Каллиграфия для детей способствует формированию основ эстетического вкуса и творческих начал, ведь начертание букв – это всегда игра и простор для фантазии. Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение.
Польза каллиграфии для детей
Каллиграфия для детей 6-11 лет в центре «Паллада» преподается не только на отдельных курсах. славянский народ узнал в XV столетии. В век, когда все мы постепенно разучиваемся писать ручкой, каллиграфия, а речь идет именно о ней, стала уникальным способом передачи мысли. В готовом исследовательском проекте по ИЗО и МХК на тему «Каллиграфия: ее история, место в жизни современного ученика» автор сделал выводы о том, что проблема почерка — одна из насущных проблем сегодняшней школьной образовательной системы. Вся соль каллиграфии в том, что написание букв разительно отличается от гражданского письма которому нас учили в школе. Если говорить о детях дошкольного и младшего школьного возраста, то письмо для них имеет первостепенное значение.
Наши рейтинги
- Влияние каллиграфии на учебный процесс и дальнейшую жизнь | Пикабу
- Как быстро достичь результатов?
- Влияние каллиграфии на развитие ребенка – Музей традиционной китайской каллиграфии и живописи
- Алгоритм обучения
- О пользе каллиграфии
5 важных вопросов на тему детской каллиграфии
Если вы посмотрите на их иероглифы, то всё сразу станет на свои места: нарисовать такие буковки, по своему внешнему виду каждая из которых — произведение искусства, с первого раза вряд ли получится. Потому китайцы и возвели написание слов в национальное пристрастие, чем непременно гордятся. В них сплелись культура, эстетика с художественным вкусом и мировоззрение китайского народа. Как говаривал известный в Китае знаток каллиграфии Ван Сичжи: «Если для обычного текста нужно содержание, то каллиграфия — это воспитатель души и чувств, в ней важны форма и жест». Так что, история китайской каллиграфии насчитывает столько же лет, сколько существует сам Китай. Вы только представьте, насколько у них это искусство развито! В процессе важна даже поза мастера каллиграфии, которая должна помогать беспрепятственному потоку энергии: ступни на полу, согнутые колени чуть в стороны, спина прямая и не соприкасается со спинкой стула, живот не упирается в стол, левая рука — на нижней части бумажного листа, правая — держит вертикально перо. Настоящие доки этого дела умеют уловить ту связь между духом, телом и линией, когда напряжённость и расслабление уравновешиваются, при выдохе волна энергии катится через плечо к запястью руки и соскальзывает с кончика кисти на бумагу.
Аж до мурашек! Какой же это обычный навык?! Это самое что ни на есть настоящее искусство, владеть которым в полной его мере, наверное, даже не каждому и под силу! Такая разная каллиграфия Открою вам сегодня маленький секрет: каллиграфическое искусство существовало во многих древних странах мира, у него много разных направлений. Европейская Основой европейского каллиграфического искусства стало греко-римское письмо, появившееся ещё во времена античности. Толчок развитию европейской каллиграфии дало христианство, переписывающее библейское писание и иные религиозные творения в огромных количествах. Своего пика она достигла в 7-9 веках, когда ирландские и шотландские монахи приступили к созданию иллюминированных, украшенных цветными миниатюрами и орнаментами, Евангелия.
К 12 веку к греко-римскому письму присоединилось ещё и готическое с уставным, стили которых сегодня используются в шрифтах в кириллице. Японская Япония переняла опыт каллиграфии от китайцев в 7 веке, создав ещё и несколько собственных стилей, более простых в написании, но более эмоциональных в чувстве передачи информации. Их символы — это набор целых понятий, наделённых глубокими смыслами, а сам процесс является способом медитации через кисточку и тушь. Была даже разработана отдельная каллиграфия кабуки-модзи и дзё-рури-модзи для написания театральных афиш и программок. Арабская Арабская каллиграфия в исламе появилась при копировании священной для мусульман книги Корана, потому каждое красиво вычерченное слово получало сакральный божественный смысл.
Светлана Плотницкая: Когда дети обижаются на родителей и не приходят, я сама разыскиваю этих мам, и я говорю: приди! Ребенок хочет, чтобы ты ее обняла, а то звезда TikTok такая. Очень трудно отпускать. Есть доверчивые, есть слабенькие, есть сильные характером. И, конечно, плачу, и звоню, и контролирую.
Скоро лето, и оно всегда проходит ярко. В экскурсиях, детских лагерях, санаториях и любимой деревне. Желаем нашим героям сил и вдохновения в их благородной миссии.
Каллиграфия — отличный способ избавиться от нервного напряжения. Процесс написания букв похож на медитацию : мы концентрируемся на конкретных деталях и отключаемся от внешнего мира. Создатели прописи для каллиграфии на кириллице Вика и Вита Лопухины говорят по этому поводу следующее: «Нам хотелось бы, чтобы больше людей увлеклись каллиграфией и чаще писали от руки. Это не просто записывание информации, а расслабляющая практика, полезная не только школьникам, которым нужно развивать концентрацию и внимание, но и людям, страдающим тревожностью и депрессией».
Практические занятия каллиграфией отлично развивают творческое мышление и помогают получить положительные эмоции тем, кто любит создавать что-либо своими руками. Это хороший способ реализации энергии и воплощения самых интересных идей, ведь, как вы уже знаете, сфер применения каллиграфии достаточно, чтобы удовлетворить свою творческую натуру [ О. Ахмеджанова, 2019 ]. Особенно полезно изучение каллиграфии для детей. Помните, как в начальных классах мы старательно выводили буквы в прописи? Сейчас чистописанию в школах уделяется мало времени, ученики осваивают письмо в процессе изучения других дисциплин, что приводит к искажению почерка. Если ваш ребенок начнет практиковать каллиграфию как можно раньше, он добьется отличных результатов: научится писать ровно и красиво , почерк его будет понятен, снизится количество опечаток. Более того, он научится расслаблять мышцы руки и выработает правильную осанку, что очень важно, ведь во время учебы дети проводят большую часть времени за тетрадями и компьютером.
Каллиграфия здорово развивает терпение и усидчивость, а эти качества важны не только для детей, но и для взрослых. Так почему бы не объединиться и не заняться этим увлекательным делом вместе? Если эти доводы окончательно разрушили все ваши сомнения, то пора переходить к решительным действиям и узнать, с чего следует начинать новичкам в этом деле. Советы новичкам Вы вступили на путь творца, который вот-вот взмахнет волшебным пером и создаст свою первую в жизни каллиграфию. Чтобы процесс был максимально эффективным и доставлял вам удовольствие, предлагаем сделать несколько важных шагов. Определяемся с форматом обучения Есть несколько вариантов обучения каллиграфии, среди которых каждый надет для себя именно тот, который подходит ему в силу занятости, финансовых возможностей или личных предпочтений. Вы можете выбрать курсы, где обучаются в группе с преподавателем, или брать индивидуальные уроки. Также очень удобно обучаться каллиграфии онлайн, ведь это здорово экономит время , можно выбрать преподавателя из другого города, стерев все территориальные границы, или остановиться на самостоятельном изучении этого вида письма по видеоурокам и другим методическим материалам.
Но все же, если вы только ступаете на творческий путь, советуем рассмотреть вариант обучения каллиграфии с преподавателем, ведь такой формат работы имеет свои преимущества: вам предоставляется программа обучения, которая адаптируется под ваши запросы и имеющиеся навыки ; побираются необходимые материалы для работы; преподаватель рассказывает и показывает на своем примере, как нужно держать инструменты для работы, правильно сидеть, работать с красками, пером и т. Особенно эффективны очные занятия в группе, ведь так вы будете взаимодействовать с другими учениками, мотивировать друг друга и подсказывать, на какие детали следует обратить внимание. Живое общение всегда лучше онлайн-обучения. Но и среди онлайн-курсов есть достойные варианты, которые помогут вам освоить этот вид искусства, не выходя из дома. Конечно, не всем они подходят, ведь здесь важен высокий уровень самодисциплины , а понимание материала во многом зависит от того, хороший ли вам достался преподаватель. Будьте готовы, что обучаться онлайн, как правило, нужно будет немного дольше, чем в очном формате. Те, у кого уровень самодисциплины высокий, могут изучать каллиграфию самостоятельно: для этого понадобятся прописи, соответствующие книги, хорошо оборудованное рабочее пространство. А если возникнут какие-либо вопросы, на них можно найти ответы в блогах каллиграфов или на YouTube.
Если совместить вариант очного и онлайн-обучения, можно достичь наилучших результатов. Лучше начать работать с преподавателем, чтобы набраться уверенности , и после перейти на домашние занятия и обучаться тогда, когда у вас будет время, выбрав для этого подходящий для себя темп. Кстати, даже самые опытные каллиграфы, помимо самостоятельного изучения новых техник в каллиграфии, посещают мастер-классы знатоков своего дела, ведь «живые» встречи наполняют не только новыми знаниями, но и вдохновением и поддержкой. Подбираем материалы Итак, после того, как вы определились с форматом обучения, следует выбрать для работы необходимые материалы. Даже, если они предоставляются вам в некоторых школах и студиях есть такая практика , советуем приобрести свой индивидуальный набор, который обязательно пригодится для домашней практики.
А то, что концентрация на аккуратности письма повышает способности и успеваемость даже слабого ученика — это сто процентов. Своим маленьким ученикам я объясняю так: когда мы пишем небрежно, не фокусируясь на аккуратности букв и цифр, наш мозг «понимает», что мы делаем неважную работу, и ему не нужно включать внимание, память, воображение. Поэтому мы не запоминаем и не понимаем материал на уроке.
В итоге знаний нет, отметки не радуют. А вот если рука пишет не спеша, аккуратно выводя буквы и цифры, мозг «понимает», что эта работа важна, и включает внимание, память, мышление на «полную катушку». Понимание материала приходит быстрее, знания остаются в голове, отметки радуют. Один и тоже ученик может писать по-разному: стараясь и «абы как». Если учитель перестает обращать внимание на то, как пишет ребенок, не акцентирует его внимание, то почерк может испортиться. Учительский или родительский контроль усиливает самоконтроль ребенка. Фото работ одного и того же ученика. Хорошо видно, где я «отпустила вожжи», а где «натянула».
Из личного архива Анны Литягиной Единственный минус — падает скорость письма, а значит, на уроке успеваем сделать меньше. Но поскольку я работаю в начальной школе, где закладывается мощная база дальнейшего обучения, считаю, что «лучше меньше да лучше». Лучше сделать два задания за урок, но качественно, так, чтобы их поняли все или почти все , чем «галопом по Европам» восемь заданий, которые поймут единицы. А к концу четвертого класса мы все равно научимся и писать быстро и красиво, и выполнять большой объем работы на уроке. Только не торопите нас! Учитель может увидеть незрелость мозговых структур или нарушения работы мозга ребенка и направить его к специалисту за помощью это будет видно и по поведению ребенка. Хорошо видны слабость мелких мышц кисти или, напротив, гипертонус, мешающие овладеть навыком письма. Можно заметить тревожность и нервозность ребенка, постоянные или ситуативные.
Способности ученика по почерку в современной школе я бы не рискнула определять. Слишком много факторов на него влияют. Повторюсь, не все отличники и хорошисты имеют красивый почерк. И не все троечники всегда пишут коряво. Отношение ребенка к учебе по почерку в начальной школе по крайней мере, в 1-2 классе тоже нельзя определить однозначно.
5 важных вопросов на тему детской каллиграфии
– У нас занятия с детьми по каллиграфии начинаются с первого класса, долго этого добивались. Для слабовидящих. Прислать новость Прислать новость. Новости. Утро. Если говорить о детях дошкольного и младшего школьного возраста, то письмо для них имеет первостепенное значение.
Ум на кончиках пальцев: почему важно учить детей каллиграфии
И отчасти это так. Но посмотрите на лучшие образцы арабского письма. Нет, тут другое: арабы просто любят буквы, которыми пишут. И в этом, согласитесь, есть что-то, заслуживающее глубокого уважения. В старой России культуру писания букв продвигала церковь. Но после Петра началось засилье печатных книг, а саму церковь приравняли к министерству от руки продолжали переписывать священные книги только старообрядцы , а после революции — какая уж церковь. Советы экспериментировали со шрифтами, и ранние советские книги прям хороши, но потом тоже все уныло унифицировалось. В итоге получается, что буква для традиционных культур — это как бы образ человека. Эта идея может быть облачена в религиозные или в корпоративные, как в Японии, одежды, но — вот такая идея, разделяемая миллиардами людей. И было бы соблазнительно найти за этой традицией естественнонаучное, медицинское обоснование.
Мол, так и есть — работает рука, работают и полушария мозга. Нам ведь все хочется обосновать научно. Написать рукой осмысленный текст даже из пяти слов — для мозга серьезная задача. Каллиграфия противодействует оболваниванию и разрушению личности». Сильное заявление. Есть ли ему основания? Спросите у китайцев. Именно медики этой страны продвигают тему «каллиграфия и здоровье». Китайская медицина оперирует как традиционными понятиями движение энергий в теле человека , так и современными медицинскими терминами.
И обосновывает, что можно лечиться — письмом, как энергиями, так и научными понятиями. В свое время в Пекинском институте графической коммуникации поставили опыты и узнали, что студенты с красивым почерком в целом более здоровы и перспективны. Лучшая работа мозга, ровное дыхание, устойчивая психика, и вообще, недаром великие каллиграфы были сплошь долгожителями, подчеркивалось в работах этого института. Известный каллиграф современности Генри Као собрал все возможные последствия «терапии буквами» - тут и нормализация давления, и профилактика заболеваний мозга, в том числе деменции, да по сути весь букет хворей, подстерегающих дряхлеющего человека — от всего письмо спасает. Он посмотрел на меня и строго сказал: «Молодой человек, пора наводить порядок в своих мозгах! Скажем прямо: жестких научных в западном понимании доказательств, что письмо от руки прямо вот спасает от деменции или инсультов, нет.
Но искусство чистописания — это не только хороший почерк. Содержание: Чем полезна каллиграфия для детей? Что такое каллиграфия? Каллиграфией называют искусство чистописания, или красивого письма. Разборчивый приятный почерк ценился в мире во все времена, востребован он и в наше время. Каллиграфическими надписями оформляют поздравления, приглашения на особые меропрития, их используют в скрапбукинге и других видах рукоделия, в леттеринге. Чем полезна каллиграфия для детей?
Всем требованиям в наибольшей мере отвечала каллиграфия. Поэтому компания рекомендовала ввести каллиграфию с 1-го по 11-й класс во всех школах и вузах, независимо от специализации образовательного учреждения. Чтобы сформировать те самые качества, необходимые будущим специалистам в области инновационных технологий. Вот ещё один интересный факт из современной японской жизни. Многие крупные фирмы Японии приглашают в обеденный перерыв учителей сенсеев , которые занимаются с сотрудниками каллиграфией по полчаса в день. Руководители компаний считают это весьма недешёвое занятие полезным не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала специалистов. И ведь никто не сможет поспорить с тем, что японцы — самая работоспособная нация, к тому же самая продвинутая и креативная в области инновационных разработок. Безусловно, здесь заслуга не только каллиграфии. Но совершенно очевидно, что это — следствие бережного отношения японцев к своей истории, традициям и корням, духовному и физическому здоровью нации. Китайские же специалисты раскрывают эту тему в еще более неожиданном ракурсе. В своей статье «Каллиграфия и здоровье» доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую активность в целом и даже на продолжительность жизни. Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма — наиболее сложный и трудоемкий. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером, — все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги. Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы».
В настоящее время сотни учителей принимают ее метод в обучении письму2. Ольга Васильевна Лысенко, педагог- практик г. Павлодар, автор методик интенсивного обучения по технике чтения, математике, каллиграфии, русскому языку. Мои исследования. В ходе исследования я изучила почерки учеников 6,8,9-х классов, всего 98 человек Приложение 2. Я провела анкетирование учащихся и учителей по следующим вопросам 1. Нравится ли вам собственный почерк? Есть ли у учителей замечания к вашему почерку? Всегда ли вы понимаете, что сами написали? С какими текстами предпочитаете работать: с печатными или рукописными? Нужно ли ввести в школьное расписание уроки чистописания? Видимо , они осознают проблему, т. Таким образом, можно сделать вывод: вызывает тревогу нежелание учащихся вводить уроки чистописания — это говорит о том, что работать над собственным почерком они не видят необходимости. Значит, надо говорить о необходимости улучшить почерк, о том, какие последствия может принести работа с неразборчивым почерком. Также мной было проведено анкетирование учителей по следующим вопросам Довольны ли вы почерком своих учеников? Снижаете ли Вы оценку за плохой почерк? Приложение 3. Таким образом, можно сделать вывод, что преподаватели понимают необходимость работы над почерком, считают, что плохой почерк может доставить массу неприятностей учащемуся, повлиять и на снижение оценки. Обратите внимание на слово …, попробуйте его прочитать. Оказывается, это «соломинка», и написано еще с орфографической ошибкой! Обратите внимание на наклоны букв, которые буквально пляшут в разные стороны. Мы пытались прочитать одно слово, а если таких слов много, они составляют предложения, тогда текст превращается в настоящий шифр! Разгадать который смогут немногие! Приложение 4. Советы по улучшению почерка. Я тоже их тех учеников, которые не имеют каллиграфический почерк. Мама рвала тетради, заставляя меня переписывать все работы. Для меня каллиграфия началась с преодоления обиды и возмущения. Потом каллиграфия стала ежедневным занятием по 15—30 минут. Занимаясь каллиграфией я не пишу пером, просто шариковой ручкой старательно вывожу буквы , в течение всего времени обучения 5 лет , я заметила, что моя способность концентрироваться на выполнении каллиграфических заданий изменилась в лучшую сторону Приложение 5. Занятия каллиграфией требуют немалых внутренних усилий. Преодолевая себя, я воспитываю в себе усердие и аккуратность. Недаром каллиграфы говорят: «Чем упорнее Вы шлифуете букву, тем сильнее буква шлифует Вас». Вы спросите: «Зачем надо заниматься каллиграфией? Во-первых, наш почерк - выражение нашего уважения к родителям, учителям, читающим наши работы в тетрадях. Во-вторых, в школах введён экзамен ОГЭ и ЕГЭ, в которых определенные части выполняется рукописным текстом и работа, написанная неразборчивым почерком, может быть оценена в «0» баллов. Может получится неприятная ситуация, когда умные, владеющие хорошими знаниями ученики, но с отсутствием хороших графических навыков письма, не смогут получить хороших результатов, потому что компьютер не распознал буквы: О это или А, - не узнал слово и прочитал их иначе, не в пользу ученика. В-третьих, это может в будущем стать профессией. Напомню, каллиграфия -- это искусство красивого письма пером, кистью или тушью. От написанных вручную визиток до разработки торговых марок -- везде можно почувствовать художественное видение каллиграфа. Психологи считают, что особенности почерка могут свидетельствовать о характере, о внутреннем состоянии, благополучии или неблагополучии человека. Но учителей , прежде всего русского языка и математики, волнует другое — разборчивость почерка, различение букв а и о, узнаваемость слов и цифр. Я рекомендую поработать над своим почерком, чтобы он стал читаемым и красивым. Существует много разных методик. Готова предложить несколько советов по улучшению почерка, которые помогают мне: Приложение 6.
Почему красивый почерк — это важно?
- Дети говорят: Что такое каллиграфия?
- Что такое каллиграфия для детей и чем она полезна
- Нужна ли каллиграфия современным детям: 3 факта «за»!
- Искусство буквы оживлять: зачем современному бийскому школьнику каллиграфия
- Что за «птица» и зачем нужна
- «Каллиграфия помогает детям, тренирует внимание и усмиряет характер»
✍🏻КАЛЛИГРАФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ: ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?
Улучшаются ответная реакция, способность к дифференциации и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве. Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью. Более того, развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера. В то же время методика была успешно применена к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии и диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и неврозы: у них улучшался эмоциональный фон. Для сравнения: в современной российской школе на такой предмет, как правописание, выделяется один час в неделю, а во времена Императорского Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю. Но не только на Востоке и в Европе изучают влияние каллиграфии на здоровье. О её воздействии на человеческий организм уже давно знают и отечественные специалисты. В течение 15 лет в Петербурге работала школа каллиграфии, созданная группой энтузиастов для детей с отклонениями в умственном развитии. Образовательный процесс в ней основывался на русских методических материалах XIX века. Основной принцип этого процесса заключался в следующем: прежде чем заниматься науками, искусством и ремеслами, необходимо с помощью каллиграфии заложить крепкий фундамент — основу, состоящую из трёх важных элементов: терпения, умения работать и волевого импульса. Ученикам запрещалось с 1-го по 11-й класс пользоваться шариковой ручкой.
Любой урок начинался с 15 минут занятий каллиграфией. Результат был очевиден уже к 7—8-му классу.
Занимаясь ею, необходимо выучить определенный порядок написания каждого знака и их соединение между собой. Это отличная тренировка на внимательность в мелочах.
