Чем чаще и конструктивнее ваши выступления там, тем более понятной становится ваша организация для чиновников, а значит – тем проще вступать в диалог. Статьи - Наследие Фрейда. Необходимость конструктивного диалога, как правило, диктуется не волей отдельных лиц, а реально сложившейся ситуацией, связана с решением жизненно важных проблем. Что значит конструктивно — значение слова, конструктивным элемент, диалог, критика, мышление. Думаем, вы уже примерно понимаете, что значит конструктивный разговор или диалог.
Что значит конструктивно — значение слова, конструктивным элемент, диалог, критика, мышление
Что значит конструктивно — значение слова, конструктивным элемент, диалог, критика, мышление. Лекция "4 принципа конструктивного диалога". Поиск. Смотреть позже. Люди, умеющие вести конструктивный диалог, в профессиональной среде добиваются намного большего, чем те, кто любит вступать в перепалки или предпочитает молчать. Учиться конструктивному диалогу – значит обрести ключ к успешным отношениям и решению конфликтов. Итогом такого диалога является формирование чувства конструктивного осознания и единой точки зрения между участниками разговора. Вести конструктивный диалог необходимо с холодным разумом, без чрезмерных эмоций и чувств.
Будьте спокойны
- Что значит конструктивный диалог
- Форма поиска
- Что значит конструктивный диалог
- Правильный выбор собеседника
- Войти на сайт
Конструктивный диалог - это... Простыми словами
Чаще всего общение между людьми сводится к тому, чтобы приятно провести время, узнать что-то новое, поделиться новостями и приятными эмоциями. Но если людям необходимо в беседе решить важную задачу, найти ответы на вопросы, упорядочить план будущих действий, тогда не обойтись без конструктивного обсуждения. Профессиональная деятельность — не единственная сфера, где пригодится умение вести содержательный разговор. В семейной жизни не получится прийти к консенсусу без конструктивной беседы. Необходимо понимать разницу между содержательным диалогом и обычным разговором. Для конструктивной беседы характерны следующие черты: у собеседников присутствует обоюдное желание прийти к компромиссу, общение между оппонентами продолжается до тех пор, пока цель разговора не будет достигнута, после диалога у людей изменится изначальная точка зрения по поводу того или иного вопроса. Обычный разговор двух приятелей не имеет определенных целей, поэтому по итогу встречи люди будут располагать только позитивными или негативными эмоциями. Итак, можно сделать вывод, что конструктивный диалог представляет собой способ уважительного общения между людьми, который направлен на поиск взаимовыгодных решений. Негативные факторы в общении Ведение содержательной беседы не такая и сложная задача.
Но, несмотря на это, люди нередко сталкиваются с препятствиями, которые мешают развить интересный разговор с собеседником. Среди основных факторов, негативно влияющих на общение, можно выделить: Наличие приказного тона. Используя слова в побудительном наклонении, человек неосознанно настраивает оппонента против себя. Для смягчения атмосферы диалога все приказы необходимо заменить просьбами. Пример: вместо «Принеси» следует использовать « Не мог бы ты оказать мне услугу и передать книгу? Мнимая конкуренция. Если человек делится своими успехами, значит, он хочет, чтобы за него порадовались. Многие люди в подобных ситуациях пытаются продемонстрировать собственные достижения, обесценив заслуги оппонента.
Быть униженным никто не хочет, поэтому такая беседа быстро подойдет к концу. Быстрая смена темы беседы. Если рассказ собеседника навевает скуку, не следует говорить ему об этом или резко менять направление разговора. Отрицание проблем. Если переживания человека кажутся пустяковыми, не стоит об этом говорить собеседнику. Навязчивая «психотерапия». Не следует во время разговора производить диагностику мотивов поведения оппонента.
Тогда дискуссия по поводу данной темы будет интересной для обеих сторон. Друзья, перед началом общения постарайтесь обратить внимание на настроение человека. Если у него наблюдается явное раздражение, то лучше беседу не начинать. Все можно обсудить в другой раз. Никогда не повышайте голос. Не применяйте оскорбительные слова и грубые выражения. Это может отрицательно повлиять на ваши отношения. Вы можете лишиться хорошего собеседника. Как никогда, сегодня нужно уметь дискутировать. Я бы открыл курсы, например, «Искусство спора». Спор - действительно искусство! Кто не согласен, пишите в комментариях. Я никому не навязываю свою точку зрения, а всего лишь высказываю свою. Искусство спора у греков называлось эристикой. Этому искусству можно было у них поучиться. Хотя, зачем учиться у них, мы свои-то правила не знаем и не соблюдаем. Например, психологи напрочь отвергают в диалоге отрицательное слово «нет». Они предлагают такую форму, как «согласен, но…» или «хорошо, но…». Чувствуете, как можно «сглаживать углы»? И это прекрасно! От этого выигрываете и вы, и ваш оппонент. Таким образом вы сигнализируете,что вполне с ним согласны, но у вас имеется своя точка зрения. Еще одно правило гласит, что не должно быть сухости в разговоре, участник дискуссии должен принимать живое участие в беседе. Некоторые люди от природы молчаливы, но им и не дано быть ораторами. Это уже другая песня. Сейчас мы обсуждаем обыкновенных людей, без всяких исключений из правил. Не приемлем в дискуссии официальный тон. Согласитесь, что не приятно, когда с вами общаются сухим официозным языком. Всем своим видом нужно показывать о своем расположении к собеседнику и проявлять свое уважение к нему. Что значит в конструктивном диалоге уважение Вам наверняка знакомо чувство, когда беседа оборвалась и наступила затянувшаяся пауза. Вы оба чувствуете неловкость. И тут часто происходит распространенная ошибка. Чтобы заполнить паузу собеседники начинают «нести околесицу». Звучат пустые, ничего не значащие слова. А выход из создавшегося положения есть. Если вы считаете, что беседа окончена, то лучше попрощаться и разойтись. Учтите, что в коротких паузах нет ничего дурного. Наоборот, они дают собеседнику собраться с мыслями. Так что давайте своим собеседникам передышку, от этого будет только польза. Друзья, если вы будете знать правила эристики, то любые дискуссии с вами будут очень эффективными и приятными. Только надо помнить, что: Эристика - огромный свод правил, которые надо постоянно изучать. Человек, обладающий ее навыками, может сделать невозможное, даже договориться, казалось бы, о невозможном. Но такими знаниями, к сожалению, сегодня обладают лишь некоторые из "высоких менеджеров". Вы посмотрите, как ведут себя в эфире люди, занимающие высокие посты. Возьмите любую передачу. Они не слушают друг друга, а как можно вести беседу не слыша своего коллегу. Это похоже на то, как токуют глухари. То есть, говорю сейчас я и больше никого не слышу. Они даже не замечают, что у них выключен микрофон. А еще хуже, когда почти все участники дискуссии начинают говорить все сразу. Ну и что? Выпустил пар и все. Ведь никто из зрителей не понял ни единого слова, один сплошной галдеж. Хотя этим говорящим по статусу положено знать искусство спора. Но нет, выучил несколько новых «забугорных» слов и произноси их всюду, сверкнув своим познанием. Что с нами происходит, друзья? Мы не хотим знать нужное, учиться полезному, но зато как быстро учимся сленгу и не нормативной лексике. И даже женщины сегодня ничем не отличаются от мужчин в этом плане. Посмотрите, что у нас творится на дорогах. Сплошные войны. Поняв, что значит конструктивный диалог, хотя бы азы, мы сможем жить спокойнее. Отвечая на вопрос, что значит конструктивный диалог, я призываю всех учиться искусству спора. Он должен быть и на бытовом, и на высшем уровне. Уважаемые, друзья! Я, наверное, на этом закончу. А вас очень попрошу написать в комментариях, согласны вы со мной, или я в чем — то не прав? Мне этот воздух общения просто необходим. Для чего мы пишем разные публикации? Для того, чтобы хоть немного очистить мир от скверны и должны это делать каждый на своем месте. Ведь подрастают наши дети и внуки. А их жизни - индикатор нашего бытия. Общение с людьми занимает важное место в нашей жизни. Без него не были бы возможны любовные и семейные отношения, дружба, работа, бизнес. Как правило, люди, которые владеют мастерством конструктивного общения, добиваются больших успехов в личной и профессиональной жизни. Но как научиться конструктивно общаться? Что вообще означает понятие "конструктивный разговор"? Ответы на эти и другие вопросы вы сможете найти в нашей статье. Дабы понять, что значит конструктивный разговор, необходимо для начала узнать значение слова "конструктив". Конструктив - это действия или реакции, которые направлены на решение проблемных задач, нормализацию отношений и улучшение затруднительной ситуации. Противоположностью конструктива является деструктив. Если человек использует ненормативную лексику, оскорбляет, беспочвенно обвиняет других людей то есть занимается деятельностью, которая забирает время и ни к чему не приводит - это и есть деструктив. В чем разница между конструктивным диалогом и обычным разговором? Думаем, вы уже примерно понимаете, что значит конструктивный разговор или диалог. Но отсюда назревает другой вопрос: чем конструктивное общение отличается от общения обычного? Что же, давайте попытаемся разобраться. Главное отличие в этих понятиях заключается в цели, ради которой ведется беседа, и, конечно же, в стиле самого разговора. Суть конструктивной беседы заключается в упорядоченном нахождении истины, которая формирует мировоззрение человека. Разговор, в котором нет никакой цели, является обычной болтовней. Такая болтовня направлена только на обмен информацией между людьми. А это значит, что по итогу диалога у человека остаются одни только положительные или отрицательные эмоции. Характерной чертой конструктивного разговора является обоюдное желание достичь взаимопонимания, и пока эта цель не будет выполнена, собеседники будут продолжать общаться. Это значит, что по завершению такого диалога у человека должна измениться точка зрения по поводу определенного вопроса. Люди способны открыто обсуждать вопросы только в том случае, если видят, что собеседник внимательно вовлечен в разговор. Насмешки, крик, сарказм или банальная невнимательность просто-напросто отбивают желание общаться, и тем самым нарушают главную задачу конструктивной беседы - поиск результата, который устроил бы обе стороны. Это крайне простое правило, которое, к сожалению, соблюдается далеко не всегда.
Эта фраза знакома многим семейным парам. Отдых в стране «А» более дешевый? Или же там лучше природа и условия? Никогда не забывайте о конкретике и аргументах! Решайте проблему, а не меняйте собеседника В жизни многие люди очень часто пытаются изменить окружающих под себя. От такой черты нужно попытаться избавиться как можно быстрее. Осознание того факта, что у вас вряд ли получится изменить другого человека, может предотвратить огромное количество проблем, которые могут появиться в обозримом будущем. Перед вами стоит конкретная задача. Рассмотрим проблему, которую мы упоминали ранее, — ребенок не успевает выполнять домашнее задание. В такой ситуации не нужно ломать свое чадо и в достаточно грубой форме пытаться его перевоспитывать. Ребенок может не делать домашнее задание не только из-за того, что он хулиган и бездельник. Возможно, он слишком занят на тренировках. Или же у него много времени занимают репетиторы, и он из-за этого просто-напросто не успевает поработать над другими предметами. Есть вероятность, что он просто не понимает ту или иную тему. Как видите, причин может быть много. Главное — это выявить проблему и попытаться ее решить. Конструктивная критика Конструктивный разговор — что это? Думаем, с этим вопросом мы уже разобрались. Теперь пришло время рассмотреть понятие «конструктивная критика», поскольку она неразрывно связана с конструктивным разговором. Как вы уже могли понять, конструктивная — это взвешенная и аргументированная критика, в которой отсутствуют оскорбления и прочие признаки деструктива. Если вы хотите, чтобы человек принял к сведению ваши замечания и исправил свои ошибки, в вашей критике должна отсутствовать какая-либо агрессия. Наоборот, разговор должен проходить в позитивном тоне. Структура конструктивной критики: Теперь разберем это все на примере. Допустим, что вы начальник отдела. Один из ваших подчиненных, который ранее никогда вас не подводил, не выполнил рабочий план. Представим, что его зовут Игорь. Как же действовать в такой ситуации? Начните с положительной оценки. Пример: «Игорь, за прошлые месяцы ты показал хорошие результаты. Благодаря тяжелому труду и упорству ты стал одним из лучших сотрудников нашего отдела». Услышав такие одобрительные слова, ваш подчиненный будет готов к обсуждение моментов, которые следует доработать. Обсудите то, что требует изменений и улучшений. Пример: «При этом, тебе еще есть куда расти. В этом месяце ты выполнил план только наполовину. Давай обсудим, что ты можешь сделать для того, чтобы в следующем месяце улучшить этот показатель». Завершите разговор на позитивной ноте.
Все вышеперечисленные факторы делают диалог неконструктивным, потому как тормозят поиск истины, ради которого он и затевался. Умение слышать собеседника Первейший из навыков конструктивного общения — это умение не просто слушать, но и слышать собеседника. Благодаря этому возможно нахождение истины и приход к общему знаменателю в процессе взаимодействия этого типа. Довольно часто люди, зная, что такое конструктивное общение, нарушают его правила. Обсуждая знакомые темы, вещи, о которых имеют более или менее устойчивое представление, они не удосуживаются внимательно слушать собеседника: «Зачем время терять? Едва один закончит фразу, другой уже отвечает, не уловив сути высказывания. Это означает, что он свято уверен, что не может услышать ничего нового. Может быть, человек в прошлом уже вел беседы на эту же тему с другими людьми. Пусть даже с множеством людей. Дает ли это ему право на абсолютную истину? Нет, потому что взгляды его теперешнего собеседника могут разительно отличаться от точек зрения участников прошлых бесед, поэтому так важно внимательно слушать и стараться понимать друг друга, улавливать суть вещей. Читать между строк. Беседа, нарушающая это правило, получается односторонней. Первый участник вынужден «уйти в глухую оборону», потому что его постоянно перебивают, не дают высказаться; второй искренне полагает, что уже ответил на все заданные и незаданные вопросы и поэтому очень доволен собой. А как быть, если внимательно выслушав собеседника, увидев его картину мира, его мысли и идеи, человек не почерпнул для себя абсолютно ничего нового? Уместны ли в этом случае готовые ответы, или стоит «копнуть поглубже»? Верным ответом будет являться второй вариант, потому что основная цель конструктивного общения — исправление или дополнение картины мира собеседников, т. Собеседник, картина мира которого чиста и полна, должен сначала изучить видение другого участника беседы, опровергнуть все ее несуразности, дополнить неточности, а уже потом выдавать «на-гора» готовые ответы, сколь бы они ни были мудры и правдивы. В противном случае истина будет воспринята как нечто чужеродное, мудреное, сложное для понимания. Правила спора Древние греки — известные мастера полемики — называли искусство спора эристикой. И они совершенно не зря именовали спор искусством.
Основные техники конструктивного общения и взаимодействия
Итогом такого диалога является формирование чувства конструктивного осознания и единой точки зрения между участниками разговора. Что значит конструктивный (элемент, диалог, критика или мышление). Что значит конструктивный разговор или диалог? Кроме того, конструктивный диалог подразумевает умение контролировать эмоции и быть готовым к компромиссу. Например, фраза: «Европейский союз должен искать пути для конструктивного диалога с Россией» означает, что страны должны совместными усилиями определить конкретные пути решения назревших международных проблем. Что значит в конструктивном диалоге уважение Вам наверняка знакомо чувство, когда беседа оборвалась и наступила затянувшаяся пауза.
Правила ведения конструктивного диалога кратко
Начните с простых бытовых ситуаций. Не хочется мыть посуду. Проанализируйте ситуацию, подключите конструктивное мышление. Возможно, вы поймете, что целесообразнее мыть посуду сразу после приема пищи, не оставляя на потом под предлогом замачивания и занятости. Более того, мытье посуды — это время релаксации. Моете тарелку — думайте только о тарелке. Учитесь отключать мысли. После — похвалите себя за то, что помыли сразу. Любую неприятную ситуацию можно и нужно использовать во благо.
И поможет в этом конструктивное мышление. Основные условия конструктивного общения Жизнедеятельность человека неразрывно связана с коммуникациями. С их помощью мы передаем и получаем важную информацию, решаем вопросы разной степени важности и сложности. Чтобы извлекать из взаимодействия с людьми только пользу и положительные эмоции, необходима культура общения. Она подразумевает следующее: Своего собеседника нужно воспринимать как равного. Независимо от того, чей социальный статус выше, за кем правильная точка зрения, нужно держаться уважительно и достойно. Нужно уважать право другого человека на собственную точку зрения. Даже если вы считаете ее в корне неправильной, вы не имеете права принуждать собеседника переходить на свою сторону.
Нельзя недооценивать важность личности и действий собеседника. То, что он делает, — это его жизненный опыт и моральные ценности. Эти категории требуют уважения. Техника конструктивного общения: 8 правил Казалось бы, что может быть проще общения? С раннего детства мы воспринимаем и воспроизводим речь. Тем не менее, чтобы общение с людьми было приятным и полезным, нужно руководствоваться такими правилами: Говорите на языке оппонента. Если это простой человек со средним уровнем образования, не стоит пускать ему пыль в глаза сложными терминами и мудреными выражениями. И наоборот.
Если собеседник на голову выше вас, нужно стремиться выглядеть достойно и не теряться на его фоне. Всячески подчеркивайте свое уважение к собеседнику. Это должно проявляться не только в словах, но даже в жестах и выражении лица. Ищите точки соприкосновения с оппонентом. Если вы обнаружите, что у вас есть что-то общее жизненные обстоятельства, черты характера и прочее , вам будет намного легче выстраивать диалог. Интересуйтесь проблемами собеседника. Если он хочет с вами чем-то поделиться, непременно выслушайте. Дайте оппоненту выговориться.
Даже если вы в корне не согласны с его точкой зрения, он должен иметь возможность сказать все, что думает по этому поводу. Тогда и у вас появится право приводить развернутые аргументы. Используйте правило «вербализации эмоций». Проговаривайте то, что вы чувствуете. Это снимет напряжение и позволит установить доверие. Говорите конкретно. Если у вас есть варианты выхода из ситуации, непременно представьте их. В противном случае не стоит продолжать диалог, ведь он заведет вас в тупик.
Не воспринимайте собеседника негативно. Если он что-то делает и говорит не так, не приписывайте это его личностным качествам. Считайте это ошибочным поведением, вызванным стечением обстоятельств. Как понять, что у вас хаотичный тип мышления Дочитав статью до этого места, каждый уже задумался: «А что со мной? Я-то обладаю конструктивным мышлением? Это так просто. Или нет? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируйте, как обычно вы говорите, решаете проблемы.
Поможет понять образ вашего мышления простенький тест: В разговоре отвлекаетесь ли вы на малозначительные детали и мелочи? Долго ли вы изъясняете свою мысль? Начинаете ли рассказ с мезозойской эры? Имеется ввиду, начинаете ли вы его с самой сути или у вас, как в сказке: «Были-жили, не тужили». Отвлекаетесь ли на посторонние мысли, меняя тему разговора? Никогда не анализируете чужие мысли по поводу вашей затеи? Люди, закрытые от чужого мнения, ограничены. Не обязательно принимать чужую точку зрения, но если вам предлагают альтернативный вариант, который может оказаться продуктивным советом, умный человек обязательно прислушается.
Не планируете свой день заранее? Если вы ответили утвердительно хотя бы на один из вопросов, вам стоит поработать над собой. Это означает, что ваш тип мышления близок к хаотичному. Более трех положительных ответов означают, что ваше мышление хаотично. Техники слушания Особенности конструктивного общения настолько многочисленны, что на овладение ими требуется некоторое время и в дальнейшем регулярная практика. Интересно, что вам придется научиться не только доносить, но и воспринимать информацию. В связи с этим выделяют такие техники слушания: Активное рефлексивное слушание подразумевает постоянное отражение информации. Чтобы показать собеседнику, насколько вы внимательно относитесь к его словам, нужно постоянно задавать какие-то уточняющие вопросы.
Это продемонстрирует ваше уважение к оппоненту, а также позволит вам удерживать внимание, не теряя нить разговора. Пассивное нерефлексивное слушание подразумевает полное сосредоточение на информации. При этом вы не прерываете собеседника, не вмешиваетесь в его монолог. Чтобы продемонстрировать оппоненту свое внимание, периодически кивайте головой в знак того, что вы его слушаете и понимаете. Эмпатическое слушание подразумевает сопереживание собеседнику. Вы должны не просто понимать его эмоциональное состояние, но также разделять его и всячески демонстрировать это. В чем разница между конструктивным диалогом и обычным разговором? Думаем, вы уже примерно понимаете, что значит конструктивный разговор или диалог.
Но отсюда назревает другой вопрос: чем конструктивное общение отличается от общения обычного? Что же, давайте попытаемся разобраться. Главное отличие в этих понятиях заключается в цели, ради которой ведется беседа, и, конечно же, в стиле самого разговора. Суть конструктивной беседы заключается в упорядоченном нахождении истины, которая формирует мировоззрение человека. Разговор, в котором нет никакой цели, является обычной болтовней. Такая болтовня направлена только на обмен информацией между людьми. А это значит, что по итогу диалога у человека остаются одни только положительные или отрицательные эмоции. Характерной чертой конструктивного разговора является обоюдное желание достичь взаимопонимания, и пока эта цель не будет выполнена, собеседники будут продолжать общаться.
Это значит, что по завершению такого диалога у человека должна измениться точка зрения по поводу определенного вопроса. Техника эмпатического слушания Если вы хотите выстраивать конструктивное межличностное общение, рекомендуется овладеть техникой эмпатического слушания. Она подразумевает соблюдение таких правил: Настройтесь на слушание. Это значит, что на момент диалога вы должны забыть о собственных проблемах, окружающих вас событиях, душевных переживаниях. Очистите свой эмоциональный фон, чтобы понять и принять ощущения собеседника. Реагируя на слова партнера, передайте в своем монологе все, что вам удалось почувствовать. Чем точнее вы уловите эмоцию собеседника, тем теснее и доверительнее будут ваши взаимоотношения. После ответа непременно соблюдайте паузу.
Как говорить, чтобы тебя поняли Конструктивное общение критически влияет на производительность команды и результативность бизнеса. Однако люди часто теряются в догадках как доносить мысли, чтобы собеседник понял сказанное, а дальнейшее взаимодействие принесло плоды. Сначала обдумайте мысль и идею, которые хотите донести, и которую слушатель должен понять. Определитесь с целью и обдумайте намерения: какие ответные действия предстоит предпринять собеседнику или какую информацию сообщить в ответ. Наконец, поразмышляйте о том, действительно ли собеседник заинтересован в установлении контакта или для него важно только отстоять собственные интересы. Подумайте и о том, что уже известно собеседнику о рассматриваемом вопросе, понятен ли контекст ситуации.
Если требуется, восполните информационный пробел, предоставив необходимые сведения и объяснив происходящее. Избегайте профессионального жаргона и других неоднозначных реплик, которые могут сбить с толку другого человека. Будьте лаконичны — причудливые и редкие слова способны запутать и спровоцировать ситуацию, в которой человек начнет гадать над значением сказанного, поэтому придерживайтесь того языка, который доступен и понятен для собеседника. Кроме того, излишняя детализация проблематики и использование технического языка также становятся препятствием для понимания мысли. Формулируйте предложения без излишних словесных оборотов и оценочных суждений. Не будет лишним воспользоваться правилом: чем меньше слов, тем лучше — это поможет собеседнику сосредоточиться и понять сказанное.
Будьте последовательны, излагая мысль от общего к частному, придерживаясь хода развития событий и логического движения мысли. Будет нелишним также повторить ключевые сообщения, чтобы собеседник правильно расставил приоритеты. Здесь также помогут интонация, голос, жесты. Наконец, будьте позитивны! Позитивный настрой поможет собеседнику включиться в общение, отсутствие негатива оставит приятное впечатление и расположит к себе слушателя. Транслируйте хорошее настроение и готовность к сотрудничеству — это поможет укрепить доверие и связь.
Стоит упомянуть и об эмпатии, которая поможет оценить готовность собеседника к диалогу и его эмоциональное состояние. Правда заключается в том, что, если человек занимается решением сложной задачи, которая может стоить, например, карьеры, то никакие навыки конструктивного общения не помогут установить контакт. В таких случаях проявите поддержку и внимание к собеседнику, и уже это создаст необходимую основу для дальнейшего плодотворного взаимодействия.
Если же претендент уклоняется от важных тем, встает в оборонительную позицию или выставляет вас в невыгодном свете, это очень тревожный знак. Не скрывайте чувств Тут все понятно. Для конструктива нужны искренность и абсолютная честность. Сформулируйте потребности Суть в том, чтобы донести их до любимого человека. Высказываясь, обязательно учитывайте и его интересы.
Используйте фразы: «мне нужно», «я чувствую», «я хочу», чтобы обратить внимание на свои потребности, не упоминая недостатки собеседника. Например: — «Мне нужна уверенность в отношениях. Когда ты болтаешь с официанткой, у меня ощущение, что ты не помнишь обо мне»; — «Я чувствую себя глупо, когда ты возражаешь мне при своих друзьях. Мне нужно верить, что ты уважаешь мое мнение»; — «Я хочу знать, что могу доверять тебе. Когда ты ходишь по барам с друзьями, я боюсь, что ты там познакомишься с кем-нибудь». Будьте конкретнее Из обобщений трудно понять, что именно вам хотелось бы. Четко сформулируйте суть: — «Если ты не остаешься у меня ночевать…»; — «Сначала говоришь, что любишь, а потом отказываешься от своих слов…» Не обвиняйте Не заставляйте любимого человека чувствовать себя эгоистичным, бестолковым и неполноценным. Начинайте разговор спокойно.
Бессмысленно вступать в переговоры на грани истерики — собеседник услышит только гнев и осуждение. Будьте непреклонны и не оправдывайтесь Это особенно касается тревожных людей, потому что большинство их потребностей обесценены современной культурой.
Этот прием идет на пользу обоим участникам разговора. Тот, кто употребляет вышеназванные формы, как бы говорит другому, что принимает его мнение, но желает высказать свою, несколько отличную точку зрения. Еще одно важное правило конструктивного общения: никакой сухости! Диалог — это беседа двух и более лиц, а не монолог одного из участников беседы, изредка прерываемый односложными фразами другого или других. Озабоченные поисками истины, исправлением и дополнением картины мира оппоненты должны принимать в равной степени живое участие в разговоре. Это правило работает даже в отношении людей молчаливых, которых природа обделила ораторским талантом. Дискуссия, направленная на познание истины, не может проводиться в официальном тоне. Это неприятно.
Сухой официоз не позволяет собеседникам чувствовать себя свободно, без стеснения выражать свое мнение. Каждому участнику беседы нужно всем своим видом выказать расположение к собеседнику и уважение к его ценностям, чтобы установить доверительную атмосферу равенства и творчества. Уважение к собеседнику Часто по самым разным причинам оживленная беседа прерывается, повисает долгая неловкая пауза. В такой ситуации бывало абсолютное большинство. Люди, интересующиеся вопросами общения, отмечают, что многие в таком случае начинают почти рефлекторно «нести околесицу» для того, чтобы заполнить коммуникативную пустоту. Это большая ошибка. Зачем тратить время — и свое, и оппонента — на пустые, лишенные смысла речи, которые не могут приблизить к познанию истины? Выход из данной ситуации гораздо проще. Если обе стороны согласны с тем, что полемика окончена, и им обоим больше нечего сказать, то лучше попрощаться и разойтись, ибо цель достигнута. Беседа закончена.
В коротких паузах нет ничего плохого. Они помогают оппонентам «разложить по полочкам» усвоенную информацию, чужое мнение и его доказательства, а также подготовить свои контраргументы. Паузы позволяют собраться с мыслями.
Что такое конструктив?
- Модель общения Фридемана фон Туна
- Конструктивный разговор: значение, понятие, правила и особенности
- Вы точно человек?
- Искусство конструктивного диалога (конспект). Александр Фридман
Конструктивное общение психология
Если НКО рассуждают о проблемах, о том, как помочь людям и т. Менять еe — это уже лишняя работа, для этого нужны веские основания и конкретные формулировки, которых от НКО часто не допросишься. Нанять специалистов — обычно нет средств. Заниматься самому — да зачем, когда «быстрых побед» в таком общении с государством не получишь. Не секрет ведь, что даже изменение приказа министерства может занимать год, а уж принятие поправок в закон — это вообще история двух-трехлетней планомерной и безостановочной работы.
Фото: архив Дмитрия Поликанова Конструктивный разговор Тем не менее, элементарные навыки в этой сфере можно получить, делая ряд простых шагов. Даже сделав их, уже можно будет заметить эффект от более конструктивного диалога с властью. Для начала нужно помнить, что успех джиарщика зависит от умения собирать и анализировать информацию. Решение любого кейса начинается с так называемого мэппинга, то есть составления карты всех лиц, принимающих решение по вашей проблеме.
Мало просто перечислить их списком — про каждого нужно собрать максимум информации: его прошлое, хобби, семья, одноклассники и однокурсники. Это поможет выйти на общение с человеком причем порой через два-три или даже одно «рукопожатие», а не шесть, например, на охоте, на марафоне или на каком-то мероприятии и подобрать правильные аргументы в разговоре, которые будут легко восприняты сознанием эффект когнитивной легкости никто не отменял. Изучение окружения поможет понять, как проще влиять на процесс принятия решения: вдруг жена этого человека охотно занимается благотворительностью и даже по смежной теме. Фото: pixabay.
Любой чиновник может быть очень неравнодушным и милосердным человеком, но не иметь достаточного уровня полномочий, быть связанным должностными инструкциями. Поэтому шаг два — это анализ нормативной базы по той или иной проблеме, а также изучение круга прав и обязанностей тех самых лиц, которые принимают решения. Кроме того, стоит посмотреть на ключевые показатели эффективности, которыми они руководствуются. Это может быть выполнение национальных и федеральных проектов, включенность в тот или иной рейтинг и др.
Встраивая решение своей проблемы в логику помощи чиновнику в выполнение его ключевых показателей эффективности, процесс можно заметно ускорить. Наконец, третий наиважнейший шаг — научиться формулировать свой запрос.
Техники можно миксовать.
Используется, когда в рассказе есть места, требующие пояснения. Для этого используются следующие префразы: «Скажите, пожалуйста, могу ли я уточнить…» «Можно ли более подробно рассказать о…» «Можно ли вас попросить пояснить вот этот момент…» Сослагательный оборот делает вопрос мягче, что для собеседника более комфортно, давая ему возможность отказать в ответ. Неправильно: «Ну и пусть увольняется, я считаю, что не нужно с ними церемонится, пусть помыкается по рынку».
Это техника игнорирования и эгоцентризма. Правильно: «Не подскажешь, а какие обязанности на нем висели? Вы предлагает водку в магазине, вам отвечают, что им не нужно.
Неправильно: «Ну что вы? Это отличная водка, из чистейшего сырья». Снова проявление неуважения — техника игнорирования.
Правильно: «Можно ли у вас уточнить, вы раньше реализовывали водку? Пересказ или перефразирование. Используется, когда в большом потоке информации нужно выделить ключевые моменты.
Для этого используются такие префразы как: 1. Неправильно: «А когда это было? Описание психологического состояния!!!
Эта очень опасная и острая техника. Применяется в исключительных случаях. Ее применение чревато, но ее неприменение еще более чревато.
Суть: вступив в контакт с человеком, вы видите, что лучше бы вы сегодня в контакт с ним не вступали плохое настроение, болеет и т. Что делать. Извините, если касаюсь личного вопроса, но у меня сложилось впечатление, что какие-то обстоятельства делают наш разговор для вас не совсем удобным.
Если бы вы сочли более удобным перенести его на другое время, я соглашусь с полным уважением и пониманием. После каждой фразы нужно делать паузы, чтобы человек мог в эти паузы выпустить пар. Важно учитывать, что пар будет не в вашу сторону, а в сторону обстоятельств.
Не принимайте возможную агрессию на свой счет. Рассмотрим значение каждой фразы в предложении. Извините, если касаюсь личного вопроса.
В данном случае вы позволили себе отклониться от роли, провели некий психоанализ, сделали выводы, коснулись чего-то личного, полезли туда, куда вас не просили, поэтому лучше заранее принести извинения У меня сложилось впечатление мне кажется. Делаете предположение, а не утверждение. Не правильно утверждать: «Я вижу, что вы расстроены».
Таким образом вы даете определение состоянию человека, основываясь на своем опыте и знаниях, хотя собеседник свое состояние может интерпретировать совсем по-другому. Какие-то обстоятельства делают наш разговор для вас не совсем удобным. Мы не обвиняем человека ни в чем, а просто предполагаем, что какие-то факты или обстоятельства мешают нормальному течению разговора.
Вы фактически заранее говорите, что перенос будет уместен и даете человеку право принять решение. Собеседник, может отказаться. Бывает, что на самом деле говорить трудно, но возможно человеку неловко перенести встречу.
Однако может случиться, что после начала беседы собеседник все-таки понимает, что не может конструктивно вести диалог и пользуется вашим предложением о переносе. Стандартная ошибка: «Я вижу, что у вас что-то произошло, давайте перенесем встречу». Вы сразу диагностируете ситуацию и принимаете сами решение о переносе.
Развитие мыслей собеседника! Если проводить технику неправильно, то может получиться техника игнорирования. Вы приезжаете к покупателю с предложением, но он говорит, что сейчас это неактуально, так как у них идет проект по завершению строительства объекта.
На что вы развиваете мысль: «Если я правильно понимаю, то ориентировочно вопрос станет актуальным через 2-3 месяца? Развитие в том, что собеседник цифру не называл, а вы просто сложили то, что услышали и сделали вывод, который не далек от истины. Подведение промежуточных итогов.
Применяется в сложных переговорах, в которых обсуждается многопараметровое соглашение. На переговорах одна сторона фиксирует все требования другой стороны, выстраивает структуру этих требований. Другая же сторона такую структуру не делает, у нее в голове только некая «хотелка» без структуры.
После подведения итогов сторона, которая все фиксировала, выдвигает свое предложение, основанное на «хотелках» другой. При этом часто оказывается, что получившееся предложение не отвечает параметрам собеседника, хотя все эти параметры были им озвучены. Как выполнить в данном случае технику «Подведение промежуточных итогов».
Сообщите собеседнику, что сделали некую структуру требований и попросите разрешения показать свои раскладки, чтобы убедиться, что это те требования, которые выдвигает собеседник. Во вторую - вот это и т. При этом необходима визуализация параметров, например, с помощью флип-чарта, листа бумаги, ноутбука и т.
Соответственно на переговорах лучше иметь при себе набор цветных маркеров. Только после того, как вы получили подтверждение зафиксированных параметров, вы можете делать презентацию. Бывает, на переговорах партнер выдвигает несуразные, противоречивые требования.
Ваша задача не спорить с ним, не говорить, что это нереально, а оперируя фактами, показать, что требования невозможные. Конечно, можно пойти на все уступки, но тогда есть вероятность вообще остаться в проигрыше, без прибыли. Например, партнер хочет, чтобы доставка была за ваш счет.
Как научиться слушать 1. Найдите кого-нибудь и выслушайте с использованием техник активного слушания. Следите, как разговаривают другие, диагностируйте негативные техники.
Вы сразу увидите, что люди часто не дослушивают, перебивают, выставляют оценки и т. Следите за собой, за проявлением своих негативных техник. Даже если вы совершите ошибку, вы всегда можете отыграть обратно, вернувшись к теме собеседника.
Такие вопросы задаются в начале переговоров и необходимы для получения информации, так как они предоставляют собеседнику свободу выбора формата ответа; либо, когда ситуация непонятна, и нужно понять общее представление. Такие вопросы уместны, когда вы уже знаете ситуацию, и ею нужно управлять, либо что-то уточнять или конкретизировать.
Как еще вы могли бы интерпретировать сообщение? Сосредоточьтесь на фактических фактах сообщения и используйте вопросы, чтобы уточнить, поняли ли вы, что другой человек пытался вам сказать. Пример констуктивного диалога Для примера еще один диалог: Ваш партнер опаздывает и Вы начинаете раздражаться. Для получения положительного результата беседы выполните следующие четыре шага: 1. Наблюдение Во-первых, постарайтесь передать свои наблюдения, не навешивая ярлыков и не интерпретируя их. В том случае, если ваш партнер опаздывает, это именно так: он опаздывает. Ваша интерпретация может заключаться в том, что дата или вы не имеет для него большого значения или что-то другое было более важным.
Поэтому вместо того, чтобы начинать раздражаться сразу же на вашу собственную интерпретацию, вы можете просто сказать: "я понимаю, что ты опоздал на наше свидание". Это фактическое наблюдение без всякой оценки. Спор часто развивается из скрытых эмоций. Убедитесь, что вы понимаете свои эмоции и выражаете их без осуждения. В случае позднего прибытия вашего партнера вы можете сказать " я чувствую себя раздраженным" или «меня это беспокоит, потому что это заставляет меня задуматься, хочешь ли ты проводить время со мной».
Даже если вы в корне не согласны с его точкой зрения, он должен иметь возможность сказать все, что думает по этому поводу. Тогда и у вас появится право приводить развернутые аргументы. Используйте правило «вербализации эмоций». Проговаривайте то, что вы чувствуете. Это снимет напряжение и позволит установить доверие. Говорите конкретно. Если у вас есть варианты выхода из ситуации, непременно представьте их. В противном случае не стоит продолжать диалог, ведь он заведет вас в тупик. Не воспринимайте собеседника негативно. Если он что-то делает и говорит не так, не приписывайте это его личностным качествам. Считайте это ошибочным поведением, вызванным стечением обстоятельств. Правила конструктивного разговора Любое общение, в том числе конструктивное, предполагает определенную культуру ведения диалога. Чтобы извлечь максимальную пользу от беседы, необходимо следовать важным правилам. Уважение к собеседнику Проявление уважения к партнеру и подчеркивание значимости собеседника — важные фундаментальные принципы межличностного конструктивного общения. Правило основано на концепции А. Маслоу, согласно которой базовыми желаниями личности являются потребности: в принятии; в уважении. Вежливое отношение побуждает собеседника к ответным позитивным действиям. Уважение к собеседнику должно быть искренним, в противном случае тот может заподозрить партнера в желании манипулировать им. Из-за этого разговор быстро сойдет на нет, и каждый человек останется при своем мнении. Интерес Чтобы собеседнику было приятно общаться, необходимо показать заинтересованность в разговоре. Сделать это можно при помощи следующих вербальных и невербальных жестов: Во время беседы телефон должен быть выключен или убран. Человек, который отвлекается на звонки, сообщения или переписку в социальных сетях, не может быть вовлечен в диалог полностью. Если беседа проходит в положении сидя, не следует откидываться на спинку стула. Такой жест говорит о том, что человек для себя уже все решил, поэтому дальнейший диалог не имеет смысла. Чтобы продемонстрировать интерес, нужно наклонить тело вперед или повернуть голову вбок. Во время разговора необходимо смотреть на собеседника. Если взгляд блуждает по комнате, человек заметит это и говорить уже не захочет. Не стоит бояться уточняющих вопросов. Чем больше их будет задано, тем насыщеннее получится разговор. Умение слушать Умение слушать и слышать собеседника — залог хорошей беседы. Если человек понимает, что его слова воспринимают правильно, без ненависти и сарказма, тогда ему хочется развивать тему разговора. ЧИТАТЬ О чем можно поговорить с парнем по телефону: темы для разговора Если при диалоге появляется желание осудить собеседника, значит, над умением слушать нужно поработать. Следует расслабиться и постараться безоценочно воспринимать полученную информацию. Чтобы понять говорящего, нужно попытаться увидеть ситуацию его глазами. Не следует перебивать собеседника, иначе человек может потерять нить разговора и сбиться с темы. Отсутствие негатива Чтобы диалог удался, необходимо забыть о негативных выражениях. Они не только губят беседу, но и характеризуют собеседника в неприятном свете. Читайте также: Не знаю о чем говорить с людьми От сплетен нужно отказаться. Человек, который высказывается в негативном ключе о других людях, не вызывает доверия. Желание общаться со сплетником быстро пропадает. Если собеседник решил повернуть тему в негативное русло, необходимо как можно быстрее сменить разговор. Сделать это можно, вспомнив любую шутку или веселый момент из фильма. Конструктивная критика Конструктивный диалог неразрывно связан с аргументированной критикой. Отсутствие агрессии — важное условие оценочного суждения. Чтобы собеседник адекватно воспринял замечания в свой адрес и захотел провести работу над ошибками, критиковать нужно по следующей схеме: Сначала человека следует похвалить. Положительная оценка расслабит партнера и ему захочется обсудить моменты, которые требуют доработки. Пример: «Светлана, ты в прошлом месяце смогла увеличить продажи в 3 раза. Это потрясающе». Второй этап — критика. Человеку нужно сказать, что в его действиях необходимо подкорректировать. Заканчивать разговор нужно похвалой. Позитивный настрой в конце беседы оставит приятные впечатления о диалоге.
Путин заявил, что РФ открыта к диалогу со всеми, кто желает справедливого мира
Почему он вообще может быть важен и как его правильно проводить? Давайте узнаем. Зачем нужен продуктивный диалог? Продуктивный диалог Конфликты обычно возникают из-за различия интересов и потребностей людей. Они возникают часто, потому что не каждый согласен принять чужую точку зрения. В то же время, не все конфликты разрушительны.
К тому же, умение решать их, определяет способность выстраивать отношения на долгосрочную перспективу. Нередко люди используют не самую лучшую тактику и стараются просто не обращать внимания на конфликты и делают это до момента, пока не станет совсем плохо. Недостатком такого подхода является то, что проблемы решаться не будут, да и скрываемые чувства начинают активно влиять на сами отношения между людьми. Если вы все-таки собираетесь решать конфликт, то возникает вопрос, как сделать это лучше всего. В таком случае поможет продуктивный диалог.
Главное, научиться его вести правильно. Как провести продуктивный диалог: советы психолога Итак, продуктивный диалог делится на несколько составляющих. Каждую из них важно использовать. Составляющая первая.
Это не хорошо и не плохо, это факт. Для счастья в любовном союзе надо учиться выражать свои потребности, не выдвигая претензий и не вставая в оборонительную позицию. Подходим друг другу В чем польза конструктивного общения? Немедленно решить проблему или прийти к компромиссу конструктивное общение не поможет: будем реалистами. Зато вы сразу же увидите, насколько любимому человеку важно ваше благополучие. Отзывчивость и неподдельный интерес человека к вашему благополучию дают «зеленый свет» отношениям.
Если же претендент уклоняется от важных тем, встает в оборонительную позицию или выставляет вас в невыгодном свете, это очень тревожный знак. Не скрывайте чувств Тут все понятно. Для конструктива нужны искренность и абсолютная честность. Сформулируйте потребности Суть в том, чтобы донести их до любимого человека. Высказываясь, обязательно учитывайте и его интересы. Используйте фразы: «мне нужно», «я чувствую», «я хочу», чтобы обратить внимание на свои потребности, не упоминая недостатки собеседника. Например: — «Мне нужна уверенность в отношениях. Когда ты болтаешь с официанткой, у меня ощущение, что ты не помнишь обо мне»; — «Я чувствую себя глупо, когда ты возражаешь мне при своих друзьях. Мне нужно верить, что ты уважаешь мое мнение»; — «Я хочу знать, что могу доверять тебе.
Конструктивный диалог Если объяснять «в двух словах», то «конструктивный» — значит, «по делу, по существу».
Самый близкий синоним прилагательного в данном случае — «плодотворный». Диалог — это общение двух субъектов людей, организаций, государств и т. И когда взаимное общение приносит пользу, помогает решить какие-либо проблемы, то есть является плодотворным, то такой диалог называют конструктивным. Например, фраза: «Европейский союз должен искать пути для конструктивного диалога с Россией» означает, что страны должны совместными усилиями определить конкретные пути решения назревших международных проблем. То есть диалог будет вестись не о погоде на ближайшие выходные, а о конкретных предложениях по преодолению сложившейся ситуации. Конструктивная критика Правильно критиковать — это целое искусство. Критические высказывания могут больно ранить, а могут принести пользу и подсказать правильное решение. Именно такая критика и является конструктивной. Проанализируем два примера. Первый: жена «пилит» мужа: «Опять свой футбол смотришь, по дому мне не помогаешь!
Это деструктивная критика. Как правило, подобные замечания высказываются на эмоциях и потому не имеют какого-либо конструктивного значения, лишь усугубляя негатив в отношениях. Второй пример: «Иванова, вы неправильно рассчитали показатели последнего эксперимента.
Качества личности, характерные для «Лисы», включают: предельную осторожность при выражении оценок, критики и обвинений, совмещенную с открытостью.
Эти качества являются неотъемлемой частью высокой культуры личности; осторожное отношение к критическим оценкам со стороны других людей; предпочтение мягких формулировок и красивых слов; желание убедить людей выражать свои мысли более мягко и неявно. Сотрудничество — "сова" При выборе данной стратегии участник стремится разрешить конфликт таким образом, чтобы все стороны выиграли. Он не только учитывает позицию другого участника, но и стремится достичь такого решения, которое удовлетворит и противоположную сторону. Плюсы и минусы данной стратегии: стремление выслушать другого человека, понять его точку зрения, учесть его интересы и найти решение, устраивающее все стороны, является необходимым в долгосрочных отношениях.
Такой подход способствует развитию взаимного уважения, понимания и доверия, что делает отношения более прочными и стабильными. Если спорный вопрос важен для обеих сторон, такой подход к разрешению конфликта можно считать наиболее конструктивным. Однако следует отметить, что во многих ситуациях поиск решения, устраивающего обе стороны, может быть сложным, особенно если другая сторона не заинтересована в сотрудничестве. В таких случаях процесс разрешения конфликта может быть длительным и трудным.
Этой стратегии поведения в конфликте можно назвать «Совой", как символ птицы, издревле ассоциированной с мудростью и здравым смыслом. Она ожидает взаимного сотрудничества от противника. Основной принцип этой стратегии заключается в следующем: «Давайте оставим обиды в прошлом, я предпочитаю... Стратегия сотрудничества направлена на конструктивное разрешение конфликта, фокусируясь на работе с проблемой, а не на самом конфликте.
Она также честно взаимодействует с "Акулой", противопоставляя ей мирные средства и здравый смысл. При использовании стратегии сотрудничества участники конфликта становятся равными партнерами, а не врагами, и они интересуются друг другом как личностями со своими индивидуальностями. Им интересны не только противоречивые потребности друг друга, но и их мотивация. Они стремятся к искренности в отношениях и максимальному доверию.
Партнеры признают наличие конфликта, подчеркивая общие основы для сотрудничества, которыми может стать даже желание найти выход из сложившейся ситуации. Они не погружаются в взаимные обвинения и перепалки — они отбрасывают эмоции в пользу дела. В процессе поиска совместных решений партнеры могут обсуждать историю возникновения конфликта, но это не является главной целью. Они рационально оценивают свои возможности и поэтому склонны к посредничеству и переговорам в случае необходимости.
В тактических действиях «Совы» включены следующие аспекты: Сбор информации о конфликте, анализ его сути и изучение противника. Оценка ресурсов как самой «Совы», так и противника для разработки альтернативных предложений. Открытое обсуждение конфликта, не боясь разногласий, с целью конкретизации и определения его сущности. Если противник предлагает разумное и здравомыслящее решение, «Сова» готова его принять.
Личностные качества «Совы» включают: Направленность на решение проблемы в любом конфликте, не фокусируясь на обвинениях личности. Положительное отношение к новациям и переменам. Умение выражать критику, но без оскорблений и сосредоточенность на фактах, так называемая «конструктивная критика». Использование своих навыков для достижения влияния на людей.
Путем применения тактик «Совы» и развития указанных личностных качеств, участники конфликта могут добиться взаимопонимания и находить совместные решения. Они признают важность проблемы, подчеркивают общие интересы и стремятся к сотрудничеству, а не к противостоянию. В результате, они смогут обойти взаимные обвинения и эмоциональные преграды, работая вместе для достижения конструктивного разрешения конфликта. Конструктивный диалог и переговоры: Одна из ключевых юридических стратегий — вести конструктивный диалог с противоположной стороной и искать общие интересы, чтобы достичь согласия.
Это включает открытое обсуждение проблемы, предлагая рациональные аргументы и варианты решения, а также готовность к компромиссам. Альтернативные методы разрешения споров: Юридическая стратегия включает использование альтернативных методов разрешения споров, таких как медиация или арбитраж. Вместо судебного разбирательства, эти методы позволяют сторонам найти нейтрального посредника или арбитра, который поможет им прийти к соглашению. Защита прав и интересов: Юридическая стратегия также заключается в защите своих прав и интересов в конфликтной ситуации.
Это может включать применение соответствующих правовых норм и нормативных актов, подачу исков или ответных исков, а также активное представление своей позиции перед судом или другими компетентными органами. Анализ и использование юридических аргументов: Эта стратегия включает глубокий анализ юридической стороны конфликта и использование юридических аргументов для поддержки своей позиции.
Путин заявил, что РФ открыта к диалогу со всеми, кто желает справедливого мира
Умение конструктивно общаться и выстраивать диалог раскрывает потенциал команды, делая поставленные цели достижимыми, а решение рабочих вопросов &ndas. Учиться конструктивному диалогу – значит обрести ключ к успешным отношениям и решению конфликтов. Думаем, вы уже примерно понимаете, что значит конструктивный разговор или диалог. Президент РФ Владимир Путин заявил, что Москва готова вести конструктивный диалог со всеми, кто за мир.
Неконструктивный разговор. Завершение неконструктивного разговора
- Определение понятия Конструктивно — это какой
- Модель общения Фридемана фон Туна
- Конструктивный диалог пример. Конструктивные диалоги
- Конструктивный разговор: значение, понятие, правила и особенности