А вот в Беларуси традиции почти совпадают с русскими: толпа колядующих отправляется по домам, начиная со Святок, и закончит ходить только 19 января. Какого числа ходят колядовать. Как праздновать колядки. Но перед тем как совершать обряды, следует разобраться, как правильно это делать, когда ходить колядовать, щедровать и посевать. Коляда́ — славянское народное название рождественского сочельника (чаще всего), праздника Рождества Христова, а также Святок от Рождества до Крещения.
Когда начинаются Колядки в 2023 году.
Происходит такое совместное поедание каши, как символ общинного единства. Я с детства помню, как эту кутью носили, как шутили, как много ряженых было. А родители для колядовщиков готовили подарки: конфеты, пряники, железные монетки. Мама моя всегда переживала, вдруг коляда не придет.
Считается ведь, если колядовщики обошли твой дом стороной, удача от тебя отвернется в новом году. Но я не помню такого, чтобы к нам в какой-то год не приходили. Коза из Воронежской области стала звездой соцсетей после участия в колядках Когда сама стала ходить колядовать, наша компания от дома к дому обрастала новыми колядующими.
Начинало нас три человека, а к концу делегация составляла уже человек 20. Многие люди уже спали, но как только мы приходили, они открывали дверь, доставали из холодильника угощения, накрывали стол и начинали веселиться. В одном доме, помню, мы очень смеялись.
Хозяева, видимо, только легли спать, а тут мы пришли. Хозяин дверь открыл, мы начали петь, а он ушел и снова уснул. Так мы и не смогли никого в их доме разбудить.
Традиции воронежских сел Все древние календарные обряды связаны в первую очередь с циклическим ходом солнца. В году есть два солнцеворота. Зимний приходится на последние дни декабря.
Славяне верили, что в это время происходит рождение нового солнца. Праздник в честь нового молодого солнца назывался Коляда от славянских слов «круг, колесо, коло». По традиции, в честь дневного светила было принято спускать с горок горящие колеса, приговаривая «Гори-гори ясно, чтобы не погасло!
В каждом регионе свои колядки, различаются они по сюжетам, напевам, текстам. В воронежских селах исполнялись многоголосные колядки, эта традиция жива до сих пор. Причем в разных районах — свои обрядовые песни.
Так, в южных районах области были приняты щедровки — их исполняли в Щедрый вечер накануне Старого Нового года, 13 января. В Хохольском, Нижнедевицком районах сохранились колядки так называемого кумулятивного склада в виде вопроса-ответа: «Ты где была? В западных районах колядки могут иметь одинаковый текст, но разный рефрен — например, колядки под Рождество и колядки-овсеньки под Новый год.
В колядках всегда звучат пожелания благополучия и достатка хозяевам дома и просьба одарить. Даже если у человека нет ни жены, ни детей, ни коров, колядовщики величают хозяина и говорят, какое у него богатство, какая у него жена и дети. Это изображение желаемого как действительное.
В этом и заключается смысл благопожелания колядок: чем больше человеку пожелаешь, тем счастливее он будет. В селе Пчелиновка Богучарского района сохранилась как раз такая колядка: «Осинова коляда по проулочку бегла. Ко Ивану забегла.
У Ивана на дворе бел шатер стоит. Как во этом во шатре три оконушка. Как во первом во окне сам Иван сидит.
Во другом окне — его женушка, в третьем — детушки, как часты звездочки. У него 100 быков, 100 коров — идут с поля помыкивают». В Рамонском районе ночью на Рождество дворы обходил пастух.
Он заходил в дом, мог даже запрыгнуть на лавку, ударял кнутом и говорил: «Ягнятки гладки, сигают по лавке! Таким образом пастух желал хозяину, чтобы скот хорошо плодился. Если колядовщикам попадались скупые хозяева, они могли пригрозить: «Кто не даст пирога, мы корову за рога, кто не даст пышки, мы свинью за лодыжки».
Заметили ошибку?
Необходимо было зажечь новый огонь, для того чтобы изгнать порождения Навьего мира обратно в их измерение. Новый огонь символизировал рождение нового, весеннего солнца, которое начинало набирать силы. В старину и вовсе на вершинах холмов, вокруг поселения разжигали огромные костры, которые должны были кольцом окружить деревню и не позволить тёмным силам проникнуть в неё извне. Существовал также обычай зажигать огромное колесо и поднимать его ввысь. Это было своего рода ритуалом рождения нового солнца.
Древние славяне верили, что таким образом они помогают новому светилу подняться на небо. Так для наших предков начинался цикл нового года. Неотъемлемой частью празднования Коляды являлось ритуальное песнопение — Колядование. Оно сопутствовало всем Святочным вечерам, но наиважнейшую роль играло колядование накануне самого празднования Коляды. Сам обряд проходил следующим образом: люди, которые называли себя колядовщиками, выворачивали свою одежду и шубы наизнанку, таким образом они словно принимали образ выходцев из Навьего мира. Это считалось весьма страшным явлением, так, как духи умерших и прочие существа сумеречного мира являлись для живых людей непонятными, а всё что непонятно, то и страшно. Только вдумайтесь насколько большой смысл вкладывался в выворачивании одежды.
В этом, казалось бы, совершенно простом ритуале скрывалось всё таинство жизни и смерти. Одежда выступала в роли человеческой души, которая за порогом смерти, лишаясь телесной оболочки приобретала другую, вывернутую форму. Можно только поражаться, как древние славяне улавливали такие тонкие понятия и передавали их, даже в самых простых вещах. Автор ещё раз поражается и восхищается духовной просвещённостью наших предков. Колядовщики ходили группой по всему селению и заходили в каждый двор. Они должны были спеть особые, ритуальные песни. В начале они пели о том, словно строили новый мир для человека.
Это совершенно неудивительно, так, как с наступлением нового года необходимо было построить мир заново. Колядовщики пели о Древе жизни. На его верхушке гордо восседал орёл и он являлся олицетворением мира богов. В самом низу древа, у самых коней была щука, и она выступала в роли символа Навьего, то есть загробного мира. Для того, чтобы привлечь в свой дом благодать и процветание, хозяин в чьём дворе и пели колядовщики, должен был одарить их дарами. Обычно в роли таких даров выступали разные блюда. Чем богаче были дары, тем больше удачи сулил новый год и «новый мир».
После того, как колядовщики получали дары, они пели уже для защиты хозяина дома и его домочадцев, от всяких хворей и злых сил. Если кто-то скупился на дары, то колядовщики могли спеть и песни, которыми они могли привлечь множество бед на голову жадных хозяев. Иные и вовсе боялись, что их двор обойдут стороной, поэтому людей, занимающихся колядованием пытались всячески задобрить и очень уважали. Вслед за колядованием, следовал не менее важный ритуал, который назывался сжиганием Бадняка. До восхода солнца, люди находили уже высохшее дерево, привязывали к нему множество пёстрых ленточек и кусков ткани. Затем это дерево срубали и не касаясь голыми руками, в рукавицах, или руками обмотанными рубахами относили это дерево к костру. Перед тем, как сжечь дерево, на нём рисовали рот, через который празднующие якобы кормили его и поили.
Это можно расценить, как своего рода задабриванием мёртвых. Затем его сжигали, и ровно до тех пор, пока оно не догорало, было принято стучать по дереву. Считалось, что сколько искр вырвется из пламени, сгорающего Бадняка, столько удачи и радости придёт к празднующим людям в семью. Бадняк символизировал связь между миром живых, и миром мёртвых. Это было своего рода мостом, люди выказывали уважение к усопшим, когда «угощали» дерево всякими яствами и напитками. При этом, древние славяне не касались голыми руками Бадняка, это символизировало то, что живые должны оставаться живыми, а мёртвые — мёртвыми. Нельзя было ни в коем случае допускать смещение границ.
Сегодня можно уже говорить о том, что Коляда была для древних славян тем же, что и Новый год для современных людей. Это было начало нового цикла солнца, заметьте только, насколько осведомлены и наблюдательны были наши предки, которые понимали, когда именно начинало свой новый путь солнце. В старину не было ни телескопов, ни прочих атрибутов современности, а люди всё знали, как говорится, не умом, но мудростью жили. Коляда воспринималась славянами, как рождение солнца, а вот Масленница знаменовала собой уже рождение новой жизни. Смотрите сами, Коляда праздновалась в зимнее солнцестояние, когда ночь потихоньку начинала укорачиваться, а солнце и день наоборот набирать силу. Вот вам и рождение нового светила. А Масленница знаменовала оттепель и пробуждение природы.
Вы только задумайтесь, мой дорогой читатель, какое глубинное и сакральное понимание было у древних славян.
Обратите внимание, что вечера, когда ряженые ходили по деревне имели говорящее название - «Страшные вечера». Очень важный момент: за счет того, что человек во время ряжения оставался неузнанным под личиной , то он мог вести себя достаточно раскрепощенно без фанатизма, конечно. Поэтому и позволялось ряженым многое: высмеивать барина, например, или другие события.
Ряженые играют сценки, а остальным всем весело. Это, вроде как, один из способов очиститься перед другим важным святочным обрядом — гаданием. Обряд колядования на Руси В процессе колядования ряженые делились на небольшие группы — ватаги: подростки с подростками, дети с детьми, парни с парнями и так далее. Короче говоря, кому как удобнее и желаннее.
В дом они обычно не заходили, а прежде чем начать петь песени-колядушки спрашивали разрешения у хозяев. Мол, «можно Коляду покликать? Если хозяева двора давали добро, то колядовшики начинали свое театрализованное представление. Как правило пели песни, адресованные хозяевам двора.
Причем песни хвалебные, иногда даже через чур хвалебные. Играли на различных инструментах, плясали, пели обрядовые песенки-пожелания. После всего этого, ряженых следовало щедро угостить. В противном случае, песенка из хвалебной превращалась в такую: Кто не даст пирога — мы корову за рога!
Кто не даст нам яиц — мы тому разгоним птиц! Не дадите хлеба — стащим с печки деда! Не дадите лапку — стащим с печки бабку! Но, на самом деле, с колядующим не принято было ссориться.
Чаще всего их щедро одаривали и они уходили к следующему двору. В зависимости от территории, ряженых называли по-разному, однако одно название весьма "говорящее" - непростые гости. Почему непростые? Все очень просто, считалось, что ряженые - это своего рода представители иного мира, души предков.
Именно поэтому, когда они ходили по дворам, встретить ряженых нужно было хорошо, хорошо угостить. В противном случае они могли накликать неприятности на жадных хозяев. Подношение даров колядникам - итог обряда. И направлен он не столько на благополучие колядующих, сколько на призыв неких внешних сил, духов, если хотите, которые помогут в исполнении пожеланий, воспетых в колядке.
Наши предки верили в мир духов, в то, что есть некие невоплощенные души тех кто жил когда-то или тех, кто будет жить. И еда, которой одаривали колядников - это, своего рода, жертва невоплощенным духам или душам. По сути, колядование - это призыв неких помощников из тонкого мира. Примечательный момент — в ватагах ряженых обычно в самых первых рядах шла...
Колядовать принято на Рождество. В этом колоритном обряде хитро переплелись традиции язычества и христианства. Если древние славяне славили могущественного бога Коляду в день зимнего солнцестояния — 22 декабря, то христиане, поразмыслив, решили, что отменить этот «пережиток язычества» не удастся, и наделили его особым смыслом — прославлением Рождества Христова. С тех пор колядуют на Рождество 6-7 января по новому стилю , шумной, многочисленной компанией ряженых, с Вифлеемской звездой, вертепом, красочными представлениями, масками, костюмами и, конечно колядками, славящими Рождество Христа и обещающими счастье хозяевам дома. Колядовать ходили целыми ватагами, причем только мальчишки и мужчины а вот щедровать — уже девочки.
Они исполняли песни-колядки хозяевам и их детям. Если в семье был ребенок, который долго не разговаривал, ему давали напиться воды из ритуального колокольчика такими украшали шест со звездой или носили в руках — благодаря колокольчикам колядовщиков было слышно издалека. Если в доме была девушка, она угощала каждого колядовщика яблоками и орехами. Во многих областях существует суеверие, что первым вошедшим в дом на Рождество должен быть мужчина. Поэтому 7 числа колядуют парни и мальчики, а 8 к ним присоединяются и девушки.
Для того чтобы колядовать по всем правилам нужно приложить немало старания. Выберите «михоношу» — того, кто будет носить мешок для даров. Хозяева должны класть угощение в этот мешок, а не давать в руки ряженым.
Колядование на Руси: древний смысл обряда колядования
с 13 на 14 января принято колядовать и ходить в гости. славянское народное название рождественского Сочельника, праздника Рождества Христова, а также Святок от Рождества до Крещения - занимает первое место в году и продолжается несколько дней. В старину жители сел ходили по дворам и исполняли под окнами своих соседей песни, которые называли «колядками», используя в качестве музыкальных инструментов трещотки, свистульки, бубны.
Когда колядуют, щедруют и посевают в 2022 году, и как это нужно делать
Можно надеть меховые жилеты, шубы или дубленки мехом наружу, маски животных, прикрепить на голову небольшие рожки, украсить себя разноцветными ленточками. Не забудьте взять мешок, куда будете класть угощение. В качестве музыкальных инструментов подойдут колокольчики, трещотки, свистульки, бубны. Вы можете исполнять не старинные, а современные колядки, например, такие.
Рядились кто во что горазд: козами, медведями, ангелами, скоморохами. При подготовке костюма понадобятся и старый кожушок, надетый навыворот, и бабушкин яркий платок, и всевозможные маски-рожки, а какая искусственная борода получится из мочала! Ведь главная задача в рождество — славить Христа. Для самой яркой и заметной Вифлеемской звезды понадобится палка, клей, плотный картон, фольга, краски, ленты и фантазия. Маленький переносной кукольный театр с библейскими персонажами и рождественскими сюжетами вы можете сделать сами.
Пойте их вместе, от души прославляя праздник рождества Христова. Щедрик- ведрик Черед посевания и щедривок наступает на Старый Новый год. На самом деле первые щедривки пели давным-давно, в те времена, когда Новый год отмечался… весной. Не верите? А весной для них самое время. Посевать можно как большой компанией, так и вдвоем-втроем, могут петь щедривки и одни девочки. Отправляясь посевать запаситесь не только красивими щедривками-пожеланиями счастья и достатка, но и зерном. Именно зерно — символ плодородия богатства , им «засевают» пол в доме во время пения щедривок.
Это один из 4-х главных солярных праздников года, которые были жестко привязаны к точкам солнцестояний и равноденствий и при этом в образном плане соответствовали разному «возрасту» солнца в годичном цикле — от ребенка до старика. Виктор Корольков.
Времена года Тут следует обратить внимание на то, что зимнее солнцестояние начинается 21 декабря, однако, примерно 3 дня солнце как бы «стоит на месте» — световой день не увеличивается и не уменьшается. И только 25-го декабря начинается ощутимое прибавление светового дня. Именно эта символическая точка, когда свет как бы начинает возрождаться, т. Скорее всего именно в этот день в древности отмечали и сам Новый год не в марте и не в сентябре — это все уже поздние передвижения точки отсчета, не имеющие такого сакрально смысла. В этот день, когда светило поворачивалось от зимы к лету, и световой день начинал увеличиваться, наши предки восхваляли Коляду — молодого сына Даждьбога в образе младенца или крепкого юноши со светлыми волосами и мечом в руках. Этот божественный ребенок олицетворял молодое Солнце и символизировал начало нового годового цикла жизни. Таким образом этот праздник знаменует собой поворот, уход от всего старого, отжившего, и приход всего сильного, молодого и нового. Коляда — это очередное и вечное возвращение света, возрождение и торжество Солнца над Тьмою. После солнцеворота начинался длительный период празднеств и гуляний, продолжавшийся порядка 2 недель. Вероятно, в древности каждый день был наполнен собственной обрядовой частью и смыслом, но сейчас эти знания утеряны и сохранилась лишь информация о достаточно продолжительном сроке гуляний колядкИ, святкИ, святочные гадания и проч.
Поэтические воззрения славян на природу, Том 3. Максим Кулешов. Коляда Напрашивается вывод, что христианское Рождество не случайно день в день совпало с этой датой. По факту и там и там — это Рождение нового Бога, только раньше им считалось Солнце, а в христианстве образ стал персонифицированным, связанным с конкретным человеком. Именно поэтому католическое Рождество приходится в точности на эту дату, в то время как православное — в силу особенностей юлианского календаря, который в меньшей степени привязан к астрономическим явлениям, сместилось вперед на 7 января.
После праздника, следовало ещё пять вечером, когда гадания продолжались. В итоге, всего Святочных вечеров было ровно шесть, и они символизировали тёмную половину года, когда солнце теряет свою былую силу. Вслед за такими вечерами, приходили святые дни, которые знаменовали светлую половину года, те шесть месяцев, когда силы и энергия солнца были в самом зените. Самым важным ритуалом во время празднования Коляды — это было зажигание нового огня.
Древние славяне гасили в поселении все существующие очаги огня. Это символизировало смерть старого солнца, и его цикла. В этот самый миг, землю окутывал мрак и злые силы как никогда становились сильнее. Необходимо было зажечь новый огонь, для того чтобы изгнать порождения Навьего мира обратно в их измерение. Новый огонь символизировал рождение нового, весеннего солнца, которое начинало набирать силы. В старину и вовсе на вершинах холмов, вокруг поселения разжигали огромные костры, которые должны были кольцом окружить деревню и не позволить тёмным силам проникнуть в неё извне. Существовал также обычай зажигать огромное колесо и поднимать его ввысь. Это было своего рода ритуалом рождения нового солнца. Древние славяне верили, что таким образом они помогают новому светилу подняться на небо.
Так для наших предков начинался цикл нового года. Неотъемлемой частью празднования Коляды являлось ритуальное песнопение — Колядование. Оно сопутствовало всем Святочным вечерам, но наиважнейшую роль играло колядование накануне самого празднования Коляды. Сам обряд проходил следующим образом: люди, которые называли себя колядовщиками, выворачивали свою одежду и шубы наизнанку, таким образом они словно принимали образ выходцев из Навьего мира. Это считалось весьма страшным явлением, так, как духи умерших и прочие существа сумеречного мира являлись для живых людей непонятными, а всё что непонятно, то и страшно. Только вдумайтесь насколько большой смысл вкладывался в выворачивании одежды. В этом, казалось бы, совершенно простом ритуале скрывалось всё таинство жизни и смерти. Одежда выступала в роли человеческой души, которая за порогом смерти, лишаясь телесной оболочки приобретала другую, вывернутую форму. Можно только поражаться, как древние славяне улавливали такие тонкие понятия и передавали их, даже в самых простых вещах.
Автор ещё раз поражается и восхищается духовной просвещённостью наших предков. Колядовщики ходили группой по всему селению и заходили в каждый двор. Они должны были спеть особые, ритуальные песни. В начале они пели о том, словно строили новый мир для человека. Это совершенно неудивительно, так, как с наступлением нового года необходимо было построить мир заново. Колядовщики пели о Древе жизни. На его верхушке гордо восседал орёл и он являлся олицетворением мира богов. В самом низу древа, у самых коней была щука, и она выступала в роли символа Навьего, то есть загробного мира. Для того, чтобы привлечь в свой дом благодать и процветание, хозяин в чьём дворе и пели колядовщики, должен был одарить их дарами.
Обычно в роли таких даров выступали разные блюда. Чем богаче были дары, тем больше удачи сулил новый год и «новый мир». После того, как колядовщики получали дары, они пели уже для защиты хозяина дома и его домочадцев, от всяких хворей и злых сил. Если кто-то скупился на дары, то колядовщики могли спеть и песни, которыми они могли привлечь множество бед на голову жадных хозяев. Иные и вовсе боялись, что их двор обойдут стороной, поэтому людей, занимающихся колядованием пытались всячески задобрить и очень уважали. Вслед за колядованием, следовал не менее важный ритуал, который назывался сжиганием Бадняка. До восхода солнца, люди находили уже высохшее дерево, привязывали к нему множество пёстрых ленточек и кусков ткани. Затем это дерево срубали и не касаясь голыми руками, в рукавицах, или руками обмотанными рубахами относили это дерево к костру. Перед тем, как сжечь дерево, на нём рисовали рот, через который празднующие якобы кормили его и поили.
Это можно расценить, как своего рода задабриванием мёртвых. Затем его сжигали, и ровно до тех пор, пока оно не догорало, было принято стучать по дереву. Считалось, что сколько искр вырвется из пламени, сгорающего Бадняка, столько удачи и радости придёт к празднующим людям в семью. Бадняк символизировал связь между миром живых, и миром мёртвых. Это было своего рода мостом, люди выказывали уважение к усопшим, когда «угощали» дерево всякими яствами и напитками. При этом, древние славяне не касались голыми руками Бадняка, это символизировало то, что живые должны оставаться живыми, а мёртвые — мёртвыми. Нельзя было ни в коем случае допускать смещение границ. Сегодня можно уже говорить о том, что Коляда была для древних славян тем же, что и Новый год для современных людей.
Можно ли детям колядовать и когда лучше это делать?
По сей день колядовщики ходят с символизирующей небесное светило звездой на длинном шесте. Колядуют 6 января, а рождествуют 7. Многие колядуют 7 числа, думая, что это правильно. Как и когда колядуют ряженые, какие традиции сохранились до наших дней, характер и символика старинного православного праздника. Колядовать ходили целыми ватагами, причем только мальчишки и мужчины (а вот щедровать — уже девочки). Когда нужно колядовать. Ходить по дворам с песнями во славу родившегося Христа полагается с 7 до 19 января.
Публикация «Традиции празднования Коляды» размещена в разделах
- Колядование
- Когда и как празднуют колядки в 2024 году. Когда начинать колядовать в 2024 году
- Колядование на Руси: древний смысл обряда колядования
- Когда посевают, щедруют и колядуют в 2021 году - АстроМагия
Когда начинаются Колядки в 2023 году.
Молодежь ходит по домам вечером и ночью, а самым безопасным временем, когда можно колядовать детям, станет светлое время суток на протяжении двух недель после Сочельника, т. е. числа с 7.01 по 19.01. Колядовать в России принято в канун Рождества Христова и в этом году колядников стоит ждать вечером в пятницу 6 января 2023 года. А вот в Беларуси традиции почти совпадают с русскими: толпа колядующих отправляется по домам, начиная со Святок, и закончит ходить только 19 января.
«Люди закрылись». Почему колядование в Воронеже стало праздником только для «своих»
У него обязательно должна быть звезда отсюда и название. Обычно, на роль звездаря выбирают того, кто лучше всех знает песни и громче всех их поёт. Также, в ряду колядующих есть звонарь. Миссия звонаря заключается в том, чтобы нести большой колокольчик. Он звонит в него, таким образом оповещая всех людей в округе, что идут колядующие. Украшения с драгоценными камнями обладают магическими и лечебными свойствами. Есть у колядующих ещё одна не менее важная роль — мехоноша. Этот человек идёт следом за звездарём и звонарём. Главное, что должен делать мехоноша — это собирать «наколядованное», то есть все сладости, деньги и подарки. Для этой цели он должен иметь при себе большой мешок или другой предмет, куда хозяева домов будут класть награду для колядующих. Очень важным является именно то, чтобы они сами клали в мешок подарки, ведь мехоноша не должен брать ничего из рук людей.
К огромному сожалению, такое ролевое распределение не сохранилось в наши дни. Редко можно встретить колядующих, которые следуют этим древнейшим традициям. На практике среди колядующих встречаются только дети, которые идут не следом друг за другом, а просто компанией. Поют колядки хором и принимают дары хозяев из рук в руки. Самое главное, что должны сделать современные колядующие — это хорошо выучить колядки. Тем, кто всё-таки желает следовать давней славянской традиции и добиться правильного проведения обряда, нужно сделать следующее: Нужно сделать восьмиконечную звезду.
Имея своей задачей славление лица, которому они поются, выражение ему пожелания всяких благ, русские колядки отличаются серьёзностью и задушевностью.
Содержание этих пожеланий видоизменяется, смотря по полу, возрасту и состоянию тех членов хозяйской семьи, к которым обращаются колядовщики: хозяину сулится семейное счастье и довольство, девушкам — счастливый брак. Это желанное, колядка в эпической обработке представляет осуществившимся: хозяин живёт в довольстве и счастлив семьёй, молодец — любовью и т. Колядки, воспевающие идеал брани, сулящие славу воинских подвигов, должны быть отнесены к числу наиболее древних. Во многих колядках сохранились черты древнего дружинного и княжеского века. Владимиров указывает многие черты, общие колядкам и былинам например, запевы и заключения. Отразилась в колядках и позднейшая эпоха борьбы с поляками. Кое-что имеет и книжный источник например « Ключ разумения », Иоанникия Голятовского.
Лучшие колядки сохранились в Галиции , у карпатских русинов. Большую стойкость обнаружили святочные обряды, во многом отмеченные чертами языческой древности, напоминающими как о чествовании новорождённого солнца, так и о культе предков [21].
Вечер этого дня назывался щедрым. Хозяйки готовили множество снеди — с тем, чтобы хватило угостить всех знакомых и соседей, зашедших в гости. Дело в том, что в период святок, и особенно на старый Новый год - с 13 на 14 января принято колядовать и ходить в гости. Колядующие стучатся в двери домов и поют хозяевам веселые песни, в которых рассказывается о рождении Христа, воспевается тепло домашнего очага и желают радости в новом году, хорошего урожая, богатства и процветания. А хозяева одаривают их угощением или приглашают к праздничному столу. Существовало поверье, что богатый стол обеспечит хозяину достаток на весь год. Особой популярностью пользовались блюда из свинины, так как святой Василий считался покровителем свиноводов.
Кроме того, свинья символизировала плодовитость и благополучие.
Виноградова Людмила Николаевна. Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2009.
Опубликовано 5 сентября 2023 г. Последнее обновление 5 сентября 2023 г. Связаться с редакцией.
Главное — не перепутать даты: вспомним, в какие числа идти колядовать, щедровать и посевать
с 13 на 14 января принято колядовать и ходить в гости. Коляда, коляда, Накануне Рождества! Когда ходят колядовать в 2024 году? Святки (коляды, зимние святки) традиционно стартуют в Рождественский Сочельник (в ночь на 7 января) и длятся до Крещения (19 января). В давние времена праздник Коляды считался языческим и был приурочен ко дню зимнего солнцестояния. Есть традиция колядовать с вечера 6 до утра 7 января, но проблема в том, что с этим сложно совместить ночное богослужение в честь Праздника Рождества Христова.
Колядки в Москве: кто и как соблюдает народный ритуал в 2022 году
— Праздник Коляды отмечали в дни зимнего солнцестояния, 21 и 22 декабря".Это имя божества (в некоторых легендах — богини) молодого зимнего Солнца. славянское народное название рождественского Сочельника, праздника Рождества Христова, а также Святок от Рождества до Крещения - занимает первое место в году и продолжается несколько дней. С начала 1990-х они каждый год ходят колядовать по улицам старой Коломны. Щедровать ходят под Старый новый год, 13 января, а колядуют — перед Рождеством, 6 января. Впереди Коляды шел Карачун – самый короткий день в году, смутное да страшное время. В отличие от колядующих, посевальщикам не нужно просить разрешения войти в дом и совершить обряд.