Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве её формы. ] Норма права и статья НПА не всегда совпадают, т.к. норма права представляет собой логически завершенное правило поведения, а статья НПА является формой выражения этого правила. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта. Комбинация правовых норм, которая имеет отношение к содержанию права, со статьей нормативного акта и к форме выражения права. том, что норма права и статья нормативно-правового акта не совпадают.
Способы изложения нормы права. Нетипичные нормы права
Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта | 2. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. |
Норма права и статья нормативного акта | Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве её формы. |
Проблемы соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта
Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта. В данной работе будут проанализированы различные подходы к определению правовых норм и основные их признаки, рассмотрены различные критерии классификации норм права, а также соотнесены норма права и статья нормативного акта. Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. В одной статье нормативного акта присутствуют все три структурных элемента юридической нормы, т.е. норма права и статья нормативного акта совпадают (ст. 125 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за оставление в опасности). 1. Норма права и статья нормативного акта совпадают, т. е. в статье наличествуют все три элемента, составляющие выраженную в ней правовую норму: гипотеза, диспозиция, санкция.
Структура нормы права. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.
Специализация права приводит к тому, что элементы логической нормы все более рассредоточиваются по различным статьям нормативных актов. Норма-предписание, как правило, соответствует какой-либо части текста нормативного акта статье, пункту, части статьи, отдельной фразе. Дробление нормы-предписания вообще невозможно, норма-предписание — это цельное, логически завершенное и формально закрепленное государственно-властное веление. Однако полного совпадения здесь тоже нет. Норма и статья — это разноплоскостные явления.
После Второй мировой войны ряд основных прав и свобод закреплен в международных документах, положения которых признаны обязательными в Российской Федерации. Нормы права и статьи законов не всегда тождественны по той причине, что тексту нормативного акта, нередко свойственны образность, ориентация на массовое правосознание, обращенность к общественному мнению. Так, для нашего уголовного законодательства традиционны условные, как бы неправильные, формулировки: «преступление хищение, вымогательство, убийство, клевета, хулиганство, разбой, мошенничество, получение или дача взятки, заведомо ложный донос и т. В законодательстве используются условные термины; например, «молодой специалист» может оказаться по возрасту не молодым работником, осваивающим новую для него специальность и потому имеющим право на некоторые льготы. В ряде статей нормативных актов для смыслового усиления должное описывается как имеющееся: «Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого»; «Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей». В тех же целях для смыслового усиления, образного выражения непререкаемости закона запрещенное порой характеризуется как невозможное: «Никто не может быть произвольно лишен жизни»; «Собственность не может использоваться в целях, противоречащих интересам общества, правам других граждан». Некоторые исторически сложившиеся термины и определения законодательства противоречат их обыденному значению. Отдельные средства транспорта по закону относятся к «недвижимым вещам». Лица, ничего не теряющие, а приобретающие по завещанию дополнительные права, именуются «отказополучателями». Различие между нормами права и статьями законов заключается и в том, что в тексте нормативного акта могут содержаться не только нормативно-правовые предписания, но и индивидуальные распоряжения, а также обоснования нормативного акта, фактические утверждения, программные положения, призывы, декларации, правила общежития, морально-политические нормы и принципы. Так, стремление придать текстам законов непременно политическое звучание приводило к тому, что эти тексты неправильно выражали правовые нормы. Так, если в законах говорится об обжаловании в суд «незаконных действий» должностных лиц и государственных органов вариант: «действий, нарушающих права и свободы граждан» , то получается так, что суд может принимать жалобы только на действия, незаконность которых где-то и кем-то уже установлена, а жалобы на законные действия принимать вообще не должен, хотя бы жалобщик и считал свои права нарушенными. Наконец, особое место в системе права и законодательства занимают содержащиеся в конституциях и других основных законах правовые предписания, предполагающие и требующие их конкретизации в текущем законодательстве. Это - своеобразные ориентиры нормотворческой деятельности, оказывающие лишь косвенное влияние на практику реализации права, ибо невозможно осуществить право, о котором сказано, что оно осуществляется в «установленном законом порядке», а этот порядок законом еще не установлен, равно как нельзя наказать нарушителя запрета, если сказано, что правонарушение «карается по закону», но соответствующий закон еще не принят. Правовые предписания, условия и порядок реализации которых в системе права и законодательства не определены, неизбежно остаются неосуществимыми, декларативными, поскольку правовые нормы еще не получили в текстах нормативных актов полного выражения.
Регулятивные нормы включают предписания, устанавливающие права и обязанности субъектов правоотношений, условия их возникновения и действия. Они делятся на обязывающие, управомочивающие и запрещающие. Обязывающие нормы велят субъектам права совершать определенные положительные действия. Управомочивающие нормы дают субъектам права возможность совершать предусмотренные в них положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов. Запрещающие нормы определяют обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, определенные законом как правонарушения. Охранительные нормы определяют условия и порядок применения к субъектам правоотношений мер государственного принуждения за неправомерное поведение, характер и содержание этих мер, а также порядок освобождения от наказания. Нетипичные нормы права обусловливают основные принципы, механизм, порядок и цели правового регулирования общественных отношений, закрепляют правовые категории и понятия. В зависимости от социального назначения выделяют также: 1 общезакрепительные; 2 декларативные; 3 дефинитивные; 4 коллизионные; 5 оперативные нормы. В зависимости от степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов нормы права делят на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные. Абсолютно-определенные нормы точно определяют права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, меры юридической ответственности за несоблюдение предписаний нормы. Относительно-определенные нормы устанавливают возможные варианты поведения, не содержат достаточно полных сведений об условиях действий субъектов правоотношений, их правах, обязанностях и мерах юридической ответственности. Альтернативные нормы закрепляют несколько вариантов условий их действия, а также поведения участников правоотношения или ответственности за их нарушение. В зависимости от сферы действия выделяют: 1 региональные, действующие на территории субъектов РФ; 2 общефедеральные нормы, действующие на территории всей страны; 3 локальные, действующие на территории конкретного учреждения, организации, предприятия. По времени действия существуют постоянные нормы, содержащиеся в законах, и временные, действующие определенный срок в конкретном регионе. В зависимости от юридической силы выделяют правовые нормы законов и подзаконных актов. Функции правовых норм необходимо отличать от основных функций права. Различие функций норм права и основных функций права можно провести и по объекту воздействия. Причем одна и та же норма права может осуществлять не одну, а несколько функций. Эти функции оказывают существенное влияние на формирование и функции норм других отраслей права: административного, уголовного и т. Правообразование в ряде учебных и научных источников используется термин "формирование права" — естественно-исторический процесс формирования права, происходящий в результате анализа и оценки сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Правотворчество это деятельность направленная на установление, изменение или отмену норм права. Правотворчество - государственная деятельность, поскольку установление норм позитивного права является прерогативой исключительным правом государства. Правотворчество необходимо отличать от правообразования. Правообразование это весь процесс формирования права, который в своем развитии проходит 3 этапа: 1 этап — это возникновение общественных отношений нуждающихся в правовом регулировании. На этом этапе нет правотворчества, но правообразование уже началось. На этом этапе также правотворчества еще нет, но формируется уже правосознание. На этом этапе устанавливаются необходимые нормы права. Правотворчество заключительный этап правообразования. Таким образом, правообразование - понятие более широкое, чем «правотворчество». Понятие «правообразование» акцентирует внимание на процессе формирования права, который характеризуется взаимодействием как объективных, так и субъективных факторов, предопределяющих и обеспечивающих создание нормативно-правовых актов. Нормативно-правовой акт - результат правотворчества сознательно-волевой деятельности , то есть правотворчество как бы завершает правообразование, к исходным моментам которого относится возникновение общественных отношений, требующих правовой регламентации, формирование связанного с этим соответствующего правосознания «идея права», «образ права» , его объективирование например,в правотворческом процессе в форме проекта нормативно-правового акта. Правотворчество — это особая форма деятельности правотворческих органов по созданию, изменению и отмене правовых норм. Правотворчество важная разновидность деятельности государства и иных субъектов правовой системы, правовая форма реализации функций государства. Оно осуществляется любым государством независимо от формы организации государственной власти и направлено на эффективное регулирование наиболее важных общественных отношений в стране.
Судебная власть осуществляет правосудие в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Судебная власть независима. Никакие органы государственной власти или организации не могут вмешиваться в судебную деятельность, устанавливать перед судами какие-либо задачи или давать указания. Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод. Судебные акты, принятые в Российской Федерации по гражданским, уголовным, административным и иным делам, являются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Статья 109.
Отличие норм права от индивидуально правовых предписаний
Нормы права и статьи законов не всегда тождественны по той причине, что тексту нормативного акта, нередко свойственны образность, ориентация на массовое правосознание, обращенность к общественному мнению. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта: 1) Правовая норма совпадает со статьей НПА. 4)норма права и статья нормативного акта совпадают, если в статье содержатся и гипотеза, и диспозиция, и санкция нормы права. Они принимаются на основе нормативных актов и являются актами применения норм права к конкретным случаям.
Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов.
- § 5. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта
- Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов.
- Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.
- Как Соотносятся Норма Права И Статья Нормативного Акта?
- Лекция 14. Нормы права - 4. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта
- Отличие норм права от индивидуально правовых предписаний
Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта
Во-вторых, конкретный нормативный акт может содержать нормы различных отраслей права. Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов: прямой, отсылочный и бланкетный. Статьи нормативного правового акта по отношению к нормам права выполняют те же функции, что и система законодательства по отношению к системе права. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.
4. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта
Нетипичные нормы права обусловливают основные принципы, механизм, порядок и цели правового регулирования общественных отношений, закрепляют правовые категории и понятия. В зависимости от социального назначения выделяют также: 1 общезакрепительные; 2 декларативные; 3 дефинитивные; 4 коллизионные; 5 оперативные нормы. В зависимости от степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов нормы права делят на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные. Абсолютно-определенные нормы точно определяют права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, меры юридической ответственности за несоблюдение предписаний нормы. Относительно-определенные нормы устанавливают возможные варианты поведения, не содержат достаточно полных сведений об условиях действий субъектов правоотношений, их правах, обязанностях и мерах юридической ответственности. Альтернативные нормы закрепляют несколько вариантов условий их действия, а также поведения участников правоотношения или ответственности за их нарушение. В зависимости от сферы действия выделяют: 1 региональные, действующие на территории субъектов РФ; 2 общефедеральные нормы, действующие на территории всей страны; 3 локальные, действующие на территории конкретного учреждения, организации, предприятия. По времени действия существуют постоянные нормы, содержащиеся в законах, и временные, действующие определенный срок в конкретном регионе. В зависимости от юридической силы выделяют правовые нормы законов и подзаконных актов. Функции правовых норм необходимо отличать от основных функций права. Различие функций норм права и основных функций права можно провести и по объекту воздействия.
Причем одна и та же норма права может осуществлять не одну, а несколько функций. Эти функции оказывают существенное влияние на формирование и функции норм других отраслей права: административного, уголовного и т. Правообразование в ряде учебных и научных источников используется термин "формирование права" — естественно-исторический процесс формирования права, происходящий в результате анализа и оценки сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Правотворчество это деятельность направленная на установление, изменение или отмену норм права. Правотворчество - государственная деятельность, поскольку установление норм позитивного права является прерогативой исключительным правом государства. Правотворчество необходимо отличать от правообразования. Правообразование это весь процесс формирования права, который в своем развитии проходит 3 этапа: 1 этап — это возникновение общественных отношений нуждающихся в правовом регулировании. На этом этапе нет правотворчества, но правообразование уже началось. На этом этапе также правотворчества еще нет, но формируется уже правосознание. На этом этапе устанавливаются необходимые нормы права.
Правотворчество заключительный этап правообразования. Таким образом, правообразование - понятие более широкое, чем «правотворчество». Понятие «правообразование» акцентирует внимание на процессе формирования права, который характеризуется взаимодействием как объективных, так и субъективных факторов, предопределяющих и обеспечивающих создание нормативно-правовых актов. Нормативно-правовой акт - результат правотворчества сознательно-волевой деятельности , то есть правотворчество как бы завершает правообразование, к исходным моментам которого относится возникновение общественных отношений, требующих правовой регламентации, формирование связанного с этим соответствующего правосознания «идея права», «образ права» , его объективирование например,в правотворческом процессе в форме проекта нормативно-правового акта. Правотворчество — это особая форма деятельности правотворческих органов по созданию, изменению и отмене правовых норм. Правотворчество важная разновидность деятельности государства и иных субъектов правовой системы, правовая форма реализации функций государства. Оно осуществляется любым государством независимо от формы организации государственной власти и направлено на эффективное регулирование наиболее важных общественных отношений в стране. Правотворчество является одним из основных звеньев механизма правового регулирования. В разных правовых системах способы возведения в закон государственной воли могут быть различными. В романо-германской правовой семье компетентные органы принимают правовые нормы, имеющие общий характер и общеобязательное значение.
Правотворчество, как особый вид правовой деятельности, характеризуется рядом отличительных признаков: 1. Правотворчество — это особый вид и форма правовой деятельности, направленная на выработку общих правил урегулирования общественных отношений. Субъектами правотворчества выступают специально уполномоченные органы и должностные лица, осуществляющие правотворческую деятельность в рамках своей компетенции.
Структурно нормативный акт состоит из разделов, глав, статей. Статья НПА является первичным элементом его структуры, если не считать, что многие статьи закона состоят из частей.
Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта: 1 Правовая норма совпадает со статьей НПА; 2 В НПА содержится только часть правовой нормы; 3 Одна правовая норма размещается в нескольких статьях; 4 В одной статье содержится несколько взаимосвязанных норм; 5 Одна статья содержит общую диспозицию или гипотезу нескольких взаимосвязанных норм; 6 Одна статья содержит несколько гипотез и диспозиций; 7 Гипотеза и диспозиция размещаются в одной статье, а санкция в другой. Факторы, влияющие на расположение правовых норм в НПА: - цели и задачи НПА; - соотношение конкретных правовых норм с логикой НПА; - экономность и доступность расположения правового материала; - субъективная воля законодателя; - иные. Способы изложения правовых норм в НПА: - прямой - норма права непосредственно излагается в статье НПА, так как в статье НПА изложены все элементы правовой нормы; - отсылочный - в статье нормативного акта изложена не вся норма права, но содержится отсылка к другой конкретно указанной статье этого же НА либо конкретному НА, в которых содержатся недостающие элементы; - бланкетный - в статье НА предполагаемые нормы упоминаются, а отсылка к ним дается не в конкретной статье НА, а в иных нормах либо НА; - абстрактный - нормы права охватываются по степени обобщения конкретных показателей родовыми признаками; - казуальный - указываются фактические данные на основании индивидуальных признаков в процессе формулирования норм права в статьях НА подробно описываются права, обязанности, меры наказания и иные правила поведения, которым должны следовать участники. Диспозиция в структуре правовой нормы: понятие, виды, значение. Диспозиция то… — элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.
По характеру предписания диспозиции подразделяются на: управомочивающие — предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом; обязывающие — устанавливающие обязанность совершать определённые действия; запрещающие — устанавливающие запрет совершать определённые действия. По способу выражения в нормативно-правовых актах диспозиции делятся на: абсолютно-определенные 33. Реализация норм права: понятие, формы. Гипотеза и санкция в структуре правовой нормы: понятие, виды, значение. Гипотеза если… — это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению.
Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права и обязанности. Норма права выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция. Структура нормы права[ править править код ] Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции структура «Если гипотеза , то диспозиция , иначе санкция ». Применимость норм права достигается при условии наличия взаимосвязи: норм, фиксирующих наличие юридического факта; норм, фиксирующих разнообразие процесса применения; норм права, фиксирующих процессы использования и исполнения наказания. Гипотеза если… — часть правовой нормы, указывающая на конкретные жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется данная норма права. Гипотеза не только содержит желаемое государством правило поведения субъектов права, но и описывает эти обстоятельства, придает им значение юридического факта.
Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма. Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств. В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические. Абстрактная гипотеза наиболее распространённая указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объёма и стабильности нормативного материала. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определёнными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.
Диспозиция то… — часть нормы права, которая формулирует правило правомерного поведения, либо признаки неправомерного поведения. В гражданском праве и в ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения.
Норма права состоит из гипотезы, диспозиции, санкции. Статья нормативного акта имеет название, номер; она имеет, как правило, несколько пунктов, частей. Необходимо учитывать, что текст статьи может прямо или косвенно выражать норму права.
63. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм
В наиболее общем виде различают три варианта соотношения нормы права и статьи закона, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов. 4. соотношение нормы права и статьи нормативного акта. СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ В НОРМАТИВНЫХ АКТАХ Способы изложения правовых норм в статьях нормативных правовых актов: прямой, отсылочный, бланкетный. Можно говорить: статья нормативно-правового акта репрезентирует норму права, статья формализует норму. Нормы права и статьи законов не всегда тождественны по той причине, что тексту нормативного акта, нередко свойственны образность, ориентация на массовое правосознание, обращенность к общественному мнению. Норма права и статья нормативно-правового акта могут не совпадать. 1. Норма права и статья нормативного акта совпадают, т. е. в статье наличествуют все три элемента, составляющие выраженную в ней правовую норму: гипотеза, диспозиция, санкция.
Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.
Таким образом, норма права и статья нормативно-правового акта соотносятся как содержание и форма. Показательно то, что между нормой права и статьей нормативного правового акта нередко не бывает соответствия, совпадения. Под структурой нормы права понимается внутреннее строение нормы и связь ее элементов. Норма права и статья нормативного акта нетождественны, нередко они могут не совпадать. Можно говорить: статья нормативно-правового акта репрезентирует норму права, статья формализует норму.