Еврейский праздник Песах наступает вечером 5 апреля. И будет отмечаться до вечера 13 апреля. Вечером 5 апреля 2023 года начнется Песах – самый древний из иудейских праздников. Иудейский праздник Песах, безусловно, известен в мире и в современной массовой культуре гораздо в меньшей степени, чем христианская Пасха. פִּסְחָא писха; по-русски — песах) — центральный иудейский праздник в память об Исходе из Египта, один из трёх паломнических праздников. 30 апреля, в последний день праздника Песах, в 19:30 приглашаем принять участие в молитве Минха и традиционной Трапезе Машиаха, которая пройдёт в центральной синагоге в Марьиной роще.
Пасха в 2024 году
В Израиле Песах — семидневный праздник, первый и последний дни которого — полноценные праздники и нерабочие дни. Промежуточные дни называются словами холь а-моэд («праздничные будни»). По еврейскому календарю Песах начинается на 15-й день месяца Нисан, который по григорианскому календарю выпадает на март или апрель. Песах полезная информация от РИКЦ Знакомим с историей и традициями праздников Израиля Поздравляем клиентов с еврейскими праздниками Если у вас имеются дополнительные вопросы, оставьте заявку на сайте.
Что еще почитать
- Еврейская пасха (Песах) в 2024 году
- История праздника
- Еврейский Песах: что это за праздник, что нельзя есть | ОТР
- Песах: еврейский праздник в Израиле в 2023
Что такое Песах
Когда праздник заканчивается, раввин связывается с неевреем, чтобы выкупить «хамец» общины обратно [6]. Такая «продажа» считается обязательной согласно Галахе, причём каждый хозяин должен сложить весь «хамец», который он продаёт, в коробку или ящик и предполагать, что в любой момент праздника нееврейский покупатель может прийти забрать или воспользоваться своей долей. Аналогично, религиозные евреи — владельцы магазинов продают весь свой «хамец» нееврею, полностью осознавая, что новый «владелец» может затребовать свою собственность. Иудеи продают весь свой «хамец» соседям-неевреям с риском, что последние не вернут его обратно [7]. Формальный поиск хамеца «Бдикат хамец» [ править править код ] После наступления темноты 14 нисана проводится формальный поиск квасного «Бдикат хамец». Существует обычай выключать в обыскиваемой комнате свет и проводить поиски, используя свечу, перо и деревянную ложку: свеча эффективно освещает углы, не отбрасывая тени, перо может выметать крошки из труднодоступных мест, а деревянную ложку, которой собирают крошки, можно сжечь на следующий день вместе с «хамецом». Существует также традиция перед поиском прятать в доме тщательно завёрнутые в алюминиевую фольгу или пластиковую плёнку десять кусочков хлеба. Это гарантирует, что глава семьи найдёт какой-нибудь «хамец», и его благословение не пропадёт даром.
Сжигание хамеца «Биур хамец» [ править править код ] Наутро все квасные продукты, найденные при поиске, сжигаются «Биур хамец». Глава семьи объявляет любой «хамец», который не был найден, «недействительным» «как прах земной».
В Чис. О праздновании Песаха при вхождении евреев в землю Израиля говорится в Нав. В Езд. Также о Песахе упоминает пророк Иезекииль Иез. После разрушения Храма в 70 году н.
Центральным блюдом праздничной трапезы вместо мяса пасхального агнца стала маца, соответствующие изменения внесли в текст читаемых за столом молитв. Во время праздника Песах к обычным правилам кашрута добавляются специфические запреты, связанные с квасным хамец. Во все дни праздника запрещено не только есть, но и владеть квасным в любом виде. Пригодные для Песаха продукты кошер ле-песах , можно есть круглый год. Устранение квасного[ править править код ] Религиозные еврейские семьи обычно проводят недели до праздника в домашней уборке. Цель — устранить квасное хамец из всех шкафов и углов дома. Поиск квасного часто превращается в генеральную уборку, детские комнаты и кухни обыскиваются в поисках остатков в буфетах, под кроватями.
Даже в нерелигиозных семьях Песах — повод провести генеральную уборку. Хотя галаха требует устранения квасного размером крупнее оливки, многие вычищают дом от квасного до последней крошки. Параллельно семья старается доесть к началу праздника все наличные запасы квасного хлеб, макароны, печенье, суповые смеси.
Еврейские праздники образуют годовой цикл и тесно связаны друг с другом в символическом плане. Так, через месяц с небольшим после Песаха в еврейском календаре следует 26 Ияра — День Спасения и Освобождения.
День Победы — 9 мая 1945 года — выпал на 26 Ияра 5705 года, и именно эта дата была выбрана дня нового праздника. В этом году 26 Ияра отмечается 3 июня. Этому самому молодому иудейскому празднику уже 12 лет, он символизирует спасение еврейского народа Красной армией от полного уничтожения в Холокосте, а также последовавшее через три года после Победы создание еврейского государства. Очевидна взаимосвязь между Песахом и 26 Ияра: в Песах евреи находились в рабстве и под угрозой уничтожения со стороны египтян, а в середине ХХ века — со стороны нацистов. Древние иудеи, пережив египетское рабство, обрели дом в земле обетованной, а много веков спустя их потомки, пережив Холокост, обрели на той же территории собственное государство.
Он начинается на 14-й день весеннего месяца нисан по еврейскому лунному календарю. Праздничная неделя начнется 5 апреля после заката и продлится до вечера четверга, 13 апреля. Традиции праздника В первый день Песаха запрещаются все виды работ. В синагоге проводится торжественное богослужение. Первый и последний дни праздников считаются нерабочими для евреев. Остальная неделя называется «праздничными буднями».
Баранья косточка и много мацы. Как отмечают еврейский праздник Песах
В других странах, где живут еврейские диаспоры, Песах увеличивается еще на сутки. Что такое Исход евреев из Египта. Во время Пасхи разрешены рыба и яйца, если они подаются с молочными или мясными блюдами. При покупке продуктов на Пасху ищите надписи «кошерно к Песаху», «подходит для Песаха» или «кошерно к Песаху и весь год». центральный иудейский 7-дневный праздник в память об Исходе из Египта, один из трёх паломнических праздников. Песах начинается на 15-й день еврейского месяца Нисан и длится в Израиле семь дней, а за его пределами — восемь. Даты определяются по лунному календарю и обычно выпадают на апрель. В 2024 году Песах будут отмечать с 23 по 30 апреля, празднование начнется вечером 22 апреля. В первый день Песаха в синагогах проводят торжественное богослужение: читается молитва о росе, а также псалмы благодарения Богу под названием Халлел.
Тысячелетние традиции. Как евреи всего мира отметят Песах в 2024 году
Но фараон все равно не соглашался отпускать людей из рабства. Тогда Всевышний велел Моисею передать, чтобы каждая еврейская семья зарезала по ягненку и пометила его кровью входную дверь. Далее у египтян в одну ночь были умерщвлены все первенцы, а иудеи спаслись, так как мор обошел стороной все помеченные дома. Тогда Моисей увел их из рабства, поэтому Песах называют праздником исхода из Египта или временем рождения еврейского народа. Когда отмечают Песах в 2021 году В наступившем году праздник начнется вечером в субботу 27 марта и продлится до вечера воскресенья 4 апреля. Евреи тщательно убирают дома и избавляются от хамца — продуктов, прошедших процесс брожения хлеба, пива и других — их нельзя не только употреблять в дни праздника, но и хранить. Что можно, а что нельзя во время Песаха В первый день Песаха запрещаются все виды работ, а в синагоге проводится торжественное богослужение. Нерабочим также считается и последний день праздника.
Ведь центральным и обязательным является чтение Галлеля в ходе Седера, а не в синагоге! Дело в том, что за праздничным столом Галлель читается, как составная часть Агады, и считается частью рассказа об Исходе из Египта. А, как известно, мудрецы не установили особого благословения на этот рассказ. Естественно спросить, почему они не ввели специальное благословение на чтение Пасхальной Агады точно так же, как на исполнение других заповедей? По мнению некоторых авторитетов, это совершенно правильное решение, — посколько в пасхальную ночь каждый еврей досыта вкушает свободу и независимость, а вся Агада — одно долгое благословение и изъявление благодарности Всевышнему, пославшему нам это духовное угощение. Таким образом, сама Агада представляет собой благословение, а в тех случаях, когда исполнение заповеди сводится к произнесению благословения, мудрецы не устанавливают отдельное благословение на эту заповедь. Так чтение Биркат гамазон «Благословение после трапезы» является отдельной заповедью Торы — ведь в ней сказано: «Будешь есть, насыщаться — и благословлять». Однако чтение Биркат гамазон не предваряется никаким особым благословением — ведь весь этот текст — одно большое благословение, чтение которого не предваряется другим благословением. Существуют и другие интересные объяснения этого обычая. Согласно одному из них, благословение на чтение Галлеля во время Седера не произносится потому, что в качестве его выступает фрагмент Кидуша, в котором упоминается Исход из Египта. Согласно другому объяснению, дело в том, что Агада содержит слова: «Тот, кто освободил нас», представляющие собой благословение. Согласно третьему, благословение не произносится потому, что в ходе чтения Агады Галлель разбивается на две части — первая читается до начала трапеза, а вторая — уже после ее окончания. К этим объяснениям можно добавить и другие. Поэтому Он сказал: «Песнь будет у вас, как ночь освящения праздника» Йешаягу, 30,29. Это значит, что песня станет тем же, чем является сейчас пасхальная ночь. Необходимо отметить, что пророк сказал «как ночь», а не «как песнь ночи». Речь идет не только о той ночи, в которую Израиль вышел из Египта, не только о том часе, когда он пересек море и запел песню, — ведь тогда праздник еще не был освящен. Более того, заповеди праздника, данные евреям в Египте, еще не стали их вечным достоянием, — это произошло позже, во время странствования по пустыне. Ночь освящения праздника принадлежит всем поколениям еврейского народа, она сопровождает его из года в год, входит в каждый дом, где евреи рассказывают о чудесах, совершенных Всевышним, прославляют Того, кто вывел их из Египта, — в один и тот же час одной и той же ночи. Все людские сердца возносят хвалу Всевышнему. Его прославляют жители земли и Небес, стены домов и все находящиеся в домах предметы, Небеса и подземное царство, море и его волны, — весь мир наполнен песней в ночь освящения праздника. Песня этой ночи, которую поет вся Вселенная, не всегда слышна человеческому уху. Случается, что ухо просто не внимает этой песне, случается, что оно слышит ее, но не узнает. Завеса забвения отделяет ее от нас. Земные вожделения сбивают нас с толку. Однако человек, сердце которого чисто и спокойно, слышит и узнает эту песню, рвущуюся из него самого и всего, что его окружает: «Галлелуя. Славьте, слуги Г-спода, славьте Имя Г-спода»! В этот час сердце само возглашает: «Да будет благословенно имя Г-спода отныне и вовеки! Когда, в конце времен, весь мир признает власть Всевышнего и наполнится любовью к Нему, когда весь мир запоет прославляющую Его песню, она ни в чем не превзойдет песню ночи освящения праздника. Только сердца людей будут в те времена обращены к Всевышнему, а уши — раскрыты для звуков песни. В те времена все будет ясно и открыто. Поэтому каждый из нас должен стремиться очистить свое сердце перед началом святого Седера, который мы намереваемся провести, — чтобы сердце было способно воспринять, а ухо — услышать песню этой ночи, чтобы мы могли радоваться присутствию Всевышнего. Вот что написано в святой книге Шело. Следует поставить на стол золотую и серебряную посуду, надеть самую дорогую одежду — все, чем одарил нас Всевышний Все это, — чтобы каждому видны были наши благополучие и радость, вызванные благосклонностью Всевышнего. Святость этой ночи и относящихся к ней законов очень велика, ибо именно в нее Всевышний избрал нас из числа других народов и освятил Своими заповедями. Поэтому мы и все наши домочадцы должны остерегаться в эту ночь любых посторонних разговоров. Мы должны думать только о своей близости к Всевышнему, заниматься исключительно исполнением заповедей, относящихся к этой ночи, и говорить со своими домочадцами только о чудесах, совершенных Всевышним во время нашего Исхода из Египта». О великом Магариле рассказывают, что в его доме постоянно находились оставленные там в качестве залога золотые и серебряные приборы, принадлежащие неевреям. В течение всего года он не пользовался ими, но в пасхальную ночь расставлял на отдельном столе, чтобы Седер выглядел более праздничным. Магариль поступал так для того, чтобы сердца присутствующих были открытыми и радостными, ибо священная песня этой ночи входит только в радостное сердце. Некоторые авторитеты объясняют этот обычай тем, что белый цвет — это цвет савана, в который заворачивают мертвых, и, надевая ее в пасхальную ночь, мы тем самым напоминаем о траурных обычаях и избегаем греха излишней гордости. По той же причине мы едим в эту ночь крутые яйца — пищу людей, находящихся в трауре. Эти признаки траура призваны напомнить нам о разрушении Храма, происшедшем 9-го Ава, выпадающем всегда на тот же день недели, что и первый день Песаха. Однако другие авторитеты отвергают это объяснение. По их мнению, простые белые одежды имеют противоположное значение: они превосходят любые другие красотой, ибо именно их надевал первосвященник в Храме, заходя в Святая святых. Поэтому-то и надевают их в пасхальную ночь те, кто намереваются проводить Седер, — ведь тем самым они исполняют священную службу, точно так же, как первосвященник в свое время. Необходимо отметить, что обычай надевать белые одежды в пасхальную ночь не нашел распространения среди сефардских общин. Если первый праздничный день Песаха приходится на будничный день недели, свечи зажигаются сразу после молитвы, а благословения произносятся до зажигания свечей. Если этот день выпадает на субботу, свечи зажигаются еще до ее наступления, а благословения произносятся после зажигания свечей. В таком случае в первое благословение вставляется упоминание о субботе, и оно станосится таким: «Благословен Ты… который повелел зажигать субботние и праздничные свечи». Затем произносится Шегехеяну. Произнося благословение Шегехеяну на зажигание праздничных свечей, хозяйка дома должна мысленно распространить его на остальные заповеди, относящиеся к пасхальной ночи. Точно так же, хозяин дома распространяет это благословение на остальные заповеди, произнося его после Кидуша. Этот порядок — Седер — остается постоянным на протяжении всей еврейской истории, и запрещено вносить в него какие-либо изменения. Хотя наши прегрешения привели к разрушению Иерусалимского Храма, и теперь мы не приносим ни пасхальную жертву, ни Хагигу и не можем исполнять заповеди, связанные с этими жертвоприношениями, число заповедей, которые мы исполняем за праздничным столом, все еще велико. К ним добавляются многочисленные постановления мудрецов, установленные специально для нашего времени с тем, чтобы мы не забывали о заповедях, которые исполнялись во времена Храма. Поэтому несмотря на то, что реальное «наполнение» Седера сегодня несколько иное, нежели в древние времена, времена Храма, он и сегодня проводится в порядке, установленном когда-то нашими мудрецами. Это будет продолжаться до тех пор, пока — как мы надеемся, совсем скоро, еще в наши дни — не будет восстановлен Храм, и мы не начнем проводить Седер так же, как в древние времена. Мы должны проявить достаточно мудрости и тщательно выполнять все эти постановления без исключения, поскольку в них нет ни одной маловажной детали» Маариль. Вот что сказано на эту тему в святой книге Зогар: Следущая заповедь — рассказ, прославляющий Исход из Египта, — непременно обязывает каждого из нас. Ведь сказано, что каждый, кто рассказывает об Исходе из Египта с радостью и весельем, приглашен праздновать и веселиться в присутствии Всевышнего в будущем мире. А это — величайшая