Оригинал взят у galik_123 в Дом Шехтеля в Ермолаевском переулке. ГлавУпДК при МИД России продолжает комплексную научную реставрацию особняка Федора Осиповича Шехтеля, расположенного по адресу: Ермолаевский пер., д. 28, стр.
Москвичам впервые показали уникальные интерьеры особняка Дерожинской архитектора Шехтеля
МОСКОВСКИЙ МОДЕРН | Шехтель рисовал дом целиком, как вот этот особняк Дерожинской в Кропоткинском переулке, от ворот до паркета и каминов и на этом доме очень хорошо виден талант Шехтеля-рисовальщика. |
Собянин: отреставрировали фасады особняка Шехтеля в Ермолаевском переулке - Лента новостей Москвы | Отреставрированы фасады особняка Федора Шехтеля в Ермолаевском переулке в Москве. Об этом проинформировал мэр столицы Российской Федерации Сергей Собянин. |
В Москве разработают онлайн-экскурсию по дому Шехтеля в Ермолаевском переулке
Автором проекта двухэтажного дома по адресу: улица Спиридоновка, дом 17, строение 1, в конце XIX века стал известный архитектор Федор Шехтель. А над убранством залов особняка работал художник Михаил Врубель. Такой роскошный подарок Савва Морозов сделал своей любимой жене Зинаиде Григорьевне. После смерти мужа она владела особняком до 1909 года, после чего продала его коллекционеру и меценату Михаилу Рябушинскому. В годы советской власти дом национализировали, в нем разместился губернский продовольственный комитет, а с 1929 года — Наркомат иностранных дел. Сегодня в историческом особняке располагается Дом приемов Министерства иностранных дел Российской Федерации. В 1996 году здесь прошла встреча стран «Большой восьмерки». В оформлении его фасадов присутствуют черты английской неоготики — остроконечные шпили по краям крыши, стрельчатые окна и горгульи на водосточных трубах и по краям террас. В готическом стиле выполнена и ограда с воротами.
После проведения научных исследований был определен и утвержден предмет охраны, куда вошли все ценные элементы, формирующие исторический облик уникального здания», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.
Елена , гид в Москве Особняк находится на очень маленьком участке земли, но из-за объёмов разной формы, создаётся ровно противоположное впечатление. Татьяна , гид в Москве elenanagoryanskaya У здания нет одного ярко выраженного фасада, оно одинаково колоритно смотрится со всех сторон. Здесь уже заметен переход Шехтеля от неоготики к модерну. На это намекает и кованая решётка с растительным орнаментом, и мозаичное панно с ирисами над входом в дом. Сейчас в особняке находится резиденция посла Уругвая , поэтому рассматривать интерьеры приходится по фотографиям: дубовую резную лестницу, гипсовый камин с лепниной из лент и с фигурами сфинксов, химер и грифонов, латунные оригинальные дверные ручки, люстру, сделанную по эскизам самого архитектора. Скоропечатня Левенсона Адрес: Трёхпрудный переулок, 9 Следующая работа Шехтеля находится буквально в двух шагах от его собственного дома. В Трёхпрудном переулке он построил административное здание для типографии Левенсона. На главном фасаде уже знакомая симметрично-асимметричная композиция, разномастные окна, интересная облицовка чередующейся гладкой штукатурки с кирпичными вставками.
На то время это была самая красивая типография Москвы , сделанная полностью в новом стиле модерн. Главной доминантой внутреннего убранства является изящная каменная лестница в виде волны, взлетающей на второй этаж. Там, в одной из комнат внимание привлекает лепной потолок в виде завитков. В здании бывшей типографии случаются временные выставки, тогда представляется возможность в деталях рассмотреть все шехтелевские задумки. Попасть внутрь может каждый, сейчас здесь музей Горького. В экстерьерах здания уже чётко прослеживается модерн — плавные, текучие линии, асимметрия, окна разной формы и размера, растительные мотивы. Символичный дизайн Дом визуально разделён и декорирован как два мира — подводный и земной, поэтому 33-ступенчатая лестница в виде волны символизирует переход из одного мира в другой. Елена , гид в Москве Архитектурные хитрости В доме реализовано много приёмов, чтобы скрыть его объём и тайную молельню на последнем этаже. Например, форма и количество окон, которые ещё и расположены на разных уровнях, могут легко сбить вас с толку.
Однако существует ещё тайный третий этаж со скрытой молельной. Рябушинские были старообрядцами, и до 1905 года их вера была вне закона. В этом проекте Шехтель взял за основу морскую тему. Она считывается уже при приближении к кованой ограде в виде спирали и раскрывается при входе через роскошную мраморную лестницу, закрученную в виде волны.
Одна из особенностей дома — водосточные трубы с воронками в виде готических гаргулий. Со временем скульптуры были утрачены, и реставраторы воссоздавали их по сохранившимся архивным материалам. Кроме того, восстановили штукатурку на фасаде, кирпичную кладку и кровлю. Отдельное внимание специалисты уделили старинным окнам: они расчистили оконные заполнения, заменили остекление и привели в порядок цветные витражи. Восстановили также мозаичные панно над главным входом с годом завершением строительства особняка — 1896-й, и над ведущим во внутренний двор с крыльцом с литерами F и S — инициалами архитектора. Следующим этапом реставрации особняка станет работа над интерьерами.
Сейчас специалисты занимаются исследованиями, на основе которых разработают проектную документацию. Всего за последние 13 лет в Москве отреставрировали около 40 объектов, построенных по проектам архитектора. Так, в 2016 году завершились работы по восстановлению здания скоропечатни Левенсона — одной из лучших типографий Российской империи. В 1899-м владелец «Товарищества скоропечатни А. Левенсона», решив расширить мощности своего предприятия, заказал архитектору Шехтелю проект производственных зданий, отвечающих новейшим требованиям времени.
Однако вся полнота воздействия виделась Шехтелю в содружестве разных видов искусства… …«Едва ли есть сказка более волшебная, чем сказка о трех сестрах: Архитектуре, Живописи и Скульптуре… С тех пор как существует наш мир, мы не перестаем зачаровываться этой постоянной сказкой, в которой в не меньшей степени участвуют музыка, поэзия и остальные музы. К жизни нас приковывают лишь стимулы труда, любви и искусства в них весь смысл жизни …» — говорил Шехтель в 1919 году...
Не существует пропасти между мировоззрением Шехтеля-зодчего, пользовавшегося славой мастера комфортабельных планировок и создателя первоклассных по строительно-техническим показателям, прочности и красоте отделки сооружений, и Шехтелем, который славит трех сестер не к Чехову ли восходит этот символ? Нет противоречия между рационализмом, высочайшим строительным качеством и удобствами планировки, уютностью и комфортностью спроектированных им сооружений и представлением зодчего о высокой миссии художника-творца. Любя искусство, мы творим волшебную сказку, дающую смысл нашей жизни». Искусствовед и историк архитектуры, академик Российской академии архитектуры Евгения Ивановна Кириченко, «Большая Садовая улица, 4» Шехтели прожили в этом доме четырнадцать лет, переехав отсюда на Большую Садовую. Тайный фотограф Москвы9 марта 2023 А дом в Ермолаевском переулке Федор Осипович продал в 1910 году почетной гражданке Е.
Собянин рассказал, как в Москве сохраняют наследие архитектора Шехтеля
Объект культурного наследия федерального значения «"Особняк Шехтеля Ф. Шехтель Ф. Длительное время в памятнике располагается посольство Республики Уругвай. Здание является первым домом великого архитектора Федора Осиповича Шехтеля, построенным для себя. Он датируется 1896 г.
Семью уплотняли до тех пор, пока она не оказалась в "коммуналке"... Но Шехтель не захотел никуда уезжать: "Здесь все мои детища". Умер он в 1926 году. И долгие годы "король русского модернизма" считался в своей стране "одиозной фигурой", а теперь его особняки стали памятниками. Но при этом ни в одном их них не находится места для музея Шехтеля. С 90-х годов наследники пишут письма во все инстанции: помогите открыть музей - и безрезультатно. Фондам тоже хочется жить в особняках Шехтеля. Кстати, в семье даже сохранилась купчая на землю, где Федор Осипович построил свой первый дом... Кстати Выставка в особняке Дерожинской Кропоткинский пер.
