Окончательный вариант одной из самых известных картин М.А. Врубеля, 1900 год (фрагмент).
10 самых знаменитых картин Михаила Врубеля
Еще до этого у Врубеля случился кризис веры, в тот момент, когда он писал картину «Моление о чаше». В одном из писем к сестре мастер писал: «Рисую и пишу изо всех сил Христа, а между тем, вероятно, оттого, что вдали от семьи, — вся религиозная обрядность, включая и Христово Воскресение, мне даже досадны, до того чужды» Странно, но именно работая над росписью киевских церквей художник пришел к теме, которая не оставляла его уже до конца жизни. Он обрёл своего «Демона». Его поражением и его триумфом. Многие считают серию полотен и скульптур своеобразной иллюстрацией к поэме Михаила Юрьевича Лермонтова. Но это не совсем так.
Произведение Лермонтова — первопричина, но в сознании Врубеля причудливым образом преображалось все. Демон у художника — не дух зла. Он — душа самой природы и самого мастера. У Врубеля всегда был свой взгляд на мир. Он считал природу не просто живой, а населённой духами!
Духи эти и есть настоящее лицо окружающего нас мира, его суть, но видят их совсем немногие. Таким образом, история Демона превращается в совершенно другой сюжет, чем в поэме Лермонтова. Это история о смерти этого мира. В серии три картины, как три этапа сюжета. Размышление — «Демон сидящий», битва — «Демон летящий» и поражение — «Демон поверженный».
Символично, что последняя картина в этой трилогии должна была быть наиболее яркой. Врубль экспериментирует с красками на фосфорической основе. Ему хочется, чтобы его картина буквально светилась. Публика впервые увидит её на выставке 1902 года. Но какого же будет удивление посетителей, когда перед ними предстанет не только полотно, но и мастер, дописывающий его.
Михаилу Врубелю до самого последнего момента не нравился итоговый результат.
Впервые можно увидеть более 300 работ художника, а среди них — трех «Демонов» одновременно и графику позднего периода. Кураторы экспозиции Ирина Шуманова заведующая отделом графики XVIII — начала XX века Государственной Третьяковской галереи и Аркадий Ипполитов старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа смогли соединить разрозненные циклы и даже разрезанные картины. Например, «Пророк» и «Дама в лиловом. Портрет Н. Забелы-Врубель», которые хранятся в Москве и Санкт-Петербурге, на этой выставке снова стали единой композицией. Но главным хитом экспозиции стали три «Демона», которых Врубель писал на протяжении 12 лет.
Этот образ не только стал центральной темой творчества, но и во многом определил путь и трагическую судьбу художника. Врубель говорил, что его «Демона не понимают — путают с чертом и дьяволом…а «демон» с греческого означает «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа». Изображение природы вокруг на картине тоже необычно — художник использует мастихин и широкую кисть, чтобы «кристаллизовать» все формы, уподобить их мозаике. Второй демон — «Летящий» 1899 года. В этой работе уже совершенно другие цвета, более мрачные, словно трагическое предчувствие. Его появление в творчестве художника было неожиданным — нет ни одного эскиза или упоминаний о том, что Врубель его обдумывал. Этот образ стал во многом подготовкой для разработки последнего демона, завершившего и трилогию, и одновременно карьеру художника, — «Демона поверженного».
По словам Ирины Шумановой, если перевернуть «Демона летящего», то как раз выйдет композиция «Демон поверженный». Еще один сюрприз — световой акцент на бронзовом порошке, которым Врубель «золотил» свои картины, создавая таким образом эффект перелива драгоценных камней. Переход от одного зала в другой напоминает смену театрального действия.
Последние годы жизни Врубель боролся с душевным расстройством. Но и в клинике для душевнобольных Врубель продолжал творить.
Творчество в какой-то мере было лекарством. В стенах лечебницы была написана последняя работа Врубеля — портрет Валерия Брюсова. Широкого мирового признания Врубель так и не застал. Перед смертью художник ослеп, умер в 1910 году. На похоронах единственную речь произнес Александр Блок, назвав Михаила Врубеля вестником иных миров.
Картина дня.
Не закончив обучение, принял приглашение своего будущего покровителя Адриана Прахова и уехал в Киев реставрировать церковные росписи. В течение шести лет он трудился над древними фресками и параллельно писал иконы: «Святой Афанасий», «Богоматерь с младенцем» и другие. Прообразом Богоматери послужило лицо жены Прахова, в которую художник был влюблён. Самоуверенный и пылкий, Врубель даже сделал ей предложение, но получил отказ. Именно эта работа сделала Врубеля известным широкой публике и послужила отправной вехой в его последующей карьере художника и декоратора. Несмотря на то, что образ выполнен согласно всем канонам православной иконографии, критики отмечают его выразительность и оригинальность. Искусствоведы и художники единогласно признали успех не только образа Богоматери, но и других работ, выполненных Врубелем в Кирилловской церкви. Так, например, известный коллекционер Павел Третьяков хвалил эту работу художника, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист Сергей Маковский считал, что дебютная работа живописца в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергал выдвинутые автору обвинения в «нерусском польском происхождении» и «эстетическом космополитизме». Искусствовед и критик Александр Бенуа также отмечал мастерство художника и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески Василия Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями».
Одна из сохранившихся законченных работ киевского периода — «Девочка на фоне персидского ковра». На полотне присутствуют роза и богато инкрустированный кинжал — традиционные эмблемы любви и смерти. На шее девочки — жемчужное ожерелье, пальцы рук унизаны перстнями. К нашему времени краски полотна заметно потемнели. Врубель часто торопился в работе и нарушал технологию, используя ретушные лаки, которые быстро высушивали поверхность картины. В настоящее время полотно экспонируется в собрании Киевского музея русского искусства. В 1891 году Врубель написал 30 иллюстраций к юбилейному изданию сочинений Михаила Лермонтова под редакцией Кончаловского. Большая часть работ относилась к поэме «Демон».
Самый печальный художник Серебряного века: выставка Врубеля в Новой Третьяковке
Молва связывает болезнь Врубеля с его картиной «Поверженный Демон», над этим огромным холстом он работал с особенным напряжением. Недавно мы познакомились с историей жизни Врубеля, а сегодня посмотрим его картины, которые были созданы за шаг от Врубель. В разделе Переписка вы можете найти письма, адресованные Врубелю, а также написаннные им самим. Самые знаменитые картины Врубеля: Дуэль Печорина с Грушницким. Окончательный вариант одной из самых известных картин М.А. Врубеля, 1900 год (фрагмент).
Тайны Врубеля: кто прячется в образе Демона на картинах художника
Художник был человеком импульсивным, с надрывом - как и его творчество. Он то не покладая рук работал и горел какой-либо навязчивой идеей, то впадал в депрессию и много пил. Общество не принимало его творчеством, называло декадентским или вовсе уродливым. К психическим проблемам добавились физические - в 50 лет Врубель фактически оказался прикован к коляске. Он подолгу лежал в больницах, и после недолгих проблесков улучшения, снова и снова угасал все больше с прочной репутацией сумасшедшего. Врубель умер в 1910 году и на похоронах его поклонник, большой поэт Александр Блок, произнес речь, назвав его «вестником иных миров». Давайте окунемся в эти миры Врубеля.
Демон сидящий, 1890 Третьяковская Галерея Идею и образ Демона Врубель вынашивал несколько лет, и это одна из первых работ в типично врубелевском «кристаллическом» стиле. Крупные мазки специальным шпателем привносят ощущение, словно это не живопись, а мозаичное панно - на технику и повлияли мозаики киевских соборов, где он работал. Работа навеяна романтической поэмой «Демон» Михаила Лермонтова. Падший ангел скитается по свету, нигде не находит себе покоя. У Врубеля было свое понимание образа - не злобного, но страдающего и при этом величавого. К поэме Лермонтова Врубель написал также целую серию акварельных иллюстраций.
Суд Париса, 1893 Третьяковская Галерея В 1889 году Врубель переехал жить в Москву, и здесь состоялась его судьбоносное знакомство с крупным промышленником, меценатом и поклонником искусств, Саввой Мамонтовым. Модерниста и новатора Врубеля в обществе еще не принимали, но Мамонтов обладал тонким художественным чутьем и стал заказывать художнику оформление своего особняка в Москве. Вскоре Врубель стал востребован и среди других любителей искусства. Так для дома семейства Дункер в Москве Врубель исполнил невероятный триптих «Суд Париса», который заказчики, однако, почему-то отвергли.
Тема демона была центральной в его творчестве. В основе сюжета — поэма «Демон» Михаила Лермонтова. Полотно написано в технике кристаллической живописи, которая была характерна для Врубеля. Именно поэтому произведение похоже на витраж или мозаику. Это не дьявол, а дух, который ищет смысл бытия. Он чувствует разлад с миром и самим собой. Не случайно живописец говорил, что изображает не столько злобный, сколько страдающий и скорбный дух. Это серия полотен, которые объединяют мифологические и сказочные сюжеты. В древнегреческой мифологии Пан является богом плодородия, покровителем пастухов. Он рожден с козлиными ногами и рогами. Пейзаж он писал с натуры, а именно с террасы усадьбы. На полотне мы видим, скорее, русского лешего, а не древнегреческого бога. На заднем плане художник изобразил березы, чтобы показать его сходство с героями русского фольклора.
Его изломанная фигура на фоне пейзажа Кавказских гор. Работа над этой картиной довела Врубель до очередного срыва и он попал в больницу - он сделал множество эскизов, но и уже готовое полотно бесконечно переделывал. Как вспоминала жена Врубеля, каждый день она с ужасом наблюдала перемены в Демоне - были дни, когда лицо его было страшно, в другие же в нем появлялась «глубокая грусть и новая красота». Шестикрылый серафим, 1904 Русский музей После лермонтовского Демона, столько истерзавшего его, Врубель вновь обращается к сложному существу. Это герой стихотворения А. Пушкина «Пророк» - грозный ангел Серафим - огнеподобный посланник Бога. Он держит в руках меч, которым по Пушкину рассекает грудь герою и вместо сердца вставляет туда огненный уголь, чтобы тот стал пророком и словом жег сердца людей. Художник писал картину уже в очень плохом состоянии, его мучили галлюцинации. Как и с демоном, он бесконечно был недоволен лицом серафима и переделывал его черты. Жемчужная раковина, 1904 Третьяковская Галерея Изначально Врубеля занимала лишь переливчатая природа перламутра, и именно ее он пытался изобразить, работая с цветом. Сам художник говорил, что морские царевны появились на картине «случайно», их Врубель словно «увидел» на одном из эскизов. Они дополнили картину, превратив раковину в волшебный грот. После концерта, 1905 Третьяковская Галерея Врубель написал множество портретов своей жены, известной певицы Надежды Забелы-Врубель. Это одна из последних картин художника, которая так и не была окончена. На ней изображена уставшая жена, которая раскинулась на кресле возле камина. Выставка работ Михаила Врубеля проходит в Третьяковской галерее до 8 марта 2022 года.
Можно было бы принять это за некую театральность, которой Врубель был совсем не чужд. Но речь совсем не идет о шиллеровской Марии Стюарт. Последовательность исполнения рисунка говорит о том, что вначале были мастерски нарисованные декоративные складки спадающей простыни, а уж затем на них или из них выросла эта вполне реалистически выглядящая голова. Грубо говоря, это все равно что вначале нарисовать виселицу, а потом в петлю запихнуть повешенного. Впрочем, стоит принять к сведению, что рисунок был сделан в клинике «Фантазия», 1903—1904. Надеемся, не будет большой натяжкой и такое предположение, что и серия с растрепанным, вихревым узором из ветвей и цветов сирени создавалась Врубелем как раз в ожидании того, когда оттуда проявится, в конце концов вынырнет таинственное женское лицо. Можно еще вспомнить о ранней «Девочке на фоне персидского ковра» и многих других вещах. Примеры можно множить, и, как говорил Поль Валери, дальше идите сами. Век модерна, art nouveau, буквально присягнул на верность орнаменту и декору. От огромных живописных панно и мозаик до чугунных вьюнов Эктора Гимара для парижского метро, а также книжных заставок и пригласительных билетов самых разных типов — от Вены до Лондона, всюду царила эта украшательская вакханалия. Но все же нечто существенное отличало его на тогдашней европейской карте художеств, что не позволяет безоговорочно причислить художника к какому-либо из германских или австрийских подразделений Сецессиона. Взять тот же узор. Например, если салонные богини и светские дамы Густава Климта, на которых австриец накидывал прозрачные занавеси или мантии, отделанные золотом, выглядели роскошно задрапированными femmes fatales, то героини Врубеля если их так можно назвать , кажется никогда не знавшие кроя портного, просто родились из девственной природы — из переливов перламутра, морской воды, играющих самоцветов и трепета перьев вспомним «Царевну Лебедь» или «Жемчужину». У русского художника, кажется, и в мыслях не было никакой фривольности что-то отдаленно похожее на эротику появилось у него во время пребывания в клинике, да и то ненадолго. И если у героинь Климта узор — это только примета альковной игры, то у персонажей Врубеля — это знак их места в природе, в мире.
Михаил Врубель: трагедия гения
Молва связывает болезнь Врубеля с его картиной «Поверженный Демон», над этим огромным холстом он работал с особенным напряжением. Впечатление Коровина от картины совершенно не случайно — Врубель задумывал «Демона» как андрогина — тем самым подчеркивая, что страсти, которые одолевают его героя, — это универсальная категория. Картины врубеля с названиями. Пан Врубель картина оригинал. Картину «Шестикрылый серафим» Михаил Врубель написал в перерыве между приступами тяжелой болезни. Выставка, посвященная 165-й годовщине со дня рождения Михаила Александровича Врубеля (1856–1910), представит основные этапы пути одного из ведущих мастеров русского искусства.
Попасть кистью в тренд
- Каталог картин Михаил Врубель
- Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
- «Демоны» Михаила Врубеля
- Михаил Врубель: самые популярные картины (топ 12)
Один во всей Вселенной: гид по выставке Михаила Врубеля в Русском музее
В Третьяковской галерее картинам и скульптурам Михаила Врубеля выделили самый большой зал. Цены, рекорды продаж картин Врубеля Оценка, продажа и скупка картин Врубеля. Крупнейший отечественный символист и мастер стиля модерн Михаил Врубель (1856-1910), подобно титанам эпохи Возрождения, был невероятно одарен. Ты его просто физически ощущаешь с первой минуты, когда встречаешься на входе с мечтательно-задумчивым взглядом «Царевны-Лебедь», самой популярной, самый растиражированной картиной Врубеля, которую современники называли «апокалиптической. Репетиции жены вдохновили Врубеля на эту картину, позднее художник также создал декорации к спектаклю. Михаил Александрович Врубель: известные картины (живопись) с названиями, творчество, стиль живописи художника.
Врубель картины
Будущий художник рано остался без матери, что часто считают одним из поводов, которые позволили ему ассоциировать себя с Лермонтовым. Демон у стен монастыря. Тогда он был еще неизвестным художником, но при поддержке издателя Петра Кончаловского получил этот заказ. Мятежный дух Демона Образ Демона — центральный в творчестве Врубеля. Он создал несколько больших полотен и множество эскизов, в которых менял ракурсы, уточнял цветовые решения. Художник утверждал, что Демона путают с чертом и дьяволом, но на самом деле «демон» переводится с греческого языка как «душа». Этот образ для Врубеля стал олицетворением мятежного духа, пытающегося справиться с собственными страстями. Демон сидящий. Интересен эскиз к «Поверженному Демону», где художник не воспринимает своего персонажа как проигравшего битву. Степан Яремич, современник Врубеля, рассказывал: когда самого автора спросили, как трактовать «надломленную» позу героя, тот ответил, что Демон «отдыхает, нежится». Однако изломанные руки, деформированные пропорции и напряженные тоновые сочетания заставляют воспринимать Демона как поверженное, изогнутое от страшной внутренней боли существо.
Демон поверженный. Фотография, раскрашенная автором. Меценат поддерживал художника, несмотря на его эксцентричность и грубость в обществе. Именно там живописец увлекся декоративно-прикладным искусством, в том числе майоликой.
Государственная Третьяковская Галерея Спустившись еще ниже, можно увидеть воссоединение двух частей «Пророка». В 1904—1905 годах художник разрезал эту композицию и поверх нижней части написал портрет жены.
Потом картины разделили: «Пророк» оказался в Русском музее, а «Дама в лиловом» — в Третьяковке. Связь между этими полотнами Ирина Шуманова обнаружила только несколько лет назад и придумала воссоединить их на выставке. Сейчас можно увидеть, как крылья Серафима превращаются в горящий камин, который освещает лицо Забелы. Одновременно они служат и грустным напоминанием о прошедшем времени ее окрыленности сценой, и символом сгорания жизни самого пророка Врубеля. На нее художника вдохновила подаренная ему раковина-пепельница. В многочисленных рисунках он пытался добиться, казалось бы, невозможного — передать ее перламутровый блеск с помощью угля и карандаша.
А в главной работе серии — акварели «Жемчужина» — изобразил бесконечные переливающиеся миры и оказался уже совсем на грани с абстрактным искусством. Но, как художник XIX века, не смог отказаться от натуры и все же поместил на первый план фигуры морских царевен. Государственная Третьяковская Галерея Завершает выставку «Шестикрылый серафим» — последняя картина маслом, написанная в 1904 году, когда художнику ненадолго стало лучше. Здесь он уже не имитировал мозаику, а писал в своей индивидуальной «кристаллической» манере. И словно обобщил рецепт своего творчества — трагичный загадочный сюжет в сочетании с яркой декоративностью. Выставка будет работать до 8 марта.
Для посещения галереи необходим QR-код. Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях В этой статье.
Никто не знает, какие видения посещали Врубеля в конце жизни, и было ли это на самом деле мистическим откровением потусторонних сил — но это действительно свело его с ума. А в глазах демонов на его картинах написано больше, чем можно объяснить словами. Демон поверженный.
Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением... Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим». Нам — через столетие — кажется, что Демон другим и не может быть.
Он нас тревожит и потрясает... В начале 90-х годов XIX века он заразился сифилисом. Тогда антибиотиков не было, и возбудитель болезни — бледная трепонема — сделала своё дело. Через 10—15 лет после инфицирования у больных поражается центральная нервная система. Раздражительность, потеря памяти, а затем бред и галлюцинации.
Ругали многие, но были и те, которые чувствовали этот сильный, особый дар и не могли перед ним не преклоняться. Среди них был Савва Мамонтов, в частной опере которого пела Надежда Забела. И вскоре весь этот сказочный род оживет в картинах Врубеля, в сценических костюмах, в скульптурах. Он боготворил жену. Как эстет, не мог не восхищаться ее голосом. Придумывал для нее сценические костюмы, рисовал декорации к операм. То была светлая, гармоничная пора в жизни Врубеля. Ему хотелось цельности и ясности бытия. Теперь он тянется к исконно русскому, народному: «Морская царевна, «Тридцать три богатыря», майолики «Снегурочка», «Купава», «Садко».
В ответ на все обвинения в декадентстве Врубель пишет своего «Богатыря». Кряжистый, земной, мощный — соль русской земли. Знак судьбы И все-таки даже в картинах-сказках Врубеля виден второй план — тревожный и жутковатый. Есть двойственность и лукавость во врубелевском «Пане». Он добродушный старичок-лесовичок или колдовской леший с прозрачными глазами, обернувшийся из древесной коры и корней? И пейзаж картины «К ночи» дышит таинственным, тревожным. Во всем присутствие потусторонней силы. Даже «Сирень» у Врубеля затягивает зрителя в воронку, в душный, лиловый сумрак. Нет светлости.
Повсюду нарастание беспокойства, напряжения. Сильный, особый дар художника, но какая-то беззащитность души перед силами тьмы. Ребенок не прожил и двух лет. Михаила Александровича тогда увезли в психиатрическую клинику в Риге, потом поместили в клинику Сербского в Москве. Блок заметил: «То немногое, что приходилось слышать о Врубеле, похоже на сказку более, чем на обыкновенную жизнь». Порой на сказку, а порой и на притчу. Ну, вот казалось, Врубель — франт и эстет, для которого последняя истина — в красоте. Случайно ли, но именно у него рождается сын с врожденным уродством — заячьей губой? И Врубель, творивший культ из красоты, так тяжело и страшно переживает этот знак или подсказку своей судьбы.
Накануне рождения сына, Саввы, в 1899 году Врубель вновь берется за образ Демона. Совсем другой демон рождается в душе у художника. Тогда в России только появились первые переводы богоборческих сочинений Ницше. Становилась модной драматургия Ибсена. Ангел с кадилом и со свечой. Человек, имеющий действенную волю, чтобы противостоять обществу, которое пытается поработить и обезличить его. Беда в том, что высокая миссия нового героя часто сметает на своем возвышенном пути обыкновенных людей и вообще все человеческое. И вот проглядывает новая личина Демона. На сей раз это не скорбный юноша в объятьях мировой тоски и одиночества.
Врубель страстно берется за работу. В невероятном возбуждении он отправляет записку своему почитателю, господину фон Мекку, который покупал его картины: «Помогите и поскорее достаньте где-нибудь фотографии гор, лучше Кавказских. Я не засну, пока не получу их». В одну ночь на холсте за фигурой Демона выросли пустынные горные хребты. Неземной холод и неживой покой этого пейзажа. Человеческое здесь невозможно. В конце концов Врубель оставил работу незаконченной. Причины не совсем понятны. В полете Демона, вместо задуманного ощущения мощи и свободы духа, явлено чувство катастрофы, преддверие конца.
Кажется, что-то возникло на полотне помимо воли самого Врубеля: может быть, то, что и несет вслед за собой «освободившийся» человек—нигилист. Потом напишут, что Врубель гениально узрел дух Зла, который навис над Европой на рубеже веков. Он уловил тогда еще еле слышный, подземный гул будущих потрясений. Пройдет не так много лет — и этот гул вырвется наружу. Стройными рядами будут шагать по России строители счастья для будущих поколений. И над растерянной, испуганной страной, где голод, коммуналки и разруха, прозвучит голос Маяковского: «Долой вашу любовь! Долой ваше искусство! Долой ваш строй! Долой вашу религию!
А пока, в 1899-м, мощный Демон на холсте Врубеля летит прямо на зрителя, и в его облике проступают черты муки и обреченности. Помрачение Образ Демона как вольнолюбивого мятежника пришел в искусство вместе с романтизмом. Новозаветные тексты полностью отказываются от наглядных образов сатаны. Теологическая литература не описывает внешность дьявола либо пользуется метафорами. Напротив, фольклор и изобразительное искусство уделяют этому большое внимание. В Средневековье, изображая сатану, наделяли его исполинским телом неимоверных размеров, животными чертами, многорукостью. Но это всегда были образы зла и тьмы. Голова пророка. Демоны уже позади.
Он смотрит на мир не с презрением, а видя прекрасную тайну и глубину самой жизни. В искусстве — эпоха романтизма с изображением сильных зачастую бунтарских страстей и характеров. Образ сатаны становится почти положительным. Демон —как символ бунтаря-одиночки, бросающего вызов закостенелому обществу. В искусстве появляется целая галерея мятежных демонов — и у Байрона, и у Лермонтова. Врубель — наследник этой традиции. В свое время Лермонтов пытался отделаться от своего демонического героя.
Ангелы и демоны Михаила Врубеля
Ангелы и Демоны, но самый пронзительный – черное-белая графическая Раковина. это одна из самых известных картин Михаила Врубеля, созданная им между 1890 и 1900 годами. Серия картин «Демон» Михаила Александровича Врубеля создана в период с 1890 по 1903 год и вдохновлена поэзией Михаила Лермонтова. Большую посмертную ретроспективу Врубеля готовил его самый близкий друг Валентин Серов, но скоропостижно скончался в 1911-м, не успев завершить мемориального дела.
12 главных шедевров Михаила Врубеля
Биография художника Михаила Александровича Врубеля: личная жизнь, болезнь сына, книги о знаменитости. Портрет -Врубель у камина в туалете, исполненном по замыслу художника, 1905. Так, например, Врубель в 1894 году написал одноименную картину после своего путешествия по Италии. Ангелы и демоны Михаила Врубеля Вашему вниманию предлагается электронная версия альманаха Вместе с Россией для российских соотечественников, проживающих в Беларуси. значение его в истории русской живописи очень велико.