Новости картина демон сидящий врубель

В 1890 году свет увидела его картина – "Демон сидящий". «Демон (сидящий)» – одно из самых совершенных и загадочных творений художника – мистика визионера. Врубель истязал не только свои картины, но и свое тело – резал ножом грудь, чтобы пережить душевную боль.

  • Во власти демонов и изумрудных глаз. Михаил Врубель - за шаг от безумия
  • Врубель: художник на все времена | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ»
  • Во власти демонов и изумрудных глаз. Михаил Врубель - за шаг от безумия
  • Демоны Михаила Врубеля: история художника, его поисков и душевного расстройства
  • «ДЕМОНЫ» МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ

Во власти демонов и изумрудных глаз. Михаил Врубель - за шаг от безумия

Мальчик появился на свет с врожденным пороком — «заячьей губой» расщепленным небом. Ради сына Надежда оставила сцену, и содержание семьи полностью легло на плечи Врубеля. Художник стал работать все больше и больше, у него началась затяжная депрессия. Степан Яремич писал: Всю зиму Врубель работает со страшным напряжением. Вместо обычных трех-четырех часов он работает по 14, а иногда и больше — при искусственном освещении, никуда не выходя и едва отрываясь от картины.

Раз в день он надевал пальто, открывал форточку и с четверть часа вдыхал холодный воздух — это он называл своей прогулкой. Весь поглощенный работой, он стал нетерпимым ко всякой помехе, не хотел видеть гостей и едва разговаривал со своими. Несмотря на тяжелое состояние художника, его слава росла. Надежда писала сестре, что «у него масса работы, все от него требуют эскизов, советов, приглашают на выставку, выбирают членом в разные общества, только денег мало платят, а слава его в Москве растет».

В декабре 1901 года работа над «Демоном поверженным» была закончена. Но Врубель не мог «отпустить» свою работу. С ним происходило нечто неладное, заставлявшее всех нас беспокоиться за его здоровье. Еще до открытия выставки он приходил рано утром с ящиком с красками и прописывал разные места выставленного им впервые «Демона».

Врубель приносил с собой бутылку шампанского и, то и дело прикладываясь к ней, неистово писал. Сперва дело ограничивалось небольшими ретушами, но вскоре он начал писать повсюду, прописывая заново всю фигуру Демона, переписывая ему руки, лицо, одежду. Я каждый день ходил и наблюдал его. Михаил Александрович ничего и никого не замечал и был как во сне.

Врубель 1856-1910 был универсальным художником, создавшим произведения станковой живописи и монументальные росписи, превосходным рисовальщиком и скульптором, много работал в области декоративно-прикладного искусства. Главной темой творчества Врубеля в «московский период» стала тема Демона. Фоном для картины «Демон сидящий» служит накаленно-пурпурное низкое небо. За спиной Демона расцветают неведомые кристаллические цветы различных темных оттенков.

Тяжелые атлетические мышцы его обнаженного торса напряжены, а сцепленные пальцы рук выдают пронзительную тоску. Грозно вскинуты вверх черные линии бровей и горько опущены вниз уголки рта на его смуглом лице. Сочетание мощи и бессилия молодого гиганта перекликается с мерцающей красотой окружающего его мертвого пейзажа, в котором есть только причудливые колючие скалы да каменные облака.

Демон, погруженный в тоску по живому, полному цветения и тепла миру, от которого он отторгнут, не замечает, как вдалеке за его спиной разгорается золотая заря.

После «Демона сидящего» живописец создаст «Демона летящего» со сверкающим горящим взглядом и «Демона поверженного» с опустошёнными глазами. В каждом из таких персонажей художник видел и стремился показать нечто большее, чем мифическую сущность и принадлежность к иному миру. Врубеля манило всё мистическое, и это прослеживается в его творчестве. Согласитесь, подобный подход к демоническим персонажам крайне необычен. Но и судьба самого Врубеля отличалась от многих — увы, в трагическом контексте.

Глаза Демона полны тревоги и внутренней боли Судьба художника На момент написания «Демона сидящего» психическое состояние Врубеля было относительно нормальным. И всё-таки его знакомые отмечали, что с художником происходит что-то неладное. Михаил Врубель со своей женой и музой Надеждой Забелой К сожалению, эта активность переросла в болезненное возбуждение. Через некоторое время живописец уже считал себя то Христом, то русским царём, то Пушкиным. Он заявлял, что слышит хоровые песнопения, которые были приняты в эпоху Возрождения, заявлял, будто является Микеланджело и Рафаэлем. Причиной ухудшения здоровья Врубеля, не отличавшегося стойкой психикой, стали перенапряжение, истощение, депрессивные расстройства.

В значительной мере повлияло и неприятие обществом его работ. Даже родной отец Михаила, увидев первые наброски «Демона», приказал уничтожить подобное творение.

Демоны Врубеля

Лермонтова «Демон». В 1891 году художник создал три десятка иллюстраций к этому сборнику. Как и любой живописец, Врубель начал написание картины с подготовки эскиза. Тот был создан в 1890 году, а сегодня хранится в Третьяковской галерее. Без сомнения, работа над новым творением вдохновляла художника.

Михаил Александрович Врубель «Автопортрет», 1904 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Особенности картины Сложно дать более точное описание картины, чем это сделал сам её автор. Практически всё полотно занимает могучая фигура Демона. Атлетически сложенный молодой мужчина сцепил руки и вглядывается вдаль. Его глаза полны тревоги, поза крайне напряжённая, однако на фоне терзаний и сомнений чувствуется некая внутренняя сила, что заложена в нём.

Вдали виднеются горы на фоне заката, но они не играют ведущей роли. Основа картины — фигура самого Демона. Кажется, она с трудом вмещается в рамки холста, которые слишком тесны для этого героя. После «Демона сидящего» живописец создаст «Демона летящего» со сверкающим горящим взглядом и «Демона поверженного» с опустошёнными глазами.

Художник жалуется своим друзьям - его беспокоит один и тот же тревожный сон: каждую ночь к нему приходит красивый Ангел с грустными глазами. Художник пытается вспомнить, где он видил эти глаза. У Эмилии Праховой или у сумасшедших возле Кирилловской церкви. Мамонтов советует ему: самый простой способ избавиться от сновидений - нарисовать образ. Ему стоит согласиться с предложением издателей иллюстрировать поэму Лермонтова и в ней отобразить Ангела со своих снов. Так Врубель создал картину "Сидящий Демон". Когда у Врубеля родился сын, художник пережил шок. Лицо его ребенка было обезображено: верхняя губа была разделена надвое.

Врубель увидел и окаменел. Он знал, что будет наказание, но не ожидал, что такое. Врубель молча поцеловал мальчика и тихо вышел из комнаты. Затем он закрылся в своем кабинете и не выходил оттуда несколько дней. Врубель намерен отомстить своему Демону единственно возможным для него оружием - кистью и красками. Через несколько дней перед родственниками стоял уже совсем другой Врубель: непричесанный, с диким взглядом, он бормотал что-то невнятное. На нем была разорванная одежда, а под ней - следы от порезов. На мольберте стояла новая картина - "Демон поверженный".

Это был последний Демон Врубеля. Картина уже висела на выставке, а художник каждое утро, пока еще не пришли посетители, дорисовывал ее.

Акт второй — московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Акт третий: 1903-06 годы, связанные с душевной болезнью, постепенно подтачивавшей физические и интеллектуальные силы живописца. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически. Демон сидящий, Врубель В своей жизни Врубель, кажется, испытал все, что возможно — и бытовую неустроенность, нужду и страдания, и непонимание окружающих, и несчастная любовь, и любовь состоявшуюся, подарившую художнику огромное счастье. Несмотря ни на что, даже на страшную болезнь, он все равно остался победителем в этой жизни. Его победа — это его удивительное творчество, его знаменитая «демониана», о которой разговор может быть тоже отдельный — вдумчивый и подробный, профессиональный.

В то время годы юный студент юридического факультета Петербургского университета Михаил Врубель был уже полностью заворожен лермонтовской поэмой «Демон». В письмах к старшей сестре Врубель писал, какие непередаваемые ощущения вызывает в нем этот глубоко трагический сюжет и потрясающие образы Демона и Тамары. Гордый, одинокий, ждущий любви и независимости, несчастный и печальный Демон оказался близок Врубелю настолько, словно Лермонтов списал его с молодого художника. Ведь и Врубель, по воспоминаниям близких ему людей, был замкнутым, молчаливым, холодно-сдержанным, и видимо этим сходством и нужно объяснять особую, иногда нездоровую Врубель был частым пациентом клиник для душевнобольных тягу к образу, созданному поэтом. Художник Михаил Врубель Картина «Демон и Ангел с душой Тамары» — одна из тринадцати полотен, созданных Врубелем по этой теме, все они прошли основной нитью его творческой биографии. Не вдаваясь здесь в искусствоведческий анализ произведения, оставив его специалистам, следует признать, что утрата этого полотна для широкой публики стала бы невосполнимой потерей. Дело в том, что произведения такого уровня знает весь мир, и похитители не стали бы продавать ее открыто, если они не самоубийцы. Подобные кражи делаются обычно по заказу, для чьей-нибудь закрытой коллекции, доступ к которой вполне может иметь только сам ее владелец.

В старых каталогах его называли «Голова ангела». То есть непонятно, кто это на самом деле, ангел или демон, настолько нечеткая здесь грань, или, точнее сказать, она вообще отсутствует, так что он действительно может восприниматься и как ангел, и как демон. И это снова говорит о том, что образы Врубеля лишены четкой границы. Здесь нет ничего ни абсолютно демонического, ни абсолютно ангельского, но есть некая энергия, которая может стать и тем, и другим или, точнее, которая находится за пределами плюсов и минусов, за пределами хорошего и плохого, добра и зла. Потоки света выражены параллельными штрихами, но поскольку это выпуклая бумага, то здесь как бы пунктир такой создается, где-то как будто некие узелки, как будто частицы света буквально проходят сквозь бумагу, сквозь пространство своим потоком. И там, где они натыкаются на некую преграду, образуется скульптурная, как и в «Демоне сидящем» живописном, голова Демона.

Где-то мы видим такие черные впадины его глаз, там, где губы, образуются такие же черные впадины, под подбородком, но в целом ощущение такое, что это именно свет, свет, который, встречая преграду какую-то, кристаллизуется в некую скульптурную форму, которая буквально на наших глазах материализуется в рисунке Врубеля и снова потом может превратиться в поток света. И ничего в мире нет, кроме этого божественного света, который проявляет себя в разных формах. Врубель, говоря о том, что «Демона» не понимают, имел в виду «Демона» Лермонтова и конкретно рисунки художника Михаила Зичи, придворного художника, который зарисовывал сцены военные, точнее, сцены парадов, и в том числе создал еще за несколько лет до Врубеля свои варианты иллюстраций к поэме Лермонтова, которые совершенно Врубеля не удовлетворили. И действительно, мы видим, что сами по себе акварели, конечно, очень красивые, изящные, они полны этнографических подробностей, но это именно иллюстрации чисто внешние, где восточный тип Тамары, костюмы очень точно переданы, Кавказские горы сияют на заднем плане, но не более того. И уж совсем смешная картина на эту тему, которую создал знаменитый салонный художник эпохи Константин Егорович Маковский, «Демон и Тамара». Приближался юбилей Лермонтова 50 лет со дня смерти знаменитого поэта в 1891 году, его достаточно широко отмечали, и многие художники создавали картины на темы его произведений.

И помимо того, что здесь узнается, конечно же, любимая жена художника Юлия, которая служила моделью Маковскому для большинства его картин, здесь вообще парадоксальным образом перед нами не просто салонная сцена соблазнения. Здесь девушка выглядит более искушенной и демоничной, чем юноша робкий, и лишь притворяется жертвой, а на самом деле именно она здесь является, наверное, вот такой демонической героиней. Задумано ли было так художником или нет, но свет иконы бросает теплый отблеск на лицо юноши, а лунный свет, который виден там вдали сквозь окно, словно отражается в красках платья и лица девушки. Совсем иной образ мы видим в иллюстрациях Врубеля. Мы уже встречались с этой самой знаменитой, наверное, акварелью черной, созданной в качестве иллюстрации. Эти иллюстрации, конечно же, были непонятны современникам.

Пришлось Петру Кончаловскому, отцу знаменитого художника-авангардиста Петра Кончаловского, отстаивать их, чтобы все-таки были они пропущены цензурой, чтобы они были напечатаны в юбилейном издании Лермонтова. К счастью для нас, это издание состоялось, в том числе и с иллюстрациями Врубеля. Помимо него, и Серов, и Репин, и другие художники знаменитые в этом участвовали. Мы уже немного говорили об этой акварели, говорили о том, как сквозь фигуры Тамары и ее спутника просвечивают словно некие инопланетные города. Но если мы обратим внимание на фигуру Демона, на фигуры музыкантов на первом плане, то видно, что даже не глазами Демона мы видим эту сцену, а это еще более высокий космический взгляд, то есть и Демона самого мы видим с какой-то еще более огромной высоты. Глаза ли это Господа Бога, глаза ли это самой вселенной, можно только догадываться.

И вот самая знаменитая иллюстрация, также созданная черной акварелью, но это требование печати того времени, которая не могла тогда цветные иллюстрации воспроизводить, поэтому художники стремились максимально лаконичными средствами эти иллюстрации создавать. Для Врубеля, как художника гениального, это становится, наоборот, источником его нового художественного языка. В этой знаменитой иллюстрации, где изображена встреча Демона и Тамары, мы видим существо словно из иного мира. И не случайно одним из прототипов для него послужил сфинкс. Мы с вами знаем много примеров сфинксов. Это и знаменитый Большой сфинкс в Гизе, и, в частности, в Санкт-Петербурге привезенные еще в XVIII веке сфинксы фараона Аменхотепа III — многие сфинксы имеют портретные лица фараонов и являются их воплощениями и охранниками в загробном царстве.

Посмотрите, как вот здесь, словно оживший сфинкс, предстает перед нами Демон, и несмотря на то, что сам образ в чем-то оперный, в чем-то он даже салонный вот это обнаженное плечико, которое здесь бросается в глаза , но тем не менее это образ космический, как всегда у Врубеля. И в глазах их сияют звезды, и сияют звезды за окном. Бесконечность, которая смотрит в бесконечность, — это самое главное ощущение, которое мы испытываем, когда смотрим на этот знаменитый лист. И небольшая, но также совершенно особенная работа, которая служит своего рода завершением цикла к поэме Лермонтова, «Голова Демона». Голова Демона на фоне гор, уже одинокого, уже потерявшего Тамару. Снова вот эти глаза, в которых целые галактики.

И, наверное, еще более удивительно то, как изображены здесь его губы, немного тронутые белилами. Это словно цветок застывшей лавы, и есть ощущение, что ожог навсегда припечатал Демона, вот это прикосновение любви, которого оказалось слишком для него и для Тамары, которую он погубил. Но этот отпечаток навсегда остался на его губах, как поцелуй чего-то неведомого, преобразившего даже его плоть. И другой образ Демона, тоже «Голова Демона». Это акварель, которая не вошла в окончательный вариант юбилейного издания. Таких вариантов, конечно, гораздо больше создавал Врубель, чем вошло в окончательную редакцию.

Совсем другой Демон, в котором мы видим что-то змеиное, и в его глазах, и в его губах, и в хищном выражении его лица. И если мы посмотрим на голову Демона, которая, как и в предыдущем рисунке, обрамлена целой тучей черных кудрей, здесь они как своего рода трубочки змеящиеся, то можно заметить, что словно змея лежит у него на голове. Если посмотреть, вот здесь ее выпуклый глаз, вот здесь как бы пасть ее, вот ее голова, немного откинутая назад. Вот она лежит как будто на голове Демона. Перевоплощения и образы мудрой природы Это как раз то, к чему стремился символизм, когда сквозь одну форму просвечивает другая, когда сквозь один слой реальности тоже просвечивает другой, когда сквозь личину просвечивает некий подлинный лик или подлинная сущность персонажа. И таких личин, таких слоев может быть бесконечное множество.

И, собственно, то, что мы видим в цикле работ Врубеля а мы здесь видим только некоторые из его работ на эту тему , — это все разные стороны, разные грани образа, который остается неисчерпаемым, бесконечным. Даже если мы посмотрим на такую, казалось бы, совершенно светлую майоликовую работу, как «Весна», известный образ, который много тиражировался — он есть сегодня в разных музеях, и в Абрамцево, и в Третьяковской галерее, — то тоже можно увидеть, что на головном уборе Весны, которая представляет собой что-то цветущее сам этот образ — это образ цветения весеннего , проявляется некое лицо. Вот глаза, нос, рот, то есть некий дух такой, который тоже как будто бы виден сквозь, может быть, лесной дух, может быть, леший. Ему нет имени, нет названия, Врубель никогда их специально не дает, но это опять же та реальность, которая просвечивает одна сквозь другую. И, приглядевшись, мы увидим это повсюду. Можно и змею вот здесь при желании увидеть.

То есть создает природа такие узоры форм, которые сами собой рождают вот эти существа. Уже встречался нам в нашем разговоре о Врубеле его знаменитый Пан. И здесь хотела бы сказать снова о том, что сама природа создает эти образы духов и низших божеств, которые не на Олимпе где-то живут, а рядом с человеком. Известно из воспоминаний современников, как родилась эта картина Врубеля. Она родилась после прочтения им замечательной повести Анатоля Франса «Святой сатир», которая рассказывает о том, как монаху, молящемуся в церкви, из древнего саркофага, который оказывается в этой церкви, является сатир. Монах видит сцену античной оргии, где на лоне природы в страстном объятии сходятся сатиры и нимфы.

Это потрясает монаха, поскольку все это видение ему предстает в церкви. И затем уже именно на лоне природы монаху предстает новое видение, ему является святой сатир и рассказывает свою историю, историю его бытования и в древнейшие времена, до того, как существовали боги, и в те времена, когда античные боги были забыты и пришла им на смену христианская эпоха. И очень важная фраза, которая, наверное, оказалась созвучной Врубелю, есть в этом рассказе: о том, что ничто не рождается ниоткуда и ничто не умирает навсегда. И если мы вспомним историю нашей культуры, то и воплощения богини-матери матриархальной эпохи, такие как Медуза Горгона, когда сменилась эпоха на патриархат, превратились в чудовищ. Те божества, особенно низшие, которым поклонялись древние греки, те же сатиры, фавны у римлян, они позднее дали свой облик чертям и превратились в нечистую силу. То есть когда меняется эпоха, когда меняется картина мира, и религиозная картина в том числе, те, кто были божествами когда-то в прежней культуре, становятся уже либо чудовищами, либо нечистой силой, как мы говорим в нашем русском языке.

Вот здесь такое перевоплощение происходит в картине Врубеля, когда мы видим и существо, наделенное живой душой, божество, в данном случае Пана, хотя именно сатиром называл его сам Врубель, и в то же время кочку или корень старый на болоте, из которого это существо рождается. То есть сама природа своими формами создает вот эти видения, явления и именно вот этот явленный образ. А он явлен был и монаху в рассказе Анатоля Франса, и здесь тоже это ощущение явленности очень ясно присутствует. Мы видим один из мраморных саркофагов, он находится у нас в Пушкинском музее в Москве, замечательное произведение античного искусства, где представлен бог Дионис в центре и та самая его свита из сатиров они здесь молодые, юные, веселые , которая населяет природный мир в мироощущении античного человека. И вот то, о чем пишет Анатоль Франс: вот эти глаза, похожие на старинные ручьи, похожие на драгоценные камни, и вечно юные, и мудрые, но мудрые не человеческой мудростью, а мудростью самой природы. Договоры с демонами: Фауст и Мефистофель Когда наступает христианская эпоха, как уже говорилось, образ даймона, то, что было олицетворением души, или высшей части души, или какой-то внешней силы, которая способствует тому, чтобы душа шла по своему пути можно воспринимать это по-разному , сливается с образом дьявола.

И с этой эпохи демон становится исключительно темным существом. Его воспринимают прежде всего как отдельную силу, которая противостоит Богу. И вот одна из замечательных картин на эту тему. Это австрийский художник Михаэль Пахер, то есть это представитель Северного Возрождения, где всегда очень подробно, очень убедительно рассказывают самые фантастические сюжеты. Кто конкретно изображен в этой картине? Святой ли это Вольфганг, как сегодня считает большинство историков искусства?

Другие новости

  • Демоны художника Врубеля | Пикабу
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Михаил Врубель
  • Михаил Врубель. Демон сидящий, Демон поверженный / История одного шедевра - YouTube
  • «Демон» Врубеля: почему это шедевр | Дневник живописи
  • Игры с Демоном

Мистическая сторона живописи М.Врубеля

Врубель надеялся, что картину приобретет Третьяковская галерея. Друзья-художники, от которых зависело приобретение его заветной картины, критикуют неправильную анатомию в изображении фигуры Демона. Картину «Демон сидящий» Врубель писал уже в Москве, когда жил в семье Саввы Мамонтова, купца, любителя живописи и покровителя талантов. Из всех бесчисленных рисунков Демона Врубеля особенно полюбил один и не расставался с ним, всегда носил его в кармане, часто во время разговора вынимал и глядел на него и с него рисовал на большом холсте.

Три «Демона» Врубеля

В 1889 году Врубель снова возвращается к этому образу уже в Москве и через год заканчивает свое полотно «Демон сидящий» — создает ту самую «уныло-задумчивую фигуру» с мрачным лицом, упирающимся в верхний край картины. Демон поверженный и Демон сидящий Врубеля считаются шедевром живописи, но так же и проклятыми картинами. Среди ценителей искусства ходит множество историй о том, как знакомые их знакомых сошли с ума, потому что увидели Демона Врубеля. Михаил Врубель» Живопись, картины, фото художника» Демон сидящий. «Демон (сидящий)» – одно из самых совершенных и загадочных творений художника – мистика визионера.

Между ангелами и демонами

И вдруг на наших глазах космические штрихи на бумаге стали постепенно приобретать кристаллическую форму. Богоматерь с младенцем. Демон четвертый. Неразделенная любовь Во время работы над росписью Кирилловской церкви, для реставрации которой его пригласил в Киев профессор А.

Прахов, Врубель без памяти влюбился в эксцентричную жену Прахова — Эмилию Львовну. Коровин вспоминает, как во время купания в пруду увидел на груди Врубеля большие шрамы, на вопрос о них несчастный влюбленный ответил: «... Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее.

Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались». Демон пятый. В Одессе он впервые начинает работать над образом Демона сидящего.

Серов вспоминал, что видел поясное изображение Демона на фоне гор: «... Картина создавалась лишь двумя масляными красками: белилами и сажей. Врубелю не было равных в передаче оттенков белого цвета.

Отцу Михаила Александровича работа не понравилась: «Демон этот показался мне злою, чувственною... Художник уничтожил этот вариант, но вернулся к теме Демона позже, в Москве. Демон сидящий.

В «Демоне сидящем» наиболее отчетливо проявилась «фирменная» врубелевская крупная «лепка» и кристаллобразность живописи. Примечательно, что Анна Врубель вспоминала об увлечении брата в гимназии естествознанием и выращиванием кристаллов. Демон шестой.

Государственная Третьяковская галерея, Москва Демон. Бумага, чёрная акварель, белила. Национальный музей русского искусства, Киев Голова демона. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Сидящий демон. Эскиз картины. Государственная Третьяковская галерея, Москва Летящий демон. Холст, масло.

III, 2005.

Он стремился нарисовать то, о чем понятия не имел, и каждый раз, окончив картину, художник находил неточности и пытался исправить их. На самом деле образ зла часто встречается в работах, которые представил миру Врубель. Описание картины «Демон поверженный» сводится к тому, что в конечном итоге главный герой победил нечистую силу. Другими словами, каждый человек может бороться за себя и постоянно работать над собой, совершенствуя свои навыки, развивая и обогащая свой внутренний мир. Таким образом Михаил Александрович высказывал свое мнение о демоне и о в целом зле на планете: его можно победить, и даже нужно бороться с ним! Картину «Демон поверженный» Врубель изобразил в уникальном стиле: с применением кристаллических граней, плоских мазков, которые были выполнены мастихином. Болезнь великого художника К сожалению, «Демон» Врубеля не принес художнику ничего хорошего. Он так глубоко проникся его образом, сочувствием ко всем людям на земле, размышлениями о жизни и прочих философских вещах, что постепенно начал теряться в реальности. Последняя картина Врубеля - «Демон поверженный» последняя из серии, написанной для поэмы Лермонтова - находилась в Московской галерее и была готова к выставке.

Каждое утро художник приходил туда и исправлял детали своей работы. Некоторые считают, что это была особенность, благодаря которой и стал известен Михаил Врубель: картины его были продуманы до мелочей, поэтому были совершенными. На протяжении написания автором работ окружающие все больше убеждались, что у него психическое расстройство. Чуть позже диагноз подтвердился. Врубеля отвезли в психиатрическую клинику и уверили его родственников, что он находится в состоянии маниакального возбуждения. Данные об ухудшении его здоровья подтвердились. Михаил Александрович однажды заявил, что он Христос, потом утверждал, что является Пушкиным; порой слышал голоса. В результате обследования было обнаружено, что нервная система художника нарушена. Заболел Врубель в 1902 году. Как следствие, у него обнаружили третичный сифилис.

Автор вел себя очень странно в эти годы. Сначала, обнаружив недуг, его отправили в клинику Свавей-Могилевича, затем перевезли в больницу Сербского, чуть позже направили к Усольцеву. Почему так происходило? Это объясняется тем, что лечение не помогало Врубелю, наоборот, состояние ухудшалось, и он становился таким буйным, что его едва удерживало четверо санитаров. Через три года изменений в положительную сторону не произошло, болезнь обострилась. В тот период у художника резко ухудшилось зрение, и он практически не мог писать, что приравнивалось к ампутации руки или ноги. Тем не менее Михаил Александрович сумел закончить портрет Брюсова, после чего полностью ослеп. В клинике доктора Бари художник провел последние годы своей жизни. Скончался талантливый живописец, невероятно умный, честный и справедливый мужчина в 1910 году. Темы творчества Врубеля На самом деле художник писал реальные для своего времени картины.

Врубель изображал движение, интриги, молчание и тайну. Помимо работ, связанных с поэмой Лермонтова «Демон», художник представил миру другие шедевры искусства. В этих работах можно увидеть роскошь, любовь, смерть, печаль и тленность. Художник множество картин выполнил в русской тематике, среди которых наиболее популярна «Царевна-Лебедь», написанная в 1900 году. Также потрясающими работами считаются такие произведения, как «Ангел с кадилом и свечой», «К ночи», «Пан» и множество портретов выдающихся личностей. Так или иначе, всем людям будет помниться шедевр, который сотворил Михаил Врубель — «Демон», а также блок картин, связанный с поэмой русского писателя, изображающий чувства, эмоции и переживания обычного человека, которого поглощает зло и предательство, ненависть и зависть. И, конечно же, в серии данных работ представлены другие изображения. Врубель и его демон Известного и талантливого Врубеля посетила муза, которая и подтолкнула его на написание картины «Демон», когда он находился в Москве. Не только поэма Лермонтова стала основой для создания шедевров, но и также окружающая среда: подлость, зависть, бесчестие людей. Хороший друг Михаила Александровича — Савва Мамонтов — разрешил художнику занять на время свою студию.

Отметим, что именно в честь этого светлого и преданного человека Врубель назвал своего сына. На начальном этапе Михаил Александрович не понимал, как именно изобразить демона, с какой точностью и в облике кого. Картинка в его голове была расплывчатой и требовала доработки, поэтому в один прекрасный день он просто сел и начал экспериментировать, постоянно изменяя или поправляя свое творение. По мнению художника, демон был воплощением страдающего и скорбного человека. Но всё же он считал его величавым и властным. Как уже отмечалось выше, для Врубеля демон не был чертом или дьяволом, он был существом, похищающим человеческую душу. Проанализировав творчество Лермонтова и Блока, Врубель только убедился в правдивости своих мыслей. Интересным является то, что ежедневно Михаил Александрович переделывал образ демона.

За ним горная местность, окрашенная в алые лучи заходящего солнца. Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого между верхней и нижней перекладинами рамы.

Стиль Врубеля в этой работе чувствуется сразу. Только он мог так создавать эффект кристаллических граней, которые делали его картины более похожими на витражи или панно. Потом к теме «Демона» Врубель будет обращаться постоянно. В 1899 году художник напишет картину «Демон летящий», где демон изображён как могучий властелин мира. В 1901-1902 годах он мучительно допишет свою последнюю работу — «Демон поверженный», в которой герой находится на грани гибели… Но вот этот «Демон сидящий» станет первым и самым сильным из всех последующих его изображений. Картину приняли тепло Современники и въедливые критики тепло приняли картину Врубеля «Демон сидящий». Известный оперный певец Фёдор Шаляпин говорил, что врубелевский демон его потряс до глубины души, и оторвать взгляда от картины просто невозможно. Поэт Александр Блок считал, что Врубелю удалось полностью охватить мысль Лермонтова и проникнуть в каждую строчку стихотворения. Но некоторые всё же утверждали, что «демон художника недостаточно отвратительный, у него не получается стать воплощением зла и порока, которым нужно быть любому проявлению тёмных сил». Как и следовало ожидать, картина молодого Врубеля покорила сердца не только отечественной публики, но сумела получить признание за границей.

Пабло Пикассо утверждал, что именно благодаря стилю, который он впервые увидел у Врубеля, ему пришла идея создать новый стиль в искусстве. Демон в скульптуре Михаил Врубель был буквально одержим своим Демоном. Он его не только рисовал, но и создавал с него скульптуры.

Русский Ренессанс

  • Во власти демонов и изумрудных глаз. Михаил Врубель - за шаг от безумия : lyarder — LiveJournal
  • Sorry, your request has been denied.
  • «Демон сидящий» Врубеля
  • Женственное в образе демона
  • Автор и тема

​Свёл ли «Демон» с ума Михаила Врубеля? «Неприличная» причина душевного расстройства художника

Происходит преображение натуры: пейзаж теряет конкретность, Демон лишается крыльев. Для символического выражения драматической сложности человеческого духа художник создает свою живописно-пластическую систему: он разбивает на грани, «кристаллизует» объемы, делая их полупрозрачными и насыщая светом. Положенные мастихином и широкой кистью мазки преображают цветы в гигантские друзы кристаллов, уподобляясь мозаике с переливами цветных смальт. Их мерцание напоминает полумрак таинственного храма, но в этом храме томится дух и бессильна плоть. Сидящая фигура юного титана, словно сжатая пружина, заставляет вспомнить слова «… мир земной мне тесен», произнесенные лермонтовским героем. Врубель, объясняя, что его Демон - «Дух, не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный… величавый», вполне соглашался с лермонтовской трактовкой его героя: «То не был ада дух ужасный, порочный мученик - о нет!

