Христос говорит, что мытарь вышел оправданным в дом свой более, нежели фарисей.
Характер мытаря и фарисея
Слово «фарисеи» употребляется в Евангелии так часто, что поневоле начинаешь воспринимать его как нечто важное, о чём непременно нужно знать. Именно фарисеи постоянно спорят с Иисусом, задают Ему каверзные вопросы, пытаются поймать Его на противоречиях. Спаситель всячески обличает их за лицемерие, искажение Закона Божия, чрезмерную увлечённость внешним благочестием. Фарисеи считали себя самыми ревностными исполнителями Божиих заповедей.
Само слово «фарисей» означает «обособившийся», «отделённый» от всех прочих иудеев, не живущих по столь строгим правилам. И действительно — фарисеи очень старались жить праведно. Но при этом с пренебрежением относились к остальным людям, считая их ниже себя перед Богом.
Простые люди почитали их за учителей Закона, боялись их гнева и никогда не дерзали с ними спорить о вере. Поэтому проповедь неизвестного Сына плотника была воспринята фарисеями как неслыханная дерзость. Слова Иисуса меняли души людей, призывали их к новой жизни.
Иисус с учениками и зеваками шел по городской площади, а на мытнице съежился сборщик податей, спрятав голову за денежный ящик. Больше всего на свете он боялся, что его окликнут по имени, позовут присоединиться к взыскающим небесного вместо земного, а он не сможет этому воспротивиться. И тогда — прощайте, все надежды выдать дочерей замуж и сытая старость! Здравствуйте, скитания, холод и голод! В Его глазах — знание всех и каждого, власть над миром, царское спокойствие и достоинство. Хотелось бежать куда угодно — в пустыню, в море. Лишь бы оказаться подальше от Его внимания! Я тоже считаю, что Господь намеренно отсутствует в жизни тех, кому Он доставляет неудобства Своим Законом. Любые скорби, связанные с несением Христова ига на себе, невыносимы для безбожника. Вот заповедь, которая обещает понятную награду уже в этой жизни.
И мы видим, как она сбывается даже на тех, кто, подобно вышеозначенному мытарю, скрывается от лица Божия. А ведь так всю жизнь и просидим эдакими мытарями, которые изо всех сил держатся за свои мытницы! Среди нас, православных, полно таких богачей. Один богат имением своим, другой славой человеческой, третий облечен властью, которую никак не хочет потерять. А вот если бы можно было следовать за Христом виртуально, в душе своей! Так я самый первый буду среди диванных апостолов! А насчет раздачи имения… Вон в ближайшем храме свечки-то дорогие какие да обедня аж по 20 целковых. Ух, и цены ломят! Тут даже и не до десятины Богу. Разве что мяты могу отдать, всё равно я ее не ем.
А за мяту можно сесть в Царствии Божием одесную Царя Славы? Или хотя бы ошуюю? Вот этот юношеский порыв и дает направление к тому наследию, которое Бог приготовил для Своих друзей. Всю Вселенную можно приобрести, если однажды отдать всё, что имеешь, в обмен на евангельский участок земли, где зарыто несметное сокровище. Хватило бы только любви и доверия к Богу, а то так всю жизнь просидим эдакими мытарями, которые изо всех сил держатся за свои мытницы. Словом «мытари» сейчас называют сборщиков налогов и пошлин. Это работники налоговых органов, судебные приставы, таможенники. Кто такой мытарь Слово пришло в русский язык из церковнославянского. При переводе Библии так назвали иудейских сборщиков податей. В современном русском языке ударение ставится на первый слог, в церковнославянском — на второй.
Происхождение слова Представлено во всех группах славянских языков. Есть две версии его происхождения: заимствовано из древневерхненемецкого mutari; образовано от общеславянского «пошлина», произошедшего от древневерхненемецкого muta подать, пошлина. В древнерусском языке «мыт» означал место остановки возов и лодок. Государственные пошлины стали называть «мыто». Сборщиков — «мытниками». Таможню — «мытня», «мытница». До нашего времени дошел договор от 911 года, заключенный между князем Олегом и Византией. Уже в нем есть упоминания о мыто. Мытники в Древней Руси собирали с купцов плату за провоз и продажу товаров. Часто их называли лихоимцами и притеснителями.
Значение понятия в Библии Для понимания библейских текстов необходимо знать, кто такие мытари и фарисеи. Первые — сборщики податей в Иудее в пользу римской казны, алчные и жестокие. Сограждане презирали их за предательство. Вторые — уважаемые народом, глубоко верующие люди, соблюдавшие все религиозные правила. Бог милосерден ко всем. Избранный Христом апостол Матфей собирал подати. История мытарства В современном русском языке в память об истории мытарства осталось слово «мытарить» мучить. Появление мытарства В Древнем Риме можно было купить разрешение на право собирать с населения пошлины и другие сборы. Откупщики вносили деньги в казну, а потом собирали их с населения. Мытарство появилось, когда откупщики стали нанимать сборщиков.
Сборщики стремились побыстрее вытрясти из должников деньги. Угрожали расправой, унижали, отправляли в тюрьму. В то время Иудея была провинцией Рима. Сборщиков податей нанимали из местного населения. Народ презирал их как прислужников иноверцев и язычников. Сборщики брали гораздо больше положенного. Наживались за счет людей, не знавших таможенных тарифов. В Евангелии от Матфея Мф 5:46 они уравнены с грешниками. Величину пошлин устанавливал князь. Мытники входили в княжескую дружину.
С купцов брали пошлину: при проезде через внешние и внутренние заставы — «мыто» сухое, водяное ; в городах за право торговли — «замыт». От «мыто» произошло название подмосковного города Мытищи, где собирали пошлину при перевозе товаров через реку Яузу.
XIV в. Сербия, монастырь Грачаница Таким образом, вся внешняя праведность фарисеев оказывалась подобной «украшенному гробу», который с виду был богато убран, внутри же полон мертвых костей. Гордые фарисеи, поистине мертвые душою, не внимали призывам к покаянию, так как Господь, обличая их, желал их обращения, но только исполнялись все большей ненавистью к Нему Самому.
В конце Своей проповеди Он уже ясно говорит им о том, что они добровольно лишают себя вышней благодати, тогда как мытари и грешники обретают ее: «А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: «сын! Но он сказал в ответ: «не хочу»; а после, раскаявшись, пошел. И, подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: «иду, государь», и не пошел.
Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Исус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же и видев это не раскаялись после, чтобы поверить ему» Мф. Заметь здесь премудрость Христа: Он не сказал фарисеям сначала: «мытари и грешники лучше всех вас», нет, Он сперва уловил их. Они сами признали, что из двух сыновей более покорный тот, который на деле исполнил волю отца.
Когда же они признали это, Господь прибавил: пришел Иоанн путем праведности, то есть жил безупречно; вы не можете сказать, что его жизнь в чем-нибудь была предосудительна. Однако же в то время как блудницы послушали его, вы —нет; потому они и предваряют вас, то есть вперед входят в Царство Божие. Постарайтесь же и вы, уверовав, войти хотя бы после них. Если же не уверуете, то и вовсе не войдете. И ныне многие дают обет Богу и Отцу стать иноками или священниками, но после обета не хранят усердия, а другие не давали обета об иноческой или иерейской жизни, но проводят жизнь, как иноки или иереи; так что послушными чадами оказываются они, так как исполняют волю Отца, хотя и ничего не обещали» [ 7 ].
Мозаика из Равенны, часовня архиепископа. Около 480 года Настоящая притча, без сомнения, относится непосредственно и ко всем нам. Антоний Великий пишет, что к каждому человеку, приступающему к доброму начинанию и стремящемуся к подвигу, обязательно подходит и лукавый дух тщеславия, чтобы погубить труды его и сделать их неугодными перед Господом. Ведь в притче фарисей порицается не за соблюдение внешних правил добродетели, как таковых читаем и в каноне: «фарисея добродетелем, потщимся уподобитися» , но за гордость и отсутствие любви к другим людям, которые отлучают душу от Бога и делают бесполезными упражнения в подвигах телесных.
В своей молитве он абсолютно забыл о том, что эти его добродетели теряют всю свою ценность и смысл перед судом Божиим, а его ошибкой было то, что он считал свою Цель жизни уже достигнутой. Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди Эти слова нельзя считать молитвой, но утверждением своего «я», своей гордости. Я не таков, как все прочие — грабители, обидчики, прелюбодеи, — я не таков, как сей мытарь Фарисей, таким образом, унижает ближних и бесстыдно превозносится, он уже стоит на последней ступеньке своей гордости, которая приводит к отвержению Бога. По сути, ему уже Бог не нужен, ведь он пришел просто похвалиться своими внешними достижениями. Второй человек, кто был в храме — мытарь, то есть сборщик налогов. В древние времена к сборщикам налогов относились с презрением, поэтому мытарь стоял себе скромно в сторонке и, осознавая свои грехи, молился простыми словами: «Господи, помилуй мя, грешнаго! Он «не смел даже поднять глаз на небо» — настолько было глубоким его раскаяние в своих грехах и огромнейшее желание очиститься от них. Фарисей думает, что он лучше многих, свое мнение — правильным, других людей он желает подстроить под себя, свои недочеты он не видит, зато очень внимателен к слабостям людей. Самый главный признак фарисейства — желание приобрести за свое благочестие почет и уважение людей, поэтому все дела он старается делать при свидетелях, которые могли бы его отметить. На людях фарисеи говорят много и красиво, но, при этом никогда не сделает доброго дела, если на него никто не смотрит. На этот счет есть слова Спасителя: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя, возвысится» Лк. Закон Божий и Его Заповеди соблюдать необходимо, но при этом, по-настоящему духовный человек должен обладать еще смирением мытаря.
Мытарь и Фарисей
Именно фарисеи постоянно спорят с Иисусом, задают Ему каверзные вопросы, пытаются поймать Его на противоречиях. Мытарь, сознававший себя грешником, не смел возвести очей к небу; фарисей, признававший себя праведником, свободно воздымал горе надменное око. как два человека вошли в храм помолиться, один фарисей, а другой мытарь. Таким образом, в Неделю о Мытаре и фарисее можно отметить четыре основных особенности богослужения.
Неделя о мытаре и фарисее
Фарисеи – это религиозная группа, которую отличало неукоснительное выполнение Закона, следование обычаям предков и строгое соблюдение ритуальной чистоты. Причина этому проста: сегодня люди очень расплывчато представляют себе, кто такие были эти самые мытари и фарисеи, чем они занимались, в чем были достойны похвалы, а в чем — порицания. Фарисеи – это религиозная группа, которую отличало неукоснительное выполнение Закона, следование обычаям предков и строгое соблюдение ритуальной чистоты. В этой притче противопоставляется самодовольство «праведного» фарисея покаянию грешного мытаря. Господь сказал нам эту притчу о мытаре и фарисее – как в храме стоят и молятся два человека, праведный гордец фарисей и отчаянный, но кающийся грешник мытарь. И мытарь и фарисей молились Богу, но мытарь, осознавая свои грехи, молился покаянно: "Господи, помилуй мя, грешнаго!".
Характер мытаря и фарисея
Но разве смогли бы меновщики и торговцы устроить такой грабительский бизнес без разрешения первосвященников-саддукеев? В их руки шла львиная доля прибыли от всех этих махинаций. А между тем у такой саддукейской жадности к деньгами и власти имелось свое «богословское» обоснование. В отличие от фарисеев, саддукеи не верили в загробное существование души и грядущее воскресение мертвых. Поэтому они стремились наполнить свою земную жизнь всевозможными благами, не надеясь на посмертное воздаяние.
Этому способствовало также и общее с фарисеями учение о том, что земное богатство Бог посылает лишь праведникам, в награду за их благочестивую жизнь. Узнав, что Иисус воскресил умершего Лазаря, четыре дня пролежавшего в могиле, и что весь народ после этого пошел за Ним, как за обещанным Мессией, первосвященники-саддукеи испугались, что новый Царь лишит их привычной «кормушки», в которую они превратили свое служение. И, сговорившись с фарисейскими начальниками, решили убить Иисуса. Ни об одном уверовавшем и покаявшемся саддукее Евангелие не упоминает.
Мытари Мытари — это наемники римлян, пришедших на землю Израиля и захвативших ее. Римляне набирали мытарей из местных жителей для сбора налогов в императорскую казну. В такой политике римских властей был резон: иудейское общество было закрытым для чужаков, поэтому выудить из непокорных иудеев все налоги до последней монеты удобнее было тем, кто знал все их хитрости и секреты. Проще говоря, мытари были предателями своего народа.
Старейшинами мытарей становились богатые иудеи, имеющие достаточно средств, чтобы купить у римлян право на сбор налогов. Далее они нанимали себе подчиненных, которым назначали сумму, которую те должны были собрать с людей на вверенном им участке. Помимо римских налогов, мытари должны были также выбить из людей деньги для собственной прибыли. И для этого не стеснялись в средствах.
Забрать у несчастного бедняка последние гроши, оставить вдову с детьми без средств к существованию было для них обычной повседневной практикой. Сопротивляться мытарям иудеи боялись, ведь те были на службе у римлян. Их просто ненавидели и считали злейшими врагами народа Божьего. Среди иудеев это были презираемые всеми изгои.
Люди брезговали садиться с ними вместе за стол, избегали входить в их дома и вообще поддерживать какое-либо общение. Поэтому для многих было настоящим потрясением видеть уважаемого народом Учителя в гостях у старейшины мытарей или за одним столом с рядовыми сборщиками налогов. А для самих мытарей общение с Ним было единственной возможностью поговорить с почтенным человеком о вере и спасении. Никто из раввинов — иудейских учителей благочестия — никогда не согласился бы даже приблизиться к этим людям, сделавшим самих себя отверженными в собственном народе.
Но для Иисуса не существовало изгоев. Если мытари хотели покаяться в своих злодеяниях перед Богом и людьми, Он всегда давал им такую возможность, ничуть не опасаясь испортить Свою репутацию. Даже среди таких жестокосердных людей собрал Он Свой урожай для Царства Небесного. Евангелие рассказывает о начальнике мытарей, богаче Закхее, который после общения с Иисусом покаялся и решил вернуть с прибавкой все, что он когда-либо отнял у людей.
Согласно преданию, впоследствии Закхей стал первым епископом христианской Церкви в Кесарии Палестинской — крупном городе на берегу Средиземного моря. Другого покаявшегося мытаря мы знаем сегодня как апостола и евангелиста Матфея. О какой «закваске» говорил Христос? Под закваской здесь имеются ввиду греховные червоточины, разъедавшие людей, искренне считавших себя верующими.
Фарисеи старались исполнить заповеди Божьи, но делали все напоказ, унижали менее благочестивых, стремились к первенству среди народа.
Иисус Христос и Фарисеи. Фарисей — значит, нехороший человек. Это знает каждый, кто хотя бы немного знаком с текстом Евангелия. Также всем известно, что и мытарь —нехороший человек. Еще известно, что Иисус Христос, несмотря на их нехорошесть, мытарей часто жалел, а фарисеев, наоборот, — ругал. Но чем были так уж плохи фарисеи и что вызывало сочувствие Христа к мытарям, с ходу ответить может далеко не каждый.
Причина этому проста: сегодня люди очень расплывчато представляют себе, кто такие были эти самые мытари и фарисеи, чем они занимались, в чем были достойны похвалы, а в чем — порицания. А ведь в Евангелии упоминаются еще и саддукеи, с которыми у Христа тоже были серьезные разногласия. И про них также почти ничего не известно многим. Чтобы восполнить этот пробел и сделать чтение Евангелия более осмысленным, попробуем разобраться, кем были все эти люди со странными названиями, в чем заключались их особенности и как сегодня мы можем сравнить свою жизнь с поступками евангельских фарисеев, саддукеев, мытарей. Фарисеи Слово «фарисеи» употребляется в Евангелии так часто, что поневоле начинаешь воспринимать его как нечто важное, о чем непременно нужно знать. Именно фарисеи постоянно спорят с Иисусом, задают ему каверзные вопросы, пытаются поймать Его на противоречиях. В свою очередь Иисус всячески обличает их за лицемерие, искажение Закона Божьего, чрезмерную увлеченность внешним благочестием.
Почему же именно с фарисеями возникло у Иисуса такое сильное противостояние? Ответ здесь простой: сильнее других оспаривают новое учение те, кто наиболее твердо привержен учению старому. Фарисеи считали себя самыми ревностными исполнителями Божьих заповедей. Само слово «фарисей» означает — «обособившийся», «отделенный» от всех прочих иудеев, не живущих по столь строгим правилам. И действительно — фарисеи очень старались жить праведно. Простые люди с ними считались, почитали их за учителей Закона, боялись их гнева и никогда не дерзали с ними спорить о предметах веры. Поэтому проповедь безвестного сына плотника была воспринята фарисеями как неслыханная дерзость.
Будь она менее успешной, ее попросту не заметили бы. Но слова Иисуса звучали со властью, они меняли души людей, призывали их к новой жизни. За новым Учителем ходили сотни последователей, Его речь собирала многотысячные толпы слушателей, пришедших из самых разных городов и деревень. Конечно, фарисеи видели в Нем угрозу своему духовному авторитету. Тем более что на поверку этот авторитет во многом оказался сомнительным и безосновательным. Соблюдая пост, они нарочно одевались в поношенные одежды и выкрашивали лица белой краской, чтобы окружающие могли убедиться в их изможденности от постных подвигов. Во время храмового богослужения фарисеи вставали в самый первый ряд молящихся, чтобы подчеркнуть свое превосходство.
Во время очередного обличения фарисеев за показное благочестие, Иисус говорил про них народу:... Мф 23:5. О каких хранилищах и воскрилиях одежд здесь идет речь, из текста Евангелия совсем непонятно. А это как раз и были те самые фарисейские знаки отличия. Как «хранилище» в русском тексте Евангелия переведено греческое слово, которое имеет несколько значений: защита, укрепление, крепость, сторожевая башня, а также то, что защищает: амулет, талисман. В данном случае хранилище — это то, что охраняет своего владельца. Фарисеи привязывали их ко лбу и к левой руке в качестве буквального исполнения Божьей заповеди: …Итак положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими Втор 11:18.
Господь также неоднократно указывал на их лукавство и лицемерие, незадолго до крестных Своих страданий Он говорил с ними особенно открыто и убедительно, о чем подробно можно прочитать у св. Народ обычно подражает начальникам, особенно когда видит их склонными ко злу. Посему всякий наставник и учитель должен наблюдать, какая от него польза. Горе ему, если он своей жизнью препятствует другим преуспевать в добре» [ 3 ]. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение Мф. Они были обманщики, которые издевались над простецами и обирали их. Тягчайшее осуждение они примут за то, что поедают домы вдовиц, которых, напротив, следовало бы поддерживать и помогать в их бедности.
Или иначе: они примут тягчайшее осуждение за то, что они творят зло, поедают имущество вдовиц под предлогом доброго дела — молитвы; наибольшего осуждения достоин именно тот, кто под видом добра обманывает» [ 4 ]. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас Мф. Вы стараетесь кого-нибудь обратить к иудейскому образу жизни и обрезанию, а когда кто станет иудеем, он гибнет, заражаясь вашей порочностью. Сын геенны — это человек, достойный сожжения в геенне, имеющий с геенной какое-то духовное сродство» [ 5 ]. Порицает их, как «безумных», потому что они, пренебрегая важнейшим в законе, старались о точности в мелочах, не упуская даже пожертвовать десятину от растения тмина. Ибо они, по словам Господа, «оцеживали комара», то есть замечали малые погрешности, и в то же время «поглощали верблюда», то есть упускали из виду великие преступления» [ 6 ]. XIV в.
Сербия, монастырь Грачаница Таким образом, вся внешняя праведность фарисеев оказывалась подобной «украшенному гробу», который с виду был богато убран, внутри же полон мертвых костей. Гордые фарисеи, поистине мертвые душою, не внимали призывам к покаянию, так как Господь, обличая их, желал их обращения, но только исполнялись все большей ненавистью к Нему Самому. В конце Своей проповеди Он уже ясно говорит им о том, что они добровольно лишают себя вышней благодати, тогда как мытари и грешники обретают ее: «А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: «сын! Но он сказал в ответ: «не хочу»; а после, раскаявшись, пошел. И, подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: «иду, государь», и не пошел.
Который из двух исполнил волю отца?
Помимо римских налогов, мытари должны были выбить из людей деньги для собственной прибыли. И для этого не стеснялись забрать у несчастного бедняка последние гроши, а оставить вдову с детьми без средств к существованию было для них обычной практикой. Сопротивляться мытарям иудеи боялись, ведь те были на службе у римлян. Их просто ненавидели и считали злейшими врагами народа Божия.
Люди брезговали садиться с ними за стол, избегали входить в их дома и поддерживать какое-либо общение. Поэтому для многих было настоящим потрясением видеть уважаемого народом Учителя в гостях у старейшины мытарей или за одним столом с рядовыми сборщиками налогов. Никто из раввинов — иудейских учителей благочестия — никогда не согласился бы даже приблизиться к этим людям, сделавшим самих себя отверженными в собственном народе. Но для Иисуса не существовало изгоев. Если мытари хотели покаяться в своих злодеяниях перед Богом и людьми, Он всегда давал им такую возможность, ничуть не опасаясь испортить Свою репутацию.
Даже среди таких жестокосердных людей Христос собрал Свой урожай для Царства Небесного.
Плохо ли на самом деле фарисействовать? О какой их праведности говорил Господь
Именно фарисеи постоянно спорят с Иисусом, задают Ему каверзные вопросы, пытаются поймать Его на противоречиях. 1 Когда мы слышим эту притчу Святаго Евангелия мы должны бы задуматься прежде всего о себе, ответить на вопрос, а кто мы: фарисеи или мытари? Притчу о мытаре и фарисее знают не только религиозные люди. Ведь Христос в притче о мытаре и фарисее дает оценку нашим молитвам. В притче, примером мытаря и фарисея, Господь научает нас, с каким расположением духа нужно молиться нам в Церкви, или где бы то ни было.
Что за общество было во времена Христа?
Затем — «Помилуй мя, Боже» и «Множество содеянных мною лютых». В основу первой песни «Покаяния отверзи ми двери» положена притча о мытаре и фарисее, из которой заимствованы все сравнения для изображения покаянного чувства. В основу второй песни «На спасения стези» положена притча о блудном сыне, а в основу третьей — «Множество содеянных мною лютых» — предсказание Спасителя о Страшном Суде. Эти покаянные тропари тесно связаны с Евангелиями, которые читаются в подготовительные воскресенья к Великому посту: О мытаре и фарисее, О блудном сыне и О Страшном суде. Начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых, евангельская стихира поется перед 1 часом на «Слава и ныне» , так как на хвалитех на «Слава» поется стихира Триоди вместо евангельской стихиры. На Литургии — Евангелие о мытаре и фарисее. Таким образом, в Неделю о Мытаре и фарисее можно отметить четыре основных особенности богослужения: Пение на утрене после полиелея и Евангелия особых покаянных тропарей. Присоединение к песнопениям Октоиха песнопений в том числе, и канона Постной Триоди. Чтение на Литургии евангельской притчи о мытаре и фарисее.
То, что мы видим сейчас под нами, — пространство в виде ямы со слоями разных периодов — и есть Овчья купель, только в наше время воду в ней не собирают. В Евангелии говорится о расслабленном, который 38 лет лежал на своей постели и мечтал получить исцеление: в эту купель временами сходил ангел, который возмущал воду, и любой, кто окунулся, получал исцеление. Но этот человек всегда лежал на своем одре и никак не мог окунуться: всегда после возмущения воды кто-то успевал окунуться прежде него. Когда Христос увидел расслабленного, то сказал ему: «Встань, возьми постель твою и ходи» — Господь Сам исцеляет его, ему не надо было окунаться в воду. После этого фарисеи стали возмущаться, что человек в субботу идет и тащит свою постель: это считается работой, этого нельзя делать в субботу. Фарисеи говорят ему: «Сегодня суббота; не должно тебе брать постели» — вместо того, чтобы удивиться: как это может делать человек, который был инвалидом? Если мы не будем иметь о нем представления, нам будет очень трудно понять, о чем рассказывается в Евангелии, почему Христос был арестован, почему для священников было плохо то, что Он проповедовал. Был такой историк — еврей, священник, который, однако, писал свою историю по-гречески, — Иосиф Флавий. Изначально он участвовал в войне против Рима, но потом сознательно решил принять именно римскую позицию, тем не менее, он был еврейским священником и историком кстати, на Руси его книга была всегда очень популярна, первым, кто ее переводил, был Ярослав Мудрый. Почему нам это важно? Иосиф Флавий дает очень интересную картину времен Христа. Он считает, что общество было разделено на разные партии — идеологические, политические, религиозные. Флавий пишет, что были саддукеи — олигархи, богатые люди, несколько семей, которым в основном принадлежала вся власть. Они не верили в воскресение мертвых и считали, что надо слушаться римской власти, презирали простых людей. Они не ожидали прихода Мессии и не верили в жизнь после смерти, не верили в присутствие ангелов. Для них Библия была культурной, исторической традицией, литературным произведением искусства. Среди саддукеев были священники, но священнодействие было для них лишь красивым чином с красивыми словами, где все должно быть по порядку, но никакого внутреннего содержания в нем не было. Саддукеи были приближенными к Ироду — это тоже надо иметь в виду.
Государство заранее определяло размеры пошлин, а арендаторы и подотчётные им мытари обогащались за счёт того, что брали больше. Естественно, что мытарей не любили и презирали во всей империи. В притче о мытаре и фарисее Лк 18:9-14 Христос ставит готового к покаянию мытаря выше исполняющего все предписания Закона и высокомерного фарисея. Кто такой фарисей в Библии? Во времена Иисуса Христа они по большей части не занимали высоких постов, но для еврейского народа оставались духовными лидерами и авторитетами. В Библии фарисеи упоминаются в книгах Нового завета и в основном противостоят Иисусу Христу, испытывают его, не принимают его учения. Иисус Христос предостерегал слепо подражать фарисеям Мф 16:11 и далее , так как они полагались на собственную праведность больше, чем на Бога. Они забывали, что судить человека — дело не другого человека, а Бога. Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю. Нет даже обычного поста в среду и пятницу, поэтому эту неделю называют Сплошной седмицей.
Придавая всем отеческим преданиям и обычаям Божественную важность наравне с законом Моисея, фарисеи составили из себя особый класс или общину и стали чуждаться общения с остальным народом, который относился к ним с глубоким уважением, как к строгим ревнителям закона. Но под внешнею праведностью и обрядовою ревностию фарисеев скрывалось самое возмутительное лицемерие, самое холодное бездушие и самые безнравственные деяния, что и находило себе достойное обличение в речах Исуса Христа. Они обыкновенно брали на откуп собирание этих пошлин и употребляли всевозможные меры, чтобы извлечь для себя наибольшие выгоды. Как корыстолюбивые и наглые агенты языческой державы, мытари считались в народе предателями и изменниками своей страны и Господа Бога. Говорить с ними почиталось грехом, общаться с ними — осквернением, хотя и среди них были добрые и богобоязненные люди. Приготовляя людей к посту и покаянию, Церковь примером мытаря и фарисея указывает на истинное начало и основание покаяния и всякой добродетели — смирение, и на главный источник греха и препятствие к покаянию и добродетели — гордость. Гордость разрывает общение человека с Богом, общение любви и тем самым изолирует его и от людей, ибо не может быть без любви к Богу и любви к ближнему. Человек становится богоотступником, замкнутым в своей греховной, эгоистической воле. Бог Слово, Сам смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы до «зрака раба» , показал смирение — превосходный путь к прославлению «возношению» , и всякий, кто Ему подражает, смиряясь, прославляется.
Кто такие фарисеи и что означает фарисейство?
Сегодня мы слышали евангельское провозвестие этого периода, притчу о мытаре и фарисее, над которой Церковь всякий раз размышляет в преддверии Великопостной весны. Неделя Мытаря и Фарисея — это одно из четырёх воскресений, которое предшествует Великому посту. Неделя Мытаря и Фарисея — это одно из четырёх воскресений, которое предшествует Великому посту. Фарисеи — группа иудеев со строгим отношением к благочестию, требовали наиболее тщательного соблюдения иудейского закона и предания. О мытаре и фарисее (Кто такие фарисеи, и чем похожи мы на них, и кто эти мытари?) Знаете ли вы, возлюбленные братия, что Господь не всегда прощает грехи, хотя бы мы и каялись в них? Именно фарисеи постоянно спорят с Иисусом, задают Ему каверзные вопросы, пытаются поймать Его на противоречиях.
Мытарь и фарисей 2024: точные даты, традиции и запреты сплошной седмицы
это притча об Иисусе, которая появляется в Евангелии от Луки. Основная вина фарисея заключалась в том, что он взял на себя миссию судить, как самого себя, так и пришедшего в храм мытаря. Этот день называется Неделей о мытаре и фарисее, и именно с него начинается трехнедельная подготовка к посту. И мытарь и фарисей молились Богу, но мытарь, осознавая свои грехи, молился покаянно: "Господи, помилуй мя, грешнаго!". Традиционная современная интерпретация притчи приводит к ложному понятию о молитве в храме праведника-мытаря и фарисея-лицемера. Знаменитая притча о мытаре и фарисее является одной из основных в Евангелии от Луки (Лк.18,10-14).