Новости режиссер параджанов

Одному из самых загадочных и безумно талантливых кинорежиссеров XX века Сергею Параджанову сегодня исполнилось бы 100 лет.

Сергей Параджанов – режиссёр свободы

Сергей Параджанов: гений сумасбродных выдумок Пелешян был дружен также с корифеем армянского абстрактного кинематографа Сергеем Параджановым, от которого даже получил предсмертное письмо.
Сколько лет было сыну Параджанова Сурену | Новости кино и сериалов Реабилитацию Параджанова поддерживают кинорежиссеры Роман Балаян, Александр Муратов, другие известные люди.

К 100-летию со Дня рождения Сергея Параджанова

Говорит, что отец был уникальным человеком. Хотя часто знакомил меня с очередной «будущей мачехой», но бабником не был. А мать всегда ревновал…» Однако вернемся к началу 60-х. На момент развода Параджанов успел снять в Киеве два фильма: «Первый парень» 1959 и «Украинская рапсодия» 1961. Первая картина, комедия из деревенской жизни, была типичным продуктом тех лет. В ней рассказывалось о том, как озорной сельский парень Юшка влюбился в комсомольскую активистку Одарку, но та отвергла любовь «темного» и отсталого парня. Тогда Юшка решил стать первым парнем на деревне и завоевать любовь комсомолки. Он стал заниматься спортом и в конце концов, после целой серии недоразумений, сумел завоевать сердце любимой.

Второй фильм Параджанова — мелодрама. Главная героиня его простая украинская девушка Оксана Марченко, участница черевенской самодеятельности, становится певицей с мировым именем. Но даже победа на престижном конкурсе не приносит ей счастья. Она не может забыть своего любимого, с которым ее разлучила война. По законам мелодрамы, все заканчивается благополучно: любимый парень Оксаны благополучно бежит из фашистского плена и на перроне немецкого вокзала встречается со своей любимой. Не стал откровением и третий фильм Параджанова, который вышел на широкий экран в 1962 году. Он назывался «Цвеюк на камне».

Его действие разворачивается в строящемся шахтерском городке. С энтузиазмом работают на стройке комсомольцы, однако вскоре в их жизнь врываются пришлые лючи — члены религиозной секты, которые заманивают к себе чевушку Христину. Однако шахтерам — Арсену, влюбленному в Христину, и Люде, в которую влюблен бригадир молодежной шахты, удается вырвать девушку из рук сектантов. Стоит отметить, что съемки этого фильма были омрачены [рагедией. На роль Христины была приглашена восходящая; везда советского кино 22-летняя Инна Бурдученко. Студентка 1-го курса Киевского института театрального искусства имени Карпенко-Карого, она прекрасно дебютировала в религиозной драме Виктора Ивченко «Иванна» 8-е место в прокате 1960 года, приз Всесоюзного кинофестиваля в Минске. Вместо нее эту роль сыграла Людмила Черепанова.

Между тем «Цветок на камне» вызвал серьезные нарекания со стороны руководителей украинского кинематографа, и его прокат был ограниченным — отпечатали всего лишь 158 копий фильма. Его посмотрели всего 5 миллионов зрителей. Таким образом, за десять лет своего пребывания в кинематографе Параджанов снял четыре фильма, которые не принесли ему ни славы, ни почета. Ни один серьезный специалист в области кино не мог предположить, что режиссер, снимавший такие посредственные ленты, может достичь чего-то большего. И вдруг произошло чудо — в 1966 году Параджанов снимает на киностудии имени А. Довженко «Тени забытых предков». Фильм, который стал одним из самых ярких событий советского кино первой половины 60-х.

Рассказывает Л. Григорян: «Появление «Теней забытых предков» стало не просто премьерой, а в буквальном смысле взрывом, открытием нового самобытного художника, новой личности со своим ярким, ни на что не похожим видением мира. Феномен этого парадоксального «рождения», когда вчера еще безвестный режиссер стал известен всему миру, прежде всего в том, что Параджанов одним из первых уловил возникновение новой шкалы ценностей, огромную потребность в эстетике естественных сил бытия. Нельзя не отметить, что одним из решающих факторов, способствующих самораскрытию Параджанова, стал литературный источник картины — повесть Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков»… В картине Параджанова ощущается мощный поэтико-философский заряд прозы украинского классика. И все же бесхитростная любовная история, рассказанная нам с экрана, могла бы стать еще одной достаточно тривиальной экранизацией. Примеров тому множество. Но над фильмом работал талантливый коллектив.

Кроме Сергея Параджанова, это были сценарист Иван Чендей и оператор фильма Юрий Ильенко, который воплотил в этой ленте свою уникальную кинопоэтику. Принципиально отличаясь от всех предыдущих работ режиссера, она помогла Параджанову вступить в новую для него сферу художественных интересов. Весь его последующий путь, полный страстных и глубоких исканий, можно охарактеризовать словами поэта: «До сущности протекших дней, до их причины, до основанья, до корней, до сердцевины…» Фильм Параджанова был удостоен приза на Всесоюзном кинофестивале в Киеве 1966. И все же на Западе там фильм демонстрировался под названием «Огненные кони» интерес к нему был гораздо большим, чем на родине. В 1965 году он был удостоен премии Британской академии, призов на фестивалях в Риме и Мар-дель-Плате. Всего за два года проката за рубежом фильм соберет на различных международных фестивалях 28! Приведу лишь несколько откликов на тот фильм в зарубежной прессе.

Газета «Экспресс» Франция , 27 марта 1966 года: «Тщательный анализ фильма позволяет сделать вывод, что Параджанов создал великолепную поэму в стиле барокко, которую будут очень хвалить или очень ругать». Журнал «Экран» Польша , 1966 год: «Это один из удивительнейших и изящнейших фильмов, какие случалось нам видеть в течение последних лет. Поэтическая повесть на грани реальности и сказки, действительности и привиденного, достоверности и фантазии… Воображению Параджанова, кажется, нет границ. Красные ветви деревьев, геометрическая композиция внутри корчмы с немногочисленным реквизитом на фоне белых стен, Палагна на лошади под красным зонтом и с полуобнаженными ногами, грубость погребального ритуала с омовением умершего тела и сцена оргиастических забав в финале… Параджанов открывает в фольклоре, обычаях, обрядах самобытный культурный ритуал, в рамках которого действительность реагирует на беспокойство и трагедию личности». Правда, не все критики отзывались о фильме столь восторженно, были и иные мнения. К примеру, в газете «Нувель литтерер» один из критиков написал, что фильм «сложный, интересный и… достаточно скучный». Между тем в 1966 году Параджанов приступает к новой работе — по собственному сценарию он снимает фильм «Киевские фрески», посвященный событиям Великой Отечественной войны.

Стоит отметить, что руководители украинского Госкино отнеслись к желанию Параджанова снять фильм о войне с большой настороженностью. Они прекрасно понимали, что художник времен «Первого парня» и «Украинской рапсодии» в Параджанове навсегда уМер и на свет родилось нечто новое и совершенно для них непонятное. И такой Параджанов им уже был не нужен. В итоге после первых проб «Киевских фресок» чиновники обвинили режиссера в химерном и мистически-субъективном отношении к событиям Великой Отечественной войны и дальнейшие съемки запретили. Именно тогда Параджанов окончательно осознал, что в Киеве ему работать больше не дадут. И он переехал в Ереван, где на студии «Арменфильм» ему пообещали создать все условия для работы. Там он снимает документальную одночастевку «Акоп Овнатанян», а в 1968 году приступает к съемкам художественного фильма «Цвет граната» «Саят-Нова» , В картине, состоящей из нескольких миниатюр, была сделана попытка показать духовный мир средневекового армянского поэта Саят-Новы, писавшего на армянском, грузинском и азербайджанском языках, историю его любви, его отношение к религии, светской власти, народу.

Григорян пишет: «Велика на первый взгляд разница между героем «Теней забытых предков» — простым крестьянским парнем, живущим в дебрях Карпат, и бывшим придворным поэтом, удалившимся в такие же заповедные армянские горы, выбравшим себе стезю монаха, погруженного в поиски смысла бытия. Но роднит их единая страсть. Отказываясь от привычных житейских ценностей, они избирают духовное, платоническое начало, что в конечном счете и определяет их судьбу. При всем том, что здесь мы снова видим щедрое использование этнографических и декоративных решений, фильм «Цвет граната» стал, однако, принципиально новым шагом в творчестве Параджанова. Если в «Тенях забытых предков» применялись разнообразные кинематографические методы: динамическая камера, эксперименты с пленкой, сложные комбинированные кадры и т. Налицо откровенный, порой даже вызывающий переход к «антикино», но приход к нему Параджанова не просто новаторский эксперимент, а путь, обусловленный логикой эстетических поисков…» «Антикино» Параджанова было весьма скептически воспринято руководителями Госкино. Они не поняли новаторских идей режиссера, однако вслух в этом не признались.

Они скрыли свое непонимание под расхожей формулировкой «народу такое кино не нужно». И фильм почти четыре года лежал на полке. И только в 1973 году его выпустили в прокат, однако Параджанов к этому уже не имел никакого отношения. Он отказался монтировать картину, и за него это сделал другой режиссер — Сергей Юткевич. Таким образом, на сегодняшний день существуют две версии фильма: авторский, который почти никто не видел и который находится в запасниках «Арменфильма», и фильм Юткевича, который вышел в прокат. Однако и этот вариант чиновники побоялись выпускать широко и отпечатали всего лишь 143 копии. Его посмотрели чуть больше миллиона зрителей.

Справедливости ради стоит отметить: отпечатай Кинопрокат значительно больше копий, результат был бы не лучшим. Фильм действительно достаточно труден для восприятия массового зрителя. В одной из тогдашних газет было опубликовано сердитое письмо некоего зрителя, которое хорошо передает ограниченные возможности массового зрительского восприятия: «На экранах нашего города долго шел фильм «Цвет граната». Что показал режиссер в этом фильме?.. Что-то среднее между балетом и балладой, актеры двигаются, словно заводные куклы, исполняя на сцене мифические пантомимы!.. В зрительном зале вспыхивал смех — до того неожиданной и глупой была очередная выходка актера… Есть прекрасный фильм, поставленный на аналогичную тему, — «Алишер Навои». Вот откуда надо было брать опыт.

Реализм, а не историческая фантазия — вот принцип нашего кино!.. Могу только сказать, что они притягивают своей красотой. Ведь красота и простота — часто не одно и то же. Например, «Цвет граната» Параджанова на мой взгляд, одного из лучших кинорежиссеров современности поражает совершенством красоты. Но красота этого фильма, который захватывает вас, поглощает целиком, — отнюдь не простота». Между тем фильм «Цвет граната» продержался в прокате всего лишь несколько месяцев, после чего был снят. Повод был серьезный — в декабре 1973 года Параджанова арестовали.

За что? Ему инкриминировали гомосексуализм. Имело ли это обвинение под собой какие-либо основания? Здесь мнения расходятся. Одни утверждают, что гомосексуализм имел место в жизни режиссера, другие отрицают это. В качестве веского аргумента приверженцы второй версии напирали на то, что Параджанов по сути своей был провокатором, любителем эпатажа. В его доме всегда было много людей, к которым режиссер относился прежде всего как к аудитории.

Причем это были совершенно разные люди. Среди них были его друзья, случайные знакомые и еще невесть кто. И каждый раз Параджанов устраивал перед ними маленький спектакль, во время которого зрители с трудом различали, где в его словах правда, а где вымысел. А говорил он вещи совсем небезобидные. Например, в одном случае он мог рассказать о том, как переспал с известной киноактрисой, а в другом — как он соблазнил известного художника. Люди искушенные могли «отфильтровать» рассказы Параджанова по степени их правдоподобности, но новички терялись и принимали все за чистую монету. А Параджанову это нравилось.

Видя, как у людей округляются от удивления глаза, он заводился еще больше и продолжал нести такое… Однажды его занесло слишком далеко. Естественно, сказал это в шутку, но его слова были напечатаны и растиражированы по всему миру. Когда об этом стало известно в Кремле, была дана команда Параджанова посадить. Тем более что зуб на него имели многие: и в Госкино, и в Министерстве культуры, и в самом ЦК. Дело против Параджанова фабриковалось в спешке, поэтому статьи, которые ему инкриминировались, на ходу менялись. То это были валютные операции, то ограбление церквей он собирал иконы , то взяточничество. Наконец остановились на гомосексуализме.

Благо нашелся человек, который дал слово дать против Параджанова соответствующие показания — мол, тот его изнасиловал. Кстати, это был единственный свидетель, который согласился выступить против Параджанова. Другие отказались. Коллеги с киностудии Довженко, где теперь вновь работал Параджанов, на собрании обвинили своего коллегу в этой смерти. Мол, у человека не было другого выхода. Параджанову «впаяли» пять лет и отправили сначала в одну из зон под Ворошиловоградом, затем под Винницей. Однако права переписки его не лишили.

И он писал из колонии своим родным, друзьям, знакомым.

В своих поэтических киношедеврах он создавал мир, которым грезил. В своих исповедях и письмах - реальность, в которую, кажется, верил сам.

Как верят в чудо. В его биографии чудес было немного. Любви - еще меньше.

Парень из Тбилиси, зараженный кино, поехал в послевоенный Киев, где устроился ассистентом режиссера на Киностудию Довженко, затем был ВГИК, первые фильмы, в которых хоть уже и зарождался его метафоричный мир, но до мастерства - в его случае до гениальности - еще было десятилетие. Но случились его "Тени забытых предков", а вслед за ними - мировая слава. Влияние этого фильма на кинематограф и сегодня еще проговаривается большими современными режиссерами.

Эмир Кустурица в интервью то и дело называет "Тени" "лучшей картиной мира, снятой до сих пор". И не только Кустурица. Не забудем в биографии и о тюрьме, об арестах, о травле.

Его называют представителем «советской новой волны» и мастером «поэтического кино», а его фильмы — фресками. Параджанов родился в Тифлисе Тбилиси в семье армянского торговца антиквариатом, и в его фильмах всегда прослеживается внимание к вещам — ему важна не бутафория, а подлинные предметы, которые он каким-то образом доставал в качестве реквизита. Мировую славу режиссёру принесли ленты «Цвет граната» 1968 и «Тени забытых предков» 1964. Первый фильм посвящён армянскому поэту Саят-Нове, причём поэта, а также его музу и любовь и ещё несколько ролей играет грузинская актриса Софико Чиаурели.

Сам Параджанов скончался в 1990 году. Как писал 5-tv.

Параджанову исполнилось бы 100: интересные факты из жизни гения

В Украине Национальная комиссия по реабилитации спустя 50 лет после приговора реабилитировала советского кинорежиссера Сергея Параджанова, осуждённого в СССР по. Кинорежиссер Сергей Иосифович Параджанов родился в 1924 году в Тбилиси, но по происхождению он армянин. А.К.: На самом деле Параджанов стал самим собой задолго до двух своих вершин середины шестидесятых. Параджанов стал фактическим режиссером «Легенды о Сурамской крепости» (на бумаге режиссером значился Давид Абашидзе) и продолжил развитие поэтического метода. Сергей Параджанов – знаменитый во всём мире советский режиссёр-авангардист, прославившийся своим уникальным изобразительным языком.

ПЕРВЫЙ ЛЮБОВНИК ПАРАДЖАНОВА

Уникальные кадры, снятые Сергеем Параджановым, показали в Ереване армянский режиссёр, сценарист и художник. До 1963 года снял четыре неприметных полнометражных фильма и три короткометражных документальных.
К 100-летию Сергея Параджанова: подборка материалов о великом режиссере Все эти снимки так и висели в доме Параджанова в Ереване, где провел последние годы жизни режиссер.

Скончался единственный сын кинорежиссера Параджанова

Книга состоит из десяти очерков, в которых автор последовательно обращается к эпизодам биографии Сергея Параджанова, говорит о его становлении как режиссера. Игорь Оболенский, автор документального фильма о Параджанове, знает немало поразительных историй о жизни режиссера. Сергей Параджанов – знаменитый во всём мире советский режиссёр-авангардист, прославившийся своим уникальным изобразительным языком. Кадр из фильма "Тени забытых предков" (1964, режиссёр Сергей Параджанов). В Украине Национальная комиссия по реабилитации спустя 50 лет после приговора реабилитировала кинорежиссера Сергея Параджанова, осужденного в СССР по обвинению в.

Игорь Оболенский. Сергей Параджанов: режиссер, художник или сценарист?

Речь режиссера сохранилась: Параджанов начинает с того, что в советской режиссуре полный застой и деградация, один приличный режиссер — Тарковский, про Ленина вообще снимают. А.К.: На самом деле Параджанов стал самим собой задолго до двух своих вершин середины шестидесятых. Фотографии Юрия Мечитова и Елены Карусаар», подготовленный к 100-летию выдающегося режиссера мирового кино Сергея Параджанова. Все эти снимки так и висели в доме Параджанова в Ереване, где провел последние годы жизни режиссер. Книга состоит из десяти очерков, в которых автор последовательно обращается к эпизодам биографии Сергея Параджанова, говорит о его становлении как режиссера.

Режиссёр Георгий Параджанов сломал ногу при входе в храм в Москве

Режиссера Параджанова реабилитировали к 100-летию со дня рождения 20:10 09. Об этом сообщил украинский Институт национальной памяти в Facebook владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена. Представителя волны украинского поэтического кино, автора фильмов «Тени забытых предков» и «Цвет граната», по данным организации, было решено реабилитировать ко дню его столетия после подробного анализа уголовного дела кинематографиста и других архивных документов.

Но Параджанов навсегда сохранил в своем сердце любовь к этой женщине. Слева - вдова Светлана Щербатюк-Параджанова. Как-то певец приехал навестить приятеля, и тот увидел на шее Высоцкого "николаевский" рубль на толстой серебряной цепи.

Увидев такое незатейливое украшение, Параджанов развел руками и направился к своему буфету. Оттуда он достал красивую звезду ручной работы, отделанную малахитом и бриллиантами, и повесил драгоценность на шею Высоцкому вместо старого рубля. Оказалось, эта звезда — одна из высших наград Османской империи. Однажды в свой день рождения режиссер ходил по киевским улицам и приглашал всех встречных знакомых к себе домой. Они и пришли — почти сто человек.

Конечно, в квартиру все не вместились, но именинник нашел выход в своем стиле. Он расстелил на лестнице во всем доме ковры с первого до пятого этажа и рассадил гостей на них. Так день рождения и прошел: именинник ездил на лифте между этажами, произнося тосты, а гости пили за его здоровье на лестнице. В тюремные годы артист не переставал что-то изобретать. Как-то к 8 Марта он отправил Лиле Брик, которой тогда было под 80, букет, который смастерил из колючей проволоки и своих носков.

Нас волнует не визуальное сходство с творчеством Параджанова, а рефлексия на новаторский дух и эксперименты мастера. Ваша работа может быть вертикальной или горизонтальной, видеороликом, рилсом или анимацией. Мы будем рады личному высказыванию, инсперированному блестящим художником. Отправить свой проект на конкурс может любой желающий на сайте hsedesign. Количество проектов от одного участника не ограничено. Работы победителей будут отмечены денежными призами и представлены на выставочных площадках Еревана: Музей Сергея Параджанова, Союз художников Армении, а также в городской среде в июне 2024 года.

Фотографии Юрия Мечитова и Елены Карусаар», подготовленный к 100-летию выдающегося режиссера мирового кино Сергея Параджанова. В экспозиции представлены портреты режиссера, рабочие моменты съемок, афиши, рисунки к фильмам. На кадрах Юрия Мечитова, фотографа и автора фотокниги «Сергей Параджанов.

Сергей Параджанов

В РГБИ открылась выставка «Мир Сергея Параджанова – искусство без границ» После школы Сергей Параджанов поступил в Тбилисский институт инженеров железнодорожного транспорта.
Вечер памяти кинорежиссера Сергея Параджанова Хотя Сергея Параджанова и называют великим советским режиссером, сам он относился к существовавшему строю крайне негативно.
Кинорежиссер Георгий Параджанов доставлен в больницу В музее Востока открылась выставка, посвящённая 90-летию знаменитого кинорежиссёра Сергея Параджанова.

ПЕРВЫЙ ЛЮБОВНИК ПАРАДЖАНОВА

Бабушка наша была итальянской революционеркой и даже в жандармов стреляла. Еще октябренком попал к ней Федор на воспитание, да так и остался. Вот, хочет Федор приехать: брата с Новым годом поздравить, ведь сколько лет не виделись, и лекции прочитать о праздновании Нового года трудящимися Италии. Так что думайте: нужна ли вам лекция от братской Италии, которая позволит нашей с вами родной тюрьме прославиться как, значит, наиболее грамотно построившей празднование Нового года, или не нужна? После этого вышестоящему начальству было отослано донесение примерно следующего содержания: «Изыскана возможность празднования Нового года путем приезда итальянского просветработника, товарища Федора Феллини, родного брата заключенного Параджанова. Просим разрешить». Говорят, донесение это пошло «наверх» и лишь кто-то из московских начальников тюремной системы заподозрил неладное, увидев фамилию Феллини.

Тогда он отправился в Тбилиси, где родился. Вернувшись из заключения, Параджанов оказался без малейшей возможности заработка. Рассказывают, что однажды он послал телеграмму: «Москва. Поскольку я являюсь единственным безработным кинорежиссером в Советском Союзе, убедительно прошу отпустить меня в голом виде через советско-иранскую границу, возможно, стану родоначальником в иранском кино.

Фильмов Параджанова я не люблю. Он был талантливый художник-оформитель. Компоновщик инсталляций — да. Хозяин богемного салона — да. Коллекционер искусства — безусловно.

Тонкий знаток, эстет, декадент — несомненно. Но режиссёр? Параджанов будто воспользовался советом Бродского «жить в глухой провинции у моря». Тифлисский армянин начинал с воспевания украинского и молдаванского колорита. И к нему потянулась богема национальных окраин.

Причина смерти не сообщается. Несмотря на то, что отец был известным режиссером, Сурен Параджанов не захотел идти по его стопам. После окончания школы он поступил в архитектурный институт, затем еще три года проработал по специальности. Но чуть позже решил заняться бизнесом.

Наследник известного советского постановщика умер в Киеве. Фото: Facebook yuri. Об этом сообщил фотограф Юрий Мечитов на своей странице в Facebook и поделился архивными снимками постановщика с наследником.

Интервью с режиссером фильма Все ушли Георгием Параджановым

Серия фотографий Елены Карусаар, художника-фотографа киностудии «Ленфильм», подробно рассказывает о создании последней картины Параджанова «Ашик—Кериб». Черно-белые отпечатки передают атмосферу, царившую на съемках, погружают в удивительный мир предметов, тканей и фактур, преобразивших одноименную сказку Лермонтова, положенную в основу картины. Специально к выставке подготовлена публичная программа: экскурсии, мастер—классы по коллажу, лекции, кинопоказы, встречи с современными авторами экспериментального кино.

Женщины плетут ковры, вода стекает по женской груди, на которой лежит огромная раковина, люди превращаются в живые коллажи из разных объектов, возлюбленная поэта держит красные кружева и смотрит прямо в камеру. Такая свобода не вписывалась в рамки советского кинопроизводства. Фильм пострадал от множества правок и цензурных ограничений.

Перемонтированную версию посмотрел всего один миллион зрителей для сравнения: «Тени забытых предков» видели 8,3 миллиона. Кадры из фильма «Цвет граната», 1968 год Но карьера Параджанова пострадала не только от ножниц цензора. В начале 1970-х его снова арестовали по обвинению в мужеложстве. Еще со времен политического салона в киевской квартире за Параджановым и его друзьями следил КГБ. Провокационный для СССР образ жизни и работы режиссера привлекали внимание властей.

Критик Виктор Демин вспоминал то ли анекдот, то ли быль. Можно понять, насколько Параджанов был странным и неуместным для советского кинематографа. Незадолго до уголовного дела режиссер начал поддерживать украинских писателей-диссидентов. Весной 1974 года Параджанова приговорили к пяти годам лишения свободы. В колонии его пытали, из-за статьи о мужеложстве он оказался в самом низу тюремной иерархии.

Режиссера выпустили за год до окончания срока и запретили жить в Москве, Киеве, Ленинграде и Ереване. Он отправился в Тбилиси. Грузия: «Легенда о Сурамской крепости» На родине режиссер вернулся к почти привычной жизни: он поселился в доме детства и снова открыл салон для друзей и знакомых. Но ему не давали снимать кино, а КГБ следил за каждым шагом. В 1982 году Параджанова опять арестовали — на этот раз по невразумительному обвинению о даче взятки.

