Художник Александр Пономарев — о творчестве между Арктикой и Антарктикой, лодке для фараона и нелюбви к финансовым переговорам. Художник Александр Пономарев — о творчестве между Арктикой и Антарктикой, лодке для фараона и нелюбви к финансовым переговорам. В 2014 году Александр Пономарев участвовал в параллельной программе 5-й Биеннале современного искусства в Марракеше, представив публике проект «Голос в пустыне».
Инсталляция «Уроборос» художника Александра Пономарева остается в Египте!
Выставка известного российского художника Александра Пономарева «Я безумен только в норд-норд-вест» в Третьяковской галерее открылась разбиванием бутылки шампанского об один из объектов экспозиции. Ещё новости о событии: Творческий проект известного художника Александра Пономарева стартует 20 марта в Томске. В Музее Москвы проходит выставка к 65-летию художника-моряка, Александра Пономарева.
Выставка художника Александра Пономарева пройдет в Третьяковской галерее
Надо сказать, что у меня супруга профессиональный архитектор и всегда, когда я еще плавал, ругала меня — просила, чтобы я больше рисовал. Но в конечном итоге Бог дал мне шанс еще подышать. Решил, видимо, что я еще здесь не все досказал. Состояние моего здоровья улучшилось, и мне вновь пришлось думать, что же дальше делать, так как на флот вернуться уже я не мог.
Сначала я пошел на курсы английского языка, поскольку все равно физическое состояние было не очень хорошее. Нужно было периодически проходить очередную «химию». Тем не менее учился я хорошо.
При этом курсы английского были в одном известном научно-исследовательском институте. Я там так сдружился с педагогами, что они в конечном итоге предложили мне поступить в к ним в аспирантуру. А аспирантура в Центральном научно-исследовательском институте морского транспорта в те годы была самой настоящей мечтой всех дочек партийных боссов Дальнего Востока и Приморья, всех детей дипломатов и тому подобных.
Это же был гарантированный путь к загранкомандировкам. Люди плакали у дверей приемной комиссии. Я, впрочем, нигде не плакал, просто взял и поступил.
Это было как раз начало перестройки. В аспирантуре я занимался очень интересными вещами. Числами Фибоначчи, например.
Это, если не знаете, такой числовой ряд, который отражает реальный след золотого сечения, то есть гармонии в нашем мире. И мой научный руководитель пытался построить на этих принципах такой специальный миникомпьютер, который помогал бы создавать идеальные логистические схемы транспортировки грузов и их визуализировать, что и мне с моими артистическими пристрастиями было близко. В то время я уже начал понемногу участвовать в выставках художников флота, делать какие-то офорты, посвященные романтическим воспоминаниям о моих плаваниях.
Панамский канал, Сен-Мало, корабли на рейде и так далее, и так далее… Я не примыкал ни к каким сообществам, не входил ни в какие тусовки, меня носило как щепку. И внезапно я понял, что для того, чтобы в конечном итоге остаться моряком, я должен стать художником и бросить науку. Не могу сказать, что это был моментальный разрыв.
Все происходило параллельно. Но в конце 80-х годов я уже был известным художником, участвовал в больших выставках в Центре современного искусства, который открыл тогда Леонид Бажанов. Помню, еще не было официального помещения, но выставки уже были.
Александр Пономарев у перископа.
Я плыву по океану различных мультивселенных и в прямом и в обратном направлении. Это одновременно странное и сложное пространство, путешествие по которому помогает создавать образы и видеть целостность мира». Нарцисс, 2006.
Видеоинсталляция На выставке в Музее Москвы будут представлены три масштабных инсталляции — две в выставочном зале музея и одна во дворе. Под открытым небом будет установлен «Икар» или «Понолет», который напоминает орнитоптер «Летатлин» Владимира Татлина, тоже моряка и художника. Эта гигантская железно-цементная птица была создана художником специально для выставки. На выставке в Музее Москвы будут представлены три масштабных инсталляции Для Александра Пономарева, как и для Татлина, эстетическая составляющая придуманных им аппаратов обладает большей энергией, нежели технические характеристики — художественное видение вытесняет практическую полезность конструкций.
Агравитация, 2012. Инсталляция В залах музея появятся две инсталляции с кораблями.
И если мы осваиваем наши территории, движемся по Северному морскому пути, то надо заботиться и о культурной составляющей. Именно художники ставят эти вопросы — формируют подход, идеологию работы с пространством.
Насколько вам это близко? Художник должен глубже цеплять мир. А говорить «у меня философские работы» или «у меня экологическая тематика» — это смешно. Художник всегда размышляет о взаимодействии человека с бесконечностью и природой.
Первые купюры можно будет продать в несколько раз дороже номинала — На днях была новость, что рынок современного искусства побил очередной рекорд, показав самые большие суммарные продажи за год в мире. Вы чувствуете подъем этого рынка? У нас, на мой взгляд, нет рынка изобразительного искусства в том виде, в каком он существует в мире — в западных странах и в Китае. Он так и не сложился, но постепенно все же складывается благодаря усилиям конкретных людей.
Я говорю даже не про художников, а про галеристов, организаторов аукционов, директоров музеев. Их человек 50, ну, может быть, 100. Мне не приходится жаловаться хотя бы потому, что я всю жизнь свободный художник и живу только за счет продажи своих произведений искусства. А у нас обычно такого не бывает.
Скорее скажут: «Мы же тебе даем возможность осуществить проект» — мол, и будь этим доволен. Но молодежь уже не такая, как мы, — они действуют более современно, освоились в этих условиях, уже научились зарабатывать. А мы всегда такие лопушки были. Но вообще-то мне скучно вести финансовые переговоры.
Это не моя история. Главное — реализовать нетривиальную идею. В основном NFT используют в сфере digital-арта. Хотя у нас до сих пор даже видеоарт не стал сколько-нибудь заметным явлением рынка.
Те немногие коллекционеры видеоарта, которые появились, в основном его не покупали, а получали в подарок. Я реализовывал это произведение как сложную инсталляцию, климатрон, хотя ее пытаются все время превратить в какой-то аттракцион. Вообще такого рода объекты у нас почему-то отчуждаются от автора, хотя формально у меня сохраняются авторские права. В процессе работы в «Зарядье» я вспоминал миф о пещере Платона и не имитировал природный объект, а создавал изоморфную художественную конструкцию.
Людям, которые имеют визуальное мышление, это страшно нравится.
Свою юность Александр Пономарев провел на флоте, а в 1980-х полностью посвятил себя искусству. Работы и проекты Пономарева часто связаны с морем, а главные средства его художественного самовыражения — это стихии воды, воздуха, земли и энергии пространства. Непрерывный ритм моря, мощь океана, нескончаемая смена приливов и угрюмое движение ледников являются для художника символами вечности и метафорой безвременья, к которым он постоянно обращается в своем творчестве. Весь мир знает Александра Пономарева как автора проектов в самых неожиданных местах. Например, в 2006 году подводная арт-лодка Пономарева всплыла прямо в фонтане сада Тюильри напротив музея Лувр, а через пятнадцать лет арт-объект «Уроборос» был установлен на плато в Гизе рядом с египетскими пирамидами. В своих текстах и интервью Пономарев подчеркивает, что в обеих ипостасях старался покорить пространство и черпать вдохновение как из стихий огня, воды, воздуха и света, так и из взаимоотношений с плодами рук человеческих, будь то остов покинутого корабля или конструкция музейной инсталляции. Система эстетических взглядов Пономарева оформилась под влиянием встреч с порванными тросами, ржавыми кабестанами и гниющими палубами в закрытых корабельных стоянках Балтийского моря в середине 1990-х годов.
Культ цикличности
Последние проекты Пономарева получили широкое освещение. Его инсталляция "Волна", составлявшая часть экспозиции российского павильона на Венецианской биеннале 2007 года, заслужила лестные отзывы критиков, так же как и его совместная с Арсением Мещеряковым работа "Душ". На Второй московской биеннале современного искусства весна 2007 года Пономарев показал свой проект "Секретный фарватер" со всплывающей подводной лодкой.
Условия покупки Настоящее издание предназначено для ознакомления с творчеством известного российского художника Александра Пономарева, которого нередко называют «современным маринистом».
Главная область интереса автора — океан. Погружаясь в воду, где он обычно устраивает свои акции и создает проекты, Александр, по собственному определению, «плавает в других пространствах».
В Этиго-Цумари мы участвовали впервые, но для меня это далеко не первое сотрудничество с Японией. Два года назад в рамках триеннале Сетоути Setouchi Triennale я построил очень серьезный, фантастический объект на одном из островов Внутреннего моря. Куратором выступил Фрам Китагава — основатель всех четырех триеннале, проходящих в этой стране, его можно совершенно справедливо назвать отцом современного искусства Японии. Фрам Китагава — удивительный человек с не менее удивительным для японца именем. Ведь «Фрам», что в переводе с норвежского означает «вперед», — название самого известного экспедиционного судна в мире. Сейчас это судно — популярный в Осло музей. Надо сказать, что Япония тоже принимала активное участие в антарктических исследованиях: первая японская экспедиция относится к 1911 году.
Та экспедиция дошла до 82-го градуса — очень серьезное достижение для того времени. А когда один из офицеров экспедиции вернулся в Японию, это вызвало огромный национальный подъем и один дедушка назвал своего правнука именем Фрам — единственный японец носит это имя. Одним словом, не случайно, что Япония — одна из стран, которая очень наш проект поддерживает, — высоко ценит его новизну. Какие страны уже вовлечены сегодня в подготовку для продолжения проекта в будущем году? Нужно сразу отметить, что Первая Антарктическая биеннале была не просто международным проектом — ей был придан высокий статус международного, а если быть еще точнее, то «наднационального» культурного явления. Да, конечно, проект, с одной стороны, представляет Россию и мы являемся его инициатором и главным организатором, но перед нами стоит задача не вовлечь ту или иную страну в некий готовый проект. Конечно, можно перечислить страны-участницы: Германия, США, Австрия, Китай, Норвегия, Япония и многие другие, но самая важная цель — это создание интернационального межкультурного, междисциплинарного сообщества и платформы взаимодействия, куда по определению входят различные нации. Мы уверенно движемся в этом направлении, хотя иногда найти путь, где нет противоречий между идеологией, политикой, культурой, бывает архисложно. И в этом смысле Антарктида — единственное место на планете, где 55 лет, с момента договора 1959—1961 годов, реализуется абсолютно особый тип «наднационального» суверенитета.
И это уникальный шанс для сотрудничества самых разных стран и государств, которые часто в обычной жизни не находят общего языка. Плавучая биеннале — это своеобразный апофеоз культурной дипломатии. Как зародилась идея Антарктической биеннале и как много времени прошло между вашим первоначальным замыслом и его воплощением? Моя художественная деятельность, а она развивается уже 30 лет, всегда была связана с морем, и во многих моих проектах и работах главную роль играют природные стихии — вода, океан, пустыня, небо. Я много участвовал в научных экспедициях Академии наук — и в Арктике, и в Антарктике, и идея биеннале как раз возникла в этих экспедициях около 15 лет назад, а если говорить точнее, то после экспедиции к Южному полюсу.
В 1995 году он отправился в очередное плавание — к кладбищу кораблей в Балтийском море.
Добравшись до цели, художник расписал хранившиеся там обломки плавательных судов, тем самым вернув их к жизни. Также у Пономарева есть целый флот подводных лодок, которые в рамках акции «Утилизация стай» появляются в самых разных местах. Расписанные Пономаревым лодки уже всплывали в Баренцевом море, Северном Ледовитом океане, озере Байкал, Средиземном море и других водоемах. Портреты в соавторстве с океаном Александр Пономарев. Серия «Разрез Атлантики». Он сделал полсотни автопортретов на стаканчиках из пенопласта, а затем через каждые 30 миль погружал их по очереди под воду вместе со спецоборудованием.
На глубине до 3000 метров мощное давление водной толщи сжимало стаканчик: пропорционально этому уменьшался в размерах и лик художника. Так, изменяя размер портрета, океан становился соавтором художника. Сложные механические конструкции Александр Пономарев. Инсталляция «Икар». Например, для Всемирной выставки в Лиссабоне в 1998 году он создал пять восьмиметровых акриловых колонн и заполнил их 40 тоннами воды.
Антарктическая биеннале как апофеоз культурной дипломатии
Александр Пономарёв «Дорожная карта» — Krokin gallery | Во второй беседе художник Александр Пономарев подробно рассказывает о своих художественных поисках и многочисленных творческих проектах. Переосмысление военно-морской биографии позволило Пономареву вернуться в море уже в качестве художника. |
5 экспонатов выставки «Без берегов» художника и моряка Александра Пономарева – The City | В Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи представили выставку о современном российском художнике Александре Пономареве «Я безумен только в норд-норд-вест». |
На выставке в Третьяковке представили 15-метровую инсталляцию в виде корабля
Художник — Александр Пономарёв | МОСКВА, 7 июн — РИА Новости. В Музее Москвы 8 июня откроется выставка "Без берегов, посвященная 65-летию моряка и художника Александра Пономарева, сообщает учреждение культуры. |
Sound Around Камчатка / Пономарев | Александр Пономарев, один из самых узнаваемых на Западе российских актуальных художников, удостоен звания офицера французского ордена "За заслуги в литературе и искусстве". |
Художник Пономарёв рассказал о своём проекте для биеннале в Египте | Alexander Ponomarev'in Resmi Sitesi. |
Стеклянную инсталляцию в виде корабля представили на выставке в Третьяковке | В Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи представили выставку о современном российском художнике Александре Пономареве «Я безумен только в норд-норд-вест». |
Александр Пономарёв «Дорожная карта» — Krokin gallery | Всемирную известность Александр Пономарёв приобрел как автор смелых акций и инсталляций в наиболее значимых локациях. |
Адмирал современного искусства: Александр Пономарев в Музее Москвы
Впервые за всю историю на плато Гиза пройдет выставка современного искусства, и главным ее героем станет российский художник Александр Пономарев. Художник Александр Пономарев на своей выставке "Александр Пономарев. "Я безумен только в норд-норд-вест"" в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Москве. В детстве Александр Пономарев окончил художественную школу, но из-за тяги к путешествиям поступил в инженерно-морское училище. В июне 2022 в Музее Москвы открылась выставка Александра Пономарева «Без берегов». Сергей Чебатков побеседовал с художником о природе стихий, инженерии искусства и масштабах художественных жестов.
Стеклянную инсталляцию в виде корабля представили на выставке в Третьяковке
Именно поиск как процесс в искусстве Александра Пономарёва обретает категорию абсолюта и непрерывного действа, выходящего за рамки индивидуального творчества в область широкого взаимодействия и непрерывного диалога. Александр Пономарёв – художник проекта. Во второй беседе художник Александр Пономарев подробно рассказывает о своих художественных поисках и многочисленных творческих проектах. Художник Александр Пономарёв рассказал о своём проекте «Уроборос» для биеннале современного искусства Forever is Now в Египте. В очередном материале цикла «Монологи», подготовленном культурологом, журналистом, автором и ведущим радиопрограмм о современном искусстве Сергеем Чебатковым, художник Александр Пономарев рассказывает о том, почему он решил связать свою судьбу с.
Разбивание бутылки на открытии выставки в Третьяковской галерее
- Инсталляция «Уроборос» художника Александра Пономарева остается в Египте!
- Александр Пономарев: Я чувствую, американцы любят наш проект и наше Окаянство
- Александр Пономарёв «Дорожная карта» — Krokin gallery
- Последние события
- Художник Александр Пономарев преобразил фасад ГМИИ им. Пушкина
- Александр Пономарев. Без берегов / Музей Москвы
Монологи. Александр Пономарев
Александр Пономарёв - Частная галерея на Кустодиева 17 | В Музее Москвы проходит выставка Александра Пономарева «Без берегов», приуроченная к 65-летию знаменитого художника-моряка, основателя Антарктической биеннале. |
Выставка "Александр Пономарев. "Я безумен только в норд-норд-вест"" | РИА Новости Медиабанк | Вчера, 22 марта, архитектор, руководитель персональной творческой мастерской Алексей Козырь и художник, член-корреспондент Российской академии художеств Александр Пономарёв встретились со студентами новгородского университета. |
Российский художник построит рядом с египетскими пирамидами инсталляцию о бесконечности - МК | Ещё новости о событии: Творческий проект известного художника Александра Пономарева стартует 20 марта в Томске. |
MMOMA | Журнал ДИ - Искусство для птиц и рыб. Интервью с художником Александром Пономаревым | В детстве Александр Пономарев окончил художественную школу, но из-за тяги к путешествиям поступил в инженерно-морское училище. |
Выставка художника Александра Пономарёва пройдёт в Третьяковской галерее | МОСКВА, 7 июн — РИА Новости. В Музее Москвы 8 июня откроется выставка "Без берегов, посвященная 65-летию моряка и художника Александра Пономарева, сообщает учреждение культуры. |
Художник Александр Пономарев преобразил фасад ГМИИ им. Пушкина
В детстве Александр Пономарев окончил художественную школу, но из-за тяги к путешествиям поступил в инженерно-морское училище. Смотрите видео онлайн «Моряк и художник Александр Пономарев — об экспедиции в море Лаптевых 6+» на канале «Интересные Факты и Загадки» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 10 июля 2023 года в 15:36, длительностью 00:07:07, на видеохостинге RUTUBE. В Музее Москвы открылась выставка Александра Пономарева «Без берегов» — небольшая ретроспектива, приуроченная к 65-летию известного художника, представлявшего Россию на Венецианской биеннале 2007 года, и бывшего моряка. Alexander Ponomarev'in Resmi Sitesi.
5 инсталляций художника Александра Пономарева — от Москвы до Антарктиды
На Второй московской биеннале современного искусства весна 2007 года Пономарев показал свой проект "Секретный фарватер" со всплывающей подводной лодкой. Ранее эту инсталляцию видели парижане: Пономарев устраивал ее при содействии Лувра в Тюильри. Посольство Франции тоже поддерживало работу Пономарева.
Мы встретились с Пономаревым, чтобы расспросить о его пути от моряка к художнику и поговорить об океане в жизни каждого человека - океане реальном и метафизическом. Художник рассказал о самых важных и громких своих проектах: о замаскированном острове, о раскрашенных подводных лодках, которые всплывают в самых неожиданных местах.
Об этом он рассказал «Известиям» в преддверии биеннале современного искусства Forever is Now 2021 — первой выставки, которая пройдет на плато Гиза в Египте. Нашу страну на ней представит работа Александра Пономарева «Уроборос». Когда я организовывал Антарктическую биеннале и звал разных художников и архитекторов плыть в Антарктиду, не было вообще ни одного случая, чтобы кто-то отказался! То же самое и здесь. Но, получив такое предложение — поработать рядом с пирамидами, ты сразу задаешь себе вопрос: а сможешь ли ты это сделать вообще? А достоин ли ты? И дальше начинаешь жить с этой идеей, сочинять стихи, рисовать, придумывать образы. Конечно, когда ты попадаешь в такое особое пространство, где существуют свои «ритмы», «пластика», «музыка», надо там не потеряться. Но и наглеть нельзя, потому что это и музей, и захоронение. Фото: пресс-служба художника Александра Пономарева Рисунок инсталляции «Уроборос» И вот у меня родилась мысль взять за основу концепции Солнечную лодку — ту, в которой путешествовал и бог Ра, и фараоны. Кстати, именно в Египте находится самый старый корабль в мире. В середине прошлого века его раскопали, а теперь перевезли вместе с двумя десятками мумий в новый музей. И сейчас идут разговоры, что моя инсталляция тоже может после биеннале войти в экспозицию этого музея. Главные аукционные лоты октября — Насколько вообще для вас важно место создания работы? Сейчас в ходу термин site-specific project. Мои подводные лодки, плавающие в Гранд-канале Венеции, объекты, которые тонут в центре океана, — это ведь оно и есть. Место очень важно. Как человек, служивший на флоте, я определяю место с точностью до секунд широты. Смотрю на это пространство, думаю, как инсталляция ритмически будет сочетаться с фоном, с каких точек какой вид будет открываться... А затем уже ищу технические возможности воплощения идеи. Конечно, нужно хорошо рассчитать инженерную конструкцию, найти партнеров, которые помогут с материалами, ведь иногда бывают очень сложные инженерные задачи. Например, в данном случае нам нужны были особые панели из керамики. Их помогла сделать галерея Surface Lab Art, у которой есть большой опыт в подобных вещах. Еще появилась удивительная возможность в композиции панно основания инсталляции использовать настоящие древнеегипетские тексты. В общем, это все вылилось в страшно интересный комплексный проект, аккумулирующий достижения художников, ученых и технических специалистов. Древнейший символ бесконечности. Мы как бы создаем петлю времени, соединяя две лодки в замкнутую динамическую конструкцию, и символически включаем в нее судьбы людей, живших много тысяч лет назад.
Обычный инженер, если он конструктор, тоже занимается творчеством, но создает исключительно утилитарные проекты для того, чтобы ими пользовались люди. Самолет, чтобы летал, корабль, чтобы плыл. Художник-инженер создает неутилитарные объекты, чтобы осмыслить мир. Под Тицианом, Венеция, 2009 Ведь очень часто художник работает, в отличие от инженера, с абсолютно абстрактными вещами, типа пространства, времени, эмоций. И он должен придумать для них новые формы воплощения. И как только возникают эти формы, появляется их иерархия. То есть то, о чем я уже говорил выше. Пластическая иерархия для художника, музыкальная для композитора, смысловая иерархия речи для поэта или писателя и так далее. И в этом смысле все они инженеры. Ведь если, например, какой-то человек скажет вам: «Какая прекрасная музыка у меня в голове. Как она звучит! А вот если этот человек напишет свою симфонию, то он уже буде художником, инженером, создателем. Уроборос, плато Великих Пирамид, Гиза, 2021 В течение своего долгого творческого пути вы нередко работали с природными стихиями, будь то вода, ветер или бескрайние арктические льды. Насколько сложно создавать из них те самые художественные формы, о которых вы только что говорили? Это очень интересная тема. Во-первых, надо отметить, что в древнегреческом языке понятие «стихия» отнюдь не подразумевало что-то беспорядочное и неуправляемое, как в русском. Термин «стойхейон» возник еще при Милетских философах и самый древний его перевод обозначает скачок, сдвиг, некий процесс, который можно охватить, а значит и облечь его в определенную форму. Кроме того, этим словом обозначали ряд букв в алфавите. То есть древние греки понимали, что любые стихии, несмотря на всю их первозданность, подчиняются жестким правилам некоего алфавита. Из букв алфавита мы создаем слова, из слов высказывания, с которыми как с первичными формами уже может работать художник. Для меня взаимодействие со стихиями в реальности: с воздухом, с водой, с огнем, со льдом, со стихией человеческих отношений очень важный процесс. Например, при создании моей работы «Уроборос» я обращался к древнеегипетскому богу Ра как символу победы над стихиями. Днем он сопровождал солнце, ночью плыл на своей ладье под землей вместе со змеем Мехеном, символом бесконечности, предтечей змея, кусающего свой хвост, Уробороса. И его вечное путешествие по стихиям, это как раз и есть тот процесс, который может ухватить художник и облечь в определенную форму. На фоне египетских пирамид установленные мной замкнутые в петлю ладьи переворачиваются, и находящиеся между ними песочные часы в виде двух пирамидок постоянно сеют песок нашего человеческого личного времени.
Выставка "Александр Пономарев. "Я безумен только в норд-норд-вест""
Александр Пономарев, один из самых узнаваемых на Западе российских актуальных художников, удостоен звания офицера французского ордена "За заслуги в литературе и искусстве". С 21 октября по 7 ноября в Каире художник, многократный участник Венецианской биеннале и организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде Александр Пономарев при поддержке российской галереи Surface Lab Art представляет 16-метровую инсталляцию. С 21 октября по 7 ноября в рамках биеннале Forever Is Now 2021 в Каире художник Александр Пономарев представит 16-метровую инсталляцию «Уроборос». Александр Пономарев родился в 1957 г. в Днепропетровске. Проект получил название — «Лаборатория искусства свободных стихий Александра Пономарева». По итогам биеннале работа Александра Пономарева стала единственным произведением, которое останется в Гизе в качестве постоянного объекта.