Исходя из физической сущности водоизмещения и дедвейта судна, было предположено, что между ними существует тесная взаимосвязь. дедвейт - масса всех переменных грузов на судне, которые не относятся к водоизмещению порожнем. Что такое водоизмещение корабля и как оно рассчитывается: понятие, формула, примеры. Вопрос-ответ Что такое водоизмещение судна?
Водоизмещение судна что это простыми словами кратко
Объем воды, который занимает корпус судна, определяет водоизмещение. Понятие водоизмещения включает в себя массу самого корабля, пассажиров, грузов и всех систем, установленных на судне. Известные формулы и методы могут быть использованы для рассчета водоизмещения судна. Один из популярных методов — архимедов принцип. Этот принцип состоит в том, что вес воды, вытесненной погруженным объектом, равен весу самого объекта.
Масса этого количества воды равна массе всего корабля, независимо от его размера, материала и формы.
Различают объемное и массовое водоизмещение. По… … Википедия водоизмещение — масса корабля судна равная массе вытесненной им воды при нахождении на плаву без хода. Различают водоизмещение полное, наибольшее, нормальное, стандартное и порожнём. Для подводных лодок различают надводное и подводное водоизмещение.
Для того чтобы получить ответ на этот вопрос, обратимся к морским понятиям. Терминология Водоизмещение — это объём вытесненной кораблём воды. Вес этой жидкости является весом судна.
Поэтому водоизмещение, обычно, измеряется в весовых единицах — тоннах, а не в единицах объёма — литрах и галлонах. Вес корабля — непостоянная величина, изменяющаяся в зависимости от расхода топлива и грузовой нагрузки корабля. Потому водоизмещение судна подразделяется на «в полном грузе» и спусковое. Рассмотрим каждый из вариантов. Что такое водоизмещение «в полном грузе»? Это вес корабля при полной загрузке.
Как понимать такое выражение? Корабль в 6 тыс. Почему однако нужно знать, сколько воды вытесняет судно?
ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ
В расчётах, связанных с нагрузкой судна, различают следующие основные случаи: водоизмещение порожнего судна — масса готового к плаванию судна с машинами и механизмами в рабочем состоянии; полное водоизмещение — сумма водоизмещения порожнего судна и дедвейта; водоизмещение при частичной нагрузке например, водоизмещение при отсутствии пассажиров, но с полными запасами и командой или полное водоизмещение, но с минимальными запасами топлива, смазки и снабжения. Для кораблей рассматриваются также стандартное водоизмещение водоизмещение порожнего судна плюс экипаж, боеприпасы и провизия и нормальное водоизмещение сумма стандартного водоизмещения и половинного запаса топлива, воды и смазочных материалов. Водоизмещение — одна из основных характеристик судна. По значению полного водоизмещения определяют размеры судна, его величина влияет на форму корпуса.
В данном случае речь идёт об объёме, который корабль вытесняет из под себя.
Чем судно больше, тем выше водоизмещение. Такая конструкция используется для достижения максимальной степени остойчивости. Иными словами, яхты водоизмещающего типа обладают преимущественной защитой от опрокидывания. Они способны выдерживать достаточно большие нагрузки, плохую погоду и даже шторм.
Водоизмещающие лодки и корабли не способны выходить на глиссирование, а значит, о скоростных способностях говорить не приходится. Этот недостаток с лихвой компенсирует малый расход топлива. Очень часто водоизмещающие модели покупают именно из-за их экономичности. Они отлично подходят для длительных путешествий, не требуют ночной швартовки, позволяют иметь большие запасы воды и провианта.
Буйком называется специальный поплавок больших размеров, который устанавливается на поверхности водоема. Для устойчивости буек крепится с помощью якоря или иного груза, опускаемого на дно. Водоизмещением называется объем воды, который вытесняется при погружении судна на водную поверхность.
Буйком называется специальный поплавок больших размеров, который устанавливается на поверхности водоема. Для устойчивости буек крепится с помощью якоря или иного груза, опускаемого на дно. Водоизмещением называется объем воды, который вытесняется при погружении судна на водную поверхность.
Водоизмещение судна что это простыми словами кратко
Его популярность можно сравнивать разве что с популярностью словаря Ожегова. Словарь был подготовлен в рамках реализации государственного заказа на унификацию норм русского литературного языка, испытавшего серьезные изменения в начале прошлого столетия. Всего словарь содержит 4 тома, в которых представлено более 90 тысяч словарных статей. В работе над составлением словаря принимали участие крупные ученые того времени. Словарь рассчитан на читателей практически всех возрастов. Словарь соенных терминов водоизмещение количество воды, вытесненной кораблём судном на плаву. Различают объёмное В. Измеряется соответственно в кубических метрах и тоннах.
У ПЛ различают В. О словаре В словаре военных терминов, составленном специалистами Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, содержится более тысячи словарных статей. Основная цель издания — формирование у читателя целостного понимания соответствующей терминологии. Словарные статьи составлены на основе анализа военной документации, уставной российской и зарубежной документации по материалам открытой печати. Издание будет интересно курсантам военных вузов, знакомящимся с терминологией военного дела, а также специалистам в области обороны, безопасности, строительства ВС РФ, иных силовых министерств и ведомств.
Как измерить водоизмещение судна?
Прямое измерение водоизмещения обычно осуществляется с помощью специальных устройств, называемых приливометрами. Приливомеры позволяют определить величину прилива, вызванного погружением судна, и затем рассчитать водоизмещение по этим данным. Метод Описание Метод предварительного замера Судно замеряют до погружения, а затем замеряют его вес после полного погружения. Разница между этими значениями и будет водоизмещением судна. Метод измерения архимедовой силы Судно погружают в специальный бассейн с водой и измеряют силу, с которой вода поднимается в бассейне. С помощью формулы Архимеда можно рассчитать объем воды, вытесненный судном, и тем самым его водоизмещение.
Метод измерения поршня Судно помещают в плавучую док-станцию с поршнем. Поршень заполняют водой, пока судно полностью не погрузится. Затем измеряют объем воды, который вытеснил поршень. Этот объем будет равен водоизмещению судна. Также водоизмещение можно рассчитать с помощью специальных математических формул, учитывающих параметры судна, такие как его площадь днища, обводы и глубина. Измерение водоизмещения является важным для различных целей, включая определение грузоподъемности и расчет потребления топлива.
Правильное измерение водоизмещения позволяет обеспечить безопасность и эффективность работы судна во время его эксплуатации. Во-первых, судно плавает благодаря принципу Архимеда.
Водоизмещение порожнего судна Водоизмещение порожнем — сумму всех масс, из которых слагается масса построенного судна с оборудованием, механизмами и устройствами, а также массы тех частей жидких грузов, которые находятся в котлах, механизмах и трубопроводах подготовленной к запуску энергетической установки, массы остатков жидких грузов, которые не могут быть удалены из цистерн при откачке т. Полное Водоизмещение — сумма Водоизмещения порожнего судна и дедвейта.
Объёмное водоизмещение : водоизмещение, равное объёму подводной части корабля до ватерлинии. Массовое водоизмещение : водоизмещение, равное массе корабля. Стандартное водоизмещение standard displacement : водоизмещение полностью укомплектованного корабля с экипажем, но без запасов топлива, смазочных материалов и питьевой воды в цистернах. Нормальное водоизмещение normal displacement : водоизмещение, равное стандартному водоизмещению плюс половинный запас топлива, смазочных материалов и питьевой воды в цистернах. Полное водоизмещение loaded displacement, full load displacement, designated displacement : водоизмещение, равное стандартному водоизмещению плюс полные запасы топлива, смазочных материалов, питьевой воды в цистернах, груза. Наибольшее водоизмещение : водоизмещение, равное стандартному водоизмещению плюс максимальные запасы топлива, смазочных материалов, питьевой воды в цистернах, грузов. Подводное водоизмещение : водоизмещение подводной лодки батискафа и иных подводных судов в подводном положении. Превышает надводное водоизмещение на массу воды, принимаемой при погружении в цистерны главного балласта. Надводное водоизмещение : водоизмещение подводной лодки и иных подводных судов в положении на поверхности воды до погружения либо после всплытия. Примеры употребления слова водоизмещение в литературе. Место двигателей внутреннего сгорания и электрогенераторов займут бочки водоизмещением 200 литров, каждая из которых четверть века сможет автономно питать энергией целый микрорайон. Два другие были беспалубными кораблями вполовину меньшего водоизмещения. Адмирал Дениц и его штаб в мае 1942 года считали, что Англии можно нанести поражение, если в месяц топить в среднем суда общим водоизмещением 700 тыс. Корабль наш, великолепный парусник водоизмещением около четырехсот тонн, построенный в Бомбее из малабарского тикового дерева и обшитый медью, имел на борту хлопок и хлопковое масло с Лаккадивских островов, а также копру, пальмовый сахар, топленое масло из молока буйволиц, кокосовые орехи и несколько ящиков опиума. Стоимость миллиончиков триста, девяносто самолетов, водоизмещение сорок пять тысяч. Русские миноноски, послужившие образцом для иностранных флотов, имели водоизмещение около 28 тонн, длину 71 фут, скорость хода 15 узлов. Обогнув юго-восточный мыс Оаху, Стандарт-Айленд из-за своего огромного водоизмещения вынужден остановиться в десяти кабельтовых от берега. Транспорт водоизмещением около шести тысяч тонн, быстроходная десантная баржа, три сторожевых катера. Они строили только что изобретенные талантливыми португальскими судостроителями каравеллы -- легкие высокобортные трехмачтовые парусные суда водоизмещением до 300 тонн, взамен устаревших итальянских неповоротливых нефов и двухмачтовых бригов. При этом я дал гарантию, что отстаиваемая Деницем флотская программа будет выполняться: вместо ежемесячного выпуска двадцати небольших подводных лодок с общим водоизмещением 16 тыс. Как оказалось, идя последними в строю, они обнаружили к зюйду от мыса Лангбунес, на дистанции семь-восемь кабельтовых, немецкий танкер водоизмещением 800-- 900 тонн и дрифтер. Водоизмещение судна известно господину профессору, а следовательно, и кубатура полезного воздуха. Груженое судно водоизмещением в десять тысяч тонн накренилось и стало погружаться в воду. Водоизмещение судна равнялось 282 т, длина -- 30, ширина -- 7,6 и осадка -- 3,5 м. Водоизмещение у плавсредства такое, что будешь залазить, точно перевернешь, снасти утопишь. Что такое водоизмещение? Для того чтобы получить ответ на этот вопрос, обратимся к морским понятиям. Терминология Водоизмещение - это объём вытесненной кораблём воды.
Тоннаж, Водоизмещение, Дедвейт, Портовые сборы
ответ на этот и другие вопросы получите онлайн на сайте Смотреть что такое «Нормальное водоизмещение» в других словарях: Водоизмещение — корабля (судна) количество воды, вытесненной подводной частью корпуса корабля (судна). Различают массовое водоизмещение, равное массе судна, т. е. массе воды, помещающейся в объеме подводной части судна, и объемное водоизмещение (объем судна ниже ватерлинии). Водоизмещение Водоизмещение (Displacement) – фактически полный вес судна (в основном без полезной нагрузки). Коэффициент водоизмещения судна Коэффициент водоизмещения или коэффициент полноты водоизмещения — это отношение объема воды, вытесняемого судном, к его полному объему. Водоизмещение — количество воды, вытесненной кораблём (судном) на плаву. Различают объёмное В. (объём подводной части корабля ниже ватерлинии) и массовое В., равное (по закону Архимеда) массе корабля (судна).
Эй! Моряк, почитай и это:
- Навигация по записям
- Что такое водоизмещение и коэффициент полноты судна? - Моряк
- Отличия глиссирующих яхт от водоизмещающих
- Водоизмещение | это... Что такое Водоизмещение?
- Чистая вместимость судна и дедвейт. Водоизмещение
Как измерить водоизмещение — все, что вам нужно знать о способах и единицах измерения!
Наиболее характерными для маломерного судна эксплуатационными качествами являются: пассажировместимость, грузоподъемность,, водоизмещение и скорость. ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ, количество воды, вытесненной плавающим судном; характеристика размеров судна. Смотреть что такое «ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ судна» в других словарях. Коэффициент водоизмещения судна Коэффициент водоизмещения или коэффициент полноты водоизмещения — это отношение объема воды, вытесняемого судном, к его полному объему. Водоизмещение судна является важной характеристикой, которая указывает на вес воды, вытесненной судном во время плавания. Что такое водоизмещение судов?
§ 7. Весовые и объемные измерители судна
ТОП советских лодок для рыбалки, которые популярны и сегодня Все корабли, катера и лодки обладают особыми характеристиками, определяющимися их классификацией, размерами и весом. Важные из них — это водоизмещение и дедвейт. Эти термины часто упоминаются, но не все понимают их сущность. Давайте рассмотрим, что такое водоизмещение и дедвейт, изучим способы их вычисления и найдем отличия между ними. Что такое дедвейт водоизмещение?
Дедвейт или «мертвый вес» — это общий вес груза на корабле. Это включает в себя топливо, смазочные материалы, запасы воды, экипаж, пищевые припасы, пассажиров с их вещами и перевозимые товары. Дедвейт вычисляется путем вычета веса пустого корабля из его полного водоизмещения. DWAT указывает на максимально возможный груз до достижения наибольшей осадки судна, в то время как DWCC учитывает также экипаж, запасы и дополнительное, съемное оборудование.
Различают объёмное водоизмещение непроницаемый объём подводной части судна, равный объёму вытесняемой воды и массовое весовое водоизмещение, равное массе весу вытесняемой воды. Объёмное водоизмещение рассчитывают по теоретическому чертежу судна; его значение зависит от осадки судна и меняется в зависимости от плотности воды например, при переходе судна из морской воды в речную, т. Массовое весовое водоизмещение определяют как сумму масс весов отдельных элементов судна и находящихся на нём грузов, включая судовые запасы, балласт и др. В расчётах, связанных с нагрузкой судна, различают следующие основные случаи: водоизмещение порожнего судна — масса готового к плаванию судна с машинами и механизмами в рабочем состоянии; полное водоизмещение — сумма водоизмещения порожнего судна и дедвейта; водоизмещение при частичной нагрузке например, водоизмещение при отсутствии пассажиров, но с полными запасами и командой или полное водоизмещение, но с минимальными запасами топлива, смазки и снабжения.
Увеличение скорости при повороте и. Поэтому никогда не делайте резких поворотов при движении судна на большой скорости. Происходит это от дополнительной подъемной силы, возникающей на корпусе при боковом смещении в связи с глиссирующими обводами. Одновременно с этим происходит скольжение под действием центробежной силы во внешнюю сторону, отчего у глиссирующих судов по сравнению с водоизмещающими судами циркуляция несколько больше. Названные элементы циркуляции зависят от водоизмещения судна и характера размещения груза по его длине, а также от скорости хода. На малой скорости диаметр циркуляции меньше. Ходкость - это способность судна двигаться с определенной скоростью при заданной мощности двигателя, преодолевая при этом силы сопротивления движению. Движение судна возможно только при наличии определенной силы, которая способна преодолеть сопротивление воды - упор. При постоянной скорости величина упора равна величине сопротивления воды.
Это уравнение показывает, что с увеличением скорости возрастает и сопротивление воды. Однако эта зависимость имеет различный физический смысл и характер для водоизмещающих судов и глиссирующих. Когда скорость этого судна превышает указанную величину, начинают образовываться волны и к двум сопротивлениям добавляется третье - волновое. Волновое сопротивление резко возрастает с увеличением скорости. Однако, при дальнейшем увеличении скорости судно получает значительный дифферент на корму и его нос поднимается. Этот режим движения носит название переходной от водоизмещающего к глиссирующему. Характерным признаком начала глиссирования служит самопроизвольное увеличение скорости судна. Это явление вызвано тем, что после подъема носовой части общее сопротивление воды судну снижается, оно как бы "подвсплывает" и наращивает скорость при неизменной мощности. При глиссировании возникает еще один вид сопротивления воды - брызговое, а волновое сопротивление и сопротивление формы резко снижаются и их величины практически сводятся к нулю.
Таким образом на ходкость судна влияют четыре вида сопротивления: сопротивление трения - зависит от площади смоченной поверхности судна, от качества ее обработки и степени обрастания водорослями, моллюсками и т. Вывод: 1. Наименьшее сопротивление воды испытывают водоизмещающие суда с узким корпусом, круглоскулыми обводами и заостренными носовыми и кормовыми оконечностями. У глиссирующих судов, при отсутствии волнения, широкий плоскодонный корпус с транцевой кормой обеспечивает наименьшее сопротивление воды при наибольшей гидродинамической подъемной силе. Более мореходные глиссирующие суда с килеватым или полукилеватым корпусом. Повышение скорости этих судов достигается продольными реданами и скуловыми брызгоотбойниками. Очень важным маневренным качеством судна является его инерция. Ее обычно принято оценивать длинами тормозного пути, выбега и пути разгона, а также их продолжительностью. Расстояние, которое проходит судно за промежуток времени от момента переключения двигателя с полного хода вперед на задний ход до момента окончательной остановки судна, называется тормозным путем.
Это расстояние обычно выражается в метрах, реже — в длинах судна. Расстояние, проходимое судном за промежуток времени от момента остановки двигателя, работающего на передний ход, до полной остановки судна под действием силы сопротивления воды, называется выбегом. Расстояние, которое проходит судно с момента включения двигателя на передний ход до момента приобретения полной скорости при заданном режиме работы двигателя, называется путем разгона. Точное знание водителем указанных выше качеств своего судна в большой степени обеспечивает безопасность маневрирования в узкостях и на рейдах со стесненными условиями плавания. Моторные суда не имеют тормозов, поэтому для погашения инерции им зачастую требуется значительно больше расстояния и времени, чем, скажем, автомобилю.
Водоизмещение яхты при полной нагрузке равно 1000 тонн. Количество вытесняемой судном воды, характеризующее его размеры. Корабль водоизмещением в 25 000 тонн. Судно водоизмещением в десять тысяч тонн.
Основы теории судна. Эксплуатационные, мореходные и маневренные качества
Вопрос-ответ Что такое водоизмещение судна? Смотреть что такое «ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ судна» в других словарях. это важный параметр, который оценивается при проектировании и строительстве судов.
Что такое водоизмещение корабля?
Однако, в то же время, более тяжелое судно может иметь более высокую максимальную скорость. Кроме того, водоизмещение связано с погружением части судна под воду, что также влияет на его скорость. При повышении водоизмещения, судно будет опускаться все ниже и ниже под воду, что может привести к увеличению сопротивления воды и, как следствие, уменьшению скорости движения. Чтобы повысить скорость судна, специалисты могут изменять его форму, уменьшать водоизмещение, применять полы со слабым сопротивлением или устанавливать винты с большим диаметром. Влияние водоизмещения на грузоподъемность Грузоподъемность — это максимальная масса груза, которую судно может перевозить без потери своих эксплуатационных качеств. Эта характеристика напрямую связана с водоизмещением судна. Чем больше водоизмещение судна, тем меньше грузоподъемность. Это связано с тем, что водоизмещение определяет максимальную массу, которую может вытеснить судно при плавании. Если груза на борту будет больше, то судно не сможет вытеснить воду равной массы и начнет тонуть.
С другой стороны, если уменьшить водоизмещение судна, то грузоподъемность увеличится. Но уменьшение водоизмещения может нести риски, так как судно может стать менее устойчивым и его движение на волне может быть небезопасным. Таким образом, для достижения оптимальной грузоподъемности судна необходимо подобрать оптимальное водоизмещение, которое обеспечит не только безопасность при плавании, но и максимально возможную массу груза. Для удобства определения грузоподъемности и подбора водоизмещения используются специальные таблицы и кривые водоизмещения. Как правильно рассчитать водоизмещение судна Рассчитать водоизмещение судна — важный этап в проектировании и эксплуатации судна. Это параметр означает, какое количество воды должно быть смещено судном, чтобы оно могло плавать на определенной глубине. Водоизмещение зависит от веса корпуса, экипажа, груза и других конструктивных особенностей. Существует несколько способов для расчета водоизмещения судна.
Один из них — это формула Архимеда, которая основана на законе Архимеда. Эта формула гласит, что водоизмещение судна равно весу жидкости, которую судно смещает, то есть воды. Чтобы рассчитать водоизмещение способом Архимеда, необходимо установить плотность воды, определить объем судна и умножить его на плотность.
На основании исследования характеристик 45 судов, включающих танкеры, газовозы, транспортные суда, приёмно-транспортные рефрижераторы, и 36 судов промыслового флота выполнен анализ взаимосвязи дедвейта и водоизмещения.
Для определения их взаимозависимости была использована компьютерная программа Advanced Grapher, позволяющая устанавливать взаимосвязь двух параметров по семи видам функций: линейной, гиперболической, логарифмическая, степенной, экспоненциальной, показательной, полиномиальной. Все суда были разделены на четыре группы: танкеры и газовозы, суда транспортного флота сухогрузы, теплоходы, лесовозы, контейнеровозы , приёмно-т...
Разновидности Различают объёмное и массовое водоизмещение [2]. Объёмное водоизмещение численно эквивалентно всему объёму подводной части корпуса ниже ватерлинии , включая все выступающие части рулевую группу, лопасти гребных винтов, кронштейны и т. Массовое водоизмещение равно полной массе всего судна, включая судовые запасы и балласт [2]. При постоянном массовом водоизмещении объёмное может варьироваться в зависимости от плотности воды например, при переходе судна из пресного водоёма в солёный с морской водой [2]. По состоянию нагрузки корабля различают стандартное, нормальное, полное, наибольшее, порожнее водоизмещение: Стандартное водоизмещение standard displacement : водоизмещение полностью укомплектованного корабля судна с экипажем, но без запасов топлива, смазочных материалов и питьевой воды в цистернах. Нормальное водоизмещение normal displacement : водоизмещение, равное стандартному водоизмещению плюс половинный запас топлива, смазочных материалов и питьевой воды в цистернах.
Вторая схема. Портовые сборы взимаются местными городскими, муниципальными, районными органами власти в местный бюджет. В этом случае местные власти самостоятельно определяют уровень взимаемых сборов, направления и порядок их расходования, неся всю ответственность за функционирование порта. Эта схема реализована в порту Гамбург, в некоторых портах Португалии и Дании. Третья схема. Какой-либо портовый сбор взимается в пользу общенационального фонда или общенациональной организации. Такой подход реализован в Англии в отношении маячного сбора, перечисляемого в специальный фонд, из которого происходит финансирование маяков и других систем, обеспечивающих безопасность мореплавания вдоль побережья Англии и на подходах к портам; в США - в отношении сбора с грузов, направляемого в федеральный фонд, из которого финансируются дноуглубительные работы и навигационное обеспечение на подходах к портам. Четвёртая схема. Портовые сборы взимаются государством в государственный бюджет. При этом доход от сбора фиксируется отдельной строкой в доходной части бюджета. В его расходной части отдельной строкой выделяются расходы, связанные с обеспечением функций работ , для финансирования которых взимается сбор. В случае превышения расходов над доходами государство компенсирует недостающую часть из других источников. Такая схема реализована в Финляндии по фарватерному сбору и лоцманскому сбору за внепортовую проводку судов, в Дании - по ледокольному сбору. Сборы в морских портах взимаются с судовладельцев сборы судовые и грузовладельцев для покрытия затрат на строительство, реконструкцию, эксплуатацию гидротехнических и навигационных сооружений портов и подходных к ним путей, а также за выполнение работ и услуг лоцманская проводка, швартовые операции, снабжение водой, грузовые операции, обслуживание агентствами и др. Во многих странах мира различия в форме собственности и управления портами и причалами государственные, муниципальные, частные определяют разнообразие сборов, которые отличаются в портах одной страны, а иногда у разных причалов в одном и том же порту. Основные виды сборов в морских портах: корабельный, маячный, тоннажный, доковый, якорный, канальный, причальный, лоцманский, речной, буксирный, таможенный, санитарный, грузовой. По принадлежности сборы подразделяются на государственные и местные. Государственные сборы взимаются на единых условиях и по единым тарифам во всех портах одного государства например, маячный сбор в Великобритании, ледовый сбор в Финляндии. Местные сборы устанавливаются муниципалитетами, администрацией портов, палатами судоходств, частными компаниями. Сборы, взимаемые с судовладельцев, могут быть обязательными и необязательными. К обязательным относятся сборы, взимаемые за заход судна в порт вне зависимости от того, были заказаны судном какие-либо услуги или нет. Необязательные взимаются только при оказании судну конкретных услуг. Сборы с судов устанавливаются с вместимости судна, его линейных параметров В большинстве портов начисление судовых сборов осуществляется с учётом нескольких признаков. В зависимости от частоты заходов в один и тот же порт суда линейного и регулярного плавания при уплате сборов пользуются льготами. В бывшем СССР и других странах бывшего социалистического лагеря, где морские порты принадлежат государству, сборы унифицированы, число их было ограничено. В портах СССР к обязательным судовым сборам относились: корабельный и канальный. Корабельный сбор взимался по чистой регистровой вместимости судна при каждом входе судна в порт и выходе из него. Ставки сбора были дифференцированы по бассейнам и портам. Канальный сбор начислялся по чистой регистровой вместимости судов, проходящих транзитными и подходными к порту фарватерами, и каналами. Кроме указанных сборов, взималась плата за фактические услуги, выполняемые по заявкам судовладельцев и грузовладельцев. Порты обязаны информировать судовладельцев о существующих видах и ставках портовых сборах.