Смотрите видео онлайн «Анализ произведения Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"» на канале «От классики к современности. История создания романа «Преступление и наказание» Достоевского Фёдора Михайловича: рождение замысла, между мечтой и реальностью, начало, психология творчества, дневник работы над романом. О компании Раскрытие информации Вакансии Новости Программа обновления сети Для бизнеса Дерево добра. «Преступление и наказание» − это роман о преступлении героем, Родионом Раскольниковым, заповеди «не убий» из Десятисловия (Десяти заповедей Закона из Книги Исход, Библия).
Преступление и наказание
Роман "Преступление и наказание" был создан Фёдором Достоевским под влиянием его сложного опыта, включая каторжную ссылку в Омске. Работа над романом «Преступление и наказание» проходила в условиях отчаянного безденежья. Cлушайте в ОК бесплатно песню Преступление и наказание.
Ф. М. Достоевский - Преступление и наказание
Меня захватывают диалоги Порфирия и Родиона, монологи Свидригайлова и я пропускаю все что связано с погибшим чиновником и всем его семейством. После признания Раскольникова произведение вообще не заходит. Особенно финал. Это как во многих американских триллерах, напряжение все нарастает и нарастает а потом бац и финал никакой...
Уникальность произведений Достоевского, наверное, обусловлена талантом автора и тем, через что ему пришлось пройти. Одаренный и страстный человек, которого приговаривали к смерти, должен был заглянуть по ту сторону... Пожалуй в этом несомненная уникальность.
Ему грозила смертная казнь, которую заменили на четыре года каторги. По окончании срока в 1854 г. Выйдя в отставку и поселившись в Петербурге, вместе с братом литератором Михаилом начал издавать журнал «Время», который имел большой успех. Но подорванное на каторге здоровье и тяжелая болезнь туберкулез жены Марии Дмитриевны заставили писателя поехать на лечение за границу в Париж, Лондон и Женеву.
В 1864 г. Достоевского постигло несколько тяжелых ударов. В Москве умерла его жена, вскоре неожиданно скончался его брат, затем друг А. Потеряв близких людей и имея множество долгов, Федор Михайлович выехал за границу и, в надежде поправить свое материальное состояние, стал играть на рулетке, в результате чего проиграл абсолютно все.
Вернувшись в Москву, написал романы «Игрок» и «Преступление и наказание». Женившись второй раз, он снова уехал за границу, где продолжал безуспешно играть на рулетке.
Известно, что Достоевский был знаком с отчётом по этому делу и, видимо, взял за основу историю этого преступления. Причину же убийства, совершенного Раскольниковым, автор объяснял просто: старуха была глупая и злая, никому не нужная, а её деньги могли бы спасти родных и близких юноши. В ноябре 1865 года Достоевский признал негодным написанный материал и уничтожил записи, приступив к написанию снова.
Теперь к прежним задумкам добавилась новая мысль. Раскольников не просто хочет убить и ограбить старушку, своим поступком он буквально желает облагодетельствовать окружающих. Поскольку подошёл срок сдачи работы издателю, а роман был не готов, Достоевский прерывает написание романа"Игрок". Фёдор Михайлович вновь возвращается к «Преступлению и наказанию». Через месяц писатель представил начальные страницы романа издателю журнала «Русский вестник» М.
Каткову и затем отправлял роман частями по мере написания. Финал романа давался автору нелегко. Раскольников стал сложным персонажем, мотивы его поступков усложнились, характер будто раздвоился.
Отношение автора к вере. Достоевский писал о себе: «Я происходил из семейства русского и благочестивого.
С тех пор, как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей. Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть ли не с первого возраста. Позже писатель разыскал и приобрёл такой же экземпляр книги и берёг его как святыню. Переломом в жизни Достоевского стало испытание смертной казнью. В 1849 году он был арестован по делу петрашевцев и приговорён «к смертной казни расстрелянием».
Стоя на Семёновском плацу, уверенный, что через считанные минуты «будет со Христом», он пережил помилование как воскрешение из мёртвых. С этой книгой Ф. Русский народ, по Достоевскому, это «народ-богоносец», носитель истины Христа. Всё его зрелое творчество обнаруживает пристальное внимание к душе страдающего человека, поиску Истины, стремлению к духовному перерождению и покаянию за увлечение идеями социализма. Достоевский писал Н.
Христос стал неявно главным героем его зрелых произведений. Писатель ездил в Оптину Пустынь и беседовал со старцем Амвросием. Старец так охарактеризовал Фёдора Михайловича: «Этот кающийся». Умирая, Федор Михайлович просил супругу прочитать ему евангельскую притчу о блудном сыне. Перед смертью причастился.
На могильном памятнике писателя начертаны слова Христа из Евангелия от Иоанна: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесет много плода». Достоевский родился 11 ноября 30 октября 1821 года в семье врача московской Мариинской больницы для бедных Михаила Достоевского. Писатель называл детство лучшим временем в своей жизни. Няня рассказывала детям сказки народов мира. Получив потомственное дворянство, Достоевские покупают имение Даровое под Тулой, где проводят лето.
В 1834 году отец отдаёт Фёдора в пансион Л. Чермака на Новой Басманной, одно из лучших частных учебных заведений в Москве.
Достоевский Федор Михайлович
Федор Достоевский: Преступление и наказание | Режиссёр Виктор Трухан и сценарист Татьяна Сахарова удивительно бережно отнеслись к тексту автора. |
История создания произведения | Работа над «Преступлением и наказанием» была продолжена в Петербурге, причём в ноябре 1865 года Фёдор Михайлович забраковал и сжёг многостраничный черновик и начал писать заново. |
Похожие книги
- История создания произведения
- Скверный анекдот (1945 г.)
- Информация
- "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевский - Listen online. Music
Мечты и жестокая реальность
- Библиография
- Семь фактов об истории создания "Преступления и наказания" Достоевского
- Семь фактов об истории создания "Преступления и наказания" Достоевского
- История создания романа "Преступление и наказание"
- Сюжет сериала «Преступление и наказание»
Достоевский Федор Михайлович
Преступление и наказание портрет автора. Рок-опера «Преступление и наказание», автор музыки — Эдуард Артемьев, либретто А. Кончаловского, М. Розовского, Ю. Ряшенцева. Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» был вдохновлен жизнью самого писателя: идея произведения зародилась, когда он отбывал наказание на каторге в Омске.
В Краснодаре состоится премьера спектакля «Преступление и наказание»
Их сотрудничество после этого продлилось многие годы. Факт пятый. В романе Достоевский угадал реальное преступление. Когда в конце октября 1865 года Достоевский в дикой спешке приступал к написанию первой части «Преступления и наказания», он и предполагать не мог, что преступление, очень похожее на то, которое он описывает, вот-вот должно совершиться.
Студент Данилов убил ростовщика-закладчика и его служанку. Самое странное и пугающее заключалось в том, что преступление произошло, когда первые части романа уже были написаны и высланы издателю, но сам журнал еще не был напечатан и не вышел в свет. Факт шестой.
Все лето он гостил на даче сестры Веры под Москвой, и родственники, и другие гости отмечали, что он был настроен весело, много шутил и прекрасно уживался с молодежью. Факт седьмой. Во время работы над романом Достоевский познакомился с будущем женой.
Их свадьба таинственным образом совпала с выходом последней части романа и судом над прототипом Раскольникова Анна Сниткина, будущая жена Достоевская Анна Сниткина, будущая жена Достоевская Работа над "Преступлением и наказанием" была очень осложнена для Достоевского тем, что по кабальным условиям с другим своим издателям Стелловским он был обязан выслать ему осенью 1866 года еще один роман. К роману этому он середины лета даже и не приступал. И вынужден был, чтобы не потерять очень много денег на выплате неустойки, написать его в рекордно короткие за себя сроки.
Роман "Игрок" был написан за 26 дней. Чтобы ускорить процесс написания, Достоевский нанял стенографисткой девицу Анну Сниткину.
Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения... Писатель намеревался перенести на страницы романа весь духовный опыт каторги. Именно здесь Достоевский впервые столкнулся с сильными личностями, под влиянием которых началось изменение его прежних убеждений. Замысел своего нового романа Достоевский вынашивал шесть лет. За это время были написаны «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» и «Записки из подполья», главной темой которых являлись истории бедных людей и их бунта против существующей действительности. Краевскому для «Отечественных записок» свой новый роман под названием «Пьяненькие».
Но Краевский ответил писателю отказом, который объяснил тем, что у редакции нет денег. За те же деньги, которые Краевский отказался выплатить за роман, Достоевский продал Стелловскому право на издание полного собрания сочинений в трех томах и обязался написать для него новый роман объемом не менее десяти листов к 1 ноября 1866 года. Получив деньги, Достоевский раздал долги и в конце июля 1865 года выехал за границу. Но денежная драма на этом не завершилась. За пять дней в Висбадене Достоевский проиграл в рулетку все, что у него было, включая карманные часы. Последствия не заставили себя долго ждать. В скором времени хозяева отеля, в котором он остановился, приказали не подавать ему обеды, а еще через пару дней лишили и света. В крошечной комнате, без еды и без света, «в самом тягостном положении», «сжигаемый какой-то внутренней лихорадкой», писатель приступил к работе над романом «Преступление и наказание», которому суждено было стать одним из самых значительных произведений мировой литературы. В сентябре 1865 года Достоевский решил предложить свою новую повесть журналу «Русский вестник».
В письме к издателю этого журнала писатель сообщил, что идеей его нового произведения станет «психологический отчет одного преступления»: «Действие современное, в нынешнем году, молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. Он решает убить ее, обобрать, с тем, чтобы сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства — притязаний, грозящих ей гибелью, — докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым и неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству» — чем уже, конечно, «загладится преступление», если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живет на свете, и которая через месяц, может быть, сама собой померла бы... Достоевский поставил цель наглядно выразить эту мысль на примере молодого человека — представителя нового поколения.
Раскольников не сознается прямо, но делает несколько намеков, заставляя Заметова догадаться, что он убийца. По иронии судьбы, Раскольников ведет себя так странно, что Заметов решает, что он слишком неуравновешен, чтобы совершить преступление. На выходе Раскольников встречает Разумихина, который беспокоится о его здоровье. Раскольников отвергает его: «Как, как мне уговорить тебя не преследовать меня своей добротой? Когда Раскольников оказывается на мосту, женщина рядом с ним бросается в канал.
Ее успевают спасти до того, как она утонет. Раскольников также думает о самоубийстве, но решает пойти в полицию, чтобы признаться. Вместо этого он идет в дом Алены Ивановны. Раскольников неоднократно звонит ей в дверь, словно повторяя сценарий своего преступления. Рабочие готовят ее квартиру к приему нового жильца. Он указывает им на кровь жертв, призывая их доставить его в полицию. Но они считают Раскольникова пьяным, и смотритель дома выгоняет его. По пути в полицию Раскольников видит, что Мармеладов попал под экипаж. Кучер считает, что он намеренно бросился под лошадей. Раскольников расстроен и предлагает заплатить за врача.
Мармеладова приносят домой, посылают за Соней и священником. Раскольников утешает Катерину Ивановну. Врач говорит, что Мармеладова спасти нельзя, но Раскольников настаивает, чтобы он все равно его лечил. Священник принимает исповедь Мармеладова. Приходит Соня, одетая, как проститутка. Увидев ее, Мармеладов просит у дочери прощения и умирает у нее на руках. Катерина Ивановна спрашивает священника, что делать с ее голодающими детьми. Он говорит ей, что Бог милостив, но она заявляет: «Бог милостив, но не к нам». Раскольников отдает ей остаток денег, которые прислала мать, на оплату похорон. Уходя, он видит Никодима Фомича, комиссара полиции, и просит его быть добрее к Катерине Ивановне.
Полицейский комиссар замечает, что Раскольников весь в крови — это кровь Мармеладова. Раскольников начинает ощущать полноту жизни. Дочь Катерины Ивановны Поленька целует его, и Раскольников просит ее помолиться за него. Он решает пойти на новоселье к Разумихину, но Зосимов отправляет его домой отдыхать. Разумихин идет с ним. Он говорит ему, что Заметов сказал ему, что подозревает Раскольникова в убийствах и что он считает его психически больным. Придя в комнату Раскольникова, они видят мать и сестру Раскольникова, которые очень переживают, что с ним случилось что-то плохое. Они хотят обнять Родиона, но он чувствует «внезапное невыносимое ощущение» и падает в обморок. Анализ В главе шестой совесть и эго Раскольникова находятся в состоянии войны. Он хочет признаться, но вместо того, чтобы признаться прямо, Раскольников пытается намеками заставить людей догадаться, что он совершил преступление.
Однако ему не по душе, когда Заметов говорит, что преступники невольно выдают себя. Раскольников считает себя слишком умным, чтобы попасться, и гордится этим. В обеих главах рассматривается вопрос о том, как преодолеть страдания. Когда Раскольников вспоминает историю о человеке на уступе, ему тоже хочется яростно цепляться за жизнь. Но когда он становится свидетелем попытки самоубийства женщины на мосту, читатели понимают, что он так же допускает мысль, чтобы покончить с собой. Где найти выход, когда жизнь превращается в сплошную боль? Самоубийство Мармеладова и его последствия показывают сострадательные черты характера Раскольникова. Хотя Родион видел Мармеладова всего лишь раз, он сочувствует ему, зовет врача и вытирает кровь с его лица. Он демонстрирует способность заботиться о других. Но когда Разумихин проявляет заботу о нем, Раскольников отталкивает друга.
Раскольников может предложить сострадание, но не может принять его. Некоторые люди не могут правильно выразить сострадание. Например, когда священник утешает жену и детей Мармеладова, Катерина Ивановна справедливо возражает: «Это слова и только слова! Даже когда ее муж умирает, Катерина Ивановна горько жалуется на него: «Он не принес нам ничего, кроме несчастья». Тем не менее, она заботится о нем, «подавая ему воду, вытирая кровь и пот с головы, поправляя его подушку». Лишь Соня обладает безусловным состраданием. Несмотря на то, что Мармеладов является виновником ее положения, она не винит его в этом и обнимает отца, лежащего на смертном одре. Часть 3 Главы 1-2 Забота Дуни и матери «терзает» Раскольникова. Он мечется по комнате, то говорит им остаться, а потом настаивает, чтобы они ушли. Раскольников запрещает Дуне выходить замуж за Лужина; очевидно, она делает это только ради него.
Он ставит ей ультиматум: Лужин или он. Разумихин убеждает женщин уйти, чтобы успокоить Раскольникова. Он обещает привести доктора, чтобы понаблюдать за ним. Он выглядит немного смешным из-за Дунечки, к которой испытывает сильное влечение. Несмотря на его пьяную болтовню, женщины видят, что ему можно доверять. Он приводит врача Зосимова, который подозревает, что причины болезни Раскольникова не столько физические, сколько психические. Мужчины остаются на ночь, чтобы присматривать за Раскольниковым. Наутро Разумихин и Зосимов обсуждают состояние Раскольникова. Они предполагают, что подозрения полиции в отношении него пробудили в нем необычайный интерес к убийствам. Женщины делятся письмом Лужина, в котором он угрожает уйти, если Раскольников будет там во время его визита к Дуне.
Он также ошибочно утверждает, что Раскольников отдал все деньги матери Соне, девушке «отъявленного поведения». Дуня хочет, чтобы Раскольников присутствовал при визите Лужина, но Пульхерия беспокоится о последствиях. Все трое идут навестить Раскольникова. Анализ Раскольников эгоистично требует, чтобы Дуня выбрала между ним и Лужиным. То, что она может выйти замуж, чтобы принести пользу себе и их матери, ему не приходит в голову. Дуня во многом похожа на своего брата, но она так же и отличается от него. Там, где он смотрит на других свысока, она пытается соотнести потребности других со своими собственными; там, где он одержим собственной точкой зрения, она пытается увидеть ситуацию с разных сторон. Зосимов считает, что, кроме бедности и беспокойства, в болезни Раскольникова играют роль «моральные влияния» и «некоторые представления». Во второй главе Разумихин проливает свет на раздвоение личности Раскольникова, отмечая, что «он как бы поочередно меняется местами с двумя персонажами». Письмо Лужина во второй главе показывает, что он не только тщеславен и поверхностен, но также высокомерен и склонен к манипуляциям.
Он шантажирует Дуню, чтобы та предпочла его брату. Он не берет на себя ответственность за последствия, написав: «Виноваты только вы сами». Лужин лжет, что Раскольников отдал деньги Соне. Хотя Раскольников не такой поверхностный, как Лужин, но у него есть свои проблемы с тщеславием, высокомерием и манипулированием. Главы 3-4 Дуня, Пульхерия и Разумихин навещают Раскольникова. Зосимов объявляет, что он идет на поправку. Родион благодарит Зосимова и Разумихина и сожалеет, что был груб с ними, а также о том, что огорчил мать. Дуня отмечает, что брат произносит эти слова машинально, а не от всего сердца. Пульхерия рассказывает о смерти Марфы Петровны, виновником которой может быть ее муж Свидригайлов. По ходу разговора Родион становится все более раздражительным и растерянным.
Он вдруг осознает, что из-за своего преступления «никогда теперь не сможет говорить свободно обо всем, что никогда больше не сможет ни о чем ни с кем говорить». Обсуждая помолвку Дунечки, Раскольников вспоминает свою невесту, хозяйскую дочь, которая «заболела» и умерла. Раскольников вновь ставит Дуне ультиматум, чтобы она выбрала между ним и Лужиным. Дуня утверждает, что не выйдет за Лужина, если окажется, что он ее не уважает и не ценит. Она утверждает, что решение принадлежит только ей: «Если я кого и гублю, то только себя…». Дунечка дает ему почитать письмо Лужина. Раскольников считает, что оно написано, как юридический документ. Он указывает, что Лужин солгал о том, что Соня получила деньги от Раскольникова, но все же соглашается присутствовать на встрече с Лужиным в тот вечер. В комнату Раскольникова неожиданно приходит Соня. Она робеет рядом с Дуней и Пульхерией Александровной.
Когда Раскольников знакомит ее с Соней, его матери становится неловко, потому что она знает, что Соня — проститутка. Соня потрясена тем, что Раскольников отдал Катерине Ивановне все свои деньги, когда он сам находится на грани нищеты. Соня приглашает его на похороны Мармеладова. Она искренне благодарит его за то, что он дал деньги Катарине Ивановне. Раскольников просит Разумихина пойти с ним к следователю Порфирию Петровичу. Надеясь рассеять подозрения, Раскольников хочет сообщить, что закладывал вещи у Алены Ивановны. Он говорит Соне, что навестит ее позже, в тот же день. Соня идет домой, потрясенная визитом к Раскольникову. Она чувствует, что «перед ней открылся целый новый мир». За ней следует пожилой мужчина с белоснежной бородкой.
Они оба входят в пансион Сони. Оказывается, он живет по соседству. Разумихин является родственником Порфирию Петровичу. По дороге Разумихин описывает его как отличного сыщика, недавно раскрывшего убийство. Разумихин рассказал Порфирию о Раскольникове, и теперь Порфирий Петрович жаждет встречи с ним. Когда они прибывают в полицейский участок, Раскольников начинает тревожиться. Он нарочито шутит с Разумихиным, чтобы избежать подозрений. Анализ Раскольников понимает, что сокрытие своего преступления вынуждает его вести двойную жизнь, все больше изолируя его от других. Он приходит в ужас, когда Дуня говорит, что ее помолвка не является таким преступлением, как убийство. Побуждаемый добрыми намерениями, он все же ставит Дуне ультиматум насчет Лужина, пытаясь распоряжаться ее жизнью.
Родион по-прежнему сосредоточен на сокрытии следов преступления. Он решает сделать вид, что сотрудничает с полицией, дабы избежать подозрений. Когда они входят в полицейский участок, он шутит с Разумихиным, чтобы полицейские приняли его за беззаботного человека. Хотя многих смущает профессия Сони, ее доброта и сочувствие побуждают Пульхерию Александровну и Дуню принять девушку. Присутствие Сони оживляет и Раскольникова. Он загорается, начинает теплее относиться к Дуне и матери и заявляет, что «живым еще жить». Он понимает, что работа, к которой принуждают Соню, не ставит под угрозу чистоту ее души. Ее социальный статус может быть низким, но человечность и сострадание поднимают ее до высочайшего уровня. Главы 5-6 Раскольников неприятно удивлен, что следователь уже знает, что он закладывал вещи у Алены Ивановны. Порфирий Петрович Петрович объявляет, что ему многое известно о недавних передвижениях Раскольникова.
Мысль о том, знает ли Порфирий Петрович, что он ходил в квартиру Алены накануне вечером, мучает Раскольникова. Порфирий Петрович приводит опубликованную статью Раскольникова о преступлениях. В ней утверждается, что необыкновенные люди имеют право совершать преступления, даже убивать, ради общего блага. Разумихин ужасается, что его друг допускает кровопролитие, согласно такой философии. Порфирий Петрович Петрович задается вопросом, не мог бы Раскольников вообразить себя тем самым «необыкновенным человеком». Разумихин возмущен тем, что Порфирий Петрович подозревает Раскольникова. Сначала Раскольников как будто хочет уйти от разговора о встрече с Порфирием. Но он ловко обыгрывает приемы Порфирия Петровича перед Разумихиным, втайне признаваясь себе, что любит вникать в подробности своего преступления. Несмотря на эту внешнюю уверенность, паника вновь овладевает им, и он мчится домой в поисках улик, которые мог упустить. Позже на улице мимо Раскольникова проходит странный человек и шепчет: «Убийца!
Он понимает, что, в конце концов, он не сверхчеловек, потому что ему не хватает смелости доказать свои убеждения. Если бы он считал, что то, что он сделал, действительно «не преступление», он не чувствовал бы себя таким виноватым. На самом деле он сравнивает процентщицу с вошью, насекомым, а потом убеждается, что он даже «гнуснее и отвратительнее», чем она. Анализ Раскольников думает, что он умный, но он убеждается, что остальные не глупее него. Порфирий Петрович видит его насквозь и, не колеблясь, бросает ему вызов, пытаясь уличить во лжи. Порфирий Петрович искусен в психоанализе и использует статью Раскольникова, чтобы интуитивно понять, что он способен на преступление. В пятой главе полностью раскрывается рационализация преступления Раскольникова: его теория «необыкновенного человека». Наполеон для Раскольникова — воплощение «необыкновенного человека». Его стремление завоевать Европу погубило много людей, но история считает его блестящим и могущественным «лидером». На его экстраординарные действия не распространяются обычные законы, поэтому страдания, которые он причиняет, оправданы.
Достоевский открыто критикует теорию Раскольникова и продолжает отказываться от новой морали, которую Раскольников использует для оправдания убийства перед самим собой. Возникает вопрос, «существует ли такое понятие, как преступность». По мнению социалистов, представляющих новую мораль, все преступления совершаются по одной и той же причине — в знак протеста против социальных пороков. Подобно Раскольникову, они считают преступление во благо простительным, потому что цель оправдывает средства. Разумихин считает теорию Раскольникова упрощенной и пренебрегает ролью «живой души», или человеческой природы, как мотива преступления. Порфирий Петрович считает, что преступники в какой-то мере создаются средой их обитания. Обе точки зрения могли быть применимы к Раскольникову. Его бедность, вероятно, сыграла свою роль в его преступлении, но не меньшее значение имела и его психология. Порфирий Петрович и Разумихин также подчеркивают, насколько бесчеловечной на самом деле является теория Раскольникова. Разумихин также считает эту теорию отталкивающе жестокой.
