Переносное жилище на Севере. Переносное жилище у народов Сибири — конический каркас из жердей, покрытый шкурами (нюками) зимой и парусиной или берестой (тисками) летом. Аналогичные жилища имеются и у некоторых других народов северо-востока Сибири и Аляски: эскимосов (эским.
Национальные дома народов севера: чум, яранга и иглу
Приближается к землянке, вырытой в высоком обрывистом берегу — и заплывает внутрь. Чтобы дом не заливало, пол от входа постепенно становится выше. Сбоку от входа, у передней стены — очаг. Поблизости — еще несколько таких же жилищ, в которые попадают на лодке прямо с воды. Именно так в древности зимой жили селькупы — народ, самоназвание которого так и переводится: «таежный человек». Их древнее жилье называется «карамо». Позже селькупы стали строить каркасные полуземлянки с остовом из жердей и столбов, низкие срубные жилища с маленькими окнами и низкими дверями. Отапливается такое помещение чувалом — открытым очагом с широкой трубой. В отличие от кочевых оленеводов, странствующих по тундре круглый год, охотники и рыболовы тайги — ханты, манси, ительмены, селькупы — ведут оседлый и полуоседлый образ жизни. Ительмены спускались в землянку юрту сверху по бревну с перекладинами, а сбоку устраивали дымоход.
Полуземлянки юкагиров назывались чандал. Каркасом им служили четыре дерева с корнями, а на поперечины клали плоскую крышу, крытую дерном.
Врангель , проехавший на собаках от м.
Шелагского до Колючинской губы, видел лишь развалины старых землянок, но нигде не говорит о том, что чукчи живут в них. Оленные чукчи жили в ярангах и зимой, и летом. Отличие их заключалось лишь в качестве шкур, из которых были сделаны покрышка и полог.
Такие яранги вмещают по несколько пологов из оленьих шкур и имеют поэтому значительные размеры" Архив МАЭ. Общинные яранги оленных чукчей бытовали кое-где и в первой четверти XIX в. К 40-м и 50-м годам XIX в.
В этой связи коллективное жилище утратило свое значение. В книге З. Соколовой "Жилище народов Сибири Опыт типологии " дается подробное описание устройства чукотской яранги: " яран.
У оленеводов она была переносной, у морских зверобоев - стационарной. Каркас яранги состоит из вертикальных шестов, поставленных по кругу. В переносной яранге эти шесты стоят в виде треног, связанных ремнями, в стационарной они чередуются по одиночке, либо соединены парами диагональными перекладинами.
Верхние части вертикальных жердей или треног соединены вертикальными жердями, образующими обруч, к которому прикреплены жерди конического покрытия, перекрещивающиеся вершинами друг с другом и опирающиеся в стационарном жилище на центральную опорную с перекладиной наверху жердь или на три шеста в виде треноги три шеста, соединенные вершинами. Жерди конического покрытия иногда скрепляют изнутри обручем, покрывают наклонными шестами. В некоторых ярангах вершина несколько смещена от центра к северу...
Поверх каркаса яранга покрывается покрышками из оленьих или моржовых шкур, летом - брезентом, Снаружи ярангу от ветра обвязывают ремнями, к которым прикрепляют камни. Нижнюю часть остова стационарной яранги в основании и вход приморские чукчи обкладывают дерном или камнями в виде низкой стенки. Входное отверстие закрыто куском кожи или дощатой дверью только во время буранов.
Внутренее пространство делится на отдельные помещения для брачных пар или родителей и детей тремя-четырьмя меховыми пологами в виде прямоугольного ящика , отапливаемыми каменными лампами с тюленьим жиром жирники. Пологи привязывают с помощью шестов к горизонтальной жерди у задней стены жилища. В полог вползают, приподнимая его переднюю стену.
Вдовин, Е. Составленный из них круг, меньший по диаметру, чем основание, укреплял каркас яранги в средщней ее части. В верху, ближе к дымовому отверстию, еще один ряд перечных перекладин.
Деревянный остов яранги покрывали мехом наружу шкурами оленей, сшитыми обычно в 2 полотнища. Края шкур накладывали один на другой и скрепляли пришитыми к ним ремнями. Для 2 половин наружного покрытия требовалось около 40 - 50 больших оленьих шкур.
В ярангу входили между 2 половин покрытия, откидывая в стороны их края. Для зимы использовали новые покрытия, для лета - бывшие в употреблении в минувшем году. Зимой, в периоды частых перекочевок, полог делали из самых толстых шкур мехом внутрь.
Пастухи, перегонявшие стадо на нов. Очаг находился в центре яранги, под дымовым отверстием. Напротив входа, у задней стены, устанавливали спальное помещение - полог - в виде параллелепипеда, сшитого из шкур.
Чукотские оленеводы проживают не в чумах, а в более сложных мобильных жилищах, которые называются ярангами. Далее предлагаем познакомиться с основами строительства и устройством этого традиционного жилища, которое оленеводы-чукчи продолжают строить и в наши дни. Без оленя не будет яранги - это аксиома верна в прямом и переносном смыслах.
Во- первых, потому что нужен материал для "строительства" - оленьи шкуры. Во-вторых, без оленей, такой дом не нужен. Яранга - мобильное переносное жилище оленеводов необходимая для территории, где отсутствует строевой лес, но есть необходимость в постоянной перекочёвке за оленьим стадом.
Чтобы построить ярангу нужны жерди. Лучше всего берёзовые. Берёзы на Чукотке, как ни странным это может показаться некоторым, растут.
В континентальной части по берегам рек. Ограниченный ареал их распространения явился причиной появления такого понятия как "дефицит". Жерди берегли, их передавали и до сих пор передают по наследству.
Некоторым яранговым жердям в чукотской тундре больше ста лет. Стойбище Каркас яранги подготовленный для съёмок фильма "Территория" Отличие яранги от чума в сложности её конструкции. Это как аэробус и кукурузник.
Чум - это шалаш, вертикально стоящие жерди, которого покрывают водонепроницаемым материалом береста, шкуры и т. Устройство яранги значительно сложнее. Натягивание покрышки рэтэма на каркас яранги Строительство яранги начинается с определения сторон света.
Это важно, потому что вход всегда должен быть на востоке. Вначале ставят три длинных шеста как и при строительстве чума. Затем, вокруг этих шестов устанавливают небольшие деревянные треноги, которые скрепляют между собой горизонтальными шестами.
От треног к вершине яранги идут жерди второго яруса. Все жерди скрепляются друг с дургом при помощи верёвок или ремней из оленьей кожи. После установки каркаса натягивают покрышку рэтэм из шкур.
Через верхние жерди перекидывается несколько верёвок, которые привязываются к покрышке-тенту и при помощи элементарных законов физики и команды "иии, раз", только в чукотском исполнении, покрышку надевают на каркас. Чтобы покрышку не сдуло во время пурги её края обкладывают камнями. Камни, также привешивают на верёвках к стойкам треноги.
В качестве анти-паруса используют также жерди и доски, которые привязываются с внешней стороны яранги.
То же, что: ставок. САРИ ср. Индийская одежда из куска материи, обертываемой вокруг тела и одним концом переброшенной через плечо. Воинское звание высшего командного состава военно-морского флота.
Лицо, имеющее такое звание. Дневная бабочка семейства нимфалид. ЕСАУЛ м. Офицерский чин в казачьих войсках, соответствующий чину ротмистра в кавалерии и капитану в пехоте в Российском государстве до 1917 г. Лицо, имевшее такой чин.
И самое неожиданное в этой загадочной стране — люди. Умеющие жить в самых трудных, даже невозможных природных условиях: в комариной тайге, в безводной степи, на высокогорьях и в затопляемых долинах, при 50-градусной жаре и 60-градусном морозе... Научившиеся выживать, замечу, кстати, под гнетом всевозможных властей, ни одна из которых никогда не была к ним милостива... Создавшие на этих болотах, в лесах, в степях и на горах неповторимую культуру, вернее, множество неповторимых культур. Сотворившие великую историю державы Российской — историю, тоже состоящую из бесчисленного множества великих, героических и трагических историй. О Крыме Живые свидетели исторического прошлого, творение рук известных, а в подавляющем большинстве случаев безвестных россиян — архитектурные памятники.
Архитектурное богатство России велико и многообразно.
Яранга - традиционное жилище чукотских оленеводов (22 фото)
Все путешественники и исследователи отмечают, что чум является жилищем, хорошо приспособленным к условиям кочевой жизни в тундре. Это жилище прекрасно приспособлено к кочевым условиям и используется народами, которые занимаются оленеводством. К ним относятся коми, ненцы, ханты, энцы. Чум — это переносная, разборная постройка, которая представляет собой конусовидную платку из жердей, крытую сшитыми из оленьих шкур или бересты полотнищами.
Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах, осадки в виде дождя и снега скатывается с крутых боков. Остов чума состоит из 25-40 шестов, в зависимости от площади жилища, которая, в свою очередь, зависит от размера семьи и времени года так, летние чумы чаще всего меньше по размерам зимних. Шесты заготавливаются обычно в зимний период, когда оленеводы подходят к лесам.
Их делают из стволов ели длиной около 5 метров, с круглым сечением. Два основных шеста — прямоугольного сечения. В верхней части каждого из них делается по сквозному отверстию — для веревочной петли, скрепляющей другие, продеваемые через нее, жерди.
Зимние покрышки шьются из шкур взрослого оленя: две нижние мехом внутрь и две наружные мехом наружу. В верхних углах каждой покрышки имеются специальные «кармашки», в которые вставляют шесты и поднимают их, закрепляя на остове чума. На изготовления мехового покрытия чума требуется около 60 шкур оленей, что в пересчете на количество оленей заставляет относиться людей к жилищу как к весьма ценному материальному объекту.
Вследствие этого покрышки никогда не меняют целиком, а только заменяют протершиеся местами шкуры по необходимости. Шкура оленя обладает тепло — сберегающим свойством, благодаря которому в чуме сохраняется тепло. Традиционное летнее покрытие чума изготавливалось из полос вываренной бересты.
На чум уходило четыре — пять сшитых полотнищ: два покрывали, как правило, верхнюю часть чума, два-три - нижнюю. Бересту вываривали в кипятке до эластичного состояния и, складывая ее в несколько слоев для прочности, сшивали сухожильными нитками в полотнища. Вываренная береста обладает значительной эластичностью и прочностью, не пересыхает в течение долгого времени.
Наряду с берестяными покрышками в летний период шили покрышки из брезента или сукна на них требуются не менее 80 м , использовались также старые чаще всего внутренние зимние покрышки из оленьих шкур. Традиционно установка чума предполагает строго определенный порядок. В прошлом, все шесты, в соответствии с их обозначением, устанавливались на раз и навсегда отводимые им по периметру окружности места.
Площадка для устройства жилища определяется заранее, либо используется старая, ставшая привычной; ее, как правило, расчищают, в зимние месяцы — утрамбовывают снег. Вход в чум ориентирован, чаще всего, по направлению кочевания; при сильном ветре дверное отверстие переносят в противоположную, заднюю сторону жилища. Установкой чума в основном занимаются женщины, однако при необходимости им оказывают также помощь мужчины.
В целом процедура установки чума занимает около часа, то есть быстрое построение этого жилища является особым преимуществом для кочующих народов. Человек не навредит без надобности природе, возьмёт ровно столько, сколько понадобится для того, чтобы прокормить, обогреть свою семью. Первоначально на место, где намечается середина чума, выкладывается железный лист, используемый для обустройства очага,- разведения костра или установки железной печки, которая служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи.
После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимается вверх. Также поднимается и тепло. Оно не дает попасть в чум холодному воздуху с улицы, а также не дает осадкам проникать внутрь: они испаряются от большой температуры.
А летом в чум не могут залететь комары и гнус. Вопреки расхожему мнению, чукчи не живут в чумах, а строят яранги. Яранга — национальное жилище народов Чукотки Без оленя не будет яранги - это аксиома верна в прямом и переносном смыслах.
Во- первых, потому что нужен материал для "строительства" - оленьи шкуры. Во-вторых, без оленей, такой дом не нужен. Яранга - мобильное переносное жилище оленеводов необходимая для территории, где отсутствует строевой лес, но есть необходимость в постоянной перекочёвке за оленьим стадом.
Чтобы построить ярангу нужны жерди. Лучше всего берёзовые. Берёзы на Чукотке, как ни странным это может показаться некоторым, растут.
В континентальной части по берегам рек. Ограниченный ареал их распространения явился причиной появления такого понятия как "дефицит". Жерди берегли, их передавали и до сих пор передают по наследству.
Некоторым яранговым жердям в чукотской тундре больше ста лет. Зимние покрышки шьются из шкур. На один рэтэм уходит от 40 до 50 оленьих шкур.
С летними покрышками возможны варианты. Раньше на летнюю покрышку шли старые рэтэмы, шитые перешитые, с облезлой шерстью. Чукотское лето хотя и суровое, но многое прощает.
В том числе и несовершенную покрышку для яранги. Зимой покрышка должна быть идеальной, иначе в маленькую дырочку во время пурги внутрь чоттагина надует огромный сугроб. В советское время нижнюю часть покрышки, наиболее подверженную влаге начали заменять полосами брезента.
Потом появились и другие материалы, поэтому сегодняшние летние яранги больше напоминают пёстрое бабушкино одеяло.
Произношение слова Что означает слово «Яранга» яранга ж. Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной — имеющей в основании круг — стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами.
Толковый словарь русского языка Ефремовой Т.
Главная отличительная черта типи — индивидуальность: эти жилища всячески раскрашивались и украшались, тем самым показывая статус хозяина. Большую популярность у кочевников типи получили за быстроту в сборке и разборке, удобство в транспортировке, а материалы покрывашки обеспечивали водонепроницаемость. В настоящее время типи в основном утеряли свою актуальность именно как жилища, используясь как обрядовая атрибутика или тематическая для реконструкций и туризма. Так в чем отличия? У всех этих жилищ есть два главных отличия — предназначение и территория распространения. Вигвам и типи были распространены среди народов Северной Америки, чум — по всей Сибирии, кувакса или вежа — по Скандинавскому и Кольскому полуостровам, яранга — традиционное жилище чукчей. Жилища подобной формы и по сей день распространёны по всей Сибири, от Уральского хребта до берегов Тихого океана у финно-угорских, кетско-енисейских, тюркских и монгольских народов. Идентичная конструкция, мобильность, простота в сборке, схожие материалы покрывашки сделали вигвам, типи, чум, вежу и другие подобные жилища едва ли не братьями-близнецами, разбросанными волею судеб по всему белому свету. И ныне эти жилища не потеряли своей актуальности именно благодаря вышеперечисленным свойствам.
Нужны такие жилища?
Куваксу называют исконным типом саамского жилища, которое существовало до появления у саамов срубных построек. Последние записи:.
Комментарии
- На Таймыре начали возрождать строительство традиционных домов северных народов
- Дудинка онлайн: городской портал
- Чум - традиционное жилище коми-оленеводов: igor_spasskij — LiveJournal
- Смогли бы вы жить в чуме оленевода? (ФОТО)
- Древние традиционные жилища народов мира
Чум, яранга, иглу - малоизвестные факты о быте северных народов
Чум является универсальным жилищем северных народов. Народы Севера любят принимать много гостей, и все они должны уместиться в теплом доме. Яранга – традиционное жилище народов Крайнего Севера. Жилища народов Севера, народностей Западной и Восточной Сибири весьма разнообразны, к ним относятся такое жильё как землянка, шалаш, чум, ураса, юрта или кибитка, земляной дом, фанза, сруб и другая обитель. Переносное жилище саамов (малочисленный финно-угорский народ Северной Европы, в России большинство из них проживают на территории Мурманской области) в период весенне-летних кочёвок.
Чумы, вигвамы, типи, яранги, тамги, юрты, куваксы — кто они и для чего нужны?
Трулло чаще всего были однокомнатными и имели два окна. Крыша имела конусовидную форму. Иногда, на балки, расположенные в основании крыши, клали доски, и, таким образом, образовывался второй этаж. Пальясо Это распространенное жилище в испанской Галисии северо-запад Пиренейского полуострова. Пальясо строили в горной части Испании, поэтому основным строительным материалом был камень. Жилища имели круглую форму с конусовидной крышей. Каркас крыши был деревянным, а сверху ее покрывали соломой и камышом. Окон в пальясо не было, а выход располагался с восточной стороны. Благодаря особенностям своего строения, пальясо защищало от прохладной зимы и дождливого лета.
Жилища индейцев Вигвам Это жилище индейцев севера и северо-востока Северной Америки. В настоящее время вигвамы используют для различных обрядов. Это жилище имеет форму купола и состоит из гибких изогнутых стволов, соединенных вязовой корой и покрытых циновками, листьями кукурузы, корой или шкурами. В верхней части вигвама находится отверстие для выхода дыма. Вход в жилище обычно прикрыт занавеской. Внутри находился очаг и места для сна и отдыха, пищу готовили за пределами вигвама. У индейцев это жилище ассоциировалось с Великим духом и олицетворяло собой мир, а человек, выходивший из него на свет, оставлял позади себя все нечистое. Считалось, что дымоход помогает установить связь с небесами и открывает вход духовной силе.
Типи В типи жили индейцы Великих равнин. Жилище имеет форму конуса и достигает в высоту 8 метров. Его каркас составляли шесты из сосны или можжевельника. Сверху их накрывали кожей бизонов или оленей и укрепляли внизу колышками. Внутри жилища от места соединения шестов вниз спускался специальный ремень, который крепился к земле колышком и защищал типи от разрушения при сильном ветре. В центре жилища располагался очаг, а по краям — места для отдыха и утварь. Типи соединяло в себе все те качества, которые необходимы были индейцам Великих равнин. Это жилище быстро разбиралось и собиралось, легко транспортировалось, защищало от дождя и ветра.
Старинные жилища других народов Рондавель Это традиционное жилище народов юга Африки. Оно имеет круглое основание и крышу в форме конуса, стены состоят из камней, скрепленных песком с навозом. Изнутри их обмазывают глиной. Такие стены прекрасно защищают своих хозяев от сильной жары и непогоды. Основу крыши составляют круглые балки или шесты из веток. Сверху ее покрывают тростником. Минка Традиционное жилище в Японии - минка. Основной материал и каркас дома изготовлен из дерева и заполнен сплетёнными ветками, камышом, бамбуком, травой, обмазан глиной.
На деревянный каркас, стянутый ремнями, надевается верх — ретэм. Внутри в зимнее время устанавливается полог — прямоугольник из шкур длиной около двух метров и высотой полтора метра. В этом пологе и спят, предварительно прогревая его. Внутрь на некоторое время ставится большой чайник с горячей водой или жаровня с углями. Но это только зимой, а летом и так тепло.
Примеры употребления слова яранга в литературе. Тут уж не было ни Армении, ни России, не было мыслей о национальном характере, а была душа человека, вот та, что тревожилась, мучилась, верила среди каменных осыпей и виноградников Палестины, та душа, что по-человечески хороша и в пензенской деревушке, и под небом Индии, и в заполярной яранге , - ведь хорошее всюду есть в людях, потому что они люди.
Фото: naked-science. Специфика разведения оленей требует постоянного присутствия человека, который из-за климатических условий не может обеспечить животных кормом, как это происходит на животноводческих фермах, содержащих коров или лошадей в любых других регионах страны. При этом во главу угла ставится «желание» оленей, ищущих вкусную еду, а не стремление человека организовать себе достойный быт. Хотя и люди не забывают о себе, стараясь обеспечить своим семьям сносные условия существования. Чум после метели не только устоял на месте, на его «крыше» не задерживается снег. Фото: discoveryamal. Древнейшим домом, который претерпел некоторые изменения является чум, имеющий конусообразную форму, которая лучше всего подходит и для суровых арктических условий ни один снегопад или метель не заставят рухнуть конструкцию под тяжестью снега , и для того, чтобы оленеводы тратили максимально минимальное количество времени и сил на его установку, демонтаж и транспортировку. Занимающиеся рыбным промыслом кочевники, обязательно разобьют стойбище на берегу реки или моря. Фото: dudinka. При этом стоит отметить, что сам чум не является домом в нашем понимании. Для кочевых народов понятие дома не ограничено конусообразными стенами, покрытыми шкурами животных, берестой эта технология практически утеряна или современным брезентом. Домом они считают всю территорию стойбища на тот момент, когда группа семейств остановилась для ухода за животными, ведения хозяйства или промысла. При этом, если род занятий заключается в охоте или рыболовстве, то и место будет выбрано соответствующее. В холодную пору чум устанавливают поближе к деревьям, а вот летом — на открытой местности, чтобы не заедали комары. В летние месяцы жилища обязательно устанавливают на возвышенности или просто на хорошо продуваемом месте, чтобы меньше досаждали комары, а вот в холодную пору наоборот, это должна быть поляна среди леса, который спасет от ветров. Стоит отметить, места стойбищ мало когда меняют, как правило, они служат не одно десятилетие, что облегчает задачу оленеводам, заранее знающим свой маршрут, который всегда прокладывают так, чтобы он проходил возле поселков, где в магазинах можно прикупить необходимый провиант и вещи. Из нашего видео можно узнать, во сколько обходится чум оленеводу, и почему некоторые копят на него всю жизнь: 3. Технология сборки чума Для начала выбирается ровное место, устанавливается металлический щит, на него печка, затем укладываются доски напольного покрытия. Ходят легенды, что установкой чума занимаются женщины, они также ответственны за огонь в очаге, так что на их хрупкие плечи ложится и заготовка дров, и доставка воды. Стоит отметить, что в последние годы сильная половина кочующих и даже дети участвует в сборке дома, поэтому этот процесс в хорошую погоду занимает не более получаса на один чум.
Как устроено иглу – зимнее жилище эскимосов
Для чума симметрия внутреннего пространства почти не имеет исключений. Это возможно при постоянной связи с лесной зоной. Ненцы, когда-то вышедшие из лесов, и их соседи по тундре решили этот вопрос, став кочевниками-оленеводами с самой высокой скоростью сезонных перемещений, поэтому зиму большинство из них проводит в лесу. В Сибири чумом пользовались многие лесные народы, в первую очередь, оленные кочевники-тунгусы эвенки и эвены. У ненцев и эвенков героический фольклор обычно отражает взаимную неприязнь что часто случается у таёжников с тундровиками. Однако, при том что их языки не родственные, обнаруживается, что священный шест у тех и у других называется похоже: у ненцев — симзы, у эвенков — симка. Это единственный шест, который находится внутри жилища и представляет собой одну из опор очажной треноги две другие — это шесты дверного проёма.
Впрочем, чум встречается и дальше на юге — у народов Алтая и Саян родственных тем же ненцам , тоже таёжных, например, тувинцев-тоджинцев. Так что чум возник не как жилище народов Севера, но на примере ненцев обнаружил свою удивительную приспособляемость к арктическому климату. Одна из его «арктических» особенностей в зимнее время — это двойной слой покрышек из оленьих шкур — как и в одежде: внутренний мехом внутрь, внешний — мехом наружу. Другое универсальное качество чума — это его способность собираться по обстоятельствам: если семья бедная, то у неё может недоставать шестов и покрышек, но при объединении двух таких семей получается полноценное жилище. Устройство чума: а — очажный лист железа; б — доски пола; в — спальные циновки; г — два опорных шеста; д — очажный шест симзы. Однако на северо-востоке Евразии где, вероятно, и происходил переход в Северную Америку чум не встречается, поскольку там нет столь высоких и прямых деревьев таёжной зоны.
Вместо чума местные кочевники — чукчи и коряки -- ставят ярангу: от чума взята конструкция крыши, которая сверху кладётся на большую опорную треногу, а снизу опирается на горизонтальные балки, закреплённые на малых треногах которые образуют стены. Эта конструкция более сложная, но она позволяет устроить больший объём внутреннего пространства по сравнению с чумом и не требует длинных шестов за исключением трёх опорных. К тому же яранга более устойчива, потому что стоит на треногах. Вдобавок с верхушки крыши спускаются ремни, к которым привязаны крупные камни. Другая особенность этого жилища — две или три Т-образных внутренних распорки с перекладинами в виде дуг: они ставятся в центре и выгибают наружу шесты крыши очаг, в отличие от чума, располагается сбоку. Поэтому очертания яранги напоминают каплю или полусферу, и эта конструкция лучше противостоит чудовищным зимним ветрам Чукотки и северной Камчатки.
Принцип двойного слоя покрышек для зимнего времени здесь решён совсем иначе: в яранге два пространства — жилое и хозяйственное. Жилое пространство представляет собой спальный полог из толстых оленьих шкур мехом внутрь в виде ящика без нижней плоскости, который подвешивается внутри шатра. Пол сооружается отдельно: это ветки тальника, покрытые шкурами. Отапливается полог жировой лампой и теплом человеческих тел. В течение ночи он впитывает в себя влажные испарения и утром снимается, чтобы промёрзнуть на морозе. После этого иней на нём выбивают специальными колотушками, и дальше он снова готов к употреблению.
Работа нелёгкая, но необходимая: если полог не выбить, то на следующую ночь с него начнёт капать влага. Пологи могли иметь очень разный объём: в самых маленьких едва могут улечься бок о бок четыре человека, в самых больших человек может встать во весь рост и свободно ходить. Средний размер — около полутора метров в высоту, два с небольшим в ширину и три с половиной в длину. Корякские яранги были гораздо больше и вместительнее чукотских, поэтому в них могло быть три или четыре полога.
Произношение слова Что означает слово «Яранга» яранга ж. Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной — имеющей в основании круг — стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами. Толковый словарь русского языка Ефремовой Т.
На этот конический каркас натягивали чехол, сшитый из оленьих шкур. Куваксу называют исконным типом саамского жилища, которое существовало до появления у саамов срубных построек. Последние записи:.
Вход в чум ориентирован, чаще всего, по направлению кочевания; при сильном ветре дверное отверстие переносят в противоположную, заднюю сторону жилища. Установкой чума в основном занимаются женщины, однако при необходимости им оказывают также помощь мужчины. В целом процедура установки чума занимает около часа, то есть быстрое построение этого жилища является особым преимуществом для кочующих народов.
Человек не навредит без надобности природе, возьмёт ровно столько, сколько понадобится для того, чтобы прокормить, обогреть свою семью. Первоначально на место, где намечается середина чума, выкладывается железный лист, используемый для обустройства очага,- разведения костра или установки железной печки, которая служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи. После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимается вверх. Также поднимается и тепло. Оно не дает попасть в чум холодному воздуху с улицы, а также не дает осадкам проникать внутрь: они испаряются от большой температуры. А летом в чум не могут залететь комары и гнус.
Вопреки расхожему мнению, чукчи не живут в чумах, а строят яранги. Яранга — национальное жилище народов Чукотки Без оленя не будет яранги - это аксиома верна в прямом и переносном смыслах. Во- первых, потому что нужен материал для "строительства" - оленьи шкуры. Во-вторых, без оленей, такой дом не нужен. Яранга - мобильное переносное жилище оленеводов необходимая для территории, где отсутствует строевой лес, но есть необходимость в постоянной перекочёвке за оленьим стадом. Чтобы построить ярангу нужны жерди.
Лучше всего берёзовые. Берёзы на Чукотке, как ни странным это может показаться некоторым, растут. В континентальной части по берегам рек. Ограниченный ареал их распространения явился причиной появления такого понятия как "дефицит". Жерди берегли, их передавали и до сих пор передают по наследству. Некоторым яранговым жердям в чукотской тундре больше ста лет.
Зимние покрышки шьются из шкур. На один рэтэм уходит от 40 до 50 оленьих шкур. С летними покрышками возможны варианты. Раньше на летнюю покрышку шли старые рэтэмы, шитые перешитые, с облезлой шерстью. Чукотское лето хотя и суровое, но многое прощает. В том числе и несовершенную покрышку для яранги.
Зимой покрышка должна быть идеальной, иначе в маленькую дырочку во время пурги внутрь чоттагина надует огромный сугроб. В советское время нижнюю часть покрышки, наиболее подверженную влаге начали заменять полосами брезента. Потом появились и другие материалы, поэтому сегодняшние летние яранги больше напоминают пёстрое бабушкино одеяло. Яранга изнутри делится на 2 помещения - иоронгу, которая отапливается, и кладовую, в которой нет отопления, соответственно. Иоронгой называют самую теплую часть данного сооружения. Как правило, она находится напротив двери у одной из стен, и представляет собой импровизированную комнату, которая отделена от общей площади жилища при помощи прутьев, которые, в свою очередь, обтянуты шкурами животных.
Пол также выстирают шкурой, а потолок обкладывают травой. Передняя стена иоронги - это также и вход в неё. Освещается данная часть помещения при помощи одного или нескольких специальных осветительных приборов. Балаган — жилище якутов Балаган представляет собой сложенное из бревен прямоугольное строение с пологой крышей. В нем жили якуты в зимний период времени. Строить его было довольно легко и быстро.
Для этого брали несколько основных бревен и ставили их вертикально, а затем соединяли множеством бревен меньшего диаметра. Необычным для российских жилищ являлось то, что бревна ставили вертикально, немного под наклоном. После установки стены замазывали глиной, а крышу устилали вначале корой, а затем землей. Это делалось для того, чтобы максимально утеплить жилище. Стены балагана состояли из большого количества окон, которые перед сильными холодами закрывали льдом, а летом — последом теленка или слюдой. Справа от входа в жилище располагался очаг, представляющий собой трубу, обмазанную глиной и выходящую через крышу наружу.
Спали хозяева дома на нарах, расположенных справа для мужчин и слева для женщин от очага. Иглу — эскимосское жилище из снега и льда Это снежное жилье строили эскимосы. Они жили небогато и, в отличие от чукчей, у них не было возможности построить полноценное жилище. Иглу представляло собой строение, созданное из ледяных блоков. Оно имело куполообразную форму и в диаметре составляло около 3 метров. В случае, когда снег был неглубокий, дверь и коридор пристраивали непосредственно к стене, а если снег был глубоким, то вход располагался в полу и от него наружу вел небольшой коридор.
При построении иглу обязательным условием было нахождение входа ниже уровня пола. Это делалось для того, чтобы улучшить приток кислорода и вывести углекислый газ.
Как оленеводы Крайнего Севера выживают без душа, туалета и прочих благ цивилизации
Как рассказала «Красному Северу» представительница общины коренных малочисленных народов Севера «Илебц» из Сеяхи Ямальского района Мария Окотэтто, на один нюк требуется не менее 50 оленьих шкур, в зависимости от их размера. Как рассказала «Красному Северу» представительница общины коренных малочисленных народов Севера «Илебц» из Сеяхи Ямальского района Мария Окотэтто, на один нюк требуется не менее 50 оленьих шкур, в зависимости от их размера. Переносное, круглое в плане жилище некоторых народов Севера, остов и коническая крыша которого, состоящая из шестов, покрыты оленьими шкурами. Как устроено традиционное жилище у кочевых народов Чукотки? Диаметр данного жилища составляет не менее 5,7 метров. Чаще всего яранга встречается у народов, которые проживают на северо-востоке Сибирской части России и ведут кочевой образ жизни. К ним можно отнести чукчей, эвенов, и некоторые другие народности.
Читайте также:
- Старинные традиционные жилища разных народов
- Традиционное жилище чукчей
- Национальные дома народов Севера: чум, яранга и иглу
- Национальные дома народов Севера: чум, яранга и иглу
- Интересный сайт сентстори о многом
«Чумовой» быт. Почему коренные жители Севера не хотят уезжать из тундры
По всему периметру укладывается лапник. Первую вещь в основание жилища - железный лист — кладет женщина. Сооружение чума начинается с очага - это костер или железная печь-буржуйка. Он расположен точно под верхушкой чума, там, где скрестились шесты, имеется отверстие, через которое проникает свет и выходит дым. Это вертикальный центр жилища. Он объединяет вокруг себя всех домочадцев и одновременно связывает землю с небом. По мнению коренных жителей очаг-центр чума - это центр вселенной. Чум мог принадлежать одной семье, а иногда и двум, часто даже не связанных родством. Чум четко делится на две половины, и у каждой половины есть своя хозяйка.
Кроме того, нужно знать, что установка чума, ее основа, это обязанность женщины. Поэтому при перекочевке шесты и доски для пола везут в женском оленьем аргише-обозе. Если хозяек было две, то каждая везла шесты и доски той половины жилища, где живет ее семья. Справа и слева от печи укладываются по три доски пола - каждая хозяйка на своей половине. Затем по другую сторону от досок на каждой половине чума расстилают норы-спальные места.
Пол также выстирают шкурой, а потолок обкладывают травой. Передняя стена иоронги - это также и вход в неё. Освещается данная часть помещения при помощи одного или нескольких специальных осветительных приборов.
Видно, какой-то пастух-консерватор доживал свой век в привычном жилье.
Около яранги горел костер. Куваев, «Дом для бродяг», 1970 г. Станислав Олефир, «Колымская повесть», 2001 г.
Иоронгой называют самую теплую часть данного сооружения. Как правило, она находится напротив двери у одной из стен, и представляет собой импровизированную комнату, которая отделена от общей площади жилища при помощи прутьев, которые, в свою очередь, обтянуты шкурами животных. Пол также выстирают шкурой, а потолок обкладывают травой. Передняя стена иоронги - это также и вход в неё.
связанные кроссворды
- Кругом - пустота
- Старинные традиционные жилища разных народов
- Жилища кочевников
- Значение слова «Яранга»
- Шатер народов Севера - слово из 6 букв
- Ответы на сканворд дня из "Одноклассников" номер 22624
Жилища народов мира: балаган, вигвам, русская изба, иглу, мазанка, сакля
Так что чум возник не как жилище народов Севера, но на примере ненцев обнаружил свою удивительную приспособляемость к арктическому климату. Как рассказала «Красному Северу» представительница общины коренных малочисленных народов Севера «Илебц» из Сеяхи Ямальского района Мария Окотэтто, на один нюк требуется не менее 50 оленьих шкур, в зависимости от их размера. Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной – имеющей в основании круг – стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами. Яранга Основным типом жилища северо-восточных палеоазиатских народов (чукчей, коряков и эскимосов) являлась яранга — переносная у оленных коряков и чукчей и стационарная у азиатских эскимосов и приморских чукчей.
Национальные дома народов Севера: чум, яранга и иглу
Переносное жилище на Севере. Переносное жилище у народов Сибири — конический каркас из жердей, покрытый шкурами (нюками) зимой и парусиной или берестой (тисками) летом. Яранга, юрта и чум — вот традиционное представление о жилище сибирских народов. ЧУМ — ЧУМ — переносное жилище народов Севера России. Яранга Основным типом жилища северо-восточных палеоазиатских народов (чукчей, коряков и эскимосов) являлась яранга — переносная у оленных коряков и чукчей и стационарная у азиатских эскимосов и приморских чукчей.
Национальные особенности домов народов севера России. Чум. Яранга. Иглу.
• У нек-рых народов северовосточной Сибири: переносное жилище с конической крышей. ЯРАНГАЯранга – переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) Севера России на протяжении многих веков. У чукчей было два типа жилищ: переносное и постоянное. Яранга – традиционное жилище народов Крайнего Севера. Так что чум возник не как жилище народов Севера, но на примере ненцев обнаружил свою удивительную приспособляемость к арктическому климату.