Надежде Константиновне Крупской педагогика была интересна с юных лет. Надежда Константиновна Крупская. Биография Надежды Крупской, Владимир Ленин, личная жизнь, муж, дети, рост, возраст, фото и последние новости о революционерке. После революции, которую Надежда Крупская встречала на передовой, ей отдали на откуп образование и просвещение, а Инессе Арманд — Женский отдел ЦК.
Надежда Константиновна Крупская биография кратко
Крупская, Надежда Константиновна | Владимир Ильич и Надежда Константиновна были, пожалуй, самой известной супружеской парой своей эпохи и задавали правильный тон жизни в коммунистическом – Самые лучшие и интересные новости по теме: Владимир Ильич Ленин, Надежда Константиновна Крупская. |
Надежда Крупская краткая биография | Рядом помещены изображения Надежды Крупской, слушательницы знаменитых Бестужевских курсов, и актрисы Скарлетт Йоханссон, которую неоднократно называли самой сексуальной женщиной современности. |
Надежда Крупская: женщина, отправившая в детский сад всех малышей страны ⋆ | Надежда Константиновна говорила, что учебник должен связывать учёбу с помощью производству, быту и всему строительству социализма. |
Надежда Крупская: биография, политическая карьера, фото, личная жизнь с Лениным | кратко Надежда Константиновна Крупская, верная супруга и соратница вождя революции, была ярой революционеркой и проводником идей коммунизма в образование и воспитание молодежи, интересной и неординарной личностью. |
Смертельная тайна Надежды Крупской. Что скрывала жена и соратница Ленина? | В 1939 г., спустя несколько дней после 70-летнего юбилея, Надежда Крупская умерла от острого аппендицита. |
Надежда Крупская: женщина, отправившая в детский сад всех малышей страны
25-го февраля 1939-го года, за день до 70-ти летнего юбилея Надежды Константиновны Крупской, в подмосковном санатории Архангельском собрались ближайшие друзь. Надежде Константиновне Крупской педагогика была интересна с юных лет. Рядом помещены изображения Надежды Крупской, слушательницы знаменитых Бестужевских курсов, и актрисы Скарлетт Йоханссон, которую неоднократно называли самой сексуальной женщиной современности. 26 февраля 1869 года родилась Надежда Константиновна Крупская – участница революционного движения, советский государственный и партийный деятель, жена и соратник В.И. Ленина. Эти честные интеллигентные люди сообщают нам в самом начале: «Биография написана коллективом авторов на основе тщательного изучения документальных источников и литературного наследия Надежды Константиновны Крупской».
Поход на молодежь
Надежда Крупская родилась в Санкт-Петербурге 26 февраля 1869 года, в небогатой дворянской семье. Надежда Крупская родилась 26 февраля 1869 года в Санкт-Петербурге в семье поручика Константина Игнатьевича Крупского и гувернантки Елизаветы Васильевны Тистровой. Надежду Константиновну Крупскую многие воспринимают как супругу и верную соратницу вождя революции Владимира Ильича Ленина. Надежда Константиновна родилась в 1869 году в Петербурге в бедной дворянской семье военного и гувернантки. революционерка, государственный, партийный, и культурный деятель, организатор советского образования.
Крупская Надежда Константиновна
Наденька Крупская: её не смог убрать из советской политики даже Сталин | Надежда Крупская родилась 26 февраля 1869 года в Санкт-Петербурге в семье поручика Константина Игнатьевича Крупского и гувернантки Елизаветы Васильевны Тистровой. |
Крупская Надежда Константиновна, подробная биография | Для Надежды Крупской этот брак стал фактически вторым, ранее она состояла в гражданском браке с Борисом Германом, ставшим позднее одним из лидеров эсеров-максималистов. |
6 неприятных фактов из жизни Надежды Крупской, которые тщательно скрывали историки СССР
На кухне трудится жена Вождя Надежда Константиновна Крупская. Надежда Константиновна Крупская родилась (14) 26 февраля 1869 года в Санкт-Петербурге, в дворянской семье офицера, участника революционного движения.В 1887 году Крупская окончила частную гимназию, получив звание домашней наставницы и право преподават. Факты из биографии Надежды Крупской, которые скрывали советские историки. Крупская Надежда Константиновна, краткая биография которой изложена ей самой в работе «Моя жизнь», с большим волнением занималась ее написанием. Эти честные интеллигентные люди сообщают нам в самом начале: «Биография написана коллективом авторов на основе тщательного изучения документальных источников и литературного наследия Надежды Константиновны Крупской».
Крупская сводила с ума многих мужчин
Надежда Константиновна знала об интрижке мужа, но долгое время молча терпела его увлечение. советский государственный и партийный деятель, организатор и главный идеолог советского образования и коммунистического воспитания молодёжи. революционерка, государственный, партийный, и культурный деятель, организатор советского образования. Надежда Константиновна Крупская (1869–1939) — виднейший партийный и государственный деятель, профессиональный революционер, соратник, жена и друг. Надежда Константиновна Крупская – родилась 26 февраля 1869 года в небогатой семье, революционерка, партийная и общественная деятельница, идеолог коммунистического воспитания. Биография революционерки Надежды Константиновны Крупской: личная жизнь, профессия матери, образование в гимназии, отношения с мужем Владимиром Лениным, базедова болезнь, улица ее имени.
Крупская: жена Ленина и мама советского образования
После смерти Ленина в январе 1924 года все, что осталось у бездетной Надежды Константиновны — это работа. К сожалению, многие в Советском Союзе в последующие годы воспринимали ее исключительно как «жену Ленина». С одной стороны, это вызывало некий трепет и уважение, а с другой — пренебрежение к личной политической позиции этой умной, волевой и независимой женщины. Надежда Крупская дожила до преклонных лет и все это время продолжала активно трудиться.
Последним днем ее жизни стало 27 февраля 1939 года. По горькой иронии судьбы, свою гибель Надежда Константиновна встретила на следующий день после дня рождения. Праздник по случаю 70-летия был устроен пышно: Сталин лично прислал имениннице торт.
Однако, судя по всему, обилие лакомств сыграло с Крупской злую шутку. Через несколько часов после празднования она почувствовала, что ей нездоровится. Врачи диагностировали у вдовы Ленина аппендицит, который перешел в перитонит.
Надежда Крупская оставила после себя поистине великое наследие. И плоды многолетних трудов этой женщины невозможно стереть, как нельзя стереть и ее всеобъемлющую любовь, бесконечную верность и преданность. Соратница вождя Надежда Константиновна Крупская известна прежде всего как соратница и жена Владимира Ильича.
Она сыграла видную роль в истории Октябрьской социалистической революции и Советской России в целом. По воспоминаниям самой Крупской, она с раннего детства слышала в семье критику существующих порядков и царского правительства. В их доме в 1870—1880-е годы часто бывали народовольцы.
Именно отец стал человеком, который посвятил свою дочь в идеи народничества. После его смерти, когда Крупской исполнилось всего 14 лет, семье стал помогать друг отца Николай Утин — еще один человек, повлиявший на взгляды Надежды. Он был участником народнической организации «Земля и воля», тайного революционного общества.
Крупская получила образование в частной гимназии княгини Александры Алексеевны Оболенской. В тот период гимназия считалась одним из лучших учебных заведений Петербурга. Надежда Константиновна окончила педагогический класс с золотой медалью и с того момента имела право преподавать русский язык и математику.
Гимназическое образование и последующее преподавание в школе дали Крупской тот фундамент, который впоследствии позволил ей издавать труды по коммунистическому воспитанию и создать советскую систему народного образования. Когда Надежда Константиновна окончила гимназию, она стала увлекаться толстовством: ей попался томик Толстого, в котором Лев Николаевич жестко критиковал российский политический строй. Крупская даже посетила встречи толстовцев с радикалами, но была разочарована.
Она «не могла принять толстовства в целом, с его непротивлением злу, с его религиозным миропониманием». Поэтому она стала искать дальше — девушка стремилась сформировать «цельное мировоззрение». В 1889 году Крупская поступила на математическое отделение Бестужевских высших женских курсов.
Одного курса Надежде не хватило, поэтому она также стала вольной слушательницей лекций филологического факультета. Как писала сама Крупская: «поступила на них, надеясь получить там то, что мне надо было». В этот период она познакомилась с революционно настроенными студентами и вошла в студенческий марксистский кружок.
Важнейшим событием того времени стало посещение Надеждой Константиновной города Сарапула в составе коллектива агитпарохода «Красная Звезда», который курсировал по Волге и Каме летом 1919 года. Двигался агитпароход только ночью, дни проводил на стоянках. Утром 29 июля 1919 года агитпароход «Красная Звезда» прибыл в Сарапул. На пристани его встречали несколько тысяч красноармейцев и местных жителей. Здесь же был проведен митинг, в котором принял участие командир 28-й дивизии Второй армии В. На митинге с речью выступила Н. На следующий день, 30 июля, в Сарапуле было созвано совещание работников просвещения, на которое собрались около ста учителей города и уезда.
Совещание проходило в одном из известных исторических зданий города — бывшем доме купца Н. Смагина, где располагался тогда городской Дом учителя. Самое активное участие в этом совещании приняла Н. Крупская, которая выразила желание побеседовать с местными учителями и помочь им разобраться в интересующем всех вопросе — проведении в жизнь идей новой трудовой школы. Надежда Константиновна подробно рассказала о положении в стране, о задачах организации новой единой трудовой школы и о роли учителя в современной жизни, а затем ответила на многочисленные вопросы присутствующих. Впоследствии Надежда Константиновна отмечала, что сарапульские учителя держались свободнее, чем в предыдущих городах, и что по задаваемым вопросам было видно, что они серьезно задумываются над современными проблемами организации школьного образования. За два дня пребывания агитпарохода «Красная звезда» в Сарапуле его сотрудники провели огромную пропагандистскую и культурно-просветительную работу.
В разных районах города на пристани, в Пушкинском саду, на Красной площади было проведено пять митингов, на которых присутствовало до 10000 человек. С книжного склада агитпарохода было продано несколько тысяч книг. Отпущено населению и расклеено по городу около 3000 плакатов и листовок. На семи киносеансах побывало свыше 8000 зрителей. Память о пребывании Надежды Константиновны Крупской на сарапульской земле сохранилась у жителей города на долгие годы. Очевидно, об этом событии вспоминала и заведующая Сарапульской городской библиотекой Галина Федоровна Рыжкова, когда в 1936 году решилась написать Надежде Константиновне Крупской письмо с просьбой о помощи в комплектовании библиотечного фонда. Ведь книг в то время было мало, особенно недоставало научно-популярной и технической литературы, изданий произведений современных авторов.
Фонды библиотеки практически не пополнялись. К удивлению и огромной радости Г. Рыжковой, Надежда Константиновна вскоре ответила на ее письмо и пригласила приехать за книгами в Москву. Как вспоминала позже сама Галина Федоровна, Н. Крупская сказала одному ответственному лицу: «Откройте все двери перед этой женщиной и помогите ей подобрать книги для библиотеки города Сарапула». Помощь была оказана, и Галина Федоровна вернулась в Сарапул с книгами для библиотеки. В 1969 году, в ознаменование 100-летия со дня рождения Н.
Крупской, многие учреждения культуры нашей страны стали бороться за право носить её имя.
В 1887 году окончила с золотой медалью частную женскую гимназию Оболенской в Петербурге [5]. Справка о Крупской Музей политической истории России В 1889 году Крупская поступила на Бестужевские курсы в Петербурге, но училась там лишь год.
Во время обучения вступила в студенческий марксистский кружок. С 1891 по 1896 годы преподавала в Петербургской воскресной вечерней школе для взрослых за Невской заставой на Шлиссельбургском тракте, занимаясь пропагандистской работой. В 1894 году познакомилась с молодым марксистом Владимиром Ульяновым Лениным.
Вместе с ним участвовала в организации и деятельности « Союза борьбы за освобождение рабочего класса ». В 1896 году была арестована и после 7-месячного заключения сослана в Уфимскую губернию , но отбывала ссылку в Сибири , в селе Шушенском , где 10 22 июля 1898 года вступила в церковный брак с Ульяновым Лениным. Крупская утверждала, что это был её первый брак, однако боевик Борис Герман член партии эсеров, а затем эсеров-максималистов , эмигрировав после революции, вспоминал о сожительстве с Крупской прежде её знакомства с Лениным [6] [7] [8].
Обручальные кольца были изготовлены из медных пятаков одним из местных ссыльных мастеров [9]. Была известна под рядом партийных псевдонимов Саблина, Ленина, Н. В 1901 году эмигрировала в Германию , была секретарём газеты « Искра ».
В 1905 году вместе с Лениным вернулась в Россию, была секретарём ЦК. После разгрома Революции 1905—1907 годов в России отправилась во вторую эмиграцию. Работала преподавателем в партийной школе в Лонжюмо под Парижем.
В 1905 году вернулась в Россию, где была секретарем ЦК. Вторая эмиграция настигла ее после 1907 года. Работала Крупская под Парижем преподавателем. Помогала Ленину налаживать связь с партией в России. В 1917 году возвращение в Россию. Подготовка к октябрьской революции. Педагогическая и партийная деятельность Крупской принадлежит идея создания советской системы образования.
Крупская Надежда Константиновна / Krupskaya Nadezhda Konstantinovna
Подвергала критике гуманистическую педагогику А. Макаренко, считала коммунистическое воспитание идеалом для советского ребенка. После ее выступления на съезде комсомола в мае 1928 Макаренко был снят с занимаемой должности руководителя колонии им. Активно участвовала в антирелигиозной пропаганде. Надежда Константиновна за свою жизнь написала большое количество работ, посвященных партии большевиков, педагогике, воспитанию молодежи. Крупская активно поддерживала молодежь и переписывалась со многими пионерами, советскими детьми. Благодаря ее инициативе были открыты многочисленные музеи в России.
Крупская очень предостерегала от мистификации образа вождя. Например, в одной книжке рассказывалось, как хулиган видит во сне Ленина, который велит ему ходить в школу и не обижать парнишку-бедняка. С учебниками дело обстояло еще сложней. Первые советские учебники Луначарский назвал «опилками с вазелином» по степени интереса, и Крупская с ним согласилась — она вообще была очень критичным, требовательным и по-своему умелым педагогом. Считая, что современный учебник должен быть коммунистическим, то есть формировать у ребенка материалистическое мировоззрение, она все же похвалила эти первые опыты за отсутствие Божественной темы и за обучение ребенка внимательно всматриваться в жизнь и устанавливать правильную связь явлений. Ее требования к учебнику сводились к следующему: чтобы весь учебный материал был диалектически взаимосвязан, чтобы антирелигиозная пропаганда была связана с мировоззрением во всех областях знания, и чтобы дух коллективизма проповедовался ребенку не через скучные назидания, а через доступные увлекательные формы. В качестве удачной хрестоматии Крупская приводила в пример книгу Блонского «Красная зорька». В ней не было рассказов о Пасхе и Рождестве, о бабочках и зайчиках, но говорилось о временах года, о сезоном труде, о железных дорогах, об Октябрьской революции. Там не было мистики, но имелся здравый сказочный элемент: мальчик во снах уносится то в неведомый тропический лес, то на берег моря, то в страну будущего. Вместо «Вороны и Лисицы» дети знакомились с текстами «Интернационала», «Смело, товарищи, в ногу», «Мы — кузнецы»… Столь же ответственным был вопрос о методах преподавания. В 1923 году появились программы ГУСа — комплексные подходы, то есть преподавание не отдельных предметов с сообщением систематических знаний, а марксистское нагромождение общественных понятий, поясняемых конкретными фактами например, математика и химия преподавались в комплексе «труд и общество». Так пытались представить предметы в диалектической взаимосвязи и в связи с конкретной жизнью. Весь учебный материал был построен на главной теме — трудовой деятельности людей. Промах обнаружили быстро — во-первых, выявились искусственные, надуманные связи. Сама Крупская однажды наблюдала в школе, как детям на уроке рассказали про Ленина, а потом предложили провести грамматический разбор рассказа. Во-вторых, у школьников не оказалось систематических научных знаний. Крупская признала промах. Преподавание каждого предмета насквозь «пропитывалось» общими задачамиатеистического коммунистического воспитания. Для этой цели Крупская предлагала преподавать в первую очередь естественнонаучные дисциплины, которые в силу исследовательского метода познания приводили к установлению взаимосвязей и закономерностей явлений. Так воспитывалось умение наблюдать, ничего не брать на веру и все проверять опытным путем. Крупская требовала, чтобы такой подход пронизывал всю жизнь ребенка. Даже знаменитые юные натуралисты изначально были частью плана правильно поставленной антирелигиозной пропаганды, и на юннатах Крупская особенно настаивала, как и на технических кружках. Участвуя в них, дети выходили за пределы свой школы, делясь опытом со сверстниками из других школ, и кружок превращался «в очаг пропаганды определенных методов естествознания». Гуманитарные предметы пострадали наиболее сильно. Исторические факты брали только для изучения современности. Литература стала иллюстрацией обществоведения. Крупская настаивала на преподавании обоих предметов на марксисткой основе. Правильное преподавание истории как этапов развития человечества и классовой борьбы даст понимание основ исторического материализма и взаимосвязей общественных процессов «вместо длинных анекдотов какого-нибудь Иловайского». Для правильного преподавания литературы она предлагала, во-первых, «вытащить из подполья» все прежде запрещенное — Радищева, Герцена, Чернышевского, Белинского, Добролюбова, Писарева и Льва Толстого, который может быть доступен читателю «только в результате установления социалистического строя». Во-вторых, пересмотреть отношение к классикам, многие из которых сами были дворянами, и подойти «к оценке произведений наших писателей с точки зрения масс», то есть провести новых подбор программных литературных произведений. Классиков нужно изучать, чтобы они способствовали пониманию текущего момента. Оттого фон преподавания литературы должен оставаться обществоведческим». Вот характерное наставление Крупской. Как надо проходить «Ссору Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем», чтобы ребенок понял слова Гоголя «оба — прекрасные люди» и «такие разные люди»? Тогда он поймет, какая коренная разница между жизнью тунеядствующего мелкого местного обывателя времен крепостного права и жизнью рабочего. После такой работы ученик совсем по-другому начнет смотреть на Ивана Ивановича и поймет, что между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем ничтожная разница, что это люди одного класса. После такой самостоятельной работы он по-новому подойдет к творчеству Гоголя». Естественно о России — даже в освещении Щедрина — нет ни слова. Так гуманитарное образование было фактически сведено к нулю. То же касается и искусства. Старое следует осмыслить по-марксистски, как продукт идеологического творчества данного класса в определенный исторический период, и преподать его в том виде, в каком оно подобает задачам современности. Вместо наполненных слезами глаз Марии Магдалины надо показать верещагинские картины, демонстрирующие неравенство на войне «выхоленного офицерья» и простого солдата. Детское изобразительное творчество само подчиняется насущным вопросам современности, например индустриализации. Крупская отмечала возрастание темы труда в детском рисунке. Если дореволюционные школьники рисовали цветочки и самоварчики, то «наши рисуют плуги и тракторы». Так мы подошли ко второму разделу школьной темы — организации учебно-воспитательной работы. За походом на православную религию неминуемо следовал поход на личность. Из коммунистической морали вытекал важнейший принцип построения советской школы — коллективизм, сколько бы его теоретики не твердили, что и задачи индивидуального воспитания ребенка имеют огромное значение. Да, но в пределах служения коллективу. Как уже говорилось, коммунистическая мораль была призвана переродить индивидуалистскую психологию, сообщаемую капиталистическим частным хозяйством, в коллективистскую психологию, вытекающую из потребностей коллективного труда. Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа. Крупской надо отдать должное. Иные советские педагоги и вовсе уверяли, что школа — это буржуазный метод воспитания, а истинно социалистический — народные детские дома. Не согласившись с таким мнением, Крупская стала внедрять в школу коллективизм — то есть воспитание людей, умеющих «подходить ко всякому вопросу с точки зрения целого», умеющих подчинять свою волю коллективу. Коллективизм распространялся на все сферы школьной жизни, от методов ведения занятий до введения школьного самоуправления. Построение учебного процесса в противовес старой школе становится коллективным. Если раньше школьный мир был разделен на два враждебных лагеря — учитель и ученики, где каждый всячески выгораживал товарища перед педагогом, то теперь эти миры объединялись. В старой школе каждый учился сам, сам делал уроки, отчитывался за пройденный материал, получал свои оценки, то есть отвечал сам за себя… Это воспитывало индивидуализм. В старой школе на первое и главное место была поставлена учеба, простое получение знаний, имеющее целью подготовить к поступлению в университет или просто дать хорошее среднее образование. В советской «школе жизни» вводился коллективный метод усвоения знаний и отчета по ним, чтобы приучить ребят работать вместе и помогать друг другу, кто в чем сильнее.
Была известна под рядом партийных псевдонимов Саблина, Ленина, Н. Глеб Кржижановский вспоминал: «Владимир Ильич мог найти красивее женщину, вот и моя Зина была красивая, но умнее, чем Надежда Константиновна, преданнее делу, чем она, у нас не было…» [3]. В 1901 году эмигрировала в Германию , была секретарём газеты «Искра». В 1905 году вместе с Лениным вернулась в Россию, была секретарём ЦК. После разгрома революции 1905 — 1907 годов отправилась во вторую эмиграцию. Работала преподавателем в партийной школе в Лонжюмо под Парижем. В качестве секретаря Ленина помогала налаживать связь с партийными организациями в России, принимала активное участие в работе большевистской прессы. В книге Хелен Раппапорт «Заговорщик» [4] рассказывается о подробностях жизни Ленина и Крупской в эмиграции парижского периода — в частности, об отношениях с Инессой Арманд : «Есть неверное представление о том, что Ленин и Надя жили в изгнании весьма комфортно, что они были этакими буржуа, что партия о них заботилась. На самом деле это неправда. Они жили в ужасной, бедной квартире с минимумом мебели, потому что по природе оба были очень бережливы, хотя оба получали зарплату от партии и дополнительно зарабатывали переводами. А Ленин к тому же писал огромное количество статей для политических изданий».
О том, что Крупская была для молодого Ульянова-Ленина не только «соратником и другом», свидетельствуют и дневниковые записи революционерки. В них она намекает, что во время ссылки в селе Шушенском они много времени проводили в постели, предаваясь страсти, свойственной молодоженам. Надежда мечтала забеременеть, даже обращалась к местным целительницам. Увы, иметь детей Крупская не могла. Была ли причиной наследственная болезнь - заболевание щитовидной железы или застуженные в юности придатки, неизвестно. Она выплакала в подушку море слез, но затем нашла другой выход материнскому инстинкту. Надежда увлеклась педагогикой и стала первым в СССР доктором педагогических наук, а также заместителем наркома просвещения. Она стояла у истоков пионерии, придумала пионерские лагеря, в которых дети из рабочих семей получали возможность нормально питаться, соблюдать гигиену, просто играть на свежем воздухе или физически развиваться. Крупская лично спасала и многих «врагов народа», их детей. Известно, что она помогала оставшемуся без жилья Михаилу Булгакову. Но иногда ее симпатия не была объективной. Так, Надежда Крупская не любила педагога и писателя Антона Макаренко и мешала ему работать, а журнал «Крокодил» Корнея Чуковского назвала «буржуазной мутью», что означало для детского писателя запрет на издание всех его произведений. Работа и преданность идеологии помогали Крупской выстоять, когда ее супружеская жизнь потускнела, а у мужа появилась любовница. И не просто появилась. С Инессой Арманд Ленин даже познакомил свою «селедку». Так он называл супругу. Какое-то время они жили втроем под одной крышей. Надежда Константиновна не хотела мешать счастью мужа и предложила развод, но партия не одобрила. Нельзя запятнать светлый образ вождя мирового пролетариата. Крупской не оставалось ничего другого, как подружиться с соперницей. А когда в 1920 году Арманд умерла от тифа, верная «селедка» даже поддерживала мужа в его безутешном горе. Более того, она взяла под опеку детей Инессы, а ее внучку воспитывала, как родную. И все же главным ребенком для Надежды Константиновны оставался ее муж.
150 лет со дня рождения Крупской. Жена Ленина, о которой никто ничего не знает
Крупская написала свою первую книгу — «Женщина-работница». В ней она с исключительно ярко раскрыла условия жизни трудящихся женщин в России и с марксистских позиций осветила вопросы воспитания пролетарских детей. Это была первая книга о положении трудящихся женщин в России, основанная на марксистских позициях. После окончания срока своей ссылки Н. Крупская выехала за границу, где в это время уже жил Владимир Ильич, и приняла активнейшее участие в работе по созданию Коммунистической партии и подготовке будущей революции. Возвратившись с В. Лениным в 1905 году в Россию, Надежда Константиновна по поручению Центрального Комитета большевистской партии вела огромную партийную работу, которую продолжала затем за границей, куда вновь эмигрировала вместе с В.
Лениным в 1907 году. В конце 1909 года супруги после долгих колебаний переехали в Париж, где Ульянову было суждено встретиться с Инессой Арманд. О красавице Арманд среди революционеров ходила шутка: ее следовало бы включить в учебник по диамату как образец единства формы и содержания. Прелестная француженка, очаровательная жена богача Арманда, одинокая ссыльная, пламенная революционерка, истая большевичка, верная ученица Ленина, многодетная мать. Судя по переписке Владимира и Инессы значительная часть которой сохранилась , можно сделать вывод, что отношения этих людей были озарены не только светлыми чувствами, а чем-то большим. Как рассказывала А.
Коллонтай, «вообще Крупская была в курсе. Она знала, что Ленин был очень привязан к Инессе, и не раз выражала намерение уйти. Но Ленин удержал ее». Надежда Константиновна считала, что в Париже пришлось провести самые тяжелые годы эмиграции. Но она не устраивала сцен ревности и смогла установить с красивой француженкой внешне ровные, даже дружеские отношения. Та отвечала Крупской тем же.
Супруги сохранили между собой теплые отношения. Надежда Константиновна волнуется за мужа: «С самого начала съезда нервы Ильича были напряжены до крайности. Бельгийская работница, у которой мы поселились в Брюсселе, очень огорчалась, что Владимир Ильич не ест той чудесной редиски и голландского сыру, которые она подавала ему по утрам, а ему было и тогда уже не до еды. В Лондоне же он дошел до точки, совершенно перестал спать, волновался ужасно». Они возвратились в феврале 1917 году в Россию, мыслями о которой жили повседневно и в которой не были много лет. В России Надежда Константиновна Крупская встречается с мужем урывками, но держит его в курсе всех дел.
А он, видя ее способности, все больше нагружает Крупскую делами. Осенью семнадцатого года стремительно нарастают события. Днем 24 октября Надежду Константиновну находят в Выборгской районной думе и передают записку. Она раскрывает ее. Ленин пишет в ЦК большевиков: «Промедление в восстании смерти подобно». Крупская понимает — час настал.
Она бежит в Смольный. С этой минуты она неразлучна с Лениным, но эйфория счастья и успеха прошла быстро. Жестокие будни съели радость. Летом 1918 года Крупская поселилась в Кремле в скромной, специально оборудованной для нее с Лениным маленькой квартирке. А потом была Гражданская война. Борьба с контрреволюцией.
Болезни Надежды Константиновны. Выстрел эсерки Фани Каплан в Ленина. Смерть от тифа Инессы Арманд, которая явилась предвестником тяжелого заболевания мозга у Ленина. Болезнь прогрессировала так быстро, что Крупская не только забыла все старые обиды на мужа, но и выполнила его волю: в 1922 году в Горки были привезены из Франции дети Инессы Арманд. Однако они не были допущены к вождю. Ухудшение самочувствия и ярко выраженные признаки заболевания появились у Ленина весной 1922 года.
Поначалу симптомы указывали на обыкновенное умственное переутомление: сильные головные боли, ослабление памяти, бессонница, раздражительность, повышенная чувствительность к шуму. Однако доктора разошлись в определении диагноза. Немецкий профессор Клемперер считал главной причиной головных болей отравление организма свинцовыми пулями, которые не были извлечены из тела вождя после ранения в 1918 году. В апреле 1922-го ему сделали операцию под местным наркозом и одну из пуль в области шеи все-таки вытащили. Но самочувствие Ильича не улучшилось. И вот Ленин сражен первым приступом болезни.
Крупская по долгу и праву жены дежурит у постели Владимира Ильича. Над больным склоняются лучшие врачи и выносят вердикт: полный покой. Но дурные предчувствия не покидали Ленина, и он взял со Сталина страшное обещание: дать ему цианистого калия в том случае, если вдруг постигнет удар. Паралича, обрекавшего на полную, унизительную беспомощность, Владимир Ильич боялся больше всего на свете. Центральный Комитет ВКП б поручает своему генсеку товарищу Сталину ответственность за соблюдение режима, установленного врачами. В декабре 1922 года Ленин попросил, а Крупская написала под его диктовку письмо Троцкому по поводу монополии внешней торговли.
Узнав об этом, Сталин по телефону не пожалел матерных слов для Надежды Константиновны.
Являлась секретарем газеты «Вперед». В 1905 году вместе с Ульяновым вернулась в Россию; была секретарем ЦК. После разгрома революции 1905—1907 годов Крупская отправилась во вторую эмиграцию. Работала преподавателем в партийной школе под Парижем, была секретарем Ульянова и помогала налаживать связь с партийными организациями в России, принимала активное участие в работе большевистской прессы. После возвращения Ленина и Крупской в апреле 1917 года в Россию, она занялась организацией социалистических союзов молодежи, принимала непосредственное участие в подготовке и проведении Октябрьского переворота.
Фото: Wikimedia Супругам-атеистам даже пришлось венчаться в сельской Петропавловской церкви. Иначе им запретили бы пребывать в ссылке в одной избе. Кольца для них отливал из медных монет шушенский кузнец. Их Крупская сохранила на всю жизнь. Они стали законными мужем и женой. И запомним: Надежда с молодых лет была одной из многих в своем движении, в котором видела будущее человечества.
Это поможет определить ее картину мира. Мемуаристка Крупская была не просто «миногой» так ее иногда называли — по сложившейся в подполье привычке к кличкам , не просто рано постаревшей больной женщиной с аккуратными заплатками на платье. И не просто женой а потом и вдовой лидера советского государства. По многим вопросам она не без оснований считала себя специалистом и готова была брать ответственность за решения. Крупскую считали одним из лучших ораторов и пропагандистов партии — в одном ряду с Троцким и Калининым. Ее ценили и как публициста.
Надежда Константиновна действительно умела слагать буквы в слова, а слова — в лозунги. И писательскими способностями природа Крупскую не обделила, о чем можно судить по самой известной книге. Это воспоминания о Ленине. Суховатые, сдержанные, с установкой на документализм и объективность, хотя иногда там прорываются сильные эмоции. Есть там и характеры — прежде всего, его и ее. Но не только!
Совсем по-учительски сдержанно, с налетом сентиментальности. Но именно из ее воспоминаний мы знаем, что Ленин нередко до слез хохотал, при этом «отбрасываясь назад». И петь он, оказывается, любил. Репертуар: «Нас венчали не в церкви», «Я вас люблю, люблю безмерно», «Замучен в тяжелой неволе», «Варшавянка», «Вставай, подымайся, рабочий народ», «Смело, товарищи, в ногу», «День настал веселый мая», «Беснуйтесь, тираны», «Vous avez pris Elsass et Lorraine», «Soldats dix-septieme»». Неплохой репертуар, не каждому по силам. В то время петь умели основательно, не пропуская куплетов.
У истоков советской школы Наконец, школа и воспитание детей. В этой области Крупская с первых революционных дней взяла инициативу в свои руки. Идея октябрятской, пионерской организации и комсомола во многом принадлежит именно ей. А это — создание советского образа жизни, который не исчез, не выветрился и в наше время. И ведь плодотворная оказалась идея. После взятия Зимнего она уже не была секретарем Ленина.
Сосредоточилась на работе в Наркомпросе по линии школы, на которую большевики сделали серьезную ставку. Не только идеология, но и гигиена, всеобщая грамотность, горячая пища для школяров, педагогическое образование. И, разумеется, стремление ко всеобщему и обязательному бесплатному среднему образованию. Долгий путь к этой цели. Все это следовало наладить почти с нуля. Система яслей или материнских школ — это тоже Крупская, ее идея.
Внешкольное образование, дома пионеров с кружками и секциями — это тоже новация, которую поддержала Надежда Константиновна. Официально она занимала такие должности: заведующая внешкольным отделом, руководитель Главполитпросвета, председатель научно-педагогической секции Государственного учёного совета, член коллегии Наркомпроса. Но по существу — была министром образования, учитывая, что наркомпрос Анатолий Луначарский, в большей степени, был, по нашим современным понятиям, министром культуры. Надежда Крупская в бархатном пальто и шляпке «таблетка». Фото: Wikimedia Ортодоксия Крупской В последние годы Крупскую принято считать чуть ли не цербером советской цензуры, которая только и делала, что травила писателей и запрещала пыталась запретить? Необходимо понимать, что без идейной революционной подоплеки в то время мало кто обходился.
В особенности — старые большевики и опытные работники Наркомпроса. А Крупская, несомненно, относилась именно к этой плеяде. Разумеется, она считала главной задачей школы и пропаганды воспитание человека для коммунистического будущего. Эту задачу, по ее мнению, должны были с великим прилежанием решать и писатели, и литературоведы. Тем, в ком она видела единомышленников, Крупская помогала. А, например, сказки Корнея Чуковского считала вредными, мещанскими, хотя их автор с молодых лет считался, да и был леваком.
Особенно Крупской не нравилась первая из классических сказок Чуковского — «Крокодил». По вполне политическим причинам. Приучать ребенка болтать всякую чепуху, читать всякий вздор, может быть, и принято в буржуазных семьях, но это ничего общего не имеет с тем воспитанием, которое мы хотим дать нашему подрастающему поколению. Такая болтовня — неуважение к ребенку. Сначала его манят пряником — веселыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдет бесследно для него. Я думаю, «Крокодил» ребятам нашим давать не надо, не потому, что это сказка, а потому, что это буржуазная муть», — искренне бушевала Надежда Константиновна.
Она увидела в этой сказке и некоторые достоинства — отметила юмор, удачную игру слов, но старорежимный дух перевешивал.
Когда стали чинить препятствия для приема в школы детей дворян, священников, кулаков, Крупская выступила против: «Ребенок не может выбирать себе родителей, никого он не эксплуатировал, никого не угнетал, ничей век не заедал, козней никаких не строил. Ни в чем не виноват. Ребенок есть ребенок. И его надо учить как всех других детей, не попрекать происхождением, а растить из него сознательного человека, коммуниста». Она ведь и сама — дочь и жена господ дворянского происхождения. С годами она стала ортодоксальнее. По крайней мере, нередко проявляла себя именно с этой стороны. А ведь в юности боролась с церковной ортодоксией, властвовавшей в царской России.
Между тем, даже самые несправедливые ее статьи написаны мастерски, темпераментно, строгим, взвешенным языком. Думаю, даже порывистому Ленину было интересно беседовать с этой женщиной. К тому же она была дипломатична. Их споры и политические раздоры не выходили за порог дома. Азбука демонизации Чего только не приписывают «жене вождя» в наше время! Даже сжигание книг. Без доказательств, зато с фанатической уверенностью. В собственной правоте. Крупскую упрекают и в исключении из школьной программы Достоевского.
Действительно, он не стал главным героем советской школьной программы. И Крупская его недолюбливала — за приверженность религиозному дурману. И в то же время, стали ли в России в 1920-е годы меньше читать Достоевского? Вовсе нет. Его в особенности — роман «Преступление и наказание» постоянно обсуждали в литературных кружках, в то время весьма популярных. Его, в отличие от Толстого, не подняли на официальный пьедестал — по понятным идеологическим причинам. Но и не запрещали. И тиражи Достоевского, и востребованность его книг в библиотеках хотя «Бесов» оттуда действительно изымали — и это неудивительно только росли. Надежда из киноленты Она ушла ровно в 70 лет, давненько растеряв здоровье.
После смерти ее слава только выросла: теперь никто не боялся, что Надежда Константиновна взбрыкнет и осудит очередной изгиб линии партии. Москва, Сретенский бульвар. Июль 2014. Фото: Wikimedia Десятки раз Крупская становилось героиней кинофильмов, а книг, в которых она действует, не сосчитать, как и картин, на которых ее запечатлели художники. Правда, чаще она бывала второстепенным персонажем, но не всегда. В Москве есть памятник молодой Крупской — на площади Сретенских ворот. Его создали скульпторы, мать и сын, Екатерина и Александр Белашовы. Это вообще был достаточно популярный парковый сюжет — Ленин и Крупская, то в зимнем облачении, в ушанке и теплом платке, то в летнем. Памятник Н.
Крупской и В. Ленину на улице Крупской в Москве Конечно, всё это — живописные полотна, поэмы, кино — прежде всего, связано с её мужем. Но в одном из фильмов она стала заглавной героиней. В роли Крупской - Наталия Белохвостикова Молодые революционеры там влюбляются, поют под гитару, веселятся, выглядят беззаботно, но, конечно, ни на минуту не забывают и о политике. Роль молодой Надежды Крупской сыграла Наталия Белохвостикова. Человечно, не выспренно. Она — нежный цветок, но в то же время — решительная революционерка, борец. Так оно и было. Мы мало знаем, какими они были — молодые подпольщики, рано посвятившие жизнь борьбе, но не ставшие функциями, роботами.
Не менее обаятельна в роли Крупской была и Елена Ситко, несколько раз сыгравшая ее в фильмах о молодости революционеров. Всё это — кинокартины, достойные просмотра. Елена Ситко. Фото: Wikimedia Потом настало время анекдотов. Ленинский монумент в идеологии разрушился года за два — в 1990—1992-м. Болезненно и быстро. По крайней мере, в официальной плоскости. Пострадала и Надежда Константиновна, о которой с тех пор чего только не судачили. Если вспоминали — то старались оставить за пределами обзора все, что может вызывать уважение.
Сегодня Крупскую не издают миллионными тиражами, как до 1991 года. Будут ли помнить и читать Крупскую через десять, двадцать, пятьдесят лет?
Поход на молодежь
Его современники утверждают, что душевная рана сильно усугубила его здоровье и приблизила час смерти. Владимир Ильич любил эту женщину и не мог смириться с ее уходом. Дети Арманд остались во Франции, и Ленин просит жену привезти их в Россию. Разумеется, она не смогла отказать умирающему мужу. Он скончался в 1924 году.
А после его смерти Надежда Константиновна уже не была прежней. Ее «бога» больше не было рядом, а жизнь без него превратилось в существование. Тем не менее она находила в себе силы вести дальнейшую работу по пропаганде народного просвещения. Наркомат просвещения Надежда Константиновна работала в Народном комитете просвещения сразу после революции.
Она продолжала борьбу за создание трудовой политехнической школы. Воспитание детей в духе коммунизма стало центральным звеном всей ее жизни. Крупская Надежда Константиновна, фото которой в окружении пионеров расположено ниже, души не чаяла в детях. Она искренне старалась сделать их жизнь счастливее.
Также Крупская внесла большой вклад в просвещение женской половины населения. Активно привлекала женщин к участию в социалистическом строительстве. Пионерия Надежда Константиновна стояла у истоков создания пионерской организации, вносила большой вклад в ее развитие. Но в тоже время она не только координировала действия организации, но и участвовала в непосредственной работе с детьми.
Именно пионеры попросили ее о написании автобиографии. Крупская Надежда Константиновна, краткая биография которой изложена ей самой в работе «Моя жизнь», с большим волнением занималась ее написанием. Она посвятила эту работу всем пионерам страны. Последние годы жизни Книги Надежды Константиновны по педагогике на сегодняшний день имеют историческую ценность лишь для тех немногих исследователей, которые интересуются взглядами большевиков на вопросы воспитания детей.
Но подлинным вкладом Крупской в историю нашей страны является та поддержка и помощь, которую она оказывала на протяжении всей жизни своему мужу Владимиру Ильичу Ленину. Он был ее кумиром и соратником. Он был ее «богом». После его смерти пришедший к власти Сталин всеми силами старался убрать ее с политической сцены.
Вдова Ленина была для него бельмом на глазу, от которого он всеми способами старался избавиться. На нее было оказано колоссальное психологическое давление. В умилительной биографии, изготовленной по указу Сталина, были искажены многие факты ее жизни, как политической, так и личной. Но сама она не могла изменить ситуацию.
Надежда Константиновна молила всех, кого можно, похоронить мужа. Но ее никто не услышал. Осознание того, что тело любимого человека никогда не найдет упокоения, а сама она никогда не будет покоиться рядом с ним, сломило ее окончательно. Уход ее из жизни был странным и внезапным.
Никто точно не знал, о чем именно она хотела говорить в выступлении. Возможно, в своей речи она могла задеть интересы Сталина. Но как бы там ни было, 27 февраля 1939 года ее не стало. За три дня до этого все было в порядке.
Она 24 февраля принимала гостей.
В 1901 году вынуждена была уехать в Германию, где работала секретарем в газете «Искра». В 1905 году вернулась в Россию, где была секретарем ЦК. Вторая эмиграция настигла ее после 1907 года.
Работала Крупская под Парижем преподавателем. Помогала Ленину налаживать связь с партией в России. В 1917 году возвращение в Россию. Подготовка к октябрьской революции.
Ходили слухи, что яд якобы был в торте, который прислал в подарок Иосиф Сталин. По воспоминаниям свидетелей, накануне юбилея она поссорилась с вождем и обещала придать огласке записку, продиктованную Лениным незадолго до его смерти. О первой леди Советского Союза и о тайнах, которые она хранила, смотрите в программе «Исторический детектив» с Николаем Валуевым.
Всю жизнь Крупская переписывалась с ними, а сына одной из них, Инессы, даже называла «внучком». После Ленина Карьера Крупской не завершилась со смертью мужа. Она работала в Народном комитете просвещения, стояла у истоков создания пионерской организации, написала множество книг и статей, в том числе по литературе и педагогике. Несмотря на то, что у нее самой никогда не было детей, Надежда Константиновна посвятила остаток жизни проблемам подрастающего поколения, боролась с детской беспризорностью и безнадзорностью.
Но в то же время критиковала педагогические методы Макаренко, полагала, что сказки Чуковского вредны для детей… В результате поэту пришлось на некоторое время публично отречься от своих «идеологически вредных» произведений. Торт от Сталина Непросто складывались отношения вдовы Ленина со Сталиным. Надежда Константиновна не одобряла проводимую в стране политику террора, даже выступала в защиту «новой оппозиции» - Каменева, Бухарина, Троцкого и Зиновьева, протестовала против гонений на детей «врагов народа». Ходили слухи, что на XVIII съезде партии она собирается обнародовать предсмертное письмо Ленина, в котором тот предлагает на роль вождя иную кандидатуру, чем Сталин. Сталин прислал к юбилею торт — все знали, что вдова Ленина неравнодушна к сладкому. А вечером ей стало плохо. Врач прибыл только через три с половиной часа, поставил диагноз «острый перитонит».
В больницу Крупскую доставили слишком поздно. В ночь на 27 февраля 1939 года ее не стало.
155 лет со дня рождения Надежды Константиновны Крупской
Большую часть своей биографии Надежда Крупская посвятила революционной и партийной деятельности, а также культурной реорганизации молодой Советской страны. Надежда Константиновна Крупская родилась (14) 26 февраля 1869 года в Санкт-Петербурге, в дворянской семье офицера, участника революционного движения.В 1887 году Крупская окончила частную гимназию, получив звание домашней наставницы и право преподават. Надежда Крупская, жена и соратница Владимира Ленина, умерла 27 февраля 1939 года – на следующий день после своего 70-летия. Надежда Константиновна Крупская — чем известна, биография, цитаты и деятельность — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Рядом помещены изображения Надежды Крупской, слушательницы знаменитых Бестужевских курсов, и актрисы Скарлетт Йоханссон, которую неоднократно называли самой сексуальной женщиной современности. Надежда Крупская родилась в Санкт-Петербурге 26 февраля 1869 года, в небогатой дворянской семье.