Допрос Порфирия Петровича заставляет Раскольникова понять, что совершенное им убийство не сделало его выдающимся человеком. Его чувство превосходства — не более чем прикрытие. На самом деле, он чувствует себя ниже процентщицы, которую презирал. Несмотря на это осознание, Раскольников по-прежнему избегает быть полностью честным с самим собой в отношении преступления. Часть 4 Глава 1 Свидригайлов приходит к Раскольникову и утверждает, что отказался от своих замыслов на Дуню — он уже помолвлен с другой. Он просит Раскольникова помочь ему передать Дуне часть своих денег в качестве извинения. Когда Раскольников упоминает о смерти жены Свидригайлова, тот отрицает свою причастность. Он намекает, что его жена, Марфа Петровна, как и все женщины, любила, когда ее бьют. Он признается, что сидел в тюрьме за азартные игры, когда Марфа Петровна взяла на себя его долги и вышла за него замуж. Он рассказывает о том, что ее призрак являлся ему несколько раз с тех пор, как она умерла.
Свидригайлов описывает загробную жизнь как маленькую темную комнату, полную пауков, и Раскольников задается вопросом, здоров ли психически Свидригайлов. Уходя, Свидригайлов упоминает, что Марфа Петровна завещала Дуне три тысячи рублей. Анализ Свидригайлов утверждает, что они с Раскольниковым «одного поля ягоды», и они, действительно, удивительно похожи. Оба мужчины умны, эгоцентричны, не решаются взять на себя настоящую ответственность за свои действия. Раскольников определенно совершил ужасное преступление. Свидригайлов, возможно, сделал то же самое, хотя он это отрицает и задает себе вопрос, который в равной степени относится и к Раскольникову: «Я чудовище или я сам жертва? Он описывает загробный мир как маленькую грязную комнату с пауками по углам, которая поразительно похожа на чердак Раскольникова. Это говорит о том, что Свидригайлова, как и Раскольникова, мучает совесть. Но это также предполагает более реалистическое восприятие мира у Свидригайлова, чем у Раскольникова. Лужин недоволен, обнаружив там Раскольникова в нарушение их договора.
Попутно Лужин описывает изнасилование и две жестокие смерти, приписываемые Свидригайлову, хотя улики против него остаются неубедительными. Раскольников сообщает, что Свидригайлов был у него, и что Марфа Петровна оставила Дуне деньги. Дуня объясняет, что она сама попросила своего брата присутствовать. Она хочет выслушать и его, и Лужина. Если Раскольников оскорбил Лужина, Дуня заставит его извиниться. Она взывает к доброте Лужина, чтобы он помирился с ее братом. Лужин предполагает, что женщины бросают ему вызов, потому что теперь у них есть собственные деньги. Дуня отсылает Лужина, разрывая помолвку. Лужин утверждает, что она должна быть благодарна ему за то, что он вообще хотел на ней жениться, и что он сожалеет о потраченных на нее деньгах. У него остается чувство «мстительной ненависти» к Раскольникову.
Раскольников говорит Дуне, что Свидригайлов хочет с ней познакомиться и дать денег, но ее это пугает. Разумихин излагает план, как ему, Раскольникову и Дуне вместе пойти в издательство на часть денег, доставшихся Дунечке в наследство от Марфы Петровны. Раскольников поддерживает идею. Но его совесть берет над ним верх. Он вдруг заявляет, что хочет расстаться с матерью и сестрой. Он просит их оставить его в покое, иначе он возненавидит их. Сестра называет его «злым, бессердечным эгоистом», но Разумихин напоминает ей, что ее брат, скорее сумасшедший, чем бессердечный. Раскольников намекает, что им всем будет без него лучше. Он просит Разумихина заботиться о Дуне и Пульхерии Александровне. Раскольников пристально смотрит на своего друга, и Разумихин подозревает, что Раскольников, вероятно, и есть убийца, или, по крайней мере, он сделал что-то ужасное.
Анализ Во второй главе раскрывается вся природа характера Лужина. Раскольников оказался по существу прав насчет него, и, разорвав помолвку, Дуня спасла себя. Лужин ожидал, что бедственное финансовое положение Дуни сделает ее полностью зависимой от него, надеясь, что она будет поклоняться ему, как своему спасителю. Раскольников впервые слышит о предполагаемых преступлениях Свидригайлова. Предполагаемые жертвы — молодая глухонемая девушка и лакей, — люди, стоящие намного ниже Свидригайлова по социальному статусу и потому особо уязвимые. Если эти слухи окажутся верны, то можно сказать, что Свидригайлова и Раскольникова объединяет два сходства: они преступники, и их преступления связаны с чувством превосходства над своими жертвами. В третьей главе панические мысли Раскольникова доводят его состояние до предела. На грани признания он отвергает свою семью и самого близкого друга, — единственные источники его эмоциональной поддержки. Он думает, что его отказ избавит их от последствий его признания. Кроме того, он боится быть отверженным ими, после того, как они узнают о его преступлении.
Глава 4 Раскольников навещает Соню. Они обсуждают, что будет с Катериной Ивановной и ее детьми. Соня защищает мачеху. Она объясняет, что Катерина Ивановна так настрадалась, что в итоге сломалась. Она беспокоится, что ее девятилетнюю сводную сестру могут заставить заниматься проституцией, но надеется на то, что Бог защитит ее. Видя ее «неизбывное сострадание», Раскольников кланяется Соне, говоря: «Я не тебе кланяюсь, я кланяюсь всем страданиям человечества». Попутно Соня упоминает, что дружила с Лизаветой, что очень пугает Раскольникова. Раскольников считает Соню «религиозной фанатичкой», наподобие юродивых, «тронутых богом». Ее вера озадачивает его. Конфликт между профессией Сони и ее религией кажется невыносимым.
Он видит только три варианта: она покончит жизнь самоубийством, сойдет с ума или будет испорчена своей профессией. Соня, действительно, раньше подумывала о самоубийстве, но отвергла эту мысль, так как боялась, что без ее поддержки семья просто не выживет. Соня читает Раскольникову историю Лазаря из Библии, оставленной Лизаветой. Во время чтения ее охватывает религиозный пыл. Раскольников признается, что он отверг свою семью и что ему нужна Соня — она все, что у него осталось. Он говорит Соне, что если вернется завтра, то расскажет ей, кто убил Лизавету. Соня задается вопросом, не сошел ли с ума Раскольников. Свидригайлов, живущий в соседней квартире, подслушивает их разговор. Анализ Эта глава создает у читателя напряжение, поскольку Раскольников приближается к признанию. Оттолкнув от себя всех остальных, он доверяет только Соне, считая, что она единственная, кто может его понять.
К сожалению, Раскольников не может сказать того же о себе. Для него Соня подобна Христу и представляет все человеческие страдания. Ее сострадание побуждает его выйти за пределы собственного «я» и присмотреться к другим людям.
Позже в разговоре со студентом Аркадий Иванович откровенно рассказывает и о других своих прегрешениях: он мошенничал за карточным столом, сидел в тюрьме, женился в своё время ради избавления от долгов, избивал жену хлыстом; себя он называет человеком «развратным и праздным» [19]. Комментируя внешность Свидригайлова «Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво» , литературовед Фёдор Евнин отметил, что за маской внешнего благообразия скрываются «низменные инстинкты и страсти» [68]. Любовь Свидригайлова к Дуне сродни тому необузданному чувству, которое герой «Идиота» Парфён Рогожин испытывает по отношению к Настасье Филипповне. Для Аркадия Ивановича нахлынувшее на него неистовство становится мукой: «Право, я думал, что со мной сделается падучая ; никогда не воображал, что могу дойти до такого исступления» [69]. Он фактически преследует сестру Раскольникова, преклоняясь перед нею и одновременно «вожделея, как грязное животное» [70]. При этом, герой отнюдь «не однолинеен, не однотонно чёрен» [70] — он сам понимает это, когда произносит: «Не привилегию же в самом деле взял я делать одно только злое» эта фраза, по замечанию историка литературы Альфреда Бема , перекликается с мефистофельским афоризмом «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» [71].
Свидригайлов, являющийся, по утверждению Лужина, «самым развращённым и погибшим в пороках человеком» [72] , совершает, тем не менее, больше благих дел, чем все остальные герои «Преступления и наказания» [73]. Так, именно он даёт деньги на похороны Катерины Ивановны, выделяет средства на устройство её малолетних детей, оставшихся сиротами, фактически оплачивает Сонину поездку в Сибирь за Раскольниковым [74]. В сцене свидания с Дуней, когда Аркадий Иванович открывает ей всю правду о преступлении Родиона, «человек побеждает зверя»: Свидригайлов даёт девушке возможность уйти из своего «нумера». Пистолет, брошенный Авдотьей Романовной, он забирает себе для «вояжа в Америку» — это словосочетание служит у него заменой слову «самоубийство» [75]. Главу, повествующую о скитаниях Свидригайлова перед последним выстрелом, исследователи называют «одной из самых потрясающих по художественной силе» [75]. Герой передвигается по Петербургу, фиксируя взглядом вывески, — подобным образом сам Достоевский, приговорённый в 1849 году к смертной казни по делу петрашевцев , искал глазами таблички над входом в знакомые лавки [76]. Прототипом Свидригайлова исследователи называют каторжника Павла Аристова, с которым Достоевский познакомился в омском остроге; тот в неволе вёл себя столь же развязно и дерзко, как и на свободе: крал, пытался устраивать побеги, наушничал [77]. В подготовительных материалах к «Преступлению и наказанию» сохранились авторские наброски к образу персонажа, которому свойственны «полнейшая беспринципность и крайний эгоизм»; все его деяния укладывались в формулу «Нет ничего святого»: В Аристове нет пока и намёка ни на сложную внутреннюю жизнь Свидригайлова, ни на его внутреннюю независимость. Однако парадокс задуманного образа состоялся в том, что он, этот характер, оказался сложнее и таинственнее всех прочих [78].
Основная статья: Пётр Петрович Лужин П. Лужин Судя по черновым наброскам к роману, Лужин замышлялся автором как персонаж тщеславный, скупой и самовлюблённый «до кокетства»; Достоевский предполагал при создании психологического портрета Петра Петровича выделить также такие качества, как «мелочность и страсть к сплетне» [79]. Именно эти черты угадывает Раскольников в женихе своей сестры при чтении письма матери. Пульхерия Александровна, рассказывая о посватавшемся к Дуне надворном советнике Лужине, характеризует его как человека «почтенного, благонадёжного и обеспеченного», однако Родиону Романовичу от описания неведомого «благодетеля», претендующего на роль родственника, становится «душно и тесно» [80]. Пётр Петрович задолго до встречи с Дуней создал в своём сознании образ будущей жены — она должна быть девушкой из хорошей семьи, получившей приличное образование, с доброй репутацией и обязательно бедной; именно такая супруга, по его мнению, «всю жизнь считала бы его спасением своим» [81]. Ради неё Лужин «прикапливал денег и ждал». Авдотья Романовна формально соответствует всем его требованиям. Прибыв в Петербург, герой посещает портного и парикмахера, чтобы, с одной стороны, достойно выглядеть на фоне молодой и красивой невесты, с другой — «подчеркнуть своё новое богатство, своё впервые приобретаемое значение» [82]. Когда Дуня в присутствии матери и брата отправляет Лужина «в отставку», Пётр Петрович долго не может поверить, что «две нищие и беззащитные женщины могут выйти из-под его власти».
Стремясь отомстить Раскольникову, уязвлённый экс-жених устраивает провокацию в отношении Сони Мармеладовой [81] : вначале он вручает ей десять рублей, позже, словно спохватившись, обвиняет в краже «государственного кредитного билета сторублёвого достоинства». Как отметил специалист по творчеству Диккенса Игорь Катарский, подобным же образом адвокат Брасс — персонаж романа « Лавка древностей » — пытался скомпрометировать юного Кита [83]. В свою очередь, литературовед Наталья Долинина обнаружила определённое сходство между Лужиным и князем Петром Валковским из « Униженных и оскорблённых »: «Оба эти человека ни перед чем не остановятся, чтобы достигнуть своей цели» [84]. Наконец, идейную близость между тремя презирающими друг друга героями — Лужиным, Раскольниковым и Свидригайловым — выявил Юрий Карякин; по его словам, этих персонажей роднят исповедуемые ими принципы: «Возлюби прежде всего самого себя» и «Всё позволено» [85]. К числу возможных прототипов Лужина исследователи относят присяжного поверенного Павла Петровича Лыжина, которому, судя по сохранившейся повестке квартального надзирателя , Достоевский задолжал по векселям 249 и 450 рублей [86]. Кроме того, некоторые качества, присущие несостоявшемуся жениху Авдотьи Романовны, были свойственны Петру Андреевичу Карепину — мужу сестры писателя Варвары Михайловны [87]. Фёдор Михайлович не одобрял выбора сестры и считал её супруга «чёрствым дельцом и старым скрягой» [88]. Дуня Раскольникова[ править править код ] А. Панаева — возможный прототип Авдотьи Романовны Раскольниковой Двадцатидвухлетняя Дуня Раскольникова в финале «Преступления и наказания» становится женой бывшего студента Дмитрия Разумихина.
Однако прежде чем этот «простоватый, честный, сильный как богатырь» человек сделал Авдотье Романовне предложение, ей довелось пережить и агрессивную страсть со стороны Свидригайлова, и унизительную роль «облагодетельствованной» невесты Лужина [89]. Одним из выпавших на долю Авдотьи Романовны испытаний становится её изгнание из дома Свидригайловых — «оскорблённая и опозоренная» девушка возвращается в город в крестьянской телеге, наполненной спешно брошенными вещами. Выйдя из укрытия, служанка обнаружила, что её одежда выброшена на улицу [86]. Дуня внешне похожа на Родиона Романовича — она «замечательно хороша собой»: с тёмно-русыми волосами, чёрными глазами и почти всегда серьёзным выражением лица. По предположению исследователей, возможным прототипом героини была Авдотья Яковлевна Панаева — подтверждением тому является и фактически воспроизведённый портрет известной красавицы на страницах романа, и совпадение имён [90]. Достоевский познакомился с Авдотьей Яковлевной в 1845 году и некоторое время был увлечён ею; в письме, адресованном брату, он признавался, что «был влюблён не на шутку в Панаеву, теперь проходит» [91]. Себастьяно дель Пьомбо. Мученичество святой Агаты В то же время литературовед Ромэн Назиров писал, что считать, будто психологический портрет Дуни полностью совпадает с характером Панаевой, нельзя: персонажа «Преступления и наказания» отличает «героическое целомудрие», которое не было свойственно Авдотье Яковлевне. Поэтому не исключено, что в создание образа сестры Раскольникова Достоевский вложил и другие впечатления и воспоминания.
Их отзвук Назиров нашёл в словах Свидригайлова, обращённых к Родиону Романовичу: «Она [Дуня] была бы одна из тех, которые претерпели мученичество и, уже конечно бы, улыбались, когда бы им жгли грудь раскалёнными щипцами». Соотнеся эту фразу с эпизодом из биографии Достоевского, посетившего в 1862 году палаццо Питти , литературовед пришёл к выводу, что в образе Дуни писатель запечатлел черты героини увиденной им во флорентийской галерее картины Себастьяно дель Пьомбо «Мученичество святой Агаты » [92]. Дуня наряду с Полиной из « Игрока », Аглаей Епанчиной из «Идиота» и Грушенькой из «Братьев Карамазовых» входит в условную галерею «героинь-мучительниц» Достоевского [89]. Порфирий Петрович[ править править код ] Пристав следственных дел Порфирий Петрович — единственный из основных действующих лиц персонаж, которому Достоевский не дал фамилии [93] ; имя, возможно, было позаимствовано автором из «Губернских очерков» Михаила Салтыкова-Щедрина , где фигурирует полный тёзка героя — «человек, казённых денег не расточающий, свои берегущий, чужих не желающий» [94]. Порфирий Петрович живёт в служебной квартире при полицейском участке [95] — именно там он проводит расследование и раскрывает преступление [93]. Придя к нему впервые с Разумихиным, Раскольников видит полноватого человека лет тридцати пяти, облачённого в халат и домашние туфли, с почти добродушным выражением на круглом лице [96]. Уже при первой встрече Порфирий Петрович демонстрирует редкую осведомлённость: двумя месяцами ранее он прочитал статью Раскольникова «О преступлении», в которой студент обосновал деление людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». Во время беседы хозяин — с помощью наводящих вопросов — вынуждает Родиона Романовича перейти к рассуждениям о праве тех и других на существование. Речь следователя полна уменьшительно-ласкательных слов, она «обволакивающая и выматывающая»; пристав включает в диалоги провокационные реплики, заставляющие гостя раскрываться [96].
Как отмечал Валерий Кирпотин, Порфирий Петрович в беседах «логичен и интуитивен, умён и хитёр, осторожен и смел». Каждая встреча Раскольникова с ним — это очередной раунд поединка, в котором пристав использует почти гипнотические приёмы [97]. Уловки и мистификации следователя заканчиваются в конце последнего разговора героев проходящего в каморке Раскольникова , когда Порфирий Петрович, понимая, что его собеседник надломлен и повержен, напоминает, что не надо «брезговать жизнью», и даёт ему некую свободу выбора [98]. Порфирий психологически угадал в Раскольникове убийцу, он психологически преследовал его, мучил его, экспериментировал над ним, пока не загнал его в угол и не добился его признания… У Порфирия нет никаких фактов, никаких улик, и в его подозрениях, в его созревшей наконец уверенности нет ничего, кроме психологии [99]. В литературоведении получили распространение несколько основных точек зрения, касающихся трактовки образа Порфирия Петровича. По мнению Виктора Шкловского, Фёдора Евнина, Леонида Гроссмана, следователь является в романе «идеологическим заместителем автора». Валерий Кирпотин, Георгий Фридлендер и некоторые другие исследователи придерживаются противоположных взглядов, считая его представителем «официальной законности». Выразитель третьей позиции — Юрий Карякин — полагал, что для Порфирия поединки с Раскольниковым не менее важны, чем для Родиона Романовича: пристав в романе также «проходит путь нравственного возрождения» [100]. Наконец, литературовед Игорь Сухих назвал пристава двойником главного героя: Порфирий Петрович хорошо понимает логику своего собеседника, «потому что узнаёт в нём какие-то собственные мысли» [101].
Другие персонажи[ править править код ] П. Разумихин Дмитрия Разумихина — университетского товарища Раскольникова — Достоевский в одном из черновиков ошибочно назвал Рахметовым. Исследователи считают, что авторская оговорка не была случайной: и персонаж «Преступления и наказания», и герой романа Николая Чернышевского « Что делать? И тот, и другой закаляют волю и тело: если Рахметов, готовясь к грядущим лишениям, тянет с бурлаками лямку на Волге и приучает себя не реагировать на боль, то Разумихин может «квартировать на крыше, терпеть адский голод и необыкновенный холод» [103]. Отличия между ними заключаются в том, что жёстко-целеустремлённый герой Чернышевского отсекает от себя всё лишнее и сближается только с единомышленниками, тогда как у персонажа Достоевского круг общения весьма широк: он с готовностью вступает в беседы с первым встречным и «человеку придаёт значение большее, чем его принципам» [104]. Разумихин почти неотлучно находится рядом с Раскольниковым, поддерживая не только его, но и Авдотью Романовну и Пульхерию Александровну. В эпилоге сообщается, что Дмитрий навещал товарища в тюрьме; после женитьбы на Дуне он планирует вместе с супругой перебраться в Сибирь, чтобы быть поближе к тому острогу, в котором отбывает срок Родион Романович [105]. Другим представителем прогрессивной молодёжи является Андрей Семёнович Лебезятников — сосед Мармеладовых, в квартире которого останавливается прибывший в Петербург Лужин. При разработке его образа Достоевский в предварительных материалах сделал пометку: « Нигилизм — это лакейство мысли» [106].
Персонаж задумывался как явная карикатура на героев Чернышевского, и потому его рассуждения о жизненном устройстве коммуны написаны с пародийной отсылкой на диалоги из романа «Что делать? Однако когда Лебезятников узнаёт о провокации Лужина в отношении Сони, комический налёт с него слетает: Андрей Семёнович сначала изобличает Петра Петровича, а затем пытается помочь покинувшей жилище Катерине Ивановне [108]. С этого момента, по словам Валерия Кирпотина, «карикатура кончилась, художник победил памфлетиста » [39]. Матери Родиона и Авдотьи — Пульхерии Александровне — в начале романа сорок три года; это мягкая, деликатная, исключительно честная женщина, которая, как отметил писатель Николай Наседкин , «до самого конца не осознала катастрофу сына». Драматические события, связанные с Раскольниковым, подрывают её здоровье: с момента вынесения приговора она беспрестанно говорит о Родионе, рассказывая о нём незнакомым людям на улицах и в лавках. Затем в её сознании возникает фантазия, что сын должен вернуться из Сибири через девять месяцев; Пульхерия Александровна начинает готовиться ко встрече. После двухнедельной лихорадки , пребывая в почти непрерывном бреду, она умирает [109]. Имена и фамилии персонажей[ править править код ] Н. Иллюстрация к роману «Преступление и наказание» Достоевский очень тщательно относился к выбору имён и фамилий своих персонажей — зачастую в них не только содержались характеристики действующих лиц, но и указывались их возможные прототипы; порой в ономастике Фёдора Михайловича исследователи выявляли перекличку с героями других авторов, литературными и мифологическими сюжетами, историческими событиями [110] [111].
Так, в черновых материалах к «Преступлению и наказанию», когда Пульхерия Александровна произносит «Раскольниковы двести лет известны», присутствует отсылка к «корням» и конкретным датам, связанным с началом раскола [112]. Кроме того, по трактовке Альфреда Бема, существует смысловая связка между понятиями «раскол» и «раздвоение» [113]. По другой версии, Фёдор Михайлович, изучая историю своего рода его дочь Любовь Фёдоровна в книге мемуаров писала о литовских корнях отца [115] , вероятно, обратил внимание на фамилию князя Швитригайло , одна из частей которой geil «сладострастный» вполне соотносилась с личностью Аркадия Ивановича [116]. В произведениях Достоевского есть два персонажа по фамилии Лебезятников: один из них, надворный советник Семён Евсеевич, появляется в рассказе « Бобок » и проявляет себя как человек, стремящийся «услужить старшим по чину». Вторым является молодой прогрессист Андрей Семёнович из «Преступления и наказания». Значение этой фамилии, с одной стороны, объяснил сам Фёдор Михайлович, написавший в черновиках «Лебезятников, лебезить, поддакивать…» [106] ; с другой — герой Дмитрий Разумихин, произносящий в романе фразу о том, что человек должен иметь твёрдую почву — «не то будешь подличать, лебезить, поддакивать» [117].
Скверный анекдот (1945 г.)
- История создания романа «Преступление и наказание» | TheOcrat Quotes
- История создания романа "Преступление и наказание": от замысла до публикации
- Преступление и наказание (Достоевский Федор) - слушать аудиокнигу онлайн
- Когда был написан роман «Преступление и наказание»
- Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание
Достоевский Федор Михайлович
"Преступление и наказание" Ф.М. Достоевский - Listen online. Music | Замысел романа «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский вынашивал 6 лет. |
Преступление и наказание — Рувики | История создания романа «Преступление и наказание» Достоевского Фёдора Михайловича: рождение замысла, между мечтой и реальностью, начало, психология творчества, дневник работы над романом. |
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ». Аудиокнига. читает Всеволод Кузнецов - YouTube | Инсценируя «Преступление и наказание», драматурги отнюдь не всегда следовали тексту романа: так, в спектакле «Одеона» главный герой шёл на преступление из-за того, что старуха «толкала Соню на путь порока»; авторы немецкой версии также изменили сюжетную канву. |
Семь фактов об истории создания "Преступления и наказания" Достоевского | Фани Раневская | Дзен | Cлушайте в ОК бесплатно песню Преступление и наказание. |
История создания «Преступление и наказание»
Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. «Преступление и наказание», история создания которого длилась почти 7 лет, является одним из самых известных романов Ф.М Достоевского как в России, так и за рубежом. Сарджент экранизировал «Преступление и наказание» довольно близко к тексту, правда, не обошлось при этом без традиционной «развесистой клюквы». 3. Сначала «Преступление и наказание» было написано от первого лица.
"Преступление и наказание"
Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание" — 1866 г — Сообщество «Читательский Кружок» на DRIVE2 | О компании Раскрытие информации Вакансии Новости Программа обновления сети Для бизнеса Дерево добра. |
Федор Достоевский: Преступление и наказание | Вернувшись в Москву, написал романы «Игрок» и «Преступление и наказание». |
Преступление и наказание - краткое содержание | 1044 предложения - низкие цены, быстрая доставка от 1-2 часов, возможность оплаты в рассрочку для части товаров, кешбэк Яндекс Плюс - Яндекс Маркет. |
Достоевский Федор - Преступление и наказание | Любопытно, что сам Ленин не любил творчество Достоевского, к примеру, называя «Преступление и наказание» «морализирующей блевотиной». |
Прогулка с писателем по переулкам, подворотням и подъездам "Преступления и наказания"
Раскольников жил в Столярном. Знаменит переулок был тем, что на 16 домов, стоящих в нем, приходилось, представьте, 18 питейных заведений. Достоевский не называет это число, но, помните, Раскольников "каждую ночь просыпается, когда пьяницы с криком расходятся из кабаков по домам". В Столярном по сей день стоят несколько домов, которые с полным правом можно было бы назвать "домами Раскольникова". Это и дом Алонкина, и дом Скуридина. Но больше всего походит на него - на этом сошлись многие исследователи! Фото: РИА Новости Здесь, в комнатушке, "шагов в шесть длиной", похожей на "каюту", "шкаф" или даже "гроб", и обитал бедный студент. Хозяйка этой квартиры жила этажом ниже, и Раскольникову всякий раз, спускаясь но лестнице, надо было непременно проходить мимо хозяйской кухни, дверь которой почти всегда была настежь открытой. Со своего этажа до площадки, на которой находилась эта кухня, ему надо было спуститься по 13 ступенькам. Так вот, в это трудно поверить, но и теперь в этом доме, если войти во двор, можно отыскать в углу лестницу, где в последний этаж, вернее, на чердак, под крышу, ведут ровно 13 ступеней! Достоевский "постоянно измеряет, числит, стремится создать точную раму для действия", пишет, например, Анциферов: "тринадцать ступенек", "два поворота", "в третьей улице".
Раскольников как бы наследует эту черту писателя. От Столярного, от собственного жилища его до дома старухи а Раскольников трижды ходил к ней , лежат, помните, сосчитанные им шаги. Соня Мармеладова. Углы Сони Мармеладовой Когда-то и я, признаюсь, пересчитывал эти шаги, пытаясь найти дом старухи-ростовщицы. Дом, к счастью, сохранился, "преогромнейший", по словам писателя; он был "весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками - портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч. Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами и на обоих дворах дома... Ворот и ныне двое, дом угловой, как и все почти дома, в которых жил писатель или которые описывал. Нынешний адрес дома процентщицы - угол набережной "канавы" и Средней Подьяческой, 15 кан. Грибоедова, 104. Правда, в совсем уж недавних комментариях к книге Н.
Анциферова номер дома по каналу указан другой - 118. Возможно опечатка, а, может - изменилась нумерация. Не знаю, увы, не знаю... Кстати, угловые дома, которые выбирал для жизни Достоевский и в которых, по преимуществу, селил своих героев, тоже привлекали внимание исследователей. Почему любил их? Не из-за того ли, что в квартире, окна которой выходят на две улицы, всегда и просторней, и светлей, и обзор шире? Словно на каком-то подсознательном уровне писатель боялся, страшился темных "уголков" жизни "угрюмого" Петербурга, где "так скоро гибнет молодость, так скоро вянут надежды, так скоро перерабатывается весь человек", где от "остроуслащенных" запахов даже чижики мрут, как у соседа-мичмана в квартире Макара Девушкина из "Бедных людей"? Дом Сони Мармеладовой на канале Грибоедова, 73. В угловом доме, в таком же уголке-шкафу, проживала еще одна героиня "Преступления и наказания" - Соня Мармеладова. В романе сказано, что живет она в двух шагах от Столярного, от дома Раскольникова.
Соня, выйдя от него, дважды поворачивает направо и, таким образом, выходит на "канаву", на канал Грибоедова. Этот дом тоже нетрудно найти - сам текст позволяет расшифровать адрес героини - канал Грибоедова, 73. Только ныне этот дом не светло-зеленый, а желтый, и к нему, за минувшее с тех пор время, надстроен еще один этаж. Стена с тремя окнами, выходившими на канал, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть было нельзя. Комната эта - тоже "герой" романа: ее уродливость словно подчеркивает трагическое уродство жизни Сони. Недаром Раскольников еще подумал про Соню: "Ей три дороги: броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или... А на одной площадке с Соней, напомню, только в соседней квартире, проживал господин Свидригайлов. Он, узнав, что Соня его соседка, из своей квартиры и начнет подслушивать ее разговор с Раскольниковым. Константинов Ф.
Дмитрий рассказывает другу, что пока тот был болел, к Родиону несколько раз заходил полицейский Заметов и расспрашивал о его вещах. Глава 4 К Раскольникову заходит еще один товарищ — студент-медик Зосимов. Он начинает разговор об убийстве Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы, рассказывая, что в преступлении подозревают многих, в том числе красильщика Миколу, однако достоверных улик пока у полиции нет. Раскольников упрекает мужчину, что тот собирается жениться на Дуне только для того, чтобы девушка до конца жизни была благодарна за избавление ее семьи от нищеты. Лужин пытается это отрицать. Рассерженный Раскольников выгоняет его. Вслед за ним уходят и друзья Раскольникова. Разумихин переживает за друга, считая, что «у него что-то есть на уме! Что-то неподвижное, тяготящее». Глава 6 Случайно зайдя в распивочную «Хрустальный дворец» Раскольников встречает там Заметова. Обсуждая с ним дело об убийстве старухи, Родион высказывает свое мнение о том, как бы он действовал на месте убийцы. Студент спрашивает, что бы делал Заметов, если бы убийцей оказался он и почти напрямую говорит, что это он убил старуху. Заметов решает, что Родион сумасшедший и не верит в его виновность. Гуляя по городу, Раскольников решает утопиться, но, передумав, в полубреду идет к дому убитой старухи-процентщицы. Там идет ремонт и студент заговаривает с рабочими о случившемся преступлении, все думают, что он сумасшедший. Глава 7 По дороге к Разумихину Раскольников видит толпу, собравшуюся вокруг случайно сбитого, совершенно пьяного Мармеладова. Пострадавшего относят домой, он находится в тяжелом состоянии. Перед смертью Мармеладов просит у Сони прощения и умирает у дочери на руках. Раскольников отдает все свои деньги на похороны Мармеладова. Родион чувствует, что выздоравливает и идет в гости к Разумихину. Дмитрий провожает его домой. Подходя к дому, Раскольникова, студенты видят в его окнах свет. Когда друзья поднялись в комнату, оказалось, что к Родиону приехали мать и сестра. Увидев близких, Раскольников упал в обморок. Часть третья Глава 1 Придя в себя, Родион просит родных не беспокоиться. Беседуя с сестрой о Лужине, Раскольников требует, чтобы девушка отказала ему. Пульхерия Александровна хочет остаться присматривать за сыном, но Разумихин уговаривает женщин вернуться в гостиницу. Разумихину очень понравилась Дуня, его привлекает ее красота: в ее внешности сила и самоуверенность соединялись с мягкостью и грациозностью. Глава 2 С утра Разумихин навещает мать и сестру Раскольникова. Лужин пишет, что хочет навестить их, но просит, чтобы во время их встречи не присутствовал Родион. Мать и Дуня едут к Раскольникову. Глава 3 Раскольников чувствует себя лучше. Студент рассказывает матери и сестре о том, как вчера отдал все свои деньги на похороны бедной семье. Раскольников замечает, что родные его боятся. Заходит разговор о Лужине. Родиону неприятно, что Петр Петрович не проявляет должного внимания невесте. Юноше говорят о письме Петра Петровича, он готов сделать так, как посчитают правильным его родные. Дуня считает, что Родион непременно должен присутствовать во время визита Лужина. Глава 4 К Раскольникову пришла Соня с приглашением на похороны Мармеладова. Несмотря на то, что репутация девушки не позволяет общаться ей на равных с матерью и сестрой Родиона, юноша представляет ее близким. Уходя, Дуня поклонилась Соне, чем очень сильно смутила девушку. Когда Соня шла домой, ее начал преследовать какой-то незнакомец, оказавшийся ее соседом дальше по сюжету становится ясно, что это был Свидригайлов. Глава 5 Раскольников и Разумихин едут к Порфирию, так как Родион попросил друга познакомить его со следователем. Раскольников обращается к Порфирию с вопросом, как можно заявить свое право на вещи, которые он закладывал старухе. Следователь говорит, что ему нужно подать объявление в милицию, и что вещи его не пропали, так как помнит их среди изъятого следствием. Обсуждая с Порфирием убийство процентщицы, юноша понимает, что его также подозревают. Порфирий вспоминает о статье Раскольникова. В ней Родион излагает собственную теорию о том, что люди делятся на «обыкновенных» так называемый «материал» и «необыкновенных» талантливых, способных сказать «новое слово» »: «обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона». Порфирий спрашивает у Раскольникова, считает ли он себя таким «необыкновенным» человеком и способен ли он убить или ограбить, Раскольников отвечает, что «очень может быть». Уточняя детали дела, следователь спрашивает у Раскольникова, видел ли он, например, во время последнего визита к процентщице, красильщиков. Медля с ответом, юноша говорит, что не видел. Тут же Разумихин отвечает за друга, что тот был у старухи за три дня до убийства, когда красильщиков там еще не было, ведь они работали в день убийства. Студенты уходят от Порфирия. Глава 6 Возле дома Родиона поджидал незнакомец, который назвал Родиона убийцей и, не пожелав объясниться, уходит. Дома Раскольникова снова начала мучить лихорадка. Юноше приснился этот незнакомец, который манил его за собой к квартире старухи-процентщицы. Родион ударил Алену Ивановну по голове топором, но она смеется. Студент пытается убежать, но видит вокруг толпу осуждающих его людей. Родион просыпается. К Раскольникову приходит Свидригайлов. Часть четвертая Глава 1 Раскольников не рад приходу Свидригайлова, так как из-за него серьезно подпортилась репутация Дуни. Аркадий Иванович высказывает мнение, что они с Родионом очень похожи: «одного поля ягоды». Свидригайлов пытается уговорить Раскольникова устроить ему встречу с Дуней, так как его жена оставила девушке три тысячи, а он сам хотел бы дать Дуне десять тысяч за все причиненные ей неприятности. Родион отказывается устраивать их встречу.
Он не только русский писатель. Достоевский настолько значителен, что перерос все границы и принадлежит всем. Театровед, историк театра Елена Горфункель о спектакле: "В каждой реплике этого спектакля мы слышим русскую речь и текст Достоевского, только в неожиданной аранжировке. Мы видим сразу же узнаваемых персонажей, только в жесткой раскадровке. Мы понимаем, что разночтений романа о преступлении и наказании между японцами и нами нет. Есть интерпретация, но разве многочисленные инсценировки романа у нас не были вариантами трактовок содержания и финала этого вполне загадочного произведения? К тому же сценическое решение Миуры-сана содержит столько приязни к русской культуре, что мы готовы принять ее тонко и точно увиденные знаки: петербургский брандмауэр задника; назойливые крики чаек в многократно повторяемых актерами как затакты реплик «а», «о»; колокольные звоны из глубины петербургских пространств; брожение на Сенной, на Гороховой, на Столярном, - словом везде, где бродил Родион Романович Раскольников. Хотя занята в спектакле не большая массовка, а всего-то чуть больше десятка актеров. О режиссере: Мотои Миура — театральный режиссер из Киото, известный далеко за пределами Японии прежде всего постановками чеховских пьес. Российские зрители могли видеть его «Чайку», «Вишневый сад», «Дядю Ваню» и «Три сестры» во время гастролей японского театра «Читен». И первая в истории БДТ постановка японского режиссера. В сотрудничестве с театром «Читэн» Миура отошел от японской традиции самостоятельного написания пьес режиссером, обратившись к европейской и русской драматургии и литературе — к текстам Йона Фоссе, Дэвида Хэрроуара, Франца Кафки, Антона Чехова, Федора Достоевского. Отзывы зрителей: «Это оригинальный микс японского театра и русского.
Тверь В 1864 году Достоевский размышляет над созданием романа с рабочим названием «Пьяненькие». В нем должны были разбираться не только сам «вопрос о пьянстве», но и «все его разветвления, преимущественно картины семейства, воспитания детей в этой обстановке и проч. В первой половине 1865 года Достоевский делает первые наброски к новому произведению. Сюжет для «Преступления и наказания», возможно, был подсказан Достоевскому судебным процессом по делу двадцатисемилетнего москвича Герасима Чистова, раскольника, представителя купеческой семьи, убившего в январе 1865 года двух пожилых женщин. Орудием убийства служил топор; преступник извлёк из сундука и вынес из квартиры деньги и ценные вещи. Через полгода, в августе, начался суд. Фёдор Михайлович был знаком со стенографическим отчётом по делу. Ласенер, уже находясь в заключении, написал мемуары, в которых пытался оправдать свои преступления «идейными» соображениями, выставляя себя «жертвой общества», восставшей против социальной несправедливости. Возможно, идея романа родилась у Достоевского как ответ на теорию «разумного эгоизма» описанную в романе Н. Чернышевского «Что делать? Из рассказов о новых людях » 1863. Его творческая полемика с Чернышевским началась в «Зимних заметках о летних впечатлениях» опубликованных в 1863 году, и уже тогда Достоевский высказывает мысль схожую с идеей романа «Преступление и наказание»: «Трудов мы не любим, по одному шагу шагать не привычны, а лучше прямо одним шагом перелететь до цели... Дстоевский, «Зимние заметки о летних впечатлениях» 1863 Работа над текстом В июле 1865 году Достоевский выезжает за границу, в Висбаден Германия , где за пять дней проигрывает в казино все деньги и часть личных вещей, включая карманные часы. В письме, адресованном своей возлюбленной Аполлинарии Сусловой август 1865 года , он сообщает, что в гостинице ему было отказано в обедах и других услугах: «Платье и сапоги не чистят, на мой зов не идут». Там, в маленьком номере, «без денег, без еды и без света», писатель приступил к работе над «Преступлением и наказанием». На тот момент произведение задумывалось как повесть. В сентябре того же 1865 года Достоевский предложил редактору журнала «Русский вестник» Михаилу Каткову разместить своё новое произведение на страницах его издания, сообщив, что начатая им работа — это «психологический отчёт одного преступления»: «Могу ли я надеяться поместить в Вашем журнале «Русский вестник» мою повесть? Я пишу ее здесь, в Висбадене, уже 2 месяца и теперь оканчиваю. В ней будет от пяти до шести печатных листов. Работы остается еще недели на две, даже, может быть, и более. Во всяком случае, могу сказать наверно, что через месяц и никак не позже она могла бы быть доставлена в редакцию «Русского вестника». Именно, что убийца развитой и даже хороших наклонностей молодой человек. Мне рассказывали прошлого года в Москве верно об одном студенте, выключенном из университета после московской студентской истории — что он решился разбить почту и убить почтальона. Есть еще много следов в наших газетах о необыкновенной шатости понятий, подвигающих на ужасные дела. Тот семинарист, который убил девушку по уговору с ней в сарае и которого взяли через час за завтраком, и проч. Одним словом, я убежден, что сюжет мой отчасти оправдывает современность. Достоевский, письмо к М.