После проведения опросов и анкетирования социолог делает водную таблицу с данными, исследует ее и делает соответствующее прогнозирование и выводы. Помимо компаний полного цикла есть много фирм, которые делают что-то одно: аналитику, полевые исследования, выборки, качественные исследования, разнообразный софт. Отвечая на вопрос о качествах, которыми должен обладать специалист-социолог, Сергей Григорьевич называет коммуникабельность, аналитическое мышление, свободное владение компьютерными технологиями. Однако на самом деле тематические опросы только маленькая часть сложной, но интересной работы социолога. Отвечая на вопрос о качествах, которыми должен обладать специалист-социолог, Сергей Григорьевич называет коммуникабельность, аналитическое мышление, свободное владение компьютерными технологиями.
Что хотите найти?
СОЦИОЛОГ: стресс от выбора | Отвечая на вопрос о качествах, которыми должен обладать специалист-социолог, Сергей Григорьевич называет коммуникабельность, аналитическое мышление, свободное владение компьютерными технологиями. |
База данных ФОМ > Профессия: социолог | Если социолог работает в консалтинговых компаниях и аналитических центрах или в государственных органах, то его должностные обязанности несколько иные. |
Социолог — профессия любознательных граждан | Известный социолог Роберт Мертон сказал: «Социология — это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения». |
Что делает социолог? 10 функций и видов деятельности
Российский крупный бизнес, в 1990-е деливший активы и создававший бизнес-империи, был больше сконцентрирован на лоббизме, а огромные бюджеты на маркетинг часто тратились впустую. Сегодня результаты исследований потребителя интегрированы в любой продукт. Помимо маркетинговых исследований бизнесу важны и социальные — связанные с сотрудниками или с социальными эффектами своей работы в регионах, согласованием интересов с населением при запуске новых проектов и т. Еще одна важная ниша на этом рынке — изучение репутации компаний, которая возрастает по мере усиления идеологем устойчивого развития. Владимир Звоновский, президент Фонда социальных исследований, Самара, Россия Рынок в регионах сформировался под воздействием запроса из центра в эпоху традиционных методов.
Так на рынке сложилось разделение функций: региональные компании чаще всего выступали полевыми подрядчиками федеральных. По мере развития региональных рынков компании выходили уже на полный цикл, появлялось больше местных игроков. В 2001 г. С развитием инструментов исследований телефонные опросы, онлайн-исследования географические границы стираются и меняется конфигурация.
Сегодня у региональных компаний нет даже той условной монополии на региональные исследования, которая была в период доминирования квартирных опросов. Но и у федеральных компаний нет монополии на исследования по России в целом. Пандемия усилила этот эффект — региональные различия социологических служб стали условными. Но остаются и отличия, главное из которых — это близость федеральной компании к крупному заказчику.
Россия — очень централизованная страна даже на уровне бизнеса, не говоря уже о госуправлении. Например, если раньше сотовый оператор проводил исследования в регионе, решение об этом принималось в регионах; сейчас такое решение принимается на уровне федерального менеджмента. Лишь в немногих городах Екатеринбург, Новосибирск, Ростов, Самара располагаются офисы крупных компаний. Это очень не характерная для других стран организация рынка.
Тем не менее у региональных компаний остается лучшее знание местного социума, возможность более глубокого погружения в проблематику. Так, сегодня исследования рынка недвижимости проводят именно региональные компании. Мне представляется, что у региональных компаний будет расти инструментальная специализация исследований: кто-то будет использовать преимущественно телефонные опросы, кто-то — качественные методы, кто-то сохранит приверженность традиционным опросам face-to-face. Кроме того, данные социологических исследований дают материал для диалога бизнеса с властью в условиях, когда принимаются влияющие на бизнес решения.
Станислав Наумов, профессор департамента интегрированных коммуникаций ВШЭ, обращает внимание на эту функцию исследований: «Власть ориентирована на общественное мнение, и бизнес вправе обратить внимание как минимум на возможные негативные социальные последствия, на неоднородность восприятия разными социальными группами того или иного проекта решения, которое имеет потенциальные негативные последствия для бизнеса. Различия в отношении к проекту должны быть основанием для оценки рисков и поиска альтернативных вариантов. Чем меньше поддержка решения, тем выше должна быть страховая премия за ущерб той группе, чьим интересам принятое решение менее всего соответствует. Поэтому социологи — это аудиторы управленческой справедливости».
Особенность рынка во всем мире — его закрытость, большинство исследований не носят публичного характера, являясь собственностью заказчика. Это не позволяет оценивать качество работы компаний извне и строить рейтинги — даже опытные заказчики видят лишь тех, с чьей работой непосредственно сталкивались. Большинство потребителей не могут оценить качество профессионального продукта и в ряде случаев даже составить корректное техническое задание. Все это — закрытость, отсутствие профессиональных стандартов и института внешней экспертизы, низкая компетентность заказчика — остро ставит проблему качества исследовательских работ.
На рынке есть довольно большой поток исследований низкого качества, приводящий, с одной стороны, к потерям для заказчиков, с другой — портящий репутацию профессионального социологического сообщества и исследовательской отрасли в целом. Рынок продавца: Как сегментированы социологические фирмы Действующие на рынке компании различаются по предметно-тематической специализации: есть социальные исследования, политические и маркетинговые.
В рамках международного проекта центром проведено исследование состояния и настроений представителей армянской общины региона, в течение двух лет Центр участвует в проекте «Диагностика социальных настроений в регионах присутствия АО «Концерна Росэнергоатом», ежегодно проводит мониторинг межэтнических и межконфессиональных отношений в регионе, изучает мнение представителей разных конфессий, проживающих в Ростовской области, по заказу международных IT-компаний исследовал ожидания от будущего трудоустройства студентов IT-направлений подготовки в вузах Ростовской области.
Среди партнеров и заказчиков центра — региональные компании АО «Концерна Росэнергоатом», Accenture , вузы, органы исполнительной власти региона и города Администрация Ростова-на-Дону, Департамент потребительского рынка Ростова-на-Дону, ГАУ РО «ДонВолонтер» , общественные организации Нахичеванская-на-Дону армянская община, Ростовская спортивная общественная организация «Федерация плавания Ростовской области» , политические партии. Помимо регулярного мониторинга общественного мнения эксперты, работающие в центре, регулярно проводят аналитическую работу, результаты которых в виде отчетов либо передаются заказчикам проектов, либо публикуются в региональных СМИ. Как правило, результаты исследований, проведенных Центром интегрированы в образовательный процесс Института социологии и регионоведения ЮФУ.
Какие темы актуальны для социологических исследований? По словам эксперта, актуальность тем, на которые ориентирована прикладная социология, напрямую связана с проблемами, которые волнуют общество. Все изменения, которые происходят в жизни людей, социология в силах зафиксировать, объяснить и сделать понятными.
Сегодня, когда мы не представляем свою жизнь без социальных сетей, важно понимать, как происходит взаимодействие в виртуальной реальности, какие идеи продвигаются и почему процесс передачи информации может быть приравнен к процессу влияния на человека. В 2022 году повестка социологических исследований определяется социально-политической ситуацией в стране и мире. Сегодня перед людьми стоят вопросы личной и национальной безопасности, ценностного самоопределения, миграции и отношения к мигрантам, проблемы коммуникации и влияния информационных технологий на поведенческие стратегии человека, состояния межэтнических отношений, особенно в приграничных регионах и регионах с многонациональным составом», — отмечает Наталья Бинеева.
В каких проектах, конкурсах принимает участие центр Сегодня перед Центром стоит задача завершить ежегодный исследовательский проект по изучению межнациональных и межконфессиональных отношений в городе Ростове-на-Дону, университетский проект «Портрет студента ЮФУ» ежегодно.
Позитивистская социологическая концепция, основанная Контом, позднее была продолжена Эмилем Дюркгеймом. Плюсы и минусы профессии Как и в любой профессии, в работе социолога существуют свои достоинства и недостатки. Положительные моменты: Поскольку работа тесно связана с постоянным общением, это позволит научиться работать с людьми, получать полезную информацию, а умение справиться с человеческим фактором может пригодиться в других сферах и в различных жизненных ситуациях. Профессия социолога является востребованной на рынке труда и социально значимой. Позволяет работать в различных исследовательских сферах.
Отрицательные стороны: Недостаточно высокий уровень подготовки специалистов в отечественных учебных заведениях. Необходимость в изучении большого количества других сфер, таких как экономика, психология, философия, математика. Заработная плата напрямую зависит от места работы. Если это занятость в социальных службах, то заработная плата будет низкой, если в центре аналитики, издательстве или рекламной сфере, то высокой. Специалист, практикующий в данном направлении, должен быть наделен чертами характера, без которых работа в этой сфере будет затруднительной и неинтересной. При некоторых заболеваниях сердца работа социологом противопоказана.
Социология: что за профессия? Маркетолог, аналитик, руководитель отдела управления информацией — в этих специалистах высокая потребность у современных работодателей. И это все профессиональные социологи. Для них область применения познаний безгранична. Знание о разных социальных группах и слоях общества, владение системами оценок статистической информации, полученной в процессе исследования социального объекта, умение разработать социологическую программу исследования и применить полученные знания для оценки социального явления — это лишь небольшая зарисовка о специфике трудовой деятельности специалиста в области под названием «социология». Что за профессия и какое будущее у этой специализации, красноречиво говорят рейтинги профессиональной востребованности.
В топ 10 входят специальности, для которых необходим диплом социолога. Интерес к познанию общества и закономерностей его развития — это элемент общей культуры человека. Поскольку без этого знания невозможно адекватно оценивать перспективы развития в нем личности. И роль социолога благородна по своей сущности. Его знания — золотой ключик к тайнам социума и стратегии успешности! Науку об обществе называют социологией.
Она проясняет многое происходящее в нашей жизни и способна предсказывать отдельные события. Таким образом, социолог — это специалист, анализирующий социальные процессы. Появление социологии Эта наука существует очень давно, над возникающими проблемами в социуме задумывались еще античные ученые. Однако как наука социология сформировалась уже в XIX веке и её основоположником считают Огюста Конта. Он не занимал наблюдательную позицию, а эмпирическими методами изучал социум. Огюст Конт был уверен, что общество необходимо изучать с использованием тех же методов, которые стоят на вооружении социальных наук, лишь так можно будет решать социальные проблемы.
Так была создана новая наука, изначально называемая социальной физикой , и лишь со временем получившая название «социология».
Но не обойтись без знания психологии, а для анализа взаимодействия больших групп или целых сообществ нужно глубокое понимание экономики. Знаете, что мне больше всего нравится в социологии? Что она действительно полезна и действительно работает. С помощью научных методов я со своими коллегами могу не только изучать уже случившиеся события, но и прогнозировать те, что еще не произошли. А по большому секрету могу вам сказать, что благодаря нашим исследованиям обществом скоро можно будет управлять как в стратегической игре — правильно распределяя ресурсы и улучшая жизнь людей!
Социолог: что это за профессия и что делает социолог?
Однако на самом деле тематические опросы только маленькая часть сложной, но интересной работы социолога. Статья расскажет о том, кем может работать социолог. Подробное описание специальности «социолог»: кто это, что он делает, в какие вузы нужно поступать. Круг обязанностей, возможные направления работы и профессиональные перспективы. Читайте о результатах последних социологических опросов граждан в России и за рубежом. Общественное мнение в РФ и в мире по различным вопросам. Комментарии, прогнозы, аналитика и мнение экспертов. Профессия социолога в нашей стране появилась не так давно, но уже стала востребованной во многих сферах и отраслях общества — в органах власти, образовании, здравоохранении, производстве и др. Главная» Новости» Социолог профессия чем занимается зарплата.
Что такое социология?
К ним относятся работа в социологических центрах по исследованию общественного мнения, политические исследования, проведение маркетинговых исследований, преподавательство, административная работа и многое другое. Социолог-аналитик часто приглашается в качестве эксперта при разработке масштабных экономических или управленческих задач, а хороший управленец занимается кадровой работой в крупных организациях. Безусловно, многие социологи находят свое место в управленческих органах государственного и муниципального уровня. Плюсы и минусы Одним из главных преимуществ профессии является ее востребованность на рынке труда в настоящее время, а также прогнозируемая востребованность в будущем. Однако актуально это только для крупных городов, а вот в провинции найти работу социологу окажется довольно сложной задачей.
Социально значимая специальность позволяет специалисту выбирать, заниматься ли научной деятельностью или же делать карьеру в коммерческом или государственном предприятии. Совместив оба направления развития, человеку удастся добиться высокого дохода и обеспечить себе творческую самореализацию. Профессия социолога подразумевает постоянное взаимодействие с людьми, позволяя развивать навык, полезный для всех сфер жизни. Что касается недостатков, то возможные трудности могут появиться с поиском работы за пределами страны, так как уровень подготовки специалистов в России считается недостаточно высоким.
Для повышения собственной квалификации и обеспечения востребованности социолог должен постоянно развиваться и в смежных сферах, к примеру, в политологии, психологии, статистике, философии и других дисциплинах. Минусом можно назвать и невозможность трудиться в качестве самозанятого специалиста или же индивидуального предпринимателя. Впрочем, собственный бизнес социолог организовать вполне в состоянии. Как правило, проработав несколько лет в профессии, специалист обладает навыками управленца и организатора, широким кругозором и умением налаживать связи, что позволит ему создать свое социально направленное дело.
Также данная профессия позволяет организовывать курсы личностного роста либо же обучать других профессии социолога. Уровень оплаты в профессии определяется в зависимости от места работы. Трудоустройство в социальных службах, как правило, позволяет заработать гораздо меньше, чем в центре аналитики или рекламной сфере. Обязанности Круг обязанностей социолога не ограничивается только проведением исследований в той или иной сфере.
Его функции могут включать в себя участие в создании планов развития организации, создание и проведение исследовательских программ, а также разработку рекомендаций по улучшению трудовой деятельности. Если специалист обладает надлежащей компетенцией, то он может быть задействован в разработке стимулирующих мер, исследовании текучести кадров, а также анализе возникающих нарушений трудовой дисциплины.
В каких областях все эти действия и навыки жизненно необходимы? С исследованием общественного мнения все понятно.
Если вам больше нравятся медиаисследования, можно стажироваться, например, в Mediascope. Но есть сфера вне конкуренции, где ваши умения будут востребованы всегда. И эта сфера, конечно, маркетинг. Маркетинговое исследование - основа основ стратегии поведения любой компании на рынке - это разновидность социологического исследования.
Маркетологи активно изучают рыночную ситуацию, желания, предпочтения и поведение потребителей. Кроме того, мы уже говорили про умение формулировать социальные проблемы. Это важный навык для современной бизнес-среды.
В результате освоения программы выпускник овладевает компетенциями в сферах прикладной социологии в организации и проведении прикладных социологических исследований , проектной деятельности в реализации полного цикла проекта, в том числе цифрового , в сфере образования выпускник может работать в качестве научного сотрудника, преподавателя, социолога-аналитика , в научно-исследовательской деятельности в проведении аналитических исследований. Магистры социологии осваивают такие профессиональные дисциплины, как: социология международных отношений, моделирование и прогнозирование в политической социологии, социология политического лидерства, методы социологического исследования электорального поведения, компьютерные программы обработки социологической информации, социология политического конфликта, социологический анализ гендерной политики, социологические проблемы изучения общественного мнения и др. На кафедре социологии ИМСГН реализуется программа проектного обучения, в рамках которой каждый студент создает собственный проект — социологическое исследование по актуальной теме. В ходе работы над индивидуальными проектами студенты получают навыки разработки программы исследования, инструментария, практической работы по сбору, анализу и статистической обработке данных. Результаты исследований студенты представляют на социологических конференциях в Челябинске, Екатеринбурге, Москве и других городах. В рамках направления по работе с высокобалльниками кафедра реализует проект «Исследовательские практики современных российских социологов 2000-2020 гг.
Студенты кафедры социологии имеют возможность участвовать в ежегодных специальных проектах мониторинга общественного мнения по заказу ВЦИОМ при содействии агентства маркетинговых и социологических исследований «МаРС», Ежегодной конференции студентов-социологов «Современное общество глазами социолога», круглом столе «Великая Отечественная война: взгляд социолога через призму международных отношений», дискуссионном клубе «Вопросы к депутату» с участием приглашенных спикеров депутатов ЗСО Челябинской области. Поддерживают проекты нашей кафедры академические партнеры, среди которых кафедра социологии Уральского Федерального университета, кафедра социологии и политологии Пермского Национального Исследовательского Политехнического Университета, редакция журнала «Социологические исследования», кафедра социологии и социальных технологий Волгоградского Государственного университета, Управление общественных связей Правительства Челябинской области и др.
Один из штрихов данной ситуации: министр внутренних дел Татарстана Асгат Сафаров после своей отставки в апреле 2012 года был назначен сначала заместителем премьер-министра Республики Татарстан, а впоследствии руководителем аппарата президента Татарстана, а министр внутренних дел России Рашид Нургалиев с мая 2012 года работает заместителем секретаря Совета безопасности России.
Социологи подчеркивают, что действия людей в гораздо большей степени определяются социальными факторами — распространенными моделями поведения, ролевыми ожиданиями, ориентацией на референтные группы, подчинением власти и т. Однако это не означает, что конкретные участники — чиновники, полицейские, военные, судьи, рядовые граждане — не несут ответственности за свои действия или их отсутствие. Выбор, как поступить, есть всегда, и доминирующие образцы поведения создаются именно в результате множества такого рода выборов.
В этом заключается еще одно важное социологическое положение: социальная реальность не есть нечто жесткое и предзаданное, она постоянно конструируется самими людьми. Мы сами создаем мир, в котором живем, и в наших силах его изменить. Что касается взаимоотношений с властями, то у социологии они всегда складываются сложно.
Социальным наукам свойственен значительный критический потенциал; социологические методы позволяют выявлять несвободу, эксплуатацию, дискриминацию, подавление и исключение целых групп, делая слышимыми их голоса, а также неэффективность и коррумпированность властных структур. Например, за год до писем Надежды Толоконниковой из мордовской колонии была опубликована книга моих петербургских коллег «До и после тюрьмы. Женские истории», ярко высвечивающая на основе ряда жизненных историй «унижение, сопряженное с деморализацией и десоциализацией женщины и женского» в «исправительных» колониях.
Поэтому в тоталитарных и авторитарных режимах независимая социология, как правило, подавляется, власти стараются взять под контроль социологические службы. Именно это происходит в настоящее время в России. Авторитетные социологические центры, в частности Центр независимых социологических исследований в Санкт-Петербурге и Центр социальной политики и гендерных исследований в Саратове, объявлены «иностранными агентами» в декабре 2014 года ЦСПГИ прекратил свое существование как юрлицо.
Осуществление независимых проектов осложнено из-за ухода из России международных фондов. Преподавателей социологии с критической позицией по отношению к властям вытесняют из университетов, примером чего служит недавняя история с непродлением контракта с тремя сотрудниками кафедры общей и этнической социологии Казанского федерального университета. В результате власть еще сильнее вязнет в ловушке реальности, сконструированной подконтрольными медиа и сервильными «экспертами».
История показывает, что последствия такого рода разрывов между реальностью властей и реальностью граждан являются очень серьезными.
Кто такой социолог и чем занимается?
Однако на самом деле тематические опросы только маленькая часть сложной, но интересной работы социолога. Главная» Новости» Социолог профессия чем занимается зарплата. Подробное описание специальности «социолог»: кто это, что он делает, в какие вузы нужно поступать. Круг обязанностей, возможные направления работы и профессиональные перспективы. Сначала социологи получают данные, потом их подсчитывают с помощью математических методов.
Рынок продавца: Как сегментированы социологические фирмы
- Кто такой социолог – обзор профессии
- Елена Салганова: Цель социологов — делать мир понятнее и справедливее
- Что на самом деле делают социологи (не только звонят с опросами) | Академия Эдюсон | Дзен
- Навигация по записям
- Рынок покупателей: Кому и для чего нужны исследования
Кому и зачем нужна социология в России
Социолог — маркетолог проводит сбор маркетинговой информации, занимается ее анализом, делает выводы. Читайте о результатах последних социологических опросов граждан в России и за рубежом. Общественное мнение в РФ и в мире по различным вопросам. Комментарии, прогнозы, аналитика и мнение экспертов. Подробный обзор профессии социолог, тест на выбор профессии, о перспективах профессии социолога в будущем повествует центр тестирования и развития Гуманитарные технологии. Социолог рассказал о влиянии творчества ST на мнение россиян о СВО.
Что делает социолог?
Так, кафедрой социологии Института медиа и социально-гуманитарных наук Южно-Уральского государственного университета совместно с Министерством социальных отношений Челябинской области проводилась оценка качества предоставления социальных услуг организациями социального обслуживания Челябинской области. Михаил Головин: Директивная политкорректность в нацвопросе вызывает лишь новый виток конфликта Читать далее Кроме того, в регионе востребованы исследования, направленные на изучение межэтнических и межконфессиональных отношений. Например, в 2021 году коллективом сотрудников ЮУрГУ был реализован научный проект «Азиатский вектор миграций в Челябинскую область: историческая ретроспектива, прогнозы и риски». Были выявлены современное состояние миграции, проблемы, причины и источники ксенофобских настроений принимающей стороны. По итогам реализации проекта разработаны научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию национальной и миграционной политики в Челябинской области.
В сферах маркетинговых и рекламных агентств социологи определяют потребительскую нишу товара, услуг и разрабатывают стратегию их продвижения на рынке. В Челябинске и области проводятся исследования по изучению целевых аудиторий радиостанций, узнаваемости населением коммерческих фирм и различных марок товаров. В научно-исследовательских институтах социолог востребован в области управления и научно-исследовательских разработок, проведения исследований по актуальным социальным темам.
Кроме того, мы уже говорили про умение формулировать социальные проблемы. Это важный навык для современной бизнес-среды. Как известно, все стартапы создаются на основе формулировки проблемы, которую нужно решить. Поэтому социологи могут быть отличными продакт- и проджект-менеджерами. Яркий пример - Тоня Самсонова , выпускница факультета социологии Вышки, которая успела поработать на телеканале "Дождь", стать корреспондентом радиостанции "Эхо Москвы" в Лондоне, а потом и основать свой проект The Question с многомиллионной аудиторией и даже успешно продать его Яндексу. Социологи становятся профессиональными авторами, копирайтерами, медиаменеджерами и PR-специалистами благодаря умению дотошно разобраться в проблеме.
Необходимая база навыков уже сформирована. Теперь важно подкрепить ее практикой. Материалы и гиды, которые могут пригодиться:.
Цифровое общество требует новых технологий и методов управления, а социолог имеет необходимую информацию для принятия и обоснования управленческих решений.
При этом социологические и маркетинговые исследования пользуются спросом не только в органах государственной и муниципальной власти, но и в производственных и аналитических службах организаций, рекламных и маркетинговых агентствах, образовательных организациях, в сфере бизнеса. Студенты-социологи на премьере фильма «Аркаим» Источник: Эльвира Валеева Обучаясь по направлению «Социология» в Институте медиа и социально-гуманитарных наук Южно-Уральского государственного университета, студенты получают глубокие теоретические знания общественных процессов и практические навыки социологических и маркетинговых исследований. Подготовка социологов осуществляется с применением технологий проектного обучения. Это позволяет каждому студенту разработать и защитить стартап-проект, а также выбрать несколько майнеров и получить компетенции по дополнительным профилям.
Россия — очень централизованная страна даже на уровне бизнеса, не говоря уже о госуправлении. Например, если раньше сотовый оператор проводил исследования в регионе, решение об этом принималось в регионах; сейчас такое решение принимается на уровне федерального менеджмента. Лишь в немногих городах Екатеринбург, Новосибирск, Ростов, Самара располагаются офисы крупных компаний.
Это очень не характерная для других стран организация рынка. Тем не менее у региональных компаний остается лучшее знание местного социума, возможность более глубокого погружения в проблематику. Так, сегодня исследования рынка недвижимости проводят именно региональные компании.
Мне представляется, что у региональных компаний будет расти инструментальная специализация исследований: кто-то будет использовать преимущественно телефонные опросы, кто-то — качественные методы, кто-то сохранит приверженность традиционным опросам face-to-face. Кроме того, данные социологических исследований дают материал для диалога бизнеса с властью в условиях, когда принимаются влияющие на бизнес решения. Станислав Наумов, профессор департамента интегрированных коммуникаций ВШЭ, обращает внимание на эту функцию исследований: «Власть ориентирована на общественное мнение, и бизнес вправе обратить внимание как минимум на возможные негативные социальные последствия, на неоднородность восприятия разными социальными группами того или иного проекта решения, которое имеет потенциальные негативные последствия для бизнеса.
Различия в отношении к проекту должны быть основанием для оценки рисков и поиска альтернативных вариантов. Чем меньше поддержка решения, тем выше должна быть страховая премия за ущерб той группе, чьим интересам принятое решение менее всего соответствует. Поэтому социологи — это аудиторы управленческой справедливости».
Особенность рынка во всем мире — его закрытость, большинство исследований не носят публичного характера, являясь собственностью заказчика. Это не позволяет оценивать качество работы компаний извне и строить рейтинги — даже опытные заказчики видят лишь тех, с чьей работой непосредственно сталкивались. Большинство потребителей не могут оценить качество профессионального продукта и в ряде случаев даже составить корректное техническое задание.
Все это — закрытость, отсутствие профессиональных стандартов и института внешней экспертизы, низкая компетентность заказчика — остро ставит проблему качества исследовательских работ. На рынке есть довольно большой поток исследований низкого качества, приводящий, с одной стороны, к потерям для заказчиков, с другой — портящий репутацию профессионального социологического сообщества и исследовательской отрасли в целом. Рынок продавца: Как сегментированы социологические фирмы Действующие на рынке компании различаются по предметно-тематической специализации: есть социальные исследования, политические и маркетинговые.
Но граница условна — в конце концов есть общность объекта человек и предмета социальные аспекты поведения , общий рынок кадров и их перетекание, общие методы и источники данных. Специализация — один из показателей развитости рынка, его обеспеченности заказами. Поэтому любая попытка его деления неизбежно наталкивается на размытость границ: все участники пытаются играть на всех рынках при этом сегмент маркетинговых компаний обладает большей специализацией.
Но компании — при всей мультипрофильности — все же имеют разное позиционирование. За счет частоты и масштабности опросов, а также популярности тематики всегда на виду у публики ВЦИОМ, ФОМ, «Левада-центр», которые обеспечивают регулярный поток данных и могут наблюдать за динамикой наиболее значимых показателей общественной жизни. Компании такого типа чаще называют поллстерами от англ.
Хотя они используют широкий арсенал инструментов и методик, в большей степени их воспринимают как производителей количественных данных по политической тематике. Помимо большой тройки поллстеров есть и менее заметные для широкой публики гиганты, формирующие значительную долю рынка исследований потребителей, — это, в частности, Ipsos Comcon, Kantar TNS, GfK Rus. Эти агентства также делают полный цикл исследовательских работ, занимаются консалтингом, ведут волновые исследования, позволяющие наблюдать за человеком в его роли потребителя на длинных временных промежутках.
Исследование сегодня — это решение разных задач — от простого измерения долей до построения сложных моделей социальных процессов; охват различных аудиторий — от всего населения до крайне узких групп, поиск и работа с которыми требует особой квалификации например, чиновники, топ-менеджеры крупных компаний или потребители на рынке теневого алкоголя ; широкая линейка методов сбора данных — количественных связанных с измерением долей и изучением статистической связи и качественных дающих глубину, позволяющих понять восприятие субъектом разных ситуаций. Итоговый продукт исследования может быть как набором диаграмм с описанием ответов респондентов, так и сложным комбинированным аналитическим отчетом, над которым работает междисциплинарная команда, интегрируя данные из разных источников. Отчет также может быть как закрытым для внутреннего пользователя , так и платформой для широкого обсуждения и согласования интересов разных аудиторий.
Помимо крупных компаний стоит выделить и агентства «бутикового» типа.