4 июня в 19:00 в преддверии дня рождения А.С. Пушкина приглашаем на концерт «Пушкин: известный и неизвестный». Живя на Кавказе, Пушкин слушает песни горцев, в Кишиневе его увлекают турецкие песни в исполнении гречанки Калипсо Полихрони, по словам Пушкина, знакомой с Байроном. Сегодня, 24 мая в Саратовской филармонии состоялся концерт-открытие I Межрегионального фестиваля хоровых коллективов «Пушкин в музыке», который посетили студенты 11 группы. Поэзия А.С. Пушкина оказала огромное влияние на становление русской профессиональной музыки: около 500 его сочинений легли в основу почти 3000 музыкальных опусов композиторов.
Параллели гениев: Александр Пушкин и Михаил Глинка
Яковлева — лицейского друга Пушкина; таким же образом было опубликовано стихотворение «Я здесь, Инезилья» с музыкой Глинки. Большое число стихотворений поэта в 20-е годы пелось как городская песня: «Черная шаль», «Под вечер осенью ненастной», «Талисман», «Узник», «Буря мглою», «Девицы, красавицы», «Старый муж», «Любви, надежды, тихой славы». Гениальная опера «Руслан и Людмила» М. Глинки 1842 открыла пути воплощения в музыке не только лирических, но эпических, фантастических и сатирических образов Пушкина. Среди имен композиторов второй половины XIX века выделяются Даргомыжский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, которые в своих операх стремились раскрыть разные стороны творчества поэта: социальную, бытовую, историческую, политическую, философскую, лирическую. Советские композиторы, во многом по-новому оценивая наследие великого Пушкина, также создали целый ряд значительных сочинений. Истинный патриотизм Пушкина, глубокая народность его творений, яркая национальная окраска, сочность и богатство русского языка — вот те черты его поэзии, которые особенно созвучны советскому человеку.
Именно этим можно объяснить, что советские композиторы неустанно вносят свой вклад в музыкальную пушкиниану, претворяя лирические, драматические, эпические и сказочные образы его произведений в музыку. Только за послеоктябрьский период написано 600 романсов и хоров, до двадцати балетов, более десяти опер, музыка к спектаклям и кинофильмам. Эти цифры с годами растут, и мы можем смело сказать, что уже сейчас почти каждое лирическое произведение Пушкина воплощено в музыке. Среди советских композиторов можно назвать такие известные имена, как Глиэр, Прокофьев, Шостакович, Асафьев. Интерес к сочинениям Пушкина проявляет не только советский народ, но и народы всего мира. Все больше появляется музыкальных произведений на его сюжеты зарубежных композиторов, которые по-своему их понимают и воплощают в звуках.
Среди них следует отметить романсы Б. Бриттена Англия , В. Лютославского Польша , В. Новака Чехословакия и других. Этот небольшой очерк хочется завершить словами В.
Через несколько десятилетий Свиридов, уже будучи признанным композитором, вновь обратился к поэзии Пушкина и создал произведение, которое стало значительным событием в музыкальной жизни. Это хоровой цикл «Пушкинский венок». Романс к повести А. Пушкина «Метель» также стал достоянием народной музыки. Искусство русского классического романса, соединённое с пушкинской лирикой, составляют единое гармоничное целое. Неизъяснимая прелесть произведений этого жанра со временем всё больше привлекает сердца профессионалов и любителей музыки. Порою кажется, что некоторые лирические шедевры великого поэта словно ожидали воплощения в музыке. Романсы на стихи А. Пушкина волновали прошлые поколения, волнуют и наших современников. Борис Владимирович Асафьев композитор, музыковед писал: «Широка и обильна полоса русской музыки, принадлежащая Пушкину. Нет ни одной области творчества, где так или иначе сказалось бы воздействие пушкинской мысли, его образов — от непосредственнейших соединений слов с подписанной под ними мелодией, до сложных сочетаний стихов Пушкина с музыкой, тонко продуманной в лучших романсах русских композиторов. В них союз слова и музыкальных тонов составляет неразрывное единство, неразрывную связь образов поэтических с фантазией музыкантов».
Это хоровой цикл «Пушкинский венок». Рядом с именем поэта прославился его лицейский товарищ Михаил Яковлев, сочинивший музыку к стихам Пушкина — «Признание» и «Зимний вечер». Модест Мусоргский тоже входит в число этих композиторов. Он написал оперу «Борис Годунов». Мусоргский разумел народ как великую личность, одушевленную единою идеей: это его задача. Он задумал разрешить её в опере. Всё это как нельзя более соответствовало взглядам Мусоргского на оперу - народную музыкальную драму. Первое и главное лицо в «Борисе Годунове»- согласно замыслам и убеждениям композитора - это народ. Ни одна отечественная опера не вызвала столь широкого общественного резонанса, как «Борис Годунов». Влияние «Бориса» на современников, на последующее поколение композиторов вплоть до наших дней очень сильно. Художественная же ценность его настолько велика и значительна, что если бы Мусоргский не создал ничего, кроме «Бориса Годунова», то и тогда бы он вошёл в историю мирового искусства как гениальный народный художник. Композитор Сергей Рахманинов создал в 1892г. В сюжете оперы, лежат пушкинские «Цыганы». Эта опера была написана юным композитором за 17 дней. Она была представлена к выпускному экзамену и получила самую высокую оценку. А вскоре опера была поставлена на сцене Большого театра. Пушкинская поэзия была разнообразной, она вмещала все жанры лирики, поэмы, роман в стихах, сказки. Отношение поэта к балету и отражение его произведений в балетных постановках - интересная глава «пушкиноведения». Балет обратился к Пушкину прежде оперы и первым открыл поэта Пушкина для отечественного театра. Шарль Луи Дидло, знаменитый балетмейстер 20-х годов XIX века, поставил на сюжеты поэта - пантомимный балет «Кавказский пленник, или Тень невесты», музыка композитора К. Кавоса, в 1823 году-волшебно-героический балет «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника», музыка композитора Шольца, в 1824 г. В 1867 г. В 1903 году, знаменитый балетмейстер XIX века М. Петипа ставит фантастический балет «Волшебное зеркало», музыка А. Корещенко, используя в качестве литературного материала «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина. В советский период истории в 1934 г. Захаров, на музыку композитора Б.
Музыкальным руководителем и дирижером станет Константин Хватынец, режиссером — Валерий Меркулов, хормейстером — Дмитрий Брашовян. Этот проект — прямое осуществление главной миссии театра: знакомить и влюблять людей в музыку. Кроме того, это продолжение традиций Наталии Сац, которая сразу, с момента возникновения театра, заложила в его художественную программу не только исполнение опер и балетов, то есть спектакли для детей, но и просветительские концерты, едва ли не главным из которых стал симфонический театрализованный концерт «Пушкин в музыке», где Наталия Ильинична была автором идеи, композиции и ведущим. Как переплетаются, обогащая друг друга, произведения гениев, и на стыке их творчества возникает новое художественное явление, которому уготована своя, отдельная, часто великая творческая судьба, как это произошло с оперой «Евгений Онегин», — рассказывает художественный руководитель театра Георгий Исаакян.
«Пушкин в музыке»
Кюи 1835-1918. За композитором закрепилась репутация «эстетического революционера». Он утверждал равноправие слова и музыки, имея в виду недопустимость небрежного отношения к стиху. Кюи в книге «Русский романс». Уроженец Нижнего Новгорода М. Балакирев 1837-1910 раньше других представителей «Могучей кучки» начал писать романсы. В них присутствуют максимально контрастные музыкальные образы, отражающие эмоциональные метания героя. Бородина 1833-1887 называют самым ярким глинкианцем из всей " Могучей кучки".
Музыкальный критик В. Стасов ставил его вокальное творчество в один ряд с оперным - " в романсах и песнях Бородина являлись из-под могучей кисти уже те самые формы и очертания, который должны были с чудной поэзией и силой нарисоваться однажды в опере «Князь Игорь»". Рубинштейн 1829-1894 называл русские песню и романс «национальным способом выражения настроения».
На сюжет поэмы «Цыгане» одновременно написали свои экзаменационные сочинения при окончании Московской консерватории и Сергей Рахманинов, и его соученик по классу композиции Лев Конюс; а ещё на этот сюжет написаны кантата Александра Хессина, балет Сергея Василенко, вокальные сочинения Станислава Монюшко и Александра Верстовского. Повесть «Станционный смотритель», вызывающая первоочередную музыкальную ассоциацию с прекрасной музыкой Георгия Свиридова, ранее послужила сюжетом двух опер — Александра Гречанинова и Николая Крюкова. Список примеров музыкального воплощения пушкинских сюжетов поистине безграничен, а количество романсов на стихи Александра Сергеевича невозможно перечислить. Один только пример — авторами романса «Не пой, красавица, при мне» являются двенадцать композиторов, каждый из которых представил собственное воплощение пушкинского стихотворения. Первое место бесспорно занимает Сергей Рахманинов. Сложная психологическая многоплановость образов, музыкально-театральная фактура произведения, необычный тип фортепианного сопровождения — всё это делает романс Сергея Васильевича наиболее совершенным и популярным воплощением пушкинского текста. Использованные источники: 1.
Томская областная государственная филармония 108 подписчиков Подписаться Пушкин входит в нашу жизнь еще до того, как мы узнаем, что Пушкин — это Пушкин, что Он — первый поэт России, «наше все», «солнце русской поэзии». Он входит к нам как Кот Ученый, который рассказывает сказки про удивительную страну Лукоморье… Для кого-то Он, прежде всего, памятник — место свиданий и прогулок. Для современных молодых нашей страны, Он — имя банковской карты, которая открывает дверь в мировую культуру. Для обладателей «Пушкинских карт» и для всех, кто любит Пушкина в стихах и прозе — концерт «Пушкин в музыке». Пушкин, создавший в стихах энциклопедию нашей жизни, не обошел стороной и музыку. Недаром на Его стихи написано более 400 романсов.
За прошедшие годы НФОР сумел стать одним из ведущих симфонических оркестров России, завоевать любовь публики и признание профессионалов в своей стране и за рубежом. Юбилейный сезон маэстро и его коллектив решили посвятить русской музыкальной классике, и одной из самых интересных и разноплановых программ станет мультимедийный проект «Пушкин в музыке». За дирижерским пультом в этот вечер выступит лауреат международных конкурсов, заместитель художественного руководителя НФОР Арсентий Ткаченко. Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский поэт, которого еще при жизни признали гением.
Стихи Пушкина стали песнями
«Пушкин в музыке» — так называется лекция, которая состоялась 10 февраля для учащихся нашей школы. Там состоялось открытие межрегионального фестиваля хоровых коллективов «Пушкин в музыке». В Саратове прошло открытие первого межрегионального фестиваля хоровых коллективов, который получил название «Пушкин в музыке». Преподаватель отдела теории музыки ва рассказала об истории создания оперы, о главных героях и продемонстрировала видеофрагменты из оперного спектакля. Преподаватель отдела теории музыки ва рассказала об истории создания оперы, о главных героях и продемонстрировала видеофрагменты из оперного спектакля.
Лекция «Пушкин в музыке (на примере оперы «Евгений Онегин»)
Это романс на стихотворение А. Пушкина «Я здесь, Инезилья», «Вальс-фантазия», который передаёт настроение времени, в которую жили композитор и поэт. Также прозвучит ряд романсов на стихи А. Пушкина, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.
Была организована «Хоровая лаборатория», в которой были задействованы детские хоры из областей Приволжского федерального округа, а также прошла «Хоровая мастерская», участниками которой стали хормейстеры коллективов, выступающих на фестивале.
Пожалуй, такое количество жанров мы не совмещали на одной сцене еще никогда.. В этот вечер нам дарили радость музыкальные произведения Глинки, Чайковского, Свиридова и Глиэра, со сцены звучали строки Даниила Гранина и Александра Сергеевича Пушкина, а на большом экране рождались удивительные образы в песочно-акварельной технике.
Это приближает музыку к разговорной речи и придает ей характер монолога, полного глубоких, сосредоточенных размышлений. Первые романсы Даргомыжского на стихи Пушкина интересны не только своими художественными достоинствами. В них - своеобразие творческого метода Даргомыжского: стремление к конкретности музыкального языка, точное следование за поэтическим текстом, красочная картинность. Отныне пушкинская поэзия питает музыку Даргомыжского на протяжении всей его творческой жизни. И не удивительно, что лучшие его романсы и оперы написаны на стихи гениального русского поэта. Пушкин [9] Опера — жанр музыкально-драматического искусства.
Литературная основа оперы — либретто. Воплощается средствами музыкальной драматургии и в первую очередь в формах вокальной музыки. В опере объединяются в едином театральном действии драматургия, музыка, изобразительное искусство декорации, костюмы , хореография балет. Пушкина, Мусоргскому подал его друг, видный историк профессор В. Мусоргского чрезвычайно увлекла возможность претворить остроактуальную для его времени тему взаимоотношений царя и народа, вывести народ в качестве главного действующего лица оперы. Я попытался решить ее в опере». Опера «Борис Годунов» имела для композитора особое значение: она явилась итогом почти десятилетнего периода его творчества. И одновременно — началом высокого расцвета его могучего, самобытного таланта, подарившего русской культуре многие гениальные произведения. В трагедии Пушкина отражены далекие исторические события эпохи «смутного времени». В опере Мусоргского они получили новое, современное звучание; идея несовместимости интересов народа и царского самодержавия была особенно подчеркнута композитором.
Ибо монарх, даже наделенный умом и душой, - именно таким представляют Бориса Годунова и поэт и композитор, - не может, да и не хочет даровать свободу и счастье и уничтожить пропасть между ним и правящими классами. Эта идея звучала остро и современно и занимала передовые русские умы Вов второй половине XIX века. Пушкин, а вслед за ним и Мусоргский делают царя Бориса причастным к убийству царевича Дмитрия. И хотя эта версия историками отвергается, она нужна обоим художникам, чтобы доказать в образной форме преступность самодержавной власти вообще, ее причастность ко всему темному, недоброму, что совершается в мире. Эту же мысль подтверждают и все действия Самозванца. Вступив в сговор с врагами своей родины, и став на прямой путь предательства и политических авантюр, он устремлен к единственной цели — к самодержавной власти. Составляя либретто, Мусоргский кое-что изменил в пушкинской трагедии — некоторые линии развил, подчеркнул, укрупнил, а кое-что убрал совсем, исключил, как не отвечающее его замыслам. Главным действующим лицом оперы Мусоргский сделал народ. И очень важно то, что этот народ впервые на оперной сцене был показан как действенная сила, предопределяющая исход исторических событий. Причем отношение к нему композитора было тоже новым, небывалым.
Таким образом, главную мысль — о решающей роли народа — он особенно подчеркнул. И потому изменил конец. Если у Пушкина «народ безмолвствует», то у Мусоргского народ протестует, поднимается на бунт. Эта картина народного восстания, завершающая оперу, является едва ли не главной. Немногим больше года понадобилось Мусоргскому для создания этой оперы — так велико было его воодушевление. И действительно, каждая картина, каждое действие оперы говорят о высоком порыве вдохновения, необыкновенном подъеме творческих сил. Работал Мусоргский с таким увлечением, что на некоторое время перестал видеться с друзьями. Стасов с добродушной иронией писал: «Мусорянина, разумеется, никакими пряниками не вытянешь из берлоги». Постановка оперы стала событием, которое разделило петербургскую публику на два непримиримо враждебных лагеря. Равнодушных не было.
На протяжении лишь двух лет им созданы такие шедевры, как опера «Евгений Онегин», балет «Лебединое озеро», концерты для фортепиано с оркестром и для скрипки с оркестром… Но все же наибольшей популярностью пользуется опера «Евгений Онегин». С ней в русскую музыку входит новый тип оперы. Уже сам подзаголовок определяет особую музыкальную настроенность произведения, в котором преобладает лирическое чувство. В основу либретто легли отдельные главы гениального пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин». И поэтому в опере прослеживаются только основные сюжетные линии, посвященные главным героям — Татьяне, Онегину, Ленскому и их ближайшему окружению. Жизненная правдивость и глубокое проникновение во внутренний мир основных пушкинских образов потребовали от композитора большой искренности и увлеченности. И он сумел рассказать особым языком музыки о том, что было так поэтично раскрыто в стихах гениального Пушкина. В этом отношении я реалист и коренной русский человек», - писал Чайковский. Центральным в опере является образ Татьяны, которую Чайковский любил больше всех пушкинских героев. Так же лиричен и образ Ленского.
Оба эти образа в чем-то близки друг к другу — и это утверждает музыка. Отдельные интонации, подчас очень сходные между собой, пронизывают партии Ленского и Татьяны. Им противопоставляется образ Онегина — то спокойно-холодного, то глубоко страдающего, любящего. Интересно, что в конце оперы в его партию проникают музыкальные интонации из партии Татьяны, что делает его образ теплее, лиричнее. В трех актах оперы семи картинах четко прослеживается жизнь главных героев — Татьяны, Ленского, Онегина — на фоне деревенского быта или картин петербургской жизни. Музыка оперы отличается большой напевностью, лирической задушевностью, что так присуще и русским народным песням и русским бытовым романсам. Это наиболее типично для партий Татьяны и Ленского, для бытовых сцен.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА " ПУШКИН В МУЗЫКЕ "
Жители Пушкинских Гор смогут насладиться классической музыкой на фестивале «Пушкин. Ощутить изысканную атмосферу музыкальных салонов Пушкинского времени гости Русского дома смогли на состоявшейся 2-ого ноября лекции-концерте «Музыка Пушкинского времени». 23 октября в Детской школе искусств № 1 г. Тулы состоялся областной методический семинар «Пушкин в музыке», посвященный 220-летию со дня рождения великого русского поэта, литературное творчество которого вдохновило композиторов на создание шедевров музыки. Гала-концерт «Пушкин в Михайловском» перенесёт вас в бессмертные произведения писателя, благодаря русским народным песням и великим композиторам — Михаилу Глинке, Петру.
Пушкин в русской музыке
Там стены пели: там мысли, чувства, разговор, движения— все было пение». Известно, что в первое знакомство с Пушкиным Зинаида Волконская поет ему элегию «Погасло дневное светило», положенную на музыку весьма известным в те годы в Москве пианистом и композитором И. Будучи другом талантливой пианистки М. Шимановской, поэт пишет в ее альбом слова, которые передают его отношение к музыке: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь — мелодия». Эти строки потом вошли в маленькую трагедию «Каменный гость».
Приезжая в Москву, Пушкин бывает в Петровском теперь Большом театре. Известно, что Пушкин был на первом представлении оперы Глинки «Иван Сусанин» 27 ноября 1836 года. Многие тогда не поняли оперы, но Пушкин оценил ее сразу и ответил на злобные выпады клеветников стихами: Слушая сию новинку, Пусть скрежещет, но уж Глинку Затоптать не может в грязь. Музыка Глинки была дорога и понятна Пушкину.
На музыкальных вечерах у Дельвига «он Глинка. Нередко на вечерах исполнялись романсы и песни на слова Пушкина. Еще в юношеские годы его стихи были переложены на музыку лицейскими композиторами Н. Корсаковым и М.
Яковлевым; постепенно круг музыкантов, обращающихся к поэзии Пушкина, расширяется. При жизни поэта на его тексты писали романсы Верстовский, Алябьев, Титов, Виельгорский, молодой Глинка и многие другие. Композиторов в этот период интересовали стихотворения Пушкина, имеющие куплетную форму, воспевающие любовь и природу. Яковлева, «Погасло дневное светило» И.
С 1823 по 1837 год русскими композиторами написана музыка более чем к 70 лирическим произведениям Пушкина.
Это продолжение цикла концертов в крупнейших московских залах, где исполнение музыкальных произведений сопровождается оригинальным, специально созданным видеорядом. Режиссером и автором видеоинсталляций неизменно выступает Екатерина Василёва. Национальный филармонический оркестр России в нынешнем сезоне отмечает 20-летие творческой деятельности и посвящает юбилейный сезон русской классике. Ставшая его частью программа «Пушкин в музыке» приурочена ко Дню славянской письменности и культуры, который неизменно отмечается 24 мая. За дирижерским пультом выступит лауреат международных конкурсов, заместитель художественного руководителя НФОР Арсентий Ткаченко. Особым украшением программы станут стихи Пушкина в художественном прочтении Владимира Спивакова.
Любовь к Пушкину - вот главная валюта, которой будут расплачиваться желающие попасть на фестиваль в Михайловском. Кроме того, для тех, кто не сможет приехать в эти выходные к нам в Пушкинские горы, запланирована прямая трансляция в интернете на портале "Культура РФ". Между тем 8 июля в Михайловском прозвучат произведения русских композиторов, а также народные песни в сопровождении Симфонического оркестра Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга. Дирижёр - Александр Чернушенко. Фото: Юрий Лепский 9 июля состоится концерт камерной вокальной музыки с участием Инструментального ансамбля под управлением Александра Рубинова. А вечером того же дня посетителей музея-заповедника ждет гала-концерт "Пушкин в опере", во время которого прозвучат сцены и арии из опер по мотивам произведений поэта. Символично, что в год 200-летия начала работы Пушкина над романом "Евгений Онегин" в Михайловском будут петь лауреаты одноименной премии: оперная певица МАМТ им. Станиславского и Вл. Директор заповедника Георгий Василевич у дома поэта. Фото: Юрий Лепский.
Share on Facebook Share on Twitter 06. Галушкина рассказала ребятам о роли А. Пушкина — великого поэта в развитии русского языка и литературы.
Пушкин в музыке. Концертные исполнения опер в Театре Наталии Сац.
6 июня в ДК Ленсовета состоялся наш долгожданный концерт в рамках проекта "Музыка Радости", приуроченный к 220-летию со Дня рождения а. Большим стихотворно-музыкальным концертным представлением в областной филармонии имени Альфреда Шнитке завершился фестиваль, получивший название «Пушкин в музыке». Театр имени Наталии Сац начинает цикл «Пушкин в музыке» – серию концертных исполнений опер, написанных на сюжеты Александра Сергеевича. Наша сегодняшняя тема называется «Пушкин и Музыка» и прямо относится к общему направлению моих концерт-бесед о творческом сочетании поэзии и музыки.
Пушкин в музыке середины ХIХ века
Чайковский , «Золотой Петушок» Н. Римский-Корсаков ; романсами, симфоническими произведениями и балетами «Барышня-крестьянка», «Пиковая дама» , в основу которых легли произведения Александра Сергеевича. Участие в литературно-музыкальном салоне позволило лицеистам и гостям мероприятия оценить, какое влияние творчество Пушкина оказало на развитие русской и мировой музыкальной культуры. Вокальные и музыкальные выступления участников создали особую атмосферу в зале. В исполнении Софии Михайловой прозвучал романс М.
С другой стороны, всем поклонникам Пушкина, которые смогут снова или впервые услышать, как преломляется его поэзия в звуках музыки». Комментарии запрещены. На главную Во время посещения вами данного сайта Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта.
Познакомиться с полной программой Дней Пушкинской поэзии и русской культуры можно на официальном сайте праздника. Дни Пушкинской поэзии и русской культуры проводятся при поддержке министерства культуры РФ, правительства Псковской области, комитета по культуре Псковской области. Организаторы праздника Федеральное учреждение культуры «Росконцерт», Театрально-концертная дирекция Псковской области и музей-заповедник А. Пушкина «Михайловское».
Здесь велись разговоры о литературе, искусстве, ставили спектакли, играли в различные литературные игры, музицировали, танцевали. Душой таких собраний был Пушкин. По свидетельству современников, еще долго после гибели поэта гости салонов Петербурга и Москвы делились воспоминаниями о нем, восхищались личностью и творчеством. В концертной программе, посвящённой памяти Александра Сергеевича, прозвучали гениальное пушкинское слово и музыка русских композиторов. Но, помня об основной целевой аудитории — держателях Пушкинской карты — постановка получилась современной. Наряду с классическими произведениями, со сцены прозвучала и студенческая песня о Пушкине: «Александра Сергеевича застрелил француз». Финальным аккордом концерта стал выстрел, тот самый, что прервал жизнь Пушкина.