Таким образом, можно сказать, что актуальность сатирическим произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина придает поднятие «вечных» проблем, которые присутствуют в обществе на протяжении многих лет. Самым известным сатирическим произведением Бирса, вероятно, является "Словарь дьявола" (1906), в котором определения высмеивают косность, лицемерие и полученную мудрость. Цель сатирических произведений – осмеяние общественных недостатков с целью их искоренения и исправления. Обычно сатира охватывает всё литературное произведение и лишь иногда отдельные его отрывки и сцены. Сатирическое произведение – это литературное или художественное произведение, которое с помощью шуток, иронии и сатиры изображает недостатки, ошибки или противоречия в обществе, политике, культуре и других сферах жизни.
Что такое сатира? Сатирическое произведение Сатирическое обличие
Сочинение Нужны ли сатирические произведения? | Нейросеть отвечает | Сатирические романы – это произведения, в которых сатира используется для критики общества и его недостатков. |
Сатира как жанр | Писатели-сатирики и их роль в обществе Сатира – это резкое проявление комического, когда смех становится оружием в борьбе с различными человеческими пороками. |
Что такое сатирическая поэзия?
Под пером Гая Луцилия, одного из наиболее видных создателей этой формы, — Горация, уступающего ему по силе обличения, но превосходящего его в отделке формы, — ученика его Персия, не столько сатирика-обличителя, сколько философа, и, наконец, великого Ювенала, римская С. Серебряный век. Не находя выражения в определенной форме сатиры, сатирическое направление, можно сказать, проникает всю литературу средних веков, особенно конца их. Уже в французских баснях, фаблио, сирвентах сатирический элемент занимает заметное положение. В области "городской лирики", носящей сильный отпечаток С. Наконец, ряд поэтов XIII в.
Но настоящее воспроизведение римской С. В 1560 г. К тому же времени относится так называемая "Meниппова сатира" см. Матюрэна Ренье — преувеличение, оправдываемое лишь до некоторой степени его эпическими реальными созданиями "Facheux", "Repas ridicule" и "Macette". Скорее это название подходило бы к самому Буало, если бы его С.
В XIX в. Теперь редко кто назовет свое лирическое произведение С. В Германии уже дидактика шпильманов см. Австриец был и Штрикер, который, кроме своего продувного "Попа Амиса", создал ряд язвительных изображений придворного быта. В конце XIII в.
В XIV в. Реформационная литература проникнута духом С. В ответ на "Похвалу глупости" см. Эразм и "Письма темных людей" появляются "Сетования темных людей" и другие произведения противников Реформации, среди которых особенно выдается Мурнер. Самым выдающимся сатириком протестантства был Фишарт 1550—1589 , "если можно назвать С.
После Оница вновь наступает расцвет С. В дальнейшем движении С. Гагедорн подражал Горацию, Рост писал личные С.
Сатира так и осталась «всякой всячиной»: она воплощается в самых различных жанрах, и та энергия смеха, которая ей присуща, делает ее грозным оружием.
Вспомним строки Пушкина: Приди на мой призывный клич! Не нужно мне гремящей лиры, Вручи мне Ювеналов бич!.. Среди сатириков именно Ювенал ок. Его 16 сатир остались в веках и вызвали отклик в последующей литературе.
Общепризнанный законодатель литературных правил Буало 1636—1711 в своем теоретическом трактате в стихах «Поэтическое искусство» пишет, что жанр сатиры нужнее обществу, чем ода. Так мы утверждаемся в мысли, что в литературе существует жанр сатиры. Однако в России XVIII века сатирическая стихия охватила множество жанров — это и собственно стихотворные сатиры, и басни, и эпиграммы, и прозаические произведения, и пародии. Те, на кого была направлена критика, содержащаяся в сатирическом произведении, обычно реагировали очень активно, а иногда и забавно.
Сатира в унизительной форме высмеивает личностные или социальные явления, которые автор считает порочными. Что такое юмор в литературе? Юмор — это вид комического, в котором пороки осмеиваются не беспощадно, как в сатире, а доброжелательно подчеркиваются недостатки и слабости человека или явления, напоминая о том, что они часто лишь продолжение или изнанка наших достоинств.
Что такое гротеск и примеры? Гротеск — это фантастическая гипербола. Гипербола ближе к реальности, гротеск — к кошмарному, фантастическому сну, видению.
Например, сон Татьяны Лариной А.
Особое роль в развитии сатиры 18 века сыграло творчество А. Кантемир основывался на европейской литературной традиции и своими предшественниками считал Д. Ювенала, Н. Сатиры А.
Кантемира делились на философические и живописные. Жуковский в статье "О сатире и сатирах Кантемира" писал о том, что сатиры А. Кантемира четко делятся на русские и заграничные: русские — "живописные", т. Кантемир более тяготеет к рассуждению о пороке как таковом. Своего расцвета русская сатира достигла в 19 веке.
Сначала басни И. Крылова , сатирические стихи Г. Потом А. Грибоедов в своей комедии "Горе от ума" "заклеймил Молчалиных и Скалозубов", а Н. Гоголь сатирически показывал "мертвые души" помещичьей России.
Сатира как вид искусства: определение и характеристика
Сатирическое произведение – это особый жанр литературы, который смешивает в себе юмор, иронию и социальную критику. Что такое сатирическое произведение в литературе. От сатирических элементов этих, со стороны занесенных, произведений Веселовский пытался вести и народную сатиру.
Писатели-сатирики и их роль в обществе
Что значит сатирическое произведение | По толковому словарю Ожегова: «Сатира — художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности». |
В первую очередь сатирическое произведение связано с современностью. Сатирическое произведение тем более бессмертно, чем более универсален и всенароден идеал, утверждаемый автором. |
Вы точно человек?
Вывод: Сатирические произведения существуют в разных формах и жанрах, но общим для них является насмешка над происходящим в обществе, критика религии, политики, чиновников и других явлений. В этом произведении Салтыков-Щедрин высмеивает лень людей, разучившихся трудиться, умеющих лишь «сидеть на шее». Определение ее как жанра можно лучше понять, обратившись к произведениям Персия, Горация и особенно Ювенала, в которых римская сатира дала самые высокие образцы. В одном сатирическом произведении можно найти различные стилистические приемы. Типичное сатирическое произведение является побочным продуктом общественных изменений, политических и социальных трансформаций. Сатира – жанр поэтического либо прозаического произведения, в котором автор изобличает пороки и слабости.
Писатель-сатирик, зачем ты нам?
читайте в нашей статье на Самым известным сатирическим произведением Бирса, вероятно, является Словарь дьявола (1906), в котором определяют высмеивают ханжество, лицемерие и мудрость. Сатирические произведения – это литературный или художественный материал, созданный с помощью сатирического подхода к изображению социальных явлений.
Что значит сатирическое произведение
Творчество этого писательского дуэта состоит из острейшей сатиры чуть более, чем полностью. Куда только Степанида Власьевна со всей ее цензурой смотрит! Да и вообще « Гаргантюа и Пантагрюэль » почти целиком состоит из всевозможных сатирических отсылок. Классика жанра — война «остроконечников» и «тупоконечников» на тему «с какого конца разбивать яйцо», явно пародирующая католиков и протестантов. Но это — самый известный прикол в тетралогии. Было много других. В первой части Свифт поиздевался и над антишпионской истерией, и над кабальной послевоенной дипломатией и, особенно явно, над королевским двором. Чего стоят только спортивные состязания, по итогам которых должности достаются лучшим прыгунам и пролазам. Во второй книге автор ещё более тонко подшучивает над нравами королевского двора включая половые пристрастия его женской части и лично над привычками короля Георга.
В третьей декан копнул глубже всего. Политический террор, государственное управление на местах, мракобесная наука и куча других прелестей в наличии. Трибниа, она же Лангден того времени, что вы хотели… Книга четвёртая — вовсе эталонное « На тебе! Эдгар По писал и в этом жанре. Станислав Лем — все произведения про И.
Ильф, Е. И сарказм, и ирония относятся к литературным тропам — средствам художественной выразительности языка.
Но все же между этими приемами есть заметная разница: Ирония оставляет место для симпатии и сочувствия к осмеянному. В сарказме гораздо меньше веселья и игры, а больше злобы и возмущения. С помощью сарказма не столько смеются над недостатками, сколько обличают. Сарказм подразумевает особенно сильный контраст между явным и скрытым смыслом слов. Если ирония — форма иносказания, прозрачный намек, то сарказм — намерено ослабленное иносказание, очевидная критика. Гротеск — предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального. Гротеск сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим, вскрывает противоречия действительности.
Гротеск отличается тем, что в нём смешное и забавное неотделимы от страшного и зловещего; как правило, образы гротеска несут в себе трагический смысл.
Сатира позволяет помочь людям увидеть и осознать негативные стороны своего образа жизни и дает им возможность задуматься над изменением ситуации. Она передает тонкое и изощренное мировосприятие автора, позволяет выразить его точку зрения и создает возможность изменить взгляд на определенные явления и события. Смысл сатирического произведения заключается в том, что оно позволяет создать обстановку смеха и радости, что способствует накоплению позитивных эмоций и переживаниям у читателей или зрителей. Кроме того, сатира позволяет разоблачить гипокризию, лицемерие и двусмысленность, вызывая осмысление и критическое мышление у аудитории. Она выступает как критическое орудие, с помощью которого автор выражает свое отношение к основным явлениям и проблемам в обществе. История и развитие Сатира — это литературный жанр, основная цель которого заключается в критике и насмешке над недостатками и проблемами общества. История сатиры уходит своими корнями в древность, когда она использовалась как средство для выражения неудовлетворенности и протеста.
Изначально сатира была частью устного народного творчества. В древнем Риме, например, известны работы сатирических поэтов, таких как Ювенал и Гораций. Римская сатира заслужила широкую популярность благодаря своей остроте и сарказму. В средние века сатира доходит до своего пика развития. Ведущими жанровыми формами становятся фаблио, комедия, сказка. Особенно эти жанры активно использовались в сатирической литературе XV-XVII веков, а также в книгах известных комедийных писателей, таких как Шарль Додекен. Как правило, авторы сатирических произведений насмехаются над представителями правящего класса и чиновничеством. В XIX веке сатира претерпевает значительные изменения.
Она становится более интеллектуальной и социально-политической. В XX веке приобретает особую популярность сатирическая проза, карикатура и комедийное телевидение. Сатирические журналы, такие как «Приколы», «Крокодил», «Чарльи Эбдо» становятся популярными в различных странах мира. В своих работах сатирики воспроизводят и критикуют реальность, вызывают отклик аудитории, часто шутят на интересующие вопросы политики, культуры и общества. Характеристики и признаки Сатирическое произведение имеет несколько характеристик и признаков, которые помогают определить его жанр и цель: Ирония и сарказм. Сатирическое произведение часто использует иронию и сарказм для подчеркивания своих мыслей и критики различных явлений общества. Автор отражает свою точку зрения через искажение фактов и смешение реальности и вымысла. Сатира часто является средством высмеивания и критики определенных политических, социальных или культурных условий.
Автор использует сатирические приемы для указания на недостатки и проблемы в обществе или в конкретных людях. Персонажи и события. В сатирическом произведении часто встречаются вымышленные персонажи и события, которые упрощают и усиливают смысловую нагрузку произведения. Это может быть карикатура на реальных людей или события, что усиливает сатирический эффект.
По словам Гегеля, сатира в литературе резкими красками «живописует противоречие действительного мира тому, чем должен был бы быть добродетельный человек» Эстетика. Но хотя представление о «добродетельном человеке» у каждого автора вполне индивидуально, да и сам идеал жизни в разных культурно-исторических условиях различен, остается общий для разных эпох смысл его — это идеал естественной, «неиспорченной» жизни. Он становится понятен в сатирическом произведении «от обратного», по противоположности тому, что автор показывает. Так, когда Гоголь в «Мертвых душах» изображает существование людей, которые «даром бременят землю», ясно, что его представления о «правильной» жизни противоположны изображаемому. Идеал сатирика чаще всего присутствует в тексте лишь потенциально, как мечта о таком мироустройстве, где царит гармония и упорядоченность бытия. Он не излагается в подробностях, так как позитивный план бытия требует обоснованных доказательств, а сатира принципиально не доказывает, а только указывает, не объясняет, что зло есть зло, а демонстрирует это зло.
Сатирическая аргументация, хотя и имитирует иногда логические доказательства так делал, например, Буало в своих стихотворных сатирах , но оперирует не ими, а «наглядными» примерами. Поэтому в сатирических произведениях широко используется монтаж. Остроумное перечисление отрицательных свойств «обвиняемого» героя или вариаций того или иного порока, изображение «галереи» отрицательных персонажей, «монтирование» эпизодов из жизни осмеиваемого героя, наложение эпизодов из сатирически освещаемой истории страны или даже человечества можно наблюдать и в стихотворных сатирах Ювенала, Буало, Кантемира, и в «Мертвых душах» Гоголя, и в "Острове пингвинов" А. Монтаж в известной степени нарочит и рационален. Но это вовсе не предполагает, что в основании сатирического обличения находится только холодный расчет издевающегося рассудка. Не меньшее значение имеет чувство, «сердечный жар» сатирика. То есть сатирик сулит «ненормальность жизни» не только с социальной или этической стороны «любовь к добродетели» , но и со стороны эстетической "уважение ко всему прекрасному". Соединение же этих двух сторон, совмещение потребностей добра и красоты определяют основную интонацию автора, его позицию — благородное чувство негодования, возмущения, презрения к тому, что он осмеивает, ибо в основе «благородных» эмоций лежит сочетание именно этического и эстетического начал.
Что такое сатирическое произведение основные черты жанра и примеры
В отличие от современных им «гисторий» и «сказаний», бытовавших также и среди демократических читателей, сатиры избирают своим сюжетом простейшие и обычные случаи из повседневного быта. Но эти случаи выбраны так, что они дают возможность обнаружить те стороны феодально-крепостнической действительности, обличение которых составляет задачу писателя. Сатира XVII в. Произведения сатирической литературы XVII в. На этом старшем этапе своего развития сатира пользуется уже готовыми литературными формами, всегда точно и обоснованно отбирая их из устоявшейся традиции. Выбирая средства для выражения сатирического замысла, демократические писатели имели перед собой полноценный образец в виде народной сатиры, также жанров о неоднородной. Сатирическая сказка и пословица, прибаутка и небылица сих своеобразным методом создания сатирических характеристик, обобщений нашли себе в литературе применение и в целом, и в отдельных своих элементах. В повестях о Шемякином суде, о куре и лисице, о крестьянском сыне, о Фоме и Ереме ведется рассказ приемами сатирической бытовой сказки, отчасти — сказки о животных. Но в «Азбуке о голом и небогатом человеке», «Службе кабаку», «Калязинской челобитной» сатирическая пословица и прибаутка являются лишь одним из элементов сатирического стиля. Народная небылица определила форму изложения таких жанрово различных произведений, как «Лечебник на иноземцев», «Роспись приданого» и «Сказание о роскошном житии и веселии».
В народной сатире писатели XVII в. Стали пародироваться также литературные и документальные жанры. Выбор этих образцов, как и в фольклорной практике, всегда строго обоснован сатирическим замыслом. В XVII в. Коллективные и индивидуальные челобитные на царское имя или воеводам и другим властям, челобитные, подававшиеся земским соборам, пытались «законным» путем протестовать против «обид, насильств, продаж», против злоупотреблений и беззакония, против «московской волокиты» в судебных делах и т. Известны челобитные монахов, которые жаловались на свое монастырское начальство, разоряющее пьянством «монастырскую казну», доводящее до нищенства и «братию». На фоне этих челобитных с особой остротой выступает иронический замысел «Калязинской челобитной» — сетований пропойц-монахов на «лихого архимарита», который «почал монастырский чин разорять», т. Разнообразные способы пародирования и стилизации церковной и религиозно-учительной литературы употреблялись для разоблачения лицемерия, внешнего благочестия, распущенности духовенства; в «Службе кабаку» проведено смелое сопоставление «мученика за веру» с пьяницей, гибнущим от кабака. Даже мелочное стремление тянуться за богатыми, ни в чем не отставать от них, хотя бы средства и не позволяли этого, сказывавшееся в некоторых обычаях «меньшего» свадебного чина, было высмеяно в XVII в.
Так мастерство сатириков XVII в. Умелому применению жанров деловой и церковной письменности способствовали профессиональные навыки той среды, из какой выдвигались создатели сатирических произведений, — мелкие приказные служащие, «плебейская» часть духовенства, примыкавшая к оппозиции посада и крестьянства. Необходимо сразу подчеркнуть, что в XVII в. Пародирование определенных образцов было, как мы видели, неразрывно связано с сатирическим замыслом, с темой общественного, а не узко литературного значения Как литературную пародию, может быть, следует рассматривать загадочную, условно названную издателем «Сказку о молодце, коне и сабло», сохранившуюся в отрывке в рукописи собр. Гиперболическое описание коня и оружия «доброго молодца», возможно, пародирует входившие в моду в XVII в. Это пародирование было лишь одним из средств, помогавших острее, ярче представить предмет обличения. И в этом отношении сатирическая литература XVII в. Выбор контрастирующего образца для пародирования сразу давал возможность заострить тему, нарушив привычные нормы применения данного жанра. В сопоставлении с теми реальными явлениями, для изображения которых служила в прямом своем назначении пародируемая форма, с теми задачами, какие она выполняла, обличаемое в сатире явление особенно резко обнаруживается в своих отрицательных сторонах.
В этом легко убедиться на двух-трех примерах. Смелый замысел — заставить пьянствующих монахов направить самому архиепископу челобитную на строгого игумена, притом открыто назвать по имени лиц, действительно занимавших в годы написания пародии эти должности, — для читателя XVII в. Изложение истории «до нага» обобранного в кабаке пропойцы в форме церковной службы мученику, пострадавшему за веру, также нарушало все привычные ассоциации, связанные с этой литературной формой, сближало два резко противоположных образа, заостряя с помощью этого сближения сатирическое изображение и самого пьяницы, и «кабака шалного» — виновника его несчастий. Таким образом, пародирование определенных литературных и документальных форм в сатире XVII в. Преувеличение, гротеск служат той же цели. Обиженные «лихим» игуменом челобитчики в «Калязинской челобитной» стремятся доказать его вину тем, будто он монастырскую «казну не бережет», и в пояснение сообщают комически преувеличенные размеры убытков: звоном «ис колокол меди много вызвонили и железные языки перебили, три доски исколотили, шесть колокол разбили», на «уголье» для кадил сожгли «четыре овина», ладаном все «иконы закоптили», а монахам «оттого очи выело»; посты так строги, что «мыши с хлеба опухли, а мы с голоду мрем», и т. На гротескном нагромождении невероятных обстоятельств построена «Повесть о Шемякином суде»: чтобы разоблачить пристрастность судьи, автор сначала заставляет своего героя невольно совершить подряд целую цепь случайных преступлений, а затем комически отражает их в столь же невероятном судебном приговоре. Гротескно представлено «малоумие» «богатого мужика», принимающего вора за «ангела господня». Фантастическая ситуация лежит в основе сюжета «Повести о бражнике», который у «врат райских» ниспровергает церковные авторитеты, уличая в «грехах» апостолов, библейских царей, святых.
На комическом преувеличении неудач в работе строится рассказ о Фоме и Ереме — сатира на неспособных к труду представителей господствующего класса; комически серьезная жалоба Осетра и Сома на обидевшего их маленького Ерша в «Судном деле Леща с Ершом» предстает как насмешка над «глупыми и неразсудными» богатыми и знатными людьми, и т. Так с помощью преувеличения, гротеска подчеркивается отрицательная характеристика темных сторон исторической действительности, заостряется сатирический смысл произведения. Выше отмечено, что теми же средствами пользуется и сатира трудового парода, отражающая его антикрепостнические настроения или борьбу с отрицательными явлениями в своем быту. Иронию, характерную черту сатирической стихии в народной поэзии, классики русской литературы расценивали как одну из форм протеста против несправедливостей жизни. Сатирическая литература XVII в. Старшая русская сатира в ее ведущих образцах никогда не снижается до простого вышучивания, поскольку, как мы видели, темой своей она берет не случайные мелкие факты, а явления широкого общественного значения. В применении того или иного оттенка иронии в сатире обнаруживается яснее всего мировоззрение автора, его отношение к изображаемым событиям; поэтому вопрос об иронии как одном из качеств сатирического стиля XVII в. Следует отметить, что в сатире XVII в. В сатирических произведениях XVII в.
В ряде сатирических произведений авторская речь вообще отсутствует. Нет авторской речи и в таких произведениях, самая форма которых не оставляла места для нее, как «Лечебник на иноземцев», «Роспись о приданом», «Судное дело Ерша с Лещом». В сатирах, где рассказ ведется «по-сказочному», авторская речь по своей функции напоминает ремарки драматических произведений. Вначале автор сообщает кратко, в какой обстановке происходит действие: «Стоит древо высоко и прекрасно, а на том древо сидит кур велегласны, громкогласны, громко распевает, Христа прославляет, а християн от сна возбуждает. И под то древо, к тому седящему на древо к велегласному х куру пришла к нему ласковая лисица и стала ему говорить лестными словами, глядя на то высокое древо» «Повесть о куре и лисице» ; «Некий человек, пиющий рано велми в празники божия, за всяким ковшем господа бога своего прославляет. По неких днех реченаго дни прислал бог ангела своего по душу того человека; понесли душу того человека к божественным вратом, поставили того человека у врат; отиде прочь. Нача человек толкатися у врат. Прииде ко вратом Петр апостол» «Повесть о бражнике» ; «Бысть неки крестьянской сын у отца своего и матери. И отдан бысть родителми своими грамоте учитися, а не ленитися.
Почал ево мастер болно бил, подымаючи на козел, за ево великое непослушание и за ленивство. И он, крестьянской сын, в то дело ся дал, а учения не возприял себе и учал себе размышлять» «Повесть о крестьянском сыне» , и т. В дальнейшем автор лишь связывает части диалога довольно однообразными «и рече», «и отвеща», добавляя иногда указание на эмоциональпый тон последующей реплики: «... В «Повести о крестьянском сыне» реплики вора предваряются кратким описанием его действий: «... Единственное произведение сатирической литературы XVII в. Обличение кабака и пьяниц от лица автора, а не только от лица «до нага» обобранных посетителей кабака обусловлено здесь самой формой, пародирующей церковные песнопения: лирические излияния молящегося и прославление им мученика в церковной службе превращаются в пародии в суровые обвинения и «злословие» кабака как со стороны пьющих в кабаке, так и самого автора. Однако, и не вмешиваясь прямо в рассказ, авторы сатир умели настроить читателя в тон своему отношению к изображаемым фактам, и делали они это с помощью всей интонации повествования через речевые характеристики героев. Нам всегда ясны авторские оценки, то, что Чернышевский называл «приговором» поэта или художнику над изображаемыми явлениями. Поэтому и нельзя относиться к старшей русской сатире лишь как к выявлению «особой стихии веселости» И.
Домашний быт русских царей... Было бы исторической ошибкой искать уже в сатирических произведениях XVII в. Как и во всей допетровской литературе, в старшей сатире еще нет индивидуализированных героев. Они все в той или иной мере представляют собой только обобщения определенных типических черт данной общественной среды. Но если в положительном герое древнерусская литература показывала и «норму класса», т. В сатире XVII в. Первый герой — страдающий от гнета феодально-крепостнического строя; через его судьбу автор показывает отрицательные стороны этого строя и, обличая их, сочувствует обездоленному. Таков «голый», разоренный «богатыми мужиками», пьяница, «до нага» ограбленный целовальником и «шалным кабаком», ставленник, обобранный попом Савой, «крестьянин» Лещ, выгнанный «боярским сынчишкой» Ершом из Ростовского озера, бедняк, идущий на суд к Шемяке, бражник, которого не пускают во «врата божия». Другие герои сатир — непосредственные объекты сатирического обличения, насмешки.