из радостей, которой может удостоиться человек, — ликовать вместе со Всевышним. Он сам радуется, слушая этот рассказ. В этот час Он созывает свою свиту и говорит ей: «Идите и слушайте рассказ, прославляющий Мое величие, который рассказывают Мои сыновья, радующиеся дарованному Мною спасением! И собирается вся свита и отправляется в еврейские дома — слушать радостный рассказ, прославляющий дарованное Всевышним освобождение. Затем эта свита возвращается к Всевышнему и благодарит Его за все эти чудеса и подвиги, прославляет Его, ибо Ему принадлежит святой народ, живущий на земле и радующийся посланному Всевышним освобождению. Таким образом увеличивается мощь Небес и выходит, что Израиль преумножает силу Всевышнего. Так возрастает мощь царя, когда люди прославляют его подвиги, благодарят его, трепещут перед ним и падают ниц перед его величием. По всем этим причинам необходимо прославлять Всевышнего, рассказывая об Исходе из Египта…» Поэтому каждый из нас должен постоянно рассказывать о величии Всевышнего и прославлять чудеса, постоянно совершаемые Им. Естественно было бы спросить: «Для чего выдумана эта заповедь — заповедь рассказа об Исходе? Ведь Всевышний знает все, что было, и все, что будет, — для чего же мы рассказываем Ему о том, что Он сделал и что прекрасно Ему известно? Услышав его, собирается вся свита Всевышнего. Она благодарит и прославляет Его, и Его величие возрастает и распространяется и вверх, и вниз. Да будет Он благословенен, Амен, Амен. В обычаях и законах, установленных мудрецами в отношении этой ночи, скрыты величайшие, возвышеннейшие тайны мироздания. Даже различия в обычаях, принятых разными общинами, являются священными и необходимо их сохранять. Поэтому каждый из нас должен тщательно соблюдать обычаи своих отцов, даже когда мы не понимаем их скрытого смысла, а только прямой и непосредственный, — ведь мы обязаны подчиняться указаниям мудрецов и поступать так же, как поступали они, руководствоваться теми же устремлениями и придавать своим поступкам тот же смысл. Таким образом, исполняя заповеди, связанные с пасхальной ночью, мы удостаиваемся соприкоснуться с величайшей святостью. Ведь святость, достигаемая посредством духовного очищения и сердечной радости, выше той, которая достигается самым могучим разумом. Вот почему так умножили мудрецы прославления этой ночи, равно как и прославления Израиля, очищающегося и освящающегося исполнением заповедей за пасхальным столом. Они сказали: «Всевышний покидает свою свиту на Небесах и праведников в раю и отправляется на землю к еврейскому народу, радующемуся заповедям пасхальной ночи и прославляющему Его». Хотя мы и не посвящены в тайные разделы Торы, Всевышний наградит нас за твердую веру в возвышенный смысл всего, что связано с пасхальным Седером. Точно так же мы будем награждены за то, что усвоили хотя бы непосредственный смысл всех законов и обычаев Седера, все то, что открыто каждому из нас, — ведь изучение всего, что доступно нашему пониманию, является нашей прямой обязанностью. Обсуждая слово «Седер» — «порядок» — в применении к пасхальной ночи, Магараль из Праги писал, что оно призвано напоминать о том, что чудеса, совершенные Всевышним в Египте и прославляемые в эту ночь, являются источником и прообразом всех чудес, совершенных Всевышним во все времена, равно как и тех, которые Он совершит в будущем до самого конца времен, ибо все они совершаются в соответствии с изначальным планом и в установленном порядке. Нет ничего, что не было бы задумано Всевышним с самого начала, равно как нет чуда, которое не было бы совершено в задуманном Всевышним порядке. Это относится и к истории еврейского народа — хотя и в ней нашлось место порабощению и изгнанию. Мудрецы дали еще одно объяснение слову «Седер» в применении к пасхальной ночи, с которой начинается первый праздничный день Песаха. Этот день устанавливает точку отсчета всем праздничным и иным примечательным дням еврейского года. Более того — дни праздника Песах связаны с остальными праздничными днями и как бы символизируют их. Об этом мы, если будет на то воля Всевышнего, еще расскажем. Это заповедь, обязывающая есть мацу, и рассказ об Исходе из Египта — заповедь чтения Агады. В Торе сказано: «В первый месяц, с четырнадцатого числа месяца, ешьте мацу» Шмот, 12,18 — это указание на заповедь о маце. И хотя в Торе подчеркнуто — «В этот день», — наша традиция, передаваемая мудрецами, утверждает, что Агада должна читаться ночью 15-го Нисана, во время Седера, когда на столе перед нами лежит маца а во времена Храма лежали еще и марор и пасхальная жертва. Ведь недаром Тора продолжает: «Ради этого» — «ради того, чтобы выполнялись эти заповеди», то есть непосредственно во время Седера. Рассказывающий об Исходе указывает на них своему сыну и говорит: «Ради этого — ради того, чтобы я исполнял все эти заповеди — и поступил так со мною Г-сподь». Еврейская традиция утверждает, что заповедь Торы «И скажи сыну твоему» следует понимать расширительно. Тот, чьи дети сидят вместе с ним за праздничным столом, должен рассказать об Исходе из Египта прежде всего им. Однако тот, чьи дети не находятся рядом или тот, у кого вообще нет детей , должен рассказывать всем присутствующим. Более того, тот, кто проводит Седер в одиночестве, должен рассказывать об Исходе самому себе — так обязывает Тора. Маца и рассказ об Исходе — это две заповеди Торы, которые мы исполняем и в наше время. Остальные заповеди, предписанные Торой, — пасхальная жертва и сопутствующая ей жертва Хагига — в наше время исполнены быть не могут. Заповедь, обязывающая есть марор в наше время, установлена не Торой, а еврейскими мудрецами. Как мы уже говорили, Тора обязывает есть марор только вместе с пасхальной жертвой. Мудрецы установили еще одну заповедь, относящуюся только к этой ночи, — заповедь, обязывающую выпить во время Седера четыре бокала вина. Таким образом, в пасхальную ночь мы исполняем четыре особые, специальные заповеди. Две из них установлены Торой маца и Агада , две — мудрецами четыре бокала и марор. К этому следует добавить заповедь о Кидуше и благословение Шегехеяну предшествующие прочим, однако они не введены специально для этой ночи. Кидуш над бокалом вина сопровождает все установленные Торой праздничные дни за исключением Йом Кипура, а Шегехеяну произносится в самых различных случаях, в частности, при исполнении праздничных заповедей. Необходимо отметить, что, по мнению многих авторитетов, заповедь, обязывающая устраивать Кидуш в праздничные дни, установлена Торой, — так же как заповедь о субботнем Кидуше. Для того, чтобы правильно выполнить эти пять заповедей Кидуш и четыре заповеди пасхальной ночи , для тою, чтобы восстановить в памяти временно отмененные заповеди о пасхальной жертве и Хагиге, а также по причинам, смысл которых следует хранить в тайне, наши мудрецы установили множество законов и обычаев, относящихся к этой ночи. Среди них в порядке исполнения отметим следующие: возлежание за пасхальным столом, карпас, его обмакивание в соленую воду и омыва-ние рук перед этим, разламывание мацы и припрятывание части ее до конца трапезы, постоянный и обязывающий весь еврейский народ текст Агады, рассказывающей об Исходе из Египта и завершающейся благословением «Освободителя Израиля», специальное благословение на мацу, обмакивание марора в харосет и специальное благословение на него а также обмакнванне крутого яйца в соленую воду , обычай завершать трапезу афикоманом, чтение Галлеля и других текстов, прославляющих Всевышнего и т. Исполняя все эти заповеди, постановления и обычаи, мы обязательно вспоминаем рабство, предшествовавшее освобождению, и избавление, дарованное нам Всевышним в Египте. Таким образом, Седер и все этапы его проведения, по словам наших мудрецов, «начинается с осуждения и завершается прославлением». Это значит, что Агада начинается с рассказа о рабстве и его причинах, а завершается историей избавления. Ведь до освящения Седера Кидушем мы не можем есть и пить все то, что указывают заповеди. Тот, кто производит Кидуш, произносит три благословения: на «Плоды виноградной лозы», «Освящающему Израиль и времена» и Шегехеяну. Если пасхальная ночь выпадает на исход субботы, то добавляются еще два благословения, о которых речь ниже. Затем он выпивает бокал вина, при посредстве которого производился Кидуш — первый из четырех бокалов, предписанных заповедью. Второе правило: заповеди исполняются каждая в отдельности, а не «сериями». Поэтому все четыре бокала выпиваются в разное время, отдельно друг от друга. Поскольку эта заповедь особенно близка нам, так как четыре бокала символизируют четыре разных названия, данных Торой избавлению евреев от рабства, равно как и четыре различных понятия, скрывающиеся за этими названиями, все бокалы выпиваются в особый момент, украшающий исполнение заповеди. Поэтому мудрецы выбрали для каждого из них наиболее красочный момент: после произнесения нескольких благословений, после прославления Всевышнего, в котором мы благодарим Его за дарованные Им милости, когда сердце радуется, и вино только увеличивает эту радость. Если мы, вслед за мудрецами, разделим Галлелъ на две части «египетскую», малую, и общую, большую , то сможем понять, когда именно выпиваются все четыре бокала. Первый бокал — после благословений, связанных с Кидушем, второй — после завершения чтения Агады и «египетской» части Галлеля, включающей благословение «Освободителю Израиля», третий — после Биркат гамазон, «Благословения после трапезы», четвертый — после завершения второй части Галлеля, включая «Благословение на восхваления». Третье правило: поскольку, согласно Торе, желательно, чтобы Агада рассказывалась в ответ на вопрос ребенка, чтение ее несколько откладывается. Вообще говоря, к чтению Агады, как и к исполнению любой другой заповеди Торы, следовало бы приступить как можно раньше, сразу же после Кидуша. Однако мы, для того, чтобы вызвать удивление у детей, сидящих за столом, и побудить их задавать вопросы, откладываем начало рассказа. Все новое и необычное, что дети видят в этот вечер, может пробудить их любопытство и вызвать недоуменные вопросы. В таком случае слова Агады будут восприняты ими с особой остротой и отпечатаются в их сердцах, что и составляет основу заповеди. Поэтому прежде, чем приступить к чтению Агады, мы едим карпас, обмакивая его в соленую воду, разламываем пополам мацу и поднимаем — для общего обозрения — пасхальное блюдо. Четвертое правило: заповедь о маце предшествует заповеди о мароре. Так было даже во времена Храма, когда есть марор нас обязывала заповедь Торы, поскольку в ней сказано: «С мацой и марором вы будете есть ее пасхальную жертву ». Маца названа в Торе перед марором и оттого всегда предшествовала ей — тем более справедливо это в наше время, когда есть марор обязывает нас не заповедь Торы, а заповедь, установленная мудрецами. Пятое правило: пасхальная трапеза завершается афикоманом. Афикоман — половина разломанной мацы — выбран для завершения трапезы ввиду особого значения мацы в пасхальную ночь. Мы хотим, чтобы вкус мацы оставался во рту до утра, поэтому в самом конце трапезы, непосредственно перед Биркат гамазон, мы съедаем афикоман, после чего уже ничего не едим и ничего — кроме воды — не пьем. Однако это запрет не относится к третьему и четвертому бокалам вина, которые, следуя заповеди, мы выпиваем позже. Кидуш и связанные с ним благословения. Омовение рук перед тем, как есть карпас, обмакивание его в соленую воду и произнесение благословения, после которого его едят. Затем разламывают пополам мацу для того, чтобы вызвать интерес у детей. Хотя основная причина действий, содержащихся в этом параграфе, связана, как будет видно далее, с марором, мы производим их сразу после Кидуша, чтобы они стали прелюдией к пасхальному рассказу. Омовение рук — нетилат ядаим — производится точно так же, как перед трапезой, однако соответствующее благословение не произносится. Затем мы приступаем к исполнению центральной заповеди пасхальной ночи — чтению Агады, включая «египетскую» часть Галлеля и благословение «Освободителю Израиля». Рассказ об Исходе из Египта предшествует даже исполнению установленной Торой заповеди о маце, потому что сама Тора обязывает нас привлечь к рассказу даже маленьких детей, в то время, как заповедь о маце к ним не относится. После этого наступает самый подходящий момент для того, чтобы торжественно выпить второй бокал вина, — сразу после завершения чтения Агады, «египетской» части Галлеля и благословения «Освободителю Израиля». Затем производится нетилат ядаим перед тем, как исполнить заповедь, обязывающую есть мацу, — на этот раз с благословением. Съедают мацат-мицва, прочитав перед этим два благословения — Гамоци как на все виды хлеба и «Обязавшему нас есть мацу». Затем — сразу после исполнения заповеди о маце — наступает очередь заповеди о мароре, являющейся неотъемлемой частью пасхальной ночи. Перед тем, как есть марор, произносят благословение «Обязавшему нас есть марор», но не произносят благословение «Создавшему плоды земли» его мы произнесли перед тем, как есть карпас. Он говорил: «Существует заповедь есть их вместе». Затем съедают крутое яйцо, окунув его в соленую воду. Делать это предписывает не заповедь, а обычай, который исполняют многие но не все общины Израиля. Этим завершается первая часть Седера. Необходимо отметить, что в сефардских общинах принято есть яйцо во время чтения Агады, причем дважды. Существует обычай, исполняемый, прежде всего, первенцами, которые постились в канун Песаха, съедать яйцо сразу после Кидуша. Праздничная трапеза. Она завершается перед тем, как съедают афикоман. Им завершают пасхальную трапезу. Биркат гамазон — как во все другие дни. Третий бокал, который выпивается после чтения Биркат гамазон. Затем читается вторая часть Галлеля и произносится «Благословение на восхваления». После этого наступает черед последнего, четвертого бокала вина, соответствующего словам Торы: «И Я взял вас Себе как Свой народ» — четвертому определению избавления. Выпивается четвертый бокал вина. Произносится обычное благословение, читаемое после того, как пьют вино. Затем читаются стихи, прославляющие Всевышнего, — пока все участники Седера не погружаются в сон. До дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней» Ваикра, 23,15. А в книге Дварим добавлено: «Семь недель отсчитай себе; от нанесения серпа на жатву начинай считать семь недель» Дварим, 16,5. Таким образом, заповедь обязывает нас отсчитать семь недель, начиная со дня принесения в жертву омера ячменя, то есть с 16-го Нисана, и до праздника Шавуот, который приходится на пятидесятый день от этого жертвоприношения. Считать мы начинаем со второй ночи праздника Песах. Счет продолжается семь недель, то есть 49 дней. Слова Торы «отсчитайте пятьдесят дней» наши мудрецы понимают как «до пятидесятого дня». Эта заповедь обязывает каждого из нас вести этот счет — ведь в Торе сказано: «Отсчитайте себе». Поэтому заповедь обязывает каждого еврея.
Суть трапезы — в ее названии: седер или порядок. Как бы ни соблазнял запах фаршированной рыбы , церемония седера соблюдается крайне педантично: каждому действию отведено свое место и время. На целую неделю весь еврейский мир лишен простого хлеба. Убегая из Египта, евреи торопились так, что пришлось прихватить с собой приготовленное, но еще не забродившее тесто. Несли его на спинах, под палящим солнцем оно превратилось в сухие и пресные лепешки или знаменитую мацу — главный символ Песаха. В дни праздника усиливается впечатление, что Израиль — это один общий город, со сплошными улицами, а главное — с единой оживленной атмосферой. Часто за праздничным столом люди беседуют по методике кругов, популярной в Израильском обществе. Высказываясь по кругу, они выражают свое мнение, не опасаясь осуждения и критики, пытаются услышать остальных, стремятся приложить усилия, чтобы приобщить свою уникальность к единой точке зрения. В центре такого круга равных людей раскрывается природная сила, позволяющая ощутить незабываемый вкус того, как хорошо понимать и ценить друг друга. Всякий раз такой удивительный практический эксперимент завершается победой над хандрой и хорошим настроением всех участников. Если не верите, попробуйте! Внутри нас таится отрицательная сила, вынуждающая смотреть на всех критически.
Такая участь должна была постичь и будущего пророка Моисея, но мать положила его в корзину и отправила вниз по течению реки Нил. Там его нашла дочь фараона и воспитала при дворе. Однажды Моисей увидел, как надсмотрщик избивает раба, и убил его. Опасаясь наказания, он сбежал в пустыню к мадианитянам — кочевому народу, жившему на Синайском полуострове. Там он женился и сделался пастухом. Однажды Моисей пас скот у горы Синай, и вдруг увидел горящий куст: пламя было ярким, но растение не получало никакого вреда от него. Из куста вышел Бог и велел Моисею освободить еврейский народ из рабства. Моисей отправился к фараону и попросил отпустить сынов Израилевых из Египта. Фараон отказывает, и тогда Бог последовательно насылает на страну «десять казней египетских»: воды Нила превращаются в кровь, людей охватывает эпидемия проказы, происходят нашествия различных неприятных насекомых и так далее. В конце концов Бог истребил всех первенцев в египетских семьях. Евреям было сказано зарезать ягнят, испечь их мясо на костре, а кровь помазать дверные косяки: ангелы, увидев такие метки, проходили мимо. В остальных же домах все первенцы погибли. Вот почему еврейская Пасха называется Песах: в переводе с иврита это означает «мимо прошёл». Но история на этом не заканчивается. Фараон, смирившись с неизбежностью, разрешил Моисею вывести евреев из Египта.
Песах в 2024 году — когда отмечают
- Баранья косточка и много мацы. Как отмечают еврейский праздник Песах | Аргументы и Факты
- Праздник освобождения: у евреев наступает Песах - "День рождения народа"
- Что такое Исход евреев из Египта
- Песах 2023: традиции и обычаи в иудаизме – Новости Самары и Самарской области – ГТРК Самара
Песах: даты и традиции еврейской Пасхи
Что известно о Песахе, и как этот праздник связан с Пасхой | Главный раввин России Берл Лазар поздравил еврейскую общину с праздником Песах, напомнив о том, что в праздник нужно понять важность обретения внутренней свободы. |
Песах: история, символы и традиции праздника. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 23.04.2024 | центральный иудейский 7-дневный праздник в память об Исходе из Египта, один из трёх паломнических праздников. |
ᐉ Интересные факты о празднике Песах в Израиле | ElenaRuvel | פִּסְחָא писха; по-русски — песах) — центральный иудейский праздник в память об Исходе из Египта, один из трёх паломнических праздников. |
Истинный смысл Песаха
Энергия силы Света Творца была настолько всепоглощающей, что тьма Сатана хаос, боль и страдания моментально исчезла. Эта сила была побеждена. Мир мог наслаждаться настоящей свободой от хаоса. Метафоричные кандалы египетского рабства были сброшены. Смысл Песаха в том, чтобы снова воспользоваться энергией силы Света Творца, доступной в 15-й день месяца Овна, чтобы помешать господству тьмы и хаоса над нашими жизнями. Согласно каббалистическому принципу «ничто не исчезает», то есть когда в метафизической реальности происходит какое-то событие, оно становится доступным для нас каждый год. Теперь мы понимаем, почему хаос всегда присутствовал в жизни всех людей в нашем мире.
Потому что истинный смысл Песаха был абсолютно неверно истолкован. Традиция собираться в семейном кругу, чтобы праздновать освобождение израильтян от физического рабства, затмила собой более значимую возможность, доступную нам в этот праздник. Кстати, в каббале не существует понятия "праздники" прим. Эти дни не для того, чтобы праздновать события, произошедшие когда-то в истории. В каббале они скорее как "абсолютные дни" прим. Их нужно рассматривать не как ношу или заповедь, которую нужно соблюдать, а как возможность.
Из объяснения Зоара можно сделать вывод, что народ Исраэль абсолютно не хотел уходить из Египта. Там им было комфортно, были доступны все наслаждения жизни. Но так как народ Исраэль еще не достиг высокого уровня сознания, они, как и многие люди в наши дни, были рабами убеждения, что хаос — это неотъемлемая и неизменная составляющая жизни. Именно по этой причине Песах считается чудом. Наша жизнь могла навсегда остаться в реальности боли и страдания, потому что мы были абсолютно не способны и не готовы подключиться к этому невероятному сознанию свободы от хаоса. Естественная природа народа Исраэль к тому моменту еще не подверглась значимым изменениям.
Моисею пришлось уговаривать их покинуть Египет. Чудом являлось то, что сила Света взяла на себя инициативу покончить с хаосом. Хотя мы еще не достигли уровня сознания Желания Даровать, тем не менее, мы можем с помощью инструментов каббалы подключиться к этой мощной энергии — к той самой энергии, которая устранила хаос из народа Исраэль в Египте. Это был необычный период в истории. Закон Хлеба Стыда, не допускающий помощь Творца в момент нужды, боли и страдания, не действовал.
А вот сам фараон потерял первенца-сына. Тогда фараон ужаснулся и отпустил евреев из рабства. Теперь же Песах — это Исход из Египта. Так, становится понятно, почему и насколько важен праздник для еврейского народа. Стоит также рассмотреть, каким образом люди отмечают этот день. Традиции праздника Стоит сказать, что есть определенный регламент празднования. Особенно стоит отметить уже первый день. В это время люди устраивают седер. Что же это такое? Простыми словами, это семейный ужин. А делают его уже после заката солнца. Важно, что присутствовать во время седера будет не только семья, но и неимущие люди.
Завершается праздничный ужин с открытия входной двери — символа начала исхода. Что запрещено в праздник Песах На праздничном столе, а также во всем доме на протяжении всей наступившей недели запрещено держать блюда, которые готовят при помощи процесса брожения. Это хлеб, макароны и различная выпечка. Как отметил Листенгорт, такие продукты называются хамец. От них избавляются накануне. Для этого в домах проводят тщательную уборку. Даже неверующие евреи проводят эту работу именно в это время Александр Листенгорт публицист и эксперт по иудаизму По преданию, во время исхода из Египта евреи не успели сделать закваску для хлеба и взяли с собой только пресные лепешки, то есть мацу. Поэтому употреблять в пищу все квасное во время Песаха строго запрещено. РИА «Новости» Еще один запрет касается первого и последнего дня празднования. В эти дни евреям строго запрещено работать. Остальные дни недели в Израиле считаются «праздничными буднями», то есть время на службе люди проводят по сокращенному графику. В чем разница между Песахом и Пасхой Эксперт по иудаизму отметил, что называть Песах еврейской Пасхой в корне не верно. Эти праздники между собой никак не связаны, хотя и имеют похожие названия. Смыслы и традиции у них разные. Песах посвящен исходу евреев из Египта, а Пасха — воскрешению Иисуса Христа, сына Бога, принявшего смерть за грехи всего человечества.
После приказа фараона Рамзеса II утопить всех еврейских мальчиков в Ниле, мать Моисея спрятала своего ребенка в корзинке у берега реки. По случайности, корзинку с младенцем обнаружила дочь фараона. Она не смогла оставить ребенка и взяла его к себе на воспитание. Благодаря этому Моисей получил отличное образование, а также стал отважным воином. Однажды в порыве гнева Моисей лишил жизни египетского надзирателя за то, что он жестоко обращался с евреями-рабами. Чтобы избежать наказания фараона, Моисей сбежал на Синайский полуостров, где стал пастухом. В один из дней, когда Моисей пас овец в пустыне, он услышал голос Господа из куста терновника купины который был объят огнем, но не сгорел, — за это его назвали «неопалимой купиной». В своей речи Бог призвал Моисея освободить евреев из рабства. Именно Моисей получил от Бога и записал 10 заповедей. Это произошло на горе Синай через 50 дней после Исхода. Пока пророк слушал божественные наставления, Аарон — старший брат Моисея — присматривал за израильским народом внизу горы. Израильтяне были недовольны долгим отсутствием Моисея, и чтобы успокоить их, Аарон из собранного золота сотворил золотого тельца, которому люди стали поклоняться и считать идолом, избавившим их от египетского рабства. Узнав об этом, Бог хотел уничтожить еврейский народ, но Моисей смог его переубедить. А спустившись с горы, пророк в гневе бросил на землю скрижали с заповедями Бога, которые раскололись, а затем уничтожил тельца. Моисей увидел, как живет еврейский народ и попытался вывести его из египетского рабства в обещанную Богом землю Ханаан, что в переводе означает «земля обетованная». Однако фараон Египта отказывался их отпускать. Тогда Бог послал египтянам различные беды, которые назвали Десять казней египетских. В их числе были нашествие саранчи, падеж скота, а также превращение вод Нила в кровь. Чтобы та же участь не постигла старших детей евреев, Бог велел им зарезать ягненка и пометить вход в дом его кровью. В результате ангел погубил старших сыновей в каждой египетской семье, но не тронул первенцев в семьях евреев. Считается, что это произошло в полнолуние 14-го дня нисана — весеннего месяца в еврейском календаре. Именно в это время теперь и празднуют Песах После этого фараон отпустил евреев на свободу, и Моисей вывел народ из Египта. Однако фараон вместе со своей армией последовали за ними. И на седьмой день Красное море расступилось перед Моисеем, позволив евреям безопасно пройти.
Песах 2024: точная дата, история, традиции, запреты и важные дела
Пе́сах — иудейский праздник в память об исходе из Египта, один из трёх паломнических праздников. Начинается вечером с 14 на 15 Нисана. Смотри видео Доброе утро онлайн бесплатно на RUTUBE. Песах 2023 является одним из самых важных праздников в иудаизме на протяжении 2023-го григорианского года. Когда отмечают Песах в 2024 году. Песах длится семь дней и начинается с заходом солнца в 14-й день месяца нисана, а заканчивается на 21-й день.
Песах 2024: точная дата, история, традиции, запреты и важные дела
Еврейская пасха (Песах) — как отмечают: смысл и традиции – Блог Israel Assist | На Песах считается нужным и уместным пересказать историю еврейского народа, а именно вспомнить его исход из Египта. |
Тысячелетние традиции. Как евреи всего мира отметят Песах в 2024 году | Когда отмечают Песах в 2024 году. Песах длится семь дней и начинается с заходом солнца в 14-й день месяца нисана, а заканчивается на 21-й день. |