Демоны Врубеля В Третьяковской галерее с 3 ноября по 8 марта проходит крупнейшая за последние 65 лет выставка Михаила Врубеля. На выставке представлено более 300 произведений из 14 российских и зарубежных музеев. Многое случилось впервые: встретились три «Демона», соединились две части картины «Пророк», целый зал отдан рисункам, которые художник создал в психбольницах.

Картина приснилась художнику. Согласно другим источникам, в образе демона художник изобразил Эмилию Прахову, которая отвергла его. Её глаза мы можем найти буквально на каждой картине Врубеля в то время.

Даже в глазах Богородицы, изображённой на иконе «Богоматерь с младенцем», которую художник создал в монастыре Киева при психиатрической лечебнице, куда позже он поступил на лечение. Он страдал от неразделённой любви, и муж Эмилии, наблюдая за тем, как художник и собственный ученик хочет увести его жену, отправляет Михаила Врубеля на обучение в Венецию. Перед своим отъездом он уничтожает картину — первый образ демона.

В 1891 году к полувековому юбилею смерти Лермонтова власти решают выпустить большой двухтомник, посвящённый великому поэту и приглашают 17 художников иллюстрировать произведения автора. Врубелю достаётся поэма «Демон».

Органические формы, использованные в эскизе, в картине трансформируются в фантастические.

Происходит преображение натуры: пейзаж теряет конкретность, Демон лишается крыльев. Для символического выражения драматической сложности человеческого духа художник создает свою живописно-пластическую систему: он разбивает на грани, «кристаллизует» объемы, делая их полупрозрачными и насыщая светом. Положенные мастихином и широкой кистью мазки преображают цветы в гигантские друзы кристаллов, уподобляясь мозаике с переливами цветных смальт.

Их мерцание напоминает полумрак таинственного храма, но в этом храме томится дух и бессильна плоть. Сидящая фигура юного титана, словно сжатая пружина, заставляет вспомнить слова «… мир земной мне тесен», произнесенные лермонтовским героем.

Такой эффект возникает благодаря особой технике, которую применял художник: он наносил краску мастихином плоскими, широкими и короткими мазками. Сестра Врубеля вспоминала, что он увлекся красотой кристаллов еще во время обучения в гимназии, где выращивал их на занятиях по естествознанию.

В 1890 году художник создал эскиз картины. Он хранится в Третьяковской галерее. Эскиз картины Этот образ, начиная с 1890 года, стал едва ли не ключевым в творчестве русского художника. Причем, как утверждали коллеги и друзья Врубеля, на каждом новом полотне дьявол становился все ужаснее, злее.

Многие детали отсутствуют или прорисованы плохо, отчего замысел автора ясен не до конца. Картина выполнена в мрачных коричневых тонах, в абстрактном стиле. На фоне хорошо просматриваются заснеженные вершины гор, бурная река предположительно — Терек. Демон облачён в коричневую тунику, стянутую поясом.

13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника

Художник впоследствии писал сестре, что в случае отказа покончил бы с собой. О Врубеле говорили, что он много пьет и сорит деньгами, но это Надежду не смутило. К моменту венчания художник в прямом смысле слова остался без копейки и от вокзала шел к невесте пешком. Одна из них — «Сказка о царе Салтане» — вдохновила художника на создание картины «Царевна Лебедь». Царевна Лебедь совсем не похожа на Надежду Забелу, а многие современники увидели в ней черты все той же безответной любви Врубеля — Эмилии Праховой. В сентябре у художника родился сын, которого назвали Саввой. Мальчик появился на свет с врожденным пороком — «заячьей губой» расщепленным небом. Ради сына Надежда оставила сцену, и содержание семьи полностью легло на плечи Врубеля. Художник стал работать все больше и больше, у него началась затяжная депрессия.

Степан Яремич писал: Всю зиму Врубель работает со страшным напряжением. Вместо обычных трех-четырех часов он работает по 14, а иногда и больше — при искусственном освещении, никуда не выходя и едва отрываясь от картины. Раз в день он надевал пальто, открывал форточку и с четверть часа вдыхал холодный воздух — это он называл своей прогулкой. Весь поглощенный работой, он стал нетерпимым ко всякой помехе, не хотел видеть гостей и едва разговаривал со своими. Несмотря на тяжелое состояние художника, его слава росла. Надежда писала сестре, что «у него масса работы, все от него требуют эскизов, советов, приглашают на выставку, выбирают членом в разные общества, только денег мало платят, а слава его в Москве растет». В декабре 1901 года работа над «Демоном поверженным» была закончена. Но Врубель не мог «отпустить» свою работу.

Михаил Врубель, 1899 год. Фото: соцсети Наконец, создание последнего демона - «Поверженного» - стало кульминацией в драме жизни художника. По свидетельству современников, над этой картиной художник трудился со страшным напряжением. Каждый день он пишет по 14 часов в день, при тусклом освещении, почти не покидая пределов своего дома.

Во время работы они почти ни с кем не общался и не желал принимать гостей. Много раз он переписывал картину, портя при этом, по мнению коллег по кисти. Михаил Врубель. Демон поверженный.

Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Фото: соцсети Первые попытки сбыть ее оказались неудачными.

Дело в том, что об этой церкви ходили нехорошие слухи. Она располагалась на территории сумасшедшего дома — так называемой «Павловки». Это место старались обходить стороной.

Встреча с ангелом Руководил реставрационными работами Адриан Прахов — известный искусствовед. В храме, где работали художники, постоянно появлялась его жена Эмилия. О взаимности и речи быть не могло. Молодой художник бесконечно страдал. Чтобы заглушить свою душевную боль, он даже нанес себе раны, изрезав грудь ножом.

Так он пытался «перебить» сердечные муки муками физическими. Эмилия Прахова появлялась на всех его полотнах. А однажды он изобразил ее в виде Богоматери, написав икону с ликом любимой, но недоступной женщины. Рассказывали, что это взбесило жену губернатора: она пришла в церковь и уже начала молиться, но, вглядевшись в черты Богоматери, закричала: «Это еще что! Я должна Милке Праховой молиться?

Где этот богомаз? Безумства во славу любви Врубелю запретили работать в храмах. Другой работы в то время для него в Киеве не было. Ему почти не на что было жить, но это не имело никакого значения для потерявшего голову художника: главным была его любовь. Он принялся творить безумства во имя Эмилии: мог раздать нищим дорогую одежду, поражал прохожих, появляясь на улице раскрашенным во все цвета радуги, приносил в подарок Эмилии свои картины, а если она отказывалась от них — на ее глазах уничтожал их.

В конце концов, Врубель попал под суд. За долги.

Это особенность именно этого вида искусства. Уголь и сангина, то есть мягкий, наподобие пастели, карандаш теплого оттенка. А вот если мы присмотримся к тому, как сделан этот рисунок, он сделан необычайно скупыми, лаконичными средствами.

Бумага выпуклая, как акварельная бумага, мы все ее с вами представляем, и видно, как параллельные штрихи накладывает Врубель там, где волосы видны Демона. Кстати сказать, вот еще важная деталь об этом рисунке. В старых каталогах его называли «Голова ангела». То есть непонятно, кто это на самом деле, ангел или демон, настолько нечеткая здесь грань, или, точнее сказать, она вообще отсутствует, так что он действительно может восприниматься и как ангел, и как демон. И это снова говорит о том, что образы Врубеля лишены четкой границы.

Здесь нет ничего ни абсолютно демонического, ни абсолютно ангельского, но есть некая энергия, которая может стать и тем, и другим или, точнее, которая находится за пределами плюсов и минусов, за пределами хорошего и плохого, добра и зла. Потоки света выражены параллельными штрихами, но поскольку это выпуклая бумага, то здесь как бы пунктир такой создается, где-то как будто некие узелки, как будто частицы света буквально проходят сквозь бумагу, сквозь пространство своим потоком. И там, где они натыкаются на некую преграду, образуется скульптурная, как и в «Демоне сидящем» живописном, голова Демона. Где-то мы видим такие черные впадины его глаз, там, где губы, образуются такие же черные впадины, под подбородком, но в целом ощущение такое, что это именно свет, свет, который, встречая преграду какую-то, кристаллизуется в некую скульптурную форму, которая буквально на наших глазах материализуется в рисунке Врубеля и снова потом может превратиться в поток света. И ничего в мире нет, кроме этого божественного света, который проявляет себя в разных формах.

Врубель, говоря о том, что «Демона» не понимают, имел в виду «Демона» Лермонтова и конкретно рисунки художника Михаила Зичи, придворного художника, который зарисовывал сцены военные, точнее, сцены парадов, и в том числе создал еще за несколько лет до Врубеля свои варианты иллюстраций к поэме Лермонтова, которые совершенно Врубеля не удовлетворили. И действительно, мы видим, что сами по себе акварели, конечно, очень красивые, изящные, они полны этнографических подробностей, но это именно иллюстрации чисто внешние, где восточный тип Тамары, костюмы очень точно переданы, Кавказские горы сияют на заднем плане, но не более того. И уж совсем смешная картина на эту тему, которую создал знаменитый салонный художник эпохи Константин Егорович Маковский, «Демон и Тамара». Приближался юбилей Лермонтова 50 лет со дня смерти знаменитого поэта в 1891 году, его достаточно широко отмечали, и многие художники создавали картины на темы его произведений. И помимо того, что здесь узнается, конечно же, любимая жена художника Юлия, которая служила моделью Маковскому для большинства его картин, здесь вообще парадоксальным образом перед нами не просто салонная сцена соблазнения.

Здесь девушка выглядит более искушенной и демоничной, чем юноша робкий, и лишь притворяется жертвой, а на самом деле именно она здесь является, наверное, вот такой демонической героиней. Задумано ли было так художником или нет, но свет иконы бросает теплый отблеск на лицо юноши, а лунный свет, который виден там вдали сквозь окно, словно отражается в красках платья и лица девушки. Совсем иной образ мы видим в иллюстрациях Врубеля. Мы уже встречались с этой самой знаменитой, наверное, акварелью черной, созданной в качестве иллюстрации. Эти иллюстрации, конечно же, были непонятны современникам.

Пришлось Петру Кончаловскому, отцу знаменитого художника-авангардиста Петра Кончаловского, отстаивать их, чтобы все-таки были они пропущены цензурой, чтобы они были напечатаны в юбилейном издании Лермонтова. К счастью для нас, это издание состоялось, в том числе и с иллюстрациями Врубеля. Помимо него, и Серов, и Репин, и другие художники знаменитые в этом участвовали. Мы уже немного говорили об этой акварели, говорили о том, как сквозь фигуры Тамары и ее спутника просвечивают словно некие инопланетные города. Но если мы обратим внимание на фигуру Демона, на фигуры музыкантов на первом плане, то видно, что даже не глазами Демона мы видим эту сцену, а это еще более высокий космический взгляд, то есть и Демона самого мы видим с какой-то еще более огромной высоты.

Глаза ли это Господа Бога, глаза ли это самой вселенной, можно только догадываться. И вот самая знаменитая иллюстрация, также созданная черной акварелью, но это требование печати того времени, которая не могла тогда цветные иллюстрации воспроизводить, поэтому художники стремились максимально лаконичными средствами эти иллюстрации создавать. Для Врубеля, как художника гениального, это становится, наоборот, источником его нового художественного языка. В этой знаменитой иллюстрации, где изображена встреча Демона и Тамары, мы видим существо словно из иного мира. И не случайно одним из прототипов для него послужил сфинкс.

Мы с вами знаем много примеров сфинксов. Это и знаменитый Большой сфинкс в Гизе, и, в частности, в Санкт-Петербурге привезенные еще в XVIII веке сфинксы фараона Аменхотепа III — многие сфинксы имеют портретные лица фараонов и являются их воплощениями и охранниками в загробном царстве. Посмотрите, как вот здесь, словно оживший сфинкс, предстает перед нами Демон, и несмотря на то, что сам образ в чем-то оперный, в чем-то он даже салонный вот это обнаженное плечико, которое здесь бросается в глаза , но тем не менее это образ космический, как всегда у Врубеля. И в глазах их сияют звезды, и сияют звезды за окном. Бесконечность, которая смотрит в бесконечность, — это самое главное ощущение, которое мы испытываем, когда смотрим на этот знаменитый лист.

И небольшая, но также совершенно особенная работа, которая служит своего рода завершением цикла к поэме Лермонтова, «Голова Демона». Голова Демона на фоне гор, уже одинокого, уже потерявшего Тамару. Снова вот эти глаза, в которых целые галактики. И, наверное, еще более удивительно то, как изображены здесь его губы, немного тронутые белилами. Это словно цветок застывшей лавы, и есть ощущение, что ожог навсегда припечатал Демона, вот это прикосновение любви, которого оказалось слишком для него и для Тамары, которую он погубил.

Но этот отпечаток навсегда остался на его губах, как поцелуй чего-то неведомого, преобразившего даже его плоть. И другой образ Демона, тоже «Голова Демона». Это акварель, которая не вошла в окончательный вариант юбилейного издания. Таких вариантов, конечно, гораздо больше создавал Врубель, чем вошло в окончательную редакцию. Совсем другой Демон, в котором мы видим что-то змеиное, и в его глазах, и в его губах, и в хищном выражении его лица.

И если мы посмотрим на голову Демона, которая, как и в предыдущем рисунке, обрамлена целой тучей черных кудрей, здесь они как своего рода трубочки змеящиеся, то можно заметить, что словно змея лежит у него на голове. Если посмотреть, вот здесь ее выпуклый глаз, вот здесь как бы пасть ее, вот ее голова, немного откинутая назад. Вот она лежит как будто на голове Демона. Перевоплощения и образы мудрой природы Это как раз то, к чему стремился символизм, когда сквозь одну форму просвечивает другая, когда сквозь один слой реальности тоже просвечивает другой, когда сквозь личину просвечивает некий подлинный лик или подлинная сущность персонажа. И таких личин, таких слоев может быть бесконечное множество.

И, собственно, то, что мы видим в цикле работ Врубеля а мы здесь видим только некоторые из его работ на эту тему , — это все разные стороны, разные грани образа, который остается неисчерпаемым, бесконечным. Даже если мы посмотрим на такую, казалось бы, совершенно светлую майоликовую работу, как «Весна», известный образ, который много тиражировался — он есть сегодня в разных музеях, и в Абрамцево, и в Третьяковской галерее, — то тоже можно увидеть, что на головном уборе Весны, которая представляет собой что-то цветущее сам этот образ — это образ цветения весеннего , проявляется некое лицо. Вот глаза, нос, рот, то есть некий дух такой, который тоже как будто бы виден сквозь, может быть, лесной дух, может быть, леший. Ему нет имени, нет названия, Врубель никогда их специально не дает, но это опять же та реальность, которая просвечивает одна сквозь другую. И, приглядевшись, мы увидим это повсюду.

Можно и змею вот здесь при желании увидеть. То есть создает природа такие узоры форм, которые сами собой рождают вот эти существа. Уже встречался нам в нашем разговоре о Врубеле его знаменитый Пан. И здесь хотела бы сказать снова о том, что сама природа создает эти образы духов и низших божеств, которые не на Олимпе где-то живут, а рядом с человеком. Известно из воспоминаний современников, как родилась эта картина Врубеля.

Она родилась после прочтения им замечательной повести Анатоля Франса «Святой сатир», которая рассказывает о том, как монаху, молящемуся в церкви, из древнего саркофага, который оказывается в этой церкви, является сатир. Монах видит сцену античной оргии, где на лоне природы в страстном объятии сходятся сатиры и нимфы. Это потрясает монаха, поскольку все это видение ему предстает в церкви. И затем уже именно на лоне природы монаху предстает новое видение, ему является святой сатир и рассказывает свою историю, историю его бытования и в древнейшие времена, до того, как существовали боги, и в те времена, когда античные боги были забыты и пришла им на смену христианская эпоха. И очень важная фраза, которая, наверное, оказалась созвучной Врубелю, есть в этом рассказе: о том, что ничто не рождается ниоткуда и ничто не умирает навсегда.

И если мы вспомним историю нашей культуры, то и воплощения богини-матери матриархальной эпохи, такие как Медуза Горгона, когда сменилась эпоха на патриархат, превратились в чудовищ. Те божества, особенно низшие, которым поклонялись древние греки, те же сатиры, фавны у римлян, они позднее дали свой облик чертям и превратились в нечистую силу. То есть когда меняется эпоха, когда меняется картина мира, и религиозная картина в том числе, те, кто были божествами когда-то в прежней культуре, становятся уже либо чудовищами, либо нечистой силой, как мы говорим в нашем русском языке. Вот здесь такое перевоплощение происходит в картине Врубеля, когда мы видим и существо, наделенное живой душой, божество, в данном случае Пана, хотя именно сатиром называл его сам Врубель, и в то же время кочку или корень старый на болоте, из которого это существо рождается. То есть сама природа своими формами создает вот эти видения, явления и именно вот этот явленный образ.

А он явлен был и монаху в рассказе Анатоля Франса, и здесь тоже это ощущение явленности очень ясно присутствует. Мы видим один из мраморных саркофагов, он находится у нас в Пушкинском музее в Москве, замечательное произведение античного искусства, где представлен бог Дионис в центре и та самая его свита из сатиров они здесь молодые, юные, веселые , которая населяет природный мир в мироощущении античного человека. И вот то, о чем пишет Анатоль Франс: вот эти глаза, похожие на старинные ручьи, похожие на драгоценные камни, и вечно юные, и мудрые, но мудрые не человеческой мудростью, а мудростью самой природы. Договоры с демонами: Фауст и Мефистофель Когда наступает христианская эпоха, как уже говорилось, образ даймона, то, что было олицетворением души, или высшей части души, или какой-то внешней силы, которая способствует тому, чтобы душа шла по своему пути можно воспринимать это по-разному , сливается с образом дьявола. И с этой эпохи демон становится исключительно темным существом.

Картина Михаила Врубеля "Демон сидящий", 1890 г.: история создания и интересные факты

одно из самых загадочных произведений в мировой живописи. Современники Врубеля сомневались, что «Демон» относится к живописи. Свою картину «Демон сидящий», которая хранится в Государственной Третьяковской галерее, Михаил Врубель писал в Москве в доме Саввы Мамонтова. Задуманная в 1885 и законченная в 1890 году, картина «Демон сидящий» начала «демоническую серию», продолжившуюся иллюстрациями к лермонтовскому «Демону», затем «Демоном летящим», «Демоном поверженным» и многими другими.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий