Книга известного советского и российского философа Арсения Гулыги «Кант» (серия «Жизнь замечательных людей») будет интересна для всех, кто интересуется судьбой великого человека, его воззрениями, интеллектуальным наследием. Иммануил Кант — самый русский из европейских и самый европейский из русских философов. Он родился и всю жизнь работал в Кенигсберге — сегодня это Калининград, несколько лет даже был российским подданным. Иммануил Кант — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. Иммануил Кант – немецкий философ, профессор Кенигсбергского университета, почетный иностранный член Петербургской академии наук, родоначальник классической немецкой философии и «критицизма».
Иммануил Кант — первый из величайших немецких философов
- Курсы валюты:
- Вклад России в увековеченье Иммануила Канта | Новости России
- Кант — наш! Великий философ до сих пор будоражит умы публичных лиц в России
- Высшее образование
«Больше любых слов»: Шольцу напомнили о вкладе России в увековечивание памяти Канта
Издание посвящено этике, вопросам долга и морали, рассуждениям о счастье. Книга известного советского и российского философа Арсения Гулыги «Кант» серия «Жизнь замечательных людей» будет интересна для всех, кто интересуется судьбой великого человека, его воззрениями, интеллектуальным наследием. Обращает внимание «Сказка о космическом путешественнике Иммануиле Канте, которого все считали философом-домоседом» Николая Горькавого о скромном учителе из Кёнигсберга, которому усилиями ума удалось продвинуться в решении космических тайн так далеко, как никому из современников. Бессмертные цитаты И.
За всю свою биографию, за исключением периода домашнего преподавания в Юдшене, Кант никогда не покидал Кенигсберг.
Его жизнь была подчинена строгому распорядку, а пунктуальность достигла таких пределов, что по прогулкам Канта жители города сверяли собственные часы. Кант никогда не был женат, что по его собственному комментарию, произошло это, главным образом, от того, что когда у него было желание женится, то не было средств, а когда средства появились, то желание уже отпало. Кант умер в 1804 году и был похоронен в профессорском склепе у кафедрального собора. В 1924 году склеп был перестроен в сооружение с колоннами, которое можно наблюдать и в настоящее время.
Гносеология Канта Отвечая на первый вопрос что я могу знать? Кант подвергает жесткой критике догматические представления о познании и противопоставляет им свою идею трансцедентального познания. Под догматизмом Кант понимает такую установку, в которой мир познается человеком в своем непосредственном виде, то есть человек в своем чувственном познании остается пассивным созерцателем окружающей реальности, а его опыт полностью соответствует действительному положению вещей.
Что я должен делать? Кант считал, что для человека характерны два направления духовной деятельности: первый — чувственно-воспринимаемый, при котором мы опираемся на чувства и готовые шаблоны, и второй — умопознаваемый, достичь которого можно при помощи веры и самостоятельного восприятия окружающего мира. И на этом втором пути действует уже не теоретический, а практический разум, поскольку, как считал Кант, нравственные законы нельзя вывести теоретически на основе опыта.
Никто не может сказать, почему человек поступает так или иначе в каких-либо условиях. Это только дело его совести и других нравственных качеств, которые нельзя искусственно воспитать, их каждый человек выводит для себя самостоятельно. Именно в это время Кант выводит высший нравственный документ — категорическое предписание, которое определяет существование человечества на всех этапах развития и при всех политических строях: поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе. Конечно, это несколько упрощенная формулировка предписания, но суть его именно такова. Кант считал, что каждый своим поведением формирует образец поступков для других: поступок в ответ на подобный поступок. Особенности социальной философии Иммануила Канта Философы эпохи Просвещения рассматривали прогресс в развитии человеческих общественных отношений.
Кант в своих трудах пытался найти закономерности развития прогресса и пути воздействия на него. При этом он считал, что на прогресс влияет абсолютно каждый отдельный индивидуум. Поэтому для него была первична разумная деятельность всего человечества в целом. При этом Кант рассматривал причины несовершенства человеческих отношений и находил их во внутренних конфликтах каждого человека в отдельности. То есть, пока мы страдаем из-за собственного эгоизма, честолюбия, жадности или зависти, мы не сможем создать совершенное общество. Идеалом государственного устройства философ считал республику, которой управляет мудрый и справедливый человек, наделенный всеми полномочиями абсолютной власти.
Как Локк и Гоббс, Кант считал, что необходимо отделить законодательную власть от исполнительной, при этом необходимо упразднить феодальные права на землю и крестьян. Особое внимание Кант уделял вопросам войны и мира. Он считал, что возможно провести мировые переговоры, направленные на установление вечного мира на планете.
Позднее русский писатель рассказал про философа в «Письмах русского путешественника» В Кафедральном соборе существует музей Канта Кант полагал, что со времен Аристотеля логика стагнировала как наука, и ошибся После окончания университета Иммануил Кант пошел работать учителем В комнате Канта во время его работы в университете было только одно украшение: портрет Жан-Жака Руссо Философ не любил роскошь В зрелом возрасте Кант ложился строго в 22 часа В Калининграде установлен самый большой памятник Канту Лев Толстой был популяризатором идей Канта Он включил философа в список 12 самых великих людей Кант преподавал не только философию? Кант запрещал лгать даже из человеколюбия Ложь аморальна всегда, она противоречит универсальному закону нравственности — категорическому императиву.
Шольцу напомнили, что Кант был подданным Российской империи
Из-за сложного материального положения в результате смерти отца оставляет учебу, занимается преподавательской деятельностью. В течение девяти лет Кант жил и работал домашним учителем в аристократических семьях, что давало материальные средства для занятий философскими исследованиями. Первый труд Канта космогоническая гипотеза был разработан с 1747 по 1755 год. В 1755 году получил звание приват-доцента университета. Следующие пятнадцать лет, в ожидании профессуры, служил в Кенигсбергской дворцовой библиотеке в должности помощника библиотекаря.
Для первого и второго постулатов нужен гарант, а им может быть только бог, значит, он должен существовать — таков третий постулат практического разума. Согласно Канту, «религия ничем не отличается от морали по своему содержанию».
Юридические законы Кант выводил из нравственных. Кант признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о чём угодно, только повинуйтесь». И лишь республика отличается прочностью закон самостоятелен и не зависит от какого-то отдельного лица. В учении об отношениях между государствами Кант выступает против несправедливого состояния этих отношений, против господства в международных отношениях права сильного. Кант считал, что такой союз приближает человечество к осуществлению идеи вечного мира. Учение о целесообразности.
Эстетика В качестве соединительного звена между «Критикой чистого разума» и «Критикой практического разума» Кант создаёт « Критику способности суждения », в центре внимания которой — понятие целесообразности. Субъективная целесообразность, согласно Канту, присутствует в эстетической способности суждения, объективная — в телеологической. Первая выражается в гармонии эстетического предмета. В эстетике Кант различает два вида эстетических идей — прекрасное и возвышенное. Эстетическое — это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию. Прекрасное — это совершенство, связанное с формой.
У Канта прекрасное выступает как «символ нравственно доброго». Возвышенное — это совершенство, связанное с безграничностью в силе динамически возвышенное или в пространстве математически возвышенное. Пример динамически возвышенного — шторм. Пример математически возвышенного — горы. Гений — это человек, способный к воплощению эстетических идей.
А третий — «На что я могу надеяться? Так, в теоретическую часть входит метафизика, основанная на рациональном понимании природы.
А практическая часть включает, в свою очередь, этику и размышления о политической философии, основанной на понятии свободы. В этой работе Кант разбирает противоречия в теории рационализма и старается переосмыслить его основные идеи, добавив идеалистический аспект, без которого невозможно было бы представить дальнейшее развитие философии. Кант развивал мысль о том, что исключительно на свой разум в отрыве от чувственного эмпирического восприятия опираться невозможно. Юма — представителя эмпиризма. Поскольку во времена Канта филисофы в основном опирались исключительно на рационализм, философу удалось создать новое знание на основе изученных им идей. Мораль по Канту включена в понятие свободы. Таким образом, свобода по Канту — это не слепое следование собственным импульсам, а действия и решения, принимаемые в соответствии с собственными жизненными принципами.
Действовать нравственно по Канту означает действовать в соответствии с внутренним законом, который человек сам для себя устанавливает. Причем философия и право, согласно представлениям Канта, тесно переплетены между собой.
В чем причины русского «антикантианства»? Почему история философии делится на «до» и «после» Канта? И как учения философа помогут современному человеку бороться с фейками и информационными атаками?
Иммануил Кант
Философ из рода шорников Иммануил Кант: биография и жизнь великого мыслителя | Кто такой Кант, тогда не знал еще никто, кроме ближайших соседей, но не пройдет много времени, и о нем заговорит весь мир, а его идеи будут изучать лучшие умы человечества. |
Наследие «чистого разума»: как Кант повлиял на современную науку | Спустя 295 лет со дня рождения кёнигсбергского философа Иммануила Кант «Твой Бро» узнал у калининградского доктора философских наук, доцента Института гуманитарных наук БФУ имени И. Канта Вадима Чалого. |
Известные люди Иммануил Кант
В честь 300-летия Иммануила Канта участники подкаста «Собрались с мыслями», который на Первом канале ведет глава Синодального отдела по взаимоотношениям. Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант родился 22 апреля в 1724 году в Кенигсберге (Калининград). Во всяком случае события тех далеких лет дали серьезный повод к вековому спору: кто покоится в современной могиле Канта? Многие считают Иммануила Канта агностиком, другие — атеистом, благодаря его опровержениям классической теории существования божественного. Великий немецкий философ Иммануил (в переводе «с нами Бог») Кант, которого современные ему богословы так люто ненавидели, что его именем называли нелюбимых собак, связан с Россией тесными узами.
Иммануил Кант — достоин ли Калининград носить его имя?
Иммануил Кант родился в Кёнигсберге 22 апреля 1724 года. XII Кантовские чтения: Кант и этика Просвещения (2019). Антиномию стремления к счастью и стремления к добродетели Кант, таким образом, разрешает путём перенесения надежд личности в сверхэмпирический мир. Иммануил Кант родился в Кенигсберге в 1724 году, прожил в городе всю жизнь, не покидая его пределов, и был похоронен у северной стены Собора в профессорском склепе. Иммануил Кант, родоначальник немецкой классической философии, родился 22 апреля 1724 года в Кенигсберге (ныне Калининград).
Иммануил Кант цитаты
Студенческие годы Увидев необычную склонность Иммануила к учению, мать отдала его в престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум». После окончания гимназии, в 1740 году он поступает на теологический факультет Кенигсбергского университета. Мать мечтает о том, чтобы он стал священником. Однако завершить учебу одаренному студенту не удалось по причине смерти отца. Мать умерла еще раньше, поэтому, чтобы как-то прокормить брата и сестер он устраивается в Юдшене ныне Весёловка на работу домашним учителем. Именно в это время, в 1747-1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности. В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень. Это даёт ему право преподавать в университете, чем он успешно и занимается на протяжении 40 лет. Российский Кёнигсберг Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа.
Портрет Иммануила Канта В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете Петровне. К сожалению, письмо до неё так и не дошло, а затерялось в губернаторской канцелярии. Вопрос о кафедре был решен в пользу другого претендента на том основании, что тот был старше и по годам, и по преподавательскому стажу. В течение нескольких лет пребывания русских войск в Кенигсберге Кант держал у себя на квартире несколько молодых дворян в качестве пансионеров и познакомился со многими русскими офицерами, среди которых было немало мыслящих людей. Один из офицерских кружков предложил философу читать лекции по физике и физической географии. Дело в том, что Иммануил Кант, после отказа в кафедре, весьма интенсивно занимался частными уроками. Чтобы как-то улучшить свое скромное материальное положение, он преподавал даже фортификацию и пиротехнику, а также ежедневно подрабатывал по несколько часов в библиотеке. Расцвет творчества В 1770 году наступает долгожданный момент, и 46-летний Иммануил Кант назначается профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где он преподает философию, математику и физику.
Надо сказать, что до этого ему поступало много предложений от университетов разных европейских городов. Однако Кант категорически не хотел уезжать из Кёнигсберга, что породило множество анекдотов еще при жизни философа. Критика чистого разума Именно после профессорского назначения начинается «критический период» в жизни Иммануила Канта. Всемирную славу и репутацию одного из самых выдающихся европейских мыслителей ему приносят фундаментальные работы: «Критика чистого разума» 1781 — гносеология эпистемология «Критика практического разума» 1788 — этика «Критика способности суждения» 1790 — эстетика Следует заметить, что эти труды оказали колоссальное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли. Предлагаем вам схематическое изображение теории познания Канта и его философские вопросы. Личная жизнь Канта Будучи от природы очень слабым и болезненным, Иммануил Кант подчинил свою жизнь жесткому распорядку дня. Это позволило ему пережить всех друзей, умерев в возрасте 79 лет. Жители города, зная особенности живущего рядом с ними гения, сверяли по нему часы в буквальном смысле слова.
Калининградский губернатор отметил, что, по его мнению, этические и ценностные основы современного конфликта с западным миром заложены в работах Канта "Критика практического разума" и "Основы метафизики нравственности", где философ вводит понятие категорического императива - "Поступай согласно только той максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом". Другое дело, как себя ведут западные страны, прикрываясь трудами Канта, в том образе мыслей, который в итоге привел к необходимости проводить специальную военную операцию", - сказал Лысков, посоветовав полностью послушать доклад главы региона. Высказывания губернатора не говорят об изменении в области отношения к самому философу, который родился и провел свою жизнь в Кенигсберге ныне Калининград , отметил собеседник агентства. Это никак не отразится на изучении трудов Канта и никак не скажется на праздновании 300-летия со дня его рождения, одним из крупнейших событий которого станет Международный Кантовский конгресс пройдет с 22 по 24 апреля с участием ученых из Китая, Бразилии, Аргентины, поступили заявки из Германии, США, Румынии, Дании, подчеркнул он.
Обращает внимание «Сказка о космическом путешественнике Иммануиле Канте, которого все считали философом-домоседом» Николая Горькавого о скромном учителе из Кёнигсберга, которому усилиями ума удалось продвинуться в решении космических тайн так далеко, как никому из современников. Бессмертные цитаты И. Канта, вошедшие в историю, опубликованы в сборнике «Чем больше привычек, тем меньше свободы».
Это только дело его совести и других нравственных качеств, которые нельзя искусственно воспитать, их каждый человек выводит для себя самостоятельно. Именно в это время Кант выводит высший нравственный документ — категорическое предписание, которое определяет существование человечества на всех этапах развития и при всех политических строях: поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе. Конечно, это несколько упрощенная формулировка предписания, но суть его именно такова. Кант считал, что каждый своим поведением формирует образец поступков для других: поступок в ответ на подобный поступок. Особенности социальной философии Иммануила Канта Философы эпохи Просвещения рассматривали прогресс в развитии человеческих общественных отношений. Кант в своих трудах пытался найти закономерности развития прогресса и пути воздействия на него. При этом он считал, что на прогресс влияет абсолютно каждый отдельный индивидуум. Поэтому для него была первична разумная деятельность всего человечества в целом. При этом Кант рассматривал причины несовершенства человеческих отношений и находил их во внутренних конфликтах каждого человека в отдельности. То есть, пока мы страдаем из-за собственного эгоизма, честолюбия, жадности или зависти, мы не сможем создать совершенное общество. Идеалом государственного устройства философ считал республику, которой управляет мудрый и справедливый человек, наделенный всеми полномочиями абсолютной власти. Как Локк и Гоббс, Кант считал, что необходимо отделить законодательную власть от исполнительной, при этом необходимо упразднить феодальные права на землю и крестьян. Особое внимание Кант уделял вопросам войны и мира. Он считал, что возможно провести мировые переговоры, направленные на установление вечного мира на планете. Иначе войны разрушат все достижения с таким трудом достигнутые человечеством. Чрезвычайно интересны условия, при которых, по мнению философа, все войны прекратились бы: Все территориальные притязания должны быть уничтожены, Должен существовать запрет на продажу, покупку и передачу по наследству государств, Постоянные армии должны быть уничтожены, Никакое государство не должно предоставлять денежные или любые другие займы для подготовки войны, Никакое государство не имеет право вмешиваться во внутренние дела другого государства, Недопустимо вести шпионаж или организовывать террористические акты, чтобы подорвать доверие между государствами. Конечно, эти идеи можно назвать утопическими, но ученый считал, что человечество со временем достигнет такого прогресса в социальных отношениях, что сможет решать все вопросы урегулирования международных отношений путем мирных переговоров. Иммануил Кант во всех своих трудах отдавал преимущество морали перед политикой, он считал, что права человека первичны и не могут быть нарушены никаким политическим строем.
Шольц расстроился из-за ссылок Путина на Канта
Новая экспозиция, первая книга, премьера лекции и стендап | Кант даже предвидел космическое будущее человечества: «Кто знает, не для того ли вокруг Юпитера обращаются его спутники, чтобы когда-нибудь светить нам?». |
Шольцу напомнили, что Кант был подданным Российской империи | Иммануил Кант – немецкий философ, профессор Кенигсбергского университета, почетный иностранный член Петербургской академии наук, родоначальник классической немецкой философии и «критицизма». |
Главное правило жизни, которому учит философия Канта | Иммануил Кант (нем. Immanuel Kant [ɪˈmaːnueːl ˈkant]; 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия — 12 февраля 1804, там же) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, человек, оказавший широчайшее влияние на историю современной западной. |
Иммануил Кант — подданный Российской империи - Статьи | Эта мысль Канта способна оказать успокаивающее воздействие на тех, кто склонен считать антагонизм неустранимым состоянием общественной жизни, кто видит в современных формах существующего антагонизма нормальное состояние. |
Иммануил Кант — подданный Российской империи - Статьи | Биографы отмечают, что сам Кант полагал, будто его предки прибыли в Восточную Пруссию из Шотландии. |
«Что творится»: после речи Алиханова калининградцы просят не запрещать Канта
Далее Шульц будет сопровождать Канта в течение всей его молодости. Сначала он в 1733 г. В гимназии Кант учился с весны 1732 г. Главными предметами преподавания на всех четырех ступенях были религия лютеранский катехизис, Библия и латынь, изучали также древнееврейский и греческий с целью освоения на языке оригинала текстов Ветхого и Нового заветов. Также к числу обязательных предметов относились география, история, немецкий язык, в старших классах — логика и философия, которые, по мнению Канта, преподавались в гимназии неудачно. Из области математики в обязательные занятия входил только счет. Остальная математика была, как бы мы сейчас сказали, факультативна, и преподавалась за отдельную плату.
Занятия в гимназии начинались в семь часов и оканчивались в четыре пополудни. По свидетельству современников, особый интерес Кант испытывал к латыни и классической латинской литературе. Уже в зрелом возрасте сам Кант отрицательно отзывался о преподавании философии и математики в гимназии. В 1740 году, Иммануил Кант, которому тогда исполнилось всего лишь 16 с половиной лет, был принят в студенты Кенигсбергского университета. Эта дата символически совпала с восхождением на прусский престол Фридриха II, о котором Кант потом скажет, что «наш век есть век просвещения, или век Фридриха» 6, 33. В этом отношении Кант и Пруссия одновременно вступали в эпоху Просвещения.
Для будущего философа это означало не только начало академических занятий, но и переход из одной корпорации в другую — из гильдии ремесленников в «академическую гильдию», что означало пользование академическими привилегиями и продвижение в более высокий общественный слой [3]. После жестокой дисциплины Фридрихс-Коллегиум университет с его выбором предметов и преподавателей и другими вольностями, наверняка, показался юному Канту царством свободы. К тому же Кант как студент снимает квартиру и переезжает в нее из родительского дома. Кенигсбергский университет, основанный в 1544 г. Студенты вначале обучались на философском факультете, а затем выбирали один из высших факультетов, на котором и получали профессиональное образование. Среди немецких университетов, которых тогда насчитывалось около трех десятков, Кенигсбергский университет занимал среднее положение.
Для сравнения в Гейдельберге число студентов падало иногда до 80. Университет имел интернациоанльный характер, поскольку привлекал студентов из Польши, Литвы и других соседних стран, включая и Россию [5]. Не существует точных данных, на каком высшем факультете учился Кант [6]. Большинство исследователей его биографии сходятся на том, что он должен был учиться на теологическом факультете. Однако, судя по списку предметов, которые он изучал, будущий философ отдавал предпочтение математике, естественным наукам и философии. За весь период обучения он прослушал всего один теологический курс, правда, у того самого Шульца, который покровительствовал ему с самых младых ногтей.
Для генезиса мировоззрения молодого Канта особенно интересны состояние философии и естественных наук в университете, поскольку именно их изучению Кант уделял наибольшее внимание. На протяжении всей первой половины XVIII века положение философии наилучшим образом характеризовалось традиционной средневековой формулой «философия — служанка теологии» [7]. В начале XVIII века в области философии господствовал традиционный протестантский аристотелизм, бывший к тому времени догматическим методом философствования. Развитие философии в Кенигсбергском университете кратко можно охарактеризовать как постепенный переход от господства догматического аристотелизма к преподаванию философии Христиана Вольфа — главного деятеля немецкого философского просвещения. Однако в 1725 последовала резкая пиетистская реакция на распространение просветительской философии и возврат к традиционной манере преподавания. Вольфианская философия не имела бы в кенигсбергском университете никаких перспектив, если бы не парадоксальное появление в университете уже известного нам Шульца, который был одновременно пиетистом и вольфианцем.
Щульц защищал философию Вольфа, поскольку считал, что она вполне совместима с ортодоксальной христианской верой. Один из студентов Шульца, получивший пиетистское воспитание так вспоминал о теологических лекциях Шульца «он вносил так много философии в теологию, что приходилось поверить, что Христос и все его апостолы учились в Галле у Вольфа» [8]. Под таким прикрытием в университете оживилось вольфианство, а вместе в ним и дух более свободной философской мысли. Так что, когда молодой Кант стал студентом университета там все еще можно было встретить и сторонников традиционного протестантского аристотелизма и сторонников философии Вольфа, между которыми шла вялая дискуссия под присмотром теологического факультета. Несколько лучше дело обстояло с естественными науками. На Канта повлияли занятия по экспериментальной физике профессора Иоганна Готфрида Теске 1704-1772 , особенно его изложение теории электричества.
То есть сначала урегулированы! Применимо ли такое понимание к мировой политике последних десятилетий? Очевидно же, что нет. Она оказалась куда ближе к кантовскому пониманию «естественного состояния» мира, в котором нет «никакой судебной инстанции, приговор которой имел бы силу закона». Иными словами, когда международное право — не императив. Так что «Вечным миром» даже близко не пахло в последние десятилетия.
Однако развития этому важнейшему своему открытию в области метафизики Кант не придает. Более того, отказывается даже обсуждать вопрос о его онтологическом статусе. Это станет делом И. Дальнейшее развитие тема получит у Шеллинга в «Системе трансцендентального идеализма» и у Гегеля в понятии духа. Разум, который понимается Кантом как наивысшая когнитивная способность, работает уже с содержаниями рассудка. Но и в нем наличествуют формальные априори — трансцендентальные идеи. Идеи у Канта не совсем то, что у Платона.
Согласно Платону, каждая вещь соответствует своему духовному прототипу, в этом принцип объективного идеализма: идеи — ноумен, вещь — феномен. Идеализм Канта — трансцендентальный. Чувственность и мышление Кантом толкуются не онтологически, а гносеологически. Чувственность дает материал, а рассудок форму, что в совокупности придает познанию содержательную целостность. Внешний импульс познанию дает все-таки не субъект, а вещь-в-себе. О том, как она воздействует, Кант говорит весьма глухо и вскользь. Однако полное исчезновение вещи-в-себе превратило бы критический идеализм с его тезисом «познаем только то, что сами создаем» в догматический идеализм Дж.
Беркли, против чего Кант решительно протестовал. В результате мир в Кантовской метафизике распался на ноуменальный — вещей-в-себе, и феноменальный — вещей-для-нас. Трансцендентальный идеализм отличается не только от субъективного — Дж. Беркли, но и от объ- ективного — Платоновского, который, по логике Канта, должен быть признан также догматичным. Говорить о духовных прообразах вещей можно сколько угодно, но все эти разговоры «не научны», поскольку вещи-в-себе нам не даны. Мы познаем лишь явления сущностей, поскольку из материала, доставляемого воздействием вещи-в-себе, сами конструируем понятие о том, что нам явилось. Интересно, что и трансцендентальное самосознание оказывается для Канта вещью-в-себе, хотя схемы его функционирования им описаны подробнейшим образом, а само оно находится внутри нас перфразируя Гуссерля, скажем, что это интерсубъективная трансцендентность.
Критика положения о сущностной непостижимости трансцендентального самосознания и станет местом выхода за пределы кантианства со стороны Фихте. Кантовское понимание познания можно схематично предстваить формулой: вещь-в-себе — воображение — трансцендентальные формы. Философия Канта глубочайшим образом формалистична. Операциональная система когнитивной деятельности описана Кантом с глубоким вниманием влюбленного в свой предмет исследователя. Однако вопрос: из какого материала мы синтезируем содержимое нашей мысли? Вещь-в-себе аффицирует нашу познавательную способность, но мы саму вещь по ее содержанию не познаем. Материал познания фактически дает способность, именуемая «воображением», которое бывает репродуктивным и продуктивным.
Фактически наличие этой способности известно всем людям по собственному внутреннему опыту. Кант вводит ее в свою систему как данность, в отличие от формально-операциональных структур, законно рожденных трансцендентально-критическим методом. Получается так, что вещь-в-себе аффицирует фактически воображение, которое дает материал, а трансцендентальные априори — форму можно сказать, что и способность интуитивных синтезов. Проводя последовательный ряд синтезов схватывания, воспроизведения, узнавания человеческий дух творит содержание собственного сознания. Эпистемиология Канта носит новаторский характер, но нечто подобное неизбежно должно было появиться в культуре Modernity. Кант, в сущности, доводит до состояния концептуальной ясности на материале гносеологии сформулированный Пико делла Мирандола миф о человеке, творящем самого себя. Миф, образующий духовное ядро новоевропейской культуры.
В более точном значении поскольку признается наличие вещи-в-себе и выполняющих парадигмальную функцию трансцендентальных априори человек выступает демиургом собственного сознания. Подобно Богу в «Тимее» Платона, человек создает познает материальный космос в науках, а мир межчеловеческих отношений — в этике, религии и государственном строительстве. Однако каково же отношение человека, достигшего указанной стадии самосознания, к Богу? Понятие вещи-в-себе может трактоваться широко, тогда по сути это весь мир не созданных людьми сложных объектов, ведь даже законы, которые открываются естественными науками, суть явления в нашем сознании некоей непознанной сущности. Из широкой трактовки вещей-в-себе впоследствии вырос позитивизм. Вещь-в-себе в узком значении образует предмет метафизики: Бог, свобода и бессмертие. Возможно ли их познание по столь же строго научной методе, каковой отличаются «чистая» математика и «чистое» естествознание?
Кант твердо отвечает нет, жестко ограничивая притязания человеческого разума на всеохватность, ставшие особенно непомерными в эпоху Просвещения. Основание для такого вывода образует его эпистемиология. Функция трансцендентальных идей в структуре познания — обеспечивать единство категориальных синтезов. Категории имеют только эмпирическое применение — по отношению к явлениям в пространстве и времени, а трансцендентальные идеи обеспечивают системное функционирование категорий. Трансцендентальные идеи соответствуют субъект-объектному устройству познания: мир как целое объект — человеческая личность как целое субъект и их синтез — всереальнейшее существо, т. Бог как единство субъективного и объективного. С идеями разума Кант проделывает то же самое, что и с пространством-временем: христианско-платонические идеи в уме Бога и в вещах самих по себе превращаются Кантом в понятия нашего рассудка, а высшие идеи категории в программное обеспечение человеческого мышления.
Когда мы применяем идеи разума сугубо регулятивно и функционально, т. Когда же разум претендует на познание трансцендентных вещей-в-себе, чем собственно и грешила вся «догматическая» докантовская метафизика, происходит впадение разума в «трансцендентальную иллюзию»: видимость некритически признается реальностью. Такой опутанный иллюзиями разум создает три ложные науки, в которых внешняя форма научности соблюдена, но внутреннее содержание произвольно — рациональную космологию, рациональную психологию, рациональную теологию рациональную — читай спекулятивную. За свою гордыню разум наказывается: неразрешимыми противоречиями антиномиями в космологии; тупиками паралогизмов и амфиболий в тщетных попытках доказать онтологическую цельность личности гарантирующую бессмертие в рациональной психологии; произвольными скачками мысли от понятия о предмете к фактическому существованию предмета при доказательствах бытия Божия в спекулятивной теологии. Анализ антиномий и критика доказательств бытия Божиего принесли Канту славу, о них наслышаны даже те, кто никогда не открывал его книг. Четыре космологические антиномии касаются вечных вопросов: 1 о конечности или бесконечности мира в пространстве и времени; 2 делимости или неделимости материи; 3 свободе спонтанной причинности или необходимости; 3 наличия или отсутствия безусловного в мироздании. Эмпирически антиномии не разрешимы, т.
Однако сам Кант полагал, что выход можно найти, если допустить, что вещи-в-себе хоть как-то познаваемы об этом пойдет речь в «Критике практического разума». Критика традиционных доказательств бессмертия души строится все на том же принципе отсечения внеэмпирического применения категорий, в частности категории субстанции по отношению к явлениям психической жизни: душа лишь мыслится нами под категорией субстанции, но нельзя утверждать, что она является субстанцией самой по себе. Некоторые аргументы Канта интересны и вне трансцендентального контекста. И в доказательствах бытия Божия мы опять-таки упираемся в категории и интегрирующие их трансцендентальные идеи: в категорию субстанции как причины причин — в космологическом доказательстве, в идею целесообразности — в телеологическом, в идею актуальной бесконечности — в онтологическом. Все указанные идеи безусловно есть, причем совершенно объективно по отношению к нашему субъективному желанию или произволу, но это — интерсубъективная объективность человеческого мышления. Человечество до Канта влеклось к трансцендентному, но преградой на пути его познания оказывался сам разум, выполнявший по отношению к Абсолютному функцию «тусклого стекла» или «мутного зеркала». Получается, что весь предшествующий догматический идеализм Аристотеля, схоластов, Лейбница в дерзновении познать Бога принимал за концептуальный образ Абсолютного собственное отражение — трансцендентальную структуру человеческого мышления.
Как не вспомнить древний миф о Нарциссе, который влюбился в собственное отражение. Если верить Канту, то вся предшествующая спекулятивная метафизика фактически оказывается разновидностью нарциссизма. Излечив, по собственному глубоко искреннему убеждению, разум от нарциссических иллюзий, Кант предложил ему и поддерживающие здоровое состояние процедуры, однако части «Критики чистого разума», посвященные развертке позитивной метафизической программы, которая должна обеспечить философии движение правильным путем к светлому будущему — «трансцендентальное учение о методе», разбирающие вопросы дисциплины, истории и архитектоники чистого разума, оказались куда менее востребованными, нежели гносеологические и собственно критические. Недекларируемой, но экзистенциально и методологически значимой основой трансцендентально-критической философии являются теологические воззрения Канта. Речь не идет о его философии религии, которая была систематически изложена им в трактате «Религия в пределах разума» 1793 и сама является следствием скрытых богословских предубеждений. Кант претендует на сугубую научность своих представлений о познании, но главные доводы обосновываются им не позитивно-научно и даже не философски гносеологически , а именно теологически. Речь идет об интеллектуальной интуиции, в наличии которой Кант решительно отказывает человеческому познанию, хотя и признает интуицию чувственную, благодаря которой возможны и чистая математика, и чистое естествознание.
И в математике, и в естествознании мы, согласно Канту, не познаем ноуменов, а имеем дело лишь с категоризациией явлений в пространстве и времени. Рассудок, полагает Кант, «предписывает законы природе». Имеется в виду, хотя у Канта это выражено терминологически двусмысленно, трансцендентальный рассудок, т. Чаадаев дал краткую, но емкую характери- стику «Критике чистого разума» — апология адамова разума. Кант возводит почерпнутую из Откровения идею поврежденности человеческого мышления грехопадением в абсолют и в этом плане является законным наследником дела Мартина Лютера. Фактически перед нами продолжение протестантской критики умозрительного богословия, в ближайшем смысле — схоластического, но в более опосредованном плане — и патристического. Так и само понятие «догматизма» по сути антицерковно и направлено на вымывание остатков теоретического богословия из метафизики.
Было бы ущербным застревать только на этой стороне кантовской философии, к чему склонны представители метафизики всеединства С. Трубецкой и в особенности П. Флоренский, который наградил Канта нелестным эпитетом «столп злобы богопротивныя».
Я согласен с оценкой периода, в котором мы находимся, но не согласен с оценкой места и роли философии Канта.
Его призыв к взрослости, к самостоятельности, к свободе и ответственности, которая свободу необходимо сопровождает, именно для нас очень и очень актуален. Кантовское определение просвещения как обретения умственного и морального для Канта это одно совершеннолетия как будто обращено специально к нам. Из этого определения прямо следует другая важнейшая для нас идея — идея законности. Разумный человек существует только в рамках права и требует исполнения закона от себя, от других людей и от всех институтов.
Мы этому в достаточной мере не научились. Кантовские аргументы понятны и заслуживают самого пристального внимания любого человека, независимо от времени и места его жизни. С другой стороны, конечно, у философии Канта есть своя специфика, нам мало подходящая. Например, вряд ли мы захотим руководствоваться только чистым абстрактным разумом и отказаться от заповеди любви к конкретным ближним.
На мой взгляд, наступление на индивидуальную свободу сейчас идёт по всем фронтам. Где-то под лозунгами политкорректности и эмансипации, где-то, наоборот, именем необсуждаемых традиционных ценностей и слепого уважения к власти. Если это наступление зайдёт слишком далеко, мы лишимся речи как политического права задавать друг другу вопросы, в том числе, и прежде всего, вопросы неудобные. А, например, Аристотель считал, что речь отличает свободного человека от раба.
Но мера свободы у нас сейчас всё равно больше, чем у советского человека. Тут, конечно, возникает проблема для тех, кто не знает, что делать с собой и своей жизнью. И это задача просвещения — показать человеку пространство возможного и без насилия объяснить, убедить, что некоторые вещи действительно незаменимы. Ты по роду деятельности много говоришь о философских концепциях в университете.
Что меняется, когда ты, например, идёшь покупать рубашку? Не помню, когда я в последний раз ходил покупать одежду. Интернет уже решил эту проблему. Но я представлю, что иду за детским питанием.
У меня не догматический склад ума, я быстро вижу проблемы, существующие в любой размашистой и претенциозной метафизической или идеологической системе, поэтому в философии ценю здравый смысл. Как и в жизни. Считать, что философия оторвана от жизни, было бы ошибкой.
Кант является совершенным "инструментом" для рассмотрения проблемы зла
Иммануил Кант | Немецкий философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (Immanuel Kant) родился 22 апреля 1724 года в пригороде Кенигсберга. |
Иммануил Кант - Краткая биография, интересные факты | Некоторые наши современники, кто не знаком с трудами Канта, нет-нет и вставят в беседе его цитату, даже не подозревая кто ее автор, ведь они давно ушли в народ и зажили собственной жизнью. |
Кант является совершенным "инструментом" для рассмотрения проблемы зла
Кант даже предвидел космическое будущее человечества: «Кто знает, не для того ли вокруг Юпитера обращаются его спутники, чтобы когда-нибудь светить нам?». А Ливерная колбаса Шольц попытался запретить ВВП цитировать Канта. Хотя большие сомнения что Олух Шмольц знает кто такой Кант. Иммануил Кант Immanuel Kant.