В результате между Британией и Францией было заключено соглашение, разработанное Марком Сайксом и Франсуа Жорж-Пико.
Столетие договора Сайкса-Пико как напоминание туркам о хрупкости их государства
© 2024, RUTUBE. Соглашение Сайкса-Пико и Декларация Бальфура. 12+. так называемым соглашением Сайкса-Пико. Секретный документ, вошедший в историю под названием соглашения Сайкса-Пико (по имени двух дипломатов: англичанина Марка Сайкса и француза Франсуа Жорж-Пико), был подписан в ходе Первой мировой войны, в мае 1916 года. ПИКО СОГЛАШЕНИЕ 1916 — о разделе Азиатской Турции - заключено между Англией и Францией 16. V; получило своё название по имени дипломатов, подготовивших проект этого соглашения, - англичанина Марка Сайкса и француза Жорж-Пико.
Популярное
- Можно ли демонтировать ЕС методом Сайкса-Пико
- РСМД :: Нужно ли присоединять Россию к соглашению Сайкса-Пико?
- От Османской империи до "Исламского государства": 100 лет тайному разделу Ближнего Востока
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
Сёма Давидович: Чертой по карте. К столетию Соглашения Сайкса — Пико
For a period of twenty years the existing Turkish customs tariff shall remain in force throughout the whole of the blue and red areas, as well as in areas a and b , and no increase in the rates of duty or conversions from ad valorem to specific rates shall be made except by agreement between the two powers. There shall be no interior customs barriers between any of the above mentioned areas. The customs duties leviable on goods destined for the interior shall be collected at the port of entry and handed over to the administration of the area of destination. The British and French government, as the protectors of the Arab state, shall agree that they will not themselves acquire and will not consent to a third power acquiring territorial possessions in the Arabian peninsula, nor consent to a third power installing a naval base either on the east coast, or on the islands, of the red sea. This, however, shall not prevent such adjustment of the Aden frontier as may be necessary in consequence of recent Turkish aggression. The negotiations with the Arabs as to the boundaries of the Arab states shall be continued through the same channel as heretofore on behalf of the two powers.
Германские специалисты начинают приводить зону Проливов в оборонительное состояние, а Турция принимает во все возрастающих количествах военнослужащих Германского блока. Джемаль-паша на страницах своих мемуаров предельно откровенен: «Турецко-германский союз был заключен не во время войны, как многие до сего времени это думают. Хотя союз был действительно подписан 2-го августа 1914 года, но переговоры о нем начались еще задолго до войны… 23-го июля на параде войск по случаю национального праздника, ко мне подошел германский посол, барон фон-Вагенгейм. Вашу армию можно сейчас поставить на одну доску с лучшими армиями мира! Все германские офицеры, как один человек, восхваляют высокие качества турецкого солдата и, в самом деле, ваши солдаты не оставляют желать ничего лучшего. Мы считали бы большой дипломатической победой войти в союз с правительством, которое располагает такой армией!... Через несколько дней после этого разговора, я, садясь в автомобиль у подъезда моего дома в Шишли, увидел огибавший угол сада имени Осман-бея автомобиль, в котором ехали Энвер-паша, Талаат-бей и Халил-бей по направлению к дому Энвер-паши со стороны Маслука. Мне показалось несколько странным видеть их в такой поздний час едущими, очевидно, из Дворца великого визиря на Ени-Кой... На следующий день, после обеда меня вызвали в совет министров, который заседал во дворце великого визиря… - Германское правительство предложило нам союз, сказал великий визирь, - и так как этот союз представляется нам очень выгодным, мы уже подписали сегодня его условия с германским послом фон Вагенгеймом. Что вы на это скажете? Эль Хаир ма вага! Я поспешил поздравить великого визиря с успешным исходом дела, которое безусловно является фактом величайшей государственной важности» Записки Джемаль-паши 1913 — 1919 гг. Тифлис, 1923. Россия, которая была и всегда будет извечным врагом Турции, являлась очень важным фактором для прогерманской ориентации Оттоманской империи. Министр морского флота Джемаль-паша. Во время войны — командарм, также занимал ряд др. Убит армянскими патриотами Наконец, 12 октября 1914 г. Более того, речь, по словам Энвер-паши, шла о далеко идущих туранистских замыслах. Военный министр и командующий турецкой Действующей армией Энвер-паша. Центральная фигура младотурецкого триумвирата, несостоявшийся турецкий "Наполеоник", разгромленный Кавказской армией в Сарыкамышской операции где с помощью германских инструкторов лично руководил боевыми действиями и конструктор геноцида армянского, греческого и ассирийского народов. Закончил свои дни как глава басмаческого движения и непосредственный руководитель крупного бандформирования. Уничтожен в бою кавалеристами РККА. Без объявления войны В финале — удар 16 29 октября «без объявления войны и предъявления каких-либо претензий» к России, когда германо-турецкая эскадра атаковала Одессу, Феодосию, Новороссийск и Севастополь. Турция де-факто начала против России войну, и 20 октября 2 ноября Россия объявляет войну Оттоманской империи. В воззвании турецкого правительства о начале войны сообщалось об «идеале турецкой нации» - уничтожении «московского врага» и установлении «естественных границ», включающих «все ветви расы» Там же. Горящий Новороссийск под огнем германо-турецкой эскадры. Фото с борта "Мидилли" "Бреслау". Подготовка к Дарданелльской операции, которая должна была вывести Турцию из войны, простимулировала возврат к вопросу о судьбе Константинополя и Проливов. Профессор Ф. Нотович писал: «Царское правительство все еще не ставило официально вопроса о Константинополе и проливах, но политическая обстановка в связи с развивавшимися операциями во Фландрии делала постановку этого вопроса все более актуальной.
Проблемы мусульман, порожденные в том числе Сайксом-Пико, стали мировыми. И выйти из этого почти замкнутого столетнего круга теперь можно только вместе. Договор можно назвать той центральной точкой, за которой в исламском мире началась полоса нестабильности, не прекращающаяся и поныне. Конечно, винить Запад в мусульманских бедах и ошибках - неверно и стыдно. Плачевная ситуация сложилась в результате, в первую очередь, внутренних процессов эрозии, а уже потом прямой иностранной агрессии. Запад делал и делает то, что в некотором смысле должен. Он преследует свои интересы так, как их понимает его элита. Договор лишь усугубил болезнь. Это диагноз, который исламский мир до сих пор не может преодолеть, своего рода проклятье. Современная нестабильность является следствием дезинтеграции исламского мира, зафиксированной Сайксом-Пико. Единое пространство было разорвано на колониальные и полуколониальные владения. В результате в мусульманских странах провалились попытки модернизации на западный и восточный социалистический манер. Сегодня мусульманская цивилизация пребывает в кризисе из-за отсутствия видения ясного будущего. Даже так называемый "умеренный исламский" проект , который, казалось бы, восходит на дрожжах Арабской весны, и тот уперся в страшный тупик сирийской гражданской войны. Я уверен, что затянувшаяся полоса развала и вражды закончится только при восстановлении единства мусульманского пространства. На протяжении веков оно существовало в рамках общей парадигмы. Исламский мир связан тысячами видимых и невидимых нитей. Нынешнее состояние некоторым образом неестественно.
Связано это с тем, что США, как и другие западные партнеры Анкары, не скрывают, что вынашивают проект создания курдского государства, охватывающего территорию Турции, Ирака, Сирии и Ирана. Не случайно и то, что американские эксперты из авторитетного издания Foreign Policy in Focus выступают с прогнозом о потенциальном разделе Ирака и Сирии и о возникновении как минимум шести новых микрогосударств, однородных по этническому и религиозному составу. Озабоченность Эрдогана по этому поводу звучит вполне обоснованно. Он опасается, что Турцию могут привести к такой точке, на основе которой можно разыграть любую игру через нарастание центробежных процессов на Ближнем Востоке. Правда, из задуманного у американцев многое не получилось. Тем не менее, наиболее прозорливые турецкие эксперты призывают Анкару не тешить себя этим. Петерс не делает секрета из того, что "спустя почти сто лет после подписания соглашения Сайкса—Пико Ближний Восток вновь будет гореть, балансируя на грани передела сфер влияния". Если так, то Турции нужно быть готовой к геополитическим потрясениям. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.
Г.Г. Косач о соглашении Сайкса-Пико
Именно это и заставляет нас вспоминать историю и тайное соглашение Сайкса — Пико, подписание которого датируется 16 мая 1916 года. После подписания данного соглашения положения договора Сайкса-Пико были забыты, сохранялись лишь демаркационные разделения между Ливаном, Ираком и Трансиорданией, а также границы Палестины. ПИКО СОГЛАШЕНИЕ 1916 — о разделе Азиатской Турции - заключено между Англией и Францией 16. V; получило своё название по имени дипломатов, подготовивших проект этого соглашения, - англичанина Марка Сайкса и француза Жорж-Пико. Пико, фактически так и не вступили в силу, но легли в основу дальнейших переговоров после Первой мировой. После несправедливых соглашений Сайкса-Пико 24 июля 1920 года в Сирии французская армия под командованием генерала Анри Гуро разгромила сирийскую армию во главе с военным министром Юссефом аль-Азмехом в битве при Хан-Майссалуне.
От Османской империи до "Исламского государства": 100 лет тайному разделу Ближнего Востока
Сегодня наследие этого раздела подвергается критике со всех сторон. В то время как Ирак все глубже погружается в хаос, курдские лидеры уже автономного севера страны угрожают объявить полноценную независимость. Боевики из группировки, называющей себя "Исламским государством" ИГ, признана террористической и запрещена во сногих странах , которые в июне 2014 года снесли бульдозером границу между Ираком и Сирией, объявили о своем намерении со временем стереть все границы в регионе, похоронив таким образом соглашение Сайкса-Пико. Какая судьба бы ни была уготована ИГ, будущее Сирии и Ирака - двух ключевых стран в соглашении Сайкса-Пико - висит в воздухе. По большому счету ни одна из границ современного Ближнего Востока не была прочерчена в тайном документе, подписанном 16 мая 1916 года британским и французским дипломатами Марком Сайксом и Франсуа Пико. Иракско-сирийская граница, уже стертая боевиками ИГ, возможно пролегала в нескольких сотнях километров от знаменитой "линии на песке", прочерченной Сайксом и Пико. Эта линия шла практически от начала персидской границы на северо-востоке к Мосулу и Киркуку, пересекала пустыню, выходя к Средиземному морю, и оттуда, поворачиваясь на север, шла до верхней части Палестины. Современные границы Ближнего Востока появились после долгих сложных переговоров, конференций, сделок и конфликтов, последовавших после распада Османской империи в конце Первой мировой войны.
Однако дух Сайкса-Пико, направляемый интересами и бессовестными амбициями двух соревнующихся колониальных держав, возобладал в этом длинном переговорном процессе и отложил отпечаток на долгие десятилетия, включая Суэцкий кризис в 1956 году и другие события. Час курдов? Соглашение Сайкса-Пико, которое стало олицетворением концепции тайных колониальных разделов, стало символичным для всей эпохи.
Другой французский специалист по геополитике, директор Института международных и стратегических отношений П. Бонифас, подчеркивал, что для успеха операции потребовалось бы вовлечение сухопутных сил, в частности американских. Но после неудачной интервенции в Ираке, приведшей, помимо прочего, к усилению позиций в этой стране и в целом в регионе Ирана, администрация США явно не желала оказаться вовлеченной в еще одну сомнительную военную авантюру14. Пишон со своей стороны обращал внимание на то, что государственные, в том числе военные, структуры Сирии построены на «кланово-клиентских отношениях» и поэтому отстранение от власти клана Б. Асада создало бы «вакуум государства», который, скорее всего, заполнила бы исламистская оппозиция.
Это, в свою очередь, повлекло бы крайне опасные последствия для основных этнических и религиозных меньшинств, в частности, алавитов, христиан, в том числе армян, и курдов. Соответственно, им просто не оставалось ничего другого, кроме как поддерживать режим или, как в случае с курдами, воевать с его противниками15. В целом, однако, французский истеблишмент выступал за вмешательство. Олланд, который занимал жесткую позицию в этом вопросе, находясь в оппозиции, после своего избрания на пост президента в мае 2012 года еще ужесточил ее. Он неоднократно подчеркивал, в том числе на Генеральной Ассамблее ООН, что решение сирийского кризиса непременно требует ухода Б. Асада из власти. Еще дальше пошел министр иностранных дел Л. Фабиус, заявивший в одном из своих выступлений в 2012 году, что «Асад не заслуживает того, чтобы жить»16.
В этой связи стоит отметить, что приход к власти Ф. Олланда придал новый импульс уже упоминавшейся идеологизации внешней политики Франции. Исторически сложилось так, что именно социалисты наиболее активно апеллировали в своей риторике к «ценностям демократии и прав человека». Неудивительно, что при новом президенте среди дипломатов, занимавшихся сирийской и в целом ближневосточной проблематикой, стало меньше профессионалов-арабистов и больше политических активистов17. К этому следует присовокупить крайне тенденциозное освещение сирийского кризиса французскими СМИ. Пишон посвятил отдельный раздел в своей книге «Сирия. Почему Запад ошибся» тому, как они манипулировали французским общественным мнением. СМИ практически проигнорировали, например, тот факт, что Б.
Асад - несомненно типичный восточный авторитарный правитель - все же пытался урегулировать мирным путем уже упоминавшийся конфликт в городе Даръа. Он, как известно, вспыхнул из-за жестокости полиции в отношении нескольких подростков, которые были задержаны за то, что рисовали на стенах антиправительственные лозунги. В числе принятых Б. Асадом мер - арест ответственных за это полицейских чинов, увольнение губернатора соответствующей провинции, отставка правительства Сирии, а также отмена чрезвычайного положения в стране, действовавшего с 1963 года. Но данные меры не смогли разрядить ситуацию, поскольку, как подчеркивает Ф. Пишон, начавшиеся вскоре вооруженные выступления оппозиции отнюдь не явились спонтанными. К моменту волнений уже были накоплены запасы оружия и боеприпасов с помощью главным образом Саудовской Аравии и Катара , созданы соответствующие организационные структуры. Большую роль в мобилизации вооруженной оппозиции сыграл известный телевизионный канал «Аль-Джазира», базирующийся в Катаре18.
Дальнейшие события французские СМИ освещали исключительно в соответствии с упоминавшейся выше установкой - «кровавый тиран истребляет собственный народ, борющийся за свободу». Стремясь обеспечить легитимизацию иностранного вмешательства, они делали акцент на то, что режим Б. Асада, после того как разгорелась гражданская война, вскоре контролировал лишь около трети территории страны. Стоит заметить также, что эти же СМИ почти не уделили внимания подавлению Саудовской Аравией в марте 2011 г. Все это обернулось упрощенным восприятием французским истеблишментом ситуации в Сирии, игнорированием чрезвычайной сложности сирийского общества, в частности его этнической, религиозной и социальной «мозаичности», роли в нем клановых, а в ряде районов - и племенных структур. Идеологическое самоослепление, механическое применение к стране с совершенно иным укладом жизни стереотипов западной системы помешало увидеть то, что основная роль в этой борьбе сразу же перешла к группировкам исламистов-суннитов, одни из которых поддерживались Катаром или Саудовской Аравией, другие - Турцией. Именно к ним в основном и попадало оружие, поставляемое Францией и другими западными странами. Многие из этих группировок очень скоро оказались в составе или под эгидой новоявленного ИГИЛ.
Прежде всего к ним стали поступать добровольцы, главным образом из стран Магриба и Европы в том числе из Франции , из которых начали составляться исламистские «интернациональные бригады». СМИ Франции, кстати, понадобилось больше года, чтобы «открыть» эти реалии. Но даже тогда они продолжали преувеличивать роль «демократической светской оппозиции» и «сирийской свободной армии», хотя большинство французских экспертов считали, как автор мог убедиться, следя за телевизионными дебатами в стране, что они носят скорее «фантомный характер». В результате этого самоослепления Франция оказалась в конечном счете не только самой воинственной среди стран Запада в плане риторики, она попыталась стать инициатором авиационных ударов по сирийской правительственной армии, с тем чтобы обеспечить победу оппозиционным силам. Даже решения Парламента Великобритании в августе 2013 года воздержаться от участия в такой операции и явное прохладное отношение к ней Вашингтона не остудили этот пыл. Как пишет французский публицист Р. Юро, Ф. Олланд грубо ошибся в своих расчетах, не сумев вовремя понять нежелание Президента Б.
Обамы ввязываться в открытую войну с режимом Б. Асада, которая, как становилось все яснее, могла привести к власти исламистские силы19. В результате воинственность французского президента начала даже казаться несколько смешной. Между тем с течением времени стало ясно, что, хотя режим Б. Асада ослабел, он явно не собирался «падать» и его по прежнему поддерживала значительная часть населения страны. Кроме того, усиление ИГИЛ, захват им значительных территорий в Ираке и Сирии вынуждали переключиться на угрозу, которое это «государство» несло не только региону, но и всему цивилизованному человечеству. В конечном счете Ф. С сентября 2014 года французские ВВС начали участвовать в авиаударах по силам и объектам ИГИЛ в Ираке, но, как подчеркивал Париж, это делалось по просьбе правительства этой страны.
Однако французское общественное мнение, возмущенное зверствами ИГИЛ на контролируемых им территориях, а также исламистскими террористическими актами в самой Франции, особенно нападением 7 января 2015 года на редакцию журнала «Шарли Эбдо», повлекшим гибель 18 человек, требовало действий Франции против группировок исламистов, в первую очередь ИГИЛ, и в Сирии. Все большую обеспокоенность выражали французские спецслужбы, опасавшиеся возращения в страну боевиков из этих группировок, являющихся гражданами Франции. Начала меняться и позиция ряда французских СМИ, в частности газет и журналов, близких к правой оппозиции. Они, помимо констатации того, что ставка на достаточно быстрый уход Б. Асада от власти себя не оправдала и что главным врагом все-таки нужно считать ИГИЛ, обращали внимание на трагическую судьбу христиан в Сирии и Ираке , которые в результате репрессий со стороны ИГИЛ и других исламистских сил оказались под угрозой изгнания или даже истребления. Кроме требования более решительных действий Франции в их защиту, в соответствующих публикациях стала выдвигаться идея создания широкой антиисламистской коалиции, которая включала бы в себя Россию. В результате 19 сентябре 2015 года, сославшись на статью 51 Устава ООН об индивидуальной и коллективной самообороне, Париж объявил о нанесении первых авиаударов по объектам ИГИЛ на сирийской территории. Однако вскоре стало ясно, что они носили скорее символический характер.
Кроме того, как счел необходимым подчеркнуть министр обороны Франции Ж-И. Ле Дриан, эти удары не означали, что «Б. Асад стал нашим союзником» и что они наносились «без обмена информацией и координации с Россией»20.
Первым «цветочком» для возникновения этого принципа послужило соглашение Англии с правителем Бахрейна Исой бен Али в 1880 году. А в 1892 году в договорённость были включены унизительные условия, в которых последний обязуется не уступать и не сдавать в аренду части своей территории без разрешения британского правительства. В том же году Британия заключила договоры с шейхами Персидского залива. Ниже вашему вниманию представлена подборка примечательных условий, которые были обозначены в договоре между Британией и арабскими правителями различных регионов Османского халифата на примере с правителем Абу-Даби : 1. Я никогда не приму решения и не войду в договор ни с одним из государств, кроме как с Английским государством. Без согласия великолепного Английского государства я не приму, чтобы жил в королевском владении представитель другого государства, кроме представителей великолепного Английского государства. Я никогда не вручу, не продам и ни дам что-то в пользование из королевского владения, кроме как великолепному Английскому государству. Эти условия свидетельствуют о политической измене арабских правителей, заболевших националистическими идеями, которые в основе противоречат политическим принципам централизованного исламского государства. Запад добился зависимости арабских правителей от своего протектората и заставил их разделить мусульман. Внешняя политика западных держав с середины 18-го века идёт по пути совершенствования. В отличие от мусульман, которые отдалили политику как таковую от Ислама. Запад определил для каждой отдельной мусульманской страны отдельную задачу. Например, от Иордании требуется выполнение функции разделительной линии между Израилем и арабским миром.
Однако после прихода к власти большевиков, В. Ленин 3 декабря 1917 г. План Сайкса-Пико все же был реализован и после окончания войны Ближний Восток оказался поделен между победителями. Правда Россия, как и заявлял Ленин в этом разделе не участвовала. Поднявший арабское восстание шериф Мекки Хусейн ибн Али был обманут, и вместо "Великой Сирии" получил власть лишь над Хиджазом, западной частью Аравийского полуострова. Что привело после их ухода оттуда к взаимным претензиям и конфликтам между образовавшимися там государствами. Последствия Соглашения Сайкса-Пико ощущаются и по нынешний день, превратив Ближний Восток в кипящий котел.
Навигация по записям
- СОГЛАШЕНИЕ САЙКС - ПИКО 1916, или раздел Сирии, Ирака и Турции 96 лет назад
- Г.Г. Косач о соглашении Сайкса-Пико
- Соглашению Сайкса-Пико 100 лет
- Соглашение Сайкса—Пико – сто лет спустя
Соглашение Сайкса—Пико – сто лет спустя
То, что Хайфа будет свободным портом для Франции, её доминионов и протекторатов, в котором не будут устанавливаться дискриминационные условия или портовые сборы в отношении французских кораблей и товаров; что будет осуществляться свободный транзит французских товаров через Хайфу и по британской железной дороге через коричневую зону, в независимости от того, направляются ли эти грузы в синюю зону, зону A или зону B , и там не будут устанавливаться дискриминационные меры, прямые или косвенные, в отношении французских товаров на какой бы то ни было железной дороге или французских товаров и кораблей в любом порту в упомянутых зонах. То, что в зоне A Багдадская железная дорога не будет протянута в южном направлении за пределы Мосула и в зоне B в северном направлении за пределы Самарры до тех пор, пока железная дорога, соединяющая Багдад и Алеппо через долину реки Ефрат, не будет достроена; затем с согласия двух правительств. То, что Великобритания имеет право на постройку, управление и единоличное владение железной дорогой, соединяющей Хайфу с зоной B , а также постоянное право на переброску войск вдоль этой линии в любое время. Оба правительства понимают, что эта железная дорога облегчит сообщение между Багдадом и Хайфой, а также, учитывая возможность того, что инженерные трудности и затраты на постройку этой линии в коричневой зоне сделают проект невыполнимым, французское правительство готово к тому, что линия возможно пересечёт полигон Баниас-Кеис, Мариб-Салхад сообщившись с Отсда-Месми прежде, чем достигнет зоны B. Существующий таможенный тариф Турции будет оставаться в силе в течение двадцати лет во всех синих и красных зонах, а также в зонах A и B. Пошлины и тарифы от ad valorem до особых ставокне будут устанавливаться иначе как по соглашению двух держав. Между любыми из вышеупомянутых областей не должно быть внутренних таможенных барьеров. Таможенные пошлины, взимаемые за товары, предназначенные для внутреннего пользования, собираются в порту въезда и передаются администрации района назначения. Следует согласиться с тем, что французское правительство никогда не вступит в какие-либо переговоры о передаче своих прав и не уступит такие права в синей зоне любой третьей власти, кроме арабского государства или конфедерации арабских государств, без предварительных договорённостей с правительством Его Величества, которое со своей стороны даёт аналогичное обязательство французскому правительству относительно красной области.
Британское и французское правительства, как защитники арабского государства, соглашаются, что они сами не приобретут и не будут соглашаться на третью власть, приобретающую территориальные владения на Аравийском полуострове, или согласятся на третью власть, создающую военно-морскую базу на восточном побережье или на островах, в Красном море. Однако это не должно препятствовать такой корректировке границы Адена, которая может потребоваться в результате недавней турецкой агрессии.
Но при этом и курды, и боевики ИГ хотят перекроить карту Ближнего Востока.
И я оптимистично настроен на то, что внутри этой новой формулы курды получат свое историческое право на независимость", - продолжил он. Мы старались сохранить единство Ирака, и мы не несем ответственности за распад страны - другие раздробили ее. Мы не хотим быть частью хаоса и проблем, которые окружают Ирак со всех сторон", - сказал Барзани.
Image copyrightREUTERS Image captionЛидер иракских курдов Масуд Барзани считает, что курды должны провести референдум, если переговоры о независимости провалятся По словам Барзани, курды совершенно серьезно настроены на обретение независимости и подготовка к этому уже идет полным ходом. По его словам, первым шагом на пути к этому должны быть серьезные переговоры с центральным правительством в Багдаде, в ходе которых курды надеются достигнуть соглашения и то, что они называют "полюбовным расставанием". Но если переговоры окажутся безрезультатными, курды, как считает Барзани, должны провести референдум о независимости.
Иракские курды не имеют выхода к морю, их соседи - Сирия, Турция, Иран и Ирак - страны, которые традиционно подавляли стремления курдов к независимости. Находясь под угрозой боевиков ИГ, курды все больше зависят от западных держав, которые настоятельно советуют им оставаться в составе Ирака. Достигнут иракские курды в ближайшем будущем полноценной независимости или нет - вопрос открытый.
Но уже сейчас у них есть территория с границами, флаг, международные аэропорты, парламент, правительство и собственные силы безопасности - в общем все, кроме паспортов и собственной валюты.
Секретное соглашение между Францией и Великобританией преследовало нефтяные интересы этих держав, уже располагавших сведениями о запасах ближневосточной нефти. Италия, лишь незадолго до этого заявившая о себе на мировой арене, преследовала в основном территориальные интересы [12]. Подготовка[ править править код ] 10 апреля 1915 года было заключено тайное англо-франко-русское соглашение , среди прочего включавшее передачу черноморских проливов под контроль России. В октябре того же года британский МИД обратился к Франции с предложением направить в Лондон переговорщиков для разграничения зон влияния на Ближнем Востоке. Для переговоров в Лондон был направлен бывший генеральный консул Франции в Бейруте Франсуа Жорж-Пико , с английской стороны переговоры были поручены Марку Сайксу , советнику лорда Китченера по Ближнему Востоку [13]. Сайкс и Пико договорились по всем вопросам раздела зон влияния, кроме Палестины , в которой требовалось учесть российские интересы [14].
В марте 1916 года переговорщики отправились в Россию для согласования плана раздела Малой Азии. В дополнение к притязаниям на проливы и Константинополь, утвержденным соглашением от 1915 года, царское правительство потребовало от Франции и Британии признать за Россией право на аннексию турецких территорий, оккупированных русской армией в ходе войны: Трабзона , Эрзурума , Вана , Битлиса и Муша , в ответ на согласие с условиями соглашения Сайкса-Пико [14] [15].
Я никогда не приму решения и не войду в договор ни с одним из государств, кроме как с Английским государством. Без согласия великолепного Английского государства я не приму, чтобы жил в королевском владении представитель другого государства, кроме представителей великолепного Английского государства. Я никогда не вручу, не продам и ни дам что-то в пользование из королевского владения, кроме как великолепному Английскому государству. Эти условия свидетельствуют о политической измене арабских правителей, заболевших националистическими идеями, которые в основе противоречат политическим принципам централизованного исламского государства.
Запад добился зависимости арабских правителей от своего протектората и заставил их разделить мусульман. Внешняя политика западных держав с середины 18-го века идёт по пути совершенствования. В отличие от мусульман, которые отдалили политику как таковую от Ислама. Запад определил для каждой отдельной мусульманской страны отдельную задачу. Например, от Иордании требуется выполнение функции разделительной линии между Израилем и арабским миром. Ливану поставлена задача максимально интегрировать в среду мусульман западное понимание культуры.
Саудовская Аравия и страны Персидского залива должны обеспечивать нефтью Запад. Что касается Израиля, то его функция заключается в разделении мусульманского Востока и мусульманского Запада, разделении стран Шама и Египта. Западный империалист понял силу объединённых Шама и Египта и поэтому создал государство Израиль в сердце исламской нации как инородное тело.
Сто лет после соглашения Сайкса-Пико
В соглашении Сайкса-Пико Великобритания и Франция лишь согласовывали собственные противоречия и старались прийти к приемлемому для обеих стран компромиссу. Проект Сайкса — Пико находился в противоречии с обязательствами, принятыми Англией перед арабами по соглашению Мак-Магона — Хусейна. На переговорах, предшествующих подписанию соглашения Сазонова — Сайкса — Пико, естественно, уделялось много внимания еще одной ключевой точке региона, находившейся в тот момент в подчинении Османской империи. 100 лет назад правительствами Великобритании, Франции и России было заключено соглашение Сайкса-Пико, полностью изменившее карту Ближнего Востока.
Соглашение Сайкса-Пико или как союзники арабов обманули.
Заключив договор Сайкса — Пико Англия рассматривала его, подобно соглашению Мак-Магона — Хусейна, как маневр, вынужденный военной обстановкой, и искала удобного предлога, чтобы отказаться от выполнения своих обязательств перед Францией. Как отметил эксперт, соглашение Сайкса-Пико было в некотором смысле наброском к будущему устройству территории этой части современного арабского мира. Это соглашение и Соглашение Сайкса-Пико дополняли друг друга, поскольку Франция и Великобритания сначала должны были удовлетворить Россию, чтобы завершить раздел Ближнего Востока. The Sykes-Picot Agreement: 1916. It is accordingly understood between the French and British governments: That France and Great Britain are prepared to recognize and protect an independent Arab states or a confederation of Arab states (a) and (b) marked on the annexed map. Наибольшая проблема для наследия соглашения Сайкса-Пико исходит от радикального ислама, который отрицает идею национализма в целом. Соглашение Сайкса-Пико 1916.
Столетие договора Сайкса-Пико как напоминание туркам о хрупкости их государства
К России союзники вновь прибежали тогда, когда русская армия к весне 1916 года заняла турецкий Эрзерум и другие пункты, приблизившись к территориям, населенным арабскими племенами. Вот поэтому-то в начале марта 1916 года Сайкс и Жорж-Пико появились в Петрограде, где встретились с Сазоновым. Доводы нашего дипломата подкрепляли успехи российской армии. Аргументы были тем понятнее, чем сильнее грохотали пушки. После революции 1917 года и начавшейся гражданской войны о доли России союзники уже не вспоминали. К тому же советские комиссары разгласили пункты соглашения. И тогда англичане объявили соглашение Сайкса-Пико недействительным, сославшись на «выбытие одного из участников», то есть России. Более поздние договоренности о разделе арабских территорий были выгоднее уже англичанам под свое управление они получили еще Палестину и провинцию Мосул в Ираке , хотя французы тоже сохранили важные приобретения. В чей гроб грозился вбить гвоздь халиф аль-Багдади Так что не соглашение Сайкса-Пико, как мы видим, определило нынешние границы на Ближнем Востоке. Они утрясались на протяжении нескольких лет, а то и десятка лет. Последовали другие встречи и договоренности, пик которых пришелся на двадцатые годы: в Сан-Ремо, в Севре, в Лозанне.
Поэтому когда говорят, что сегодня на Ближнем Востоке рушатся границы, установленные соглашением Сайкса-Пико, то допускают натяжку. И, тем не менее, в связи с границами на Ближнем Востоке чаще всего вспоминается все-таки это соглашение. Дошло до того, что даже террористы объявили этот документ своим кровным врагом. Поскольку их цель — уничтожение границ и объединение нескольких территорий тех же Ирака и Сирии в едином халифате. В июле 2014 года, выступая в городской мечети Мосула вскоре после взятия этого города, лидер террористической группировки ДАИШ она же ИГ, запрещена в России Абу Бакр аль-Багдади объявил: «Нас не остановить, пока мы не вобьем последний гвоздь в гроб соглашения Сайкса-Пико». Это соглашение стало символом, который вобрал в себя многое: и искусственность границ в регионе, и их зыбкость, причем какую-то странную, как обманчивые пески Аравии. Ведь, как ни крути, но все же сто лет это просуществовало. Когда говорят про соглашение Сайкса-Пико, подразумевают и то, как бесцеремонно ведущие западные державы расправились с наследством Османской империи, поделив ее в своих интересах и проигнорировав местное население.
Как были поделены османские владения? Как соглашение получило огласку и почему было негативно воспринято в арабском мире? Владения Османской империи были поделены на зоны, каждая из которых подлежала или прямой аннексии, или переходила под протекторат. Франции должны были отойти юго-восток современной Турции, северные территории Ирака, Сирия и Ливан. Великобритания получала контроль над южными и центральными областями современного Ирака и портами Хайфа и Акка современный Израиль. На землях между французской и британской зонами в настоящее время часть территории Сирии, Иордания, западный Ирак и северо-восточная часть Саудовской Аравии планировалось создать арабское королевство под британо-французским протекторатом. Практически вся Палестина с Иерусалимом включалась в зону международного управления. Россия не имела притязаний на арабские территории, но рассчитывала на получение контроля над проливами Босфор и Дарданеллы.
Как это знакомо — сто лет спустя Запад по-прежнему говорит о неспособности арабских народов управлять своими землями и выступает с миссионерской задачей научить их подлинной демократии. Разве это не самое откровенное, как тогда в начале 20 века, так и переживаемое сегодня в 2016 г. Лавров в недавнем выступлении после встречи в Алжире с президентом А. Ранее это происходило под лозунгом «гуманитарных интервенций», теперь это пытаются делать под лозунгом борьбы с насильственным экстремизмом, — сказал министр. Это непреложный принцип международного права, его нужно свято соблюдать». Вернемся к началу 20 века — спор между соперничающими за этот регион Англией и Францией не утихал даже после Парижской мирной конференции. Вот архивы — кажется порой груда бумаг. Но как выразительно и ярко они могут рассказать о событиях, людях, странах. Как-то выпала из общей кипы досье и врезалась в памятные записи весьма вот такая любопытная фраза французского премьер-министра; на вопрос какую часть Сирии и на какое время Франция намерена оккупировать, он ответил: «Всю Сирию и навсегда». После длительного торга заседавший в итальянском городке Сан-Ремо в апреле 1920 г. Совет Антанты постановил передать Англии мандат на нынешние Ирак и на Палестину; французский мандат распространялся на территорию современных Сирии и Ливана и нынешнюю турецкую провинцию Хатай. Эти решения были утверждены Лигой Наций 29 сентября 1923 г. Линии раздела бывших провинций Османской империи проводились в соответствии с интересами колонизаторов, без учета веками сложившихся границ между отдельным группами населения. В итоге это привело к возникновению целого ряда этнических и конфессиональных конфликтов. То были мины замедленного действия, которые взрываются в наши дни.
Турецкие проливы, включая Галлипольский полуостров, а также восточная часть нынешней Турции Западная Армения переходили под российский контроль. Италии передавались некоторые из Эгейских островов, а также сфера влияния вокруг Измира и юго-запада нынешней Турции. Соглашение Сайкса—Пико составило основу более позднего Севрского договора 1920 года, по которому на востоке Турции должно было образоваться армянское государство, а на юго-востоке — курдское государство. Но после прихода большевиков к власти в России ситуация изменилась кардинально. В ноябре 1917 года советское правительство выступило против секретных договоров. Текст соглашения Сайкса—Пико был опубликован и охарактеризован как "империалистический сговор" за спиной народов, проявление политики аннексий и контрибуций. Россия выбыла из войны и перестала быть участником соглашения держав Антанты. На конференции в Сан-Ремо в апреле 1920 года Дамаск и Месопотамия были переданы под мандат, а Палестина оставалась под властью Великобритании до 1948 года. То же самое произошло с Ираком.