Кинешмы, изображенные в 1855 году художником А. Кореоновым, то в Костроме берега изображены пологими, а вот в Кинешме - обрывистыми. Очевидно, что из этих двух городов упомянутый диалог Ларисы и Карандышева мог состояться только в Кинешме. Городской бульвар на высоком берегу Волги можно встретить также и в Ярославле. Поэтому возникает вопрос, нет ли ещё какого свидетельства в пьесе, которое однозначно говорило бы, что речь идёт о Кинешме, а не о Костроме или Ярославле. И действительно, такой факт, до сего момента никем незамеченный, нашёлся! Прежде всего, давайте вспомним, как Островский из Москвы добирался в Кинешму и далее в своё имение Щелыково. С 1871 года, когда проложена железная дорога до Кинешмы, всё было просто: на поезде до Кинешмы, далее паром и 15 вёрст на лошадях по Галичскому тракту.
А с 1862 по 1870 годы маршрут был иным: на поезде до Нижнего Новгорода, а оттуда на пароходе до Кинешмы. На обратном пути в Москву Островский, соответственно, садился в Кинешме на рейсовый пароход до Нижнего. А что делают пассажиры на берегу, ожидая свой пароход?
Когда понимаешь, что подлец-человек, но ведь чертовски хорош! Всей душой переживаешь за Ларису Екатерина Умришова милую , светлую с ,такой объяснимой для юной девушки, страстной мечтой о любви…Не перестаешь удивляться дикой смеси цинизма и благородства купцов Кнурова Александр Фатеев и Васи Вожеватого Тимур Абдурахманов разыгрывающих живого человека в орлянку….
Просмотр пролетел на одном дыхании, горячее сопереживание зрителей, присутствовало на протяжении всего спектакля. Крики «браво» выданные восторженной публикой авансом , под занавес возобновились с новой, теперь уже оправданной удесятеренной силой. Зрители рукоплескали стоя! Но если публике довелось иметь счастье наслаждаться высоким искусством актеров Саратовского театра оперетты, справедливо будет сказать, что труппе повезло со зрителем.
Александр Островский занимал должность почетного мирового судьи в Кинешемском уезде, а участие в процессах и знакомство с криминальной хроникой давали ему возможность находить новые темы и новых персонажей для своих произведений. И действительно, в газетах XIX столетия можно найти немало примеров, достойных той самой «Бесприданницы»! Вместе с ним в неприятное «путешествие» отправилась и некая дама по имени Настасья. И это при том, что именно по заявлению этой самой девушки Прохорова и «повязали»… А дело было так. За несколько лет до этого события Прохор, с детства склонный к странствиям и приключениям, отправился на заработки. Объездив многие регионы, парень в конце концов устроился на работу в котельной в Ростове-на-Дону. Там, на берегах Дона, он и встретил юную Настасью — местную жительницу. Молодые люди сразу же полюбили друг друга, стали постоянно гулять и проводить время вместе, а потом Прохор предложил девушке переехать к нему. Заметим: несмотря на то, что на дворе были еще только 80-е годы XIX столетия, гражданские браки, вопреки расхожему мнению, уже тогда вошли в моду. Конечно, дамы из высших сословий, из среды интеллигенции вроде Ларисы Дмитриевны — главной героини упомянутой пьесы предложение от мужика «пожить просто так» могли воспринять как страшное оскорбление, а сам факт сожительства и секса «без обязательств» воспринимали как «тлетворное влияние Запада» и моральное разложение. В крестьянских семьях к свободному сожительству тоже относились крайне негативно и даже воинственно, но не в силу «высоты нравов», а скорее наоборот — «по темноте». Не по-божески-де это всё. А вот в городах, в среде пролетариата нравы уже тогда значительно опережали будущую сексуальную революцию. Рабочий люд смотрел на моральные ограничения и семейные ценности более скептически. В общем, согласилась юная Настасья и стала жить вместе с Прохором. После предания любовному греху она, прямо как упомянутая Лариса Дмитриевна после секса с Паратовым на пароходе, разумеется, задавала резонный вопрос: «Жена ли я теперь вам? Ну а потом молодой человек сам сделал даме официальное предложение. Мол, пожили — пора и обвенчаться нам! Однако после этого возникли проблемы. У Прохора был давно просрочен билет на работу в то время для проживания и работы вне места регистрации нужно было получать специальную бумагу , были еще какие-то проблемы с документами. В результате венчать пару никто не решался. Таким образом, на пути к счастью возникли непредвиденные трудности, которые, как казалось, должны были только укрепить чувства. Тогда Прохор решил бросить всё в смысле насиженное рабочее место и жилье и поехать на родину для выправления документов. Взял с собой Настасью, сказав ей, что заодно и с родителями ее познакомит, наверняка она им понравится.
