Иран считает Нагорных Карабах частью Азербайджана, но призывает решать проблемы региона путем диалога. Основная часть азербайджанского этноса, составляющая большую часть населения Иранского Азербайджана и провинций Зенджан, Казвин, Меркези и Хамадан.
От «Арийского простора» до Азербайджанского мифа. Часть 3. «Азербайджанцы» и прочие
90% азербайджанцев, проживающих на Кавказе, в Иране и Азербайджане, исповедуют ислам шиитского толка. 9 Сколько азербайджанцев живет в городе Москве? Проживают азербайджанцы преимущественно в провинциях Западный и Восточный Азербайджан, Зенджан, Казвин, Хамадан, Ардебиль и Маркази.
Сколько азербайджанцев проживает в Иране?
- Иранские азербайджанцы | это... Что такое Иранские азербайджанцы?
- Сколько в ИРАНЕ азербайджанцев? Кто такие ИРАНСКИЕ АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ?!
- Азербайджанцев живет в иране
- Сколько в Иране азербайджанцев? | Богдан, 20 августа 2021
- Сколько Азербайджанцев в Иране?
- Азербайджанцев живет в иране
Азербайджанцы — народ без названия, но с древними корнями
Он оставался в Кировакане до мая 1989 года. После землетрясения произошло отключение электроэнергии, и там проживало ограниченное число жителей. Отец говорил, что не мог покинуть родину своих предков, места, где похоронены его отец и мать. Он отметил, что в целом же армяне проводят политику этнической чистки в отношении азербайджанцев с 1905-1906 годов.
Однако составить сколь-нибудь цельное представление о языковой картине Ирана по этой работе совершенно невозможно. Проводящиеся в последнее время так называемые социологические опросы в которых фигурирует и вопрос о языке — произвольные и несистемные — в отдельных городах и весях страны — очень слабое подспорье для серьезных заключений по данному вопросу 4. Более или менее близкое к истине предположение о численности тюркофонов в Иране — 9 миллионов — высказал недавно известный иранский этнограф проф.
Секандар Аманолахи 5. Но, подчеркну, в это число включены не только собственно «азербайджанцы», но и прочие группы тюркофонов за исключением туркмен — шахсеванов 6 , айналлу, халаджей живущих в Савве, недалеко от Тегерана и почти полностью персоязычных в настоящее время и т. Уркада, целиком основанная на подобных данных см.
Например, айрумы, переселившиеся в Ардабиль из юго-восточного Кавказа, традиционно считаются потомками принявших ислам шиизм отдельной группы армян-католиков. А племена араблу и саййедлар имеют явно арабское происхождение. Остальные племена группы арасбаран — это чалабианлу, хаджиалилу, мохаммадханлу и дашгаррус.
Что примечательно, все представители племён и племенных групп конфедерации шахсеван имеют чётко выраженную идентичность, маркируя себя прежде всего как шахсеванов. Оберлинга, рассматривающую тюркоязычные группы только атурпатаканского круга: P. Кстати, смешивать воедино множество тюркоязычных групп Ирана, делая из них «азербайджанцев», — ошибка, свойственная многим авторам, писавшим о проблеме, в том числе и политически не ангажированным.
Более того, тюркофония — в силу разных исторических причин 8 , в частности, по модели «элитного доминирования» — отмечена и у довольно заметного числа сельских жителей, а также племенных образований в самых разных частях Ирана Чармахал-Бахтияри, Фарс, Хорасан, Исфахан и т. Например, чисто иранская племенная конфедерация ил басери имеет в своём составе и племена, говорящие по-тюркски и даже по-арабски. Эта категория населения — обычно в завышенных пропорциях, понятно — также всегда инкорпорируется в общее число так называемых «азербайджанцев» в Иране.
Что касается того, что якобы добрую половину жителей Тегерана составляют «азербайджанцы» предлагаются разные цифры — от 4 до 7 млн. Такому количеству «азербайджанцев» там просто неоткуда было взяться. Реальная оценка — от 500.
Вообще, население Тегерана, небольшого городища до объявления его столицей в конце XVIII века при Ага Мухаммад-хане, сформировалось за счёт массового людского притока из разных частей страны. Расширяя свои пределы, город впоследствии вобрал большое количество близлежащих селений — Нармак, Заркеш, Ванак, Шемиран, Таджриш и т. В самом Тегеране, в достоличный период его истории, народ, вероятнее всего, говорил на одном из южно-татских наречий или на языке Раги Рея , одной из разновидностей центрально-иранского диалектного континуума, куда входили и старые диалекты Кума, Саве, Арака, Джаспа, Кашана и Исфахана 9.
Спорадические отзвуки тюркской речи на тегеранском базаре, где продают в основном товары местного производства или сельхозпродукты торговцы из Табриза, Миянэ, Маранда, Мараге и т. Причём, носители разговорной тюркской речи на базарах и традиционных тавернах, как правило, не постоянные резиденты столицы, а люди, приехавшие на временные заработки. Привыкшему к строгому стилю читателю наш экскурс по тегеранскому базару и тавернам в связи с рассматриваемой проблематикой может вполне справедливо показаться если не лирическим отступлением, то уж явно нерелевантной вставкой в текст.
В конце концов, во многих европейских городах не исключая Москвы сегодня можно услышать тюркскую и не только речь в таких же харчевнях, подающих шаурму и кебаб, гораздо чаще, чем в Тегеране, но никто из этого не делает демографических и, тем более, далеко идущих политических выводов. Да, собственно, и в Ереване ныне то и дело говорят по-тюркски — как на рынке, так и в многочисленных иранских этнических ресторанах и закусочных. Дело в том, что все построения «Азербайджанского проекта» зиждутся на подобных деталях.
Сомнительные клише типа «Весь тегеранский базар — в руках азербайджанцев», «всю торговлю и ресторанное дело контролируют азербайджанцы», «все пекари в Тегеране — азербайджанцы» и т. Жителей же иранской столицы никто и никогда по языковому признаку не считал! Никаких других аргументов нет и быть не может.
Но зато по ряду вполне определенных параметров я мог бы чётко подтвердить, например, что число выходцев из провинций Курдистан и Систан-Балучестан в Тегеране отнюдь не меньше, чем количество переселенцев из северо-западных провинций, сиречь «азербайджанцев». Доподлинно известно, что ещё 10 лет назад в Тегеране проживало около 700. Поскольку основной костяк суннитского населения Ирана состоит из курдов и белуджей, указанный факт дает нам основание для предположений о количественном присутствии этих групп в столице.
Беженцы из Афганистана, главным образом хазарейцы, как мы уже говорили, - шииты 10. Для подсчёта «азербайджанцев» в Тегеране нет и таких косвенных критериев, как конфессиональная принадлежность, поскольку все они — последователи шиизма. Может, шутки ради, попытаться определить «азербайджанцев» в Тегеране по признаку потребления барбари, ибо известно, что выходцы из Азербайджана очень любят этот сорт лепёшек?
Собственно, они и основали в начале XX века в Тегеране первые пекарни по выпечке данного вида хлеба. Эта страсть уроженцев Азербайджана к барбари даже вошла в поговорку. Но, увы, к барбари равным образом пристрастились и другие категории столичных жителей и иранцы в целом.
Так что и данный признак становится нерелевантным. Итак, после того как мы в целом определили основные контуры тюркофонии, т. Для начала определимся с термином «азербайджанец», означающим исконного жителя Азербайджана, т.
Атурпатакана, древнего края на северо-западе Ирана, разделённого в настоящее время, согласно нынешнему административному делению страны, на пять провинций.
Остальные племена группы арасбаран — это чалабианлу, хаджиалилу, мохаммадханлу и дашгаррус. Что примечательно, все представители племён и племенных групп конфедерации шахсеван имеют чётко выраженную идентичность, маркируя себя прежде всего как шахсеванов. Оберлинга, рассматривающую тюркоязычные группы только атурпатаканского круга: P. Кстати, смешивать воедино множество тюркоязычных групп Ирана, делая из них «азербайджанцев», — ошибка, свойственная многим авторам, писавшим о проблеме, в том числе и политически не ангажированным. Более того, тюркофония — в силу разных исторических причин 8 , в частности, по модели «элитного доминирования» — отмечена и у довольно заметного числа сельских жителей, а также племенных образований в самых разных частях Ирана Чармахал-Бахтияри, Фарс, Хорасан, Исфахан и т. Например, чисто иранская племенная конфедерация ил басери имеет в своём составе и племена, говорящие по-тюркски и даже по-арабски. Эта категория населения — обычно в завышенных пропорциях, понятно — также всегда инкорпорируется в общее число так называемых «азербайджанцев» в Иране. Что касается того, что якобы добрую половину жителей Тегерана составляют «азербайджанцы» предлагаются разные цифры — от 4 до 7 млн.
Такому количеству «азербайджанцев» там просто неоткуда было взяться. Реальная оценка — от 500. Вообще, население Тегерана, небольшого городища до объявления его столицей в конце XVIII века при Ага Мухаммад-хане, сформировалось за счёт массового людского притока из разных частей страны. Расширяя свои пределы, город впоследствии вобрал большое количество близлежащих селений — Нармак, Заркеш, Ванак, Шемиран, Таджриш и т. В самом Тегеране, в достоличный период его истории, народ, вероятнее всего, говорил на одном из южно-татских наречий или на языке Раги Рея , одной из разновидностей центрально-иранского диалектного континуума, куда входили и старые диалекты Кума, Саве, Арака, Джаспа, Кашана и Исфахана 9. Спорадические отзвуки тюркской речи на тегеранском базаре, где продают в основном товары местного производства или сельхозпродукты торговцы из Табриза, Миянэ, Маранда, Мараге и т. Причём, носители разговорной тюркской речи на базарах и традиционных тавернах, как правило, не постоянные резиденты столицы, а люди, приехавшие на временные заработки. Привыкшему к строгому стилю читателю наш экскурс по тегеранскому базару и тавернам в связи с рассматриваемой проблематикой может вполне справедливо показаться если не лирическим отступлением, то уж явно нерелевантной вставкой в текст. В конце концов, во многих европейских городах не исключая Москвы сегодня можно услышать тюркскую и не только речь в таких же харчевнях, подающих шаурму и кебаб, гораздо чаще, чем в Тегеране, но никто из этого не делает демографических и, тем более, далеко идущих политических выводов.
Да, собственно, и в Ереване ныне то и дело говорят по-тюркски — как на рынке, так и в многочисленных иранских этнических ресторанах и закусочных. Дело в том, что все построения «Азербайджанского проекта» зиждутся на подобных деталях. Сомнительные клише типа «Весь тегеранский базар — в руках азербайджанцев», «всю торговлю и ресторанное дело контролируют азербайджанцы», «все пекари в Тегеране — азербайджанцы» и т. Жителей же иранской столицы никто и никогда по языковому признаку не считал! Никаких других аргументов нет и быть не может. Но зато по ряду вполне определенных параметров я мог бы чётко подтвердить, например, что число выходцев из провинций Курдистан и Систан-Балучестан в Тегеране отнюдь не меньше, чем количество переселенцев из северо-западных провинций, сиречь «азербайджанцев». Доподлинно известно, что ещё 10 лет назад в Тегеране проживало около 700. Поскольку основной костяк суннитского населения Ирана состоит из курдов и белуджей, указанный факт дает нам основание для предположений о количественном присутствии этих групп в столице. Беженцы из Афганистана, главным образом хазарейцы, как мы уже говорили, - шииты 10.
Для подсчёта «азербайджанцев» в Тегеране нет и таких косвенных критериев, как конфессиональная принадлежность, поскольку все они — последователи шиизма. Может, шутки ради, попытаться определить «азербайджанцев» в Тегеране по признаку потребления барбари, ибо известно, что выходцы из Азербайджана очень любят этот сорт лепёшек? Собственно, они и основали в начале XX века в Тегеране первые пекарни по выпечке данного вида хлеба. Эта страсть уроженцев Азербайджана к барбари даже вошла в поговорку. Но, увы, к барбари равным образом пристрастились и другие категории столичных жителей и иранцы в целом. Так что и данный признак становится нерелевантным. Итак, после того как мы в целом определили основные контуры тюркофонии, т. Для начала определимся с термином «азербайджанец», означающим исконного жителя Азербайджана, т. Атурпатакана, древнего края на северо-западе Ирана, разделённого в настоящее время, согласно нынешнему административному делению страны, на пять провинций.
Почему название иранской провинции Азербайджан вдруг перешагнуло через реку Аракс на север и стало обозначением сначала Советской республики, затем и независимого государства — вопросы, к которым вернёмся чуть позже. Пока же, оставаясь в пределах Ирана, обратимся к официальной статистике 2006 года по провинциям. Это предельно точные цифры, поскольку в данном случае у властей нет резона фальсифицировать количественные показатели народонаселения собственной страны. Так вот, приведем данные по указанным пяти северо-западным провинциям, на территории которых живут «азербайджанцы». В других частях страны, как мы увидели, сколь-нибудь заметного числа «азербайджанцев» нет. Причём, нужно иметь в виду, что самая южная из указанных пяти — провинция Казвин — исторически не входила в состав Атурпатакана, и её население по большей части персоязычно. По состоянию 2006 года в провинции Ардабиль живёт 1. Таким образом, общее число населения в этих потенциально «азербайджанских» территориях составляет 9.
Однако процесс консолидации этого в одночасье объявленного титульным тюркоязычного конгломерата - несмотря на огромные усилия властей Азербайджанской ССР и Республики Азербайджан - до сих пор нельзя считать завершенным. Подтверждение тому - наличие большого количества локальных кланов и субэтнических групп, а также тот показательный факт, что в течение почти двух веков у этой тюркоязычной массы так и не возникло собственного этнонима.
Ведь даже сейчас активный поиск приемлемого названия наряду с поиском генезиса продолжается, хотя и превалирует термин «азербайджанцы». Народ же, проживающий на северо-западе Ирана и говорящий в обиходе на тюркских диалектах часть которого, кстати, все еще сохраняет свой исконный иранский язык, имевший хождение до языковой тюркизации края , имеет исключительно иранское самосознание. Весь ареал обитания данной тюркоязычной группы входит в историческую провинцию Большого Атурпатакана, который и являет собой настоящий Азербайджан. Разумеется, в результате целенаправленной работы азербайджанских властей, СМИ и многочисленной щедро финансируемой агентуры, посредством создания декоративных организаций типа «Всемирной организации азербайджанцев», объединяющей якобы 50 млн. Но совершенно очевидно - и в свое время это было отмечено даже таким ярым поборником «азербайджанского единства», как бакинский академик Зия Буниатов, - что тюркоязычные граждане северо-западных провинций Ирана абсолютно безучастны к тому, что они составляют якобы часть разделенного Араксом народа под названием «азербайджанцы». И, действительно, если до сих пор не завершен сам процесс этнической консолидации титульной нации Азербайджанской Республики, как можно утверждать, что она является частью народа, находящегося в составе другого государства, причем народа автохтонного и тысячелетиями пребывающего в совершенно другом общественно-политическом, культурном и даже цивилизационном пространстве? Я опускаю тот факт, что сегодняшняя титульная нация Республики Азербайджан фактически сформирована на северотатском иранском субстрате общеизвестно, что во время присоединения к России в конце 30-х годов XIX века Дербент, весь Апшеронский полуостров и даже весь Ширван были по большей части татоязычными. Население же северо-западных провинций Ирана, то есть азербайджанцы исконные, иранские, всегда были оплотом иранской государственности. Достаточно сказать, что паниранизм как культурное течение, противостоящее тюркизму, возник именно здесь. Можно ли вообще постулировать наличие этнополитического единства между веками остававшейся аморфной в плане идентичности этно-языковой стихией, лишенной даже конкретного этнонима - на одной стороне и оформленным этно-цивилизационным конструктом, тысячелетиями составлявшим органичную часть монолитного политического образования, - на другой?
Иранский Азербайджан - история и политика
Мы сделаем всë возможное, чтобы защитить наш образ жизни, секулярный вектор развития Азербайджана и азербайджанцев, включая азербайджанцев, проживающих в Иране», – заявил в конце ноября президент Ильхам Алиев. Вероятно, речь идёт о том, что иранские националисты считают Азербайджан своей исторической провинцией (в Иране есть одноимённый регион), а националисты в Азербайджане считают, что на северо-западе Ирана живут азербайджанцы. Иранские азербайджанцы — Карта народов Ирана Иранские азербайджанцы (Азери) (перс. آذری) — южная часть азербайджанского этноса, составляющая большую часть населения Иранского Азербайджана (провинции Западный, Восточный Азербайджан.
Сколько азербайджанцев проживает в Иране?
Сколько азербайджанцев проживает в Иране? Сколько миллионов азербайджанцев по всему миру? Согласно официальным статистическим данным Госкомитета по работе с диаспорой, по всему миру проживает свыше 50 миллионов азербайджанцев, в том числе без малого 10 миллионов человек — на родине, в Азербайджане. Сколько национальности Азербайджана?
Однако после жестокой кампании этнической чистки теперь большинство в Иреване составляют армяне и не осталось ни одного азербайджанца, говорится в статье. Также отмечается, что Община Западного Азербайджана опубликовала обращение к премьер-министру Армении Николу Пашиняну, в котором говорится, что этническая чистка - это преступление против человечности, а безопасное и достойное возвращение азербайджанцев, изгнанных из Армении, является их законным правом. Foreign Policy Association приводит слова Бахтияра Набиева, председателя Ясамальского районного отделения партии "Ени Азербайджан", который также является беженцем из Западного Азербайджана, сказавшего, что процесс изгнания азербайджанцев из их родного города Иреван начался в феврале 1988 года. Как вспоминает Набиев, существовала вероятность нападения армян в любой момент, люди пытались эвакуироваться.
Нет, — отвечал Саид, они давно собирались в Баку. Ну, может, не на двадцать дней… Может быть, останутся подольше, пока дома не станет спокойней… С другим иранцем, 60-летним Назымом Мухаммеди я познакомился в бакинском кафе «Тебриз», расположенном недалеко от иранского посольства. Это любимое место отдыха иранцев, где они обычно собираются, чтобы обсудить последние политические и спортивные новости. Назым Мухаммади приехал в Баку с двумя сыновьями в конце марта и живет сейчас у родственников жены — иранских эмигрантов первой волны, нашедших в советском Азербайджане спасение от репрессий, начавшихся сразу после выхода советских войск из Северного Ирана в конце второй мировой войны. У нас семейная мастерская по ремонту автомобилей.
Сейчас в доме остались мой брат с семьей, они присматривают за домом и руководят за меня фирмой», — говорит Назым. Назым подумывает над тем, чтобы открыть в Баку собственную автомастерскую, но пока не уверен, что сможет выдержать конкуренцию с местными мастерами. Если повезет, поедем в Европу, если нет, вернемся домой», — говорит он. Определить количество переселившихся из Ирана в Баку азербайджанцев сложно. Это объясняется несколькими причинами — внешне они практически не отличаются от коренного населения; не в пример туркам, они держатся в стороне от общественной жизни страны; кроме того, их проживание в Азербайджане, как правило, является временным.
Я обратился к пресс-секретарю иранского посольства в Азербайджане Меджиду Фейзуллаи, попросив его прокомментировать появившиеся в азербайджанской прессе сообщения о неожиданно большом наплыве в города Азербайджана иранских азербайджанцев. К примеру, по данным газеты «Экспресс», поток беженцев из Ирана в Баку усиливается, и именно с этим фактором связано подорожание в столице квартир и земельных участков. Раздраженно Меджид Фейзуллаи отвечал, что может лишь повторить слова иранского посла в Азербайджане Афшара Сулеймани, ранее заявившего: посольств не располагает на этот счет никакой информацией.
Однакл фактов у нас есть это: профессор-этнограф Секандар Аманолахи насчитал 9 млн. Официальная перепись населения по останам 2006 г.
Культ флага
- Подпольный сепаратизм
- Sorry, your request has been denied.
- "Иранские азербайджанцы создают свою армию": Азербайджан за неделю
- От «Арийского простора» до Азербайджанского мифа. Часть 3. «Азербайджанцы» и прочие
- АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ В МИРЕ — AZRU
- Сколько азербайджанцев в иране
Язык довëл Азербайджан до «тюркского» Ирана: Баку переиначивает историю?
Актуальность темы азербайджанской диаспоры сохраняет на повестке дня вопрос, связанный с выяснением географии распространения азербайджанцев и уточнение численности наших соотечественников. Отсутствие конкретных статистических данных в этой области проистекает из объективных реалий. До начала ХХ века азербайджанцы, переезжавшие в соседнюю Россию, принимались и регистрировались там как "татары", а переехавшие в Турцию как "азербайджанские тюрки". У наших соотечественников, проживающих в южном Азербайджане, шёл процесс самоидентификации как "иранских подданных". Эта ситуация привела в итоге к восприятию азербайджанцев, проживающих в зарубежных странах, как составной части русской, тюркской и персидской диаспоры. В подобной ситуации наши соотечественники столкнулись с угрозой ассимиляции с диаспорами других народов. Однако, несмотря на столь серьезные проблемы и сложности, азербайджанцы всегда сохраняли свою национальную принадлежность, старались не утрачивать связь с исторической Родиной.
Одной из главных причин такого роста является высокая рождаемость среди азербайджанского населения. В сочетании с низкой смертностью это приводит к естественному приросту населения. Кроме того, многие азербайджанцы в Иране имеют большие семьи и живут в условиях, поддерживающих семейные ценности. Также стоит отметить связанные с этим миграционные процессы. Азербайджанцы, проживающие в Иране, имеют возможность воссоединяться со своими родственниками, что часто приводит к иммиграции новых групп азербайджанцев из Азербайджана и других стран. Важной ролью в росте численности азербайджанцев в Иране также играет экономический фактор. Многие азербайджанцы ищут работу в Иране, так как страна предлагает больше возможностей для заработка, особенно в сельском хозяйстве и строительной отрасли. Это привлекает новых мигрантов и способствует увеличению численности азербайджанцев в стране. Увеличение азербайджанской диаспоры Азербайджанская диаспора в Иране наблюдает постоянное увеличение численности. Этот факт связан с различными факторами, включая исторические, экономические и социокультурные. Читайте также: Данные о текущей цене бензина в Иране в рублях за литр - свежая информация Азербайджанцы, являющиеся второй по численности этнической группой в Иране после персов, поддерживают культурные и религиозные связи с Азербайджаном. Они имеют сильные корни и тесные связи с азербайджанским народом и культурой, что побуждает их активно сотрудничать и помогать своим согражданам. Экономические факторы также играют важную роль в увеличении численности азербайджанской диаспоры в Иране. Многие азербайджанцы работают в сфере торговли, промышленности, сельском хозяйстве и туризме. Эти сферы обеспечивают им стабильные доходы и привлекательные перспективы для развития карьеры. Кроме того, азербайджанцы в Иране активно занимаются культурными и образовательными мероприятиями. Они основывают свои собственные образовательные учреждения, клубы, культурные центры и ассоциации. Эти организации стимулируют сохранение и продвижение азербайджанской культуры и традиций среди молодого поколения и укрепление связей с их исторической родиной. Развитие и поддержка азербайджанской диаспоры в Иране является одним из приоритетов правительства Ирана. Оно предоставляет финансовую и организационную поддержку различным инициативам, направленным на увеличение численности азербайджанской диаспоры и оказание помощи их соотечественникам. Одним из инструментов развития азербайджанской диаспоры является создание условий для сохранения и развития азербайджанского языка в Иране.
Азербайджанский язык является одним из самых распространенных в Иране, и владение им считается важным фактором идентичности для азербайджанцев. Большинство из них также являются приверженцами шиитского ислама, который является официальной религией в Иране. В последние годы наблюдается тенденция роста азербайджанской диаспоры в Иране. Это обусловлено, в первую очередь, ростом населения и миграцией из регионов с азербайджанским населением. Кроме того, все больше азербайджанцев возвращаются в Иран после столкновений в других странах и желают создать лучшие условия для своей жизни и развития. Читайте также: Локализация и особенности Бушера в Иране Экономические факторы также играют важную роль в росте азербайджанской диаспоры в Иране. Многие азербайджанцы работают в сфере промышленности, торговли и услуг, что способствует развитию региональной экономики. Прогноз численности азербайджанцев в Иране к 2023 году остается неоднозначным. Некоторые эксперты предсказывают еще большее увеличение численности азербайджанцев в стране в связи с ростом населения, миграцией и улучшением условий жизни и развития в регионах с преобладанием азербайджанского населения. Таким образом, демографические данные свидетельствуют о значительной численности и влиянии азербайджанцев в Иране, а также о перспективах их дальнейшего роста и развития в стране. Мастер-план правительства Ирана В 2006 году правительство Ирана разработало мастер-план по управлению демографическими изменениями в стране. Одной из ключевых целей плана являлось снижение демографического превосходства персидского населения путем увеличения численности азербайджанцев и других национальных меньшинств. В рамках мастер-плана предусматриваются различные меры, направленные на привлечение азербайджанцев и других национальных меньшинств к сотрудничеству с правительством Ирана и созданию условий для их активного участия в различных сферах общественной жизни. Предусмотрено проведение социальных программ, направленных на поддержку азербайджанцев в образовании, здравоохранении и других социально-экономических сферах. Также планируется создание рабочих мест и предоставление кредитов для развития бизнеса азербайджанцами, что способствует увеличению их экономической активности и повышению уровня жизни. Мастер-план также предлагает усиление культурного взаимодействия между азербайджанцами и остальным населением Ирана. Он предусматривает организацию культурных мероприятий, фестивалей и выставок, посвященных азербайджанской культуре, и способствует созданию более благоприятной атмосферы для развития азербайджанского национального самосознания. Согласно мастер-плану, особое внимание уделяется также решению национальных вопросов азербайджанского населения, включая вопросы языка, образования и культурного развития. С этой целью планируется создание учебных заведений и различных культурных центров, а также разработка и реализация программ, направленных на сохранение и развитие азербайджанской культуры и традиций. Мастер-план правительства Ирана является комплексным подходом к управлению демографическими изменениями в стране и предлагает ряд мер, направленных на создание равноправных условий для азербайджанцев и других национальных меньшинств. Он предусматривает учет и уважение культурных, языковых и религиозных особенностей этих меньшинств и стремится к созданию мирного и гармоничного мультикультурного общества в Иране.
А вот иранские курды выступили тогда на стороне Саддама - в благодарность за поддержку восстания 1979 года. Не исключено, что и на этот раз именно курды нанесут удар в спину тегеранским властям. Ведь мечта о создании единого Курдистана, который бы объединил турецких, иракских, сирийских и иранских курдов, жива... Депутат парламента Панах Гусейн заявил, что "происходящие в Иране процессы показали, что в мире существует проблема Азербайджана и эта проблема должна быть решена в пользу народа". В свою очередь, зампредседателя партии " Мусават " Рауф Арифоглу отметил, что не верит в то, что США или западные страны поддержат процессы, происходящие на юге: "Уже ясно, что США более предрасположены к курдам. Он отметил важность проведения саммита азербайджанской оппозиции для решения этой и других проблем. При этом каких-либо разъяснений о причинах задержания десятков журналистов власти Ирана не дают, сообщил газете "Эхо" сотрудник выходящей на азербайджанском языке иранской газеты "Ярпаг" Сеид Муганлы. Аресту подверглись сотрудники и других азербайджаноязычных изданий Ирана. Напомним, что волнения в Южном Азербайджане начались после оскорбительных публикаций и карикатур на азербайджанцев, опубликованных в газете "Иран", которая является официальным изданием Исламской Республики. Несмотря на то, что власти ИРИ советуют не преувеличивать масштабы происходящего, манифестации продолжаются уже несколько недель. Официальный Тегеран перебрасывает в район волнений дополнительные полицейские и воинские подразделения. Попытка силовых ведомств усмирить протестующих привела к многочисленным жертвам среди азербайджанского населения, что еще больше осложнило ситуацию, пишет газета "Эхо". Как подчеркивает представитель газеты "Ярпаг", власти ИРИ никак не обосновывают случаи массовых арестов азербайджанцев. По его словам, ежедневно в лучшем случае как минимум более десятка азербайджанцев оказываются за решеткой. В этой связи журналист указывает на заявление министра внутренних дел ИРИ, который подчеркнул, что все участники манифестаций в городах Южного Азербайджана подкуплены США и иными западными силами. С особой тревогой за происходящим в Южном Азербайджане, по его словам, следят другие тюркоязычные народы Ирана. По его словам, общественно-политические деятели признают, что основной причиной волнений стал многолетний запрет на азербайджанский язык, действующий в Исламской Республике. Из нацменьшинств, по его словам, не скрывают своего негативного отношения к происходящему курды, которые очень враждебно относятся к азербайджанцам. Хотя и среди них, отмечает журналист, есть люди из числа передовых, которые признают правоту азербайджанцев в данной ситуации. С пониманием к азербайджанцам, по его словам, относятся и некоторые оппозиционные силы ИРИ, которые не приемлют нынешний курс Тегерана, пишет "Эхо". Проводится следствие. Причиной для возбуждения уголовного дела стала публикации коллажа, оскорбляющего национальное и религиозное достоинство верховных религиозных и государственных деятелей Ирана. В соответствии с поступившими в адрес прокуратуры обращениями, в которых содержались просьбы принять меры против виновников появления данного коллажа, сотрудники прокуратуры города Баку провели проверки в редакциях обеих газет. Выяснилось, что ответственные работники этих газет, злоупотребив своим служебным положением, разрешили публикацию коллажей и статей, оскорбляющих национальное и религиозное достоинство верховных религиозных и государственных деятелей Ирана. Тем самым они нанесли существенный удар по охраняемому законом достоинству общества и государства, считают в прокуратуре. О результатах следствия будет сообщено дополнительно. В беседе с журналистами он назвал авторов этих карикатур "безбожниками" и подчеркнул важность их наказания. ANS 5 июня посольство Исламской Республики Иран в Баку выступило с осуждением публикации в азербайджанской печати карикатур на покойного духовного лидера страны имама Хомейни, а также действующего и экс-президентов Ирана. Как отмечается в сообщении дипмиссии, подобные публикации противоречат политике свободы слова. Это не позволит внести разобщенность в братские связи двух народов", - отмечается в заявлении. Посольство Ирана "оставило за собой право наблюдать за судебным процессом", выразив надежду "на скорое и суровое наказание авторов публикаций". Вместе с тем, по мнению иранского посольства, публикация карикатур стала кульминацией антииранской пропаганды, поддерживаемой определенными кругами. Без сомнения, приток таких средств в будущем будет ощутим для каждого гражданина Азербайджана. По словам экономиста, в целом этот крупномасштабный проект имеет большое значение для Азербайджана. Причем не только с точки зрения притока в страну нефтедолларов - БТД имеет большое геополитическое значение. Далеко не все в Азербайджане уверены в том, что БТД принесет больше пользы, чем вреда. Во всяком случае, как сказал глава Комитета защиты прав нефтяников КЗПН Мирвари Гахраманлы, в Джейхан уже доставлена первая партия азербайджанской нефти и сегодня все уже забыли о том, какой ущерб был нанесен стране и ее гражданам в ходе реализации проекта. Все международные проекты в мире являются импульсом к социально- экономическому развитию государства и местного населения. В Азербайджане же БТД стал причиной уменьшения рабочих мест на нефтяных и нефтеперерабатывающих заводах. С другой стороны, строительство нефтепровода стало причиной ухудшения экологического положения во всей стране, в особенности в тех районах, через которые прошел БТД. Кроме того, как утверждает правозащитница, проект привел к тому, что сегодня во многих регионах на свет появляются дети-инвалиды. При этом она напоминает, что во время строительства БТД были нарушены права людей, проживающих в регионах, через которые прошел нефтепровод, а компании-подрядчики BP до сих пор не восстановили инфраструктуру регионов, которая была практически уничтожена. Помимо этого ее серьезно беспокоит вопрос дальнейшей судьбы БТД. Она утверждает, что, согласно оценкам некоторых экспертов, уже в 2010-2012 годах у международной общественности пропадет интерес к проекту. Этот проект, по его словам, имеет большое геополитическое значение для Азербайджана и в будущем принесет в государственный бюджет большие деньги. При этом он отметил, что все негативные отзывы и попытки остановить реализацию проекта - всего лишь грязные выпады людей, которые либо имели от этого личную выгоду, либо старались навредить Азербайджану. Министр обороны Азербайджана Сафар Абиев в своем вступительном слове заявил, что Азербайджан развивает сотрудничество с международными и региональными организациями, в том числе придает серьезное значение деятельности в Совете министров обороны СHГ. И если это согласие будет выработано, тогда страны-гаранты предложат любые меры по обеспечению выполнения этих договоренностей". При этом Иванов не исключил проведения миротворческой операции в зоне армяно-азербайджанского конфликта для "гарантий всех политических договоренностей, которые рано или поздно будут достигнуты". Он также отметил, что Россия поставляет в Азербайджан серьезную военную технику. Hо сегодня это реальность", - сказал Иванов.
Сколько азербайджанцев в иране
Численность азербайджанцев, расселившихся в других западных странах, колеблется в пределах 2-10 тысяч. Большинство наших соотечественников, поселившихся в Голландии, Бельгии, Дании, Швейцарии и Германии, — это азербайджанцы, переехавшие из Турции. Третья большая часть азербайджанской диаспоры поселилась на Азиатском континенте. Численность азербайджанцев, расселившихся на Африканском континенте, Египте и Алжире составляет сотни тысяч, а в Судане 17000 человек. В целом, за последнее время появились факты, свидетельствующие о существовании наших соотечественников в Южно-Африканской Республике и Заире.
Имеются сведения о проживании около 10000 азербайджанцев на Австралийском континенте. Численность азербайджанцев по различным странам мира приведена в нижеуказанной таблице по приблизительным подсчетам : Порядковый номер.
Однако, идеология Хомейни основывалась на единении мусульманских народов, и с тех пор азербайджанцы практически не испытывали притеснений по национальному признаку. Многие из них вошли в руководство Ирана. Так, Аятолла Али Хаменеи , в 1981 стал президентом , а в 1989 — Высшим руководителем. Среди прочих известных этнических азербайджанцев в руководстве страны — действующий вице-президент Парвиз Давуди и экс-президент Мохаммад Хатами.
Персы и другие ираноязычные народы Ирана называют азербайджанцев «торк» перс. Сепаратизм Однако, не все азербайджанцы ассимилировались с иранской культурой.
Россиян, кроме меня, больше не было. Поэтому я со своей иранской визой простоял у другой стойки почти пять минут, дожидаясь, пока офицер, который должен проверить мои данные, закончит свой намаз. Проделывал он это прямо на рабочем месте.
Что ж тут поделать. Надо привыкать! Наш автобус отправился дальше по Ирану и я оказался буквально в другом измерении — в пятом месяце Мордад 1396 года от хиджры мусульманского летоисчисления , во времени, которое опережает армянское на полтора часа или московское — на два с половиной часа. Еще через два часа я уже расположился в отеле Ахраб, который расположен в центре Тебриза — столице иранской провинции Азербайджан. Город описывал армянский историк V века Фавстос Бюзанд.
Тебриз несколько раз полностью или частично разрушался. То из-за войн, то из-за землетрясений. Тебризом в разную эпоху овладевали и арабы, и монголы, и туркмены… Последние, в XV веке, расширили свою империю Ак Коюнлу, а Тебриз в 1468 году стал столицей нового огузского государства туркмен. С тех пор в иранской области Азербайджан зазвучала тюркская речь, а некогда ираноязычный народ азари стал тюркоязычным и столицей остана Азербайджан. Сегодня язык жителей иранского Азербайджана является промежуточным.
В нем синхронно сочетаются турецкий, азербайджанский Азербайджанской Республики и персидский языки. Кстати, сами азарийцы называют себя «азербайджанцами», так как являются прямыми потомками ираноязычных азари и хозяевами остана Азербайджан. Своих же языковых собратьев в Азербайджанской Республике называют «бакилы» «бакинцами». Да-да… Для них вся Азербайджанская Республика это есть один большой Баку. Называть ту страну Азербайджаном, а ее жителей азербайджанцами у азарийцев «язык не поворачивается», так как уверены и знают, что область севернее Аракса не имеет отношения к ним, настоящему историческому Азербайджану.
Та область — Ширван. А жители Ширвана, которых только в прошлом веке Советы прозвали «азербайджанцами», не имеют ни капли азерийской крови. Это потомки смешений тюркских племен с ираноязычными татами и талышами. Вот такая, понимаете, петрушка! Есть в иранском Азербайджане и исторические армянские области.
В 387 году, когда Сасанидская и Византийская империи раскололи Армению, армянские области Нор-Ширакан, Пайтакаран и часть Васпуракана были переданы персам. Позже эти области были присоединены к персидской провинции Азербайджан. Некогда Тебриз, Урмию, Сельмас, Хой, Маку населяли огромное количество армян, а в некоторых этих городах армяне были стержневым населением, т. Однако после русско-персидской войны 1826-28 около 40 000 армян покинули Азербайджан и переселились в недавно созданную российскую Армению. Тем не менее, немало армян остались в иранском Азербайджане и большая их часть населяла область до начала Первой мировой войны.
В 1914 году иранский Азербайджан был захвачен османами. Местные армяне, как и многие другие народы области, были убиты. К примеру, до вторжения османов в Азербайджан в этой области проживало 150 000 армян, из них 30 тысяч проживало в Тебризе. А уже в 1918 году, после окончания войны, во всей области Азербайджана осталось всего 10 тысяч человек. В 30-х гг.
В настоящее время в иранском Азербайджане проживает всего-навсего 4 тыс. Особенно если вы окажетесь в старом районе Тебриза. Отель Ahrab, в котором я остановился, как раз и находится в этом самом старом районе Тебриза. Открываешь окно — и перед тобой самый «лучший» вид: ничем не примечательная одноименная площадь Ahrab, вокруг которой куча всяко-разных мастерских и плодово-овощных лавок. Первое, что пришло в голову — время остановилось.
И остановилось аккурат в 1396 году, как в настенном календаре моего номера. Если бы не постоянно сигналящие автомобили, время от времени возвращающие меня в реальность. Утром, позавтракав, я отправился бродить по близлежащим округам. На мое счастье, почти все армянское в этом городе было недалеко от меня. Поэтому долго бродить не пришлось.
Собственно говоря, барон Авак Авак Авакян является основателем этого района, а в позапрошлом веке эта часть Тебриза была самой привилегированной. Здесь располагались медресе, многочисленные мануфактурные производства, жилища местных предпринимателей и политиков. Большая часть бизнеса этого района города принадлежала барону Аваку. Он и являлся главой армянской общины Тебриза, а армяне старались селиться именно в этом районе. От того и теперь здесь сохранились несколько церквей, например, Сурб Саркис, спортивные клубы, сады и школы.
Есть даже Армянская протестантская церковь адвентистов. Больше века минуло с тех пор, а армянский дух как был, так и остался в этой части Тебриза. Гуляя по этому району, часто по пути встречаешь армян, говорящих как на родном языке, так и на азери-торки, фарси. Прогуливаясь по Хиябан Барун Авак, обратил внимание и на старика, чинно усевшегося возле лавочки с надписью «Напитки» на персидском и армянском языках. Из разговора оказалось, что дед этот известный в Тебризе человек.
Зовут его… Саша Манучарян. Он является старейшим предпринимателем города, несмотря на свои почтенные 87 лет. В годы ирано-иракской войны у него был цех по производству соков и кисломолочных продуктов, которыми снабжал тебризских шехидов. В начале 2000-х гг. Оставил себе лишь небольшой магазин напитков.
Им и занимается. А цех перестроен, и сейчас на этом месте находится отель Ahrab. Тот самый, в котором я и остановился. Откуда оно у вас? Я родился в Баку, в 1930 году, — рассказывает дедушка Саша.
Коммунисты обещали дать им советское гражданство, но постоянно водили за нос. Это был 1935 год. А Сашей меня назвали в честь русского друга моего отца, который тоже жил в те годы в Баку. Всю жизнь мне хотелось съездить в Баку, посмотреть город, где родился. Но между Ираном и Советским Союзом были сложные отношения.
Невозможно было это сделать. А когда распался СССР, началась армяно-азербайджанская война. Снова не до поездок в Баку. Зато дважды побывал в Армении. Очень понравился Севан.
Дай Бог увидеть его снова. Нынче у Саши Манучаряна трое сыновей, одна дочь, 11 внуков и 16 правнуков. Но ни от кого финансово не зависит, владея лавкой с напитками. Просто придет время, когда я перестану есть. Но я столько напоил людей за всю жизнь, что мне не страшно «перестать есть».
Конечно же, дедушка Саша имеет в виду безалкогольную продукцию. Алкоголь в Иране не продается. А желающие «пропустить» стопку-две всегда найдут «зеленого». Подпольно можно приобрести и водку, и виски. У меня не раз интересовались «сколько в России стоит водка?
Я пожимал плечами и говорил, что цены могут быть от полутора долларов и выше. Хоть портретами рахбаров с суровыми взглядами увешаны все города Ирана, но и они не являются помехой. И вообще, скажу я вам, ничто человеческое не чуждо иранцам. У местного населения прекрасное чувство юмора, девушки хохотушки. Только одеты скромно.
Всего лишь. Даже на свою консьержку, 25-летнюю Фериде-ханум, я стал смотреть иначе. В хорошем смысле. Шутить с ней, говорить о том, о сем. Она отвечала шутками.
И чадор не стал помехой. Можно прикрыть чадором тело, но невозможно прикрыть чадором свое «Я». Но при всем этом, надо отдать должное — иранцы воспитанны и чертовски гостеприимны. Думал поснимать для очередного фильма из цикла «Армянский след» улочки Тебриза, людей, а заодно и дойти до армянского парка, в котором по воскресным дням собираются соотечественники с семьями. Забегая вперед, скажу, что это не просто парк.
Этому месту, огороженному высоким забором, почти сто лет. Там и лужайки, тропинки со скамеечками, беседки, хачкары, храм, фонтаны, воскресная школа «Арарат»… Словом, все для того, чтобы армяне могли уединиться в своем армянском мирке. По пути в парк я много снимал. Люди охотно позировали. Правда, в основном мужчины.
Жинщины-иранки, завидев меня с камерой перед собой, спешили как можно тщательнее прикрыть лицо и голову или отворачивались. Когда видеонарезок было собрано вдоволь, я решил направиться к парку. Кстати, не так уж легко его было найти. Во-первых, спрашивать у местных жителей «где находится армянская церковь? В Тебризе с десяток церквей ассирийских, протестантских и только четыре из них армянские.
Иранские азербайджанцы - часть азербайджанского этноса, составляющая большинство населения Южного Азербайджана провинции Западный Азербайджан, Восточный Азербайджан, Зенджан, Ардебиль, Казвин и части Хамадана ,части Гиляна, Курдистана и Тегерана. Являются после персов второй по численности этнической группой страны и крупнейшим национальным меньшинством Ирана. Многие Азербайджанцы с территории Южного Азербайджана переехали в другие части Ирана, такие как Тегеран. В настоящее время более 10 миллионов азербайджанцев живут за пределами Южного Азербайджана, где около 6 миллионов проживают в городе Тегеране.
Где проживают 50 млн азербайджанцев
Основная часть азербайджанского этноса, составляющая большую часть населения Иранского Азербайджана и провинций Зенджан, Казвин, Меркези и Хамадан. Международная конференция под названием «Угнетение меньшинств в Иране: пример азербайджанской общины» была организована в Европейском парламенте организацией движения «Азери Фронт» и группой Эпп. Так, в июле 2001 года военные самолеты Ирана пролетели над проводившими геологоразведочные исследования в азербайджанском секторе Каспийского моря кораблями и угрожали применением силы в случае, если азербайджанцы не остановят работы. Количество азербайджанцев, проживающих в каждой из остальных стран запада, находится в пределах 2-10 тысяч человек. страна, которая живет под санкциями больше сорока лет.
Азербайджанцев живет в иране
Иранские азербайджанцы | Это видят и в Иране, где медленно, но верно переоценивают свои отношения как с Баку, так и с Ереваном, признавая за Азербайджаном статус более важного и честного партнера. |
Азербайджанцы в Иране: сколько азербайджанцев живет в ИРИ? | Азербайджане или Иране - лучше жизнь? Сравнение показателей экономического развития, минимальной и средней зарплаты, уровня цен, средней продолжительности жизни, уровня преступности, качества медицинского обслуживания и. |
Сколько в Иране азербайджанцев? | Сколько азербайджан живет в Иране? |
Сколько в ИРАНЕ азербайджанцев? Кто такие ИРАНСКИЕ АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ?! | Азербайджанский язык в Иране вытесняется целенаправленно, заявил президент Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) Иса Габиббейли. |