Российская армия в конце 2023 года получила первые образцы новейших самоходных артиллерийских установок (САУ) «Коалиция-СВ», сообщили в пресс-службе «Ростеха». Потери украинской армии составили более 70 солдат, боевая бронированная машина, два автомобиля, гаубица Д-30 и самоходная артиллерийская установка «Гвоздика». Перспективная самоходная артиллерийская установка «Коалиция-СВ» для установки на надводные корабли. Самоходная артиллерийская установка 2С1 принята на вооружение в начале семидесятых. Характеристики САУ 2С35 «Коалиция-СВ».
«Коалиция-СВ» вышла на огневой рубеж
В отличие от танка, башенная установка орудия располагается не в средней, а в задней части бронекорпуса машины для более удобной подачи боеприпасов с грунта. Соответственно моторно-трансмиссионная группа располагается в средней и передней части бронекорпуса. Из-за расположения трансмиссии в носовой части машины ведущими являются передние колёса у современных танков, как правило, наоборот — ведущие колеса располагаются сзади. Рабочее место механика-водителя отделение управления находится рядом с коробкой передач по центру или левому борту машины, двигатель располагается между отделением управления и боевым отделением. В боевом отделении находится расчёт орудия, боезапас, механизмы и устройства наводки орудия. ЗСУ по своим компоновочным решениям довольно разнообразны: для них может использоваться как описанный выше вариант компоновочной схемы самоходной гаубицы, так и размещение узлов и агрегатов по танковому образцу. Иногда ЗСУ представляет собой танк, у которого штатная башня заменена на специальную со скорострельными орудиями ПВО и системами наведения. Существуют конструкции на тяжёлых автомобильных шасси, например чешская 152-мм самоходная пушка-гаубица vz. Пушечная 57 мм бронеплатформа с конной тягой болгарской армии времен Первой мировой войны Ранний период развития 1914—1939 германский бронеавтомобиль с 75-мм орудием Круппа. В начале своего развития самоходно-артиллерийские установки представляли широкий конгломерат различных конструктивных идей и их воплощений в металле. На полях сражений Первой мировой войны применялись артиллерийские орудия, установленные на шасси коммерческих грузовиков , сельскохозяйственных тракторов и даже на гусеничных шасси, приводимых в движение электроэнергией по проводам от внешнего генератора при ничтожно малых продвижениях в условиях позиционной войны это было неудивительно.
Однако развитие танков определило дальнейший ход конструкторских поисков — пришло осознание того факта, что танковая база является наиболее подходящей для монтажа мощных артиллерийских систем. Не были забыты и орудия на небронированных автошасси — в то время они обладали гораздо большей мобильностью, чем тихоходные танки и могли оперативно перебрасываться на наиболее опасные участки боевых действий. В России проект сверхтяжёлой сильнобронированной САУ для борьбы с укреплениями врага был предложен В. Менделеевым, сыном знаменитого химика Д. Этот проект, известный под названием « Танк Менделеева », являлся весьма передовым для своего времени, однако не был воплощён в металле. В Первую мировую и гражданскую войны активно использовались самоходные «противоаэропланные» 76. Лендера на базе грузовиков «Руссо-Балт». Часть из них имела даже частично бронированные кабины. В 1920-е годы с самоходными артиллерийскими установками активно экспериментировали в Советском Союзе, Германии. Известный танковый конструктор У.
Дальность действия - до 13 000 метров. Артиллерийская часть установлена на базу БМП-3. В арсенале - семьдесят боеприпасов различных типов, включая высокоточные «Китолов-2». Командирская башенка оснащена дистанционно управляемым 7,62-мм пулеметом ПКТМ для самообороны. Устройство распознает облучение лазерными дальномерами и целеуказателями противника через специальные датчики.
Кроме того, резко повышается проходимость на местности. В то же время он не исключил, что в связи с переходом на колесные платформы Сухопутным войскам понадобятся "Коалиции" на колесах. Это шасси уже эксплуатируется в вооруженных силах в качестве базы для зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Панцирь-С1». При этом для использования в самоходной артиллерийской установке машина «Торнадо» претерпела некоторые изменения. Прежде всего, доработкам подверглась рама шасси.
При стрельбе на этот агрегат воздействуют огромные нагрузки, что потребовало усилить его. Кроме того, были изменены некоторые другие части шасси. Эти доработки были связаны с установкой крупногабаритной орудийной башни. Необходимо отметить, что создание автомобиля КАМАЗ-6560 фактически дало зеленый свет разработке самоходной артиллерийской установки на колесном шасси. КАМАЗ-6560 имеет грузоподъемность около 24 тонн, что позволило использовать это шасси в качестве основы для новой боевой машины. После проведения специальных доработок шасси для соответствия транспортной базы утвержденным техническим требованиям изготовлен опытный образец шасси и направлен на предприятие где будет монтироваться перспективная 152-мм артиллерийская система. Источник: a2goos. Как видно из имеющихся материалов, шасси дополнительно оборудовано четырьмя опускаемыми аутригерами. Таким образом, самоходная гаубица должна вести огонь не с колес, а с прочных опор. На приведение САУ в боевое положение после прибытия на позицию, по расчетам авторов проекта, должно уходить примерно полторы минуты.
За это время опускаются аутригеры, проверяется работа систем башни и т. Колесное шасси позволяет после стрельбы быстро перевести САУ в походное положение и уйти с позиции. На платформе шасси устанавливается бронированная орудийная башня. Боевое отделение выполнено необитаемым. В нем размещены автоматизированная укладка боеприпасов, автомат заряжания, а также 152-миллиметровая гаубица 2А86. В отличие от САУ «Коалиция-СВ» на гусеничном шасси, в башне самоходной гаубицы на колесном ходу имеется одно орудие, а не два. Моторесурс не менее 2000 часов.
К примеру, Archer имеет автомат заряжания, а Zuzana 2 еще и оснащена бронированным боевым отделением, выдерживающим попадания пуль крупнокалиберного стрелкового оружия. Леонков считает, что напрямую сравнивать характеристики "Мальвы" и западных "подарков" Киеву некорректно. К примеру, Zuzana 2 участвовала в армяно-азербайджанском конфликте 2020 года, но ее эффективность, по словам Леонкова, была связана с отсутствием у армянской стороны возможности вести контрбатарейную борьбу. А Caesar, о которой пресса писала прошлым летом, сейчас пропала из медийного пространства, хотя и продолжает появляться в сводках российского Минобороны об уничтоженной технике ВСУ. Zuzana 2 и Caesar обладают скорострельностью шесть выстрелов в минуту, уступая в этом "Мальве". Данные украинской модернизированной "Богданы" еще скромнее. По информации из открытых источников, САУ, представленная на выставке вооружений IDEX 2023 в Арабских Эмиратах в виде рекламной листовки, сможет производить пять выстрелов за минуту, а возимый боекомплект составит 20 снарядов. Она обладает средствами автоматизации процессов наведения орудия, способна выпускать до 10 снарядов за минуту и поражать цели на дистанции до 70 км. Мнение военного эксперта подтверждают слова заместителя гендиректора Ростеха Владимира Артякова, который заявил о ведении разработки варианта "Мальвы" с увеличенной дальностью стрельбы. Виктор Бодров.
Плюсы и минусы иностранных самоходных артиллерийских установок на колесном шасси
Помимо этого, установки обеспечивают высокую защищенность бойцов и боезапаса, более комфортные условия работы экипажа, что также очень важно. У "Мальвы" появился автономный энергетический агрегат, который питает орудие электричеством на позиции. Еще одно достоинство колесной самоходки по сравнению с гусеничными "братьями по оружию" — более высокий технический ресурс ходовой части и меньшая стоимость эксплуатации. Грозная и неуловимая Орудие "Мальвы" калибром 152 мм позаимствовано у гусеничной САУ "Мста-С", многократно подтвердившей свою эффективность. В паре с комплексами артиллерийской разведки она уничтожает артустановки украинских националистов. Как и у ряда гусеничных самоходок, орудие "Мальвы" установлено открыто. Расчет самоходки, сидящий во время марша в бронированной кабине, в ходе боевой работы не защищен броней.
Редактор издания "Арсенал Отечества" Алексей Леонков в беседе с ТАСС поделился мнением, что незащищенность — сознательный выбор конструкторов, стремившихся снизить массу машины в угоду мобильности. К тому же такие артустановки, как "Мальва", не предназначены для сражений на переднем крае, где их могут поразить осколки вражеских боеприпасов. То есть восемь снарядов ушло, и САУ поменяла свое местоположение. В боекомплект такой САУ входит 30 выстрелов.
Фактически «Коалиция» — это не что иное, как боевой робот. Экипаж САУ удален от тех механизмов, приборов и оборудования, которые осуществляют процесс выстрела. И все органы управления машиной, по сути, сосредоточены впереди нее, в отделении управления, где находится экипаж. В этом и заключается суть дистанционного управления данным объектом.
По его словам, в настоящее время ведутся работы по совершенствованию ходовой части САУ. Военные эксперты отмечают, что благодаря новым техническим решениям и улучшенным боевым характеристикам эти САУ значительно усилят ВС РФ.
Сергей Медведский пояснил, что в настоящее время ведутся работы по совершенствованию ходовой части САУ. Работы по созданию новой самоходной гаубицы были официально начаты в 2006 году. Машина должна была превзойти по своим тактико-техническим характеристикам уже имеющуюся на вооружении САУ «Мста-С», а также иностранные самоходные орудия такого же класса. Новая гаубица обладает современной системой автоматизации процессов наведения орудия, выбора цели и навигации. Это позволило увеличить её скорострельность — она может производить до 16 выстрелов в минуту, в то время как «Мста-С» может делать лишь восемь выстрелов в минуту. Также была увеличена дальность стрельбы, которая теперь составляет до 70—80 км в зависимости от типа снаряда вместо 30 км у «Мсты-С».
В частности, штатная скорострельность орудия составляет 11 выстрелов в минуту, максимальная в чрезвычайном режиме — до 16 выстрелов, что достигается благодаря применению спиртовой системы охлаждения орудия, а также оригинальной конструкции механизма заряжания и микроволновой системы СВЧ-инициирования метательных зарядов. Также система управления огнём САУ 2С35 предусматривает реализацию режима «огневого налёта», когда несколько запущенных по разным траекториям снарядов практически одновременно поражают целевой объект. Это достигается благодаря применению более совершенных люфтовыбирающих устройств на люльке, а также безлюфтовых креплений цапф орудия. Более совершенная цифровая автоматизированная система управления огнём АСУ избавляет артиллерийский расчёт от необходимости осуществления длительных топопривязки и ориентирования с применением выносных оптико-механических устройств.
Чем Россия собирается побеждать артиллерию НАТО
высокомобильная бронированная самоходная артиллерийская установка (САУ), предназначенная для поражения как открыто расположенных, так и защищенных целей: живой силы, бронированной. Анализируя тактико-технические характеристики колесных САУ, представленные в таблице 1, можно сделать вывод, что самым удачным и прогрессивным является шведская 155-мм самоходная артиллерийская установка FH77 BW L52 Archer. Тактико-технические характеристики двуствольной самоходной артиллерийской установки 2С36 "Коалиция-СВ". Госкорпорация Ростех завершила государственные испытания 152-мм самоходного артиллерийского орудия (САО) "Коалиция-СВ", подтвердив уникальные технические характеристики установки.
САУ «Коалиция» – самоходка нового поколения
высокомобильная бронированная самоходная артиллерийская установка (САУ), предназначенная для поражения как открыто расположенных, так и защищенных целей: живой силы, бронированной. Новая САУ составляет конкуренцию таким известным установкам калибра 152-155 мм, как K9 из Южной Кореи, немецкая PzH 2000, созданная во Франции CAESAR и российская 2С19. В самоходной артиллерийской установке используются стволы украинского производства. Ближайшим аналогом САУ “Паладин” является российская 152-мм самоходная артиллерийская установка “Мста-С” с аналогичной дальностью поражения в 20-25 километров.
Артиллерия Российской Федерации
Необходимость в улучшении стратегической мобильности и тактической мобильности на дорогах — вот то, что получило особое значение в недавних асимметричных боевых действиях. Это привело к разработке многочисленных колесных артиллерийских самоходных систем. Многие уже давно состоят на вооружении, а другие находятся на стадии прототипа. Много факторов влияет на развитие этих систем, не в последнюю очередь финансовый кризис и соответствующие сокращения оборонных бюджетов стран [1]. Устанавливаемые на шасси грузовых автомобилей артиллерийские системы в настоящее время кажутся более предпочтительным вариантами. Проведем краткий обзор колесных САУ иностранных армий. Так пионером в создании колесных САУ нового поколения стала Чехословакия с 152-мм самоходной пушкой-гаубицей «Дана». Была создана на народном предприятии Zavody tazkeho strojarstva-Dubnica ZTS-Dubnica в городе Дубница-над-Вагом, в 1977 году принята на вооружение в Чехословацкой народной армии.
В 1989 году два экземпляра «Даны» проходили испытания на Ржевском полигоне под Ленинградом для изучения возможности принятия на вооружение. Archer — лучник [3]. Отличительной особенностью гаубицы является полная автоматизация процесса заряжания гаубицы во время стрельбы и как следствие сокращение расчета орудия до 3-4 человек. Закрытая кабина экипажа имеет легкое бронирование, обеспечивающее защиту расчета от оружия массового поражения, обстрела стрелковым оружием и осколков боеприпасов. САУ «Арчер» была разработана шведской компанией Bofors. На автомобильном шасси установлен двигатель Volvo D9B мощностью 330 л. САУ имеет следующую компоновку: в передней части шасси находится бронированная кабина для боевого расчета, в задней части установлен автоматический модуль с 155-мм гаубицей FH 77 BWL52.
Орудие заряжается автоматически. Возимый боекомплект состоит из 40 снарядов 20 в автомате заряжания и 20 в немеханизированной укладке. Максимальная дальность стрельбы стандартным осколочно-фугасным снарядом составляет 35 км, активно-реактивным осколочно-фугасным HEЕR 40 км, снарядом Excalibur более 50 км. Южноафриканская 155-мм самоходно-артиллерийская установка G6 Rhino «Носорог». Способна вести огонь по целям как с закрытых позиций, так и прямой наводкой. Южноафриканские военные заказали высокомобильную САУ, способную совершать марш-броски на расстоянии до 1000 км от мест постоянной дислокации, в том числе по пересеченной местности. Выбор колесного шасси был обусловлен особенностями рельефа местности Южной Африки, а также требованиями военных иметь большой запас хода самоходной боевой техники, применяемой сухопутными войсками ЮАР.
САУ имеет следующую компоновку: в передней части и по центру корпуса находится место водителя отделение управления , моторно-трансмиссионное отделение — позади водителя, башня боевое отделение — в корме. Механик-водитель размещается в бронированной одноместной кабине, расположенной в районе передней оси машины. Конструкция кабины выполнена таким образом, что взрывная волна при наезде на мину уходит вверх за спину водителя. Водитель имеет хорошую обзорность за счет наличия в кабине трех окон с бронестеклами. Посадка-высадка водителя происходит по-танковому — через люк в крыше кабины.
Далее включается масса, запускается мотор. Вид из триплексов довольно сносный. Старт двигателя пускает дрожь по всей конструкции. Педаль сцепления тяжелая — так и должно быть. Включение передачи — с лязгом. Педаль газа — отзывчивая. Порядочно попытав коробку и сцепление, все-таки получилось нормально тронуться с места. Рычагами фрикционов машина отлично управляется, тряска на ходу терпимая. Странное ощущение: 42 тонны управляются достаточно легко. После такой поездки от мандража трясутся руки. Самое время переместиться в башню. На каждом борту есть по люку, доступ в башню вполне удобен, но не испачкаться не удастся. Внутри — спартанская обстановка и огромная казенная часть орудия. В кормовой части башни установлены два механизированных конвейера с зарядами и снарядами. У каждого члена экипажа свое кресло. Радиостанция Р-173 вещает в УКВ диапазоне и бьет на 20 километров. Экипаж связывается с друг другом с помощью внутренней связи. Наводчик имеет прибор ночного видения и прицел прямой наводки. Орудие можно наводить в автоматическом, полуавтоматическом и механическом режимах. Электромеханический досылатель снаряда и заряда и механизм удаления стреляной гильзы предназначены для облегчения работы заряжающих: один подает снаряд в лоток, второй — заряд.
Фактически «Коалиция» — это не что иное, как боевой робот. Экипаж САУ удален от тех механизмов, приборов и оборудования, которые осуществляют процесс выстрела. И все органы управления машиной, по сути, сосредоточены впереди нее, в отделении управления, где находится экипаж. В этом и заключается суть дистанционного управления данным объектом.
Испытания были признаны успешными и в том же 1988 году началось серийное производство данной самоходки. Он позволял наносить удары по малым и средним надводным кораблям, двигающимся со скоростью до 100 узлов более 180 км в час с расстояния до 20 километров. В «Береге» была достигнута высокая степень автоматизации систем. Данный комплекс способен поражать и наземные цели. Однако «Берег» создавался в первую очередь для защиты береговой линии, а не как полноценная САУ для поддержки сухопутных войск. Работы над поиском оптимальной для армейских частей колесной самоходки были продолжены. В 1983 году, пользуясь наработками, полученными в ходе работ над противотанковой самоходкой «Жало-С» на базе БТР-70, был изготовлен опытный образец САУ на все той же базе, но с боевым модулем от десантируемой самоходной установки «Нона-С». Испытания данной машины показали положительные результаты, и работы над колесной самоходкой на базе бронетранспортера были продолжены. В 1984 году начались работы над колесной САУ на базе БТР-80, в этом же году был создан и опытный образец, который проходил сначала заводские, а затем и полигонные испытания. Примечателен тот факт, что военные чиновники были уверены в успехе данной машины настолько, что серийное производство САУ было организовано в 1990 году, то есть за год до официального принятия на вооружение. Это во многом помогло произвести около 30 машин до 1991 года и оснастить войска минимальным количеством 2С23 перед распадом Советского Союза. И уже в 90-е годы состоялось их боевое применение в ходе Первой Чеченской войны. В ходе боевых действий была потеряна как минимум одна «Нона-СВК». Так, более десятка данных САУ были поставлены в сухопутные войска Венесуэлы. Однако в отечественных вооруженных силах количество колесных самоходок этого типа оставалось весьма ограничено. Изначально это было связано с тяжелым экономическим положением страны после распада СССР. По словам военного министра это было связано с устареванием данной самоходки и не вписывание ее в общий облик вооруженных сил России. В то же время конструктора пытались создать новую САУ на базе перспективного бронетранспортера БТР-90 путем установки в него боевого модуля от самоходки 2С31 «Вена», но после того, как по приказу Сердюкова Министерство обороны отказалось закупать и БТР-90 все работы по данной самоходке были свернуты. Закупки «Ноны-СВК» для нужд российской армии были продолжены лишь в 2018 году, когда Министерство обороны уже прочно возглавлял Сергей Шойгу. Война в Чечне снова продемонстрировала необходимость в появлении самоходной артиллерии на колесных машинах, но из-за тяжелого экономического положения промышленность явно не могла быстро изготовить необходимое армии вооружение. Как и во время войны в Афганистане создавать «САУ на колесах» пришлось за счет армейских грузовых автомобилей. ГАЗ-66 с установленным в кузов минометом в Чечне Впоследствии отечественные конструктора пытались решить эту проблему переделкой бронеавтомобиля ГАЗ-3937 «Водник» путем демонстрирования задней верхней части корпуса и установки площадки для монтажа минометов непосредственно в кузове машины. Однако сами бронеавтомобили «Водник» не снискали популярность в российских войсках из-за устаревания своей концепции и ряда технологических несовершенств, да и подобная САУ была явно не тем, что хотели видеть военные. Поэтому минометная версия бронеавтомобиля «Водник» так и осталась опытным образцом. Многие страны стали создавать подобную технику, вооружать ими свои войска и поставлять на экспорт.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ САУ «МСТА-С»
Тактико-технические характеристики САУ 2С35 «Коалиция-СВ». У американской САУ XM1299 ствол гаубицы XM907 вытянулся до 58 калибров, а немцы делают ажно 60-калиберное орудие. Госкорпорация Ростех завершила государственные испытания 152-мм самоходного артиллерийского орудия (САО) "Коалиция-СВ", подтвердив уникальные технические характеристики установки. Мощность вооружения самоходных артиллерийских установок (САУ) значительно больше, чем у танков. Ограниченно САУ 2С5 «Гиацинт» применялись в составе группировок артиллерии в первую чеченскую кампанию. У американской САУ XM1299 ствол гаубицы XM907 вытянулся до 58 калибров, а немцы делают ажно 60-калиберное орудие.
Перспективные русские самоходные артиллерийские установки "Коалиция-СВ" и "Коалиция-СВ-КШ"
Длина ствола: 47 калибров Радиус действия: 500 км «Мста-С» предназначена для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и минометных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, пунктов управления, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений и препятствования маневрам резервов противника в глубине его обороны. Она может вести огонь по наблюдаемым и ненаблюдаемым целям с закрытых позиций и прямой наводкой, включая работу в горных условиях. При стрельбе используются как выстрелы из боеукладки, так и подающиеся с грунта, без потери в скорострельности.
В кормовой части корпуса САУ находится моторно-трансмиссионное отделение, аналогичное таковому на танке Т-72. Бронирование САУ 2С19 обеспечивает противопульную и противоосколочную защиту экипажа. Толщина листов корпуса и башни составляет 15 мм [1] [5]. В башне установлен автономный газотурбинный агрегат АП-18Д обеспечивает САУ постоянным током, мощность 16 кВт, время непрерывной работы 8 часов , 2 фильтровентиляционных установки и система герметизации казённой части для предотвращения загазованности боевого отделения. Орудие полностью унифицировано по баллистическим характеристикам и используемым боеприпасам со 152-мм буксируемой гаубицей 2А65. Основными узлами орудия 2А64 являются ствол, затвор, электрооборудование, досылатель, противооткатные устройства, люлька, ограждение, уравновешивающий и подъёмный механизмы. Ствол орудия представляет собой трубу-моноблок соединённую с казёнником, в передней части ствола находится эжектор , на дульном срезе трубы закреплён дульный тормоз. В казённике расположен вертикально-клиновой затвор с полуавтоматикой копирного типа.
Выстрел из орудия может производиться как вручную, так и электроспуском. Копирная полуавтоматика затвора предназначена для открывания затвора при накате после выстрела орудия. Люлька сварная обойменного типа, в люльке закрепляется сектор подъёмного механизма.
Также уничтожены: станция радиоэлектронной борьбы «Анклав-Н» и полевой склад боеприпасов. Подразделениями группировки войск «Днепр» нанесено огневое поражение скоплениям живой силы 65-й механизированной, 128-й горно-штурмовой бригад ВСУ и 126-й бригады теробороны в районах населённых пунктов Каменское, Работино Запорожской области, Ивановка и Ольговка Херсонской области. Противник потерял до 50-ти военнослужащих, два автомобиля, 155-мм гаубицу М777 производства США и станцию радиоэлектронной борьбы «Анклав-Н». Оперативно-тактической авиацией, ракетными войсками и артиллерией группировок войск Вооружённых Сил Российской Федерации уничтожены ангары с ударными беспилотными летательными аппаратами на аэродроме Каменка Днепропетровской области. Кроме того, поражены склады с авиационными боеприпасами и авиационной техникой на аэродромах Прилуки Черниговской области и Староконстантинов Хмельницкой области, пункты временной дислокации иностранных наёмников, живая сила и военная техника ВСУ в 121-м районе.
Средствами противовоздушной обороны в течение суток сбиты 46 украинских беспилотных летательных аппаратов и пять оперативно-тактических ракет Atacms производства США.
Толстая броня не нужна, задача самоходки — вести огонь с дальней дистанции или закрытой позиции. Огонь из орудия можно вести не только с боеукладки в башне, но и снаружи: позади башни установлен конвейерный лоток для заряжания снарядов и зарядов с грунта. Орудие 2А64 в походном положении удерживают сошки. На лицевой стороне башни установлена система отстрела 81-мм дымовых гранат — 902В. Под нижним бронелистом корпуса — установка самоокапывания, которая управляется с места механика-водителя: система бульдозерного типа срезает перед собой грунт и движениями самоходки взад-вперед создает свой собственный окоп. Почти вся ходовая часть перешла с танка Т-72: 6 пар обрезиненных опорных и 5 пар поддерживающих катков.
Причем, часть катков смещена назад для правильного распределения веса, большая часть массы самоходки сосредоточена в задней части. Ведущие колесе — задние, передние — поддерживающие, они с помощью огромной гайки и такого же ключа ходят вперед-назад для достижения нужного натяжения гусеницы. Подвеска — традиционная, торсионная с гидропневматическими амортизаторами. Соединив все элементы ходовой части, инженеры добились высочайшей надежности и ремонтопригодности в полевых условиях. Двигатель — дизельный, v-образный, 12-цилиндровый В-84А, мощностью 780 лошадиных сил. Большая мощность под стать такому же расходу топлива: от 240 до 450 литров на 100 километров. Благо, топлива в машине — 1200 литров в двух алюминиевых баках.
Запас хода — 500 километров. А если дизельного топлива нет, а надо двигаться дальше? Не беда! Двигатель В-84А с аппетитом проглотит и бензин, и керосин. В этом моторе всего должно быть много — масла заливается порядка 65 литров. Всю эту мощь мотор передает на механическую трансмиссию с 7 передними и 1 задней скоростями, которые разгоняют 42 тонны металла до 60 километров в час. Управление — фрикционами, машина на ходу плавно меняет направление, ведущие колеса не блокируются.