Новости рубинштейн с л биография

это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей". Сергей Леонидович Рубинштейн (18 июня 1889, Одесса — 11 ноября 1960, Москва) — российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из.

5 фактов о Рубинштейне Сергее Леонидовиче:

  • Рубинштейн Сергей Леонидович. Большая российская энциклопедия
  • Рубинштейн сергей леонидович
  • Рубинштейн — выдающийся психолог и философ
  • Рубинштейн Сергей Леонидович — Биография
  • Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу

Биография С.Л. Рубинштейна (стр. 1 из 2)

Причина смерти в биографиях Рубинштейна не указывается. Ученый похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. Косвенным подтверждением не сложившейся личной жизни Сергея Леонидовича, отсутствия у мужчины жены и детей является то, что в его могилу через 3 года похоронили прах брата Николая. Имена и годы жизни одесситов, ставших москвичами, высечены на могильном памятнике. Рубинштейн Сергей Леонидович 18 июня 1889 г. Образование получил в Германии. С 1917 г. В 1919 г. В 1930 г. В 1942 г.

В 1945 г. Клинические методы выявления, составление заключения для ПМПК, медико-психологическая реабилитация Онкопсихология: основы психологической помощи онкологическим пациентам ВЕБИНАР: Краткосрочное психологическое консультирование КПК : личностная готовность, профессиональная позиция и практические навыки специалиста Скоро Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой Доктор педагогических наук. После окончания Ришельевской гимназии поступил во Фрайбургский университет, но через год перевёлся на факультет философии Марбургского университета, который окончил в 1914 году. В 1917 году он начал преподавать в одесских гимназиях. C 1922 г. Герцена Ленинград. Возглавлял секцию педагогической психологии в Государственном институте научной педагогики. В 1939 г. Во время блокады Ленинграда оставался в городе до марта 1942 г.

Когда Ленинградский педагогический институт был частично эвакуирован в разные города страны, с марта по октябрь 1942 г. В 1942-1945 гг. Организатор и первый заведующий кафедрой психологии 1942 , а затем отделения психологии 1943 на философском факультете и отделения языка, логики и психологии на филологическом факультете МГУ. В 1943 г. В 1949 г. В 1956 г. В 1957 г. Рубинштейн назначен главой советской делегации психологов на XV Международном психологическом конгрессе в Брюсселе, но не участвовал по болезни. В 1959 г.

Рубинштейн составил полную научную программу, переданную после его кончины в дирекцию Института философии Академии наук СССР. Область научных интересов — теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Научные исследования Рубинштейна в области психологии получили широкое развитие после его переезда в Ленинград в 1930 г. Последние несколько лет своей жизни посвятил разработке концепции человека. Проблема человека рассматривалась им на личностном, социально-философском уровнях, в психологическом и этическом аспектах. Основной проблемой для Рубинштейна стал в то время вопрос о сохранении этичности, способности к творчеству, индивидуальности личности в условиях, противоречащих ее достоинству, отрицающих ее право на выбор. Центр жизни Рубинштейн видел в конкретном человеке, личности, в ее жизненной борьбе и личностных победах.

На этом трудном для страны этапе, ученый на базе знаний о нейрофизиологии, занимается задачей восстановления трудоспособности раненых. По его проекту, в Институте философии оборудованы специализированные помещения для научных экспериментов в области психологии с использованием европейской аппаратуры. Сергей Рубинштейн в центре с братьями Николаем и Григорием Послевоенные год В этот промежуток времени линия жизни Рубинштейна постоянно изменяется вследствие разных событий: Личная жизнь О жизни Сергея Леонидовича известно мало. Он был отзывчивым и скромным человеком. Ученый отказался от приглашения руководить кафедрой европейского университета, приехав на родину, заботиться о матери и трех братьях после смерти отца. Черты характера ученого в наибольшей степени раскрылись во время блокады Ленинграда. Например, обладая с рождения плохим зрением, попросил начальника охраны института научить его стрельбе, на тот случай, если гитлеровцы прорвут оборону. А в тяжелые дни делился своим скудным пайком с умирающим от голода аспирантом Лосевым. Рубинштейн толерантно относился к психологам Александру Лурии, Льву Выготскому, хотя их взгляды на науку не разделял. Ученый охотно приглашал их на свои лекции и конференции. Друзьями его были известный режиссер Сергей Эйзенштейн, физиолог Леон Орбели. Семейная жизнь не сложилась — все свое время Сергей Леонидович отдавал науке, у него не было ни жены, ни детей. Прожив не безоблачную, насыщенную творческими событиями жизнь, он внес ценный вклад в становление отечественной и мировой науки. Вывод Рубинштейну удалось создать оригинальную концепцию психики человека. В деятельности личности выделял мотивы, цели, действия, а их регулятором — психическое чувства, понятия. Занимался исследованием проблем эмоций, памяти, восприятия и речи. Утверждал, что все стороны человеческой личности проявляются в труде, причем, трудности мобилизуют душевные силы личности. На занимаемых управленческих должностях ученый ставил себе целью увеличить популярность психологической науки в СССР, вопреки всем попыткам ее дискредитации. Детство и юность В молодости глава семьи дружил с Георгием Плехановым, и в доме Рубинштейнов часто собирались одесские интеллигенты. Однако упаднические настроения и разговоры приятелей отца Сергея тяготили. Об этом психолог написал в набросках к автобиографии. Марксизм интересовал юношу не как руководство к действию, а как одна из множества философских систем. К идее экспроприации экспроприаторов отпрыск обеспеченной семьи относился негативно. В 19 лет Сергей с золотой медалью окончил престижную Ришельевскую гимназию. Однако в Новороссийский Одесский университет медалист поступать отказался, поскольку считал, что в этом вузе учатся преимущественно дети нуворишей. Выбор одаренного юноши пал на Фрайбургский университет. Впрочем, через 2 семестра одессит перевелся в Марбургский университет, основанный в 1527 году Филиппом Великодушным. Вскоре после защиты Сергеем докторской диссертации началась Первая мировая война. Рубинштейн вернулся в Одессу и начал преподавать в гимназиях черноморского города. В 30 лет при содействии Николая Ланге Сергей Леонидович стал приват-доцентом университета, отвергнутого им в юности. Вуз к 1919 году стал называться Одесским институтом народного образования. Личная жизнь Широта души Сергея Леонидовича проявлялась в том, что философов и психологов Льва Выготского, Александра Лурии, Григория Рогинского, взгляды которых Рубинштейн не разделял, он приглашал на лекции и конференции. Человеческие качества Рубинштейна в наибольшей степени раскрылись во время блокады Ленинграда. В город на Неве одессит перебрался в 1930 году и сразу возглавил кафедру психологии Ленинградского педагогического института имени Александра Герцена. Жил Сергей Леонидович в двухкомнатной квартире на Садовой улице.

Так Рубинштейн конкретизировал идущую еще от Гете общую идею: в начале было дело а не ветхозаветное слово. На этом основании он провел методологический анализ кризиса в мировой психологии. Им была вскрыта уязвимость проекта преодоления кризисной ситуации, который был предложен австрийским психологом Карлом Бюлером. Последний считал, что необходимо соединить в некое целое разнонаправленные ветви психологической мысли — интроспекционизм, бихевиоризм и культурно-историческую психологию. Следует отметить в связи с этим важнейшую личностную характеристику творчества Рубинштейна — способность охватить всю панораму мировой психологической науки, как в ее деталях, так и в общих тенденциях развития. Это позволяло ему избегать провинциализма, которым иной раз грешат отечественные психологи по сей день. Отечественная и западная психология выступали перед его умственным взором не как антагонисты, а как различные направления мировой психологической мысли. В дальнейшем такой подход ему дорого обошелся. В эпоху пресловутой борьбы против космополитизма он подвергся жесткой и совершенно необоснованной критике и административным преследованиям. Понимая необходимость подготовки молодого поколения психологов, Рубинштейн в 1935 году опубликовал психологический труд, обобщивший состояние мировой и отечественной психологической науки на рубеже 20—30-х годов. Первый в то время общий курс психологии был составлен им не в виде академической монографии, а как учебное пособие «Основы психологии». Этот новаторский учебник оказал существенное влияние на характер изучения малопопулярной в те годы дисциплины. Именно Рубинштейну принадлежит инициатива преподавания ее не только в педагогических учебных заведениях, но и в университетах. С введением ученых степеней Рубинштейн первым в стране получил степень доктора педагогических наук по психологии. В 1940 году в Учпедгизе вышел его фундаментальный труд «Основы общей психологии», который до сего дня переиздается и продолжает выступать ценным источником научного знания для новых и новых поколений психологов. По свидетельству М. Ярошевского, «к Рубинштейну в его двухкомнатную квартиру на Садовой приходили делиться своими замыслами Выготский и Леонтьев, Ананьев и Рогинский. Приезжали на его кафедру Лурия, Занков, Кравков и другие». Выготского и Леонтьева он приглашал из Москвы для чтения лекций. Не разделяя многих идей Выготского, он подробно обсуждал их во время их встреч. В свою очередь, приезжая в Москву, Рубинштейн активно общался с коллегами, которые также разрабатывали психологическую категорию деятельности, — Тепловым, Леонтьевым и др. Горького, поскольку руководство института к идеям «деятельностников» относилось, мягко говоря, прохладно. По этой причине Теплову и Леонтьеву было бы трудно или даже невозможно защитить свои докторские диссертации в Москве. Рубинштейн пригласил их защищаться в Ленинград, к себе на кафедру, выступил одним из официальных оппонентов. Когда началась война, Рубинштейну, как и другим крупным ученым, предложили эвакуироваться, но он решил остаться в осажденном Ленинграде, считая своим гражданским долгом в качестве проректора в отсутствие ректора организовать работу коллектива института в суровых условиях блокады. Сохранилось множество свидетельств мужества Рубинштейна в этих нечеловеческих условиях. Его аспирант Г. Лосев умирал в одном из госпиталей, расположенном далеко от центра города. Преодолевая физическую слабость, Рубинштейн шел пешком через весь город, чтобы отдать Лосеву часть своего скудного пайка. Начальник дружины по охране института А. Чаплина рассказывала, как этот сугубо гражданский человек, никогда в жизни не державший в руках оружия, попросил ее проводить его в тир, где бы он мог научиться, несмотря на сильнейшую близорукость, стрелять из пистолета. Он хотел, если фашисты ворвутся в город бои шли в пригородах , принять непосредственное участие в обороне. А в апреле первое издание «Основ общей психологии» было удостоено высшей в то время — Сталинской — премии. Книга была представлена на награждение рядом психологов, а также выдающимися учеными В. Вернадским и А. Ухтомским, давно и глубоко интересовавшимися проблемами психологии.

Центр жизни ученый видел в конкретном человеке, личности, в ее жизненной борьбе и личностных победах. Рубинштейн — первый советский психолог, ставший лауреатом Сталинской премии в категории «Философские науки» за работу «Основы общей психологии» 1942. За огромный вклад в науку награжден медалями, орденом Трудового Красного Знамени 1945 ; в 1959 г. Основные труды: 1. Принцип творческой самодеятельности. Основы общей психологии: учебник для университетов. Бытие и сознание. О мышлении и путях его исследования. Принципы и пути развития психологии. Проблемы общей психологии сборник статей разных лет и посмертная публикация рукописи «Человек и мир». Рекомендуемое чтение:.

Рубинштейн — выдающийся психолог и философ

Вклад Сергея Леонидовича Рубинштейна в психологию Сергей Леонидович Рубинштейн (1889—1960) — российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии.
Рубинштейн С.Л. - великий русский психолог С. Л. Рубинштейн составил полную научную программу, переданную после его кончины в дирекцию Института философии Академии Наук СССР.
Семен Леопольдович Рубинштейн: краткая биография Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна, Введение, 1. Жизненный путь и научная деятельность С.Л. Рубинштейна, 2.
Психологические материалы - Рубинштейн С. Л. Серге́й Леони́дович Рубинште́йн — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР (1943, Отделение истории и философии).

Биография С.Л. Рубинштейна

В данной статье вы рассмотрите биографию тейна, узнаете о его основополагающих трудах, научных исследованиях в психологии, а также об отношении к идеализму и материализму. С.Л. Рубинштейн был одним из создателей новой психологической школы, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии МГУ и в институте общей и педагогической психологии. советский психолог и философ, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Биография. Первая статья, которую выпустил С.Л Рубинштейн, пребывая в новой должности, была посвящена памяти Ланге и называлась «Принцип творческой самодеятельности». Сергей Леонидович Рубинштейн (1889 – 1960) – советский философ и психолог, один из родоначальников так называемой «теории деятельности».

Главное меню

  • С л рубинштейн биография личная жизнь
  • Статья: Биография С.Л. Рубинштейна
  • Сергей Леонидович Рубинштейн - советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР.
  • Сергей Леонидович Рубинштейн - советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР.
  • С.Л. Рубинштейн и его вклад в совершенствование отечественной психологии ::

Статья: Биография С.Л. Рубинштейна

Сергей Леонидович Рубинштейн — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. С. Л. Рубинштейн составил полную научную программу, переданную после его кончины в дирекцию Института философии Академии наук СССР. советский психолог и философ, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Биография.

Памяти С.Л. Рубинштейна, выдающегося советского психолога и философа

В конце 1940-х г. С конца 1953 г. В 1956 г. Досоветский период С. Рубинштейн родился в Одессе в семье успешного адвоката. В 1908 году окончил с золотой медалью Ришельевскую гимназию, после чего поехал получать университетское образование в Германию.

Сначала он поступил во Фрайбургский университет, но через 2 семестра перевёлся на факультет философии Марбургского университета, который окончил в 1914 г. Его учителями были такие знаменитые философы, как Г. Коген и П. В 1914 началась Первая мировая война, и Рубинштейн вернулся в Одессу. По возвращении он занял пост заведующего кафедрой психологии в университете, однако местные научные круги встретили его крайне недоброжелательно.

В 1917 г.

Лишь после революции, в 1919 году, он возвратился в университет в должности доцента, а в 1921 году был избран профессором кафедры психологии, сменив на этом посту скончавшегося перед тем одного из крупнейших дореволюционных психологов России — Н. Исключение составляет лишь работа «Принцип творческой самодеятельности», опубликованная в «Ученых записках высшей школы г.

Одессы» в 1922 году. В этой новаторской статье были изложены исходные основы того общеметодологического подхода, который теперь называется деятельностным, или субъектно-деятельностным. Сущность этого подхода была выражена так: «…Субъект в своих деяниях, в актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них создается и определяется.

Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формирование его самого. На этом только зиждется возможность педагогики…» [3] Исходные для общей системы философско-психологических воззрений положения Рубинштейна получили свое развитие в последующие периоды его творчества, с особой же глубиной — в московский период. Но в Москве Рубинштейн оказался не сразу.

Назначение состоялось благодаря поддержке авторитетного в то время крупного ленинградского психолога М. Крупным событием в разработке методологических основ психологической науки в нашей стране стала публикация программной статьи Рубинштейна «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» 1934. В ней он отверг попытки соединить субъективную психологию сознания с трактовкой поведения как совокупности реакций.

Именно на этой основе утвердился принцип единства сознания и деятельности, ставший ведущим для нового периода в развитии отечественной психологии. Согласно этому принципу, человек и его психика в частности, сознание формируются, развиваются и проявляются изначально в практической деятельности. А потому и изучаются они прежде всего через проявление в деятельности игровой, учебной, трудовой и др.

Так Рубинштейн конкретизировал идущую еще от Гете общую идею: в начале было дело а не ветхозаветное слово. Обосновав принцип единства сознания и деятельности, Рубинштейн фактически положил конец малопродуктивным дискуссиям о соотношении сознания и поведения, которые в течение многих лет велись в психологическом сообществе. На этом основании он провел методологический анализ кризиса в мировой психологии.

Им была вскрыта уязвимость проекта преодоления кризисной ситуации, который был предложен австрийским психологом Карлом Бюлером. Последний считал, что необходимо соединить в некое целое разнонаправленные ветви психологической мысли — интроспекционизм, бихевиоризм и культурно-историческую психологию. Следует отметить в связи с этим важнейшую личностную характеристику творчества Рубинштейна — способность охватить всю панораму мировой психологической науки, как в ее деталях, так и в общих тенденциях развития.

Понимая необходимость подготовки молодого поколения психологов, Рубинштейн в 1935 году опубликовал психологический труд, обобщивший состояние мировой и отечественной психологической науки на рубеже 20—30-х годов. Первый в то время общий курс психологии был составлен им не в виде академической монографии, а как учебное пособие «Основы психологии». Этот новаторский учебник оказал существенное влияние на характер изучения малопопулярной в те годы дисциплины.

Именно Рубинштейну принадлежит инициатива преподавания ее не только в педагогических учебных заведениях, но и в университетах. С введением ученых степеней Рубинштейн первым в стране получил степень доктора педагогических наук по психологии. В 1940 году в Учпедгизе вышел его фундаментальный труд «Основы общей психологии», который до сего дня переиздается и продолжает выступать ценным источником научного знания для новых и новых поколений психологов.

Работая в Ленинграде, Рубинштейн поддерживал тесные творческие контакты с рядом московских психологов. В свою очередь, приезжая в Москву, Рубинштейн активно общался с коллегами, которые также разрабатывали психологическую категорию деятельности, — Тепловым, Леонтьевым и др. Когда началась война, Рубинштейну, как и другим крупным ученым, предложили эвакуироваться, но он решил остаться в осажденном Ленинграде, считая своим гражданским долгом в качестве проректора в отсутствие ректора организовать работу коллектива института в суровых условиях блокады.

В марте 1942 года институт удалось эвакуировать на юг страны. А в апреле первое издание «Основ общей психологии» было удостоено высшей в то время — Сталинской — премии. Книга была представлена на награждение рядом психологов, а также выдающимися учеными В.

Вернадским и А. Ухтомским, давно и глубоко интересовавшимися проблемами психологии. В 40-е годы присуждение премий в большинстве случаев объективно выражало общественное признание научных достижений.

В 1913 г. С 1915 г. С 1919 г. Мечникова Одесса. С 1922 по 1930 г. В 1930 г. Герцена сейчас - Российский государственный педагогический университет имени А. Герцена 1930-1942.

В 1942 г.

Он был крупным адвокатом, имевшим широкий социальный, экономический, юридический кругозор, имел огромную практику. Мать Сергея Леонидовича сумела передать сыновьям все лучшее, что несла в себе культура 19 века. Сергей, с детства страдавший болезнью сердца, получил свое первое образование в семье - он блестяще знал мировую литературу, очень рано познакомился с русской и западной философией, увлекался математикой, свободно владел тремя европейскими языками, читал на греческом и латинском. Нравственно-этические проблемы, поставленные Л. Толстым, Ф. Достоевским, Н.

Бердяевым, очень рано стали для него проблемами жизненными. Проведенное дома детство, судьба семьи, оказавшейся в одиночестве в мелкобуржуазной процветающей среде, затем отказ царя на его прошение учиться в университетах России как лицу еврейского происхождения и вынужденный отъезд в Европу для обучения в университетах Германии - все это наложило отпечаток на его личность. В двадцать лет он уезжает в Германию, где в Университетах Берлина, Фрайбурга и Марбурга с 1909 по 1913 годы изучает философию, социологию, математику, естествознание, а также логику и психологию. Кроме подлинно энциклопедического образования, Сергей Леонидович, творчески овладел, чтобы затем блестяще применять на протяжении всей жизни, методом, методологией - "логикой" организации знания, способами его получения. Он научился применять философские конструкты в качестве методологии научного познания. Его учителями были крупнейшие представители неокантианства - Герман Коген и Пауль Наторп. Однако, освоив присущую им культуру и искусство мышления, Сергей Леонидович не стал ни последователем своих учителей, ни продолжателем марбургской школы.

Досконально овладев гегелевским и кантовским методом, он специально посвятил свою первую кандидатскую по старым критериям докторскую диссертацию проблеме метода "К проблеме метода" , в которой сумел преодолеть рационализм гегелевского мышления, формализм и априоризм Канта и неокантианства и извлечь жемчужину диалектического метода и как философского и как научной методологии. Применив гегелевский метод и концепцию познающего субъекта для преодоления основной формалистической парадигмы марбургской школы, он по-новому поставил проблему методологии познания. После возвращения в 1913г. Поворотным моментом в его судьбе стала встреча с Н. Ланге - известным русским психологом, возглавлявшим в то время кафедру философии и психологии в Одесском университете. Ланге способствовал приглашению С. Рубинштейна на свою кафедру, избранию его в 1919г.

Рубинштейн начинает читать курсы лекций по теории познания, логике, психологии, философским основам математики, теории относительности Эйнштейна. После смерти Н. Ланге в 1922г. Однако период творческого расцвета и успешной деятельности очень быстро прерывается конфликтом с дореволюционной профессурой. К середине 20-х годов Рубинштейн вынужден отказаться от руководства кафедрой, чтения лекций и перейти на должность директора Одесской публичной библиотеки. Таким образом, если первый период его научной деятельности, датируемой 1911-1923 годами является этапом его становления как философа, открывающего "технологию" выражаясь современным языком философского и научного мышления, способами сравнения и синтеза различных знаний, искусством абстракции и обобщения, то второй этап 1925-1935 - это период его становления как психолога. С трудами К.

Маркса, их первыми переводами в России и оригиналами за рубежом Сергей Леонидович познакомился очень рано. Но извлечь из марксовой теории не ее полит-экономическое и тем более не социальное, а собственно философское содержание, он смог только определив основные координаты собственной концепции.

Рубинштейн сергей леонидович. Награды и премии

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889 – 1960) – советский философ и психолог, один из родоначальников так называемой «теории деятельности». это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей". С.Л. Рубинштейн был одним из создателей новой психологической школы, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии МГУ и в институте общей и педагогической психологии. Проведена реконструкция отдельных эпизодов раннего периода интеллектуальной биографии С. Л. Рубинштейна (1889-1960), русского неокантианца, философа и психолога, и опубликованы следующие архивные документы: письмо Марты Коген (1918), вдовы немецкого. С.Л. Рубинштейн считал проблему мотивов человеческого поведения одной из важнейших для отечественной психологии. Первая статья, которую выпустил С.Л Рубинштейн, пребывая в новой должности, была посвящена памяти Ланге и называлась «Принцип творческой самодеятельности».

База рефератов

Последний считал, что необходимо соединить в некое целое разнонаправленные ветви психологической мысли — интроспекционизм, бихевиоризм и культурно-историческую психологию. Следует отметить в связи с этим важнейшую личностную характеристику творчества Рубинштейна — способность охватить всю панораму мировой психологической науки, как в ее деталях, так и в общих тенденциях развития. Понимая необходимость подготовки молодого поколения психологов, Рубинштейн в 1935 году опубликовал психологический труд, обобщивший состояние мировой и отечественной психологической науки на рубеже 20—30-х годов. Первый в то время общий курс психологии был составлен им не в виде академической монографии, а как учебное пособие «Основы психологии». Этот новаторский учебник оказал существенное влияние на характер изучения малопопулярной в те годы дисциплины. Именно Рубинштейну принадлежит инициатива преподавания ее не только в педагогических учебных заведениях, но и в университетах. С введением ученых степеней Рубинштейн первым в стране получил степень доктора педагогических наук по психологии.

В 1940 году в Учпедгизе вышел его фундаментальный труд «Основы общей психологии», который до сего дня переиздается и продолжает выступать ценным источником научного знания для новых и новых поколений психологов. Работая в Ленинграде, Рубинштейн поддерживал тесные творческие контакты с рядом московских психологов. В свою очередь, приезжая в Москву, Рубинштейн активно общался с коллегами, которые также разрабатывали психологическую категорию деятельности, — Тепловым, Леонтьевым и др. Когда началась война, Рубинштейну, как и другим крупным ученым, предложили эвакуироваться, но он решил остаться в осажденном Ленинграде, считая своим гражданским долгом в качестве проректора в отсутствие ректора организовать работу коллектива института в суровых условиях блокады. В марте 1942 года институт удалось эвакуировать на юг страны. А в апреле первое издание «Основ общей психологии» было удостоено высшей в то время — Сталинской — премии.

Книга была представлена на награждение рядом психологов, а также выдающимися учеными В. Вернадским и А. Ухтомским, давно и глубоко интересовавшимися проблемами психологии. В 40-е годы присуждение премий в большинстве случаев объективно выражало общественное признание научных достижений.

Коген и П.

В 1914 началась Первая мировая война и Рубинштейну пришлось вернуться в Одессу. По возвращении он занял пост заведующего кафедрой психологии в университете, однако местные научные круги встретили его крайне недоброжелательно. В 1917 г. Рубинштейн становится преподавателем в гимназии, но продолжает научную деятельность. Благодаря отзывам Н.

Ланге , в апреле 1919 г. Сергей Леонидович был избран приват-доцентом кафедры философии Новороссийского университета который в это время переименовывают в Одесский институт народного образования. После смерти Ланге, в 1921 г. Рубинштейн был избран на вакантную должность профессором кафедры психологии. В 1922 г.

Рубинштейна, в частности, его вклад в разработку вопросов преподавания психологии в педвузе. В период с 1930 по 1942 гг. Рубинштейн заведовал кафедрой психологии Ленинградского государственного педагогического института им.

Профессионально занимаясь преподаванием психологии в педвузе, ему приходилось ставить вопросы теории педагогической психологии, он внес также серьезный вклад в обоснование практики психологической подготовки педагогов, участвовал в создании первых учебных программ по психологии, был автором и соавтором учебников по психологии для пединститутов. Ранее только К. Ушинский многосторонне и основательно разрабатывал теорию и практику психологической подготовки педагогов.

Концептуальные основы разработки С. Статья содержала критическую оценку сложившихся в психологической науке взглядов на проблему связи педагогики и психологии, в ней был представлен методологический анализ причин их ограниченности и односторонности. Далее Зинченко В.

В 1954—1956 гг. И в этой моей должности беспартийный директор института А. Смирнов был вынужден иногда принимать меня.

Я старался не докучать ему, но приходилось… Однажды я встал в очередь на прием. Дело происходило в узеньком коридорчике, так как приемной скромный Анатолий Александрович не имел. В очереди стояли солидные сотрудники института и среди них — ворчливый и вечно недовольный мне почему-то кажется, что это была игра Николай Дмитриевич Левитов.

Он был не в духе. Не помню, то ли он сам, то ли кто-то из ожидавших вспомнил сюжет Марка Твена о том, кем могли бы быть те или иные люди, если бы их жизнь сложилась счастливо. Левитов стал охотно развивать этот сюжет применительно к самым известным психологам, многие из которых работали в то время в институте.

Оценки были нелицеприятные, порой жестокие, но очень точные.

Герцена ныне Российский государственный педагогический университет имени А. Герцена , в 1942—1945 гг. Государственная премия 1942 г.

В 1942 г. В конце 1940-х гг. Один из основателей журнала «Вопросы психологии» 1955. Разработал вариант деятельностного подхода в философии , психологии и педагогике, в котором акцентировал особую роль субъекта деятельности.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий