После смерти Тулуз-Лотрека его мать, Адель графиня де Тулуз-Лотрек-Монфа, и его арт-дилер Морис Жуан продолжили продвигать его работы.
Анри де Тулуз-Лотрек картины
Необузданные, своенравные, беспредельно отважные, они всегда славились безумными похождениями и неукротимостью страстей. Родители Анри — граф Альфонсо де Тулуз-Лотрек-Монфа и графиня Адель, урожденная Тапье де Селейран, были двоюродными братом и сестрой, что было довольно частым явлением в этой среде. Считают, что именно это обстоятельство было причиной болезненности и дальнейших трагических увечий будущего художника. Кузен и кузина, отец и мать ни в чем не походили друг на друга. Граф Альфонсо — бывший драгунский офицер, был могучий мужчина, неутомимый охотник и путешественник, страстный любитель женщин, соколов и скачек. Он вел бурную жизнь аристократа и надеялся, что единственный наследник второй сын Ришар умер, не дожив до года пойдет по его стопам.
Граф по своей сущности был, скорее человеком средневековья. У него не было высокой цели в жизни, он полностью шел на поводу у своей прихотей, инстинктов. Как и все его предки, он был весьма самонадеян, в нем не было никаких сдерживающих начал. Он жил на своей особой планете, и его необузданный темперамент толкал его на самые дикие причуды. Он был сумасбродом.
Во всяком случае, такого мнения придерживались те, кто знал графа близко. Он любил в летние дни разгуливать с соколом на руке. Он кормил его кусками сырого мяса. Считая видимо, что его соколы не должны быть безбожниками, он поил их святой водой. Ему доставляло удовольствие рядиться в различные одежды: то ковбоем, то черкесом, то шотландцем, то напялить на себя кольчугу крестоносца.
Он колесил по всей Франции, посещая своих друзей по полку и приятелей по кутежам, часто забывая, что он женился. Графиня Адель. Графиня Адель, была скромная, образованная и религиозная женщина. Анри скажет о ней: «Святая женщина, но и она не могла устоять перед красными кавалерийскими штанами кузена». Подросток, рано увлекся рисунком карандашом.
Это один из них. Родовой замок. Огромный родовой замок Боск в нескольких шагах от собора из красного камня и кирпича был одним из самых старинных в южно-французском городе Альби.
В те годы этот знаменитый сейчас район Парижа только строился и переживал бурный расцвет.
Там кипела жизнь, и там Анри мог вполне удовлетворить свою потребность как в сюжетах для творчества, так и просто в действии ради действия, заглушающем ощущение полного одиночества, которое не проходило несмотря на то, что фактически художник никогда не был один и рядом всегда находились люди, относившиеся к нему с любовью и симпатией. Увы, никто из этих людей не мог действительно глубоко понять его, поскольку Тулуз-Лотрек никому полностью и не открывался. Это его и погубило. Пристрастие к абсенту истощило организм и психику и однажды довело Анри до затяжной белой горячки и госпитализации в психиатрическую лечебницу.
После излечения он действительно стал осторожнее относиться к выпивке, но другая болезнь окончательно подорвала его силы — это был сифилис, которым живописец заразился около 1888 года. В 1900 году состояние Тулуз-Лотрека стало стремительно ухудшаться, так что он был вынужден переехать из Парижа в родовой замок Мальроме. Вскоре он передвигался уже только в кресле-каталке, с трудом говорил, страдал провалами в памяти и почти потерял слух, но все еще продолжал заниматься живописью. А 9 сентября 1901 года французский гений скончался, лишь немного не дожив до 37 лет.
К тому моменту его творческое наследие составляло более семисот картин, около четырехсот литографий и несколько тысяч набросков и рисунков. Не принесшие больших денег и громкой известности художнику при жизни, уже спустя пять лет после его смерти они начали с огромной скоростью расти в цене, обеспечили автору мировое признание и славу, а многие молодые живописцы охотно брали творчество Тулуз-Лотрека за образец для подражания. Одним из них стал мало кому тогда еще известный испанец Пабло Пикассо. Познакомьтесь с другими проектами.
О политике конфиденциальности. На этом сайте отключены комментарии, форма авторизации и, главное, мы не собираем данные о cookie-файлах посетителей.
Первая выставка работ Тулуз-Лотрека проходит в 1886 году в кабаре «Мирлитон». В мае следующего года Лотрек выставлял свои работы в Тулузе, в рамках Международной выставки, организованной Академией изящных искусств, под псевдонимом Трекло. Но только участие в брюссельской «Выставке XX», где были представлены одиннадцать его работ, приносит ему подлинное признание. С этого момента Лотрек ощущает себя настоящим художником. Он пишет матери, что «нужно выставляться, где только получится, потому что это единственная возможность быть замеченным». Он не принимает участия в официальных парижских Салонах, зато выставляется от «Салона Независимых», организованного под девизом «Без оплаты и наград», вместе с такими художниками, как Жорж Сёра, Поль Синьяк и Камиль Писсарро. После многих лет обучения академизму Лотрек приходит к крайнему авангарду. Но при этом он дистанциируется от всех существующих направлений, отстаивая свою творческую независимость. К 1891 году окончательно формируется неповторимый стиль Лотрека.
Он наконец стал художником, работами которого интересуются и любители живописи, и организаторы выставок, и издательства. Тепло принимает его творчество критика. Художник выставляется вместе с набидами18 и представителями других направлений тогдашнего авангарда. Творчество Тулуз-Лотрека несет на себе отпечаток его времени. Осваивая многообразные художественные приемы, увлекаясь различными течениями в живописи, он, тем не менее, смог сохранить свою самобытность. Оригинальный и своеобразный стиль позволил ему уловить дух эпохи, в которой он жил и за которой внимательно наблюдал. Принципом его творческой жизни было рисовать и изображать то, что казалось действительно важным, даже если это были быстропроходящие мгновения. Он сделал живопись достоянием простых людей. Хотя в творчестве Тулуз-Лотрека можно заметить практически все художественные веяния конца девятнадцатого века, его работы нельзя отнести ни к одному течению. Это не реализм, не импрессионизм и не символизм.
Он повторял: «Я не принадлежу ни к какой школе, а самостоятельно работаю в моем уголке». Оригинальность его работ полностью соответствовала его необычной натуре. Как и каждый великий художник, Тулуз-Лотрек впитал в себя традиции как старых, так и современных мастеров. Подобно всем художникам его времени, Лотрек пережил увлечение импрессионизмом. На его первых полотнах, выполненных в 1878 ив 1879 годах, мазки прерывистые, в палитре преобладают светлые тона. Среди импрессионистов Лотрек предпочитал тех художников, в творчестве которых портреты доминировали над пейзажами, — Эдуарда Мане и Огюста Ренуара. О Клоде Моне он говорил: «Он был бы куда лучшим художником, если б до такой степени не забросил образы людей». Он обожал Эдгара Дега. С середины 1880-х годов, во времена, когда он учился классическому изобразительному искусству в мастерской Кормона, Лотрек усвоил, а позже и начал использовать технику, характерную для Дега. Он ценил цветовую гамму Дега и тонкие световые эффекты, полученные благодаря уникальной технике.
Именно приемы, позаимствованные у Дега, позволяли Лотреку ухватить саму суть мимолетных сцен и мастерски передать ее на своих полотнах. Лотрек стал достойным наследником Дега, что проявилось особенно ярко, когда он начал рисовать сцены в кабаре и кафешантанах Монмартра. Тулуз-Лотрек черпал вдохновение из различных источников. Чтобы понять его творчество во всей глубине, нужно обратиться к итальянскому художнику эпохи Возрождения Витторе Карпаччо, к голландцам Рембрандту и Франсу Хальсу, а также к готике, к мастерам японской гравюры. Лотрек не боялся комбинировать собственные приемы с современными тенденциями. В начале 1990-х годов ему близко творчество набидов и символистов, что делает его рисунок более спокойным, а цветовую гамму — более гармоничной. Литографии Лотрека становятся более декоративными, начинается период творческого расцвета. Не отрываясь от тем, близких к реальности, Лотрек вводит в свое творчество гротеск, близкий его ироническому характеру. Лотрек приближает свои картины к карикатуре. Уже во время обучения рисованию на курсах классического изобразительного искусства у художника были проблемы с точной передачей натуры.
Он отражал жизнь в поражающих образах», — утверждал журналист и критик Феликс Фенеон. У Лотрека были все предпосылки для того, чтобы рисовать карикатуры. Он находит у них то же пренебрежение ко всему упорядоченному и идеализированному, которым отличается сам. Подобно им, он предпочитает «вежливому и красивому» искусству рисунка беспощадность карикатуры. Взгляд Лотрека становится еще более критичным и острым. Нужно помнить, что ирония Лотрека не возникает из злорадства. Совсем наоборот, сатирические изображения его танцовщиц полны тепла и симпатии. Это подтверждают афиши, представляющие танцовщицу Джейн Авриль и певицу кабаре Иветт Хильбер. Его бичующий карандаш не лишен сострадания. Год спустя другой критик хвалил его «точные наблюдения, исполненные колкости и насмешки».
Тулуз-Лотрека считали художником своей эпохи. В его картинах можно найти много исторических моментов. Он сам подчеркивал необходимость правды.
Проклятие хрустального человечка
Category:Henri de Toulouse-Lautrec - Wikimedia Commons | ТУЛУЗ-ЛОТРЕК, Тулуз-Лотрек-Монфа (Toulouse-Lautrec Montfa) Анри Мари Раймон де (24.11.1864, Альби – 9.9.1901, замок Мальроме, деп-т Жиронда), франц. живописец, график. |
Творчество Анри де Тулуз-Лотрека | Henri de Toulouse-Lautrec At the Moulin de la Galette 1891 г. |
Алкогений: Анри де Тулуз-Лотрек | Цена билета на выставку литографий Анри де Тулуз-Лотрека «Paris, Paris», которая будет проходить в Арт-центре культурного квартала «Брусницын» в Санкт-Петербурге с 19 января по 16 июня 2024 года, от 600 до 700 рублей. |
Анри Перрюшо. Жизнь Тулуз-Лотрека. | Культурно-выставочный центр приглашает смолян и гостей города посетить выставку литографий из частных европейских коллекций «Анри де Тулуз-Лотрек. |
Эрмитажная Академия | Поначалу Анри де Тулуз-Лотрек больше всего любил «Элизе-Монмартр», но когда на месте претенциозного, на его взгляд, «Ша Нуар» открылся «Мирлитон», молодой художник стал его завсегдатаем и вскоре сдружился с Брюаном. |
Выставка литографий АНРИ ДЕ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК. "PARIS, PARIS…"
Лотрек Анри де Тулуз Французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката. Образ Анри де Тулуз-Лотрека окружает такое количество легенд и домыслов, что часто биографы тратят сотни страниц на их развенчание. Поначалу Анри де Тулуз-Лотрек больше всего любил «Элизе-Монмартр», но когда на месте претенциозного, на его взгляд, «Ша Нуар» открылся «Мирлитон», молодой художник стал его завсегдатаем и вскоре сдружился с Брюаном. Browse our gallery of Henri de Toulouse-Lautrec available artworks including original lithographs, prints, and drawings. Книга Анри Перрюшо «Жизнь Тулуз-Лотрека»: «С каждым годом художественное наследие Лотрека завоевывало все большее признание».
ТУЛУЗ-ЛОТРЕК АНРИ
Выставка литографий Анри де Тулуз-Лотрека "Paris, Paris ". Анри Тулуз-Лотрек прожил короткую, но яркую жизнь. Тулуз-Лотрек в полный рост Постепенно любимым местом Анри стал Монмартр, который в конце XIX века был районом весьма неоднозначным. Ha судьбу и творчество Анри де Тулуз-Лотрека, безусловно, повлияли его семейные обстоятельства и болезнь, хорошо известные и обсуждавшиеся уже его современниками.
Henri de Toulouse-Lautrec
А в 1888 и в 1890 годах Лотрек принимал участие в выставках Брюссельской "Группы Двадцати", активной ассоциации нового искусства, и получил самые высокие отзывы от кумира своей юности — самого Эдгара Дега. Разгульный образ жизни: две стороны монеты Часто Анри де Тулуз-Лотрека изображают в виде карлика-извращенца, который только и делал, что пил и посещал бордели, что довело его до психиатрической лечебницы и смерти от алкоголизма и сифилиса в 37 лет, одинокого и жалкого, в родовом замке на руках матери. Такая картина, несомненно, является однобоким, неглубоким и ограниченным взглядом на его жизнь. То, что он нашёл своё пристанище среди ночных заведений Монмартра, говорит, в первую очередь, о том, что более нигде в "приличном аристократическом обществе" он не мог стать своим. Это было главной душевной травмой и трагедией его жизни — внешнее уродство выходило на первый план, затмевая его душевные и профессиональные качества. Здесь же, среди маргиналов и несчастных, душевно израненных и сломленных судьбой людей, его приняли таким, каким он был. Через свои картины Тулуз-Лотрек, в первую очередь, пропускал свою боль, свою собственную борьбу маленького человека за выживание в мире больших и красивых людей. В странных, гротескных фигурах его персонажей можно прочитать отчаянную борьбу за право оставаться человеком, даже находясь на самом дне. Заслуга Тулуз-Лотрека именно в том, что он дал возможность высокому обществу взглянуть на этих людей с долей сочувствия, хоть немного осознать, какая глубина страданий лежит в основе их пороков.
Несмотря на прижизненную неприязнь критики к художнику, через несколько лет после его смерти 9 сентября 1901 года , к нему пришло настоящее призвание. Его наследие считается одним из самых богатых: он оставил около 600 живописных работ, несколько сотен литографий, 31 плакат, 9 гравюр, 3 монотипии, тысячи рисунков, этюдов и набросков. Он вдохновлял множество молодых художников, в том числе Пикассо. И сегодня творчество Анри де Тулуз-Лотрека продолжает оказывать влияние на культурное развитие общества, а цены на его работы продолжают стремительно расти.
Как и все в этом возрасте, он мечтал о любви. Но на что можно надеяться, когда ты — уродливый коротышка?
Первые компании — и первая "наука": лучше прятать глубоко в душе собственные комплексы и переживания, оставаясь для многочисленных друзей-приятелей вечно веселым, смеющимся в том числе над самим собой карликом. Пожалуй, единственной женщиной, искренне любившей Лотрека всю жизнь, была его мать, графиня Адель. Именно ее портреты, написанные сыном, поражают своей теплотой. Грустное милое лицо женщины, сидящей за столом с чашкой кофе в руках, — мудрые глаза, боль, спрятанная в уголках усталого рта... Мать готова была стать тенью сына, чтобы всюду незримо оберегать его. Но она не могла дать ему то, что так необходимо 20-летнему юноше, — чувственную любовь, страсть, от которой кружится голова и хочется обнять целый мир. Однажды один из приятелей Анри решил помочь ему в этом непростом вопросе.
Именно он свел Лотрека с публичной девкой, которую тянуло к всевозможным извращениям. Внешне — ангел во плоти, по сути своей она была дьяволом. Познав с ней мир плотской любви, Лотрек одновременно испытал жесточайшее разочарование. Он понял: страсть, похоть — это не любовь. А любовь если и будет жить в его душе, то уж точно никогда не найдет выхода. Разве что на полотнах. Henri de Toulouse-Lautrec The Bed 1898 г.
В 20 лет Лотрек ушел из дома, поселившись у приятеля на Монмартре. Для него началась новая жизнь. Рождение этого богемного местечка — района художников и поэтов — происходило одновременно с рождением Лотрека - художника. Некогда тихий уголок Парижа, Монмартр постепенно превращался в мир богемы, где без конца открывались кафе — одно оригинальнее другого, — кабаре, ресторанчики, салоны... Именно здесь будущие великие художники и литераторы, поэты и актеры снимали дешевые студии и квартиры, именно здесь, в недорогих кафе, устраивали диспуты и презентации собственных, пока не признанных шедевров. Здесь, на Монмартре, Лотрек узнал спасительную радость дружбы. Он практически никогда не был один — вместе с ровесниками, так же, как и он, мечтавшими о славе, ночи напролет Анри просиживал в кабаре и цирке, стал завсегдатаем скачек.
Он верховодил, развлекал, смешил — и друзья просто обожали его, забывая даже о его уродстве. Между тем Лотрек много работал. Носил с собой бумагу и карандаши, постоянно, везде, где бы ни оказывался, делал зарисовки. Вот, к примеру, скачки — захватывающий мир жокеев и лошадей, орущих болельщиков и пронырливых букмекеров... Henri de Toulouse-Lautrec At the Races 1899 г. Театр — прекрасный, но коварный храм искусства, где все — и актеры, и зрители — играют свои роли... Дом терпимости — усталые жрицы любви, прожженные, видавшие виды девахи, с отчаяньем, вдруг мелькнувшим где-то в прищуре подкрашенных глаз...
Ему всегда было интересно это "вдруг". То была безумная жизнь без сна и печали. Его жизнь! Невероятно — и тем не менее в крошечном, исковерканном теле Тулуз - Лотрека была спрятана гигантская энергия. Он практически не спал. Вечером в компании друзей спешил в театр. Его не волновало содержание пьес — он смотрел на лица актеров.
Его интересовали необычные ракурсы, глаза, взгляды... Иногда он ходил на один и тот же весьма бездарный спектакль десятки раз — лишь для того, чтобы каждый раз любоваться дивным профилем героини в определенной сцене. Он смотрел — и рисовал, занося на бумагу свои впечатления. Спектакль окончен — пора в кафе! Пить рюмку за рюмкой — ликеры и вино, коктейли и настойки, чтобы мир вокруг становился теплее и улыбчивее, чтобы с языка сами собой слетали остроты... Он стал истинным "певцом Монмартра" — парижская богема признала этот "титул" именно за ним — при всем количестве творивших на Монмартре художников! У афиши кабаре Мулен Руж 1892 г.
В ту пору он все еще оставался Маленьким Сокровищем — подвижным, немного озорным, но живым и чутким мальчиком. Заводил игры и распевал песни, как ни в чем не бывало, и наполнял смехом стены родного поместья. Пусть порой этот смех и напоминал рыдания. В их доме в Боске он вновь и вновь подходил к стене, на которой его кузены делали черточки карандашом, отмечая свой рост, и всякий раз собственные неутешительные результаты удручали его. Домашние прозвали этот злополучный уголок «стеной плача». Но жалость была тем, чего он всегда избегал. Невозможность принимать участие в забавах других детей и сознание собственного бессилия заставляли его совершенствоваться в рисовании с особым тщанием. Итогом одного лишь 1880 года стало более трехсот рисунков и набросков. Уже тогда с тоскливой ясностью он осознал отчужденность близких людей. Лишним подтверждением тому был портрет отца верхом на лошади.
Запечатленный в любимом кавказском костюме и с соколом на руке, граф выглядит неимоверно далеким и чуждым, а его фигура, занимающая центральную часть полотна, подавляет. Таким и остался отец для художника — недосягаемым, непонятным, поглощенный лишь своими страстями. Бесплодны и удивительны попытки некоторых исследователей изобразить Лотрека озлобленным коротышкой, похотливым сатиром Паном, охотящимся за прекрасными нимфами. Да, женщины были особой строкой в его биографии. Но говорить о том, что вся живопись Лотрека посвящена красоткам из кабаре, было бы, как минимум, опрометчиво. До знакомства Анри с ночной стороной Парижа он пережил многие годы творческих исканий. Первым соратником и другом в мире живописи для него стал Пренсто — сам личность весьма неординарная. Тридцатисемилетний художник-анималист прикипел всей душой к нескладному подростку, возможно потому, что сам отлично понимал его — Пренсто был глухонемым. Именно его динамичная, странная манера письма, а кроме того, иррациональная привязанность к Анри вдохновили того для продолжения учебы. Он поступил учеником в мастерскую Леона Бонна, весьма востребованного и популярного в то время.
Академизм и приверженность традициям наставника часто становилась предметом шуток среди его подопечных. Здесь буйный талант Лотрека под давлением сухой манеры Бонна «привял», краски стали более блеклыми, эскизы строже. И все же среди новообретенных товарищей Анри расцвел. Он прельщал друзей не только гостеприимством, но и своим дружелюбием, готовностью поддержать любую шутку, легкостью на подъем. Молодая натура противилась всему обыденному, выверенному до миллиметра и провозглашенного идеалом. Седьмая выставка импрессионистов, открывшаяся неподалеку от их студии, не сходила с уст учеников Бонна. Именно тогда Лотрек утвердился в мысли, что одной лишь дисциплины и упорства всегда будет недостаточно для того, чтобы вырваться из среды художников, обреченных вечно писать на заказ портреты знатных дам. После роспуска мастерской Бонна он почувствовал себя на свободе.
Наша выставка представляет 52 литографии, демонстрирующих суть бурлеска кабаре, в разных вариациях. Насладитесь изысканным французским «десертом», ощутите пьянящую радость, с головой окунитесь в манящее царство веселья, танцев и головокружительных трюков! Экспозиционное пространство делится на три основные части: 1. Молодость Анри де Тулуз-Лотрека произведения: ранние портреты, анималистическая тема в творчестве. Информационные стенды: история трагического детства Анри, становление его в качестве художника, формирование собственного стиля.
Выставка литографий Анри де Тулуз-Лотрека «Paris, Paris…»
Анри де Тулуз-Лотрек – один из тех великих художников, которых на путь искусства толкнул не врождённый талант, а врождённый недуг, грусть и безысходность. Физический дефект лишил Анри де Тулуз-Лотрека возможности заниматься подобающими его возрасту занятиями. Произведения Анри де Тулуз-Лотрека, известного большинству, как художника афиш и рекламных плакатов мюзик-холлов парижского Монмартра (за всю жизнь он нарисовал около 30 шт.), можно увидеть во многих музеях мира. Художник-новатор Анри де Тулуз-Лотрек соединил в своем творчестве легкость и звучность цвета импрессионизма с лаконичностью рисунка японской гравюры. Ha судьбу и творчество Анри де Тулуз-Лотрека, безусловно, повлияли его семейные обстоятельства и болезнь, хорошо известные и обсуждавшиеся уже его современниками. 3. Поздний период творчества Анри де Тулуз-Лотрека (произведения: цирковые зарисовки, театральные афиши 1889 -1900 гг.).
Анри де Тулуз-Лотрек
The Formation Of An Artist Photograph of Henri de Toulouse-Lautrec, 1890s But at the age of thirteen, things got much harder for young Henri when he fractured both his femurs in subsequent years and neither of the breaks healed properly because of an unknown genetic disorder. Modern doctors have speculated on the nature of the disorder, and many agree that it was likely pycnodysostosis, which is frequently called Toulouse-Lautrec syndrome. Worrying for his health, his mother brought him back to Albi in 1975 so that he could rest in the thermal baths and see doctors who hoped to improve his development and growth. But unfortunately, the injuries permanently halted the growth of his legs so that Henri developed a full adult torso while his legs remained child sized for the rest of his life. His disorder meant the young Toulouse-Lautrec felt frequently isolated from his peers. He could not participate in many activities with other boys his age, and he was shunned and bullied because of his appearance. But this was very formative for Toulouse-Lautrec, because he once again turned to art to deal with his emotions and immersed himself in his artistic education as an escape. So while it is incredibly sad to imagine a boy in his situation, without these experiences he may not have become the famous and loved artist that he is remembered as today. In 1883, he moved on to study in the studio of artist Fernand Cormon for five years, whose instruction was more relaxed than many other teachers. Here he met and befriended other like-minded artists like Vincent Van Gogh. It was at this time that Toulouse-Lautrec was first drawn into the Parisian neighborhood of Montmartre.
Fin-de-siecle Montmartre was a bohemian neighborhood of low rent and cheap wine which drew the marginal members of Parisian society. Coined from the old Bohemian tradition of eastern European wanderers, modern French Bohemia was the ideology of those who desired to live outside of normative society, and the restraints that they believed it entailed.
После завершения Франко-прусской войны в 1871 году Тулуз-Лотрек переселяется в Париж — город, который изменит его жизнь, станет вдохновением и сильно повлияет на творчество художника. Вдохновлялся искусством импрессионистов, в особенности творчеством Поля Сезанна, Эдгара Дега, и японскими гравюрами. В 1882 г. Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш литографией. Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни.
Они с Лотреком хорошо понимали друг друга. Ведь зритель и приходит в кабаре, чтобы пройтись по низам, так пусть все и получит. Расхожий искусствоведческий штамп: Лотрек использовал приемы японской гравюры «укие-э». Разумеется, использовал, но не совсем так, как его старшие коллеги-импрессионисты или обожаемый им Ван Гог. То есть не только эстетски ценя прихотливую линию силуэта или красочное пятно. Возможно, он был единственным из своих современников если не считать Мане , кто за внешним видом разглядел смысл дальневосточного лубка, в котором гримаса портреты-афиши актеров Театра Кабуки , непристойности и порнография считались такими же достойными «картинками земного, преходящего мира», как и виды горы Фудзи и цветущих сакур. Однако Лотрек не любил природу. И потому он никогда не писал пейзажей, а уж тем более видов «Горы Мучеников». Блуждая по «веселым домам» Монмартра, он, кажется, выпил этот мирок до донышка. Но и квартал не остался перед ним в долгу, наградив всеми последствиями «удовольствий». Тулуз-Лотрек умер в 1901 в возрасте 37 лет, совсем как Пушкин. Правда, в родовом поместье. Выставка в Третьяковке — первая персональная выставка маэстро в России. Это всего лишь литографии из собрания парижского Национального института истории искусства, привезенные в Москву благодаря инициативе швейцарского Фонда Пьера Джанадды. Но вот эта площадно-бульварная тиражность и есть самый настоящий Тулуз-Лотрек.
Все было слегка преувеличенным: скандальная героиня рисунка, плоские, словно расплющенные, в японском стиле изображения фигур, темные силуэты в мутно-желтом свете электрического света — это был новый Париж, Париж Тулуз-Лотрека. С плаката художник сделал цветную литографию и размножил. В конце 1891 года на стенах Парижа появилось 3000 копий этой афиши «Мулен Руж». Плакаты Лотрека пользовались таким успехом у парижан, что появилась разновидность воров, которые следили за тем, когда лист приклеят к стене или тумбе, и тут же отдирали её, едва расклейщик уходил. Гениальный изгой В конце 1890-х годов Лотрек выставлял свои работы в разных странах Европы, а также в Британии и Штатах. Он писал картины, делал литографии, сотрудничал с журналами. Но слава не изменила его личную жизнь. Попрежнему он свободно себя чувствовал только среди танцовщиц и обитательниц монмартрских борделей. Эти женщины были и его натурщицами, и его друзьями. Только с ними он чувствовал себя полноценным человеком и с ними он общался как с равными. Он такой же, как они, — изгой и страдалец, вынужденный смеяться в лицо судьбе и заливать горе алкоголем. Но он, как и они, работает в поте лица. Отец, порицая его образ жизни, частично лишил Анри наследства, родной дядя сжег несколько его картин, и только его «бедная святая матушка» так он называл её перед друзьями любила и принимала своего уродливого и гениального сына таким, каким он был. Пьянство, дома терпимости, работа — жизнь его была похожа на калейдоскоп. Он начинает страдать от паранойи, заражается сифилисом от одной из натурщиц, его мучат галлюцинации… Однажды друзья, услышав выстрелы из его спальни, прибежали и увидели, что он отстреливается от воображаемого нашествия пауков. Как и его близкий друг Ван Гог, Анри был заперт в лечебницу для душевнобольных, но и там продолжал работать: например, по памяти нарисовал серию картин о цирке, чтобы доказать, что он здоров. Через 2, 5 месяца его отпустили, но он снова погрузился в пьянство. Последние дни он встретил в саду своей матери, продолжая её рисовать. Умер Анри у нее на руках от паралича, в 1901 году, перед самым своим 37-летием. Уже когда он жил на Монмартре, Анри печально шутил над своим ростом, заявляя, что ему зато близко падать, когда напивается. Штрихи к портрету Фильмы: «Мулен Руж» 1952 г. Джон Хьюстон; 2001 г. Баз Лурман. Книги: Джулия Фрей, «Тулуз Лотрек», 1994 г. Псевдонимом Трекло Лотрекподписывал свои картины несколько лет по просьбе родных, чтобы «не позорить» графский род. Пикассо восхищался работами Лотрека и уже после смерти художника обращался к тем же натурщицам танцовщицам, певицам, куртизанкам , просил их рассказать об их друге Лотреке, а в своих работах — к тем же темам бордели, кабаре, цирк. И они всю жизнь дружили.