Новости гроза пьеса островского

Но об этом ли думал А.Н. Островский, называя «Гроза» своё произведение? Несчастная судьба юной героини отражена в пьесе Островского «Гроза». Пьеса "Гроза" с момента появления занимает одно из главных мест в творческом наследии ского. Пьеса «Гроза» была написана Островским в 1859 году, а в 1860 — впервые опубликована.

«Гроза»: краткое содержание и анализ пьесы Островского

Пьеса «Гроза» Александра Николаевича Островского не исключение. Первая постановка драмы Островского «Гроза», случившаяся в Малом театре ровно 160 лет назад, стала знаковым событием для русской сцены. Иллюстрация С. В. Герасимова к пьесе А. Н. Островского «Гроза». Подробный краткий пересказ пьесы «Гроза» по действиям и явлениям великого русского писателя А.Н. Островского. Пьеса «Гроза» известного русского писателя XIX века Александра Островского, была написана в 1859 году.

Смысл пьесы «Гроза» — Островского

На этот прием указывает транслитерация в названии — «Groza». В процессе постановки режиссер Евгений Маленчев рассказал о новом спектакле: «Мы не занимаемся осовремениванием, мы работаем над адаптацией. Мы репетируем на русском языке, но пользуемся английскими переводами, чтобы посмотреть на события пьесы заново, сформировать свежий взгляд на давно известный сюжет. У нас нет цели придать прошлому черты современности, нам нужно преодолеть стереотипы и шаблоны, связанные с привычным локальным восприятием «Грозы». Мы внимательно работаем с авторским текстом, но устаревшую версию про «луч света в темном царстве», разговоры о «воле», «учливости», «благостыне», «напраслине» и всё непереводимое мы оставим за рамками спектакля. Сегодня эта история может звучать значительно интереснее и сложнее.

Проблематика В пьесе поднимается множество важных проблем, сохраняющих актуальность и в наши дни. Основные проблемы: Социальные.

Островский изобличает пороки общества: мещанство, бездуховность, стяжательство, ханжество. Он показывает, как образованные и развитые натуры оказываются чужими в этом мире, не находя применение своим умственным способностям и духовным силам. Главные герои оказываются в ситуации непростого морального выбора. Катерина разрывается между ощущением своей греховности и покаянием. Борис не в силах совершить правильный выбор и пожертвовать материальным благополучием ради любви. Мораль Кабанихи и купца Дикого насквозь пропитана лицемерием. Островский обращается к таким базовым философским категориям, как добро и зло, свобода, счастье, любовь, вера, смысл жизни.

Талантливый механик-самоучка Кулигин ищет свое предназначение в изобретениях, которыми он мечтает осчастливить общество. Катерина пытается найти смысл жизни в любви. Им противопоставляются герои, которые живут исключительно для своего удовольствия Варвара, Кудряш , а также те, кто обретает смысл жизни в том, чтобы властвовать над другими людьми Дикой, Кабаниха. Жанр, композиция Жанр пьесы — социально-бытовая драма. Литературное направление — реализм. Реализм — это направление в литературе, для которого характерно стремление воспроизводить жизнь в ее наиболее типичных проявлениях. Пьеса состоит из 5 действий, каждое из которых разбито на 5—10 явлений.

Сюжет строится на классическом любовном треугольнике Тихон— Катерина—Борис. Анализ композиции произведения: Экспозиция. Начинается пьеса с описания волжского городка Калинова и царящих в нем нравов. К экспозиции можно отнести 1—4 явления первого действия. В завязке отчетливо обозначается конфликт, который имеется между членами семейства Кабановых. Деспотичная мещанка по прозвищу «Кабаниха» изводит своими постоянными упреками сына и невестку. Катерина испытывает жалость к своему безвольному мужу и тоскует о своей бессмысленно проходящей жизни.

Варвара не уважает мать, обманывает ее и тайком бегает на свидания. К завязке относятся 5—9 явления первого действия Развитие действия. Сюжет развивается во 2—3 действии через историю любви между Катериной и Борисом. Самый острый момент в пьесе наступает в момент признания Катерины в измене мужу конец 4-го дейстия. Она это делает прилюдно, в присутствии Кабанихи и спрятавшихся от дождя в галерее людей. Драматичность момента художественно оформляется через ожидание неминуемой грозы. В 5-м действии наступает развязка.

Катерина бросается с обрыва в Волгу. Дети Кабановой восстают против нее. Тихон в виде робкого бунта, Варвара — бегством из дома. Главные герои Перечень главных персонажей с кратким описанием: Катерина — молодая привлекательная женщина, замужем за слабохарактерным Тихоном. Детей у них нет. Это главное действующее лицо пьесы, вокруг нее строится весь сюжет. Представляет собой тонко чувствующую, мечтательную натуру.

Особенно ярко характер Катерины проявляется в ее знаменитом монологе «Отчего люди не летают так, как птицы? Душа ее стремится к полету, радости, счастью, свободе. Она вступает в конфликт с патриархальным обществом, но не выдерживает этого противостояния и погибает, бросившись с обрыва в Волгу. Борис — возлюбленный Катерины. Молодой, образованный человек, который приехал в провинцию, чтобы получить часть причитающегося ему по закону наследства от умершей бабушки. Его дядя купец Дикой не только не отдает ему положенного, но и заставляет работать на себя. Борис, так же как Катерина, не вписывается в мещанскую среду провинциального города.

Но он не в силах сопротивляться и плывет по течению. Кабаниха Марфа Игнатьевна — сварливая и деспотичная мать, третирующая всю свою семью. Свою злобу и эгоизм она пытается скрыть за ханжеской добродетелью. Она и купец Дикой олицетворяют собой образы старого патриархального мира.

Тихон успокаивает мать, и та уходит.

Сам Тихон идет в гости к Дикому. Варвара и Катерина остаются вдвоем. Катерина признается Варваре, что она любит другого человека, а не своего мужа Тихона. Катерина считает, что это грех, и переживает об этом. Варвара успокаивает ее.

Действие 2 Тихон собирается ехать в город на 2 недели. Катерина и Тихон прощаются наедине. Катерина просит мужа не уезжать от нее или взять ее с собой, но Тихон отказывается. Попрощавшись, он уезжает. Варвара хочет помочь Катерине встретиться с любимым Борисом.

Для этого хитрая Варвара крадет у матери Кабанихи ключ от калитки и отдает его Катерине. Теперь Катерина может тайно пойти на свидание с Борисом. Катерина боится обманывать мужа, но при этом она очень хочет видеть Бориса. Действие 3 В гости к Кабанихе приходит ее кум — купец Дикой.

Русское поколение XIX века уже было вполне европеизированным. Но это касалось только столичного общества — Санкт-Петербурга и Москвы. Разница с провинцией была огромна. Русская провинция поражала своей отсталостью и контрастом с европеизированными Москвой и Петербургом уже с начала 19 столетия.

Уже в начале 19 века, как мы знаем по образу Евгения Онегина, столичному молодому человеку необходимо было быть воспитанным, по-французски в совершенстве изъясняться, читать серьезные книги в том числе экономиста Адама Смита , посещать театры оперы и балеты обязательно , модно одеваться, вести светские беседы на интеллектуальные темы — то есть уметь себя вести по-европейски. Но все эти европеизированные изменения остальной России не коснулись. Знание грамоты даже в середине 19 века в российской провинции не было обязательным, и жизнь во многих маленьких российских городках и селах текла по старинке — без новых усовершенствований, о которых можно было бы прочитать в газетах; но там и прочитать было негде: газеты, издаваемые в крупных городах, не доходили до захолустья да и кто их там мог прочесть? Особенно ужасна была жизнь женщин. Европейские революционные социальные развития не доходили до русского захолустья, где жизнь остановилась и приняла форму тяжелого глубокого застоя. Никакой свободной любви и чувств женщина там знать не знала и не могла. Если в столицах уже появлялись гражданские браки то есть не санкционированные церковью — их путь развития тоже был непрост, медлительная и неповоротливая юридическая система Российской империи значительно отставала от нужд времени развестись с предыдущим мужем было для женщины делом непростым даже в середине 19 века; мешало юридическое деление общества на сословия — сословные границы быстро стирались в городах, но традиционно продолжали культивироваться в провинции; религиозные обычаи в столицах тоже быстро стирались, но цвели в богобоязненной неграмотной провинции, где церковь подчас была единственным культпросвет учреждением , но в середине 19 столетия это новшество цивилизации полов, хоть еще не считалось юридически правомерным, но уже не испытывало немедленного вмешательства ни церковных, ни светских властей, — то в провинции об этом женщина и помыслить не могла. Между прочим, и сам драматург А.

Островский в эти годы время написания пьесы «Гроза» пребывал в гражданском браке. Да что там, сам император Александр II 1818—1881 жил в фактическом браке затем морганатический брак с Екатериной Долгорукой, фрейлиной своей официальной супруги-императрицы. Его брат великий князь Константин Николаевич 1827—1892 повторил братский подвиг гражданской семьи — с балериной Анной Кузнецовой, внебрачной дочерью русского актера-трагика Василия Андреевича Каратыгина, а младший императорский брат великий князь Николай Николаевич 1831—1891 создал незарегистрированную церковным обрядом семью с балериной Екатериной Числовой [2]. И речь идет не о безответственных связях и интрижках, а именно о семьях, основанных не на церковном ритуале, а на любви и уважении к личности друг друга. В провинциальных дырах об этом не знали, как не знали и ни о чем другом, происходящем за пределами их маленького темного мирка. Ни о каком уважении личности там и слыхом не слыхивали и понятия не имели, что это такое. Для русской провинции второй половины 19 века брак, не освященный церковью, в качестве семьи не признавался — подобное определялось как сожительство и неимоверный грех; вообще любое проявление чувств и намерений женщины — то, что уже стало нормой к этому времени в Москве и Петербурге, — считалось чудовищным грехом. В российской глубинке второй половины 19 века никому и в голову не приходило спрашивать у молодой девушки об ее желании выходить или не выходить замуж: выдавали — и всё, по желанию родителей и божьему повелению; часто жених и невеста знакомились на собственной свадьбе.

И это — не крепостные, это девушки из так называемых вольных семей! Такая разница между слоями российского населения была столь огромной, что не могла не привлекать к проблеме — естественно, образованной части общества. Пьеса А. Островского «Гроза» поднимала именно эти социальные проблемы. Театральная предыстория[ ] Театр в России тем временем тоже переживал свои этапы развития. Появившись на русской сцене как западноевропейское, в первую очередь, французское детище, он стал обретать специфически русские социальные черты. Пока, наконец, не коснулся всего российского социального уклада. Самыми крупными труппами были императорские театр начинался в России как дело государственной важности : Петербургская совсем приближенная к правящему дому и Московская не совсем приближенная к правящему дому.

Начавшись в своем развитии одинаково, постепенно Петербургская и Московская императорские труппы получили разные пути развития. Приближенность к императорскому двору требовала большей официозности, а вот Московская императорская труппа оказалась в своем развитии демократичнее, ближе к насущным проблемам общества. Потому именно там все больше и все увереннее входил на сцену новый стиль искусства — реализм. Пьеса «Гроза» является реалистическим произведением. Работа над пьесой[ ] Трагедия, легшая в основу сюжета, не была для российского быта шибко новой: затравленные девушки кончали собой нередко [3]. О подобном можно было прочитать в газетах. И все бытовые детали А. Островский тоже взял из жизни.

За автором к этому времени уже закрепилась слава бытописателя — он изучал типажи своих персонажей и переносил их в рукописи; критик Н. Добролюбов называл произведения А. Островского «пьесами жизни» [4]. Однако А. Островский — сам москвич, и большинство его драматургических произведений — это зарисовки московской купеческой жизни, которую автор хорошо знал и из которой сам происходил. А вот в пьесе «Гроза» действие происходит в провинциальном уездном городе. И в этом тоже угадывается какое-то особое действие автора — он вынужден что-то сказать, высказаться, обратить на что-то общественное внимание. С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя.

В рукописи пьесы, рядом со знаменитым монологом Катерины: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…», есть запись Островского: «Слышал от Л. Мужем актрисы был артист Малого театра И. А Александр Николаевич тоже имел семью: он жил в гражданском браке с простолюдинкой как и он сам — тоже не аристократ Агафьей Ивановной фамилия, к сожалению, неизвестна , с которой имел общих детей все они умерли еще детьми.

Английский перевод «Грозы»: в Калининграде показали современную интерпретацию пьесы Островского

Рядом с монологом Катерины, в котором она рассказывает Вареньке о своем сне, записано: «Слышал от Л. Косицкая, у которой с Островским, вероятнее всего, были отношения. Оба — люди семейные, поэтому вынужденные скрывать свою привязанность. Исследователи, объясняющие создание пьесы «Гроза» Островского и рассматривающие эту версию, ссылаются и на то, что впервые роль главной героини сыграла именно Косицкая.

А драматург, как известно, предпочитал сам выбирать актеров для постановки собственных произведений в Малом театре. Поездка по Волге Наконец, третья и более вероятная версия — история создания пьесы «Гроза» связана с путешествием автора по великой русской реке. В летние месяцы 1856-57 годов Островский принимал участие в экспедиции русского Географического общества по Волге.

Он посетил множество населенных пунктов, расположенных по берегам реки, встречался и долго разговаривал с местными жителями, изучал особенности уклада их жизни. Островский стал свидетелем многих сцен, разворачивавшихся в отдельных семьях и в городе в целом. Его интересовали мельчайшие детали, которые впоследствии он проанализировал в очерке «Путешествие по Волге».

Отголоски этих наблюдений можно найти и в драме: живой народный язык, типичные сцены общения между людьми они, кстати, часто не связаны напрямую с сюжетом, но хорошо характеризуют общую атмосферу города , прекрасно показанные, причем с разных сторон, особенности быта. Все это подтверждает, что история создания пьесы «Гроза» Островского берет начало в его личных наблюдениях и попытках разобраться, чем живет русский человек, что тормозит развитие всего общественного уклада России. Таким образом, трагедия, произошедшая в Костроме осенью 1859 года, была предугадана Островским, хорошо знавшим особенности жизни русского купечества в середине XIX века.

Это типичная ситуация, которая могла произойти в любой семье, живущей на обширной территории русского государства. Драматургом удачно изображен момент, когда старые силы все еще цепляются за уходящее и стараются всеми способами сохранить свою власть, а новые, только зарождающиеся, вступают в нелегкую борьбу, исход которой и определит дальнейшую судьбу России. И на этом фоне уже не столь важно, с чем связана история создания пьесы «Гроза».

Главное, что это могло послужить началом прогрессивных перемен всей жизни страны.

Дикой Савел Прокофьич — жадный и невежественный купец, который тиранит семью, обсчитывает работников, не возвращает долги. Он любит проявлять свою власть, но пасует перед теми, кто влиятельнее и богаче его. Прогоняет изобретателя Кулигина, когда тот приходит к нему со своими идеями. Издевается над своим родным племянником Борисом.

Кабаниха и Дикой хорошо ладят между собой. Тихон — сын Кабанихи и муж Катерины. Слабовольный, мягкий, безответственный человек. Находится в полном подчинении по отношении к матери. Свою супругу любит, но боится заступиться за нее.

После измены испытывает к жене больше жалости, чем ненависти. На робкий бунт против матери осмеливается только после гибели супруги. Варвара — сестра Тихона. Единственная в семье, кто не боится матери. Сама признается, что выучилась лгать, потому что иначе в доме Кабановых не прожить.

Легко относится к отношениям и к жизни в целом. Устраивает свидания Катерины и Бориса. Сама тайно встречается с Кудряшом, который работает у купца Дикого. В конце пьесы сбегает с любовником из ненавистного ей родного дома. Кулигин — талантливый механик-самоучка, который верит в силу науки и общественный прогресс.

Только он и Катерина замечают красоту Волги и окружающей природы. Кулигин пытается улучшить жизнь в городе с помощью своих изобретений. Он предлагает установить в центре Калинова часы и громоотводы, но его идеи не находят поддержки. Источник: profil. Катерина страдает в браке со слабовольным Тихоном и тайно мечтает о Борисе, с которым они только перебрасываются взглядами на улице и в церкви.

Варвара организует влюбленным свидания во время двухнедельного отъезда Тихона. После приезда мужа раскаявшаяся Катерина признается ему во всем. Не выдержав общественного порицания и не находя смысла в дальнейшей жизни, главная героиня бросается в Волгу. Ниже приведено краткое содержание по действиям. Действие 1 Из беседы между Кудряшом, Кулигиным, мещанином Шапкиным, а затем Борисом вырисовывается образ города Калинова и нравы его обитателей.

Купец Дикой грубо отчитывает племянника. Борис рассказывает Кулигину, что дядя делает это нарочно, чтобы не отдавать ему часть наследства. Бабушка прописала в наследственной грамоте условие, что он и его сестра получат свои доли, только если будут к дяде почтительны. На набережной Волги появляется семейство Кабановых. Из разговора становится понятно, какие тяжелые царят в семье отношения.

После ухода Кабанихи и Тихона, Варя жалеет Катерину. Та рассказывает о своей вольной жизни в родном доме до замужества. Появляется полусумасшедшая барыня с лакеями, которая пугает девушек и говорит, что красота доведет их до омута. Надвигается гроза и Катерина в испуге просит Варвару быстрее идти домой. Действие 2 Тихон Кабанов уезжает на две недели в Москву, где тут же пускается в разгул, чтобы отдохнуть от тяжелой семейной обстановки.

Перед отъездом Кабаниха мучает его своими наставлениями и контролирует сцену его прощания с женой. Катерину она упрекает в том, что та «не воет по мужу» из-за расставания и вообще неправильно себя ведет, не зная правил приличия. Варвара передает Катерине ключ и рассказывает о возможности свидания с Борисом. Действие 3 Кабаниха беседует сначала со странницей Феклушей, а затем с купцом Диким. Эти эпизоды помогают нам лучше понять ограниченность и поверхностность взглядов жителей Калинова.

Из последующего затем разговора Бориса и Кулигина читатель узнает о том, что за закрытыми дверями внешне благопристойных домов царит насилие и страдания. Главная мораль горожан — чтобы всё было «шито да крыто». Принципа «делать можно всё, но тайно» придерживаются и появляющиеся в следующей сцене Варвара с Кудряшом. Молодого человека совсем не смущает, что он целуется с незамужней девицей.

Чувство долга борется с сердцем, готовность предостеречь, простить, скрыть беду от чужих глаз проявляют все участники драмы. В глазах Катерины — сразу видно, нет мира, в душе «что-то недоброе делается». Красивая, статная и страстная, искренняя, порывистая. Их диалог с Варварой тут же многое проясняет. По мысли режиссёра Семена Спесивцева, история «Грозы» и сегодня может вызвать сильный отклик: «И сегодня есть такие же Кабанихи.

Нравы жителей провинциального города. В вымышленном городке Калинове нашли свое отражение наблюдения Островского за поведением мещан таких приволжских городов как Тверь, Торжок, Кинешма и др. В пьесе описывается их быт и нравы, страхи и предрассудки, типичные разговоры и суждения. Подлинной верой в пьесе обладает только Катерина. Она часто и подолгу молится, с наслаждением ходит в церковь, боится божьего гнева. Вера Кабанихи насквозь фальшива и лицемерна. Она оделяет милостыней нищих, но при этом превращает жизнь своих домашних в ад.

Нет настоящей веры и у барыни, которая всех пугает геенной огненной. Подлинное христианство основано на милосердии к ближнему, а не на ненависти к людям. Власть денег. Вся жизнь в городе подчинена власти денег. Уважаемым считается не добродетельный человек, а тот, у кого больше состояние, даже если оно нажито нечестным трудом. Борис не в силах отказаться от своей доли наследства и подчиняется воле своего деспотичного и жадного дяди. Любовь Екатерины оказывается для него менее ценной, чем призрачная надежда получить часть наследства.

На настоящую любовь способны только такие цельные натуры как Катерина. Она любит безоглядно, без корыстных расчетов и далеко идущих вперед планов. Паре Катерина—Борис противопоставляются отношения между Варварой и Кудряшом. Их чувства поверхностны и неглубоки, они просто приятно проводят вместе время, не теряя холодного рассудка и скептичного взгляда на мир. Проблематика В пьесе поднимается множество важных проблем, сохраняющих актуальность и в наши дни. Основные проблемы: Социальные. Островский изобличает пороки общества: мещанство, бездуховность, стяжательство, ханжество.

Он показывает, как образованные и развитые натуры оказываются чужими в этом мире, не находя применение своим умственным способностям и духовным силам. Главные герои оказываются в ситуации непростого морального выбора. Катерина разрывается между ощущением своей греховности и покаянием. Борис не в силах совершить правильный выбор и пожертвовать материальным благополучием ради любви. Мораль Кабанихи и купца Дикого насквозь пропитана лицемерием. Островский обращается к таким базовым философским категориям, как добро и зло, свобода, счастье, любовь, вера, смысл жизни. Талантливый механик-самоучка Кулигин ищет свое предназначение в изобретениях, которыми он мечтает осчастливить общество.

Катерина пытается найти смысл жизни в любви. Им противопоставляются герои, которые живут исключительно для своего удовольствия Варвара, Кудряш , а также те, кто обретает смысл жизни в том, чтобы властвовать над другими людьми Дикой, Кабаниха. Жанр, композиция Жанр пьесы — социально-бытовая драма. Литературное направление — реализм. Реализм — это направление в литературе, для которого характерно стремление воспроизводить жизнь в ее наиболее типичных проявлениях. Пьеса состоит из 5 действий, каждое из которых разбито на 5—10 явлений. Сюжет строится на классическом любовном треугольнике Тихон— Катерина—Борис.

Анализ композиции произведения: Экспозиция. Начинается пьеса с описания волжского городка Калинова и царящих в нем нравов. К экспозиции можно отнести 1—4 явления первого действия. В завязке отчетливо обозначается конфликт, который имеется между членами семейства Кабановых. Деспотичная мещанка по прозвищу «Кабаниха» изводит своими постоянными упреками сына и невестку. Катерина испытывает жалость к своему безвольному мужу и тоскует о своей бессмысленно проходящей жизни. Варвара не уважает мать, обманывает ее и тайком бегает на свидания.

К завязке относятся 5—9 явления первого действия Развитие действия. Сюжет развивается во 2—3 действии через историю любви между Катериной и Борисом. Самый острый момент в пьесе наступает в момент признания Катерины в измене мужу конец 4-го дейстия. Она это делает прилюдно, в присутствии Кабанихи и спрятавшихся от дождя в галерее людей. Драматичность момента художественно оформляется через ожидание неминуемой грозы. В 5-м действии наступает развязка.

Новости по теме

  • Краткое содержание пьесы Островского Гроза, история создания драмы
  • Искусство понимания драмы Александра Островского «Гроза»
  • «Гроза-шестидесятница»: хрестоматийная пьеса Островского на Качаловском фестивале — Реальное время
  • Очень краткое содержание
  • О произведении

Рекомендуем

  • 160 лет со дня публикации пьесы А.Островского Гроза
  • После «Грозы»
  • Реакция прогрессивных умов на появление пьесы
  • Пересказ очень кратко

"Гроза" Островский А.Н - читать пьесу полностью

это возможность за 10 минут прочитать все произведение и получить ответы на все основные вопросы по сюжету, персонажам и основным действиям. 160 лет исполняется пьесе "Гроза" А. Н. Островского. "Гроза" стала знаковым произведением не только для самого Островского, но и для истории русской драматургии в целом, открыв новые стороны и способы постановки проблемы. Пьесы Островский Александр Николаевич В этом сборнике собраны лучшие образцы творчества именитого драматурга и создателя театральной школы Александра Николаевича Островского: история вынуж.

Гроза краткое содержание

Трагический исход истории здесь предвосхищается с первых же сцен, когда знаменитый монолог Катерины «Отчего люди не летают? То, что она лишилась этой опоры, своей веры, и привело ее к трагическому исходу. Ставить такую пьесу, как «Гроза», когда сюжет всем известен еще со школы, а за всю историю театра уже создано множество разный версий, невероятно сложно. Однако авторам спектакля удалось создать постановку, где важно не что именно случилось, а то, как это произошло. Режиссер предлагает зрителям посмотреть на всю историю с другого ракурса и поразмышлять о том, как важно быть услышанным и внимательным друг к другу, ведь слепая строгость и желание подчинять могут навечно погасить луч света в темном царстве.

Как ей хорошо жилось у родителей и как ужасно сейчас. Жизнь не мила. Сердце беду чует. Варвара успокаивает ее.

Как только Тихон уедет, они что-нибудь придумают. Появляется Барыня. Ее слова страшны и пронзают Катерину в самое сердце. Ей кажется, что все сказанное, адресовано ей. Варвара просит Катерину не принимать близко к сердцу слова сумасшедшей старухи. Тихон вернулся за женой. Запрещено замужним дамам разгуливать в одиночестве. Началась гроза.

Действие 2 Катерина признается Варе, что влюблена в Бориса. Варвара понимает ее состояние и просит успокоиться. Она видит, что парень неравнодушен к девушке, но где им встречаться. Катерина сама пугается своих греховных мыслей. У нее муж, пускай нелюбимый, но они семья. Если совсем жизнь станет в тягость, она лучше в омут с головой. Варвара обещает что-нибудь придумать. Тихон собирается в дорогу.

Мать дает наставления сыну о том, как должна себя вести его жена во время отъезда. Тихон как молитву повторяет ее слова. Все уходят. Катерина вдвоем с Тихоном. Она слезно просит взять ее с собой. Тихон категорически против. Падая на колени, Катерина просит взять с нее клятву, но муж остается непреклонен. Ему нужно время подумать.

Он хочет побыть один. Тихон уезжает. Кабаниха недовольна, что Катерина не поклонилась мужу в ноги, как положено, провожая в дорогу дальнюю. Возмущенная Кабаниха бурчит под нос, что молодежь совсем обнаглела. Нет для них ничего святого. Оставшись одна, Катерина печалится, что у нее нет детей. Мысли в голове девушки одна грустней другой. Она убеждает себя, что дождется мужа.

Варвара, как обещала, решила помочь Катерине организовать встречу с Борисом. Подменив ключ от калитки, она отдает его девушке. Катерина в смятении, но ключ берет. Слишком сильно желание увидеть любимого. Действие 3 Кабаниха с Феклой размышляют о ритме жизни. Обе сходятся во мнении, что Москва не для них. Дикой, изрядно приняв на грудь, проходя мимо, решил остановиться и посудачить с соседями. Между ним и Кабанихой завязалась перепалка.

Островского, филиалом Бахрушинского музея, Мариной Федоровой и старшим научным сотрудником дома-музея Полиной Соколинской: www. У дома Кабановых фрагмент. Эскиз декорации к спектаклю «Гроза».

У Кабанихи вот так, у Тихона по-другому, у Катерины — по-третьему.

Согласно христианскому вероучению, исходная причина страсти — это грех человека. То есть его воля направлена не туда, куда следовало бы. Изначально оно могло обозначать промах при выстреле из лука, но уже во времена античности вобрало в себя и множество переносных значений. Иначе говоря, если сравнить страсти с сорняками, то вырастают они на почве человеческого греха, человек сам виноват в них.

Есть и те существа, которые очень радуются подобным растениям и всячески о них заботятся: удобряют, поливают. Инфернальные существа, а проще сказать, падшие ангелы, то есть бесы. Михаил Михайлович в своей статье упоминает лукавого не как фигуру речи, а совершенно всерьез. Как православный христианин, он убежден в реальности существования бесов и понимает, что они в некоторой степени способны влиять на людей, разжигая в них страсти.

Только влияние это чаще всего хитрое — не напрямую, а через других людей. Например, желание Тихона ни за что не отвечать, желание быть инфантилом подогревает в его матери, Кабанихе, властолюбие. То же и с Диким: страх и угодливость его домашних подогревают в нем гневливость. Собственно, вся «Гроза» — именно о том, как страсти исподволь овладевают людьми, а люди подогревают своими страстями чужие, и возникает то, что сейчас бы мы назвали «кумулятивным эффектом», и кончается это трагически.

Не обязательно именно самоубийством, возможны и другие варианты. Преслабая женщина Вернемся к статье Михаила Михайловича. По его мысли, беда Катерины, которая кончается трагедией — это вовсе не само по себе любовное чувство к Борису. То, что ее губит, он именует сладострастием.

Это парадоксальное упоение страданием, болезненное удовольствие, которое человек находит в осознании своего падения, в предстоящем позоре. Говоря современным языком, это некая разновидность мазохизма, только не в половой сфере, а в эмоциональной. Этот странный вид удовольствия — упоение позором, наслаждение самобичеванием — может не иметь ничего общего с физиологией, это духовное состояние, а не телесное. Тут вновь необходимо пояснение: все страсти вырастают на почве человеческого эго, но сама эта почва бывает разной, она зависит от внутреннего мира человека, от его личных устремлений и уязвимостей его души.

Если у грубияна Дикого страсти вырастают из присущих ему агрессивности и жадности, у Кабанихи — из ее властолюбия и узости мышления, то у Катерины, напротив, из свойственных ей высоких романтических порывов. Да, упомянутый Достоевским лукавый может завлечь человека в свою игру через то, что в нашем культурном мире принято считать чем-то прекрасно-безобидным: свобода чувств, тяга к тому, что кажется чище, ярче неприглядной и несвободной обыденности. С детства Катерина наслушалась всяческих благочестивых странниц, прониклась множеством суеверий, усвоила стереотипы своего окружения, а еще добавим поэтичность ее натуры, способность ощущать красоту в самых заурядных вещах — и в результате у нее сформировалась совершенно фантазийная картина мира. Романтического мира, где все то и дело превращаются в зрителей и соучастников драмы, сценарий которой пишется ею самой: вот они наблюдают за охватившей ее любовью, а вот уже казнят за падение.

Катерина словно бы главная героиня на сцене, к которой приковано внимание сотен и тысяч глаз, и одновременно со стороны, как автор пьесы, наблюдает за происходящим и реакцией окружающих, упиваясь то картиной высочайшего полета, то картиной нижайшего падения. Собственно, драма в том и заключается, что такая картина мира не выдерживает давления обстоятельств, трескается, и жестокая внешняя реальность вторгается внутрь души Катерины. Причем оказывается, что никакой защиты у нее нет. Оказывается, что она фатально одинока: вокруг нее нет ни одного человека, кто мог бы хотя бы понять ее и пожалеть, не то что помочь.

В самом деле, кто? Вялый, ни на что не способный Борис, более всего переживающий за свой душевный комфорт? Интриганка Варвара, которой Катерина изначально доверилась и благодаря которой вся ее трагическая история и завертелась? Муж Тихон, которому главное — угодить суровой и въедливой маменьке?

И более того, при всей своей пылкой религиозности Катерина и на Бога надеяться не может, потому что представляет Его как сурового судию, всегда готового покарать, но не способного прощать; это не Бог-любовь Евангелия, а по сути еще один персонаж ее авторской пьесы, которому, как и многим другим в ней, отведена роль палача. С ее точки зрения, совершенный грех полностью закрывает ей возможность обратиться к Богу. Она нисколько не уповает на Его милосердие, потому что, с ее точки зрения, милосердие следует заслужить, а она — не заслужила. Достоевский замечает, что в таком мировосприятии не внешние обстоятельства виноваты, а сам склад личности Катерины.

Только он не вне их: они носят его в собственном сердце». И далее: «Будь она окружена самыми добрыми людьми, она, совершив свой грех, точно так же казнилась бы и тосковала. Не было бы, может быть, самоубийства, но жизнь ее все-таки была бы разбита». Проблемы Катерины усугубляются: после преждевременного возвращения Тихона из Москвы она трепещет, ожидая разоблачения.

Она убеждена, что совершила чудовищное преступление. И чем сильнее она осознаёт, что совершила, тем сильнее ей хочется с головой погрузиться в заслуженный как ей кажется позор. Сознание греха не давало ей покоя. Не доставало только капли, чтоб переполнить полную чашу.

Но лишь только капнула эта капля, и казнь ее началась». Что же это за капля? На мой взгляд, это встреча с персонажем второго плана, сумасшедшей барыней. Посмотрим, что произошло: «Барыня: Что прячешься?

Нечего прятаться! Видно, боишься: умирать-то не хочется! Пожить хочется! Как не хотеться!

А ты молись Богу, чтоб отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь, людей соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте-то своей. Много, много народу в грех введешь!

Вертопрахи на поединки выходят, шпагами колют друг друга. Старики старые, благочестивые об смерти забывают, соблазняются на красоту-то! А кто отвечать будет? За все тебе отвечать придется.

В омут лучше с красотой-то! Да скорей, скорей! Катерина прячется. Куда прячешься, глупая?

От Бога-то не уйдешь! Все в огне гореть будете в неугасимом! Как воспринимает впечатлительная, наивная Катерина сумасшедшую барыню?

История создания

  • «Гроза как формула современной России»: зачем сегодня читать Островского?
  • «Гроза» как столкновение двух миров
  • ⛈️ Гроза · Краткое содержание по действиям
  • Гроза краткое содержание

Искусство понимания драмы Александра Островского «Гроза»

В разговоре с мамой он слабый, говорит с ней, чуть не плача. Но, встречаясь со своей женой, сын Кабанихи вымещает зло на Катерине и заигрывает с Глашей. Кстати, флирт с прислугой — это режиссерская задумка, которая придает Тихону Иванычу новые черты: лицемерие и распущенность. Сестра Тихона Варвара — полная противоположность своего брата. Ее натуре свойственны инициативность, шутливость, озорство и страсть ко всему новому.

Зоя Соловьева , исполнившая эту роль, придала ей особенный шарм. В своих движениях актриса напоминает лису: начинает действовать тихо, с осторожностью, а с развитием действия становится все раскрепощеннее. Особенно это заметно в сцене с Борисом. Закрыв лицо платком, героиня распугала всех парней, чтобы остаться с племянником Дикого наедине и сообщить ему о тайне...

Савела Дикого в постановке сыграл заслуженный артист России Николай Дубаков. При добродушной внешности актера, его купец с характером самодура получился суровым, неприступным. Каждое его слово было тяжелым, своим характером он подавил почти весь город. Дикой не просто ходит по сцене, он «наступает» на своего собеседника, а вместе с ними и на зрителя, что позволяет сидящему в зале примерить на себя роль жертвы Савела Прокофьевича.

С искрами из глаз в этом спектакле появляется Кабаниха. Ее нравоучения напоминают пилу и отбойный молоток. Марфа Игнатьевна вполне соответствует образу женщины-скандала. Актриса Татьяна Фролова очень убедительна в этой роли.

Эта героиня, живущая по старым канонам, не желает ничего слушать, и в общении говорит только она. Образ актера Сергея Дубянского — холеричный мечтатель Кулигин. Этот персонаж чуть ли не рвет на себе рубаху, чтобы донести до людей мысль о пользе технического прогресса. Если в пьесе его просто не слушали и не воспринимали всерьез, то в спектакле за наставления ему пришлось сурово поплатиться.

При такой экспрессивной роли чувствуется, с какой бережностью и любовью артист относится к своему герою. Это видно по тому, как артист придал персонажу черту детскости: в постановке Кулигин напоминает обиженного ребенка. Он рассказывает о вечном двигателе. В устремленном взгляде Кулигина горят надежда и вера в добро, но и это вскоре потухнет...

Купить билет О спектакле Танцкласс с балетными станками. Увидев нашу декорацию, невозможно догадаться, что это пьеса «Гроза», которую проходят в школе. Самую знаменитую драму А. Островского про изменившую мужу жену Константин Райкин ставит балаганным хулиганским способом, где смешаны жанры, времена, языки, даже конфессии.

Здесь много музыки: от фольклорных русских и церковных песнопений до английских, французских текстов, джазовых и роковых композиций, западных шлягеров, и опять возврат к самому традиционному и малоизвестному широкой публике русскому фольклору. Музыкальный и танцевальный диапазон фактически «без берегов».

Однако авторам спектакля удалось создать постановку, где важно не что именно случилось, а то, как это произошло. Режиссер предлагает зрителям посмотреть на всю историю с другого ракурса и поразмышлять о том, как важно быть услышанным и внимательным друг к другу, ведь слепая строгость и желание подчинять могут навечно погасить луч света в темном царстве. Она не бытовая, в ней есть элемент условности, фантасмагории. Мне кажется, эта пьеса может играться и как театр абсурда, и как фантастический реализм.

Для меня в «Грозе» главная тема — искушение как способ уйти от болезненной реальности.

Окончив «Грозу» 9 октября, он 14 октября уже отправил её в цензуру в Петербург. Рукопись хранится в Российской государственной библиотеке. С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя. В рукописи пьесы, рядом со знаменитым монологом Катерины: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…», есть запись Островского: «Слышал от Л. Мужем актрисы был артист Малого театра И. А Александр Николаевич сожительствовал с простолюдинкой Агафьей Ивановной, у них были общие дети все они умерли в раннем возрасте. С Агафьей Ивановной Островский прожил без малого двадцать лет [4] [5].

«Гроза» Островского: прощай, луч света в темном царстве

Пьеса "Гроза" с момента появления занимает одно из главных мест в творческом наследии ского. Что и происходит с пьесами Островского уже более 160 лет. Статья посвящена драме Островского «Гроза». Статья посвящена драме Островского «Гроза».

Английский перевод «Грозы»: в Калининграде показали современную интерпретацию пьесы Островского

Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется. А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то! Долго ли в беду попасть!

А там и плачься всю жизнь, мучайся; неволя-то еще горчее покажется. А горька неволя, ох, как горька! Кто от нее не плачет!

А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь! Живу, маюсь, просвету себе не вижу.

Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже. А теперь еще этот грех-то на меня.

Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны. Катерина; жена Тихона Кабанова А вот умные люди замечают, что у нас и время-то короче становится.

Бывало, лето и зима-то тянутся-тянутся, не дождешься, когда кончатся; а нынче и не увидишь, как пролетят. Дни-то и часы все те же как будто остались, а время-то, за наши грехи, все короче и короче делается. Вот, что умные-то люди говорят.

Феклуша; странница Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю.

Это видно по тому, как артист придал персонажу черту детскости: в постановке Кулигин напоминает обиженного ребенка. Он рассказывает о вечном двигателе. В устремленном взгляде Кулигина горят надежда и вера в добро, но и это вскоре потухнет...

Когда его оскорбляют, он уходит, топая и делая широкие шаги, как мальчишка, огорченный несправедливостью взрослых. Актер Глеб Ворошилов , сыгравший в «Грозе» Кудряша, будто вышел со страниц пьесы, чтобы показаться зрителю иркутского театра. Решительный, смелый и целеустремленный рубаха-парень, который способен противостоять старым укладам жизни.

Глаша, роль которой исполнила артистка Кристина Разумова , разительно отличается от героини в пьесе. В постановке это юная прислуга-кокетка, которой льстит внимание Тихона Кабанова. Красота дивная!

Простота героини граничит с угодливостью. Феклуша своим поведением и характером символизирует человеческое невежество и ханжество. Она признает только свою культуру, а иную категорически отвергает и считает неправильной.

Говорит о вере в Бога, но сама прогоняет нищих. Роль актрисы Эммы Алексеевой — сумасшедшая барыня, настоящая гроза постановки и символ возмездия. Артистка была настолько убедительна, что от нее веяло жаром, будто ее героиню лихорадило при виде молодых людей.

С самого начала спектакля находишься в предчувствии страшного финала. И не потому, что заранее знаешь, чем закончится постановка, а потому, что была создана подходящая атмосфера. Все, от декораций до игры актеров, говорило о неизбежной участи.

Но, несмотря на трагичность истории, в ней было много современного юмора. Это настоящий триллер, где есть напряжение, мучительное ожидание и присутствие невидимого, сверхъестественного. Примечательно, что «Гроза» — дипломный спектакль выпускников института имени Б.

На протяжении двух с половиной лет постановка с успехом идет на Камерной сцене Иркутского академического театра. Щукинцы профессионально создают настроение зрителей, подталкивают их к сочувствию, убедительно раскрывают вечные проблемы общества. Это под силу только актерам с большим потенциалом, которые чувствуют тонкости жизни.

Что и происходит с пьесами Островского уже более 160 лет. Потому что могут меняться технологии, общественный строй и жизненный уклад, но сам человек, отвечающий себе на вечные вопросы бытия, вполне инертен. А вопросы потому и называются вечными, что ответы на них найдут еще не скоро.

Марфа Игнатьевна Кабанова «Кабаниха» , богатая купчиха, вдова. Тихон Иваныч Кабанов, сын Марфы Кабановой.

Катерина, главная героиня, жена Тихона Кабанова. Варвара, сестра Тихона. Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле. Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дикого. Шапкин, мещанин. Глаша, девка в доме Кабанихи.

Гроза. Пьесы

Иллюстрация 5-го действия драмы “Гроза” Островского А.Н. ский “Гроза”. Одну из самых известных пьес Александра Островского «Гроза» в Театре Наций (2017) поставил режиссер-лауреат театральной премии «Золотая маска», художественный руководитель Театра имени Федора Волкова в Ярославле Евгений Марчелли. Прочитав пьесу Александра Островского "гроза" я понял, что она очень поучительная.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий