Объективные и субъективные причины революционного кризиса Революция – коренной переворот в жизни общества, означающий низвержение отжившего и утверждение нового, прогрессивного общественного строя. 1. Объективные и субъективные причины революционного кризиса. Работая с п.1 и документом в конце параграфа, выделите объективные и субъективные причины назревшего в России революционного кризиса. Это так называемые объективные предпосылки революции, свидетельствующие об общенациональном социально-политическом кризисе. Иначе говоря, многие начинающие левые воспринимают марксистское учение о связи объективных и субъективных факторов революционной ситуации, о связи производительных сил и производственных отношений, как учение об АВТОМАТИЗМЕ.
Объективные и субъективные причины февральской революции
И дает такой ответ: «Потому, что не из всякой революционной ситуации возникает революция, а лишь из такой ситуации, когда к перечисленным выше объективным переменам присоединяется субъективная». Великая российская революция ивные и субъективные причины обострения экономическго и политического ые этапы и хронология революции 1917г. Далее рассматривается вопрос о причинах революционного кризиса 1917 г., анализируются основные точки зрения по этой проблеме, в том числе и по поводу степени виновности правящего режима и оппозиции. Имела Октябрьская революция причины и субъективного, и объективного характера. К объективным причинам можно отнести экономические затруднения, испытываемые Россией из-за участия в Первой мировой войне, людские потери на фронтах. Помимо этих объективных многие приводят и субъективную причину, высказанную лидерами либералов Милюковым (кадеты) и Керенским (трудовики) о роли Германии в углублении политического кризиса в России. я российская революция ивные и субъективные причины обострения экономическго и политического ые этапы и хронология революции 1917г.
Великая российская революция: февраль 1917 г
История России Мединский §4. 1. Объективные и субъективные причины революционного кризиса В начале 1917 г. Иначе говоря, многие начинающие левые воспринимают марксистское учение о связи объективных и субъективных факторов революционной ситуации, о связи производительных сил и производственных отношений, как учение об АВТОМАТИЗМЕ. 1. Объективные и субъективные причины революционного кризиса. Работая с п.1 и документом в конце параграфа, выделите объективные и субъективные причины назревшего в России революционного кризиса. Причины революционного кризиса в России. Октябрьская революция 1917 года: объективные и субъективные причины революции. Цели и итоги революции. Подробнее в статье информационногопортала «Правмир».
Первая революционная ситуация: Понятие и признаки революционной ситуации
Порой на эти передачи попадают и пропагандисты КПРФ, но с таким же результатом. Им безразлично, при какой форме собственности они копают, режут, возят... Практика СССР показала, что, уже при социализме в конце 20-х годов, машины и оборудование, средства транспорта, созданные монополистами и для монополистов, вырабатывали продукции больше и лучшего качества, чем при империализме. Отбойный молоток, сконструированный при капитализме, в руках, например, Стаханова побил все мировые рекорды интенсивности и производительности труда шахтёров при капитализме. Выполнение плана ГОЭЛРО показало, что при общественной собственности на средства производства, при централизованном стратегическом планировании можно нанимать продажных американских, немецких инженеров, и они будут вполне удовлетворительно управлять «железом» на стройках коммунизма первых довоенных пятилеток. Советское производство продуктов питания, уже при Сталине, фактически, избавилось от традиции рыночной фальсификации компонентов еды и беспрерывного роста цен на неё. Советская военная техника, производимая в годы войны, преимущественно, на немецких капиталистических станках под открытым сибирским небом, руками политически сознательных членов социалистического общества, превосходила по важнейшим качественным параметрам, в том числе, и по количеству, и немецкую, и американскую. Но предательство Андропова и Горбачёва показало, что и оборудованию заводов и фабрик, построенных в годы сталинских и брежневских пятилеток, безразлична форма собственности, если авангард советского рабочего класса, то есть КПСС, под разлагающимися воздействием своего ЦК, за последние 30 лет советской власти, решительно поглупел и омещанился, а у?
К сожалению, у многих современных левых утопистов сформировалось довольно примитивные представления по данному вопросу. Для них любой пролетарий, независимо от эпохи и страны пребывания - автоматически революционен, а общественный характер средств производства, якобы, автоматически порождает необратимо общественные производственные отношения, нужно лишь взять нечто, обозначенное в словарях словом власть, в свои руки. И возникает ощущение, что все образуется само собой, нужно только немного подождать, помитинговать, выбрать «своего» президента, утвердить конституцию и не очень напрягаться в изучении и развитии марксизма. В России 1917 года, а ещё в большей степени, в США в 2017 году, «железо» вполне было и ныне вполне готово к работе и на империализм, и на коммунизм. Чем выше степень автоматизации и информатизации производства и обращения, тем больше «железо» объективно движется к коммунизму. Но, как только станки и машины в СССР были приватизированы, в страну вернулись поучительные кризисы, следовательно, воспитывающая и, одновременно, разлагающая массовая безработица, а значит, и массовые бандитизм, проституированность, бездомность, беспризорность, которые помогают прозреть миллионам граждан глубже и быстрее, чем лекции по марксизму в советских ВУЗах. В этом состоит диаматика разложения и, одновременно, прозрения пролетарских масс умственного и физического труда.
Необходимо, следовательно, понять, почему современные пролетарии умственного и физического труда, не торопятся использовать всё то, что уже «поняло само железо», то есть станки и машины, особенно автоматизированные системы управления огромными общественными производственными и сбытовыми комплексами? Ведь, эту технику, устремленную в коммунизм, сегодня делают люди, которые вовсе не думают о коммунизме, а, больше, о личном смехотворном размере их персонального материального поощрения со стороны хозяина, и о конкуренции с себе подобным наёмным бедолагой. Но уж таковы фокусы обыденного дипломированного сознания, в пороках которого можно разобраться только с помощью диаматики. Представьте современное производство на заводах, на которых работают слепые рабочие, особенно если они достаточно молоды. Могут ли они сами знать, что происходит в другом конце цеха, что происходит в бухгалтерии или на совещаниях у владельца завода? Слепые рабочие, с большими трудностями каждый день добираются до своего рабочего места и довольны тем, что у них под рукой большое количество комплектующих, значит, много работы и, значит, есть надежда получить зарплату.
Каковы, вообще говоря, признаки революционной ситуации? Без этих объективных изменений, независимых от воли не только отдельных групп и партий, но и отдельных классов, революция — по общему правилу — невозможна.
Совокупность этих объективных перемен и называется революционной ситуацией. Такая ситуация была в 1905 году в России и во все эпохи революций на Западе; но она была также и в 60-х годах прошлого века в Германии, в 1859-1861, в 1879-1880 годах в России, хотя революций в этих случаях не было. Таковы марксистские взгляды на революцию, которые много, много раз развивались и признавались за бесспорные всеми марксистами и которые для нас, русских, особенно наглядно подтверждены опытом 1905 года. Ленин В. Крах II Интернационала. Основной закон революции, подтвержденный всеми революциями и в частности всеми тремя русскими революциями в XX веке, состоит вот в чем: для революции недостаточно, чтобы эксплуатируемые и угнетенные массы сознали невозможность жить по-старому и потребовали изменения; для революции необходимо, чтобы эксплуататоры не могли жить и управлять по-старому. Иначе эта истина выражается словами: революция невозможна без общенационального и эксплуатируемых и эксплуататоров затрагивающего кризиса. Значит, для революции надо, во-первых, добиться, чтобы большинство рабочих или во всяком случае большинство сознательных, мыслящих, политически активных рабочих вполне поняло необходимость переворота и готово было идти на смерть ради него; во-вторых, чтобы правящие классы переживали правительственный кризис, который втягивает в политику даже самые отсталые массы признак всякой настоящей резолюции: быстрое удесятерение или даже увеличение во сто раз количества способных на политическую борьбу представителей трудящейся и угнетенной массы, доселе апатичной , обессиливает правительство и делает возможным для революционеров быстрое свержение его.
Революции не делаются по заказу, не приурочиваются к тому или другому моменту, а созревают в процессе исторического развития и разражаются в момент, обусловленный комплексом целого ряда внутренних и внешних причин, Ленин В. Доклад на Московской губернской конференции заводских комитетов 23 июля 1918 г.
Большинство российских крестьян перебивалось тогда с хлеба на квас. Миллионы людей голодали, особенно в годы Крымской войны и неурожаев 1854-1855 и 1859 гг. Даже помещики - в Тульской губернии - признавали, что крестьянин "ест всякую гадость: желуди, древесная кора, болотная трава, солома - все идет в пищу".
Один саратовский помещик так рассказывал о крестьянском хлебе: "Я давал его на пробу своим свиньям, и они только понюхают, но ни одна не дотрагивалась". Нищета российской деревни ужасала современников. Не удивительно, что лишь за 1853-1855 гг. Помещики же, несмотря ни на что, усиливали феодальную эксплуатацию крестьянства. Обращение царизма к народу за помощью во время Крымской войны призыв в ополчение дало крестьянам надежду на то, что они своим участием в ней заслужат себе свободу от крепостного права.
Но война окончилась, а свободы крестьяне не получили. Повторилась история 1812-1815 гг. Разочарование крестьян в надежде на освобождение усилило их протест против крепостного строя, а разорительные последствия войны окончательно истощили их терпение. В результате значительно повысилась активность масс, то есть оказался налицо и третий признак революционной ситуации. Если в 1851-1855 гг.
По неполным данным, число крестьянских выступлений составляло: 1856г.
Он пришёл к выводу, что двоевластие закончилось — Советы капитулировали перед Временным правительством. После отставки Г. Львова правительство возглавил А. При этом он остался военным и морским министром. Основные политические партии предоставили ему право выбора других министров. В новый состав правительства он включил семь социалистов и восемь министров кадетской ориентации. Теперь они были ответственны только перед А.
Керенским, который таким образом рассчитывал укрепить центральную власть. Почему публикация ноты Милюкова спровоцировала политический кризис? Какие последствия имело признание А. Керенским автономии Украинской Центральной рады и её территориальных претензий? Свержение монархии в феврале—марте 1917 г. У власти оказались либералы и социалисты, которые провозгласили главными целями демократизацию страны и одновременно доведение войны до победного конца. К лету 1917 г. При этом стремительными темпами нарастали кризисные явления в экономике и социальной сфере, падала боеспособность армии. Великая Октябрьская социалистическая революция.
Революция в нашей стране действительно оказала огромное влияние как на развитие нашей страны, так и на все последующие общемировые процессы. В этом отношении оценка профессиональных историков обоснованна. Однако последствия революционных событий 1917—1922 гг. Поскольку значение слова «великая» в русском языке обычно подразумевает положительную оценку, далее в тексте учебника используется сокращённый термин «Российская революция». Вопросы и задания на стр. Представители каких слоёв населения на них изображены? Чем они недовольны? Что заставило Николая II отречься от престола? Почему Михаил Александрович отказался занять престол?
Как вы думаете, чем было вызвано решение Временного правительства отложить проведение социальных реформ до созыва Революционного Учредительного собрания? Какие последствия оно имело? Существует мнение, что революции лишь создают условия для преобразования общества, которое происходит не так быстро, как того хотелось бы революционерам. Согласны ли вы с этим утверждением? Свой ответ аргументируйте. Сравните поведение войск во время революции 1905 —1907 гг. Чем можно объяснить изменения, произошедшие в настроениях солдат? Составьте хронологическую таблицу основных событий февраля — июля 1917 г. Опираясь на исторические факты, приведите 2—3 аргумента в поддержку данной точки зрения и столько же аргументов, её опровергающих.
Используя дополнительные источники информации дневники, воспоминания , подготовьте сообщение презентацию о каком-либо участнике Российской революции из вашего региона. Какие, на ваш взгляд, варианты развития событий имелись после февраля 1917 г.? Сравните начало Февральской революции в России с началом Ноябрьской революции 1918 г. Что было общего и в чём состояли различия? Означало ли падение монархии прекращение истории Российского государства? Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия. Когда был подписан манифест об отречении от престола? Каковы мотивы отречения Николая II?
Как вы понимаете слова манифеста «о долге совести»? Каким видится царю необходимый в дальнейшем порядок управления страной? О каком событии идёт речь? Как А. Колчак оценивает деятельность Совета солдатских и рабочих депутатов? Что предлагал сделать Л. Как на это отреагировали члены Временного правительства? Почему именно таким образом? Булдаков: «Русская революция была неотвратима и закономерна в той степени, в которой она была не революцией европейского типа, а традиционным русским бунтом, но уже в масштабе всего государства.
Этот всероссийский бунт спровоцировала прежняя общественно-политическая система, оказавшаяся в экстремальной ситуации и не справившаяся с ней». Карр: «Февральская революция была стихийным взрывом масс, приведённых в отчаяние лишениями военного времени и явным неравенством распределения тягот войны.
Объективные и субъективные причины февральской революции
Ленин и Мартов. Противоречия между группами заключались в следующем. Большевики стремились включить требование о диктатуре пролетариата и требования по аграрному вопросу, в программу партии. А сторонники Мартова предлагали исключить из нее требование о правах наций на самоопределение и не одобряли того, чтобы каждый из членов партии на постоянной основе работал в одной из ее организаций. В результате была принята программа большевиков. Она включала такие требования, как свержение самодержавия я провозглашение демократической Республики и пункты об улучшении жизни рабочих и так далее. На выборах в руководящие органы большинство мест получили сторонники Ленина, они и стали называться большевиками. Впрочем, меньшевики не оставили надежд захватить руководство, что им и удалось после того, как на сторону меньшевиков перешел Плеханов.
В течение 1905 — 1907 гг. Впрочем, позже большевики и меньшевики разошлись в оценках событий тех лет. Весной 1917 г. Лидер большевиков, в то же время выдвинул ряд тезисов, известных под названием «Апрельские тезисы». Ленин резко критиковал идущую войну, выдвинул требования об устранении армии и полиции, а так же, говорил о необходимости радикальной аграрной реформы. К осени 1917 г. Россия стояла на грани, за которой был хаос.
Приход к власти большевиков был обусловлен множеством причин. Это, прежде всего, явная слабость монархии, ее неспособность контролировать ситуацию в стране. Падение авторитета и нерешительность Временного правительства. Неспособность иных политических партий кадеты, эсеры и т. Поддержку большевистской революции оказала интеллигенция. Серьезно на ситуацию в стране повлияла Первая мировая война. Большевики, умело воспользовались сложившейся к осени 1917 г.
Используя утопические лозунги «Фабрики — рабочим! Несмотря на то, что и в руководстве ЦК были разногласия, подготовка к восстанию не приостанавливалась. В течение 6 — 7 ноября отряды Красной Гвардии захватили стратегически важные центры столицы. Были приняты декреты «о мире», «о земле», «о власти». Избран ВЦИК, в состав которого до лета 1918 г.
В Первую мировую войну Львов являлся председателем Всероссийского земского союза и одним из председателей Земгора объединённый комитет Земского союза и Союза городов , который оказывал помощь правительству в организации снабжения армии. После Февральской революции 1917 г.
Львов стал главой Временного правительства и министром внутренних дел. Но в условиях двоевластия его попытки реорганизовать органы местного самоуправления привели к ослаблению правительственного аппарата. Когда в июле 1917 г. Узнав об Октябрьском перевороте, он уехал в Тюмень, где в феврале 1918 г. После этого три месяца находился в тюрьме в Екатеринбурге, но сумел бежать. Уехав в США, безуспешно пытался получить у президента В. Вильсона оружие и деньги для армии.
Затем переехал в Париж, где в 1918 г. В 1920 г. Несмотря на бедность, помогал нуждающимся русским беженцам. Умер 7 марта 1925 г. Слайд 13 Керенский Александр Фёдорович 1881-1970 — российский политический и государственный деятель; министр, затем министр-председатель Временного правительства 1917. Член партии социалистов-революционеров. Один из создателей Российской республики.
После переворота 25 октября 7 ноября 1917 года, свергнувшего Временное правительство, и безуспешной попытки вернуть власть, сложил с себя все полномочия. С июня 1918 года — в эмиграции.
Октябрьская революция 1917 года: Начала ликвидацию капитализма; Стала стартом перехода к социализму. Сейчас сложно судить о том, могла ли страна пойти по другому пути, или революция была неизбежна, но само событие перевернуло ход отечественной истории. Причины Октябрьской революции Историки по-разному оценивают причины Октябрьской революции 1917 года. Люди были недовольны большим разрывом в уровне жизни правительства и народа, хотели устранить социальную несправедливость, уравнять людей в правах и обязанностях и искоренить мировые войны. К объективным причинам недовольства определенной прослойки населения можно отнести: Экономическую нестабильность и кризис, который стал следствием участия в Первой мировой войне; Человеческие потери, которые также отразились на психологическом состоянии населения; Сложности крестьянского вопроса; Сложные жизненные условия и низкий уровень образования у людей.
Значительную роль сыграли харизматичный лидер В. Ленин и четкая организации у партии большевиков. Читайте также — Мой 1917-ый Цели Октябрьской революции Цели октябрьской революции выдвигались, как благородные и справедливые. К сожалению, итоги революции говорят о том, что люди пошли неверным путем и во многом стали жертвами манипуляций. Остановить войны; Добиться экономического и социального равенства; Воплотить в жизнь лозунги «землю — крестьянам», «фабрики — рабочим». Разумеется, это не полный список, но идеологи революции обещали людям новый уровень жизни, возможность получения образование и устранения экономического разрыва. События Октябрьской революции События Октябрьской революции 1917 года развивались стремительно: 24 октября 6 ноября 1917 года началось спланированное вооруженное восстание против Временного правительства.
Днем 24 октября 6 ноября юнкера попытались развести мосты через Неву, это помогло бы отрезать от центра другие районы.
Рост социального недовольства. Разложение и деморализация армии. Вопросы о мире и о земле не решало. Затягивало созыв Учредительного собрания. Керенский — председатель третьего коалиционного Временного правительства и Верховный главнокомандующий.
С марта по сентябрь 1917 г. Причины кризисов Временного правительства. Несоответствие политики Временного правительства интересам большей части российского общества. Отсутствие у членов Временного правительства опыта в управлении государством. Политически разнородный состав Временного правительства, наличие разногласий среди его членов. Наличие мощной политической оппозиции в лице Петроградского Совета и партии большевиков.
Радикализация общественных настроений. Председателем Исполкома Петроградского Совета избран Л. Зиновьев и Л. Каменев выступили против вооруженного восстания. Председатель - Л. Троцкий Состоял из большевиков и левых эсеров.
Представители ВРК направлены во все воинские части Петроградского гарнизона. Большевистские ораторы проводили митинги во всех районах города.
Первая революционная ситуация: Понятие и признаки революционной ситуации
Это так называемые объективные предпосылки революции, свидетельствующие об общенациональном социально-политическом кризисе. К объективным причинам революционных событий в России февраля 1917 года относятся: Кризис экономики, вызванный ходом I мировой войны. К объективным причинам революционных событий в России февраля 1917 года относятся. Объективные и субъективные причины революционного кризиса 1917г.; падение монархии; временное правительство и его программа; Керенский; петроградский Аудио Учебник.
История. 10 класс
Георгий Евгеньевич Львов Слайд 10 2. В помещениях Таврического дворца заседали освобождённые из тюрем рабочие-активисты, члены социал-демократической фракции Думы, представители левой интеллигенции. Председатель Исполнительного комитета Петроградского Совета : Н. Заместители председателя: А. Керенский, М. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Слайд 11 2. Родзянко по телеграфу просил главнокомандующего Северным фронтом Н. Рузского убедить Николая II отречься от престола в пользу 13-летнего сына Алексея, а регентом назначить своего брата Михаила. Слайд 12 3. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты.
После переворота 25 октября 7 ноября 1917 года, свергнувшего Временное правительство, и безуспешной попытки вернуть власть, сложил с себя все полномочия. С июня 1918 года — в эмиграции. Александр Федорович родился в Симбирске в мае 1881 года. В 1889 году Федора Михайловича отправили в Туркестанский край, где он стал главным инспектором училищ. В Ташкенте Александр Федорович с золотой медалью окончил гимназию и выехал в Санкт-Петербург, где поступил на юридический факультет университета.
С окончанием университета он начал свою адвокатскую карьеру. В 1912 году он возглавил Общественную комиссию при Государственной думе по расследованию Ленского расстрела. Молодой юрист быстро продвигался по карьерной лестнице, и его избрали депутатом IV Государственной думы. Его симпатии были на стороне партии эсеров. В состоявшейся Февральской революции Керенский —в составе ее ведущих лидеров.
Он лично руководил арестами царских чиновников и министров. Керенский становится министром Временного правительства. С его помощью была разрушена вся прежняя судебная система. По его распоряжению из тюрем и ссылок вернулись все революционеры. Был ликвидирован Верховный уголовный суд, судебные палаты и окружные суды.
Вместе с тем на свободе оказались и уголовники. Однако в революционных событиях 1917 года не все складывалось в пользу Временного правительства. Сначала провалилось Июньское наступление 1917 года.
Революции не делаются по заказу, не приурочиваются к тому или другому моменту, а созревают в процессе исторического развития и разражаются в момент, обусловленный комплексом целого ряда внутренних и внешних причин, Ленин В. Доклад на Московской губернской конференции заводских комитетов 23 июля 1918 г. Речь на первом Всероссийском съезде военного флота 22 ноября? Конечно, есть люди, которые думают, что революция может родиться в чужой стране по заказу, по соглашению. Это люди либо безумцы, либо провокаторы.
Мы пережили за последние 12 лет две революции. Мы знаем, что их нельзя сделать ни по заказу, ни по соглашению, что они вырастают тогда, когда десяти миллионов людей приходят к выводу, что жить так дальше нельзя. IV конференция профессиональных союзов и фабрично-заводских комитетов Москвы. Всякая революция означает крутой перелом в жизни громадных масс народа. Если не назрел такой перелом, то настоящей революции произойти не может. И как всякий перелом в жизни любого человека многому его учит, заставляет его многое пережить и перечувствовать, так и революция дает всему народу в короткое время самые содержательные и ценные уроки. За время революции миллионы и десятки миллионов людей учатся в каждую неделю большему, чем в год обычной, сонной жизни.
Но и это ещё не всё. Разумеется, момент политического переворота - необходимая отправная точка процесса переустройства общества, но недостаточная. Как показала практика, например, Сомали, Конго, Анголы, Бенина, Эфиопии, Чили, Кампучии, Афганистана, Венесуэлы, с приходом к власти в этих странах лидеров с левыми убеждениями, наибольшие трудности возникали и возникают у них не столько в период политического переворота, совершенного мирным или насильственным путём, с помощью или без помощи СССР, сколько в процессе строительства первой фазы коммунизма, не говоря уже о строительстве самого коммунизма. Оказалось, что создавать «материально-технической базу коммунизма», в рамках лозунга: «догнать и перегнать США по производству на душу населения угля, стали, хлеба, сала, сахара, молока, пар обуви», и даже, квадратных метров жилой площади, по качеству вооружений и космической техники задача - вполне посильная и для КПСС времён Хрущева. Но общественное бытие в стране не стало более коммунистическим, чем во времена Сталина. По крайней мере, политическая активность рабочих не выросла, рабочий день у трудящихся не стал короче, цены застыли на одном уровне, поскольку СССР и все страны социализма стали отставать от капиталистических стран по показателям темпов роста производительности труда и, в целом, в вопросах экономического соревнования двух систем. Между тем, проблема роста производительности труда - есть наиболее легко решаемая в теории задача: внедряйте достижения ученых и инженеров в производство и производительность труда во всех отраслях будет расти. Сегодня не все левые это осознали, а правые - всеми силами стараются отвлечь общественное мнение от этого обстоятельства. А, как известно, одна паршивая овца способна инициировать вымирание всего стада. Благодаря усилиям Хрущева, но в ещё более высокой степени, Андропова, партийные кадры подбирались и расставлялись таким образом, а акценты в развитии материально-технической базы страны определялись после Сталина так, чтобы всё происходило в виде «бега на месте», а там где это не удавалось, чтобы «развитие» шло по экстенсивному пути во всех отраслях производства с неуклонным нарастанием роли материальных стимулов, товарно-денежной формы мотивации отношений между людьми. Сегодня нет либерала или демократа, который бы не призывал исследователей не заниматься конспирологией. Эти призывы и убеждают, что каждая либерально-демократическая «кошка» отлично знает, что «общественное сало сожрала» именно она. Руководители и сотрудники названных организаций и учреждений, в силу своей крайне скромной обществоведческой подготовки, чванства, меркантильности, карьеризма, пользуясь безграмотностью Хрущева, Косыгина и Брежнева, неспешно решали свои бытовые проблемы, а многие из них использовали своё положение для умышленного торможения внедрения научных открытий в производство. Так было, например, с технологией непрерывной разливки стали, с внедрением достижений «оборонки» в производство предметов гражданского назначения и т. Они не могли пролезть туда с их прокапиталистическими взглядами без покровительства КГБ. Это противоречит утверждению самих же либералов о том, что КГБ знало всё и обо всех. Чтобы общественное сознание избавить от атавизма, во второй пятилетке треть средств Госбюджета СССР была направлена на развитие науки, образования и художественной культуры. При Сталине планирование исходило не из финансовых возможностей и показателей, а из скрупулёзного научного исследования вопросов классовой целесообразности, политической оценки внутренней и внешней обстановки, из наличия ресурсов всех видов в натуральном выражении и измерении. Научные и инженерные кадры оценивались не столько за публикации в журналах, сколько по реальным вкладам в решение совершенно конкретных задач, имевших важное производственное и оборонное значение. Разумеется, наиболее замшелые кадры стимулировались и денежными премиями, орденами, и медалями, степенями и званиями, но и неизбежной партийной и юридической ответственностью за, например, срыв сроков выполнения конкретных заданий, тем более, неоправданный срыв. Чем большую роль начинали играть натуральные пропорции в развитии СССР, тем меньшее значение имели стоимостные механизмы.