За Литургией была совершена хиротония архимандрита Серафима (Пасанаева), клирика Йошкар-Олинской епархии.
ТАЛЛИНСКАЯ ЕПАРХИЯ
Были заслушаны доклады о жизни Таллинской и Нарвской епархий и Эстонской Православной Церкви в целом, отчёты ревизионной комиссии. Для насельниц монастыря память о нем священна, ибо именно он, будучи в хрущевское богоборческое время архиереем Таллинским, спас обитель от закрытия. Самая большая заграничная епархия Сербской Церкви осудила преследования Украинской Православной Церкви киевским режимом. Если Таллинский митрополит прямо осудит высказывания Московского патриарха, то священники в православных храмах в Эстонии не смогут произносить в проповедях то, что. Самая большая заграничная епархия Сербской Церкви осудила преследования Украинской Православной Церкви киевским режимом.
Судьба Пюхтицкого монастыря: молитвенный вызов в сердце атеистической Эстонии
Согласно результатам общенациональной переписи 2011 года, количество православных в республике составило 176 773 человека [13]. Географически православие более широко распространено на востоке и севере страны. Раскол произошёл в основном по этноязыковой линии. Власти Эстонской Республики вплоть до 2002 года отказывали в официальной регистрации Эстонской православной церкви Московского патриархата [3] , в связи с чем Государственная дума России принимала особые заявления в 1996 и 2001 годах [14]. Собор Воскресения Христова Нарва Эстонская православная церковь Московского патриархата состоит из двух епархий: Таллинской и Нарвской. Она имеет 39 приходов , численность духовенства — 80 человек митрополит , 3 епископа , 59 священников и 17 диаконов [2].
Иные территории Эстонской Республики отнесены к Таллинской епархии , управляемой митрополитом Таллинским и всея Эстонии [17]. На следующий день он вынужденно покинул страну ранее на чрезвычайном заседании Собора ЭПЦ МП выражено категорическое несогласие с этим решением эстонских властей [18]. В апреле 2024 года чиновники Министерства внутренних дел Эстонии планировали провести встречи с приходами Эстонской православной церкви Московского патриархата, чтобы убедить их выйти из состава Московского патриархата, который парламент Эстонии готовится признать «организацией, поддерживающей российскую агрессию » [19].
Пюхтицкий монастырь — Что конкретно Вы имеете в виду?
Во-вторых, не всё духовенство адекватно относилось к своим обязанностям. В Эстонию ведь никто особо не хотел ехать. Сложно сказать, почему так было, ведь в республике имелись свои преимущества. Эстонцы в целом и эстонские коммунисты в частности не были рьяными безбожниками. Да, они были неверующими людьми, но не такими рьяными атеистами, как в России.
А уровень жизни в Эстонии всё-таки был немного выше, чем в других регионах Советского Союза. Но как-то всё это не учитывалось, и здесь оказалось много неподходящего духовенства, даже рукоположенного с нарушениями канонов. В настоящее время в Эстонской Православной Церкви 31 приход, 45 священников и 13 диаконов. ЭПЦ МП разделена на две епархии: Таллинскую и Нарвскую; последняя включает в себя в основном русскоязычные районы на востоке страны. В 1992 году, до раскола, в Эстонской Церкви было 80 приходов.
Было ли такое на самом деле? Потом число стало расти, процесс резко политизировался. У меня собралась целая коробка газетных вырезок, со статьями, в которых меня ругают, обзывают вором, говорят, что я хочу забрать не свою собственность и т. Так и проходила эта борьба, очень неприятная. Но не все эстонцы хотели от нас уйти хотя уходили в основном эстонцы.
Очень долго держался. Потом он приехал ко мне и говорит: «Что мне делать? Со мной на улице эстонцы не здороваются, потому что статья в газете была такая… Русского языка я не знаю, чтобы служить в русском приходе, а служить хочу. Я вынужден уйти». Он провёл в приходе голосование: две пятых высказалось за Московскую патриархию, а три пятых-за Константинополь.
Вот они и ушли. Но это был хороший священник, а некоторые всё решали политизировано, просто используя неприятие к Москве. Да ведь и не только эстонцы ушли… — Я вспоминаю протоиерея Симеона Кружкова, настоятеля Успенского собора в Тарту. Близкий друг патриарха Алексия, был с ним на «ты». Мечтал об архиерействе.
Когда мне патриарх предложил архиерейство, я ему сказал — есть же отец Симеон, но патриарх по ряду причин отказался принять его кандидатуру. Отец Симеон ушёл в раскол и получил там архиерейство, в Стамбуле. Вернулся в Эстонию и вскоре умер, по-моему, даже не отслужив ни одной литургии! Виной тому — смешанные браки, а также влияние лютеранской церкви. Когда была образована первая Эстонская Республика, в 1918 году, наша церковь воспринималась как русская.
Судя по всему, с тех пор это восприятие мало изменилось. Помню, как-то проезжали мы возле одного местечка, где, я знаю, был эстонский православный приход. Я у жителей спрашиваю, но никто не знает. А вот когда спросил: «Где русская церковь? Это ведь тоже имеет значение.
Кроме того, эстонцы вообще народ нерелигиозный. Лютеранство для них, видимо, проще. Хотя я и русской культуры человек, но уроженец Эстонии и говорю на эстонском языке. Эстония — моя вторая родина, здесь родился я, мой дед и мой прадед. Отец мой тоже в Эстонии родился, в Нарве, был репрессирован, его расстреляли.
Церковь св. Екатерины Московский патриархат Впрочем, во взаимоотношениях с властями я стараюсь быть осторожным. Не очень приятной была для меня встреча с министром регионального развития, когда приезжал последний раз митрополит Иларион Алфеев , в марте 2012 года. Мы подняли вопрос об имуществе нашей Церкви, но министр твёрдо стоял на своём: имущество возвращается тем, кто владел им до советской Эстонии то есть в их понимании — Константинополь. Вероятно, многое зависит от принадлежности или симпатий политика или чиновника конкретной политической партии.
Например, одна эстонская партия даже пригласила нашего священника для беседы, чтобы узнать о том, что такое православие. Такие вот бывают встречи. А то, что принадлежит государству, нам не отдают. Например, в Таллине две церкви принадлежат городу. Они могли бы эти церкви нам вернуть, но земля принадлежит государству, а государство — против.
Такие вот возникают мелкие зацепки. Видимо, они хотят, чтобы мы жили только за счёт свечей и тарелочного сбора. И более не имеет имущественных претензий? Они получили и храмы, и имущество приходские дома, землю и т. И сейчас всем этим имуществом распоряжаются, продают.
Но они были против того, чтобы государство и нам вернуло собственность. И толку никакого. Хотя в ЭАПЦ уже есть новые веяния: появились люди, пришедшие после раскола. А некоторые раскольники умерли. Картина меняется.
Я, например, заметил, что епископ Тартуский Илия Ояперв очень благожелательно настроен, интересуется структурой нашего православия. Он эстонец, у него с митрополитом Стефаном, видимо, не очень добрые отношения. Мне кажется, что расколу содействуют два момента: личность самого митрополита Стефана и националистические настроения. Вообще, надо заметить, что патриарх Варфоломей не вмешивается в дела своих приходов в Эстонии. А вот нам сейчас очень сложно, но при этом из Москвы из разных отделов нас забрасывают всевозможными предписаниями, указаниями, предложениями.
Всё это, конечно, хорошо, но не стоит забывать, что наша Эстонская самоуправляемая церковь — это всего тридцать приходов, которые ещё разделили на две епархии. Скажу прямо: это дробление кроме трудностей нам ничего не принесло. Но не исходя из наших потребностей. Вообще, причудские приходы близ Чудского озера , которые как раз отошли в новую епархию, к епископу Лазарю, очень непростые. Священнику там самостоятельно жить невозможно, не хватит средств.
Перед началом заседания участники Собора собрались для общей молитвы в двух храмах Таллина. Митрополит Евгений возглавил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе, а епископ Сергий — в храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в приделе преподобного Силуана Афонского.
Обсудили также ряд вопросов, касающихся как приходской жизни, так и жизни Таллинской епархии в целом: годовые отчёты приходов и их рассмотрение; возможные варианты помощи малоимущим приходам; вопросы о замещении клириков и о заштатных клириках; проведение регионального тура детско-юношеского литературного конкурса «Лето Господне»; проведение фестиваля «Пасхальный свет в Эстонии»; празднование 10-летия Православного молодёжного клуба «Сретение» и другие текущие вопросы церковной жизни. За последние годы был накоплен достаточный опыт в проведении интернет-конференций, поэтому каких-либо сложностей в проведении нынешнего заседания не возникло. Канцелярия Митрополита Таллинского и всея Эстонии.
Власти Таллина расторгнут договоры об аренде с Эстонской православной церковью
С глубоким сожалением было отмечено, что «все это происходит на глазах у так называемого демократического Запада, который неоднократно показывал, что ради "демократии и прав человека" он готов послать своих "милосердных ангелов", которые сеют смерть и отравляют обедненным ураном целые страны и народы».
В этот день храм отмечал престольный праздник. Архипастырю сослужили: благочинный храмов Центрального округа Орловской епархии протоиерей Василий Иванов, настоятель Лазаревского храма иерей Максим Ерескин, духовник Орловской православной гимназии во имя священномученика Иоанна Кукши протоиерей Николай Евдокимов и руководитель информационно-аналитического отдела Орловской епархии иерей Алексей Лаушкин. После Архипастырь совершил литию на могиле бывшей сотрудницы Орловского епархиального управления схимонахини Георгии Жариковой , погребенной у алтаря. Событие это описано в 11 главе Евангелия от Иоанна. Вместе с учениками Господь пришел ко гробу Лазаря, где приказал отвалить камень от входа, а умершему повелел выйти наружу.
С 7 июля 1923 по 1945 - находилась в юрисдикции Константинопольского Патриархата.
С марта 1945 - вновь в составе Московского Патриархата. Между 1990 и 1992 годами Таллинским именовалось патриаршее викариатство , так как управление Эстонской паствой сохранял за собой непосредственно патриарх Московский и всея Руси.
То, как выглядел въезд Спасителя в Иерусалим на ослёнке, было совершенной противоположностью торжественных въездов в свои столицы царей и императоров. Собственно, и в нашу эпоху есть особо торжественные дни, в которые главы государств и Церквей вступают в свои права. Думаю, все мы неоднократно видели, как это происходит, и нам стоит помнить, что на фоне аналогичных церемоний древнего Ближнего Востока современные европейские инаугурации и интронизации смотрятся крайне просто и незамысловато, но если сравнить совершенное Спасителем с современными вступлениями в должность глав государств, то мы ощутим глубочайший диссонанс.
Тем более этот диссонанс ощущался две тысячи лет назад. Да, Господь не был иудейским царём в прямом смысле, но Он Тот, Кто выше любого царя любой эпохи. И Он Входом в Иерусалим показал истинную ценность всех наших церемоний, всех наших пышных одежд, всего нашего человеческого величия.
В Таллине состоялось чрезвычайное заседание Собора Эстонской Православной Церкви
Мы это воспринимаем как-то, что общественная организация соседней страны, России, принимает такие решения», — сказал викарий Таллинской епархии ЭПЦ МП епископ Даниил. Предстоятель православной церкви Эстонии митрополит Таллинский Евгений пошел против патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и заявил, что не разделяет его отношение к. Если Таллинский митрополит прямо осудит высказывания Московского патриарха, то священники в православных храмах в Эстонии не смогут произносить в проповедях то, что.
Всенощное бдение накануне праздника Входа Господня в Иерусалим
Ранее глава эстонского МВД потребовал , чтобы митрополит осудил высказывания патриарха Кирилла о спецоперации и мобилизации, иначе МВД может лишить Евгения постоянного вида на жительство в Эстонии. В сентябре глава Русской православной церкви призвал россиян к «духовной мобилизации» ради примирения России и Украины.
Тем более этот диссонанс ощущался две тысячи лет назад. Да, Господь не был иудейским царём в прямом смысле, но Он Тот, Кто выше любого царя любой эпохи. И Он Входом в Иерусалим показал истинную ценность всех наших церемоний, всех наших пышных одежд, всего нашего человеческого величия. Ценность эта, мягко говоря, невелика. Помимо всего прочего, Вход Господень в Иерусалим ещё раз напомнил нам, что на самом деле высоко в глазах Бога: высоко уподобление нашему Творцу, а Он — кроток, на кротости Господа Иисуса Христа в своё время сделал акцент пророк Захария, и его слова процитировал апостол и евангелист Матфей в повествовании о Входе Господнем в Иерусалим. Этот Вход стал иллюстрацией кротости нашего Спасителя и примером для каждого христианина, а потому не лишним для нас будет вспомнить, что же именно включает в себя понятие кротости.
Великий вход. Славление перед образом Эстонских святых Митрополит Евгений поздравляет епископа Маардуского Сергия с днём тезоименитства Для справки: Собор святых земли Эстонской — празднование Эстонской Православной Церкви, установленное в честь святых, которые связаны с Эстонией своей жизнью, трудами или праведной кончиной. Память совершается 1 декабря по новому стилю 18 ноября по старому стилю. Согласно Указу была написана и первая икона Собора святых земли Эстонской, которая находится в Таллинском Александро-Невском кафедральном соборе, а также составлены литургические тексты, в том числе канон, в котором упоминаются имена 17 угодников Божиих.
Ставропигию монастырь получил в 1990-м году стараниями и усилиями приснопамятного Патриарха Алексия II Ридигера. Для насельниц монастыря память о нем священна, ибо именно он, будучи в хрущевское богоборческое время архиереем Таллинским, спас обитель от закрытия.
Основанный в 1891 году Пюхтицкий монастырь непрерывно молится Господу уже 133 года. В мире за это время произошли кардинальные изменения... Мы напоминаем о совершившихся переменах лишь с той целью, чтобы показать, что наш монастырь был неподвластен страстям социально-политической жизни и с первых лет и до сегодняшнего дня хранит нерушимую верность своему монашескому назначению и призванию, заключающемуся в молитве и труде. Вот почему мы глубоко убеждены, что вмешательство государства в сложившийся за более чем век уклад монастырской жизни лишено какого-либо созидательного смысла.
Новости по теме
- В должной вере: в Прибалтике хотят отколоть церкви от Московского патриархата | Статьи | Известия
- Митрополит Корнилий совершил Литургию в Лазареву субботу
- В Таллине состоялось чрезвычайное заседание Собора Эстонской Православной Церкви /
- Читайте также
Архиепископ Юстиниан совершил Литургию Преждеосвященных даров
В ходе обсуждения Собор принял итоговый документ , в котором выражено категорическое несогласие с решением Департамента полиции. Евангелие призывает нас к единству во Христе, любви и долготерпению. И это, а также призыв к миру и стабильности в эстонском обществе, было главным в проповедях митрополита Евгения.
Правящему архиерею сослужили клирики кафедрального храма.
В завершении владыка Юстиниан обратился к собравшимся со словом проповеди: «Причастившись Святых Христовых Таин, имея под сердцем своим частицу Божественного Тела и Драгоценной Крови Спасителя, мы призываемся с Ним беседовать, чтобы Отец, Сын и Дух Святой избрали нас как живой храм для Своего обитания, чтобы никогда не покидали нас. И имея Таких Собеседников, Таких Наставников, особенно ощущаешь свою немощь и недостоинство, чтобы говорить что-либо. Завершаются дни Святой четыредесятницы, то есть шести недель Великого поста.
Эти сорок дней специально выделены Церковью, чтобы призвать нас к покаянию, к сугубой молитве, к совершению добрых дел и примирению с теми, кого мы вольно или невольно обидели.
Иисус сказал: «Развяжите его, пусть идет». Разумеется, после такого чуда его очевидцы и слышавшие о нем встречали Иисуса, как Бога, как Царя. Слава Богу! Несмотря на то, что люди, видевшие воскресение Лазаря, видели и его тяжелую болезнь, и смерть, и даже погребение. Сомнений в том, что он действительно воскрес из мертвых, быть не могло. К сожалению, люди часто предавали Бога. Забыли и об этом чуде. Но наша вера должна быть крепкой, поэтому мы празднуем встречу Иисуса как Бога и нашего Спасителя, Который, как Лазарю, подарит нам воскресение из мертвых.
Не все вместили учение Иисуса, предлагавшего людям войти на Небеса через врата милосердия, и через какое-то время начнутся события Страстной недели... Войдя в храм Иерусалима, Иисус совершит опасные действия. Там умели и любили торговать сувенирами, оберегами, реликвиями. Он переворачивает столы и прекращает торговлю. Он воскрешал умерших, совершал удивительные чудеса, Его чествовали как Царя, но Его ждали Царем земным, а он пришел Царем Небесным. Знал ли Господь, что Его ждет? Догадывался ли о том, что Он воскреснет?
Тогда поводом стало требование правоохранительного ведомства, чтобы митрополит Евгений дистанцировался от заявлений патриарха Кирилла о том, что погибшим при исполнении воинского долга отпускаются все грехи. В октябре глава ЭПЦ направил в адрес министерства внутренних дел республики письмо, в котором отметил, что возглавляемая им церковь выступает против войны, за мир и мирное разрешение любых конфликтов, а сам предстоятель не разделяет слова Патриарха Московского и всея Руси Кирилла об отпущении всех грехов военнослужащим, погибшим при исполнении воинского долга.
Индульгенция на спокойную жизнь
21 и 22 ноября 2023 года в таллинском храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» (Loopealse pst 8, Tallinn), который в этом году отмечает. Берлинско-Германская епархия > Новости епархии > В 14-ю годовщину архиерейской хиротонии управляющего епархией в Воскресенском соборе г. Берлина совершена Литургия. викария Таллинской епархии. Aadress: TALLINNA ALEKSANDER NEVSKI STAVROPIGIAALNE KOGUDUS Lossi plats 10, 10130, Tallinn, Estonia. В конкурсе приняли участие дети и подростки из приходов Таллинской епархии.
В Таллине состоялось чрезвычайное заседание Собора Эстонской Православной Церкви
Сестры Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря во главе с игуменией Филаретой (Калачевой) обратились с открытым письмом к Совету Церквей. Разделы новостей. ИА "Вода живая" 14258. Таллинскому зоопарку нужны соски. 21 и 22 ноября 2023 года в таллинском храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» (Loopealse pst 8, Tallinn), который в этом году отмечает.
Судьба Пюхтицкого монастыря: молитвенный вызов в сердце атеистической Эстонии
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Мы просили Бога, чтобы Он нас очистил и дал возможность увидеть свои прегрешения, осознать их, и покаяться на исповеди. Так мы должны делать в течение всего года, а не только в Великом посту. Это наш путь к святости».
Consenting to these technologies will allow us to process data such as browsing behavior or unique IDs on this site. Not consenting or withdrawing consent, may adversely affect certain features and functions. Functional Functional Always active The technical storage or access is strictly necessary for the legitimate purpose of enabling the use of a specific service explicitly requested by the subscriber or user, or for the sole purpose of carrying out the transmission of a communication over an electronic communications network.
За Литургией молился настоятель собора свв. Петра и Павла прот. Сергий Снопков. Диаконский чин: Владимир Бартоль и Алексей Александрович. Песнопения Литургии исполнил хор кафедрального собора под управлением регента Затай А.
Богослужение Входа Господня в Иерусалим совершается в зеленых священнических облачениях зеленый цвет — один из символов возрождения жизни; он же связан с воспоминанием о живой зелени пальмовых ветвей, которыми приветствовали Христа жители Иерусалима. В начале Литургии поются антифоны праздника — стихир из псалмов, содержащих ветхозаветные пророчества о Входе Господа в Иерусалим с особыми припевами: «Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас», «Спаси ны Сыне Божий, возседый на жребя, поющия Ти: аллилуиа». В апостольском чтении Послание апостола Павла к Филиппийцам, глава 4, стихи с 4 по 9 христиане призываются к радости, кротости, миролюбию, молитвенному настроению и неотступном следовании истинному вероучению. Вместо песнопения «Достойно есть» исполняется ирмос 9-й песни канона праздника, который в переводе на русский язык звучит следующим образом: «Бог — Господь, Он явился нам! Ин 12:1—18 По прочтении Евангельского отрывка на сугубой ектении были произнесены прошения о помощи Божией в умирении церковных нестроений.
По сугубой ектении были прочитаны молитвы «О ниспослании мира земле Украинской» и «О даровании пастырей Церкви Петропавловской». На Литургии были заготовлены три Агнца для совершения Литургий Преждеосвященных Даров в понедельник, вторник и среду Страстной Седмицы. По отпусте Литургии состоялось славление — хор и духовенство исполнили тропарь, кондак и величание празднику Входа Господня в Иерусалим. Владыка прочитал молитву на освящение ваий и окропил ветви вербы и всех молящихся в храме святой водой, после чего обратился к собравшимся со словами проповеди.
В ноябре 1960 года вернулся в Эстонию и был назначен настоятелем храма Иоанна Предтечи в Нымме район Таллина , где и прослужил почти тридцать лет. В 1990 году, после принятия монашества, хиротонисан во епископа Таллинского. В 1995 году возведен в сан архиепископа, с ноября 2000 года — митрополит. Моя беседа с митрополитом Корнилием проходила в его резиденции, что на улице Пикк в старом Таллине. Здесь на фасаде трёхэтажного дома висит табличка, извещающая на эстонском и русском языках о нахождении резиденции владыки. Сама резиденция занимает только часть здания по сути, речь идёт о большой квартире, которая даже не находится в собственности церкви. Сюда митрополит приезжает в рабочее время. Живёт он в другом месте-в обычной двухкомнатной квартире в таллинском районе Ласнамяэ. Митрополит Корнилий Якобс Владыка стал архиереем в непростом 1990-м, когда в СССР происходили радикальные перемены, а управляющий Таллинской епархией — митрополит Алексий Ридигер был избран патриархом. Конечно, давнее знакомство с будущим патриархом сыграло некоторую роль в судьбе тогдашнего протоиерея Вячеслава Якобса; хотя нельзя не заметить, что были и другие кандидаты на архиерейский престол, хорошо известные Святейшему.
Отец патриарха — священник Михаил Ридигер, настоятель Казанской Церкви, где я служил диаконом, хотел нас подружить, но дружбы не получилось. Правда, мы вместе с Алексеем Ридигером поступали в семинарию, в 1947-м году. Но я всего полгода отучился, потом меня рукоположили в священника, и я перешёл на заочное отделение. Почти тридцать лет я прослужил в приходе св. Иоанна Крестителя в Нымме, одном из районов на юго-западе Таллина. Думаю и дальше бы там служил, если бы не предложение патриарха об архиерействе. На поместном соборе я не был, но перед отъездом в Москву митрополита Алексия я ему сказал: «Владыка, в каком бы статусе Вы не вернулись с собора, прошу Вас служить в нашем храме в Нымме на престольный праздник». Он обещал и обещание выполнил. Была, наверное, уникальная ситуация: в самом маленьком храме города служил патриарх и два архиерея. Храм св.
Иоанна Предтечи в Нымме Когда я провожал патриарха на поезд, у нас была очень краткая беседа, минут 15—20, не больше. И он предложил мне архиерейство. Предложение прозвучало для меня неожиданно; некоторых других кандидатов, о которых я упомянул, патриарх отверг. Я ведь никаких административных должностей раньше не занимал; должность руководителя епархиального совета была первой. В общем, я ответил, что к архиерейству не готовился, но если нужно, то я принимаю. Состоялся монашеский постриг, потом меня возвели в архимандрита, а затем уже последовала архиерейская хиротония. В то же время, по словам митрополита Корнилия, некоторые известия, полученные сразу после хиротонии, были для него неожиданны и не очень приятны. Патриарх мне об этом сказал только во время вручения архиерейского посоха, отметив, что мы будем управлять епархией вместе. Для меня это был неприятный момент. Можно ведь по-разному истолковать такое решение, в том числе как некоторое недоверие ко мне.
Кроме этого, мне не было сказано, что Пюхтицкий монастырь становится ставропигиальным, то есть выводится из прямого подчинения епархиальному архиерею. Но я в любом случае начал заниматься делами епархии, которые были в большом непорядке. Пюхтицкий монастырь — Что конкретно Вы имеете в виду? Во-вторых, не всё духовенство адекватно относилось к своим обязанностям. В Эстонию ведь никто особо не хотел ехать. Сложно сказать, почему так было, ведь в республике имелись свои преимущества. Эстонцы в целом и эстонские коммунисты в частности не были рьяными безбожниками. Да, они были неверующими людьми, но не такими рьяными атеистами, как в России. А уровень жизни в Эстонии всё-таки был немного выше, чем в других регионах Советского Союза. Но как-то всё это не учитывалось, и здесь оказалось много неподходящего духовенства, даже рукоположенного с нарушениями канонов.
В настоящее время в Эстонской Православной Церкви 31 приход, 45 священников и 13 диаконов. ЭПЦ МП разделена на две епархии: Таллинскую и Нарвскую; последняя включает в себя в основном русскоязычные районы на востоке страны. В 1992 году, до раскола, в Эстонской Церкви было 80 приходов. Было ли такое на самом деле? Потом число стало расти, процесс резко политизировался. У меня собралась целая коробка газетных вырезок, со статьями, в которых меня ругают, обзывают вором, говорят, что я хочу забрать не свою собственность и т. Так и проходила эта борьба, очень неприятная. Но не все эстонцы хотели от нас уйти хотя уходили в основном эстонцы. Очень долго держался. Потом он приехал ко мне и говорит: «Что мне делать?
Со мной на улице эстонцы не здороваются, потому что статья в газете была такая… Русского языка я не знаю, чтобы служить в русском приходе, а служить хочу. Я вынужден уйти». Он провёл в приходе голосование: две пятых высказалось за Московскую патриархию, а три пятых-за Константинополь. Вот они и ушли. Но это был хороший священник, а некоторые всё решали политизировано, просто используя неприятие к Москве. Да ведь и не только эстонцы ушли… — Я вспоминаю протоиерея Симеона Кружкова, настоятеля Успенского собора в Тарту. Близкий друг патриарха Алексия, был с ним на «ты». Мечтал об архиерействе. Когда мне патриарх предложил архиерейство, я ему сказал — есть же отец Симеон, но патриарх по ряду причин отказался принять его кандидатуру. Отец Симеон ушёл в раскол и получил там архиерейство, в Стамбуле.
Вернулся в Эстонию и вскоре умер, по-моему, даже не отслужив ни одной литургии! Виной тому — смешанные браки, а также влияние лютеранской церкви. Когда была образована первая Эстонская Республика, в 1918 году, наша церковь воспринималась как русская. Судя по всему, с тех пор это восприятие мало изменилось. Помню, как-то проезжали мы возле одного местечка, где, я знаю, был эстонский православный приход. Я у жителей спрашиваю, но никто не знает. А вот когда спросил: «Где русская церковь? Это ведь тоже имеет значение. Кроме того, эстонцы вообще народ нерелигиозный. Лютеранство для них, видимо, проще.
Хотя я и русской культуры человек, но уроженец Эстонии и говорю на эстонском языке.