Жизнь Параджанова состояла из множества парадоксов, последнее уголовное преследование стало одним из них. Громкая борьба за свободу режиссера и расположение первого секретаря грузинской ЦК КП Эдуарда Шеварднадзе вернули его в кино. Параджанов стал фактическим режиссером «Легенды о Сурамской крепости» на бумаге режиссером значился Давид Абашидзе и продолжил развитие поэтического метода.

Показать ещё Пожалуй, одна из лучших книг о Сергее Параджанова, прекрасный анализ главных картин режиссера, его нереализованных смыслов и истоков творчества.

Мы часто делились отрывками из книги Карена Калантара в своих публикациях, теперь появилась возможность приобрести переиздание книги и прочесть ее целиком. Книга состоит из десяти очерков, в которых автор последовательно обращается к эпизодам биографии Сергея Параджанова, говорит о его становлении как режиссера, взаимоотношениях с учителем Игорем Савченко; о том, как приходилось выживать Параджанову-художнику, какой чередой компромиссов были для него первые картины, вомногом неудачные, но совершенно необходимые; о том, как порой такому щедро одаренному человеку, каким был Параджанов, требуется время для того, чтобы обрести свой голос, выработать уникальный язык.

Картина вышла в прокат в 1965 году и была представлена на многих кинофестивалях, на некоторых в том числе международных она удостоилась премий Фестиваля фестивалей в Риме 1965 , Мар-дель-Плата 1965 , Всесоюзный кинофестиваль 1966 , Салоники 1966. Имя Параджанова приобрело мировую известность.

В это время значительно расширился круг его общения: он познакомился с Лилей Брик и В. Катаняном , В. Шкловским [16] , В. Высоцким , Ю.

Григоровичем , Г. Хачатурян которая считала его своим учителем [17] и др. Дзюба , В. Черновол и В.

Стус выступили на премьере фильма «Тени забытых предков» в кинотеатре « Украина » с протестом против прошедшей накануне волны арестов представителей украинской национальной интеллигенции « шестидесятников ». Эта акция стала одним из первых публичных антисоветских выступлений в Киеве. Их поддержали многие присутствующие, в том числе М. Поддержку арестованным открыто высказывал и Параджанов [18].

Данное выступление обернулось новой волной репрессий. Многие представители украинской интеллигенции были уволены с работы. Параджанова не выпустили за границу на мировые премьеры фильма, а прокат самого фильма в СССР был ограничен [7] [19]. После успеха фильма «Тени забытых предков» Сергей Параджанов замыслил снять кино совершенно иного формата.

Сюрреалистичный проект картины « Киевские фрески », которая должна была рассказать о современной режиссёру украинской столице, предполагал аскетизм во всем: отказ от динамичности, от экспериментирования с техникой, от живописности кадра, даже от диалогов актёров. Съёмки были начаты 1 июня 1965 года, однако уже 1 ноября картина была закрыта. Руководство обвинило Параджанова в «мистически-субъективном отношении к современной действительности». Но Параджанов не отказался от своей задумки.

По совету своего друга В. Шкловского он решил перенести действие нового фильма-«фрески» из современности в прошлое, а конкретно — снять историю жизни армянского поэта Саят-Новы. Параджанов написал предложение на киностудию в Ереван , где оно было принято [7]. В сценарии к нему он реализовал свои предыдущие задумки: лаконичность, скупость средств выражения, практически полное отсутствие речи.

При этом одновременно фильм наполнился этнографичностью, психологизмом, символизмом и аллегориями. Режиссёр, как и прежде, поднял глубинные философские вопросы: жизнь и смерть, любовь, плотское и духовное, путь поэта [7]. В этом же году неоднозначный сценарий получил одобрение Госкино СССР, что некоторые киноведы связывают с ещё бытовавшими тогда либеральными порядками хрущёвской оттепели. В 1967 году фильм «Саят-Нова» был запущен в производство на киностудии « Арменфильм ».

В ходе подготовки к съёмкам весной были созданы две короткометражки: «Страсти по Саят-Нове» и «Акоп Овнатанян» об армянском художнике. В августе после многих производственных проблем начались съёмки фильма «Саят-Нова» [7]. В это же время Параджанов выступил в поддержку Тарковского в связи с цензурой его фильма « Андрей Рублёв ». Весной 1968 года он присоединился к обращению « Письма-протеста 139 », в котором представители интеллигенции, обращаясь к руководству страны, выступили против происходивших на Украине политических судебных процессов.

При этом Параджанов настоял, чтобы его фамилия шла первой в списке подписантов [7]. Премьера цензорам совпала с периодом реакции на ввод советских войск в Чехословакию для подавления « Пражской весны ». Параджанов подвергся жёсткой критике, его обвинили в порнографии и мистицизме. В картину были внесены многочисленные цензурные правки.

Чиновники обвинили Параджанова в грубом искажении образа Саят-Новы и потребовали убрать его имя, в результате чего фильм обрёл новое название «Цвет граната». После этого картина была формально допущена к прокату, но только на территории Армении. Во всесоюзный прокат фильм вышел позднее в монтажной версии С. Юткевича , которая была негативно оценена автором [7].

Возвращение в Киев[ править править код ] В 1969 году Сергей Параджанов вернулся в Киев, однако снимать кино ему не давали. Начался «сценарный период» его творчества. В это время Параджанов написал сценарии для автобиографии «Исповедь», «Ара Прекрасный» о легендарном армянском царе и ассирийской правительнице Семирамиде , страстно в него влюбившейся , «Давид Сасунский» на основе армянского эпоса о богатырях , «Дремлющий дворец» по мотивам пушкинского « Бахчисарайского фонтана » , «Демон» по одноименной лермонтовской поэме , «Икар», «Золотой обрез» и другие [7]. В 1970 году Параджанов снова обратился к творчеству М.

Он написал сценарий «Интермеццо» по одноименной автобиографической новелле украинского классика. Режиссёр хотел создать не историю — жизнеописание писателя, а раскрыть его внутренний мир, как в фильме «Саят-Нова». Картина вначале была принята к производству, однако вскоре сценарий подвергся серьёзной критике со стороны как литераторов, так и украинского партийного руководства, обвинивших Параджанова в «искажении образа классика», отсутствии освещения революции и увлечении «антикварными аксессуарами». Щербицкий , который, по ряду свидетельств, лично недолюбливал режиссёра.

Об этом демарше было доложено председателю КГБ Ю. Андропову , а тем, в свою очередь, ЦК КПСС , и в феврале 1972 года подготовка к съёмкам фильма «Интермеццо» была остановлена, а сам режиссёр попал в опалу [7] [21]. В 1973 году Сергей Параджанов, опять по совету В. Шкловского , создал проект новогоднего фильма «Чудо в Оденсе» по мотивам сказок Андерсена.

Друзья-сценаристы решили воспользоваться конкуренцией Госкино СССР и Гостелерадио СССР и под прикрытием соавторства пролоббировать съёмку фильма для телевидения, остро нуждавшегося в заполнении эфира. Эта затея практически удалась, и в декабре 1973 года сценарий «Чуда в Оденсе» по заказу творческого объединения «Экран» был запущен на киностудии « Арменфильм » киностудии прибалтийских республик отказались от сотрудничества с «проблемным» режиссёром. Однако работа прервалась из-за внезапного ареста Параджанова [7]. Уголовное преследование[ править править код ] 5 февраля 1973 года председатель украинского КГБ В.

Щербицкому «информационное сообщение», в котором указал, что Параджанов пытался заступиться за диссидента И. В более поздних записках говорилось, что режиссёр открыто критиковал советскую власть, призывал «вырыть могилу соцреализму» и «выгнать красных комиссаров из кино», «клеветал о притеснениях свободы творчества». Дзюбой , Е. Сверстюком , И.

Светличным , Н. Холодным и другими, а также то, что режиссёр пытался организовать массовые протесты против развёрнутых в 1972—1973 годах политических судебных процессов над ними [22] [23]. В декабре в Москве на похоронах художника Я.

Параджанову исполнилось бы 100: интересные факты из жизни гения

По традиции, коллектив Музея Параджанова, вместе с друзьями музея и Маэстро посетили Пантеон им. Комитаса и отдали дань памяти режиссеру. Да, Параджанова явно подставили, команда «Посадить!» была спущена сверху, но нестандартный секс режиссер культивировал, ничего не поделаешь. В возрасте 62 лет ушел из жизни Сурен Параджанов – сын известного советского режиссера Сергея Параджанова. Афиша Plus - 12 марта 2024 - Новости.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий