Эмоциональный интеллект можно совершенствовать, как и любой другой навык! Владея высоким эмоциональным интеллектом (EQ), человек может решать конфликты, успокаивать других, работать в команде, спокойно реагировать на негативные события, быть интересным и позитивным собеседником. Термин “эмоциональный интеллект” был придуман в 1990-х годах, а затем популяризирован психологом и автором Дэниелом Гоулманом в его книге “Эмоциональный интеллект: Почему он может иметь большее значение, чем IQ.”. По их словам, эмоциональный интеллект — это набор навыков, имеющий отношение к точной оценке, а также выражению, использованию и эффективному регулированию своих и чужих эмоций. Что такое эмоциональный интеллект?
Подписка Ed+ на образование
- Как развить эмоциональный интеллект: 6 упражнений, книги
- Эмоциональный интеллект: как научиться понимать себя и окружающих
- Эмоциональный интеллект
- Как развить эмоциональный интеллект и почему он важен
Почему эмоциональный интеллект – это навык будущего
Что такое эмоциональный интеллект простыми словами, как его развить у взрослых и детей, а также как определить его уровень, в материале от РИА Новости. Рассказываем о том, что такое эмоциональная грамотность, чем проактивная агрессия отличается от реактивной и как развить эмоциональный интеллект. Все просто: эмоциональный интеллект – это способность распознавать и регулировать свои эмоции, а также умение оценивать чувства окружающих и понимать их желания и мотивы. Ответ прост — развивать эмоциональный интеллект ребёнка, учить его пониманию себя и других.
Понятие и особенности эмоционального интеллекта в психологии
это способность личности распознать собственные эмоции, а также умение их контролировать (управлять). Иными словами, эмоциональный интеллект – это когда ты смотришь в корень, в истинную причину эмоций. Что такое эмоциональный интеллект и как его развить? Эмоциональный интеллект (EI или EQ для «эмоциональный коэффициент с англ. emotionalquotient») — это способность воспринимать, интерпретировать, демонстрировать, контролировать. Также под эмоциональным интеллектом понимается наличие эмпатии, умение распознавать мотивацию, желания и намерения других людей.
Как развить эмоциональный интеллект — главный навык 21 века
Почему эмоциональный интеллект — это навык будущего Почему эмоциональный интеллект — это навык будущего 14. Это важный навык как для взрослого человека, так и для подростка. Он помогает не только выстраивать гармоничные отношения с окружающими, но и добиваться своих целей в любых жизненных сферах. О том, как устроен эмоциональный интеллект, почему его так важно развивать в любом возрасте и как он может облегчить жизнь в условиях самоизоляции сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала член Общественного Совета при уполномоченном по правам ребёнка при Президенте РФ, директор Иркутского центра медиации Марианна Садовникова. Расскажите, что это такое. Первая — это способность осознавать свои эмоции, понимать, что вы чувствуете здесь и сейчас.
К сожалению, в современном мире у людей очень низкий уровень осознания своих эмоций. Если спросить у взрослого человека, что он чувствует в данный момент, то чаще всего он затруднится ответить. Осознание того, что вы чувствуете, помогает, в первую очередь, избежать эмоциональной каши, которая приводит к огромному количеству проблем. Второй момент — понимание причины, почему вы чувствуете ту или иную эмоцию, умение находить причинно-следственную связь. Если мы говорим о воспитании в себе эмоционального интеллекта, то всё начинается с двух шагов: понимание эмоции и осознание причины её возникновения.
Третья составляющая эмоционального интеллекта — эмпатия — способность распознавать эмоции другого человека. Часто жалость принимают за эмпатию, но это далеко не то же самое. Эмпатия — это сочувствие, умение разделить эмоцию другого человека, при этом не перенося её на себя.
Мы неизбежно обижаемся, расстраиваемся.
Стремиться «отключить» живые человеческие реакции не нужно. Важно уметь правильно реагировать. Если сотрудник негативно отозвался о новшестве в компании, следует попытаться понять причины недовольства. Разобравшись, в чем проблема, ее можно будет легко решить.
Если сотрудники демонстрируют плохо скрываемое недовольство, руководитель с высокоразвитым эмоциональным интеллектом сможет распутать проблему, а человек с низким EQ только запутает ее еще больше; Вы умеете нейтрализовывать негативных людей. Увы, но без специальной подготовки почти невозможно контролировать ситуацию, имея дело с токсичными людьми. Неподготовленный человек быстро отдаст ситуацию во власть раздражения и других собственных отрицательных эмоций. Руководитель с высоким EQ способен справиться с соблазнами и не реагировать на нелогичное поведение негативного сотрудника; Вы находите возможность заметить окружающих людей, их эмоции, даже если сами очень заняты или торопитесь.
У вас всегда есть пара минут на то, чтобы помочь другим людям, как бы сильно вы не спешили куда-либо; Вы адаптивны. Легкое приспособление к постоянно меняющимся условиям необходимое качество современного предпринимателя. Если он перестанет меняться, мир не перестанет меняться вместе с ним. Поэтому его предприятие будет постепенно терять свои позиции, все меньше и меньше соответствуя конъюнктуре.
Нежелание принимать новое всегда мешает развитию. Другое дело что стратегия и тактика бизнеса могут быть разными. Не обязательно внедрять все самое новое. Иногда лучше отдать это тропу другим и идти во след проторенной дорогой; Вы умеете отдыхать.
Чтобы много отдавать, нужно получать много энергии. Она рождается из отдыха и человеческого общения. И то и другое нужно научиться делать с пользой. Если времени для досуга совсем нет, а так бывает, нужно снимать напряжение различными техниками.
Люди с высоким EQ умеют устанавливать баланс между работой и досугом.
Источники: Брэкетт, М. Эмоциональный интеллект: значение для личного, социального, академического успеха и успеха на рабочем месте. Компас социальной психологии и психологии личности, 5 1 , 88-103.
Brackett, M. Social and Personality Psychology Compass, 5 1 , 88-103. Гейд, К. Развитие эмоциональной компетентности и роль обратной связи.
Южноафриканский журнал управления бизнесом, 47 1 , 33-43. Gade, K. Emotional competence development and the role of feedback. South African Journal of Business Management, 47 1 , 33-43.
В этой книге автор объясняет, как управлять эмоциями и справляться с стрессом. Книга помогает понять, как эмоциональный интеллект может помочь в достижении успеха на работе. Эта книга изучает различные аспекты радости и объясняет, как эмоции влияют на наше счастье.
А это, в свою очередь, может затруднить построение экологичного общения, адекватное поведение в обществе, а также планирование и достижение целей. Причины низкого эмоционального интеллекта Ряд научных исследований показывает, что эмоциональный интеллект во многом зависит от генетической предрасположенности.
Кроме того, существенное влияние оказывают особенности воспитания в детском возрасте — именно родители играют ключевую роль в развитии эмоционального интеллекта у детей. Поэтому взрослым важно обучать ребёнка распознавать эмоции и контролировать их. Например, расстройств аутистического спектра. Порой даже при общем сохранном и весьма высоком интеллекте высокофункциональный аутизм. Низкие значения могут встречаться и при других неблагоприятных состояниях развития личности.
Важность высокого уровня Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют эффективно реагировать на негативные ситуации, выстраивать грамотную коммуникацию и принимать взвешенные решения. Они спокойно воспринимают критику и правильно оценивают эмоции окружающих. Поэтому эмоциональный интеллект и soft skills «гибкие навыки» — ключевые компоненты для успешной учёбы, карьеры и финансового благополучия. Высокий уровень эмпатии позволяет считывать эмоции других людей и находить наилучшие формы взаимодействия с ними, что особенно важно в рабочем коллективе. Как развить эмоциональный интеллект?
Виктория Моисеева предложила несколько простых практик, которые могут помочь развить эмоциональный интеллект: Дневник эмоций. Нужно записывать 3—5 эмоций, которые вы испытали в течение дня, а также ситуацию, которая их вызвала. Это поможет лучше понять, как чувства влияют на мысли и поведение. Техники осознанности, релаксации и дыхательные упражнения. Регулярная практика поможет научиться откладывать немедленные реакции на эмоции, управлять ими и лучше регулировать своё состояние.
Практика активного слушания. Чтобы развить этот навык, нужно учиться внимательно слушать собеседника, не перебивать его и задавать уточняющие вопросы. Научитесь лучше понимать точку зрения другого человека. Попросите близких, друзей и коллег поделиться впечатлениями от общения с вами. Так у вас получится лучше понять свои сильные и слабые стороны и определить направления для развития.
Понятие и особенности эмоционального интеллекта в психологии
Рассказываем о том, что такое эмоциональная грамотность, чем проактивная агрессия отличается от реактивной и как развить эмоциональный интеллект. Рассказываем о том, что такое эмоциональная грамотность, чем проактивная агрессия отличается от реактивной и как развить эмоциональный интеллект. В словосочетании «эмоциональный интеллект» они делают акцент на слове «эмоциональный», и не обращают внимания на главное – «интеллект», рациональную составляющую. 1. Эмоциональный интеллект развивает способность управлять своим поведением. Высоко развитый эмоциональный интеллект потребителя, в свою очередь, позволяет избегать маркетинговых ловушек.
Что такое эмоциональный интеллект и как его «прокачать»? Отвечаем с помощью научных исследований
способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с. Говоря простыми словами, эмоциональный интеллект – это контакт со своими чувствами и эмоциями. Таким образом, эмоциональный интеллект похож на традиционный интеллект, с той единственной разницей, что поступающей информацией являются настроения и эмоции.
Эмоциональный интеллект: что это такое и как его развивать
Какие бывают эмоции? Возможно, кто-то и пробовал составить большую энциклопедию эмоций, но это очень сложная задача. Дело в том, что помимо десятков эмоций, у которых есть названия в русском языке, есть ещё сотни и тысячи специфических для каждой культуры. А у каждой из них — множество оттенков, грань между которыми уловить сложно. Иногда люди испытывают несколько эмоций одновременно, при том не в равной степени, отчего «синтезируется» уникальная эмоция для конкретного человека в текущих обстоятельствах. Представьте, например, что в один вечер ваша любимая команда в напряжённом матче впервые выиграла Лигу чемпионов, вы разбили новый телефон и с вами рассталась девушка или молодой человек. И как же назвать этот букет чувств? В научных кругах принято делить эмоции на две группы: Основные Например, злость, отвращение, страх. Мы унаследовали их от пещерных предков и, как бы мы ни хотели порой от них избавиться, они часть нас. Этим эмоциям мы обязаны жизнью, они опережают мышление и в критических ситуациях помогают быстро сориентироваться в пространстве, порой наделяя нас сверхспособностями через команду «бей или беги». Вспомните истории людей, которые чудом спасались от смерти, совершив прыжок высотой в полтора метра или приподняв автомобиль.
Всё это работает благодаря активации основных эмоций. Социальные Любовь, благодарность, стыд. Это более сложные эмоции, которые позволяют нам мирно сосуществовать в человеческом обществе. Благодаря ним мы можем общаться и поддерживать связи, заводить новые знакомства. В определённой степени социальные эмоции тоже позволяют нам выживать, ведь мы боимся не только тигра или падающего с обрыва автобуса, но и одиночества. Из чего состоят эмоции? Любую эмоцию можно разложить на три части: мысли, физические ощущения и поведение. Иногда эти части проявляются по очереди, иногда одна из них «поджигает» две другие. Рассмотрим три примера: 1 Вы пришли на вечеринку к другу, отлично проводите время. И тут понимаете, что забыли подготовить доклад, который нужно сдать завтра мысль.
Вам становится одновременно страшно и грустно от того, что нужно уходить домой и пытаться успеть сделать доклад до утра. Опускаются плечи, сердце как будто тяжелеет, взгляд тускнеет, хотя ещё пять минут назад вы были счастливы физические ощущения. Наконец, вы обречённо идёте к друзьям, объясняете им ситуацию, прощаетесь. Они предлагают «забить на доклад», но вы непреклонны, обнимаетесь со всеми и уходите готовить доклад поведение. Разминка, начинаем легко бежать. Первые два километра даются очень тяжело. Постепенно ситуация налаживается, каждый новый шаг как будто прибавляет вам сил, вы чувствуете, как легко вам дышится и как приятно размять наконец ноги физические ощущения. Вы продолжаете бег и думаете о том, что спорт на улице — отличное занятие, потому что не нужно платить за спортзал, кругом отличные виды и можно бегать, сколько влезет, ведь вы так хорошо себя при этом чувствуете мысль. Тренировка закончилась, вы счастливы, что возобновили бег, чувствуете себя на все 100. Пробежали 5 километров после полугодового перерыва.
Весь оставшийся день вы заряжены энергией, решили позвонить нескольким друзьям и родителям, а вечером помочь дяде с ремонтом — кажется, вам сегодня всё под силу поведение. Все собираются во дворе, чтобы отметить успешную сдачу. Среди собравшихся — девушка, которая вам очень нравится, но вы не знаете, как к ней подступиться. Наконец, вы берёте себя в руки, вам страшно привет основным эмоциям! Подходите, заводите разговор поведение. По мере разговора вы постепенно расслабляетесь и начинаете получать огромное удовольствие от происходящего. Знаменитые «бабочки в животе» уже здесь, уголки рта приподнимаются, по спине могут периодически пробегать мурашки физические ощущения. Вы проболтали весь вечер и разошлись по домам договорившись о встрече на следующей неделе. Весь оставшийся вечер вы абсолютно счастливы, что бы ни произошло. В то же время, ваше сознание наводняют тысячи мыслей: а вдруг ей на самом деле было неинтересно?
А вдруг у неё другие планы? А куда её пригласить? А как себя повести? Какие эмоции полезны, а какие — нет? Все эмоции нужны, все эмоции важны! Как мы знаем из психологии, человек может выбирать стратегию мышления Мартин Селигман, «Как научиться оптимизму» Переживание «отрицательных» эмоций зачастую побуждает нас усиливать их негативными реакциями. Например, сожаление. Очень полезная эмоция, помогающая извлекать уроки из поступков и лучше планировать будущее. Это положительная реакция. Но есть и отрицательная: самобичевание, бездействие, «зря я начал, больше никогда за это не возьмусь».
Это более поверхностная и простая реакция, при этом глубоко деструктивная. Кроме того, эмоции как те, что считаются «положительными», так и «отрицательные» позволяют нам формировать и выражать идеи и мысли, которые не всегда являются плодом сознательного мышления. Например, злость может побудить к написанию песни. Любовь — к сочинению стихов. Что уж говорить о живописи: художник вкладывает в работу эмоцию, которая потом передаётся посетителям галереи. Подытоживая скажем, что эмоции, с одной стороны, «сужают» мышление и поведение, что может даже спасти нам жизнь в экстремальной ситуации «я схвачусь за поручень в эту секунду, иначе погибну». С другой стороны, они же в иных обстоятельствах позволяют нам углублять и расширять мышление и опыт «не нравится, как выгляжу — начну заниматься спортом». Нет полезных и бесполезных эмоций, все они важны. Вы можете использовать какие угодно материалы — от красок, мелков, карандашей до вырезок из журналов и цветной бумаги. Раскрасьте его.
А теперь посмотрите на портрет внимательно — зачастую то, как мы рисуем, отражает наше эмоциональное состояние и мироощущение. Посмотрите в нашей скрытой подсказке, как можно интерпретировать ваш рисунок. Подсказка Голова Большая голова — большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом.
Мы неизбежно обижаемся, расстраиваемся. Стремиться «отключить» живые человеческие реакции не нужно. Важно уметь правильно реагировать. Если сотрудник негативно отозвался о новшестве в компании, следует попытаться понять причины недовольства. Разобравшись, в чем проблема, ее можно будет легко решить. Если сотрудники демонстрируют плохо скрываемое недовольство, руководитель с высокоразвитым эмоциональным интеллектом сможет распутать проблему, а человек с низким EQ только запутает ее еще больше; Вы умеете нейтрализовывать негативных людей.
Увы, но без специальной подготовки почти невозможно контролировать ситуацию, имея дело с токсичными людьми. Неподготовленный человек быстро отдаст ситуацию во власть раздражения и других собственных отрицательных эмоций. Руководитель с высоким EQ способен справиться с соблазнами и не реагировать на нелогичное поведение негативного сотрудника; Вы находите возможность заметить окружающих людей, их эмоции, даже если сами очень заняты или торопитесь. У вас всегда есть пара минут на то, чтобы помочь другим людям, как бы сильно вы не спешили куда-либо; Вы адаптивны. Легкое приспособление к постоянно меняющимся условиям необходимое качество современного предпринимателя. Если он перестанет меняться, мир не перестанет меняться вместе с ним. Поэтому его предприятие будет постепенно терять свои позиции, все меньше и меньше соответствуя конъюнктуре. Нежелание принимать новое всегда мешает развитию. Другое дело что стратегия и тактика бизнеса могут быть разными.
Не обязательно внедрять все самое новое. Иногда лучше отдать это тропу другим и идти во след проторенной дорогой; Вы умеете отдыхать. Чтобы много отдавать, нужно получать много энергии. Она рождается из отдыха и человеческого общения. И то и другое нужно научиться делать с пользой. Если времени для досуга совсем нет, а так бывает, нужно снимать напряжение различными техниками. Люди с высоким EQ умеют устанавливать баланс между работой и досугом.
Разбилась любимая кружка. Встали в пробку и опоздали на экзамен.
Нашли муравья на кухне. Во всём районе внезапно выключили воду на сутки. Всё это — эмоциональные триггеры, внезапные события, которые выбивают нас из состояния покоя. Они могут толкать на плохие поступки разной степени тяжести, от самобичевания до оскорблений ни в чём не повинных людей. Большинство из нас может справиться с одной вещью, которая провоцирует стресс. Разбилась и ладно. Опоздал — что ж, надо было раньше выходить. Но когда трудности наваливаются скопом, бороться с ними бывает нелегко. В таком случае стресс захватывает разум, мешая мыслить ясно.
Для того чтобы найти выход, управлять своим стрессом и уменьшить его, вам нужно успокоить эмоциональную часть мозга и задействовать его рациональную, думающую часть. Келли Макгонигал, «Хороший стресс как способ стать сильнее и лучше» Келли Макгонигал в книге «Хороший стресс как способ стать сильнее и лучше» рассуждает о природе стресса, его происхождении и пользе. Вывод, который делает автор, может показаться неочевидным: стресс полезен, хотя массовая культура убеждает нас в обратном. Стресс в разумных количествах помогает человеку оставаться в тонусе, интересоваться жизнью, совершать новые открытия. Макгонигал ссылается на исследования, согласно которым среди людей, периодически переживающих стресс предприниматели, главы семей, обычные люди с непростой судьбой в среднем выше процент удовлетворённых жизнью. Почему так происходит? Всё дело в переосмыслении и принятии стрессовых ситуаций. Мы не сдаёмся, а анализируем, что произошло и что стоит сделать, чтобы избежать аналогичных проблем в будущем, благодаря чему повышаем качество жизни. Конечно, без эмоций не обойтись, особенно когда триггер только «зажёгся», но дальше в игру должен вступить разум.
Разложить ситуацию по полочкам, составить план действий — всё это необходимо, чтобы справиться со стрессом и направить его себе на пользу. Для начала будет достаточно просто встать и пройтись, сделать десять глубоких вдохов. Чтобы вернуть контроль над разумом и эмоциями, нужно успокоиться. Они уже сделали свою работу, сообщив вам об опасности. Вспомните, когда и в каких ситуациях вы чувствовали эту эмоцию. На что важное вам нужно обратить внимание? Что изменится в вашем поведении или мироощущении, если вы обратите на это внимание? Чем она могла вам помочь? Наши эмоции — это своего рода «зеркала» в наш внутренний мир.
Они говорят о том, что мы можем бояться признать: о страхе, злости, недовольстве, обиде, зависти. И, пока мы не даем самим себе «зеленый свет» на «проживание» эмоции, мы не можем хорошо видеть ситуацию в целом и понимать наши внутренние мотивы. Макгонигал Келли, «Хороший стресс как способ стать сильнее и лучше» На протяжении всей жизни мы переживаем множество стрессов. Они связаны с взрослением, старением, учебой и работой, семьей и здоровьем, финансами и общением. Мы привыкли воспринимать стрессы, как что-то плохое, но на самом деле хорошая встряска — мощный источник энергии и универсальное средство для закалки характера, это наш секретный механизм адаптации к самым тяжелым условиям. Автор рассказывает, как правильно анализировать свои переживания и извлекать пользу из всех неприятностей, которые с нами случаются. Все рекомендации основаны на результатах множества научных исследований в областях психологии и нейробиологии, а также на обширном врачебном опыте самой Келли Макгонигал. Краткий гид по эмоциональному интеллекту: за чем следить, что учесть У каждой эмоции своё предназначение Например, грусть замедляет реакцию организма на внешние раздражители, даёт время на то, чтобы привыкнуть к новым обстоятельствам. Проявления грусти видны окружающим, они могут считать их и выбирать подходящую тактику общения с вами, чтобы помочь пережить потерю.
Если эмоцию избегать, заглушать её — она не будет выполнять свою функцию. В таком случае вы не сможете прожить то, что стало причиной появления эмоции. Это чревато потерей жизненных ориентиров, а иногда и проблем со здоровьем. Только качественно проживая свои эмоции вы можете приблизиться к ощущению счастья. Сладкое и алкоголь — не выход, если являются самоцелью Некоторые эмоции хочется «заесть» или «запить» и более с ними ничего не делать. Это ошибочная тактика: заглушить эмоцию вы сможете лишь на время, но рано или поздно она к вам вернётся, ещё и с букетом дополнительных расстройств «я толстею», «кажется, у меня теперь проблемы с алкоголем, я ничтожество». Позитивное мышление — важная составляющая эмоционального интеллекта От негативного оно отличается созидательным началом. Проще говоря, когда что-то произошло, лучше думать о том, как выйти из ситуации и какие уроки из произошедшего вынести, чем о том, как всё ужасно. Мартин Селигман в книге «Как научиться оптимизму» рассуждает о природе позитивного мышления.
По мнению автора, этому можно научиться. Безусловно, есть факторы, на которые мы повлиять не можем: рост, цвет глаз, место рождения. Однако, большинство того, с чем мы сталкиваемся в жизни, находится в так называемой «нейтральной зоне», где всё зависит от нашего восприятия ситуации и действий. Главное препятствие в этой зоне — выученная беспомощность, реакция отказа, уход в пассивность, которые берут начало в убеждении, что любое ваше действие не имеет никакого значения. В наших силах отказаться от беспомощности и взять ситуацию под контроль, начав с собственного разума и эмоций. В этом помогает эмоциональный интеллект. Отдельно стоит поговорить о смелости Мы уже знаем, что страх живёт с нами с доисторических времён. А что с героями? Как бесстрашные люди избавились от страха?
Они всё еще испытывают его, но они научились направлять эмоции на преодоление страха. Эта суперспособность — тоже часть эмоционального интеллекта. Вы можете проявить смелость — в один короткий, но значимый миг повести себя в соответствии со своими убеждениями, верованиями, намерениями и сделать то, что считаете правильным. Хэссон Джилл, «Развитие эмоционального интеллекта: Подсказки, советы, техники» Эмоциональный интеллект и общение Важная часть эмоционального интеллекта — способность понимать точку зрения других людей, ставить себя на их место, в общем, эмпатия. Это мастерство можно развивать бесконечно, его значимость трудно переоценить. Практикуйте активное слушание: задавайте вопросы человеку, когда он рассуждает о важных для него вещах, уточняйте, примеряйте на себя. Анализируйте не только аргументы, но и ощущения собеседника, его движения, тембр и так далее. В доверительной коммуникации высок риск начать давать непрошенные советы из собственного опыта Особенно это актуально, если у вас схожий жизненный путь ходили в одну школу, выросли в одном городе.
Это не означает, что человек обязательно станет мастером саморегуляции или гениальным лидером, но улучшить свои способности обращаться с миром эмоций может каждый. Анна Крючкова психолог, танатотерапевт Даже если в детстве какие-то навыки не получили развития, при необходимости человек во взрослом возрасте вполне способен восполнить этот пробел. Одним будет проще, другим сложнее, в какой-то степени на это могут повлиять некоторые индивидуальные особенности, например темперамент. Но если нет повреждений на уровне коры головного мозга и определённых заболеваний, овладеть этими навыками — вполне посильная задача. Константин Остер карьерный психолог, психотерапевт Саморефлексия и тренировка умения выделять, называть и отслеживать влияние собственных чувств на себя, на других постепенно позволит делать это быстро и почти на автомате. Тот, кто развивает EQ, меньше времени тратит на попытки договориться, донести свои идеи, настроить тёплые плодотворные отношения как раз потому, что умеет обращаться не только с разумом, но и понимает, какие эмоции испытает другой человек. Это сокращает количество ошибок и делает жизнь лучше. Характерно, что всё больше людей понимают ценность таких навыков, а эмоциональный интеллект — это именно навык, который можно развивать тренировками. Как прокачать свой EQ Способов для прокачки эмоционального интеллекта множество: одни помогают лучше понимать себя и свои эмоции, другие тренируют навыки их выражения и общения. Опрошенные «Секретом» психологи посоветовали следующие работающие способы. Обращайте внимание на свои и чужие эмоциональные реакции. Фиксируйте и оценивайте эмоции, которые возникают в ответ на любые раздражители, будь то громкий звук, яркий свет или чужая речь. Осознавайте причины эмоций. Если вы реагируете — значит, произошедшее важно для вас. Задавайте себе вопросы: «почему я так реагирую» и «зачем мне эта эмоция нужна». Возможно, ситуация затронула ваши глубинные ценности, и эмоция — просто способ напомнить о них. Задействуйте свое тело. Обращайте внимание на то, как ваш организм реагирует на разный эмоциональный фон, ищите закономерности. Например, регулярное изображение перед зеркалом различных эмоций с помощью мимики или одного только взгляда позволит вам быстрее считывать эти эмоции по лицам окружающих и более эффективно выражать собственные. Не подавляйте и не игнорируйте эмоции. Если всё держать в себе и не позволять себе проявлять негативные эмоции, вскоре вы можете потерять контакт с самими собой и перестать понимать, что вы на самом деле чувствуете. А ведь это губительно для личности. Вытаскивайте чувства из подсознания. Для этого помогут различные практики, например «утренние страницы». Сразу после пробуждения можно сесть и записать всё, что приходит в голову, — сны, мысли, планы, стихи. Так вы очистите сознание и сможете потом отрефлексировать написанное. Учитесь слушать, наблюдать и спрашивать. Помимо того, что так ваша коммуникация автоматически улучшится, это поможет видеть чужие эмоциональные реакции и сопоставлять их с тем, что испытываете вы сами. Так вам будет проще проявить себя в роли хорошего, понимающего собеседника. Будьте дружелюбны. Другие люди — не враги, которых надо переиграть и от которых надо защититься, а потенциальные помощники, друзья, учителя, источники важной информации. Вместо того чтобы обвинять и отталкивать их, вовлекайте их в решение ваших общих проблем. Практикуйтесь в своих реакциях. Если вы где-то сорвались из-за пустяка, обдумайте случившееся, придумайте лучшую реакцию и в следующий раз постарайтесь вести себя иначе. Так вы научитесь реагировать адекватно и не истощать себя негативными эмоциями. Собирайте фидбэк. Обратная связь от людей, с которыми вы общаетесь ежедневно, поможет посмотреть на себя их глазами и осознать, как вы проявляете свои эмоции вовне. Заручитесь поддержкой близких и попросите их вместе с вами отслеживать ваш прогресс. Ставьте себя на место собеседника. Особенно это касается коммуникации в письменной форме, когда нельзя оценить чужое настроение и показать лицом дружелюбный настрой. Одна и та же фраза от коллеги, партнёра, мамы и начальника может восприниматься как обычное замечание, похвала или непрошеная критика. Прежде чем отправить сообщение, задайте себе вопрос, кто вы своему собеседнику и что от вас будет уместно. Позвольте себе не знать.
Как развить эмоциональный интеллект — главный навык 21 века
Следующий компонент — это, как ни странно, мотивация. Ну про мотивацию, наверное, все понимают важность мотивации. Особенно для детей: мотивации к учебе. Но мотивация — это часть эмоциональной сферы. Даже так это и называется — «эмоционально-волевая сфера». Потому что, если у человека нет эмоций, нет эмоциональных стремлений, то у него как бы мотивации нет. То есть человек стремится к тому, что даёт ему положительные эмоции, то, из-за чего он их получает.
Если он стремится, но не понимает, что это положительные эмоции, то его решения сомнительные. Например, ты знаешь людей, опять же, наверняка знаешь, потому что все их знают, которые, имея весьма скромные доходы, покупают каждый вновь вышедший iPhone. Вот прям он выходит, они стоят в очереди и покупают его в кредит тут же. И начинают этот кредит платить. И не то чтобы им этот iPhone нужен для фотосъемки. И не то чтобы они собираются на какой-то приёмный балл, где обязательно быть с iPhone.
Просто они чувствуют некий импульс, то есть они чувствуют некую пустоту, которую заполнит только iPhone. Но он её не заполняет. То есть они, иными словами, не понимают, чего они хотят. Ирина — Но вообще в России уже, по-моему, несколько лет не бывает очереди к iPhone. Но было такое. Да, я понимаю тебя.
Сергей — От этого не исчезли никуда люди, которые покупают этот iPhone, абсолютно не располагая для этого средствами с одной стороны, не имея разумных причин для этого с другой стороны. Но у них есть некое стремление это сделать. Хотя это с их ситуации никак не бьётся. И в большинстве случаев это индикатор того, что они не понимают в целом своей мотивации. Или люди, которые очень остро реагируют на какую-нибудь классную рекламу. Они видят какую-то рекламу и тут же зажигаются: «Вау, какая классная вещь!
Новая модель автомобиля или новая модель телефона. Или еще что-то. Они ведутся на эту рекламу по той причине, что они не понимают свою истинную мотивацию и свои истинные желания. И, соответственно, если они не понимают, то кто-то другой может это использовать. Способность стремиться к достижению цели ради её достижения — это и есть некая эмоциональная зрелость. Ведь и учителя, и родители поголовно говорят о том, что недостаточная мотивация или подавленная и деформированная учебная мотивация — это огромная проблема.
Что молодежь ничего не хочет.
Даниел Канеман, обладатель Нобелевской премии по экономике, выяснил, что люди готовы заключать менее выгодные для себя сделки, если партнер вызывает у них симпатию. Обаятельный продавец способен продать больше товара, даже если тот будет бесполезным или недостаточно качественным. Люди с развитым EQ имеют больше возможностей за счет влияния на других людей. Высокий уровень EQ означает, что человек умеет распознавать настроение собеседника, замечать его чувства и справляться с собственным эмоциональным фоном. Такие качества позволяют налаживать связи, обращать на себя внимание, способствуют доверию и, как следствие, занятию высоких должностей, предполагающих управление коллективом. В нем главные герои являются гениальными учеными, но совершенно не умеют вести себя в обычном обществе, из-за чего постоянно и попадают в комичные ситуации.
Кроме понимания и управления эмоциями EQ способствует развитию мышления. Ученые доказали, что настроение оказывает прямое влияние на мыслительные процессы. Например, положительные эмоции помогают поверить в себя и даже на физическом уровне почувствовать себя лучше. А грусть и тоска заставляют ощущать даже те проблемы, которых нет. Более глубоко погрузиться в тему вам помогут книги по эмоциональному интеллекту. Составляющие EQ Существуют разные методы разделения эмоционального интеллекта на составляющие. Модель Майера-Саловея-Карузо считается наиболее точной на сегодняшний день.
Ее также называют моделью способностей. Она имеет 4 компонента: Восприятие — это способность распознавать эмоции окружающих, а также свои собственные. Понимание — умение определять причину появления тех или иных эмоций, их связь с мыслями человека, а также прогнозировать те или иные состояния в зависимости от внешних событий. Использование — неосознанная способность применять свои эмоции для активации мышления, креативности и мотивации.
Это не означает, что нужно заблокировать и скрывать свои истинные чувства — это значит ждать подходящего времени и места, чтобы их выразить. Самообладание подразумевает выражение своих эмоций адекватным образом. Люди с самообладанием, как правило, гибки и хорошо адаптируются к изменениям. Они способны управлять конфликтами и разрешать напряженные или сложные ситуации.
Гольман считает, что люди с сильными навыками саморегулирования также очень добросовестны. Они внимательны к окружающим и берут на себя ответственность за свои действия. Истинное понимание эмоций включает в себя больше, чем просто признание собственных эмоций и чувств других людей — нужно, чтобы эта информация работала в вашем взаимодействии и коммуникациях с людьми каждый день. В профессиональной сфере это означает, что преимущества получат те менеджеры, кто будет способен построить контакт и взаимоотношения с подчинёнными, в то время как рядовые работники могут воспользоваться преимуществами своей эффективной связи с руководителями и сослуживцами. Вот несколько важных социальных навыков: активное слушание, вербальные навыки общения, невербальные коммуникативные навыки, лидерство и способность убеждать. Эмпатия значит больше, чем просто способность распознавать эмоциональное состояние других людей, она также включает в себя вашу реакцию на основе этой информации. Когда вы чувствуете, что кто-то испытывает, например, грусть или безнадежность, это будет означать, что вы, как будто, переняли чувства этого человека. Вы можете позаботиться о таком человеке или поддержать его дух.
Чуткость также позволяет людям отслеживать негласные отношения, процессы, которые происходят в разных сообществах, особенно на рабочих местах. Компетентный в такой сфере человек способен определить силы, обладающие влиянием в различных социальных отношениях, понять, как они влияют на чувства и поведение, и точно интерпретировать различные ситуации, которые зависят от такого влияния. Люди, эмоционально богатые, движимы чем-то за пределами одних лишь внешних стимулов, таких как слава, деньги, признание и одобрение.
А у каждой из них — множество оттенков, грань между которыми уловить сложно.
Иногда люди испытывают несколько эмоций одновременно, при том не в равной степени, отчего «синтезируется» уникальная эмоция для конкретного человека в текущих обстоятельствах. Представьте, например, что в один вечер ваша любимая команда в напряжённом матче впервые выиграла Лигу чемпионов, вы разбили новый телефон и с вами рассталась девушка или молодой человек. И как же назвать этот букет чувств? В научных кругах принято делить эмоции на две группы: Основные Например, злость, отвращение, страх.
Мы унаследовали их от пещерных предков и, как бы мы ни хотели порой от них избавиться, они часть нас. Этим эмоциям мы обязаны жизнью, они опережают мышление и в критических ситуациях помогают быстро сориентироваться в пространстве, порой наделяя нас сверхспособностями через команду «бей или беги». Вспомните истории людей, которые чудом спасались от смерти, совершив прыжок высотой в полтора метра или приподняв автомобиль. Всё это работает благодаря активации основных эмоций.
Социальные Любовь, благодарность, стыд. Это более сложные эмоции, которые позволяют нам мирно сосуществовать в человеческом обществе. Благодаря ним мы можем общаться и поддерживать связи, заводить новые знакомства. В определённой степени социальные эмоции тоже позволяют нам выживать, ведь мы боимся не только тигра или падающего с обрыва автобуса, но и одиночества.
Из чего состоят эмоции? Любую эмоцию можно разложить на три части: мысли, физические ощущения и поведение. Иногда эти части проявляются по очереди, иногда одна из них «поджигает» две другие. Рассмотрим три примера: 1 Вы пришли на вечеринку к другу, отлично проводите время.
И тут понимаете, что забыли подготовить доклад, который нужно сдать завтра мысль. Вам становится одновременно страшно и грустно от того, что нужно уходить домой и пытаться успеть сделать доклад до утра. Опускаются плечи, сердце как будто тяжелеет, взгляд тускнеет, хотя ещё пять минут назад вы были счастливы физические ощущения. Наконец, вы обречённо идёте к друзьям, объясняете им ситуацию, прощаетесь.
Они предлагают «забить на доклад», но вы непреклонны, обнимаетесь со всеми и уходите готовить доклад поведение. Разминка, начинаем легко бежать. Первые два километра даются очень тяжело. Постепенно ситуация налаживается, каждый новый шаг как будто прибавляет вам сил, вы чувствуете, как легко вам дышится и как приятно размять наконец ноги физические ощущения.
Вы продолжаете бег и думаете о том, что спорт на улице — отличное занятие, потому что не нужно платить за спортзал, кругом отличные виды и можно бегать, сколько влезет, ведь вы так хорошо себя при этом чувствуете мысль. Тренировка закончилась, вы счастливы, что возобновили бег, чувствуете себя на все 100. Пробежали 5 километров после полугодового перерыва. Весь оставшийся день вы заряжены энергией, решили позвонить нескольким друзьям и родителям, а вечером помочь дяде с ремонтом — кажется, вам сегодня всё под силу поведение.
Все собираются во дворе, чтобы отметить успешную сдачу. Среди собравшихся — девушка, которая вам очень нравится, но вы не знаете, как к ней подступиться. Наконец, вы берёте себя в руки, вам страшно привет основным эмоциям! Подходите, заводите разговор поведение.
По мере разговора вы постепенно расслабляетесь и начинаете получать огромное удовольствие от происходящего. Знаменитые «бабочки в животе» уже здесь, уголки рта приподнимаются, по спине могут периодически пробегать мурашки физические ощущения. Вы проболтали весь вечер и разошлись по домам договорившись о встрече на следующей неделе. Весь оставшийся вечер вы абсолютно счастливы, что бы ни произошло.
В то же время, ваше сознание наводняют тысячи мыслей: а вдруг ей на самом деле было неинтересно? А вдруг у неё другие планы? А куда её пригласить? А как себя повести?
Какие эмоции полезны, а какие — нет? Все эмоции нужны, все эмоции важны! Как мы знаем из психологии, человек может выбирать стратегию мышления Мартин Селигман, «Как научиться оптимизму» Переживание «отрицательных» эмоций зачастую побуждает нас усиливать их негативными реакциями. Например, сожаление.
Очень полезная эмоция, помогающая извлекать уроки из поступков и лучше планировать будущее. Это положительная реакция. Но есть и отрицательная: самобичевание, бездействие, «зря я начал, больше никогда за это не возьмусь». Это более поверхностная и простая реакция, при этом глубоко деструктивная.
Кроме того, эмоции как те, что считаются «положительными», так и «отрицательные» позволяют нам формировать и выражать идеи и мысли, которые не всегда являются плодом сознательного мышления. Например, злость может побудить к написанию песни. Любовь — к сочинению стихов. Что уж говорить о живописи: художник вкладывает в работу эмоцию, которая потом передаётся посетителям галереи.
Подытоживая скажем, что эмоции, с одной стороны, «сужают» мышление и поведение, что может даже спасти нам жизнь в экстремальной ситуации «я схвачусь за поручень в эту секунду, иначе погибну». С другой стороны, они же в иных обстоятельствах позволяют нам углублять и расширять мышление и опыт «не нравится, как выгляжу — начну заниматься спортом». Нет полезных и бесполезных эмоций, все они важны. Вы можете использовать какие угодно материалы — от красок, мелков, карандашей до вырезок из журналов и цветной бумаги.
Раскрасьте его. А теперь посмотрите на портрет внимательно — зачастую то, как мы рисуем, отражает наше эмоциональное состояние и мироощущение. Посмотрите в нашей скрытой подсказке, как можно интерпретировать ваш рисунок. Подсказка Голова Большая голова — большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом.
Маленькая голова — чувство интеллектуальной или социальной неадекватности. Глаза Большие глаза — подозрительность, озабоченность, гиперчувствительность по отношению к общественному мнению. Маленькие глаза или закрытые — тенденция к интроверсии и самопоглощенности.
Эмоциональный интеллект
На что стоит обратить внимание особо. Провокационное поведение подростка легко перепутать с эмоциональной глухотой. С 12 лет у детей начинает работать биологическая программа на отделение от родителей, поэтому многие вещи подростки делают, чтобы им поскорее сказали: «Кажется, тебе пора! Можно вспомнить себя в этом возрасте, рассказать о своем опыте и посочувствовать человеку, который проходит через все это сейчас. Полезно обсуждать книги и фильмы о нравственных дилеммах и сложном моральном выборе. Это поможет подростку взглянуть на мир глазами другого человека.
И что — действует? Да, это работает. Исследования Университета Британской Колумбии, Иллинойского университета в Чикаго и Университета Лойолы подводят результаты программ по развитию эмоционального интеллекта, которые американцы внедрили в школах, и солидарно заявляют: у детей и впрямь улучшаются психическое здоровье, социальные навыки и результаты обучения. Причем все это оказывается полезным даже спустя годы. Гоулмана и «Эмоциональный интеллект ребенка» Д.
Готтмана и Д. Обсуждать эмоции с детьми можно на примере детских книг: для 3-летних подойдет игровая книга Михаила Яснова «Большая книга эмоций», книга Джудит Виорст «Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, плохой день», серии Русе Лагеркранц «Моя счастливая жизнь» и Дороти Эдвардс «Моя озорная сестренка». Лучше выбирать книги с рассказами про детей, а не антропоморфных животных, так как истории про людей дети скорее воспринимают как истории о себе. С 5 лет можно размышлять над книгами Оскара Бренифье, например «Что такое чувства? С 7 лет и до старости — развивать эмоциональный интеллект при помощи художественной литературы, кино, искусства, даже при помощи компьютерных игр.
Важно обсуждать с ребенком, почему здесь такие герои, такие картинки, такая музыка, такой цвет. В любой хорошей книге есть что обсудить: от «Саши и Маши» Анни М.
Разбилась любимая кружка. Встали в пробку и опоздали на экзамен. Нашли муравья на кухне. Во всём районе внезапно выключили воду на сутки.
Всё это — эмоциональные триггеры, внезапные события, которые выбивают нас из состояния покоя. Они могут толкать на плохие поступки разной степени тяжести, от самобичевания до оскорблений ни в чём не повинных людей. Большинство из нас может справиться с одной вещью, которая провоцирует стресс. Разбилась и ладно. Опоздал — что ж, надо было раньше выходить. Но когда трудности наваливаются скопом, бороться с ними бывает нелегко.
В таком случае стресс захватывает разум, мешая мыслить ясно. Для того чтобы найти выход, управлять своим стрессом и уменьшить его, вам нужно успокоить эмоциональную часть мозга и задействовать его рациональную, думающую часть. Келли Макгонигал, «Хороший стресс как способ стать сильнее и лучше» Келли Макгонигал в книге «Хороший стресс как способ стать сильнее и лучше» рассуждает о природе стресса, его происхождении и пользе. Вывод, который делает автор, может показаться неочевидным: стресс полезен, хотя массовая культура убеждает нас в обратном. Стресс в разумных количествах помогает человеку оставаться в тонусе, интересоваться жизнью, совершать новые открытия. Макгонигал ссылается на исследования, согласно которым среди людей, периодически переживающих стресс предприниматели, главы семей, обычные люди с непростой судьбой в среднем выше процент удовлетворённых жизнью.
Почему так происходит? Всё дело в переосмыслении и принятии стрессовых ситуаций. Мы не сдаёмся, а анализируем, что произошло и что стоит сделать, чтобы избежать аналогичных проблем в будущем, благодаря чему повышаем качество жизни. Конечно, без эмоций не обойтись, особенно когда триггер только «зажёгся», но дальше в игру должен вступить разум. Разложить ситуацию по полочкам, составить план действий — всё это необходимо, чтобы справиться со стрессом и направить его себе на пользу. Для начала будет достаточно просто встать и пройтись, сделать десять глубоких вдохов.
Чтобы вернуть контроль над разумом и эмоциями, нужно успокоиться. Они уже сделали свою работу, сообщив вам об опасности. Вспомните, когда и в каких ситуациях вы чувствовали эту эмоцию. На что важное вам нужно обратить внимание? Что изменится в вашем поведении или мироощущении, если вы обратите на это внимание? Чем она могла вам помочь?
Наши эмоции — это своего рода «зеркала» в наш внутренний мир. Они говорят о том, что мы можем бояться признать: о страхе, злости, недовольстве, обиде, зависти. И, пока мы не даем самим себе «зеленый свет» на «проживание» эмоции, мы не можем хорошо видеть ситуацию в целом и понимать наши внутренние мотивы. Макгонигал Келли, «Хороший стресс как способ стать сильнее и лучше» На протяжении всей жизни мы переживаем множество стрессов. Они связаны с взрослением, старением, учебой и работой, семьей и здоровьем, финансами и общением. Мы привыкли воспринимать стрессы, как что-то плохое, но на самом деле хорошая встряска — мощный источник энергии и универсальное средство для закалки характера, это наш секретный механизм адаптации к самым тяжелым условиям.
Автор рассказывает, как правильно анализировать свои переживания и извлекать пользу из всех неприятностей, которые с нами случаются. Все рекомендации основаны на результатах множества научных исследований в областях психологии и нейробиологии, а также на обширном врачебном опыте самой Келли Макгонигал. Краткий гид по эмоциональному интеллекту: за чем следить, что учесть У каждой эмоции своё предназначение Например, грусть замедляет реакцию организма на внешние раздражители, даёт время на то, чтобы привыкнуть к новым обстоятельствам. Проявления грусти видны окружающим, они могут считать их и выбирать подходящую тактику общения с вами, чтобы помочь пережить потерю. Если эмоцию избегать, заглушать её — она не будет выполнять свою функцию. В таком случае вы не сможете прожить то, что стало причиной появления эмоции.
Это чревато потерей жизненных ориентиров, а иногда и проблем со здоровьем. Только качественно проживая свои эмоции вы можете приблизиться к ощущению счастья. Сладкое и алкоголь — не выход, если являются самоцелью Некоторые эмоции хочется «заесть» или «запить» и более с ними ничего не делать. Это ошибочная тактика: заглушить эмоцию вы сможете лишь на время, но рано или поздно она к вам вернётся, ещё и с букетом дополнительных расстройств «я толстею», «кажется, у меня теперь проблемы с алкоголем, я ничтожество». Позитивное мышление — важная составляющая эмоционального интеллекта От негативного оно отличается созидательным началом. Проще говоря, когда что-то произошло, лучше думать о том, как выйти из ситуации и какие уроки из произошедшего вынести, чем о том, как всё ужасно.
Мартин Селигман в книге «Как научиться оптимизму» рассуждает о природе позитивного мышления. По мнению автора, этому можно научиться. Безусловно, есть факторы, на которые мы повлиять не можем: рост, цвет глаз, место рождения. Однако, большинство того, с чем мы сталкиваемся в жизни, находится в так называемой «нейтральной зоне», где всё зависит от нашего восприятия ситуации и действий. Главное препятствие в этой зоне — выученная беспомощность, реакция отказа, уход в пассивность, которые берут начало в убеждении, что любое ваше действие не имеет никакого значения. В наших силах отказаться от беспомощности и взять ситуацию под контроль, начав с собственного разума и эмоций.
В этом помогает эмоциональный интеллект. Отдельно стоит поговорить о смелости Мы уже знаем, что страх живёт с нами с доисторических времён. А что с героями? Как бесстрашные люди избавились от страха? Они всё еще испытывают его, но они научились направлять эмоции на преодоление страха. Эта суперспособность — тоже часть эмоционального интеллекта.
Вы можете проявить смелость — в один короткий, но значимый миг повести себя в соответствии со своими убеждениями, верованиями, намерениями и сделать то, что считаете правильным. Хэссон Джилл, «Развитие эмоционального интеллекта: Подсказки, советы, техники» Эмоциональный интеллект и общение Важная часть эмоционального интеллекта — способность понимать точку зрения других людей, ставить себя на их место, в общем, эмпатия. Это мастерство можно развивать бесконечно, его значимость трудно переоценить. Практикуйте активное слушание: задавайте вопросы человеку, когда он рассуждает о важных для него вещах, уточняйте, примеряйте на себя. Анализируйте не только аргументы, но и ощущения собеседника, его движения, тембр и так далее. В доверительной коммуникации высок риск начать давать непрошенные советы из собственного опыта Особенно это актуально, если у вас схожий жизненный путь ходили в одну школу, выросли в одном городе.
Он легко находит общий язык со всеми, тактичен, вежлив, деликатен. У него прекрасное чувство юмора и способность мирно решить любую конфликтную ситуацию. Это всегда командный игрок, чаще лидер, готовый подставить плечо и протянуть руку помощи, не считаясь с личным временем и интересами. А еще он тот, кого называют душой любой компании.
Полная противоположность ему — человек с низким уровнем эмоционального интеллекта. Он нелюдим, груб, невежественен. Он абсолютно эгоцентричен, и его мало что интересует кроме собственного «я» и того, что вокруг него вертится. И радость, и горе пополам — это не про человека с низким эмоциональным интеллектом.
Разбор по составу. Из чего складывается эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект включает в себя 5 основных компонентов: самосознание, саморегуляцию, мотивацию, социальное умение и эмпатию. Самосознание — способность понимать свои сильные и слабые стороны, убеждения, ценности и эмоции. Человек с высоким уровнем самосознания эффективнее контролирует эмоции, легче принимает сложные решения и более продуктивно взаимодействует с другими людьми.
Саморегуляция заключается в способности контролировать эмоции и поведение, особенно в стрессовых и конфликтных ситуациях. Человек с хорошей саморегуляцией не склонен к резким эмоциональным перепадам, умеет выражать эмоции адекватно и контролировать агрессию. Мотивация — способность поставить перед собой цель, приложить усилия и достичь желаемого результата. Человек с высокой мотивацией умеет мотивировать себя и других, обладает высокой работоспособностью и стремится к лучшему.
Социальное умение подразумевает способность легко сходиться с другими людьми, устанавливать доверительные отношения и управлять конфликтами.
Составляющие эмоционального интеллекта Исследуя природу эмоционального интеллекта, ученые пришли к выводу, что он состоит из нескольких составляющих. Были предложены разные способы разделения, но наиболее точной и правильной на сегодняшний день считается модель Майера-Саловея-Карузо. Согласно данной модели, эмоциональный интеллект состоит из 4 составляющих: 1. Понимание собственных эмоций — ключ к тому, чтобы суметь взять их под контроль, значительно развить силу воли и избавиться от лени. Адекватное восприятие своих способностей помогает стать более решительным, перестать зависеть от окружающих и научиться лучше контролировать собственное поведение. Человек с высоким EQ всегда стремится к саморазвитию и самоактуализации. Здесь присутствует и обратная связь — непрерывно развивающийся человек повышает собственный EQ.
Развитый эмоциональный интеллект позволяет человеку быстрее вливаться в новый коллектив, легче переносить стресс, принимать правильные решения, находясь под давлением обстоятельств. Почему эмоциональный интеллект так важен? В середине XX века ученые пришли к выводу, что высокий IQ не гарантирует успеха в жизни. Даже карьера у обладателей высокого интеллекта не всегда складывается удачно, а в общении они часто демонстрируют заметную социальную «неуклюжесть». Наверняка и среди ваших знакомых есть люди с выдающимися интеллектуальными способностями, которые легко решают технические задачи, но постоянно попадают в неловкие ситуации и выглядят глупо в обычной жизни. Если вы сами являетесь таким человеком, вам не нужно объяснять, почему эмоциональный интеллект так важен. Противопоставление эмоционального интеллекта обычному — популярная тема для шуток в фильмах и сериалах. Так в сериале «Теория Большого взрыва» большинство комических сцен строится на неумении главных героев между прочим, гениальных ученых нормально вести себя в обществе.
У сериала есть приквел — «Детство Шелдона». В нём очень хорошо объясняется, что такое эмоциональный интеллект и почему он так важен. Главный герой — 9-летний мальчик с невероятно высоким IQ и крайне низким EQ. Юный Шелдон Купер настолько умен, что с 6 лет заполняет налоговую декларацию родителей. При этом он никогда не понимает, о чем думают и что чувствуют окружающие. Эмоциональный интеллект влияет на такие аспекты нашей жизни как: Способность к обучению. Речь идёт не только об учебе в школе и вузе, но и об умении учиться во взрослой жизни. Человек с высоким EQ прекрасно понимает, для чего ему нужно учиться.
Он просто берёт и читает книгу или практикуется, решая задачи. При этом он испытывает удовольствие, осознавая, что становится лучше. Продуктивность в работе. Развитый эмоциональный интеллект помогает работать, не отвлекаясь. Такой человек не думает о мимолётных желаниях, он отлично умеет разграничивать время для работы и для отдыха.
Как развивать эмоциональный интеллект?
Это поможет вам немного успокоиться. По звуку хлопнувшей двери и звяканью ключей дети слышат, в каком расположении духа отец вернулся с работы. Рассерженный учитель особым образом листает журнал и с усиленным нажимом скребёт мелом по доске — всё это замечают внимательные школьники. Обычно калибровка окружения происходит неосознанно, но она помогает принимать решения: когда стоит обратиться с просьбой к человеку, а когда отказ очевиден. Например, в начале урока учитель шутит и приветливо разговаривает с классом — можно предположить, что она или он в хорошем настроении, чувствует удовлетворение или радость.
Эмоциональный интеллект — это способность человека правильно понимать чужие эмоции, предсказывать их и правильно на них реагировать, а также чувствовать, интерпретировать, регулировать и выражать собственные переживания. Эмоциональный интеллект необходим не только для того, чтобы чувствовать и учитывать чужие эмоции. Он позволяет нам лучше контролировать собственные переживания. А настроение, как известно, сильно влияет на самочувствие и работоспособность. От эмоционального интеллекта напрямую зависит, насколько человек решителен, умеет ли он бороться с прокрастинацией и правильно расставлять приоритеты. В психологической литературе встречается понятие «эмоциональная грамотность». Данный термин обычно подразумевает приобретенные знания о человеческих эмоциях. То есть, эмоциональный интеллект — это умение чувствовать эмоции и управлять ими на интуитивном уровне, а эмоциональная грамотность — это совокупность теоретических и практических знаний об эмоциях и управлении ими. Нередко эти термины отождествляются, хотя это не совсем правильный подход. Кстати, оценить уровень своего эмоционального интеллекта Вы можете прямо сейчас, пройдя простой тест. Как появился термин? На рубеже XIX и XX веков исследователи начали проявлять повышенный интерес к интеллектуальным способностям человека. Были разработаны тесты, позволяющие определить уровень развития интеллекта и выразить его в виде численного значения — IQ Intelligence Quotient. На тот момент это казалось прорывом. Считалось, что по IQ можно судить, насколько успешным будет человек в карьере и в жизни. На практике оказалось, что высокий коэффициент интеллекта далеко не всегда гарантировал успех. В то же время люди с относительно невысоким IQ часто строили головокружительные карьеры, создавали успешные компании, становились популярными политиками, удачно обустраивали личную жизнь и имели большое количество хороших друзей. Изучая их способности, исследователи пришли к выводу, что им помогает другой вид интеллекта — эмоциональный. Для его измерения был введён новый показатель — EQ Emotional Quotient. Первым, кто исследовал практическую важность эмоций, был Чарльз Дарвин. В 1872 году он написал большую работу, описывающую проявления эмоциональности как важный фактор выживания и успешности в доисторическом обществе, а также в древних цивилизациях. Термин «эмоциональный интеллект» ввёл в начале 1960-х Майкл Белдок, опубликовав научную статью «Способность понимать эмоции в трех разных способах общения». Несколько позже, в 1980-х годах, в США и Европе начался расцвет теории эмоционального интеллекта. Ученые проводили исследования и посвящали этой теме огромные научные труды, считая это одним из важнейших открытий в психологии. Тогда же появилось основное количество тестов, позволяющих оценить эмоциональный интеллект человека. Составляющие эмоционального интеллекта Исследуя природу эмоционального интеллекта, ученые пришли к выводу, что он состоит из нескольких составляющих. Были предложены разные способы разделения, но наиболее точной и правильной на сегодняшний день считается модель Майера-Саловея-Карузо. Согласно данной модели, эмоциональный интеллект состоит из 4 составляющих: 1.
За открытия, связанные с эмоциональным интеллектом, были вручены две Нобелевские премии: в 2002 году - психологу Дэниэлю Канеману и экономисту Вернону Смиту научное доказательство влияния психологических факторов на принятие экономических решений ; в 2017 году - американскому экономисту Ричарду Талеру теория "управляемого выбора" подталкивания. IQ intelligence quotient - это коэффициент интеллекта. EIQ emotional intelligence quotient - это коэффициент эмоционального интеллекта. Раньше было модно говорить об уровне IQ как определяющей характеристике успешности человека. Однако сейчас все же говорят, что даже самый умный человек может не найти себе применения в жизни. Как пример - анекдоты про отличников, торгующих на базаре, и двоечников-троечников, собирающих одноклассников на своей яхте. Когда говорят об эффективности в контексте эмоционального интеллекта, то имеют в виду хороший уровень связей в общении с людьми, способность влиять на них, наличие лидерских качеств. Таким образом, можно сказать, что у всех великих полководцев, правителей был высокий уровень эмоционального интеллекта. Сейчас между ними ставится знак равенства, а раньше первый вообще не учитывался. Сейчас только наступает осознание значимости эмоционального интеллекта. В том числе это происходит за счет процессов глобализации. Во-первых, становятся другими масштабы общения. Если раньше у человека круг общения составлял 50-100 человек семья, родственники, друзья, коллеги, соседи , то сейчас счет идет на тысячи. Во-вторых, увеличилось количество информации. Высокий эмоциональный интеллект нужен, если человек хочет выжить в колоссальном информационном потоке с обилием фактов и стрессов. В-третьих, развивается общение в Интернете и социальных сетях. Также появились такие ранее не существовавшие феномены общения, как троллинг провокация в Интернете и буллинг психологический террор, травля в Интернете.
В России известным «эмоциональным» исследователем признан Дэниэл Гоулмен. Согласно его теории эмоциональный интеллект можно развивать всю жизнь. Потому что он помогает достигать успехов в профессиональной и личной жизни. Несмотря на то что в психологии есть множество теорий и моделей ЭИ, единого понятия — нет. Например, Рувен Бар-Он указывает, что эмоциональный интеллект — это «набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды». А указанный выше Дэниэл Гоулмен говорит, что понятие ЭИ связано с возможностью осознавать свои эмоции и эмоции других для мотивации, управления эмоциями и эффективной коммуникации. Если объединить позиции исследователей, то получается, что эмоциональный интеллект связан с управлением своими эмоциями, их осознанием. Хозяин эмоций не подавляет их, а по необходимости «разрешает» им проявляться. Этот навык позволяет сохранять самообладание, а также лучше понимать и себя, и других. Про адаптацию Правда ли, что ЭИ связан с адаптацией в социуме? Пока не ясно. Так, Р. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер и Д. Люсин в своей статье говорят, что «не всегда высокая выраженность некоторых компонентов ЭИ приводит к благоприятным для субъекта последствиям». Например, человек, который лучше понимает эмоции других, будет чувствительным и к положительным, и к отрицательным эмоциональным состояниям.
Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком
это способность человека распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими и применять эти знания на практике в конкретных ситуациях. Эмоциональный интеллект бывает как индивидуальным, так и общим для конкретной компании или рабочей команды — это называют коллективным эмоциональным фактором. Эмоциональный интеллект (EI, от emotional intelligence или EQ, от emotional quotient) — это способность человека распознавать и понимать свои эмоции и чувства других людей и использовать эти навыки во взаимодействии с окружающими. Более высокий эмоциональный интеллект помогает людям лучше общаться, стимулировать командные усилия и решать проблемы с людьми, когда это необходимо, и стимулировать командные усилия. Что такое эмоциональный интеллект и правда ли он помогает строить карьеру и отношения. Эмоциональный интеллект что это значит – кратко и простыми словами.