С 5 по 9 декабря — НЕДЕЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В МАОУ ШКОЛЕ №1. Для успешного формирования функциональной грамотности в учебном процессе учителя должны получить ответы на следующие вопросы. Об эффективных практиках формирования функциональной грамотности в начальной школе, в том числе о креативном мышлении, доложила Каширина Л.Н., учитель начальных классов Валуйской средней школы №4 Белгородской области и Горохова А.И.
Информационные ресурсы по оценке функциональной грамотности
А. А. Леонтьев, академик РАО. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. А.А. Леонтьев, советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук, доктор филологических наук. Что такое «функциональная грамотность»Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:&l. План мероприятий по развитию функциональной грамотности обучающихся МБОУ Большелогской СОШ на 2022/23 учебный год.
Main navigation
- Что такое функциональная грамотность и как она связана с общим интеллектом
- Виртуальный хостинг
- Разместите свой сайт в Timeweb
- Виртуальный хостинг
- У приволжских учеников прошла Неделя функциональной грамотности
- У приволжских учеников прошла Неделя функциональной грамотности
Функциональная грамотность – учимся для жизни
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности. Функциональная грамотность – это способность находить решение в новой неосвоенной ситуации.
Функциональная грамотность. ВСОКО
Функциональная грамотность. «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах. Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и. При этом «функциональная грамотность» является не отдельным понятием, а становится частью традиционной грамотности, приходит осмысление того, что это один из факторов развития личности. Что же такое функциональная грамотность? Что такое «функциональная грамотность»Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:&l.
Функциональная грамотность. ВСОКО
Леонтьев в одной из своих работ писал: «Если формальная грамотность — это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность — это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста — для его понимания, сжатия, трансформации». Леонтьев А. Programme for International Student Assessment, PISA — тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года.
В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет.
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA — исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?
У них нет мотивации для получения удовольствия, потому что многие вещи и так достаются достаточно легко. Неразвитость восприятия мира и чувств. У детей постарше, когда дело доходит до восприятия классики, нередко обнаруживается проблема с пониманием оттенков отношений между людьми.
Неумение перепрыгивать непонятное, свободно обращаться с массивом текста и со смыслами. Современному ребенку достаточно не понять всего одно слово, и смысл текста начнет ускользать. Здесь мы сталкиваемся с цепочкой, которая нашла выражение в высказывании Гёте: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Если есть непонимание в чтении, то возникает и нелюбовь к тексту. Если я не умею читать и не понимаю прочитанного, у меня, естественно, возникают учебные затруднения, потому что любой предмет построен на чтении. А если у меня возникают учебные затруднения, мне не нравится и сложно учиться, то откуда в таком случае появится любовь к этому процессу, процессу познания?
Цепочка вполне закономерная. Вот ее основные принципы: Быть внимательным к слову Обладать активным воображением Уметь видеть в тексте три уровня информации: переходить с фактов и образов на язык мысли Когда мы говорим о том, как важно понимать текст, читать его и создавать, мы должны не забывать, что понимание находится в тесной связи с мышлением. Взглянуть на процессы понимания можно с разных сторон. То видение, которое предлагает психология, позволяет открыть для себя новые тропинки к пониманию текста и работы с ним. Правда или ложь: практика критического мышления Ученики с радостью идут на урок, когда понимают, зачем им это нужно, как в дальнейшей жизни пригодится то, чем они занимаются в школе. Для этого учителям необходимо осознавать, для какого будущего они готовят этих детей.
Инна Торботряс, методист по словесности из «Хорошколы»: Взаимосвязь аналитического и критического мышления с умением формировать суждения и принимать адекватные решения совершенно прямая. В мире довольно много разнообразных техник манипулирования, и если мы не научим детей критическому мышлению, адекватной оценке информации, то суждения, которые будут формировать наши ученики, могут оказаться ложными и даже опасными. Ключевой фактор, которому мы должны учить детей на гуманитарных предметах, притом не только на русском и литературе, — понимание чужого текста и создание своего. И в одной, и в другой ситуации эти тексты могут быть не только учебными, но и взятыми из разнообразных медиа, связанных с жизнью ученика. Читайте также: Как убедить ребёнка прочитать книги из списка летнего чтения В тех информационных потоках, в которых мы все сегодня существуем, очень важно различать фейк и правду. Особенно интересно брать свежие тексты, которые могут появиться даже накануне урока.
Способов работы с фейками множество, но я покажу один пример. В этом задании мы не даём инструкцию. Мы не говорим о том, каким путём вы должны пойти, только ставим вопрос: правда или фейк? Можно отметить, что текст недавно появился в соцсетях, его, возможно, видели ученики, к этому тексту была степень доверия. Второй вопрос, который мы поставим: почему фейки так распространены? Почему тот или иной текст становится вирусным?
Пример: неизвестное стихотворение А. Пушкина «С великим праздником весны» Итак, давайте попробуем узнать, фейк ли предложенное стихотворение Пушкина или нет. Первое: поздравление с «великим праздником весны». Смотрим на подпись — Болдино. Странный какой Пушкин, оказывается. Болдинской осенью он поздравляет читателей с весной.
Такой ход мысли формирует внимательное отношение к тексту, нахождение в нём внутренних противоречий. На втором этапе мы обращаемся к источникам и поисковикам. Подпись под стихотворением указывает на 1827 год, но Болдино — это осень 1830-го. Теперь есть уже два факта, которые указывают на фейковый характер текста. Интересно разобраться, как возникает фейк. Первый вопрос: почему информация становится вирусной?
Второй: откуда этот текст взялся и как получил распространение? Задание на «путь фейка» может быть дополнительным, предназначенным для тех учеников, которым это интересно.
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. Креативное мышление.
Глобальные компетенции.
Библиотека
- Описание изображения
- Форма обратной связи
- Стартовала Всероссийская Эстафета "Мои финансы"
- Виртуальный хостинг
- Что такое функциональная грамотность и как она связана с общим интеллектом
Сайт МБОУ СОШ им. Н.А. Некрасова
Понятие функциональной грамотности школьников появилось в 1970-е годы и подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач. За следующие 40 лет функциональная грамотность в обучении и развитии школьников приобрела большую значимость, чем базовая. Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования. Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях. Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет. Преимущества функциональной грамотности В настоящее время на рынке труда востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем. Это и есть функционально грамотные люди. Если учащийся сумел приобрести такие навыки, он будет легко ориентироваться в современной реальности.
Некоторым педагогам кажется, что обучить функциональной грамотности сложно. Однако если следовать всем педагогическим наработкам, детям становится интереснее учиться, а учителю — работать. Именно анализ метапредметных результатов обучения показывает, что акцент на функциональной грамотности делает ребят вовлеченными в познавательный процесс, способными анализировать и сегментировать информацию, делать выводы и использовать полученные данные в разных учебных направлениях. Это закономерно повышает успеваемость класса. Из чего состоит функциональная грамотность Понятие объединяет читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни. Обучающийся прочитал описание природных явлений, но не может ответить на вопросы и обсудить ситуацию. Это говорит о том, что у него отработаны только базовые навыки чтения.
Читательская функциональная грамотность делает ученика способным рассуждать, делать выводы, моделировать описанные ситуации в реальной жизни, например, самостоятельно определять температуру воздуха, стороны света, силу ветра, прогнозировать уровень природной опасности. Читательская грамотность Федеральный государственный образовательный стандарт включает задачу по формированию функциональной грамотности младших школьников и школьников среднего звена. Например, читательская грамотность — важнейший метапредметный результат обучения. На уроке обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике. Что бы сделал ты на месте главного героя? Почему автор закончил произведение именно так? Что могло случиться, если бы главный герой поступил иначе?
Важно научиться читать между строк, уметь находить и извлекать важную и второстепенную информацию, замечать различные взаимосвязи и параллели. Математическая грамотность Сформировать математическую грамотность поможет правильно заданный вопрос, связанный с практической жизнью. Задача об эффективности электромобиля. Дано: количество топлива, которое требуется при эксплуатации автомобиля с ДВС, количество энергии для подзарядки электромобиля, тариф на электроэнергию и стоимость одного литра бензина. В результате решения класс увидит, за сколько лет разница в затратах на содержание автомобиля с ДВС и электрокара достигнет стоимости последнего, то есть он полностью окупится. Ребенок с математической грамотностью способен использовать знания в различных контекстах, на основе математических данных прогнозировать явления, просчитывать фактическую выгоду и принимать взвешенные решения. Естественно-научная грамотность Здесь помогут задания на анализ и сравнение явлений природы, географических карт, процессов в окружающей среде. Чтобы наработать компетенции в области естественных наук, важно грамотно интерпретировать научные данные, проводить практические исследования, объяснять явления природы и находить существующие доказательства.
Анализ карты сейсмической активности поможет ответить на вопрос, в каком регионе будет комфортнее и безопаснее проживать.
Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе? В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная. О востребованности функциональной грамотности Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут». Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов. Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников — важным показателем качества образования. Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно.
УМО учителей Тольятти Функциональная грамотность В настоящее время в России идёт становление и развитие новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из главных задач Из указа Президента России от 7 мая 2018 года: Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности Из Государственной программы РФ «Развитие образования» 2018-2025 годы от 26 декабря 2017 г: Цель программы — качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов PIRLS , а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования TIMSS ; повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у обучающихся предполагает способность эффективно участвовать в жизни общества, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу нужен человек функционально грамотный, который умеет работать на результат и способен к определенным социально значимым достижениям.
Леонтьев писал, что функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это означает, что функциональная грамотность не может быть «привязана» к какому-то одному предмету.
Функциональная грамотность. ВСОКО
План мероприятий по развитию функциональной грамотности обучающихся МБОУ Большелогской СОШ на 2022/23 учебный год. Что такое «функциональная грамотность»Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:&l. Банк заданий по функциональной грамотности от издательства "Просвещение". ев Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах.
Информационные ресурсы по оценке функциональной грамотности
Функциональная грамотность (определение 1). Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный. Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек. Функциональная грамотность — способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функциональная грамотность. А. А. Леонтьев: Функционально грамотный человек — это человек.
Функциональная грамотность
Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты. Финансовая грамотность — знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Креативное мышление — умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше; способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Функциональная грамотность — это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Функциональная грамотность. Что такое "функциональная грамотность"? Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA — исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе? В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
Сценарий осеннего развлечения «Эх, гуляй, честной народ, к нам ярмарка идет» Оксана Алексеевна, слова «функциональная грамотность» сейчас все чаще используют по отношению к дошкольникам. Что это: школяризация детства или ответ на вызовы времени? Основные задачи педагогов дошкольного образования — формировать общую культуру, развивать физические, интеллектуальные, нравственные, эстетические и личностные качества, формировать предпосылки учебной деятельности, сохранять и укреплять здоровье детей дошкольного возраста. Вместе с тем в ходе освоения образовательных программ дошкольного образования дети должны достичь того уровня развития, чтобы в дальнейшем успешно осваивать образовательные программы начального общего образования. Формировать функциональную грамотность обучающихся на уровнях начального, основного и среднего общего образования — одна из важных задач сегодня и одновременно значимый показатель качества образования. Начинать решать эту задачу необходимо уже на уровне дошкольного образования, в период, когда у детей формируются предпосылки функциональной грамотности. Если развитие функциональной грамотности — обязательная задача для следующих уровней образования, значит ли это, что детские сады могут заниматься этим на свое усмотрение? Актуальность этой работы в детских садах связана с целью, которую поставил Президент России, — обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования за счет повышения его качества на всех уровнях общего образования указы Президента от 07. Один из показателей качества образования в настоящее время — это уровень сформированности функциональной грамотности обучающихся, который отражает способность действовать на основе принятых в обществе норм, правил, инструкций, решать стандартные и нестандартные жизненные задачи в рамках социальных функций человека. Соответствующее направление деятельности детского сада позволит обеспечить преемственность между дошкольным и начальным общим образованием, создать условия для успешного обучения детей в начальной школе и на последующих уровнях общего, а затем и профессионального образования.
Эту логическую цепочку можно представить в виде схемы. Какие именно предпосылки функциональной грамотности нужно развивать у детей дошкольного возраста?