Ребенок, занимаясь чистописанием, учится устанавливать связь между формой и содержанием, вкладывать смысл в четко выверенные символы. Красота письма Если ребенок пишет неаккуратно и неразборчиво, то каллиграфия поможет улучшить почерк и повысить аккуратность. Красивый и ровный почерк — это подспорье для успешного выполнения письменных работ в школе, быстрого и качественного написания диктантов. Грамотность Когда учишься чистописанию, гораздо больше внимания обращаешь и на правила написания слов, ведь не хочется каллиграфически выводить ошибки.
Есть и серьезное практическое значение, которое должно заставить родителей обратить внимание на это направление занятий. В этом материале мы расскажем о том, что такое каллиграфия для детей, чем она полезна и как можно начать обучаться предмету. Это позволит вам принять решение о том, стоит ли начинать искать курсы для вашего ребенка, либо планировать домашнее обучение. Какие параметры почерка развивает каллиграфия При планировании занятий в этом направлении необходимо понять, на какие параметры оценки стоит обратить внимание.
Есть сразу несколько факторов: Красота. Эстетическое восприятие почерка — это результат слияния многих элементов. К ним относится наклон букв, их размер, соотношение высоты относительно друг друга. Большое внимание уделяется и такому фактору, как отсутствие ошибок при написании, стремление к выведению каждого символа по прописным требованиям.
Темп письма. Если ребенок будет писать красиво, но медленно, от этого не будет большого толка. Скорее наоборот, подобное положение может негативно сказаться на его успеваемости, потому что в погоне за эстетикой он не будет успевать писать также быстро, как остальные дети в классе. Потому каллиграфия ставит целью также развить навык ритмичного, быстрого письма.
Он особенно пригодится в старших классах, после поступления в высшие учебные заведения. Отсутствие ошибок. Каллиграфия всегда была тесно связана с хорошим пониманием особенностей русского языка, правил правописания. Если все три фактора работают в синергии, занятия каллиграфией дадут нужный эффект, помогут ребенку писать красиво, быстро и правильно.
Важно строить занятия таким образом, чтобы ни один из трех компонентов не выпадал. Чем полезна каллиграфия для ребенка Некоторые родители говорят о том, что изучение этого предмета — просто дополнительная нагрузка на ребенка. Они не понимают этого «стремления к украшательству», говорят, что малышу будет полезен и его обычный почерк. Но специалисты давно отмечают серьезную пользу каллиграфии, которая помогает и в обучении, и в повседневной жизни.
Есть сразу несколько важных факторов: Повышение сосредоточенности, усидчивости, концентрации внимания Многим для достижения серьезных успехов в обучении не хватает именно способности концентрировать внимание. Ее сложно развить в современном мире, где поток информации оказывается слишком большим и человека постоянно что-то отвлекает. Когда ребенок учится писать красиво, у него вырабатывается дисциплина. Регулярное проведение занятий, постоянное оттачивание навыка показывают, как важно двигаться к своей цели, работать над самосовершенствованием.
Успеха в каллиграфии не достичь, если не концентрировать внимание на правильном письме.
Это способствует формированию внутреннего пространственного восприятия; развить эмоциональную сферу; Курсы каллиграфии в Липецке Проект «Нескучная каллиграфия» «Нескучная каллиграфия» — это мотивирующий курс, главной целью которого является пробуждения у детей желания научиться писать грамотно и красиво. В первом модуле двенадцать занятий. Пройдя курс полностью, ребенок сможет научиться красиво писать. Кому подходит проект детям и подросткам с некрасивым и неразборчивым почерком; всем желающим научиться красиво писать; детям с плохо развитой мелкой моторикой; детям, которые еще плохо знают буквы; детям и подросткам, любящим заниматься письменным творчеством; детям и подросткам, не любящим заниматься письменным творчеством.
Заниматься каллиграфией могут дети от 7 лет.
Каллиграфия, как искусство письма
Вспомните, когда вы знакомились с прописными буквами, то отходили от общепринятого стандарта, стараясь создать свой уникальный почерк, расписывая тетради и придумывая оригинальную подпись, искажали буквы так, чтобы было удобно писать именно вам, например, отказываясь от лишних завитков, или наоборот вытягивая свой почерк. Эту фишку также подхватили и дизайнеры при создании шрифтов, которые мы сейчас используем повсеместно. Таким образом, чистописание никак нельзя исключать из нашей жизни, принимая во внимание тот факт, что через письмо и написание мы учимся тактильно чувствовать слова, переносить образы в понятный всем шифр и передавать свои эмоции, чувства через взаимодействие чернил предметов с бумагой. Привлекательность чистописания в различные времена. Чистописание пришло в нашу жизнь с момента изобретения первых пишущих предметов и символов, шифрующих отдельные звуки. Далее с развитием общества также развивалось умение писать, а благодаря смешению народов, налаживанию торговых и политических связей, письменность приобрела общие характерные черты на мировом уровне.
Хотя до сих пор остаются языки, которые мало похожи на привычные нам общеевропейские стандарты. А в Китае и Япония каллиграфическое написание ценится как отдельный вид искусства. Рукописный текст придаёт письму эмоциональный окрас. В Пушкинские времена письменность имела особое значение. Не только писатели и поэты тех времён старательно вкладывались в красоту почерка, излагая свои мысли, но и обычные люди, копируя почерк на иностранный манер, кропотливо выводили буквы, придавая им особую, на их взгляд, привлекательность.
Так, процесс письма стал одним из способов самовыражения. Интересные факты: Изначально вся общеевропейская письменность развилась на базе греческого и этрусского алфавитов. Общеизвестно два вида почерка, которые используются и по сей день. Первый вид применяется в качестве маркетингового ходя, для придания привлекательности в оформление, второй вид более повседневный и используется при написании писем, документов, книг и т. Греческий алфавит по-разному отразился на отдельных религиях и народах.
К примеру, римляне стремились к упрощению этого шрифта, чтобы сделать его более практичным и полезным в повседневной жизни. В то же время христианство способствовало расширению образов греческого алфавита, сделав его пропорции более вариативными и индивидуальными в процессе переписывания Библии. Начиная с XI века практически во всей Европе получил широкую популярность так называемый готический стиль, который стал «отцом» самого готического шрифта.
Красивый и ровный почерк — это подспорье для успешного выполнения письменных работ в школе, быстрого и качественного написания диктантов. Грамотность Когда учишься чистописанию, гораздо больше внимания обращаешь и на правила написания слов, ведь не хочется каллиграфически выводить ошибки. Ребенок больше внимания будет обращать на то, как верно пишется слово, какой знак препинания поставить. В процессе обучения каллиграфии уровень грамотности заметно повышается. Развитие мышления и памяти в целом Каллиграфия полезна для мозга, поскольку приобретение навыка — это формирование новых нейронных связей. Данный навык развивает мелкую моторику, ловкость и координацию.
Она будет служить местом опоры для ручки. Затем с помощью наклейки или скотча такую же отметку сделайте на ручке. Это будет уровнем, ниже которого пальцы опускаться не должна. Объясните, что эти два пальчика заняты, потому принять участия в письме не могут. Таким образом, свободными остаются лишь верные пальцы. Какая должна быть ручка Выбирая пишущие принадлежности, обращайте внимание на физиологические особенности детской руки. Предмет для письма не должен быть слишком толстым, тонким и тяжелым. Ручки бывают гелевые и шариковые. Для дошкольников и младших школьников подходит второй вариант. Аккуратность и красота письма зависит и от качества, и состава чернил. Гелевой ручкой надо уметь писать аккуратно, не допуская клякс и разводов. Потому детям младшего школьного возраста она не подойдет. Кроме того, такие ручки могут резко перестать писать и начинают царапать лист бумаги. При выборе шариковой ручки тоже важно знать некоторые правила и особенности. Стержень должен быть тонким, так он будет оставлять после себя аккуратный четкий след. Перед покупкой ручку обязательно нужно проверить в деле, проведя на бумаге несколько полосок. Если предмет полностью выполнен из металла или пластмассы, это не лучший вариант — детские пальчики будут скользить по такому материалу. Желательно, чтобы место, где располагаются пальцы, имело резиновую накладку. Оптимальная длина изделия — 15 см. Развиваем мелкую моторику Плохая или недостаточно развитая моторика — основная причина некрасивого и неаккуратного почерка. У детей, которые не развивают эту способность, на письме образуется много лишних ломаных и изогнутых линий, буквы «прыгают» на строчках, их пропорции нарушены. Развитие мелкой моторики поможет повысить подвижность пальцев и кистей руки, улучшить координации движений, которые важны при письме. Сделать это можно с помощью следующих упражнений: Пальчиковая гимнастика Инсценируйте небольшие рассказы или сказки с помощью пальцев рук. Лучше всего выбрать рифмованные произведения, потому что они легче запоминаются. Ребенок во время таких упражнений должен заучить не только стишки, но и последовательность движений и положение пальцев. В пальчиковой гимнастике задействуются все пальцы обеих рук, при этом их сжатие чередуется с расслаблением. Пальчиковый «Твистер» Эта настольная игра должна быть у всех детей, чьи родители желают, чтобы у них был красивый почерк. Купить ее можно в любом детском магазине или сделать самостоятельно игровое поле из картона, нарисовав на нем цветные кружочки и прикрепив крутящуюся стрелку. Также для игры вам понадобятся кубики. Суть игры — выставить пальцы на игровом поле так, как выпало в рулетке. Победит тот, кто сможет правильно расставить и удержать в таком положении пальцы обеих рук. Театр теней Такая увлекательная игра — эффективный способ развития точных и согласованных движений пальцев и кистей рук. Также театр теней улучшает концентрацию внимания и усидчивость. Для занятия понадобится только торшер или настольная лампа, а саму игру можно проводить вечером.
Современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов, прожил 95 лет. Другой китайский специалист, профессор Генри Као, делает ещё более смелые выводы на основе проведенных исследований: практически нет таких болезней, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией. Результаты показывают, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Улучшаются ответная реакция, способность к дифференциации и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве. Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью. Более того, развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера. В то же время методика была успешно применена к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии и диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и неврозы: у них улучшался эмоциональный фон. Для сравнения: в современной российской школе на такой предмет, как правописание, выделяется один час в неделю, а во времена Императорского Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю. Но не только на Востоке и в Европе изучают влияние каллиграфии на здоровье. О её воздействии на человеческий организм уже давно знают и отечественные специалисты. В течение 15 лет в Петербурге работала школа каллиграфии, созданная группой энтузиастов для детей с отклонениями в умственном развитии. Образовательный процесс в ней основывался на русских методических материалах XIX века.
Развиваем человеческие возможности. Каллиграфия
Я не стала со своими учениками заниматься прописями и чистописанием – с ними мы занимаемся каллиграфией. Каллиграфия для начинающих детей начинается там, где получилось правильно удержать ручку в руке. Как показывают наблюдения, в последнее время педагоги всё меньше и меньше уделяют внимания выработке каллиграфического почерка у детей. Просмотр содержимого документа «Каллиграфия для детей: почему это важно?». Мы поговорили с нейропсихологом, преподавателем каллиграфии и школьными учителями — и выяснили, почему важно писать от руки и как сделать почерк красивым. В целом, каллиграфия для детей предлагает вдохновляющий и красивый способ улучшить их навыки письма, развить творческое мышление и научиться концентрации.
Почему отменили каллиграфию в школах
Но пока не представляю, как можно добросовестно преподавать каллиграфию дистанционно. С частой косой Прописи и тетради первоклашек — больная тема для нашей героини. Сейчас школа предлагает тетрадь с редкой косой, где линии, соответственно, находятся на большом друг от друга расстоянии. Для чего вообще нужны косые? Для организации наклона букв.
Пока ребёнок «стоит» возле этой «наклонной» линии, он ещё может сохранить наклон. Продвинувшись дальше от неё, он должен перевести свой взгляд на соседнюю косую, вычислить необходимый наклон и прорисовать в соответствии с ним, допустим, овал. Но он физиологически сделать этого не может, потому что глазомер ещё не развит он к девяти годам формируется только. По-этому дальше овалы оказываются направленными в разные стороны.
Педагог Ирина Горячева говорит, что редкие косые — вроде помощника, но такого, до которого ещё нужно дотянуться. Как рука помощи, протянутая мамой ребёнку в расчёте на то, что тот сам дотянется до неё. Частые косые — своего рода подпорки и для рук, и для глаз, но, безусловно, нужные. Поэтому я рекомендую всем: и учителям, и родителям, и тем, кто занимается письмом, — использовать в своей работе тетради с частыми косыми.
Ещё один бич современной школы, которому, правда, уже не одно десятилетие, — так называемое безотрывное письмо. Чтобы человек мог быстро писать, поспевая за всем миром.
Рукописное написание текста здорово развивает мозг. Ученые выяснили, что во время набирания текста на компьютере и при написании его ручкой на листе бумаге наш мозг работает по-разному. Рукописное написание текста развивает критическое мышление и память [ G.
Bounds, 2010 ]. Каллиграфия — отличный способ избавиться от нервного напряжения. Процесс написания букв похож на медитацию : мы концентрируемся на конкретных деталях и отключаемся от внешнего мира. Создатели прописи для каллиграфии на кириллице Вика и Вита Лопухины говорят по этому поводу следующее: «Нам хотелось бы, чтобы больше людей увлеклись каллиграфией и чаще писали от руки. Это не просто записывание информации, а расслабляющая практика, полезная не только школьникам, которым нужно развивать концентрацию и внимание, но и людям, страдающим тревожностью и депрессией».
Практические занятия каллиграфией отлично развивают творческое мышление и помогают получить положительные эмоции тем, кто любит создавать что-либо своими руками. Это хороший способ реализации энергии и воплощения самых интересных идей, ведь, как вы уже знаете, сфер применения каллиграфии достаточно, чтобы удовлетворить свою творческую натуру [ О. Ахмеджанова, 2019 ]. Особенно полезно изучение каллиграфии для детей. Помните, как в начальных классах мы старательно выводили буквы в прописи?
Сейчас чистописанию в школах уделяется мало времени, ученики осваивают письмо в процессе изучения других дисциплин, что приводит к искажению почерка. Если ваш ребенок начнет практиковать каллиграфию как можно раньше, он добьется отличных результатов: научится писать ровно и красиво , почерк его будет понятен, снизится количество опечаток. Более того, он научится расслаблять мышцы руки и выработает правильную осанку, что очень важно, ведь во время учебы дети проводят большую часть времени за тетрадями и компьютером. Каллиграфия здорово развивает терпение и усидчивость, а эти качества важны не только для детей, но и для взрослых. Так почему бы не объединиться и не заняться этим увлекательным делом вместе?
Если эти доводы окончательно разрушили все ваши сомнения, то пора переходить к решительным действиям и узнать, с чего следует начинать новичкам в этом деле. Советы новичкам Вы вступили на путь творца, который вот-вот взмахнет волшебным пером и создаст свою первую в жизни каллиграфию. Чтобы процесс был максимально эффективным и доставлял вам удовольствие, предлагаем сделать несколько важных шагов. Определяемся с форматом обучения Есть несколько вариантов обучения каллиграфии, среди которых каждый надет для себя именно тот, который подходит ему в силу занятости, финансовых возможностей или личных предпочтений. Вы можете выбрать курсы, где обучаются в группе с преподавателем, или брать индивидуальные уроки.
Также очень удобно обучаться каллиграфии онлайн, ведь это здорово экономит время , можно выбрать преподавателя из другого города, стерев все территориальные границы, или остановиться на самостоятельном изучении этого вида письма по видеоурокам и другим методическим материалам. Но все же, если вы только ступаете на творческий путь, советуем рассмотреть вариант обучения каллиграфии с преподавателем, ведь такой формат работы имеет свои преимущества: вам предоставляется программа обучения, которая адаптируется под ваши запросы и имеющиеся навыки ; побираются необходимые материалы для работы; преподаватель рассказывает и показывает на своем примере, как нужно держать инструменты для работы, правильно сидеть, работать с красками, пером и т. Особенно эффективны очные занятия в группе, ведь так вы будете взаимодействовать с другими учениками, мотивировать друг друга и подсказывать, на какие детали следует обратить внимание. Живое общение всегда лучше онлайн-обучения. Но и среди онлайн-курсов есть достойные варианты, которые помогут вам освоить этот вид искусства, не выходя из дома.
Конечно, не всем они подходят, ведь здесь важен высокий уровень самодисциплины , а понимание материала во многом зависит от того, хороший ли вам достался преподаватель. Будьте готовы, что обучаться онлайн, как правило, нужно будет немного дольше, чем в очном формате. Те, у кого уровень самодисциплины высокий, могут изучать каллиграфию самостоятельно: для этого понадобятся прописи, соответствующие книги, хорошо оборудованное рабочее пространство. А если возникнут какие-либо вопросы, на них можно найти ответы в блогах каллиграфов или на YouTube. Если совместить вариант очного и онлайн-обучения, можно достичь наилучших результатов.
Приходим к выводу: от каллиграфических занятий отказываться нельзя. В чём же трудности обучения каллиграфии в современной школе? Мой личный опыт показывает, что большинство современных первоклассников совершенно не готовы к письму: дети неправильно держат ручку и карандаш, не умеют правильно сидеть, не умеют правильно располагать тетрадь. Очень много времени учитель уделяет этому необходимому подготовительному этапу, который должен быть доведён до автоматизма. Зачастую, ни дети, ни взрослые не осознают, что красивое письмо - это ещё и грамотное письмо. Трудности с почерком ведут за собой трудности с грамотностью и из начальной школы плавно перетекают в среднюю, старшую, а потом, со всеми вытекающими последствиями, во взрослую жизнь. Причины для возникновения этих трудностей разнообразны: чисто педагогические, медицинские, физиологические, возрастные, психологические. Учитель хочет видеть результат и не замечает истинных причин ухудшающего почерка. Много сил и времени тратится на достижение желаемого результата: усиливаются требования, проявляется жёсткость, на ребёнка начинают «давить» родители. Это ведёт только к ухудшению состояния: причины не выявлены, не устранены - результата нет.
Проблема обучения письму была и остаётся актуальной по сей день. Этой проблемой занимаются педагоги, психологи, логопеды, физиологи, методисты. Я не случайно выбрала эту тему для курсов, так как постоянно сталкиваюсь с трудностями в процессе обучения чистописанию. Хотелось бы помочь себе и своим ученикам, проведя анализ каллиграфических ошибок при письме. Найти возможности их предупреждения и исправления.
И если вернуться к вопросу мотивации, картинки, которые получаются у детей из простых элементов, очень их вдохновляют. Заполняя пространство элементами, добавляя нажим, мы уже приходим к каллиграфии и естественным прямым существуют даже приемы, которые позволяют ребенку или взрослому быстро рисовать прямые линии, как по линейке. И потом плавно переходим в линии, которые способствуют развитию интеллекта. Этой кривой когда-то занимался Леонардо да Винчи: она может пульсировать, включается фантазия! Занятия такой каллиграфической кривой способствуют быстрому развитию биполярного зрения. Искусство буквы оживлять: зачем современному бийскому школьнику каллиграфия Фото: Сергей Кулыгин, "БР" Выбраться из петли стресса — Занятия каллиграфией полезны не только детям? Благодаря каллиграфии буквально через два месяца упорной работы одна женщина, например, которая не могла написать даже пару слов, не только стала красиво писать, но и открыла в себе новые таланты. Вообще, это мощнейшее направление в медицине, которое будет востребовано не сегодня завтра. Потом, когда мы пишем ритмический рисунок, развивается чувство ритма, что полезно для музыкантов. Даже простая линия включает наш интеллект, заставляя двигаться и развиваться. Помню, у нас была такая девочка, по всем гуманитарным предметам училась хорошо, а вот по геометрии получала двойки — не было пространственного воображения. Подошла ко мне учительница и попросила позаниматься с ней каллиграфией, чтобы она получила хотя бы представление об этом. Постепенно, помаленьку она осваивала эту науку и стала единственной в классе, кто умеет решать геометрию в уме. И очень важный вопрос: почему тогда всех детей этому не обучают? Да, конечно, можно заниматься копированием, но это не так продуктивно, потому что действия выполняются механически. Лучше применять другие, более эффективные методы и способы. И сначала работал только линиями! Каждое утро он занимался кривой, писал все более сложные формы и фигуры, что способствовало развитию быстрого мышления. И этот процесс бесконечен. Например, поругался человек с кем-то, не может успокоиться — надо сесть и писать линии. Все пройдет. Или глотает, бедный, снотворное, а мы говорим, что есть элементарный способ, как уснуть — с ручкой в руке, рисуя кривую. Левое полушарие у нас отвечает за логику, правое — гуманитарное, и они должны прийти к гармонии. Когда вы понервничаете, то петля получатся большая. Поэтому, если хотите уснуть — берете мягкий карандаш и минут 15 рисуете специальное упражнение, пока не доведете кривую до симметрии.