Постпред России при ОБСЕ Александр Лукашевич в беседе с "Известиями" оценил возможность исключения России из организации после выхода страны из Совета Европы на прошлой неделе. В МИД РФ сообщили, что Россия пока не рассматривает возможность выхода из ОБСЕ, однако терпение имеет границы. В МИД РФ сообщили, что Россия пока не рассматривает возможность выхода из ОБСЕ, однако терпение имеет границы. Вопрос о выходе России из Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) пока не обсуждался, хотя и висит в воздухе, заявил глава МИД России Сергей Лавров. Щупальца международных организаций определяют политику целого ряда министерств и ведомств, - заметил вице-спикер и предложил Госдуме, а заодно и Совфеду, определиться с членством России не только в ОБСЕ.
Цена на нефть
- Российская делегация вышла из зала, но не из ОБСЕ. Что дальше?
- В Совфеде признали выход России из ПА ОБСЕ нецелесообразным
- Вопрос о выходе РФ из ОБСЕ пока не рассматривается - МИД - ИА "Финмаркет"
- Председатель ОБСЕ Османи заявил, что дискуссия об исключении России себя исчерпала
- Быстрая авторизация
- Армен АШОТЯН: ВЫХОД ИЛИ ИСКЛЮЧЕНИЕ РОССИИ ИЗ ОБСЕ ПОСТАВИТ КРЕСТ НА РАБОТЕ МГ ОБСЕ
Россия в глобальной политике
Вопрос выхода России из Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) пока не обсуждался. Страны Европы выразили обеспокоенность возможным выходом России из ОБСЕ. Российская делегация не планирует выходить из состава Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПА ОБСЕ). По его мнению, если Россия выходит из ОБСЕ, то организация становится ненужной.
Политолог объяснил, чем для ОБСЕ обернется выход России из организации
Россия покинула эту организацию по собственной воле. Выйти из ПА ОБСЕ полностью не получится – нет такой процедуры, однако российские власти могут приостановить участие и выплату взносов для организации. Пока мы не обсуждаем выход из парламентской ассамблеи, но дальнейшая позиция зависит от того, насколько ПА ОБСЕ сможет обуздать откровенное политиканство и русофобию на своей площадке. Россия не рассматривает вопрос о выходе из ОБСЕ, но ее терпение не безгранично, заявила вчера официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Россия в глобальной политике
Что интересно, общности у западных участников нет, считает вице-спикер Госдумы. Они в большинстве своем не знают истории России и Украины, не в курсе, что когда-то Киев был частью РФ, сообщил политик. Это объяснимо - по словам Толстого, Кремль платит взносов в десятки раз больше, чем другие страны.
И в ответ на эти слова нужно вызвать польского посла, а также, как обычно, выразить «глубочайшую озабоченность» устами Лаврова. Но на самом деле ситуация несколько сложнее.
Польша фактически сорвала визит российского министра на заседание международной организации — одной из крупнейших организаций Европы, которая является дипломатической площадкой для урегулирования разногласий. Более того, Польша сорвала визит с формулировкой, которая может исходить только и исключительно от руководства организации — то есть от генерального секретаря. Но уж точно не от страны, выполняющей номинальную функцию временного председателя, которой дали возможность принять у себя заседание Совета Министров. Фактически Польша создает прецедент — тот самый, который не создала Индонезия, отказавшаяся не приглашать Владимира Путина на саммит G20.
Чтобы этот прецедент не состоялся, Кремль должен не ограничиваться «озабоченностью», а предпринять жёсткие и демонстративные шаги.
Он сам невменяемый, и все эти институты такие же» — отметил председатель парламента. Как пояснил вице-спикер Госдумы, глава российской парламентской делегации в ПА ОБСЕ Петр Толстой, данная организация стала «русофобским цирком, настроенным по отношению к России критически до степени невозможности в ней находиться». Парламентарий также сообщил, что российской делегации «было последовательно отказано в визах для участия в заседаниях ОБСЕ, демонстративно был нарушен регламент организации». Не замечала героизации украинских нацистов.
Не видит издевательств украинских властей над духовенством и прихожанами канонической Украинской Православной Церкви. Пусть обсуждают Россию без России.
Но уж точно не от страны, выполняющей номинальную функцию временного председателя, которой дали возможность принять у себя заседание Совета Министров. Фактически Польша создает прецедент — тот самый, который не создала Индонезия, отказавшаяся не приглашать Владимира Путина на саммит G20. Чтобы этот прецедент не состоялся, Кремль должен не ограничиваться «озабоченностью», а предпринять жёсткие и демонстративные шаги. Говоря о Варшаве, Россия может воспользоваться нынешней ситуацией, как последней каплей для, как минимум, дипломатических шагов. Массовая высылка дипломатов которые тут не особо нужны , снижение уровня отношений до поверенных в делах — или же отзыв послов с разрывом дипломатических отношений. Собственно, Варшава за последние девять месяцев уже наговорила на подобный разрыв. И этот дипломатический шаг может иметь серьёзные политические последствия, ведь ближе к концу спецоперации Польше придётся вести серьезный и непубличный диалог с Москвой для урегулирования польских претензий на украинские территории.
Если Россию не пустят на саммит ОБСЕ, у нее появятся железные аргументы выйти из этой организации
Вся троица дежурно критиковала "российскую агрессию против Украины", в то же самое время выдвинув РФ претензии в том, что Москва с 2021 года отказывается голосовать за полноценный бюджет ОБСЕ (с тех пор организация живёт по временной смете). Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) грозит кризис и разрушение из-за того, что Москва и Минск отказываются одобрить председательство Эстонии в следующем году, считает министр иностранных дел Финляндии Пекка Хаависто. В текущих условиях, как предположил Сергей Лавров, говорить о восстановлении совместной работы России и ОБСЕ по обеспечению безопасности не приходится. Гаврилов: Европа надеется, что Россия не выйдет из ОБСЕ, невзирая на давление из-за Украины.
Россия не собирается выходить из ОБСЕ — Джабаров
В Министерстве иностранных дел (МИД) России прокомментировали требование Литвы исключить РФ и Белоруссию из списка наблюдателей от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) за президентскими выборами, заявив, что власти. Совет Федерации считает нецелесообразным выходить из Парламентской ассамблеи (ПА) ОБСЕ, несмотря на отказ Великобритании выдать визы российским делегатам, 22 июня сообщает РИА Новости. Дискуссии о выходе России из Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) не ведутся, она остается площадкой взаимодействия с Западом, несмотря на "перегретую конфронтационную атмосферу". Россия покинула эту организацию по собственной воле. Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) грозит кризис и разрушение из-за того, что Москва и Минск отказываются одобрить председательство Эстонии в следующем году, считает министр иностранных дел Финляндии Пекка Хаависто. По словам политика, решение Лондона об отказе в выдаче виз российской делегации и вследствие этого блокирование работы РФ в Парламентской ассамблее ОБСЕ может привести к серьезным последствиям.
Следом за НАТО будет ОБСЕ: Важный намек Путина
Ее превращение в бесконтрольный инструмент антироссийской политики вынудило Россию попрощаться с этой организацией", — отметил Лукашевич. В то же время в ОБСЕ, по его словам, наблюдаются схожие тенденции: "проявление двойных стандартов, диалог как заложник возрастающих эмоций и внешнеполитической конъюнктуры, нежелание искать компромиссы, почти полная профессиональная деградация многих западных представителей".
В повестке дня сотрудничества Брюсселя с государствами Центральной Азии значатся и такие традиционные для ОБСЕ вопросы, как реформирование и переподготовка сотрудников правоохранительных органов, современные методы и технологии пограничного контроля, противодействие наркоторговле, организованным преступным группировкам, коррупции, террористической и экстремистской деятельности. Иными словами, Евросоюз уже сейчас постепенно вступает на поле ОБСЕ во взаимодействии со всеми постсоветскими странами, не исключая России.
В отношениях с Москвой Брюссель стремится также институционализировать диалог и сотрудничество по проблемам прав человека и верховенства закона. Соответствующая запись включена в мандат Европейской комиссии на заключение нового широкоформатного соглашения с Россией и рискует стать одной из непростых тем на только что начавшихся переговорах. Конечно, справедливо замечание о том, что эта деятельность ЕС пока плохо оформлена и малоэффективна.
Но и в Европейском союзе все громче звучат голоса тех, кто считает, что пора взять на себя решение задач, с которыми, судя по всему, ОБСЕ не справляется. Подкрепление же предлагаемого Евросоюзом стандарта «надлежащего управления» выгодами экономического сотрудничества ЕС — главный торговый партнер практически для всех стран СНГ и финансирования проектов в самых разных областях способно сделать Европейский союз вполне влиятельным фактором развития в регионе. Ведь ОБСЕ все последние годы не хватало именно самостоятельного экономического веса для того, чтобы стимулировать заинтересованность государств-участников в сотрудничестве.
Эту картину следует дополнить и тем, что вопросы реформы сектора безопасности и обеспечения демократического контроля над ним являются одним из элементов и условий взаимодействия НАТО с новыми независимыми государствами. Значение этого аспекта сотрудничества не стоит преувеличивать, поскольку интенсивность участия постсоветских государств в натовской программе «Партнерство ради мира» очень разная. Но данная тема неизбежно выходит на первый план для стран, которые ищут сближения с альянсом и тем более стремятся в него вступить.
Поэтому уход России и даже развал ОБСЕ, по сути, не снимает ни одну из проблем, от которых хотелось бы избавиться Москве. Он не снимает их ни в том, что касается деятельности ОБСЕ и других европейских и евро-атлантических структур на постсоветском пространстве, ни в отношениях самой России с этими организациями. Трансфер западного политического ноу-хау на постсоветский Восток продолжится.
Масштабы же и характер такой деятельности в отношениях между западными странами и соседями России в Восточной Европе, на Южном Кавказе и в Центральной Азии будут определяться в данном случае без участия Москвы. При этом уменьшатся возможности России добиваться того, чтобы организации, принимающие участие в этом процессе, проявляли бЧльшую активность «к западу от Вены». Результат такого решения может быть только один: выйдя из ОБСЕ, Россия самоустранится из названных процессов и утратит последние возможности влиять на них.
Во время визита в Германию 5 июня этого года президент Российской Федерации Дмитрий Медведев предложил провести общеевропейскую встречу на высшем уровне и подготовить новый «пакт о европейской безопасности». Идея поиска нового консенсуса участников общеевропейского процесса витала в воздухе на протяжении по-следнего года. Ее продвижение, безусловно, важно, но оно не должно отодвинуть на задний план решение ряда практических вопросов, от которых зависит дальнейшее функционирование ОБСЕ.
Программа глубокого реформирования этой организации, с которой до последнего времени выступала Россия, была сосредоточена на проведении ряда институциональных, юридических и процедурных преобразований. Российская Федерация настаивала на нижеследующем. Во-первых, на осуществлении институциональной реформы ОБСЕ, в результате которой ее главные структуры, действующие автономно на основе собственных мандатов БДИПЧ, Представитель по свободе СМИ, а также достаточно самостоятельные в своей работе полевые миссии были бы поставлены под более жесткий контроль со стороны работающего в Вене Постоянного совета ОБСЕ.
Решения в нем принимаются на основе консенсуса, и все государства-участники обладают правом вето. Такое нововведение предполагало бы необходимость единогласного утверждения основных решений, сегодня самостоятельно принимаемых отдельными институтами организации. Речь идет, в частности, и о фактическом запрете миссиям ОБСЕ по наблюдению за выборами обнародовать какие-либо оценки до обсуждения в Постоянном совете.
Во-вторых, на усилении политического руководства и контроля со стороны Постоянного совета над деятельностью миссий, имея в виду в том числе проверку выделения им внебюджетных средств на реализацию конкретных проектов и расходования этих средств включая практику прикомандирования сотрудников миссий государствами-участниками. Речь идет о постепенном отказе от развертывания миссий в отдельных странах в пользу создания «тематических» миссий, действующих во всех государствах-участниках. Активность «тематических» миссий сосредоточивалась бы на совместном противодействии новым вызовам безопасности террористическая деятельность, незаконный оборот наркотиков и оружия, торговля людьми и пр.
В-третьих, на упорядочении деятельности и внутренних процедур управления организацией, зачастую формировавшихся спонтанно на основе решений Совета министров иностранных дел и Постоянного совета. С этой целью предлагается, в частности, наделить ОБСЕ правосубъектностью, принять Устав организации проект документа распространен Российской Федерацией летом 2007 года , унифицировать стандартные процедуры управления различными операциями ОБСЕ и ее институтами. С этой целью необходимо провести реорганизацию Секретариата, укрепить его, как и полномочия генерального секретаря, одновременно сохранив их подотчетность Постоянному совету.
Предлагается также изменить кадровую политику и увеличить представительство стран, расположенных «к востоку от Вены», в центральных структурах, основных институтах и миссиях. Следовало бы пересмотреть шкалу взносов в бюджет ОБСЕ и привести ее в соответствие с основными показателями платежеспособности государств-участников, что предполагало бы, в частности, сокращение взноса России. За последние годы в организации сформировалась широкая коалиция сторонников ее реструктуризации и совершенствования управления в интересах повышения эффективности деятельности ОБСЕ.
Обсуждение этих вопросов принесло плоды в виде существенных, хотя и недостаточных перемен. Однако для многих государств неприемлемы требования Москвы, которая фактически предлагает надеть на автономные институты ОБСЕ жесткий «корсет» политического консенсуса, что поставит ее дееспособность в зависимость от успеха или неуспеха политического торга между Россией и ее партнерами по ОБСЕ. Это отбросило бы организацию в не самый успешный период ее развития — в 80-е годы прошлого века.
Такое направление реформирования ОБСЕ представляется нам и малоперспективным, и непродуктивным одновременно.
Он обладает полномочиями принимать решения и руководить работой всех органов и институтов ОБСЕ. Совет состоит из министров иностранных дел 57 государств-участников и проходит ежегодно в стране, выполняющей роль председателя ОБСЕ.
Такое заявление сделал глава делегации РФ на переговорах в Вене по темам военной безопасности и контроля над вооружениями Константин Гаврилов.
Об этом написало РИА Новости. Доносится до них, и мы используем эти инструменты, чтобы доносить», — сказал он, отвечая на вопрос о том, прислушиваются ли страны ЕС в международных организациях к позиции РФ.
Россия пригрозила выходом из ОБСЕ
России в третий раз отказывают в визах для посещения конференций ОБСЕ «Если будут приняты какие-либо изменения в регламент ОБСЕ, которые ущемят интересы нашей делегации, если будет какая-то попытка изолировать Россию, то тогда мы будем рекомендовать принимать такое решение», — пояснил политик. По его словам, любые шаги, направленные на защиту дипломатических усилий, соответствуют интересам международного сообщества.
Об этом заявил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров, сообщает «Парламентская газета». В середине июня правительство Великобритании отказало российской делегации в выдаче виз для участия в ежегодной сессии Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ПА ОБСЕ.
Получается, что режим приостановки ничего нам не даёт. Сами приостанавливаем, сами восстанавливаем при условии оплаты взносов за время прогулов. На этот раз надо быть умней: нужно выходить полностью, лучше навсегда. Но даже если приспичит опять войти в этот наднациональный орган стран Европы, то, по крайней мере, не будет юридических оснований требовать с нас взносы за годы неучастия. Сотрудничество с её наднациональными институтами является большим вредом для нас, так как способствует объединению традиционных стран Европы в «Соединённые штаты Европы» СШЕ на принципах федерализма. А это значит — мы сами работаем на усиление нашего геополитического противника. В случае образования СШЕ будет окончательно решён вопрос с денежной системой в зону евро войдут все «штаты» и будет создан единый ВПК с едиными стандартами и единая армия.
Появится второй монстр после США, с которыми он будет действовать в союзе против нас.
Однако никто не запрещает странам — членам ОБСЕ добавлять новые элементы в общий портфель организации. Одно из очевидных преимуществ ОБСЕ состоит в том, что Организация способна стать своеобразным инкубатором новых проектов, которые могли бы стартовать в относительно скромных, политически непротиворечивых и максимально гибких форматах. При наличии политической воли, настойчивости и более чем скромного дополнительного финансирования инновационные проекты в рамках ОБСЕ могут не только выжить, но и постепенно выйти на новый уровень и найти свое будущее в других организациях. На низовых уровнях работы ОБСЕ даже нет необходимости добиваться общего консенсуса членов организации для запуска новых проектов, вполне достаточно всего лишь собрать репрезентативную коалицию заинтересованных участников. Иван Тимофеев: Россия — ЕС: стабильные отношения 5. Один из любимых аргументов критиков ОБСЕ в России состоит в том, что страна вынуждена платить большие деньги за свое членство в Организации — при том, что политические дивиденды от этого членства, с точки зрения критиков, остаются более чем скромными. Большинство российских предложений не находит поддержки в Вене, многие органы ОБСЕ — в особенности, Парламентская ассамблея — постоянно и жестко критикуют Кремль под любым удобным предлогом. К тому же Россия недопредставлена практически на всех уровнях Секретариата организации. Этот аргумент не выглядит слишком убедительным.
ОБСЕ всегда была организацией с относительно скромным бюджетом. Российский ежегодный взнос в ОБСЕ никогда не превышал 10 млн долл. Для сравнения — ежегодный взнос России в Совет Европы составляет около 40 млн долл. Всего двенадцать самых крупных ежегодных взносов России в международные организации составляют своей совокупности около 1,7 млрд долл. Не слишком высокая плата за сохранение своего активного участия в наиболее представительной общеевропейской организации! Одна из фундаментальных проблем ОБСЕ, по мнению критиков организации, состоит в неясности и даже двусмысленности ее международно-правового статуса. Это не полноценный межгосударственный институт с соответствующим Уставом, ратифицированным органами законодательной власти государств-участников. Но это также и не международное НКО, не аналитический центр и не профессиональная ассоциация. Размытость правого статуса, в частности, ведет к тому, что некоторые структуры ОБСЕ приобретают избыточную автономию, действуя по собственному усмотрения или превращаясь в орудия отдельных групп государств. Оценка деятельности БДИПЧ остается предметом оживленных дискуссий, равно как и более общий вопрос об оптимальном уровне автономии отдельных структур и подразделений ОБСЕ.
Но можно вполне согласиться с идеей о том, что ОБСЕ нуждается в полноценном Уставе с четким изложением ее мандата, структуры, формата деятельности и других базовых особенностей организации. В идеале, этот документ, подготовленный в соответствии с Главой VIIII Устава ООН, должен превратить ОБСЕ в полноценную международную организацию с новым уровнем институциональных возможностей и новым уровнем финансирования со стороны государств-членов. Однако совершенно очевидно, что продвигать реформы в ОБСЕ гораздо более продуктивно, находясь внутри организации, а не вне ее. Печальный опыт Соединенных Штатов, которые вышли из ВОЗ из-за своего недовольства тем, как работает эта структура, а потом были вынуждены вновь в нее вернуться, должен стать уроком для политиков не только в Вашингтоне, но и в Москве. Многие российские критики организации пребывают в убеждении в том, что если Москва покинет ОБСЕ, то последняя окончательно потеряет всякое практическое значение, утратит смысл своего существования и очень скоро развалится. За Россией последуют другие страны, недовольные тем, как работает организация, и ОБСЕ перестанет быть общеевропейской структурой, превратившись в бессмысленный придаток Евросоюза и НАТО. Когда это произойдет, Москва может приступить к строительству новой многосторонней организации в Европе или, скорее, в Евразии с участием членов ОДКБ и ЕАЭС, а также и других заинтересованных евразийских стран.
Постпред РФ при ОБСЕ заявил, что Россия не намерена выходить из организации
США, естественно, этому активно воспротивились. Более того, американцы «наехали» на Россию за использование экономических рычагов давления на партнёров по СНГ и обвинили в том, что мы- де покрываем «сепаратистов» из Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии. В общем, на заседании обнаружились наши расхождения с США практически по всем ключевым вопросам. Американцы при поддержке Франции и Канады настаивали на том, чтобы Россия вывела свои войска из «непризнанных» республик, пригрозив, что не ратифицируют ДОВСЕ, пока Россия в полном объёме не выполнит Стамбульские обязательства и полностью не выведет свои войска с территорий постсоветских государств. В ответ Европа отказала Казахстану в председательстве в ОБСЕ в 2009 году, хотя считалось, что это уже решённый вопрос.
В итоге Сергей Лавров заявил: ОБСЕ превратилась в площадку для проталкивания теми или иными силами односторонних политических решений, и мы ещё подумаем, нужно ли нам продолжать своё членство в этой сомнительной структуре. Два года российская сторона обдумывала своё решение. Возможно, окончательное решение будет обнародовано в сентябре-октябре этого года, но уже примерно ясно, каким именно оно будет.
Во всяком случае до того момента, когда среди людей, которые отвечают за выработку внешней политики в Евросоюзе, появятся вменяемые люди.
Руководитель МИД России при этом напомнил о словах главы евродипломатии ЕС Жозепа Борреля, который сказал, что конфликт на Украине должен закончиться победой киевского режима на поле боя. По сути, именно это привело к нынешнему кризису европейской безопасности, на котором сегодня активно наживается Вашингтон. Так, американцы будут поставлять ЕС газ по ценам в четыре раза дороже российских, а также продолжат переманивать за океан инвесторов, которые работали в Европе. Североатлантический альянс вернулся к приоритетам холодной войны, которым следовал с самого начала своего образования.
Формула «держать русских вне Европы, США — в Европе, а немцев — под контролем» сегодня стала звучать еще жестче. Военно-политический блок продолжает проводить маневры, в ходе которых Россия практически открыто объявляется противником, наращивать свою активность на постсоветском пространстве и в Азиатско-Тихоокеанском регионе АТР с явным прицелом на глобальное доминирование. В Пекине с большим вниманием следят за провокациями Североатлантического альянса в акватории Южно-Китайского моря и Тайваньского пролива. В связи с этим Москва и Пекин продолжают р азвивать двустороннее сотрудничество, проводят совместные антитеррористические учения, отрабатывают действия по патрулированию воздушного пространства.
Очевидно, что деятельность этой структуры направлена против Китая и вряд ли отвечает задачам обеспечения мира и стабильности в регионе. Министр иностранных дел России опроверг слухи о том, что Москва якобы просит о начале переговоров по Украине, чтобы взять тайм-аут для задействованных в СВО военнослужащих.
Так, кое-как, в ночь на четверг, 30 ноября, Лавров прибыл-таки в Скопье. Изначально предполагалось, что полетит через Болгарию, и его самолету местные даже выдали разрешение на пролет. Но потом болгарам не понравилось, что вместе с Лавровым летит разговорчивая Мария Захарова. И ее в последний момент решили не пущать. Читайте также Столтенберг сердится: разведка НАТО не сумела посчитать русские ракеты Украине придется зимовать под дырявым небом Сама официальный представитель МИД РФ в Telegram-канале тут же разразилась тирадой: «злобная глупость русофобов дошла до того, что впервые в нашей истории официальные власти запретили находиться в небе не самолету, а человеку в самолете». Но за всей этой перепалкой не понятно: зачем вообще полетели наши дипломаты в этот богом забытый Скопье, доселе редко появлявшийся не политической карте мира? Александр Бартош, член-корреспондент Академии военных наук напоминает, что ОБСЕ давно заняла позицию полного подчинения американской доктрине «сдерживания России»: — То, что ОБСЕ ведет себя таким образом, конечно, ей чести не делает. Рассчитывать на какие-то изменения в ее позиции в ближайшее время тоже не приходится.
Но в то же время нам не следует терять площадку для высказывания своего мнения, для того, чтобы доносить нашу позицию по острым международным вопросам. Сейчас получило распространение выражение «Глобальный Юг». К сожалению, американцы являются самым щедрым плательщиком взносов в ОБСЕ и в полной мере пользуются этим, насытив управляющие органы этой структуры своими сотрудниками, задействуют организацию как инструмент своего глобального влияния не только в Европе, но и в регионе, который вы очертили.
Думала, что ОБСЕ оправдает хотя бы свое название и будет действовать в духе сотрудничества. Все зря. Организация стала яркой русофобской, настроена критически до степени невозможности там находиться, - отметил зампред нижней палаты. Дошло до того, что нашей делегации начали просто отказывать в визах. Хотя в регламенте ОБСЕ четко сказано: должен быть свободный доступ всем делегациям. Россия долго вела себя как тот медведь, которого назойливо пытаются раззадорить палкой. Ну, или как жертва домашнего насилия.
Старалась выстроить отношения с организацией по разным каналам. Надеялась, что «западные партнеры» одумаются, а вот тот отказ в визах и ухмылки в ответ на логичные опасения по безопасности — все это было в последний раз. Непонятно, правда, чем именно мы ждали и зачем так долго. То теперь наконец решили — с нас хватит. Правда, теперь это «хватит» надо официально оформить. То есть надо еще подумать, все взвесить.
Почему России пора выходить из ОБСЕ
Иногда такие утверждения завершаются выводом о том, что «ОБСЕ безнадежна», что «время ОБСЕ прошло», что ее захватили «русофобские силы», и что Москве следует покинуть эту недееспособную и крайне пристрастную организацию как можно быстрее. Можно, конечно, просто отмести подобные заявления как некомпетентные, политически тенденциозные и неконструктивные. Тем не менее, учитывая растущую популярность критических воззрений на ОБСЕ в российском общественно-политическом сообществе, стоит углубиться в логику критиков и рассмотреть наиболее популярные аргументы, которые они используют. Насколько эти аргументы справедливы, обоснованы и серьезны? Существуют ли убедительные контраргументы в пользу продолжения российского участия в работе этой важной международной организации? Как представляется, дискуссия идет вокруг семи основных вопросов. В работе ОБСЕ есть географический перекос. В работе ОБСЕ есть тематический перекос. ОБСЕ недостаточно инновационна.
ОБСЕ обходится России слишком дорого. У ОБСЕ отсутствует ясный статус. Текущий кризис в отношениях между Москвой и Западом не может не влиять на функционирование общих институтов. Сегодня Россия испытывает определенные сложности во взаимодействии с ОБСЕ в скобках отметим, что и многие другие страны, в первую очередь, Соединенные Штаты, далеко не всегда удовлетворены работой организации. Помимо негативного политического фона, эти сложности отражают и более общие проблемы, касающиеся участия Москвы в различных многосторонних организациях и режимах. Для ведущих мировых держав — таких как Россия, Китай или США — в силу многочисленных исторических, культурных и даже психологических причин многосторонние форматы остаются сложным, слабо управляемыми и не всегда удобным инструментом достижения внешнеполитических целей. Но мир меняется, и искусству эффективной работы в сложных, слабо управляемых и не всегда удобных многосторонних структурах так или иначе придется учиться. Изоляционистская альтернатива многосторонности не просто менее эффективна, она самоубийственна для любого участника мировой политики.
Активное и заинтересованное участие России в деятельности ОБСЕ может рассматриваться как важный внешнеполитический эксперимент, результаты которого в случае успеха могли бы быть транслированы и в другие многосторонние институты и режимы, имеющие больше влияния и возможностей, чем ОБСЕ. У ОБСЕ, разумеется, нет никакой волшебной палочки, чтобы разрешить многочисленные проблемы, разделяющие Россию и Запад, но ОБСЕ предлагает платформу, на которой эти проблемы могут обсуждаться в рациональном формате и во взаимно уважительном духе. К сожалению, таких платформ в Европе осталось немного, и это еще один аргумент в пользу того, чтобы бережно сохранять и развивать то, чем мы пока располагаем. Сегодня, когда мы проходим через новый цикл ожесточенной конфронтации между Москвой и Западом, многие российские эксперты, журналисты, да и политики выражают чувство глубокого разочарования во многих многосторонних международных механизмах и институтах, в которых участвует Россия — от Организации Объединенных Наций до Совета Европы, от Всемирной торговой организации до Организации по запрещению химического оружия. Игорь Иванов: Почему Европа враждебна России? Критики утверждают, что после окончания холодной войны СБСЕ и сменившая его ОБСЕ неизменно фокусировались на странах и территориях «к востоку от Вены» — в первую очередь, на постсоветских и пост-югославских государствах, в то время как страны Запада почти никогда не становились объектом внимания организации. Из этого делается вывод о том, что ОБСЕ была и остается «улицей с односторонним движением» — механизмом для экспорта западных ценностей, моделей и практик все дальше на восток европейского континента. Такой географический перекос выглядит особенно неуместным в наши дни, когда многие западные страны сталкиваются с острыми проблемами политического популизма, экстремизма, сепаратизма и с другими вызовами политической стабильности.
В этих утверждениях есть доля истины.
Принят заключительный документ «Предотвращение терроризма и борьба с ним» с оценкой роли международных и региональных организаций в противодействии терроризму. Утверждены решения в области военно-политической безопасности об уничтожении излишков обычных боеприпасов, об усилении контроля за распространением переносных зенитно-ракетных комплексов, Руководство по лучшей практике в области легкого и стрелкового оружия. Начиная с 2003, в связи с конфликтом между Россией и рядом стран — членов ОБСЕ политические декларации не принимались. В Маастрихте государственный секретарь США Колин Пауэлл заявил, что Россия должна выполнять Стамбульские соглашения 1999 о выводе войск из Грузии и Приднестровья и на это должно быть указано в декларации. Россия заблокировала документ. Заключительный документ был заблокирован. Россия призвала реорганизовать ОБСЕ и «вернуть её к изначальным принципам».
Россия на три месяца блокировала принятие бюджета ОБСЕ на 2005 год, потребовав сократить свою долю в нём, и заявила о нежелании финансировать проекты, противоречащие российским интересам.
В Пекине с большим вниманием следят за провокациями Североатлантического альянса в акватории Южно-Китайского моря и Тайваньского пролива. В связи с этим Москва и Пекин продолжают р азвивать двустороннее сотрудничество, проводят совместные антитеррористические учения, отрабатывают действия по патрулированию воздушного пространства. Очевидно, что деятельность этой структуры направлена против Китая и вряд ли отвечает задачам обеспечения мира и стабильности в регионе. Министр иностранных дел России опроверг слухи о том, что Москва якобы просит о начале переговоров по Украине, чтобы взять тайм-аут для задействованных в СВО военнослужащих. Никогда ни о каких переговорах мы не просили», — резюмировал Лавров. Однако в Москве готовы слушать предложения других стран, которые заинтересованы в таких переговорах. Но, к примеру, со стороны той же Европы сегодня нет никаких конкретных инициатив по предоставлению посреднических услуг между Россией и Украиной. Глава МИД России призвал подходить к развитию ситуации на Украине без двойных стандартов, чем грешат представители Запада.
Но давайте все эти вопросы рассматривать без двойных стандартов и по-честному», — предложил Лавров. Российский министр напомнил о трагических событиях в Югославии, Ираке, Ливии, Сирии, Афганистане, судьба граждан которых не сильно беспокоила западные государства. А вот украинцы, которые действительно «потомки древних римлян», как они сами говорят, видимо, заслуживают особой защиты по линии западных институтов и структур», — подытожил Лавров.
Лаврову есть с кем скооперироваться. Как вы считаете, может организоваться некий пророссийский пул или блок внутри организации? Давайте дождемся окончания мероприятия. Хорошо бы выступить единым фронтом, хотя бы в формате бывших советских республик… Во всяком случае очередное, 30-е заседание Совета министров иностранных дел СМИД ОБСЕ проходит с участием главы нашего внешнеполитического ведомства.
А то ведь год назад поговаривали, что Россия вообще выйдет из этой организации. В руководящих органах ОБСЕ совет занимает второе место после саммита и созывается в те годы, когда встречи на высшем уровне не проводятся. Министры рассмотрят ход выполнения ранее принятых решений и определят задачи на среднесрочную перспективу. Состоится политический диалог государств-участников. Среди тем — выход нашей страны их Договора об обычных вооруженных силах в Европе ДОВСЕ , не сделавший обстановку на континенте спокойнее. Ключевой темой предстоящего совета станет кризисная ситуация, сложившаяся в ОБСЕ. Его причина — деструктивные действия западных стран, использующих организацию в собственных интересах и пренебрегающих фундаментальными принципами ее работы.
В Госдуме заявили о намерении России покинуть ОБСЕ: «Превратилась в клон Верховной Рады»
Как пояснил вице-спикер Госдумы, глава российской парламентской делегации в ПА ОБСЕ Петр Толстой, данная организация стала «русофобским цирком, настроенным по отношению к России критически до степени невозможности в ней находиться». Постпред России при ОБСЕ Александр Лукашевич в беседе с "Известиями" оценил возможность исключения России из организации после выхода страны из Совета Европы на прошлой неделе. Россия в данный момент не рассматривает вопрос о выходе из ОБСЕ, но терпение ее небезгранично, заявила на брифинге официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Что же касается ОБСЕ, то Кремлю стоит запросить секретариат Организации относительно её позиции по польскому демаршу. В Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) действительно велась дискуссия об исключении России за нарушение “основополагающего принципа” объединения, но на данный момент она себя исчерпала.