Новости сообщение на тему масленица

Масленица по дням недели: название и традиции. Семь дней праздника делят на Узкую Масленицу (понедельник, вторник и среда) и Широкую Масленицу (с четверга по воскресенье). Масленичная неделя. Масленицу с размахом празднуют семь дней: с понедельника по воскресенье. Вся неделя делится на два периода — Узкая Масленица и Широкая Масленица. на эти и другие вопросы отвечает протоиерей Игорь Фомин. Масленица отмечается неделю, с понедельника по воскресенье, где последние воскресенье является Прощенным Воскресением, когда у всех близких просят прощение. В 2020 году Масленица выпала на 1 марта, то есть празднования начнутся с 24 февраля. торжественные похороны Масленицы, Зимы, богини Смерти (то есть Мары) со всеми горестями, бедами и неудачами.

История праздника

  • Масленица / Все новости и видео по теме //
  • Почему так называется?
  • Масленица — почему именно блины?
  • Масленичные традиции
  • История возникновения

Праздник Масленица: обычаи и традиции 🥞

Во главе его двигался огромный стилизованный корабль с персонажами русских сказок, затем проследовала печь с Емелей, телеги с костюмированными оркестрами, баянистами, исполнителями частушек, факельщики в огненно-красных костюмах с зажженными факелами, ряженые, фольклорные коллективы. По ходу шествия на Пушкинской, Тверской, Театральной площадях столицы были установлены сценические площадки, на которых выступали фольклорные коллективы и эстрадные артисты. Заключительным аккордом праздника стали народные гуляния перед гостиницей «Россия». Во время гуляний на сцене было сожжено чучело Масленицы, что символизирует собой приход весны. В этом году начало масленичной недели пришлось на 3-е марта. Встречу масленицы праздновали с большим размахом.

В масленичном городке, который был расположен на Васильевском спуске, прошли народные гуляния при этом гостям праздника предлагали разнообразные развлечения и масленичные угощения. На территории городка были открыты павильоны с масленичными сувенирами, трактиры, чайные, балаганы. Ежедневно все желающие могли принять участие в разнообразных тематических конкурсах. Каждый вечер на центральной сцене городка проходили представления, выступления эстрадных артистов и фольклорных коллективов. Главным событием масленичной недели стала попытка установления мирового рекорда в возведение самой высокой стопки блинов.

Завершилась масленичная неделя праздничным шествием по центру Москвы по направлению к Васильевскому спуску. Принять участие в нем смогли все желающие, а возглавило шествие огромное чучело, символизирующее уходящую Зиму.

В этот день от Пушкинской площади до гостиницы «Россия» прошло праздничное шествие. Во главе его двигался огромный стилизованный корабль с персонажами русских сказок, затем проследовала печь с Емелей, телеги с костюмированными оркестрами, баянистами, исполнителями частушек, факельщики в огненно-красных костюмах с зажженными факелами, ряженые, фольклорные коллективы.

По ходу шествия на Пушкинской, Тверской, Театральной площадях столицы были установлены сценические площадки, на которых выступали фольклорные коллективы и эстрадные артисты. Заключительным аккордом праздника стали народные гуляния перед гостиницей «Россия». Во время гуляний на сцене было сожжено чучело Масленицы, что символизирует собой приход весны. В этом году начало масленичной недели пришлось на 3-е марта.

Встречу масленицы праздновали с большим размахом. В масленичном городке, который был расположен на Васильевском спуске, прошли народные гуляния при этом гостям праздника предлагали разнообразные развлечения и масленичные угощения. На территории городка были открыты павильоны с масленичными сувенирами, трактиры, чайные, балаганы. Ежедневно все желающие могли принять участие в разнообразных тематических конкурсах.

Каждый вечер на центральной сцене городка проходили представления, выступления эстрадных артистов и фольклорных коллективов. Главным событием масленичной недели стала попытка установления мирового рекорда в возведение самой высокой стопки блинов. Завершилась масленичная неделя праздничным шествием по центру Москвы по направлению к Васильевскому спуску.

В качестве основы брали солому, сверху надевали женский наряд. Во время праздничной недели оставляли чучело на центральной площади поселения. Перед ритуалом сжигания проводились пляски, игры. Традиция сохранилась и поныне, отмечают праздник в городах и сельской местности. Смысл сжигания чучела: уничтожить зиму, чтобы воскресить весенние силы. Сейчас это больше развлекательное мероприятие, часть культуры и давних традиций.

На праздник ходят семьями, чтобы весело и интересно провести время, поучаствовать в играх, попробовать вкусные угощения. Значение дней Масленичной недели Каждый день, согласно давним обычаям, в период праздничной недели имеет свое значение. В память наших предков стоит помнить, как называются дни Масленицы. Каждый из них сопровождался особыми обрядами. Блины — не только вкусное угощение, но и главный символ праздника, печь их начинают с первого дня. Тот, что испекли первым, раньше принято было отдавать нуждающимся. В этот же период подготавливалось чучело. Раскатывались ледяные горки. День насыщенный, сопровождался весельем.

Посвящен он был молодежи. Назывался «Заигрыш». Проводился активно, весело: устраивались народные гуляния. Молодые искали себе невест и женихов. Звали гостей, обязательно были угощения, среди них и блины. Одно из развлечений — кулачные бои. День назывался «Лакомка». В этот день пели, водили хороводы, играли в снежки, катались на лошадях вокруг деревни, по ходу солнца. В этот день принято было ходить к теще угоститься блинами.

Исследователи указывают на родство западно-европейского карнавала и русской масленицы [47]. Иностранец, побывавший в Москве при Иване Грозном, писал: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется… Карнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи yпиваются вином и вместе с народом своевольствуют» [47]. По мнению современного фольклориста А. Мороза , нет оснований утверждать, что Масленица — это праздник языческого происхождения.

Масленичная обрядность переосмысляет то, что предлагает церковь. В частности, пост понимается традиционной культурой как пищевые ограничения, соответственно, перед началом поста необходимо съесть как можно больше. Главная черта, в которой обычно усматривается «языческая» суть Масленицы — это изготовление и сожжение чучела. Но в действительности это чучело никогда не считалось подобием идола, а сам обряд по всей видимости имеет игровые корни [48].

Западные исследователи разделяют аналогичное мнение об истоках карнавала [49] [50]. В Великом княжестве Московском[ править править код ] Первые описания русских традиций Масленицы были оставлены западными путешественниками, посещавшими Великое княжество Московское с XVI века. Также он упоминает Масленицу нем. Faschang в числе праздников, когда простонародью разрешены хмельные напитки [51].

Butterweek , и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства» [52]. Жак Маржерет 1606 год добавляет к этим известиям описание Прощёного воскресенья : Посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся если оскорбили каким-нибудь словом или поступком; встречаясь, — хотя бы никогда прежде не видались, — даже на улице приветствуют друг друга поцелуем. Прости меня, пожалуйста, говорит один; Бог тебя простит отвечает другой.

В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи [53]. Снигирёв , М. Забылин и последующие компиляторы [54] цитируют описание «иностранного писателя», относящееся к 1698 году: Масленица потому так названа, что русским в течение этой недели позволяется вкушать коровье масло, ибо они во время поста вместо коровьего употребляют конопляное в кушанье. Масленица начинается за восемь дней до Великого поста.

Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду.

Масленица: история праздника и его традиции

Масленица по дням недели: название и традиции. Семь дней праздника делят на Узкую Масленицу (понедельник, вторник и среда) и Широкую Масленицу (с четверга по воскресенье). Образ жизни - 23 февраля 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Сегодня Масленую неделю принято делить на две части: узкая Масленица — первые три дня недели, и широкая Масленица — с середины недели до ее окончания. Масленица — самый веселый народный праздник, каждый день недели которого имеет свое собственное название и значения.

Когда празднуют Масленицу в 2022 году

  • Версии происхождения названия праздника
  • Масленица 2023: дата, суть, история и традиции праздника
  • Масленница. История праздника и традиции.
  • Еще по теме ...

Интересное о Масленице: уникальные и неизвестные факты

Для исследовательской работы мы выбрали тему «Масленица», так как этот материал представляет информационную ценность для учащихся, учителей и других людей. В нашей работе собраны и описаны различные сведения о празднике Масленица. торжественные похороны Масленицы, Зимы, богини Смерти (то есть Мары) со всеми горестями, бедами и неудачами. 28 февраля в МБОУ "Лицей № 18" сотрудник библиотеки семейного чтения имени В. Давыдова-Анатри провела масленичные задоринки "Масленица, угощай, всем блиночков подавай!", посвященные празднику проводов зимы. Масленичная неделя. Масленицу с размахом празднуют семь дней: с понедельника по воскресенье. Вся неделя делится на два периода — Узкая Масленица и Широкая Масленица. 2022". Пятиминутки.

Масленица на Руси: история и традиции

Эта теория может подтверждаться тем, что символическому уничтожению кроме чучела Масленицы подвергается берёза на Русальной неделе, чучело Ярилы и Костромы. Все они воплощают растительную мощь природы и направлены на то, чтобы принести хороший урожай. доклад на тему масленица 7 класс. Праздник Масленицы отмечался людьми ещё во времена язычников, и обозначал прощание с зимой и встречу весны. В этом году Масленицу отмечают с 20 по 26 февраля. 25 февраля в парке Никола-Ленивец в Калужской области по местной традиции сожгут арт-объект — 19-метровую «Четвертую стену» с секретной капсулой внутри. Центр правовой информации. В масленичную субботу, которую называют Золовкиными посиделками, невестка приглашает к себе сестёр и других родственниц мужа, поит чаем и угощает блинами.

Празднование Масленицы в нашей школе

Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как суббота перед масленичной неделей почиталась как «родительский день» — славяне поклонялись душам усопших предков. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Её встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена. Кстати, одно время русский царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы люди в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем. В понедельник — начало сырной недели — встреча Масленицы, во вторник — заигрыши.

В старшем дошкольном возрасте детям нужно рассказать, что масленичная неделя предшествует Великому православному посту перед Пасхой Ребятам можно поведать ещё одно истолкование название праздника. Связано оно с древней легендой. На далёком Севере жила девочка по имени Масленица — дочка Мороза и Метелицы.

Однажды люди забрели в эти места и их замело снежной бурей. Девочка Масленица помогла им выкарабкаться, а потом неожиданно превратилась во взрослую румяную женщину и накормила гостей блинами, а также развеселила своими песнями и танцами. Народ веселился целую неделю.

Масленица на Руси всегда отмечалась на широкую ногу — отсюда и устойчивое определение праздника «широкая Масленица». Русские люди пели, плясали под задорные прибаутки, частушки, водили хороводы. Шуты и скоморохи смешили всех до слёз.

В уличных театрах и балаганах без конца шли представления. Прямо на улице устраивались маскарады. Масленицу на Руси всегда отмечали на широкую ногу — с песнями и плясками, со скоморохами, маскарадами, уличными балаганами Основные гуляния начинались с четверга и продолжались до воскресенья в начале же масленичной недели народ готовил к празднику угощения.

Молодёжь каталась на санях с горок, играла в горелки, жмурки и прочие зимние забавы, устраивались кулачные бои и соревнования по перетягиванию каната, перестрелка снежками.

Символических значений у этого акта могло быть несколько: чучело либо олицетворяло «умирающий» старый год, либо символизировало смерть, а его сожжение означало торжество жизни. Филолог Владимир Пропп подчеркивал: чучело не просто сжигали. Золу от него предавали земле, чтобы подкрепить ее производительные силы и способствовать плодородию. Важно, что крестьяне проводили обряд на засеянном поле. Аналогичный ритуал проводили и в домах: небольшие куклы сжигали, а пепел бросали во двор к скоту, чтобы способствовать его плодовитости, пишет советский этнограф А. При этом масленицу ни в коем случае нельзя было оставлять целой на Великий пост. Это только подчеркивает языческий характер этого праздника.

Этой цели отвечал хоровод: круговой танец олицетворял процесс витья, кручения как метафоры зарождения жизни и был нацелен на получение хорошего урожая. То же и с катанием с горки, а также выездами на санях: чем длиннее проезд, тем длиннее уродится лен.

Так, Ю. Кустодиев неоднократно обращался к этой теме в 1916, 1919, 1920 гг. Суриков, К. Маковский, П. Грузинский, С.

Многие современные живописцы интересуются этой темой. Фотогалерея: тема Масленицы в картинах русских художников Первую картину под названием «Масленица» Кустодиев написал в 1916 году Народ продолжал отмечать Масленицу даже во время гражданской войны — праздник переносил в мир тепла и света Народные гуляния проходят на фоне красиво возвышающегося храма В своей картине «Взятие снежного городка» Суриков изображает традиционную масленичную забаву — взятие снежной крепости Тема Масленицы привлекает и многих современных живописцев Маковский запечатлел народные гуляния в Санкт-Петербурге 19 века Художнику удалось передать размах народных гуляний в деревне Художники изображали Масленицу уже в 17 веке Видео: картины русских художников на тему Масленицы видеопрезентация Масленица в народном фольклоре Естественно, такой колоритный праздник, как Масленица, нашёл отражение в русском фольклоре. Народ придумывал множество пословиц, поговорок, загадок, прибауток на эту тему. Педагогу стоит привести ребятам несколько ярких примеров. Пословицы значение пословицы обязательно объясняется : Не всё коту Масленица, будет и Великий пост. Не житьё, а Масленица. Боится Масленица горькой редьки да пареной репы.

Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны.

Наши проекты

  • Масленица: история праздника, традиции и обычаи
  • Случайный тест
  • Масленичная неделя
  • Масленица 11 марта по 17 марта 2024: обычаи и традиции🥞

Масленица: истории и традиции праздника

А те блины, что мы знаем, появились в России гораздо позже, вероятно в петровскую эпоху или позже, и именовались блинами на немецкий манер. Есть другая версия появления блинов на масленичном столе, которая выглядит более достоверной. Одной из обрядовых сторон Масленицы было почитание духов предков и поминовение умерших. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом — в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. В Масленице наблюдается определенный пласт поминальной обрядности: элементы тризны кулачные бои, скачки и т. Считалось, что поедание большого количества поминальных яств приносит определенную помощь умершим в потустороннем мире. Пятая часть всех блюд на столе посвящалась умершим, а первый испеченный на праздник блин клали на чердачное слуховое окошко — «угостить покойников». Но блины были не повсеместной традицией.

Где-то их не было вовсе, а где-то они были основным блюдом на столе. Интересно, что и сейчас блины считаются одним из главных поминальных блюд в некоторых областях России, а кое-где блином даже закрывают лицо усопшего. По мнению некоторых исследователей, язычники на Масленицу заключали помолвки, а в более древнюю эпоху — браки. Это также относят к культу плодородия, который таким образом распространялся не только на землю и животных, но и на людей. С появлением христианства Масленица начала терять свою языческую сакрализацию. Православная Церковь усердно боролось с язычеством и для этого пошла проверенным путем, христианизировав Масленицу. Поскольку время празднования 21 марта выпадало на Великий пост, а веселые гуляния и объедение никак не согласовывались с пониманием поста, то Масленицу перенесли на Сырную седмицу — последнюю подготовительную неделю перед началом поста. Употребление на Сырной седмице любой скоромной пищи, кроме мясной, вполне согласовывалось с поеданием блинов и других яств праздничного стола.

Была уменьшена также и продолжительность праздника до одной недели. Тогда же, вероятно, утвердились «тематические» дни недели масленичной недели в той форме, что дошли до нас: встреча, заигрыши, лакомка, разгуляй, тещины вечерки, золовкины посиделки, проводы. Неделю была разделена на узкую с понедельника по среду и широкую с четверга по воскресенье Масленицу, что, предположительно, является отголосками двухнедельного празднования. Масленица христианская. Христианская версия происхождения Масленицы не рассматривает ее как христианизированный языческий праздник, и определяет Масленицу как чисто христианскую традицию подготовки к Великому посту. Масленица отождествляется с Сырной седмицей мясопустом — последней подготовительной неделей перед началом Великого поста. Сырной она именуется потому, что, согласно уставу, на этой неделе уже не вкушается мясная пища, но дозволяются молоко, яйца и рыба. Следует особо рассмотреть саму традицию подготовки к Великому посту.

Для этого необходимо проследить историю развития самого Великого поста. Первоначально Пасхальный пост длился всего один или два дня, был установлен апостолами по заповеди Христа о посте в тот день, когда отнимется Жених Мф. О таком посте писал священномученик Ириней Лионский: «По мнению одних, следует поститься один день, по мнению других — два дня, по мнению третьих — даже больше; некоторые продолжают пост сорок часов дня и ночи». В конце III века на Востоке возникает новая традиция, увеличивающая количество дней Пасхального поста, прибавляя к обозначенному времени еще семь дней. В дальнейшем длительность поста еще более увеличивалась, это обусловливалось стремлением к более достойному приготовлению к Пасхе. Таким образом, в Древней Церкви Великий пост мог длиться три, шесть, семь или даже восемь недель. В итоге закрепился 40-дневный пост. Однако, в Древних Восточных Церквях, в частности, у еретиков-монофизитов, где наиболее авторитетным стал восьминедельный пост, появилась практика предварительных малых постов перед началом Великого поста.

Яковитская монофизитская Церковь совершала трехдневный Ниневийский пост, а Армянская — пятидневный Арцивур. Православным ответом было установление сплошной седмицы после Недели о мытаре и фарисее, а позже — Сырной седмицы. Существует версия, что Сырная седмица или мясопуст была установлена императором Ираклием в Сирии — после успешного возвращения из персидского похода при посещении Иерусалима в 629 году — как особое дополнительное покаянное время. Об этом повествует Никифор Каллист Ксанфопул XIV век в Синаксаре Субботы сырной, который помещён в Постной Триоди: византийский император Ираклий I после шестилетней изнурительной войны с персидским царём Хосроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой богослужебный устав. В начале X века Патриарх Николай Мистик в сочинении «О монашеской жизни» писал о том, что веком ранее его предшественник святой Никифор Константинопольский ввел Сырную седмицу в противовес яковитам, которые всю эту неделю вкушали только хлеб и воду. Следовательно, Сырная седмица появилась при святителе Никифоре Константинопольском в начале IX века как противовес ересям.

Таким образом, установление Сырной седмицы было не просто желанием исключить мясную пищу из рациона накануне поста, но, в первую очередь, было рациональным ответом на еретические практики. К тому же и богослужения Сырной седмицы получили свои особенности, свойственные постному уставу. Так, в среду и пятницу не совершается Божественная литургия, в эти дни на богослужении произносится молитва прп. Ефрема Сирина с коленопреклонением. Последняя подготовительная неделя перед началом поста заканчивается воспоминанием изгнания Адама из рая, что было следствием его грехопадения. Об этом поется и читается на вечерни и утрени воскресного дня. В песнопениях говорится, что греховное состояние человечества подобно состоянию изгнанного из Рая Адама. Перед началом Великого поста, подготавливая к нему, Православная церковь призывает плакать и сокрушаться о своих грехах, как это делал изгнанный Адам.

Также этот день именуется Прощенным воскресением. В храмах совершается особый Чин прощения. По древней традиции в этот день православные христиане просят друг у друга прощения за все приключившиеся грехи и обиды, чтобы войти в спасительные дни поста, находясь со всеми в мире. Родился этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в последний день перед постом в храме для совместной молитвы. После они расходились в уединенные места обширной пустыни и проводили весь пост в аскетических подвигах. Врата монастыря запирались до Недели Ваий Вербного Воскресения. Пустыня — место весьма опасное и подвижники могли просто не вернуться оттуда, поэтому просили друг у друга прощения как перед смертью. Так и появился в Церкви этот благочестивый обычай.

Таким образом, Сырная седмица весьма своеобразна — с одной стороны это еще не пост, но уже есть признаки приближающегося Великого поста, выраженные особым образом. Характер седмицы, если говорить об уставной его части, покаянный, а не праздничный. Сырная седмица пришла на Русь из Византии вместе с церковным уставом. Здесь она получила свое осмысление, известное нам сейчас как Масленица. Рядом исследователей высказывается мнение, что Масленица — это традиционные народные гуляния перед началом Великого поста, подобные карнавалам в западных, католических странах. Стоит немного остановиться на карнавале. Это прямой отсыл к мясопусту. Основной мотив карнавала — изобилие, которым надо насытиться перед Великим постом.

Для этого собственно и устраиваются праздничные гуляния и обильные трапезы. Карнавалы и фестивали в различных формах существовали и существуют во многих странах Европы и Нового Света. Приурочены они к различным праздникам и событиям, в том числе, к мясопусту перед Великим постом. Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города.

Со временем вид угощения немного изменился, не потеряв своей основной функции. Стали изготавливать блины, появились разнообразные рецепты приготовления кушанья.

Даже после привязки к православному календарю, крестьяне продолжили помнить о связи Масленицы с урожаем. Каждое действие имело свое значение: считалось, что сила тех, кто участвует в кулачных боях, передается пшенице. Чтобы большим рос лен, в хороводах участвовали парни высокого роста. Проходило и чествование молодоженов. Верили, что их сила переходит земле. Есть версия появления названия «Масленица». Мясо в эту неделю уже не употребляли, но продукты молочные есть разрешалось. Традиции праздника Начало недели, с понедельника по среду, являлось подготовкой к основному празднеству. В это время украшали дома, привозили дрова для организации костра, собирали чучело.

Основное празднество проходило в последние четыре дня недели, то есть, начиная с четверга. Хорошей традицией было приходить на блины. Гостей приглашали и к себе. Участвовали в гуляниях и жители городов. Катались с горок — это было популярным развлечением. Строили городки из снега, устраивали атаки снежками, проводились кулачные бои. Катались в этот праздник и на лошадях, надевая на них самую лучшую сбрую. Масленица была и остается всенародным гулянием. Сжигание чучела Ритуал уничтожения наряженного соломенного чучела проводится в конце недели — один из значимых и ожидаемых обычаев любимого многими праздника Масленица.

Для этих целей делают большую куклу, приносят ее в символическую жертву. В качестве основы брали солому, сверху надевали женский наряд. Во время праздничной недели оставляли чучело на центральной площади поселения. Перед ритуалом сжигания проводились пляски, игры.

Начинались массовые народные гуляния. В этот день устраивали катание на лошадях «по солнышку».

Все, у кого была лошадь, запрягали сани и скакали по часовой стрелке вокруг деревни. В четверг устраивали любимую всеми игру — взятие снежной крепости, проводили кулачные бои. Пятница или «Тещины вечерки». В этот день к зятю на блины с ответным визитом шла теща. Причем она могла взять с собой подруг или родственниц. Суббота или «Золовкины посиделки».

К молодой жене брата приходили его сестры, которых она должна была порадовать подарками. Также девушка могла пригласить в гости своих подруг. Воскресенье «Проводы» или «Прощеное воскресенье». День, когда необходимо просить прощения у живых и усопших, а также у животных. Это последний день народных гуляний и Масленицы. В воскресенье сжигали чучело и развеивали пепел над огородами.

Источник: konkurs.

Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю. Четверг — разгул. На четверг - разгул - приходилась середина игр и веселья. Именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои.

Пятница — тёщины вечёрки. Если в среду зятья угощались блинами в доме у тещи, то в пятницу они устраивали у себя тещины вечера с блинами. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей. Вообще на Масленицу особое место отводилось теме семейно-брачных отношений: на масленицу чествовали молодоженов, поженившихся в течение прошедшего года.

Молодым устраивали своеобразные смотрины в селе: ставили их к столбам ворот и заставляли целоваться у всех на глазах, забрасывали старыми лаптями или соломой, а иногда устраивали им «целовальник» — когда односельчане могли прийти в дом к молодым и поцеловать молодую. Традиция требовала, чтобы они нарядные выезжали «в люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы. Масленичная неделя проходила также во взаимных визитах двух недавно породнившихся семейств. Суббота — золовкины посиделки. Суббота в Масленичной неделе была посвящена золовкиным посиделкам.

Молодые невестки принимали у себя родных. Воскресенье — проводы. Воскресенье получило название «Прощенное». В этот день близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности.

Как отметить Масленицу так, чтобы не было стыдно за блинное обжорство

Обыкновенно тихие, безлюдные улицы полны подгулявшего, расфранченного народа: ребятишки, молодежь, старики — все высыпало из душных хат за ворота и всякий по-своему празднует широкую масленицу. Одни катаются на тормазках и салазках, или с хохотом «поздравляют блины», опрокидывая в снег пьяного мужика, другие с надсадой орут песни и, пошатываясь, плетутся вдоль деревенской улицы, третьи в новых нагольных тулупах сидят на заваленках и, вспоминая свою юность, глядят на оживленные группы, столпившиеся у качелей, и на всю горластую шумную улицу, по которой взад и вперед снуют расфранченные девушки, подгулявшие бабы, полупьяные парни и совсем пьяные мужики. Всюду весело, оживленно, всюду жизнь бьет ключом, так что перед глазами наблюдателя в какие-нибудь пять минут промелькнет вся гамма человеческой души: смех, шутки, женские слезы, поцелуи, бурная ссора, пьяные объятия, крупная брань, драка, светлый хохот ребенка. Но все-таки в этой панораме крестьянской жизни преобладают светлые тона: и слезы, и брань, и драка тонут в веселом смехе, в залихватской песне, в бравурных мотивах гармоники и в несмолкающем перезвоне бубенцов. Так что общее впечатление получается веселое и жизнерадостное: вы видите, что вся эта многолюдная деревенская улица поет, смеется, шутит, катается на санях. Катается особенно охотно: то там, то здесь из ворот вылетают тройки богачей с расписными, увитыми лентами дугами или выбегают простенькие дровни, переполненные подвыпившими мужиками и бабами, во всю мочь горланящими песни. От этих песен изнуренные, костлявые, но разукрашенные ленточками и медными бляхами, крестьянские лошаденки дрожат всем телом и, под ударами захмелевших хозяев, мчатся во весь дух вдоль деревенской улицы, разгоняя испуганные толпы гуляющих. Никогда не достается так крестьянским лошадям, как в дни масленицы. Обыкновенно, очень сердобольные к своей скотине, крестьяне берегут и холят лошадей больше, чем собственных ребят, но на масленицу, под пьяную руку, всякая жалость к скотине пропадает.

На худых, заморенных кляченках делают десятки верст, чтобы попасть на, так называемые, «съездки», т. До какой степени бывают велики эти «съездки», можно судить по тому, что, например, в селе Куденском Вологодского и уезда лошадей на кругу бывает от 600 до 800. Еще с утра из всех окрестных деревень съезжается сюда молодежь и останавливается или у родных, или в тех домах, где есть «игровые» или знакомые девушки. А часам к трем пополудни начинается катанье. Катают, как водится, всего охотнее молодых девушек, причем девушки, если их катает кучер из чужой деревни, должны напоить его допьяна и угощать гостинцами. Много катаются и бабы причем, из суетного желания похвастать, подвертывают сзади шубы, чтобы показать дорогой мех, и никогда не надевают перчаток, чтобы все видели, сколько у них колец. Но всех больше катаются «новожены», т. Есть предположение, что масленица в отдаленной древности была праздником, специально устраиваемым только для молодых супругов: для них пеклись блины и оладьи, для них заготовлялось пиво и вино, для них закупались сласти.

И только впоследствии этот праздник молодых стал общим праздником. Не беремся судить, насколько это предположение справедливо и как велика его научная ценность, но, несомненно, что нечто подобное в старину было. По крайней мере, на эту мысль наводит существование множества масленичных обрядов и обычаев, в которых центральное место предоставляется «новоженам». Сюда, например, относятся так называемые «столбы». Обычай этот принадлежит, несомненно, к числу древнейших, так как, по своей ребяческой наивности и простоте, он ярко напоминает ту далекую эпоху, когда весь уклад деревенской жизни не выходил за пределы патриархальных отношений. Состоит этот обычай в том, что молодые, нарядившись в свои лучшие костюмы обыкновенно в те самые, в которых венчались , встают рядами «столбами» по обеим сторонам деревенской улицы и всенародно показывают, как они любят друг друга. Или: — А нуте-ка, покажите, как вы любитесь? Справедливость требует, однако, заметить, что праздничное настроение подвыпивших зрителей создает иногда для «новоженей» и в особенности для молодой чрезвычайно затруднительное положение: иной подкутивший гуляка отпустит столь полновесную шутку, что молодая зардеет, как маков цвет.

Но неловкость положения быстро тонет в общем праздничном веселье, тем более, что и самые «столбы» продолжаются недолго: час, другой постоят и едут кататься или делать визиты, которые точно так же входят в число ритуальных обязанностей молодых. В некоторых местностях например, в Вологодской губернии визиты начинаются еще в мясное последнее перед масленицей воскресенье. В этот день тесть едет звать зятя «доедать барана». Но чаще первый визит делают молодые. Обыкновенно в среду, на масленой, молодой с женой едет в деревню к тестю «с позывом» на праздник и, после обычных угощений, возвращается уже вместе с тестем и тещей. Случается и так, что масленичные визиты молодых носят общесемейный характер: молодые с родителями жениха отправляются в дом родителей невесты и начинается угощение сватов. Молодые при этом играют роль почетных гостей: их первых сажают за стол и с них начинают обносить яствами. Пиршество обыкновенно длится чрезвычайно долго, так как масленица — праздник еды по преимуществу, и обилие блюд считается лучшим доказательством гостеприимства.

После бесконечного обеда молодые обыкновенно катаются на санях вместе с бывшими подругами невесты, а сваты в это время начинают уже свою попойку, которая заканчивается только к ночи с тем, чтобы на другой день начаться снова уже в доме родителей жениха. Кроме молодых, масленичные визиты считаются обязательными и для кумовьев.

Картина П. Грузинского «Масленица», 1889 год Русский музей, Санкт-Петербург, www. Отмечается в течение недели перед Великим постом. Масленица в 2024 году отмечается с 11 по 17 марта. Масленица — это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Главными атрибутами праздника традиционно были — чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья и, конечно же, блины — круглые, румяные, горячие, раньше они имели ритуальное значение, поскольку являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.

Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как суббота перед масленичной неделей почиталась как «родительский день» — славяне поклонялись душам усопших предков.

Раскатывались ледяные горки. День насыщенный, сопровождался весельем. Посвящен он был молодежи. Назывался «Заигрыш». Проводился активно, весело: устраивались народные гуляния. Молодые искали себе невест и женихов.

Звали гостей, обязательно были угощения, среди них и блины. Одно из развлечений — кулачные бои. День назывался «Лакомка». В этот день пели, водили хороводы, играли в снежки, катались на лошадях вокруг деревни, по ходу солнца. В этот день принято было ходить к теще угоститься блинами. Во многих семьях традиция соблюдается и сейчас. Приглашали родственников, устраивали посиделки, угощали блинами.

Название дня — «Золовкины посиделки». Блины все еще остаются основным угощением. Организовывали проводы Масленицы, для чего проводили обряд сжигания чучела. Действие проходило под веселые песни. Название дня — «Прощеное воскресение». Добрая традиция сохранилась и сейчас: просят прощения у друзей, близких, знакомых. Празднование завершают прыжками через костер.

Со следующей недели наступает чистый понедельник. Он является днем очищения от греха и началом поста. Народные традиции на Масленицу до сих пор не теряют актуальности. Это веселье, красивые гуляния, общение с людьми, память наших предков.

Седьмой день Масленицы — Прощеное воскресенье. В воскресенье неуемное веселье подходило к концу. Все вспоминали, что в понедельник наступает Великий Пост, поэтому, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения и говорили друг другу: «Прости меня, пожалуйста, буде в чём виноват пред тобою». Не простить нельзя. Если обида велика, люди говорят "Бог простит", а если сердце совестливое, добавляют "ты меня прости". В этот день прощаются все обиды и оскорбления. В Прощеное воскресенье принято приходить на могилы к усопшим и приносить блины, чтобы извиниться перед теми, с кем уже нельзя повидаться. Мы часто сожалеем, что обижали человека при его жизни. В этот день есть возможность попросить прощения и снять тяжесть со своей души. А вот, что писал по этому поводу известный российский поэт и наш современник Андрей Дементьев: Прощаю всех, кого простить нельзя. Кто клеветой мостил мои дороги. Господь учил: «Не будьте к ближним строги. Вас всё равно всех примирит земля»... Прощеное воскресенье — первый шаг на пути к Великому посту. Есть одна примета про масленицу. Если человек провел масленичную неделю скучно и бедно, не хватило денег и времени даже чтобы напечь блинов, весь год будет неудачлив и проживет в бедности. Чтобы не привлекать в свою жизнь неудачи и безденежье, пеките блины всю масленичную неделю, ходите в гости и приглашайте гостей в свой дом. Друзья, наш сайт поздравляет вас с замечательным, исконно русским праздником — Масленицей! Пусть каждый блин, съеденный вами в этот аппетитный и вкусный праздник, позволит исполнить одно заветное желание! Помните как в детской сказке — ложечку за маму, ложечку за папу. А я хочу сказать иначе: первый блин — на радость, второй — на счастье, третий — на любовь. А потом еще нужно съесть по блинчику за веру, понимание, терпение, здоровье, верность, удачу, везение, преданность, богатство и исполнение мечты. Перечислять то, ради чего мы живем, можно долго.

Масленица: история, обряды и обычаи

28 февраля в МБОУ "Лицей № 18" сотрудник библиотеки семейного чтения имени В. Давыдова-Анатри провела масленичные задоринки "Масленица, угощай, всем блиночков подавай!", посвященные празднику проводов зимы. МАСЛЕНИЦА – один из самых веселых праздников в году, который широко отмечается по всей России. Масленица — древний славянский праздник, который длится целую неделю. За это время наши предки прощались с зимой и "будили" землю, готовя ее к встрече с весной. Общественная служба новостей узнала интересные факты о Масленице 2023.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий