В день свадьбы семья жениха сначала выкупает за символическую сумму караваи из того дома, где их выпекали. Свадебный каравай – это одна из немногих древних свадебных традиций, которая практически не претерпела изменений и поныне остается актуальной на торжествах. это традиционный свадебный обряд. На самом деле традиция выпекания каравая придавала свадьбе особый смысл. Однако сегодня встреча караваем во многом стала не более чем символом, поэтому ни о каком строгом соблюдении всех правил, предписанных традицией, не идёт речи.
Свадебный каравай: приметы и традиции
Свадебный каравай – не просто красивый пирог, а символ настоящей любви. О свадьбе и свадебных ритуалах, встреча молодых с караваем — обычаи и обряды, а также как украсить каравай. Согласно традиции, выпекать свадебный каравай разрешалось только женщинам. По недавней традиции каравай запивают бокалом шампанского, который затем разбивают его. Традиция со свадебным караваем символизирует собой благословение родителей на свадьбе. В свадебных песнях каравай приобретает космологические черты (он был выше дуба, который играет роль Мирового древа).
Как поступить с караваем после торжества?
- Каравай на свадьбу - языческая символичная традиция
- Свадебные традиции и обычаи
- Свадебный каравай: рецепты, украшение, приметы и традиции
- Свадебный каравай: кто его должен выносить и как "зашифровать" в нем пожелания молодым
- Каравай. Традиции и поверья
- Что символизирует каравай на свадьбе: традиции и современность
text_error
Свадебный каравай должен был впитать всю самую благополучную энергетику на созидание семейного счастья. Каравай на свадьбе – значение, традиции и рецепт от YesYes. Круглый свадебный каравай символизировал собой Солнце, это пришло еще с язычества, где бог-Солнце должен был смиловаться и взять под свой покров и благословление брачующихся. Согласно традиции, выпекать свадебный каравай разрешалось только женщинам. Традиция приготовления свадебного каравая. Печь свадебный каравай было принято в доме жениха накануне праздника.
Каравай на свадьбу — традиции, приметы и рецепты
Встреча молодых с караваем после регистрации брака — старинная свадебная традиция, которая сулит паре богатую и счастливую семейную жизнь. Это очень старая свадебная традиция.В наше время без " свадебного каравая" не обходится ни одна приличная готовили каравай в русской для него готовила молодая счастливая в. В русской свадебной традиции каравай после символичного обряда обязательно съедали гости. По русскому обычаю, дорогих гостей встречают хлебом-солью — ржаным караваем, который выносят на вышитом традиции много сотен лет – впервые караваи появились на русских свадьбах еще в языческие времена. В день свадьбы семья жениха сначала выкупает за символическую сумму караваи из того дома, где их выпекали.
Свадебный каравай: приметы и поверья
За прочную связь между мужем и женой также отвечают специальные косы, обвитые вокруг каравая. С некоторых пор стало модным украшать каравай на свадьбу на заказ еще и гроздью винограда — символом процветания и плодовитости. Но эту традицию сложно отнести к исконно русским — скорее, это одно из веяний моды. Тем не менее, виноград отлично смотрится на свадебном каравае — так почему бы не прибегнуть к этому украшению, если остальные традиции соблюдены? Сам каравай — это символ солнца, соль — это символ земли. Традиционные красные петухи на рушнике означают восход, начало нового дня, новой жизни. По обычаю, хлеб-соль должна подносить мать жениха с пожеланием долгой и счастливой жизни молодым. Связано это с тем, что раньше свадьбы отмечались в доме жениха — но сегодня этой традиции можно следовать даже в том случае, если свадьба отмечается в ресторане.
Тесто замешивали с песнями и добрыми мыслями. Так каравай получал особую энергетику уже на начальной стадии приготовления.
В отличие от круглого хлеба свадебный каравай украшают деталями из теста, которые имеют особый смысл. Круглая форма и символика «свадебного хлеба» сохранились до сегодняшних дней. Коса Основа каравая — толстая коса из теста, которая символизирует женское начало. Молодая невеста станет доброй женой, матерью и хранительницей очага. Хлеб — символ плодородия и достатка. Собранные в сноп колосья умножают блага. В доме молодоженов всегда должен быть хлеб на столе. Цветы Символизируют женскую красоту и процветание. Современный каравай украшают крупными розами из теста.
Располагают их по сторонам над косой. Птицы Две птицы служат символом верности. Как правило, каравай украшают парой лебедей, сидящейна верхушке. Ягоды калины Спелые и сочные ягоды символизируют сильные чувства, которые не угаснут со временем. Кольца Жених с невестой, съедая по кусочку «счастливого» каравая, не просто обязались жить в мире и согласии со старшими. Они заряжались позитивной энергетикой и настраивались на долгую и благополучную семейную жизнь. Свадебный каравай выносится на белом рушнике, который символизирует чистоту и легкость семейной жизни. На верхушке стоит солонка с солью. Проведение церемонии В старину дети после свадьбы жили с родителями одной большой семьей.
По обычаю после венчания церемонии в ЗАГСе молодые едут в дом жениха.
Даже сегодня, как и столетие назад, на праздниках присутствуют ритуалы и обряды, что своими корнями уходят в глубокую древность. Мы, как и наши предки, благословляем молодую пару на долгую и счастливую жизнь в любви, мире и достатке. О такой церемонии знают многие, но мало кому известно, какой иконой встречать молодых после ЗАГСа. Не многие помнят и об истории этого обряда. Обычай, прошедший сквозь века Раньше, когда новобрачные начинали совместную жизнь и покидали родной дом, родители подносили им особый подарок. Это были иконы. Изображения святых становились основой дома. Образки ставили на почетном месте в красном уголке. В течение всей жизни именно к этой части дома относились с особым уважением.
Территорию украшали цветами и вышитыми рушниками. Здесь звучали искренние молитвы. Иконы также должны были защищать дом и его обитателей от всех напастей. Даровали как фамильные лики, так и совершенно новые, сделанные на заказ образки. Какой иконой встречать молодых после ЗАГСа, новой или старой, решают родители. В общем же, картины не играют большой роли в этом обычае, ведь любой лик различной формы и отделки несет одинаково сильную, позитивную энергию. Зато важна сама суть ритуала. Символизм обряда очень большой. Такими действиями родители дают добро на создание новой семьи и продолжение рода. Также обычай помогает скрепить связь между старшим и младшим поколением.
На входе в заведение должны стоять родные парня. Здесь главное, чтобы мама жениха знала, как встречает свекровь молодых после ЗАГСа или венчания, ведь многое здесь зависит от нее. Как она поприветствует невестку, так и сложится их дальнейшая жизнь. Это один из не многих обычаев, отголосок которого есть и на современных свадьбах. Сначала родители вручали подарок непосредственно после официальной части. Как только молодые появлялись на родном пороге, их встречали иконами и хлебом с солью. Далее гости пировали и веселились. Традиционно приветствовали молодоженов родители жениха, поскольку молодая жена должна была перейти жить в его дом. И хотя сегодня свадебная схема несколько изменилась, все же этот обряд не потерял своей главной сути. Родители парня принимают невестку в свою семью.
Родные девушки стоят позади вместе с гостями, так как отныне дочь перешла в другой дом. Дорожка счастья Лучше всего, если новобрачные немного опоздают. Тогда все гости успеют подойти вовремя. Но счастливой паре не стоит задерживаться надолго и заставлять ждать себя, ведь это неуважение к друзьям и родным. Далее супруги проходят живым коридором. По нашим традициям влюбленные должны пройти под вышитыми рушниками, которые будут держать над их головами родные люди. Обряд обеспечит голубкам счастливую жизнь. Это один из вариантов того, как встречать молодых после ЗАГСа. Также гости могут осыпать их цветами, деньгами, пшеницей. Все это своеобразные символы.
Лепестки означают красивую и пышную жизнь, монеты привлекают финансы в новую семью, а злаки отвечают за изобилие и детвору, которая должна вскоре появиться. Также есть регионы, где молодоженов осыпают хмелем, чтобы им было весело, орешками — так их брак будет крепким — и конфетами, чтобы судьба стала сладкой. Обычно за этот момент должен отвечать тамада. Ведь его задача — объяснить публике, как правильно встретить молодых после ЗАГСа. В их руках — иконы, ведь они должны благословить пару на счастливую жизнь. Для этого ритуала можно взять образки, что есть в вашем доме. Обычно это изображения Спасителя и Богоматери, но если семья чтит других святых, то их лики также приемлемы и не будут противоречить традициям. Для обряда родители должны стоять рядом. Папа берет образ Христа, у мамы — изображение Девы Марии. Часто говорят: «Пусть Бог благословит».
Они поочередно трижды крестят детей иконами. В это время пара кланяется и целует изображения. Вот как встречают молодых после ЗАГСа родители жениха. Если родные невесты не благословляли своего ребенка дома, то они также могут присоединиться к церемонии.
После того, как тесто хорошо вымешано до однородной консистенции и не липнет к рукам, ему нужно дать отдохнуть в тепле 2 часа. Следует укрыть тесто полотенцем или целлофаном, чтобы оно не обветривалось. Взять противень, положить пергаментную бумагу, сформировать фигуру круга или овала из теста. Духовку включить на 200 0, а на низ поставить емкость с водой, оставить на 10 минут. Смазкой покрыть пирог, чтобы он стал матовым. После вырезанные детали необходимо выложить и поместить противень в духовку, максимум на 50 минут, в среднем, готовится пирог 30 минут. После того, как испечется каравай, его следует вытащить и накрыть полотенцем, чтобы он равномерно остывал.
Новости проекта
- Каравай. Рецепты, история, обряды - Хлебопечка.ру
- ?Встреча молодых с караваем. Сценарий. Поздравления.
- Как поступить с караваем после торжества?
- Как встречать молодых с караваем — традиции
- Как встречать молодых с караваем — традиции
Свадебный каравай: приметы и традиции
Его давали с собой, например, тем, кто отправлялся в далекую дорогу; бабушки клали в карман школьного костюма своего внука, чтобы предостеречь его от задиристых ребят. Свадебный каравай не рекомендуют сушить, а едят и раздают, иначе молодая жена будет сохнуть, как этот хлеб. Приметы про свадебный торт Шикарный свадебный торт - это великолепное украшение свадьбы, без которого сегодняшнее торжество просто не мыслимо. Но, в отличие от каравая, он появился на наших свадьбах сравнительно недавно и принес с собой некоторые традиции Европы.
Торт не стал заменой караваю, а просто дополнил свадебное торжество. Многие приметы, связанные с тортом, это на самом деле приметы свадебного каравая. Но согласитесь, как-то странно положить кусок кремового или творожного торта под подушку в надежде увидеть своего суженого.
Каравай - символический хлеб, который можно считать неотъемлемым атрибутом свадебного торжества. Хлеб всегда считался щедрым даром земли, символом богатства и плодородия, а уж праздничный каравай - это еще и настоящий шедевр, воплощение мастерства. Форма праздничного хлеба - обязательно круглая, это символ Солнца.
Украшают каравай по традиции ветками калины, колосьями пшеницы, ржи. До сих пор существует поверье, что тот, кто из молодых откусит от каравая больший кусок, будет хозяином в доме. Этим занималась посаженная мать жениха и молодые женщины, которых называли «каравайницами», от 3 до 7 человек число должно быть нечестным.
Все женщины должны быть счастливы в браке, иметь детей: вдов и женщин, неоднократно бывавших замужем, не приглашали. Начинался ритуал до захода солнца: каравайниц перевязывали красным поясом, каждая из них приносила часть продуктов для каравая. Когда месили тесто, считалось, что нельзя даже громко разговаривать, иначе каравай не поднимется.
Каравайницы должны были быть профессионалами своего дела: тесто не должно было быть слишком крутым или жидким: чтобы и жизнь молодых не лопнула, как каравай в печи. Таких женщин почитали: их одаривали скатертями, подарками, преподносили угощения. Тесто вымешивали на крышке дежи, посыпанной мукой.
Зачастую для каравая использовали пшеничную муку, но можно было печь и из ржаной. Отдельно выпекали украшения из теста: это могли быть фигурки домашних животных, плоды деревьев, цветы, звезды, солнце, месяц и прочие благоприятные символы. Выносили такой каравай на специальных носилках 3-4 человека.
После того, как каравай выпечен и остыл, его несли к невесте «на показ». Если караваи выпекали в обоих домах, то родители символически обменивались хлебами. В доме молодых каравай ставили в комнате молодоженов на всю ночь, а утром дружка забирал его и выносил к столу, а затем начинал делить среди родственников и гостей, собравшихся за столом.
Первыми кусочек каравая давали новобрачным: это была серединка, которая была связана с семейным счастьем и символизировала богатство. Остальная часть каравая поровну разделялась между гостями. В разных регионах каравай называли по-разному: праздничный хлеб, пирог, курник, печенье.
Этому хлебу приписывали магическую силу. В некоторых регионах страны был распространен обычай дарить подарки после получения кусочка каравая. Вместе с караваем в печи выпекали и свадебные шишки, которые также считались праздничным атрибутом.
Чаще всего их делали из того же теста, что и праздничный хлеб. Для этого тесто раскатывали и разрезали на полоски, шириной 6-8 см. Полоски нарезали ножом и скручивали так, чтобы низ шишки оставался гладким, а на другой появлялись «лепестки».
Шишки служили «приглашением» на свадьбу: если на современное торжество мы отправляем открытки, то раньше невеста с подругами ходила по селу и приглашала гостей: если человеку вручали шишку, он просто не мог отказать. Иногда вместо шишек выпекали причудливые фигурки птиц: жаворонков, голубков, уточек - их раздавали молодежи. Каравай разделяли на кусочки после свадебного обеда, это обязанность доверяли старосте или свидетелю.
Подошву каравая, в которую нередко запекали монеты, отдавали музыкантам, оставляли часть каравая и для «запорожцев», детей и подростков, которые находились «за порогом». Традиция встречать молодых караваем жива до сих пор. Принято, чтобы праздничный хлеб держала мама жениха, впрочем, можно, чтобы обе мамы одновременно поддерживали блюдо с караваем.
Свадебный торт и его история Традиция разрезать свадебный торт существует уже несколько столетий. Существует древнее поверье, что дружба скрепляется преломленьем хлеба: по сути, эта видоизмененная традиция воплощается в процессе разрезания торта и раздачи по кусочку каждому гостю. Даже форма или украшение торта может быть символичным: белые или розовые розы символизировали любовь, яркие красные цветы - страсть, торт в виде подковы - счастье, в виде рога - к достатку, пирамида или пирог - пожелание прожить всю свою жизнь вместе.
К примеру, в Риме хлеб выпекали из ячменной или пшеничной муки. Его не просто разделяли на кусочки, а разламывали прямо над головой невесты: при этом каждый гость получал свою порцию, а жених собирал и съедал крошки с головы любимой. В Англии пирог был заменен грудой маленьких сладких булочек, над которыми молодые обязательно должны были поцеловаться, подтверждая свое решение жить вместе и в горе, и в радости.
Впервые такое блюдо как «торт» появилось во второй половине 17 столетия. Его автором стал французский кондитер, приехавший по делам в Лондон: он побывал на свадьбе и был удивлен, как беспорядочно и некрасиво сложены в кучу свадебные пироги. В итоге, бесформенная куча стала изящным тортом, который был назван крокембуш.
Шедевр состоял из кремовых шариков, имел пирамидообразную форму и был украшен сладостями. После этого обычай быстро распространился по всему миру и стал неотъемлемым атрибутом свадебного или любого другого торжества. Интересно, но на свадьбу в Древней Руси было принято выпекать несладкие пироги, начинка была преимущественно мясной.
А вот в азиатских и европейских странах гостей угощали сладкими пирогами. Первые фигурки жениха и невесты изготавливали из глины еще в языческие времена, потом их начали делать съедобными. Долгое время свадебный торт разрезали не сами молодожены, как это делается сейчас, а замужняя женщина с несколькими детьми, примерная домохозяйка из рода жениха.
Считалось, что она вкладывает положительную энергетику в сам процесс и жизнь молодоженов тоже будет очень хорошей. Многоярусные торты, так любимые многими молодоженами, появились только в 19 столетии.
Угощение молодых караваем.
Существует несколько способов угощения свадебным караваем. Выбор каждого из них зависит от Вашего желания. Советовать, что лучше, а что хуже здесь сложно, поскольку все сугубо индивидуально.
Кусаем каравай. Молодожены дружно откусывают от каравая, стараясь при этом ухватить как можно больший кусок, поскольку считается, что хозяином дома будет именно тот, кто шире открыл рот. Эта процедура выглядит забавно и вызывает у всех улыбку.
Но если данный способ не соответствует Вашим эстетическим представлениям, можно выбрать второй. Ломаем каравай пополам. Взявшись за каравай с двух сторон, молодожены разламывают каравай.
Толкование то же — больший кусок достается…самому жадному в семье. И не забудьте про соль, которую нельзя просыпать! Перед разламыванием хлеба, солонка вынимается и ставится на поднос.
Она Вам еще пригодится, когда будете есть каравай. Откусив от своего куска, молодые угощают гостей, причем, каждый — со своей стороны. При этом заодно выясняется, чьих гостей на свадьбе больше.
Способ хорош при большой свадьбе и в теплое время года, поскольку действие происходит перед входом в заведение. При этом способе несколько страдает внешний вид каравая. Но в конце концов, он и предназначен для того, чтобы его ели… Если же вас не устраивают оба способа, Вы можете остановиться на последнем, самом скромном.
Отламываем по кусочку. Новобрачные отщипывают по небольшому кусочку и, посолив хлеб, дегустируют его. Что делать с остатками каравая.
Здесь тоже нельзя дать однозначный ответ, так как в различных регионах существуют свои местные поверья. Так, одни утверждают, будто караваем нельзя никого угощать, другие же напротив, считают, что молодожены должны угостить гостей хлебом-солью , так как при этом дают понять, что приглашают всех разделить свое счастье. Если вы готовы угостить гостей, это можно сделать во время принятия даров, выставив его на поздравительный стол, а затем сразу после принятия даров, обойдя гостей с караваем по кругу.
Можно это сделать и при завершении вечера. И еще несколько правил свадебного каравая. Приготовление каравая.
Приготовление каравая обычно происходило в субботу, фактически это и было началом свадебного обряда. Хранение каравая. С момента приготовления каравая и до начала ритуала его деления между участниками свадебного торжества , обрядовый хлеб нужно беречь как зеницу ока.
Лучше всего его накрыть рушником и хранить подальше от людских глаз. Делить карава й должны крестные родители либо жениха, либо невесты. Уйти со свадьбы без кусочка каравая равносильно отсутствию на свадьбе.
Угостить караваем. Как правило, кусочек каравая приносили домой и делили между теми, кто не был на свадьбе, а небольшую часть могли засушить в качестве амулета-оберега. Его давали с собой, например, тем, кто отправлялся в далекую дорогу; бабушки клали в карман школьного костюма своего внука, чтобы предостеречь его от задиристых ребят.
Свадебный каравай не рекомендуют сушить, а едят и раздают, иначе молодая жена будет сохнуть, как этот хлеб. Приметы про свадебный торт Шикарный свадебный торт - это великолепное украшение свадьбы, без которого сегодняшнее торжество просто не мыслимо. Но, в отличие от каравая, он появился на наших свадьбах сравнительно недавно и принес с собой некоторые традиции Европы.
Торт не стал заменой караваю, а просто дополнил свадебное торжество. Многие приметы, связанные с тортом, это на самом деле приметы свадебного каравая. Но согласитесь, как-то странно положить кусок кремового или творожного торта под подушку в надежде увидеть своего суженого.
Каравай - символический хлеб, который можно считать неотъемлемым атрибутом свадебного торжества. Хлеб всегда считался щедрым даром земли, символом богатства и плодородия, а уж праздничный каравай - это еще и настоящий шедевр, воплощение мастерства. Форма праздничного хлеба - обязательно круглая, это символ Солнца.
Украшают каравай по традиции ветками калины, колосьями пшеницы, ржи. До сих пор существует поверье, что тот, кто из молодых откусит от каравая больший кусок, будет хозяином в доме. Этим занималась посаженная мать жениха и молодые женщины, которых называли «каравайницами», от 3 до 7 человек число должно быть нечестным.
Все женщины должны быть счастливы в браке, иметь детей: вдов и женщин, неоднократно бывавших замужем, не приглашали. Начинался ритуал до захода солнца: каравайниц перевязывали красным поясом, каждая из них приносила часть продуктов для каравая. Когда месили тесто, считалось, что нельзя даже громко разговаривать, иначе каравай не поднимется.
Каравайницы должны были быть профессионалами своего дела: тесто не должно было быть слишком крутым или жидким: чтобы и жизнь молодых не лопнула, как каравай в печи. Таких женщин почитали: их одаривали скатертями, подарками, преподносили угощения. Тесто вымешивали на крышке дежи, посыпанной мукой.
Зачастую для каравая использовали пшеничную муку, но можно было печь и из ржаной. Отдельно выпекали украшения из теста: это могли быть фигурки домашних животных, плоды деревьев, цветы, звезды, солнце, месяц и прочие благоприятные символы.
По белорусским материалам и материалам русско-белорусского пограничья, представленным в пятитомном этнолингвистическом словаре «Славянские древности», каравай присутствует в ряде эпизодов свадебного ритуала. По прибытию женихова поезда на двор невесты, стороны меняются своими караваями, при этом женихова сторона старается поднять свой каравай выше невестиного, и, наоборот, невестина сторона стремится поднять свой каравай выше женихова бел. На другой день свадьбы дружка делит «кроит» каравай между свадёбниками и зрителями на свадьбе. Ивашнева в своей книге о поэзии и обрядах западнорусской свадьбы, в основе которой ее диссертационное исследование усвятского свадебного обряда и сопровождающей его песенной поэзии [5], выделяет как сохранившиеся в воспоминаниях исполнителей и в современном варианте обряда следующие эпизоды с присутствием каравая в свадебном действе: «ритуальное изготовление коровая накануне свадебного дня у невесты и у жениха порознь », обряд «надела» молодоженов, встречу жениха в доме невесты и, наконец, наделение караваем всех свадёбников [5, с. По материалам ФА ПсковГУ из Усвятского района, в описаниях свадебной церемонии устойчиво выделяются три момента свадебного обряда, связанные с караваем.
Изготовление каравая. Участники каравайного обряда. По изданным описаниям свадебного обряда XIX века, каравайный обряд — коллективное действо, в котором своя роль была у женщин и у мужчин. Так, мужчина сажал каравай в печь. Никольский полагает, что это обстоятельство связано с соответствующей символикой: печь соотносится с чревом, посадка каравая в печь — с оплодотворением, созревание каравая в печи — с беременностью и извлечение готового каравая из печи — с рождением плода: «таким образом, перед нами выступает обряд подражательной магии плодородия, при которой материальными атрибутами являются коровай и печь, а специфическим исполнителем — мужчина как активный источник плодородия» [8, с. Что касается участия в каравайном обряде женщин, то уже в XIX веке «по одним описаниям девушки не допускаются совсем, по другим — девушки допускаются, но совместно с женщинами, по третьим — девушки являются монопольными изготовительницами коровая» [8, с. Как справедливо полагает Н.
Никольский, «допущение девушек к непосредственному участию в изготовлении коровая и тем более их исключительное участие в этом деле надо считать позднейшим нововведением» [8, с. В приведенном описании девушки названы в ряду других участниц каравайного обряда. Когда-то каждый этап приготовления каравая был обрядово выделен, следы чего, по материалам ФА ПсковГУ описаниям свадебного обряда и песням еще сохраняются во второй половине ХХ века. Подготовка продуктов для каравая и топлива для его печения. Некогда муку для свадебного каравая мололи на домашних жерновах, и этот процесс, судя по описаниям белорусской свадьбы, относящимся к ХIX веку, торжественно совершался в присутствии родичей и соседей и сопровождался особыми обрядовыми действиями, приговорами, песнями и плясками [8, с. Эти обряды уже давно исчезли. В белорусской свадебной песне, исполнявшейся при замешивании каравая, запечатлен утраченный теперь «обычай коллективного доставления топлива и продуктов для печения каравая.
Присутствующие в тексте песни числа обнаруживают изначально магическую суть самой песни и обряда, который она сопровождает. По белорусским материалам, «дрова для печения каравая берут из трех дворов и от трех «счастливых» пород деревьев» [11, т. А в Полесье близкая подруга невесты «прыносiць воды тры разы»; когда замешивают тесто для каравая, муку «сыплюць трэйко», тесто месят три боярки по очереди» и т. В усвятском свадебном обряде к 70-м годам XX века обычай коллективной заготовки топлива для изготовления свадебного каравая в живом бытовании уже не существовал. След такого обычая донесла до нас записанная в эти же годы каравайная песня, исполнявшаяся, когда месили тесто для каравая. Варианты: «Пекись, каравай, пампушками, Не гулять Настюшки с подружками! Подготовка теста для каравая.
Состав каравая. По описаниям, сделанным в XIX веке, обряд изготовления каравая, как и любой важный этап свадебного действа, начинался с испрошения у присутствующих т. Ушедший из живого бытования обычай собирать необходимые для изготовления каравая продукты вскладчину, отразился в песнях о богатом составе свадебного каравая, поющихся при замешивании свадебного хлеба. В украинских песнях все ингредиенты будущего каравая приносят каравайницы. В вариантах, имеющихся в ФА ПсковГУ, ни в песнях о богатом составе каравая «А я знаю, знаю, что в нашем караваю» , ни в описаниях каравайного обряда не говорится о коллективном собирании продуктов для свадебного каравая, хотя, по-видимому, оно подразумевается. Исключение составляет важнейший по его наполненности магическими смыслами ингридиент каравайного теста — яйцо, известный символ продолжения жизни, плодородия, плодовитости: «Каждая девка приносит с собой яйца, не меньше двух, все яйца складывают в один таз. Каравай пекут с белой муки.
Сколько яиц пойдет в тесто для каравая, зависело от количества — по материалам ФА ПсковГУ, 6—10 человек — и щедрости участников обряда. Этот вариант, когда яйца приносит каждая из каравайниц, очевидно, является редуцированной версией древнего обычая, отголосок которого зафиксирован в материалах ФА ПсковГУ из соседнего с Усвятским Невельского района Псковской области: «По яичкам ходили. Перед свадьбой мама берет с собой соседку, берут корзинку и идут по яичкам. В каждом доме дают, кто пару, кто пяток. По древним представлениям свадебный каравай должен был аккумулировать в себе огромный потенциал жизненной силы и плодовитости, и, по-видимому, когда-то именно так, всей общиной, собирали яйца для свадебного каравая. Тесто для каравая делали из пшеничной муки: «Каравай пекут с белой муки. В материалах ФА ПсковГУ зафиксированы две собственно каравайные песни, варианты которых записаны неоднократно.
Обе, как следует из комментариев исполнительниц, звучали, когда месили тесто для каравая. Об одной из них речь шла выше, во второй представлен состав каравая и невероятная сила роста и умножения, заключенная в тесте для каравая, которое будто бы неудержимо вылезает из карманов каравайниц, якобы пытавшихся тесто украсть: «А я знаю, знаю, Что в нашем караваю! С девяти ключов вода, С десяти пудов мука, С девяти коров масло, Яиц полтораста, Каравайницы пьяны, Всё тесто покрали, В кишани похували. Наше тесто пышно, С кишанев вон повышло. Пошло наше тесто Под мёд, под горелку, Под красную девку, Под молодую Любушку». Представленная в песне гипербола богатого свадебного каравая имеет под собой реальное основание. К тому же при завершающем свадьбу разделе каравая его должно было хватить на всех принимавших участие в свадебной церемонии, на весь род-племя.
По описанию П. Шейна, каравай мог быть от 12 до 20 килограммов весом, до 1,5 метров в диаметре и, подымаясь в печи, каравай иногда достигал таких размеров, что, приходилось выламывать несколько кирпичей из устья для того, чтобы вынуть его оттуда [14, с. По сравнению с таким гигантом, усвятский свадебный каравай 70-х годов XX века — совсем небольшое изделие: он имеет 25—30 см. Такие детали, как девять ключей, из которых берут воду для каравая, девять пудов муки для его приготовления, девять коров, из молока которых приготовлено масло для каравая, и т. Число девять — утроенное число три. Посадка каравая в печь. Как уже было сказано выше, некогда каравай в печь сажал мужчина.
Однако описания свадебного обряда XIX века уже дают различные варианты: каравай в печь сажает мужчина, мужчина и женщина, женщина [8, с.
Выпекали каравай накануне свадьбы в доме жениха, делал это счастливо женатый мужчина. Каравай на красивом рушнике подносила молодоженам мать жениха — происходило это после венчания пары. Новоиспеченные муж и жена трижды целовали хлеб в знак уважения. Только после этого его делили на кусочки, угощали молодоженов, а затем — членов их семей. Каравай для рукобития Отдельный каравай выпекали и для обряда рукобития — соглашения между отцами жениха и невесты о предстоящей свадьбе.
Чтобы подтвердить серьезность намерений, родители пожимали друг другу руки, а ответственный свидетель трижды проносил под ними каравай. После этого отцы получали по половине каравая. Чтобы жизнь в новом доме удалась Фото: Wikimedia Commons Другая хлебная традиция — выпекание каравая на новоселье. Здесь роли поваров менялись: замешивал тесто обязательно мужчина, а выпекала хозяйка.
История появления свадебных шишек
Украшают каравай по традиции ветками калины, колосьями пшеницы, ржи. Свадьба начиналась обрядом изготовления каравая, свадьба заканчивалась обрядом раздела каравая между всеми присутствовавшими на свадьбе. Пышность, величие, монументальность украшений на свадебном каравае говорит о большом желании родителей и крестных пожелать детям материального достатка. Традиция подносить молодоженам каравай уходит своими корнями в седую древность. Каравай на свадьбу является главным атрибутом на торжестве, прошло уже много веков, а молодожен так и встречают хлебом с солью, чтя традиции наших предков.
Свадебный каравай: рецепты, украшение, приметы и традиции
На самом деле традиция выпекания каравая придавала свадьбе особый смысл. В лучших традициях свадьбы, после торжественной росписи, новобрачных должны встретить родители жениха с караваем (хлебом-солью). Безусловно, самый красивый и трогательный обычай на свадьбе это, традиция отпускать в небо пару белых, голубей.
Свадебный каравай: кто его должен выносить и как "зашифровать" в нем пожелания молодым
Как встречать молодых с караваем — традиции | Свадебный каравай – это одна из немногих древних свадебных традиций, которая практически не претерпела изменений и поныне остается актуальной на торжествах. |
Свадебные традиции 2024: современные обычаи и обряды в России, традиции разных народов мира | Свадебный каравай я бы оставила, ведь он символизирует достаток в семье, к тому же очень красиво украшает свадебный стол. |
Свадебный каравай: кто его должен выносить и как "зашифровать" в нем пожелания молодым | Сегодня наличие каравая на свадьбе в первую очередь демонстрирует уважение к родителям. |