21 января - в Музее-квартире Аллилуевых в Санкт-Петербурге откроется выставка "Ленин не умер!".
Как на самом деле
- «Вы что, собираетесь жить после меня?» Исполнилось 100 лет со дня смерти Владимира Ленина
- ЗАСЛУЖИВАЕТ ЛИ ЛЕНИН ТОГО, ЧТОБЫ БЫТЬ ПОХОРОНЕННЫМ?
- Генконсул КНР в Казани принял участие в мероприятии к 100-летию со дня смерти Ленина
- 100-летняя годовщина со дня смерти Ленина. Фото дня
- Владимир Павленко: к 100-летию смерти Владимира Ильича Ленина / ИА REX
Памятные мероприятия по случаю 100-летней годовщины со смерти Ленина прошли на Красной площади
В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» должен с честью и достоинством носить ее, самоотверженно трудиться, активно бороться за повышение производительности труда, совершенствовать свою боевую выучку, содействовать усилению боевой готовности войск, быть образцом соблюдении трудовой и воинской дисциплины, выполнении своего гражданского и воинского долга. Юбилейная медаль «За доблестный труд За воинскую доблесть В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» после смерти награжденного остается вместе с удостоверением к ней в его семье для хранения как память. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» изготовляется из латуни и имеет форму правильного круга диаметром 32 мм. На лицевой стороне медали на матовом фоне расположено рельефное профильное изображение В. Ленина, повернутое влево. В нижней части — дата «1870—1970». На оборотной стороне медали на матовом фоне размещены: в верхней части по окружности надпись «За доблестный труд» или «За воинскую доблесть», под ней — изображение серпа и молота и надпись «В ознаменование 100-летия со дня рождения В. Ленина»; в нижней части медали — маленькая пятиугольная звездочка. Края медали окаймлены бортиком. Медаль при помощи ушка и овального звена соединяется с прямоугольной колодкой, имеющей по бокам выемку.
Вдоль основания колодки идут прорези, внутренняя ее часть покрыта шелковой муаровой лентой красного цвета шириной 24 мм. На ленте четыре продольные желтые полоски: посередине — две, по краям — по одной. Колодка имеет на оборотной стороне булавку для прикрепления медали к одежде.
Ленин стал советским «местом памяти» Пьер Нора , инструментом сборки идентичности советского человека.
Без множества образов Ленина — положительных и отрицательных, парадных и карикатурных, романтических и гротескных — невозможно представить культуру ХХ века. Значит ли это, что Ленин жив и продолжает влиять на нас сегодня, через 100 лет после своей смерти? Приглашаем к обсуждению вопросов: В чем можно искать причины появления в России харизматического лидера такого типа? Почему он всё-таки победил?
Каким было отношение Ленина к России и русскому народу?
И, возможно, мы это еще можем увидеть во время правления Владимира Путина. Любой политик мечтает совершить такой поступок, чтобы потомки запомнили его в истории на долгие годы. В принципе Путин уже может похвастаться тем, что является президентом более 20 лет. Но, наверняка, ему хочется запомниться чем-то другим. Сейчас мы наблюдаем как проходит СВО. Таким образом нынешние власти хотят решить проблему довольно агрессивного соседа, который готов вступить в НАТО, создать угрозу на российских границах.
Ленин же, возражая им, указывал, что марксистская схема меньшевикам «застилает глаза». Возможно, буржуазия должна была выступать в качестве таковой, но тем не менее русская буржуазия оказалась не на «высоте положения», встала на сторону самодержавия, предав действительную революционную силу России — крестьянство, с которым Ленин и предлагал заключить союз революционной марксистской партии.
А о крестьянах он писал следующее: «В русской деревне появился новый тип — сознательный молодой крестьянин. Крестьяне собирались группами, обсуждали свое положение и мало-помалу втягивались в борьбу: толпами шли они против крупных землевладельцев, жгли их дворцы и усадьбы или отбирали их запасы, захватывали хлеб и другие жизненные припасы, убивали полицейских, требовали передачи народу земли громадных дворянских поместий. Но наиболее показательным было поведение русской буржуазии в лице ее политических представителей после февраля 1917-го. Профессора, знаменитые адвокаты, думские витии, они произносили пламенные речи, писали умные брошюры, заседали в бесчисленных комиссиях и комитетах. Но так и не сумели организовать жизнь в городах, включая самое необходимое — обеспечение продуктами питания, налаживание работы транспорта, не смогли что-либо противопоставить разгулу преступности, утвердить дисциплину в армии, успокоить многомиллионное крестьянство и хотя бы объяснить ему, как правительство собирается ответить на их чаянья, не удержали отпадающие национальные окраины бывшей империи. Впоследствии в эмиграции лидер кадетов В. Набоков с горечью признавал эту политическую импотенцию правительств либералов-февралистов: «В первое время была какая-то странная вера, что все как-то само собой образуется и пойдет правильным организованным путем… Имели, например, наивность думать, что огромная столица со своими подонками, со всегда готовыми к выступлению порочными и преступными элементами, может существовать без полиции или с такими безобразными и нелепыми суррогатами, как импровизированная, щедро оплачиваемая милиция, в которую записывались и профессиональные воры, и беглые арестанты. Аппарат, хоть кое-как, хоть слабо, но все же работавший, был разбит вдребезги. И постепенно в Москве и Петербурге начала развиваться анархия».
Да и в период Гражданской войны белые, политическое руководство которых состояло из тех же буржуазных либералов и правых социалистов, не сумели противопоставить железной твердыне большевистской республики сколько-нибудь крепкий государственный организм. Об этом А. Деникин: «Ни одно из правительств имеются в виду антибольшевистские правительства времен Гражданской войны — Р. Большевики… бесконечно опережали нас в темпе своих действий, в энергии, подвижности и способности принуждать». Но самое важное было в другом — слишком экзотично выглядели буржуазные европейские либералы с их рассуждениями о конституции, народном представительстве, суверенитете нации в патриархальной, крестьянской России. Вспоминается исторический анекдот о восстании декабристов, согласно которому солдаты, которых вывели на Сенатскую площадь начитавшиеся французских просветителей дворяне, думали, что Конституция — это имя жены царевича Константина… За сто лет в России, полагаю, мало что изменилось, и крестьяне, слушавшие кадетского оратора во время избирательной компании в Учредительное собрание, понимали мудреные словеса столичного профессора не менее причудливо… Ведь и еще через сто лет, во время избирательной компании уже в постсоветскую Госдуму 1993 года, простые избиратели, послушав выступление либерала-гайдаровца, после слов «в макроэкономике мы — монетаристы» потихоньку покидали зал, твердо решив в душе голосовать за Жириновского, который, мол, говорит понятнее. Либералы в России даже в наши дни находятся в цивилизационном диссонансе со страной, в которой они живут, но которую так и не хотят понять и принять; а что уж говорить о России 1917 года — стране крестьян-общинников, которые носили бороды, имели фольклорно-религиозное мировоззрение и слыхом не слыхивали о демократии и парламентаризме. Либеральный путь развития той России был практически невозможен. Перед Россией, беременной рабоче-крестьянской, низовой, народной революцией, стоял иной выбор — коммунизм или фашизм.
В значительном количестве стран периферии тогдашнего капитализма, таких же аграрно-индустриальных отсталых обществах был реализован именно фашистский в широком смысле слова сценарий модернизации. Возьмем к примеру Италию. Устрялов в своей интереснейшей книге, посвященной итальянскому фашизму, описывает состояние Италии перед приходом к власти Муссолини и его «чернорубашечников». Читая это описание, ловишь себя на мысли, что он говорит о России начала ХХ века. Устрялов пишет: «Италия — страна, главным образом, аграрная: земледельческого населения в ней вдвое больше, чем связанного с промышленностью 10 и 5 миллионов ». Но то же самое можно сказать и о русском парламентаризме, который с самого своего возникновения в 1905 году был куцым и вялым, а когда он освободился от диктата самодержавного государства, то вообще показал свою недееспособность даже защитнику идеалов Февраля Колчаку пришлось избавиться от депутатов «Учредилки», которые лишь грызлись и вносили сумятицу, и перейти к личной диктатуре. Наконец, характеристика итальянской буржуазии у Устрялова мало отличается от того, что Ленин писал о русской либеральной буржуазии: «Итальянская буржуазия, с своей стороны, проявляла и социальную, и моральную неподготовленность стать действительным ферментом государственного порядка». Но одно очень важное и, как мы увидим впоследствии, оказавшееся ключевым отличие все-таки было. Итальянское крестьянство имело довольно-таки большую прослойку зажиточных фермеров — «кулаков» и близких к ним более или менее благополучных индивидуальных собственников или арендаторов земельных наделов.
Согласно данным 1911 года, вместе они составляли более 5 миллионов человек, тогда как сельскохозяйственных батраков было несколько меньше — около 4 миллионов. Этим Италия напоминала Германию, где в 1930-е гг. Зажиточные землевладельцы-крестьяне, а также средние слои деревни вкупе с городскими средними слоями: служащими, торговцами, ремесленниками и составили социальную базу фашизма. Это признают практически все его исследователи: как марксистские, вроде современного историка А. Галкина, так и либеральные, как тот же Б. Более того, это хорошо понимали сами фашисты: французский поклонник Муссолини К. Эймар писал: «Фашизм — это… восстание среднего класса против национального распада». Отсюда видно, что послужило той «железнодорожной стрелкой», которая перенаправила локомотив российского общества начала ХХ века в сторону победы большевистской революции. Конечно, это была неудача реформы П.
Как известно, целью столыпинской реформы было разрушение крестьянской общины и создание прослойки крестьян-фермеров, которые стали бы опорой царского режима в отличие от общинников, которые выказали свою склонность к бунтам еще во время аграрных волнений 1902—1903 гг. А что бы было, если бы реформа удалась и кулацкий слой в российской деревне оказался бы крепким и жизнеспособным, а главное — многочисленным? Те, кто в наши дни создает культ П. Столыпина, обычно отвечают известной фразой самого реформатора, брошенной им в адрес революционеров: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия». Вот только мало кому приходит в голову, что эта «Великая Россия» была бы фашистской.
Сто лет со дня смерти Ленина
21 января 1924 года, сто лет назад, после продолжительной болезни скончался Владимир Ленин. 21 января прошли торжественные мероприятия, приуроченные к 100-летию со дня смерти В.И. Ленина. 21 января 2024 года исполняется 100 лет со дня смерти Ленина.
Реквием по вождю
- Комментарии
- Главное меню
- Настройки шрифта:
- Тело Ленина сохранили на целый век: как это удалось - Hi-Tech
- Я вижу солнце-молот днем: к 100-летней годовщине со дня смерти Владимира Ильича Ленина
- Пантократор нового века. К 100-летию со дня смерти В.И. Ленина - 22.01.2024 Украина.ру
Могучий взрыв эмоциональных чувств народа: к 100-летию со дня смерти Ленина
В воскресенье, 21 января исполнится ровно 100 лет со дня смерти Владимира Ильича Ленина, легендарного революционера и первого вождя как большевистской, а потом и Cоветской России, так и, как говорили, мирового пролетариата. Прошло 100 лет со дня смерти Ленина. 21 января исполняется 100 лет со дня смерти одного из самых влиятельных и противоречивых политических лидеров XX века — Владимира Ильича Ленина. После смерти Ленина прошло 100 лет — но он по-прежнему лежит в мавзолее на Красной площади. В Омске о смерти Ленина стало известно 22 января, в половину девятого.
№1.2024. Рустем Вахитов. Ленин – спаситель России от фашизма
И 100 лет с ним. Рано утром, в шесть утра, мой добрый друг Захар Прилепин прислал мне чудесный стих американского поэта Майкла Голда. 21 января 2024 года отмечается 100-летие со дня смерти Владимира Ильича Ленина, выдающегося революционера, лидера Октябрьской революции, создателя и первого руководителя Советского государства. После февральской революции 1917 года Ленин вернулся в Россию, выступил с докладом (известным, как апрельские тезисы).
Столетие Ленина
Малыши наперебой загалдели: - Он придумал больницы и школы! И маму, и папу. А буржуи пришли бы и нас убили. Один мальчик даже заявил, будто бог не любил Ленина, потому что Ленин сильнее и добрее его. Дескать, бог только обещал людям хорошую жизнь, и никогда не помогал. А Ленин всем помог. Теперь жить станет плохо, потому что бог станет людям мстить, а Ленин не сможет заступиться. Вот какую дикую смесь в неокрепшем мозге ребенка может дать гремучий коктейль из строгого религиозного воспитания дома, коммунистической пропаганды и воинствующего атеизма с антирелигиозных плакатов. Это есть наш последний и решительный бой Впрочем, нельзя обвинять детей в том, что они стали жертвой назойливой пропаганды. В таком возрасте критическое мышление отсутствует и малыши верят всему, что говорят взрослые. Брошюра с "народными" легендами" переиздавалась больше 10 раз Совсем другое дело, когда новую мифологию создают солидные старцы.
В том же 1925-ом, из московской типографии вышел еще один «шедевр» под названием «Ленин и Кучкук-адам. Народное сказание». Имя автора сего творения история не сохранила. Если верить аннотации, то этот сюжет на всех языках перепевают акыны Средней Азии, а этнографы только составили синопсис на русском. В этом эпосе ханы всего мира корчились в судорогах с того момента, как только родился Ленин. Они пытались нанять лучших убийц, но те в ужасе отказывались от пудов золота, только узнав, на кого от них требуют поднять руку. Лишь самый мерзкий колдун на свете Кучкук-Адам оказавшийся переодетым шайтаном, согласился погубить Ленина. Далее описывается эпичная битва в степи. Кучук-адам насылает на Ленина гром и молнии, призывает хтонических чудищ из самой преисподней, но Ильич повергает их чудесным мечом. Степные животные как могут помогают Ленину.
Птицы приносят целебные травы, сайгаки поят уставшего Ильича молоком, лисы и волки зализывают ему тяжелые раны. Но Кучук-адам превратился в женщину, отравил пулю ядом змеи, появляющейся на свете раз в сто лет, и тяжело ранил Ленина. Но тут сама змея не выдержала такого беспредела и осталась недовольна, что ее яд был использован так подло, поэтому она появилась на земле раньше срока и ужалила проклятого колдуна. Ильичу же пресмыкающееся принесло черный камень, который тут же исцелил борца за счастье народа. В первом издании книги встречаются узбекские, таджикские, казахские и киргизские слова. То есть, скорее всего «эпос» был состряпан человеком, который, возможно и не бывал в Средней Азии. Зато, в переиздании 1930-го года, все эти ляпы были подчищены, и книгу назвали «туркменским народным сказанием», записанном в 1925-ом году в согдийском городе Канибадам. Соотвествено и многие имена в книге стали туркменскими. Упоминания Преисподней и шайтана из книги беспощадно вырезали, так что стало непонятно, чего это одни мифические существа Ленину помогают, а другие вредят. И битва в степи стала менее эпичной.
Одно дело убить самого шайтана, а совсем другое колдуна, который подрабатывает киллером. Сказка ложь, да в ней намек Если имя автора «народного среднеазиатского эпоса» история не сохранила и сейчас трудно судить было ли это фальсификацией по госзаказу, или какой-то акын в самом деле нашел вдохновение в сложившейся политической ситуации, то определить, чьей фантазии принадлежит «казахская народная сказка» про Ленина труда не составило. Этнограф Файзуллина записала её якобы со слов степнячки в ауле на восток от Оренбурга, то есть на территории современной Актюбинской области. В отличие от «эпоса» эта «народная» сказка, не может похвастать динамичным сюжетом. Тут Ленин-батыр, всего лишь пришел в трусливому Николай-хану то есть Николаю Второму и предложил ему трудный выбор: либо биться до смерти, либо поделиться. Ленин-батыр предложил Николай-хану забрать себе белую кость, то есть баев и купцов, да еще и все из богатства в придачу, а ему отдать черную кость, то бишь простой народ. Глупый и трусливый Николай-хан с радостью согласился. Но радость была преждевременной. Белая кость работать не хотела и не умела, и вскоре вся вымерла от голода, да еще и хана уморила. А черная кость, быстро построила новый мир, где все бесплатно могли брать еду и одежду, сколько душа пожелает.
Ленин-батыр только научил, как это делать правильно. Кажется, так доходчиво идеи марксизма-ленинизма простому народу еще никто не объяснял. Графоманы километрами писали сказы, былины, сказки, эпосы, народные песни», где фигурировал Ленин, как спаситель человечества.
И Ленин — центральный персонаж, главный герой. Человек, равный Христу, посеявший зерна социального, человеческого реванша — справедливости. Сегодня многие пытаются осмыслить, распознать наследие Ленина. Десятки ученых по обе стороны океана ломают копья в интерпретациях. Лично мне достаточно посмотреть на архитектуру современного мира, чтобы стал понятен масштаб фигуры Владимира Ильича. Посмотрите на Африку, нашу дружбу с Африкой и вспомните фундамент этой дружбы. Это Ильич, сокрушивший колониализм. Это знают африканцы и арабы. Я уже рассказывал : в Алжире, где с витрин книжных магазинов смотрит на прохожих, прищурившись, Ильич. На три Корана приходится одна книга о Ленине — конечно, на родном арабском языке.
Другие называют злодеем, по вине которого миллионы людей стали жертвами красного террора. О деятельности Владимира Ильича Ленина знает большинство наших соотечественников. В ДНР объявлен день траура по жертвам агрессии со стороны ВСУ, Шесть новых храмов строят и ещё восемь готовят к возведению на юге Москвы, Минюст России сформирует единый для всей страны правовой статус многодетной семьи. Расскажем о главных событиях этого дня. Карта епархий.
Когда наша очередь подошла к Дому Союзов было уже ранее утро, что-то около шести. Поднялись по лестнице. Что творилось в душе - передать невозможно. Траурные мелодии. Люстры, затянутые черным крепом. Венки, цветы. Их великое множество и становится с каждым часом все больше. Тоска, боль. Мы уже совсем близко подходим к залу. Слышатся приглушенные рыдания. Самим тоже хочется рыдать. На глазах пелена и, как мы напрягаемся, чтобы рассмотреть дорогое лицо Ильича почти ничего не видим. Не успели оглянуться, как уже подвинулись к выходу. Бежим домой. Все уже, разумеется, встали, на ногах. Никто на нас не обращает внимания, не спрашивает, где пропадали ночь, откуда возвратились. И так ясно, но только вечером пришел Серго и вручил нам пропуска, дающие право в любое время пройти в Колонный зал. К сожалению, не сумели мы с Лидией сохранить свои пропуска. Зато пропуск, выписанный на имя мамы, бережем, как дорогую реликвию. У гроба Владимира Ильича мы видели многих его соратников, родных, близких. Глубокая невыразимая печаль была написана на лицах Надежды Константиновны, Анны Ильиничны, руководителей партии - М. Калинина, Ф. Дзержинского, И. Сталина , Серго Орджоникидзе, М. Фрунзе, старых большевиков, представителей рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, армии и флота. Как-то возвращаясь домой, застали Серго. Он был взволнован, с возмущением упоминал имя Троцкого. Как будто на этот счет может возникнуть вопрос. Правильно ему ответили: поступайте, как сами считаете нужным. И он не приехал... Не счел для себя необходимым проводить Ильича в последний путь... Тем временем поток приехавшх со всех концов страны, из многих стран мира не уменьшался, а все возрастал и возрастал. Люди шли проститься с Лениным... Довелось мне быть на траурном заседании II съезда Советов, посвященного памяти Ильича. Заседание открыл Григорий Иванович Петровский. Потом со словами прощания выступил Михаил Иванович Калинин. Вслед за ним на трибуну поднялась Надежда Константиновна Крупская. Зал слушал ее стоя и так было тихо, что малейший шорох отдавался в ушах. Говорила она приглушенным голосом. Помню ее просьбу: не давать своей печали по Ильичу уходить во внешние почитания его личности. Она призывала не устраивать ему памятников, дворцов- всему этому, по выражению Надежды Константиновны, Ильич придавал так мало значения, так тяготился всем этим.
Какой памятник Ленину можно увидеть в России
- Как на самом деле
- 100-летняя годовщина со дня смерти Ленина. Фото дня
- ФЕЙК: В 2024 опубликуют завещание Ленина, и СССР возродится | Пикабу
- 100 лет со смерти Ленина
Надо ли закапывать Ленина: мавзолей революционера ожесточил спор кандидатов в президенты
Заявлять на этом основании, что мы с точки зрения западной демократии политически менее развиты и являемся политически отсталым народом, ни в коем случае нельзя. У российского народа такое отношение к высшим руководителям страны сложилось исторически на протяжении многих столетий и это стало его ментальной чертой. Следует заметить, что Православная церковь во главе с Патриархом Тихоном, несмотря на все коллизии, имевшиеся между церковью и Советской властью, откликнулась с исключительно проникновенными словами в адрес усопшего. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идеи всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ. Грядущие века да не изгладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. Выделено нами — В. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй, христианской душе».
Многие миряне обращались к Патриарху Тихону на предмет возможности панихиды по Ленину. На что он ответил: «Владимир Ильич Ленин не был отлучен от православной церкви высшей церковной властью, и поэтому всякий верующий имеет право и возможность его поминать». Регулярно смотрю канал «Спас», который является лучшим среди других телевизионных каналов в популяризации духовного и культурного наследия и возрождения России. К сожалению, на канале время от времени имеются передачи, в которых Советский период в истории российского государства преподносится исключительно в негативном плане. У неосведомленного зрителя вполне складывается впечатление, что ее суть заключалась, прежде всего, в расстреле священников, уничтожении церквей и монастырей. Совершенно игнорируется исторический подход в освещении событий того периода. Речь не идет об умолчании фактов. Необходимо о них говорить, но в духе того времени, периода Гражданской войны, в которой жестокость и насилие имели место со стороны всех противоборствующих сил.
В годы Гражданской войны все ее участники, так или иначе, были повязаны большой кровью. Говорить о том, что «красные» - убийцы, а «белые» и открыто вставшая на их сторону Церковь — «пушистые и добрые» - это антиисторично. Современное церковное руководство должно признать в качестве исторического факта, что преобладающая часть священноначалия Русской церкви выступила в поддержку Временного правительства в ходе Февральской буржуазной 1917 года, желая освободиться от бюрократической опеки со стороны государства в лице Обер-Прокурора, установленной Петром I, и одобрила насильственное отречение Царя Николая II. В реалии после свержения Царя к решению вопросов по выходу страны из жестокого кризиса оказалась способной только партия большевиков и ее беззаветные сторонники. Партия была на тот момент наиболее идейно-сплоченной политической организацией молодых и энергичных ее членов средний возраст 32-33 года , прошедших суровую школу политической борьбы с царским режимом. Большевикам пришлось, подобно Петру I и его окружению, поставить Россию на дыбы, чтобы направить страну в созидательное русло, пройдя все круги ужаса Гражданской войны. В воспоминаниях П. Чагина, второго секретаря Азербайджанской компартии в 20- годы, касаясь своих встреч с С.
Может, детсадовское воспитание так влияет : Или мне просто нравятся солдатики, которые там красиво стоят и молча показывают руками, куда идти. Конечно, то, что на главной площади страны лежит покойник, это очень странно и дико. Но мне, если честно, будет жалко, если Ленина похоронят. Какой-то деятель искусства сказал, что Ленин это арт-объект -- и я с ним согласна. Для меня его мумия это вещь из того же ряда, что и летатлин и башня Татлина, дома-коммуны, стихи Маяковского -- это памятник мечтателям 20х годов, которые сломали вроде бы незыблемое, сделали вроде бы невозможное и планировали сделать ещё больше -- бросить вызов самой смерти. В какой-то степени им это удалось.
Слава советским учёным, разработавшим технологию, которая позволяет сохранять мёртвое тело уже 100 лет! Это не по-человечески, да. Но человеческое и большевистское редко сходились.
Важным событием дня памяти В.
Ленина стало открытие после ремонта Дома-музея В. Ленина, где также побывал губернатор. Напомним, что первый ленинский музей в истории и единственный, открытый при жизни В. Ульянова Ленина , начал свою работу 10 декабря 1923 года.
Им и в голову не приходит, что помимо либеральной альтернативы развития, кстати говоря довольно-таки неправдоподобной для аграрной дореволюционной России, была и еще одна. И если бы она реализовалась, то нашу страну ждал бы гораздо худший вариант развития событий. Есть такой крупный американский социолог Баррингтон Мур-младший, который, к сожалению, почти неизвестен у нас, но считается классиком исторической и сравнительной социологии на Западе. Он был специалистом по СССР, работал в центре русских исследований в Гарварде и еще в 1960-е годы написал и опубликовал фундаментальный труд «Социальные условия диктатуры и демократии» который перевели на русский язык лишь через 50 с лишним лет — в наши дни. В нем он отмечает, что все страны, которые играют сколько-нибудь значимую роль в современном мире, прошли путь от аграрного общества к индустриальному, современному, который в науке называется модернизацией. Но вопреки уверенности либералов, которые склонны отождествлять модернизацию с установлением рыночного капитализма и либеральной демократии, история знает не один-единственный, не допускающий отклонений, а целых три варианта модернизации. Это и упоминавшийся уже демократический капитализм, и кроме него еще и капитализм недемократический, или фашизм, а также «реальный коммунизм». Первый вариант реализовался в истории Англии, США и Франции, второй — в истории Германии и Японии, третий — в истории России и Китая разумеется, Мур рассматривал только самые крупные страны, воплощающие тот или иной путь модернизации, при желании к странам либеральной модернизации можно присовокупить другие западноевропейские государства, к странам фашистской модернизации — Италию Муссолини и Испанию Франко, к странам коммунистической модернизации — Корею, Вьетнам, Кубу. Хотя симпатии Мура-младшего явно на стороне либеральной демократии, он признает, что все три пути потребовали огромных кровавых жертв, сопровождались революциями, гражданскими войнами и диктатурами это несколько необычно для профессионального советолога, которые любят представить либеральную модернизацию как благостный и мирный процесс, а вот по поводу коммунистических революций, репрессий и террора склонны не без удовольствия поморализировать. Мур ставит в своей книге важный вопрос: «Почему же Англия и Франция вошли в современный индустриальный мир через ворота либерализма, Германия, Италия или Япония — через ворота фашизма, а Китай, Вьетнам и Россия — через ворота коммунизма?
Англия и Франция в начале процесса модернизации уже представляли собой общества с развитыми городами, сильным и готовым бороться за свои права городским населением и прежде всего буржуазией и ослабленными, не способными на организованное и длительное сопротивление крестьянством и аристократией. Германия и Япония, напротив, располагали слабой буржуазией, нуждающейся в поддержке полуоппозиционных прогрессивных слоев аристократии и чиновничества, а крестьянство в этих странах при всей его многочисленности и забитости так и не смогло подняться и развернуть крестьянскую войну. Что же касается России и Китая, то здесь на закате аристократических режимов буржуазия была слаба, аристократия практически вся выродилась, зато крестьянство обладало мощной революционной энергией и вполне было способно в протестном порыве разрушить существующие режимы. Что оно и сделало под руководством узкой прослойки городских пролетариев и коммунистических партий. Итак, либеральный путь развития возможен там, где есть сильная буржуазия. Причем сила ее должна быть настолько велика, что она не нуждается в союзниках. Фашистский путь открывается там, где смыкается слабая буржуазия и сильная, перешедшая к коммерческой деятельности аристократия, чиновничество и «средние» городские слои. Они, подавив зреющий бунт беднейшего крестьянства и пролетариев, производят «революцию сверху». Антидемократизм фашизма и объясняется тем, что он и приходит на сцену истории как инструмент контрреволюции, подавления «низовой революции», альтернатива коммунистической «модернизации снизу». Коммунистический путь развития характерен для стран со слабой, попавшей в подчинение государству, недоразвитой буржуазией и выродившейся аристократией, но с сильным, энергичным, склонным к неповиновению и восстаниям крестьянством и радикальной городской интеллигенцией.
Исходя из рассуждений Мура хорошо видно, что либеральный путь развития для России ХХ века был практически нереален. Лишь 29 российских городов имели население, превышающее 100 000 человек и лишь 2 — Москва и Санкт-Петербург — были «миллионниками» напомню, в империи проживало около 180 миллионов человек! Поэт и писатель Андрей Белый иронизировал, что, кроме Петербурга, в России: «…русские города представляют собой деревянную кучу домишек». А ведь не случайно класс собственников средств производства и капиталов — буржуазию — принято именовать именно так, то есть горожанами. Капитализм развивается в городах сельские буржуа — уже вторичный феномен , и преимущественно больших, «мировых городах», где люди разобщены, оторваны от традиций, предоставлены сами себе — а значит, существуют предпосылки для развития частной инициативы в самых разных областях — от политики и техники до торговли. Во всяком случае именно так дело обстояло на Западе в эпоху Нового времени. Так оно и было в России начала ХХ века. Только после реформы Столыпина у крестьян появилась возможность продать свой участок земли и навсегда остаться в городе, превратившись в настоящего городского рабочего. Да и российский капиталист был зачастую тот же патриархальный купец, только в цилиндре и лайковых перчатках, и он совсем был не похож на веберовского буржуа с его «протестантской этикой» и «духом капитализма». Сегодня много пишется о том, что значительное число старообрядцев-заводчиков на самом деле не являлись даже частными собственниками: заводы и капиталы были лишь на них записаны, а принадлежали старообрядческим общинам.
И это не говоря уже о том, что значительный сегмент дореволюционного российского капитализма составлял иностранный капитал. Показателен такой конкретный пример. Царское правительство понимало, что Россия нуждается в своей национальной буржуазии, и поэтому стремилось всячески ее поддерживать. В России начала ХХ века существовало беспрецедентно лояльное по отношению к предпринимателям законодательство. Не случайно публицисты-народники той поры утверждали, что капитализм в России насаждается «сверху» и является вполне искусственным. Но оборотной стороной этого протекционизма явилась зависимость русской буржуазии от государства, ее слабость и несамостоятельность и в общем-то нежелание каких-либо кардинальных перемен в стране. Эти черты русской буржуазии и представлявших ее политических деятелей ярко выявила революция 1905 года. Как известно, в самом начале этой революции русские буржуазные либералы, от которых деятели революционного лагеря ожидали активности, последовательности и твердости их французских «предшественников» в аналогичный исторический период, пошли на соглашение с самодержавием, удовлетворившись куцыми «свободами», дарованными царем. Разногласия между лидерами меньшевиков и В. Лениным в это время и свелись к тому, что меньшевики выступали за союз социал-демократов с русской буржуазией, утверждая, что в условиях буржуазно-демократической революции именно буржуазия должна была выступать как центральная движущая сила.
Ленин же, возражая им, указывал, что марксистская схема меньшевикам «застилает глаза». Возможно, буржуазия должна была выступать в качестве таковой, но тем не менее русская буржуазия оказалась не на «высоте положения», встала на сторону самодержавия, предав действительную революционную силу России — крестьянство, с которым Ленин и предлагал заключить союз революционной марксистской партии. А о крестьянах он писал следующее: «В русской деревне появился новый тип — сознательный молодой крестьянин.
Путин готовит Россию к захоронению тела Ленина
Он погрузился в марксистские сочинения, был одним из тех, кто организовал борьбу рабочих против самодержавия. После победы революции Ленин оставался у власти несколько лет. Умер он 21 января 1924 года после продолжительной болезни. В России установлены тысячи памятников Ленина, а в знаменитом мраморном мавзолее на Красной площади покоится его забальзамированное тело.
Ленин явился в историю в судьбоносный и самый драматический период истории мировой цивилизации. Тогда именно в этот период существование нашей цивилизации оказалось перед вопросом — быть или не быть. Ленинская эпоха государственного возрождения России, становление России Советской, составила всего пять лет. От собирания России из руин Гражданской войны до самого главного проекта 20-го столетия — первого в мире социалистического государства — СССР. А сколько ещё было начато им и оставлено продолжателям в качестве планов и набросков! Ленинские планы задали импульс развитию страны на десятилетия вперёд. В трудах Ленина заложено было послание к будущим поколениям, заложены такие смыслы, которые даже через столетия будут восприниматься последующими поколениями людей как живые цветы. Поколение 50-х, 60-х, 70х годов жили счастливо, мы были уверены в счастливом будущем.
Вот отрывок стихотворения С. Поэт дал краткую характеристику Ленину: Для нас условен стал герой, Мы любим тех, что в черных масках, А он с сопливой детворой Зимой катался на салазках. И не носил он тех волос, Что льют успех на женщин томных. Он с лысиною, как поднос, Глядел скромней из самых скромных.
Он открыто признавал ошибки и всю энергию направлял на достижение настоящих показателей.
Это в полной мере соответствует нашему сегодняшнему кредо.
К сожалению, не сумели мы с Лидией сохранить свои пропуска. Зато пропуск, выписанный на имя мамы, бережем, как дорогую реликвию. У гроба Владимира Ильича мы видели многих его соратников, родных, близких. Глубокая невыразимая печаль была написана на лицах Надежды Константиновны, Анны Ильиничны, руководителей партии - М.
Калинина, Ф. Дзержинского, И. Сталина , Серго Орджоникидзе, М. Фрунзе, старых большевиков, представителей рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, армии и флота. Как-то возвращаясь домой, застали Серго.
Он был взволнован, с возмущением упоминал имя Троцкого. Как будто на этот счет может возникнуть вопрос. Правильно ему ответили: поступайте, как сами считаете нужным. И он не приехал... Не счел для себя необходимым проводить Ильича в последний путь...
Тем временем поток приехавшх со всех концов страны, из многих стран мира не уменьшался, а все возрастал и возрастал. Люди шли проститься с Лениным... Довелось мне быть на траурном заседании II съезда Советов, посвященного памяти Ильича. Заседание открыл Григорий Иванович Петровский. Потом со словами прощания выступил Михаил Иванович Калинин.
Вслед за ним на трибуну поднялась Надежда Константиновна Крупская. Зал слушал ее стоя и так было тихо, что малейший шорох отдавался в ушах. Говорила она приглушенным голосом. Помню ее просьбу: не давать своей печали по Ильичу уходить во внешние почитания его личности. Она призывала не устраивать ему памятников, дворцов- всему этому, по выражению Надежды Константиновны, Ильич придавал так мало значения, так тяготился всем этим.
Хотите, - подчеркнула Крупская, - почитать память Владимира Ильича - устраивайте ясли, детские сады и т. Все участники съезда продолжали стоять, пока Надежда Константиновна, закончив свое выступление, не села на свое место в Президиуме. На трибуне - И. Сталин, произносит клятву. От имени Центрального Комитета партии, от имени всех коммунистов.
И от нашего, молодежи, имени, думала я, тоже. По-ленински жить, учиться и работать - вот отныне наш девиз. Оживает в памяти день 27 января. Накануне, с ноля часов, доступ колонн трудящихся был прекращен. Семь утра.
Мама с Зинаидой Гавриловной Орджоникидзе и мы с сестрой направляемся в Колонный зал. Серго, а также другие видные деятели партии и советского государства уже там. Подхватывают все, кто в зале. Потом раздаются мощные звуки Интернационала. Они медленно движутся к выходу, направляясь к Красной площади, туда, где уже выстроен в дереве временный мавзолей.
Он почти не изменился первоначальный Мавзолей, только дерево заменено мрамором и гранитом. Начиная с 10 утра и до 16 часов мимо гроба прошли многочисленные колонны трудящихся - представителей всех районов столицы.
«Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!»
Главная Новости Вологды На злобу дня. Врио Филимонов напомнил вологжанам о важной дате: Сегодня 100 лет со дня смерти По завершении Круглого стола на лестнице особняка Бранта состоялось торжественное открытие выставки «Увековечить образ», посвященной 100-летию со дня смерти В. И. Ленина. Посетители узнают интересные факты об истории Горок после смерти Владимира Ильича, в годы Великой Отечественной войны и о музеефикации усадьбы. 22 апреля в России отмечают 150 лет со дня рождения Владимира Ленина. 21 января, в 100-ю годовщину со дня смерти вождя мирового пролетариата, состоялось возложение венков и цветов к Мавзолею В.И. Ленина.