Новости история праздника рождество христово

Впервые праздник Рождества Христова был отделён от Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию, при папе Юлии. История Рождества Христова описана в Священном Писании, но празднование этого события появилось позже. Для средневекового христианина Рождество было таким большим праздником, что многие ожидали в этот день второго пришествия Христа или Страшного суда.

История праздника Рождество Христово — традиции и обычаи православного Рождества

История Рождества Христова подробно описана в Священном Писании, но богослужебное празднование этого события появилось позже. один из самых любимых праздников Церкви, который с радостью отмечают даже неверующие. Особенности празднования Рождества Христова в России. Празднованию Рождества предшествует сорокадневный пост, который в православной традиции длится с 28 ноября по 6 января. Особенности празднования Рождества Христова в России. Празднованию Рождества предшествует сорокадневный пост, который в православной традиции длится с 28 ноября по 6 января. В княжеский период древнерусской истории (IX-XIII века) празднование Рождества не имело однозначного характера и сочеталось с языческими обрядами.

Когда Рождество Христово

  • Рождество Христово: история праздника, традиции и приметы
  • Традиции и правила празднования Рождества Христова
  • Навигация по записям
  • Рождество в России: история и традиции — Щи.ру

Рождество: история и традиции праздника

Рождество Христово: традиции и история праздника В соответствии с религиозными традициями, в Рождество Христово в церквях проходит всенощное бдение, которое переходит в литургию.
Рождество: история и традиции праздника С праздником Рождества Христова всех вас сердечно поздравляю!».
Рождество Христово, или в чем смысл праздника С Рождеством и последующими праздничными днями связывают многие запреты, прежде всего — на разные виды физической деятельности.
Рождество - традиции и история праздника Рассказываем о значении, истории Рождества, о том, почему неверно называть отмечаемый в ночь на 7 января праздник православным, а также о традициях празднования.

Рождество Христово: традиции и история праздника

Как только ангел сказал это, внезапно появилось множество других Ангелов, поющих: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение". Этими словами начинается так называемое Великое славословие, поющеесяи сегодня во время Богослужений. Но пастухи были не единственными, кто поклонился Богомладенцу. Богородица и Иосиф вместе с Младенцем Иисусом еще оставались в Вифлееме, как из далекого востока в Иерусалим пришли волхвы - мудрецы и звездочеты. Они тоже давно уже ожидали рождения Того, Кто станет Мессией - Спасителем.

В Иерусалиме диковинно одетые пришельцы с востока начинают расспрашивать: "Где новорожденный Царь Иудейский? Мы видели, как восходит Его звезда, и пришли Ему поклониться! От знатоков Священного писания испуганный Ирод узнает, что пророки предвещали рождение Царя Иудейского, Спасителя, в роде Давидовом, в городе Вифлееме. Подозрительному Ироду и в голову не может прийти, что царство новорожденного Владыки Израиля будет "не от мира сего", что речь идет не царстве земном, а о Царстве Небесном.

Это все слишком сложно для жестокого самозванца Ирода. А Ирод, действительно, чудовище - он приказал казнить свою жену и детей только из подозрения, что они намерены лишить его власти. Итак, услышав, что возможный конкурент уже родился, Ирод призывает к себе ни о чем не догадывающихся волхвов, узнает у них время рождения Мессии и посылает их в Вифлеем с коварным поручением: "Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему". Волхвы направляются в Вифлеем, и новая звезда указывает им путь.

Итак, ведомые звездой, волхвы идут в Вифлеем. И остановилась звезда "над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Когда же они отошли, - се вот , Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его…" Так, с бесприютности и скитаний, начинается жизнь Христа. Когда родился Спаситель, люди по-разному отнеслись к этому событию. Одни, как волхвы, с чистым сердцем пошли встречать Его, чтобы возрадоваться. Другие, как Ирод, решили Его уничтожить.

Были и равнодушные, которые не пустили Богородицу в свой дом переночевать. Им было все равно, они были не способны на милосердие, на сострадание. При молчаливом согласии таких людей и совершается зло. И те, и другие, и третьи есть и среди нас.

И каждый из нас ежедневно стоит перед выбором:с кем он? Где он? Со Христом, или за Ирода? А, может, просто укрылся в своем уютном мирке и не впустит туда чужую беду и боль, а, значит, не впустит и Господа.

Каковы традиции празднования Рождества Христова?

В некоторых регионах этот обычай сохранился по сей день. О чем просят святого и что делают в праздник Помимо этого среди простого народа существовало множество рождественских традиций и суеверий, не связанных с церковью. Так, в деревнях на праздник сжигали во дворе соломенный стог. Пока он горел, члены семьи молча стояли вокруг. Люди верили, что в этот момент к ним приходят умершие предки, чтобы погреться у костра. Если они останутся довольны, на следующий год будет хороший урожай. К Рождеству было принято убирать избу, мыться в бане и надевать новую одежду, чтобы провести торжество в чистоте.

За завтраком никто не пил простую воду, так как считалось, что из-за этого человек будет мучиться от жажды всё лето. Ножки стола связывали веревкой, чтобы не дать скотине сбежать из стада. Также люди старались ничего не сгибать, не плести и не шить в праздник, чтобы не навлечь на дом беды и болезни. В Сочельник начинались святочные гадания. Незамужние девушки пытались узнать, когда они встретят жениха, каким он будет и сколько детей у них родится. Семейные люди хотели знать, насколько богатым будет урожай в следующем году и что их ждет в ближайшее время. Ранее «Известия» рассказали, как отмечают Рождество в католических странах.

К ним присоединяются афонские монастыри, католики восточного обряда Украинская Греко-католическая церковь и часть российских протестантов. Вообще два Рождества возникли из-за смены календаря. Изначально все жили и отмечали праздники по юлианскому календарю, который установил ещё Юлий Цезарь. Со временем оказалось, что он учитывает не совсем точные значения оборота Земли вокруг Солнца, из-за чего начали копиться «лишние» дни. Некоторые страны в дальнейшем перешли на григорианский календарь, другие остались на юлианском. После Октябрьской революции в России тоже произошёл переход на григорианский календарь, а вот Русская православная церковь осталась верна юлианскому. В этот день событие, предсказанное пророками за шесть веков до этого, сбылось. В иудейском Вифлееме в пещере пастухов у Девы Марии родился сын, и в нём воплотился Бог.

Далее идет ектенья и гимн "С нами Бог". Этот гимн напоминает нам о пророке Исайе, который за 700 лет до Рождества Христова возвестил о пришествии Спасителя мира, рожденного от Девы. Он описал события Его земной жизни, смерть и воскрешение", — сообщается на портале "Правмир". Далее идет песнь Симеона Богоприимца, которая говорит о принесении Христа в Иерусалимский храм, которое традиционно совершалось на 40-й день жизни. Кроме того, на праздничном богослужении в Рождество поется ирмос — заголовок Рождественского канона. В каноне девять песен, начало девятой песни ирмос — это нить, связывающая Ветхий Зовет с Новым Заветом. Многие проповедники не могут подобрать слов, чтобы передать суть тайны Рождения Христа. Богослужение проходит на церковно славянском-языке. Гимнография Древней Руси и Византии огромна.

Как мы знаем, все богослужения идут по суточному кругу. Накануне праздников утреннее и вечернее богослужение сливается в одно "всенощное бдение". Такие богослужения бывают всего лишь дважды в году — на Рождество и на Пасху. В Русской Православной Церкви проходит Патриаршее рождественское богослужение, когда Предстоятель Русской Православной Церкви обращается к пастве", — сказано в материале. Утреня Рождества поется ночью. Верующие считают, что в эту ночь слышно Ангельскую песнь: "Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение". Христиане благодарят Бога за спасение. Звучит также полиелей, стихи из этих псалмов прославляют милость Господа. Далее идет величие — краткое песнопение, славящее Бога.

Антифоны подражают хору Ангелов, славящему Господа. Названия обращаются к способу исполнения этих песнопений. Так Антифоны поются попеременно. Далее идет прокимен, предшествующий чтению отрывка из Писания, посвященного Рождеству Христову. После чего следует стихира евангельская, объясняющая слова Писания", — говорится в сообщении. Праздничный рождественский стол После торжественного богослужения христиане всей семьей собираются за большим и пышным столом. Как правило, на Рождество также подают 12 постных блюд — по числу апостолов. Праздник не обходится и без мясных и рыбных блюд. Традиционно украшением стола считается запеченная птица: курица, гусь или утка можно запечь с мочеными яблоками, с брусникой и квашеной капустой.

Также во главе стола ставили кутью рисово-пшеничную кашу с добавлением изюма, кураги или орехов.

Светлый и семейный праздник. Как отмечают Рождество Христово

Богоявление отмечали 6 января. Праздник раскрывал несколько смыслов: пришествие в мир Спасителя, явление миру Богочеловека Христа — Младенца, Отрока и тридцатилетнего Мужа, вышедшего на евангельскую проповедь. Миру явился Бог. Отдельные христианские общины делали особые акценты и соотносили праздник Богоявления с конкретными событиями из жизни Спасителя: Рождеством, поклонением волхвов, Крещением.

Первоначально основанием для празднования 6 января служило таинственное понимание соотношения между первым и Вторым Адамом. Второй Адам, Христос, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам, — в шестой день. Шестое число первого месяца нового года символически этому соответствовало.

Важна не хронология, а факт рождения По древней еврейской традиции, при рождении ребенка славилось не само событие рождения — прославлялся израильский Бог. Именно такой смысл имели все религиозные обряды, которые совершались над новорожденным в первые сорок дней его жизни. Рождение ребенка — благословение Божие.

В религиозное сознание израильтян Библией была «вложена» мысль о врожденной греховности человека. Если люди уже рождаются с чем-то, что заставляет их в дальнейшем страдать и грешить, то зачем же отмечать день, который положил начало всех скорбей и страданий?

Отделение праздника Отделение Рождества произошло в 1-й половине IV века в Римской Церкви и связано с языческим праздником — «Днем явления непобедимого солнца». Солнце начинало расти, а день прибавляться. Это случалось 25 декабря. Праздник сопровождался разнузданным весельем в народе, был днем не всегда пристойных забав для рабов, детей.

Церковь выказывала противостояние языческому празднику. На этот день был перенесен праздник Рождества. И главной причиной совмещения Рождества Христова и рождения солнечных языческих богов было не стремление к какому-то внешнему политическому преодолению язычества, а твердая вера христиан в то, что все чаяния язычников, выраженные в культах Сатурна, Митры и любых других, получают свое разрешение только во Христе. Церковь сочла именно этот день наиболее правильным для воспоминаний события Рождества Христова еще по той причине, что Солнцем Правды, Светом мира, Спасением людей, Победителем жизни и смерти Новый Завет называет Иисуса Христа. Таким образом, Древняя Церковь усвоила празднику Рождества Христова значение наглядного и выразительного отречения от языческих суеверий. Впервые раздельное празднование Рождества Христова появилось в Константинопольской Церкви около 377 года.

Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился по всему православному Востоку. Установление празднования Рождества Христова 25 декабря имело еще и другое основание.

Дары друг другу — это воспоминание о дарах, которые принесли волхвы маленькому Христу.

До революции в России существовала традиция обмениваться открытками. Такие открытки тоже были особым направлением искусства: их украшали изображениями звезды или белых голубей, рисовали сентиментальные семейные сцены или трогательных ангелов. В праздник Рождества православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!

В ХХ веке зародилась традиция отмечать Рождество на Международной космической станции. Для праздничного ужина космонавтам доставляют особый рацион. Украшают на борту и ёлочку.

У наших прабабушек существовало много обычаев, связанных с этим днём. Например, обязательно надо было убрать в доме, а утром в праздник надеть новую одежду. Ещё одна традиция — делиться.

Когда иудейский правитель понял, что мудрецы не выполнили его приказа, он повелел убить всех младенцев в возрасте до двух лет. Согласно Евангелию, Иосифу приснился сон, что нужно немедленно спасаться, и он увел семью в Египет. Там беглецам пришлось скрываться, пока не умер Ирод.

Московские психологи объяснили, как рассказать ребенку о Рождестве Традиции Перед тем как встретить Рождество, верующие держат сорокадневный Рождественский пост: с 28 ноября по 6 января. Сочельник — самое строгое время поста, нужно есть только сочиво вареную пшеницу с медом. По этой причине и день называется Сочельником.

О конце поста возвещает появившаяся на небе первая звезда, которая символизирует Вифлеемскую. В ночь на Рождество в церквях проходят службы, а после христиане идут по домам наслаждаться трапезой в кругу близких. Праздничный ужин Традиционный рождественский ужин должен состоять из дюжины по количеству апостолов постных блюд.

Из обязательных — кутья — каша из риса, пшеницы, изюма, кураги и орехов, в остальном можно придерживаться собственных вкусов. На Руси была популярна выпечка: пироги с различными начинками. Некоторые готовят козули — пряники в виде фигур коз, овец, баранов и лошадей.

Рождество Христово — история традиции и обычаи празднования в России

Рождество Христово: история и традиции История Рождества Христова описана в Священном Писании, но празднование этого события появилось позже.
Как празднуют Рождество в России. Традиции и обычаи. В православии Рождество Христово празднуется 7 января (в отличие от католиков, которые отмечают этот праздник 25 декабря), входит в число двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом.
Как вычислили дату Рождества? История одного Дня рождения - Православный журнал «Фома» В России празднование Рождества Христова имеет свои особенности, которых нет в других странах мира.

Рождество Христово. История празднования

Рождество Христово в 2024 году: когда отмечают праздник, история и традиции. Рождество Христово православные христиане отмечают праздничным богослужением с 6 на 7 января. Сегодня расскажем об истории происхождения и смысле этого праздника, а также о православных традициях и обычаях встречи и празднования Рождества.

Рождество Христово

Это случалось 25 декабря. Праздник сопровождался разнузданным весельем в народе, был днем не всегда пристойных забав для рабов, детей. Церковь выказывала противостояние языческому празднику. На этот день был перенесен праздник Рождества. И главной причиной совмещения Рождества Христова и рождения солнечных языческих богов было не стремление к какому-то внешнему политическому преодолению язычества, а твердая вера христиан в то, что все чаяния язычников, выраженные в культах Сатурна, Митры и любых других, получают свое разрешение только во Христе. Церковь сочла именно этот день наиболее правильным для воспоминаний события Рождества Христова еще по той причине, что Солнцем Правды, Светом мира, Спасением людей, Победителем жизни и смерти Новый Завет называет Иисуса Христа. Таким образом, Древняя Церковь усвоила празднику Рождества Христова значение наглядного и выразительного отречения от языческих суеверий. Впервые раздельное празднование Рождества Христова появилось в Константинопольской Церкви около 377 года. Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился по всему православному Востоку.

Установление празднования Рождества Христова 25 декабря имело еще и другое основание. Автор: Сергей Витязев.

Практически во всём мире так. Многие историки полагают, что празднование Рождества в декабре связано с языческой традицией празднования зимнего солнцестояния, которое приходится примерно на 21 декабря.

Это время было связано с обычаем Римской Империи праздновать возрождение «Sol Invictus», которое ознаменовало возвращение к дням с большим количеством солнечных часов. Предполагается, что религиозные лидеры в период насаждение христианства по миру, вероятно, решили отмечать Рождество в конце декабря, чтобы убедить людей прекратить праздновать языческие праздники. Версия 2. Другие же историки утверждают, что это произошло потому, что Секст Юлий Африканский, римский христианский историк, связал зачатие Иисуса с 25 марта. Через девять месяцев после этого дата будет 25 декабря.

Римский фестиваль Сатурналий, посвященный римскому богу Сатурну, также приходится на 25 декабря. Сатурналии отмечались украшением домов зеленью, огнями и обменом подарками. Римская церковь официально начала праздновать Рождество 25 декабря, когда христианство стало официальной религией Римской империи, а Папа Юлий I объявил 25 декабря праздником в 4 веке нашей эры. Где празднуют православное Рождество? Рождество в Коптской православной церкви, Египет.

К рождественской литургии причисляется также «Мissa vigilia» — вечерняя месса 24 декабря, за которой из Евангелия вычитывается родословие Иисуса Мф. В католических костелах с XIII века устраивались небольшие ниши, в которых изображались сцены о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Они стоят несколько недель — до праздника свечей 2 февраля. Популярны домашние сантоны — макеты в застекленных ящиках, изображающие грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи и животные — бык и осел. Ранее евангельские сцены в католических странах разыгрывались прихожанами; эти народные представления позже переместились на площади. Рождественские праздники ознаменованы сочетанием церковных и народных обычаев. В католических странах хорошо известен обычай хождения по домам детей и молодежи в масках и шкурах животных с песнями и добрыми пожеланиями, аналогичный колядованию. В ответ молодежь получает подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями, он не согласовывался со строгими правилами; постепенно с поздравлениями стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям.

Иконография праздника Рождество Христово. Фреска Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Самые древние из сохранившихся изображений Рождества Христова относятся к IV веку. В катакомбах святого Севастиана в Риме спеленатый Младенец представлен лежащим на одре, рядом — Богоматерь с распущенными волосами в античном одеянии. Отличительными особенностями образов Рождества Христова на раннехристианских саркофагах являются изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом, Богоматерь при этом не возлежит на одре, как в более поздних памятниках, а сидит рядом с Младенцем. У яслей Спасителя присутствуют животные — вол и осел — как исполнение пророчества Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел — ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» Ис. Примечательно изображение Рождества на троне Максимиана, который был архиепископом Равенны в середине VI века. Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости. На одной из них Младенец лежит на сложенном из каменных блоков одре, рядом с ним — вол, осел и Иосиф Обручник, вверху Вифлеемская звезда. Перед одром возлежит Богоматерь, к Которой обращается женщина, показывая свою правую руку.

Сюжет восходит к главе 20 протоевангелия Иакова, в которой повествуется о Саломее, усомнившейся в чистоте Богоматери. После этого рука, которой она дотронулась до Пресвятой Девы, усохла. Исцеление Саломея получила от прикосновения к Спасителю. В этом памятнике отразились важные особенности византийской иконографии по сравнению с раннехристианской: навес больше не изображается, на заднем плане виден выход из пещеры, звезда располагается в центре вверху. Иосиф сидит у яслей в задумчивой позе, Богоматерь лежит. Отныне Она всегда будет изображаться с нимбом. После периода иконоборчества сюжет будет часто изображаться в иконописи, миниатюре и декоративно-прикладном искусстве на основе общей схемы. Постоянными элементами композиции становятся пещера и Вифлеемская звезда, приведшая волхвов ко Христу. Возможно, именно поэтому на некоторых поздних русских иконах и фресках например, на фреске 1680 года из церкви Илии Пророка в Ярославле сцену Рождества венчает фигура летящего ангела со звездой в руках. Основная композиция Рождества изображение спеленатого Младенца в яслях в пещере, животных у яслей, возлежащей Богоматери и сидящего Иосифа в различных памятниках будет — особенно в VIII—IX веках — дополняться изображением ангелов, славословящих Господа, сценой Благовещения пастухам, сценами путешествия и поклонения волхвов и омовения Младенца.

Если об ангелах, пастухах и волхвах рассказывается в Евангелии см. Чрезвычайно редко в иконах Рождества Христова фиксируется изображение пророка Исаии, предрекшего рождение Спасителя от Девы. Много вопросов вызывает и фигура старца в шкурах, беседующего с Иосифом а иногда и с самой Богоматерью [10]. На Руси образы Рождества были чрезвычайно популярны. Конечно, русские иконописцы следовали византийской иконографической схеме, но дополняли ее различными подробностями и деталями. Рождественский цикл уже в XI—XII столетиях почти всегда представал в расширенном варианте, в который включалось, к примеру, не только поклонение волхвов, но и их путешествие со звездой. В связи с обзором монументальных ансамблей следует отметить, что в византийской и русской живописи рассматриваемому сюжету уделялось особое место. Чаще всего Рождество Христово изображалось в паре с Успением Богоматери: сюжеты находились друг напротив друга, например на южной и северной стенах. Это символическое противопоставление рождения во плоти и нового рождения после смерти для жизни на небесах подчеркивалось схожими иконографическими мотивами. В Рождестве Спаситель в пеленах лежит в яслях, а в Успении Христос держит в руках душу Богоматери, представленную в виде спеленатого младенца.

Наглядное сопоставление в храмовом пространстве этих сюжетов знаменательно потому, что они иллюстрируют начало и завершение истории спасения — от Боговоплощения до вознесения нетленной плоти Пречистой Матери. Особую популярность на Руси получили иконы с изображением Собора Богоматери.

С позднего вечера 6 января с с 7 с вечера уже можно колядовать. Главные молитвы Рождества Христова с сайта Фома. Господи, слава Тебе! Кондак Рождества Дева в сей день Сверхсущественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же со звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое, Предвечный Бог.

Рождественские стихиры Благоукрашайся, пещера, ибо Агница то есть овечка, кроткое, смиренное животное, с которым принято сравнивать покорных Богу людей; в данном случае Агница — это Дева Мария, Та, Которая родит Христа грядет, нося во утробе Христа. Ясли же, поднимите словом освободившего от бессмысленных деяний нас, земнородных. Пастухи, на свирелях играющие, свидетельствуйте о чуде устрашающем; и волхвы из Персии, золото, ладан и смирну царю принесите, ибо явился Господь от Девы Матери. Или как возрос во Мне, избавитель Мой и Боже? В этот день принимает Вифлеем Сидящего вечно с Отцом. В этот день Ангелы рожденного Младенца как Бога славословят: «Слава в вышних Богу и на земле мир, среди людей благоволение!

Помогать обездоленным. Праздновать Рождество в семейном кругу. Читать молитвы. Что запрещено делать в Рождество Христово Не существует специальных запретов. Но это дни нужно посвятить Богу и богослужениям.

Рождество Христово: история и традиции

История и события Рождества Христова, традиции и символы праздника. Что можно и нельзя делать в Рождество Христово в 2024 году, подробнее в материале РЕН ТВ. Для всех христиан Рождество Христово является одним из главных праздников в году. История и традиции праздника Рождество Христово. Рассказываем, какого числа отмечают праздник в России в 2024 году и как проходит торжественная служба в храмах. Сегодня, 7 января, православные христиане отмечают Рождество Христово — один из двенадцати великих церковных праздников.

Главное меню

  • Рождество Христово: традиции и история праздника
  • Рождество Христово: главные традиции великого праздника
  • Содержание
  • Рождество в России
  • Рождество: история и традиции праздника - Рождество
  • Рождество Христово: история праздника, приметы, традиции | РИАМО | РИАМО

Рождество Христово — 2024: история, традиции и обычаи праздника

Ровно в полночь 7 января начинается рождественская заутреня и ранняя Божественная литургия. Традиционно в канун праздника рядом со святынями возводят снежные рождественские вертепы. Внутри кукольного театра показывают сцену Рождества. Объемные фигурки отсылают к истории праздника. Традиционными персонажами, конечно же, остаются Дева Мария и младенец Иисус. Это напоминало о трех евангельских событиях: рождении Христа, поклонении волхвов и крещении Христа на реке Иордан.

Древние славяне традиционно проводили первый день дома или у родных. На второй день женщины с детьми до года ходили в церковь, чтобы причащать их. Считалось, что это день младенцев. Уже с третьего дня отправлялись к родственникам и друзьям, захватывая с собой самые лучшие угощения. Викимедиа Предки верили, что святки обладают особой магией, поэтому проводили обряды, гадали и пытались заглянуть в будущее.

Помимо этого, в течение 12 дней нельзя было делать работу по дому: стирать, убирать, чистить двор, рубить дрова. Люди старались не ссориться: верили, что даже мелкая перепалка может привести к серьезной вражде. Особое место в культуре славян занимали колядки. Поздним вечером на на улицу выходили ряженые. Они пели песни, водили хороводы и желали всех благ в грядущем году.

С вечера 6 января начинали гадать и продолжали плоть до Крещения.

Пока древние христиане ограничивались в своем календарно-литургическом цикле празднованием Пятидесятницы и Пасхи, по времени почти совпадавшей с Боговоплощением, они, естественно, соотносили творение мира и ветхого Адама со временем пришествия в мир нового Адама — Христа. Так, например, в сочинении «О вычислении Пасхи» день 25 марта именовался днем творения мира, а день рождения, или воплощения, Христа приходился на четвертый день от сотворения мира, совпадая с днем творения солнца. Согласно достаточно распространенной, хотя и малодоказательной точке зрения, празднование Рождества Христова 25 декабря было установлено в Северо-Африканской и Римской Церквях до 311 года — года начала донатистского раскола. Данная датировка основывалась на свидетельстве блаженного Августина о том, что еретики не признавали Богоявление, или Откровение — поклонение волхвов новорожденному Спасителю, — отмечавшееся Церковью. И здесь нужно отметить: на 25 декабря как на празднование Рождества Христова указывает святитель Климент Александрийский. К тому, же есть косвенные свидетельства, что праздник отмечался уже в середине 30-х годов IV столетия.

К подобным же выводам приводит и богатое гомилетическое наследие как западных, так и восточных проповедников. Так, например, рождественская проповедь приписывается папе Либерию, понтификат которого — 352—366 — приходится именно на означенный период. Северная Африка, один из величайших оплотов византийской культуры, стала местом творчества великих христианских проповедников и богословов, которые не обошли своим вниманием и рассматриваемый праздник. Оптат Милевийский Нумидия произнес 25 декабря 362 или 363 года проповедь на Рождество — самую раннюю из известных рождественских слов. По блаженному Августину, епископу Иппонскому, 25 декабря — исторический день рождения Христа, избранный Самим Христом, имеющий богооткровенное происхождение. Хотя североафриканская традиция празднования Рождества могла появиться, скорее всего, под влиянием латинской, сама римская практика оказывается отчетливо представленной только в рождественских проповедях святителя Льва Великого, папы Римского, — веком позднее. В то же самое время праздник Богоявления, отмечавшийся 6 января, означал для папы Льва еще не Крещение Господне, а поклонение волхвов, являющее откровение Бога язычникам — так же, как и для блаженного Августина.

Оно было органичным завершением праздничного периода, который начинался 25 декабря. Миниатюра Особо следует сказать о совпадении празднования и попразднования Рождества Христова, отмечавшегося в декабре, с языческим праздником солнца и со связанными с ним римскими январскими календами. Подобно тому, как январский день Богоявления 6 января «совпал» по времени с аналогичным праздником гностиков, так и декабрьский день Рождества 25 декабря отмечался в одно время с римскими языческими торжествами. Данное сопоставление Рождества Христова и солнца, особенно тогда, когда Рождество стало устойчиво праздноваться 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния 22 декабря , явилось своеобразным ответом-вызовом христиан на языческое празднование в честь непобедимого солнца sol invictus , введенное в Риме по указу императора Аврелиана в 274 году. Интересны в связи с вышесказанным размышления М. Скабаллановича: «Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил 8—9 декабря , а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. Праздник в честь этого солнцеповорота назывался днем Непобедимого dies Invicti , то есть днем непобедимого солнца, солнца, которого не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне.

В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18—23 декабря в римском культе посвящено было чествованию бога Сатурна, пожиравшему своих детей, — чествованию, потому носившему мрачный характер. Вышесказанное можно предварительно резюмировать следующим образом: празднование 6 января хорошо соотносилось с важнейшими событиями мировой истории — с творением мира и с Пасхой. Подобно тому, как ветхий Адам был сотворен в шестой день, так и Христос — новый Адам — в шестой день открывает Свое Божество после крещения во Иордане или в момент пришествия Богомладенца в мир. Указанные хронологические метки органично вписываются в систему византийских новолетий: 1 января, 1 марта, 1 сентября. Наиболее торжественно отмечались январские календы 1 января — через несколько дней после языческого праздника солнца. Означенное новолетие праздновалось в Византии не только язычниками, но и христианами.

Начало времени, годового цикла, которое могло связываться с началом мира, с днем творения, в то же самое время оказывалось тождественным времени пришествия в мир Спасителя, Солнца правды, Христа. Конечно, этот праздник был народным, не без элементов языческих торжеств. Несомненно, что к римским календам восходят рождественские колядки. Праздник Рождества Христова, отмечавшийся 25 декабря, оказался столь убедительным и важным, что в течение IV—V веков он был принят повсеместно не только на Западе, но и на Востоке, включая самые отдаленные страны — Сирию и Армению. Андрей Рублев. Рождестиво Христово Проповеди святителей Григория Богослова и Григория Нисского на два отдельных праздника Рождества и Крещения подтверждают появление данных праздников в Константинопольской Церкви. Так, Григорий Богослов произнес два слова: 25 декабря 380 года — на Рождество и 6 января 381 года — на Крещение.

Разделение праздников Рождества и Крещения, утвержденное им в Константинопольской Церкви, впоследствии подтверждается в проповеди святителя Прокла Константинопольского 434—446. В 386—388 годах святитель Иоанн Златоуст произносил проповеди, посвященные празднику Богоявления. В одной из них, сказанной 20 декабря 386 или 387, или 388 года, приготавливая народ к празднику Рождества, святитель назвал его «самым почитаемым и священным из всех праздников». В другой своей апологии он свидетельствует, что Рождество Христово в Антиохийской Церкви введено во второй половине 70-х годов IV столетия. Александрийская Церковь, как и другие Восточные Церкви, первоначально отмечала только праздник Богоявления — вплоть до первой трети V века. Скорее всего, праздник Рождества был введен в Александрии по инициативе святителя Кирилла Александрийского незадолго до Эфесского Собора. Павел, епископ Эмесский, проповедовал на праздник Рождества Христова 25 декабря 432 года в Великой церкви.

Он говорил о рождении Эммануила, «по Божеству бесстрастного, по человечеству страдательного».

Противоречивые даты православного Рождества уходят корнями в глубину веков, хотя Папа Григорий XIII стремился утвердить дату праздника в 1582 году и предложил григорианский календарь. Но Православная Церковь, отделившаяся от Католической во время Великого Раскола 1054 года, не придерживалась этого положения. Вместо этого они полагались на юлианский календарь, что означает, что Рождество они обычно празднуют 7 января. Другие группы православных христиан, например армяне, празднуют его 6 января. Однако в начале 20 века некоторые православные церкви приняли пересмотренный юлианский календарь. Православные христиане в Греции, Кипре, части Ливана и Румынии отмечают православное Рождество и вовсе 25 декабря, придерживаясь слов Святого Писания о рождении Иисуса в дни зимнего солнцестояния. Исторический бонус: почему некоторые христиане в прошлом хотели запретить Рождество? Боже, зачем запрещать?! Многие религиозные группы не согласились со связью праздника с языческими обычаями и стремились отказаться от Рождества в целом.

Так было с пуританами - группой протестантов, которые стремились очистить религию от ее связей с католицизмом. Они утверждали, что Библия не упоминает о праздновании рождения Христа, и запретили Рождество 1659 года в колонии Массачусетского залива, назвав его «дурачеством». В 1500-х годах Шотландия претерпела аналогичные изменения после того, как католицизм был объявлен вне закона после Реформации 1560 года, и страна стала протестантской.

Сегодня большинство христиан празднуют Рождество в этот же день по григорианскому календарю.

Однако православные христиане в Восточной, Центральной Европе и других местах мира справляют Рождество 7 января, спустя 13 дней после того, как множество стран мира США, Канада, Австралия, Великобритания и др. Интересный факт: Православие представляет собой одно из 3-х крупнейших христианских направлений наряду с католицизмом и протестантизмом. В современном христианском мире православная церковь, как правило, живёт по юлианскому календарю «старому стилю» , католическая церковь следует григорианскому «новому стилю». Почему православное и католическое Рождество не совпадают Юлианский и григорианский календари Страны отмечают Рождество в разное время, поскольку используют разные календари: юлианский календарь, который в 46 г.

Христианские страны использовали юлианский календарь начиная с VI века. Но со временем оказалось, что этот календарь имеет неточности: юлианский год на 11 минут превышал продолжительность солнечного года. Лишние минуты накапливались и в итоге каждые 128 лет дополнялся 1 день. Через 1,5 тыс.

Этот календарь стал международным гражданским календарём, по которому католические христиане до сих пор празднуют Рождественский день 25 декабря. Григорианский календарь устранил неточность юлианского календаря и привёл в соответствие продолжительность гражданского года с солнечным годом.

Традиции празднования Рождества

  • Рождество 25 декабря 2021: почему отмечается в эту дату, история и традиции праздника -
  • Рождество Христово. История празднования
  • Рождество в России: история и традиции — Щи.ру
  • Рождество Христово: история праздника
  • Твой Праздник

Рождество Христово: история праздника, приметы, традиции

Иерусалимская православная церковь совершает рождественскую литургию в храме Гроба Господня 7 января. Большинство православных государств используют григорианский календарь, но соблюдают светские или религиозные праздники по старому стилю. Например, по старому стилю празднуется Старый новый год 14 января ; православное Крещение Господне 19 января , в отличие от католического 6 января. Некоторые православные страны Албания, Белоруссия, Молдавия, Украина имеют два государственных праздника для Рождества — 25 декабря и 7 января.

Это позволяет гражданам самостоятельно выбирать дату Рождественского праздника. Интересный факт: Рождество 7 января также называется «православным Рождеством». В Рождество люди посещают церковные богослужения Таким образом, Рождество Христово отмечают 7 января православные христиане, в то время как большинство стран мира справляют этот великий праздник 25 декабря.

Литургический календарь православной церкви основан на старом юлианском календаре, в котором дата Рождения Сына Божьего Иисуса Христа установлена как 25 декабря. Однако в григорианском календаре, принятом большинством стран мира, этот день приходится на 13 дней позже из-за 13-дневного расхождения между календарями. Поэтому согласно юлианскому календарю Рождество справляется 7 января.

Рождество, независимо от календаря, по которому определяется дата праздника, для каждого верующего христианина — светлый праздник, являющийся лучшим временем для духовного единства, чествования семьи, религии и добра.

Но была и другая причина и цель установления праздника. Стали возникать гностические учения. Они считали главным событием в жизни Спасителя Крещение и установили для него отдельный праздник. Гностики пытались совместить христианство, язычество и греческую философию. Смешивали мифологию, египетские и восточные верования. Некоторые считали человеческую природу во Христе призрачной, кто-то не признавал воплощения и учил, что «Бог послал свой Ум» и что Христос «был простой человек, доступный греху». Отрицалась принципиальная идея христианства — уникальность личности Иисуса Христа как единственного пути спасения.

Православная Церковь установила торжественный праздник Крещения Господня и назвала его Богоявлением. Так Церковь утверждала, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом миру. Чтобы опровергнуть заблуждения гностиков о Крещении Христовом, Церковь присоединила к воспоминанию Крещения воспоминание Рождения Христова. Отделение праздника Отделение Рождества произошло в 1-й половине IV века в Римской Церкви и связано с языческим праздником — «Днем явления непобедимого солнца». Солнце начинало расти, а день прибавляться.

Согласно одной гипотезе, выбор даты Рождества произошел по той причине, что первоначально христиане праздновали в одно и то же время Боговоплощение под которым понималось не рождение, а зачатие Христа и Пасху; соответственно, со временем прибавление ко дню весеннего равноденствия 9 месяцев указало на дату празднования Рождества в зимнее солнцестояние. Праздник Рождества Христова считался вторым по значению после Пасхи в древней Церкви и почитается на Востоке по сей день. Тогда как на Западе к 14 веку по неясным пока причинам праздник переместился на первое место, однако в результате литургической реформы в Католической Церкви, происшедшей после 2-го Ватиканского Собора, Пасхе было возвращено главенствующее место. Тем не менее, во многих католических странах народное благочестие по-прежнему отводит ему главенствующее место среди праздников. Рождеству Христову предшествует сорокадневный Рождественский или Филиппов пост с 14 ноября 27 ноября по 24 декабря 6 января включительно. На Западе ему соответствует подготовительный период, именуемый «Адвентом» латинское adventus — пришествие , несколько меньший по продолжительности и не предполагающий пощения]. Праздник Рождества предшествуют пять дней предпразднств с 20 декабря по 24 декабря и шесть дней попразднств. Канун, или день навечерия праздника, проводится в строгом посте и называется сочельником сочевником. В этот вечер, по церковному уставу, употребляется в пищу сочиво - сушеные хлебные зёрна, размоченные водой. Всенощное бдение начинается с великого Повечерия, на котором исполняется пророческая песнь «Яко с нами Бог». Сложившаяся практика празднования Рождества в латинском обряде предполагает совершение трех Месс, основная из которых приходится на ночь две другие — на заре и днем. Их именуют «Ангельская», «Пастырская» и «Царская». Согласно символическим толкованиям, первая празднует предвечное рождение Сына от Отца, вторая — рождение Иисуса Христа от Девы Марии, и третья это мистическое рождение Бога в душе каждого верующего Празднование Рождества Христова занимает большое место в жизни всего мира. На всём земном шаре, где только проповедуется имя Христа, празднуется этот день, и каждый приносит с собою свежую струю любви и света. Не надо впрочем забывать, что Рождество прежде всего день божественный день, который мы чтим по воспоминанию о той бесконечной любви, что проявил Творец, не пожалевшей сына Своего для спасения рода человеческого. История человечества — не только земная, но и космическая трагедия, а пришествие Христа на землю есть свет, озаривший всю Вселенную. В Рождественских песнопениях Церковь повторяет, как победоносный гимн, слова: «С нами Бог! Бог с нами на земле, чтобы мы были в вечной радости. По преданию звезда зажглась над Вавилоном в день Благовещения Божией Матери. За ней последовали волхвы, то есть обладатели тайных знаний ведь астрономия и математика считались в древнем мире науками священными. Волхвы, знакомые с пророчеством Даниила, жившего задолго до этого в Вавилоне. Караван с Востока появился в Иерусалиме через два года. Не даром же святитель Иоанн Златоуст сказал про сомневающихся в том, что волхвы были обладателями тайных Знаний: «Диавол так овладел ими, что они и здесь находят повод вооружаться против слова истины. Что же говорят они? Вот сказано, что и при рождении Христовом явилась звезда: это, значит, говорят они, что астрология есть наука несомненная.

Главная традиция Рождества — это торжественная ночная служба в храме. Она заряжает положительной энергией и позволяет встретить праздник с чистой душой и сердцем. Только после службы заканчивается Рождественский пост и православные приступают к праздничной трапезе. Рождество Христово — это прежде всего семейный праздник, день мира и милосердия. Поэтому и провести его нужно соответствующим образом. В этот день нужно собрать дома близких людей, и вкусно накормить их. В некоторых странах есть чисто рождественские блюда — индейка или карп в сметане. В России специального регламента, что готовить в этот день, не существует. Главное, чтобы праздничный стол был обилен и вкусен.

Рождество Христово — история традиции и обычаи празднования в России

История праздника Рождество Христово. Рождество Христово — празднество, которое отмечается в память о пришествии в мир Иисуса Христа, Сына Божьего. В княжеский период древнерусской истории (IX-XIII века) празднование Рождества не имело однозначного характера и сочеталось с языческими обрядами.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий