про то, как тема ответственности учёного вошла в интеллектуальный оборот.
ГДЗ по обществознанию 8 класс Боголюбов | Страница 79
В отношении чести имени в большинстве своём учёные очень требовательны, им не безразлично, каким образом добыта истина. Проявление нравственной ответственности ученых включает в себя следующие аспекты. Сегодня предельно остро стоит проблема нравственной ответственности ученых за свои открытия. Истинными учёными являются не просто интеллигентные и профессиональные люди, добившиеся фурроров в научных исследовательских работах.
В чем проявляется нравственная ответственность ученых?
Наука - главный двигатель прогресса, поэтому играет очень большую роль в развитии современного общества. Функции науки: 1. Управление обществом: наука воспитывает мировоззрение в гражданах, а также строит определенный фундамент менталитета. Служит двигателем развития: появляется всё больше современных технологий и разработок.
Гораздо шире становится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и экономики. Наивно думать, что действия, поведение отдельного ученого скажутся на возникновении или протекании того или иного кризиса.
Им не безразлично посредством чего были достигнуты результаты их трудов. Они минуют использования уже наработанных кем-то до них материалов, так как в ином случае работа уже не будет являться исключительно их собственной заслугой и велика вероятность сделать не уникальную работу. В этом плане большинство деятелей науки чистоплотны и плагиат для них недопустим ни на одном из этапов труда.
Что касается применения на практике учёных достижений, то это тоже является чувствительным с нравственной стороны для их авторов.
Ученый в своей деятельности естественным образом несет ответственность, если можно так выразиться, общечеловеческого характера. Он ответствен за полноценность вырабатываемого им научного «продукта»: от него ожидается безупречная требовательность к достоверности материала, корректность в использовании работы своих собратьев, строгость анализа и прочная обоснованность делаемых выводов.
Информация
НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО — проблема этики науки, профессиональной этики ученого — исследователя, изобретателя, проектировщика, конструктора и др. в чем проявляется нравственная ответственность ученых? в чем проявляется рост влияния науки на современное общество? Нравственная ответственность учёных проявляется в нескольких аспектах: Интегритет и честность исследования: Учёные должны следовать высоким стандартам этики в своей работе.
Нравственная ответственность ученых: важность для общества
Правильный ответ на вопрос«в чем проявляется нравственная ответственность ученых? в чем проявляется рост влияния науки на современное общество? » по предмету Обществознание. Но ученые и специалисты не могут не думать и об опасностях неконтролируемого прогресса, в частности неконтролируемого промышленного роста, и в особенности об опасностях военного применения достижений науки. Таким образом, «Азиломарский моратории» по Ирану можно считать прототипом проявления учеными своей ответственности перед лицом опасности, могущей достичь размеров широкого народного бедствия, масштабов кризиса. Нравственная ответственность ученого достаточно широкое понятие и включает в себя такие аспекты: 1. Моральный уровень мотивации деятельности— отношение к процессу создания чего-то нового.
Социальная и нравственная ответственность ученого
Таким образом, нельзя ждать гармонии как в межличностных отношениях, так и оптимального развития отношений с деловыми партнерами, если мы не будем руководствоваться нравственными представлениями, которых требуют эти отношения, и не возьмем на себя нравственные обязанности. Вопрос о том, существует ли особая нравственная деятельность, является спорным. Но, видимо, деятельность по воспитанию детей, формированию экологического сознания, педагогическая деятельность настолько насыщена нравственной составляющей, что можно говорить о специфической нравственной деятельности. Результатом этой деятельности должна стать гармоничная, нравственно развитая личность. Возникнув и существуя в качестве атрибутивного элемента любого общества, мораль выполняет определенные функции. Регулятивная функция. Здесь два аспекта. Во-первых, мораль регулирует отношения между людьми, коллективами, группами и т. Во-вторых, мораль регулирует отношения между должным и сущим. Речь идет о том, что в обществе всегда имеются определенные представления о нравственных нормах, моральных качествах личности, добродетели и т. Но наше реальное нравственное поведение и нравственные поступки не всегда в полной мере совпадают с этими представлениями.
Можно ли измерить степень доброты человека или его нравственного долга по отношению к семье, родителям? Короче говоря, наше реальное нравственное поведение в различной степени приближается к должному, т. Мораль участвует в формировании личности. Требования морали, воспринятые человеком, интериоризуются им, отпечатываются в нем как черты характера, нравственные качества и выступают как внутренние побуждения его поступков. Если говорить об этом в категориях морали, то речь идет о превращении нравственных обязанностей личности в нравственные потребности, когда человек уже не может поступить иначе. В таком случае нормы морали становятся мотивацией его поведения. Мораль влияет на экономическое развитие общества. Прежде всего это выражается в отношении к труду, поскольку в основе развития общества лежит производство материальных благ. Человек должен иметь экономическую свободу, жить в демократическом обществе. Гуманный человек есть продукт гуманных обстоятельств.
Таким образом, нравственная культура личности влияет на экономику общества. Мораль влияет на другие формы общественного ценностного сознания. Существует связь морали и политики. Известно, что моральный фактор в войне играет особую роль. Мораль влияет на право. Например, проблема гуманизации законов, вопрос о правовом обеспечении эвтаназии. Во всех религиях можно выделить нравственное содержание— заповеди Моисея, Нагорная проповедь Иисуса Христа, нравственные основы конфуцианства и других религий. Связь морали и науки ставит в современном обществе такие проблемы, как ответственность науки за использование научных открытий, этика ученого. Общественное мнение осуждает различного рода отступления от этических норм науки. Например, плагиат, т.
В таком случае встает проблема ответственности ученого. Наука же сама по себе нравственно нейтральна. Законы природы не затрагивают интересов человека. Они не могут нам нравиться или не нравиться. Наука объективна, бесстрастна. Другое дело, в чьих руках она находится. Может ли быть наука объектом моральной оценки?
Ученые должны обеспечивать конфиденциальность и анонимность участников исследования, соблюдать принцип информированного согласия и гарантировать, что никакой вред не будет причинен участникам в процессе и после исследования. Дополнительно, ученые должны проявлять нравственную ответственность в отношении природы и окружающей среды.
Использование животных в исследованиях должно быть объективным и не жестоким, а эксперименты на людях должны быть предварительно обоснованы, прошли рецензию и не представляют угрозы для здоровья и безопасности. Значение нравственной ответственности для науки и общества Нравственная ответственность ученых играет важную роль в развитии науки и ее влиянии на общество. В центре этой ответственности лежит не только выполнение научных исследований с высоким качеством и честностью, но и принятие морального обязательства перед обществом. Нравственная ответственность ученых проявляется во многих аспектах и имеет множество положительных последствий. Во-первых, она способствует созданию доверия общества к научному сообществу. Когда ученые придерживаются высоких норм этики и морали, они стремятся к объективности и истине, что делает их исследования более достоверными и авторитетными. Во-вторых, нравственная ответственность ученых помогает предотвращать научные злоупотребления и этические нарушения. Когда ученые осознают свою моральную ответственность, они более внимательны к возможным последствиям своих действий и принимают меры, чтобы избежать вреда, как физического, так и морального. Наконец, нравственная ответственность ученых имеет значительное значение для общества в целом.
Ученые являются авторитетами в своих областях знания и имеют потенциал оказывать значительное влияние на общественное мнение и принятие решений.
Что касается применения на практике учёных достижений, то это тоже является чувствительным с нравственной стороны для их авторов. То есть учёным отнюдь не все равно как будет применяться их детище. Будет ли оно использовано в гуманных целях или нет - очень важно для создателя. Большинство учёных тщательно следят за судьбой своих изобретений, и если замечают безнравственное применение, то резко протестуют против этого, опираясь на авторские права.
Необходимо отметить также роль консультанта, которую сегодня часто приходится выполнять ученым. При этом следует подчеркнуть различие между ролью эксперта-рецензента и ролью эксперта-консультанта в данном случае.
И хотя ученые могут не знать, каковы будут практические последствия того или иного открытия, они слишком хорошо знают, что «знание - это сила», и притом далеко не всегда добрая, а потому должны стремиться к тому, чтобы предвидеть, что принесет человечеству то или иное открытие. Ведь при наличии такого стремления больше шансов своевременно распознать возможные нежелательные эффекты применения результатов научной деятельности. В последнее время широкое признание получает так называемый «принцип предосторожности». XX столетия дискуссий вокруг экспериментов в области генной инженерии, в частности - работ с рекомбинантной ДНК.
Значимость для общества
- Предметы за 8 класс
- В чем проявляется нравственная ответственность ученых ? -
- Ответственность ученых —
- Лучший ответ:
- § 2. Этические проблемы науки и ответственность ученого
- ACADEMIC MORAL RESPONSIBILITY TO SOCIETY IN THE MODERN WORLD
В чём проявляется нравственная ответственность учёных?...
Это принцип, ставший непререкаемым законом: «прежде всего не вреди». Эрлих выдвинул и мужественно отстаивал другой принцип: «прежде всего приноси пользу». Ясно, что они выходят далеко за рамки одной лишь медицинской науки, имеют самое широкое общее значение. Такие проблемы встают многократно, и здесь нет абсолютного рецепта. Каждый раз ученые должны взвешивать «за» и «против» и брать на себя ответственность, как поступать. На другой чаше — многообещающее, но до конца неизведанное лечебное средство с опасностью вторичных, быть может, тяжелых побочных явлений.
Верующие находят Бога и признают его как собственного судью, олицетворение вечного бытия, в котором люди могут ощущать свою значимость и сопричастность к чему-то высшему, наполненному глубоким смыслом. Религия предлагает человеку картину мира, наполненную прежде всего морально-ценностным смыслом, способствует зарождению мировозренческих зерен. Одна из главных функций религии, мировозренческая. В картине мира, которую она предлагает человеку, обозначено место человека в ней. Картина базируется на первичности Бога, относительно мира человеческого, его способности вмешиваться во все процессы и события.
Благодаря такой целостной картине, религия способствует формированию основных направлений деятельности человека, его системы ценностей моральных и нравственных, жизненных ориентиров. Возникновение религиозного сознания стало возможным с появлением человечества, во-первых потому, что человек является предком созданного Богом человека, а во-вторых, потому что с появлением первых общин на земле, у них стали появляться различные божества. Первым, эту теорию подверг сомнению Чарльз Дарвин, а в последующем к нему присоединились и многие ученые. Считающие, что человек произошел от обезьяноподобного предка.
Гораздо шире становится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и экономики. Наивно думать, что действия, поведение отдельного ученого скажутся на возникновении или протекании того или иного кризиса.
Одно дело, когда мотивацией ученого служит бескорыстная приверженность к науке, страсть к познанию, жажда сделать мир и жизнь людей лучше - то есть высоконравственные мотивы. Другое, когда тщеславный порыв к славе, желание увековечить свое имя или же наладить карьеру затуманивает рассудок, что, в свою очередь, приводит к формировании лженауки, присвоении чужых достижений ит. Вторую сторону стоит связать с особенностями научной сферы.
В чём проявляется нравственная ответственность учёных?
Мне кажется, что ученые должны нести нравственную ответственность за свои изобретения и открытия. Нравственная ответственность ученых также проявляется в регуляции использования экспериментальных протоколов и методик. Новости Новости. Мне кажется, что ученые должны нести нравственную ответственность за свои изобретения и открытия. В чем проявляется нравственная ответственность ученых? в чем проявляется рост влияния науки на современное общество? Новости Новости.
В чём проявляется нравственная ответственность учёных?
Главная ственность учёных стоять на страже науки и научного прогресса. Они стоят на страже ляют знания в пользу человечества. Нравственная ответственность ученых также подразумевает объективность и точность в передаче результатов исследований.
§ 11. Наука в современном обществе — Проверим себя — 4 — стр. 93
Рубрика: Как пишется Нравственная ответственность — это важная черта, которая должна присутствовать у каждого ученого. Ученые в своей профессиональной деятельности имеют особую ответственность перед обществом и будущим поколением. Одним из проявлений нравственной ответственности ученых является честность и правдивость в своих исследованиях. Ученые должны представлять результаты своей работы без искажений и манипуляций, давая возможность обществу получать достоверную информацию о мире. Такой подход способствует развитию науки и помогает принимать рациональные решения в различных областях жизни. Другим важным проявлением нравственной ответственности ученых является этичность их исследований.
Ученые должны соблюдать этические принципы при работе с живыми организмами, человеческими пробами и конфиденциальными данными. Такой подход не только защищает права и интересы участников исследований, но и способствует созданию доверия общества к научным исследованиям. Нравственная ответственность ученых также проявляется в публичном обсуждении и анализе результатов исследований. Ученые должны вести открытый и объективный диалог, разделять свои знания и опыт с другими учеными и широкой публикой.
В этой проблеме следует различать два аспекта: а ответственность сотрудника за моральную атмосферу в научном коллективе, за существующую в нем культуру взаимных отношений, общения, сотрудничества, взаимопомощь и т. Важное значение при этом имеет моральный уровень мотивации деятельности ученого. Одно дело, когда эта деятельность побуждается бескорыстной приверженностью науке, жаждой познания истины, желанием принести людям пользу и другими высокими мотивами. Иное дело, когда доминирующими мотивами выступают тщеславное желание блестящей карьеры, единоличной славы любыми средствами, например, путем присвоения чужой интеллект туальной собственности и т. Это обычная, общая моральная ответственность, возлагаемая на членов любого трудового, коммунального и других коллективов, требующая вы-полнения элементарных общечеловеческих правил, норм поведения; б специфическая профессиональная Н.
Идея нравственной оценки научной деятельности возникла уже давно.
Третий вопрос в логике нашего рассуждения — перед кем или перед чем отвечает человек — предполагает определение инстанции. Думается, что первичную инстанцию следует искать в тех же рамках личностного мира. Эта инстанция — «Я-сам», человек, обладающий совестью. Для личности, свободно осуществляющей свое «Я», эта инстанция первична, но процесс самореализации не будет завершен, не приобретет личностного смысла, если не последует отклик извне, со стороны другого. Необходимость ответа перед другим выражает не столько социальную обусловленность личности, сколько ее социальную направленность. Исходя из сказанного попытаемся сформулировать определение. Ответственность есть внутренняя основа личности, способной осуществить свободный выбор, свободное решение, свободное действие, определитель меру и качество свободы самореализации личности. Можно назвать ответственность и социальным действием.
Ответственность как социальное действие — это осмысленная направленность на самоосуществление в способах общения с другими и миром в целом, направленность на реализацию свободно избранного смысла при готовности дать отчет себе и другим за свой выбор. Однако, называя ответственность внутренней основой личности, мы неизбежно подходим к вопросу, который с неизменностью воспроизводится в философии от Ницше до Деррида: «Нравственно ли и ответственно ли было бы действовать в силу обладания чувством долга и ответственности? Деррида [2, с. И здесь мы разделяем мнение В. Библера, утверждающего, что поступок не имеет однозначной детерминации и нормативной добродетельности. Бессмысленно требовать — живи, как Эдип! Жизнь в таких образцах, включенная в эти нравственные перипетии не может дать образец истинно доброго поведения» [1, с. Ответственность мы бы назвали скорее актуальной возможностью, т. Виртуальность понимается как нечто, которое в определенных условиях превратится в наличность, и эта наличность существует в виде постоянной возможности.
Это придает ответственности и значение способа самоопределения жизнедеятельности человека в социальном времени и пространстве. Проблема ответственности ученого имеет два аспекта: — внутринаучная, профессиональная ответственность; Опираясь на выводы, приведенные ранее, можно выделить следующие нормы и принципы профессиональной ответственности: 1. Личная ответственность за качество и достоверность производимого знания. Личная незаинтересованность, независимость научной истины от личных мотивов и интересов. Обязанность делать общедоступными результаты своей деятельности. Критическое отношение к собственным научным результатам и объективность при оценке чужих результатов. Отказ от соавторства без реального участия в научном исследовании. Недопустимость плагиата в любой форме, обязанность ссылаться на авторов идей. Научная честность, скромность и корректность.
Умение и готовность отстаивать свою позицию невзирая на любые авторитеты и конъюнктуру. Эти нормы можно смело назвать своеобразным профессиональным кодексом ученого. Однако важно не только сформулировать и принять кодекс, но и обеспечить его выполнение. В отношении этой проблемы отчетливо выделяются три подхода: 1. Этический, при котором основной акцент делается на воспитании молодого поколения ученых, повышении роли института наставничества, укреплении авторитета научных школ, оздоровлении морального климата в научном мире. Нормативный подход делает упор на построении эффективной системы контроля за качеством научных результатов. Предполагается повышение ответственности редакторов и рецензентов за качество научных публикаций, создание независимых комитетов, обладающих правом экспертной проверки. Социологический подход акцентирует внимание на внешних факторах воздействия — поощрении оригинальных и результативных исследований, зависимости административной карьеры от научных степеней и званий, приоритетное значение внешних способов оценки научной деятельности количество публикаций, ссылок, индекс цитирования и т. К внешним аспектам ответственности ученого могут быть отнесены нравственная ответственность за социальные и экологические последствия применения научных открытий, недопустимость проведения научных экспериментов, опасных для жизни и здоровья человека.
Кроме того, ученый обязан информировать о возможностях применения полученных научных результатов во вред человеку. Научно-технический прогресс необратим, но это не значит, что человек просто должен приспосабливаться к его достижениям и последствиям. Этим особенно обуславливается ответственность ученого, который действуя с осознанием заложенного потенциала, должен предвидеть все нежелательные результаты и открыто оповещать о них и возможностях их минимизации. Проблема ответственности сегодня осложняется тем, что научные исследования становятся все более масштабными и в этих широких рамках ответственность часто приобретает рассеянный характер. Главная задача для ученых даже в коллективных поисках — то, чтобы ответственность оставалась индивидуальной и реальной, каждый лично отвечал за собственный вклад в общее дело. Это возможно лишь при наличии нравственно самостоятельной личности ученого. Сегодня по-новому необходимо также осмыслить проблему соотношения свободы и ответственности в деятельности ученого. С одной стороны, веками ученым пришлось отстаивать принцип свободы научного поиска от фанатизма и догматизма. В это время ответственность выступала как честность в получении проверенных, обоснованных знаний, позволяющих преодолеть невежество.
В нынешних условиях проявляется амбивалентность между свободой исследования и необходимостью регуляции научного прогресса. Идея неограниченной свободы уже не может приниматься безусловно. Таким образом, в науке сегодня нужна ответственная свобода, а не свободная безответственность. Следует отметить, что этические проблемы не могут быть исключительно общенаучными, отчетливо выделяются частные направления. Среди них можно назвать сегодня экологическую или энвайроментальную этику — направление, исследующее социально-этические аспекты экологии. Моисеев отмечал, что сегодня эти аспекты касаются не только окружающей среды, понятия экологии, политики и нравственности, но и становятся взаимообуславливающими и неразрывно связанными. Ученый ввел в оборот понятие «экологический императив», который обязует запретить любые войны, поддерживать сохранность основных параметров природной среды. Широкую область исследований охватывает биомедицинская этика, касающаяся нравственных аспектов медицинской науки и практики. К таким аспектам относятся исследования в области трансплантологии и репродуктивных технологий, проблемы эвтаназии и др.
Особой областью становится компьютерная этика, связанная с проблемами, возникающими в ходе развития компьютерной техники и технологий и влекущими к негативным последствия. В рамках указанной области обсуждаются такие вопросы, как доступность и распространение сетевыми средствами этически недопустимой информации пропаганда насилия, обесценивание и искажение представлений о ценности человеческой жизни , создание тотальных баз данных о гражданах, компьютерные преступления и др. Этические проблемы, несомненно, касаются и вузовской науки, которая по-прежнему является важнейшим элементом научного потенциала общества. Сегодня, как и все российское общество, вузовская наука пребывает в состоянии глубокого кризиса. Усиливается отток молодежи и наблюдается резкое падение престижа научной деятельности, ухудшается материально-техническая оснащенность и информационная обеспеченность. Финансовые вложения в науку видны только в тех отраслях, которые непосредственно связаны с бизнесом — фармацевтика, медицинское приборостроение и пр. Ученые превратились в одну из наиболее низших и непрестижных групп в обществе, что не имеет вообще прецедентов в истории. Общее количество ученых стремительно сокращается. Деградирует и система научных коммуникаций, не финансируются и проводятся все реже научные конференции.
По аналогии с теневой экономикой появился термин «теневая наука», обозначающий достаточно широкую совокупность негативных тенденций в мире науки. Такими тенденциями можно назвать: 1. Нарушение научным сообществом базовых норм и принципов, регулирующих процесс производства знаний — подделка результатов, подтасовка научных фактов, представление вымышленных и неподтвержденных данных. Нарушение норм оценки и распространения научного знания — положительные рецензии на непрочитанные работы. Нарушение норм, регулирующих отношения внутри научного сообщества — неправомерное использование авторитета и научного статуса. Искажение норм взаимоотношений науки с обществом — представление заведомо искаженных данных. Нарушение общечеловеческих нравственных норм — опыты, проводимые над людьми с риском для их жизни и здоровья. Стирание и размывание этических норм в научной деятельности. Специфика деятельности вузовского ученого в том, что ведется не только чистый научный поиск, но и преподавание, воспитание нового поколения ученых.
На развитие вузовской науки оказывают влияние многие факторы. Мэграт считает одним из факторов, влияющим на университеты, феномен стимулирования общественного спроса. Стимулирование развития потребительского отношения в рамках университета может привести к различным негативным последствиям. Невостребованность научных результатов со стороны общества приводит к тому, что вузы начинают разрабатывать коммерческие проекты, важность знаний определяется их стоимостью на рынке.
Наивно думать, что действия, поведение отдельного ученого скажутся на возникновении или протекании того или иного кризиса. Речь идет здесь об ином — о голосе содружества ученых, об их профессиональной позиции.