Это «богатые мужики», «бедняки», целовальник, «кабак», являющийся воплощением зла, судьи-взяточники, пьянствующие монахи, поп Сава, «воевода Осетр» и «окольничий Сом» и т. Отношение автора к герою иногда становится двойственным, противоречивым: он и глубоко жалеет пьяницу, доведенного до нищеты, а то и до тюрьмы «шалным кабаком», и в то же время осуждает его за потерю чувства собственного достоинства; он на стороне крестьянина Леща в его тяжбе с Ершом, но явно одобряет Ерша, когда тот издевается над воеводой и окольничьим, над судьями. Все герои сатиры показаны исключительно с точки зрения того явления, против которого сатира направлена. Все внимание сосредоточивается на этом осуждаемом явлении, а не на человеческом характере в целом. Безымянные герои сатирических произведений представляют собой художественные обобщения; не случайно поэтому они в своем огромном большинстве и называются по признаку этого, лежащего в основе авторского замысла, осуждаемого явления: «голый» — герой сатиры о разорении «богатыми мужиками» «младого» наследника; пьяница и все другие посетители кабака, названные только по профессии, — герои «кабацкого праздника»; «кростьянишка» Лещи «боярский сынчишка» Ерш — герои повествования о тяжбах в суде, «бедный» и «богатый брат» — повести о Шемякином суде, «иноземец» — «Лечебника», и т. Именами наделены дишь судья Шемяка, поп Сава приравненный этим именем к герою народных пословиц, в которых имя Сава взято как рифма к «слава»; эта рифма перенесена и в сатирическую повестушку о нем , ни к чему не пригодные Фома и Ерема. Герои сатир не имеют индивидуальных биографий, в описании их поведения, характеров, отношений с окружающими собраны типические черты данной общественной среды данного образа жизни. Однако следует в полной мере оценить то уменье, с каким авторы XVII в. Ничего особо примечательного авторы не сообщают о своих героях — и о тех, кому они сочувствуют, и о тех, кого осуждают.
В сатире на первом плане представлена уродующая и самих людей, и их жизнь действительность феодально-крепостнического быта; в неразрывной связи героев с их бытовой обстановкой, с мелкими делишками, какими они заняты, вырисовываются и они сами как типы, которые читатель встречал на каждем шагу, и те явления жизни, суд над которыми произносит сатира. В том-то и заключается общественное значение этих первых опытов русской сатиры, что она умеет через изображение мелких, незначительных самих по себе фактов и поступков подвести читателя к большим и серьезным вопросам тогдашней жизни: порочной практике пристрастного суда, взяточничеству властей, распущенности «белого» и «черного» церковного сословий, бесправия неимущих, спаивания населения и т. В то время как в «большой» литературе прошлого, преимущественно исторической, герой-феодал, выразитель определенного общественного идеала, рисовался вне своего обычного бытового окружения, в обстоятельствах более или менее исключительных сражения, государственное строительство, дипломатическая деятельность и т. Поэтому в сатире гораздо больше, чем в других видах литературы, предметов этого быта, не случайно выхваченных из него, а подобранных так, что они помогают представить нам условия той конкретной, реальной жизни, в которой совершаются поступки, осуждаемые сатирой. Поэтому в лучших образцах сатиры мы действительно видим людей, уродующую их обстановку, зло, которое она приносит. Мы видим замоскворецкого «попа Саву», сутягу и ябедника, который «по приказам волочитца», вместо того чтобы служить в церкви, «по площади рыщет, ставленников ищет»; видим «ставленников», которые «капусту поливают», «баню топят» попу, вместо того чтобы учиться; слышим жену, которая пытается предостеречь беззаботного попа, вычитывает ему все «вины», грозит наказанием, выражая авторскую оценку его поведения; наконец, житво представляем наказанного попа — он сидит в «патриаршей хлебне» «на цепи», «сеет» муку и разливается в запоздалых сожалениях. С большим мастерством воспроизведены в «Службе кабаку» сцены кабацкого быта, на фоне которых показано постепенное нравственное падение пьющего, хотя в этих сценах немало и грубых натуралистических подробностей. Выразительные портреты калязинских челобитчиков проступают через их собственный рассказ о том, как они «до полуночи у пивного ведра» «утрудятся», «на утро встать» не могут, «где клобук с мантиею» не помнят, в церковь «к росходному началу» едва поспеют; как они просятся в слободу «благословение коровнице подать»; как жалуются, что от кадил им «очи выело, горло засадило», а от постов они «с голода мрут». В мечтах этих пьяниц о «добром архимарите», который «горазд лежа вино да пиво пить», о веселой жизни при нем раскрываются вполне реальные картины беспробудного монастырского пьянства, засвидетельствованного и в деловых донесениях московских надзирателей за монастырским бытом.
Именно этот быт насытил литературные описания таким обилием «обиходных» слов — названий бытовых предметов, определений их качеств, положения бедняка и т. У «голенького», по каким бы причинам он не обнищал, — «земля пуста и травою поросла», «дом потешен, голодом изнавешан, робята пищать, ести хотят, а мы право божимся, что и сами не етчи ложимся»; его одолели «нагота и босота», одежда его — «балахонишко в полденьги», «лаптишки», «платье худое, и то чужое», «феризи рогоженные», «завязки мочалные», и т. Так сатира XVII в. Сатира распространила это изображение «стражущих тружающихся» и на различные слои трудового населения города-посада. И и этом отпошении сатира XVII в. Внутренний мир героев раскрывается в сатире в речевых характеристиках. Как уже отмечено выше, авторы сатир очень мало вмешиваются в рассказ. Не только мысли и настроения действующих лиц, но и самые события выясняются из собственных речей героев. Монолог или диалог своим содержанием и интонацией определяет и облик самого героя, и его отношение к окружающим, и авторскую оценку всего изображаемого.
Забыв об обещанном прощении грехов, лисица уже не скрывает настоящих своих намерений: «А я теперь сама галадна, хочу я тебя скушать, чтоб мне с тебя здравой быть». Так автор наглядным образом представляет лицемерие, корыстолюбие духовенства. В монологе «голого» гневные интонации, когда он вспоминает о разорившем его «богатом мужике» и грозит тому «бедой», «дубиной», сменяются горько-ироническими размышлениями над своим безвыходным положением, и не случайно именно в этой части монолог полон народных пословиц о бедняке, грустно иронизирующем над своей судьбой. На частой смене интонаций, а соответственно и лексики, строится речь в «Службе кабаку», то вкладываемая в уста пьяницы, то ведущаяся от лица самого автора: гнев, презрение, сожаление, горькая ирония чередуются в этих речах, направленных к одной цели — осудить всеми средствами «шалной кабак», несущий народу «обнажение велие». Гротеск и преувеличение, проникающие в речи героев, лишь помогают острее выразить замысел, подчеркнуть самое характерное в нем. Вот почему калязинские монахи, в образе которых автор хотел осудить прежде всего распущенность нравов в монастырском быту, гротескно изображают именно строгую жизнь по монастырскому уставу, а описанию своей веселой пьяной жизни придают идиллическую окраску. Преувеличение есть в обоих картинах, но его тональность разная. Однако и за той и за другой картиной чувствуется ироническая оценка самого автора, который, осуждая нарушителей монастырского устава, не слишком, видимо, почтительно относился к нему и сам. Закономерно для времени возникновения старших русских сатир то, что, осуждая определенные явления общественной жизни, они еще не могут подсказать своим героям путей выхода из их тяжелого положения.
Ни обнищавший через кабак пьяница, которого клянет голодающая семья, ни обездоленный богачами «голый», ни бедняк, идущий к судье Шемяке, не знают, чем помочь себе. Стихийные выступления трудового народа против феодально-крепостнического строя в XVII в. Поэтому понятно, что и в литературе осуждение отрицательпых сторон жизни не сопровождалось еще четким осознанием того, каким путем устранить эти отрицательные явления, в чем подлинные причины страданий угнетенных масс.
Чего стоит только безумный генерал Потрошиллинг или сам герр доктор Стрейнджлав, который регулярно принимает президента за фюрера. Это «На тебе! Пародии на них там вкраплены в качестве шоу внутри шоу. Фрэнк Оз настолько ненавидел такие киноподелки называл их «раком Голливуда» , что вышло даже не смешно, а горько и мерзко. Тот же замысел — в очень камерных The Extendables от Брайана Томпсона. Но зрители прекрасно понимали, что стёб идёт как раз над переживающими Великую депрессию США.
И многие-премногие американцы на фильм обиделись, ибо так их родину не стебал ещё никто. Чего стоит только привлечение к власти сумасбродного авантюриста в обмен на погашение кредитов, назначение министром обороны иностранного шпиона или абсурдистски радостная песня «Мы идём воевать! В Штатах и по сей день подобные шутки позволительны исключительно над иностранцами, но никак не над собой. Телесериалы Sweet Tooth: мальчик с оленьими рогами — сериал, снятый по одноимённому комиксу. Действие происходит в постапокалиптическом мире, который поразила неизвестная болезнь, а за ней также последовало рождение гибридов детей полуживотных, полулюдей. Многие люди презрительно отнеслись к гибридам, считая их главным источником болезни, из-за чего на них начинают охотиться и ставить эксперименты. В сериале неоднократно высмеиваются пороки человека такие как меркантильность, жестокость, жадность и ксенофобия. Последний министр — российская комедия, которая высмеивают российскую элиту и представителей власти.
Можно сравнить эти произведения с книгами Чехова, Зощенко, Жванецкого и Довлатова. Несмотря на то, что стилистика разная, все же повествование легкое и искрометное, как и у признанных классиков мира литературы. Мы смеемся над глупостью и пошлостью, но и немного над собой. И это нисколько не обидно, ведь мы сами многое понимаем про нас самих. А смех, как известно, полезен для здоровья. Читая книгу, на каких-то моментах можно хохотать, на каких-то улыбаться, а на каких-то — откладывать книгу, размышлять о быстротечности времени. Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ 8.
На жанр политической сатиры повлияли произведения поэта Аристофана об афинском народовластии. Юмор в сатире используется для того, чтобы разбавить прямую критику, иначе сатира может выглядеть как проповедь. Это характерно уже для первых сатирических произведений. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном. Сатиры Кантемира. Шутливая с. Гневная с. Бич сатиры. Заклеймить сатирой общественные пороки.
Под историей Митрофан понимает те истории, которые рассказывает скотница Хавронья. По закону 1767 года крестьяне за жалобу на помещика ссылались на каторгу. Бесконтрольная власть помещиков стала основной причиной народных бедствий. Труслив, расчетлив дядя Митрофанушки. Судопроизводство же находится на таком уровне, что обберет и правого и виноватого. Вопроса об отмене крепостного права Фонвизин не ставит, а требует человеческого отношения к крепостным. В конце комедии Правдин берет имение Простаковой в опеку. Фонвизин подсказывает правительству выход: помещики, жестоко обращающиеся с крестьянами, должны быть лишены права владеть крепостными. Вспомним, как лебезит Простакова перед Стародумом, узнав о его десяти тысячах.
Она с гордостью вспоминает отца, нажившего состояние взятками. Фонвизин не побоялся опалы. Он произнес суровый приговор екатерининской России. Писатель-революционер А. В конце 80-х годов Д. Однако он был запрещен. Писателю дали понять, что места в литературе ему нет. В 1792 году сломленный этим ударом Фонвизин умер.
Сочинение по литературе на тему: Сатирическое обличение отрицательных сторон жизни крепостной России в комедии Д. Фонвизин первым из русских писателей и драматургов Read More...... Простакова представлена как властная Необразованная русская баба. Недоросль — подросток, несовершеннолетний. Произведение было написано в 1781, а в 1782 впервые поставлено на большой сцене. Денис Иванович Фонвизин начал работать над комедией по приезде в Россию из Франции. В образе Read More...... Я думаю, что второе значение у этого слова появилось благодаря образу недоросля — Митрофанушки, Read More......
Одной из центральных проблем было воспитание. В то время в России была идея просвященной монархии.
Писатель показывает негативное отношение к персонажу, пользуясь иронией «пискарь просвещенный, умеренно — либеральный», «дрожа, победы и одоления одерживал» [2]. Также нельзя не упомянуть, что ключевую, главную роль в произведении сыграли гротеск и гипербола, которые преувеличивают отрицательные черты героя, чтобы показать всё убожество его философии: «Кажется, что я жив? Автор саркастичен по отношению к премудрому пискарю, который ведёт затворническое существование.
Главная идея состоит в том, что невозможно прожить настоящую жизнь, дрожа в вырытой норе, боясь высунуться. Таким образом, с помощью элементов сатиры, которые использует Салтыков-Щедрин, прослеживается осуждение им обывательского образа жизни героя, являющегося аллегорией[1] человека. Нельзя не сказать, что «Сказки для детей изрядного возраста» не единственное произведение отечественной классики, где изображаются социальные пороки. Например, персонажи поэмы Н. Гоголя «Мертвые души» также стали символами негативных явлений общества, а смерть щедринского пискаря, свидетельствующая о бесцельно прожитой жизни соотносится с судьбой главного героя рассказа И.
Бунина «Господин из Сан-Франциско». Салтыков-Щедрин воплотил разные пороки в одной мелкой рыбёшке, а Н. Гоголь зашёл дальше. Каждый его персонаж символизирует отдельный социальный порок: Манилов — беспечность «Дом господский стоял одиночкой... Оба писателя активно пользуются сатирическими приёмами при создании портрета того или иного героя.
В рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» речь идёт о человеке, который прожил никчёмную жизнь, лишённую всякого интереса, наполненную боязнью, постоянно задаваясь вопросом: «Что будет, если перестану платить?
И не сможем ответить ясно на вопрос о том, что такое сатира. В плане сатирическом например, у Салтыкова-Щедрина и в плане прямого отрицания и критики у Л. Толстого может быть выражено изобличение бюрократии и русского самодержавия. Маяковский изобличал сатирически буржуазию и мещанство, Горький их же, но в виде прямого отрицания.
Вот что такое сатира в литературе. Определение ее в тексте обычно не представляет большой сложности - мы делаем это интуитивно. Специфика понятия "сатира" Специфика понятия "сатира" состоит не только в том, что оно вскрывает вредные, отрицательные или позорные явления, но и в том, что осуществляется это всегда средствами комического закона, по которому негодование составляет единое целое с изобличением комическим, а изобличаемое изображается как нормальное, чтобы потом через это обнаружить смешное, что данная норма - лишь видимость, которая заслоняет зло. Подтверждается данная мысль всей историей сатиры. Читая их, мы понимаем, что такое сатира в литературе. Определение этого понятия было дано выше, так что если вы сомневаетесь, вы всегда можете прибегнуть к нему.
Классическое деление сатиры на "патетическую" и "смеющуюся", которое Шиллер проводит в одной из своих статей, таким образом, не имеет достаточного основания. Типы сатиры Сатиры на врага могут быть отрицанием всей существующей социально-политической системы. Данный тип связан с именами величайших сатириков, в разные эпохи давших гениальные образцы отрицания и критики социальной действительности современной этим авторам эпохи. К ним относятся Свифт, Рабле, Салтыков-Щедрин. Второй тип сатиры - когда автор зовет не к уничтожению всей системы, породившей пороки, а к исправлению отдельных из них. Такая сатира направлена в основном на нравы, быт, культурные обычаи.
Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», а также книгу С. Бранта «Корабль дураков». В России жанр представлен романом М. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы». Басни также известны человеку с античности. Самые знаменитые баснописцы Эзоп, Лафонтен, Мольер, Крылов , безусловно, были сатириками. Эпиграмма — это малый сатирический жанр, который высмеивает отдельные черты характера или неблаговидные поступки. В русской лирике эпиграмму можно обнаружить в творчестве Жуковского, Пушкина, Языкова, Лермонтова, Баратынского, Батюшкова. В жанре памфлета работали, прежде всего, публицисты. Он прочно обосновался в журнальной литературе и стал любимой формой самовыражения в эпоху Просвещения.
А вот пасквиль — не тот жанр, упражняться в котором стоит каждому. Так называется письменная клевета, созданная автором с неблаговидными намерениями. Обычно с помощью пасквилей сводят личные счёты с кем-либо, поэтому сим презренным именем называют сочинение дурного вкуса, созданное без разбора средств в сугубо личных целях. Признаки сатирических произведений В России сатиру принято противопоставлять юмору. Есть и другая традиция: юмористическое делят на сатирическое, ироническое и прочие разновидности смешного. Так или иначе, противопоставляя, мы лучше видим отличия. Чтобы понять, что перед нами сатира, а не просто весёлый рассказ или забавное стихотворение, посмотрим, есть ли в произведении данные признаки: недостатки не просто называются, но и высмеиваются иногда с помощью гиперболы преувеличения или литоты преуменьшения ; насмешку нельзя назвать безобидной: по характеру она острая, злая, порой язвительная; цель сатиры: уничтожить, искоренить прежнее и спровоцировать появление нового; задачи сатирика глобальны: он борется с «сорняками» как в одном человеческом сердце, так и на ниве всего человечества; нельзя представить сатиру вне жизни общества; сатира не знает оттенков и компромиссов, используя самые беспощадные средства осмеяния. Если говорить о средствах художественной выразительности, которые помогают сатирикам заострить оружие борьбы, то это гротеск, гипербола, литота, метонимия, синекдоха и другие способы создания контрастности.
Сатирические произведения - что такое?
Одной из особенностей сатиры в журналистике является использование юмора и иронии. При этом целью сатиры в журналистике является не только развлечение читателей, но и передача определенной информации и критика событий и лиц. Журналистическая сатира способна выявить и подчеркнуть недостатки и противоречия в обществе, вызвать обсуждение и изменить мнение людей. Сатирическая журналистика является важной составляющей нашей современной информационной среды. Она позволяет способствовать взращиванию критического мышления, помогает осознать и принять реальные проблемы общества. Кроме того, сатирические произведения обладают высокой коммуникативной ценностью, их часто делят в социальных сетях, обсуждают и превращают в мемы. Влияние сатирических произведений Сатирические произведения играют значительную роль в обществе и оказывают влияние на различные сферы жизни. Ниже представлен список основных областей, на которые оказывается влияние сатирических произведений: Политика: Сатира позволяет высмеивать и критиковать политические деятели и систему в целом.
Она помогает обнажить коррупцию, несправедливость и недостатки в политической сфере. Общество: Сатира раскрывает социальные проблемы, несправедливость и глупость общества. Она способствует возникновению дискуссий и осознанию проблем общества, влияет на его развитие и трансформацию. Культура: Сатирические произведения критикуют различные аспекты культуры, включая искусство, литературу, кино и музыку. Они позволяют смотреть на культуру с иронической и критической точки зрения. Мораль: Сатира подвергает сомнению общепринятые нормы и ценности, показывая, что они могут быть нелогичными или несправедливыми. Она способствует развитию морального сознания и воспитывает критическое мышление.
Юмор: Сатирастические произведения вызывают смех и улыбку у читателей, помогая расслабиться и снизить стресс. Они являются важным инструментом для облегчения неприятных ситуаций и проблем. Сатирические произведения имеют возможность поднять актуальные проблемы общества и вызвать внимание к ним. Они позволяют по-новому взглянуть на существующую реальность и влияют на общественное мнение. Более того, сатира имеет способность передавать сложные и серьезные темы с помощью юмора и иронии, делая их более доступными для широкой аудитории. Вопрос-ответ Что такое сатирическое произведение? Сатирическое произведение — это произведение литературы или искусства, которое использует сатиру, чтобы высмеять иррациональные и абсурдные аспекты человеческой жизни или общественной действительности.
Оно обычно представляет собой комическое или ироничное изображение реальности, поэтому весьма популярно среди читателей. Какие особенности присущи сатирическому произведению? Сатирическое произведение имеет несколько особенностей. Во-первых, оно использует юмор и иронию для высмеивания негативных сторон жизни или общества. Во-вторых, оно часто содержит критику и сарказм в адрес политиков, институтов и общественных явлений.
Слова «комедия» и «сатира» стали синонимичными после того, как в средневековом исламском мире была переведена на арабский язык « Поэтика », которая далее разрабатывалась арабскими авторами и исламскими философами, такими как Абу Бишр, его учениками Аль-Фараби , Авиценной и Ибн-Рушдом. Из-за культурных различий они отделяли комедию от греческого драматического представления и вместо этого отождествляли её с арабскими поэтическими темами и формами, такими как хижа сатирическая поэзия.
Они рассматривали комедию только как «искусство осуждения» и не обращались к светлым радостным событиям либо конфликтным завязкам и счастливым развязкам, характерным для классической греческой комедии. После переводов на латынь в XII столетии термин «комедия», таким образом, получил новое значение в средневековой литературе. Его работы затрагивали политику, часто в похабной манере. Он написал «Этику аристократии» и известную басню «Мышь и кошка», которая была политической сатирой. Его несатирические серьёзные классические стихи также высоко ценятся в числе других произведений персидской литературы. Персидская конституционная революция совпала с появлением таких легендарных сатириков и литераторов, как Ирадж-Мирза , Али Акбар Деххода и Биби Хатун Астарабади. Большинство сатириков написало свои работы в форме поэзии.
Кроме персидской сатиры, сильный подъём во время революции пережила азербайджанская сатира. Легендарный иранско-азербайджанский сатирик Джалил Мамедкулизаде издавал в это время в Тебризе свой известный еженедельный сатирический журнал «Молла Насреддин». Он создал самые первые мультфильмы в истории иранского искусства мультипликации. В конце XX века персидская сатира пополнилась работами Эбрахима Набави. Он предложил новую форму персидской сатиры в своей работе, названной «Sotoon e panjom». Появление и развитие сатиры в Афганистане тесно связаны с его политической историей.
Так, В.
Тредиаковский заканчивает свой стихотворный ответ критику словами: Когда, по-твоему, сова и скот уж я, То сам ты нетопырь и подлинно свинья! Но часто сатира вызывала очень жесткую и даже жестокую реакцию. Так, Екатерина II полемизировала с обличителями власти на страницах журналов и в собственных комедиях. Но она же отвечала на строки обличения репрессиями: Н. Новиков и А. Радищев были арестованы и сурово наказаны. Как же оценивали сатиру и ее возможные виды современники Пушкина?
Жуковский в статье «О сатире и сатирах Кантемира» утверждал: «Насмешка сильнее всех философских убеждений опровергает упорный предрассудок и действует на порок: осмеянное становится в глазах наших низким».
Да и вообще « Гаргантюа и Пантагрюэль » почти целиком состоит из всевозможных сатирических отсылок. Классика жанра — война «остроконечников» и «тупоконечников» на тему «с какого конца разбивать яйцо», явно пародирующая католиков и протестантов. Но это — самый известный прикол в тетралогии. Было много других. В первой части Свифт поиздевался и над антишпионской истерией, и над кабальной послевоенной дипломатией и, особенно явно, над королевским двором. Чего стоят только спортивные состязания, по итогам которых должности достаются лучшим прыгунам и пролазам. Во второй книге автор ещё более тонко подшучивает над нравами королевского двора включая половые пристрастия его женской части и лично над привычками короля Георга. В третьей декан копнул глубже всего.
Политический террор, государственное управление на местах, мракобесная наука и куча других прелестей в наличии. Трибниа, она же Лангден того времени, что вы хотели… Книга четвёртая — вовсе эталонное « На тебе! Эдгар По писал и в этом жанре. Станислав Лем — все произведения про И. Тихого, проф. Тарантогу, «Кибериада» и «Сказки роботов» являются большим набором сатиры в адрес практически всего на свете. Самый, пожалуй, характерный случай — путешествие на Землю. А были и случаи, когда то, что на первый взгляд выглядит как сатира, по факту таковой не является. Тут примечательно «Двадцатое путешествие Ийона Тихого», из которого становится ясно, откуда пошли многие легенды и великие люди прошлого.
Естественно, альтернативная история выдающихся личностей от Гомера до Эйнштейна выведена не для того, чтобы их выставить в дурном свете, а просто в интересах юмора. Единственный, над кем автор реально поиздевался — сам Ийон, нафантазировавший себе роль в абсолютно всей истории человечества, доисторической Земли, да и всей Солнечной системы тоже. Ну, и без самоиронии не обошлось, просто посмотрите, как Лем выставил в этом путешествии научных фантастов XX века, к которым сам же и относился. Впрочем, Муссолини тоже досталось. В фильмах Борат и Бруно он играл роль смешных иностранцев, чтобы через их образы высмеять Америку. Причём всё что он делал в фильмах — не постановка, а импровизация. Впрочем, немало людей считают, что Саша как сатирик не очень, и скорее его шутки не смешны. Стэнли Кубрик люто ненавидел войну как таковую, и практически все его фильмы про боевые действия — антивоенные, где представители командного состава будут выведены в самых худших чертах в отличие от солдат, которые, скорее, просто орудие в их руках — впрочем, и их старина Стэнли зачастую не щадит. Французское офицерство в лице поехавшего военного социопата генерала Брулара и его непосредственного подчинённого Миро представляет собой трусливое и злобное начальство, неспособное видеть дальше собственного носа, да и более-менее положительный Дакс тоже весьма неоднозначен.
Сатира как вид искусства: определение и характеристика
Сатира – жанр поэтического либо прозаического произведения, в котором автор изобличает пороки и слабости. Понять, что произведение или отрывок является сатирой, а не юмором, можно по 5 характерным отличиям. Сатирические произведения – это литературный или художественный материал, созданный с помощью сатирического подхода к изображению социальных явлений.