Буктрейлер по книге А.Н. Островского «Бесприданница»
Но, зная всю боль и весь ужас войны, писатель понимал, что главные сражения идут в умах и душах людей. Видимо, поэтому так остро и пронзительно отзываются в сердце строки его произведений. Герои Бориса Васильева, каждый по-своему, ведут личный бой — за право называться человеком. В книгу вошли повести «Завтра была война», «А зори здесь тихие…» и роман «В списках не значился».
Паратов вынужден внезапно вернуться, чтобы продать свою "ласточку" и узнает, что Лариса выходит замуж и Паратов решает развлечься, чтобы потешить свое самолюбие и с размахом провести эти сутки в этом провинциальном городишке. А что же Лариса, официально принято считать ее жертвой обстоятельств, без золотых рудников и большого приданного - она никто и ничто, считается, что Островский противопоставляет "живую" Ларису Дмитриевну богатому и бездушному ее окружению, подчеркивая ее одиночество в этом бездушном пафосном обществе, однако именно Лариса выбрала такое общество с пустым лоском. И если она и чувствует себя одиноко, отличаясь от них, то исключительно размером своего капитала, а не своими интересами и чувствами. Ведь так или иначе влюбляется она в роскошь и кошелек, а не в ум, совесть и честь. Случилось так, что пьеса была опубликована гораздо позднее, чем она вышла на сцене, поэтому литераторы и критики восприняли ее на основе постановок как заурядную бытовую драму, во время первого представления автора и вовсе не вызвали на сцену. В Ларисе критики увидели недалекую романтическую мещанку, способную глубоко влюбляться лишь в "мещанские" внешние прелести Паратова, посчитав данную пьесу не лучшей работой Островского. Островскому тратить свои силы и свое время на драматическое воспроизведение банальной, старой, неинтересной истории о глупенькой обольщенной девице?
Доведете вы меня до погибели. Карандышев же хочет свадьбой продемонстрировать, что он теперь смеется надо всеми остальными. И тут же сообщает, что приехавший барин, о котором судачит весь город, это Паратов. Лариса предчувствует в этом известии скорую свою погибель. А Паратов тем временем уже на пороге Огудаловых. Лариса поспешно скрывается.
Обменявшись любезностями с Огудаловой, Паратов просит увидеться с Ларисой. Встреча их состоялась. Паратов с ловкостью хищника вынуждает Ларису признаться ему в любви и с такой же жестокостью заявляет: А теперь я всю жизнь сохраню самое приятное воспоминание о вас, и мы расстанемся, как лучшие друзья. В любви равенства нет, это уж не мной заведено. Их разговор прерывается входящими Карандышевым и Огудаловой. Харита Игнатьевна знакомит мужчин.
Но между ними в разговоре заводится спор. Паратов намеренно задевает чувство собственного достоинства Карандышева и тот вспыхивает в гневе. Но Огудалова усмиряет его и требует, чтобы он пригласил Паратова на обед в качестве примирения. Паратов уезжает, встречается с Вожеватовым и рассказывает о своем знакомстве с Карандышевым. Вместе они посмеиваются над женихом, а Паратов придумывает план, как еще больше потешиться над Юлием Капитонычем. Действие третье Действие происходит в доме Карандышева.
Комнаты его меблированы, но без вкуса. На стене на ковре развешано оружие. В доме хозяйничает тетка Карандышева, Евфросинья Потаповна, которая считает, что при их положении и обеды, и свадебные хлопоты чересчур затратны, все время ворчит по этому поводу. Обед состоялся, гости намеренно напоили Карандышева, чтобы потешиться над ним, специально ему подыгрывают, а сами осуждают его глупость, самонадеянность и бахвальство, относятся к нему презрительно, не считая за человека своего уровня. Паратов, Кнуров, Вожеватов собираются сбежать с этого обеда, забрав с собой Ларису Дмитриевну, и отправиться гулять за Волгу. Паратов пускается на ухищрения и под предлогом любви к Ларисе Дмитриевне уговаривает ее поехать с ними.
После того, как Лариса Дмитриевна исполнила песню, он подошел к ней и объяснился с ней: Я проиграл больше, чем состояние, я потерял вас; я и сам страдаю, я и вас заставил страдать. Лариса не смогла устоять, называет Паратова своим «повелителем» и отправляется с ним на Волгу. Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге. Видно, от своей судьбы не уйдешь. Карандышев, ни о чем не подозревая, отправляется за новой партией коньяка, а вернувшись, обнаруживает, что с ним жестоко поступили: Жестоко, бесчеловечно жестоко. Разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его.
Как мне жить! Он решается мстить, поскольку не видит другого выхода. Хватает пистолет и убегает. Действие четвертое Кажется, драма начинается , — так говорит Кнуров о событиях, которые начинают разворачиваться на прогулке. Вместе с Вожеватовым рассуждают о том, как она могла надеяться на какие-либо отношения с Паратовым.
В каждом спектакле персонажи немного трансформируются, и разные актеры добавляют в них свое. Хотя бы потому что автор, писатель создавал пьесу и закладывал свои мысли, режиссер прочитал и понял по-своему, другой режиссер прочитал и вычленил свою, и все эти мысли, которые режиссёры видели главными в спектакле, они все имеют место быть, и они все как жемчужины. Поэтому нельзя просто взять и сравнить два спектакля даже сейчас идущих в Москве. Сегодня был особенный спектакль, он складывался по-особенному» - говорит Андрей Владимирович Пляскин, исполняющий роль Карандышева. Спектакль в театре под руководством Геннадия Чихачева действительно особенный, потому что он музыкальный, и такой жанр, безусловно, сильно меняет «Бесприданницу». Если говорить об актуальности «Бесприданницы», то ее действительно легко можно переложить на проблемы современного мира. Да и в целом актуальность классических постановок каждый зритель видит по-своему, сквозь призму личного опыта. Это своеобразная сатира 19 века. Эти темы, так же, как и у Гоголя, да и у любого классика, они вечные и зависят только от того через какие ситуации их показывать. В этом спектакле ситуация треугольника любовного и окружающих «акул» она довольно современна, несмотря на то, что мы в сюртуках» - замечает Андрей Владимирович Пляскин.
Описание документа
- «Бесприданница»: подлинные истории
- Действующие лица и исполнители
- "Бесприданница" содержание по главам подробно и коротко (2 варианта) ~ Проза (Детская литература)
- Бесприданница и ее бесы. Смотрим новый спектакль Театра имени Моссовета
В Петербурге покажут «Бесприданницу» с отсылками на фильм Рязанова
Писатель-драматург Александр Николаевич Островский увековечен на серебряной монете. саратовская оперетта, бесприданница, мюзикл, модификация, театральная критика Режиссер Сергей Бурлаченко модифицировал финал «Бесприданницы» – Лариса у него бросается в реку. Читать бесплатно онлайн книгу «Бесприданница» полностью, автора Александра Островского в электронной библиотеке
Вичугские прототипы Бесприданницы. Часть 1
В очередном выпуске «Книгопанорамы» обзор произведения, не теряющего актуальности вот уже полтора века – пьесы «Бесприданница» Александра Островского. “Бесприданницу” поставили в 1940–50-е годы, достаточно тяжёлое время для русской оперы. Книгу «Бесприданница», автор которой — Александр Николаевич Островский, вы можете почитать на сайте или в приложении для iOS или Android. Пьесу "Бесприданница" называли главным фиаско Островского, но именно эта пьеса вошла в классику русской и мировой драматургии, выдержала сотни постановок, в том числе балеты. Кинешма незримо присутствует в пьесах «Горячее сердце» и «Бесприданница».
Бесприданница и ее бесы. Смотрим новый спектакль Театра имени Моссовета
Сейчас театр готовит репертуарную программу на 2023 год для гастролей по Красноярскому краю и другим городам России. Опера по пьесе Алекса ндра Островского на му зыку Даниила Френкеля "Бесприданница" впервые вышла на сцене ленинградского Малого оперного театра в 1959 году. С тех пор российские театры ее не ставили.
Смотрим новый спектакль Театра имени Моссовета Фото М. В Театре имени Моссовета состоялась премьера спектакля по пьесе Александра Островского «Бесприданница», приуроченного к празднованию 200-летия со дня рождения драматурга. В постановке художественного руководителя театра Евгения Марчелли драма о роковой страсти в маленьком городе на берегу Волги стала строгим минималистическим спектаклем, в котором все внимание направлено на отношения между людьми. О том, почему в «БЕСприданнице» нет музыки и что значит непривычное написание названия пьесы, рассказали режиссер и актрисы Анастасия Белова и Елена Валюшкина. Любимая пьеса Об этом нечасто говорят учителя литературы, но, вероятно, одна из самых известных пьес Александра Островского родилась из криминальной хроники.
В 1870-х драматург занимал должность мирового судьи Кинешемского уезда Ивановская область. Он пытливо изучал дела, вникая во все подробности. Убийство молодой красавицы-жены, совершенное местным жителем, глубоко его взволновало. Островский начал искать мотивы, побудившие убийцу. Некоторые исследователи считают, что именно этот случай подсказал ему финал будущей «Бесприданницы». По сюжету пьесы, оконченной в 1878 году, Лариса Огудалова, девушка из обедневшей семьи, собирается замуж за небогатого чиновника Юлия Карандышева. Жених прижимист, болезненно ревнив и не очень умен; невеста его откровенно презирает, но уступает матери, Харите Игнатьевне.
Выбора у Ларисы нет: когда-то она поддалась на страстные уговоры Сергея Паратова — «блестящего барина из судохозяев». Жениться и тем самым спасать ее репутацию жестокий красавец не захотел и из городка уехал.
Для себя, скажем так. А искренняя любовь, она без отдачи.
Нужно просто любить человека. И вот такой любовью настоящей её никто не любил. А она была готова и открыта, — говорит режиссёр-постановщик Нина Чусова. Поставила мюзикл одна из самых известных театральных режиссёров России Нина Чусова.
У неё свой взгляд на отношения между героями. Она задумала расширить истории героев Островского и показать их в развитии. И объяснить, какое влияние на их решения и поведение имеет социальная и культурная среда, почему они поступают так или иначе. Но версия Иркутского музыкального — уникальна.
Впервые в постановке использована знакомая и любимая многими музыка Андрея Петрова из кинофильма «Жестокий романс» режиссёра Эльдара Рязанова.
Так в трактовке самой известной пьесы драматурга перебросили мостик во времени. Сусанна Цирюк соединила конец XIX века и начало 2000-х и удивилась тому, что времена и нравы всегда одинаковы. Сусанна Цирюк, режиссер-постановщик : «Да, она бесприданница, да, мать хочет ее выдать. Мечтает, чтобы дочка вышла за сказочного принца, желательно, с капиталом арабского шейха. Абсолютно обыденные предлагаемые обстоятельства».
Рекомендации
- Упомянутые книги
- В Петербурге покажут «Бесприданницу» с отсылками на фильм Рязанова // Новости НТВ
- "Классное чтение": "Бесприданница"
- Действующие лица
- Онлайн просмотр
«Бесприданница»: краткое содержание и анализ произведения
Пьеса была закончена в конце 1878 г. Через несколько дней состоялась ее премьера в московском Малом театре. Смысл названия Название «Бесприданница» указывает на главную героиню и на ее жизненную трагедию. Лариса не имеет хорошего приданого, что в эпоху Островского было серьезным препятствием для брака. Основная тема произведения Основная тема произведения — трагическая судьба бесприданницы. Лариса — очень красивая, образованная, обладающая музыкальным вкусом девушка. Эти несомненные достоинства привлекают к ней поклонников. Но как только почитатели талантов Ларисы узнают, что она бедна, ухаживания прекращаются. Никому не нужна бедная жена, которую придется содержать. Харита Игнатьевна продолжает возлагать на Ларису большие надежды.
Она специально привлекает в дом молодых людей, заставляя дочь развлекать их. Старшая Огудалова признается, что в Ларисе совершенно нет женской хитрости. Если бы Лариса захотела, то уже давно бы «окрутила» богатого человека. Девушка ненавидит ложь и притворство.
Возможно, что именно эта параллельная работа задержала выход в свет «Бесприданницы», но скорей всего, задержка таилась в тщательности и не всегда присутствующем вдохновении. После написания произведения Островский читает «Бесприданницу» своим друзьям и коллегам, но многие не находят в драме ничего интересного, некоторые даже считают, что пьеса слишком нудная. И все же произведение выходит на сцену. Первая премьера спектакля проходит 10 ноября в Малом театре, через год произведение печатается в издании «Отечественные записки». На сцене «Бесприданница» появляется и в Москве, и в Санкт-Петербурге по несколько десятков раз.
На частных сценах и в провинциях драму играют до 200 раз. Но в итоге Островский понимает, что пьеса «не пошла» в массы. Объяснением этого стало то, что описанная в драме ситуация на тот момент была слишком распространенная и не вызывала особенного интереса у зрителя.
Итак, тысячник Лукьянычев, владевший несколькими успешными промыслами в Городце, в один прекрасный день решил съездить в Нижний Новгород за покупками. С собой взял бумажник с 27 тысячами рублей — огромной суммой для того времени, учитывая, что средняя зарплата заводского рабочего составляла 10 — 15 рублей. Лукьянычев собирался было сесть на пароход, но потом почему-то оказался в известном городецком трактире Чернышева, где устроил веселую попойку. В разгар вечеринки в трактир случайно зашла местная крестьянка Авдотья Гонобобелева. Уже изрядно напившийся тысячник, за неимением других дам, тотчас положил глаз на нее и пригласил к себе за стол. Лукьянычев сразу же попытался произвести впечатление на барышню, несколько раз доставал из кафтана бумажник, буквально набитый пачками денег, демонстративно вынимал очередные купюры и щедро оплачивал продолжение банкета.
Попутно он непристойно «лапал» и «лобызал» новую знакомую, намекал ей, что сразу после окончания мероприятия надобно «поехать в нумера»… Выпивал еще и еще, а в итоге свалился под стол. Когда уже перед закрытием заведения тысячника разбудили, он не увидел Авдотью, зато быстро обнаружил пропажу сразу 10 тысяч рублей! Как потом выяснилось, барышня в какой-то момент ухитрилась незаметно вытащить у ухажера бумажник, аккуратно вынуть оттуда несколько пачек денег, а потом засунуть бумажник обратно. После чего под предлогом «выйти в туалет» бесследно исчезла. Однако пропить в трактире сразу 10 тысяч тысячу месячных зарплат рабочего было все же затруднительно, посему делу был дан законный ход, и вскоре Гонобобелеву арестовали, а потом посадили в тюрьму. Правда, при обыске у нее нашли только 3 тысячи рублей, а куда делось остальное, она говорить отказалась. Лишь спустя некоторое время выяснилась любовная составляющая этой истории. Оказывается, дама уже несколько лет встречалась с рабочим местного литейного завода Шаталовым. Парочка, как и герои первого сюжета, состояла в близких отношениях, но жениться «разухабистый парень» наотрез отказывался, ссылаясь на нехватку денег.
Именно это «женское несчастье», как выяснилось, и подвигло Авдотью на грабеж. Так сказать, на приданое себе решила заработать! Большую часть вытащенных у Лукьянычева денег она тотчас отнесла своему суженому, заявив, что этих денег им хватит и на свадьбу, и на несколько лет совместной безбедной жизни. Но и в данном случае дама была коварно обманута. От вида хрустящих купюр, которые Шаталову было на заводе «век не заработать», он в ту же минуту потерял голову. Парень сразу же уволился с ненавистной работы и уехал в Нижний. Там Шаталов поселился поближе к местам увеселений — возле ярмарки, где попросту кутил и прогуливал добытые возлюбленной капиталы. Причем до того, как гуляку задержала полиция, его, в свою очередь, тоже обокрали. Родная тетка Шаталова случайно нашла у него часть денег и присвоила себе!
Островский в тот период работал уездным судьей и разбирал дело мужчины, мелкого чиновника Ивана Коновалова, который убил свою молодую жену. Считается, что трагический случай и лег в основу «Бесприданницы». Неизвестно, есть ли прототипы у героев пьесы.
Скорее всего, это собирательные образы, «герои своего времени». Островский всегда писал, что называется, на злобу дня. Предприимчивые купцы, бессильный мелкий чиновник, которому постоянно указывают на его место, мать, выставляющая дочь перед женихами словно на торгах, и сама героиня — молодая девушка, которая хочет и обеспеченной жизни, и большой любви.
Персонажи существуют в ярко и достоверно изображенной автором обстановке мещанского быта со своими житейскими проблемами. Плакат кино-картины «Бесприданница» Однако и на этой «бытовой» теме Островский не остановился. И не только о любви между мужчиной и женщиной.
В пьесе любовь — многозначное и символическое понятие. Это сострадание, сочувствие, жалость, и даже любовь-товар.
В Петербурге покажут «Бесприданницу» с отсылками на фильм Рязанова
Купцы решают, что один из них повезет Ларису в Париж, и, чтобы избежать ненужной конкуренции, бросают жребий. Девушка достается Кнурову. Возвращаются Паратов и Лариса. Она хочет знать, будет ли теперь его женой. Паратов обескураживает ответом: он обручен и не может расстаться с невестой. Лариса остается одна. К ней подходит Кнуров с предложением о Париже и полном содержании. Вскоре появляется Карандышев: он рассказывает Ларисе, что купцы разыграли ее между собой, словно вещь. Девушка принимает такое сравнение: если и быть вещью, то дорогой. Она хочет ответить Кнурову согласием вопреки уговорам Карандышева.
Оскорбленный жених стреляет в Ларису. На звук выстрела сбегаются купцы и Паратов. Умирая, девушка говорит, что сама выстрелила и ни на кого не держит зла. Оценить художественную ценность пьесы помогут некоторые факты, приведенные ниже: История создания «Бесприданницы». Считается, что сюжет пьесы основан на реальных событиях. Во время ее написания Островский работал мировым судьей и имел дело со всеми громкими преступлениями Кинешемского уезда. История убийства молодой жены местным жителем Иваном Коноваловым могла лечь в основу «Бесприданницы». Островский работал над пьесой долго, около четырех лет, отвлекаясь на создание других произведений. Все прочило успех: первые слушатели были в восторге, пьесу готовили к публикации и постановке на сцене.
Однако премьеры в Москве и Петербурге провалились с треском: общество не оценило свое уродливое отражение в «Бесприданнице». Лишь после смерти писателя пьеса обрела успех. Перов «Бесприданница»: тема и персонажи. Что хотел сказать пьесой Островский? Суть пьесы раскрыта в названии: судьбу главной героини решает наличие приданого, а не моральные качества. Человеческие отношения больше напоминают товарные — вот что хотел донести автор этим трагичным сюжетом.
Паратов, которого драматург характеризует как «блестящего барина», также не случайно обрёл свою фамилию на страницах пьесы: «паратыми» называли особо стремительную, неудержимую породу собак. Харита Игнатьевна, умеющая при необходимости и обмануть, и подольститься, носит фамилию «Огудалова», в основе которой глагол «огудать», означающий «оплести», «облапошить». По особой затаенности и сложности душевных переживаний, поэзии недосказанного «Бесприданница» как бы предвосхищает поэтику чеховской драмы. Не зря Островский замечал: «Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений».
Островский, Александр Николаевич.
Автор очень откровенно показал горькую судьбу героини и порочность общества. Однако ознакомиться с шедевром русской драматургии все-таки стоит. Если хотите проникнуть в глубокие замыслы, скрытые автором в пьесе «Бесприданница», краткое содержание по действиям быстро введет в курс сюжета: «Бесприданница»: Паратов приезжает в город. Первое действие отсылает читателя в город на Волге Бряхимов. Возле кофейни двое состоятельных купцов Кнуров и Вожеватов ведут разговор: в город возвращается судовладелец и «блестящий барин» Паратов. Он уехал год назад так стремительно, что забыл попрощаться со своей возлюбленной. Лариса Огудаева — одна из первых красавиц в городе, но, увы, из бедной семьи и совсем без приданого. Мать Ларисы хотела выдать дочь замуж и приглашала в дом самых разных женихов.
Одного из них арестовали прямо во время такого визита, и Лариса заявила, что пойдет за первого встречного. Ее давний воздыхатель, бедный чиновник Карандышев, тотчас посватался к девушке. Во время этого разговора в кофейню явились Огудаловы с Карандышевым. Последний приглашает купцов на званый обед в честь невесты. Лариса фамильярничает с другом детства Вожеватовым, провоцируя жениха на ревность. А когда в разговоре упоминают Паратова, Карандышев говорит о нем с ехидством и завистью, а девушка — с нескрываемым восхищением. Тем временем раздаются звуки пальбы в честь прибытия Паратова, а Карандышев и Лариса уходят. Вскоре в кофейню возвращаются все те же купцы, Паратов и провинциальный актер Робинзон так его назвал Паратов, когда забрал с безлюдного острова. Прибывший барин рассказывает о скорой женитьбе и богатом приданом — золотых приисках.
В честь этого он приглашает собеседников на мужской пикник. Однако те вынуждены отказаться, поскольку обедают у Карандышева. Во втором действии автор «Бесприданницы» переносит нас в дом к Огудаловым. К матери Ларисы приходит Кнуров и сетует, что Карандышев — неподходящий жених для ее дочери. Он предлагает свое покровительство и просит купить для невесты самый изысканный наряд — оплату счетов он возьмет на себя. Купец уходит, и Лариса рассказывает матери, что ждет скорейшего отъезда с мужем из города. Но Карандышев не торопится: он хочет задержаться в городе и показаться всем с красавицей женой, потешить свое самолюбие. Вместе с тем он долго и с презрением рассуждает, что город сошел с ума от приезда «промотавшегося кутилы» Паратова.
Но при этом Кнуров думает, что хорошо бы с такой барышней на выставку в Париж прокатиться.
Вожеватов же, надевая на себя маску дружбы, тоже имеет виды на Ларису Дмитриевну, но лишь для того, чтобы потешиться с ней. Рассказывает Кнурову, что ее мать очень хитра и своего не упустит, а вот Лариса Дмитриевна простовата, все чувствами живет и влюблена в Паратова, который 2 месяца ездил к ним в дом, а потом внезапно исчез. А Карандышев тут как тут и предложение сделал. И теперь Карандышев вместо того, чтобы тихо жениться и уехать в свое имение в деревню, везде возит Ларису Дмитриевну, хвастаясь ей, как вещью. Человек самолюбивый, завистливый , — говорит о нем Вожеватов. А Кнуров утверждает, что ему жаль Ларисы: Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует. И хорошего ювелира. В это время на бульваре появляются Карандышев, Огудалова и Лариса, которая садится на скамейку и всматривается в Волгу. Карандышев приглашает всех к себе на обед.
Кнурову и Вожеватову такое приглашение не по душе, но отказать просьбам Огудаловой, которая ссылается на то, что это обед в честь Ларисы, не могут. Уходят, обещая быть к обеду. Лариса подходит к Карандышеву и просит его поскорее закончить со свадебными делами и поскорее уехать в деревню от этой неискренности и фальши вокруг. Карандышев упрекает ее в том, что вся жизнь Ларисы до встречи с ним была похожа на сплошной табор и балаган. Лариса же отвечает ему: Если бы я не искала тишины, уединения, не захотела бежать от людей — разве бы я пошла за вас? Так умейте это понять и не приписывайте моего выбора своим достоинствам, я их еще не вижу. Я еще только хочу полюбить вас! Поддержите меня, мне нужно сочувствие; отнеситесь ко мне нежно, с лаской! Но Карандышев, помня свое унизительное положение в обществе до тех пор, пока не сделал Ларисе предложения, и ревнуя ее к Паратову вспоминает о нем.
Лариса же считает Паратова «идеалом мужчины». Она все еще его любит. В это время палят пушки с баржи на реке, видимо, приехал какой-то барин, в честь которого так салютуют. Лариса и Карандышев удаляются. Оказывается, это приехал на своей «Ласточке» Паратов. В городе его встречают как самого дорогого гостя. С собой он привез Робинзона, пьяницу, актера, которого он держит, чтобы развеять свою скуку. Вожеватову не терпится провести сделку, но еще больше ему хочется побыть в обществе Паратова и Кнурова. Вместе они решают развлечься.
Паратов сообщает им, что скоро женится, что невеста очень богата, а семья ее строга, но дает за дочь в приданое золотые прииски. Поэтому остались последние деньки свободы, и Паратов намерен разгуляться, устроить праздничное прощание своей свободе. Вожеватов и Кнуров сообщают ему о том, что Лариса выходит замуж и что Карандышев зовет всех на обед. Паратов решает присоединиться. Действие второе Дом Огудаловой. Кнуров приехал, чтобы поговорить с Огудаловой. Он недоволен тем, что она выдает Ларису за этого ничтожного человека.
Александр Островский
В книге собраны две знаменитые пьесы автора — «Гроза» и «Бесприданница». Но автор «Грозы», «Леса», «Бесприданницы» резко отличался от драматургов, писавших на «злобу дня» и потакавших сиюминутным интересам зрителя. Александр Николаевич Островский считал «Бесприданницу» одним из лучших своих произведений. Лишь через десять лет после смерти автора, во второй половине 1890-х годов, к «Бесприданнице» пришло признание зрителей; оно было связано прежде всего с именем.