Он много раз менял названия. И сейчас официально называется «Московский Художественный театр им. В его труппе много актеров, которых мы знаем по ролям в кино: Пореченков, Семчев, Трухин, Хабенский, Верник, Дюжев и другие. Кстати, здание театра в ближайшем будущем отреставрируют проект разрабатывается. По словам руководителя Департамента культурного наследия города Москвы Алексея Емельянова, помимо архитектурных достоинств, у этого дома интересная московская история. Например, есть легенда, что этот участок земли в 14 веке принадлежал полководцу Дмитрия Донского. Меркурия несчастный лик Огромный бело-розовый дом на Мясницкой улице построили для фарфорового магната Матвея Кузнецова. Статус: памятник строительства и архитектуры. Проходим через Лубянский проезд и выходим на Мясницкую. Здесь примостилось еще одно детище Федора Шехтеля — фарфоровый дом. С округлой и витиеватой архитектурой. Его построили для представительства Матвея Кузнецова, который был фарфоровым магнатом. Здесь можно было купить или заказать посуду самого разного уровня. Клиентами были как крестьяне, так и потомственные аристократы. Лично мне это здание как раз напоминает театр, а не магазин. Наверное, из-за пышных украшений и завитушек. Три года назад про фарфоровый дом писали все столичные газеты. И не в честь Шехтеля с Кузнецовым. А из-за обычного рабочего, который замазал лик Меркурия. В процессе реставрации часть лица крылатого бога обвалилась и гастарбайтер решил это исправить. В результате получилась лепнина на уровне детского сада. Прохожие заметили и сбросили фото в соцсети. Позже несчастному Меркурию сделали пластическую операцию и теперь он такой, как все остальные. Сейчас здание закрыто. Внутри идет ремонт. Недалеко от главного входа мужичок торгует старыми книжками. На асфальт простынку постелил и выставил. Говорит, что бывает здесь часто. И, по словам рабочих, в здании будет продюсерский центр. И что сюда даже Игорь Крутой иногда приезжает. Особняк с черным пауком на дверях Особняк Дерожинской, который сейчас занимает посольство Австралии, сохранил первоначальный облик. Адрес: Кропоткинский переулок, 13, стр. Год постройки: 1904 год. Ну и последний рывок. Идем в сторону Кропоткинского переулка, где недалеко от станции метро «Парк культуры» стоит зеленоватый дом с огромным высоким окном на фасаде. Внутрь тоже не пускают, потому что это территория посольства Австралии. Высокие кованые заборы, охрана. Прохожие с интересом поглядывают на особняк. В путеводителях говорится о том, что первый муж Александры Дерожинской, которая заказала себе это жилье, приходился братом Степану Рябушинскому, тому самому, в чьем доме жил Горький. А Шехтель знал и того, и другого. И всем помогал. Дом для госпожи Дерожинской получился роскошным.
Таким образом он обошёл запрет на возведение зданий в черте города без диплома архитектора. Удачным решением было привлечь к оформлению интерьеров тогда ещё неизвестного художника М. Врубеля, творчеству которого сегодня отведён целый зал в Третьяковской галерее. Для Малой гостиной он написал три панно «Времена дня», а для аванзала создал витраж «Рыцарь». Проект особняка Морозовой, главный и боковой фасады. Фото из книги «Романтический зодчий модерна Фёдор Шехтель» К сожалению, рассмотреть потолки в кабинете хозяина особняка, расписанные по эскизам Врубеля, или знаменитый «рыцарский камин» Шехтеля могут единицы, ведь сейчас в здании расположен Дом приёмов МИД. После смерти отца Алексей Морозов пригласил Фёдора Осиповича для перепланировки некоторых помещений. В интерьерах снова эклектика — Египет , Рим, Греция, Древняя Русь, Франция всплывают при переходе из одной комнаты в другую. Самое большое впечатление производит двухэтажный кабинет в готическом стиле. Глаза разбегаются, не ясно, на что смотреть в первую очередь: на часы в форме готической башни, на камин с маской грешника или на фигуру загадочного гнома, расположившегося у подножия деревянной лестницы с раскрытой книгой в руках. А на стенах ещё и копии панно М. Врубеля на тему «Фауста». Собственный дом Шехтеля в Ермолаевском переулке Адрес: Ермолаевский переулок, 28 Первый дом в Москве, построенный архитектором для собственной семьи, находился на Петербургском шоссе. После смерти 5-летнего сына Шехтель решает переехать. На гонорар от строительства особняка Зинаиды Морозовой Шехтель покупает участок в Ермолаевском переулке и строит там «избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирху, то ли за синагогу». Конечно, в постройке трудно рассмотреть избушку, речь идёт скорее о неприступном маленьком замке. Печальный знак Над входом в дом расположена мозаика, олицетворяющая цикл жизни на примере ириса: рождение, расцвет и увядание. Это отсылка к трагедии, которая произошла в семье. Во время строительства особняка Зинаиды Морозовой у Шехтелей умирает сын. Елена , гид в Москве Особняк находится на очень маленьком участке земли, но из-за объёмов разной формы, создаётся ровно противоположное впечатление. Татьяна , гид в Москве elenanagoryanskaya У здания нет одного ярко выраженного фасада, оно одинаково колоритно смотрится со всех сторон.
Ирония Шехтеля о собственном доме в Ермолаевском переулке, или Еще немного о любимом зодчем *
ГлавУпДК при МИД России продолжает комплексную научную реставрацию особняка Федора Осиповича Шехтеля, расположенного по адресу: Ермолаевский пер., д. 28, стр. Совершить виртуальную прогулку по особнякам Морозовых, Дерожинской, Шехтеля, а также другим памятникам архитектуры не выходя из дома можно на портале «Узнай Москву». Всего там собрано 17 онлайн-туров по историческим зданиям столицы. Восстановили также мозаичные панно над главным входом с годом завершением строительства особняка — 1896-й, и над ведущим во внутренний двор с крыльцом с литерами F и S — инициалами архитектора.
Особняк Ф.Шехтеля.
Дом, которого нет: история особняка на садовом кольце | ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ – ГлавУпДК при МИД России продолжает реставрацию особняка архитектора Федора Шехтеля в Ермолаевском переулке в центре Москвы, сообщила пресс-служба ведомства. |
Особняк Ф.Шехтеля.: moscow_walks — LiveJournal | Свой дом в Ермолаевском переулке Федор Шехтель построил в 1896 году. От замысла до воплощения ушло чуть более полугода — для того времени рекордно короткие сроки. |
Особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке: жизнь коротка, искусство - вечно
Личный особняк в Ермолаевском переулке, 28. Доходный дом Шамшиной по улице Знаменка, 8/13. В Москве завершили реставрацию дома-особняка Федора Шехтеля в Ермолаевском переулке. Отличительная черта здания – водосточные трубы с воронками в виде готических горгулий, которые со временем были утрачены. Оригинал взят у toptigki в Усадьба Ф.О. Шехтеля в Ермолаевском переулке Благодаря проекту Выход в город в День культурного наследия 18 апреля мне удалось посетить особняк Федора Осиповича Шехтеля, находящийся в Ермолаевском переулке.
Усадьба Ф.О. Шехтеля в Ермолаевском переулке
В этом доме у Шехтелей случилось прибавление в семействе — родилась дочь Вера. Дети подрастают, дом становится для семьи тесноват, и в 1904 году архитектор делает с северной стороны двухэтажную хозяйственную пристройку с подвалом. В этом особняке семья прожила 14 лет, до переезда в 1909 году на Большую Садовую. Особняк был продан Е. Дунаевой из богатого клана владельцев торгового мануфактурного товарищества на паях «Наследники И. После Октябрьского переворота 1917 года здание занимали различные учреждения. А с 1944 году в нем живут главы дипломатических миссий посольства Уругвая. Надо отдать им должное: они содержат историческое здание в прекрасном состоянии и пару раз в году открывают его двери для бесплатных экскурсий.
Шехтеля Архитектор Илья Бондаренко вспоминал, что Шехтель ежегодно бывал за границей, хорошо знал языки и в путешествиях продолжал работать, стараясь не терять ни минуты. В том же письме, отправленном из парижского отеля теще, он говорит, что не тратит на дорогу дневное время: «…езжу по железным дорогам только ночью, где, набегавшись и устав накануне, отлично сплю в вагоне, кажется даже, мог бы и стоя спать». В другом письме, адресованном дочери Китти и недатированном, Шехтель рассказывает: «Так много бегал, что поплатился левой ногой; до сего времени не могу как следует залечить натертые пальцы; пришлось даже в первый день, как я добрался сюда, сидеть на солнце; благо оно жарит и печет вовсю». Об аккуратно заводимых часах «Работаю я очень много, впрочем, одно это меня и удовлетворяет и делает более или менее счастливым; я уверен, что без работы я был бы никуда не годен — как часы, не заводимые аккуратно и постоянно». Из письма Антону Чехову. План бокового фасада особняка Зинаиды Морозовой на Спиридоновке.
В мозаичном панно над главным входом, представляющим ирисы на золотом фоне, запечатлен год постройки 96 и монограмма Шехтеля s. Особняк сохранил первоначальную изысканную отделку фасадов и интерьеров в «готическом стиле» в сочетании со свободно-функциональной системой модерна: дубовые парадную лестницу и панели, камин, витражные двери, кованную решетку столовой, оконные витражи с рыцарскими мотивами, метлахскую плитку вестибюля и т. Несмотря на высокую сохранность интерьеров, комплексная реставрация начинается здесь впервые. Экскурсию провела научный сотрудник Отдела свода памятников истории и культуры Государственного института искусствознания Ольга Михайловна Замжицкая. В завершении мероприятия экскурсанты полюбовались другими прекрасными зданиями Шехтеля, компактно расположенными в районе Патриарших прудов: скоропечатней Левенсона в Трехпрудном переулке и последним особняком архитектора с флигелем-мастерской на Большой Садовой.
Со временем скульптуры были утрачены, и реставраторы воссоздавали их по сохранившимся архивным материалам. Кроме того, восстановили штукатурку на фасаде, кирпичную кладку и кровлю. Отдельное внимание специалисты уделили старинным окнам: они расчистили оконные заполнения, заменили остекление и привели в порядок цветные витражи. Восстановили также мозаичные панно над главным входом с годом завершением строительства особняка — 1896-й, и над ведущим во внутренний двор с крыльцом с литерами F и S — инициалами архитектора.
Реставраторы вернули на место горгулий дома-особняка Федора Шехтеля
Особняк шехтеля в ермолаевском переулке. Ермолаевский переулок, 28. Собственный особняк Федор Шехтель построил в 1896 году. Видео о 76 Ермолаевский пер 19 06 2023 Все улицы Москвы на детском самокате, Ермолаевский переулок 28 | Реставрация особняка Шехтеля 2023, Виртуальная экскурсия 'Особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке', ID-42512 Ермолаевский переулок, 9. собственный особняк Шехтеля на Ермолаевском Ермолаевский переулок фактически является продолжением Благовещенского переулка от Тверской. Начинается он от развилки Благовещенского и Трехпрудного переулков.
ГлавУпДК при МИД России: загадки столичных памятников архитектуры
Работал легко и весело, да и жил так же — «между чертежной доской и бутылкой шампанского». Менял стили, поскольку не мог уместить свою фантазию в жесткие рамки, или смешивал их в удивительную мозаику. Он иллюстрировал книги и журналы, рисовал декорации, строил, придумывал интерьеры и фасады. Бесплатно создал Художественный театр и между делом нарисовал его символ — знаменитую чайку. К нему стояла очередь из богатейших людей того времени, а свою жизнь зодчий закончил в нищете. Зато каждый созданный им дом — памятник, шедевр, достопримечательность и украшение Москвы. В память об исторической родине ему досталось имя, католическая вера да некоторые семейные традиции, в остальном же он был человеком абсолютно русским.
Семья его была большая и богатая, имела магазины в Нижнем, Красноярске, Москве и Петербурге, и в то же время не чуждая искусству. Старший из пяти братьев Франц был учредителем саратовского коммерческого клуба и одновременно местного театра. Занимался им его младший брат Осип — отец будущего зодчего, хотя по образованию он был инженером-технологом. К сожалению, оба брата очень рано ушли из жизни из-за болезней, после чего финансовое положение семьи оказалось трагическим: бизнес без хозяев развалился, а долги остались. Имущество было распродано, а вдова Осипа Дарья Карловна осталась с шестью детьми и практически без средств. Без средств, но не без связей.
На помощь бедствовавшей семье пришел их родственник зять старшего брата Франца — гласный Саратовской городской думы и уважаемый купец Тимофей Жегин. Он оплатил обучение сирот в гимназии, а вдову Дарью Карловну устроил экономкой в дом своего товарища, знаменитого московского промышленника Павла Михайловича Третьякова. Ему как раз нужна была образованная педантичная дама, желательно из «русских немцев», которая следила бы за домашним хозяйством и «избегала общения с прислугой». Жегин относился к нему как к собственному сыну, что, впрочем, не могло полностью снять ощущение морального дискомфорта от положения «бедного родственника». Возможно, это и мешало Шехтелю хорошо учиться, хотя гимназию и подготовительное училище он все же закончил. В 1875 году шестнадцатилетний Франц-Альберт переехал к маме в Москву.
Впрочем, возраст его нам известен примерно, поскольку сам Шехтель называл разные даты рождения плюс-минус несколько лет , а документы не сохранились. Третьяков, в доме которого поселился юноша, сразу оценил его художественные способности и попросил своего зятя, видного архитектора Александра Каминского взять его помощником в свою мастерскую. Одновременно Шехтель поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества на курс не менее знаменитого мастера Дмитрия Чичагова. Так он одновременно оказался учеником двух, пожалуй, самых талантливых московских архитекторов тех лет. Месье Финь Шампань — «безжалостный крокодил» Училище юноша так и не закончил — его отчислили за не регулярное посещение занятий. Зато в мастерской Каминского он получил возможность изучить практическую сторону работы архитектора, участвовать в настоящих проектах.
А еще Шехтель с радостью погрузился в жизнь культурной московской элиты, благо близость к Третьяковым и Каминскому сразу ввела его в круг самых передовых и неординарных представителей общества. Ближайшими друзьями Франца в это время стали художники Левитан и Врубель они вместе учились в гимназии , братья Николай и Антон Чеховы. Последние ввели его в литературные и издательские круги, и вскоре замечательный рисовальщик Шехтель раскрылся как оформитель и иллюстратор книг и журналов. Например, под псевдонимом Финь Шампань он оформлял первый вышедший большим тиражом сборник «Пестрые рассказы», написанный Антошей Чихонте Антоном Павловичем Чеховым. Шехтель, который сейчас сидит у меня, уверяет, что виньетки не будет. Это жаль...
А все из-за того, что я не соглашаюсь быть завтра у него на блинах. Впрочем, ура!.. Виньетка восторг. Запьешь на нее глядючи, как говорит один знакомый художник». Из письма Антона Чехова издателю Николаю Лейкину. Молодому Шехтелю были нужны деньги, и он брался за любую работу: от изготовления театральных афиш и обложек для нот, до ресторанных меню и торжественных адресов, причем все давалось ему с необычайной легкостью.
Его украшение — рисунок камня. Камин в зале в стиле модерн и сам полностью воплощает это направление: сочетание камня и дерева, красного дерева и розового камня, круглая форма очага. Усадьба Каратаевой-Морозова, Леонтьевский 10 Усадьба построена тремя зодчими, и даже специалисты точно не могут определить, кто оформил отдельные элементы.
Известно, что Александр Каминский выстроил сам особняк в 1883-1884 годах, а также спроектировал роскошную парадную лестницу. В 1895 году интерьеры оформлял Шехтель, а в 1905 году над самим особняком работал ещё и А. Внутренняя лестница со сложным узором в стиле модерн — это его работа.
Также, возможно, он частично переделал и парадную лестницу. Точно известно, что Белоколонный бальный зал, рокайльная гостиная, а также чудом дошедшая до нас деревянная столовая — всё это творения Шехтеля. Самое главное, что во всех этих помещениях сохранились камины!
Мне удалось послушать экскурсию от главного архитектора проекта Е. Он рассказал о том, как под картоном и панелями была найдена почти полностью сохранившаяся «деревянная» столовая Шехтеля с потрясающей красоты камином. Реставраторов удивила техника, в которой выполнен зал.
Здесь дубовые панели дополнены гипсовой имитацией под дерево! Портал камина в «деревянной» столовой просто поражает воображением насыщенностью декора. Зодчий также поместил на портал вензель «КМ», что странно, так как «К» — это фамилия первой владелицы особняка, «М» — фамилия второго.
Почему Шехтель объединил два имени в одном вензеле — загадка. Елена Крижевская Экономист по образованию, имеет степень кандидата экономических наук. История развития архитектурного ансамбля столицы и занятие фотографией являются любимыми увлечениями.
В 2016 году Елена Крижевская выпустила книгу «Москва моими глазами. Прогулки по городу». Москвы были выполнены научно-исследовательские, проектные и производственные работы по воссозданию «Дачи С.
В связи стем, что заброшенное здание Дачи к началу реставрационных работ находилось в аварийном состоянии, а деревянные конструкции были полностью поражены домовым грибом, поэтому после архитектурно-археологических обмеров постройка была полностью разобрана и воссоздана заново из сибирской сосны.
Он обратился к приему, который впоследствии станет характерным для частных построек Шехтеля на протяжении всего его творчества — проектирование «изнутри наружу», когда внешняя архитектура фасадов задана планировочной целесообразностью интерьеров. Можно сказать, что внутренняя планировка особняка основана на трех главных принципах: комфорт, удобство, красота. Небольшая прихожая в башне главного входа сохранила и установленную еще при Шехтеле вешалку для одежды, и метлахскую плитку пола, и витраж в окне под потолком с двумя стилизованными под средневековые круглыми медальонами с изображениями мужчины и женщины. Существует красивая романтическая версия о том, что это хозяин и хозяйка дома, встречающие гостей. В декоре вестибюля, отделенного от прихожей стрельчатой аркой, использованы деревянные панели и дубовые балки, а одну из стен занимает рама большого зеркала — обращение к готике, но более сдержанное, чем в неоготических интерьерах особняка Морозовых. Композиционным центром во внутренней планировке дома является лестница, вокруг которой разворачивается анфилада комнат первого этажа — они, как бусины, нанизаны на нить парадной лестницы: гостиная, кабинет с камином, столовая и опять гостиная.
В резном декоре великолепной парадной лестницы темного дерева и фонаря-башенки использованы волнообразные линии — элемент зарождающегося стиля модерн. Гостиная — самое большое помещение в доме — разделена аркой на две части. Первая часть практически лишена декора, во второй части, как и при входе, использованы потолочные балки, но отштукатуренные в цвет потолка. Светлый цвет стен делает комнату более торжественной, что соответствует ее назначению и служит наиболее удачным фоном для украшавших стены картин в их числе были «Садко» Врубеля, «Самарканд» Сарьяна и «Масленица в Париже» Рериха. Необычное украшение гостиной — кованая решетка со стилизованным изображением масок таинственных персонажей, похожих на сатиров. При Шехтеле под ней крепился занавес, отделявший пространство гостиной от центральной лестницы дома. Сейчас занавеса нет.
Гостиная часто выполняла функцию парадной столовой, в которой бывали Антон Чехов, Константин Коровин, Леонид Собинов, Исаак Левитан, Михаил Врубель, не говоря уж о влиятельных заказчиках... Но самое запоминающееся помещение особняка благодаря богатому декору — это кабинет Шехтеля. Находящийся там огромный белый камин из родосского мрамора украшен сложной лепниной, в которой переплетаются ленты, фрукты и сказочные существа — сфинксы, грифоны и химеры. Напротив камина — огромное окно во всю стену, выделяющееся на фасаде здания, над ним — маленькое окошко, которое давало дополнительный свет для работы в библиотеке. В интерьере кабинета Шехтель использовал встроенные книжные шкафы — новаторский прием для того времени. Смежная с кабинетом столовая, примечательная своей неправильной многоугольной формой, оформлена лишь скромной лепной розеткой на потолке. В этой комнате у Шехтеля была мастерская, а в верхнем этаже дома располагались спальные комнаты.
В особняке в Ермолаевском переулке Шехтель прожил долгих 14 лет, а в 1910-м переехал в свой новый дом на Большой Садовой, откуда четыре года спустя был выселен пришедшими к власти большевиками.
Почетными гостями выставки стали потомки Шехтеля - правнуки и праправнуки. Один из них - Федор Ращевский, тоже архитектор. Он привез из дома для выставки старинный дубовый стол, за которым работал Шехтель, его стул, шкаф, домашнюю иконку... Мало что осталось наследникам от прадеда. Он построил для своей семьи у него было трое детей два особняка - в Ермолаевском переулке теперь посольство Уругвая и на Большой Садовой, 4.
Их забрала революционная власть. Семью уплотняли до тех пор, пока она не оказалась в "коммуналке"... Но Шехтель не захотел никуда уезжать: "Здесь все мои детища". Умер он в 1926 году.