Колонны НАТО к аэропорту подошли около 11 часов утра 12 июня 1999 года, при этом в течение нескольких часов вероятность прямого столкновения была чрезвычайно высока. Президент России Владимир Путин в интервью для документального фильма ВГТРК к 30-летию новой России рассказал, как принималось решение о взятии под контроль аэропорта Слатина в Косово в 1999 году. В ночь с 11 на 12 июня 1999 года двести российских миротворцев отправились в шестисоткилометровый марш-бросок до Приштины. Президент России Владимир Путин рассказал, почему было принято решение брать аэропорт "Слатина" в Косово в 1999 году.
Путин раскрыл детали советов относительно захвата аэропорта в Приштине в 1999 году
В июне 1999 года завершилась операция НАТО в Югославии, по итогам которой из Косово начался вывод югославских войск. В июне 1999 года эта весть взбудоражила мир – русский десант прямо перед носом натовского авангарда захватил аэропорт Слатина – ключевой объект в Косово. Нынешний президент России Владимир Путин во время работы на постах директора ФСБ и секретаря Совета безопасности России в 1999 году «благословил» российских военных на проведение операции по захвату аэродрома Слатина в косовской Приштине.
10 июня: «Балканский рубеж» – в марш-броске в Косово участвовали и тульские десантники
Путин уточнил, что Квашнин не рискнул согласовывать операцию с высшим военно-политическим руководством страны, в том числе с Минобороны, однако марш-бросок на Приштину совершил и аэропорт занял. Генерал пришел к главе Совбеза и интересовался его мнением, а после одобрения отдал приказ. А я ему так и сказал: «Если ты это считаешь целесообразным, так и делай» - пояснил Путин. Спецоперация батальона российских десантников нарушила планы НАТО, причем настолько, что «миролюбивый» Альянс даже заговорил о возможности конфликта с Россией.
Потерпев неудачу, британские пилоты улетели. Генерал Майкл Джексон, командующий группировкой сил НАТО на Балканах, вышел впереди танковой колонны и, повернувшись спиной к российским солдатам, начал жестами зазывать танки вперёд, двигаясь спиной к блокпосту. Находившийся на блокпосту гвардии старший лейтенант, командир взвода Николай Яцыков потребовал от генерала Джексона прекратить эти действия под угрозой применения оружия, заявив: «Если ещё раз ты сейчас скажешь слово, здесь и ляжешь. Яцыков, в свою очередь, приказал солдату спрыгнуть с брони и расчехлить ручной гранатомёт, направив в сторону танков. Таким образом была показана серьёзность намерений российской стороны. Британские танки остались на своих позициях, прекратив попытки прорыва на территорию аэропорта. Хотя командующий силами НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кларк приказал британскому генералу Майклу Джексону захватить аэродром раньше российской армии, британец ответил, что не собирается начинать третью мировую войну. Впоследствии известный британский певец Джеймс Блант, служивший в 1999 году в группировке НАТО, свидетельствовал о приказе генерала Кларка отбить аэродром у российских десантников. Блант заявил, что не стал бы стрелять в русских даже под угрозой трибунала. Кларк использовал необычные для нас выражения.
Доложил министру обороны Сергееву. И попросил его, чтобы Ельцин дал указание Черномырдину. Приходит телеграмма от Ельцина: «Добивайтесь прекращения бомбардировок». Там в итоге три наших батальона свои районы ответственности получили и предварительные распоряжения о подготовке к маршам. Десантники стали готовиться. Но МИД сомневался. Тогда решили одним батальоном зайти. И он должен был идти на Косовску-Митровицу. Но потом батальон пришлось перенацеливать. Решили - 200 человек идут своим ходом в Приштину и берут аэродром «Слатина» под контроль. В Косово это единственный аэродром, принимающий военные самолеты. Там дислоцировался сербский авиаполк. Мы берем аэродром - и они без нас никуда не денутся. И тогда уже начнем договариваться. Что и случилось. Но батальон действовал на территории, контролируемой натовской дивизией «Север». Распорядок дня американца изучили. И решили за 15 минут до его отдыха зайти и довести ему информацию. Что и сделали.
Интересно, что подробные обстоятельства данной операции до сих пор засекречены. За месяц до броска майор Юнус-бек Евкуров, находившийся в тот момент в составе международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, получил задание в составе группы военнослужащих подразделения российского спецназа скрытно взять аэропорт Слатина под наблюдение и подготовиться к прибытию основных сил. Задача была выполнена безукоризненно. К слову, натовским контингентом также планировалось установление контроля над этим объектом, причем дата выдвижения сил альянса они хотели выступить из Македонии планировалась на то же число — 12 июня. Русский характер За одну ночь российская колонна стремительно пролетела по балканским дорогам шесть сотен километров. Борта нашей техники были отмечены триколором, и в Сербии, в Косово, местное население, несмотря на позднее время, с радостью и воодушевлением встречало россиян. Машины забрасывали цветами, солдатам передавали еду и напитки. Кстати, участники того рейда вспоминали, что из-за такого приема скорость движения колонны приходилось временами сбрасывать. И все же к утру 12 июня русские уже были в Слатине. Натовцы болезненно отреагировали на подобные новости. К аэродрому выдвинулись английские танки, а вертолеты альянса предприняли попытку приземлиться на аэродроме. Правда, пара энергичных виражей наших БТР по летному полю заставили пилотов отказаться от посадки.
Путин раскрыл нюансы захвата российской армией аэропорта в Косово в 1999 году
В ходе беседы нынешний президент поведал о своей роли в марш-броске на Приштину, в ходе которого в ночь на 12 июня 1999 года батальон ВДВ взял под контроль ключевой аэродром в Косово раньше войск НАТО. Знаю, что он не рискнул это согласовывать с высшими должностными лицами, в том числе в министерстве обороны, но вот это было сделано. Со мной он на этот счет во всяком случае разговаривал и спрашивал мое мнение, а я ему так сказал, что если считаешь целесообразным, так и делай», — сказал Путин. Комментируя слова президента, Киселев заявил, что Путин стал «тем самым должностным лицом, который, если и не приказал, то уж точно благословил идею начальника генштаба Квашнина».
Атака века: как советские морские волки затопили корабль с четырьмя тысячами нацистов Первым батальоном НАТО, прибывшим на место, оказался механизированный корпус британских военных. Уже потом станет ясно: британцы готовились к штурму аэродрома — кроме лёгких бронемашин они привезли с собой и танки "Чифтен". Узкий подход к аэродрому войскам НАТО блокировали два российских блокпоста. Понимая, что подчинённые начинают тушеваться и мешкать, командующий группировкой сил НАТО на Балканах генерал Майкл Джексон вышел вперёд и пошёл в сторону российских военных, жестами приказывая следовать за ним. Ещё через секунду в паре метров от Джексона звонко щёлкнул затвор автомата.
Через секунду командир взвода российских десантников криком приказал генералу Джексону: "Не двигаться или ляжешь прямо тут! Генерал Кларк, известный своей жесткостью и несговорчивостью, приказал Джексону "захватить аэродром любой ценой, даже если придётся уничтожить русских". Однако развязывать третью мировую Майкл Джексон не стал — фактически он нарушил прямой приказ командования и вместо начала обстрела лишь окружил аэродром. Однако перебросить два полка ВДВ в Слатину не дали Венгрия и Румыния — руководство этих стран отказало в пролёте российских самолётов с техникой и солдатами через их территорию. Марш-бросок российских десантников на Слатину вошёл в историю как Приштинский бросок. За марш-бросок и операцию, о значимости и важности которой эксперты спорят до сих пор, майор Юнус-Бек Евкуров получил звание Героя Российской Федерации.
А натовцев, конкретно - англичан, мы увидели утром 12го, когда уже взяли аэродром. О сербах - Там была охрана? Обошлось без стрельбы. Ни единого выстрела. Стечение обстоятельств, величайшая для нас удача, счастье. Они обеспечивали наш проход. По сути, мы пулей промчались по автобану и к четырем утра 12 июня вышли на аэродром. Еще было темно. Едва рассвело, сразу перегородили полосу. Поставили два бэтээра с одного края ВПП и два - с другого. Мы боялись опоздать. И дело не только в натовцах. Косовских и албанских бандюганов тоже надо было опередить. Мы зашли буквально на минуты раньше. Вписались тютелька в тютельку. Помню два сербских танка на рулежке. Полк бомбардировщиков уже улетел, остался лишь авиатренажер. А он же стоит дороже самолета. Вот под прикрытием танков его и вытаскивали. Я вбежал в штаб, а мне навстречу идет сербский офицер. Оказалось, тоже комбат. Серб хотел пистолет подарить. Я отказался: "С ума сошел?! Куда мне потом с ним? Храню ее в рабочем кабинете, потом покажу. Хорошо, не отдал в музей истории ВДВ, иначе сгинула бы с концами... А тогда сербы ушли минут через двадцать. И танки исчезли. Нас мигом тут со всех сторон обложили бойцы так называемой албанской Освободительной Армии Косово. Мы получали информацию от группы разведчиков и принимали меры, соблюдали маскировку, убирали людей с линии возможного огня. Бойцы Евкурова работали очень профессионально, и Звезду Героя России он получил абсолютно заслуженно. А мы, повторяю, запрыгнули в последний вагон. Если бы пришли чуть позже, была бы бойня. Нас вовремя вывели. Чистая случайность. О Приштине - Как говорят? Люди уже знали о движении колонны и вышли на улицы, чтобы нас приветствовать. Весь город не спал. Крики, слезы радости, стрельба в воздух. Я приказал задраить люки и ни в коем случае не останавливаться. Ехать, ехать, ехать! Иначе потом не сдвинемся. Сербы бросали на бэтээры цветы, старались накормить, угостить вином и сигаретами, чуть ли не броню целовали. Кое-как прорвались сквозь Приштину, и вдруг - команда "стоп". В очередной раз. Июнь 1999 год. Российский силуэт аэродрома Слатина. Генерал сказал: "Приказано возвращаться в Боснию". Я опешил: "Столько проехали... Давайте выполним задачу, возьмем аэродром, защитим сербов, а уж потом пусть нас ругают". Николай Игнатов слышал этот диалог, он согласился со мной, скомандовал: "Вперед! Но я-то - человек подневольный, дали приказ - выполнил. Даже представить не могу, сколько пережили Рыбкин и Игнатов. Он присоединился к колонне уже в Сербии, сказал, что министр обороны России приказал обеспечить нашу проводку. Но он ехал отдельно на посольской машине. Потом на аэродроме я еще пару раз его видел... О вызове - Реально было удержать аэродром силами двух сотен бойцов? Требовался как минимум усиленный полк - с артиллерией, поддержкой авиации, мощнейшими ПВО, противотанковыми средствами. Мы взяли внезапностью, на это и делался расчет. До сих пор просыпаюсь в холодном поту, если снится та операция... На нас лежала колоссальная ответственность. Не только на генералах. Уже весь мир знал, что русские взяли "Слатину". Мы постоянно ощущали, что у нас за спиной страна. От ее имени мы бросили дерзкий вызов. И каждый из нас сознавал, что причастен к этому событию. А вдруг не сделаем, не справимся? Представляете мое состояние, волнение комбрига, Рыбкина, командующего ВДВ, всех, кто затеял захват аэродрома? Президенты двух держав по телефону обсуждали наш рейд. Куда уж выше? О яблочке - Это ведь, по сути, была первая такая серьезная история для вас, Сергей Евгеньевич? Так получилось. Я все-таки закончил академию, знаю. Были гораздо более значимые задания. Покруче, похлеще. Но надо учитывать контекст времени, реальные обстоятельства, положение дел в Российской армии. Думаете, было легко? В бюджете денег нет, запчастей для техники и комплектующих нет, офицерам месяцами не платили денежное довольствие, профессия военного потеряла престиж и уважение. Поэтому рейд и прогремел так резонансно, вызвав в народе подъем, ликование. В первый же день мы схлестнулись с англичанами. Они были очень серьезно настроены. Шли танковой колонной, а там наш БТР стоит, путь загораживает. Ну, британцы посмотрели и дальше внаглую полезли. Командир взвода старший лейтенант Николай Яцыков приказал бойцу спрыгнуть с брони и расчехлить гранатомет, направив в сторону танков. Те остановились и сдали назад. Потом уже начальство стало договариваться, уладили конфликт. Но в первые дни мы натовцев на территорию не пускали, полосу оберегали для своих. К тому времени морем, по воздуху из России стали прибывать силы и средства. Мы встречали войска, отправляли их в районы дислокации. С ним прибыли журналисты.
Внезапные русские В 7 утра 12 июня 1999 года две сотни русских десантников на пятнадцати БТРах и нескольких десятках автомобилей совершили быстрый марш-бросок и беспрепятственно заняли единственный на территории Косово аэропорт Приштины, «Слатина». На территории Югославии в то время происходили очень страшные вещи. Однако, довольно рискованная операция по захвату аэропорта проводилась без согласования Москвы с западными военными. Зато это позволило российскому командованию на несколько часов опередить войска альянса, так же двигавшиеся к аэропорту, и заявить о своих интересах на Балканах. Для НАТО маневр русских войск реально оказался полнейшей неожиданностью. Пытаясь наверстать упущенное, натовцы зашевелились, и уже спустя несколько часов после взятия аэропорта под российский контроль возле него появились английские танки и автомобили со спецназовцами. Небо над ажропортом заполнили британские "ветушки". Но российские БТРы стремительно выехали на взлетно-посадочные полосы, и не позволили им этого сделать. Попытка взять на испуг На земле первыми попытались вступить с русскими в контакт норвежские спецназовцы. Но тщетно. Тот решил лично положить конец «русскому беспределу», прибыл к аэропорту, встал впереди английских танков и стал жестами приказывать машинам двигаться в сторону их блокпоста.
10 июня: «Балканский рубеж» – в марш-броске в Косово участвовали и тульские десантники
Путин раскрыл нюансы захвата российской армией аэропорта в Косово в 1999 году | В ночь с 11 на 12 июня 1999 года двести российских миротворцев отправились в шестисоткилометровый марш-бросок до Приштины. |
Лёха-гранатометчик против НАТО. История броска на Приштину | Терминал аэропорта Приштины в 2013 12 июня 1999 оложениеПриштина Международный аэропорт, Косово, Югославия РезультатЗахват и установление российскими войсками контроля над единственным аэропор. |
Бросок на Приштину: как 200 российских десантников оказались один на один со всем НАТО | заместитель командующего ВДВ, Герой России, генерал-лейтенант Николай Игнатов рассказал «Звезде» о марш-броске на Приштину в ночь с 11 на 12 июня 1999 года. |
Путин раскрыл детали советов относительно захвата аэропорта в Приштине в 1999 году | 24 марта 1999 года началась военная операция НАТО «Союзническая сила» против Союзной Республики Югославия. |
Английский генерал Майкл Джексон
- С прибытием в Косово российского миротворческого контингента из края уходит бригада десантников
- 10 июня: «Балканский рубеж» – в марш-броске в Косово участвовали и тульские десантники
- Путин рассказал, как принималось решение о взятии аэропорта Слатина в Косово - Российская газета
- 12 июня 1999 года-Марш-бросок на Приштину
Марш-бросок российских десантников на Приштину 12 июня 1999
Марш-бросок на Приштину — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Марш-бросок на Приштину Война НАТО против Югославии, Косовская война Медаль «Участнику марш-броска 12 июня 1999 г. Босния-Косово» Дата 12 июня 1999 года. 12 июня 1999 года российские миротворцы силами батальона совершили марш-бросок по территории Боснии и Югославии и овладели аэродромом «Слатина» в Приштине. 24 марта 1999 года на территории Югославии разорвались первые бомбы и ракеты, сброшенные с самолётов НАТО.
Путин не считает дерзкой операцию военных РФ в аэропорту Приштины в 1999 году
Штаб Джексона связывался с бригадой США и им сказали, что американцы использовали свое право отказаться от операции. Через два часа позвонили и сказали, что операция возобновлена. Однако в то время плохие погодные условия сделали это невозможным. На следующее утро, в воскресенье, 13 июня, Кларк прибыл в штаб Джексона в Скопье. Кларку было указано, что русские изолированы и не могут быть усилены с воздуха, и что поддержка России была жизненно важной частью заключения мирного соглашения; противодействие им будет только контрпродуктивным. Кларк отказался принять это и продолжил отдавать приказ о блокировке взлетно-посадочной полосы, утверждая, что его поддерживает Генеральный секретарь НАТО. Джексон отказался выполнять приказы Кларка, как сообщается, сказав ему: «Я не собираюсь начинать Третью мировую войну за вас». Когда снова получил прямой приказ заблокировать взлетно-посадочную полосу, Джексон предположил, что британские танки и бронемашины будут более подходящими, зная, что это почти наверняка будет наложено вето британским правительством. Кларк согласился.
Джексон был готов уйти в отставку, а не следовать приказу Кларка. Министерство обороны Великобритании разрешило командующему британскими войсками Ричарду Даннатту использовать 4-ю бронетанковую бригаду для изоляции аэродрома, но не для блокировки взлетно-посадочных полос.
О действиях и поведении русских солдат с теплом вспоминал комбат миротворцев полковник ВДВ запаса Сергей Павлов. Он говорил, что молодые ребята, которые ни разу не были в серьезной переделке, проявили себя отлично. В нашем часто невзрачном солдатике из рязанской и вологодской глубинки был стержень, который выделял его на фоне внушительных британских, американских, французских военных. Итоги операции Под контролем России оказался единственный в регионе аэропорт, что давало ей возможность диктовать условия командованию НАТО.
В ходе переговоров российской стороне в Косово была выделена своя зона влияния, а косовские сербы получили защиту в лице наших миротворцев. Россия смогла поднять свой статус на международной арене, который заметно упал после неудачи в Чеченской войне. Миротворческий контингент русских десантников был доведен до 650 человек. Западные политики и пресса муссировали информацию, что во время противостояния солдаты ВДВ испытывали нехватку питьевой воды и еды. Однако это не правда. У солдат был пятидневный запас еды, а на территории аэропорта был склад с провиантом, из которого десантники делились с местными жителями.
Возможности для мирного урегулирования конфликта оказались исчерпаны ввиду позиции США и их союзников. Первоначально было задействовано 430 самолётов в дальнейшем их число возросло в 2,5 раза. Планировалось ограничить боевые действия авиаударами без проведения наземных операций. Поддержку оказывала морская группировка альянса 3 авианосца, 6 подводных лодок, 2 крейсера, 7 эсминцев, 13 фрегатов и др. Армия СРЮ готовилась к противостоянию и консультировалась с военными Ирака, имевшими опыт противодействия воздушным ударам в ходе американо-британской операции «Лиса в пустыне» в 1998 г. Войска были рассредоточены, а тяжёлая техника замаскирована. Для обеспечения скрытности комплексы ПВО минимизировали использование радаров и старались чаще менять дислокацию, чтобы увеличить свою выживаемость.
Гористая местность во многих районах Югославии, а также неблагоприятная погода, господствовавшая до конца весны, давали дополнительное преимущество югославским военным. Однако общее технологическое превосходство войск НАТО было подавляющим и делало их военно-воздушные силы практически неуязвимыми, по крайней мере на больших высотах. Начало боевых действий В результате операции «Орлиный глаз» в 1998—1999 гг. Чтобы избежать потерь от средств ПВО, всем самолётам альянса был установлен нижний предел высоты — 4572 м 15 000 футов. Принимались другие специальные меры, чтобы минимизировать риски для экипажей и избежать поражения гражданских объектов. Авиабаза Фэрфорд графство Глостершир, Великобритания. Национальное управление архивов и документации, Вашингтон.
Были нанесены первые удары с воздуха. Первоначальные цели включали главным образом объекты военной инфраструктуры: пункты управления и связи, систему ПВО и аэродромы. Среди прочих объектов были разрушены или сильно пострадали Варадинский мост в Нови-Саде 1 апреля , нефтеперерабатывающий завод в Панчеве 4, 12—13, 16 апреля , химический завод «Милан Благоевич» в Лучанах 5—7, 24 апреля , автомобильный завод «Застава» в Крагуеваце 9, 12 апреля , железнодорожный мост в Грделице 12 апреля. При бомбардировке аэропорта Батайница вблизи Белграда 17 апреля несколько кассетных бомб упало на дома местных жителей, от одной из них погибла трёхлетняя Милица Ракич. Под ударами с воздуха гибли мирные жители, включая албанских беженцев. Разрушение промышленных объектов приводило к сильным пожарам и выбросам в атмосферу вредоносных веществ. Софийская набережная, Москва.
Одновременно с началом операции интенсифицировались боевые действия в Косове между югославской армией и ОАК. Исход албанских беженцев с территории Косова приобрёл массовый характер. Вице-премьер В. Драшкович высказался о готовности к переговорам с косовскими албанцами. Однако столкновения в крае продолжались.
И я доложил командованию, что у меня нет связи с колонной — она появится минут через сорок, когда десантники пройдут горную гряду. И только тогда я смогу доложить, где находится батальон. Хотя связь, конечно, была. Но этого времени как раз хватало, чтобы наши успели захватить аэродром. И тогда никто бы уже не рискнул развернуть батальон обратно. Но с точки зрения военного искусства, я поступил правильно. Я не мог сорвать движение колонны, которая потом превратилась бы в дезорганизованную массу, и мы не выполнили бы главную задачу. Как удалось усыпить бдительность соседей, чтобы они не предприняли попыток помешать? И ушли на маршрут из-под носа американского контингента, чьи наблюдатели до самого прибытия десантников в Косово не знали, куда делась эта группа. Они думали, что колонна двинулась на железнодорожную станцию, где обычно происходит ротация войск — одни прибывают, другие убывают. А уже на подходе колонны к Сербии я принял этот батальон, чтобы провести его через две государственные границы. Что, сами понимаете, непросто. Я двигался на своей машине впереди колонны, привел ее в Белград, вывел из Белграда и уже на прямой в Косово передал командование батальоном генералу Заварзину — нашему спецпредставителю в штаб-квартире НАТО, который инкогнито вылетел из Брюсселя в столицу Сербии. Он пересел в мою машину и благополучно довел батальон до Приштины. А я вернулся в посольство и руководил операцией оттуда, получая указания из Центра. Читайте также Военные тайны: Зачем Россия обманывает ООН Реестр обычных вооружений подобен Международному дню борьбы с воспалением среднего уха «СП»: — Говорят, что когда американцам стало известно, что русские десантники захватили аэродром Слатина, Клинтон вышел на прямую связь с нашим президентом, требуя передать его войскам НАТО, или он прикажет высадиться там морской пехоте. И когда маршалу Сергееву доложили, что батальон прибыл в Приштину и занял стратегический аэропорт Слатина, господин Тэлботт был очень сильно разочарован и стал звонить Клинтону. Ну, дальше я уже не знаю. Может, Клинтон и угрожал Ельцину , я такой информацией не обладаю. Вокруг него вооруженные шайки ходили албанцев… — Да, опасность была, но мы по периметру авиабазы правильно расставили свои силы, чтобы с натовскими войсками не соприкасаться. Правда, один хитрый англичанин попытался разбить палатку рядом с нами и поднять над ней британский флаг. Чтобы сфотографироваться и доложить своему начальству, что находится в Приштине, на аэродроме Слатина. Но ему вежливо объяснили, что это наша территория и британский флаг тут не уместен, и он расстроенный, сразу удалился. Операция был скоординирована не только с праздником независимости России, но и с планами группировки НАТО по вводу в Косово своих войск. Мы знали достоверно, что они планировали утром 13-го июня войти в Косово. Вот из этого и исходили. Как он отреагировал? На вас пытались американцы выходить, англичане? Вы знаете, на меня никто не давил. Я был на тот период в военно-дипломатическом корпусе в Белграде самым высшим по званию: генерал-лейтенант. Кто на меня мог там давить? Какой-то военный атташе США, полковник или подполковник? Никто не давил абсолютно. Да им было и невдомек, что именно я дирижировал этим процессом. Наоборот, наши военные коллеги из других стран восхищались операцией, которая была нами проведена.
Актуальные новости Сербии и Балкан!
- Путин рассказал о решении по броску на Приштину | 360°
- Бросок на Приштину: как 200 русских десантников оставили с носом НАТО
- Смотрите также:
- Агрессия НАТО против Югославии 1999
- Навигация по записям
12 июня 1999 года-Марш-бросок на Приштину
Марш-бросок российских десантников на Приштину 12 июня 1999 | В июне 1999 года, во время операции НАТО в Югославии, аэропорт Слатина в столице Косова Приштине занял сводный батальон российских воздушно-десантных войск. |
25 лет назад авиация НАТО начала бомбардировки Югославии | Марш-бросок на Приштину — операция сводного батальона ВДВ ВС России, входящего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине (город Углевик), в город Приштина (Косово), целью которой было взятие под контроль аэропорта «Слатина». |
Югославия под ударом: «Союзная сила» «милосердного ангела»
В конце марта 1999 года страны НАТО принимают решение подвергнуть территорию Югославии бомбардировкам. Президент России Владимир Путин не считает операцию по захвату аэропорта Приштины, которую провели российские военные в 1999 году во время событий в Югославии, дерзким поведением. Марш-бросок на Приштину стал единственной победой страны в 90-х. Фотокорреспондент и военный обозреватель «АиФ» вспоминает о том, как осуществлялась операция в Косове в июне 1999 года. Начиная с 15 октября 1999 года аэропорт «Слатина» стал принимать и отправлять международные пассажирские рейсы, вновь получив статус международного аэропорта. В июне 1999 года, во время операции НАТО в Югославии, аэропорт Слатина в столице Косова Приштине занял сводный батальон российских воздушно-десантных войск.
12 июня 1999 года-Марш-бросок на Приштину
А мы, повторяю, запрыгнули в последний вагон. Если бы пришли чуть позже, была бы бойня. Нас вовремя вывели. Чистая случайность. О Приштине - Как говорят? Люди уже знали о движении колонны и вышли на улицы, чтобы нас приветствовать. Весь город не спал. Крики, слезы радости, стрельба в воздух. Я приказал задраить люки и ни в коем случае не останавливаться. Ехать, ехать, ехать! Иначе потом не сдвинемся.
Сербы бросали на бэтээры цветы, старались накормить, угостить вином и сигаретами, чуть ли не броню целовали. Кое-как прорвались сквозь Приштину, и вдруг - команда "стоп". В очередной раз. Июнь 1999 год. Российский силуэт аэродрома Слатина. Генерал сказал: "Приказано возвращаться в Боснию". Я опешил: "Столько проехали... Давайте выполним задачу, возьмем аэродром, защитим сербов, а уж потом пусть нас ругают". Николай Игнатов слышал этот диалог, он согласился со мной, скомандовал: "Вперед! Но я-то - человек подневольный, дали приказ - выполнил.
Даже представить не могу, сколько пережили Рыбкин и Игнатов. Он присоединился к колонне уже в Сербии, сказал, что министр обороны России приказал обеспечить нашу проводку. Но он ехал отдельно на посольской машине. Потом на аэродроме я еще пару раз его видел... О вызове - Реально было удержать аэродром силами двух сотен бойцов? Требовался как минимум усиленный полк - с артиллерией, поддержкой авиации, мощнейшими ПВО, противотанковыми средствами. Мы взяли внезапностью, на это и делался расчет. До сих пор просыпаюсь в холодном поту, если снится та операция... На нас лежала колоссальная ответственность. Не только на генералах.
Уже весь мир знал, что русские взяли "Слатину". Мы постоянно ощущали, что у нас за спиной страна. От ее имени мы бросили дерзкий вызов. И каждый из нас сознавал, что причастен к этому событию. А вдруг не сделаем, не справимся? Представляете мое состояние, волнение комбрига, Рыбкина, командующего ВДВ, всех, кто затеял захват аэродрома? Президенты двух держав по телефону обсуждали наш рейд. Куда уж выше? О яблочке - Это ведь, по сути, была первая такая серьезная история для вас, Сергей Евгеньевич? Так получилось.
Я все-таки закончил академию, знаю. Были гораздо более значимые задания. Покруче, похлеще. Но надо учитывать контекст времени, реальные обстоятельства, положение дел в Российской армии. Думаете, было легко? В бюджете денег нет, запчастей для техники и комплектующих нет, офицерам месяцами не платили денежное довольствие, профессия военного потеряла престиж и уважение. Поэтому рейд и прогремел так резонансно, вызвав в народе подъем, ликование. В первый же день мы схлестнулись с англичанами. Они были очень серьезно настроены. Шли танковой колонной, а там наш БТР стоит, путь загораживает.
Ну, британцы посмотрели и дальше внаглую полезли. Командир взвода старший лейтенант Николай Яцыков приказал бойцу спрыгнуть с брони и расчехлить гранатомет, направив в сторону танков. Те остановились и сдали назад. Потом уже начальство стало договариваться, уладили конфликт. Но в первые дни мы натовцев на территорию не пускали, полосу оберегали для своих. К тому времени морем, по воздуху из России стали прибывать силы и средства. Мы встречали войска, отправляли их в районы дислокации. С ним прибыли журналисты. Начальство сидело, решало. Все пошло в другом русле, явного противостояния не было, хотя нас постоянно пытались отодвинуть в сторонку.
Плановая ротация. На Балканах провел ровно год. Командующий российским контингентом KFOR генерал-лейтенант Валерий Евтухович предлагал остаться, но я сказал, что надо ехать домой. Поблагодарил и в июле 99-го попросил отпустить в Рязань. О возвращении - Командировка на Балканы считалась "блатной"? Предпочел бы говорить об ответственности. В моем отдельном батальоне было шестьсот контрактников, которые дислоцировались в четырех базовых районах в горах. И еще три поста наблюдения стояли высоко в горах. Очень несладкая работа! Хотя по тем временам оплачивалась она прилично.
Для меня тысяча долларов была большой суммой. Приехал в Рязань, квартиру купил... Правда, в "Слатину" нас не пустили. Сказали: нежелательно. Зато в Белграде принимали прекрасно. И в Боснию мы съездили, возложили цветы на месте дислокации нашей бригады в городе Углевик. Сербы звали командиром или комендантом. Не было такого. Надежный щит! Отец был подполковником, умер четыре года назад.
Очень хороший летчик... Евгений Константинович Павлов. Последнее место его службы - город Шяуляй в Литве. Сейчас там базируется авиация НАТО, а когда-то стояла наша дивизия, охраняла балтийское небо. Отец занимал должность летчика-инспектора. У меня и мать была военной, служила телеграфисткой в ракетной части. Все мое детство прошло в Литве. Когда-то в Шяуляе было две русские школы, где учились дети военных. Каждый год старался навещать родителей, отца вот похоронил, а поехать теперь не могу, запрет, нельзя.
Напомним, что НАТО наносило авиаудары по Союзной Республике Югославии которая в тот период состояла из Сербии и Черногории c 24 марта по 10 июня 1999 года, обвинив власти страны в этнических чистках и гуманитарной катастрофе в Косове.
Жертвами бомбардировок стали более 2,5 тысячи человек, в том числе 87 детей. Подпишитесь и получайте новости первыми Читайте также.
Еще один молодой офицер вызвал огонь на себя, когда его окружили.
Поэтому сцена из "Балканского рубежа" мне категорически не понравилась. Они участвовали в захвате аэродрома? Действительно, его группа была в районе "Слатины", серьезно там работала, без нее не случилось бы нашего успеха.
Евкуров четко сказал: "Мы вели разведку и держали обстановку на аэродроме под контролем". Вступление российских войск в Приштину. Фото: Getty Images О Рыбкине и Игнатове - А вы знали, что под летным полем "Слатины" находится подземный город, и прежде там базировался полк фронтовых истребителей-бомбардировщиков югославской армии?
Думаю, наше начальство было в курсе. Генерал-майор Валерий Рыбкин отвечал за российский десант в составе миротворческих сил в Боснии и Герцеговине, служил старшим оперативным группы ВДВ. Им полагалось заранее знать.
А я видел: что-то готовится, но детали услышал только 10 июня. Меня вызвали в штаб в тот момент, когда Игнатов с Рыбкиным решали, идти на гусеницах по горам или на бэтээрах по автобану. Николай Иванович - замечательный человек.
Прошу, отметьте его и Рыбкина в тексте, а? Об этом хорошо рассказано в документальном фильме "Разворот над Атлантикой". Июнь 1999 года.
Равнение - на флаг! А под огнем оказался Игнатов. Он потом признавался, что постоянно висел на волоске, его задергали приказами: вперед - назад, стой - иди...
И финальное решение, как прорываться в Приштину, он принимал сам, на нем лежала основная ответственность. Если бы что-то пошло не так, Николая Ивановича сделали бы крайним. Повторяю, Игнатов - мужественный, волевой человек, пожалуй, наиболее уважаемый в десантных войсках за последние десятилетия.
Он и здоровье подорвал, болеет... О стратегии... А мы, значит, решили сыграть на опережение?
Год после дефолта. В экономике бардак. Страна на коленях.
Никто с нами не считается, не учитывает геополитические интересы России... На самом верху понимали: надо заставить себя уважать, показать характер. Выбор пал на "Слатину".
Кроме нас, там были три бригады - американская, турецкая и сводная: шведский, норвежский, финский батальоны и по взводу от Литвы, Латвии и Эстонии. Обычно на совещания в штаб я ездил по средам, а тут вдруг вызвали в пятницу. Ну, я понял: что-то будет.
Мой батальон стоял на мусульманской стороне, в двенадцати километрах от американской базы, а наш штаб и первый батальон располагались на сербской территории в сорока четырех километрах за горным перевалом. Раз приказали - сел и поехал. Кстати, наш рейд в прессе часто называют марш-броском, хотя это ускоренное передвижение воинского подразделения по пересеченной местности, по сути, спортивное упражнение.
Мы же решали боевую задачу. Надо было овладеть объектом, закрепиться и удерживать его до подхода главных сил, обеспечив высадку десанта. Аэродром Слатина.
Вспомните, ребята! Примерно столько получалось по автобану, ведущему через Белград на юг, в сторону греческих портов. Через горы было намного ближе и короче.
Но там ведь нет надежных дорог. К тому же мы понимали: любой подрыв, завал, разобранный мост - и все, хана. Оба варианта наверняка просчитывали и в Москве , в Генштабе, но окончательное решение спустили вниз на командира бригады, на Игнатова.
Помню этот разговор: идем по горам на гусеницах, на боевых машинах или на колесах, на бронетранспортерах по шоссе. Выбрали второе. Расчет делался на внезапность.
Вот и все. Дальше уже действовали мы. Комбриг определил: готовность к началу движения - пять часов утра 11-го.
Позвонил мне в четыре: "Привет! Какое там? Даже не ложился!
Николай Иванович уточнил: "Готов? Ответил по уставу: "Так точно! Сначала мы выдвинулись в район сосредоточения у населенного пункта Биелина, километрах в шестидесяти от нашей базы.
Туда подошли средства усиления. По первоначальному замыслу колонна планировалась значительно более крупная. Хотели взять тяжелую инженерную технику, экскаваторы, подъемный кран, тракторы...
Чего там только не было! В последний момент генерал Рыбкин с комбригом Игнатовым решили: все лишнее не берем, максимально облегчаемся. В итоге осталось шестнадцать бронетранспортеров и двадцать семь машин - масло- и топливозаправщики, автомобиль спутниковой связи, грузовики с продовольствием.
Все прочее оставили. Время уже поджимало. Начали движение часов в одиннадцать дня.
Кого увез в Югославию, тех и вернул домой. Все остались живы и здоровы. Ни одна мать не проклинала комбата Павлова...
Это лучшая моя награда... Когда союзнички поняли, что к чему, колонна далеко ушла. Якобы при взлете в самолете оторвался баллон с кислородом и начал гулять по салону.
Ну, летчики и решили вернуться. Нам не успели воспрепятствовать, понимаете? Конечно, я ждал, что попробуют перехватить.
Поэтому мы и гнали без остановок. Бронетранспортеры, груженые "Уралы", автопоезда с прицепами... А натовцев, конкретно - англичан, мы увидели утром 12го, когда уже взяли аэродром.
О сербах - Там была охрана? Обошлось без стрельбы. Ни единого выстрела.
Стечение обстоятельств, величайшая для нас удача, счастье. Они обеспечивали наш проход. По сути, мы пулей промчались по автобану и к четырем утра 12 июня вышли на аэродром.
Еще было темно. Едва рассвело, сразу перегородили полосу. Поставили два бэтээра с одного края ВПП и два - с другого.
Мы боялись опоздать. И дело не только в натовцах.
Поскольку эта операция выходила за рамки недавно подписанного соглашения о вводе сил НАТО в Косово на следующий день, национальные правительства имели право вывести свои войска, а французское правительство вывело свой батальон. Британские парашютисты просидели у вертолетов «Чинук» на раскаленном кукурузном поле большую часть дня, прежде чем встать, чтобы подготовиться к переезду на следующий день в Косово.
В 5 часов утра 12 июня Британская 5-я воздушно-десантная бригада начала вылет в Косово из Скопье, чтобы захватить 10-мильное ущелье Качаник , чтобы 4-я бронетанковая бригада могла пройти к Приштине. Оттуда ведущим разведывательным отрядом в гонке на Приштину командовал британский капитан Джеймс Блант. Солдаты ФСК первыми вошли в контакт с российскими войсками в аэропорту и доложили о происходящем генералу Джексону. Вечером Джексон вылетел на вертолете в Приштину для проведения пресс-конференции, а затем отправился на встречу с генералом Виктором Заварзиным , который командовал небольшим российским отрядом.
Согласно другим источникам, был еще один русский человек по имени «полковник Баранов», который на самом деле был командиром подразделения спецназа , контролировавшего авиабазу и всю миссию. Этот человек постоянно носивший маску , также известный под кодовым именем Волкодав рус. Офицер неоднократно наблюдался во время первоочередных российских миссий по всему миру, хотя его настоящая личность остается неизвестной. Укрывшись от проливного дождя в разрушенном терминале аэропорта, Джексон поделился с Заварзиным фляжкой виски, что привело к потеплению отношений, хотя «полковник Баранов» категорически отказался участвовать в разговоре.
В тот вечер генерал Кларк все еще казался одержимым возможностью переброски дополнительных российских войск, хотя НАТО контролировало воздушное пространство.
Бросок на Приштину: как российские десантники нарушили планы НАТО на Балканах
В июне 1999 года завершилась операция НАТО в Югославии, по итогам которой из Косово начался вывод югославских войск. Марш-бросок на Приштину — операция сводного батальона ВДВ ВС России, входящего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине (город Углевик), в город Приштина (Косово), целью которой было взятие под контроль аэропорта «Слатина». 20 лет назад российские миротворцы совершили молниеносный рейд из Боснии на Приштину, заняв единственный в Косово аэропорт «Слатина» и затем отбивая попытки сил НАТО вторгнуться на его территорию. А операция 1999 года? - В том числе и она. Операция готовилась самым тщательным образом, в полном секрете, естественно, целый ряд деталей и спустя 21 год останутся нетронутыми по понятным причинам.